Платон система взимания платы что это такое


О СИСТЕМЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

1,53 ₽/км3,73 с коэф.0,41* Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 843

2,04 ₽/км*Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 843

50 774 кмФедеральныхдорог в Системе

15/11/2015Дата запускаСистемы

2 000 000Более двух миллионов транспортных средств

*Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330

Объекты и элементы системы

 ЦентрыИнформационнойподдержки

пользователей

 Системамобильного

контроля

 Центр управления и мониторинга,включая центр

обработки данных

 Геоинформационная системаи автоматическая

система расчетов

 Системастационарного

контроля

  • Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

    Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

    Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

  • Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

    Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45, определяет направления развития транспортной системы и базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

    Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, определяет направления развития транспортной системы и базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

    Закон устанавливает порядок движения транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по федеральным автодорогам

    О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты

    О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения

    О заключении концессионного соглашения с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы «Платон»

    О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

    О приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации

  • Внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в режиме постоплаты, исходя из утвержденного Правительством РФ размера платы.

    2.Оплата за фактически пройденное расстояние

    Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

    • оформление разовой Маршрутной карты;
    • использование Бортового устройства.

    Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

    При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

    3.Использование спутниковых навигационных систем

    Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

    4.Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

    Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

    • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
    • мобильный контроль — автомобили со специальным оборудованием.

    5.Вынесение Ространснадзором постановлений об административных нарушениях за движение по федеральным дорогам без внесения платы автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн

    Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора на основе автоматической фото и видеофиксации выявляет нарушителей на федеральных трассах для вынесения постановлений об административном правонарушении.

  • Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

    Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

    После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

    Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

Способы оплаты маршрутных карт:

Способы пополнения расчётной записи:

Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.

В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

481рамка системы контроля

100автомобилей мобильного

контроля

2 000 000бортовых устройств

Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.

Региональные офисы обслуживания

Офисы на погран. переходах

Терминалы самообслуживания

Мобильное приложение

Интернет-сайт

Колл-центр

Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:

  • Колл-центром, работающим круглосуточно;
  • Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.

platon.ru

Что такое система Платон и как она работает

Время чтения: 8 минут

“Платон” - это автоматизированная система оплаты за пользование автомобильными дорогами, которая работает в РФ с 2015 года. Идентификация транспортного средства происходит автоматически. При помощи транспондера, установленного в транспортном средстве, специальный присвоенный идентификационный код передаётся на придорожный считыватель. Он представляет собой двустороннюю радиосвязь (RFID) с микропроцессором, работающую в радиочастотном диапазоне 900 МГц с использованием выделенных протоколов ближней связи (DSRC).

Приемоответчик содержит основную информацию, в том числе идентификационный номер, платные услуги, тип транспортного средства и т. д.

Второстепенная задача системы “Платон” - повысить пропускную способность дорог путем введения толлинга на открытых дорогах.

Толлинг на открытых дорогах (ОРТ) - это сбор платы за проезд исключительно электронными средствами.

Система позволяет осуществлять платежи непосредственно во время движения автомобиля, что позволяет не задерживать движение и делать процесс практически незаметным для водителя и не отвлекать его непосредственно от вождения.

ОРТ - технологичное решение, позволяющее осуществлять оплату без остановки транспортного средства.

Идентификация транспортных средств происходит двумя способами:

  • При помощи установленного внутри транспондера;

  • по видеоизображению номерного знака.

Хотя использование такой платёжной системы может снизить затраты благодаря автоматизации процесса оплаты, с другой стороны немало средств требуется на обработку данных на основе изображений и проведение транзакций.

Как работает система Платон в 2019 году?

Что представляет из себя система “Платон” сегодня? Какие нововведения ждут водителей в 2019 году?

Начать стоит с базового тарифа, составляющего 1 рубль 90 копеек за километр. Участникам системы предоставляется два способа оплаты на выбор:

  • Маршрутной картой;

  • При помощи бортового устройства.

Маршрутная карта содержит маршрут планируемой поездки, в ней указываются начальные и конечные пункты, а также дата отправления транспортного средства. Имеется возможность дополнительно указать от 1 до 10 промежуточных точек. Оформление маршрутной карты самостоятельно можно произвести через личный кабинет на сайте системы «Платон» или через мобильное приложение. Если же возникли какие-то трудности с оформлением, то можно обратиться в Центр информационной поддержки пользователей. Оплату поездки необходимо произвести в течении 24 часов с момента оформления карты. Осуществить её можно следующими способами:

1В мобильном приложении или личном кабинете.

2В Центре информационной поддержки клиентов.

3Через интернет банк, электронный кошелек Qiwi, Сбербанк Онлайн, а также в терминалах Qiwi и Сбербанк(но уже с комиссией).

Бортовое устройство же больше подходит для перевозчиков, которые осуществляют регулярные рейсы. Для них оформление маршрутной карты получается слишком накладным исходя из временных затрат.

Бортовое устройство предоставляется на основе безвозмездного пользования при заключении соответствующего договора для установки и в дальнейшем закрепляется за конкретным транспортным средством. При его использовании важно не забывать, что система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, поэтому необходимо следить за балансом своей учётной записи, чтобы его хватило на весь маршрут поездки.

Если средств на счету будет недостаточно для автоматической оплаты проезда, то будет наложен штраф в размере 5000 рублей при первом и 10000 рублей при повторном нарушении на водителя и собственника транспортного средства.

Чтобы избежать штрафа, можно настроить уведомления в личном кабинете о достижении определённого баланса. Также существует возможность отсрочки платежа. Для получения отсрочки пользователь системы должен соответствовать ряду условий:

1Являться резидентом Российской Федерации.

2Быть зарегистрированным в системе «Платон» более 2 месяцев.

3Иметь бортовое устройство.

4Не иметь неоплаченных штрафов или просроченной задолженности за движение по федеральным дорогам.

Также нельзя не отметить изменения, которые планируются или уже произошли в 2019 году. Начнем с того, что 1 января 2019 года перестала действовать налоговая преференция в рамках которой у дальнобойщиков было право на уменьшение транспортного налога в зависимости от суммы, оплаченной по системе «Платон». Еще одной неприятной новостью могут стать планы правительства Российской Федерации по увеличению тарифа, запланированные на 1 июля 2019 года в связи с истечением срока моратория на его индексацию.

Работа системы «Платон» регулируется рядом нормативно-правовых актов и документов, разработанных правительством Российской Федерации начиная с 2005 года:

  • Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;

  • федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;

  • постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;

  • постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент) ;

  • транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;

  • федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);

  • распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

  • постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474.

Помимо вышеперечисленных документов, существуют акты непосредственно регулирующие весь цикл жизнедеятельности и работы данной системы:

  • Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 N 474, от 03.11.2015 N 1191, от 15.04.2016 N 310, от 14.11.2016 N 1182, от 20.06.2017 N 731, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1483;

  • федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;

  • постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;

  • федеральный закон от 14.12.2015 №378-ФЗ;

  • постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент);

  • постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474;

  • постановление Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330;

  • постановление Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. № 1182;

  • федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);

  • распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2016 № 310;

  • постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 139.

Платон на сайте РосТрансНадзора

На сайте РосТрансНадзора присутствует отдельный баннер взимания платы за «Платон». (Что такое РосТрансНадзор мы рассказывали здесь.) На странице есть следующие опции:

1Получить ответы на часто задаваемые вопросы.

2Возможность заполнить и отправить бланк для обжалования административного правонарушения.

3Возможность проверки штрафов для физических и юридических лиц.

О том, какими способами можно оплатить Платон читайте здесь.

У ПЛАТОНА есть и недостатки

По словам Пескова, ошибки при выставлении счетов и автомобилисты без транспондеров, которые не могут оплатить свои счета, являются наиболее распространенными проблемами системы.

Многие люди не платят. А Штаты иногда взимают плату за нарушение, которая может быть огромной - например, плата в размере 90 долларов за неуплату платы за проезд в 3 доллара, в результате чего некоторые водители в конечном итоге получают счета на тысячи долларов. Нам нужна лучшая система, чтобы гарантировать платеж без этих больших штрафов.

Он добавил, что в будущем ожидает, установки автоматизированных сборов на большинстве дорог РФ.

Конечно, никто не любит платить за проезд, но когда больше людей хотят использовать дорогу, чем она способна вместить, гораздо эффективнее ограничить этот дефицитный ресурс ценами.

Вопрос-ответ

Кому принадлежит система “Платон”?

После принятия решения о ее создании в 2013 году Росавтодор планировал провести конкурс и начал сбор заявок. В 2014 году в списке претендентов фигурировал ряд иностранных компаний, но из-за смены международной конъюнктуры было принято решение заключить договор с российским подрядчиком. 29 августа 2014 года было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Собственниками ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» являются Игорь Роттенберг, сын известного миллиардера. Генеральным директором «РТ-Инвест» является Андрей Шипелов. Инвестиции в данный проект составили 29 миллиардов рублей, для его реализации был привлечен кредит от ПАО «Газпромбанк» в размере 27 миллиардов рублей, а 2 миллиарда составили собственные средства компании. Запуск системы состоялся 15 ноября 2015 года. В 2019 году система была продана зарубеж.

Куда идут деньги с “Платона”?

Исходя из данных за первые два года с момента введения сбора, бюджет Российской Федерации получил доход почти в 36 миллиардов рублей. Компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в соответствии с концессионным соглашением зарабатывает от 10.6 миллиарда рублей в год. Денежные средства, полученные бюджетом Российской Федерации, расходуются на ремонт и поддержание дорог федеральной сети в надлежащем состоянии.

Кто придумал “Платон”?

Инициатором введения дополнительного сбора и создания системы «Платон» является правительство Российской федерации. Процесс создания был инициирован в 2013 году.

Также со стороны губернаторов неоднократно вносились предложения о необходимости введения сбора и на региональных дорогах. Мотивировалось это тем, что в результате введения платы за пользование федеральными дорогами, грузопоток может переместиться на региональные дороги, так как грузоперевозчики будут оптимизировать затраты. На текущий момент эти опасения не подтвердились.

Кому нужен “Платон”?

В первую очередь - государству для взимания оплаты за пользование дорогами. В то же время, это удобно и водителям, которым нет необходимости совершать остановки для того, чтобы произвести оплату. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил:

Основная причина, по которой регионы приняли эту систему, заключается в том, чтобы экономить деньги, не нуждаясь в сборщиках платы за проезд, и, конечно, автомобилисты экономят время. Но, как экономисты в области транспорта знали на протяжении десятилетий, реальная выгода придет, когда мы начнем использовать эту технологию для управления перегруженностью, корректировки платы за проезд в целях перегруженности дорог, чтобы наши дороги оставались свободными и не мешали городскому движению.

Плата за проезд по открытой дороге не является инновацией. Подобные технологии используются в США в таких штатах, как Техас, Флорида и Нью-Гемпшир.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дополнительные материалы по системе Платон



Дата обновления: 13 июня 2019 г.

zakon-auto.ru

Система взимания платы Платон

Система оплаты проезда «Платон» выполняет несколько основных функций. Платон собирает, обрабатывает, сохраняет и передает в автоматическом режиме данные о передвижении большегрузных ТС (с разрешенной массой более 12 тонн). Система работает на всех дорогах общего пользования федерального значения России.

Регистрация на сайте системы Платон

Все владельцы большегрузных транспортных средств, должны зарегистрироваться в системе на сайте lk.platon.ru, для того, что бы появилась возможность оплачивать запланированные маршруты. Регистрация в системе Платон, может выполняться несколькими способами:

  • через официальный сайт системы Платон: Platon.ru
  • через Центр обслуживания Платон
  • через терминалы самообслуживания при оформлении маршрутной карты

После регистрации в системе, оператор предлагает владельцам большегрузов, оформить договор безвозмездного пользования бортовым устройством. Всем пользователям, которые были зарегистрированы в системе Платон, бортовое устройство выдается абсолютно бесплатно (или в соответствии с договором за бортовое устройство может оставляется залог).

Официальный сайт системы Платон — Platon.ru

Регистрация аккаунта в системе Платон выполняется с использованием пошаговой инструкции, по образцу. Владелец большегрузного ТС, должен в обязательном порядке указать реквизиты и предоставить полную информацию о большегрузном транспортном средстве.

Регистрационная форма в системе, включает в себя следующие пункты:

  • Идентификационный номер владельца ТС
  • Номер сотового телефона
  • Логин и электронную почту
  • Реквизиты банка
  • СТС

Система Платон для большегрузов

В случае, если регистрация личного аккаунта в системе Платон с использованием официального сайта системы Platon.ru, не представляется возможным, то в этом случае, зарегистрироваться в системе Платон для большегрузов можно в Центре обслуживания. Порядок точно такой же, вы предоставляете необходимые документы, заключаете договор и получаете бортовое устройство в безвозмездное пользование. Использование бортового устройства, на много удобнее, чем использование одноразовых маршрутных карт.

Пополнить баланс аккаунта системы взимания платы Платон можно двумя способами:

  • Переводом денежных средств с банковского лицевого счета, на счет платежной системы
  • Банковской картой, с использованием терминала платежной системы

Все действия связанные с оплатой проезда, должны быть выполнены до выезда транспортного средства на дорогу общего пользования федерального значения. В случае заблаговременной неуплаты, накладывается административное наказание.

Кто освобождается от уплаты по системе Платон?

От платежей за пользованием дорогами общего пользования федерального значения освобождаются:

  • легковые автомобили;
  • большегрузный транспорт занимающийся перевозками людей (кроме случая грузо-пассажирских перевозок);
  • спец транспортные средства;
  • транспорт военных и перевозящих военную технику.

Отзывы

Обсуждение системы Платон вызвало достаточно широкий резонанс в обществе. Система взимания платы, со слов владельцев большегрузных ТС, была несовершенна и имела недостатки. На сегодняшний день практически все основные вопросы улажены, недостатки устранены и система Платон работает в штатном режиме. Все деньги, которые система Платон собирает со владельцев большегрузов, перечисляются в федеральный бюджет и направляются на ремонт текущих и строительство новых дорог, что не может не радовать. Благодаря строительству новых дорог и своевременному ремонту имеющихся дорог, грузоперевозки станут надежнее и быстрее, что должно так же сказаться и на улучшении экономических показателей компаний перевозчиков и их доходах.

Тарифы системы Платон

Тарифы системы взимания платы, не отличаются и едины для всех большегрузных автомобилей. На первое время введен понижающий коэффициент.

Федеральных дорог в системе             Стоимость проезда

50 774 км                                         3,73 с коэф. 0,41*   ₽/км

  • *- коэффициент действует с 15 ноября 2015 года, по 29 февраля 2016 года (цена с учетом понижающего коэффициента составляет 1.5293 руб ₽/км). Согласно последней информации, понижающий коэффициент не будет отменен 29 февраля 2016 года.

Дата начала работы

15.11.2015 — начиная с этого дня, официально работает система взимания платы Платон

Количество большегрузных автомобилей

Более двух миллионов большегрузыных транспортных средств, разрешенной массой более 12 тонн.

Система взимания платы Платон, это не просто система, а это целый комплекс различных систем, которые объединены в единую систему и включают в себя следующие подсистемы и центры:

Page 2

sistemaplaton.ru

Что такое система «Платон»

Водители у большегрузов, да простые люди, далекие от этой сферы, неоднократно слышали о системе «Платон». Она была запущена в эксплуатацию в 2015 году и за 2 с половиной года работы доказала свою состоятельность, хоть и до сих пор вызывает противоречивые отзывы и непрекращающиеся споры. В этой статье мы расскажем, что такое система «Платон», кто ее проектировал, как она работает, и на какие автомобили и автодороги распространяется ее действие.

Подробно о «Платоне»

Система «Платон» — это современная система, которая позволяет взимать плату с грузовых автомобилей за передвижение по дорогам нашей страны. Администрированием системы и контролем за всеми операциями занимается фирма ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).

Эта организация наполовину находится в ведении корпорации «Ростех», а на вторую половину принадлежит Игорю Ротенбергу – известному предпринимателю. Эти же лица указаны и в числе учредителей общества с ограниченной ответственностью. Ежегодная прибыль ООО исчисляется в десяток миллионов рублей – это плата за операторские услуги. Сама система приносит в казну государства ежегодно около 50 миллиардов рублей.

50 774 км автомобильных дорог в России входят в часть системы, именно проезд большегрузов по ним является платным. О картах будет рассказано далее.

Стабильность работы системы осуществляется за счёт целого перечня средств и устройств. Среди них:

  1. Различные информационные центры от малых территориальных до крупных.
  2. Геоинформационная система.
  3. Автоматизированная система оплаты для автовладельцев.
  4. Бортовые устройства, оборудованные автоматическими элементами для списания платы за пользование автодорогами.
  5. Стационарные пункты контроля
  6. Передвижные контрольные пункты
  7. Официальный сайт «Платон», укомплектованный всей необходимой информацией и ответами на вопросы по работе системы.
  8. Круглосуточная линия ответов на голосовые звонки от автовладельцев по вопросам пользования «Платоном».

Предпосылки для внедрения системы

Статистические данные свидетельствуют о том, что более 56% ущерба, наносимого федеральным трассам – это вина большегрузного транспорта. Если перевести это соотношение в цифры, то получится примерно следующее уравнение: 1 грузовой автомобиль весом выше 12 тонн равен 40-45 тысячам легковых. То есть, проезд по дороге одного большегруза приравнивается к проезду десятков тысяч легковушек. Ущерб – соответствующий.

Согласно официальным данным, государственный бюджет ежегодно опустошается на триллион рублей, при восстановлении дорог, разбитых грузовыми авто. При этом реальный ущерб от грузовой техники примерно в полтора раза выше заявленной цифры.

Транспортный налог, поступающий в государственную казну, не способен покрыть расходов государства. При этом его большая часть приходится на выплаты владельцев легковой техники, меньше всего влияющей на состояние дорожного покрытия.

По примеру европейских стран, где восстановление дорог происходит за счёт тех, кто их разрушает, в России было принято решение внедрить похожую систему. Зачем, вполне логично! Чтобы ремонтировать дорожное покрытие за счёт тех, кто его разрушает больше всего.

Куда расходуются средства, собранные в рамках системы?

Изначально внедрение системы позиционировалось, как улучшение, способное пополнить государственный бюджет на весомые суммы. Предварительный список возможного расходования полученных финансов, был озвучен еще до запуска системы, и остался неизменным до сегодняшнего дня. Основные положения этого списка:

  1. Направление финансов на улучшение инфраструктуры дорожно-транспортной сферы.
  2. Текущее финансирование дорожных работ, в том числе выделение средств на плановые дорожные и мостовые работы, ямочный и капитальный ремонт
  3. Улучшение состояния трасс федерального назначения в регулярном порядке.

Иными словами проект работает как основное звено поддержки программ «Автодороги» и «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.» Благодаря средствам, получаемым в процессе работы системы, снижается нагрузка на бюджет практически всех муниципальных образований, а также на государственный бюджет. За время работы «Платона» улучшение состояния автомобильных дорог проводится с завидным постоянством.

Как работает система «Платон»

Система вводилась на территории страны поэтапно, и на сегодняшний день редко какой водитель грузового авто не знает, как она работает. На данный момент у водителей большегрузов есть два варианта оплаты: предоплата и постоплата. Размер взимается непосредственно за пройденное автомобилем расстояние, в конкретной сумме за каждый километр пути. Оплата возможна как при помощи разовых карт, так и посредством списания платы через бортовое устройство.

Запуск системы состоялся с установленной платой в 3,73 рубля за каждый километр. На сегодняшний день действуют льготные тарифы (1,53 рубля/км), принятые в феврале 2016 года. Нынешний год обещает быть сложным для дальнобойщиков и прочих владельцев авто, массой более 12 тон. Тарифы вновь вырастут до первоначальных позиций, и, возможно, будут еще больше.

Работа системы основана на слаженном взаимодействии всех подструктур и устройств. По закону, каждый водитель грузового транспорта, весом более 12 тонн, должен зарегистрироваться на официальном сайте проекта, и самостоятельно оплачивать передвижение по «платным» дорогам.

Отслеживание перемещения автомобилей и контроль за оплатой производится посредством онлайн наблюдения по спутникам GPS и ГЛОНАСС.

Непосредственно на дорогах проезд большегрузов контролируется с помощью контрольных рамок и передвижных комплексов. Пункты мобильного контроля – это автомобили, обозначенные логотипом системы, обычно – модели Лада Ларгус. Выявленный факт безоплатной езды грозит штрафом владельцу автомобиля.

Процесс регистрации в системе

Документы на регистрацию подаются онлайн на сайте, либо в Центре обслуживания на территории вашего муниципального поселения.

Что нужно предоставить?

Индивидуальным предпринимателям:

  1. Свидетельство ОГРНИП;
  2. Налоговый номер (ИНН)
  3. Удостоверение на право управления ТС
  4. Свидетельство о регистрации авто

Собственникам малого и среднего бизнеса в сфере грузоперевозок:

  1. ИНН;
  2. ВУ
  3. ПТС И свидетельство о регистрации авто.
  4. Документ на право ведения предпринимательской деятельности.

Иностранным физическим или юридическим лицам:

Все те же документы, плюс данные о водителях, официально трудоустроенных.

Документы можно подать онлайн через личный кабинет офсайта «Платон», либо в ЦИПП. При получении маршрутной карты в терминале можно пройти и процесс регистрации.

Бортовое устройство. Принцип работы

Бортовое устройство – это элемент электроники, способный в режиме реального времени отправлять спутнику информацию о передвижении автомобиля. Устройство регистрируется в соответствующих инстанциях, и имеет именной номер. Его нельзя применять на постороннем авто.

Бортовой «Платон» крепится на лобовое стекло при помощи двустороннего скотча либо присосок. У большегрузов обычно крупное лобовое стекло, поэтому обзор БУ не заслоняет. У прибора нет дисплея и всего одна кнопка, отвечающая за подачу или отключение звукового сопровождения поездки.

Вся информация отображается посредством включения или выключения индикаторов, которых на панели «Платона» — шесть.

  • Первый – демонстрирует заряд АКБ прибора. В случае если батарея села окончательно, прибор поддерживает работоспособность еще в течение 30 минут. Заряжается от прикуривателя. Шнур – стандартный.
  • Второй – это связь прибора с оператором.
  • Третий – Питание. Горит, если прибор находится на зарядке.
  • Четвертый – двухцветный. При положительном балансе лицевого счёта, достаточном для преодоления более 100 км – горит зеленым, желтым – если финансов хватит менее чем на 100 км.
  • Пятый – связь со спутником
  • Шестой – индикатор сигнала сотовой связи

После регистрации в системе можно получить бортовое устройство в пользование. При этом с владельца авто не взимаются дополнительные средства за аренду прибора. Просто между ЦИПП и водителем заключается договор безвозмездной передаче в пользование.

Варианты оплаты в рамках системы

Регистрируясь на сайте, автовладелец автоматически регистрирует лицевой счёт, с помощью которого будут производиться оплаты в системе. Данные на счёт передаются с бортового устройства, им же в автоматическом режиме списываются средства за каждый километр пройденного пути.

Пополнить счёт в системе «Платон» можно при  помощи банковской карты, электронных средств денежных систем (Яндекс, Вебмани, Киви).

Если дальнобойщик едет по заранее составленному маршруту и не намерен отклоняться от него, есть возможность приобрести маршрутную карту с точным маршрутом предстоящего пути и стоимостью всей поездки. При этом в режиме реального времени средства списываться уже не будут.

Какие авто освобождены от оплаты налога

Передвигаться по федеральным и другим трассам, попадающим в зону действия системы «Платон» без оплаты могут следующие категории ТС:

  1. Автомобили, используемые для транспортировки только людей. Сюда не относятся грузопассажирская техника.
  2. Траспорт системы здравоохранения, пожарной, спасательной служб и органов правоохранения. При этом авто должно быть оборудовано надлежащим образом.
  3. ТС вооруженных сил

Штрафы и размеры штрафов

Штрафы предусмотрены за движение больших грузовых авто по федеральным дорогам без оплаты. В законе рассмотрены следующие вариации этого правонарушения:

  1. Передвижение по автотрассе в бортовым прибором в неисправном состоянии, либо с разряженной АКБ. Если это деяние совершается без уведомления надзорных органов – будет штраф.
  2. Передвижение без бортового устройства и маршрутной карты. То есть, водитель не купил карту, при этом не пользуется системой онлайн-оплаты.
  3. Передвижение, при условии нулевого или близкого к нулю баланса на счёте владельца транспортного средства.
  4. Передвижение с изменением маршрута при оплате маршрутной картой.

В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ: «Движение транспортного средства, которое имеет максимально разрешенную массу более 12 тонн, направляющегося по автодорогам федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа.

Размер штрафа равен 5 000 (пяти тысячам) рублей для лиц, являющихся наемными водителями транспортных средств, принадлежащих заграничным перевозчикам; — в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей на собственников (владельцев) транспортных средств.

Первое нарушение грозит штрафом в 5000, повторное – в 10000. При этом даже в случае наемной работы на иностранную компанию, штраф назначается непосредственно человеку, находящемуся за рулем автомобиля. В сутки может быть выписан один штраф на ТС.

Обратная связь

Сайт «Платона» устроен с ориентиром на население, малознакомое с новейшими технологиями. Личный кабинет и прочие разделы сайта интуитивно понятны пользователям и не переполнены информацией. В случае возникновения спорных вопросы или ситуаций, водитель может оставить заявку, которая рассматривается в течение нескольких дней.

Консультации по системе также доступны в Центрах поддержки, там на вопросы отвечают сотрудники организации.

Система «Платон» в действии

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

pravo24online.ru

Система Платон в 2019 году - что это такое, какие машины под нее попадают, как работает, как происходит оплата

Система “Платон” была придумана, чтобы взимать с водителей грузовых автомобилей плату, которая затем направляется на ремонт дорожной инфраструктуры.

Ведь именно машины, которые весят более 12 тонн, наносят больше всего ущерба, около 56% от общего уровня нанесения вреда дорогам.

Таким образом, все большегрузные автомобили должны уплачивать определенную сумму за проезд по трассам, что уже прописано в законодательстве и даже автоматизировано.

Поэтому каждому, кто имеет отношение к грузоперевозкам или вождению тяжелых автомобилей, следует разобраться, как работает система “Платон” в 2019 году.

Важные аспекты

Название системы сбора оплаты за проезд по дорогам “Платон” произошло от слов плата и тонна. С ее введением власть получает не только деньги, которые облегчают нагрузку на бюджет, но и контролирует информацию о движении большегрузов по трассам федерального значения.

Чтобы минимизировать ущерб, наносимый дорогам таким транспортом, для него был введен дополнительный налог, поскольку разница между легковым и грузовым транспортом очень существенная.

В начале разработки, которая запустилась в 2014 году Стоимость проезда за каждый километр составляла 3,5 рубля
В 2015 году Она повысилась до 3,73 рублей
В конце 2015 — начало 2016 гг. Благодаря применению коэффициента, официальная цена движения за каждый километр дороги составляет 1,53 рубля

Чтобы обеспечить уплату обязательного сбора, государство заставляет перевозчиков использовать бортовое устройство с системой ГЛОНАСС для контроля и подписывать договор, а за нарушение полагаются штрафы и дополнительные санкции, причем иногда сумма взыскания может составлять миллион рублей.

Фото: как работает система ГЛОНАСС

Основные сведения

Из-за введения “Платона” были изменены отдельные статьи КоАП РФ, а также приняты законы, которые оговаривают процедуру заключения договоров, взимания платы и наказания за незаконный проезд без платы.

Таким законом можно назвать 68-ФЗ “О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Фото: функционирование системы взимания платы

Согласно ему утверждаются требования, которые предусматривают обязательное совершение оплаты проезда многотонных автомобилей, а также запрещают несанкционированный проезд, совершенный бесплатно.

Также есть закон 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах”, в котором говорится о целостности системы и необходимости соблюдать все процессы и процедуры, которые будут необходимы для внедрения и соблюдения законных норм.

Согласно Приказу Правительства от 2014 года, за реализацию проекта “Платон” отвечает оператор “РосТех-Инвест ТС” и Дорожное агентство, между которыми был сформирован договор на 13 лет.

Последние новости

Уже с апреля ставка в 1,53 рубля за каждый километр пути, действовавшая с момента запуска системы, повысилась до 1,91 рубля за километр. Это спровоцировало новые протесты как среди дальнобойщиков, так и их руководителей, поскольку дополнительный налог требует уплаты достаточно большой доли прибыли.

Но есть и положительные моменты, так собранные “Платоном” средства направляются в регионы с наиболее плохими дорогами, и проводится ремонт, который за счет бюджета было бы невозможно сделать.

Также власти планируют контролировать мусоровозы, их перемещение и рабочий план, что даст возможность не допустить стихийных мусорных свалок и улучшит экологию населенных пунктов.

А всего месяц назад было принято решение об увеличении штрафа за неоплату проезда фурами. Если раньше нарушитель должен был оплатить 5 тысяч рублей взыскания, то в законопроекте предусмотрено целых 20 тысяч рублей, если водителя и соответственно, предприятие, уличат в бесплатном проезде.

Что такое транспортный налог

Транспортный налог взимается с каждого транспортного средства, в зависимости от мощности его двигателя или валовой вместимости.

Несмотря на то, что такое финансовое обязательство оговаривается федеральным правительством, регионы могут устанавливать свои размеры налогообложения, которые возникают, в зависимости от потребностей инфраструктуры и благосостояния самого региона.

С 2009 года такой налог хотели отменить, а взамен ввести топливные акцизы. Но налог остался, и более того, акцизы все же ввели, поэтому с тех пор водители были вынуждены платить больше.

Фото: расходы и доходы ИП на примере данного маршрута

Средства, собранные транспортным налогом, покрывают потребности регионов в ремонте и обслуживании автомобильных дорог, поскольку без подобных поступлений финансовых возможностей попросту не будет хватать.

Нужно сказать, что плата касается владельцев любого транспорта, даже мотоциклов, самолетов с вертолетами и моторных лодок. А вот региональные власти, могут регулировать размер налога, но при этом понижая или повышая его не более чем в 10 раз.

Какие машины попадают под оплату

Система “Платон” требует плату с автомобилей, вес которых составляет не менее, чем 12 тонн. Это как транспорт, произведенный в России, так и за рубежом, а бренд машины не имеет никакого значения, поскольку оговаривается уплата по параметру массы.

Причем учитывается не только вес самой машины, а и ее груза, даже с пассажирами и водителей, но следует знать, что не платят за проезд по “Платону” некоторые автомобили:

  • транспорт армии и военная техника;
  • машины экстренных служб;
  • специальный транспорт, который предназначен для перевозки людей.

Как работает система Платон

Чтобы подключиться к системе и иметь возможность легально передвигаться по дорогам России, водитель или его руководство должны зарегистрироваться в системе и подключить учетную запись к банковскому счету.

Таким образом автомобиль будет внесен в Центр обработки информации, и далее будет получать счета в автоматическом режиме.

Средства, которые списываются с лицевого счета, каждый день перечисляются от оператора в федеральный бюджет, что обеспечивает регулярное поступление и оперативное направление на нужды дорожного хозяйства при возникновении проблем с дорожным покрытием или инфраструктурой.

Какой порядок регистрации

Произвести регистрацию в системе можно на официальном сайте. В специальную форму новый пользователь должен ввести данные о себе, в зависимости от того, это физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Также следует указать следующую информацию:

  • регистрационный адрес;
  • фактическое местонахождение;
  • банковские реквизиты;
  • информацию о главном менеджере, который представляет интересы владельца транспорта;
  • желаемый пароль;
  • скан-копии свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговой.

Далее нужно приложить дополнительные документы и внести данные об автомобиле:

  1. Государство, в котором есть регистрация.
  2. Номерной знак.
  3. Марка и модель машины.
  4. VIN-код автомобиля.
  5. Разрешенная максимальная масса по паспорту ТС.
  6. Данные свидетельства о регистрации транспорта.

После того, как информация будет проверена, человек может оформить маршрутную карту или же заявить установку спецоборудования ГЛОНАСС в автомобиль.

Также пройти подобную процедуру регистрации, но с помощью специалиста можно будет в Центре информационной поддержки пользователя.

Какие правила расчета

Принцип расчета платы за проезд достаточно прост. Так, рассчитывается маршрут автомобиля и количество километров, которое он должен пройти, после чего умножается на ставку за километр, которая сейчас составляет 1,91 рубль.

Это подойдет тем, кто едет через Россию транзитом на соответствующих номерах или же производит разовую перевозку.

Как происходит оплата

В случае с маршрутной картой оплата производится согласно километражу маршрута, который был изначально заявлен. Ответственный за планировку маршрута составляет его на официальном сайте или другим способом, например в Центре поддержки.

После формирования маршрута он корректируется, и в итоге составляется сумма, которая должна быть уплачена сразу. По факту оплаты карта становится активной и водитель может отправляться в путь.

Если же было выбрано специальное оборудование, то его достаточно получить и установить в автомобиле, после чего средства будут списываться автоматически в результате мониторинга и необходимо только следить за их наличием на банковском счету.

А вот штраф можно оплатить, как и прочие административные нарушения, причем базовый начинается от 5 тысяч рублей, но потенциально они могут достигать и миллиона рублей взыскания.

Таким образом, можно использовать банковскую карту, электронные деньги и даже средства со счета мобильного телефона.

Как можно обмануть

Несмотря на то, что “Платон” протоколируется как надежная и точная система, на самом деле он пока проходит обкатку и может давать ошибочную информацию. Это как незаконные способы, так и вполне легальные, но предусматривающие применение хитрости.

Чтобы избежать считывания передвижения на уже установленном оборудовании, водители используют глушитель навигации, а менее технологичным средством будет установка техники в железную банку или заворачивание в фольгу.

Также, если маршрутный лист не был оформлен, а оборудования нет, то можно загрязнить номера или закрыть их, что при остановке инспектором грозит штрафом.

А самым легальным, но затратным методом будет приобретение нескольких машин с меньшей подъемностью и передвижение автоколонны, которая не подпадет под уплату проезда.

Система “Платон”, несмотря на протесты водителей, имеет большой потенциал, поскольку позволяет получать средства на ремонт дорог от того транспорта, который наносит наибольшее количество ущерба.

Для водителей нужно официально зарегистрироваться и совершить оплату за проезд, при этом расчет ведется за каждый километр, а уклонение от уплаты грозит большими штрафными санкции.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

posobieguru.ru

«Платон» давно стал шире, чем система взимания платы»

В России стартовал пилотный проект по установке электронных навигационных пломб на транзитные грузы. Пилот охватывает территории России и Казахстана. С российской стороны партнером ФТС стала компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) — оператор системы «Платон». О том, что может дать перевозчикам использование устройств, «Известиям» рассказал генеральный директор РТИТС Антон Замков.

— Как родилась идея совместного пилота с Казахстаном и в чем задача проекта?

— Идея проекта строится на необходимости создания «зеленого» безбарьерного коридора для транзита грузов через Россию. Главное здесь — не сами пломбы и не попытка кого-то лишний раз проконтролировать, а возможность всех контролирующих органов получать достоверную информацию о грузе и его движении в онлайн-режиме. В итоге автоматизируются все процессы, снижаются издержки всех участников — бизнеса и государства.

Мы действуем в плотной связке с грузоперевозчиками и грузоотправителями. И сервис опирается на фактические запросы бизнеса: скорость доставки, быстрота прохождения административных процедур, достоверность информации о нахождении и сохранности груза, подключаемые сервисы, например температурный режим в отсеке, — это конкурентные преимущества в пользу сухопутного маршрута от традиционного морского.

Между Европой и Китаем гигантский товарооборот, сейчас его оценивают в $500 млрд ежегодно. Кратчайший путь доставки — сухопутный, и большая его часть через Россию. Сейчас он практически не используется, все грузы идут морским путем. Это занимает около 35 дней, растут расходы на логистику — они составляют порядка 20% от стоимости товара. Если везти их самым коротким путем, через Казахстан и Россию, на это требуется восемь дней по железной дороге, автотранспортом — 10 дней. Это быстрее и дешевле.

Когда появилась идея развернуть транзит на сухопутную часть, профильные министерства поняли, что без автоматизации и применения платформенных IT-решений здесь не обойтись. Так родилась идея работать над переводом в цифру самого процесса перевозки. Проект прорабатывается больше года: инициатором был Минтранс России, в разработке участвуют ФТС и Минэкономразвития.

— Как технически будет реализован этот проект? Что дают транзитные пломбы?

— Это комплексное решение — сама платформа и пломбы как микрокомпьютеры, которые несут всю необходимую информацию о грузе, его происхождении, месте назначения и сертификации. С их помощью любой сотрудник, не вскрывая груз, может проверить данные и пропустить его дальше. Благодаря этому у ФТС появляется возможность создать «зеленый цифровой коридор».

Для подтверждения данных и расследования инцидентов используется действующая система контроля «Платона». На всех федеральных трассах работают 100 машин и построено 480 рамок с самыми современными средствами фото- и видеофиксации.

— С государством понятно. Что получает бизнес-пользователь?

— Разработанные пломбы сопровождает большое количество дополнительных сервисов: личный онлайн-кабинет, где можно заказать услугу мониторинга груза, причем не только на территории России — мы можем обеспечить его и в Польше, и в Китае, куда бы он ни ехал. На этой же площадке при подключении страховых компаний можно оформлять страховки. За счет больших объемов и подтвержденных данных от пломб можно добиться существенных скидок.

Кроме того, тут и таможенные процедуры, предварительное декларирование, и вообще это первый шаг к переходу на полноценный электронный документооборот — поле очень широкое. То есть сам механизм пломбы использовался и раньше, например, для отслеживания санкционных грузов, но тогда всё это было не про бизнес, а про контроль. В данном случае, наоборот, пломба не просто устройство — это инструмент, который может стать основой новой открытой сервисной модели для бизнеса и частью единой цифровой платформы транспортного комплекса.

— Во сколько такие пломбы обойдутся перевозчикам?

— На пилотном этапе, разумеется, никто ничего оплачивать не будет. Всё делаем мы — и пломбы устанавливаем, и сервис налаживаем. Только по итогам пилота будет прорабатываться формат сервиса. Возможно, это будет концессия с государством, когда устройства выдаются перевозчикам бесплатно с обеспечительным платежом или же в качестве платного допсервиса. Главное, что сервис позволит снизить общие расходы на логистику за счет автоматизации процедур и ускорения доставки.

Пломбы — это сложные технические устройства, которые априори не могут быть дешевыми, но цифра будет разумной. И у пользователя будет выбор: покупка пломбы для многоразового использования, долгосрочная или краткосрочная аренда.

— Это транзитная история или пломбы могут быть использованы и для внутренних перевозок?

— Сфера их применения будет расширяться. Скорее, правда, не для внутренних, а для импортно-экспортных перевозок. Для внутренних перевозок их тоже можно использовать, но это коммерческая история. И есть спрос. У нас сразу несколько пилотных проектов, например, с «Почтой России» мы запустили первый опломбированный поезд Москва–Владивосток.

С крупнейшими автоперевозчиками разрабатываем проекты, когда пломба обеспечивает безопасность перевозки дорогостоящих товаров. Важное преимущество в том, что пломба является поверенным сертифицированным средством измерения. Ее данные будут приниматься в качестве доказательств всеми госорганами.

— Возвращаясь к Китаю — летом между Россией и КНР было подписано межправительственное соглашение, которое открывает границы для автоперевозок. На автобусы и грузовики необходимо устанавливать устройства на базе российской и китайской спутниковых систем ГЛОНАСС и БЕЙДОУ. Здесь тоже будет задействован «Платон»?

— В ближайшее время открывается система автомобильных перевозок с Китаем, что беспрецедентно. Сначала к этому относились настороженно: китайцы защищают свой рынок, мы свой. Объем огромный, есть за что побороться, и если мы запустим к себе их перевозчиков, а они к себе — наших, то неизбежно возникнут трудности. Так что сразу встал вопрос о взаимном контроле, и китайская сторона очень логично предложила создать интегрированную систему. Тем более у китайцев ведь есть аналог ГЛОНАСС–БЕЙДОУ, которая, конечно, несколько меньше, но она развивается.

Другой вопрос, какими должны быть сами устройства — и здесь есть готовое решение, ведь китайским перевозчикам при въезде в Россию на федеральные трассы необходимо устанавливать бортовые устройства госсистемы «Платон». Осталось их дооснастить мультисистемным чипом с БЕЙДОУ, и всё. На сегодняшний день в «Платоне» уже зарегистрировано 160 фур из Китая. Большая часть из них с бортовыми устройствами. По сути, сейчас происходит объединение целых платформенных систем на базе «Платона». Это позволяет использовать созданную цифровую инфраструктуру, а не строить новую с нуля, при этом обмениваться можно будет любой информацией — при необходимости, черными списками, информацией о нежелательных грузах и так далее.

Пилотный проект охватит по 80 транспортных средств от России и Китая. Такой пилот — это огромный шаг к цифровизации международных транспортных коридоров, к созданию единого доверенного пространства. При этом владельцы грузов смогут получать достоверные данные о маршрутах, а это залог прозрачности и привлекательности маршрутов через Россию.

— То есть получается, что «Платон» — очень многофункциональная площадка?

— «Платон» уже давно стал шире, чем система взимания платы, — он превратился в телематическую платформу, на базе которой реализуется довольно много сервисов и государственных проектов. В июне этого года мы за одну неделю обеспечили бортовыми устройствами 1500 иностранных автобусов с болельщиками чемпионата мира по футболу 2018 года. Устанавливаемые устройства при доработке ПО обеспечили безопасность пассажиров. Нажатием одной кнопки водитель мог передавать сигнал экстренным службам при возникновении чрезвычайных ситуаций в пути, а аппаратура спутниковой навигации передавала точное местонахождение автобусов.

Также изначально система «Платон» интегрирована с налоговой службой: налажен обмен данными практически обо всех перевозках — кто, чего, когда и куда, вся эта информация доступна ФНС. Дальше подключились таможенники, МВД, ГИБДД, и в результате сейчас мы получили довольно серьезный каркас, основанный на сотрудничестве с органами власти. Теперь наша задача — развиваться в сторону пользователя.

— Такое тесное взаимодействие с госорганами дает преимущества именно в том, что касается сервиса?

— У «Платона» есть серьезное преимущество. Это государственная система, а бортовое устройство — метрологически поверенное средство измерения, его данные работают в обе стороны. Например, когда пользователь говорит «я там был» и предъявляет наши данные, то это уже неоспоримая информация для госорганов. И это крайне важно, особенно в ситуациях с потерями груза или авариями, также и с таможенными нарушениями.

— Если у нас есть такая платформа, зачем тогда сотрудничать с Китаем, как-то интегрировать системы?

— Будущее за платформами, которые совмещают в себе маркетплейс, пользователя и органы власти. Развивать свою IT-систему, конечно, хорошо, но это не приведет к какому-то глобальному прорыву. Насыщенность этих решений достигла, на мой взгляд, пороговых значений. Дальше речь пойдет про объединение этих систем, взаимный обмен информацией, про создание доверенного пространства между странами с помощью большой открытой информационной экосистемы, и основой ее, с точки зрения государственной, может являться IT-платформа «Платона», наиболее полно охватывающая российскую отрасль автомобильных грузоперевозок.

— «Платон» действует с 2015 года. Сколько было собрано средств за это время, сколько выписано штрафов?

— На ремонт дорог и строительство мостов с помощью системы в дорожный фонд собрано более 56 млрд рублей. В июле у нас произошли важные изменения, которых ждали и требовали законопослушные перевозчики, — полномочия по выявлению нарушителей были переданы Ространснадзору. За пару месяцев вынесено постановлений на 1,5 млрд рублей. И здесь важна не сумма, а факт создания равных условий для честных предпринимателей, чтобы у нарушителей не было возможности демпинговать и разрушать рынок.

— А показатели по количеству зарегистрированных в системе сейчас какие?

— Если раньше мы регистрировали по 5–10 тыс. автомобилей в месяц, то сейчас несколько месяцев подряд — по 20 тыс. машин. Это связано с усилением контроля. При этом 60% от вновь зарегистрированных автомобилей принадлежат физлицам. Всё это подтверждает факт —основная база грузоперевозчиков страны зарегистрирована. Теоретически в «Платоне» должно быть порядка 1,2 млн автомобилей российских и иностранных перевозчиков. До конца года мы закроем эту нишу, и дальше регистрация будет соотноситься с ростом рынка продажи грузовиков.

— Дальше с «Платоном» что будет происходить?

— Мы будем работать над дисциплинированностью пользователей, потому что неплательщики, как в любой системе, конечно, есть. Это лечится только штрафами — других способов нет. Контроль и размер штрафов у европейских систем взимания платы, даже в Белоруссии, гораздо выше. Но тут мы стараемся смотреть в сторону пользователей — к 15 октября мы откроем сервис информирования о наличии штрафов в личном кабинете на сайте системы. Сейчас их можно посмотреть только на сайте госуслуг. Уведомления в нашем личном кабинете будут приходить практически в режиме реального времени: «Остановитесь, у вас нарушение, давайте как-то эту проблему решать». Это важно для получения 50-процентной скидки при оплате штрафа в двухнедельный срок и для исключения получения нескольких штрафов на одну машину в течение недели.

— Инфраструктуру «Платона» вы предлагаете использовать для создания автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), на разработку которой РТИТС подавал заявку...

— Взвешивание в движении, Weight-in-Motion, само по себе не ноу-хау. Такие посты существуют по всему миру. Но то, что предлагаем сделать мы, до сих пор еще нигде не делали. Мы говорим о создании связанной единым управлением системы, как это сделано в «Платоне», а не об отдельных постах. Сейчас в разных регионах это реализуется по-разному. В нашем случае для перевозчика правила будут равными, независимо от того, находится он во Владивостоке или в Калининграде.

— С технической точки зрения инфраструктура «Платона» что дает для АСВГК?

— Всего необходимо построить около 400 рамок АСВГК, 100 из них можно сделать совмещенными с «Платоном». К уже построенным рамным конструкциям добавляются элементы Weight-in-Motion в дорожное полотно. Так мы увеличиваем скорость создания системы. Это снижает госзатраты на реализацию проекта. Остальные 300 будут расположены в местах наибольшего притяжения нарушителей.

— Заявка для вас уже повторная. Почему была отозвана первая?

— Мы сознательно отозвали заявку, дорабатывали ее почти год, чтобы она соответствовала новому приказу Минтранса России и ряду требований грузоперевозчиков: оперативное информирование о штрафах, например. АСВГК без остановок транспорта и человеческого фактора обеспечит соблюдение действующих норм для сохранности дорог.

Важно понимать, что АСВГК — это, во-первых, система для повышения безопасности на дорогах за счет снижения перегруза, который часто становится причиной поломки, например, тормозной системы грузовиков. Во-вторых, она позволит создать равные условия для предпринимателей на всех федеральных трассах. Это особенно важно, когда мы говорим о развитии транзитной зоны между Европой и Азией.

— РТИТС стал одним из учредителей ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», в которую вошли «Аэрофлот», РЖД и Автодор. В чем заключалась идея объединения таких разных компаний?

— Ассоциация создана для того, чтобы наладить обмен информацией. В мире прошло время разрозненных систем, а у нас сейчас несколько созданных и постоянно развивающихся платформ — «Аэрофлота», РЖД, Автодора, РТИТС, которые между собой никак не связаны. Накоплены потрясающие массивы big data, которые можно использовать для снижения государственных и бизнесовых издержек. Например, информацию «Платона» для планирования развития инфраструктуры — ведь до этого у нас не было системной информации об интенсивности движения грузовиков по регионам, по времени суток и так далее. То же самое — и с данными РЖД или «Аэрофлота».

Так, собственно, и родилась идея объединения. То есть ассоциация должна отвечать на два вопроса — искать новые пути развития и обеспечивать единообразие условий для всех участников рынка. Многие компании и региональные объединения уже заявили о желании присоединиться. Объединение крупных компаний — серьезный шаг вперед. Думаю, что конкретные результаты будут к следующему году.

— Если говорить о технологиях — на мировом рынке России есть что предложить? По крайней мере в плане транспортной телематики?

— Конкурировать надо именно в сегменте, который приносит наибольшую добавленную стоимость. Россия может производить процессоры и ноутбуки, но вряд ли у нас получится соперничать с мировыми гигантами. А вот в сфере IT и сервисов на этой основе, особенно в транспортной телематике, нам есть что показать. Азиатский рынок очень перспективный с этой точки зрения: страны региона сейчас проходят этап инфраструктурной революции — строятся дороги, и на них должны применяться самые современные IT-решения.

— Вы с этим рынком уже начали как-то работать?

— У нас большие планы на международное развитие. В Индии наша дочерняя компания активно участвует в масштабных тендерах. На прошедшем Восточном экономическом форуме мы подписали соглашение о сотрудничестве с Джакартой. У Индонезии много потребностей по локальным темам. Например, контроль за перевозкой мусора, упрощение проезда по действующим платным дорогам с помощью наших безбарьерных технологий — всё это в целом мы можем обеспечить. Интерес со стороны стран азиатского региона есть, и он огромный. Будем развиваться в этом направлении.

iz.ru


Смотрите также