Моральный кодекс что это такое


МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС - это... Что такое МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС?

  • Моральный кодекс — Моральный кодекс  систематизированная совокупность норм и образцов поведения людей определённой общности. Моральный кодекс строителя коммунизма свод принципов коммунистической морали. Моральный кодекс (группа)  российская рок группа …   Википедия

  • моральный кодекс — сущ., кол во синонимов: 4 • мораль (18) • нравственность (17) • этика (11) • …   Словарь синонимов

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — Кодекс или набор санкций и правил для классификации того, что считается правильным или соответствующим внутри определенной группы или общества. Имеется в виду, что этот кодекс применим ко всем, кто считает себя членом этой группы общества …   Толковый словарь по психологии

  • Моральный кодекс — набор правил поведения и санкций за их нарушения для классификации того, что считается правильным или адекватным внутри определённой социальной группы или общества в целом. Имеется в виду, что этот кодекс не навязывается заботливой властью, а он… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моральный кодекс —         строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали (См. Мораль), возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22 м съездом КПСС (1961). В истории… …   Большая советская энциклопедия

  • моральный кодекс — строителя коммунизма, нравственные принципы строителей коммунистического общества, провозглашенные Программой КПСС (1961), в т.ч. честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в обществе и личной жизни; взаимное уважение в… …   Сексологическая энциклопедия

  • Моральный кодекс —  ♦ (ENG moral code)    система или норма для правильного и неправильного, указывающие на природу нравственного поведения …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Моральный кодекс (рок-группа) — Моральный кодекс Годы 1989 наши дни Страна  Рос …   Википедия

  • Моральный кодекс (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс …   Википедия

  • Моральный кодекс строителя коммунизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс строителя коммунизма  свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Содержание 1 Текст… …   Википедия

Моральный кодекс, понятие и его виды

Моральный кодекс – это свод нравственных норм предписываемых к исполнению.

Особенности:

1. В кодексе отражаются те нравственные требования, которые уже выработала до него стихийно моральное сознание общества или группы

2. Кодекс охватывает в основном те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством

3. В нем находят отражение нормы поведения, которые желательны, идеальны, но общество ещё не в состоянии обеспечить их исполнение

Моральные кодексы:

1. Заповеди Моисея

2. Нагорная проповедь Христа

3. Евангелия от Матфея

4. Евангелия от Луки

5. Моральный кодекс строителя коммунизма провозглашен 22 съезд КПСС 1961 год.

Эти кодексы апеллируют ко всем и каждому, а поскольку мораль опирается на добровольность исполнения своих предписаний, и здесь нет механизма морального контроля, то исполнение требований кодексов оказывается проблематичным.

Наряду с ними к моральным кодексам мы можем отнести:

1. Кодексы корпоративной этики

Кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения, видно, что они обращены к сфере поведения предписываемого представителям определенных организаций, учреждений, ведомств.

2. Профессиональные этические кодексы

Кодексы профессиональной этики обращены к представителям определенных профессиональных групп.

Первые кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения появились в начале 20 века в США. Мораль во многом задается культурой. Именно для американской культуры характерна:

1. Прагматичность

2. Оптимизация издержек, то есть издержек меньше, а приобретений больше

3. Восприятие моральности как необходимого компонента в достижении успеха

Мы можем сказать, что эта практика получила в США большое распространение. Большинство американских кодексов корпоративного поведения написаны в патерналистском или даже в авторитарном духе.

В большинстве американских кодексов корпоративной этики содержится отказ от каких-либо сексуальных отношений на работе.

Руководство решает, что лучше для сотрудников и фирмы.

Пример: В большинстве американских кодексов записан отказ от каких-либо сексуальных отношений от службы. Немецкие служащие американского торгового гиганта подали в суд (несколько тысяч человек) о признании этого правила, противоречащим федеральному законодательству и победили.

Требования к рефератам:

10 страниц – это оптимально, вез введений и заключений, 14 кегль через 1,5 интервала. Обложка в число 10 страниц не входит. Сроки: сдавать к конце ноября. Тематика у старост.

Основной акцент в этих документах делается на ответственности сотрудников перед компанией и соответственно лояльности по отношению к ней. Эти кодексы – довольно своеобразные документы.

В Европу эти кодексы перекочевали лишь к началу 80–х годов, сначала это были филиалы американских компаний, а в 90-е годы и у нас. В России эта практика внедрения кодексов получила наибольшее развитие в банковской и финансовой сфере.

П-р, Этический кодекс Московского Международного банка

Очень своеобразно практика использования корпоративных кодексов легла на японскую почву с существующим японским менеджментом.

Американский социальный психолог Колберг выделяет 3 уровня мотивации внутрикорпоративного поведения:

1. Доконвенциональный – для этого уровня характерен движущий мотив – страх наказания

2. Конвенциональный – главным мотивом выступает социальное одобрение со стороны значимого окружения, в том числе, профессионального

3. Постконвенциональный – нормы становятся внутренними нормами, не допускается мысли об ином поведении

Для большинства характерен 1-й и 2-й уровни. Хотя достижение 3-го уровня, и идеально, но может привести к трагическим последствиям.

Наиболее это существенно и значим 3-й уровень в Японии, где действует пожизненный найм

Профессиональный этические кодексы в том виде, в котором они известны нам, начинают складываться на рубеже 19-20-го веков. Хотя первые частные попытки известны с середины 19 века.

П-р: Молло «Правила адвокатской профессии во Франции», Марков А.Н. в 1913 г. 1-й свод правил адвокатской профессии в России

Первыми в этой области снова были американские юристы.

В 1924 году был введен в действие документ, ныне известный как «Каноны судейской этики». В дальнейшем принимались не только национальные документы, но и международные. Н-р, «Основные принципы роли юристов», принятые ООН в августе-сентябре 1990 года, «Стандарты независимости юридической профессии» МАЮ (сен, 1990, Нью-Йорк). Есть и свои документы у отдельных профессий. П-р: Европейский кодекс нотариальной этики 1995 год

Особенностикодексов как корпоративной, так профессиональной этики в отличие от общеморальных кодексов:

1. Представляют собой систематизированное собрание принципов и норм корпоративного или профессионального поведения

2. Обязательны к исполнению, что достигается через их легитимацию либо административным путем либо через одобрение съездом, конгрессом представителей данной профессии

3. Их исполнение обеспечивается в том числе меры дисциплинарного воздействия, для чего предусмотрены механизмы и процедуры контроля и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также указаны уполномоченный субъекты такого контроля, и соответствующие санкции

Результатом этой практики у нас стало принятие «Профессиональный кодекс нотариуса», его писали не наши. Следующий – «Кодекс профессиональной этики адвокатов». Он был первоначально принят в 2003 году, а вторая редакция была принята 2-м Съездом адвокатом в 2005 году. В декабре 2004 года был принят Кодекс судейской этики 6-м Всероссийским съездом судей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

О назначении этических кодексов Де Джордж в своей книге «Деловая книга» говорит:

1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным, хотя включение в него идеалов не возбраняется. Структура кодекса отражает как реально достигнутое, так и то, к чему еще следует стремиться

2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого данная организация или профессия обслуживает

3. Кодекс не должен являться средством самообслуживания данной организации или профессии, средством самозащиты от общества и общественного контроля

4. Требование кодекса должны быть четко сформулированы, определены указанием на возможные соблазны, запреты и узкие ситуации, которые типичны для данной сферы деятельности или профессии

Стоит отметить, что сегодня в Росси присутствует несколько крайностей в разработке кодексов. В некоторых случаях кодексы содержат совершенно неконкретные, имеющие декларативные, рекламного характера требования.

П-р, недействующий «Кодекс чести рядового, начальствующего состава ОВД РФ». Параграф 10: овладевать достижениями общечеловеческой культурой, духовным богатством и традициями народов России. Вместо этого документа существует «Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ», введен в действие в декабре 2008 года. В п. 4 ст. 10 руководителям отделов профессиональной деформации предписано воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развития самодеятельного художественного творчества.

П-р, «Кодекс этики и служебного поведения ДЛ таможенных органов РФ», введен в действие в августе 2007 года.

По мнению Сергея Пашина вертикально интегрированных, в частности силовых структурах, где действует администрирование и единоначалие, такого рода документы зачастую остаются пустой декларацией. Наоборот, в сфере саморегулируемых профессий такого рода кодексы реально обретают регулятивный характер.

Также есть кодексы, в которых правила, нормы прописаны исключительно дробно. П-р, Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Есть те кодексы, в которые включают детализации и одновременно апеллируют к более широкому моральному и даже социальному контексту. П-р, профессиональный кодекс нотариуса РФ.

Что должен включать кодекс в идеальной конструкции:

1. Указание на легитимность данного документа, достигается указанием на то, кем он принят и когда

2. В кодексе должно присутствовать изложение некоторых базовых ценностей или своего рода философия данной профессии. П-р, кодекс судейской этики, глава 1. Профессиональный кодекс нотариусов, раздел, помимо обоснования социально-экономической концепции латинского нотариата указано на его связь с Европейским кодексом нотариальной деятельности.

3. Изложение основополагающих принципов профессии.

П-р, п.1 статьи 1 Кодекса судейской этики: справедливость, беспристрастность и независимость. В разделе 2-м Профессионального кодекса нотариусов очень сжато сформулированы принципы (очень много) профессиональной деятельности нотариусов, но не раскрыты. В разделе 1-м Кодексе этики аудиторов России эти принципы не только названы, но и в подробностях расписаны. В разделе 1-м Кодекса профессиональной этики адвокатов нормы и принципы вовсе перемешаны

4. Нормы профессиональной деятельности

5. Механизмы и процедуры дисциплинарной ответственности, уполномоченные субъекты, соответствующие санкции. П-р, Профессиональный кодекс нотариусов, есть даже список позитивных последствий.

Кодексы, как правило, регламентируют:

ü отношения с клиентами или потребителями услуг (гражданами)

ü отношения с коллегами по профессии или организации

ü отношения с представителями государства

ü отношения к персоналу организации, если это административное лицо

ü отношения с представителями родственных профессий

ü вопросы рекламы своей деятельности

ü отношения с представителями СМИ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Автором термина судебная этика является А.Ф. Кони. У него были предшественники.

Фрэнсис Бэкон в его книге «опыты или наставления нравственные и политические» поднимает такие проблемы:

1. На первое место Бэкон ставит проблему профессионального долга судьи, что определяется особым местом или ролью суда и судьи.

Бэкон говорит: «один дурной приговор пагубнее множества дурных примеров, ибо последние оскверняют поток, первые же самый родник». Именно суд является определенным слепком государства, власти и соответственно, по Бэкону, низведение судом себя вниз равнозначно низведением себя вниз государством. Исходя из этого, Бэкон говорит, что этим определяются особые требования к взаимоотношениям судьи: с тяжущимися сторонами (речь идет вообще о судопроизводстве), с защищающими стороны адвокатами, с подчиненными судьям судейскими писцами (технический аппарат суда), с государем или правительством, которому судьи подвластны.

Цель правосудия, по Бэкону – это обуздание насилия и плутовства, причем насилие пагубнее, когда оно явно, а плутовство, когда оно тайно.

2. Отношение к адвокатуре и адвокатам

Бэкон говорит, что адвокаты делятся на две группы (условно):

a. Бессовестный адвокат.

Ему присущи следующие черты: имеются на лицо плутни, грубое небрежение, неосведомленность, давление или наглость. Судья обязан публично вынести адвокату порицание.

b. Но с другой стороны, когда дело защищалось правильно и по чести судья обязан выразить известное поощрение в особенности же адвокату проигравшей стороны, чтобы выигравшая сторона не думала что она итак права, а видела что это результат состязания.

3. Благо тому государству, где король и правители часто совещаются с судьями, а судьи часто совещаются с правителем и королем. Он говорит, что правители совещаются когда в государственные дела замешены вопросы права, а судьи совещаются с королями и правителями, когда вопросы права сталкиваются с политическими соображениями.

Статья председателя КС РФ Зорькина в «РГ» от 10 апреля 2009 года, где он говорит, что конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью. Практически Зорькин говорит о том, что если мы, судьи, не будем руководствоваться практической целесообразностью, то мы потеряем государство с нынешней относительной стабильностью. Между строк можно понять, что Зорькин прислушивается к власти.

Иеремия Бентам - у него можно найти интересные позиции о роли судьи и адвоката. Мы можем также сказать, что для нас могут быть интересны следующие моменты:

1. Он говорит, необходимо определить меру зла, происходящего преступления

2. Необходимо измерить силу и действие наказания на преступника

3. Он говорит, сделать соразмерное удовлетворение обиженному. Основания: смотря по званию, богатству человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Кони делал карьеру по судебному ведомству в двух качествах: во-первых, он начал свою карьеру в качестве государственного обвинителя в суде, во-вторых после этого Кони большую часть своей профессиональной карьеры Кони делал как судья, а именно в качестве председателя Петербургской судебной палаты, а затем и судебной палаты Сената и Синода. Он был талантливый судебный деятель. Известный русский адвокат того времени Андреевский, речи которого до 1917 года четырежды переиздавались, упрекал Кони в том, что его талант, как судебного оратора, был употреблен для обвинения и судебного преследования.

Наиболее известна статья Кони, которая называется «нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики)». Он читал лекции в Александровском лицее. Одну из Лекций курса он переделал в данную статью и опубликовал в журнале Министерства юстиции в 1902 году.

Кони говорит, что «судебная этика – это учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности». Нужно сказать, что в это время уже начинают публиковаться специальные работы отечественных адвокатов по адвокатской этике и много было переводов. Термин же судейская этика был неизвестен. Примерно более 100 лет назад в России появился термин этика нотариуса.

Понятие судебная этика Кони употребляет как родовое понятие к другим видам профессиональной деятельности и профессиональной этике юриста.

Кони ставит задачу осветить те разнородные вопросы, возникающие в каждой стадии процесса, которые подлежат разрешению, согласно существенным требованиям нравственного закона. Складывается три возможных подхода к судебной этике:

1. Изучение через стадии судебного процесса. Представитель: Кобликов, Халиулина.

2. Рассмотрение через этику процессуальных лиц (судья, обвинитель, адвокат и т.д.)

3. Рассмотрение через специфические нравственные проблемы, возникающие как применительно к следствию, так и к судопроизводству.

Кони формулирует три основные момента, через которые раскрывается роль судьи:

1. Необходимые свойства этой деятельности, где важную роль играют внутренние убеждения судьи и толкование им закона в приложении к данному случаю

2. Необходимые условия этой деятельности

3. Собственно поведение судьи по отношению к лицам с которыми он приходит в соприкосновение в следствие своей деятельности.

Кони можно назвать определенным идеалистом. Кони рассматривает некоторые результаты, которых достигло судопроизводство в ходе осуществления судебной реформы Александра II. Кони руководствуется определенными идеальными представлениями. Он говорит: «коренные начала правосудия – гласность, устность, непосредственность и свободную оценку доказательств, оно (государство) серьезно посягнуть не решится».

Кони в данном случае определенным образом забывает о том, что помимо правовой реальности присутствует ещё социальная реальность и социально-политическая реальность. Он не принимает в расчет, что социальная и социально-политическая реальность прямым образом оказывает давление на правовую сферу и на сферу судопроизводства в частности.

Можно выделить несколько блоков:

1. Кони рассматривает эволюцию судопроизводства с точки зрения целей, на которые оно направлено и условий определяющих содержание судебной деятельности.

До некоторой степени Кони рассматривает эволюцию в зависимости от того какой тип государства, какие нравы и как это выражается в судопроизводстве и, подходя к современному моменту, он все это забывает, он говорит: «общество не сможет отказаться от суда присяжных и состязательности».

Исходя из того, что условия, считал Кони, самые благоприятные, центр тяжести учения о судопроизводстве должен быть перенесено с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи

2. Это собственная фигура судьи.

Кони указывает, что важны, с одной стороны, условия, в которые ставит его разумное законодательство, а, с другой стороны, типические черты, которыми его снабжает общественное, правовое и нравственное чувство. Например, он говорит, что нужно ограничить неявные приказания, идущие от власть имущих. Кони говорит: «ограничить судью от влиятельных просьб и внушений». Влияние окружающей среды и общественного мнения. Кони говорит о том, что все это незначительно, судья должен руководствоваться судейской совестью.

3. Нравственный аспект процессуального положения участников судопроизводства:

a. Право родственников не свидетельствовать против близких

b. Освобождение от свидетельства в суде священников в силу тайны исповеди.

c. Признание адвокатской тайны и её сохранение. Речь идет даже не о действующем защитнике, а о бывшем защитнике и бывшем доверителе.

d. Право подсудимого не свидетельствовать против самого себя

e. Правильное общение. Круг лиц с кем нужно наладить правильное общение: с подсудимым и его родственниками, потерпевшем (жертвой преступления) и свидетелями. Кони употребляет понятие «вкус», «чувство меры» и «такта», они должны быть соблюдены применительно к этому. Здесь сливаются этические требования с эстетическими – судебный этикет.

4. Касается государственного обвинителя

5. Касается адвоката

6. Важное педагогическое значение суда присяжных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

В советское время данное понятие было исключено из научного и профессионального оборота по причине утверждения основ новой морали. В частности, известный юрист Ульянов (он же Ленин) выступая на III съезде РКСМ утверждал, что нам нужна только та нравственность, которая служит делу рабочего класса, то есть мораль только та, которая обслуживает новые интересы государства.

Первый нарком здравоохранения Семашко в 1928 году писал следующее: никакая такая профессиональная врачебная тайна не должна иметь место поскольку трудящимся нечего скрывать от своего советского государства. В противовес такому буржуазно-помещечьему пережитку как профессиональная этика было выдвинуто представление о профессиональной деонтологии, то есть учение о долге. Вопрос в том кем или чем задается профессиональный долг. В нашем конкретном случае это долг перед советским государством.

Профессиональная этика, а также многие другие вещи не изучались

В воронежском университете в 1973 году была издана первая монография в России по судебной этике.

Наибольшее влияние на последующее развитие взглядов на эту тему оказала монография «проблемы судебной этики» 1974 года под редакцией М.С. Строговича. Он сделал многое: вновь ввел в научный оборот понятие судебной этики, а также ею стали заниматься снова юристы

Строгович считал:

1. Считал, что судебная этика это лишь наука о применении общих норм морали в специфических условиях деятельности юридических работников.

2. Считал, что признание особых нравственных требований применительно к отдельным профессиям равнозначна ограничению или вообще устранению применительно к этим профессиям действия ряда норм общественной морали

Умозаключения Ароцкера (юрист, автор ряда монографий и учебных пособий того времени, предлагал многие не безусловные нравственные приемы) послужили для Строговича площадкой для критики, отсюда он сделал вывод что никакой судебной этики и нужно придерживаться норм общей морали.

3. Признание этих особых нравственных требований отразиться на общем уровне нравственных требований в жизни общества

В связи с этим в книге Кокорева и Котова «этика уголовного процесса» Воронеж 1993 год указывается внимательный анализ профессиональных нравственных норм и показывает, что они прежде всего возлагают на представителей той или иной профессии дополнительные нравственные обязанности, но не в коем случае не дают им право нарушать какие либо общие нравственные принципы и основные принципа

В книге Комаровой и Сидоровой «Судебная этика» Спб 1993 год указано на три специфические сферы регулятивного действия морали в сфере юриспруденции:

a. Сфера прямого действия. Они считают, что сфера прямого действия это межличностные отношения, выходящие за рамки как уголовно-процессуального, так и гражданско-процессуального регулирования.

b. Сфера опосредованного регулирования – область проникновения морали в нормы законодательства

c. Сфера совместно вспомогательного действия. Это происходит там когда мораль и право имеют один и тот же предмет регулирования, воздействуют на одни и те же отношения

Понятие судебной этики употребляется как тождественное понятию юридической этики. Пример этого мы можем найти в книге Кобликова. Разведем эти понятия профессиональной этики и судебной:

1. Совпадают в том, что касается этической стороны судопроизводства, однако судебная этика определяет общие принципы, а профессиональная этика трактует конкретные требования к определенной профессии

2. Судебная этика регулирует отношения, возникающие именно в процессе, но не затрагивает этику неслужебного поведения, а профессиональную этику интересует все.

3. Судебная этика затрагивает поведение всех лиц, участвующих в процессе, а профессиональная этика затрагивает только профессиональных участников

4. Судебная этика не затрагивает нравственные требования применительно к таким юридическим профессиям как нотариус, юрист в организации, сотрудников таможни, судебные приставы-исполнители

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

Данная постановка вопроса присутствует не только у Кони и нравственная составляющая была очень велика. В частности Петерим Александрович Сорокин в своей известной книге указывал как на существенный недостаток разрыв, который существует при отборе на ответственные посты и должности в современном государстве. Он говорил, что за основу берутся деловые качества, тогда как моральным качествам уделяется значительно меньше внимания. В результате во всех трех ветвях государственной власти на ответственных постах часто оказываются люди, которые обнаруживают неспособность улучшить моральный дух населения в целом.

По мнению Васьковского Е.В. (адвокат 80-90х конца 19 века) в учебнике гражданского процесса говорит о том, что законы не всегда составлены удовлетворительно, задача проведения законов в жизнь является весьма трудной, сложной и требует от судей целого ряда специальных качеств:

1. Беспристрастие. Человек способен подавлять какие либо проявление в себе

2. Правильно понимать его (закона) внутренний смысл, то есть отделять существенные элементы от случайных и приводит отдельные поставления закона в связь с общей системой права

3. Судья должен обладать практической подготовкой к своей деятельности. Судья не прошедший практической школы подобен врачу не работавшему предварительно в клинике.

4. Судья должен ещё знать те жизненные отношения, которые определяются нормами права. Речь идет об искусстве, науки, предпринимательстве

5. Судья должен облагать житейским опытом, знать обыденную жизнь, бытовую обстановку, среди которой живут обращающиеся к его помощи лица, то есть речь идет о том

6. В качестве представителей государственной власти судьи обладают известным внешним авторитетом. Весьма важно чтобы они пользовались в глазах населения и внутренним авторитетом, то есть чтобы граждане относились с полным доверием к ним в виду их личных качеств.

Мы можем сделать вывод, что все качества, которыми должен обладать кандидат на должность судьи либо уже судья можно поделить условно на 2 группы:

1. Профессиональные деловые качества

2. Собственно нравственные качества

Европейская Хартия о статусе судей пункт 2.1: за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы.

Кодекс Судейской Этики Латвии принятый в 1995 году в каноне 2 говорит, что судья должен принимать такие ограничения поведения, которые простому гражданину могут показаться обременительными, к тому же это следует делать по доброй воли. В каноне 3 содержится указание, что судья выполняет свои задачи с чувством ответственности и без предрассудков

Как ни странно представители нашей этической мысли, в частности авторы классического учебника по этике Гусейнов и его ученик Апресян утверждают, что профессиональная деятельность в такой институционализированной сфере как судопроизводство предполагает простое следование установленным правилам и нормам.

В связи с этим вспоминается Монтескье, который уподоблял судью говорящей закон машине.

Гусейнов считает, что пассажирам самолета или корабля безразлично каков человек капитан корабля или самолета, а главное, чтобы он был профессионалом.

ФЗ «о статусе судей в РФ» в статье 5 затрагивает исключительно формальные основания отбора кандидатов на должность судьи, а если мы посмотрим конкретно пункт 8 статьи 5, то он вообще касается проверки формальных моментов.

В пункте 2 статьи 3 опять же определяется формально-правовая внешняя сторона поведения.

Кодекс судейской этики РФ лишь отчасти указывает на внутренний момент (то есть внутренние качества, убеждения). Например, статья 3 говорит, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью. Пункт 2 статьи 4 говорит – судья обязан быть беспристрастным.

Даже глава 1 кодекса обозначена как «общие требования предъявляемые к поведению судьи», то есть опять таки речь идет о внешней формальной стороне.

22 октября 2009 года

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 7

На 7-м съезде судей было принято решении о дальнейшей работе над Кодексом судейской этики. Но пока мы изучаем действующий кодекс.

П. 1 ст. 4 главы 2 Кодекса: судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

Как проиллюстрировать нарушения данного положения? Пример: из книги «Басманное правосудие» - это результат мониторинга хода судебных разбирательств в Басманном межмуниципальном суде г. Москвы с 13-17 октября 2003. С чего начинаются элементарные, типичные, распространенные нарушения прав граждан?

Ø В частности, перед дверями, возле них отсутствует список дел, подлежащих рассмотрению (стр. 10, 19, 21, 31, 37 и т.д.). Но в принципе судья не может следить за всем, для этого есть сотрудники суда, но в п. 1 ст. 5 сказано, что судья должен требовать от РК аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу.

Ø На стр. 25 говорится, что из конвоиров спал, секретарь судебного заседания играл в компьютерные игры, на стр.

Ø 26 – в ходе допроса подсудимой и в процессе исследования материалов секретарь был занят игрой в Пасьянс на компьютере.

Ø На стр. 29 наблюдатель отметил, что в ходе приведенного выше диалога судьи секретарь судебного заседания почти не фиксировала происходящее.

Ø На стр. 43 - секретарь прекратила ведение протокола и занималась подшивкой иных дел.

Ø На стр. 43 - наблюдатель поинтересовался, будет ли вывешен список дел, на что секретарь крайне раздраженно ответил: «Хотите, сами повесьте!».

Таким образом, можно констатировать, что при этом нарушаются не только права граждан, являющихся участниками судопроизводства, но и до некоторой степени принципы публичности и открытости.

Бесконтрольность со стороны судьи часто ведет к срыву рассмотрения дел. Например, стр. 21 – секретарь не отправила повестки, так как судья ей прямо об этом не сказал.

К сожалению, не соблюдаются и иные процессуальные требования, которые можно определить как правовые и этические. Например, судья просит расписаться в разъяснении прав и обязанностей, не разъяснив их. Или суд не удаляется в совещательную комнату, все было решено в ходе беседы, в протоколе записано иное.

П. 4 ст. 4 Кодекса: судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Между тем, судьи привыкают нередко к определенному тону. Кстати, дисциплинирует присутствие телевидения.

Ø На стр. 57 судья «повышая голос, и в конечном счете, переходя на крик: ….» (не только кричит, но и говорит такие слова как «ничего не понимающая дура»)

Ø Ст. 47 – председательствующий судья, гос. обвинитель и адвокат явно видно имеют дело с душевнобольным человеком. Адвокат и прокурор громко смеялись и иронизировали над некоторыми показаниями подсудимого при зачитывании протокола судьей.

Ø На стр. 38 - во время того, когда судья почти на пределе голосовых связок кричал на подсудимого, адвокат не протестовал, а тихо посмеивался.

Отмечены и иные факты, например, угроз. Например, ст. 39 – «Не дай бог соврешь, если что дам десятку». Больному СПИДом судья говорит: «Ну и подыхай, мне то что».

Есть примеры такого отношения и к профессиональным участникам процесса. Ст. 67-69 – выявлена ошибка следствия, председательствующий обращается прокурору: «Ты же слышишь, что он говорит, поэтому сядь и заткнись»

Ст. 3 Кодекса: судья в любой ситуации должен избегать всего, что могло бы поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Между тем у нас есть пример трогательного сотрудничества прокурора и судьи. Ст. 24, 26, 28, 29, 43,45 – прокурор перед началом слушания вышла вместе судьей из совещательной комнаты, зашла, судья при этом на стр. 43 вышел без мантии и т.д. J

Если мы посмотрим кодекс профессиональной этики адвоката, то там говорится, что он не должен допускать фамильярных отношений. Но мы видим примеры такого поведения прокурора и судьи. Например, ст. 28 – можно было бы сказать, если не знать их действительное процессуальное положение, с уверенностью, что прокурор и судья если не подруги, то очень близкие знакомые. В рамках служебных отношений такое поведение совершенно не приемлемо.

Причины таких примеров могут быть разные. Например, в половине примеров кричащий судья – это один и тот же человек, возможно, это такой темперамент( но кто рекомендовал такого человека, ведь есть проверки), возможна профессиональная деформация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 8

Внеслужебная сфера еще более противоречива, чем сфера профессиональной деятельности.

Ст. 3 кодекса, которая относится к общим требованиям, говорит: «судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи». Все эти понятия (подчеркнутые) в этой статье оценочные и субъективные и могут по-разному трактоваться.

Если мы возьмем книгу В.В. Панкратова «Комментарий к кодексу судебной этики»: «Честь – это социальная оценка конкретной личности, данная ей другими участникам общественных отношений, то есть обществом». Можно указать на 2 момента:

1. Как в кодекса, так и в комментарии речь идет исключительно о личности, а не о группе, хотя мы употребляем понятия «корпоративная, групповая честь»

2. Панкратов почему-то считает, что в понятии чести находит выражение исключительно внешняя оценка окружающих, тогда мы можем предположить, что честь – чисто внешний регулятор. Если мы откроем сборник, то в разделе «Судейская этика» есть задача 3, где судья, приехав в Адлер, поиграла с наперсточниками. То есть когда отпал внешний фактор, чести у судьи нет?

Очевидно, что честь опирается на внутреннюю и внешнюю оценку личности. За внутренней оценкой скрывается внутренняя мотивация. А в примере, мотивации не было, внутреннего убеждения у нее не было.

Во внеслужебной сфере оценке подвергается практически всё. Но надо подходить конкретно применительно к ситуации, времени совершения поступка. Пример противоречивых ситуаций: задача 12 – судья районного суда г. Энска совмещал работу с преподаванием. На одной из лекции, посвященной проблемам судебной системы, он указал на проблемы мировых судей (некомпетентность, затягивание сроков и т.д.). Если он опирался на официальные открытые материалы, например, дисциплинарного производства, то можно ли сказать, что Языков что-то нарушил? Нет. После лекции в вечернее время судья на своей Ауди отправился в известное казино, где поужинал в ресторане, потом поиграл в рулетку, где проиграл крупную сумму денег, флиртовал с хостессой, а жене сказал, что задержался со студентами. Судья должен выбирать куда и с кем можно ходить.

П. 6 ст. 8: судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство. Этот пункт конечно работает. Но представим, что судья знакомится на приеме в Совете Федераций, Гос. Думе с человеком, а потом против него возбуждают уголовное дело, лишают статуса. Можно ли сказать, что он подверг сомнению свою репутацию? А если судья живет в маленьком городе, где все друг друга знают? Нельзя предусмотреть всего в жизни.

412 – 9 задача из раздела судейская этика – 11 числа принести решенные задачи

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 9

Вопросы:

1. Независимость судебной власти как принцип правосудия

2. Реализация принципа независимости судебной власти на практике

Независимость судебной власти как принцип правосудия

Если не сводить данный принцип к чисто формально правовому моменту, то можно найти определенное этическое содержание в данном принципе.

Евгений Владимирович Васьковский в учебнике «Гражданский процесс» указывал, что в принципе недостаточно обеспечить подбор надлежащего личного состава судей, но и необходимо поставить судей в такие условия, чтобы они свободно проявляли и развивали те качества, которые необходимы для правильного отправления правосудия. Речь идет не только о формально-правовой реализации принципа независимости, но речь идет и о самих качествах судьи как процессуального лица. Васьковский говорит в связи с этим о принципе самостоятельности судебной власти или её независимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 10

Васьковский предлагает следующие гарантии беспристрастного и правильного отправления правосудия:

1. Рациональная система комплектования судейского персонала

В данном случае мы можем сказать, что существует обширная литература, которая говорит о том, из кого должен комплектоваться судейский корпус. В большинстве зарубежных стран в судьи отбираются лица, имеющие большой юридический опыт и большой жизненный опыт. В большинстве стран требуется стаж не менее 10 лет, но есть страны где стаж должен быть не менее 15, 20 лет. В большинстве стран особо оговаривается, что чаще всего это лица, занимающиеся адвокатской практикой. Например, в ВБ это лица, которые проработали барристерами не менее 10 лет.

В России этот принцип имеет расширительное толкование и нередко к лицам, занимающимся юридической деятельностью относятся люди, которые не имеют понятие о работе в судебной сфере. У нас формируются суды из лиц, пришедших из правоохранительных органов (в большинстве это бывшие работники прокуратуры), выходцы из судебных структур. При комплектовании судебного корпуса существуют неформальные ограничения для адвокатов.

Это в частности очень четко проявляется в составе комиссий, которые отбирают кандидатов на должность судьи. В частности отмечают, что если в 90-ностые годы более половины членов этих комиссий составляли сами судьи. Сегодня судей меньше половины, а большую часть состава комиссии составляют заместители глав силовых структур.

2. Самостоятельность судебной власти

Хотя в формально-юридическом плане суд является 3й ветвью государственной власти, в действительности это не совсем так. Юристы считают, что для независимости и самостоятельности суда главной опасностью является не коррумпированность, а главной опасностью для него является зависимость от исполнительной власти. В силу этого, юристы считают, что в судах защищают права вовсе не тех кого они должны защищать, а тех кто в этой власти находится.

3. Обеспеченность судейской карьеры

a. Несменяемость судей

Васьковский говорит, что сам принцип, взятый на микро-уровне, не гарантирует независимости каждого отдельного судьи, который может опасаться, что в случае если его деятельность не понравится высшим органам судебного ведомства, которым он подчинен, то он может лишиться своего места. В частности судья, который назначен на первый срок (3 года), может быть уволен без объяснения причин по истечения данного срока. Следовательно в эти 3 года он совершенно незащищен

b. Повышения и награды

Васьковский выделяет три категории:

i. Право на улучшение своего служебного положения через определенные промежутки времени при безупречном исполнении своих обязанностей

ii. Васьковский говорит, что должностей высших мало, на всех их не хватит, поэтому должно быть периодическое увеличение жалования

iii. При безусловности карьеры - награждение за особые заслуги

c. Несовместимость, то есть запрет судьям занимать не только государственную, но и частную службу, а также все занятия способные ставить их в зависимость от частных лиц, а также не разрешать судьям заниматься такими видами деятельности, которые не пользуются общественным уважением

d. Материальное вознаграждение

i. Во-первых, низкий размер получаемого судьями жалования имеет то вредное последствие, что способные и хорошо образованные юристы избегают судейской службы, предпочитая ей более выгодные занятия

ii. Во-вторых, достаточно высокое вознаграждение необходимо для судей также, чтобы они не искали посторонних занятий.

iii. В-третьих, чтобы мысль о необеспеченном или даже бедственном положении семьи не лишала их столь необходимого при отправлении правосудия спокойствия духа

4. Коллегиальное устройство судов

При коллегиальном устройстве достигается более тщательное, разностороннее рассмотрение дел, поскольку участвует не один человек, а есть разные взгляды и точки зрения. Он говорит, что этим достигается более беспристрастное отношение к делу. Судья действует свободнее, чувствуя, что за ним стоит разделяющая его ответственность коллегия. Коллегиальное решение обладает большим авторитетом в профессиональной среде и в обществе.

5. Инстанционная система.

К данной системе он относит следующее:

a. Судьи не могут быть гарантированы от промахов и ошибок

b. Не только неправильное понимание закона или случайный недосмотр при установлении фактических обстоятельств дела, но и субъективные взгляды, симпатии и антипатии судьи, а также влияние господствующих воззрений и предрассудков служат причиной неправовых решений

c. Возможность сознательного уклонения судей от справедливости, которая в силу предоставленной судье свободы убеждения ускользает от самого бдительного надзора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 11

Образ справедливого, праведного судьи и соответственно справедливого, праведного суда достаточно критично, с подозрением воспринимается народной мыслью. Например, суд прямой, а судья кривой; в суд пойдешь - правды не найдешь; судейский карман, что попово брюх; судье полезно, что в карман полезло; одари судью - не посадят в тюрьму; приличный юрист знает законы, хороший юрист знает суды, а отличный юрист знает судью и т.д.

Основные факторы, которые влияют на личность судьи и его установки:

Сошлемся на мнение Тамары Морщаковой, которая была заместителем КС РФ:

1. главную угрозу объективности при вынесении судебных решений представляют не чьи-то большие деньги или связи, а те лица или группа лиц, кому государственная власть принадлежала всегда.

2. Судьи, как в прошлом, так и сейчас знают, что спросить их могут за что угодно и надо блюсти букву закона до тех пор пока сверху не скажут как конкретно надо решить дело.

3. Морщакова отмечает материальный момент

4. Назначение председателя суда осуществляется на 6 лет. Это делает председателя суда очень зависимым и управляемым

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Моральный кодекс - это... Что такое Моральный кодекс?

  • моральный кодекс — сущ., кол во синонимов: 4 • мораль (18) • нравственность (17) • этика (11) • …   Словарь синонимов

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали… …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — Кодекс или набор санкций и правил для классификации того, что считается правильным или соответствующим внутри определенной группы или общества. Имеется в виду, что этот кодекс применим ко всем, кто считает себя членом этой группы общества …   Толковый словарь по психологии

  • Моральный кодекс — набор правил поведения и санкций за их нарушения для классификации того, что считается правильным или адекватным внутри определённой социальной группы или общества в целом. Имеется в виду, что этот кодекс не навязывается заботливой властью, а он… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моральный кодекс —         строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали (См. Мораль), возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22 м съездом КПСС (1961). В истории… …   Большая советская энциклопедия

  • моральный кодекс — строителя коммунизма, нравственные принципы строителей коммунистического общества, провозглашенные Программой КПСС (1961), в т.ч. честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в обществе и личной жизни; взаимное уважение в… …   Сексологическая энциклопедия

  • Моральный кодекс —  ♦ (ENG moral code)    система или норма для правильного и неправильного, указывающие на природу нравственного поведения …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Моральный кодекс (рок-группа) — Моральный кодекс Годы 1989 наши дни Страна  Рос …   Википедия

  • Моральный кодекс (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс …   Википедия

  • Моральный кодекс строителя коммунизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс строителя коммунизма  свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Содержание 1 Текст… …   Википедия

Моральный кодекс

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС - 1) сумма, или свод нравственных законов, приведенных в единую согласованную систему; 2) результат обобщения и систематизации моральных норм; 3) совокупность нравственных норм и принципов, рекомендуемая индивидам и требующая сознательного отношения; 4) сумма конкретных представлений о должном и допустимом поведении.

Самый древний из известных нам М.к. содержится в египетской Книге мертвых, где он связан с заупокойным культом. Перечень грехов и запретных действий приводится в так называемой «отрицающей исповеди», в которой умерший обращается к богам и заверяет их в своей нравственной незапятнанности. Ранний образец моральной и юридической деонтологии представлен также Законами Хаммурапи. В форме кодекса находят свое завершение самые первые философские, религиозные и дидактические рассуждения и системы. Нормативный характер имеют, например, «золотые стихи» пифагорейцев, афоризмы Гиппократа, наставления Гесиода, многочисленные экклезиастические сочинения.

М.к. являются итогом, упорядоченной формой, а в дальнейшем и объективной основой моральной дидактики и педагогики. Они конституируют принципы морали и придают исключительное значение моральным нормам. Как правило, М.к. предъявляют индивидам очень высокие требования. К кодификации моральных норм обращаются не только с просветительскими целями, но и с целью закрепления формальной нравственности, противостоящей человеку, его склонностям и потребностям. М.к. являются определенным решением проблемы общественной идеологии и личного мировоззрения.

Кодификация моральных норм и стандартов поведения в общественной среде является универсальной чертой развитых культур. Энергичные попытки кодификации норм предпринимаются в условиях перехода от традиционного уклада к государственной форме правления. На ранних стадиях развития государственности моральные нормы и нормы обычного (племенного) права закрепляются в многочисленных Законах и Правдах, которые выполняют синтетические функции. Они выражают понятие суда, власть судить, карать и миловать, олицетворяют суд и наказание, но также призваны надзирать за соблюдением справедливости, добродетели и истины. Нравственность предстает как объективная данность, ограничивающая произвол и законы кровавой мести. Древнейшие законы можно рассматривать в качестве противовеса групповому и личному эгоизму, тенденциям, которые в тех обстоятельствах незамедлительно и фатально приводили к неконтролируемому насилию и дезорганизации общества.

Кодифицированная мораль ориентирована главным образом на внешние санкции, реакцию общества и его институтов. Нормы поведения и критерии оценки формулируются ясно и однозначно, чтобы исключить свободное и недобросовестное толкование. Для своего времени это — наиболее разумное и демократическое вменение морального долженствования. Вместе с тем кодексы предполагают и в некотором смысле формируют в индивидах авторитарное, догматическое и экстравертное мышление. Древние кодексы предусматривали самые жестокие наказания за нарушение запретов и утверждали мораль с помощью насилия. Весомость внешних санкций подавляет и нивелирует самостоятельные нестандартные личностные суждения о морали, не разрешает ни малейшего сомнения в провозглашенных нравственных истинах. М.к. этого времени требуют повиновения и послушания. Нравственность наделена здесь деспотическими чертами.

Религиозное сознание также предрасположено к кодифицированному восприятию нравственности, которая рассматривается как незыблемая трансцендентная регламентация, связанная с законами мироздания. Самыми известными здесь являются религиозно-нравственные кодексы (например, Декалог Моисея, Десять заповедей Христа, благородные истины Будды, нравственные правила Корана). Содержание этих кодексов считается «словом Божьим», которое якобы возвещено людям через богоизбранного посредника, учителя религии и нравственности, и обладает поэтому религиозным и божественным авторитетом.

Кроме того, существуют светские морально-правовые кодексы, которые апелли-руют не столько к религиозным умонастроениям, сколько к социальному опыту и правосознанию индивидов (например, Законы Хаммурапи, Кодификация императора Юстиниана, Русская Правда). Правовое сознание, несомненно, тяготеет к кодификации и формализации велений нравственности и подчиняет мораль праву. Легалистское истолкование морали в известных исторических рамках не противоречит религиозно-нравственным установкам. Кардинальными принципами и религиозных, и светских кодексов являются нормы — «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй».

В феодальном обществе возникают сословные кодексы, предназначенные в первую очередь для привилегированных групп — феодалов и клириков. Эти кодексы соответственно трактуют понятия рыцарской чести. С развитием ремесленных и торговых ассоциаций, укреплением городской коммуны появляются цеховые уставы и М.к. городского ремесленника.

Идеи нестяжания (бедности), послушания (смирения) и воздержания, соответствующие духу евангельской морали, отражены в письменных уставах монашеских общин (орденов) и составляют главные обеты. Христианский нравственный идеал здесь воплощается в аскетизме. Необычный образ жизни монахов призван реабилитировать безразличие монахов к общественной жизни, укрепить этическую ориентированность поведения и оправдать известные духовные притязания. В святости они видели важнейшее условие личного спасения.

Письменные кодексы «рыцарской чести», по-видимому, не составлялись. Поведенческие нормы средневековых рыцарей, тем не менее, представляют собой выразительную и цельную систему, которая складывается уже к XI—XII вв. Рыцари клялись прежде всего верно и самоотверженно служить Богу и Церкви, Королю и Даме, отстаивать интересы и честь своего сословия. Понятие рыцарской чести указывает на этические критерии поведения, служит символом бескорыстия и героизма. Рыцарские представления о чести связаны с защитой сословных привилегий и сословным эгоизмом, отделяют рыцарство от других сословий. Рыцарская мораль является своеобразной философией насилия и санкцией насилия как прямого осуществления феодального права.

Эволюцией Кодекса рыцарской чести являются правила куртуазности, которые становятся наиболее актуальными в эпоху Возрождения, а также в XVI -XVII вв. в высшем свете и придворном обществе. Обучение этим правилам входит в систему образования высшего сословия. Понятие «человек чести» совпадает здесь с понятием образованной, воспитанной личности, подготовленной к политическому управлению обществом и к бюрократической деятельности. Правила куртуазности упраздняют воинские идеалы феодалов, ориентируют на дипломатические способы разрешения возникающих конфликтов, закладывают основы для этики толерантности. Сторонников правил куртуазности нередко упрекают в лицемерии, страсти к политическим интригам, в подмене морального характера искусственно созданной репутацией.

С XVI-XVII вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений и торгового капитала в среде мелких собственников-горожан появляется сумма правил, следование которым должно обеспечить личный успех, выражающийся в деньгах. Главными жизненными правилами становятся трудолюбие и бережливость. Данный кодекс поведения совпадает с этикой труда и рачительного ведения хозяйства. Выразителем этого кодекса на Западе считается протестантизм. В России этика труда опирается на патриархальные и православные традиции.

Серия беспрецедентных нравственно-политических кодексов, созданных под эгидой межгосударственных организаций в XVIII- XX вв., содержит социальные программные установки и нравственные требования демократического и либерального свойства. Эти нормативные документы ориентированы исключительно на светские ценности (например, различные Хартии, Билли и Декларации о правах, среди которых можно выделить «Декларацию независимости», «Декларацию прав человека и гражданина», «Всеобщую Декларацию прав человека»). Они защищают достоинство человека и одновременно настаивают на социальных гарантиях условий для жизни, развития и самореализации личности.

По-прежнему актуальны профессиональные нравственные кодексы, прообраз которых можно усмотреть в жреческом кодексе и этике врача. Эти кодексы отражают особенности и общественную ценность некоторых профессий (врача, юриста, педагога, журналиста, ученого, банкира, торговца, политика). Они ставят своей целью повысить социальную ответственность этих профессиональных групп.

Некоторые замкнутые социальные группы, занимающие высокое положение в обществе, представляющие себя социальной элитой, вырабатывают свои элитарные кодексы, которые, как правило, являются апологией группового эгоизма и чванства. Свои М.к. создают также девиантные группы, например представители организованной преступности, «воры в законе».

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 339-341.

моральный кодекс - это... Что такое моральный кодекс?

  • Моральный кодекс — Моральный кодекс  систематизированная совокупность норм и образцов поведения людей определённой общности. Моральный кодекс строителя коммунизма свод принципов коммунистической морали. Моральный кодекс (группа)  российская рок группа …   Википедия

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали… …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — Кодекс или набор санкций и правил для классификации того, что считается правильным или соответствующим внутри определенной группы или общества. Имеется в виду, что этот кодекс применим ко всем, кто считает себя членом этой группы общества …   Толковый словарь по психологии

  • Моральный кодекс — набор правил поведения и санкций за их нарушения для классификации того, что считается правильным или адекватным внутри определённой социальной группы или общества в целом. Имеется в виду, что этот кодекс не навязывается заботливой властью, а он… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моральный кодекс —         строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали (См. Мораль), возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22 м съездом КПСС (1961). В истории… …   Большая советская энциклопедия

  • моральный кодекс — строителя коммунизма, нравственные принципы строителей коммунистического общества, провозглашенные Программой КПСС (1961), в т.ч. честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в обществе и личной жизни; взаимное уважение в… …   Сексологическая энциклопедия

  • Моральный кодекс —  ♦ (ENG moral code)    система или норма для правильного и неправильного, указывающие на природу нравственного поведения …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Моральный кодекс (рок-группа) — Моральный кодекс Годы 1989 наши дни Страна  Рос …   Википедия

  • Моральный кодекс (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс …   Википедия

  • Моральный кодекс строителя коммунизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс строителя коммунизма  свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Содержание 1 Текст… …   Википедия

моральный кодекс - это... Что такое моральный кодекс?

  • Моральный кодекс — Моральный кодекс  систематизированная совокупность норм и образцов поведения людей определённой общности. Моральный кодекс строителя коммунизма свод принципов коммунистической морали. Моральный кодекс (группа)  российская рок группа …   Википедия

  • моральный кодекс — сущ., кол во синонимов: 4 • мораль (18) • нравственность (17) • этика (11) • …   Словарь синонимов

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — строителя к о м м у н и з м а – свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших свое теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС. В истории существовали… …   Философская энциклопедия

  • МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС — Кодекс или набор санкций и правил для классификации того, что считается правильным или соответствующим внутри определенной группы или общества. Имеется в виду, что этот кодекс применим ко всем, кто считает себя членом этой группы общества …   Толковый словарь по психологии

  • Моральный кодекс — набор правил поведения и санкций за их нарушения для классификации того, что считается правильным или адекватным внутри определённой социальной группы или общества в целом. Имеется в виду, что этот кодекс не навязывается заботливой властью, а он… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Моральный кодекс —         строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали (См. Мораль), возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22 м съездом КПСС (1961). В истории… …   Большая советская энциклопедия

  • моральный кодекс — строителя коммунизма, нравственные принципы строителей коммунистического общества, провозглашенные Программой КПСС (1961), в т.ч. честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в обществе и личной жизни; взаимное уважение в… …   Сексологическая энциклопедия

  • Моральный кодекс —  ♦ (ENG moral code)    система или норма для правильного и неправильного, указывающие на природу нравственного поведения …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Моральный кодекс (рок-группа) — Моральный кодекс Годы 1989 наши дни Страна  Рос …   Википедия

  • Моральный кодекс (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс …   Википедия

  • Моральный кодекс строителя коммунизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс строителя коммунизма  свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Содержание 1 Текст… …   Википедия


Смотрите также