Что такое гештальтпсихология это


Гештальтпсихология простыми словами

«Скажешь мне – и я забуду, покажешь мне – и я запомню, дашь мне сделать – и я пойму». Книга «Делегирование и управление» Конфуций (представитель древнекитайской философии).

Большинство воспринимает психологию как комплекс явлений из жизни. Хотя с другой стороны, это система доказанных знаний, с ее помощью решаются разнообразные практические и сугубо научные проблемы. В 16 веке впервые упомянули «психологию», как сферу, занимающуюся изучением явлений с душевной и психической стороны. В 17-19 веках, область исследования существенно разрослась и включила в себя процессы бессознательного уровня. А уже с 19 века психология – экспериментальная сфера научных знаний.

Гештальт психология что это?

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.

Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.

Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».

Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии

Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:

  • линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой;
  • линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный;
  • появляется осознанность движения (тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом);
  • «фи-феномен», если промежуток оптимальный (осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии).

Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.

Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.

Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.

Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы

Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:

  • Что такое гештальт? Мера сознания, некая образная конфигурация.
  • Гештальтпсихология использует в качестве предмета исследования сознание. Его изучение строится на использовании принципа целостности.
  • Наблюдение и описание – основные методы исследования. Восприятие идет не от ощущений, они нереальны. Оно идет от слуха, как от отражения изменения давления воздуха.
  • Зрительная перцепция на первом месте. Это ведущий процесс в психологии, определяющий степень развития психики.
  • Мышление – процесс разрешения проблем с помощью структурированных полей. Через инсайт в нынешнем времени.

Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:

  • Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
  • Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
  • Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
  • Фигура и фон в гештальтпсихологии занимают одно из важнейших мест. Каждая фигура — изолированное целое, фон – что-то динамичное за фигурой.
  • Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
  • Замыкание. Если человек видит что-то непонятное, то мозг старается переделать информацию в то, что нам знакомо.

Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:

  • близость;
  • замкнутость;
  • общая зона;
  • схожесть;
  • смежность;
  • целостность.

Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:

  • Размер. Он остается неизменным, независимо от смены его положения на глазной сетчатке.
  • Форма. Она всегда остается постоянной.
  • Яркость. Яркость предмета неизменна, даже с учетом смены условий освещения.

Гештальт терапия

Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает. Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром. (Утолить жажду можно, если взять воду).

Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.

Круг правильного гештальта имеет такой вид:

  1. Появляется необходимость.
  2. Ищутся способы ее удовлетворения.
  3. Происходит удовлетворение.
  4. Контакт с окружающим миром завершается.

Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.

Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно. Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps. Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.

Гештальт картинки

Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?

brainapps.ru

Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна – 9psy.ru

Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.

О чем говорит гештальтпсихология

Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:

  1. Физический, который не затрагивает личные переживания
  2. Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.

Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?

Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.

Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.

Основные принципы гештальтизма

Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:

  • Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
  • Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
  • Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
  • Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
  • Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
  • Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.

Рекомендуем ознакомиться:  Как исполнить желание?

Что такое незавершенный гештальт?

Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения.

Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами:

  • Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь;
  • Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам;
  • Это недоделанное задание или работа.

Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта.

Он может быть опасным для нас по следующим причинам:

  1. Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма;
  2. Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни.

Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт. Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта (научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте).

Только после этого гештальты будут исполняться один за другим.

Учимся жить здесь и сейчас

Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.

Рекомендуем ознакомиться:  Что такое эдипов комплекс

Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»

Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.

Какие проблемы решает этот вид психологии?

Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.

Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:

  1. Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
  2. Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
  3. Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
  4. Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
  5. Исполнение.

Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.

Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.

9psy.ru

Что такое гештальт? Что значит "закрыть гештальт" и как это сделать

Закрыть гештальт - это значит закончить незавершенное дело, которое не дает покоя, завершить начатое. В обыденной речи гештальт - незаконченное дело. Например, можно сказать: «Книга плохая, но я все-таки ее дочитаю, чтобы закрыть гештальт».

«Этот гештальт я закрыл», - объявил актер Максим Виторган, избив режиссера Константина Богомолова - любовника своей жены Ксении Собчак.

Вообще же немецкое слово Gestalt означает форму, фигуру, целостный образ. В психологии гештальт - это структура, которая воспринимается как единое целое, а не как сумма отдельных элементов. Классический пример: мелодия - это не набор отдельных звуков, а единое целое - гештальт. Поэтому мы можем узнать знакомую музыку, даже если она сыграна на разных инструментах.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности. Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели - Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта - целостностного восприятия сложных явлений.

Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов - гештальтов, полагают гештальтисты.

Стремление объединять разрозненные данные и быстро сделать вывод закрепилось в процессе эволюции, полагают современные ученые - нашим предкам это умение спасало жизни. Например, заметив в кустах пятнистую шкуру, древний человек не тратил время на рассуждения, а мгновенно понимал, что это ягуар и нужно спасаться.

Простой пример гештальта. Взгляните на картинку ниже - вы видите черные пятна на белом фоне.

Оптическая иллюзия, иллюстрирующая эффект гештальта.

А теперь приглядитесь - в правой части рисунка изображен пес-далматинец. Как только вы его увидите, то больше не сможете «развидеть» - начнет работать эффект гештальта, ваш мозг сам научится объединять пятна в изображение собаки.

Этим же стремлением искать общий смысл в разрозненных фактах объясняются некоторые когнитивные искажения - ошибки человеческого восприятия. Так, по случайным поступкам мы судим о характере человека, а по нескольким совпадениям делаем вывод о причинно-следственных связях. Это удобно, но не всегда верно.

В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.

«Ад перфекциониста» - незакрытый гештальт.

В настоящее время гештальтпсихология - скорее историческое направление, отмечает в статье для «Постнауки» Мария Фаликман - доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Гештальтпсихологии мышления как таковой не осталось. А гештальтпсихология восприятия существует в синтезе с когнитивной психологией.

Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия появилась в 1940-50-х годах, она не имеет прямого отношения к гештальтпсихологии. Этот вид психотерапии рассматривает человека как единое целое - общность духовных, физических, социальных особенностей. Во главу угла она ставит стремление к полной самореализации.

Отцом гештальт-терапии считается немецко-американский врач-психиатр Фриц Перлз. Перлз полагал, что задача психотерапевта - помочь человеку разобраться с нерешенными проблемами, ограничивающие личностный рост, закрыть деструктивные гештальты. Перлз не был гештальпсихологом, однако использовал термин гештальт в похожем смысле.

Фредерик (Фриц) Перлз. Фото: Wikimedia

Деструктивным гештальтом может быть незавершенное дело из прошлого. Например, неудачи пациентки в отношениях с мужчинами гештальт-терапевт может объяснять тем, что она все детство пыталась добиться расположения и похвалы отца, но так их и не получила. Если не осознать и не закрыть этот гештальт, женщина так и будет тянуться всю жизнь к эмоционально холодным мужчинам - доказывать им, что достойна любви.

Незакрытым гештальтом могут быть текущие проблемы, которые человек не способен полностью осмыслить, вписать в единую картину мира. Здесь, по версии гештальт-терапевтов, также необходимо всесторонне изучить проблему и закрыть гештальт, чтобы двигаться дальше. Эта идея перекликается с теорией когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Пациенты работают с гештальт-терапевтом либо индивидуально, либо в гештальт-группе. Конкретные методические приемы при этом могут быть разными. Самая известная техника гештальт-терапии - «метод пустого стула». Человек предлагают представить, что на пустом стуле напротив сидит он сам, и поговорить с собой. Терапевт в это время наблюдает за эмоциями и поведением говорящего.

www.anews.com

Гештальтпсихология — теория восприятия мира, представители этого направления в психологии

Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.

В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.

Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.

Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.

Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» - это форма структуры, образа. То есть гештальтом можно назвать наглядно-пространственную форму восприятия предметов, которую нельзя понять с помощью суммирования, накапливания свойств. Например, музыка. Известную мелодию человек узнает, даже если ее тональность изменили. Также мы узнаем музыку, если слышим ее второй раз.

В основе исследований лежит восприятие человека. В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.

История зарождения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология начинается с важного эксперимента психолога Макса Вертгеймера. Он исследовал «фи-феномен». В эксперименте помогали социальные приборы – тахиостоскоп и стробоскоп. Ученый использовал две прямые линии, которые выступали раздражителями, передавая различную скорость движения.

Будущий представитель школы гештальтпсихологии М. Вертгеймер выяснил, что:

  • при большом интервале испытуемый воспринимает линии последовательно;
  • при коротком интервале линии воспринимаются целостно;
  • оптимальный временной интервал – 60 миллисекунд. В этом диапазоне создается восприятие движения. Наблюдая за глазами испытуемого, наблюдалось движение зрачков влево и право, на прямые линии глаза реагировали последовательным взглядом;
  • испытуемый воспринимает чистое движение при правильном временном интервале. Считалось, что движение есть, но не наблюдается видимое перемещение линии. Именно эта реакция человека получила название «фи-феномен».

Данные эксперимента ученый описал в 1921 году в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с этого момента начинается школа гештальтпсихологии.

Сам Макс Вертгеймер является одним из основателей этого течения в психологии. Он продолжал исследовать восприятие и мышление человека. В то время его работы привлекали внимание многих известных ученых. Среди них был Курт Коффка, который даже участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого. Вместе, опираясь на результаты, они обосновали совершенно новую, уникальную теорию восприятия мира.

В 30-хх годах гештальтпсихология становится очень популярной в Берлине. Сам ученый работает в Германии, а в преддверии Второй мировой войны эмигрирует в США, где умирает в 1943 году. В 1945 году вышла посмертная книга Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление». В этом труде описан процесс решения задач путем гештальтпсихологии, подробно изложен процесс выяснения значения отдельных частей в структуре целостной внутри проблемной ситуации.

Основоположником гештальтпсихологии как психологии считается Курт Коффка. Сотрудничал с Максом Вертгеймером с 1910 года. В этот период Коффка опубликовал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», в которой расписал главные принципы и положения этого направления.

В 1921 году ученый написал книгу по детской психологии – «Основы психического развития», а в 1933 году издал труд «Принципы гештальтпсихологии». Вторая книга оказалась трудной для чтения, поэтом не стала основным учебником по изучению теории гештальтпсихологии, как рассчитывал автор.

Его исследования восприятия детей показали, что у детей присутствуют слабые, смутные образы. Именно это наблюдение натолкнуло его к рассуждениям про важную роль фигуры и фона. Сформулировал один из законов восприятия, который назвали трансдукция. Он доказал, что дети воспринимают не цвета, а их отношения.

Ученый доказывал, что цветовое зрение развивается за счет контраста восприятия фона и фигуры. Позже этот закон был доказан Келером и был назван законом транспозиции.

Со временем исследования Келлера раскрыли мгновенный, а не длительный характер мышления. В его основе лежит «инсайт». Чуть позже ученый по имени К. Бюлер назвал этот феномен «ага-переживанием». Он подчеркнул его внезапность.

Сегодня понятие про «инсайт» считается ключевым в гештальтпсихологии. Оно объясняет практически все формы мышления, в том числе и продуктивное, творческое.

Базовые принципы гештальтпсихологии

Упорядоченность и целостность восприятия человека достигается благодаря следующим принципам:

  1. Схожесть – это стимулы, схожие по очертанию, размеру, форме или цвету, склонные к тенденции восприниматься вместе.
  2. Целостность – имеет склонность к упрощению и обобщению целостности образа.
  3. Близость – если стимулы расположить рядом, они часто воспринимаются вместе.
  4. Смежность – одно событие провоцирует появление другого. Либо это близость стимулов в пространстве и времени.
  5. Замкнутость – способность завершить фигуру так, что человек воспринимает ее целостно.
  6. Принцип общей зоны – то, что формирует наше ежедневное восприятие наравне с жизненным опытом и образованностью.

Ученые воспринимают психику человека как целостное феноменальное поле, которое обладает определенным строением и свойствами. Согласно гештальтпсихологии основными свойствами восприятия человека считаются отношение фона и фигуры и константность восприятия.

Качественные характеристики психологии гештальтов

Гештальты, которые сформировались, всегда целостны. Они являются завершенными структурами и имеют четкий контур. Этот контур характеризуется замкнутостью, резкостью или размытостью границ. Главное качество гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется эффектом Зейгарник.

Когда описывают гештальт, часто употребляют понятие «важности». Важно целое, а части – второстепенны. И наоборот. Фигура всегда на первом месте, фон – на втором. В редких случаях, например, в орнаментах, все части бывают одинаково важными.

Члены гештальта имеют разные ранги. Например, если смотреть на круг: 1-й ранг – это центр. А 2-й ранг – границы круга. А любая точка внутри круга – это уже 3-й ранг.

Каждый гештальт обладает центром тяжести, который еще называют «центром массы». Это середина, место соединения и скрепления, либо исходная точка как начало целого. Или направляющая, как острие стрелы.

Качество транспозитивности в этом направлении психологии — образ целого всегда остается, даже если все элементы видоизменились. Или наоборот, целое теряется, даже если все элементы сохранены. Например, картина Пикассо «Кот».

Закон прегнантности – завершенность гештальта, приобретение равновесия, «хорошей формы». К свойствам прегнантности относят отчетливо выраженные и замкнутые границы, внутреннюю структуру, симметричность.

Понятие «хорошего» гештальта провозгласил представитель школы гештальтпсихологии Метцгер в 1941 году. Он утверждал, что сознание предрасположено к тому, чтобы из всех данных воспринимать самые простые, замкнутые, эстетичные, единые элементы, которые включаются в пространственную ось.

Группирование гештальтов осуществляется с помощью следующих факторов:

  • фактор близости;
  • фактор общей судьбы;
  • фактор продолжения;
  • фактор сходства.

Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко

Главные объекты феноменального поля – это фон и фигура. Часть информации, которую мы воспринимаем, является четкой, наполненной смыслом. В то время как другая ее часть «в тумане», лишь смутно присутствует в сознании индивида.

Головной мозг, когда смотрит на фигуру, всегда реагирует более остро и четко. А фон воспринимается второстепенно, он визуально отодвинут назад. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона.

Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами. Поэтому вполне реально явление обратимой фигуры, когда фигура и фон меняются местами.

Константность, стойкость восприятия

Закон восприятия утверждает, что целостность образа не меняется при смене сенсорных элементов. Человек воспринимает мир стабильным, несмотря на то, что постоянно меняет положение своего тела в пространстве.

Константность формы– форма объекта, которую мы воспринимаем, постоянна. Даже при изменении формы на сетчатке человека. Например, если взглянуть на страницу книги сначала прямо, а потом под углом – восприятие ее формы останется таким же.

Константность размера – объект остается постоянным, независимо от изменений на сетчатке. Восприятие человеком элементарных объектов кажется нам врожденным, естественным. В реальности оно формируется в детстве, благодаря накоплению жизненного опыта.

Константность яркости – человек воспринимает яркость предмета постоянно, независимо от измененных внешних условий.

Теория и основные понятия гештальтпсихологии

Основа гештальтпсихологии и гештальттерапии заключается в следующих понятиях:

  • Гештальты. Среда и индивид объединяются в структурное целое или в гештальт. Его еще называют «феноменальным полем». Организм образует среду, а среда всегда действует на организм человека. Например, известно, что общество и социум влияет на поведение человека, но если человек осознанно изменит свое поведение и будет его контролировать, то окружение тоже изменит свое поведение.
  • Фигура на фоне – это взаимодействие одно из основных в этом течении психологии. Поведение каждого управляется созданием и разрушением гештальтов. Если организм здоров, то этот контроль осуществляется за счет саморегуляции. Поведение зависит от способности человека жить в настоящем и воспринимать реальное время. Незавершенные гештальты часто приводят к невротическим расстройствам, депрессии или апатии. А адекватное взаимодействие с объектами желаний - к удовлетворению и закрытию гештальтов.
  • Понятие целостности. Человек – это уникальное био-социо-психологическое существо. Любые попытки разделить индивида на составляющие считаются неестественными. Например, разделение на разум, душу и тело.

Чтобы полностью разобраться, что такое гештальтпсихология, необходимо познакомится с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живи в настоящем. Будь теперь.
  2. Опыт – это реальности. Не фантазируй о своей жизни.
  3. Взаимодействуй только с теми вещами, которые есть в наличии.
  4. Чувства, которые вы испытываете, нужно выражать. Не стоит манипулировать, искать оправдания.
  5. Не стоит много рассуждать. Делай и наблюдай.
  6. Не создавай кумиров. Поступай так, как считаешь правильным и эффективным.
  7. Проблемы и боль принимай наравне с радостью, удовольствием.
  8. Оставайся собой всегда, в любых обстоятельствах.
  9. Бери ответственность за все свои реакции.

Скорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.

В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции, стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».

Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.

Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.

Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.

Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.

psiho.guru

Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, методы и характеристики

Гештальтпсихология является направлением в психологии, которые возникло в Германии. Она позволяет изучить и понять психику с точки зрения целостных структур, которые первичны по отношению к определенным компонентам.

Данная статья позволит понять, что такое теория гештальтпсихологии и кто является ее представителями. Далее будут рассмотрены такие моменты, как история возникновения этого направления психологии, а также какие принципы заложены в его основу.

Определения и понятия

Прежде чем рассмотреть идеи и принципы, необходимо дать определение основным понятиям гештальтпсихологии. Это психологическое направление, которое нацелено на объяснение восприятия, мышления и личности в целом.

Данное направление построено на гештальтах – формах организации, которая создает целостность психологических явлений. Другими словами, гештальт – это некая структура, обладающая целостными качествами, в отличие от суммы своих составляющих. К примеру, портрет или фотография определенного человека включает в себя набор определенных элементов, однако другие люди воспринимают образ в совокупности (при этом в каждом отдельном случае он воспринимается по-разному).

История возникновения данного психологического направления

История развития направления гештальтпсихологии берет свое начало в 1912 году, когда Макс Вертгеймер выпустил свою первую научную работу на данную тематику. Этот труд основывался на том, что Вертгеймер поставил под сомнение общепринятое представление о наличии отдельно существующих элементов в процессе восприятия чего-либо. Благодаря этому 20-е годы вошли в историю как период развития школы гештальтпсихологии. Основные личности, которые фигурировали в зарождении данного направления:

  1. Макс Вертгеймер.
  2. Курт Коффка.
  3. Вольфганг Келер.
  4. Курт Левин.

Эти ученые внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. Однако подробнее об этих представителях гештальтпсихологии будет рассказано немного позже. Эти люди ставили перед собой сложную задачу. Первые и основные представители гештальтпсихологии являлись теми, кто хотел перенести физические законы на психологические явления.

Принципы данного психологического направления

Представители гештальтпсихологии установили, что единство восприятия, а также его упорядоченность достигаются на основании следующих принципов:

  1. Близость (стимулы, которые имеют близкое расположение, имеют тенденцию восприниматься не в отдельности, а совокупно).
  2. Схожесть (стимулы, имеющие похожий размер, форму цвет или же очертание, восприниматься совокупно).
  3. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).
  4. Замкнутость (описывает тенденцию завершать какую-либо фигуру так, что она приобретает целостную форму).
  5. Смежность (близкое положение стимулов во времени и пространстве).
  6. Общая зона (принципы гештальта формируют повседневное восприятие так же, как и прошлый опыт).
  7. Принцип фигуры и фона (все, что наделяется смыслом, выступает в роли фигуры, которая имеет менее структурированный фон).

Руководствуясь данными принципами, представители гештальтпсихологии смогли определить основные положения данного направления психологии.

Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:

  1. Все процессы психологии – это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней. Исходя из этого предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
  2. Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия – это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.

Основополагающие идеи гештальтпсихологии

Представители данной школы определили такие основные идеи данного направления психологии:

  1. Сознание – это целостное и динамическое поле, в котором все его точки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  2. Создание анализируется при помощи гештальтов.
  3. Гештальт – целостная структура.
  4. Гештальты исследуются путем объективного наблюдения и описания содержаний восприятия.
  5. Ощущения не являются основой восприятия, так как первое не может существовать физически.
  6. Основной психический процесс – это зрительное восприятие, которое определяет развитость психики и подчинено своим закономерностям.
  7. Мышление – это процесс, который не формируется на основании опыта.
  8. Мышление является процессом решения определенных задач, который осуществляется через «инсайт».

Определив, что это за направление в психологии, а также разобравшись в его основах, следует более подробнее описать, кто является представителями гештальтпсихологии, а также какой вклад они внесли в развитие этой научной области.

Макс Вертгеймер

Как уже отмечалось ранее, Макс Вертгеймер является основоположником гештальтпсихологии. Родился ученый в Чехии, однако свою научную деятельность он вел в Германии.

Согласно историческим данным, Макса Вертгеймера во время отдыха посетила мысль провести эксперимент для того чтобы понять, почему человек может видеть движение определенного предмета в тот момент, когда в действительности оно отсутствует. Сойдя на перроне Франкфурта, Вертгеймер приобрел самый обычный игрушечный стробоскоп с целью провести эксперимент прямо в отеле. Уже спустя некоторое время ученый продолжил свои наблюдения в более официальной обстановке во Франкфуртском университете.

В целом данные исследования были направлены на изучение восприятия движения предметов, которого не происходит на самом деле. В ходе эксперимента ученый использовал термин «впечатление движения». При помощи такого прибора, как тахистоскоп, Макс Вертгеймер пропускал луч света через небольшие отверстия игрушки (одна прорезь игрушки располагалась вертикально, а вторая имела отклонения от первой на двадцать - тридцать градусов).

В процессе исследования луч света пропускали через первую прорезь, а потом через вторую. Когда свет проходил через вторую щель, то интервал времени увеличивали до двухсот миллисекунд. В этом случае участники эксперимента наблюдали, как свет появляется сначала в первой, а в последующем и во второй щели. Однако если временной промежуток освещения второй прорези сокращали, то создавалось впечатление, что обе щелочки освещены постоянно. А при освещении второй прорези на протяжении 60 миллисекунд казалось, что свет постоянно перемещается от одной прорези ко второй, а затем возвращается обратно.

Ученый убедился, что такое явление по-своему является элементарным, но в то же время представляет нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. В последующем Макс Вертгеймер дал этому явлению название «фи-феномен».

Многие пытались опровергнуть результаты этого эксперимента. В частности, теория Вундта подтверждала, что должно было создаваться восприятие двух световых полосок, находящихся по соседству, но при этом ничего более. Однако насколько бы строго ни проводилась интроспекция в эксперименте Вертхеймера, полоска продолжала двигаться, и объяснить это явление при помощи имеющихся теоретических позиций никак не удавалось. В данном эксперименте целым являлось движение световой линии, а суммой составляющих элементов – две неподвижные линии света.

Опыт Вертхеймера бросил вызов привычной атомистической ассоцианистской психологии. Результаты эксперимента были опубликованы в 1912 году. Так было положено начало гештальтпсихологии.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

Вольфганг Келер (Келлер)

Гештальтпсихология как научная область многим обязана этому ученому, так как он написал множество книг, которые стали основой теории, и провел несколько удивительных экспериментов. Келер был уверен, что физика как наука должна иметь определенную связь с психологией.

В 1913 году Келер отправился на Канарские острова, где он изучал поведение шимпанзе. В одном из экспериментов ученый помещал банан для животных за пределы клетки. Фрукт был обвязан веревкой, и шимпанзе легко решал эту задачу – животное просто тянуло за веревку и приближало к себе угощение. Келер сделал вывод, что это простая задача для животного, и усложнил ее. Ученый протянул к банану несколько веревок, и шимпанзе не знал, какая из них ведет к угощению, поэтому чаще ошибался. Келер сделал вывод, что решение животного в этой ситуации является неосознанным.

Ход другого эксперимента был немного другим. Банан помещали все так же за пределами клетки, а между ними клали палку (напротив банана). В этом случае животное воспринимало все предметы как элементы одной ситуации и с легкостью пододвигало к себе лакомство. Однако когда палка лежала в другом конце клетки, шимпанзе не воспринимало предметы как элементы одной ситуации.

Третий эксперимент проводился в похожих условиях. Точно так же банан помещался вне клетки на недоступном расстоянии, а обезьяне давали в руки две палки, которые были слишком короткими, чтобы достать фрукт. Для решения задачи животному было необходимо вставить одну палку в другую и достать угощение.

Суть всех этих экспериментов сводилась к одному – сравнить результаты восприятия объектов в различных ситуациях. Все эти примеры, точно так же, как и эксперимент Макса Вертгеймера со светом, доказали, что перцептивный опыт имеет качество целостности (законченности), чего не имеют его составляющие. Другими словами, перцепция – это гештальт, а попытка разложить его на составляющие оканчивается неудачей.

Исследования дали понять Келеру, что животные решали поставленные задачи либо путем проб и ошибок, либо при помощи внезапного осознания. Таким образом был сформирован вывод – объекты, лежащие в поле одного восприятия и не связанные между собой, при решении задач соединяются в общую структуру, осознание которой помогает решить проблему.

Курт Левин

Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние – чувства, внешние - восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».

Левин утверждал, что личность – это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.

Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия

В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.

Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.

При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.

Заключение

Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.

Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.

Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.

fb.ru

гештальтпсихология - это... Что такое гештальтпсихология?

   ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (с. 143)

   17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И.Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого». Эта идея, сама по себе не новая, даже древняя, легла в основу научного направления, весьма влиятельного в мировой, особенно европейской психологии первой трети нашего века. Впоследствии научная школа распалась, и интерес к гештальттеории угас. Однако по сей день идеи гештальтпсихологии продолжают оказывать косвенное влияние на многие научные школы и направления, и сам термин «гештальт» отнюдь не списан в архив и постоянно употребляется в разном контексте.

   Слово «гештальт» - немецкое, приблизительно переводится как «структура», однако точных эквивалентов ни в одном европейском языке не имеет, а потому прямо заимствуется из немецкого. Впервые его ввел в научный лексикон Х.Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890), посвященной исследованию восприятия. Эренфельс выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

   История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась Берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Келер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа гештальтпсихологии сформировалась также в Граце (Австрия).

   20-е гг. ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие. Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры - фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля - закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

   Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным - восприятие целого или элементов. Птица дрессировалась на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Птица продолжала выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

   В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. С чисто описательной точки зрения, для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия. Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.

   В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе. По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образовании все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом. На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

   В том же, 1921 г. Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925). В 1926 г. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование побуждений и волевых актов. Эта работа имела принципиальное значение: гештальтпсихология приступила к изучению наиболее трудно поддающихся экспериментированию областей. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. Келер прочел курс лекций в Америке, впоследствии изданный в виде книги «Гештальтпсихология». Эта книга представляет систематическое и, наверное, лучшее изложение данной теории.

   Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. Заметным исключением можно назвать лишь выход в 1945 г. (кстати, тоже в декабре - 19-го числа) незавершенной работы Вертгеймера (умершего в 1943 г.) «Продуктивное мышление» (в переводе на русский язык эта классическая работа увидела свет в 1987 г.). В ней автором описаны интересные эксперименты, проводившиеся над детьми.

   Для аргументации своих выводов Вертгеймер использовал также личные воспоминания о беседах с Эйнштейном (их лекции порой проходили в соседних аудиториях). Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является «инсайтным», а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики школьного обучения. В основе этой практики лежала одна из двух ложных концепций мышления - либо ассоцианистская (обучение строится на упрочении связей между элементами), либо формально-логическая. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. Вертгеймер, в частности, подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Он стремился выяснить психологическую сторону умственных операций (отличных от логических). Она описывалась в традиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка», «центрирование» и т.п. Детерминанты этих преобразований оставались невыясненными.

   Книга Вертгеймера фактически была последним «громким залпом» гештальтпсихологии. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа New Look), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф.Хайдер) и др.    Понятие «гештальт» и поныне употребляется психологами в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях. Например, заслуживает внимания рассмотрение здоровой, полноценной семьи как гештальта. Правда, такой подход сегодня не очень популярен. Многие «продвинутые» психологи и публицисты настаивают на введении вместо традиционного «Мы» прогрессивного «Я плюс Я». В такой модели семья предстает как даже не слияние, а сцепка двух Я, которые вполне автономны и самодостаточны (модное, хотя и чудовищное, если вдуматься, понятие!). Это тот самый партнерский брак, который с пеной у рта отстаивают многократно разведенные прогрессисты и который по сути дела представляет собой совместное предприятие по взаимопользованию. Когда один из партнеров хотя бы частично утрачивает «потребительские качества», он с необходимостью подлежит замене. Не в этой ли порочной идеологии лежат истоки реального кризиса современной семьи? Может быть, говоря о нормальной семье, следует вспомнить вышеупомянутый тезис, который Макс Вертгеймер провозгласил 75 лет назад...

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru


Смотрите также