Центр содействия семейного воспитания это что такое


Особым детям особенно нужна семья

Авторы: Меньшов В.А., директор, Комарова С.В., зам. директора, Ращупкина Н.С., зам. директора, ГБУ ЦССВ «Наш дом», г.Москва

Возникновение новой по целям и структуре организации - Центра содействия семейному воспитанию - продиктовано необходимостью создания единого реабилитационного пространства с возможностью оказания комплекса социально-правовых и психолого-педагогических услуг различным категориям семей и детей, нуждающихся в помощи государства.

Основные цели Центра:

- профессиональная поддержка семей, находящихся в сложной жизненной ситуации в связи с риском изъятия ребенка из семьи или отказа от его воспитания;

- организация  индивидуального психолого-педагогического сопровождения и проектирования развития каждого ребенка (с опорой на зоны актуального и ближайшего развития);

-  создание для детей-сирот условий, приближенных к жизни в семье (за счет обновления структуры учреждения и использования современных подходов к построению деятельности педагогического коллектива, а также за счет снижения возраста поступления ребенка в учреждение (3 года);

- личностное развитие каждого воспитанника с учетом его потребностей, интересов и возможностей посредством организации широкого спектра деятельностей (студии, секции, мастерские по интересам, факультативы по учебным предметам, психологические и досуговые мероприятия, направленные на формирование коммуникативной компетентности);

- реализация права ребенка-сироты жить в условиях семьи посредством  оказания профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в условиях замещающей семейной заботы;

-   сопровождение выпускников  на этапе вхождения их в самостоятельную жизнь (индивидуальное курирование психологом и/или социальным педагогом; групповые моделирующие тренинги по формированию и закреплению социально-бытовых и коммуникативных навыков; предоставление возможности индивидуального проживания в учебных квартирах до выхода из учреждения; пролонгирование курирования воспитанника до 23 лет).

Для достижения поставленных целей в основу концепции нового учреждения   положен принцип социального партнерства с ребенком, семьей, представителями общественных институтов.

Принципиально новые идеи данной модели:

- приоритетность сохранения для ребенка кровной семьи (работа с кровной семьей, социальный патронат),

- направленность на передачу ребенка, оставшегося без попечения, в замещающую семью при невозможности сохранения кровной семьи,

- создание условий для формирования привязанности у ребенка, проживающего в учреждении, в случае невозможности передачи его в семью (за счет новой системы работы воспитателей по принципу «близкий взрослый»).

Один из первых в Москве Центров содействия семейному воспитанию,  ГБУ ЦССВ «Наш дом», появился в апреле 2013 года.

Структурно в «Нашем доме»  выделяются семь  отделов:

  • Отдел социального патроната и работы с кровной семьей воспитанников;
  • Семейный отдел,
  • Отдел реабилитации и коррекции,
  • Отдел социально-правового сопровождения воспитанников,
  • «Школа приемных родителей»,
  • Отдел сопровождения семей, принявших детей на воспитание,
  • Отдел постинтернатного патроната.

Деятельность отдела социального патроната и работы с кровной семьей воспитанников направлена на  реализацию права детей жить и воспитываться в семье.

В части, касающейся профилактики социального сиротства, Центр оказывает государственную услугу социального патроната над детьми, нуждающимися в помощи государства. Оказывается психологическая, педагогическая и социальная  помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что в ряде случаев позволяет избежать трагических последствий – изъятия ребенка из семьи.

На базе Центра семья может получить помощь детского и семейного психолога, логопеда, дефектолога. В случае необходимости социальный педагог поможет найти организации, оказывающие другие услуги, которые невозможно оказать на базе Центра.

Одна из возможных форм поддержки семьи – временное помещение ребенка в учреждение, если условия его пребывания в семье препятствуют полноценному развитию,  а также в случае болезни родителей или при наличии других индивидуальных обстоятельств.

Деятельность отдела ориентирована также на возвращение воспитанников в кровные семьи или оказание помощи в налаживании и поддержании отношений ребенка и семьи, в случае невозможности возвращения, что ранее не рассматривалось как задача учреждения для детей-сирот. Это, несомненно, являлось одним из препятствий психологической реабилитации детей, оторванных от близких и родных людей.

Основные этапы восстановления семейных отношений - оценка ресурсности семьи, мотивирование родственников на возвращение ребенка в семью, проведение комплекса психологических и социально-педагогических мероприятий для нормализации ситуации в семье, возвращение ребенка, а для  достижения стабильного результата - сопровождение ребенка в семье на условиях социального патроната.

Дети, передача которых в семью по различным причинам невозможна, живут в Центре в семейных разновозрастных группах, где создаются условия для круглосуточного проживания детей в возрасте от 3 до 18 лет. Функционирование групп обеспечивают специалисты Семейного отдела. Важная задача  - максимальное приближение условий жизни воспитанников к естественным, семейным. Ключевые идеи этого направления:

  • идея ценности семьи и ее ответственности за судьбу Человека;
  • идея разновозрастных групп как способ приближения условий среды жизнедеятельности к семейным;
  • идея взаимной заботы членов группы-«семьи» друг о друге и передачи социального и бытового опыта от старших младшим;
  • идея освоения социальных ролей в группе-«семье»;
  • идея здорового образа жизни семьи;
  •  идея семейной поддержки и комплексного (медико-психологического, социально-бытового и психолого-педагогического) сопровождения социализации детей и подростков.

Непосредственно задачи психологической реабилитации воспитанников в условиях Центра содействия семейному воспитанию решает Отдел реабилитации и коррекции. Целями деятельности Отдела являются  определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков, воспитывающихся в ЦССВ «Наш дом».

Задачи Отдела конкретизируются в следующих положениях:

- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в различных условиях образовательной среды;

- коррекционно-развивающая и лечебно-профилактическая работа с детьми, в том числе логопедическая коррекция;

- психокоррекционная работа, направленная на:

  • · повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических функций;
  • · коррекцию эмоционально-личностного поведения;
  • · развитие произвольной регуляции деятельности;
  • · развитие коммуникативных навыков;

- индивидуальная психологическая реабилитация детей и подростков, воспитывающихся в условиях депривации;

- психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего школьного возраста, а так же  подростками и детьми «группы риска»;

- разработка, апробация и внедрение новых психолого-педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, обучении, общении, поведении;

- консультативная и коррекционно-развивающая работа по подготовке воспитанников ЦССВ «Наш дом» к замещающей семейной заботе и содействие специалистам учреждения в работе по устройству детей в семьи.

Пребывание детей-сирот в учреждении предполагает также решение задач защиты их прав и имущественных и неимущественных интересов. Эта деятельность, несомненно, является одним из компонентов психологической реабилитации воспитанников, поскольку позволяет  формировать у них чувство социальной защищенности, способствует адаптации в современном обществе.  Однако, в аспекте психологической реабилитации важно, чтобы деятельность специалистов по социально-правовой защите носила субъектный характер по отношению  к воспитанникам.  Для решения задач социально-правовой защиты в структуре Центра работает Социально-правовой отдел. Его основные функции:

  • оформление личных документов воспитанников (паспорт, загранпаспорт, свидетельство ИНН, социальная карта москвича, сберегательная книжка, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, приписное свидетельство, военный билет);
  • оформление воспитанникам выплат в установленном законом порядке и контроль за своевременностью их поступления (пенсия, единая компенсационная выплата);
  • взыскание в пользу воспитанников алиментов в установленном законом порядке, контроль за своевременностью поступления алиментных выплат;
  • контроль сохранности жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, находящимися под надзором в ГБОУ ЦССВ «Наш дом»;
  • · представительство интересов воспитанников в суде, прокуратуре и иных правоохранительных органах;
  • просветительская работа с воспитанниками по вопросам их законных прав и обязанностей;
  • содействие воспитанникам ГБУ ЦССВ «Наш дом» в снятии денежных средств с  их лицевых счетов (в установленном законом порядке);
  • взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам предоставления воспитанникам жилых помещений.

Процесс психологической реабилитации воспитанников из числа детей-сирот, имеющих особенности развития, в большинстве случаев не завершается с выпуском молодых людей в самостоятельную жизнь. В этой связи важным элементом в структуре учреждения является Отдел постинтернатного патроната.

Целью деятельности Отдела является оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи воспитанникам на этапе подготовки к выпуску из учреждения и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет и старше (в исключительных случаях).

Задачами Отдела, в числе других, являются:

- Оказание социальной, педагогической, психологической  и других видов помощи выпускникам, находящимся на постинтернатном патронате на основе соответствующего договора.

- Повышение правовой грамотности и социальной компетентности воспитанников, готовящихся к выпуску из учреждения и выпускников, находящихся на постинтернатном патронате.

- Оказание экстренной социально-правовой и психологической помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

- Анализ и прогнозирование нуждаемости в различных видах помощи выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Продолжая разговор об организации комплексной  психологической реабилитации детей-сирот, воспитывающихся в институциональных условиях, нельзя обойти вниманием важнейший вопрос о содействии семейному жизнеустройству воспитанников. В связи с этим, по нашему мнению, в структуре учреждения, где проживают воспитанники, лишенные семейного попечения, необходимы целевые структурные подразделения. В структуре Центра «Наш дом» это «Школа приемных родителей» и «Отдел сопровождения замещающих семей».

Основные направления деятельности «Школы приемных родителей»:  осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей для  принятия ими ответственного, взвешенного решения относительно приема ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в свою семью; а также профилактическая и просветительская деятельность по повышению общественной зрелости в отношении проблемы сиротства и культуры сотрудничества замещающих семей.

Целью деятельности Отдела сопровождения замещающих семей является помощь семье, принявшей на воспитание ребенка-сироту,  в создании условий для благоприятного развития и социализации  подопечного,  профилактика помещения ребенка в организацию для детей-сирот. 

Сопровождение семьи основывается на принципах соблюдения прав семьи на автономию, признание ценности и уникальности ее опыта; соответствия потребностям и интересам ребенка;  адресности помощи; конфиденциальности в рамках действующего законодательства; профессиональной компетентности специалистов отдела сопровождения.

Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач сопровождения:

- Помощь семье в создании условий, необходимых для осуществления эффективной замещающей семейной заботы, профилактика кризисных ситуаций в семье.

- Реализация проекта индивидуальной программы сопровождения семьи в соответствии с ее потребностями и учетом социальных, семейных и личностных факторов.

- Организация помощи замещающим семьям в общении с биологическими родителями принятого в семью ребенка и его родственниками.

- Развитие форм взаимодействия и общения замещающих семей, содействие формированию сообщества замещающих родителей.

- Принятие мер по обеспечению учета индивидуальных особенностей и задач развития воспитанников ГБУ ЦССВ «Наш дом» при устройстве в замещающие семьи.

Ближайшие перспективы развития учреждения связаны с реконструкцией здания на одной из территорий учреждения. После реконструкции в жилом корпусе будут функционировать  помещения квартирного типа для проживания разновозрастных групп детей. В каждой «квартире» спланированы спальня мальчиков, спальня девочек, спальня для старшего воспитанника, комната воспитателя, игровая комната, гостиная с кухонным уголком (будет оборудована всем необходимым для приготовления пищи и хранения продуктов), гардеробная с гладильной доской, бытовая комната (оборудована стиральной машиной и сушками), два туалета (для девочек и мальчиков) и душевые кабины, просторная прихожая. Кроме того в семейном корпусе планируются столовая, пункт дежурного медицинского работника, пост охраны, хозяйственное помещение.

Учитывая, что Центр – смешанное учреждение, более 70 % воспитанников – дети с ограниченными возможностями здоровья,в структуре учреждения планируется создание фермерского хозяйства (ПОДВОРЬЕ), обеспечивающего психологическую разгрузку воспитанникам и детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях москвичей; профессиональную ориентацию старших воспитанников; создание рабочих мест для выпускников, испытывающих временные трудности при адаптации в трудовых коллективах предприятий города, или молодых людей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития; производство экологически чистых продуктов для нужд Центра.

На Подворье могут быть созданы:

- база для отдыха, реабилитации и коррекции, 

- ремесленные мастерские,

-  огород,

- мини-ферма,

- автобаза.

Целесообразно предусмотреть и другие возможности для самореализации воспитанников, в зависимости от их потребностей и материальных возможностей проекта.

Для расширения спектра оказания помощи различным категориям граждан, испытывающим трудности в воспитании детей, а также выпускникам «сиротских» учреждений, в структуре Центра  будет создана СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНИЦА с отделениями для временного проживания:

- выпускников, находящихся в кризисной ситуации в связи с психологическими или социальными проблемами;

- для выпускниц сиротских учреждений, ожидающих ребенка или воспитывающих малолетних детей;

- для семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, препятствующей воспитанию детей.

На базе гостиницы, учитывая возможность круглосуточного взаимодействия с семьями и выпускниками, могут быть реализованы различные программы социальной и психологической помощи, а также возникает возможность курировать получение медицинских услуг в соответствии с назначениями врача.

detivokrug.ru

Что такое «центры содействия семейному воспитанию», и чем они лучше детских домов?

 Что такое «центры содействия семейному воспитанию», и чем они лучше детских домов?

Об этом и о том, как реально помочь детям, оставшимся без попечения родителей, стать самостоятельными и адаптироваться в обществе, рассказывает программа «Жизнь в большом городе» на канале Москва 24 .

В одном из сюжетов вы познакомитесь с нашим подопечным – участником проекта «Я способен на многое» — Пашей. Он активный, целеустремленный, постоянно занимается, много читает. Паша пишет прекрасные сочинения, участвует в конкурсах, читает стихи, выступает в роли ведущего различных праздников и мероприятий и мечтает быть радиоведущим.

Как научиться выбирать свой путь, чтобы добиться цели, при этом соотнося желания и возможности? Своим мнением по этому поводу поделится директор нашего фонда Варвара Пензова.

Узнайте больше о том, как теперь живут дети-сироты в интернатных учреждениях, чему могут научиться, чем занимаются и как проводят свободное время по ссылке (мы появляемся во втором сюжете, с 10:06).

detinashi.ru

Статья на тему: "Социализация детей- сирот в условиях Центра содействия семейному воспитанию"

Социализация детей-сирот

Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно. В полном соответствии с теми переменами, которые предлагает человеку его окружение.

Для ребенка, который воспитывается в центре, наиболее значимыми объектами социализации являются  коллектив, сверстники, воспитатели и т.п. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. Но вот у детей-сирот эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают искаженными. Как правило, отсутствие у сироты нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит и к деформации его представлений о роли личности в обществе (роли его собственной личности - в том числе).

Дети попадают в наше учреждение, испытав далеко не желательное влияние самых разных ситуаций. Есть такие дети, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Есть и такие, родители, которых живы, но по разным причинам не навещают своих детей. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они в ней и не живут. Они понимают всю сложность жизни такой семьи, обстановка в которой никак не подходит для полноценного воспитания ребенка. Зная, однако, о наличии родителей, дети не перестают, так или иначе, стремиться к ним, нередко ищут оправдания их асоциального поведения. Ситуация, таким образом, возникает противоречивая: пребывание детей в центре при живых родителях  не может не переноситься ими тяжело. С другой стороны, они ощущают: родители у них есть, а тяга к ним у ребенка сохраняется в силу совершенно естественных причин.

Особую трудность представляет работа педагога, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение воспитанниками социальной роли члена семьи. Причем важно не создать у ребенка искаженного представления о семье.

Трудность социализации – это целый комплекс затруднений, с которыми воспитанник сталкивается при овладении той или иной социальной ролью. Трудности овладения социальной ролью возникают у ребенка чаще всего тогда, когда он не информирован о сущности этой роли, либо информация об этой роли не соответствует действительности, либо у ребенка нет возможностей испытать себя в данной роли.У ребенка, воспитывающегося в центре, практически нет «личного пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С некоторой долей условности личным пространством можно счесть тумбочку с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.

Жизнь в центре в силу известных обстоятельств вынуждает детей постоянно находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.

Организация жизни в нашем учреждении задает воспитаннику необходимость исполнять четко очерченные социальные роли (ученика, воспитанника). Длительное время, находясь в рамках этих ролей, ребенок теряет способность к проявлению собственной индивидуальности и к свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе.

Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение трудиться и т.п.Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самыми различными, но, прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним их окружение. На успешность социальной адаптации воспитанников центра влияет уровень их образовательной подготовки, уровень владения ими социально - бытовыми навыками и особенности их психического развития, сформировавшиеся у них за время пребывания в «сиротском учреждении».

Ежегодно тысячи воспитанников детских домов, школ-интернатов и центров семейного воспитания стоят на пороге взрослой жизни. Что ждет их в этом будущем? Ведь для того чтобы выпускники успешно адаптировались в обществе, они, по меньшей мере, должны понимать и принимать окружающих, достаточно уверенно ориентироваться в соответствующих нормах и ценностях, обладать определенными навыками общения.Трудности в профессиональном самоопределении подростков-воспитанников социальных центров вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, низким уровнем познавательных процессов (мышления, памяти, воображения), бедностью эмоциональной сферы, нарушением речи как письменной, так и устной, неадекватной самооценкой. Они сомневаются, понравится ли им учиться, смогут ли они учиться, с какими трудностями могут столкнуться, как решить ту или иную проблему, к кому можно будет обратиться за помощью и т.д.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является  коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. Но все звенья работы должны быть взаимосвязаны. Главное условие успеха – участие ребят в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга.

Особенно большое значение для социально-бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в центр в младшие группы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.

В этом направлении воспитателями младших групп ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

- как правильно пользоваться иголкой, ножницами;- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь;- уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц; - правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;

- качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.Основные направления работы центра по социальной адаптации, следующие:

- «Безопасность жизни» -  воспитанники усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;

- « Жилые помещения » - даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой- « Культура поведения» - ребята учатся правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях.

- «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.

- «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – в городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации, обслуживающие население.

- «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время.

   - «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Воспитателями и медиками проводятся по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе.

- «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большая работа проводится по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи.- «Природа» - дети усваивают приемы содержания животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, обучаем воспитанников давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир родного края.

Формы работы по этим направлениям различны. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  не готовыми. Переход  к  самостоятельной  жизни связан  с серьёзными  стрессами. Вчерашнему  выпускнику детского дома, социального центра, школы-интерната необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь.

Выпускники  центров содействия семейному воспитанию чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида.

    Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  воспитанника   в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет социум.

Сама  организация  жизнеспособности   детей  в «интернатных»  учреждениях  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей-сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.Иными  словами, воспитанники социального центра, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои собственные ресурсы.

Причина трудностей в жизненном устройстве выпускников не только в отсутствии жилья, работы, семейного окружения, но и в неумении самого подростка организовать свой быт, позаботиться о себе, собственном здоровье, свободном времени.

 Трудовая и бытовая адаптация выпускников «сиротских учреждений» далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденции к частой смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отмечаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с большим трудом. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники центров были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт. 

Формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающим ребенка обществом, в котором он живет, в ходе его включения в различные виды социально-экономической деятельности. Чаще всего формирование такой готовности происходит стихийно.

Литература

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М., 2001.

  2. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. – М., 1960.

  3. Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. – М.: Академический Проект, 2003.

  4. Жуков В. И. Университетское образование: история, социология, политика. – М.: Перспектива, 2005.

  5. Жуков В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. – Т.1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985–2005).– Изд. 2е перераб. и доп. – М.: Изд-во РГСУ, 2007.

  6. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.

  7. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. – М., 1998.

  8. Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика – 2005. – № 1.

  9. Лангеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

  10. Осадчая Г. И. Лекции по социологии. – М.: Издво РГСУ, 2008.

  11. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. / Осадчая и др.; под ред. академика РАН В. И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009.

  12. О деятельности органов опеки и попечительства с выработкой рекомендаций для субъектов Российской Федерации по её эффективному осуществлению // Материалы Министерства образования и науки Российской Федерации.

  13. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000.

  14. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.

  15. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2008. –№ 11.

  16. Семья, дети: факты и проблемы. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2008. –№ 11.

  17. Шульга Т. И., Олифриенко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М.: Наука, 2007.

infourok.ru

Центры содействия семейному воспитанию в Москве

За прошлый год в Москве было организовано пять центров содействия семейному воспитанию, в 2014 планируется открыть еще 12. Их особенность состоит в том, что дети живут в обстановке, приближенной к домашней, вместе с ними, как в любой семье, живет мама (социальная мама). По словам Сергея Собянина, за год из городского бюджета на эти цели было выделено более 800 млн рублей. Капитально реконструировано 15 детских домов, 5 из которых стали центрами содействия семье, занимающимися не только воспитанием детей, но и подбором и подготовкой приёмных семей. Увеличилось и материальное вознаграждение приёмных родителей, на эти цели город выделил миллиард рублей. Столица  все делает для того, чтобы в ней вообще не осталось детских домов.

В 2013 году на воспитание в семьи было передано на 418 детей больше, чем в 2012 году. Количество детей, находящихся в детских домах, сократилось более чем на 500 человек. По словам мэра Москвы, эта позитивная тенденция сохраняется, несмотря на то, что в столичных учреждениях остаются в основном «тяжёлые» для усыновления дети-подростки и  дети-инвалиды.

Директор «Центра содействия семейному воспитанию» №1 Валентина Спивакова напоминает о том, что в столице идет процесс перепрофилирования детских домов.

«Главное отличие от детдомов состоит в том, что мы делаем ставку не на воспитание, содержание ребенка, а на реабилитацию ребенка и его устройство в семью (это касается всех детей, вплоть до подростков). Речь идет о том, чтобы за год найти ему семью или же восстановить связи с кровными родителями. Каким образом мы проводим поиск новой семьи? У нас в последнюю субботу марта и октября проходят так называемые Дни аиста (по сути день открытых дверей). Приходят все желающие, изучают жизнь детей, общаются с ними. Кроме того, мы проводим еженедельные родительские субботы. Взрослые приходят, завязывают общение с ребенком. После этого мы работаем в частном порядке. Мы размещаем информацию о нашем центре в районных и столичных газетах» — сообщила она.

Заместитель директора по социальной защите Центра содействия  семейному воспитанию «Наш дом» Софья Комарова подчеркивает, что суть таких центров состоит не просто в присматривании за детьми.

«С самого начала мы помогаем кровной семье преодолеть кризис. Изъятие ребенка – крайняя мера. Но если не удается сохранить семью, то мы забираем ребенка к себе и стараемся устроить его в приемную семью. У нас работает школа приемных родителей, служба сопровождения замещающих семей. Приемные родители могут обратиться за помощью. Мы не бросаем ребенка, даже когда он становится взрослым. В Центре работает служба постинтернатного сопровождения. Такие центры отличаются от детдомов по ряду факторов: во-первых, здесь группы малочисленные (до 7 человек в каждой). 5 дней в неделю 24 часа в сутки с ними находится социальная мама. Она делает с ними уроки, занимается воспитанием, занимается бытом. В субботу и воскресенье ее подменяет социальная няня. Но с точки зрения Трудового кодекса здесь множество противоречий: в законе нет нормы по которой человек должен работать 24 часа в сутки. И потом, кто может пойти на такую работу? Одинокий человек, у которого нет семьи или соискатель, который намерен работать только ради денег? Во втором случае эта работа будет тяготить сотрудника, поскольку он зарабатывает деньги, проводит все свое время с детьми и не сможет уделять время своей родной семье. Здесь важнее развивать институт профессиональных приемных семей», — заявила Комарова.

Эксперт по вопросам семейного устройства детей , оставшихся без попечения родителей, руководитель направления «К новой семье» Алексей Рудов скептически отнесся к идее подобных центров.

«Честно говоря мне всё равно как их будут называть. Суть это мало меняет. Ну будут там лучшие условия и что?  Главное — содержание работы. А я опасаюсь, что чем больше они будут вкладывать в создание семейного образа, тем сложнее будет вытащить оттуда детей. Мы уже имеем массу прецедентов: православный детский дом, откуда передать ребенка в семью почти нереально. Семейный пансион Бородиных, где открыто говорят — у них уже есть мама (наемный воспитатель) нам никого больше не нужно. Это имитация семьи», — заключил эксперт.

changeonelife.ru

Особым детям особенно нужна семья

Авторы: Меньшов В.А., директор, Комарова С.В., зам. директора, Ращупкина Н.С., зам. директора, ГБУ ЦССВ «Наш дом», г.Москва

Возникновение новой по целям и структуре организации - Центра содействия семейному воспитанию - продиктовано необходимостью создания единого реабилитационного пространства с возможностью оказания комплекса социально-правовых и психолого-педагогических услуг различным категориям семей и детей, нуждающихся в помощи государства.

Основные цели Центра:

- профессиональная поддержка семей, находящихся в сложной жизненной ситуации в связи с риском изъятия ребенка из семьи или отказа от его воспитания;

- организация  индивидуального психолого-педагогического сопровождения и проектирования развития каждого ребенка (с опорой на зоны актуального и ближайшего развития);

-  создание для детей-сирот условий, приближенных к жизни в семье (за счет обновления структуры учреждения и использования современных подходов к построению деятельности педагогического коллектива, а также за счет снижения возраста поступления ребенка в учреждение (3 года);

- личностное развитие каждого воспитанника с учетом его потребностей, интересов и возможностей посредством организации широкого спектра деятельностей (студии, секции, мастерские по интересам, факультативы по учебным предметам, психологические и досуговые мероприятия, направленные на формирование коммуникативной компетентности);

- реализация права ребенка-сироты жить в условиях семьи посредством  оказания профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в условиях замещающей семейной заботы;

-   сопровождение выпускников  на этапе вхождения их в самостоятельную жизнь (индивидуальное курирование психологом и/или социальным педагогом; групповые моделирующие тренинги по формированию и закреплению социально-бытовых и коммуникативных навыков; предоставление возможности индивидуального проживания в учебных квартирах до выхода из учреждения; пролонгирование курирования воспитанника до 23 лет).

Для достижения поставленных целей в основу концепции нового учреждения   положен принцип социального партнерства с ребенком, семьей, представителями общественных институтов.

Принципиально новые идеи данной модели:

- приоритетность сохранения для ребенка кровной семьи (работа с кровной семьей, социальный патронат),

- направленность на передачу ребенка, оставшегося без попечения, в замещающую семью при невозможности сохранения кровной семьи,

- создание условий для формирования привязанности у ребенка, проживающего в учреждении, в случае невозможности передачи его в семью (за счет новой системы работы воспитателей по принципу «близкий взрослый»).

Один из первых в Москве Центров содействия семейному воспитанию,  ГБУ ЦССВ «Наш дом», появился в апреле 2013 года.

Структурно в «Нашем доме»  выделяются семь  отделов:

  • Отдел социального патроната и работы с кровной семьей воспитанников;
  • Семейный отдел,
  • Отдел реабилитации и коррекции,
  • Отдел социально-правового сопровождения воспитанников,
  • «Школа приемных родителей»,
  • Отдел сопровождения семей, принявших детей на воспитание,
  • Отдел постинтернатного патроната.

Деятельность отдела социального патроната и работы с кровной семьей воспитанников направлена на  реализацию права детей жить и воспитываться в семье.

В части, касающейся профилактики социального сиротства, Центр оказывает государственную услугу социального патроната над детьми, нуждающимися в помощи государства. Оказывается психологическая, педагогическая и социальная  помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что в ряде случаев позволяет избежать трагических последствий – изъятия ребенка из семьи.

На базе Центра семья может получить помощь детского и семейного психолога, логопеда, дефектолога. В случае необходимости социальный педагог поможет найти организации, оказывающие другие услуги, которые невозможно оказать на базе Центра.

Одна из возможных форм поддержки семьи – временное помещение ребенка в учреждение, если условия его пребывания в семье препятствуют полноценному развитию,  а также в случае болезни родителей или при наличии других индивидуальных обстоятельств.

Деятельность отдела ориентирована также на возвращение воспитанников в кровные семьи или оказание помощи в налаживании и поддержании отношений ребенка и семьи, в случае невозможности возвращения, что ранее не рассматривалось как задача учреждения для детей-сирот. Это, несомненно, являлось одним из препятствий психологической реабилитации детей, оторванных от близких и родных людей.

Основные этапы восстановления семейных отношений - оценка ресурсности семьи, мотивирование родственников на возвращение ребенка в семью, проведение комплекса психологических и социально-педагогических мероприятий для нормализации ситуации в семье, возвращение ребенка, а для  достижения стабильного результата - сопровождение ребенка в семье на условиях социального патроната.

Дети, передача которых в семью по различным причинам невозможна, живут в Центре в семейных разновозрастных группах, где создаются условия для круглосуточного проживания детей в возрасте от 3 до 18 лет. Функционирование групп обеспечивают специалисты Семейного отдела. Важная задача  - максимальное приближение условий жизни воспитанников к естественным, семейным. Ключевые идеи этого направления:

  • идея ценности семьи и ее ответственности за судьбу Человека;
  • идея разновозрастных групп как способ приближения условий среды жизнедеятельности к семейным;
  • идея взаимной заботы членов группы-«семьи» друг о друге и передачи социального и бытового опыта от старших младшим;
  • идея освоения социальных ролей в группе-«семье»;
  • идея здорового образа жизни семьи;
  •  идея семейной поддержки и комплексного (медико-психологического, социально-бытового и психолого-педагогического) сопровождения социализации детей и подростков.

Непосредственно задачи психологической реабилитации воспитанников в условиях Центра содействия семейному воспитанию решает Отдел реабилитации и коррекции. Целями деятельности Отдела являются  определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков, воспитывающихся в ЦССВ «Наш дом».

Задачи Отдела конкретизируются в следующих положениях:

- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в различных условиях образовательной среды;

- коррекционно-развивающая и лечебно-профилактическая работа с детьми, в том числе логопедическая коррекция;

- психокоррекционная работа, направленная на:

  • · повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических функций;
  • · коррекцию эмоционально-личностного поведения;
  • · развитие произвольной регуляции деятельности;
  • · развитие коммуникативных навыков;

- индивидуальная психологическая реабилитация детей и подростков, воспитывающихся в условиях депривации;

- психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего школьного возраста, а так же  подростками и детьми «группы риска»;

- разработка, апробация и внедрение новых психолого-педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, обучении, общении, поведении;

- консультативная и коррекционно-развивающая работа по подготовке воспитанников ЦССВ «Наш дом» к замещающей семейной заботе и содействие специалистам учреждения в работе по устройству детей в семьи.

Пребывание детей-сирот в учреждении предполагает также решение задач защиты их прав и имущественных и неимущественных интересов. Эта деятельность, несомненно, является одним из компонентов психологической реабилитации воспитанников, поскольку позволяет  формировать у них чувство социальной защищенности, способствует адаптации в современном обществе.  Однако, в аспекте психологической реабилитации важно, чтобы деятельность специалистов по социально-правовой защите носила субъектный характер по отношению  к воспитанникам.  Для решения задач социально-правовой защиты в структуре Центра работает Социально-правовой отдел. Его основные функции:

  • оформление личных документов воспитанников (паспорт, загранпаспорт, свидетельство ИНН, социальная карта москвича, сберегательная книжка, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, приписное свидетельство, военный билет);
  • оформление воспитанникам выплат в установленном законом порядке и контроль за своевременностью их поступления (пенсия, единая компенсационная выплата);
  • взыскание в пользу воспитанников алиментов в установленном законом порядке, контроль за своевременностью поступления алиментных выплат;
  • контроль сохранности жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, находящимися под надзором в ГБОУ ЦССВ «Наш дом»;
  • · представительство интересов воспитанников в суде, прокуратуре и иных правоохранительных органах;
  • просветительская работа с воспитанниками по вопросам их законных прав и обязанностей;
  • содействие воспитанникам ГБУ ЦССВ «Наш дом» в снятии денежных средств с  их лицевых счетов (в установленном законом порядке);
  • взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам предоставления воспитанникам жилых помещений.

Процесс психологической реабилитации воспитанников из числа детей-сирот, имеющих особенности развития, в большинстве случаев не завершается с выпуском молодых людей в самостоятельную жизнь. В этой связи важным элементом в структуре учреждения является Отдел постинтернатного патроната.

Целью деятельности Отдела является оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи воспитанникам на этапе подготовки к выпуску из учреждения и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет и старше (в исключительных случаях).

Задачами Отдела, в числе других, являются:

- Оказание социальной, педагогической, психологической  и других видов помощи выпускникам, находящимся на постинтернатном патронате на основе соответствующего договора.

- Повышение правовой грамотности и социальной компетентности воспитанников, готовящихся к выпуску из учреждения и выпускников, находящихся на постинтернатном патронате.

- Оказание экстренной социально-правовой и психологической помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

- Анализ и прогнозирование нуждаемости в различных видах помощи выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Продолжая разговор об организации комплексной  психологической реабилитации детей-сирот, воспитывающихся в институциональных условиях, нельзя обойти вниманием важнейший вопрос о содействии семейному жизнеустройству воспитанников. В связи с этим, по нашему мнению, в структуре учреждения, где проживают воспитанники, лишенные семейного попечения, необходимы целевые структурные подразделения. В структуре Центра «Наш дом» это «Школа приемных родителей» и «Отдел сопровождения замещающих семей».

Основные направления деятельности «Школы приемных родителей»:  осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей для  принятия ими ответственного, взвешенного решения относительно приема ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в свою семью; а также профилактическая и просветительская деятельность по повышению общественной зрелости в отношении проблемы сиротства и культуры сотрудничества замещающих семей.

Целью деятельности Отдела сопровождения замещающих семей является помощь семье, принявшей на воспитание ребенка-сироту,  в создании условий для благоприятного развития и социализации  подопечного,  профилактика помещения ребенка в организацию для детей-сирот. 

Сопровождение семьи основывается на принципах соблюдения прав семьи на автономию, признание ценности и уникальности ее опыта; соответствия потребностям и интересам ребенка;  адресности помощи; конфиденциальности в рамках действующего законодательства; профессиональной компетентности специалистов отдела сопровождения.

Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач сопровождения:

- Помощь семье в создании условий, необходимых для осуществления эффективной замещающей семейной заботы, профилактика кризисных ситуаций в семье.

- Реализация проекта индивидуальной программы сопровождения семьи в соответствии с ее потребностями и учетом социальных, семейных и личностных факторов.

- Организация помощи замещающим семьям в общении с биологическими родителями принятого в семью ребенка и его родственниками.

- Развитие форм взаимодействия и общения замещающих семей, содействие формированию сообщества замещающих родителей.

- Принятие мер по обеспечению учета индивидуальных особенностей и задач развития воспитанников ГБУ ЦССВ «Наш дом» при устройстве в замещающие семьи.

Ближайшие перспективы развития учреждения связаны с реконструкцией здания на одной из территорий учреждения. После реконструкции в жилом корпусе будут функционировать  помещения квартирного типа для проживания разновозрастных групп детей. В каждой «квартире» спланированы спальня мальчиков, спальня девочек, спальня для старшего воспитанника, комната воспитателя, игровая комната, гостиная с кухонным уголком (будет оборудована всем необходимым для приготовления пищи и хранения продуктов), гардеробная с гладильной доской, бытовая комната (оборудована стиральной машиной и сушками), два туалета (для девочек и мальчиков) и душевые кабины, просторная прихожая. Кроме того в семейном корпусе планируются столовая, пункт дежурного медицинского работника, пост охраны, хозяйственное помещение.

Учитывая, что Центр – смешанное учреждение, более 70 % воспитанников – дети с ограниченными возможностями здоровья,в структуре учреждения планируется создание фермерского хозяйства (ПОДВОРЬЕ), обеспечивающего психологическую разгрузку воспитанникам и детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях москвичей; профессиональную ориентацию старших воспитанников; создание рабочих мест для выпускников, испытывающих временные трудности при адаптации в трудовых коллективах предприятий города, или молодых людей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития; производство экологически чистых продуктов для нужд Центра.

На Подворье могут быть созданы:

- база для отдыха, реабилитации и коррекции, 

- ремесленные мастерские,

-  огород,

- мини-ферма,

- автобаза.

Целесообразно предусмотреть и другие возможности для самореализации воспитанников, в зависимости от их потребностей и материальных возможностей проекта.

Для расширения спектра оказания помощи различным категориям граждан, испытывающим трудности в воспитании детей, а также выпускникам «сиротских» учреждений, в структуре Центра  будет создана СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНИЦА с отделениями для временного проживания:

- выпускников, находящихся в кризисной ситуации в связи с психологическими или социальными проблемами;

- для выпускниц сиротских учреждений, ожидающих ребенка или воспитывающих малолетних детей;

- для семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, препятствующей воспитанию детей.

На базе гостиницы, учитывая возможность круглосуточного взаимодействия с семьями и выпускниками, могут быть реализованы различные программы социальной и психологической помощи, а также возникает возможность курировать получение медицинских услуг в соответствии с назначениями врача.

detivokrug.org

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Терешкина С. В. Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 75-79. — URL http://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12160/ (дата обращения: 24.10.2019).



Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Ключевые слова: ОВЗ, ЦССВ, социализация, начальные классы, социальная среда

ЦССВ — организация новая, как по целям, так и по структуре. Появилась она из-за необходимости объединения в одном месте услуг, в которых нуждаются дети с ОВЗ и их семьи. Это услуги социального, характера, правового, психологического и педагогического. Услуги предназначены для различных семей и детей, которым необходима помощь государства.

Цели создания центра:

– Поддержать семьи, находящиеся в сложной ситуации. Центр стремится предотвратить изъятие ребёнка или отказ от него.

– Индивидуальная психологическая и педагогическая работа с ребёнком.

– Максимальное приближение условий к условиям семейной жизни.

– Индивидуальный подход к развитию. В центре проводят не только психологические мероприятия, но и досуговые — предметные факультативы, секции, студии.

– Возможность жить в семье для детей-сирот.

– Помощь выпускникам (психолог, тренинги, посвящённые социально-бытовым навыкам, предоставление жилья). При необходимости центр может курировать выпускников до 23 лет.

Принципы, по которым действует центр:

– Стремление к тому, чтобы ребёнок жил в родной (кровной) семье.

– Если от ребёнка всё же отказались — поиск приёмной семьи.

– При отсутствии замещающей семьи — создание воспитателями условий, по своей теплоте похожих на семейные.

Помимо услуг тех специалистов, которые уже есть в центре, возможен поиск недостающих, совет, куда обратиться.

Если ребёнок находится в центре временно, то с ним проводится работа, цель которой — помочь ему обрести семью (новую, или свою обрести снова), достижение стабильных отношений между родственниками.

В детях, которые растут вне семьи, воспитывают заботу друг о друге, отлаживают механизм передачи опыта от старших воспитанников к младшим.

Отдел реабилитации и коррекции стремится к развитию способностей детей, лечебной профилактике, которая в дальнейшем поможет лучше усваивать материал. Цели такой работы: развить психические функции как можно лучше, чтобы увеличить возможность познавать, привести в норму поведение ребёнка, научить его регулировать свою деятельность, привить навыки общения.

Для подростков, не имеющих возможности удовлетворить свои основные потребности, психокоррекция особенно важна, поэтому в ЦССВ постоянно разрабатываются новые технологии для таких детей.

Социально-правовой отдел помогает воспитанникам оформить документы, выплаты, в том числе — алименты. Этот отдел решает и жилищные вопросы, представляет интересы воспитанников в различных инстанциях (в то числе — в прокуратуре и суде), даёт консультации, помогает снять деньги, лежащие на счетах воспитанников.

Для воспитанников, особенности развития которых не позволяют даже после 23 лет полностью выпустить их во взрослую жизнь, предусмотрен отдел постинтернатного патронажа. Главная цель отдела — подготовить воспитанников к выпуску. Отдел предоставляет выпускникам все те же виды помощи, что и воспитанникам (помощь психолога, например), просвещает их в правовой области и прогнозирует нуждаемость детей-сирот в услугах центра.

Для того чтобы семьи, которые примут детей, смогли дать им как можно больше, существует «Школа приёмных родителей». Она отвечает за педагогическую и психологическую подготовку приёмных родителей, а так же ведёт просветительскую общественную деятельность, стремится к зрелости общества по отношению к сиротам и выработке культуры замещающих семей.

«Отдел сопровождения замещающих семей» работает с теми, кто уже взял ребёнка на воспитание. Такое сопровождение подразумевает под собой именно помощь семье, а не контроль. Это значит, что помощь адресна и помогает решить лишь конкретные задачи:

– создать условия, необходимые для ребёнка,

– составить проект/программу с учётом особенностей принимающей семьи и личности ребёнка,

– помощь в коммуникации между ребёнком, замещающей семьёй и биологическими родителями,

– содействие общению замещающих семей между собой, создание сообщества таких семей,

– постановка задач по развитию малышей.

Стоит ещё раз подчеркнуть, что данный отдел не нарушает автономности семей, не навязывает свою помощь, а оказывает её лишь по необходимости, при обращении приёмных или кровных родителей.

В дальнейшем в ЦССВ появятся помещения квартирного типа, максимально приближенные к домашним условиям, а также мини-фермерское хозяйство. Эти меры обеспечат детям — инвалидам психологическую разгрузку, старшим из воспитанников помогут в профориентации, и, возможно, создадут рабочие места для воспитанников, которые ещё не адаптировались за пределами центра, в том числе и по психологическим причинам.

Кроме огорода и мини-фермы на территории подобных учреждений можно создавать различные мастерские, а также другие предприятия, соответствующие потребностям воспитанников и возможным вложениям (бюджетным дотациям или спонсорской помощи).

Социальная гостиница предназначена для тех, кто испытывает трудности в воспитании детей, и выпускников, имеющих психологические или социальные проблемы, а также выпускниц с маленькими детьми или ожидающих пополнения. На базе гостиницы также возможно оказание психологической помощи социальной, курирование медицинских услуг.

Несмотря на все эти меры, практика показывает, что для семьи ребёнок с ОВЗ — это всегда стресс. Он очень ограничен в свободе и социальной значимости, слишком зависим от семьи, и имеет мало навыков взаимодействия с другими людьми. Дискриминация таких детей в российском обществе очень велика, а помощь и уровень образования у них недостаточны.

Сложности в адаптации для ребёнка с ОВЗ могут быть вызваны ещё и тем, что он мало контактирует с окружающей средой, а большую часть времени проводит с себе подобными. Хорошим решением этой проблемы становится инклюзия — более перспективное направление, пришедшее на смену старой доброй интеграции. То есть: интеграция предполагает равные права для детей-инвалидов — право на образование, труд и т. д., а инклюзия даёт возможность полного включения в здоровый коллектив. Такой подход даёт гораздо больше возможностей для развития талантов детей с ОВЗ и развивает моральные качества здоровых ребятишек.

Многие считают, что смешанные коллективы есть серьёзный противовес специальному образованию, однако эти опасения напрасны. Дети с ОВЗ, обучающиеся совместно с остальными, продолжают получать необходимую помощь и лечение, при этом научаются мириться со своими недостатками, живя в обществе, при этом развивая свои достоинства. Лучшие условия для инклюзии могут предложить детские сады комбинированного типа, где есть группы как для здоровых детей, так и для детей с дефектами различной сложности.

Сами по себе, дети с различными заболеваниями имеют и различную их степень. Те, у кого ДЦП, часто обладают сохранным интеллектом, или близким к нему. У некоторых же выражено недоразвитие. Такие дети плохо сосредотачиваются, медлительны и безразличны ко всему, особенно к заданиям.

Дефекты в эмоционально-волевой сфере ведут к самым разным последствиям: повышенная возбудимость или заторможенность, плаксивость, капризность. Результатом может стать незрелость, наивность суждений, отсутствие ориентации в бытовых вопросах. Всё это приводит детей к иждивенчеству, отсутствию всякого стремления к самостоятельности, проблемам в общении.

В попытках адаптировать детей инвалидов есть и другие сложности, к примеру, родители здоровых детей относятся к «особым» детям негативно и считают такой опыт излишним, или даже негативным для своих чад. В то же время, результаты опроса показали, что в целом, люди редко относятся к детям-инвалидам агрессивно отрицательно, а в жизни встречают их не часто. Более того, многие из опрошенных готовы оказывать таким детям помощь.

В некоторых заведениях сейчас используют точечную инклюзию. То есть дети с ОВЗ не находятся среди остальных постоянно, но посещают с ними занятия, праздники, имеют совместный досуг. Это позволяет развить эмоциональную сферу, ускорить социализацию, усилить волю и активность ребёнка.

Общение со здоровыми детьми для «особых» детей — это возможность научиться переключать внимание, подражать, развиваться тактильно и сенсорно, активизировать зрительное и слуховое внимание. Находясь в одном коллективе, здоровые и больные дети учатся принимать друг друга, а «особые» дети получают прекрасную возможность социализации, которая повлияет на всю их дальнейшую жизнь.

Литература:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 151 с.
  2. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — С. 42–57.
  3. Вербицкий А. А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2014.
  4. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Изд. 2-е, доп. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.
  5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования. — М.: Пер Сэ, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, возможность, воспитанник, замещающая семья, отдел, помощь, центр.

Профессиональным сопровождением замещающих семей в регионах страны занимаются специалисты органов опеки и попечительства, патронатных служб, а также центров семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия... ребенок, семья, возможность, воспитанник, замещающая семья, отдел, помощь, центр.

Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка в центре содействия

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Библиографическое описание: Ильина Т. С. Принципы выбора детей в замещающую семью.

Будущие замещающие родители связывают с приемным ребенком возможность заполнения пустующей ниши.

— М.: АНО Центр «Про-мама», 2013.

ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель. Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель, сотрудник центра, совместная деятельность, полная семья, день.

При работе по возвращению воспитанника интернатного учреждения в кровную семью мы придерживаемся следующих принципов

2) Возможность реинтеграции ребенка в семью должна быть оценена многопрофильной группой специалистов, при участии всех...

Решившись на шаг принятия в семью ребенка, кандидатам в замещающие родители необходимо тщательно взвесить все возможности и ресурсы своей семьи. Не бояться, при необходимости, обращаться за квалифицированной помощью к специалистам...

moluch.ru


Смотрите также