Стимпанк что это такое


Стимпанк: что это такое

Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития. По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это — стимпанк.

Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.

Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.

Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.

Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.

От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.

Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.

Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.

Многие представляют себе стимпанк именно таким.

Не кипятитесь, панки!

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.

Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.

«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.

Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.

Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.

Брюс Стерлинг

Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).

Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.

На всех парах

С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.

Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.

Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.

Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.

Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.

Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.

Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.

Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.

Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».

Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».

В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).

Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.

Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.

Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.

Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.

Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.

Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.

В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».

В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.

Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.

Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».

Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.

Применительно к стимпанку часто говорят — «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.

Откуда взялся?

Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.

Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.

В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.

Альтернативно-исторический стимпанк

Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.

Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…

Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.

«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро.

Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.

А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…

Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.

Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.

Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.

Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».

Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.

В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.

Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.

В России к традиционному АИ-стимпанку  можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.

Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!

Фэнтезийный стимпанк

Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.

Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…

Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.

В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…

«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.

Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.

Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.

Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.

Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чудаки-ученые — типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).

Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.

Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.

Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.

Таймпанк: не совсем жанры

Обложка книги GURPS Steampunk.

В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.

Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.

Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит — скорее, это варианты антуража.

Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.

Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).

Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.

Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».

Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка — аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).

Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) — изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.

Многобашенные танки, паровые подлодки, летающие авианосцы… Думаете, до такого только фантасты могли додуматься?

Аниме-сериал «Изгнанник».

В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного механического робота по имени Boilerplate. Об этом устройстве известно крайне мало. Он якобы был создан для участия в боевых операциях, проявлял признаки разумности и мог выполнять сложные действия. К сожалению, Boilerplate пропал на полях Первой Мировой в 1918 году, а его создатель умер в безвестности…

Поверили? Зря. Boilerplate — стопроцентная, очень качественная фальшивка. Авторы этого проекта потратили очень много времени на монтаж фотографий и создание подробной «биографии» робота для того, чтобы наглядно проиллюстрировать простой факт: не следует верить всему, что вы обнаружите во всемирной паутине. Кстати, подробности легенды об этом роботе вы можете узнать в интернете по адресу: bigredhair.com/boilerplate.

Робот и его создатель.

Слева от робота — мексиканский революционер Панчо Вилья (фото 1916 года).

* * *

С каждым годом стимпанк становится все популярнее. Немудрено — в наше безумное время плавный 19 век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством «золотая эпоха», когда и травка была зеленее, и вода мокрее. Увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма. Чем беспокойнее будет время сегодняшнее, тем больше будет желающих «удрать» в стильный альтернативный мир. Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров.

Синтез старины и высоких технологий интересен любителям как фэнтези, так и научной фантастики. А значит, мы еще не раз встретимся со стимпанком.

Стимпанк-стиль. Часть первая. | Журнал Ярмарки Мастеров

в статье приведено описание стиля и подобраны фотографии и картинки для вдохновения..краткие описания стиля взято из энциклопедий.

Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.

Элементы стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли.

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжают оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.

Стимпанк украшения.

Украшения в стиле Стимпанк, это украшения с разнообразными металлическими деталями, частями механизмов, с бронзовыми и медными элементами.

Искусство и дизайн.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи.

Периодически в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Атланта, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света.

Художественная группа Kinetic Steam Works изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (англ. Стимпанк-дом на дереве), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group.

А вот и этот дом...

Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях. Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр).

С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства. На выставке были продемонстрированы работы восемнадцати стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли обычные предметы обихода, переделанные соответствующим образом. Выставка оказалась весьма успешной, собрав более 80000 посетителей.

Что такое Стимпанк (Steampunk)

20Июн

Стимпанк (Steampunk, Парный панк) — это обширный термин, который служит для определения специфического направления в фантастической литературе, кино, моде, музыке и компьютерных играх. Отличительно чертой данного стиля является использование в творчестве атрибутики и технологий 19-го века в сочетании с футуристическими механизмами и технологиями.

Что такое СТИМПАНК — определение простыми словами.

Простими словами, Стимпанк — это поджанр научной фантастики, который описывает события происходящие в мире, где паровые и другие сложные механические машины являются основной технологией. Также следует отметить, что стилистика мира (архитектура, мода, культура) практически всегда копирует эпоху Викторианской Англии.

Другими словами можно сказать, что Стимпанк — это стиль фантастики, который повествует об альтернативной вселенной, где основной технологический прорыв случился в эпоху паровых двигателей. На их основе работают различные футуристические и чрезвычайно сложные механизмы вплоть до космических кораблей и ходящих/летающих городов. Помимо всего прочего, в таком альтернативном мире могут быть и всевозможные аналоговые компьютерные технологии, роботы, лучевое оружие и так далее, но все это будет стилизовано под общую концепцию пара и шестеренок.

Происхождение термина СТИМПАНК.

Термин «Стимпанк» был придуман в 1987-ом году американским писателем фантастом Кевином Джетером в качестве шуточного определения для ряда фантастических романов описывающих викторианскую эпоху расцвета промышленной индустрии и паровых машин. Юмор термина заключался в том, что в 1987-ом году очень популярным стилем был Киберпанк, суть которого заключалась в высоких компьютерных технологиях. В противовес подобному виду хай-тека, Джарет и придумал название, которое бы описывало альтернативный, так сказать, более примитивный паровой прогресс.

Несмотря на то, что название для стиля появилось аж в 20-ом веке, сам стимпанк в определенном смысле существовал с 19-го века. Дело в том, что и в Викторианскую эпоху существовала собственная научная фантастика, которая базировалась на реальных паровых машинах и механизмах. Так наиболее знаменитыми воплощениями стимпанка можно назвать произведения Жюля Верна и Герберта Уэллса.

Развитие и популярность СТИМПАНКА.

Удивительным фактом о стимпанке является то, что изначально это был просто литературный жанр. Но, со временем атмосфера этого стиля покорила сердца миллионов людей по всей планете и стимпанк стал своеобразной субкультурой, включающей в себя: тематическую литературу, кинофильмы, аниме, мангу, музыку, компьютерные игры, моду, искусство и так далее. Сейчас существует множество различных стимпанк фэндомов, косплей фестивалей и прочих мероприятий. Существуют даже целые магазины которые специализируются на продаже одежды и аксессуаров в стиле стимпанк.

Стимпанк стиль.

Если говорить о стимпанке как о направлении в моде и стилизации предметов или помещений, то первое, что будет бросаться в глаза, это материалы которые используются для оформления. Как правило, для оформления чего-либо в стиле стимпанк применяются те материалы которые были реально доступны в Викторианскую эпоху, а это:

  • Латунь;
  • Медь;
  • Кожа;
  • Стекло;
  • Дерево;
  • Ткань.

Другие материалы тоже могут быть использованы, но как правило, они должны отвечать одному единственному требованию: «все они, могли бы производиться (хотя бы гипотетически) при помощи технологий эры паровых машин». Пластмассу и другие подобные материалы в декоре не используют, так как считается, что это производные более сложной современной технологии.

Основные отличительные черты в стиле СТИМПАНК.

Стандартное оформление одежды, предмета или помещения в данном стиле, как правило, содержит в себе:

  • Шестерни;
  • Зубчатые механизмы;
  • Цепи передач;
  • Заклепки;
  • Баллоны и колбы;
  • Прочие промышленные элементы.

Отдельное внимание в данном стиле стоит уделить очкам или точнее ГОГГЛАМ.

Мода стимпанка: исторический взгляд

Косплейная мода в стиле стимпанк берет за основу поздневикторианскую моду (если точнее — ее отдельные элементы) и превращает во что-то исторически совершенно невообразимое. Особенно это касается, естественно, женской моды.

• Рубашка с корсажем

Для начала: это не корсет. Потому что корсет — это нижнее белье и оно ни при каких обстоятельствах не виднеется из-под одежды. Предназначение корсета — утягивать талию, создавая предпочтительный силуэт «песочные часы». Верхний элемент одежды, напоминающий корсет, называет корсаж. Его цель — сугубо декоративная. Исторически корсажем называлась кофточка без рукавов, со шнуровкой спереди, являвшаяся частью женской крестьянской и рабочей одежды. У аристократов корсажем называлась верхняя часть женского платья, нередко в XVII–XVIII веках снабженная твердой подкладкой. При этом крестьянки и работницы были единственной категорией женского населения, кому дозволялось в дневное время ходить с обнаженными выше локтей руками. Руки при этом были загоревшими, что являлось безошибочным признаком женщины из низкого сословия. Поэтому аристократки до 1920-х годов не загорали вообще.

Рубашку с корсажем можно встретить в целом ряде субкультур конца ХХ века, у тех же готов, лолит и т.д. Причина очень проста — эта комбинация максимально сексуальна. Во-первых, корсаж визуально походит на корсет, а корсет — это нижнее белье, сам по себе элемент шовинистических фантазий. Соответственно, в женщине, повседневно носящей нечто, напоминающее нижнее белье, есть что-то развратное и привлекательное. Во-вторых, стимпанковский корсаж не закрывает, а приподнимает грудь, визуально подчеркивая ее и делая более объемной, при этом так же визуально утягивая талию. В совокупности это создает самое привлекательное для мужчин на уровне инстинктов сочетание «песочные часы», то есть «объемная грудь — узкая талия — пышные бедра». В особо запущенных случаях кожаный корсаж надевается еще и не на рубашку, а на голое тело, что невозможно по чисто практическим соображениям, ибо будет адски натирать — именно поэтому под настоящий корсет всегда надевалась сорочка, а сверху еще специальный лиф-чехол. А ведь корсеты делались из обычного хлопка или атласа.

Сюда же относятся корсажи-ремни, представляющиеся собой связку лямок, пропускаемых под грудью (иногда и между грудями) и по плечам. Если корсаж хотя бы отдаленно выполняет функции кофточки, то ремни — это чисто объект сексуальных фантазий, идущих от шибари и БДСМ. В контексте стимпанка этот бесполезный элемент можно функционально оправдать, приделав к нему снизу на поясе или сзади на спине крепления для оружия или сумочки.

• Женские брюки

Проникновение брюк в женскую моду заняло десятилетия. Началось все на рубеже XIX–XX веков с промежуточных вариантов — брюк, надевающихся под юбку, или шаровар, имитирующих юбку. Собственно женские брючные костюмы полноценно вошли в моду только в 1930-е годы. (Отдельные выходки эпатажных и не слишком закомплексованных дам вроде Коко Шанель или Зинаиды Гиппиус не учитываем).

Как и корсаж, брюки на женщине, особенно облегающие бедра и икры, довольно сексуальны (именно поэтому первые брюки были максимально широкими). Но в отличие от предыдущего элемента, у брюк есть и практическая сторона — они намного удобнее любой юбки, особенно снабженной турнюром. Появление брюк в женской одежде было естественным и неизбежным следствием эмансипации, которая шла неровными темпами всю вторую половину XIX века.

Поэтому, если мир стимпанка представляет собой не конкретную временную точку викторианской эпохи, а альтернативное развитие истории, в котором эра пара длится дольше, чем было в реальности, женские брюки в таком мире вполне могли и даже должны были появиться, хотя и не сразу.

• Мини-юбки с сапогами

Еще одно совершенно невообразимое в викторианскую эпоху — это мини-юбка и сапоги. Собственно, мини-юбка в принципе вещь, вышедшая из моды в конце бронзового века (см. Девушка из Эгтведа), и вернувшаяся в 1960-е годы. Если женские брюки — это продукт эмансипации, то мини-юбка — продукт сексуальной революции. У мини-юбки нет никаких практически обусловленных достоинств, она создана исключительно для демонстрации сексуальных женских ног. (Хотя, на самом деле, одно практическое объяснение у мини-юбки все-таки есть — это дешевизна, ибо на мини-юбку уходит меньше материала, чем на те же шорты. По этой причине мини-юбки можно увидеть как часть женской спортивной униформы с 1940-х). Примечательно, что первые мини-юбки действительно носились с сапогами, и не просто сапогами, а сапогами для гоу-гоу, что тоже как бы намекает.

• Двубортные куртки и пальто

Двубортная (то есть с двумя рядами пуговиц) верхняя одежда с того же XIX века отсылает к военной форме, прежде всего мундирам. Эстетику военной формы стимпанк очень уважает. И действительно, если у нас есть плавучие крепости и гигантские дирижабли, нужны и те, кто будет ими управлять, а им как нельзя лучше пойдет двубортный мундир длиной до середины бедра с двумя рядами блестящих латунных пуговиц и золотым кантом.

Соответственно, для гражданских отдельные военные элементы в одежде — способ покрасоваться. Например, очень элегантно смотрятся мужские двубортные пальто, напоминающие шинели, но на атласной подкладке, или жилеты с двумя рядами латунных пуговиц.

• Митенки

Митенки — перчатки «без пальцев», в XIX веке выполнявшие исключительно декоративную функцию в женском костюме. В стимпанке прижились черные кружевные или тонкие лайковые митенки, и это очень удачное заимствование. Ибо если в XIX веке у дам не было никакой практической необходимости митенки, ибо пальцами они особо ничего не делали, а на холоде носили муфточки, то в стимпанке практическое обоснование появляется. Если человеку в любой момент может понадобиться использовать, завести или подкрутить какой-нибудь мелкий механический прибор, митенки для него — отличный выбор. Также на такие перчатки можно поместить какие-нибудь аксессуары, например, наручные часы, или браслетик, или что-то более полезное.

• Цилиндры

Причин любви стимпанка к цилиндрам, имхо, две. Во-первых, этот фасон шляпы был самым распространенным в течение всего XIX века, причем как формальным, так и повседневным. Во-вторых, в стимпанке с ним можно сделать то, чего никогда не делали в викторианскую эпоху — нацепить аксессуаров. Единственное украшение, которое в принципе было нужно цилиндру — это лента произвольной ширины из атласного материала. Очень редко женщины могли приколоть на цилиндр букетик цветов или маленькую шляпную брошку. Единственный случай, когда женщина могла надеть мужской цилиндр в викторианскую эпоху — это к амазонке, костюму для верховой езды. В этом случае к мужской шляпе можно было прикрепить небольшую вуаль.

Однако в стимпанке цилиндр превращается в вешалку для всевозможных приблуд — от очков и цепочек до неведомых механизмов. Интересным и типично стимпанковским сочетанием являются цилиндры, повторяющие отделку типичных женских шляпок поздневикторианской эпохи. Они тогда как раз стали довольно громоздкими и тяготели к созданию сложных композиций в виде птиц или цветов. Можно встретить цилиндры со шнуровкой, в которой нет никакого смысла, кроме как напоминания об опять же женском нижнем белье.

• Очки с цветными стеклами

Непременным атрибутом стиля стимпанк являются очки — «авиаторы» или гогглы, причем нередко с цветными, желтыми, оранжевыми или зелеными стеклами. При этом примечательно, что очки стимпанковские персонажи носят где угодно (обычно, конечно, не шляпе или на лбу, реже на шее), но никак не на глазах. Если с «авиаторами» все понятно — это солнцезащитные очки характерной каплеобразной формы, появившиеся в 1936-м, то с гогглами интереснее.

Другое название гогглов — защитные очки, имеющие больше сходств с водолазной маской, их оправа плотно примыкает к коже, закрывая зрительные органы целиком. Первоначально гогглы имели чисто утилитарную функцию — защищать глаза человека от искр, дыма, летящих опилок и стружки, опасных излучений. В стимпанке гогглы превращаются в повседневный аксессуар, могут иметь декоративные элементы и цветные стекла. Крепятся гогглы обычно ремешком, а не дужками, что позволяет легко носить их на шее.

Такие аксессуары подчеркивают, что человек мира стимпанка постоянно имеет дело с техникой, ему в любой момент может понадобится что-то починить или рассмотреть получше, так как некоторые гогглы совмещают функции бинокля или микроскопа. Также очки незаменимы при путешествии воздушными видами транспорта, ибо авиация в мире стимпанка обычно находится на уровне начала ХХ века. Цветные же стекла, кроме функции защиты из некоторых видов излучения, оживляют заваленные производственным дымом пейзажи, делая их из серых более приятных оттенков.

• Украшения

Традиционно считается, что украшения стимпанка должны быть в стиле стимпанковских механизмов — из меди или латуни, побольше шестеренок, цепочек и выпуклых линз. Это просто аксиома, так правильно и не надо задавать вопросы.

Ну, а все-таки… человечество в целом довольно постоянно в своих пристрастиях. Человечество любит золото и жемчуг, драгоценные камни. Эти материалы были выбраны не просто так — они приятны для глаза, их не слишком много, но и не слишком мало, их ценность держится на одном уровне. Они показывают богатство, они показывают статус. В золото и бриллианты всегда можно вложиться, ибо они надежнее любой валюты. За ними — тысячелетия стабильной ценности.

Но при всем при этом есть еще быстротечная мода. В викторианскую эпоху было множество различных трендов в моде. Популярна была таксидермия — появились украшения с замоченными в мышьяке птичками. Появилась фотография — в моде медальоны, браслеты и запонки с миниатюрными фотографиями. Кто-то сейчас носит такое? Правильно, потому что в этом уже нет смысла, фотография перестала быть новым и элитарным. Когда появилась светящаяся радиевая краска, ей начали красить все, от циферблатов часов до детских игрушек. Потом выяснилось, что радий ядовит. Когда появился пластик, из пластика начали изготавливать широкие, легкие и яркие браслеты, серьги и т.д. Как это все повлияло на гегемонию золота и драгоценных камней на ювелирном рынке? Никак.

Отсюда выводы:

— стимпанковские механические украшения могут существовать в качестве модного тренда в категории бижутерии для неформальных выходов и не составляют конкуренцию классическим, поскольку существуют в другой ценовой категории;

— механические украшения могут быть в тренде, только если механизмы, в них задействованные, появились недавно и все еще представляют для публики диковинку, если мир стимпанка «стимпанковый» уже больше двадцати лет социальная надобность подобных украшений напрочь отпадает.

Стимпанк Мода Викторианская эпоха Косплей Длиннопост

Стимпанк - это что за стиль

Стимпанк — это новое дизайнерское направление. В нынешний момент это не слишком известный стиль, распространенный не очень широко, хотя ряды его поклонников растут день ото дня. Стиль стимпанк, а точнее его черты, отслеживаются в искусстве всего двадцатого века, хотя только в конце восьмидесятых годов у него возникло название. Далее были систематизированы и определены характеристики данного течения. Ему начали уделять внимание, после чего у него появилась целая армия поклонников. Появился новый стиль. Но всем нам хорошо известно, что все новое — это перевоплощение хорошо забытого старого. Таким образом, стиль стимпанк на свет появился, переродившись, а не родившись.

Это ретро-футуристический стиль. Некоторые скажут: это же сочетание несочетаемого! Или это ретро с милыми картинками прошлого, или взгляд в будущее. Как эти 2 мира могут быть одним целым? Могут, чему пример — стимпанк!

Это подражание реальности 2-ой половины XIX века, стилизация под викторианский период. Футуристичность здесь заключается в мыслях о развитии паровых технологий. Представьте, как бы выглядел современный мир, если бы основным оставался паровой двигатель?

Стимпанк — это, повторимся, воображаемые картины будущего представителя викторианской эпохи. Современники XIX в. видели перспективы в механике, а не в электронике. Следовательно, у них воображаемые роботы представляли собой, по сути, огромные заводные игрушки. А вот средствами передвижения представлялись усовершенствованные аэропланы, дирижабли, паровозы, а также скоростные автомобили на электронных и паровых двигателях.

Основные характеристики стиля: урбанистический, научно-фантастический, сочетающий футуризм и ретро, индустриальный.

Источники вдохновения: революция XIX века, произведения фантастов тех лет, картины индустриального города. И, конечно же, произведения Жюля Верна.

Стимпанк в материалах и деталях

Материалы: медь, сталь, бронза, латунь, потемневшее дерево, кожа, кирпич.

Тональность: сажа, сепия, смог, задымленность.

Детали: рычаги, шестеренки, валики, пружины, баллоны и пр. Предметы, напоминающие очертаниями машину, паровоз, дирижабль.

Стимпанк в искусстве

В произведениях временем действия может быть XIX век, а также наши дни и далекое будущее. Главное здесь — это механизмы и характерная атмосфера.

Есть мнение, что первыми образцами стимпанка стали фильмы «Бразилия» и «Метрополис». Хотя относятся ли конкретно данные киноленты к данному стилю — это для многих открытый вопрос. Но как ни крути, а стиль становился всё популярней.

Огромное количество современных фильмов воспроизводит его атмосферу: к примеру, «Престиж», «Шерлок Холмс», «Вокруг света за 80 дней», «Лига выдающихся джентльменов». В каких-то фильмах от стимпанка взят антураж (мрачность, урбанистичность, паровые двигатели, задымленность), в других внимание заостряется на технологиях, фантастических в том числе.

Из многочисленных компьютерных игр выделяются квесты, которые основаны на ребусах и загадках с различными механизмами и деталями. Прекрасный представитель этого стиля — знаменитая игра «Сибирь», в которой многое взято от стимпанка: эффект копоти, мрачность атмосферы, роботы и механические игрушки, заводной поезд. Сокаль (художник) в игре объединил стили стимпанк и ар-нуво, поскольку ар-нуво на закате викторианского периода входил как раз в моду. Итогом сочетания этих стилей стал великолепный, волнующий и затягивающий фантазийный мир.

Музыка

В нынешний момент отсутствует такое музыкальное направление, как стимпанк. Музыка, которая выдается за этот стиль рядом музыкальных коллективов, на самом деле исполняется в жанрах дарк кабаре, арт-рок, индастриал и дарквэйв. «Стимпанковость» данных групп главным образом выражается в соответствующих текстах, викторианском антураже, а также присутствии мелодических приёмов и осовремененных мотивов, присущих произведениям конца 19 столетия.

Стимпанк в моде

Стимпанк и в моде нашел выражение. Многие почитатели различных винтажных нарядов стали любителями и данного стиля. Корсажи, кринолины, шляпы-цилиндры, замшевые и кожаные штаны и куртки, ремни с крупными заклепками, ретро-очки, длинные перчатки — это все традиционная стимпанк-одежда. Туалеты дополняются множеством различных деталей, среди которых кнопки, клепки, ременные застежки, молнии, карманы, декоративные накладки и металлические шипы.

Как правильно одеваться

Это все вам обойдется недешево. Хотя для решивших перевоплотиться в данный ретро-футуристический стиль такой преграды быть не может. Итак, эти вещи создадут вам верный образ:

  • плащи: пальто и военные тренчи;
  • головные уборы: котелки, цилиндры, вуаль и карнавальные маски;
  • пиджаки: двубортные, а также костюмы с жилетами в тонкую полоску;
  • нижнее белье: кринолины, корсеты и бюстье;
  • рубашки: шифоновые, для мужчин без воротников;
  • платья стимпанк: кружевные, велюровые и бархатные, с юбкой до колена или в пол;
  • обувь: ботинки на шнуровке, гамаши;
  • брюки: бриджи, галифе и пр.;
  • аксессуары: роскошные карманные часы и броши, очки гогглы, флешку и мобильный телефон тоже можно «викторианизировать».

Основные секреты и правила стиля

Если вы точно не знаете, как правильно подобрать одежду, покупайте вещи в викторианском стиле, а потом добавляйте к ним хай-тек аксессуары. Люди, которые считают основным цветом этого образа только черный или коричневый, только темный или светлый, сильно ошибаются. Стимпанк одежда может быть любых цветов. Главное – это придерживаться сочетания технологических сложных принтов и живого цвета.

Главное правило стиля – оставайтесь собой. Вам не нужно одеваться так же, как кто-то другой, для того, чтобы выглядеть адекватно в рамках стиля. Конечно, если вам так интересен стимпанк, мастер-класс по верному подбору образа не помешает. Но если такой возможности нет – не надо стесняться. Творите собственный, оригинальный образ. Далее же выясним, что в нынешнем году дизайнеры приготовили для стимпанкеров.

Модные коллекции

Стимпанк сейчас в мире моды занимает достойное место. Эксперты даже прогнозируют массовое производство элементов стиля, тогда как сейчас оно единичное. Скептики же заверяют, что сегодняшние модные тенденции невероятно широки, при этом стимпанк – это довольно специфичный и громкий образ для того, чтобы оказаться доминирующим. Он в некотором смысле является субкультурой с набором различных эстетических норм. Хотя ему гарантировано место в модных коллекциях и огромное количество поклонников. Хотя влияние данного стиля на моду уже сейчас можно отметить на подиумах.

В этом году многие дизайнеры в своих коллекциях продемонстрировали различные элементы стимпанка. Хотя пока у них данный стиль еще слишком мягкий. Но если разбавить его характерными аксессуарами (очки, цилиндры, стимпанк браслеты, бижутерия из часовых шестеренок, ботинки на шнуровке), получится адекватный, при этом смелый образ.

Самыми роскошными и экстравагантными можно назвать коллекции Alexander McQueen. Но в таких платьях не пойдешь на простую вечеринку.

Украшения в стиле стимпанк

Такие украшения выглядят аутентично, напоминая порой музейные экспонаты. Такая атрибутика выражает очень ярко механическую натуру поклонника этого стиля, кроме того, слияния механического прошлого и технологической современности. Образ очень гармонично дополняют такие аксессуары и стимпанк украшения, как детали механизмов, кулоны и серьги из ржавого метала, всевозможные приборы измерения, огромные зонты с ручками из дерева, очки-гогглы.

Гогглы

Гогглы – это винтовые круглые очки газосварщика, иногда закрытые очки со специальными откидными стеклами, модели для горнолыжников, сноубордистов или мотоциклистов. Чаще всего гогглы используют киберготы. Но есть и другие направления, в которых популярны эти очки: стимпанк и анимэ.

Специфика их ношения предполагает их нахождение на голове или лбу. Благодаря этому необычному расположению в их оформлении активно используются сетки, цветные стекла, кулеры, защитные решетки, линзы, фрагменты электронных схем, изображения знаков химической и биологической опасности и пр. Также очки стимпанк предполагают использование в них всевозможных шипов, трубок, светодиодов, винтов, заклепок и других материалов, среди которых и светящиеся в ультрафиолете.

Часы

Созданные в стиле стимпанк часы очень дорогие, при том, что сделаны они не всегда из высококачественных материалов. При этом они внушают доверие своим оригинальным дизайном. Такие модели кажутся более универсальными из-за большого количества шестерёнок и других элементов дизайна. В принципе, функции не важны... Стимпанк-часы приобретают исключительно ради дизайна, который в основном абсолютно уникален. Хотя и с ролью привычных для нас моделей они справляются. Зачастую работы выполнены просто энтузиастами, а не профессиональными дизайнерами. Некоторые работы были сделаны только для декоративных целей. От них другого толку нет. Некоторые производители таких моделей свои работы не продают. Но договориться можно всегда...

Создание таких наручных часов пришло к нам вместе с фантастикой. Новое направление искусства вдохновило часовщиков со всего мира на необычные, «странные» вещи, которым был бы присущ стиль стимпанк. Своими руками они стали изготавливать часы, при этом не боясь непонимания потребителей. Мастера изготавливают практически утопические модели, постоянно ссылаясь на мир 19-20 столетий. Их часовые произведения хотя и ассоциируются у многих с пришельцами из будущего, при этом не лишены достаточно понятных и полезных функций.

Таким характеристикам соответствуют модели «Romain Jerome». Гениальный дизайнер и главный разработчик Иван Арпа смог отобразить провокационное и смелое решение, воплощенное в детище компании из Швейцарии «Haute Horlogerie». Снабженные сверхточным механизмом, данные часы с названием «ДНК Титаника» в себе как будто «носят» частички этого легендарного корабля, поскольку изготовлены из его обломков. Другой легендой компании стала модель «Лунная пыль». Лишь 1969 человек позволили себе приобрести эти часы, поскольку выпущены были ограниченным тиражом в честь сорокалетия покорения Луны. Их корпус был изготовлен из настоящей лунной пыли и частей корабля «Аполло-11».

Часовая компания под названием «HD3 Complication», заявившая о себе не так давно, создала точные часы класса «Luxury», при этом объединив их в серию «Vulcania». Модель «Black PearlHD3 Complication» от данной швейцарской мануфактуры, инспирированная романтикой моря и тематикой пиратов «Черной Жемчужины», пользуется невероятным успехом. При этом обновленные девайсы – это высокотехнические водонепроницаемые хронометры с 2-осевым турбийоном.

Также нельзя не сказать и о фирме «MB&F». Приобрести часы «HM3 FROG» получится только у двенадцати человек, которые обладают серьезностью и достаточным чувством юмора. «Лягушонок» данной компании имеет 22К золотой ротор и титановый корпус.

Также часовой рынок задумали «взорвать» и компания из Швейцарии «Cabestan» своей футуристической моделью «Winch Tourbillion Vertical Watch», а также легендарная фирма «Harry Winston», представив публике «Opus Eleven».

Стимпанк в интерьере

Такие интерьеры — молодежные, концептуальные, брутальные. Декор в стиле стимпанк больше всего подходит для создания комнат мальчиков, квартир молодых пар, которые увлечены ретро-фантастикой, а также мужских холостяцких покоев.

Цвета

Стиль сопровождается задымленностью и копотью, следовательно, в основном цвета темные: серый, коричневый, грязно-кирпичный, ржавый, черный. Если выбирать обои стимпанк, то нужно понимать, что использование других оттенков не возбраняется, хотя лучше, чтобы ими являлись различные дымчатые оттенки: дымчато-голубой, а не голубой, «маунбэттена», а не розовый. Идеально будет присутствие цвета меди, стали, бронзы или латуни.

Материалы для отделки

Самые лучшие виды отделки — доска, кирпичная кладка, сохранение бетонной «голой» стены, камень, грубая штукатурка, напольная плитка, имитирующие булыжную мостовую. Такой урбанистический набор есть возможность разбавить обоями в полоску, в клетку, с изображением деталей, напоминающих пружинки и шестеренки или с рисунком типа дамаск. Обои стимпанк с налетом гранжа являются также отличной возможностью создания атмосферы стиля. Хотя не перепутайте винтаж с трогательными принтами прованса. В этом случае не забываем про оттенки – слегка камерные и грубые, насыщенные. Кроме того, один из популярных рисунков – это всевозможные вензеля, прекрасно дополняющий стимпанк.

Как сделать правильно отделку стен в этом стиле? Хорошо будет выбрать кирпичную и каменную кладку. У нее должна быть история, камень с облупившейся краской, потрепан. При этом идеальной кирпичной кладкой считается классический лондонский кирпич.

В случае если объединяются стили стимпанк и ар-нуво, то идеально подойдет роскошная отделка паркетом и деревянными панелями.

Мебель

Диваны, стулья, кресла в стиле стимпанк — это кожаные, с заклепками модели. Сюда отлично впишутся элементы, созданные в викторианском стиле, среди которых деревянное бюро, кожаный диван честерфилд и пр.

Различные предметы мебели могут также быть коваными: стулья, столики, кровати. Шкаф из металла станет отличным приобретением для интерьера такого стиля. Кухонный гарнитур лучше накрыть столешницей, которая облицована сталью. Футуристичность данного направления также подчеркнут радиальные фасады.

В таких интерьерах аутентично выглядит клепаная мебель (плетеная, кожаная или деревянная), кроме того, предметы, созданные в колониальном стиле. При этом фурнитура должна быть цвета меди, латуни, бронзы.

В случае если стимпанк соединяется с ар-нуво, некоторая часть мебели выполняется в изогнутых плавных линиях, которые характерны для данного декоративного стиля.

Декор

Одним из основных символов стимпанка и главным элементом украшения является шестеренка. Присутствует она повсюду. Такими шестеренками оформляют предметы декора, мебель и стены. Также из них создают оригинальные, уникальные панно.

Также типичны элементы, которые дублируют форму дирижабля: среди них могут быть светильники, потолочная конструкция, оригинальные пепельницы. Приветствуется активное использование предметов, напоминающих детали машины, парового двигателя, подводной лодки или паровоза.

Настенные, настольные и напольные часы — это еще одна важная часть стиля. Их дизайн осложняется огромным количеством дополнительных деталей.

Итак, атмосферу стимпанка способны создать следующие интересные предметы:

  • шрифты: печатной машинки, рукописный, «газетные» заголовки;
  • белые надписи на черном;
  • изображения часов – стрелок и циферблатов;
  • шестеренки, гаечки, болтики;
  • ключики;
  • металл и проволока;
  • веревки, кусочки механизмов;
  • металлические пуговицы;
  • кусочки грубоватой материи;
  • провода, желательно медные, можно пучками;
  • жемчужинки;
  • флакончики – «состаренные», грязноватые и мутные;
  • молнии;
  • пробка;
  • перышки, изображения ворон, крыльев;
  • черные кружева;
  • изображения лопастей, лампочек, пишущих машинок, ножниц, моноклей, очков, старинных фотоаппаратов, линз, котелков и шляп-цилиндров;
  • черные, коричневые, серые цветы;
  • схемы механизмов;
  • рисунки, фото индустриальных пейзажей – вокзалы, фабрики, тюрьмы, трубы;
  • металлическая сетка;
  • кусочки ремешков, пряжки;
  • кусочки игральных карт;
  • изображения воздушных шаров, дирижаблей, пароходов кораблей;
  • штампы и изображения с силуэтами старых манекенов, люстр, скелетов;
  • металлические бусины;
  • множество цифр;
  • имитация пятен и ржавых потеков;
  • серебрение, золочение, бронзирование;
  • грубые веревки;
  • кусочки кожи, словно от обивки или переплетов книг.

Поклонники данного стиля имеют одно интересное хобби — придают современным предметам стимпанковый облик. К примеру, таким как телевизор, ноутбук, тостер. При этом в основе дизайна лежит совмещение футуристичности и винтажности. Предметы смотрятся по-старому, хотя при этом они будто бы напичканы разнообразными непонятными механизмами. Словно их изготовили на производстве будущего.

Безусловно, существуют также цифровые наборы, позволяющие создать цифровой скрапбукинг этого стиля, так как иногда реальные материалы сложно отыскать.Но можно и полезно по деталям разобрать ненужные уже часы, чтобы оттуда достать детали, а также распечатать из интернета картинки и чертежи по теме, найти ключи и порванные цепочки, взять разноцветные кусочки проводов, что совсем не сложно.

Решив выбрать такой стиль для оформления квартиры, вы можете тоже увлечься данным интересным занятием.

Три очень похожих, но разных жанра: стимпанк, дизельпанк, киберпанк

Сегодня хочу рассказать всем, кто ещё не в курсе, о стимпанке, дизельпанке и киберпанке — что это такое, что в них общего и чем они отличаются.

Жанры эти не ограничены одним видом искусства. В этих жанрах можно рисовать, снимать кино, делать фото и костюмы, а также создавать удивительные и полезные в быту вещи, мебель и украшения.

Начну с самого «тёплого и лампового» из них.

Стимпанк

Википедия: Стимпа?нк (или паропа?нк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.

Простыми словами, стимпанк — это альтернативная реальность, в которой основой развития всей техники стал паровой двигатель. Причём механизмы, действующие в этой реальности, могут выходить за грани реальной физики (т.е. в реале такие собрать невозможно). Но паровой двигатель — не единственный вид механизмов стимпанка. Хоть жанр и назван в его честь, в нём ничуть не меньше различной автоматики, типа часовых механизмов, машин на заводе (как, например, автоматы из стимпанковской игры Syberia), и прочих шестерёночных. Шестерня на равных с паровым двигателем делят жанр стимпанка .

Атрибутика: паровые двигатели, шестерни, механические автоматы, дирижабли, паровозы, цилиндры, корсеты, гогглы. О гогглах чуть подробнее. Гогглы — это такие защитные очки, использующиеся ранее при сварочных и иных видах работ. Каких только гогглов не делают мастера стимпанк хендмейда:

Гогглы используются не только в стимпанке, но и в дизельпанке и киберпанке (о которых речь пойдёт чуть ниже). В стиле стимпанк различные мастера и даже уже некоторые фирмы-производители делают разные вещицы:

Также одним из неизменных атрибутов жанра стимпанк, наравне с паровозом, является дирижабль. На мой взгляд, дирижабли в стимпанке даже главнее паровозов (но это только на мой взгляд). Ярчайший пример вселенной стимпанка в кино — фильм «Франклин». Ещё «Дикий дикий запад», пожалуй, неплох. Стимпанк в аниме — «Ходячий замок Хаула», «Стимбой».

От стимпанка перейдём к жанру, который я сам считаю младшим братом стимпанка (хотя википедия со мной не согласна)…

Дизельпанк

Википедия: Дизельпанк (англ. Dieselpunk) — развивающийся жанр фантастики, производный от киберпанка, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20-х — 50-х гг. XX века (период с Первой мировой войны по Вторую мировую войну), а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернистскими технологиями и чувствами.

Т.е. если стимпанк построен вокруг пара и парового двигателя, то дизельпанк — вокруг двигателя внутреннего сгорания и бензина. Некоторые говорят про дизельпанк, что это «стимпанк для тех, кому недостаточно грязи». Действительно, сложно представить дизельпанковскую вселенную не задымлённую, не перепачканную в бензине, саже и машинном масле.

Атрибутика: двигатель внутреннего сгорания, футуристические бензиновые самоходные аппараты, противогаз, кожаный плащ, огнемёт, классическая армейская каска времён первой и второй мировой, танковый (или кожаный мотоциклетный тех времён) шлем. В дизельпанке тоже используют гогглы, но попроще, без наворотов типа дополнительных линз и прочего. В одежде приобладает кожа. Хорошие примеры дизельпанка в кино: «Безумный Макс», «Небесный Капитан и мир будущего» и «Хроники мутантов».

В стиле дизельпанк сложнее делать разные полезные вещицы, поэтому чаще встречаются сувениры:

Дизельпанк-арт:

А вот стимпанковский «король» — паровоз в стиле дизельпанк:

Часто в кино смешиваются стимпанк и дизельпанк, как, например, в фильме «Лига выдающихся джентельменов», где изобилует и стимпанк, и дизельпанк атрибутика.

Ну и на последок, любимый всеми компьютерщиками, гиками, нердами, хакерами и прочими воинами киберпространства…

Киберпанк

Википедия: Киберпа?нк (от англ. cyberpunk) — поджанр научной фантастики. Сам термин является смесью слов «cybernetics» (от англ. кибернетика) и «punk» (от англ. панк, мусор), впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года[1]. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.

По традиции, объясняю просто: киберпанк — это развитые информационные технологии (интернет, микропроцессоры, высокоскоростная передача данных и пр.) и кибернетика (живой организм, скрещенный с механической и процессорной техникой), власть уже не правительств, а гигантских корпораций (или чего похуже) на фоне тотального морального разложения и/или обнищания большей части общества.

Атрибутика: микропроцессор, очки виртуальной реальности, перчатка-компьютерный манипулятор, человеческий мозг (или другая часть тела) в большой пробирке или без неё с подключенным к нему изобилием проводов (в такие глубокие дебри «поджанров», как биопанк, мы уже погружаться не станем), встроенные в тело элементы компьютера или адаптеры для связи человека с компьютером, респиратор (именно респиратор, ибо противогаз — уже больше дизельпанк), и провода, провода, провода.

Вещей в стиле киберпанк, с одной стороны, мало (сложно в изготовлении, предметы быта сложно адаптировать под этот стиль), а с другой стороны, мы все уже окружены ими: снимите одну крышку с системного блока — и это уже киберпанк. Флешка в прозрачном корпусе, сквозь который видно плату с микросхемами — тоже в какой-то степени киберпанк. Пучок проводов, идущий от системного блока к периферийным устройствам… Ну вы поняли.

И всё таки энтузиасты лепят что-то эдакое:

Фильмы в жанре киберпанк: «Матрица», «Джонни мнемоник», «Робокоп», «Бегущий по лезвию». Аниме: «Призрак в доспехах», «Аниматрица».

Также в стиле киберпанк (в отличии от Стима и Дизеля) много пишут. Одна из моих любимых книг — «Полный рут» Саши Чубарьяна. Но основателем жанра по праву считается Уильям Гиббсон.

Моё повествование подходит к концу. Говорить можно много, но лучше смотреть, читать, участвовать — только тогда начинаешь понимать и проникаться.

На этом всё. Всем добра!


Смотрите также