Факультет бизнес информатика что это такое


“Бизнес-информатика”: все мифы и правда о перспективах модной специальности

Вечная проблема выбора “Кем быть?” рано или поздно посещает каждого. Родители еще с детства пробуют разглядеть в чаде задатки второго Лобачевского или новой Ахматовой. Но к старшей школе восторги чуть стихают: вопрос выбора профессии становится более острым и одновременно меркантильным. Как ни печально, основные критерии выбора профессии — не способности и даже не желание.

Сравниваются шансы на поступление, стоимость обучения, перспективы удачного трудоустройства по специальности и карьерного роста. Последнее интересует, как правило, в разрезе заработной платы или иного вида будущих доходов. Бизнес-информатика — специальность привлекающая одним своим названием, объединяющая несомненно востребованную в настоящее время IT-направленность и красивое слово “бизнес”, неизменно ассоциирующееся с деньгами.

В этом обзоре разберемся:

  • бизнес информатика — что это за профессия;
  • насколько перспективно такое образование;
  • как поступить на факультет IT-бизнеса;
  • кем работать после получения диплома;
  • как превратить “корочки” в реальный доход.

1. Бизнес-информатика: что это за профессия?

2. Факультет бизнес-информатики: актуальность профессии 2.1. Анализ образовательной программы факультетов бизнес-информатики

3. Реальные перспективы выпускников факультета “Бизнес-информатика”: кем работать 3.1. Где учат на специалистов по бизнес-информатике? 3.2. Что сдают при поступлении?

4. Как выбирать образовательное учреждение с профилем бизнес-информатика 4.1. ВУЗ или самообразование: “за” и “против”

Бизнес-информатика: что это за профессия?

Впервые факультет бизнес-информатики был открыт в 2002 году при НИУ ВШЭ. Именно высшую школу экономики можно считать первопроходцами в этом направлении. Впрочем, если бы о необходимость обучать специалистов, работающих с информационными системами в бизнесе, не задумались в этом учебном заведении, это направление все равно было бы освоено. Слишком хорошо на на заре нового века стала видна нехватка специалистов именно этого профиля. Для сравнения, в Германии аналогичный курс появился на 12 лет раньше, а в США на 8. Путем проб и ошибок и изменения программы под востребованность и реалии времени была разработана и общая концепция направления, и ее отдельные ветви.

Если обратиться к рекламке для абитуриентов, то направление бизнес-информатика ВШЭ презентуется как комплекс навыков:

  • разработка информационных систем и программ для бизнеса любого размаха;
  • проектирование бизнес-моделей с использованием сетевого пространства;
  • обслуживание и оптимизация этих ресурсов;
  • менеджмент и юриспруденция, относящиеся к деятельности в интернет;
  • системы безопасности в информационной среде;
  • аналитика, прогнозирование в сфере интернет коммуникаций.

Даже в официальной информации подчеркивается, что бизнес-информатика ВШЭ не является технической специальностью. Это раздел экономического направления и значительная часть читаемых студентам предметов ориентирована именно на эту область.

Преподаватели факультета, регулярно проводящие мероприятия для старшеклассников и потенциальных студентов, заверяют, что выпускников ждут вакансии в аналитических отделах и руководстве крупных компаний. Регулярные отсылки к “звездным” историям людей, занимающих крупные посты, также работают на укрепление образа престижной и потенциально высокодоходной профессии. На некоторые сомнения могут навести только факты, что примеры большей частью почерпнуты из зарубежного опыта, а конкретики, что дает бизнес-информатика, кем работать и какие вакансии подходят, не приводится.

Факультет бизнес-информатики: актуальность профессии

К сожалению, вся предоставляемая учебными заведениями информация запутана и разбавлена водой. Понять, бизнес информатика — что это за профессия, из нее невозможно. Отвлечемся от рекламного буклета для подбирающих ВУЗ в РФ и попробуем понять взаимосвязь понятий бизнес и информационные системы. Тут все очевидно:

  1. Любое предприятие, заинтересованное в развитии и увеличении прибыли, так или иначе связано с сетевыми ресурсами. Минимум — в области рекламы, максимум — работа полностью привязана к интернет-ресурсам и электронным системам. Если по какой-то неведомой причине предприятие еще не использует электронные технологии, это прямая предпосылка для обращения к специалисту. Учет, бухгалтерия, обучение персонала — все завязывается на автоматизации.
  2. Организации, целиком сосредоточенные на информационном продукте или торговле незримыми лотами, привязаны к таким сотрудникам полностью: требуется анализ конкурентной среды, прогнозирование путей развития, разработка собственных шагов и программное обеспечение этой работы.
  3. Бесценна роль специалистов по бизнес-информатике в сфере рекламы, которая на данный момент становится одной из самых высокодоходных отраслей: Обилие персональных электронных гаджетов требует внимания именно к этой ветви маркетинговых приемов.

Перечень можно продолжать бесконечно, а объяснять роль компьютерной техники в современном мире — глупо. Получается, что по окончанию факультета “Бизнес-информатика” кем работать задумываться не придется. Чтобы понять, так ли это, придется заглянуть в учебный план пары ВУЗов, предлагающих это направление.

Анализ образовательной программы факультетов бизнес-информатики

Программа обучения (бакалавриат) в разных учебных заведениях отличается несущественно. Очная форма на базе 11 классов предполагает 4 года обучения, а очно-заочная, заочная, вечерняя — 5. Перечень выдаваемых предметов и детальность изучения также схожи. Первые два года большей частью посвящены математике во всех ее аспектах:

  • линейная алгебра;
  • матанализ;
  • дискретная математика;
  • теория вероятности.

Далее этот откровенно теоретический набор разбавляется рядом экономических дисциплин:

  • микро- и макроэкономикой;
  • экономической теорией;
  • сетевой экономикой;
  • фин.учетом.

Естественно, преподается английский, как язык международного делового общения.

К третьему курсу появляются предметы, связанные с IT-технологиями:

  • программирование и ИС;
  • прикладная информатика;
  • сетевая инфраструктура предприятий;
  • базы данных, их разработка, оптимизация, обслуживание.

Этим предметом отводится до трети учебного времени, но еще треть посвящена наукам, казалось бы, никакого отношения не имеющим к бизнес-образованию.

Пришедшим на факультет бизнеса приходится грызть достаточно большой объем материалов по психологии, философии, социологии, ОБЖ и другим общеобразовательным наукам.

Предметы, касающиеся предпринимательства и без которых факультет бизнеса не был бы таковым вводятся в учебный план только на 4 курсе:

  • менеджмент предприятия и его финансовая, стратегическая и логистическая направленности;
  • бизнес-аналитика;
  • обеспечение информационной безопасности предприятия;
  • защита прав в ИТ-сфере;
  • работа с персоналом и технические средства этого процесса;
  • логистика;
  • эконометрика.

К сожалению, только на том этапе у учащихся есть возможность перейти от теории к делу: на практике протестировать собственные идеи и изучить особенности работы наиболее популярных из внедренных. Уже заканчивающих факультет бизнес-информатики студентов направляют на практику.

И на этом этапе открываются все проблемы: попасть в серьезную организацию достаточно сложно. Для технической работы компании стараются взять выпускников с более обширными практическими навыками в программировании, для аналитической — экономистов. Рассуждения о престижных вакансиях, которые якобы ждут выпускников, оказываются мифом. Отзывы выпускников однозначны: попытка объять необъятное для молодых специалистов оборачивается медвежьей услугой. Зная понемногу обо всем, выпускники “Бизнес-информатики” недостаточно натасканы для конкретной работы. В результате практику студенты получают даже в торговых сетях, по сути занимаясь работой торговых представителей и кассиров-операционистов. В лучшем случае им доверяют отладку внутренних сетей небольшой организаций и установку программного обеспечения.

Реальные перспективы получить возможность стажировки в компании с мировым именем есть только у выпускников специализированных кафедр. При ВШЭ, например, открыты базы Майкрософт, 1 С, САП и “Стек”.

Реальные перспективы выпускников факультета “Бизнес-информатика”: кем работать

Чтобы понять, что из обещаний является правдой, а что рекламными слоганами, достаточно найти отзывы тех, кто уже закончил факультет. Свидетельств, что выпускники попадают на действительно престижные должности, практически нет. Чаще всего свежеиспеченные бакалавры квалификации бизнес-информатика работают:

  • It-специалистами;
  • Erp-программистами и программистами баз данных;
  • Web-администраторами или Web-дизайнерами;
  • бизнес-консультантами тренерами для персонала;
  • верстальщиками и контент-менеджерами;
  • системными аналитиками;
  • специалистами sap.

Стоит учитывать, что современных работодателей мало интересуют “корочки”, которые редко отражают настоящие навыки кандидата на ту или иную должность. Возможно, на руководство предприятия, рассматривающего портфолио соискателя, большее впечатление произведут не документы об образовании, а гранты и свидетельства участия в конференциях или презентациях собственных работ. К счастью, обучение на факультете “Бизнес-информатика, например, в СШЭ дает возможность активно заниматься подобной деятельностью и к моменту выпуска из ВУЗа собрать неплохое портфолио из собственных наработок.

Где учат на специалистов по бизнес-информатике?

Не смотря на достаточно смутные перспективы недостатка в желающих поступить ВУЗы, имеющие кафедру Бизнес-информатика”, не испытывают. 

У каждого из этих учебных заведений имеется разветвленная сеть филиалов, также готовых принять учащихся на коммерческой основе. Образование по специальности “Бизнес-информатика” доступно и в Зауралье, и на Дальнем Востоке. Уральский институт ЭУиП, например, имеет представительства не только в крупных Екатеринбурге и Челябинске, но и периферийных Златоусте, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, где численность населения составляет 50-80 тысяч человек.

Стоит отметить, что и стоимость обучения серьезно отличается. Так за год посещения “Плехановки” придется отдать 240 тысяч рублей, а за год два семестра в ВШЭ — 400. При том, что и проходной балл в последний значительно выше, чем в аналогичные. Престиж “первопроходца” специальности в сочетании с действительно широкой учебной базой дает о себе знать.

Возможно, ажиотажу вокруг специальности способствует и небольшое количество свободных мест для желающих стать специалистом по бизнес-информатике. Даже крупные МГПУ или “Плехановка” готовы взять всего по 20 учащихся. В именитом РУДН мест и того меньше: всего 5. В любом случае абитуриента ждет серьезная конкуренция при поступлении.

Что сдают при поступлении?

Профильным предметом по специальности “Бизнес-информатика” является математика. Ее придется сдавать обязательно с проходным баллом за ЕГЭ не менее 81 даже для региональных филиалов. Для сравнения, Высшая школа экономики готова принять выпускников с отметкой не менее 90. На бюджетные места, впрочем, как и по любой другой специальности, рассчитывать сложно: на каждый из ВУЗов их приходится всего по 15-20.

Кроме математики придется сдавать русский язык. Выбор между обществознанием и иностранным языком делает руководство учебного заведения. Эти данные надо уточнять перед поступлением в конкретный институт.

Как выбирать образовательное учреждение с профилем бизнес-информатика – ВШЭ или другие варианты?

Выпускники, уже столкнувшиеся с проблемами трудоустройства, их глубину смогли оценить на практике. Комбинированная специальность, включающая и менеджмент, и управленческую деятельность, и экономику, и информатику серьезно уступает возможностям узкого профиля. Крупные компании, бюджет которых позволяет нанять целый штат специалистов, предпочитают взять именно их, а не похватавшего верхушки молодого бизнес-аналитика. Особенно ярко эта проблема проявляется в регионах, где ВУЗы добавили в перечень кафедр модное название “Бизнес-информатика” только из-за востребованности, не озаботившись ни кадровым составом, ни образовательной базой, ни договорами о практике учащихся.

Изучая официальные странички ВУЗов при подготовке этого материала, ваш покорный слуга был несколько шокирован: в информации о преподавателях отдельных заведений фигурируют фамилии (несомненно заслуженных) педагогов со стажем 30 и даже 40 лет. Цитирую медийную личность “Не хотелось бы никого обижать” (с), но сложно поверить, что седовласый профессор, начавший свою деятельность во времена активного построений коммунизма и освоения целины, действительно способен дать качественное образование в сфере построения бизнеса и использования возможностей интернета в этом вопросе. Такой кадровый состав вызывает сомнения.

Второй факт, который насторожил лично меня, отсутствие каких-либо данных карьере самих преподавателей и о личных разработках. Создается полное впечатление, что дисциплины читаются (простите, но слово “преподаются” даже употребить не могу) только ради выдачи часов.    Они разрознены и не образуют хоть какую-то логичную систему, способную дать представление абитуриенту: бизнес-информатика — что это за профессия, что придется делать после выпуска и какие перспективы ожидают бакалавра или магистра с таким профилем.

Конечно, можно найти аргументы “за”:

  1. Специальность новая и за периодом становления непременно будет период роста и успеха. Программа будет адаптирована к реалиям времени.
  2. В РФ уже вырос пласт предпринимателей, способных на собственном опыте показать ступени успеха в бизнесе и рано или поздно они будут привлечены к преподаванию.
  3. Наведение порядка в образовательной сфере в целом и вытеснение недобросовестных ВУЗов, обещанное правительством, должно повлечь и ликвидацию недобросовестных учебных заведений. Практика заманивания выпускников красивой оберткой рано или поздно прекратится.

Но на данный момент при выборе образовательного учреждения на все эти моменты надо обращать внимание. 4 года, потраченные на протирание штанов на студенческой скамье, — слишком большая плата за поспешное решение. Уточнить перед поступлением стоит не только цену обучения, но и:

  • реальные заслуги и практический опыт преподавательского состава;
  • судьбу выпускников предыдущего года и на 2-3 назад, какой процент из них работает по специальности и каких успехов они достигли;
  • наличие договоров с организациями на прохождение практики;
  • материальную базу и техническую оснащенность, немаловажную для ИТ-направления.

ВУЗ или самообразование: факультет бизнеса – “за” и “против”

И все-таки, после всего нелицеприятного, написанного в адрес ВУЗов в целом и кафедры “Бизнес-информатика” в частности, хочется добавить ложку меда: действительно, истории успеха среди выпускников этого направления есть. Часть из них при первой же возможности уехала за рубеж, часть — трудится в управленческом аппарате крупных холдингов, часть — организует собственные проекты. Но если изучить эти истории, становится очевидно, что далеко не ВУЗ сыграл решающую роль в судьбе. Да, учебное заведение дало базу, в том числе и языковую. Но для того чтобы успешно пройти собеседование в Майкрософт или БлуБайт, базы языка, называемой “деловым английским”, явно недостаточно. Как и мало азов программирования, чтобы обойти конкурентов на вакантную должность. “Корочки” — решают многое, но далеко не все. Бизнесу можно учиться, но научить ему принудительно практически не реально. И только от самого учащегося, его стремления самореализоваться и достичь выбранных высот будет зависеть, останется он дипломированным специалистом на должности сисадмина в небольшом ООО или откроет собственный бизнес, применив на практике и полученные в ВУЗе знания, и результаты самообучения в сочетании с интуицией, деловой хваткой и долей креатива.

После изучения всего выше сказанного у читателя должен остаться один самый логичный вопрос: где учиться бизнес-информатике и на чей опыт опираться. Ответ достаточно прост: у тех, кто уже стал успешным. К счастью, люди, которые действительно достигли высот и заработали приличные капиталы благодаря собственному бизнесу, в том числе и информационному, и основанному на макроэкономических процессах, имеют возможность учить и делиться знаниями абсолютно безвозмездно. Ими выпускаются электронные книги, мастер-классы, видео-ролики с практическими советами и даже пошаговыми инструкциями начинающему предпринимателю. Будет этот опыт дополнять официальное образование по специальности “Бизнес-информатика” или он станет самостоятельным, — решать только Вам. Рассчитывать, что кто-то научит и преподнесет — бесполезно. Нужно открывать, читать, смотреть, анализировать и не ждать.

< >

 

< >

fin10.ru

Специальность «Бизнес-информатика»

На этом направлении бакалавриата получают общую теоретическую подготовку в области разработки, управления и эксплуатации информационных систем, автоматизации предприятий и производств, организации IT-службы. Помимо информационных дисциплин изучают логистику, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизацию бизнес-процессов, архитектуру корпоративных информационных систем и др. Обязательная составляющая обучения – тренинги по овладению практическими инструментами работы: CASE-технологии, MS Project, Aris, Borland Builder C++ и Delphi, FrameWork и Dot net и др.

бакалавриат

Facebook

Вконтакте

Google+

Одноклассники

Twitter

Профили обучения: Архитектура предприятий; Электронный бизнес; Технологическое предпринимательство; Управление контентом Формы обучения:очная, очно-заочная Экзамены:математика (профильный), русский язык, обществознание / история / информатика и ИКТ / география (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза) Бизнес-аналитики — уникальные специалисты, одинаково хорошо владеющие экономическими и информационными инструментами. Создают, внедряют в эксплуатацию и координируют корпоративные информационные системы. Разрабатывают бизнес-модели, планируют и организуют IT-проекты различного уровня сложности. Опытные бизнес-аналитики зачастую становятся первыми лицами компаний, входят в совет директоров, участвуют в принятии решений о дальнейшем развитии фирмы, моделируют и оптимизируют бизнес-процессы. Бизнес-аналитики востребованы во всех отраслях, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. Особенный дефицит наблюдается в сферах, связанных с добычей полезных ископаемых, производством высокотехнологичных товаров, IT-корпорациях и др. Начинающий специалист может рассчитывать на должность консультанта или помощника и оклад в 30 тысяч рублей. Опытные бизнес-аналитики «стоят» сотни тысяч рублей. Кстати, бизнес-аналитики — один из самых частых «заказов» для хедхантеров.

www.ucheba.ru

38.03.05 Бизнес-информатика

Направление подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика - одна из самых молодых и перспективных специальностей современного высшего образования, новая область профессиональной деятельности, формирующаяся на стыке экономики, менеджмента и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, архитектура и проектирование информационных систем (ИС)), общим математическим дисциплинам (математическая логика, матанализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, правовая информатика, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных ИС (КИС), управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.

Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением ИС, организацией ИКТ-службы, управлением, разработкой и эксплуатацией ИС. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, MathCad, CASE-технологий, Delphi и Dot net и т. д.

Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менеджеры сервисов и систем. Бакалавр бизнес-информатики – это специалист, который получил образование в области экономики, менеджмента, права и ИКТ и занимается проектированием, внедрением, анализом и сопровождением КИС.

Область профессиональной деятельности:

Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менеджеры сервисов и систем. Бакалавр бизнес – информатики – это специалист, который получил образование в области экономики, менеджмента, права и ИКТ и занимается проектированием, внедрением, анализом и сопровождением КИС

Вид профессиональной деятельности:

По оценкам экспертов российскому рынку труда требуется порядка 150 тысяч юристов, управленцев и экономистов, непосредственно связанных с ИКТ. Специалисты бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса. На сегодняшний день неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России порядка 10 тысяч человек в год. Кроме того, в соответствии с Болонской декларацией, диплом любой страны-участницы процесса действителен без ограничений во всех странах-участниках, для бакалавров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда в сфере ИКТ.

Основные места работы:

Государственные и частные предприятия, акционерные общества, научно-производственные объединения, научные конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства, органы государственного и муниципального управления

Возможные должности:

Руководитель IT- отдела, специалист отдела, программист 

Основные базовые дисциплины: 

«Информатика», «Математика» «Информационные технологии», «Сетевая экономика», «Информационные системы управления», «Операционные системы», «Статистика», «Эконометрика», «Прикладная информатика в экономике».

www.muiv.ru

Что за профессия бизнес информатика и кем можно работать

Бизнес-информатика – молодая, но перспективная специальность, которую можно получить в профильном вузе. Она востребована в тех областях, где нужно знать экономику, менеджмент, основы коммуникационных технологий. Подробнее об обучении, работе в данной сфере далее.

Кто такой специалист по бизнес-информатике

Специалисты со степенью бакалавра по бизнес-информатике могут работать самостоятельно или в составе организованных групп, занимаются развитием компаний, совершенствованием их рабочих процессов. Они выполняют функции менеджеров разных систем, сервисов. Обязательно нужны глубокие знания в таких областях как информационные компьютерные технологии, менеджмент, право, экономика.

Специалист в области бизнес-информатики занимается вопросами внедрения, проектирования, анализа, сопровождения компьютерных информационных систем. В рамах специальности действует несколько направлений по подготовке кадров. Основные:

  • Технологическое предпринимательство.
  • Электронная коммерция.
  • Архитектура предприятий.
  • Управление контентом.

Специалисты, получившие образование по данному направлению, нужны во всех сферах бизнеса. Во время работы им нужно будет активно взаимодействовать со специалистами разных отделов на предприятии.

Кем работать обладателю профессии

Рассмотрим основные перспективы для выпускников курса «Бизнес-информатика». Возможные места работы – частные, акционерные предприятия, научные и производственные объединения, проектные, конструкторские бюро, органы социальной инфраструктуры, государственного управления. Основные должности – техник-программист, специалист отдела, руководитель, веб-дизайнер, администратор сайта, системный аналитик, верстальщик, менеджер проектов, дизайнер интерфейсов. Такие работники нужны действительно в каждой компании, что предоставляет широкие возможности для трудоустройства. Карьерный рост предполагается.

Уровень заработной платы

Уровень заработной платы зависит от опыта работы и города. Например, начинающий программист в Москве и СПб получает 40 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде – 25 тыс. рублей.

Наиболее высокооплачиваемыми являются системные аналитики и it-мастера – им в крупных городах платят 100 тыс. рублей с возможностью повышения.

Если хотите получать по максимуму, трудоустраиваться желательно не в областных центрах – там при аналогичном уровне знаний всегда платят намного меньше. Также вы можете освоить смежные специальности – это позволит решать более широкий спектр задач за то же время и, соответственно, получать больше.

Социальный пакет

Социальный пакет зависит от организации – в большинстве случае он есть и хороший. Дресс-код – необязательно, уточняйте. График работы, как правило, жесткий, пятидневка, но те же дизайнеры, программисты, верстальщики могут поискать более свободный и комфортный для себя вариант. В крупных организациях уровень заработной планы постепенно растет, есть возможность работать по смежным специальностям с быстрым освоением дополнительных знаний на курсовой основе. Если хотите получать бонусы, ходить в отпуска, устраивайтесь в конторы, готовые предоставить соответствующий социальный пакет.

Возможность фриланса в бизнес информатике

На фрилансе для грамотных специалистов по бизнес-информатике, которые могут подать себя, работы много. ИП открывать тоже можно.

В большинстве случаев представители данной профессии работают в команде – ее еще нужно будет собрать, найти напарников, помощников.

Клиентов привлекают по разным каналам – для работы на фрилансе данным вопросом нужно будет заняться отдельно, уделить достаточно внимания их удержанию, расширению базы. Можно предоставлять услуги в одиночку, но в студии на практике обращаются в разы чаще.

Перспективы развития направления

Перспективы для новичков есть и хорошие, но поначалу трудно рассчитывать на высокий уровень заработной платы. Начинать с it-аудитора или дизайнера интерфейсов не выйдет – тут нужен опыт, а с верстальщика, программиста можно вполне.

Для продвижения по карьерной лестнице, как мы писали выше, нужно владение смежными специальностями. Частная или государственная компания – это вопрос личных предпочтений, поскольку кандидатов без опыта рассматривают и там, и там. Настаивайте на официальном оформлении с гарантиями.

Повышение квалификации

Повышать квалификацию нужно каждому специалисту, который нацелен на постоянное развитие, поскольку в сфере информационных технологий все стремительно меняется, и на шаг впереди оказывается тот специалист, который знает больше своих конкурентов. Много времени на это не требуется – речь идет о краткосрочных курсах, интенсивах на 1-2 дня.

Оплачивает курсы сам специалист либо его работодатель, возможность повышения квалификации за счет организации обычно оговаривается во время приема на работу. Оплата при прохождении обучения за счет работодателя не взимается. Кроме того всегда есть возможность получить другую специальность в области компьютерных сетей.

Конкурсы по профессии

Профессиональные конкурсы по профессии есть, участие дает престижные дипломы и награды, которые станут отличным дополнением к резюме. Также такие мероприятия – это всегда опыт, который вы не получите просто в процессе ведения профессиональной деятельности. По возможности в профконкурсах лучше участвовать, так как это повышает цену специалиста в глазах профессионального работодателя, предоставляет ему широкие перспективы для развития. Есть мероприятия для новичков и опытных мастеров.

После прохождения обучения по специальности бизнес-информатика удачно устроиться работать за границей можно, без географических ограничений – это страны СНГ, Азия, Европа, США.

За границей специалисты получают конкурентный уровень заработной платы, но могут возникать сложности с подтверждением квалификации на территории иностранного государства.

Лучше всего устраиваться на работу в зарубежных странах по индивидуальному приглашению.

Обучение смежной профессии

Обучаться смежной профессии на базе первой можно и для повышения уровня квалификации, показателя заработной платы нужно. Например, системному аналитику, веб-дизайнеру пригодятся навыки верстки, администратор сайта, знающий основы веб-программирования, получает больше. Программисту дополнительные знания тоже помогут повысить профессиональный уровень. it-специалист может иметь широкий профиль или владеть только базовыми знаниями. Выкладываясь в свое обучение, завтра профессионал получает больше.

Где учиться и какие предметы сдавать

Специальность предусматривает несколько форм обучения. Самая распространенная – очная, на бакалавра нужно учиться 4 года, на магистра 6. Заочники и студенты очно-заочных отделений аналогичный четырехлетнему курсу для очников багаж знаний получают в течение 5 лет, программы в рамках выбранного университета используются одинаковые.

Некоторые ВУЗы готовы сократить период обучения для выпускников колледжей, техникумов в рамках рассматриваемых направлений. В средне-специальных учебных учреждениях обучение проводят, но его уровень будет соответствующим. Получить образование по направлению «Бизнес-информатики» можно на разных факультетах в большинстве вузов страны, поскольку направление сегодня популярное и распространенное.

На первых курсах студенты изучают преимущественно естественно-научные дисциплины, получают базовую подготовку по выбранному направлению. Основные предметы, которые нужно сдавать – математика, экономика, финансовый учет, психология, социология. На последних курсах в программу включаются уже узкие специальности, которые дают слушателю знания в рамках выбранного направления.

Практика в вузах организована, поскольку только теоретических знаний для успешной работы недостаточно.

Стажировка есть не во всех учебных заведениях. Цена семестра обучения зависит от формы – 25 тыс. рублей для дистанционной и 45 тыс. рублей для очной (это минимальный порог, многое зависит от вуза, города обучения).

Обучение за границей

Обучение за границей – это всегда плюс для студента, поскольку иностранные ВУЗы работают по передовым программам, имеют высокий уровень оснащения, оказывают содействие в трудоустройстве. Стоимость платной формы будет в 3-4 раза выше, чем в России, талантливые студенты могут попробовать принять участие в специальных программах – есть даже бесплатные варианты. Если нет возможности пройти полный обучающий курс за рубежом, остановитесь на стажировке, обратите внимание на программы обмена студентами, которые есть в российских ВУЗах. По обмену за рубежом можно провести около года – легально и без лишних доплат.

Возможность дистанционного образования

Дистанционное образование по рассматриваемому направлению есть, получить его можно в большинстве ВУЗов, которые реализуют очные, заочные программы по направлениям прикладная информатика и программирование. Преимуществ у удаленного получения знаний много – сравнительно низкая цена (в 2-3 раза дешевле, чем за семестр очного обучения), возможность выбирать удобный график, получать новые знания без отрыва от основной деятельности. Форматы освоения новых знаний используются разные – это онлайн-лекции, семинары, дистанционное консультирование с преподавателями. Большинство тестов также сдаются удаленно. Требования для поступления стандартные.

Кому подойдет специальность

Получение образования по направлению требует времени, усидчивости, наличия определенных знаний по экономике, математике. Профессия подойдет тем, кто чувствует себя сильным в данных дисциплинах, имеет аналитический склад ума, нацелен на постоянное развитие. Учиться придется постоянно – сначала высшее образование, потом курсы по повышению квалификации, смежным специальностям, таким как информационные системы и технологии.

Из личных качеств важны усидчивость, скрупулезность, доброжелательность, умение работать в команде – вам придется постоянно изучать новые задачи, находить креативные пути для их решения, договариваться с другими сотрудниками. Целеустремленность, амбициозность нужна тем специалистам, которые нацелены на постоянный карьерный рост.

Все вложения, сделанные в получение первого образования по направлению бизнес-информатики, расширение деловых компетенций, купаются ростом уровня заработной платы, возможность трудоустройства в более престижную компанию.

Сегодня специалисты рассматриваемого профиля востребованы везде, если подтвердят квалификацию, смогут работать за рубежом.

В будущем говорить о не популярности компьютерных информационных технологий тоже не приходится.

Бизнес-информатика – не только востребованное, но и перспективное в плане карьерного роста направление. Выпускники могут работать программистами, it-специалистами, дизайнерами с возможностью повышения до руководителей отделов, it-аудиторов. Заработная плата зависит от имеющихся навыков, направления образования, региона работы. Специалисту нужно быть готовым к необходимости постоянного обучения, развития, но это окупится конкурентным уровнем зарплаты. Помимо очной формы получения высшего образования, есть дистанционная.

tvercult.ru

Специальность бизнес-информатика - что это такое?

Специалисты Бизнес-информатики ценятся благодаря своей способности рассматривать проблемы с междисциплинарной точки зрения, выходящей за рамки только технических аспектов. Эта профессия пользуется большим спросом на рынке труда. Специалисты работают в широком спектре отраслей, таких как ИТ-услуги, управленческий консалтинг, финансовый сектор и промышленность. Они также работают системными консультантами, ИТ-координаторами, разработчиками и руководителями проектов в компаниях. В типичные задачи специалиста бизнес-информатики входит обеспечение связи между клиентами, отделами и разработчиками, а также разработка, планирование и внедрение программного обеспечения в бизнес-среде.

Что такое Бизнес-информатика

Бизнес-информатика — это больше, чем просто информатика с элементами бизнеса. Она также включает в себя темы, которые не встречаются ни в информатике, ни в программах делового образования. Они уникальны для бизнес-информатики. К таким темам относится моделирование процессов. Бизнес-информатика анализирует то, как люди работают в организации, и заботится о том, где можно сделать улучшения. Только тогда возможно, что ИТ-поддержка будет проведена на высоком уровне.

Бизнес-информатика фокусируется на разработке программных и аппаратных систем, которые позволяют бизнесу функционировать более эффективно с точки зрения ИТ, что в конечном итоге дает организации конкурентное преимущество, основанное на превосходном применении информационных технологий. Программа по бизнес-информатике технически сложна и требует навыков веб-разработки: клиентского программирования и разработки веб-приложений, а также курсов по разработке программного обеспечения, проектированию баз данных, методологиям разработки и реализации. Студенты обязаны проходить стажировку, которая знакомит их с концепциями и технологиями современной разработке бизнес приложений. Однако не менее важным является требование, чтобы студенты по бизнес-информатике проходили курсы повышения квалификации, а также курсы по бухгалтерскому учету, менеджменту, маркетингу, финансам и техническому письму.

Особенности бизнес-информатики

Программы бакалавриата имеют сильную техническую направленность. Вузы следуют философии перехода от инструментов и технологий к готовым решениям. Люди, работающие в области технологий, должны понимать, как работают технологии. Они должны отслеживать весь жизненный цикл разработки программного обеспечения в течение шести семестров — от требований и проектирования до внедрения, развертывания, ввода в эксплуатацию и развертывания. Студенты получают представление о всем процессе.

В программах магистратуры фокус смещается от чисто программной части. Магистранты занимаются гораздо более общим и широким взглядом на ИТ. Какая ИТ-система нужна моей компании? Как я планирую ее использование? Какие риски мне нужно учитывать? Учебная программа менее техническая, потому что многое уже предполагалось до этого.

Почему так популярна бизнес-информатика?

Существует огромный спрос на специалистов по бизнес-информатике на рынке труда в широком спектре отраслей. Таким образом, выпускники программы по бизнес-информатике имеют разнообразные перспективы карьерного роста. Они работают в ИТ-службах и в управленческом консалтинге, в секторе финансовых услуг и в аудиторских фирмах, а также в промышленности, здравоохранении или государственных службах.

Какие работы и функции выполняют специалисты Бизнес-информатики?

  • Системный консультант;
  • Системный дизайнер;
  • Бизнес-аналитик;
  • ИТ-архитектор;
  • ИТ координатор;
  • Системный архитектор;
  • Специалист по бизнес-информатике;
  • Разработчик;
  • Менеджер проектов;
  • Координатор проекта.

Следовательно, выпускники по бизнес-информатике лучше понимают аспекты деятельности и кадровые проблемы организации, чем обычные выпускники по информатике, что позволяет им более эффективно взаимодействовать в организационной среде. Навыки межличностного общения и коммуникативные навыки жизненно важны в бизнес-информатике. Студенты, изучающие бизнес-информатику, как правило, имеют лучшие навыки межличностного общения, и, как правило, лучше разбираются в оценке потребностей конечных пользователей, что делает их более способными адаптировать систему программного обеспечения для удовлетворения этих потребностей.

Как выпускник, вы приобретете высочайший уровень экспертных компетенций в области информатики и бизнеса. Вы получите практические знания по трансформации и цифровизации бизнеса, разработке новых бизнес-моделей и расширенному использованию информационных технологий в бизнес-операциях. Во время обучения вы можете приобрести глубокие знания и навыки бизнес-информатики. Выбирая курсы, вы можете создать область специализации, которая наиболее соответствует вашим личным и профессиональным амбициям.

Каковы некоторые из их типичных задач и видов деятельности?

  • Анализ, планирование, разработка, внедрение, организация и совершенствование оперативных информационных и коммуникационных систем.
  • Оценка, сравнение, разработка и внедрение прикладного программного обеспечения в глобальной операционной среде.
  • Продажа и распространение аппаратного и программного обеспечения для оперативных информационных и коммуникационных систем (решения для планирования ресурсов предприятия, управления взаимоотношениями с клиентами, комплекты брокеров для интеграции бизнеса, управление несколькими проектами, хранилища данных и т. Д.)
  • Целостное управление проектами при реализации ИТ-проектов, учитывающих аспекты бизнеса и компании.
  • Техническое управление проектом.
  • Системное проектирование и системный анализ для распространенных сетей и коммуникационных структур компании.
  • Планирование, проектирование и внедрение ИТ-систем и стратегий.
  • Определение и исследование требований к программным системам.
  • Выявление, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, процедур и практики компании.
  • Выявление и оценка неэффективности, а также рекомендации оптимальных функций системы.
  • Разработка спецификаций для программных систем.

В постоянно усложняющемся профессиональном мире взаимодействие между специализированными областями внутри компании становится все более и более важным. Люди, специализирующиеся исключительно на информатике, часто не имеют правильных подходов для оптимизации эффективности производства или услуг. То же самое относится и к чисто бизнес-ориентированным выпускникам: без технических знаний трудно оценить усилия по разработке и производству. Это причина, почему бизнес-информатики пользуются спросом. Они служат связующим звеном между техническим и деловым миром и представляют собой реальный актив для каждой компании.

Для кого интересна степень по бизнес-информатике?

Специальность Бизнес-информатики подходит всем, кто интересуется не только техническими темами, но и бизнесом и менеджментом. Преимущество программ Бизнес-информатики заключается в том, что вы можете развивать свои интересы во время курса. Каждый человек может специализироваться в соответствии со своими собственными талантами. Творчество необходимо. Студент бизнес-информатики должен уметь планировать и реализовывать это творчество.

Базовые технические знания являются предварительным условием успешной профессиональной карьеры. Тот, кто закончил программу бакалавриата, ориентированную исключительно на бизнес, не будет обладать достаточными знаниями. Целью магистерской программы также является подготовка выпускников к руководству высшего уровня. Многие студенты уже работают на младших руководящих должностях, когда только начинают программу.

Зачем изучать бизнес-информатику?

Знание информационных технологий необходимо для успешной оцифровки, но этого недостаточно, поскольку цифровая трансформация — это прежде всего бизнес-задача. Таким образом, зачисление в аспирантуру по бизнес-информатике для вас, если вы стремитесь получить широкое понимание информатики и хотите принять междисциплинарное исследование, которое подготовит вас к успешной карьере как в составе компании / организации, так и для помощи в разработке наше коллективное будущее.

В более крупных компаниях с разными системами специалист по Бизнес-информатики является своего рода посредником между программистами и бэк-офисом. Системы постоянно меняются, и всегда есть необходимость в переводчике между различными подразделениями компании. Вы также будете отвечать за сроки проекта, как используются ресурсы, а также за координацию с другими менеджерами проектов, отвечающими за различные системы.

Что я буду изучать в этой программе?

Программа бакалавриата по бизнес-информатике охватывает широкий круг тем, которые обеспечивают специализированное сочетание знаний в области компьютерных наук, бизнеса и управления. Студенты получают подробный обзор новейших информационных и коммуникационных технологий, включая их деловые последствия, их планирование и их реализацию. Они учатся:

  • Анализировать требования к ИТ с учетом потребностей клиентов и применять эти требования на практике.
  • Анализировать, моделировать, резюмировать и реализовывать связанные с бизнесом и технические аспекты в ходе ИТ-проектов.
  • Быстро ознакомиться со специализированными темами, чтобы понять сложные технические взаимосвязи в бизнес-среде.
  • Изучите методы согласования стратегии компании и потребностей в обработке информации для оптимизации сложных процессов с использованием новейших информационных технологий.
  • Анализировать и проектировать системы, а также их сценарии взаимодействия.
  • Рассматривать проблемы с точки зрения клиента и подрядчика
  • Выявлять, обсуждать и разрешать потенциальные конфликты и возможные недоразумения между бизнесом и технологиями как на техническом, так и на межличностном уровне, а также принимать превентивные меры.
  • Общаться с техническими и нетехническими специалистами, представлять техническую информацию таким образом, чтобы это было также понятно для нетехнического персонала, и вносите конструктивный вклад в обеспечение позитивного сотрудничества внутри команд
  • Применять междисциплинарные подходы при проектировании ИТ-систем.
  • Выявить взаимосвязи целостным образом.

Можно ли учиться во время работы?

Когда речь идет о совмещении учебного курса с работой, никакая другая программа обучения не предлагает такой гибкости: очное, дополнительное профессиональное обучение, дистанционное обучение. Каковы преимущества? Эта программа степени предлагается полный или неполный рабочий день. Многие университеты также предлагают программу дистанционного обучения по бизнес-информатике, которая преподается на русском языке и содержит гораздо большую долю дистанционного обучения. Обучаться могут не только очень молодые, но и те, кто уже работает и хотят развиваться дальше, а также те, кто много путешествует и хочет получить хорошую квалификацию.

Рабочий стаж

Лишь немногие выпускники останавливаются на разработке программного обеспечения. Выпускники в области бизнес-информатики должны выходить за рамки программирования, например, в управлении проектами или в качестве руководителя команды, то есть в роли, где они могут опираться на свой технический опыт, а также формировать вещи. Это междисциплинарная программа обучения. Каждая компания определенного размера нуждается в специалистах по бизнес-информатике как внутри компании, так и для поддержки клиентов.

Получение широкого опыта работы в области аппаратного обеспечения, операционных систем, программного обеспечения и командного лидерства увеличит ваш портфель навыков. Некоторые курсы включают в себя год поступления или зачисление в последний год обучения, где вы можете развить свои практические навыки и создать сеть контактов. Летние размещения и стажировки в сфере ИТ также предлагаются рядом компаний. Поговорите со службой занятости вашего университета о том, где найти вакансии.

Опыт работы в корпоративной среде может помочь развить у вас коммерческую осведомленность, навыки управления клиентами и способность понимать и передавать бизнес-преимущества ИТ. Получение студенческого членства в профессиональной организации, также полезно для того, чтобы быть в курсе последних новостей, сетевых возможностей и узнавать о последних рабочих местах. Это также путь к профессиональному членству и статусу IT.

Типичные работодатели

В любой организации, которая использует программы, есть возможности для выпускников информационных систем, что означает, что круг и разнообразие работодателей огромно. Примеры работодателей в государственном секторе включают:

  • Местное и центральное правительство;
  • среднее, дополнительное и высшее образование;
  • благотворительность;
  • СМИ.

Работодатели в частном секторе включают в себя:

  • ИКТ консалтинговые фирмы;
  • дома программного обеспечения;
  • поставщики услуг ИКТ;
  • телекоммуникационные компании.

Работодатели в секторе ИКТ варьируются от многонациональных компаний, таких как IBM, Microsoft, Cisco и Oracle, до средних и самых маленьких компаний, в которых работает менее пяти человек.

Заключение

Не стоит забывать, что у бизнес-информатики есть и социальная задача. Человек остается в центре процессов, и социальные аспекты также должны быть приняты во внимание. Это означает, что социальные компетенции играют важную роль. Вы также будете должны встречать много людей и много общаться. Специалист по бизнес-информатике понимает оба мира, мир информационных технологий и, мир клиентов и конкурентов.

После завершения магистерской программы и приобретения соответствующего опыта работы выпускники могут работать в качестве руководителей отделов или подразделений в крупных компаниях, а также занимать должности в начинающих компаниях в зависимости от специализации. В таких случаях упор будет делаться на продукт, так как процессы в новых компаниях определены еще не полностью. В целом выпускников в области бизнес-информатики можно найти в компаниях любых размеров.

xn----8sbcgjdnfczvhfb7cc6c6l.xn--p1ai

Самые престижные факультеты бизнес-информатики

Бизнес-информатика — это направление на стыке ИТ и экономики, которое готовит консультантов по внедрению ERP-систем. Они занимаются описанием бизнес-процессов в компании и ставят задачи программистам. Получить такую специальность можно лишь в нескольких вузах Москвы.

Бизнес-аналитики внедряют электронный документоооборот в компании. Они описывают структуру взаимодействия разных подразделений друг с другом и ищут возможности переложить эти транзакции на программное обеспечение. В результате часть сотрудников можно сократить, а компания получит дополнительную прибыль.

Бизнес-аналитик должен, во-первых, подсчитать будет ли внедрение ИТ-системы выгодным для предприятия? Сможет ли оно сэкономить, заменив ручную работу и «телефонное» управление компьютерной программой? Если нет видимой выгоды, то нередко проще оставить все как есть, ничего не внедрять, а просто иметь людей, которые сделают все вручную, говорит Георгий Саатчян, директор компании директор компании «РФТехно», занимающейся разработкой и внедрением ПО, в том числе в области дистанционного обучения.

Проект внедрения такой ERP-системы (ERP или Enterprise Resource Planning System) занимает несколько лет. Обычно полгода проходит описание бизнес-процессов, затем внедряется такое ПО как 1С или Microsoft Axapta или SAP R3. Затем еще год-полтора оно отлаживается, чтобы все работало бесперебойно. Любое изменение бизнес-процессов нужно «документировать» в системе. Несмотря на сложность и высокую стоимость проекта ERP-системами сейчас уже оснащены «Газпром», «Лукойл» и другие крупнейшие корпорации России. Поэтому консультантов требуется много, скажем, в IBS — одной из крупнейших компаний, занимающихся их внедрением — работает 2600 консультантов. Как правило, это молодые экономисты, знающие программирование.

Мисак Вартанов, руководитель бизнес-школы и завкафедрой бизнес-информатики МИРЭА

— Бизнес-информатика призвана готовить специалистов, которые знают, как с помощью компьютерных технологий принести успех бизнесу. Они должны отлично разбираться в имеющемся на рынке ПО, хорошо знать экономику, финансы предприятия, маркетинг. Например, если вы используете CRM (ИТ-систему укрепления лояльности клиентов), то полностью перестраиваете работу отдела продаж и маркетинга с клиентами: одной из задач становится удержание существующих клиентов. А ведь привлечение каждого нового клиента, как показывают расчеты, в 3-5 раз дороже, чем удержание прежнего.

В АНХ этот предмет дают на факультете экономики и управления, в РГТЭУ — на факультете ИТ, в Академии бюджета и казначейства — на учетном факультете, а в ГУ-ВШЭ — на отдельном факультете бизнес-информатики. В этом году по стране средний балл поступивших по каждому ЕГЭ на бизнес-информатику был в этом году 68,5.

Флагман специальности

Именно на базе ГУ-ВШЭ в 2003 г. была разработана эта специальность. Сюда же — несмотря на 90 бюджетных мест — и сложнее всего поступить: проходной балл по каждому ЕГЭ (сдают русский, математику и иностранный язык) — 87 баллов. Более трех четвертей поступивших на бюджет в этом году — победители олимпиад.

Факультет готовит людей как для работы в консалтинговой компании, так и для ведения электронного бизнеса — создания интернет-магазина или интернет-газеты и их продвижения в сети.

Здесь лучше всего учат просчитывать стоимость внедрения нового ПО и оценивать — принесет ли оно бизнесу прибыль или станет обузой. Чтобы сделать обучение максимально прикладным, на факультете открыли кафедры заинтересованных компаний: поставщиков ПО Microsoft, SAP и IDS Scheer, консультантов-внедренцев Ланит, IBS, 1C, Стек. Студенты изучают как пользовательские программы — MS Project, Aris, Borland Builder, так и языки программирования C++ и Delphi.

«Технологии связи и обработки информации достигли такого уровня, когда управлять предприятиями и целыми отраслями возможно как единым «живым организмом», — пишут на сайте ГУ-ВШЭ. Честно говоря, немного страшноватая картина управления миром машинами, но для сегодняшнего дня это почти реальность.

У ГУ-ВШЭ есть программы сотрудничества с Мюнстерским университетом (Германия), Марсельским университетом (Франция), 10 студентов факультета уже прошли обучение за границей по обмену в рамках магистерских программ при участии компании SAP.

В программе обучения много математики, физики, информатики и программирования наряду с экономической теорией, финансовым и управленческим учетом. На старших курсах появляются такие предметы как логистика, стратегический менеджмент, информационное право, архитектура корпоративных информационных систем.

Продавцы компьютерных решений

Факультет экономики и управления МИРЭА с 2006 г. начал подготовку специалистов по бизнес-информатике. В начале это была только бизнес-школа, а затем также был открыт бакалавриат. Сейчас здесь около 20 бюджетных мест. Для поступления сдают ЕГЭ по русскому, математике, обществознанию, проходной балл — 67 по каждому ЕГЭ.

Здесь не забывают популярное в США высказывание: «Доллар тому, кто придумал, десять — тому, кто сделал, и сто — тому, кто продал». То есть, учат не только разрабатывать программы, но и продавать их так, чтобы они конкурировали на мировом рынке с продукцией ведущих производителей. На факультете делают упор на изучение конкретных случаев из бизнеса и вплотную проходят приложение Microsoft Dynamics (усоверешенствованный вариант продуктов Axapta и Navision).

«Направления обучения «Прикладная информатика в экономике» и «Бизнес-информатика» практически ничем не отличаются. Просто основатель первого направления — МЭСИ, а ГУ-ВШЭ потом захотела сделать на этой почве что-то свое (хотя и стартовала с прикладной информатики). В результате чего в 2003 г. там и появилась «бизнес-информатика». Вообще эта дисциплина появилась в Германии и затем широко распространилась по Европе», — говорит Мисак Вартанов. — Сейчас во всем мире усиливается компьютеризация бизнеса. И, просто внедрив программу, руководитель всегда может посмотреть, какое звено компании недовыполняет план. Конечно, у каждой медали есть и обратная сторона: из-за усиления автоматизации процессов повышается риск промышленого шпионажа и мошенничества в Интернете. Ведь не только руководитель компании, но и конкурент может подключиться к системе управления предприятием, взломав коды, и сорвать ее работу, либо же узнать информацию, составляющую коммерческую тайну (прибыль компании и т.д.). Но риск связан со всеми новыми технологиями: ясно, что атомная энергетика — это плюс, но у нее есть и минусы. В области компьютерных технологий тоже произошли изменения: теперь банки грабят не люди в масках, а хакеры, переводящие средства с карточек клиентов. Но это неизбежное зло».

Завкафедрой считает, что от другой схожей специальности — «Автоматизированные системы управления (АСУ)» бизнес-информатика отличается кардинально. В первом случае речь идет о социалистической фабрике, где нужен программист, а прибыли и убытки не так важны, как стабильность выпуска продукции и выполнение плана. А значит, за бортом остаются такие вещи как маркетинг, конкурентная борьба и т.д Современные системы управления предприятием — ERP-системы — они появились у нас в начале 90-х и с тех пор помогают проводить и маркетинговую политику, как тому же, как говорилось ранее, для их внедрения требуются экономисты.

Студенты МИРЭА проходят практику, участвуя в проектах внедрения ERP-систем, — например, в Microsoft Dynamics в компании «Импакт-софт», Centaur Software (Dental 4 Windows) в стоматологических клиниках.

Управленцы от АНХ

Здесь с 1996 года существовал факультет компьютерных технологий в бизнесе, который в 2006 году был преобразован в отделение бизнес-информатики экономического факультета. Здесь в бакалавриате 15 бюджетных мест, проходной балл чуть ниже, чем в МИРЭА, в качестве третьего экзамена можно сдавать обществознание или иностранный — по желанию абитуриента. Но главную роль в АНХ отводят обучению управленческим навыкам. И недаром, ведь выпукснику придется взаимодействовать с топ-менеджментом компании, быть «связующим звеном» между разными отделами.

Вообще, способность выпускника вуза руководить проектом по внедрению ERP-системы некоторыми экспертами ставится под сомнение. «Вопрос тут в личных качествах человека, его опыте, харизме и практике. В сталинское время наркомами становились даже люди, которым было едва за 30 лет», — смеется Георгий Саатчян. В своей работе он больше сталкивается со студентами специальности «Управление инновациями», которые приходят работать бизнес-аналитик. Они учатся в таких вузах как РГУИТП и ГУУ, и со 2-3 курса приходят в «РФТехно» на практику.

Аналитик должен очень хорошо знать разные программы ERP и понимать, какой компании подойдет одна, а какой — другая. При этом ПО меняется из года в год, что усложняет задачу. Аналитиков, которые могут правильно сформулировать задание, вести проект по автоматизации — всегда не хватает. Многие проекты автоматизации управления предприятием, которые сейчас выполняются, недостаточно грамотно построены и неудобны пользователям. Недоработки может почувствовать на себе почти каждый пользователь интернет-банкинга, говорит Саатчян.

А вот умение вести электронную коммерцию, создавать интернет-магазины, чему учат в ГУ-ВШЭ и РГТЭУ, считает очень простым ремеслом, несопоставимым с проектом автоматизации предприятия. «Программировать на PHP элементарно. Здесь вообще не нужно ни среднего, ни высшего специального образования», — уверен эксперт.

ИТ в торговле

На факультете информационных технологий РГТЭУ есть как «Прикладная информатика в экономике», так и «Бизнес-информатика», на обоих по 13 бюджетных мест. По каждому из ЕГЭ — русский, математика, обществознание — для бесплатного обучения надо набрать 61 балл (на прикладную информатику — 67 баллов).

Здесь предполагается три карьерных пути выпускников: или аналитиком фондовых рынков (создание торговых роботов, предугадывающих движение курсов валют, котировок акций и получающих прибыль на спекуляции ими), или создание интернет-магазинов, или работу бизнес-аналитиком в компаниях, внедряющих системы управления предприятием. РГТЭУ — ведущий торговый вуз, поэтому самые тесные связи у него налажены с такими компаниями, как «Ашан», Metro Cash&Carry. Правда, там уже давно внедрены ERP-системы, так что заниматься придется разве что их наладкой. Также у студентов есть возможность пройти практику в Счетной палате РФ и подразделениях Федеральной таможенной службы. Последнее, вероятно, очень полезно людям, которые в дальнейшем будут заниматься импортом товара из-за рубежа: проблема с растаможкой товара — один из главных камней преткновения любой ритейловой сети в России.

Банковские системы учета

Академия бюджета и казначейства образовалась при Министерстве финансов совсем недавно — в 1996 г. Несмотря на это, учебное заведение ведет активный обмен студентами с западными вузами, здесь читают лекции преподаватели из двух парижских университетов, плюс ко всему Академия находится в самом центре Москвы, рядом с Кремлем.

Преподавание бизнес-информатики ведется на учетном факультете, а значит, задача учащихся — разработка и внедрение банковского ПО. Учетный факультет традиционно готовит специалистов казначейства, ревизоров, внутренних контролеров, поэтому на протяжении обучения студенты должны освоить бухучет и на практике познакомиться с МСФО, аудитом и программами для ведения интернет-торговли на бирже. Несмотря на столь перспективные направления, проходной балл на бизнес-информатике здесь невысокий: 242 по четырем экзаменам (русскому, математике, обществознанию и иностранному), то есть, 60,5 по каждому предмету.

При всем этом в Академии бюджета и казначейства предполагаются стажировка студентов в Минфине РФ, Федеральном казначействе, встречи с представителями банковской сферы США (руководством Bank of America и Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда и Международного института государственных финансов по актуальным проблемам экономики). Ректор Академии имеет большой опыт работы в Счетной палате РФ, так что стажировки здесь тоже возможны.

Автор: Полина Юдина Источник: www.ucheba.ru

proforientator.ru


Смотрите также