Это что такое пророчество


Пророчество - это... Что такое Пророчество?

Пророчество — сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под пророчествами подразумевается высказывания, который упоминаются пророками, ясновидящими до момента наступления события. В отличие от футурологических прогнозов, которые предсказывают будущее с помощью логики, анализа событий и фактов и выводов на основании научных методов, пророчества связываются, в основном, со сверхъестественными откровениями и способностями.

Предсказания могут быть фальшивыми и правдивыми. К первой категории относятся сообщения, которые делаются чаще всего с целью преднамеренного обмана или наживы; ко второй — реальные сообщения, содержащие в себе информацию о предстоящих событиях.[источник не указан 53 дня]

Основная статья: Пророк

Пророк — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.

Самоисполняющееся пророчество

Основная статья: Самоисполняющееся пророчество

Самоисполняющееся пророчество — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.

Хотя мотивы самоисполняющегося пророчества можно проследить ещё в мифах Древней Греции и Индии, сам термин был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном.

Статья Мертона под названием «Самоисполняющееся пророчество» («The Self-Fulfilling Prophecy») вышла в журнале «Antioch Review» ещё летом 1948 года. Однако, термин в его сегодняшнем прочтении стал известен благодаря работе 1968 года «Социальная теория и социальная структура», ставшей для Мертона классической. Вот определение самоисполняющегося пророчества, которое он приводит в своей книге[1]:

Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.

Иными словами: предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Известные пророчества

Известны пророчества: Мерлина, Нострадамуса, Иринарха, С. Полоцкого, монаха Авеля, Я. В. Брюса, Эразма Дарвина, Е. П. Блаватской, Эдгара Кейси, Джейна Диксона, В. Г. Мессинга, Ванги и других.

Библейские пророчества

Основная статья: Библейские пророчества

Значительная часть Библии рассматривается в богословии как пророчества о событиях будущего или непосредственные откровения, полученные пророками от Бога. Значительная часть книг Библии рассматриваются как пророческие, в христианстве это книги так называемых «великих пророков» (книги Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила), книги «малых пророков» и книга Откровение.

Ленинское пророчество

Основная статья: Ленинское пророчество

Развалины аббатства Ленин

Ленинское пророчество — поддельный документ XIII века, приписываемый монаху Герману из Ленинского аббатства в местечке Клостер-Ленин в Бранденбурге, объявившийся в 1722 или 1723 году.

В «Пророчестве» оплакивается гибель дома Асканиев в Бранденбурге и возвышение Гогенцоллернов, из которых достоверно описан каждый правитель до Фридриха Вильгельма. До этого времени пророчество совпадает с действительностью; всё дальнейшее не имеет никакого сходства с совершившимися событиями.

См. также

  • Список дат конца света
  • Предвидение
  • Оракул
  • Откровение
  • Предсказание
  • Прогноз

Примечания

  1. ↑ Robert K. Merton, Social Theory and Social Structure, Free Press, 1968, p. 477, ISBN 0-02-921130-1.

  • Новый Библейский словарь: в 2 ч. — СПб. : Мирт, 1999—2001. — Ч.2: Библейские реалии. — 2001. — 1014 с.
  • Генри Гелей. Библейский справочник. СПб: Библия для всех. 2000 ISBN 5-7454-0509-0.
  • Новый Библейский словарь: в 2 ч. — СПб. : Мирт, 1999—2001. — Ч.1: Библейские персонажи. — 1999. — 440 с.
  • Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, B., [1968].
  • Eissfeldt О., The prophetic literature, в книга: The old testament and modern study, ed. by Н. Н. Rowbey, Oxf., [1961].
  • Heaton Е. W., The Old Testament Prophets, Harmondsworth, 1958.
  • Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. СПб, 1899.

dic.academic.ru

Что такое пророчество и кто такой пророк?

Пророчество — раскрытие воли Б-га и информация, переданная Им во время прямого, непосредственного обращения Б-га к человеку, а также особое состояние человека в момент получения пророчества. Пророчества — общения с Б-гом — удостаивались люди чрезвычайно высокого духовного уровня. Такого человека и называли пророком (на иврите — «нави»). Наряду с раскрытием через пророка воли Вс-вышнего, во время пророческого откровения Б-г может показать пророку будущее или объяснить причину тех или иных событий, скрытых от обычных людей. Самый высокий уровень пророчества достиг пророк Моисей (Моше): его пророчество обладало чистотой и ясностью. Пророчества других еврейских пророков, таких, как Йеошуа бин Нун (Иисус Навин), пророчица Двора, Шмуэль, Элияу, Ехезкель, Исайя (Иешаяу) и других — вошли в ТаНаХ в составе книг Пророков — Невиим, второго раздела ТаНаХа.

Пророчество раскрывает волю Б-га через выбранного Им пророка

В эпоху Первого Храма роль еврейских пророков была очень высока: через своих пророков Б-г открывал евреям Свою волю, призывал еврейский народ к соблюдению заповедей, к исправлению морально-нравственных устоев общества и к раскаянию. Пророки давали советы царям и военачальникам, предсказывали будущее. Существовали целые «школы пророков», где праведных и богобоязненных людей специально готовили к получению Б-жественного откровения. После разрушения Первого Храма, в связи с понижением духовного уровня последующих поколений, пророчество постепенно исчезло.

Оглавление

Пророчество книг ТаНаХа [↑]

Книги ТаНаХа возникли как результат пророческого откровения: появлению каждой из них предшествовало отдельное пророчество особого уровня. Например, Хумаш (Пятикнижие) был записан Моше (Моисеем) под влиянием пророчества наивысшего уровня.

Остальные книги в разделе Пророков (Невиим) обладают уровнем, который ниже, чем уровень пророчества в Хумаше. А книги Писаний — Ктувим — были записаны вследствие нисхождения на человека «руах а-кодеш» (духа святости) — наиболее низкого уровня пророчества (а по ряду мнений — мистического опыта, уровень которого ниже, чем пророчество).

Что такое пророчество? [↑]

То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама (Маймонида).

Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции. В эти основы обязан верить любой еврей.

Пророк Йона во чреве рыбы

И хотя в наши дни нет пророчества, и мы далеки от истинного представления о том, что это такое — все же попробуем немного разобраться в этом вопросе, и выясним: пророчество — это особый подарок Вс-вышнего или следствие работы человека над собой, и для чего Вс-вышний посылает пророка, а также можно ли считать пророчество «чисто еврейским» явлением.

Рамхаль в третьей части своей книги «Дерех Ашем» («Путь Творца») объясняет, что пророчество — это особая связь, очень тесный контакт человека со Вс-вышним. Настолько тесный, что человек воспринимает этот контакт реалистично и осознанно, и у него не возникает ни малейшего сомнения в том, что он близок к Славе Творца, точно так же, как нет у человека сомнений при контакте с чем-то материальным. Главной ценностью пророчества является то, что человек, удостоившийся его, еще при жизни сможет постичь великие тайны о Вс-вышнем, о его качествах и путях.

Кроме того, знания и информация, которыми пророк будет наделен после обретения пророчества, кардинально отличаются от всех остальных знаний. Обычные знания берут свое начало от человеческого разума и ограничиваются возможностями человеческого восприятия и понимания, даже если эти возможности гениальны. Но знания, которыми наделяется пророк, берут свое начало извне, непосредственно от Вс-вышнего, и выходят за рамки природы и обычного понимания.

Уровни пророчества [↑]

Сказанное выше — это общее определение пророчества, но как у обычных людей, которые обладают естественными знаниями, существует разница между индивидуумами, так и в пророчестве различается множество уровней, и нет пророка, который был бы в точности подобен другому. А поскольку пророк не может с первого раза достичь высшего уровня, и должен постепенно расти и возвышаться после каждого откровения, получается, что и в пророчестве есть место опыту и навыкам. Поэтому в те давние времена, когда были пророки, существовали так называемые «школы пророков», в которых «начинающие» пророки учились у более опытных. Таким образом, пророки совершенствовались.

Важно знать, что исключительное место в пророческой иерархии занимает Моше Рабейну, которого Рамбам («Законы основ Торы» гл. 7 алаха 6) называет «отцом всех пророков». Чем отличался Моше от всех остальных, пророчествовавших после него и даже предшествовавших ему?

Пророк Элияу вызывает огонь с Небес

Говорит Рамхаль, что пророки могут получить пророчество лишь в том случае, когда их тело расслаблено, а основные чувства «отключаются», и они погружаются в сон, или, по крайней мере, в дремоту, тем самым освобождая разум от всех мыслей, которые могут помешать принятию пророческого видения. И лишь в таком состоянии они могут получить пророчество. Но у Моше все было совершенно по-другому. Чтобы «связаться» со Вс-вышним, ему не требовалось погружаться в сон: даже когда он бодрствовал, к нему приходило пророчество. Моше был единственным пророком, который в любой момент, по собственному желанию мог общаться с Творцом. Остальные пророки должны были ждать, что Вс-вышний им откроется, и этого могло вообще не произойти.

Есть еще очень важное отличие между Моше и остальными пророками, а именно: в случае с пророками Вс-вышний открывал им всегда исключительно то, что Сам пожелал, но Моше было дано право исследовать и постигать самую разную информацию, связанную с тайнами мироздания, как сказано в Торе: «Не так раб Мой, Моше. Во всем доме Моем доверенный он» (Бемидбар 12:7).

Кроме Моше можно выделить еще одного пророка, который принципиально отличается от остальных — это пророк Элияу (Илия). Его место в традиции уникально, ведь он до сих пор жив, как сказано в мидраше «Берешит Раба» (глава 21): «Элияу не испытал вкуса смерти». В трактате «Эрувин» (43б) сказано, что пророк Элияу откроется за день до прихода Машиаха и решит все сомнительные вопросы в законах Торы, которые даже в Талмуде остались нерешенными.

Как достичь пророческого уровня? [↑]

Рамбам в «Законах основ Торы» (гл. 7 алаха 1) подробно описывает, каким должен быть человек, чтобы удостоиться пророчества.

Прежде всего, он должен быть большим мудрецом. Его разум должен всегда брать верх над его злым началом и любыми плохими побуждениями, а логический анализ даже в самых сложных вопросах должен всегда приходить к правильным заключениям.

Это не единственные требования. «Кандидат» в пророки должен быть физически здоров, чтобы его тело и душа находились в состоянии гармонии. Ведь плохое самочувствие негативно отражается на настроении и восприятии человека, и это в свою очередь станет преградой для его связи со Вс-вышним.

И, наконец, он обязательно должен быть богат. Речь, разумеется, не идет об огромных капиталах — необходимо богатство, о котором написано в «Пиркей Авот» (гл. 4 алаха 1): «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью…», т. е. пророком может быть лишь тот, кто рад тому, что у него есть, и не скорбит о том, чего у него нет.

Согласно Рамбаму, если человек, обладающий всеми вышеперечисленными достоинствами, начнет углубляться в изучение мироздания и сущности Творца и сумеет правильно понять то, что изучит, и отдалится от мирских дел и погони за славой, почетом и материальным обогащением, и все его мысли всегда будут направлены на постижение мудрости Вс-вышнего и величия Творца через изучение Его творений, от самых простых и заканчивая высшими ангелами, — на такого человека сразу низойдет пророческий дар! И после этого человек мгновенно поймет и почувствует, что он уже не тот, кем был раньше, а находится на ступень выше всех остальных людей.

Определение истинного пророка [↑]

Как нам распознать, кто пророк, а кто лишь выдает себя за него? Когда Вс-вышний посылает нам пророка, чтобы он сообщил нам о чем-то, рассказал, как следует поступить, а как нет, этот пророк должен обязательно совершить знамение (о том, что подразумевается под знамением — чуть позже), как сказано в Иерусалимском Талмуде, (трактат «Санэдрин» гл. 11, мишна 6): «Если пророк совершил знамение — верим ему, если не совершил — нет». Но это вовсе не означает, что каждый человек, совершивший знамение, будет признан пророком — лишь тому, кто изначально был достоин получить пророчество, мы верим, что он посланник Б-жий, по итогам совершенного им знамения. А если этот человек не годился в пророки, будь то из-за недостатка знаний или недостойного поведения, то мы не должны верить ему даже в случае совершения им знамений.

Годы пророчества Шмуэля ознаменовали конец «эпохи Судей» и переход к «эпохе Царей»

Единственный пророк, который не нуждался в совершении знамений, и которому мы, тем не менее, верим, был Моше. Вы можете задать вопрос: а как же все те великие чудеса, связанные с Моше — разве это не знамения? Нет, потому что все эти чудеса совершались через Моше не для того, чтобы доказать истинность его пророчества, а просто потому, что в них нуждался еврейский народ: было необходимо уничтожить египтян — Моше рассек воды Красного моря, еврейский народ нуждался в еде — Моше спустил с Небес ман, и так все чудеса, совершенные через Моше, без исключения. Поэтому в пророчество Моше и в Тору, которую он получил, мы верим только благодаря Синайскому откровению, поскольку весь народ видел и слышал, что Вс-вышний обращается к Моше. Почему это так? Потому что если бы мы верили в пророчество Моше только из-за чудес, которые он совершил, то на каком-то историческом этапе могли бы возникнуть сомнения в том, что чудеса действительно имели место быть и достоверно изложены в Торе. Но поскольку весь народ присутствовал, видел и слышал, и потом непрерывно, из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась информацию о том, что евреи видели и слышали у горы Синай, то у нас не возникает вопросов об истинности пророчества Моше и записанной им Торы.

Именно поэтому любой человек, будь он евреем или представителем другого народа, который совершит знамение и заявит, что Вс-вышний послал его добавить какую-нибудь заповедь к Торе или, наоборот, убрать из нее что-нибудь, или что заповеди, которые записаны в Торе, были даны на некоторое ограниченное время, а не навсегда, и что есть другие, новые заповеди — такой человек, безо всяких сомнений, считается у нас лжепророком, и в отношении него сказала Тора, что он должен быть казнен удушением (Дварим 13:6).

Какие именно знамения должен совершить пророк, чтобы ему поверили?

Рамбам в «Законах об основах Торы» (гл. 10, алаха 1) пишет, что любой пророк, который придет проповедовать слово Творца, не должен совершать чудес, подобных тем, которые совершали Моше, Элияу и Элиша (Елисей) (рассечение моря, остановка Солнца и воскрешение мертвого соответственно), поскольку это были не просто знамения, а чудеса, выходящие далеко за рамки привычной природы. Все, что требуется от пророка в качестве подтверждения — предсказание будущего, после чего необходимо лишь дождаться того времени, о котором говорил пророк, чтобы убедиться, насколько исполнились его слова. Если предсказание в точности сбылось — значит, он пророк Б-жий, но если хоть одна деталь, даже самая незначительная, не осуществилась — значит, это лжепророк.

Есть еще одна возможность доказательства истинности пророка, не требующая совершения знамений. Если один пророк, который уже был проверен (выяснилось, что его предсказание полностью сбылось), сообщает нам, что некий-человек, который пришел к нам, тоже является пророком — в таком случае мы обязаны верить и второму пророку. Именно так было в случае с Моше и Йеошуа, когда Моше представил Йеошуа народу как пророка, и тому не пришлось совершать знамения.

Рамбам пишет, что тот факт, что мы на протяжении всей нашей истории сталкивались (и продолжаем сталкиваться) с различными людьми, которые предсказывали будущее, и их предсказания сбывались — вовсе не означает, что эти люди обладали пророческим даром. Во всех случаях предсказания сбывались лишь в общих чертах, многое из слов предсказателей не реализовывалось на практике. Следовательно, эти люди являлись не пророками, а колдунами, которые умели использовать «силы нечистоты», или же они просто шарлатаны, которым удавалось увлечь за собой толпу.

Однако в случае, когда пророк дает нам знамение и сообщает о каком-то наказании или несчастье, независимо от того, предназначено оно всему народу или отдельному человеку, мы не будем считать его лжепророком, если пророчество не сбудется. Потому что вполне вероятно, что Вс-вышний, на самом деле, намеревался реализовать замысел, о котором сообщил пророк, но люди раскаялись, и Вс-вышний их помиловал. Именно так было в случае с пророком Йоной, которого Б-г послал в город Нинве, сообщить о том, что город будет уничтожен, но жители раскаялись и Вс-вышний их простил.

А если пророк оповещал нас о благе, которое Творец намеревается сделать, и оно не сбывается — значит, он лжепророк.

Пророчество у народов мира [↑]

Сама Тора называет нам имя лишь одного не-еврейского пророка — Билама, который намеревался проклясть еврейский народ после выхода из Египта, но в последствии был вынужден благословить его.

Наши мудрецы объясняют, зачем Вс-вышнему, заключившему союз с народом Израиля, понадобился нееврейский пророк: он был нужен для того, чтобы народы мира не могли предъявить претензию Вс-вышнему, что если бы у них был такой пророк, как Моше, то они тоже шли бы путем истины и добра. Больше таких пророков, как Билам, у народов мира не было.

Конец пророчества [↑]

Последней книгой раздела Невиим является «Книга Малахи». Соответственно, составитель этой книги и был последним пророком — или, во всяком случае, одним из последних (не все пророки писали книги).

Пророчество может осуществляться через Б-жественный Дух, через специально сотворенный Божественный голос и через ангелов.

Кем он был — нам достоверно не известно, в трактате «Мегила» (15а) есть спор между мудрецами: одни утверждают, что это Мордехай, который после событий Пурима, описанных в «Свитке Эстер», вывел еврейский народ из Вавилона. Есть мнение, что это Эзра а-Софер, а также мнение, что Малахи — настоящее имя этого пророка. Одно мы можем сказать точно: это был пророк, который вывел еврейский народ из Вавилона, привел в Иерусалим и восстановил служение в Храме.

Безусловно, когда у нас были пророки, жизнь была другой, и можно с уверенностью сказать, что в чем-то она была намного проще. Если у человека возникал вопрос, он всегда мог обратиться к пророку и получить правильный ответ. Пророк был живым доказательством того, что Вс-вышний находится среди нас и «занимается» нами.

Это постоянно подталкивало еврейский народ к исправлению, к достойному поведению и Б-гобоязненности, хотя во многих случаях слова пророков игнорировались, в результате чего был разрушен Храм и пророки исчезли из нашей среды.

И теперь мы можем лишь изучать то, что было записано и оставлено для поколений, живущих во тьме, и надеяться, что когда будет отстроен Храм к нам вернутся пророки и возобновится особая, пророческая связь со Вс-вышним, которая была в те давние времена.

Page 2

Малки Рав, из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме»

Достичь способности разделить с другим его ношу может лишь тот, кто долго учился проявлять любовь к людям в своих мыслях и поступках

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Суть всего — трепет перед Б-гом и исполнение Его заповедей, а потому это — суть и венец всего моего наставления

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мудрость человек должен приобретать, как и богатство. Поэтому мудрецом на святом языке называется «тот, кто приобрел мудрость»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Отрывок о рыжей корове требует глубочайшего постижения, и раби Элиэзер был на него способен. Поэтому мидраш и объясняет, что раби Элиэзер начал говорить о ней первым и сказал, что она должна быть двухлетней.

Рав Уриэль Зильбигер, из цикла «В гармонии с природой»

Мы должны испытывать и выражать свою благодарность не только в особых случаях, скажем, по поводу щедрого подарка в день рождения, но и по поводу мелких услуг в быту и привычной помощи в повседневной жизни.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Раб, господин которого владеет лишь плодами его труда, не называется приобретением господина. Причина: не все его стороны и свойства находятся во власти господина

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Тора позволяет человеку в этом мире жить жизнью, подобной жизни в мире Будущем. Так жили Авраам, Ицхак и Яаков.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Тора в наибольшей степени является чистым разумом и мудростью, не обладая никакими телесными свойствами. Достичь уровня бестелесной духовности человек может, лишь уменьшив телесность; а это достигается через страдания.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Не стремись к царским столам, ибо твой стол богаче их. Мишна дает нам три наставления.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Если человек старается стать ближе к правителю и тщательно исполнять его волю, тот вознесет и возвысит его. И наоборот: если человек будет преступать волю великого правителя, тот низринет его.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Три этапа — Писание, Мишна и Талмуд — не являются совершенно независимыми, как все остальные этапы человеческой жизни. Писание помогает изучению Мишны, а Мишна — изучению Талмуда.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Общность состоит из отдельных людей. Если человек удостоил заслугой многих, заслуги многих связываются с ним, а если он вводит в грех многих — грех многих связывается с ним

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Путь Торы состоит в том, чтобы умерщвлять себя ради возможности заниматься ее изучением. Однако если человек богат и не принужден довольствоваться хлебом с солью, а ест мясо, — пусть это и не путь Торы, но что ему остается делать?

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Всякий, кто занимается Торой ради нее самой, удостаивается многого. Более того, ему подобает владеть всем миром.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Стыдливый обладает качеством простоты и цельности, поскольку никуда не сдвигается от положения равновесия, в отличие от наглого, дерзость которого уводит его от равновесия.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Общность состоит из отдельных людей. Если человек удостоил заслугой многих, заслуги многих связываются с ним, а если он вводит в грех многих — грех многих связывается с ним

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Тот, кто научился у своего товарища одной главе или даже одной букве Торы, должен оказывать ему знаки уважения.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Согласно мнению мудрецов, человек стоит выше Небес и всех их воинств. Именно поэтому они сказали, что «Б-г творил мир, сверяясь с Торой».

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Смысл призыва «Будь дерзок, как тигр, и легок, как орел, быстроног, как олень, и мощен, как лев, исполняя волю своего Отца, Который на Небесах»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Б-г поддерживает спор, ведущийся во имя Небес. Каков спор во имя Небес? Это спор Шамая и Гилеля.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Ничем не обусловленная любовь не исчезает никогда, поскольку представляет собой единство. Cпор, ведущийся во имя Небес, в конце концов, сохранится.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Иногда человек не жаден, но завистлив. Он завидует тогда, когда кто-то другой пользуется его деньгами.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Тот, кто принимает от других, стоит на уровне материи, поскольку принимает именно материя. Человек, небрежно относящийся к имуществу других, способен обокрасть и бедняка.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Когда мишна говорит о семи отдельных преступлениях, она имеет в виду ситуации, когда евреи оставляют путь Торы. Голод, голод бунта и смертный голод считаются тремя разными наказаниями

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Проступки евреев названы испытаниями из-за того, что они испытывали Б-га. Например, поклоняясь тельцу, они говорили: «Если Б-г не накажет нас, значит, это правильный поступок»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Б-г испытывает праведника, чтобы его праведность воплотилась на практике. Испытание имеет три смысла.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мир сотворен Десятью речениями. Разница между произнесением отдельного звука и слова.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Раби Йоханан Асандлар говорит: «Такое собрание, которое собралось во имя Небес, в конце концов, устоит; такое же, что собралось не во имя Небес, в конце концов, не устоит»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Отношение к нам самим зависит от того, как мы относимся к Торе. Богачи Вавилона обладали важной заслугой, уважая Тору и поддерживая ее изучение.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Грешник оскверняет Имя Всевышнего. Тем более, когда этим грешником является мудрец.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Творцу неугодны ни поведение человека, зацикленного на материальном мире, ни служение его собрата, который уверен, что мир исчерпывается духовным. Б-г бестелесен, но ему нужны животные, приносимые в жертву.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Тора является необходимым условием полноценной жизни еврея. Поэтому нельзя отвлекаться во время ее изучения.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Подчинение своей воли воле Творца — главное условие для того, чтобы молитвы еврея были приняты. Если кем-нибудь довольны другие люди, им доволен и Б-г.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Человек, который отдаляется от чего-нибудь, демонстрирует приверженность к его полной противоположности. Духовное продвижение требует интенсивной работы, безделье чревато падением.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Десять евреев, которые молятся и изучают Тору — это не просто группа людей. Среди них незримо присутствует Б-жественная Шхина. Мистический смысл числа 10 в иудаизме.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Отдельные части этого мира остались без защиты Б-га. Это было сделано преднамеренно, и поэтому тот, кто выходит за пределы охраняемых областей, рискует.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

В старых молитвенниках встречаются молитвы за здравие императоров, герцогов и султанов. Истоки этих текстов — в постановлении рабби Ханины. Почему надо молиться за благополучие власть предержащих?

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Если человек отвлечется от изучения Торы, он будет считаться законченным грешником. Все помыслы еврея должны быть устремлены к Небесам.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Совершенство достигается в трех областях — в отношениях с другими людьми, в отношениях со Всевышним и собственное, внутреннее совершенство. Правильный вектор в отношениях с другими достигается через уважение к чужому имуществу.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Прием пищи — это не только физиологический процесс, но и очередная возможность поблагодарить Б-га за пропитание. Во время трапезы следует упоминать слова Торы.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши мудрецы требовали, чтобы люди не только изучали Тору, но и черпали знания, необходимые для опровержения ложных мнений атеистов. Нельзя позволить неправде существовать, поскольку она может уничтожить правду.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Преждевременный уход из этого мира может быть вызван комплексом отрицательных качеств. Мудрецы подробно объясняют, почему каждое из них обладает столь сильным эффектом.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Знания еврейских законов переходили по цепочке. Один из тех, кто получил необходимую информацию от своих учителей, — рабан Йоханан. Он известен афоризмами, касающимися изучения Торы.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Б-гобоязненность является прерогативой ученых людей. Неуч не может по-настоящему скрупулезно исполнять заповеди и остерегаться греха. Слово «бур» указывается на духовную пустоту такого человека.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

С одной стороны, рабан Гамлиэль рекомендует сочетать изучение Торы с ремеслом. С другой, немало мудрецов Талмуда посвящали свою жизнь одной лишь Торе. Что же имел в виду рабан Гамлиэль?

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Есть целый ряд качеств, которые должен перенять каждый еврей. Одно из них — добрый глаз, то есть, щедрость. Она проявляется не только в финансовых отношениях, но и в общем видении окружающего мира.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мудрец Гилель, известный своим правилом «Не делай другим то, что тебе самому неприятно», сформулировал очередную закономерность. Судьба человека в этом мире напрямую зависит от его отношения к другим людям.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Власти являются противоположностью общине. Если они приближают к себе людей, это делается совершенно не из-за дружеских отношений. Не следует также льстить власть имущим.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши мудрецы указывают на необходимость иметь раввина для постоянных консультаций. Любая неопределенность в религиозной сфере требует компетентного к ней подхода.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Пропитание и общественное положение нам дарует Всевышний. Поэтому тот, кто вознесся высоко и считает происходящее с ним собственным достижением, лишается Б-жественной жизненной энергии.

Рав Реувен Пятигорский, из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трепет перед Б-гом, умение отвечать за свои слова, а также уступчивость являются крайне важными качествами. Гилель и Шамай не только заповедали нам эти качества, но и личным примером демонстрировали их применение.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мир между людьми не наступает самостоятельно. К такому состоянию надо активно стремиться. Промедление может привести к ситуации, подобной той, что была у Каина и Авеля.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Высокое положение в обществе или ответственная должность чреваты завистью окружающих. Наши мудрецы учат, как надо вести себя, чтобы отличать главное (счастье в жизни) от второстепенного (звания и награды).

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Нельзя полагаться на собственный интеллект, а также огульно критиковать людей. Трактат «Поучения отцов» декларирует принципы еврейского поведения.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мудрецы объясняют, что человек не должен довольствоваться нынешним духовным уровнем. Если мы не будем совершенствоваться, за нас это не сделает никто.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мудрецы должны быть внимательны к тому, что они произносят. Любая неточность может повлечь за собой нарушение законов Торы.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

«Был бы человек — а дело найдется», говорили в СССР. В иудаизме подход к судопроизводству принципиально иной. Не каждому свидетелю верят, не все показания считаются истиной в последней инстации.

Маараль из Праги, из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Составители и авторы трактата «Поучения отцов» принимали во внимание все стороны повседневного быта. Они понимали, что мимолетная беседа с чужой женой чревата неприятностями. Язык мой — враг мой...

toldot.ru

пророчество - это... Что такое пророчество?

  • Пророчество — Пророчество  сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под… …   Википедия

  • пророчество — См …   Словарь синонимов

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчества, ср. (книжн.). 1. Предсказание, признаваемое в различных религиях за откровение богов. 2. Предсказание, предвидение. Чудесное пророчество есть сказка. «Но научное пророчество есть факт.» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчить и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пророчество —   , а, ср. Высок.   == [Замечательное] Ленинское (В.И.Ленина) пророчество. патет.   ◘ Можно смело утверждать, что сегодня ленинское пророчество сбылось. РЯНШ, 1986, № 3, 29. Замечательное пророчество В.И.Ленина сбылось. Шкаратан, Ваксер, 155 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Пророчество — (Невуа)    Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое пророчеством . Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: И не… …   Энциклопедия иудаизма

  • Пророчество — сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Пророчество — (богословское понимание его). В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • пророчество — прор’очество предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

bible_dic_ru.academic.ru

ПРОРОЧЕСТВО - это... Что такое ПРОРОЧЕСТВО?

  • Пророчество — Пророчество  сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под… …   Википедия

  • пророчество — См …   Словарь синонимов

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчить и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пророчество —   , а, ср. Высок.   == [Замечательное] Ленинское (В.И.Ленина) пророчество. патет.   ◘ Можно смело утверждать, что сегодня ленинское пророчество сбылось. РЯНШ, 1986, № 3, 29. Замечательное пророчество В.И.Ленина сбылось. Шкаратан, Ваксер, 155 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Пророчество — (Невуа)    Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое пророчеством . Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: И не… …   Энциклопедия иудаизма

  • Пророчество — сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Пророчество — (богословское понимание его). В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • пророчество — прор’очество предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

dic.academic.ru

пророчество - это... Что такое пророчество?

  • Пророчество — Пророчество  сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под… …   Википедия

  • пророчество — См …   Словарь синонимов

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчества, ср. (книжн.). 1. Предсказание, признаваемое в различных религиях за откровение богов. 2. Предсказание, предвидение. Чудесное пророчество есть сказка. «Но научное пророчество есть факт.» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчить и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пророчество —   , а, ср. Высок.   == [Замечательное] Ленинское (В.И.Ленина) пророчество. патет.   ◘ Можно смело утверждать, что сегодня ленинское пророчество сбылось. РЯНШ, 1986, № 3, 29. Замечательное пророчество В.И.Ленина сбылось. Шкаратан, Ваксер, 155 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Пророчество — (Невуа)    Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое пророчеством . Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: И не… …   Энциклопедия иудаизма

  • Пророчество — сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Пророчество — (богословское понимание его). В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

dic.academic.ru

пророчество - это... Что такое пророчество?

  • Пророчество — Пророчество  сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под… …   Википедия

  • пророчество — См …   Словарь синонимов

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчества, ср. (книжн.). 1. Предсказание, признаваемое в различных религиях за откровение богов. 2. Предсказание, предвидение. Чудесное пророчество есть сказка. «Но научное пророчество есть факт.» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчить и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пророчество —   , а, ср. Высок.   == [Замечательное] Ленинское (В.И.Ленина) пророчество. патет.   ◘ Можно смело утверждать, что сегодня ленинское пророчество сбылось. РЯНШ, 1986, № 3, 29. Замечательное пророчество В.И.Ленина сбылось. Шкаратан, Ваксер, 155 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Пророчество — (Невуа)    Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое пророчеством . Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: И не… …   Энциклопедия иудаизма

  • Пророчество — сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Пророчество — (богословское понимание его). В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • пророчество — прор’очество предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

dic.academic.ru


Смотрите также