Интегральная йога что это такое


Интегральная йога: что это такое, практика

Интегральная йога — это не просто комплекс упражнений для развития гибкости и растяжки тела. В первую очередь, это духовная философия и система оздоровления всего организма. Если цель занятий состоит в достижении высшего духовного развития и гармонии с миром, в таком случае без интегральной йоги не обойтись.

Интегральная йога: нюансы, тонкости, правила

Интегральная йога представляет собой своеобразный комплекс философских учений, который был создан в начале прошлого века Шри Ауробиндо, известным общественным деятелем Индии и йогом с мировым именем.

Суть его умозаключений состояла в том, что йога является не просто оздоровительной гимнастикой, она предполагает преобразование духа и сознания каждого человека. К основным постулатам можно отнести:

  • единство тела и души;
  • освобождение от лишних стремлений, желаний;
  • очищение помыслов через отказ от всего материального;
  • открытие своего внутреннего мира;
  • почитание личности каждого человека.

Интегральная йога предполагает полный отказ от мирских забот и сосредоточение на собственных чувствах и эмоциях. Ауробинго говорил о том, что исцеление человека начинается не из тела, оно начинается из души. Если ее не оздоравливать, невозможно избавиться от болезней, проблем и других напастей.

Философия интегральной йоги говорит о комплексном подходе, о возможности избавления от тяжелых болезней путем внутреннего развития и становления.

Великий философ

Шри Ауробиндо родился в Индии в конце XVIII века. Он с самого детства увлекался чтением книг, философскими произведениями, художественными романами европейских писателей. Со школьных лет, ему была близка эпоха Возрождения, возможно настроение и дух того времени стали основой для формирования бунтарского реформаторского характера будущего борца за национальную независимость Индии.

Получил образование в Англии, владел несколькими языками и отличался удивительной способностью к лингвистике. Позже вернулся в родную страну. В возрасте почти 30 лет начал свой пути, как общественный деятель и философ. Понимание высшей степени духовности к Ауробиндо пришло на занятиях медитацией. В момент достижения нирваны он понял, как должен быть устроен мир, что необходимо сделать для его гармоничного развития.

За годы жизни, Шри Ауробиндо написал огромное количество работ по философии, социологии, затрагивал темы астрофилосовского характера, касающиеся устройства Вселенной. Обладал уникальными способностями эмпатии, его знания и интеллектуальный потенциал позволяли ему неуклонно расширять привычные границы человеческого сознания.

В своем учении, великий философ пытался скомпоновать социальный и духовный опыт из разных, порой совершенно не похожих между собой, культур. Он верил в то, что такой симбиоз даст возможность создать нечто уникальное, новую религию, веру, которая будет состоять из всего самого лучшего, что могло сделать человечество и чего достигло за годы своего существования. Без доли сомнения можно сказать, что своей цели Шри Ауробиндо достиг сполна.

2 метода интегральной йоги

Согласно учениям Шри Ауробиндо, интегральная йога состоит из двух основополагающих методов, которые неразрывно связаны между собой. Их подразделяют на такие типы:

  • экстравертированный;
  • интровертированный.

Экстравертированный метод заключается в познании внешнего мира, личных взаимоотношений с окружающим людьми, в поиске решения тех проблем, которые возникают в повседневной жизни. Подобный экстравертированный взгляд на мир дает возможность оценить направление личного роста в рамках социального пространства.

Интровертированный способ интегральной йоги — это комплекс учений, который говорит о необходимости внутренней направленности в исследовании собственного «Я» и личностных характеристик. Человек, который использует такой способ самопознания, глубоко изучает свою личность и в итоге может достичь значительных высот в интегральном духовном развитии.

В контексте йоги, эти способы не помогут существовать раздельно, ведь каждый индивид должен познавать весь спектр внешнего и внутреннего мира. В тех ситуациях, когда человек зацикливается на каком-то одном методе, процесс духовного роста прекращается, наступает фаза анабиоза, как для души, так и для тела.

В современно психологии также существует внутренняя и внешняя направленность личности. Специалисты называют это состояние экстравертированным и интровертированным локус-контролем. По статистике более успешны, целеустремленные и довольны своей жизнью те, у кого внутренний локус-контроль превосходит внешний.

Духовная практика или целая религия

Интегральная йога, как философское течение отличается от других практик тем, что в ее структуре присутствует стойкий религиозный компонент. Многие техники, входящие в состав учения, подразумевают обращение к Богу, общение с всевышним и открытие собственной души к высшему разуму.

Одной из таких техник является садхана. В переводе с санскрита это слово буквально означает духовное правило. Садхана является определенным алгоритмом поведения во время занятия, следование которому позволяет открыть свой мир для связи с божественным миром. Основными компонентами садханы являются:

  • духовное развитие и просветление;
  • остановка круговорота жизненных циклов (сансары);
  • установления тесной связи с Богом;
  • осуществление обрядов почитания Создателя.

Садхана во многих вопросах сохраняет автономию. Тем, кто исповедует эту философию, необходимо каждый день медитировать, повторять мантры, совершать подношения, порой даже жертвоприношения, почитаемому божеству. В Индии, где садхана очень распространенное явление, верующие люди наносят себе раны и истязают себя другими способами во время похорон, религиозных праздников. Принято считать, что подобные действия сближают человека с Господом, очищают его душу от грехов, которые были сделаны в этой жизни и предыдущих.

Все ли так просто, как кажется

Йога оздоровительно воздействует не только на тело, но и на душу. Новички, которые только делают первые шаги в практиках интегрального учения, часто задают вопрос о том, имеет ли данная философия ограничения, может ли она быть опасной.

Йога не несет никакого вреда физическому здоровью, противопоказания возникают только в отдельных случаях и связаны с тяжелыми патологиями систем жизнедеятельности.

Что касается мира духовного, то и здесь преград для занятия йогой нет. Некоторые практики верят в то, что интегральная йога способна открыть у человека сверхспособности, которые отсутствуют у остальных людей. Это может быть ясновидение, получение желаемого путем использования магии и волшебства. Неизвестно насколько это правдивые утверждения, научного обоснования этим данным нет.

Чтобы практики йоги приносили положительные эмоции, к ним необходимо подходить серьезно и осознанно. Если человек решил заниматься интегральной йогой, он должен быть готов к тому, что придется прорабатывать внутренние проблемы, которые годами хранились в подсознании. Не каждый человек готов к духовному самокопанию и глубокому личностному анализу. Высшей степени духовного развития можно достичь, только полностью очистив душу и разум. Для этого потребуется время и выдержка. С целью достижения пика духовного становления, многие практикующие йоги занимаются по несколько часов каждый день на протяжении многих лет.

Как интегральная йога исцеляет душу

Большинство заболеваний человека имеет психосоматическую природу. Болезни возникают на нервной почве, вследствие перенесенных стрессов, постоянного психоэмоционального напряжения. Постоянно пребывание в нестабильном эмоциональном состоянии провоцирует снижение защитных сил организма, развитие патологических изменений в структуре функциональных систем.

Интегральная йога дает возможность не только эффективно бороться со стрессом, но и учит противостоять жизненным неурядицам и трудностям, с легкостью преодолевать любую сложную ситуацию. Благодаря медитации, которая является неотъемлемым компонентом интегральной философии, у человека развивается высокая степень адаптивности к неблагоприятным условиям. Каждый практикующий йог знает, как мобилизовать собственные силы и не дать внешним проблемам навредить духовному миру.

Для эмоциональной составляющей, йога полезна следующим:

  • успокаивает, избавляет от раздражительности и усталости;
  • учит получать удовольствие от повседневной жизни, не смотря, ни на что;
  • помогает разобраться в своем внутреннем мире, внутренних конфликтах, обидах;
  • отвлекает от неприятных и грустных мыслей;
  • делает нервную систему более устойчивой и выносливой.

Во время занятий интегральной йогой, с человеческим организмом происходят удивительные вещи. Повышается выработка таких нейромедиаторов:

  • эндорфины (вещества, которые купируют боль и вызывают чувство счастья);
  • серотонин (повышает настроение);
  • дофамин (мотивирует, вызывает удовольствие);
  • окситоцин (повышает иммунитет, один из основных гормонов в коктейле биохимической реакции чувств любви).

Те, кто постоянно практикуют йогу и медитацию, отмечают у себя значительное улучшение настроения, также улучшается сон, хронические заболевания переходят в стойкую стадию ремиссии.

Что делать, если нельзя заниматься йогой

Наличие функциональных заболеваний не позволяют изучать йогу, так как занятие еще сильнее могут усугубить течение заболевания. К противопоказаниям относятся:

  • артериальная гипертензия с вегетативными кризами;
  • заболевания органов ЖКТ в острой форме;
  • менструация;
  • беременность на поздних сроках;
  • травмы опорно-двигательного аппарата;
  • простудные заболевания с высокой температурой, интоксикацией;
  • злокачественные опухоли на последней стадии;
  • психические расстройства;
  • воспалительные процессы, сопровождающиеся стойким болевым синдромом;
  • новообразования в области позвоночника;
  • плотный прием пищи перед занятием.

В период болезни, вследствие которой невозможно практиковать йогу, можно заниматься медитацией. Это прекрасная альтернатива, которая не повредить и окажет положительный эффект на процесс терапии. Желательно заниматься медитацией на свежем воздухе, в парке, возле водоема. Если открытое пространство вызывает дискомфорт, медитировать можно дома, в любимом кресле и в привычной обстановке.

Что такое интегральная йога, и какие практики предлагает ее создатель Шри Ауробиндо?

Интегральная йога является комплексом, преобразующим тело и разум. Основателем этого стиля стал Шри Ауробиндо. Он был философом и общественным деятелем. В основе стиля лежат внутренние и психические изменения, а также трансцендирование рассудка, что означает «выход за пределы мирского».

Содержание

  • Шри Ауробиндо
  • Философия
  • Особенности
  • Аудиокнига
  • Практика

Шри Ауробиндо

Основатель этой структуры появился на свет в Калькутте 15 августа 1872 года. Получил образование в школе Святого Павла и Кингс-колледже при Кембриджском университете. В возрасте двадцати одного года в Бароде он стал личным помощником Махараджи, профессора местного колледжа. А также  подрабатывал в различных правительственных департаментах. Здесь он обучился санскриту и написал большое количество стихотворений.

В 1905 году он оставил свою должность и вернулся на родину. Там он стал редактором газеты «Банте Матарам». Она значительно повлияла на подготовку к революции, в которой Ауробиндо занял лидерскую позицию. В этот самый период он увлекся занятиями йогой.

Через пять лет он перестал участвовать в революции и приехал в Пондичерри, чтобы посвятить себя медитациям и внутреннему совершенствованию. Здесь он составил свою авторскую систему духовного развития и назвал ее интегральной йогой.

В 1926 году Ауробиндо совместно с Миррой Альфассой учредили ашрам. За первый год его существования там прошли обучение порядка тридцати учеников. Главной целью жизни в ашраме является преобразование человеческого существа.

В декабре 1943 года начал работать Международный Центр Образования Шри Ауробиндо, который создавался на базе ашрама. Основной задачей центра является развитие совокупного обучения и формирование основных личностных аспектов в человеке:

  • физического;
  • витального;
  • ментального;
  • психического;
  • духовного.

Каждый год порядка 400 учеников проходят обучение в центре.

Философия

Все люди имеют разную степень осознанности и воспринимают мир по-разному. Даже про одно и то же событие каждый человек может размышлять по-своему, и мнение одного может отличаться от суждений другого. Также чувства и мысли у каждого человека индивидуальны. Все стараются следовать более комфортным и простым для себя путем. Каждая из разновидностей древней йоги делает акцент на аспектах разума и тела, с помощью которых достигаются те или иные цели.

Ауробиндо изобрел новый подход к преобразованию человеческого разума в божественное. Он проанализировал йогу, как одно целое, и вынес новое понятие – интегральная йога. При помощи нее люди могут перестроить свое сознание и прийти к божественной жизни в реальности.

Он был уверен, что если заниматься по этой системе, правильно направлять свой разум, то материальная энергия преобразуется в духовную, разум и тело превратятся в божественные. Люди станут меняться и по-иному смотреть на мир, видеть во всем, что их окружает, олицетворение Бога Кришны.

Легендарный курс по медитации бесплатно Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Справка! Суть интегральной йоги заключается в том, чтобы объединить разные направления, повысить чувствительность, достичь целостности духовного и материального, и их отдельного существования.

Особенности

Этот стиль вбирает сущность и многие процессы традиционных направлений. Главной отличительной чертой интегральной йоги являются новые цели и способы. Согласно философии Ауробиндо, главный смысл жизни – обращение к божественному, его проявление и преобразование своего разума.

В интегральной йоге отсутствуют процессы очищения и открытия чакр. Нет и поднятия Кундалини путем фиксированного процесса. Здесь чакры раскрываются сами под воздействием нисходящей Силы.

Справка! Основное отличие интегральной йоги от других направлений – опора на религиозную составляющую. Выполнение многих упражнений подразумевает обращение к Всевышнему, и открытие своей души к высшему разуму.

Аудиокнига

Вы можете прослушать аудиокнигу “Путешествие сознания”, написанную Шри Ауробиндо:

Практика

Автор направления в своей книге «Интегральная йога. Психология духовного роста и полноты бытия» изложил мысль, что эта система – метод конденсации индивидуального развития, помощник в достижении спокойствия сознания на любом уровне. Из книги можно получить знания и понимание истинного смысла бытия. Она может выступать в роли практического пособия в интегральной йоге.

В ней Шри Ауробиндо рекомендует ученикам быть уверенными в учителе своей жизни и своих поступках, несмотря на то, что он долго скрывается от глаз. Он покажет себя, когда придет время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

3 Комментария

Интегральная йога: философия, тонкости, правила, упражнения

Практика йога подразумевает не только применение различных асан и очистительных техник для физического тела. Это общее направление, которое очищает не только тело, но и разум, а также направляет душу в нужное русло, приближая ее к Вселенной, Божественному началу. Разновидностей йоги существует множество. Каждый из них имеет и общее, и различия. Одним из направлений является интегральная йога. Она представляет собой идеологическое учение, благодаря которому человек обретает гармонию с собой и окружающим миром.

Философия интегральной йоги

Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.

Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:

  • единение физического и духовного тела;
  • освобождение от лишних тревог и нужд;
  • избавление мыслей человека и очищение их с помощью отказа от материальной действительности;
  • раскрытие собственного я;
  • гармонизация себя;
  • вера в успех каждого человека, его ценность как личности.

В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум. Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.

Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.

В основе философии интегрального направления лежит комплексный подход к воздействию на человека.

С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.

Садхана

Это понятие означает одну из техник, входящих в состав интегральной йоги. Садхана переводится как «духовное правило». Она является определенным алгоритмом действий, которых человек должен придерживаться во время практик и занятий йогой. Благодаря Садхана человек открывает для себя огромный мир божественного, Вселенную и Космическое начало.

Садхана несет в себе несколько компонентов:

  • развитие и улучшение качеств своей души;
  • возможность остановить круговорот циклов жизни или иначе сансары;
  • установление взаимосвязи человека и Бога;
  • произведение и обязательное осуществление специальных комплексов и традиций для почитания Всевышнего.

Во многом считается, что Садхана является в некотором роде независимой техникой. Для человека, который является сторонником интегральной йоги, обязательно ежедневно выполнять различные ритуалы, читать мантры, изучать специфические термины и писания, повторять ритуалы и даже совершать подношения Божественному.

В стране Шри Ауробиндо принято даже наносить себе ранения и увечия, чтобы получить более тесную связь человека и Бога. Это делается даже во время определенных праздников, негативных событий, например, похорон. Таким образом люди проявляют свои грехи, очищаются от них.

Интегральная йога: нюансы, тонкости правила

Как и любой другой вид практики, интегральная йога имеет свои нюансы. Она воздействует на многие аспекты жизнедеятельности человека. Невозможно иметь влияние на разум, не имея влияния на физическое тело и наоборот. Йога влияет на каждый момент поведения в жизни человека.

Прогресс во время занятий таким видом йоги очень значителен для каждого ее приверженца. Некоторые люди считают, что возможности человеческого организма безграничны настолько, что он даже может овладеть той информацией, которая недоступна для других людей. Так, например, приверженцы интегральной йоги в некоторых случаях утверждают, что у них открывается дар ясновидения или иное проявление своих скрытых способностей.

Для того, чтобы практика несла только положительное воздействие на человека, необходимо знать все ее тонкости. Для того, кто пришел к практике интегральной йоги, становится понятным, что ему обязательно необходимо выполнять некоторые ежедневные обряды и комплексы упражнений, чтобы быть связанным с Вселенной.

При этом возможно, что во время практики у человека будут происходить некоторые трудности и откроются какие-то преграды. Те, кто не способен совладать с информацией в своем разуме, не должны заниматься подобными практиками, поскольку они направлены на глубокое копание в самом себе и могут нанести определенные проблемы человеку.

Однако, после того, как человек переоценит свое поведение и действия, его ждет глубокое очищение и полная гармония.

2 метода интегральной йоги

В понятии интегральная йога существует два основных метода. Они являются основополагающими для всей практики и используются, неразрывно друг от друга. Они неделимы между собой и имеют общую ценность для всей практики лишь в комплексе друг с другом.

Первый метод — экстравертированный. Он заключается в том, что человек познает в течение всего дня или своей жизни в череде повседневных забот. Это личные встречи, общение, питание, познание окружающего мира с помощью каких-либо обыденных знаков и привычных ему действий.

Второй метод — интравертированный. То есть то, что человек имеет внутри себя. Это череда специфических упражнений, которые могут подарить человеку глубину познания собственного я, улучшения своего благополучия, принятие себя и окружающего мира. В результате данного метода человек обретает гармонию и спокойствие, становится цельной личностью, не нуждающейся в подтверждении своих прелестей.

Считается, что процесс роста духовного тела не прекращается, если человек стремится развивать свои способности. Но если он думает лишь о собственном благе и материальном благополучии, то его душа замыкается и прекращает расти над собой.

Интегральная йога имеет своего основоположника. Им является Шри Ауробиндо, который родился в Индии и являлся известным сторонником и создателем национально-освободительного движения.

Он же и стал основоположником данного вида практики.

Родился он в 1872 году и за свои годы жизни (прожил 78 лет) внес большой вклад в развитие истории страны и в целом в направление интегральной йоги. Он создал концепцию так называемой «интегрально веданты», которая является смесью европейских и индийских мыслей и традиций.

Основой своего мировоззрения и самой концепции Шри Ауробиндо считал принцип, с помощью которого человек сумел бы искоренить все разнообразие мира в его качественном проявлении. Само направление имеет собой взаимосвязь Материи и Духа, при том, что не происходит полного отрицания того или иного объекта.

Духовная практика или целая религия

Данное учение представляет собой не только философские термины и определенное мировоззрение, это целый комплексный подход к восприятию мира и понимание окружающей действительности. Можно сказать, что Ауробиндо сделал интегральную йогу единой для каждого человека, будь то европеец или индус. Абсолютно не важно при этом, кем является человек, кто он по своему социальному статусу.

Шри Ауробиндо сделал так, что его направление разрослось по всему миру и нашло множество приверженцев. Это произошло за чет того, что само учение является не только духовной практикой, оно является закономерностью событий и действий человека, которые выливаются в систему познания мира.

Как интегральная йога исцеляет душу

Данное направление основано не только на комплексе асан. Оно воздействует и на физическое тело, и на духовное. Многие ученые придерживаются версии о том, что человек способен самостоятельно наносить себе вред с помощью психосоматики. Есть версия о существовании психосоматических заболеваний, которые мы приобретаем с годами самостоятельно.

Занимаясь интегральной йогой, человек исцеляет свою душу и улучшает состояние своего физического тела. Важно помнить, что это направление создано для излечения и улучшение качества души человека, а физическое тело идет как приложение к ней.

Интегральная йога для души полезна следующим:

  • улучшает эмоциональное состояние человека;
  • приближает его к божественному началу;
  • улучшает повседневную жизнь;
  • увеличивает устойчивость нервной системы;
  • учит человека радоваться простым вещам и не обращать внимания на мелкие неприятности;
  • позволяет научиться разбираться в собственном я, обретая гармонию и баланс.

Таким образом, интегральная йога комплексно воздействует на человека, обогащая его внутренний мир и успокаивая разум.

Что делать если нельзя заниматься йогой

Люди, практикующие любой вид йоги, знают, что обязательно выполнение различных техник и асан, которые направлены на улучшение физического здоровья. Не все люди могут заниматься йогой, поскольку имеют в анамнезе какие-либо заболевания, не позволяющие выполнять упражнения в силу физических причин.

Важно начинать практику через некоторое время после еды. Желательно выждать хотя бы два часа. Лучшим временем для выполнения асан являются утренние часы, когда организм бодр и полон сил.

Если произошел сбой в физическом теле, наступило заболевание или обострилось уже имеющееся, следует выждать некоторое время, пока обострение не спадет. Нельзя практиковать и в период менструации женщинам, чтобы не навредить своему здоровью.

Лучше всего выбирать для асан те места, в которых ничто не будет отвлекать от занятий. Хорошим местом станет парк или лес, открытое пространство на свежем воздухе. Но можно проводить занятия и в домашних условиях, главное — настрой и желание.

Кому подойдет интегральная йога

Как и любой другой вид йоги, данная практика подойдет практически любому желающему. Однако, имеются и противопоказания.

Противопоказаниями к практике считаются:

  • период беременности, особенно это касается второго и третьего триместров;
  • период менструального кровотечения у женщины;
  • серьезные нарушения в костной и хрящевой ткани, а также болезни опорно-двигательного аппарата;
  • нарушения артериального давления;
  • острая форма заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • вирусные и инфекционные болезни в период обострения;
  • онкологические заболевания;
  • нарушения нервной системы и психические отклонения.

Важно не заниматься на полный желудок. Но можно выпить стакан воды перед началом выполнения асан.

Уроки йоги: в чем опасность

Опасностью занятия данным направлением является то, что не все люди могут гарантировать себе устойчивость разума. Некоторые люди начинают думать, что они стали более умными или выносливыми благодаря способностям, раскрытым ими во время интегральной йоги. Таким образом, они как бы превозносят себя над другими, что крайне неверно и противоречит понятиям и правилам самого направления.

Польза практики для эмоционального здоровья

Возможности данной практики настолько велики, что позволяют человеку открыть себя самому заново, стать лучше и сильнее, чем были до этого. Кроме того, интегральная йога влияет и на внешность. Можно стать красивее, измениться в лучшую сторону.

Польза практики не только в изменении физического тела, но и духовного:

  • человек становится более выносливым;
  • улучшается настроение и самочувствие;
  • меняется восприятие мира и самого себя;
  • обретается гармония;
  • человек осознает собственную ценность;
  • учится ставить цели и достигать их;
  • увеличивается сила воли и становится лучше характер;
  • закаляется здоровье;
  • учится молчать и иметь от этого пользу;
  • получает непоколебимую веру в себя и Всевышнего;
  • трансформирует природу самого себя;
  • развивает в себе особенные способности и умения;
  • может достичь нирваны;
  • появляется возможность прервать жизненный круг сансары.

Считается, что те, кто является приверженцем йоги становится моложе своих лет внешне, но духовно становится более зрелым и цельным. Его личность развивается быстро, обогащая внутренний мир и улучшая восприятие его и самого себя.

Преимущества интегральной йоги

Основным плюсом данного направления является его влияние на внутренний мир человека, на его развитие и восприятие окружающей действительности. Человек обретает гармонию с самим собой и окружающим миром, становится цельной и уникальной личностью.

Польза самих занятий заключается в улучшении самочувствия, состояния здоровья, внешнего вида.

Учась улучшать состояние своего физического тела, обретается и гармоничное развитие души. При этом важно ежедневно практиковать направление, чтобы постоянно увеличивать свой потенциал.

Мысли и действия практикующего становятся глубокими и продуманными, они имеют значение для всего, чем мы занимаемся. Когда сознание и разум становятся чистыми, сама жизнь становится лучше и гармоничнее.

Приверженцы практики считают, что с помощью интегральной йоги можно достичь совершенства и добиться тесной связи с Божественным началом и Вселенной. Приняв себя и ежедневно улучшая качественные навыки самого себя, можно добиться многих результатов во всех отраслях своей жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интегральная йога практика: трансформация человеческой природы

Доброго времени дня, дорогие читатели! Многие об ней слышали, но из-за глубины философского посыла создателя, далеко не все понимают ее смысл. Сегодня хочу в доступной форме объяснить вам, что же такое эта загадочная интегральная йога практика и реально ли ее освоить.

Автор и последователи

Интегральная йога была разработана, полностью изучена и представлена миру выдающимся индийским философом и духовным гуру Шри Ауробиндо, первое имя которого – Ауробиндо Гхош. Очень быстро стало появляться много адептов его учения и вскоре он открыл для них ашрам. В 1943 году на базе ашрама открылась также школа, позже ставшая Международным центром образования.

Его ученицей, союзницей и последовательницей стала Мирра Альфасса, которой он дал духовное имя – Мать. После ухода учителя она продолжила переданное ей попечительство над ашрамом. В 1968 году она основала на юге Индии международный город Ауровиль, в самом центре которого был возведен знаменитый храм Матримандир. Его внутренний зал полностью воспроизводит повторяющиеся видения Матери во время медитаций.

На протяжении девятнадцати лет с Матерью тесное духовное общение поддерживал ее ученик – Сатпрем. До того, как она дала ему это имя, его звали Бернар Анженже. У Сатпрема было глубокое понимание идей Шри Ауробиндо и Матери, он сильно продвинулся в этом направлении и написал множество книг, помогающих современному неофиту понять суть этих идей.

Суть практики

Сразу скажу, что в самом названии интегральной йоги заложено ее определение. Многие из вас уже успели узнать, что в большинстве своем поиск Высшей Истины подразумевает отстранение от физической природы человека и стремление развить духовную ее часть. Безусловно, это действенные методы и нельзя их отрицать.

Но уважаемый Шри Ауробиндо посмотрел на это иначе и интегрировал в своем подходе одновременное развитие обеих этих человеческих форм – Духа и Материи. Он говорил о том, что наше физическое тело так же реально, как и наша душа, а значит нужно уделять ему не меньше внимания.

Поэтому целью его практики стало привнесение Божественного Света во все формы его существования. Для этого необходимо следовать определенной садхане, которая при условии беспрерывной и искренней работы над собой позволит без преград проникать этому Свету во все формы Бытия.

Интересно то, что проникновение того света, о котором идет речь, ощущается практикующим на физическом уровне, тем самым давая понять, что человек движется в правильном направлении.

Возможно вам покажется, что такого сложно достичь, но это только на первый взгляд. Дальше постараюсь объяснить еще проще.

Эволюция сознания

Важнейшая роль отводится теме сознательного и бессознательного. По мнению неизменного автора методики, в нынешней природе человека очень много бессознательных и даже животных проявлений. Чтобы изменить это, абсолютно необходима эволюция сознания Человека и проникновение сознания в каждую частицу человеческого тела. Принято считать, что ум человека – это наивысший уровень развития сознания на Земле. Но Шри Ауробиндо полагает, что человеческий ум – это лишь очередная ступень в эволюции сознания, а тело человека со своими желаниями и инстинктами — не что иное, как материя, тормозящая и сбивающая с толку осознавшее само себя сознание.

Для изменения такого положения вещей автор методики советует подготовить себя для трансформации, затем на всех уровнях открыться Божественному источнику и, полностью доверившись, просить его войти в нас. Причём войти не только в наш Дух, но и в материальное тело. Таким образом, одним из главных отличий этой йоги от других является иное направление энергии – не снизу вверх, а сверху вниз.

Условия реализации

Йога интегрального знания хоть и не предполагает жесткого соблюдения каких-то рамок, но все же имеет ряд довольно важных условий для успешного продвижения в этом направлении:

  • Избавление от привязанностей к чему- и кому-либо.
  • Искренность намерения.
  • Открытость для новых энергий.
  • Непоколебимая вера.
  • Сильная воля.
  • Стремление достичь цели.
  • Терпение и спокойствие.
  • Тишина и безмолвие.

Для начинающих также важно сохранять неподвижность тела и находиться в уединенной обстановке, но со временем эти внешние факторы не должны вас больше ограничивать.

Особое значение уделяется нахождению контакта с Божественной Матерью – Шакти и ее милостью к вам, ведь именно благодаря ей происходит нисхождение энергии. Об этом написаны целые философские труды, которые совсем не будет лишним изучить. Подборка книг Ауробиндо здесь

Садхана может быть осуществлена тремя путями:

  1. Работа ради Божественного. Предполагает отсутствие эгоистических целей. Это так называемая карма-йога, доработанная под интегральное видение.
  2. Медитация и концентрация. Подразумевает полное успокоение ума от любых мыслей. Существует несколько способов это делать. Один из них описан в раджа-йоге Свами Вивеканандой.
  3. Любовь. Сюда относится бхакти-йога, джапа-йога, пение мантр (в особенности, Гаятри-мантры) и др. Для женщин часто становится предпочтительным этот вариант садханы.

Однако сам Шри Ауробиндо в своих переписках с учениками не раз говорил, что эти три метода можно и нужно сочетать между собой.

Возможные результаты

В случае наблюдения стабильного прогресса в практике вы можете надеяться на проявление у себя таких возможностей:

  • трансформация своей природы (духовной и физической);
  • отключение от ненужных эгрегоров (в том числе, городских, рабочих и т.д.);
  • очищение от негативной и родовой кармы;
  • избавление от заболеваний (иногда изначально неизлечимых);
  • развитие сиддхов (особых умений);
  • достижение нирваны;
  • переживания во сне, выход из тела;
  • и даже изменение внешности, как это было у Матери, которая в свои 40 лет неожиданно для своих приближенных начала выглядеть на 18.

Все эти перспективы не должны вас отвлекать от истинной цели интегральной йоги, а именно – воссоединении с Божественным.

Напутствие

Если вас всерьез заинтересовало это учение, то для того, чтобы по-настоящему в него погрузиться и понять глубочайший замысел, вам придется прочитать не один десяток томов, написанных просветленными мастерами и их учениками. Потребуется немало усилий, но, как вы уже поняли, результаты этой практики с лихвой оправдывают потраченные силы.

Спасибо, что выбираете мой блог для ознакомления с новыми для вас темами. Желаю вам постоянного прогресса и помните, что какой бы йогой вы ни занимались, занятия должны проходить на регулярной основе! Не забывайте делиться в социальных сетях и писать комментарии и задавать вопросы.

  • Свойства и применение ...
  • Полезные свойства черн...
  • Полагайтесь на себя и ...

Поделитесь с друзьями

Что такое Интегральная йога Шри Ауробиндо? 2 апреля 2011 года

2 апреля 2011 года              Сегодня мы поговорим о том, что такое Интегральная йога, чем она отличается от других путей, какие преследует цели, и какими средствами их достигает.              Это необходимо для того, чтобы с самого начала по возможности, у нас с вами установилось единое понимание вопроса, единый взгляд на вещи. Многие из тех, кто впервые приходят к нам на занятия, давно читают книги Матери и Шри Ауробиндо, но опыт показывает, что всё же каждый человек, как правило, по-своему понимает, что такое Интегральная йога. Поэтому с самого начала, нам, как в музыке, нужно настроиться на камертон, и тогда в нашей работе будет меньше задержек на пути.             И начать нашу беседу сегодня я хотел бы со слов Шри Ауробиндо, которые могли бы явиться своеобразным эпиграфом к нашей сегодняшней встрече.

«Нашей целью является Божественное, и ничто другое».

             Может возникнуть вопрос: «Для чего Всевышнему Сознанию, Богу, Абсолюту (называйте, как хотите) понадобилось дать человечеству еще один путь восхождения к Нему? Неужели было недостаточно тех духовных тропинок или свободных дорог, многочисленных йогических практик, которые уже были даны великими сынами Божьими?»  Все дороги, ведущие к Богу, уже известны, хорошо изучены, на них расставлены знаки и ориентиры. Ищущему остаётся лишь выбрать свой путь, и строго следовать тем правилам, которые он предписывает ему. Зачем же этому Всевышнему Сознанию на этот раз понадобилось самому воплощаться в человеческом теле, сформировать личность, которую мы знаем под именем «Шри Ауробиндо», и подарить миру сокровище, которое Он назвал «Интегральная йога»?

             По всей видимости, Божественная Мудрость всегда давала людям знание в соответствии с тем уровнем, на котором находилось человечество на очередном эволюционном этапе своего развития. 

            Шри Ауробиндо говорил: «Есть времена, когда Дух живет среди людей, и дыханием Господним полнятся воды нашего бытия. Есть и другие времена, когда Он отступает, предоставляя людям их собственные силы или слабости. Первое - суть времен, когда даже скромные усилия приносят великие плоды и преображают судьбу. Вторые - когда великие труды приводят к малому. Но воистину, вторые могут подготавливать первые, могут быть тем жертвенным огнем, когда, восходя до небес, вызывают ливень щедрот Господних. Несчастен человек или тот народ, кого приход Божественного застает спящим или неготовым, ибо не был зажжен светильник для встречи и уши были глухи к зову Его. Но трижды горе тому, кто готов и силен, но впустую расточает силу и понапрасну тратит время сие. Их удел - невосполнимая потеря или великое крушение».

             Сегодня же эзотерики всех направлений и не только они, в один голос говорят: «Земля на пороге больших изменений. Человечество ждет переход в иное состояние сознания, или иное измерение». В действительности, этот процесс идет уже давно. И Шри Ауробиндо говорил: «В истории человечества были времена, когда, по крайней мере, в некоторых цивилизациях стремление к духовному знанию было намного более сильным и распространенным, чем сейчас, а если быть точнее - чем это было в мире в целом в течение нескольких веков. В настоящее время все говорит о том, что начался новый виток духовных поисков, которые опираются на достижения прошлого и устремляются к более великому будущему».

             Но если это так, а жизнь показывает, что это именно так, то не является ли Интегральная йога тем самым средством, которое может позволить человеку подготовиться к тем грядущим изменениям, которые ждут его, и для того, чтобы стать более сознательным о тех процессах, которые протекают как вокруг, так и внутри него. Ибо другие средства, возможно, будут не столь эффективны, если вообще помогут. И не помогут они по той причине, что цели почти всех духовных устремлений, которые существовали до сих пор, - был уход из проявленного мира, выход из цепи рождений и смерти, растворение в Нирване или в Абсолюте. Иными словами, бегство с этой страдающей Земли. Ищущий достигал той или иной степени реализации, находил своего Бога, которого искал, и навсегда покидал этот бренный мир для того, чтобы раствориться в блаженном отдыхе за свои праведные труды. Но Земля... Земля оставалась и остается всё той же юдолью боли и слез. А жизнь человеческая находится в когтистых лапах болезни и смерти. Неужели истинное предназначение Земли - быть всего лишь местом тяжких трудов человеческой души, которая зарабатывает себе место в раю? Именно так считали духовные подвижники различных религий на протяжении веков.

             Но Шри Ауробиндо с Матерью видели это по-другому и объясняли: «Этот земной мир в центре всех звезд и всех миров был сформирован, чтобы стать символом Вселенной и быть точкой сосредоточения работы по святому преобразованию материи».

 

             По этой причине в материю, которая была среди всей Вселенной наиболее темной и несознательной, Всевышнее Сознание бросает себя и заключает в физическое тело прямо из Верховного источника, не проходя через другие промежуточные уровни. Таким образом, две крайности соприкасаются - Высочайшее и наиболее несознательное. Вот, почему земная жизнь есть наиболее удобный и быстрый путь осознания Всевышнего. Даже великие космические индивидуальности, когда они хотят обратиться на путь Истины, и объединиться с Высочайшим, берут физическое тело, потому что это наиболее подходящий способ. И этим путем они могут лучше всего и наиболее быстро возвратиться в источник. И Мать добавляет: «Действительность такова, что эта удивительная вещь - Всевышнее присутствие в материи, которое есть начало формирования душевного существа, - принадлежит только земной жизни», то есть только на Земле.

             Так вот, в чем кроется смысл и секрет Земли, ее высшее предназначение. Именно на Землю устремлен взгляд и все усилия Божественного Сознания, потому что Земля - это само Оно, выраженное в материальной форме, потому что человек тайно несет в своем сердце частицу этого Божественного сознания. Но в этом тоже должен быть какой-то смысл, и он заключен в той высшей эволюционной цели, к которой всевышняя мудрость тайно вела человека на протяжении тысячелетий.

             Шри Ауробиндо говорит: «Чего хочет Бог в человеке - это воплотить себя здесь, на Земле, в индивидууме и в обществе, осуществить Бога в живой жизни, когда каждый отдельный человек становится Богочеловеком, а их сообщество в целом - царством Божьим на Земле».

             Здесь раскрывается вся грандиозность цели Шри Ауробиндо. Да, Земля, а не только небеса и всё то, что лежит между ними, входит в сферу приложения сил искателя духовного совершенства. Эта йога примиряет две противоположности: дух и материю, которых древняя духовная мысль поместила по разные полюсы бытия, сказав, что между ними нет моста, и быть его не может. Духовные авторитеты прошлого провозгласили, что этот мир - иллюзия, а лишь Абсолют - единственная реальность. Но Шри Ауробиндо возражает: «Я не согласен с мнением, что мир - это иллюзия. Брахман присутствует здесь также, как и в супракосмическом Абсолюте. Единственное, что необходимо преодолеть - это неведение, которое делает нас слепыми, и препятствует нам осознать присутствие Брахмана как в мире, так и за его пределами, и подлинную природу бытия».

             Шри Ауробиндо говорит, что не нужно покидать мир, землю, чтобы найти Истину, не надо оставлять жизнь, чтобы найти свою душу, не нужно уходить из мира и ограничивать свою веру, чтобы соприкоснуться с Божественным. Божественное всюду и во всем, и если Оно скрыто, то только потому, что мы не прилагаем никаких усилий для того, чтобы отыскать Его.

             «Меня интересует Земля, а не потусторонние миры ради их благ. Я стремлюсь к реализации Божественного на земном плане, а не к спасению на далеких вершинах. Все остальные йоги считают эту жизнь иллюзией или переходным этапом. Только супраментальная йога рассматривает ее как нечто, созданное Божественным для своего постепенного проявления, и поэтому ставит своей целью полное раскрытие всех возможностей, заключенных в жизни и в теле», говорил Шри Ауробиндо...

Интегральная йога - это... Что такое Интегральная йога?

Интегральная йога (англ. Integral yoga) — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо и Матери Мирры Альфассы. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование.

Впервые интегральной йогой в современной истории назвал свою систему Шри Ауробиндо (1872—1950), подчеркнув этим всеобъемлющий подход к системе совершенствования своего сознания, духа и тела. Это направление использует бхакти, карма, шакти йоги, для изменения своего сознания и преобразования всех частей и составляющих человека, для осуществления преобразования и трансформации тела и приближения жизни божественной в этом материальном мире.

Принципом интегральной йоги является преобразование человеческого сознания в божественное, Шри Ауробиндо утверждал, что эта йога идет от Божественного и направлена на преобразование самой материи и материального мира в божественное творение. Именно поэтому эта йога называется интегральной, то есть полной, всеобъемлющей, так как для достижения конечного результата этой йоги недостаточно достичь нирваны, йогического транса или самадхи, или же каких-нибудь сиддхи, необходима полная трансформация сознания и тела, чтобы само человеческое воплощение в этом мире могло вместить Божественный дух, силу и знание.

Ссылки


Смотрите также