Актуальное искусство что это такое


Минкульт придумал новое определение современного искусства. Это еще зачем? — Meduza

Заместитель министра культуры России Владимир Аристархов 18 июля разослал письмо в учреждения культуры. Он попросил использовать термины «современное искусство» и «актуальное искусство» правильно, то есть «согласно нормам современного русского языка» и «в целях соответствия основам государственной культурной политики». 19 июля документ опубликовал сайт «Артгид».

Как сообщили «Медузе» сотрудники одного из учреждений, получившие письмо Аристархова, документ носит предписывающий и указующий характер: теперь мероприятия в музеях и галереях, подчиненных Минкульту, должны учитывать новые официальные определения современного и актуального искусства.

Процитируем письмо Аристархова.

Современное искусство — искусство, создаваемое нашими современниками вне зависимости от того или иного художественного направления или формы выражения.

Актуальное искусство — искусство, содержащее в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, имеющее существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания.

Чтобы разработать эти определения, Минкульт заказал экспертизу терминов двум ведомствам — Государственному институту русского языка им. Пушкина и Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия им. Лихачева. Письменная экспертиза прилагается к документу.

Оба определения и правда кажутся стройными, однако эти термины имеют явное отношение к государственной политике в сфере культуры, а вовсе не к теории и истории искусства. В заключении НИИ им. Лихачева, которое прилагается к документу, сказано, в частности, следующее: «С начала 2000-х годов российскому обществу было навязано однозначное понимание термина „современное искусство“ как разного рода эпатажных, провокативных художественных практик».

Этот вывод экспертов выглядит как подмена понятий. Термины «современное искусство» и «актуальное искусство» закрепились в русском языке в 1990-х годах как прямой перевод с английского — однако под ними, как правило, подразумевалась совокупность новаторских художественных практик, которые появились во второй половине XX века и развивались в XXI веке. В арт-критике 1990-х и нулевых эти слова часто использовались как синонимы — с незначительными смысловыми оттенками.

Искусствоведы считают «современным искусством» художественные объекты, которые круг специалистов (включая художников, кураторов и ученых) признал таковым. «Эпатажные и провокативные художественные практики» действительно являются неотъемлемой частью того, что принято называть современным искусством — но состоит оно не только из этих практик; более того, признавая объект современным искусством, специалисты ориентируются сразу на несколько критериев. Минкульт же заявляет, что критерий только один — это просто искусство, которое создал любой живой на сегодняшний день художник (и значит, пейзаж с березками, который продается в переходе, тоже стоит считать современным искусством).

Термин «актуальное искусство», предложенный Минкультом, тоже не совпадает с тем, как это словосочетание понимают искусствоведы и сами художники. Искусством, которое имеет «существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания» (цитата из письма Аристархова) можно назвать что угодно. Следуя этой логике, «актуальным художником» можно называть художника любой эпохи — хоть Шишкина или Серова.

По словам искусствоведа и бывшего художественного руководителя Государственного центра современного искусства Леонида Бажанова, термины, описанные в документе, означают не расширение понятия «современное искусство», а его слом и полный отказ от профессиональной терминологии.

Уточнение определений, вероятно, должно помочь сформулировать критерии, по которым сейчас галереи и музеи принимают в свои коллекции и на выставки искусство современных художников. По-видимому, благодаря этому документу в музеях, специализирующихся на современном искусстве и находящихся в подчинении министерству, могут появиться произведения художников, которые до этого там оказаться никак не могли.

В первую очередь, документ относится к федеральным учреждениям. Среди них Союз художников, Российская академия художеств, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковская галерея и особенно Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Московского музея современного искусства предписания, скорее всего, никак не коснутся, потому что он находится в подчинении департамента культуры Москвы.

Леонид Бажанов в разговоре с «Медузой» заявил, что документ, по его мнению, создан исключительно из политических соображений — чтобы Минкульту было проще оказывать давление на художественную политику подконтрольных учреждений.

Понятие актуального искусства: виды, направления

Актуальное искусство на сегодняшний день является довольно популярным, появилось много художников, которые творят именно в этом направлении, стараясь изменить взгляд аудитории на некоторые вещи, донести сообщение с определенным смыслом, используя различные инструменты для создания современных арт-объектов.

Для начала стоит определить, что такое актуальное искусство. Согласно мнениям экспертов, актуальное искусство - это создание принципиально нового, отличного от традиционного искусства. В дискурсе о современном искусстве зачастую встречаются не «произведения искусства», а такие термины как «арт-практика», «арт-проект», «арт-объект» и т.д. Одни профессионалы считают актуальное искусство продолжением искусства, его историческим развитием; другие профессионалы об актуальном искусстве говорят как об эксперименте с использованием новых технологий, характерной чертой которого является поиск оригинальных форм, образов, художественных приемов. То есть, актуальное искусство - современное направление искусства, которое включает в себя использование креативных, новых и уникальных приемов, поиск определенного смысла в привычных всем, либо абсолютно новых, образах и формах. Также, согласно Е.В. Потюковой, актуальному искусству присуща свобода от традиционных тем и приемов. Оно находит воплощение в таких формах как инсталляции, компьютерная графика, сетевое искусство, перформансы, художественные акции.

То есть, сегодня, художники имеют абсолютную свободу выражения, выходят из привычных традиционных рамок и придумывают удивительные формы выразительности, отличные от того, что обычно называется искусством. Согласно журналу о современном искусстве «ARTузел», термин «актуальное искусство, актуальный художник» появился по инициативе самих деятелей современного художественного процесса, чтобы противостоять традиционалистам. Актуальный художник настроен на эксперимент. Поэтому актуальному искусству присуща генерация новых свежих идей, концептов, форм выражения мыслей. «Актуальное искусство то, которое создается в настоящее время».

Актуальное искусство также называют современным или концептуальным искусством. Согласно Марии Байбаковой, директору и главному куратору BAIBAKOV art projects, «современное искусство - это искусство, которое создаётся в контексте сегодняшнего дня и, как правило, реагирует на свой контекст, либо комментирует его». То есть, в разное время, начиная со второй половины XX века, существовало свое актуальное искусство, все то, что было до, относится к модерн-арт (современное искусство), а актуальное искусство - это постмодерн. Например, знаменитый американский художник Энди Уорхолл являлся деятелем именно актуального искусства и творил свои работы в стиле поп-арт, или французский художник Марсель Дюшан, стоявший практически у истоков образования актуального искусства со своими авангардными работами в стиле минимализма, кубизма и поп-арта.

Согласно автору книги «История американского искусства» В.П. Шестакову, «художники поп-арта - представители нового, молодого поколения, которое не знало войны и тягот военного времени. Для них искусство - не трагедия, не тяжелый труд, а удовольствие; процесс его восприятия прост, как акт покупки товара». Художники поп-арта создали свое понятие об эстетике. Они находили оригинальное и прекрасное даже в простых вещах. «Они считали художественной любую вещь - от машины до оружия, от кухонной кастрюли, которую любовно рисовал Уорхолл, до звездно-полосатого американского флага». Рождение поп-арта произошло в момент развития телевидения и рекламы, что также отражает некую связь между рекламой и современным искусством.

Стоить отметить и такое направление актуального искусства, как ленд-арт, материалом которого выступают природные объекты ландшафта. Одним из первых примеров ленд-арта является спроектированных огромный холм под Вашингтоном в память о ветеранах войны во Вьетнаме или созданный в пустыне Нико в Неваде с помощью бульдозеров образ того, как будет выглядеть Земля после гибели человечества. Художники актуального искусства хотят быть частью общественных процессов, реагировать своим искусством на изменения и новшества в мире, обращать внимание на общественные проблемы социального и политического характера, закладывая определенный смысл в свои работы.

Подробнее рассмотрим такие виды актуального искусства как инсталляции, перформансы и стрит-арт. Именно данные направления используются в рекламной практике как новый вид оригинальной городской рекламы.

Инсталляцией в понимании современных художников концептуального искусства является практически любой предмет, который приобретает тот или иной смысл в художественной работе. «Инсталляцией может быть практически все - лоскут, приклеенный к бумаге, стопка газет, стул, стеклянная банка. Однако сами по себе эти предметы - только вещи. Метаморфоза в их восприятии происходит, когда они выставляются напоказ на соответствующей выставке, получают знак авторской принадлежности и этикетку с названием. Тогда эти предметы становятся уже произведениями актуального искусства».

Применительно к рекламе инсталляция подразумевает использование того или иного предмета как инструмента для того, чтобы прорекламировать товар, позволяющего потенциальному покупателю взглянуть на него под другим углом. Согласно статье новостного сайта о рекламе и PR, инсталляции используются для «смещения смысловой нагрузки товара, процесса, который рекламируют, чтобы удивить и показать идею или задумку, отличную от общепринятой. Причем объектом инсталляции, становится не только сам рекламируемый товар, но и окружающие предметы, создавая общую и целостную картину». В данном случае есть некое сходство с арт-инсталляциями современного искусства, ведь именно отсюда и возникли рекламные инсталляции.

Перформансы в актуальном искусстве, в свою очередь, для достижения цели используют не только повседневные предметы, но и людей, являясь своеобразными театральными постановками или просто живыми скульптурами. Согласно Клаусу Гроху, в перформансах задействована повседневная деятельность людей в индустриальных обществах, которая представлена незамысловатым театральным образом, выражая индивидуальную демонстрацию и своеобразное понимание художника. Обычно, данная деятельность имеет дело с неожиданными необычными ситуациями, и не происходит на сцене как в театре, а случается перед большой аудиторией (прохожими). (перевод автора).

Перформансы также приобрели особую популярность и в России, которые берут свое начало в 1910 году (первые перформансы - публичные выступления футуристов в ярком гриме). А в 1990-е годы появляется московский акционизм - конфликтные, в основном, политические, перформансы, нацеленные на привлечение внимания властей. Основным местом проведения акций становятся площади и улицы города. Также становится популярным и перформанс художников-концептуалистов, которые через данную деятельность выражали свое отношение к тому или иному явлению.

Стрит-арт также можно отнести к современному искусству: в его числе различные граффити. В Нью-Йорке граффити изначально являлись «знаком низшего класса, который хотел испортить вид города, рисуя на стенах». Позже граффити стали считать свободой самовыражения. (перевод автора). Уже в 1980 году граффити стали появляться на модных показах, современных выставках и арт-ярмарках, что привело к появлению субкультуры уличных художников и граффити стали считаться одной из форм современного искусства. Сегодня стрит-арт стал не только всем привычным текстом на различных поверхностях и формой вандализма, но и принял форму художественных рисунков на разных поверхностях города, включая работы в технике 3-D. Данную практику стали использовать и различные рекламные кампании, чтобы привлечь к своему продукту большую аудиторию и создать незабываемые впечатления от той или иной художественной работы.

Page 2

Сегодня город во взаимодействии с актуальным искусством становится своего рода коммуникативным пространством для человека. Искусство на улицах города несет в себе определенный смысл и идею, тем самым выстраивая визуальную коммуникацию с жителем города. «Город - это дискурс, и этот дискурс является языком: город общается с его жителями, мы, в свою очередь, общаемся с городом, где мы живем, рассматривая его и гуляя по нему». Город сам по себе выступает коммуникативным пространством: архитектура, памятники, городская инфографика, наружная реклама и даже украшения к различным праздничным мероприятиям - все это является частью урбанистического пространства и несет в себе какую-либо информацию, форматируя город в виде коммуникативной площадки.

Актуальное искусство также является частью современного города, такие направления как стрит-арт, перформансы и инсталляции - все это взаимодействует с городом и его жителями, имеет определенный смысл и несет в себе какую-то идею и информацию. Пространство - место обитания человека, где активируется его восприятие к местным и глобальным проблемам, искусство в данном случае служит как отправная точка для новых способов видения и понимания различных вещей. Тем самым современное искусство пытается привлечь внимание общественности к каким-либо проблемам, которые жители городов не замечают. Например, в 1930 году, художник актуального искусства, Майер Шаффер, привлек внимание общественности Лос-Анджелеса к туберкулезу, использовав городское пространство как холст для своих рисунков на эту тему. Также, примером может послужить инсталляции в США, авторами которых является художник Марк Дженкинс, в виде бездомных людей, тем самым, привлекая внимание жителей города к проблеме бездомных, что хоть они и незаметны, они есть, и нужно им помогать (см. приложение, рис. 6). Также художники рисуют известных личностей на фасадах домов и лестницах, тем самым оказывая им уважение и напоминая жителям о них. Например, рисунок портрета Булгакова на фасаде одного из домов Москвы, красочный рисунок группы «Битлз» в Рио-де-Жанейро и изображение Нельсона Манделы в Барселоне.

Как утверждает Николас Уайброу в своей книге «Искусство и город», искусство на улицах города создается не только для того, чтобы украсить городское пространство, но и стать своего рода «праксисом и пойезисом общественного уровня». Современное искусство в городском пространстве осуществляет коммуникацию с жителями города, и достигает определенной цели, если смысл, заложенный в тот или иной рисунок, осмыслен и понят аудиторией.

Именно таким образом поступает и городская реклама, ей нужно составить визуальный диалог между изображением и аудиторией, и, таким образом, город предстает коммуникативным пространством, где можно этой цели достичь. Актуальное искусство, в свою очередь, может в этом помочь. Реклама, использующая инструментарий актуального искусства, привлечет больше внимания со стороны аудитории и будет наиболее заметной и запоминающейся, может стать ориентиром для встреч, быть отправной точкой маршрутов. Также немаловажной частью является то, что арт-реклама привлечет туристов, потому что на сегодняшний день городские арт-проекты стали выступать как городские достопримечательности. Согласно стрит-арт художнику Сергею Овсейкину, даже в бортовых журналах появляется раздел «Городской стрит-арт». Люди ищут такие проекты, фотографируются с ними, говорят о них, освещают в социальных сетях. Каждая улица коммуницирует с аудиторией, она насыщена разного рода информацией, в том числе и рекламной, а аудитория уже сама делает выбор в пользу того или иного сообщения: на что обратить внимание, на чем задержать взгляд, что проигнорировать. Актуальное искусство берет на себя ответственность за коммуникацию с аудиторией, за привлечение ее внимания. Яркие цвета, красивое изображение, смысловая нагрузка - все это делается для того, чтобы объект был замечен, осмыслен и запоминался.

Актуальное искусство и реклама в урбанистическом пространстве выступают своего рода новым видом интегрированных коммуникаций - визуальным способом донося до аудитории свое сообщение, какую-то конкретную идею. В перенасыщенном рекламными сообщениями городе довольно тяжело увлечь потенциального потребителя, сознательно избегающего рекламной информации, именно по этой причине арт-реклама, то есть, городская реклама, использующая инструментарий актуального искусства, должна развиваться, делая урбанистическое пространство площадкой для коммуникации, с помощью новых ярких креативных проектов увлекая аудиторию, создавая визуальную коммуникацию и облагораживая городскую среду.

Page 3

В предыдущей работе автора «Городская реклама и актуальное искусство: контекст и формы взаимодействия» исследовалась теория визуальной социологии Петра Штомпки. В его работе «Визуальная социология» говорится, что современный мир наполнен образами, которые формируют восприятие обществом различных вещей. Городская реклама также является частью городской визуальной коммуникации. Согласно Штомпке, в городе образуется нагромождение визуальной информации и привычка потребления образов. Приближение визуальной эпохи выражается в том, что современные способы восприятия смещаются от вербальных в сторону визуальных. Это значит, что люди привыкли потреблять именно визуальные образы, которые запоминаются и привлекают к себе больше внимания, нежели текстовая информация. Согласно визуальной социологии Штомпки, происходит некое «вытеснение текста образом, который становится главной культурной формой».

Согласно предыдущей работе автора, визуальная социология Штомпки обуславливается 4 процессами:

1. Процесс цивилизационного и технического развития.

Данный процесс представляет собой процесс активной человеческой деятельности. Создается та часть реальности, которая представляет собой неприродный продукт. Сюда можно отнести и рекламу, которая создается человеком.

2. Процесс урбанизации

Возникновение городов и инфраструктуры, «доминирование городского образа жизни» создает «несравнимо более богатую и дифференцированную визуальную среду жизни». Именно в городах существует множество носителей рекламной информации, которая привлекает внимание городских жителей. И именно в городах есть возможность развития данной деятельности.

3. Процесс коммерциализации

Со временем стало появляться больше компаний, которым необходимо прорекламировать себя, быть конкурентоспособными. Компании стремятся к тому, чтобы выглядеть уникальными с помощью визуальных образов в рекламе. Существует огромное число различных брендов, которым в условиях острой конкуренции нужно рекламировать свою продукцию, привлечь внимание потенциального покупателя.

4. Процесс зарождения потребительского общества

Общество всегда требует чего-то нового и оригинального. В потребительском обществе существует разнообразие товаров и каналов, средств их рекламирования. Это способствует «обогащению визуальности и зрелищности», по выражению Штомпки. Реклама во всех своих ипостасях - поприще целевого «производства желаний».

Согласно Штомпке, в современном обществе все большее значение имеют зрительные впечатления. Происходит некая модернизация современных обществ. «Общественная жизнь в большом городе создает преимущественную возможность для видения, чем для слышания», - пишет этот автор. Данная теория теоретически обосновывает концептуальные основания нашей работы, ведь реклама - значимый источник визуальной информации. Арт-реклама использует приемы и язык актуального искусства именно по этой причине - чтобы стать визуально привлекательной, увлечь за собой аудиторию. Конвергенция городской рекламы и актуального искусства, рассчитанная на привлечение внимания горожан, является весьма актуальным трендом.

В 1970 году американский искусствовед и психолог Рудольф Арнхейм вводит термин «визуальное мышление». Он, как и Штомпка, считал, что культура нового века стремительно перерастает из вербальной парадигмы в визуальную, люди начинают не только видеть, но и мыслить образами.

Теорию о том, что визуальные образы превалируют над вербальными, также выдвинул и теоретик Дж. Митчелл, в конце XX века он ввел термин «изобразительный переворот». Он считал, что визуальное восприятие у людей развито намного больше, чем вербальное, мир перешел от текстового к визуальному. Согласно Дж. Митчеллу, «современный изобразительный или иконический переворот означает не просто численное увеличение визуальных медиа, но и поворот от слова к образу».

Cогласно Барминой Н., «визуальная культура сегодня становится доминирующей формой культуры как таковой. Современные исследователи теории визуальности настаивают на обучающей и воспитательной силе визуальных образов. Именно визуальные образы обогащают внутренний мир человека». Бармина также утверждает, что формирование визуальной культуры у молодежи происходит не только в процессе обучения, но и на подсознательном уровне во время визуальной коммуникации с произведениями искусств, в которых «прекрасное» отражено в визуальных образах. Мы формируем визуальную культуру подсознательно, тем самым замечая больше художественных изобразительных образов, нежели текстовую информацию, что делает арт-рекламу гораздо эффективней стандартной наружной рекламы.

Из более современных авторов о доминировании и эффективности визуальных образов говорит Лаура Райс в книге «Визуальный молоток. Как образы побеждают тысячи слов». Райс утверждает, что «без визуального подкрепления вербальная формулировка идеи бессмысленна, образ доносит мысль гораздо острее и непосредственное, в то же время словесное название вызывает лишь скуку. Если визуальный элемент вступает в конфликт с вербальным, первый неизменно побеждает». Но стоит отметить, что Райс также утверждает, что вербальная составляющая тоже важна. В рекламном сообщении должна присутствовать не только визуальная информация, «именно слова, идея - главная цель любой маркетинговой кампании». Поэтому при разработке арт-рекламы также стоит учитывать вербальную составляющую - слоган, хэштег, название компании.

Но есть и противоположная точка зрения. Ляпоров В., напротив, считает, что вербальная коммуникация в рекламе намного важней визуальной. «Картинка остается лишь в памяти тех, кто ее видел. И даже если мы хотим кому-то поведать о ней, то пользуемся словами. Значение «вербальной» составляющей в любой коммуникации намного превосходит все другие». Автор утверждает, что слова - наиболее универсальный способ коммуникации и именно текстовое сообщение намного сильнее впечатывается в память потенциальному потребителю, нежели картинка. Также Георгий Минаев в своей статье говорит о том, что визуальные образы со временем стираются из памяти людей, они недолговечны, а вот удачный слоган или слово навсегда впечатывается в память, и бренд будет узнаваться именно благодаря текстовой информации.

Наша позиция: определенно, и визуальная и вербальная составляющие в успешном рекламном сообщении важны, они не могут существовать друг без друга. Только вербальная или только визуальная составляющие рекламы не способны однозначно передать суть рекламного сообщения и его смыслы аудитории. Поэтому необходимо использовать сразу несколько площадок для рекламного сообщения. Арт-реклама, использующая изображение, а для идентификации - логотип, может послужить отличным инструментом в обеспечении узнаваемости бренда. Она также эффективна в привлечении особого внимания аудитории, тогда как стандартные рекламные носители, такие как биллборды и ситилайты способны уже донести более подробную информацию о рекламируемом продукте или услуге. Но чтобы лучше понять, почему арт-реклама способна привлечь повышенное внимание аудитории, необходимо рассмотреть несколько наглядных примеров, о которых речь пойдет в следующем параграфе.

Page 4

Современная реклама выходит из привычных рамок и ее целью является уже не только продажа рекламируемого товара. Цель - «впечататься» в память городского жителя, заинтересовать его, стать частью его повседневных представлений, языка и т.д. Именно поэтому городская реклама маскируется под артефакты актуального искусства. Такая реклама эстетически обогащает городские пространства, обладает художественным значением, привносит новые смыслы в городское пространство, что делает ее запоминающейся и принципиально отличающейся от привычной стандартной рекламы. В данном разделе представлены наиболее яркие примеры мимикрии городских рекламных сообщений под произведения актуального искусства. В исследовательской работе рассматриваются такие направления актуального искусства как стрит-арт, ленд-арт, инсталляция и перформанс. Было выбрано несколько видов арт-рекламы по этим направлениям, которые также анализируются автором. Все выбранные примеры получили довольно большую огласку в медиа.

На сегодняшний день большую популярность набирает стрит-арт на улицах городов. Одним из ярчайших примеров может послужить реклама Reebok, которая решила необычным образом прорекламировать свою новую коллекцию спортивной одежды и обуви для кроссфита, разновидности фитнеса, став спонсорами грандиозного проекта. Стрит-арт художники Джо и Макс установили рекорд Гиннеса за самый большой и самый длинный в мире уличный 3-D рисунокв квартале Кэнэри-Уорф в Лондоне в 2011 году. Размер работы - 1, 160 квадратных метров. Рисунок представляет собой огромную пропасть с водопадом и рекой (см. Приложение 1, рис. 7). Создается довольно реалистичный эффект настоящей пропасти. В день презентации рисунка Reebok также организовал соревнования Reebok CrossFit WOD (workout of the day), в котором могли принять участие все желающие. По периметру рисунка были поставлены турники и тренажеры, и создавалось впечатление, что человек тренируется прямо над пропастью и в любой момент может сорваться вниз. Этот рисунок - довольно неплохой пример арт-рекламы, вовлечения аудитории в диалог с брендом. Это не просто статичное изображение, но целый event, где люди могли взаимодействовать с арт-объектом во время спортивных соревнований и вне их. На рисунке отлично виден логотип бренда, что без сомнений дает понять, кто проспонсировал рисунок и кто устроил спортивное мероприятие. Также огромный размер рисунка и изображение 3-D просто не дают пройти мимо, и взгляд сразу падает на данную рекламу.

Ленд-арт - использование природных материалов и городского ландшафта - продолжает развиваться как направление искусства. Рекламы, сделанной в данном направлении, пока немного. Примером может послужить социальная реклама Всемирного фонда дикой природы. В 2010 году, художники установили ледяные скульптуры людей в сквере Жандарменмаркт в Берлине, обращая внимание общественности на проблему глобального потепления и изменения климата в Арктике. Это пример мгновенной рекламы, от которой не осталось и следа. Тысяча ледяных скульптур медленно растаяла под солнцем (см. Приложение 1, рис. 8). К сожалению, такого рода реклама будет понятна не всем, потому что не было пояснений к скульптурам, и данную рекламу успело рассмотреть ровно то количество людей, которое в тот момент находилось в сквере. Но тем не менее, проект был освящен в медиа и выступает одним из ярчайших примеров рекламы в стиле ленд-арт.

Другим примером такой рекламы является огромная скульптура из настоящих персиков, которая находилась в парке Сиднея в 2013 году. Она символизировала высокое качество кремов для ухода за кожей фирмы Ella Bachй, выступая со слоганом «Кожа такая, что так бы и съел» (см. Приложение 1, рис. 9). Использование натуральных фруктов символизирует качество и натуральные ингредиенты, а персик символизирует молодость и красоту. Также наличие вербального компонента в данной рекламе - слоган и название бренда - не остаются незамеченными.

Популярным стилем современной городской рекламы являются также и инсталляции, которые мгновенно привлекают внимание прохожих своей необычностью. Например, реклама Swarovski, которая установила инсталляцию в виде облаков под названием Cloud Terrace в Джорджтауне. Она была создана из 10000 кристаллов Swarovski. «Нанизанные на проволочную сетку, которая и формирует многослойное облако, зависшее над искусственным прудом старинного особняка Думбартон-Окс, сверкающие кристаллы выглядят одновременно как драгоценные льдинки волшебной зимой или же блестящие на солнце капли дождя или росы» (см. Приложение 1, рис. 10.1). Данный проект выглядит очень красиво, определенно привлекает аудиторию и выдает бренд. Благодаря выбранному месту, желающие охотно фотографируются с инсталляцией и освящают в медиа.

Другим хорошим примером инсталляции послужила реклама IKEA 2014 года во Франции. Инсталляция представлена в виде огромного яркого рекламного щита (см. Приложение 1, рис. 10.2), на котором расположилась настоящая мебель IKEA, представленная в уютном интерьере комнаты. Данный щит также является стеной для скалолазания - любой желающий мог забраться на щит, и устроиться на кресле или диване IKEA. Таким образом, бренд создал интеракцию с аудиторией, которая стала частью инсталляции и непременно запомнила эту рекламу.

Перформансы также нашли отражение в рекламной деятельности. Они становятся уже не только социальным направлением, пытающимся привлечь внимание к общественным проблемам или способом выделиться, но и частью крупных рекламных кампаний. Стоит отметить перформанс, организованный спортивной фирмой Nike в 2015 году. Это была реклама кроссовок JordanCP3.VI, которые продвигает американский профессиональный баскетболист Крис Пол. Инсталляция демонстрирует траекторию движения по парку знаменитого баскетболиста c мячом, которая была воссоздана в виде мультиэкспозиции настоящими людьми, похожими на Криса Пола. Сотня баскетболистов стояла не двигаясь в разных позах с мячом вдоль аллеи одного из парков США, в конце которого установили баскетбольное кольцо (см. Приложение 1, рис. 11). Nike был одним из первых брендов, использовавших перформанс для продвижения своего имиджа и продукции. К сожалению, как показали дальнейшие данные опроса жителей города Москва (глава 3), бренд в данном перформансе они не заметили. Но проект получился достаточно качественным, и если сразу реклама не видна, действие привлекает внимание, оно динамично, происходит в парке, где находится большое количество людей, которые снимали видео и делали фотографии, выкладывая в социальные сети. Реклама очень молодежная и спортивная, и через какое-то время все-таки становится понятно, что рекламируется спортивный бренд.

Необычную рекламув виде перформанса в 2013 году использовали также Французские железные дороги, рекламируя путешествия по Европе. В Париже установили по городу множество разноцветных дверей, которые любой человек мог открыть и увидеть в них различных известных персонажей Европейских стран, которые танцевали, рисовали, катались на велосипеде и т.д. напротив известных достопримечательностей городов Европы. В двери был установлен специальный экран, позволяющий прохожим в Париже и персонажам из других стран видеть друг друга в режиме реального времени. Все это записывалось на видео, которое было выложено в youtube, и представлено уже в роли рекламного ролика Французских железных дорог. Хоть реклама не бросается в глаза сразу, люди определенно обращают внимание на дверь, происходит коммуникация и посыл, что дверь нужно открыть, после чего происходит интеракция с людьми за этой дверью - аудитория подняла себе настроение, запомнила перформанс, через какое-то время увидела рекламный ролик и определила бренд. Стоит также отметить, что рекламный ролик с этим перформансом набрал в youtube почти 2 млн просмотров, около 100 тысяч перепостов и стал известен по всему миру.

Данные примеры показывают, что реклама может стать намного интереснее, принимая форму актуального искусства, тем самым воздействуя на общественность, создавая некую интерактивность, и в то же самое время, гармонично вписываться в урбанистическое пространство. В данном параграфе были рассмотрены примеры арт-рекламы в мире. Рассмотрим ситуацию с этим видом рекламы в нашей стране.

Современное искусство - это... Что такое Современное искусство?

Пермский музей современного искусства.

Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.

Впервые слово contemporary / «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс (вероятно, самая влиятельная из ныне-живущих аналитиков современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств. В лекции «Что такое современное искусство?» профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство» был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано более с отчётами аукционных лейблов, чем с временем его создания[1].

Краткая история современного искусства

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — Интернет[2].

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического (англ.)»[3] общества[4]. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.

Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.

Актуальное искусство

В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Институции современного искусства

Зрители в музее современного искусства в Денвере.

Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.

Существует тесная связь между государственными учреждениями, занимающимися современным искусством и коммерческим сектором. Например, в Великобритании большинство работ ключевых современных художников, выставленных в государственных музеях, приобретены у нескольких влиятельных арт-дилеров[5].

Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).

Частные коллекционеры оказывают большое влияние на всю систему современного искусства. Например, на рынке современного искусства Великобритании с 1980-х годов доминирует Чарльз Саатчи, с именем которого иногда связывают целое десятилетие в британском современном искусстве[6].

Попытки непосредственно интегрироваться в систему современного искусства предпринимают коммерческие корпорации: проводят выставки современного искусства на своей территории, организуют и спонсируют премии в области современного искусства и приобретают работы художников, формируют большие коллекции[7].

Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями (такими, как например творчество Авдея Тер-оганьяна[8]).

См. также

  • Течения и направления в современном искусстве
  • На Украине современное искусство представлено в основном в жанре живописи, инсталляций,видеоарта .Представителями Новой волны считаются киевские и одеские художники такие как Арсен Савадов,Василий Цаголов,Александр Гнилицкий,Олег Тистол,Максим Мамсиков,Игорь Гусев,Илья Исупов,Владимир Кожухарь,Bondero(Вадим Бондеро)
  • Музей современного искусства
  • Искусство (журнал)

Примечания

  1. ↑ Richard Meyers on Contemporary Art’s implications for art history :: The Daily Gazette
  2. ↑ образовательный ресурс UbuWeb
  3. ↑ Постдемократия — желаемое и выстраданное будущее Новой России в третьем тысячелетии Первые попытки серьёзного, вдумчивого разговора о постдемократии в России наталкиваются на …
  4. ↑ «A Crime Against Art»
  5. ↑ Derrick Chong in Iain Robertson, Understanding International Art Markets And Management, Routledge, 2005, p95. ISBN 0-415-33956-1
  6. ↑ Chin-Tao Wu, Privatising Culture: Corporate Art Intervention Since the 1980s, Verso, 2002, p300. ISBN 1-85984-472-3
  7. ↑ Chin-Tao Wu, Privatising Culture: Corporate Art Intervention Since the 1980s, Verso, 2002, p14. ISBN 1-85984-472-3
  8. ↑ Будрайтскис И. Авдей Тер-Оганьян, или Последний авангардист // Художественный журнал. — 2008. — № 70.

  • Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism, by Hal Foster, Rosalind Kranss, Yve-Alain Bois and Benjamin HWD. Buchloh, New York, Thames and Hudson, 2005;
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.: ил. ISBN 5-352-01984-5
  • «Art Now. Vol 3» Издательство Taschen, 2008
  • Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Направления и течения от импрессионизма до наших дней.

Что такое современное искусство

С 8 по 10 сентября в Москве в пятый раз пройдет Cosmoscow — ярмарка современного искусства международного масштаба.

Искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства Op_Pop_Art» Анастасия Постригай объясняет, что такое современное искусство, как к нему подступиться и кто делает погоду на арт-рынке.

Что такое современное искусство?

Давайте будем честными: современное искусство пугает и притягивает одновременно. По этому предмету не существует толковых учебников или внятных курсов, потому что все происходит здесь и сейчас. С вами.

И перед тем, как нырнуть в этот водоворот, стоит договориться на берегу: то, что мы видим перед собой сейчас — это искусство актуальное. Этот термин не употребляется так часто, как «современное искусство», но все же он более верный. Работы ныне живущих художников — это история про то, как они ощущают наше время.

Хочу разбираться в актуальном искусстве. С чего начать?

Расслабьтесь. Как на кушетке на приеме у психолога. Важно усвоить, что у актуального искусства очень широкий контекст — вы никогда не знаете наверняка, что хотел сказать автор. Художники полагаются на своих зрителей, они даруют нам свободу и право самим придумывать смыслы. И что бы вы ни придумали, вы не ошибетесь.

Но если все-таки хочется основательной конкретики, обратитесь к контексту. Изучите биографию художника. Откуда он родом? В каких обстоятельствах стал художником? Чем увлекается? Сколько, в конце концов, стоит эта непонятная картина, на которую вы сейчас смотрите?

Если картина дорогая — значит, художник хороший?

Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Ситуация на современном арт-рынке очень неоднозначна. Признаться, старый фонд — картины художников прошлых столетий — куда более надежный объект инвестиций.

Такое искусство хорошо изучено, у произведений чаще всего богатая история владения, то есть провенанс. И зачастую интересный провенанс может поднять цену картины до небес, хотя сама по себе она и не несет в себе большой материальной ценности.

С актуальным искусством сложнее. Мы пока не знаем, кого из наших современников в XXII веке будут считать гением, а кого — бездарной выскочкой, а чьи имена и вовсе забудут. Поэтому во времена экономического кризиса коллекционеры покупают произведения старых мастеров, а на подъеме не боятся вкладываться в современных.

Получается, все решают коллекционеры?

Да. Не хочу вас разочаровывать, но мы стоим в длинных очередях на модные выставки потому, что кто-то уже оценил эти произведения. Измерил их потенциал в деньгах. Сегодня слово арт-критика почти ничего не значит. Прав не тот, кто знает, а тот, кто покупает.

Самыми активными и знаменитыми коллекционерами до сих пор остаются европейцы и американцы, хотя на Востоке происходит настоящий бум коллекционирования. Кто-то банально инвестирует в произведения искусства, а кто-то, как Франсуа Пино или Роман Абрамович, коллекционирует по велению души. Однако обе категории одинаково влиятельны в арт-бизнесе.

Где продаются произведения искусства?

Существуют аукционные дома. Самые крупные игроки на рынке — Sotheby’s и Christie’s. Там выставлены не только произведения искусства. Торги на этих площадках, безусловно, самые жаркие. В России тоже есть аукционный дом — VLADEY, организованный Владимиром Овчаренко, основателем галереи «Риджина».

Где, кроме музеев, «показывают» актуальное искусство?

У рынка нет такой задачи — загнать актуальное искусство в музеи. Конечно, есть несколько удачных примеров, в Москве это «Гараж» и ММОМА. Чаще всего актуальное искусство обитает в более подвижном пространстве. Основные форматы — выставка и ярмарка.

Важнейшие выставки актуального искусства — это Венецианская биеннале и «Документа» в Касселе. Кураторов этих событий выбирают самым тщательным образом, а участие в них считается едва ли не вершиной карьеры для художника. По крайней мере, стоимость его работ после этого гарантированно возрастет.

Я бы назвала Венецианскую биеннале и «Документу» этакими смотрами художественных достижений. Увы, но сегодня этот формат переживает кризис. Мегавыставки проводятся раз в два года — слишком маленький срок, чтобы в искусстве произошло что-то принципиально новое.

С ярмарками дела обстоят немного лучше, и не последнюю роль здесь снова играют деньги. Ярмарки вроде престижной Art Basel совмещают в себе формат выставки и аукциона. Единственная в России международная ярмарка Cosmoscow тоже выстроена по принципам «купля-продажа» и «изучение-созерцание».

Искусство здесь не выходит к тебе напрямую, как на биеннале, но дает понять, что оно где-то рядом, и ты в любой момент можешь его оценить. Или прицениться — смотря за какую команду на арт-рынке ты играешь.

Афиша Воздух: Словарь современного искусства для чайников – Архив

Главная проблема с современным искусством не в том, что оно непонятно, а в том, что про него не принято говорить на человеческом языке: текст среднестатистического искусствоведа способен понять только среднестатистический искусствовед. «Афиша» решила разъяснить ключевые искусствоведческие термины так, чтобы эти термины стали понятны даже детям.

Двое учащихся средних классов — Матвей Осколков (12 лет) и Миша Сапрыкин (10 лет) — под присмотром Юрия Сапрыкина и Ольги Уткиной поговорили со знающими художниками и кураторами и составили первый в истории общедоступный словарь современного искусства с комментариями Никиты Алексеева, Сергея Браткова, Вадима Захарова, Юрия Никича и Александра Шабурова.

 Абстрактное искусство «Поверхность, на которую нанесена краска, не являющаяся символом или изображением» (Захаров)

«Это когда художник рисует не людей и не деревья, а пятнышки, серенькие и зелененькие» (Шабуров)

«Когда мы ничего не видим в произведении искусства знакомого глазу, как бы каля-маля» (Братков)

Автоматизм Искусство, в котором произведения создаются автоматически, как бы с выключенной головой.

«У художников руки до такой степени заучены, что они не могут произвести ничего, кроме прямых линий или правильных окружностей. И они придумывают себе ходы, чтобы не насиловать материалы, чтобы что-то рисовало само собой. Я, например, выключал свет и рисовал в темноте. Или в поезде, где все трясет» (Шабуров)

Актуальное искусство Искусство, которое модно, интересно, современно сейчас.

«Мир современного искусства состоит из кураторов, критиков, художников, которые формируют понятие того, что актуально. Иногда они правы, иногда нет» (Алексеев)

«Актуальность связана с оценкой искусства: если бы вам в школе не ставили оценки, вы бы не могли понять, кто из вас актуален, а кто нет. Современное искусство — это как поверхность воды, а актуальное — это то, что выпрыгивает оттуда» (Захаров)

Акционизм Искусство, которое заключается в действиях самого художника.

«Это некое действие в рамках некоего временного промежутка, где автор рассказывает — с помощью движений, пространства или других людей — что-то, о чем он хочет сообщить» (Захаров)

«Я беру чашку кофе — это акция. Чтобы акция стала искусством, нужно, чтобы это делал художник и чтобы ее признали искусством люди, являющиеся профессионалами в области искусства» (Алексеев)

Арте-повера В переводе с итальянского — «бедное искусство». Направление, использовавшее случайные, найденные предметы: палки, кирпичи, куски ржавого железа.

«Была классическая работа Кунелиса: зритель приходит в галерею, а там стоят лошади, сено едят. Или у него же: мешки с углем, прикрепленные железнодорожными рельсами к стене. Какой в этом смысл? Художник берет вещи, в которых нет ничего красивого, которые везде валяются, — и говорит тем самым, что вы вот не обращаете на это внимания, а ведь это очень интересно. А красота — понятие относительное» (Захаров)

Ассамбляж Произведение, сделанное из готовых предметов.

«Возьмем поднос, прикрепим к нему тарелку, чашку, вилку и нож, поместим в раму и повесим на стену — это будет ассамбляж» (Алексеев)

Биеннале Выставка, проходящая раз в два года.

«Все биеннале проходят в каких-то глухих деревнях. Венеция — классический пример: это самое глухое место, ничего современного там нет. Все биеннале обладают двумя качествами: у них крайне невнятные темы, придуманные кураторами, и все художники приносят работы, никакого отношения к этим темам не имеющие» (Шабуров)

Видеоарт «Это когда не умеющий пользоваться видеокамерой человек что-то скучно и медленно снимает и зрители якобы должны смотреть и восхищаться» (Шабуров)

Визуализация «Показывание предмета или идеи, то, что мы предъявляем глазам зрителей» (Братков)

«Когда то, о чем ты мыслишь, превращается в образ» (Никич)

Гиперреализм «Картины, которые еще больше похожи на фотографию, чем сама фотография» (Алексеев)

Дадаизм «Движение художников начала XX века, цель которых — выбить зрителя из традиционных представлений о том, что такое искусство» (Захаров)

«Замечательные были ребята, издевались над всем, что происходит вокруг. Например, Марсель Дюшан выставил репродукцию Джоконды с пририсованными усами» (Алексеев)

Деконструкция «Есть конструктор; начинаешь вынимать из него винтики — все разваливается на части — вот тебе и деконструкция» (Алексеев)

«Разрушение конструкции, при котором можно понять, из чего эта конструкция состояла. Например, мы берем картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Это же нечестное произведение Шишкина, поскольку мишек нарисовал не он. И вот я делаю копию этой картины, но без мишек. Это деконструкция произведения — я тут хочу рассказать людям, что Шишкин не умел рисовать медведей и эта картина, по идее, выглядела по-другому» (Никич)

Дискурс Разговор, рассуждение.

«Ход, линия, методика мысли» (Захаров)

«Люди решили, что это нечто большее, просто потому, что плохо учили языки» (Алексеев)

«Один мой приятель дал удачное определение: дискурс — это вербализованная парадигма» (Шабуров)

Живопись действия Живопись, результат которой зависит от движений тела художника.

«Самый знаменитый художник — это Джексон Поллок. Он расстилал огромные холсты на полу, бегал вокруг с банками жидкой краски и плескал краску на холст» (Алексеев)

Инсталляция «Помните, вы в детском садике играли в игрушки, то есть расставляли их определенным образом. Расстановка своих игрушечек — это и есть инсталляция» (Шабуров)

Институция Организация, которая занимается искусством, обслуживает его или продает, — галерея, издательство, художественная школа и прочее.

Интерпретация «Критики доказывают, что на самом деле автор не просто неуч и неумеха, это он просто так выражает свои мысли» (Шабуров)

Интертекстуальность «Классический пример этому — Геннадий Хазанов. Помните, он изображал испорченный приемник, который переключался с одного канала на другой, и на одном идет режим Брежнева, на другом — сказка про Красную Шапочку, а на третьем — Николай Озеров комментирует футбольный матч» (Шабуров)

Кинетизм Направление искусства, работающее с движущимися механизмами.

«Получаются предметы, которые крутятся, поднимаются и опускаются — при помощи моторчика или просто ветра» (Алексеев)

Китч Нечто безвкусное, банальное, но вызывающее интерес.

«Филипп Киркоров, к примеру, омерзителен, но легче не расстраиваться по этому поводу, а найти способ посмеяться над ним» (Алексеев)

Концептуализм Искусство, в котором идея того, что придумано, важнее того, как это сделано или нарисовано.

«Сегодня можно сказать, что любой художник, у которого есть цель сказать что-либо, является концептуальным. Для него важна идея — не столько воплощение, а сам факт того, что он это придумал» (Захаров)

Куратор Человек, который придумывает выставку и отвечает за ее организацию.

«Многие кураторы даже начали толкать идею, что это они все значат, а художники никакой роли не играют. Есть куратор Мизиано, а художники Гутов и Осмоловский — лишь краски на его палитре» (Шабуров)

Ленд-арт Направление, в котором художники работают с природой.

«Помимо того что художники рисовали картины, они ведь еще где-то жили, картошку сажали, пололи ее и окучивали. И в какой-то момент они подумали, как бы эти две области совместить. И начали заниматься художественно-сельскохозяйственными проектами. Надо им от речки до бахчи арык прорыть — они думают, сделаем из этого художество: не прямой он будет, а в виде спирали. Вот это и есть ленд-арт» (Шабуров)

Медиаарт Искусство, которое работает со средствами передачи информации.

«Если ты на заборе напишешь «Лужков — идиот», это тоже медиаарт, потому что забор — это средство передачи информации» (Шабуров)

Месседж То, что художник хотел сказать своей работой.

«Если ты пишешь на заборе «Лужков — идиот», то забор — это технология, а вот «Лужков — идиот» — это твое послание, то, что ты хотел сказать» (Шабуров)

Мимесис Подражание реальности.

«По-гречески это значит всего-навсего «подобие». Как бабочки мимикрируют под цветок» (Алексеев)

Минимализм Направление, в котором художники стараются делать как можно меньше.

«Одна из самых гениальных работ минимализма — это работа скульптора Карла Андре, 24 листа свинца метр на метр толщиной 10 см, выложенных рядами. Кажется, что это очень легко; на самом деле такие простые вещи делать гораздо сложнее, чем просто рисовать с натуры» (Алексеев)

Модернизм Течение в искусстве начала XX века, главная мысль которого — искусство может изменить мир.

«Сейчас искусствоведы называют модернизмом все, что происходило до 30–40-х годов XX века, все, что позже, — это, грубо говоря, современное искусство» (Алексеев)

Музеефикация Превращение предмета или произведения в музейную ценность.

«Когда Энди Уорхол рисует банку кока-колы, над ним все смеются и говорят, что он идиот. А потом нарисованная кока-кола оказывается в самых главных музеях мира» (Алексеев)

Нарратив Повествование. Нарративное искусство — то, которое рассказывает какую-то историю: бурлаки тянут баржу или боярыню Морозову ссылают в Сибирь.

«Если нарисовать недопитую чашку чая — эта картина будет рассказывать, что был такой человек, он утром встал, выпил чаю, пошел на работу, там помер или, наоборот, с ним случилось что-то хорошее» (Алексеев)

Нет-арт Искусство, которое делается в сети.

«Картина, которая сфотографирована и выложена в сеть, не является нет-артом. Нет-арт — это искусство, созданное в виртуальном пространстве» (Захаров)

Нонконформизм Искусство, противостоящее установкам официальной власти.

«В зонах были так называемые воры в законе, у которых был свой тюремный кодекс чести — не контактировать с властью и тому подобное, и художники старшего поколения во многом такому же кодексу следовали» (Шабуров)

«Сейчас нонконформизм — это комната, куда сваливают все, что сопротивлялось системе» (Захаров)

Объект Предмет, представленный как произведение искусства.

«Художники по вечерам собирались у себя в мастерских, кушали и выпивали. И в какой-то момент они подумали: а интересно пепельницу и бутылку на холст прилепить. Прилепили — получился ассамбляж. А объект — это выкинули холст, а пепельницу и бутылку оставили» (Шабуров)

Оп-арт Искусство, которое играет с оптическими эффектами.

«Картины, которые дают ярко выраженное объемное изображение. Например, стоит решетка, и ты видишь, как один прутик отделяется от другого» (Братков)

Паблик-арт Искусство для общественных пространств.

«Когда городские власти, допустим, заказывают художнику памятник или скульптуру в парке — это и есть паблик-арт» (Алексеев)

Парадигма «Это то, что проходит красной нитью сквозь наши умы» (Шабуров)

«В той парадигме, в которой вы учитесь в школе, то есть в парадигме школьного бытия, есть насилие, оценки, домашние задания и прочее» (Никич)

Персонажный автор Автор, скрывающийся в произведении под маской некоего персонажа.

«Вот у меня был персонаж — пастор. И я, скажем, в черной одежде священника толкался со здоровенным японским борцом сумо. Персонаж делал все, что он делал, как бы отдельно от меня. Я его придумал, но он — это не я» (Захаров)

Перформанс Художественное представление, разыгрываемое по сценарию в присутствии зрителей.

«Перформанс — это когда учитель договаривается с учеником: давай я на уроке математики буду писать на доске, а ты подойдешь сзади и хлопнешь меня линейкой по голове, а я сделаю вид, что ничего не заметил. И для всех это будет шоком» (Захаров)

Поп-арт Искусство, которое работает с самыми банальными повседневными образами — вроде логотипа «Кока-Колы» или фотографии Мэрилин Монро.

«Сейчас поп-арта не существует, потому что мы живем в среде тотального поп-арта» (Алексеев)

Постмодернизм Искусство, в котором свободно смешиваются различные стили прошлых эпох. Еще недавно считалось определяющим для современного искусства.

«У меня друг жил в Челябинске, был писателем, литературным критиком. По его представлениям, в Москве все были увлечены постмодернизмом. Приезжает он в Москву и рассказывает: «У меня было ужасное потрясение. Оказывается, в Москве два постмодерниста — это я сам и мой друг Курицын, который из Свердловска родом. И никому, кроме нас, постмодернизм не нужен» (Шабуров)

Реди-мейд Бытовой предмет, превращенный в произведение искусства.

«Это когда художники поняли, что можно взять пепельницу и никак ее художнически не украшать. Просто взяли и потащили на выставку» (Шабуров)

Репрезентация «Вот, например, презентация нового автомобиля Ford заключается в том, что девушки скачут вокруг новой лакированной банки с колесами. Репрезентация автомобиля такова: если вы его купите, у вас появится офигенная вещь, которая не будет ломаться, жрать бензин и прочее. То есть это сущность машины, которая в презентации не видна. Презентация — поверхность события, а репрезентация — это его сущность» (Никич)

Симуляционизм «Художники во многом обманщики. Либо они делают что-то, что никому не нужно и не интересно, а потом критики говорят: «Это вы ничего не видите, а на самом деле тут такое!» Либо они выдают за правду что-то другое, что значительно более правдиво, чем реальность. И симуляционизм — это когда художники создают такую иллюзию» (Шабуров)

Смерть автора «Это когда искусство анонимно — не потому, что художник хотел скрыть авторство, а потому, что так получилось. Например, Марсель Дюшан принес на выставку писсуар, называлось это «Фонтан». Авторство Дюшана состояло в двух вещах: он принес писсуар и дал ему название. В тот момент, когда он назвал его «Фонтан», он включил авторство. Если же писсуар остается в туалете, но при этом называется произведением искусства, он теряет авторство» (Никич)

Соц-арт Советское неофициальное искусство, обыгрывающее образы и лозунги официальной пропаганды.

«Художники в Советском Союзе поняли, что нельзя проходить мимо окружающих их лозунгов, что надо их полюбить и художественно переработать» (Шабуров)

Сюрреализм Искусство, которое работает с образами подсознания.

«Вещи, которые выглядят как реальные, но на самом деле абсолютно невозможны, — например, часы, которые текут. Это попытка сказать людям, что вы, ребята, встаете по утрам, завтракаете, идете на работу, работаете, приходите домой, читаете книгу и ложитесь спать. И больше вроде бы ничего не делаете. А на самом деле у вас там о-го-го чего в голове творится» (Захаров)

Трансавангард Искусство, которое пережило авангард, не будучи авангардным.

«Оно было традиционным, неавангардным, не столь востребованным, но в итоге выжило» (Никич)

Финисаж «Пьянка на закрытии выставки. Чтобы завлечь людей, художники придумали устраивать пьянки не только в день открытия выставки — на вернисаж, но и в день закрытия выставки. Таким образом, выставку смотрят не 50 человек, а в два раза больше — 100» (Шабуров)

Художественный жест Высказывание художника на определенную тему.

«Вот, например, художник Кулик голый в ошейнике изображал злую собаку. Так вот жестом было то, что он превратился в собаку. Не то, как он себя вел, кого кусал, а именно эта позиция: я - человек-собака!» (Никич)

Хеппенинг Художественное представление, происходящее спонтанно, непродуманно, с участием зрителей.

«За рубежом ни перформанса, ни хеппенинга нет, а есть представление и происшествие. Хеппенинг — это просто случай, когда художники подстраивают какую-нибудь выходку» (Шабуров)

Эдишн Тираж произведений искусства — офортов, гравюр и прочего.

«Чаще всего связано с понятием «лимитед» — то есть ограниченное количество экземпляров» (Никич)

«У меня один мой знакомый прохиндей купил альбом художника Брейгеля и придумал аферу: сделать офорты Брейгеля и продать их в областной музей. Я говорю: «Ну как ты не понимаешь — Брейгель, он весь давно переучтен и описан, никаких новых оттисков в природе возникнуть не может. Любой эксперт откроет каталог Брейгеля — и все-все известные оттиски там перечислены» (Шабуров)

Эстимейт Предварительная оценка произведения на аукционе.

«Тут система такая: аукцион — это механизм поднятия цен на работу какого-то художника. Цена на работы поднимается довольно медленно, увеличивается она от участия в выставках, биеннале, но есть только один механизм поднять эту цену в десятки раз — аукцион. Если работу покупают по большей цене, нежели первоначальная, то эта новая цена закрепляется в художественном мире» (Шабуров)

Современное искусство: что это такое и как его понять?

7 декабря в Дворце культуры «Тольяттиазот» в рамках интеллектуального клуба «Химия слова» состоялась лекция руководителя отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея – Александры Щербиной. Все присутствующие смогли узнать о том, как понимать современное искусство и надо ли вообще его понимать, о ведущих направлениях живописи и даже немного об истории искусства.

Лекция «Как понимать современное искусство» началась с интерактивного тематического квиза. Александра Щербина приготовила для слушателей 10 вопросов, связанных с живописью. Например, какое было отчество у Казимира Малевича или кто запатентовал синий цвет? Определились три лидера, которым достались билеты на ближайшую выставку в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея (ТХМ).

Спикер рассказала, что для каждой эпохи искусства характерна определенная «картина мира», которая складывается из религиозных, философских, политических идей, научных представлений, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

– Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие из них существуют одновременно и поэтому «чистых стилей» не бывает, – поделилась Александра Щербина.

Когда началось современное искусство?

Искусство, которое было создано после 1960-70-х годов, явно отличается от классической реалистической живописи, которую мы привыкли видеть в музеях. Художественные поиски того времени можно охарактеризовать как поиск задач модернизму. Это выражалось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Главной целью было искажение понятия духовности.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов XX века можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В середине 70-х вверх в искусстве взял феминизм.

Конец 70-х и 80-е годы – возвратился интерес к изобразительности, цвету и фигуративности. На эту эпоху приходится время кэмпизма, искусства ист-виллиджа и нео-попа. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х годах – видео и аудио, затем компьютеры и в 1990-х годах – интернет.

Работы ныне живущих художников - это история про то, как они ощущают наше время.

Как понимать современное искусство?

Невозможно правильно или неправильно понять работу автора. Каждое мнение дополняет произведение искусства. Зритель, можно сказать, выступает соавтором работы, ведь он имеет право на любую интерпретацию. Большинство произведений современного искусства являются однозначным заявлением. Нет одного посыла, есть информация, с которой можно ознакомиться. И зритель вправе ее принять, или отвергнуть. Но если есть желание понять, что автор хочет донести, можно, например, последовать следующим указаниям: прочитать о выставке, авторе и работе, приведенной на выставке; узнать информацию о художнике; посмотреть как можно больше работ; прочитать книги об искусстве таких авторов, как Эрнст Гомбрих, Валерий Турчин, Жан Бодрийяр, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многих других.

Что такое «актуальное искусство»?

В России, в 90-х годах XX века использовался термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не одинаков по смыслу, с термином «современное искусство». Под актуальным участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство, но оно быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму.

Какие существуют направления в современном искусстве?

Если это цветные загогулины и пятна, как будто художник от души наляпал краской, то это абстрактный экспрессионизм. Мастерами абстрактного импрессионизма были – Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер.

Если это кирпич, экскаватор, мусор и другие вещи, но их поставили под стекло и дали умное название, то это концептуализм. Главными представителями были – Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот.

Если это писуар, только, к примеру, перевернут, (как у художника Марселя Дюшана под названием «Фонтан») значит это точно реди-мейд. Представителями являлись – Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Хуан Миро.

Если увиденное на картине что-то расплывчатое или растекшееся, то это, скорее всего сюрреализм. Выдающимися сюрреалистами являлись – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст.

Когда не можешь понять, что перед тобой картина, нарисованная художником или фотография, запечатлевшая фотографом, значит это гиперреализм. Представителями гиперреализма являлись: Чак Клоуз, Ричард Эстес, Чарлз Белл.

Кто-то вырезал картинку из глянцевого журнала или раскрасил картинку? Это точно поп-арт. Известность поп-арту принесли – Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.

Если вы задаете себе вопрос: это проделки иллюзиониста или меня околдовали? Значит перед вами точно оп-арт – оптическое искусство. Представителями оп-арта являлись – Райли Бриджет, Яаков Агам, Ричард Аллен, Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани.

Если вы видите четкие линии, квадраты, так, будто нарисовано циркулем – перед вами картина в стиле конструктивизма. Выдающиеся представители этого направления – Александр Родченко, Владимир Татлин.

Если художник танцует в непонятном костюме, лежит на полу в форме звезды, или играет на рояле вниз головой – это называется перфомансом. Известность данному направлению принесли – Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Марина Абрамович, Лори Андерсон.

Хэппенинг – почти то же самое, что и перфоманс, только с участием зрителей. Никто не знает, что может получиться, но все наблюдают за происходящим. Представителями этого направления являлись – Джон Кейдж, Джим Дайн, Жан-Жак Лебель.

Вы входите в зал, где стоят стулья с гвоздями или к потолку подвешены элементы бытовой техники, не пугайтесь, это инсталляция. Мастерами инсталляции являлись – Марсель Дюшан, Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг.

Чем отличается современное искусство от других направлений?

Современное искусство – это не направление, не жанр и не стиль. Это то, что происходит сейчас, в настоящее время, и является объектом исследования. Временные границы размыты. Авторы современного искусства с помощью созданного ими «объекта», объясняют нам, каков наш мир сейчас, и делают это с помощью различных выразительных средств, будь это живопись или инсталляция.

Следующая лекция клуба «Химия слова» состоится во Дворце культуры «Тольяттиазот» 14 декабря в 19:00. О том, какая взаимосвязь у мозга и еды с точки зрения химических и физиологических процессов, расскажет доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга – Вячеслав Дубынин.


Смотрите также