Легализация доходов полученных преступным путем что это такое


Легализация (отмывание) доходов. Ответственность

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

  1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
  2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
  3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
  4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
  5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
  6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
  7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
  8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
  9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
  10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

УК РФ Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем / КонсультантПлюс

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.

Открыть полный текст документа

Ст. 174 УК РФ. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Легализация доходов, полученных преступным путем

В 2019 году государство обеспечивает экономическую безопасность помимо всего прочего также и с помощью валютного контроля.

Таким образом власти пытаются контролировать соблюдение законодательства в области экспортно-импортных, валютных, а также других внешнеэкономических операций.

Однако практика показывает, что подобные методы валютного контроля, которые в настоящее время предпринимаются в РФ, не приостанавливают негативные тенденции: отмывание денег, что получены незаконным путем, вывоз капитала, деятельность теневого сектора в области внешней торговли, а также на внутреннем финансовом рынке.

В итоге борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, — это серьезная проблема не только нашей страны, но и всего международного сообщества.

Законодательная база

115 Федеральный закон «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» малоизвестен широким слоям населения.

При этом основное направление данного Федерального закона — это охрана законных прав отдельных граждан и государства в целом. Рассмотрим подробнее законодательный акт, который призван защищать экономическое благополучие страны.

Итак, 115-ФЗ (антиотмывочный закон) приняли в августе 2001 года. В то время экономика стремительно развивалась, поэтому и возникла потребность в ее защите.

Для этого законодатель предусмотрел меру ответственности не только за получение незаконных доходов, но и за их инвестирование в легальный бизнес.

Область применения этого законодательного акта довольно-таки масштабна. Так, его действие распространяется как на физических лиц, вне зависимости от их гражданства, так и на различные организации (будь то российские или иностранные филиалы, дочерние фирмы или представительства), которые проводят различные расчеты имуществом или деньгами.

Также действие 115-ФЗ касается контролирующих государственных органов, которые отслеживают расчеты деньгами либо имуществом.

Кроме того, другие организации, которые совершают денежные операции на сумму больше, чем 600 000 рублей, обязаны обеспечить внутренний контроль за соблюдением данного законодательного акта и назначать для этого ответственного специалиста.

Также закон определил, что любая сделка, независимо от суммы, подпадает под действие данного закона в случае, если одна из сторон причастна к терроризму или к экстремистской деятельности.

Под финансированием терроризма подразумевается целенаправленное совершение платежей для совершения одного либо сразу нескольких уголовно наказуемых преступлений.

Таким образом, суть закона заключается в следующем: организации, проводящие расчеты имуществом или денежными средствами, обязаны следить за финансовыми потоками, проходящими через них.

В случае, если в результате анализа было обнаружено, что проводимые операции подпали под признаки неблагонадежности, то о них следует сообщить в специальные государственные органы.

В случае наличия достаточного количества оснований контролирующие органы, в свою очередь, должны передать данные правоохранителям.

Легализация преступных доходов УК РФ

Что такое легализация отмывания доходов, полученных преступным путем? Под этим термином подразумеваются любые действия, которые направлены на сокрытие незаконного происхождения денег или другого имущества, их местонахождения и перемещения для того, чтобы придать им вид вполне законных.

При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.

Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.

Рассмотрим главные признаки легализации теневых средств:

  • совершение уголовного преступления, благодаря чему преступник получил деньги, которыми не может сразу же воспользоваться;
  • совершение дальнейших действий с преступными средствами для придания им правомерного вида (для этого могут подделывать документы или же использовать чужие документы);
  • сокрытие настоящего происхождения преступных доходов;
  • непосредственное сокрытие лиц, которые извлекают теневые доходы, а также инициируют их легализацию;
  • уклонение от выплаты налогов;
  • создание доступа к преступным денежным средствам;
  • организация безопасного инвестирования теневых средств в легальный бизнес.

При этом для легализации преступных средств преступнику потребуется совершить все из вышеперечисленного списка. Однако судебная практика показывает, что обеспечить одновременно их эффективное достижение получается далеко не всегда.

К примеру, правонарушитель может отправить отмытые деньги в такое место, где доступ к ним может вызвать большие проблемы.

Также случается, что преступник обеспечил себе легкий доступ к теневым доходам, однако при этом он не смог надежно их сокрыть, в результате чего его привлекут к уголовной ответственности.

Таким образом, движение нелегально приобретенных средств во многом схоже с движением легально полученных денег. В таком случае теневые доходы преступник может использовать многими путями, зависимо от его долгосрочных или краткосрочных планов.

Как правило, движение нелегальных доходов проходит в циклической форме: одни расходуют на немедленное потребление, а другие возвращают их обратно в легальный бизнес.

Итак, легализация преступных денежных средств – это неотъемлемая составляющая преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.

Понятие легализации доходов, полученных преступным путем

По телевизору я неоднократно слышу, что различные коррупционеры отмывают деньги и стараются легализовать свои доходы. Меня недавно заинтересовало, какие существуют для этого способы, а также почему законодательство не принимает соответствующих мер, чтобы исключить данные возможности. Как я выяснила, ответственность за подобные махинации действительно предусмотрена, однако доказать ее бывает достаточно сложно. Поэтому далеко не всегда удается наказать преступника. И в этой статье мы подробно рассмотрим, какие способы легализации существуют, а также методы противодействия.

Понятие

Легализация представляет собой определенные мероприятия, направленные на оформление нелегально полученных доходов законным путем. Таким образом, в ходе этих действий незаконные средства будут считаться законными. А их владелец избежит ответственности за свои действия и присвоит чужие средства.

Необходимость в осуществлении таких действий возникает в различных ситуациях:

  1. Когда человек изначально занимается незаконной деятельностью. Например, торговля наркотиками. Полученные средства человек должен оправдать перед государством, поэтому он может создать компанию, которая визуально будет приносить большой доход.
  2. Когда человек получает средства путем мошеннических действий, занимаясь легальной деятельностью.

Такое явление имеет широкое распространение не только в России, но и в других странах. И в зависимости от эффективности предпринимаемых мер, численность таких махинаций может увеличиваться или уменьшаться. А это напрямую влияет на экономику всей страны в целом.

Цели

В России действует множество различных схем, поэтому выявить преступные действия мошенников бывает не так легко. Но все мероприятия по легализации связаны с определенными целями:

  1. Необходимостью сокрытия информации о фактическом происхождении полученных средств человеком из нелегальных источников.
  2. Создание фиктивной видимости того, что доходы были получены человеком законно.
  3. Сокрытие информации о людях, которые участвуют в подобных незаконных схемах и являются ключевыми инициаторами отмывания денег.
  4. Преднамеренное скрытие полученных доходов, чтобы уменьшить налоги для уплаты.
  5. Создание возможности удобно и легко распоряжаться нелегальными средствами.
  6. Обеспечение возможности безопасно вкладывать нелегальные средства в законный бизнес.

Независимо от способов осуществления легализации, все виды сводятся к одному или нескольким перечисленным целям. Более подробно об этом можно узнать в представленном видео.

Противодействие

Основные действия законодательства, направленные на борьбу с легализацией, должны сводиться к следующим мерам:

  1. Определить полный список схем и действий, с помощью которых достигается легализация. При четком понимании всех возможных махинаций намного проще разрабатывать законодательную базу, способную эффективно предотвращать данные действия.
  2. Определить полный список организаций, которые должны быть бдительными при совершении через них крупных финансовых операций. То есть не только государственные и крупные коммерческие банки должны контролировать все поступления средств на их счета, но и любые сторонние организации не должны пропускать через себя нелегальные средства.
  3. Определение порядка экстрадиции в страну, если российский гражданин решил скрыться от ответственности в другом государстве.
  4. Определение строгого понятия легализации средств, чтобы это исключало возможность понимать его двояко и исключало возможность дальнейшего оспаривания незаконных действий.

Если анализировать законодательство нашего государства, можно сделать вывод, что недоработанных аспектов достаточно много, поэтому законодательство не является эффективным.

Ответственность

За данные деяния предусмотрена уголовная ответственность. Этому посвящена ст. 174. Наказание по ней предусматривается в пределах 7 лет отбывания за решеткой. Статья предполагает разделение по частям:

  • совершение действий для отмывания средств, полученных третьими лицами;
  • либо отмывание собственных средств.

Судебная практика показывает, что суды не учитывают, на что были использованы нелегальные средства. Наиболее часто обвинение не строится по данной статье, а чаще всего применяется мошенничество, растрата или присвоение чужих средств. Потому что их намного проще доказать, как единичные случаи, а не как составляющее большой спланированной схемы легализации.

Способы легализации

Среди наиболее распространенных вариантов, которые уже имеют судебную практику, можно выделить следующие схемы:

  1. Специально значительное завышение стоимости услуг и товаров в сговоре с основными производителями. Хорошим примером здесь может служить топливо. Оно стабильно дорожает, несмотря на то, что стоимость нефти на мировом рынке может падать.
  2. Подписание фиктивных соглашений с целью перевода крупных денежных сумм. Средства переводятся из неофициальных источников, а после такой сделки считаются законно полученными по данному договору.
  3. Специальные операции, позволяющие обналичить средства с помощью банков или подставных фирм.
  4. Создание видимости получения кредита, который был получен в оффшорной зоне. Такая операция производится путем многочисленных запутанных переводов и возвращением их обратно, но уже в легальном формате.
  5. Осуществление сделок с оффшорными компаниями с использованием банков. Средства фиктивно переводятся другим компаниям, которые не являются аффилированными. Из данной компании средства переводятся через различные банки обратно в компанию.
  6. Пересылка средств между компаниями, зарегистрированными в разных государствах.
  7. Получение собственных средств, ранее размещенных в подставных фирмах за границей на инвестирование компании в РФ. Расходовать большие суммы в других странах невозможно, так как легко отследить их нелегальное происхождение. А инвестирование в Россию дает возможность скрыть законное происхождение этих средств.
  8. Создание фиктивных компаний. Незаконные средства оформляются как полученная прибыль этой организацией от законной деятельности.
  9. Создание специальной сети расчетов. С помощью нее осуществляются переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются сначала одному оператору, а он направляет их другому оператору. И только от этого оператора средства поступают на счет. Таким образом, источник средств не афишируется.
  10. Прочие способы. В качестве них может быть оформлен крупный выигрыш либо результаты интеллектуального труда.

Способов действительно множество, несмотря на действующие законодательные нормы, запрещающие подобные махинации.

Заключение

Примеров проведения легализации много даже среди моих знакомых. Недавно осудили мужа моей подруги за мошенничество. Но на самом деле такую статью использовало обвинение только потому, что не хотели усложнять доказывание легализации доходов.

В общем итоге наказание получил только посредник, через которого осуществлялись все незаконные действия. А истинные заинтересованные лица не получили наказание, и они практически не фигурировали в деле. Это и есть основная проблема в России. Достаточно сложно доказать причастность учредителей компании, так как они не являются исполнительными лицами, а соответственно, могут скрывать, что знают о подобных махинациях.

Поэтому я советую:

  1. Если вы сталкиваетесь с такой ситуацией, когда вам обещают хорошую сумму денег за проведение определенное нелегальной сделки на работе либо за посреднические услуги, не соглашайтесь. Это только с виду может выглядеть безобидно. Но на самом деле эта сделка или услуга окажется одним их механизмов легализации средств.
  2. Ответственность накладывается не только на тех, кто руководил всеми операциями, но и на непосредственных исполнителей. Даже если вам данное распоряжение давал руководитель, ответственности с вас это не снимет. Конечно, это будет смягчать вашу вину, но даже условная судимость может повредить вашей карьере в будущем.

Поэтому не стоит становиться одним из участников подобных схем, так как это деяние считается преступлением. И за него положено реальное наказание. А сумма штрафа может оказаться значительно выше той суммы вознаграждения, которую вы получите.

Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

     Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

     В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

     Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

     Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

     доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

     легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями;

     операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

     уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

     обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

     Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

     К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:

     обязательные процедуры внутреннего контроля;

     обязательный контроль;

     запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

     иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

     Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

     В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

     кредитные организации;

     профессиональные участники рынка ценных бумаг;

     страховые и лизинговые компании;

     организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

     ломбарды.

     Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

     1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

     2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

     1) операции с денежными средствами в наличной форме:

     снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

     покупка или продажа наличной иностранной валюты;

     приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

     получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

     обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

     внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

     2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;

     3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию;

     4) операции по банковским счетам (вкладам):

     размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

     открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

     перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;

     зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;

    5) иные сделки с движимым имуществом:

     помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

     выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

     получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

     переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

     3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

     Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

     1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

     1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;

     2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

    вид операции и основания ее совершения;

     дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

     сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания;

    наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

     сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

     сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

     сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

     3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

     Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

     Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

     2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

     Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

     Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

     Основаниями документального фиксирования информации являются:

     запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

     несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

     выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

     иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

     Разработка правил внутреннего контроля осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

     3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

     4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

     5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.

     6. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

     7. Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

     8. Представление в уполномоченный орган сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

     9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

     Статья 8. Уполномоченный орган

     Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

     Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

     Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 9. Представление информации и документов

     Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом.

     Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

     Положения настоящей статьи не распространяются на информацию и документы, полученные указанными в настоящей статье органами при исполнении установленных законодательством Российской Федерации надзорных функций.

Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

     Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

     Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

     Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

     Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

     Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

     Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

     Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

     Органы государственной власти Российской Федерации. осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

     Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

     В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.

     В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

     Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

     Статья 12. Выдача и транзитная перевозка

     Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории Российской Федерации.

     В случае, если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, при условии соблюдения принципа взаимности.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

     Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 14. Прокурорский надзор

     Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

     Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

     Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном законом порядке.

     Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 года.

     Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

     Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом до вступления его в силу.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Основные понятия о легализации доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации

Термин «отмывание» денег обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. «Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Наиболее полно все этапы отмывания доходов представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Процессы отмывания денег и финансирования терроризма

После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства.

Рисунок 2. Интеграция как стадия отмывания криминальных доходов

Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.

Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику. Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.

Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы. Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности. Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.

Легализация преступных доходов в России тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах. В 2013 году совокупный оборот нелегальных денежных средств в российской экономике оценивается примерно в 220 миллиардов долларов, что составляет порядка 40-50% от всего оборота финансовых средств.

Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране, обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет сделала такой «рывок», что по значимости сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. По данным МВД, около 40 процентов наших банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находится в сфере их «операций». Отмываемые и запускаемые в оборот «грязные» денежные средства приносят немалый вред государству и обществу.

Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году. Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении. Так 7 августа 2001 года в России был принят Федеральный закон №115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Действующая в настоящее время в России система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма создавалась с учетом требований рекомендаций Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денежных средств (ФАТФ). Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.

Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».

Венская Конвенция ООН признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Третья стадия - маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:

- использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников;

- перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально с новых счетов фирм или иных учреждений;

- использование подпольной системы банковских счетов.

Методы, с помощью которых преступники используют традиционные финансовые организации, включают:

- смерфинг - превращение наличных денег в финансовые инструменты;

- обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;

- обменные сделки - организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту;

- структурирование операций с наличными деньгами;

- установление контроля над финансовыми учреждениями;

- незаконное использование исключений из закона;

- использование корреспондентских отношений между банками;

- создание ложного бумажного следа;

- слияние законных и незаконных фондов;

- перевод преступно полученных денег за рубеж;

- использование «коллективных» счетов;

- использование транзитных счетов;

- механизм гарантии ссуды;

Рассмотрим некоторые из методов размещения более подробно.

Структурирование и другие способы отмывания денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения. Метод слияния законных и незаконных фондов, который будет рассмотрен при анализе роли в отмывании денег нетрадиционных финансовых учреждений.

Размещение через нетрадиционные финансовые учреждения:

Нетрадиционными называют небанковские финансовые учреждения, фактически осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги. Небанковские финансовые учреждения могут быть использованы для отмывания денег теми же способами что и традиционные финансовые учреждения, в особенности структурированием, подчинением и слиянием фондов.

В последнее время эти финансовые организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.

Одна из главных причин отмывания денег в России - это тесная связь между политическими и деловыми группами. Существуют лоббистские группы и группы давления зарубежных торговых организаций, которые имеют тесные связи с политическими партиями, помогающими им влиять на политику и решения правительства. В некоторых случаях предприниматели сами становятся активными членами политических групп или приближенными политических лидеров. И новый бизнес-класс, и лоббируемые политики имеют при этом одинаковый интерес - самообогатиться за счет страны.

Политические лидеры, занимающие важные посты в государственной администрации, часто предоставляют привилегированным бизнес-группам монопольную защиту и даже услуги экономического шпионажа, а взамен получают от них щедрые взятки.

Легализация это такой процесс, посредством которого преступно полученные доходы вливаются в законный денежный оборот, при этом реальные источники и каналы поступления таких доходов (денежных средств) тщательно скрываются от постороннего внимания. Отмыванием денежных средств занимаются организованные криминальные структуры, целью которых является как дальнейшее финансирование преступной деятельности, так и получение возможности использования незаконно полученных средств в различных целях. Реальные (незаконные) источники доходов в процессе их получения и легализации во многих случаях могут прикрываться вполне законной с виду деятельностью, а могут также сосуществовать с ней параллельно. Легализованные «грязные» денежные средства абстрагируются в процессе отмывания от источника своего незаконного происхождения и становятся, таким образом, частью легальной экономики.

Отмывание денежных средств не ограничивается наркобизнесом и терроризмом, в котором задействованы большие суммы наличных денежных средств. Незаконная торговля оружием, радиоактивными материалами, организованная преступность, нелегальная финансовая деятельность, подпольное производство алкоголя, мошенничество, похищение людей, терроризм, расхищение государственных средств и фондов - все это и многое другое создает более чем благоприятные условия для возникновения значительных нелегальных капиталов. Наличие таких денежных средств в стране признается международным сообществом как вполне достаточное условие для широкомасштабных криминальных финансовых операций.

Вопрос о практике отмывания денежных средств, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денежных средств, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денежных средств тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование офшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов. Отмывание денежных средств стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

На этом фоне увеличивается и число выявленных случаев совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. По данным экспертов ООН, годовой оборот организованной преступности составляет около 500 млрд. долларов, из них половина - это средства, полученные от незаконного оборота наркотиков. Такие суммы ежегодно «отмываются» криминальными экономическими структурами. В новейших исследованиях отмечается связь этого процесса с особенностями экономики, а «отмывание» рассматривается как одно из основных направлений деятельности организованной преступности, в таблице 1 показан процент раскрываемости подобных преступлений.

Таблица 1. Преступления в сфере экономики в РФ за 2013 г.

Преступления в сфере эконом

Количество преступлений

Зарегистрировано (выявлено) к 2013 г

Количество преступлений

Раскрыто (рассмотрено) к 2014 г

Всего:

226,1 тыс. (+12,4%)

137,1 тыс (+6,3%)

В том числе:

потребительский рынок

59,8 тыс. (+10,7%)

44,9 тыс. (+8,2%)

кредитно-финансовая система

87,9 тыс. (+20,5%)

41,5 тыс. (+10,0%)

внешнеэкономическая деятельность

6,6 тыс. (-0,5%)

4,2 тыс. (-8,4%)

ТЭК

7,2 тыс. (-5,7%)

5,4 тыс. (-3,7%)

лесная промышленность

3,5 тыс. (+14,7%)

2,0 тыс. (+7,7%)

водные ресурсы

0,9 тыс. (+52,7%)

0,7 тыс. (+72,6%)

легализация доходов

4,2 тыс. (+16,0%)

3,5 тыс. (+8,3%)

взяточничество

8,6 тыс. (+16,5%)

7,0 тыс. (+21,2%)


Смотрите также