Гиперкинетический синдром у детей что это такое


Гиперкинетический синдром: причины, признаки, диагностика, лечение

Содержание:

Гиперкинетический синдром — проявление различных психоневрологических заболеваний, которое характеризуется непроизвольными движениями, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. По МКБ-10 синдром имеет код F90.

Название патологии в переводе с латинского языка означает «сверхдвижение». Двигательная гиперактивность известна со времен средневековья. Клинические признаки синдрома упоминались в произведениях тех времен, но не были определены соответствующие им патологические изменения в мозговой ткани. Гиперкинезы в средние века считали неврологическими расстройствами. Современные ученые выявили тесную взаимосвязь недуга с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге и изучили патогенетические основы формирования двигательных расстройств.

Патология не имеет четких ограничений относительно возраста и пола. Синдром встречается преимущественно у детей школьного возраста, причем у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Больные рассеяны, невнимательны и непоседливы. Движения возникают против их воли вновь и вновь. Они совершают импульсивные поступки и раздражаются по пустякам, что приводит к неуспеваемости в школе и негативно влияет на социализацию. Лица с гиперкинетическим синдромом часто становятся изгоями общества, не имеют друзей, не вливаются в коллектив.

Клинико-морфологические формы синдрома:

  • Тики – внезапные кратковременные стереотипии, вызванные спонтанным мышечным сокращением, которое не поддается контролю и влиянию;
  • Миоклонии — непродолжительное, судорожное, повторное подергивание крупных групп мышц;
  • Хорея – беспорядочные, отрывистые, нерегулярные движения, напоминающие нормальную мимику и жесты, но отличающиеся от них по амплитуде и интенсивности;
  • Баллизм – крупноразмашистый гиперкинез, затрагивающий мышцы рук или ног;
  • Тремор — быстрые и ритмичные сокращения мышц конечностей или головы непроизвольного характера, возникающие в покое или при произвольном движении;
  • Миокимия – неосознанные и самопроизвольные сокращения мышц, обусловленные гипервозбудимостью спинного мозга;
  • Торсионный спазм – вращения или скручивания любой части тела, вызванные хаотичными мышечными сокращениями;
  • Лицевой спазм – клонические сокращения мимических мышц, иннервируемых лицевым нервом;
  • Акатизия — нарушение двигательной функциональности с постоянным чувством внутреннего беспокойства;
  • Атетоз — непроизвольные и непрерывные, замедленные и несогласованные червеобразные движения пальцев рук, ног, лица, туловища, языка с нарушениями речи.

Диагностика синдрома заключается в проведении электроэнцефалографии, электронейромиографии, томографии, дуплексного сканирования, биохимического исследования крови. Лечение патологии консервативное, индивидуально подобранное. Больным назначают медикаментозные средства из группы нейролептиков, холинолитиков, вальпроатов, бензодиазепинов. Прогноз патологии благоприятный при своевременном оказании медицинской помощи. В противном случае болезнь прогрессирует, развиваются серьезные осложнения, которые приводят к инвалидизации и тяжелым расстройствам психики.

Этиология и патогенез

Конкретные причины синдрома в настоящее время не определены. В основе патологии лежит нарушение нейромедиаторного обмена. Адреналин, серотонин, ацетилхолин и дофамин – сложные биологически активные вещества, отвечающие за информационные потоки между нервными клетками. Дефицит одних веществ и избыток других способствует нарушению высших и низших функций нервной системы, а также приводит к развитию гиперкинетического синдрома.

Эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие развитие синдрома:

  1. Эндокринопатии,
  2. Детский церебральный паралич,
  3. Врожденные патологии,
  4. Травматические повреждения,
  5. Метаболические расстройства,
  6. Токсины,
  7. Инфекция,
  8. Патология беременности,
  9. Сложные роды,
  10. Всплески эмоций, стрессы, нервное напряжение,
  11. Наследственная предрасположенность,
  12. Конституциональные особенности,
  13. Органическое поражение головного мозга,
  14. Дегенеративно-дистрофические процессы,
  15. Лечение некоторыми лекарствами.

Под воздействием перечисленных факторов происходит сбой в нейромедиаторной системе, которая обеспечивает взаимодействие подкорковых и интеграционных структур с мотонейронами спинного мозга. При этом нарушается регуляция произвольных движений. Дисфункция экстрапирамидальной системы обуславливает появление гиперкинезов за счет искажения нервных импульсов, идущих от двигательных ядер продолговатого мозга к одноименным нейронам спинного мозга, отвечающим за сокращение мышц. Именно так и возникают аномальные движения.

Классификация

Этиологическая классификация синдрома:

  • Первичный гиперкинез – результат генетически детерминированных идиопатических процессов в ЦНС.
  • Вторичный гиперкинез — проявление основного заболевания или травмы: ЧМТ, новообразования, алкоголизма, интоксикации, инфекционного энцефалита, дисциркуляторных нарушений, инсульта.
  • Психогенный гиперкинез — признак нарушения психики: истерии, невроза, психоза.

Классификация по типу возникновения:

  1. Спонтанный гиперкинез, возникающий внезапно и непроизвольно.
  2. Акционный гиперкинез, провоцируемый определенной позой или движением.
  3. Рефлекторный – синдром как реакция на внешние раздражители.
  4. Индуцированный — гиперкинез появляется по воле пациента и может им сдерживаться до определенного момента.

Классификация гиперкинезов по течению:

  • Постоянные – исчезающие только во сне,
  • Пароксизмальные – появляющиеся эпизодически и ограниченные по времени.

Гиперкинезы также бывают быстрыми и медленными, возникающими при локализации очага поражения в стволе мозга или подкорковых структурах.

Симптоматика

Клиническая картина заболевания отличается полиморфностью, различной степенью выраженности и распространенности симптомов.

Первые признаки патологии появляются в раннем детстве, а диагностируются несколько позже. У детей гиперкинетический синдром проявляется следующими начальными признаками:

  • Чрезмерной активностью,
  • Сильной возбудимостью,
  • Невнимательностью,
  • Нарушением когнитивных функций,
  • Нетерпеливостью,
  • Неуравновешенностью,
  • Неусидчивостью,
  • Беспокойством,
  • Постоянными движениями рук и ног.

Младенцы высокочувствительны к внешним раздражителям – шуму, свету, гипо- и гипертермии, смене привычной обстановки. Они чрезмерно подвижны не только в дневное время, но и по вечерам. Перед сном малыши сопротивляются пеленанию, плохо едят, долго не могут успокоиться. У них нарушается сон: он становится непродолжительным и прерывистым. Больные часто просыпаются из-за активных движений руками и ногами. Годовалые малыши обычно не сидят, не ползают, редко переворачиваются на живот. Они резко откидывают голову назад или вертят ею по сторонам. Руками они совершают быстрые и размашистые, червеобразные движения, часто вздрагивают и зажмуриваются.

Больных детей 4-5 лет беспокоят дерганья разных частей тела — сжимание ягодичных мышц, выкручивание в разные стороны рук и ног, открывание рта, а также вокализмы – покашливания, шмыганье носом, похрюкивание. Эти симптомы возникают внезапно, периодически учащаясь или ослабевая. Ночью они могут исчезать, но перед сном всегда обостряются. Для больных характерна Задержка речи и психоэмоционального развития с сохранением интеллекта. Такие дети не занимаются в детском саду сами и мешают другим. При попытке заставить их что-то делать, проявляют агрессию, бьют и кусают других детей, воспитателя. Больные дети не могут спокойно играть или проводить досуг. Они не концентрируют внимание и предпочитают двигательную активность.

Юноши и девушки в состоянии сдерживать себя. Усмиряя свое двигательное беспокойство хотя бы кратковременно, они начинают чувствовать внутренний дискомфорт, напряжение и тревогу.

Подросткам присущи следующие черты:

  1. Импульсивность,
  2. Нервность,
  3. Эмоциональность,
  4. Нетерпимость,
  5. Впечатлительность,
  6. Порывистость,
  7. Возбудимость,
  8. Экспансивность.

Больные постоянно прерывают разговор, перебивают собеседника, не могут выслушать его до конца. На вопросы отвечают резко и часто неадекватно, что связано с неспособностью слушать. Они ведут себя немотивированно, совершают неожиданные поступки — бегут, скачут, прерывают игру или беседу. Дети с патологией испытывают трудности в учебе: у них плохая память, почерк, нарушено звуковосприятие и речь. При этом интеллект не страдает. Для них характерна резкая смена настроения — от агрессии и протеста до тревоги и грусти. Нередко подавленность обусловлена внутрисемейными и межперсональными конфликтами.

Для гиперкинетического синдрома характерны необдуманные и неожиданные поступки больных. Они агрессивны, бестактны, грубы, склонны к нервным расстройствам. Больные плохо спят, у них отсутствует аппетит, и часто меняется настроение. С ними сложно общаться, поскольку их симпатии кратковременны, они не могут ждать, им необходимо получить все и сразу.

Клиническими признаками синдрома у взрослых являются:

  • Тики,
  • Тремор,
  • Подергивание лицевых мышц,
  • Хаотичные движения различных частей тела,
  • Нарушение жестикуляции,
  • Мимические расстройства,
  • Речевая дисфункция.

Двигательные акты, развивающиеся против воли пациента, являются насильственными. Интенсивность клинических признаков возрастает при ходьбе, письме, речевой активности, в состояниях психоэмоционального напряжения. Больные могут подавить их на короткое время.

При постановке диагноза необходимо учитывать возрастные особенности пациентов. Симптомами патологии, протекающей по кардиальному типу, являются: пульсация в голове и шее, тахикардия, гипертония. Гиперкинетический синдром с преобладанием гипотонии проявляется цефалгией, шумом в ушах, головокружением, заторможенностью, нарушением зрения, гипергидрозом.

Клинические проявления купируются к 20 годам, сначала постепенно ослабевая, а затем полностью исчезая. Сначала уходит избыточная подвижность, а затем расстройство внимания. При отсутствии лечения синдром может привести к появлению асоциального поведения, личностно-эмоциональных расстройств. Осложнениями патологии являются тяжелые психические расстройства, делающие из человека инвалида.

Видео: пример пациента с гиперкинезией

Диагностические процедуры

Диагностика гиперкинезов основывается на симптоматических данных, особенностях неврологического статуса, анамнезе и результатах обследования.

Обследование больных с гиперкинетическим синдромом начинают с врачебного осмотра. Неврологи определяют тип гиперкинеза, сопутствующие неврологические расстройства, нарушения психики, уровень интеллекта.

Инструментальный и лабораторные методы диагностики:

  1. ЭЭГ – оценка биоэлектрической активности головного мозга, позволяющая исключить эпилепсию.
  2. ЭНМГ проводится с целью обнаружения мышечной патологии с нарушением синаптической передачи.
  3. Томографическое исследование головного мозга — метод выявления органического поражения мозга, опухоли, ишемии, гематомы, воспаления.
  4. МРТ мозговых сосудов и дуплексное сканирование позволяют оценить мозговой кровоток.
  5. Церебральная ангиография — рентгенологическая визуализация сосудов головного мозга.
  6. ЭКГ — выявление признаков ишемии миокарда.
  7. Биохимическое исследование крови — определение гиперкинеза метаболического или токсического происхождения.
  8. Измерение артериального давления и пульса — показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы.
  9. Медико-генетическое консультирование проводится для определения наследственной предрасположенности к гиперкинезам.

Поскольку гиперкинетический синдром является проявлением различных психических и соматических патологий, необходимо провести все рекомендуемые мероприятия, чтобы выяснить этиологию гиперкинезии. После постановки диагноза пациенту назначают соответствующую терапию.

Видео: специалист о диагностике гиперкинезий

Общетерапевтические мероприятия

Лечение патологии консервативное, медикаментозное. Больным назначают следующие лекарства:

  • Препараты леводопы – «Синемет», «Тремонорм», «Дуэллин»;
  • Миорелаксанты – «Циклодол», «Баклофен», «Мидокалм»;
  • Противосудорожные средства – «Клоназепам», «Финлепсин»;
  • Симпатолитики – «Резерпин», «Норматенс»;
  • Диуретики – «Диакарб», «Лазикс»;
  • Антипсихотики – «Галоперидол», «Сонапакс», «Аминазин»;
  • Психостимуляторы – «Фенамин», «Эфедрин», «Катинон»;
  • Антидепрессанты – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Ниаламид»;
  • Нейропротекторы – «Церебролизин», «Ноотропил», «Фезам»;
  • Витамины – «Нейровитан», «Нейромультивит»;
  • Сосудистые средства – «Трентал», «Кавинтон», «Винпоцетин»;
  • Ноотропы – «Пирацетам», «Церебролизин», «Пантогам»;
  • Антигипоксанты – «Актовегин», «Циннаризин», «Кортексин»;
  • Седативные препараты – «Персен», «Тенотен».

Физиотерапия существенно улучшает прогноз патологии. Больным показана гидротерапия, ЛФК, иглорефлексотерапия, электрофорез. Гимнастика делает ребенка намного спокойнее и уравновешеннее, оказывая благоприятное воздействие на весь организм. Хорошим эффектом обладают общеукрепляющие процедуры — закаливание, ванны, обтирания, массаж.

Кроме медикаментозного воздействия положительное влияние на состояние больных оказывает психотерапия, основными методами которой являются внушение и убеждения. Лица без признаков выраженных психоневрологических расстройств легко адаптируются в социуме и в дальнейшем живут полноценной жизнью. Этому способствует тесное взаимодействие и контактирование больного и его семьи с психологами и педагогами. Всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтами обычно сочетают с приемом тех или иных медикаментозных средств. Комплексное лечение и семейная психотерапия способствуют быстрому выздоровлению больных.

Детям в первую очередь показана диетотерапия. Из рациона необходимо исключить продукты с консервантами и красителями. В меню должны преобладать блюда из свежих овощей и фруктов, круп, зелени, постного мяса, цельнозернового хлеба.

Народная медицина также помогает справиться с недугом. Больным показаны теплые ванны с отварами лекарственных трав или морской солью. Внутрь полезно принимать настой овса, отвар из фиалки, мяты и пустырника, мумие с медом и молоком. Хождение босыми ногами по земле оказывает благоприятное воздействие на психическое состояние ребенка.

В особо тяжелых случаях показано оперативное вмешательство. При наличии лицевого гемиспазма показана декомпрессия лицевого нерва на стороне поражения, заключающаяся в обнажение нервного ствола с выделением места повреждения. Стереотаксическую паллидотомию и электростимуляцию применяют при различных проявлениях гиперкинезии. Во время операции разрушают участок ткани, провоцирующий непроизвольный мышечный спазм.

Прогнозирование

Гиперкинетический синдром не угрожает жизни пациента и имеет благоприятный прогноз. Демонстративный характер патологии вызывает неприязнь у окружающих лиц по отношению к больному. Это угнетает его психологическое состояние и полностью дезадаптирует. Если гиперкинезы выражены, затрудняются произвольные движения, нарушается самообслуживание, наступает полная инвалидизация. В зависимости от этиопатогенетических факторов синдрома определяется его исход. При отсутствии терапевтических мероприятий недуг прогрессирует, больные не могут себя обслуживать, самостоятельно передвигаться и даже глотать. На самых поздних стадиях развивается деменция. При этом пациенты нуждаются в госпитализации и лечении в психиатрическом стационаре.

Чтобы избежать развития гиперкинетического синдрома, специалисты рекомендуют своевременно лечить психические и соматические заболевания, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости наблюдаться у психолога, вести здоровый образ жизни, заниматься посильными видами спорта.

Видео: советские учебные фильмы по гиперкинезии

Причины и лечение гиперкинетического синдрома у детей

Гиперкинетический синдром у детей – расстройство, при котором наблюдаются неконтролируемые сокращения отдельных мышечных групп. Патология затрагивает мышцы лица, шеи. Такое явление периодически повторяется, проявляясь с разной интенсивностью и продолжительностью. Гиперкинезы как признак различных заболеваний могут быть врождёнными или возникать по мере роста ребёнка.

Причины возникновения

Гиперкинетический синдром – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом патологий, поэтому факторы, предрасполагающие к его появлению, разнообразны. Основными причинами считаются:

  • Отклонения в развитии центральной нервной системы, заложенные в период внутриутробного формирования плода, генные и хромосомные аномалии.
  • Наследственные заболевания, характеризующиеся медленным разрушением нервных клеток. У родителей с нейродегенеративными патологиями с высокой долей вероятности рождаются дети с аномалиями, одним из признаков которых является гиперкинез. Болезни такого рода диагностируются в раннем возрасте. Эта группа включает в себя такие метаболические сбои, как отложение железа в головном мозге (в базальных ганглиях), нарушение обмена меди, болезни Хантингтона, Минора.
  • Черепно-мозговые травмы, повлекшие за собой повреждение органов центральной нервной системы. У грудничков гиперкинез может возникнуть вследствие прохождения по родовым путям, если родовая деятельность матери происходила с затруднениями. У детей постарше мышечные сокращения вызываются непосредственно травмами, приводящими к разрушению клеток центральной нервной системы.
  • Интоксикация препаратами: антипсихотическими, противосудорожными и другими лекарственными средствами, которые имеют способность накапливаться к нервной ткани, минуя преграду между капиллярной кровью и нейронами ЦНС. Прекращение приёма таких лекарственных средств приводит к исчезновению непроизвольных мышечных сокращений.
  • Эндотоксикоз вследствие гипертиреоза, высоких концентраций билирубина у новорожденных, при недостаточности функций почек и печени.
  • Аномалии движения крови по сосудам, снабжающим головной мозг. Сужение сосудов ведёт к кислородному голоданию и отмиранию клеток в центрах, отвечающих за координацию движений и мышечный тонус, что приводит к появлению гиперкинетического синдрома.
  • Воспалительные заболевания инфекционного характера. Менингит, энцефалит провоцируют гибель клеток в отделах мозга, координирующих движения. Вирусы приводят к разрушению миелиновых волокон, что провоцирует хаотические непреднамеренные сокращения мышц и ряд других симптомов.
  • Эмоционально-психические перегрузки. Ещё не сформировавшаяся центральная нервная система ребёнка не выдерживает чрезмерных стрессов, что приводит к расстройству психики, выражающемуся в том числе в резких непроизвольных движениях.

Кроме распространённых причин, выделяют также такие факторы: развитие опухолевых образований в головном мозге, системные аутоиммунные заболевания (ревматизм, волчанка и другие). В отдельную группу отнесены гиперкинезы при детском церебральном параличе.

Классификация и основные симптомы

В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:

  • Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
  • Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.

В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:

  • Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
  • Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
  • Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
  • Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
  • Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
  • Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
  • Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
  • Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
  • Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.

Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:

  • дрожание;
  • непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
  • дрожание мышц лица, глаз;
  • учащённое сердцебиение;
  • отсутствие симптоматики во время сна.

Необходимые исследования

Диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Осмотр и опрос пациента и его родственников.
  2. Исследование головного мозга с помощью УЗИ.
  3. Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  4. Электроэнцефалография мозга.
  5. Электромиография.
  6. Анализы крови: общий, биохимический.

На основании исследований врач делает вывод о природе гиперкинетического расстройства, о первичном заболевании, что позволяет принять решение относительно терапии синдрома.

Рекомендованное лечение

Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует. Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера. Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.

Препараты

Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:

  • Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
  • Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
  • Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
  • Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
  • Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
  • Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.

Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.

Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.

Нетрадиционные методы

Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:

  • Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
  • Компрессы из листьев герани.
  • Мумие.

В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.

Мероприятия по предупреждению патологии

Специфической профилактики гиперкинетического синдрома у детей не существует. В случае если ребёнок находится в зоне риска развития заболевания (наследственные патологии), рекомендуется:

  1. Сбалансированная диета, обогащённая витаминами и минералами, калием, магнием, глицином.
  2. Умеренные физические нагрузки – лечебная гимнастика, пешие прогулки в среднем темпе.
  3. Благоприятная психоэмоциональная обстановка.
  4. Отсутствие умственных и физических перегрузок.

Прогноз

В случаях, когда заболевание имеет генетически обусловленную природу или вызвано патологиями развития ЦНС, прогноз неблагоприятный. Часто синдром переходит в форму хронического заболевания. Последствием отсутствия своевременной терапии становится инвалидность.

Если аномалия вызвана перегрузками (психоэмоциональными или физическими) на фоне возрастной незрелости нервной системы или некоторыми другими факторами, при своевременной терапии возможно устранение симптомов.

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Что такое гиперкинетический синдром у детей и взрослых

Детские психические расстройства

06.12.2017

4.2 тыс.

2.8 тыс.

5 мин.

Гиперкинетический синдром – нарушение, которое в современной медицине чаще называют СДВГ, а в быту – гиперактивностью. Он является одним из наиболее распространенных типов поведенческих расстройств. Пик проявлений заболевания приходится на 5-7 лет. Затем дети постепенно его перерастают. У взрослых гиперкинетический синдром такого типа уже практически не встречается, он характерен в большей степени для школьников. При этом у мальчиков расстройство наблюдается втрое чаще, чем у девочек.

Медицине все еще неизвестны точные причины возникновения СДВГ. Общепринятая теория предполагает, что фактором, провоцирующим гиперактивность, являются микроорганические поражения мозга. Они вызваны внутриутробной гипоксией, при которой плоду не хватает кислорода, а иногда и асфиксией в процессе родов. Спровоцировать гиперактивность могут различные факторы, в том числе инфекционные заболевания или обменные патологии.

Гиперкинетические расстройства проявляются уже в младенческом возрасте. Но сам диагноз ставят только в 5 лет или позже. У детей с гиперактивностью всегда наблюдается повышенная чувствительность к раздражителям. Они проявляют двигательное беспокойство, постоянно ворочаясь во сне, часто сопротивляются пеленанию, реагируют на свет, шум, изменения обстановки. Иногда родители подозревают проблемы с неврологией, но не обращаются к врачу, ожидая, что признаки пройдут самостоятельно.

У детей постарше основные симптомы отличаются. Для такого ребенка тяжело в течение длительного времени удерживать внимание на каком -то задании, игрушке или творческом занятии. Дети не умеют спокойно ждать и сидеть на месте. Им нужно ерзать на стуле, вскакивать, бегать и прыгать. Несмотря на то что мышцы ребенка развиты, поскольку он все время находится в движении, моторика у него не слишком хорошая, особенно мелкая. Такие дети испытывают трудности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, раскрашиванием картинок. Уровень интеллектуального развития у них нормальный, но характерна низкая успеваемость в школе. Причиной ее является поведение ребенка, который не обладает усидчивостью и не терпит неудач.

С этим связаны и эмоциональные нарушения. Таких детей часто называют неуравновешенными, они вспыльчивы. Интеллектуально они не отстают от сверстников, но в эмоциональном плане они им уступают. Многие дети с СДВГ стремятся быть лидерами, поэтому избегают общения с людьми, которые могут поставить под сомнение их авторитет.

Это трудные подростки, поскольку у них нарушена эмоциональная сфера. Очень часто развивается устойчивая агрессия, постоянный протест, но наблюдаются и повышенная тревожность, депрессии, хотя их не принято считать первичными признаками заболевания.

У патологии есть внешние проявления. К их числу относятся излишняя потливость, сухость кожи, наличие диатеза. У ребенка могут быть перепады аппетита. Если он голоден, то ест быстро и небрежно, оставляя пятна на скатерти и одежде.

Нет единого мнения относительно лечения синдрома дефицита внимания. Медикаментозная терапия показывает эффективность в 75-80% случаев, когда правильный диагноз поставлен своевременно. Подавлять симптомы гиперкинетического синдрома необходимо, поскольку это улучшит интеллектуальное и социальное развитие ребенка.

В западной практике используются церебральные стимуляторы:

Механизм их действия до конца не изучен. Они демонстрируют хороший результат, поскольку не только успокаивают ребенка, но и повышают его эмоциональную устойчивость, помогают сосредоточиться. В отечественной практике чаще применяются препараты, которые стимулируют созревание нервных клеток (Когитум), ноотропы, витаминные комплексы, лекарства для улучшения мозгового кровотока (Кавинтон, Оксибрал и другие).

Важная роль отводится психологической работе. Родителям таких детей приходится учиться быть терпеливыми, оценивать поступки, а не личность ребенка. Очень важно установить контакт, для этого придется убрать из окружающего пространства все отвлекающие факторы, включая телевизор и гаджеты.

Коррекция рациона также играет важную роль в лечении заболевания. Многочисленные научные исследования доказали, что большинство детей с синдромом дефицита внимания испытывают недостаток магния. Для его восполнения нужно включить в меню ребенка как можно больше продуктов, содержащих этот элемент. К ним относятся свежие зеленые овощи и фрукты, цельнозерновые каши. Чтобы магний из пищи усваивался лучше, необходим витамин В6, который содержится в гречке, бананах, картофеле, запеченном с кожурой. При серьезной нехватке этих элементов врач назначает такой препарат, как Магне В6.

Необходимо значительно ограничить употребление поваренной соли, заменив ее на морскую или йодированную. Ребенку нельзя давать энергетические напитки, рафинированные продукты и полуфабрикаты. Для улучшения вкуса в них добавляют глутамат натрия, который нарушает усвоение магния.

Гиперкинетический кардиальный синдром – расстройство, которое представляет собой разновидность вегетососудистой дистонии. Он связан не столько с неврологическими нарушениями, сколько с патологиями сердца и сосудов. Его характерный симптом - быстрый пульс. У человека возникает ощущение пульсации в голове и шее. Врач при диагностике обнаруживает систолический шум, который с основания сердца переходит на сонные артерии.

Лечение гиперкинтетического кардиального синдрома включает преимущественно прием мягких седативных средств типа Пустырника или Корвалола, нейролептиков. Врач назначает и антидепрессанты. Для купирования основных симптомов используются адреноблокаторы, которые нормализуют артериальное давление. Заболевание у детей часто сопровождается гиперактивностью. По этой причине ребенку назначают ноотропные препараты и средства, стимулирующие созревание нервных клеток (Церебролизин ).

При гиперкинетической форме ДЦП поражаются подкорковые отделы мозга. Это проявляется еще в детстве. Такие дети могут двигаться, но выглядят неловкими. Реакции часто являются избыточными. Гиперкинез у таких детей выражен только в мимической мускулатуре и мышцах шеи. Психическое развитие при этой форме практически не страдает.

Причина гиперкинетической разновидности ДЦП чаще всего заключается в том, что у матери и плода была иммунологическая несовместимость крови. Факторами риска являются преждевременное отслоение плаценты, наличие у женщины хронических заболеваний, в том числе сахарного диабета.

У детей, страдающих патологией, обычно есть нарушения развития речи. Вербальное мышление сформировано плохо. Ухудшается работа кистей рук, могут быть зрительно-пространственные нарушения. В раннем возрасте такие дети полностью в быту зависят от окружающих, но при получении соответствующего лечения они хорошо приспосабливаются к внешним обстоятельствам. Часто они проявляют упорство, поэтому могут успешно учиться по обычным программам общеобразовательной школы, а после ее окончания – получать образование в вузах. Но нарушение речи сохраняется долго и является серьезной проблемой в коммуникации.

Основное лечение гиперкинетической формы ДЦП заключается в медикаментозной терапии. Она подбирается индивидуально и включает обычно прием антиконвульсантов и ноотропных препаратов. Последние нужны для коррекции нервной системы. Важную роль в лечении играет прием витаминов группы В. Помимо медикаментозной терапии, необходимы массаж и физкультура. Это помогает снять мышечный спазм. Для улучшения речи нужно заниматься с логопедом-дефектологом.

Гиперкинезы у детей

Гиперкинезы у детей – аномальная двигательная активность на фоне патологического тонуса скелетной мускулатуры, возникающая при различных заболеваниях. Представляет собой излишние, неуместные подергивания, жесты, гримасы. Диагностика патологий, проявляющихся гиперкинезами, требует консультативного заключения специалистов (детского невролога, окулиста, психолога, генетика), проведения инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ), биохимического и нейрохимического исследования крови. Специфическое лечение разработано лишь для некоторых болезней, сопровождающихся гиперкинезами, в остальных случаях применяется симптоматическая терапия.

Гиперкинезы (лат. «чрезмерные движения») – неврологический синдром, который характеризуется непроизвольными насильственными движениями. Развивается при врожденном или приобретенном поражении структур головного мозга, отвечающих за иннервацию скелетных и мимических мышц. По данным исследований, наибольшая часть патологий, дебютирующих гиперкинезами, приходится на психические расстройства (36%), второе место по распространенности занимают аномалии развития ЦНС (24%). В 22% наблюдений причиной становятся дегенеративные заболевания, в оставшихся случаях – другие поражения нервной системы.

Гиперкинезы у детей

Непроизвольные двигательные акты являются симптомами различных заболеваний и патологических состояний, могут возникать сразу после рождения или появляться по мере роста ребенка. Перечень этиофакторов разнообразен, включает нарушения кровообращения, инфекции, врожденные пороки, приобретенные повреждения и пр. К основным причинам гиперкинезов у детей относят:

  • Врожденные аномалии ЦНС. Развиваются вследствие структурных изменений, хромосомных и генных патологий. Включают аномалии строения мозжечка (агенезию или гипоплазию червя), синдром Арнольда-Киари, нейрофиброматоз.
  • Наследственные нейродегенеративные заболевания. Впервые диагностируются в детском и юношеском возрасте, в последующем прогрессируют, вызывают постепенное отмирание нервной ткани. Гиперкинезы наблюдаются при нарушениях метаболизма (болезнь Галлервордена-Шпатца, Вильсона-Коновалова), хорее Гентингтона, эссенциальном треморе.
  • Травматические повреждения ЦНС. У новорожденных становятся результатом интранатального поражения ЦНС во время прохождения по родовым путям, в старшем возрасте могут быть следствием черепно-мозговых травм. Сопровождаются механическим разрушением клеток центральной нервной системы.
  • Экзогенная интоксикация. Может обнаруживаться у детей, принимающих нейролептики, противосудорожные, дофаминергические лекарственные средства и другие препараты, способные проникать через гематоэнцефалический барьер и накапливаться в нервной ткани. При отмене препарата отмечается регрессия симптомов.
  • Эндогенная интоксикация. Наблюдается при эндокринных патологиях (тиреотоксикоз), ядерной желтухе новорожденных, энцефалопатии вследствие почечной, печеночной недостаточности. Возможны необратимые повреждения нервной ткани эндогенными токсинами – гормонами, билирубином, продуктами распада белков.
  • Нарушения гемодинамики ЦНС. При острой и хронической гипоксии головного мозга вследствие анатомических или функциональных сужений просвета сосудов возникает массивная гибель нейронов. Повреждение нервных клеток, регулирующих мышечный тонус и контролирующих движения, проявляется в виде гиперкинезов.
  • Инфекционно-воспалительные процессы. В результате острого воспаления ткани мозга при энцефалите, твердой мозговой оболочки при менингите погибают нервные клетки, регулирующие двигательную активность. Некоторые возбудители (вирусы герпеса, бруцеллы и другие) вызывают постепенную дегенерацию клеток и разрушение миелиновых волокон, что провоцирует гиперкинетическое расстройство.
  • Чрезмерные психические нагрузки. В результате эмоционального перенапряжения (стресс, неврозы, тревожные расстройства детского периода) лимбическая система испытывает перегрузку, выделяется больше адренергических нейромедиаторов. Тормозное воздействие дофамина снижается, что проявляется излишними движениями.

Гиперкинетические расстройства развиваются вследствие нарушений в экстрапирамидной системе. Ее контроль осуществляется прецентральной извилиной коры больших полушарий, лимбической системой. Под воздействием различных факторов формируется гиперактивность экстрапирамидной системы вследствие дефицита ее торможения поврежденной корой и лимбической системой. Возникает дисбаланс нейромедиаторов (дофамин, норадреналин, серотонин и другие), способствующих передаче сигнала от нейрона к нейрону, искажаются первоначальные «команды» головного мозга. Еще один механизм, обуславливающий появление гиперкинезов – структурные изменения на любом из этапов передачи нервного импульса от коры к мускулатуре.

Существует несколько классификаций данного патологического состояния. Чаще всего гиперкинезы детского возраста подразделяются на группы с учетом характера изменений мышечного тонуса, приводящих к замедлению или ускорению динамических движений:

  • Гипотонические (быстрые): тики, хорея, баллизм, тремор, миоклония. Появление автоматических движений провоцируется снижением тонуса мускулатуры при недостаточности тормозного влияния подкорковых структур на нижележащие отделы.
  • Дистонические (медленные): спастическая кривошея, блефароспазм, атетоз, торсионная дистония. Характеризуются неестественностью поз. Тонус мышц переменчив, одни находятся в гипертонусе, тогда как другие могут быть гипо- или атоничными.

Существует также классификация, созданная с учетом патогенетического механизма развития двигательных расстройств. В зависимости от уровня поражения выделяют гиперкинезы, обусловленные патологией стриопаллидарной системы (отмечается вычурность и сложность движений), стволовых структур ЦНС (наблюдаются стереотипные тонические двигательные паттерны) и корковых структур (выявляются эписиндромы, сопровождаемые дистониями).

Непроизвольная двигательная активность нередко становится первым проявлением различных неврологических заболеваний, к которому впоследствии присоединяются другие симптомы. Общими признаками всех разновидностей гиперкинезов являются непроизвольность и навязанность движений. Двигательные акты (жесты, «движения намерений», гортанное покашливание, скрежет зубов или бруксизм, манипулятивные движения, различные стереотипии – обгрызание ногтей, яктация) естественны, но не уместны в данный момент. Ребенок не контролирует свое тело, это приводит к нарушению произвольных движений.

Тики – наиболее частые гиперкинезы детского возраста. Могут быть транзиторными (проходящими) или хроническими. Проявляются клоническими подергиваниями мимической мускулатуры, шеи, плечевого пояса, к которым иногда присоединяются вокализмы (кашель, выкрикивание отдельных звуков, смех). Носят неритмичный стереотипный характер. Тремор часто выявляется в периоде новорожденности. Характеризуется ритмичными быстрыми подергиваниями кистей и стоп, нижней челюсти, языка. Может исчезать в покое и усиливаться в стрессовых ситуациях. Хорея представляет собой хаотичные, аритмичные размашистые движения. Походка больного напоминает танцующую.

Атетоз сопровождается малоамплитудными червеобразными движениями, обусловленными попеременным сокращением разных групп мышц. Локализация – дистальные отделы конечностей, мимическая мускулатура. Спастическая кривошея (тортиколлис) проявляется тоническим сокращением мышц шеи со стойким наклоном и поворотом головы в сторону. Репозиция вызывает болевые ощущения, зачастую невозможна из-за склеротического перерождения мышечной ткани. При гемибаллизме наблюдаются резкие грубоватые движения, напоминающие бросок тяжелого камня, взмах крыла птицы. Торсионная дистония характеризуется медленными вращательными движениями, похожими на вкручивание штопора. Основная локализация – мышцы шеи, туловища. Ребенок застывает в вычурных позах, его походка напоминает верблюжью. Выраженность дистонических гиперкинезов значительно уменьшается в положении лежа.

В число возможных осложнений данной патологии входит склерозирование мышечных структур при медленных гиперкинетических нарушениях (спастическая кривошея, торсионная дистония, идиопатический блефароспазм), следствием которого является невозможность возвращения мышцы в расслабленное состояние и вынужденное пребывание больного в статичной неестественной позе. Насильственные движения нарушают социальную адаптацию, усложняют приобретение бытовых навыков, обучение. Заболевания, сопровождаемые гиперкинезами, часто осложняются когнитивными расстройствами, деградацией личности. Ребенок теряет способность усваивать новую информацию. Постепенно регрессируют приобретенные навыки (опрятности, самообслуживания).

Диагностику и лечение гиперкинетических расстройств у детей осуществляет детский невролог. При появлении симптоматики необходимо комплексное обследование в условиях стационарного отделения для уточнения причин развития гиперкинезов и выраженности основной патологии. Обязательными диагностическими мероприятиями являются:

  • Определение неврологического статуса. Невролог оценивает нарушения со стороны черепных нервов, рефлексов, мышечного тонуса, статики, координации, психосоматического состояния. На основании полученных данных врач может предположить наличие органического поражения, возможный уровень повреждения: кора, подкорковые структуры, мозжечок.
  • Оценка психологического статуса. Психолог проводит тестирование детей старше трех лет по различным методикам. По результатам формулируются выводы о нарушениях эмоциональной сферы, когнитивном дефиците, интеллектуальном снижении.
  • Консультация окулиста. Офтальмолог осматривает структуры глазного дна: диск зрительного нерва, сосудистый рисунок (расширение, извитость артерий и вен). Результаты обследования могут свидетельствовать о наличии внутричерепной гипертензии. При болезни Вильсона-Коновалова врач обнаруживает гиперпигментацию вокруг роговичной оболочки (кольцо Кайзера-Флейшера).
  • Электронейрофизиологические исследования. По данным ЭЭГ врач функциональной диагностики оценивает электрическую активность головного мозга, наличие эпилептиформных паттернов. Предпочтительным является суточное исследование с видеосъемкой. При расшифровке ЭНМГ проводится дифференциальная диагностика с полинейропатиями.
  • МРТ головного мозга. Позволяет визуализировать объемные образования, аномалии развития, очаговые изменения гемодинамики (участки ишемии, геморрагии). В ангиографическом режиме выявляются сосудистые дислокации, гипоплазии и аплазии артерий, кровоснабжающих головной мозг.
  • Лабораторные исследования. Включают биохимическую и нейрохимическую диагностику. Назначаются для обнаружения дисбаланса нейромедиаторов, дифференцировки различных болезней обмена, эндокринных патологий.

Коррекция двигательных расстройств проводится в соответствии с клиническим протоколом лечения основного заболевания. При устранении причины гиперкинезы исчезают, однако такой результат не всегда достижим. При генетических синдромах и аномалиях развития возможна только паллиативная посимптомная помощь. Некоторые лекарственные средства способны воздействовать непосредственно на ретикулярную формацию и подкорковые структуры, корректировать двигательные нарушения. Их используют в виде заместительной терапии для лечения основных патологий, а также для снижения или купирования пароксизмов аномальной двигательной активности:

  • Препараты ДОФА. В основном применяются при треморе, торсионной дистонии. Обеспечивают кратковременный положительный эффект при некоторых дегенеративных заболеваниях. При недостаточности дофамина назначаются пожизненно.
  • Противосудорожные средства. Бензодиазепины и вальпроаты используются для лечения тиков, миоклоний. Результат заметен при наличии изменений на ЭЭГ, поскольку препараты способны тормозить патологическую иннервацию от корковых структур.
  • Холинолитики. Являются основой терапии при быстрых гиперкинезах. Влияют на периферическую иннервацию, снижают количество медиатора ацетилхолина в синаптической щели между нейронами, что влечет за собой уменьшение излишней двигательной активности, замедление передачи импульса.
  • Ботулотоксин. Применяется в лечении медленных гиперкинезов (торсионная дистония, спастическая кривошея). Основной эффект – миорелаксирующий, достигается полной блокадой нервно-мышечной передачи.

Некоторые заболевания требуют специфической терапии. При ревматических хореических гиперкинезах тактика ведения проходит согласование с ревматологами. При склеротических изменениях для лечения спастической кривошеи иногда прибегают к хирургическим вмешательствам. При ювенильном паркинсонизме в запущенной резистентной форме, хорее Гентингтона, гемибаллизме пациентам предлагают операции по имплантации электродов, стимулирующих вентральное промежуточное ядро гипоталамуса, что позволяет контролировать гиперкинезы.

Прогноз многих гиперкинезов при генетических заболеваниях, аномалиях развития неблагоприятный. Состояние больного определяется выраженностью основной патологии, нарушения движений часто сочетаются со значительным когнитивным снижением, возможна глубокая инвалидность. Некоторые гиперкинезы достаточно хорошо поддаются терапии. Специфические профилактические меры не разработаны. К общим рекомендациям относятся фиксирование изменений в поведении ребенка, своевременное обращение с жалобами к специалисту. Необходимо предупреждение травматических повреждений, нарушений гемодинамики, инфекционных болезней ЦНС.

Гиперкинетический синдром. Синдром СДВГ. Симптомы и лечение

Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность.

Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.

Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей

Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).

Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.

Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами.

В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:

  1. Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
  2. Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
  3. Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
  4. Нарушения сна.
  5. Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.

Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.

На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы:

  1. Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка.
  2. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы.
  3. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка.
  4. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе. Таким образом организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы.

Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.

СДВГ или темперамент?

Часто, обнаружив у ребенка импульсивность и чрезмерную активность, родители подозревают у него СДВГ. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок обладает своим темпераментом. К примеру, характерными чертами холериков является как раз импульсивность, вспыльчивость и несдержанность. А у маленьких сангвиников часто наблюдается неумение сосредоточиться на одном занятии и потребность часто переключаться с одного вида деятельности на другой.

Поэтому, прежде чем бить тревогу, стоит внимательнее присмотреться к своему малышу: может быть, его поведение – это просто проявление темперамента. К тому же особенности младшего школьного возраста предполагают небольшой объем памяти и невысокую устойчивость внимания. Эти характеристики улучшаются постепенно по мере взросления. Также именно в это время часто наблюдаются неусидчивость и порывистость. Ребенок 7 лет еще не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Другое дело, что при СДВГ эти симптомы гораздо более выражены. Если же повышенная активность сопровождается рассеянностью внимания и существенными нарушениями памяти или сна, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Диагностика

Как сегодня выявляют СДВГ? Чтобы убедиться в его наличии, а также узнать, не сопутствует ли он другому, более сложному заболеванию, требуется прежде всего консультация детского невролога. Комплексное обследование будет включать в себя несколько этапов.

В первую очередь оно предполагает субъективную диагностику. Врач осматривает ребенка и проводит с родителями беседу, в ходе которой уточняются особенности течения беременности, родов и младенческого периода.

После этого ребенку предлагают пройти несколько психологических тестов. Таким образом оценивается внимание, память и эмоциональная устойчивость. Чтобы обследование было объективным, такие тесты проводятся только у детей старше пяти лет.

Заключительным этапом диагностики становится электроэнцефалография. С ее помощью оценивается активность коры головного мозга, фиксируются возможные нарушения. По результатам проведенного исследования врач может поставить диагноз и в случае необходимости назначить лечение. Опытный специалист учитывает характерные особенности младшего школьного возраста и может отличить их от проявлений заболевания.

Поскольку симптомы гиперкинетического синдрома обычно возникают еще в детском саду, очень важно, чтобы педагоги учебных заведений также умели диагностировать его. К слову, воспитатели зачастую раньше обращают внимание на эту проблему, чем родители.

Что такое гиперкинетический кардиальный синдром?

Существует заболевание с похожим названием, которое никак не отражается на поведении. Это гиперкинетический кардиальный синдром. Дело в том, что, в отличие от поведенческого нарушения, которым является СДВГ, это одно из проявлений вегетативной дисфункции, а именно нарушение работы сердца. Оно встречается не у детей, а преимущественно у юношей. Так как зачастую этот синдром не сопровождается какими-либо симптомами, выявить его можно лишь при объективном обследовании.

Как замечают специалисты, исследующие гиперкинетический синдром, лечение этого нарушения должно быть комплексным. Одной из его составляющих является употребление медикаментозных препаратов. При правильно поставленном диагнозе их эффективность становится очень высокой. Эти препараты имеют симптоматическое действие. Они подавляют проявления синдрома и существенно облегчают развитие ребенка.

Лекарственная терапия должна быть продолжительной, так как важно не только убрать симптомы, но и закрепить полученный эффект. Не стоит доверять народным средствам, ведь только врач сможет подобрать оптимальный препарат и назначить действенное лечение.

Психологическая коррекция

Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками.

Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.

Встречается ли СДВГ у взрослых?

Проявления СДВГ постепенно уменьшаются, начиная с подросткового возраста. Сначала снижается гиперактивность, а нарушения внимания – в последнюю очередь. Впрочем, примерно у двадцати процентов людей с диагнозом гиперкинетический синдром некоторые его симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

В некоторых случаях наблюдается тенденция к антисоциальному поведению, алкоголизму и наркомании. Поэтому проявления СДВГ необходимо своевременно диагностировать и лечить.

Советы родителям

Что же делать родителям, если у ребенка обнаружили синдром СДВГ? Во-первых, нужно создать благоприятную атмосферу в доме. Очень важно строго придерживаться режима дня - так ребенок будет более спокойным и уравновешенным.

Учитывая, что СДВГ проявляется повышенной активностью, стоит записать ребенка в спортивную секцию. Вообще любое интересное хобби значительно улучшит состояние чада. Общение с ребенком должно быть спокойным и доброжелательным. А вот ругать и наказывать не стоит, так как этим все равно ничего не добиться, а забота, поддержка и внимание родителей играют очень большую роль.

Гиперкинетический синдром у детей

Многие дети с эмоциональными расстройствами или с нарушениями поведения беспокойны и излишне активны, как, впрочем, и любые дети со всевозможными нарушениями психической деятельности. Повышенная активность — это всего лишь один из многих симптомов. Однако существует менее распространенный синдром, главной чертой которого является чрезвычайная активность. Обычно этот синдром называют гиперкинетическим. У детей с подобным расстройством повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко. В таких случаях родители жалуются на то, что ребенок ни минуты не сидит спокойно, что он встает из за стола во время еды, что он не хочет сидеть ни в автобусе, ни в кино, что он постоянно суетится.

Тяжесть расстройства, его раннее начало, связь с серьезными нарушениями внимания и способности к умственному сосредоточению являются ключевыми признаками, позволяющими дифференцировать гиперактивность от простого состояния беспокойства, отмечаемого у многих детей. При этом синдроме на гиперактивность жалуются не только родители ребенка. Жалобы подтверждаются сообщениями учителей о том, что ребенок не может спокойно сидеть на уроках и постоянно перемещается по классу. Данное расстройство становится очевидным, когда ребенок идет в школу, однако его первые проявления обычно имеют место на третьем или четвертом годах жизни. У такого ребенка очень часто сильно ограничен объем внимания, и он может сосредоточиваться на отдельных формах активности всего лишь на несколько мгновений, а затем переключается на другие виды деятельности. Как правило, у этих детей чрезвычайно повышена отвлекаемость, так что они реагируют на любой звук, на любое движение.

Хотя синдром носит название гиперкинетического, основной дефект, скорее всего, является дефектом внимания. Дефект внимания, как правило, сохраняется по мере роста ребенка. Гиперактивность во многих случаях исчезает, и нередко в подростковом возрасте ее сменяет снижение активности, инертность психической деятельности и недостаток побуждений.

Как правило, этому расстройству сопутствуют различные задержки развития. Большинство детей испытывает серьезные трудности в учебе, а интеллектуальное развитие многих находится на уровне либо средней, либо пограничной умственной отсталости. В некоторых случаях гиперактивность может быть крайним вариантом темпераментных особенностей ребенка, но в других случаях она возникает в результате ранних повреждений мозга. Хотя основные связанные с гиперактивностью проблемы заключаются в нарушении двигательного поведения ребенка и его способности к концентрации внимания, неудивительно, что с этим синдромом часто связывают серьезные затруднения общения с другими детьми и агрессивное или деструктивное поведение. Развитие этих вторичных нарушений поведения, несмотря на имеющийся, как правило, конституциональный дефект, в большой степени определяется влиянием факторов среды.

Дети с гиперкинетическим синдромом — это очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. Прогноз развития в случае данного отклонения не очень хороший, и у большинства детей с подобным расстройством серьезные социальные проблемы сохраняются и в подростковом возрасте. В лечении подобных случаев основной акцент делается на обеспечение родителей средствами контроля поведения, оказания педагогической коррекционной помощи и иногда на назначение лекарств. Часто наиболее эффективным является комбинация этих методов.

У Брюса отмечался гиперкинетический синдром, и так же, как у многих других детей с подобным нарушением, он в некоторой степени был задержан в своем психическом развитии, в дополнение к этому в его поведении отмечались признаки органической дисфункции мозга (которая проявлялась в форме припадков). Это нарушение было следствием аномалии внутриутробного развития, а не каких бы то ни было перенесенных переживаний или стрессов. Поэтому при лечении Брюса важно было прежде всего предотвратить дальнейшее развитие припадков. Вот почему ему немедленно был назначен курс протйвосудорожной терапии. В случаях подобной тяжелой гиперактивности очень эффективными оказываются стимулирующие психическое развитие лекарства, поэтому они были также назначены мальчику.

К сожалению, они не оказали никакого эффекта на гиперактивность Брюса, и, наоборот, на фоне их применения Брюс стал очень несчастным и слезливым, поэтому эти лекарства были отменены. Этот парадоксальный побочный эффект иногда отмечается у детей. Вместо этих лекарств был применен один из больших транквилизаторов.

Транквилизатор несколько успокоил Брюса и сделал его менее активным, однако было очень трудно подобрать такую дозу, которая бы не делала мальчика слишком сонным. Тем не менее благодаря тому, что Брюс принимал это лекарство около года, ситуация в доме стала более управляемой, и поэтому продолжение курса имело смысл.

Вероятно, какая-то часть поведенческих трудностей Брюса сохранится у него и в подростковом возрасте, однако у этого мальчика практически никогда не отмечались вторичные нарушения поведения. Отсутствие вторичной симптоматики во многом объяснялось гармоничными отношениями в семье, где родители с большой теплотой относились к ребенку, но вместе с тем знали, как следует проявлять твердость в те моменты, когда это необходимо. В других случаях прогноз может быть гораздо хуже как из-за более тяжелого биологического повреждения, так и из-за менее адекватных отношений в семье. В случае с Рэндольфом имело место и то, и другое.


Смотрите также