Обедня что это такое


Что такое обедня?

Автор: Олег Мальцев

Краткое содержание статьи:

Иногда можно услышать о том, что нужно в церкви заказать обедню, что это помогает болеющему или нуждающемуся в помощи человеку. Еще говорится об обедне за упокой души умершего. Действительно, в храме существует такая возможность. Но для чего нужно данное служение?

Что такое обедня и когда ее заказывают?

Обедня —это проводимое в храме богослужение, которое официально называется литургией.

Слово «литургия» имеет греческое происхождение и означает «общее дело», а слово «обедня» появилось в народе из-за того, что проводилась до обеда. Она считается наиболее важным служением суточного церковного круга, в течение обедни осуществляется Евхаристия, то есть Святое Причастие.

Литургия проводится не по заказу, а по расписанию.

Обедней еще в разговоре могут называть записки с именами, которые составляют прихожане, желая заказать помин души усопшего или упоминание ближнего в молитве за здравие. Это не значит, что по заказу будет проведено отдельное служение, посвященное только людям, указанным на листке, ведь таких прошений довольно много. Подразумевается, что записанные христиане во время обедни будут упомянуты в молитве.

Что такое суточный богослужебный круг?

Церковный день происходит по определенному графику, в который входят три важных богослужения:

Так звучат разговорные названия служений, отражая собой время исполнения каждого из них. С точки зрения не знающего некоторых традиций человека этот цикл начинается с утра, то есть с утрени. Но для священников и других работающих в церкви людей отсчет круга начинается с вечера. В качестве аргумента к такому порядку событий ссылаются на то, что сотворение мира начиналось с вечера.

Поэтому в начале круга стоит вечерня, потом идет утреня, после которой следует обедня. Каждое из служений, в свою очередь, подразделяется на три части, в результате чего получается девять служб.

В этом видео отец Афанасий рассказывает, как проводится суточный круг богослужений в православной церкви:

Какая разница между вечерней, утреней и обедней?

Служение в вечернее время посвящается вознесению Богу благодарственных молитв за прожитый день. В течение вечерни прихожане благодарят Господа за прошедший отрезок времени, а также просят помощи и благословения на грядущую ночь.

В течение вечерни проводятся:

  1. Девятый час;
  2. Вечерня;
  3. Повечерие.

Утром христиане в церкви в своих молитвах выражают признательность за ниспосланный им сон для отдыха или за прошедший ночной период, просят о помощи в наступающем дне.

Утреня состоит из:

  1. Полунощницы;
  2. Утрени;
  3. Первого часа.

Во время обедни возносятся мольбы Всевышнему за живых и усопших, то есть умерших людей. В процессе дневного богослужения совершается Таинство Причащения.

Обедня включает в себя:

  1. Третий час;
  2. Шестой час;
  3. Литургию.

По актуальному во времена Евангельских событий временному исчислению в третий час дня Иисуса вели на суд к Понтию Пилату. А в шестом часу дня произошло распятие Христа, о чем и напоминает следующая служба.

И только после этого начинается литургия, в которой три «акта»:

  • Проскомидия;
  • Литургия оглашенных;
  • Литургия верных.

Чем отличается проскомидия от обедни?

Проскомидия не является обедней, она представляет собой только часть подготовительных действий, производимых в процессе литургии.

Само Таинство Причастия имеет греческое название «Евхаристия», означающее «благодарение», является напоминанием о Тайной Вечере, когда Христос собрал Своих учеников на пасхальную трапезу и, в определенной степени, ее воспроизведением.

На том торжественном совместном приеме пищи Иисус подал апостолам хлеб и вино, сказав о том, что в них Его Тело и Кровь, и что вкушающий Их имеет жизнь вечную.

Для приготовления к Причастию священнослужитель берет пять просфор. Из первой он вырезает и достает часть в виде куба, символизирующую образ страдающего за нас Христа. Ей присваивается название Агнец. Из других просфор вынимаются доли в честь Пресвятой Богородицы и святых.

Из последних двух вырезаются частицы за людей, как за тех, кто еще обретается в мире живущих на земле, так и за тех, кто покинул его. Такие хлеб и вино называются Святыми Дарами.

В эти минуты приготовления и укладывания кусочков просфор читаются молитвы и упоминаются имена христиан, указанных в поданных прихожанами записках.

Обедня по усопшим: что это такое?

Обедня по усопшим не является каким-то отдельным служением, отличным от основного. В процессе проведения Литургии есть минуты, когда произносятся молитвенные слова за умерших крещеных людей.

Поминовение усопших происходит в следующие моменты:

  • Во время проскомидии, при извлечении хлебных частиц. Это и есть обычное поминовение по простой записке об упокоении;
  • После преложения Святых Даров. Это не прочтение конкретных имен, а общее поминовение всех;
  • Во время заупокойной ектеньи. В Литургии оглашенных есть часть, посвященная чтению отрывка из Евангелия, потом начинается ектения, во время которой произносятся имена. Для этого надо заказать обедню с молебном;
  • После богослужения, во время панихиды за упокой. Для такого дополнительного упоминания требуется также подать соответствующую записку на панихиду.

Считается, что не нужно писать имя некрещеного в списке на прочтение священнослужителем, но можно зажигать свечу и молиться за этого человека самостоятельно.

Обедня о здравии: что это такое?

Обедню о здравии можно охарактеризовать словами, похожими на те, что были сказаны выше насчет обедни об усопших. В ходе совершения Литургии выделяется некоторое время на прочтение молитвенной просьбы за здравие живых крещеных людей.

Молитвенные слова за здравие живых имеют место в следующие моменты:

  • Во время проскомидии, при извлечении хлебных частиц. Происходит поминовение по обычной записке о здравии;
  • После преложения Святых Даров. Без зачитывания списка, поминовение общими словами;
  • Во время заздравной ектеньи. После чтения отрывка из Евангелия начинается ектения, когда могут прочитать гласно конкретные имена. Чтобы имя ближнего попало в этот помин, следует заказать обедню с молебном;
  • После богослужения, во время молебна за здравие. Для этого понадобится подать соответствующую записку.

В заздравные списки также не следует вносить некрещеных людей, за них лучше жечь свечи и молиться самому. Некрещеным нужна просьба христиан за них перед Богом, поэтому стоит уделить молитве за них особое время.

Считается, что для живых и усопших нужна обедня, что это имеет важное значение. Умершие особенно нуждаются в молитве, соединенной с принесением Бескровной Жертвы, ведь сами они уже не могут совершить подобных действий. Лучше все заказать до начала богослужения, чтобы потом, не отвлекаясь, помолиться за своих ближних во время службы.

Видео: как проходит обедня?

В данном ролике Алена Лосева расскажет, как правильно проводится литургия, кто ее проводит в церкви:

Что такое обедня и когда её заказывают? - База ответов на любые вопросы

В православных храмах проводится множество разных богослужений. Каждое из них имеет свой собственный смысл и отражает внутреннее содержимое веры. Одним из важнейших религиозных обрядов в церкви является обедня. Во время ее проведения совершается великое таинство Причастия, которое Иисус Христос завещал апостолам, а те передали своим преемникам. Что такое обедня? Для чего она проводится и в каких случаях ее заказывают?

Что означает слово «обедня»?

Термин «обедня» происходит от русского слово «обед», которое, в свою очередь, было заимствовано от старославянского «обѣдъ». Понятие считается простонародным выражением.

В церковной практике его синонимом выступает термин «литургия», корни которого уходят в греческий язык. В Древней Элладе под словом λειτουργία понимали «совместное дело» и использовали в отношении денежной повинности, которую выполняли богатые граждане Афин. Со временем понятие утратило свой первоначальный смысл и стало применяться в отношении церковного богослужения.

Что такое обедня?

Народное название обедни связано с тем, что служба проводится в утренние часы – до обеда, а также с обычаем после посещения храма устраивать совместную трапезу. Под обедней понимают важнейшее богослужение суточного круга (существуют еще утреня и вечерня), выступающее кульминацией церковной службы. В больших церквях и монастырях ее проводят каждый день, а в маленьких религиозных сооружениях литургия устраивается по воскресеньям.

Одним из главных элементов любой обедни выступает Евхаристия. Согласно церковным преданиям, порядок ее проведения установил сам Христос, завещая последователям вкушать хлеб и вино в знак приобщения к своему Телу и Крови. Наряду с Причастием, во время литургии православные вспоминают всю жизнь Господа, слушают чтение глав из Священного Писания, читают молитвы и поют псалмы.

Обедня включает в себя три этапа, которые выполняются в строгой последовательности. Первая часть литургии носит название «проскомидия», что означает «принесение». Термин связан с древним обычаем христиан приносить с собой в церковь вино и хлеб (просфору).

В наши дни Божьи дары не приносятся, а заказываются непосредственно в храме. Во время проведения Проскомидии священнослужитель подготавливает хлеб и вино к Причастию, сопровождая свои действия чтением богослужебной книги (Часослова). Второй этап обедни – Литургия оглашенных, при которой прихожане учатся, каким образом нужно жить по Заповедям Господним. Диакон или священник произносит молитвы о здравии, о близких, храме, людях, попавших в беду или совершающих путешествие, а также зачитывает главы из Евангелия.

В третьей части обедни, называемой Литургия Верных, происходит Причастие, перед которым поются молитвы, ектении и запричастный стих. После завершения Евхаристии совершается благодарение, а затем люди расходятся по домам.

Когда заказывают обедню?

Считается, что обедня обладает великой силой, поэтому перед богослужением христиане передают священнослужителю записки с просьбой помолиться о близких им людям. Для подачи прошений в храмах предусмотрены регистратуры с двумя окошками – в одном принимают записки о здравии живых, в другом – об упокоении умерших. Поминовения могут заказываться на одно богослужение, а также на месяц, полгода или год.

Обедня о здравии заказывается в том случае, если человек хочет помолиться о здоровье, пожелать долголетия и избавления от проблем. Литургия сопровождается молебном, при котором диакон зачитывает имена поминающихся, а затем возносит о них молитву. Обедня об упокоении происходит аналогичным образом, только вместо молитв о здравии осуществляется панихида. Литургию можно назвать проявлением любви друг к другу. Чаще всего к ней прибегают, когда исчерпаны все земные средства, и у человека остается надежда только на Бога. Считается, что она помогает не только живым, но и умершим, поскольку христианская молитва способна умолить Господа о спасении усопших, облегчить мучения грешных, а иногда вывести их из ада на небеса.

ОБЕДНЯ - это... Что такое ОБЕДНЯ?

  • обедня — литургия, служба, матутина, богослужение Словарь русских синонимов. обедня сущ., кол во синонимов: 7 • богослужение (21) • …   Словарь синонимов

  • обедня — ОБЕДНЯ, арх., диал. – Обед. Почто кашевар к обедне не кличет? – нахмурив брови, посмотрел сын боярский на Кайгуль. – Ужо давно ись охота (2. 288). СРНГ 22. 27 28: обедня (во 2 м и 3 м знач.) «время обеда; обед» (новосиб., арханг.) …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ОБЕДНЯ — см. Литургия …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОБЕДНЯ — ОБЕДНЯ, обедни, род. мн. обеден, жен. (церк.). Церковная служба у христиан, совершаемая утром или днем; то же, что литургия. «Андрюшка Голиков звонил к ранней обедне.» А.Н.Толстой. ❖ Испортить (всю) обедню кому (разг. фам.). помешать кому нибудь… …   Толковый словарь Ушакова

  • обедня — кончилась • действие, субъект, окончание служить обедню • действие слушать обедню • восприятие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • обедня — обедня, род. мн. обеден, дат. обедням …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • обедня — и; мн. род. ден, дат. дням; ж. 1. Церк. Христианское богослужение, совершаемое утром или в первую половину дня; литургия. Ранняя, поздняя о. Пойти к обедне. Служить обедню. Отстоять, отслужить обедню. 2. Многочастное хоровое произведение… …   Энциклопедический словарь

  • Обедня — народное название литургии – церковной службы, совершаемой до обеда или сразу после него. Слово «обедня» произошло от слова «обед», обозначающего традиционный прием пищи в середине дня, между завтраком и ужином. Народ родил и иносказательное… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • обедня — ОБЕДНЯ, и, ж То же, что литургия. Отойдет обедня, а в церкви выстраивается длинная очередь людей, ждущих беседы с отцом Николаем (З. Масленникова) …   Толковый словарь русских существительных

  • обедня — и, ж.    Церковная служба у христиан, совершаемая утром или днем.    ► Обедня не начиналась, ждали Кирила Петровича. // Пушкин. Дубровский //; А разве вы не богомольны? заметила, пришептывая, Настасья Карповна. И сегодня к ранней обедне не пошли …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Что такое обедня и как она проводится? :

Многих людей интересует толкование слова «обедня». В связи с этим будет уместным вспомнить один исторический эпизод. В эпоху жесточайших религиозных войн Генрих Бурбон, король Наварры (небольшого средневекового королевства, находившегося между Францией и Испанией), чтобы занять французский престол, был вынужден изменить протестантской вере.

В конце XVI века он женился на принцессе Маргарите, приняв католичество. При этом им была произнесена знаменитая фраза: «Париж стоит обедни». Смысл этого выражения в том, что ради обладания королевской властью стоит пожертвовать вероисповеданием. О том, что означает слово «обедня», можно узнать из этой статьи. А также о том, в чем ее различие в христианских конфессиях.

Главное христианское богослужение

Значение слова «обедня» полностью совпадает со значением слова «литургия», которое имеет греческие корни. В переводе – это «служение», «общее дело». Литургией, а, значит, и обедней (как правило, это слово употребляется в бытовом контексте, так как служба проводится в первой половине дня) называется самое главное богослужение в христианской религии. Его основа – совершение таинства Евхаристии.

Таинство – это церковное действо, основанное на вере в то, что в храме продолжается искупление паствы, начатое Иисусом Христом во время его распятия на кресте в качестве искупительной жертвы за все грехи человечества.

Оно отличается от обрядов (например, таких как панихида или освящение воды) тем, что установлено не людьми, а самим Иисусом, и призвано оказывать влияние не на внешнюю, а на внутреннюю, духовную жизнь. Во время совершения таинств на человека сходит благодать Божья. В зависимости от того или иного направления в христианской вере признаются от двух до семи таинств.

Евхаристия – благодарность Богу

Чтобы разобраться в том, что такое обедня, следует поближе познакомиться с понятием «Евхаристия». В переводе с греческого оно означает «благодарность», «признательность», а происходит от опять же греческих слов «добро» и «почитание».

Название «Евхаристия» используется в православной традиции, в католической и англиканской принято наименование «Святое Причастие», а в протестантской – «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление». Так же, как и названия, в этих ветвях Христианства различаются и понимание сущности этого таинства, и внешняя сторона проведения обряда.

Суть Евхаристии

Разберемся, что такое обедня и Евхаристия для разных направлений Христианства. Суть этого таинства заключается в том, что хлеб и вино освящаются служителями церкви особым образом, а затем вкушаются верующими. Согласно трактовке апостола Павла в это время происходит приобщение прихожан к Телу и Крови Христовым. Таким образом, им дается возможность соединения с высшим существом через Иисуса Христа.

Так учат представители исторических церквей, которые ведут начало от Апостольской церкви и в своем вероучении опираются не только на Священное писание, но и на Священное предание (источники, отличные от Ветхого и Нового Завета). К таким церквям относятся православная, католическая и церкви Древнего Востока (например, Армянская, Ассирийская, Коптская). Регулярно участвовать в Евхаристии нужно для спасения и вечной жизни.

Отрицание осуществления протестантами

В отличие от предыдущей трактовки Евхаристии, протестантская церковь, хотя и признает ее, но считает символическим действием, которое выражает единство Христа с верующими лишь условно. При этом ею отрицается пресуществление.

Под этим термином богословы подразумевают, что Святые Дары – хлеб и вино – на самом деле превращаются в Христовы Тело и Кровь. Но верующие ощущают их прежний вкус. Такое положение является отражением doctrina de fide – учения о вере, принятого на XX Вселенском соборе, открывшемся в 1869 году. Протестанты категорически не согласны также и с пышностью проведения этого обряда, как и всех остальных.

Порядок проведения литургии

Рассмотрим подробнее, что такое обедня (литургия) в православной традиции, ознакомившись с порядком ее проведения.

I Часть – Молитвы и Проскомидия.

  1. Чтение входных молитв.
  2. Проскомидия (подношение) – приготовление вещества для совершения Евхаристии.
  3. Поминовение членов Церкви, как усопших, так и здравствующих.

II Часть – Литургия оглашенных – подготовка к присутствию при таинстве Евхаристии.

  1. Пение псалмов.
  2. Малый вход в храм с Евангелием.
  3. Молитвы, чтение Евангелия.
  4. Проповедь.
  5. Ектенья – просительное моление.
  6. Благословение оглашенных – готовящихся к принятию Крещения.
  7. Отпуст оглашенных – благословение на выход из церкви после завершения обедни.

III Часть – Литургия верных.

  1. Херувимская песнь.
  2. Принесение вина и хлеба со стола в алтаре (жертвенника) на стол для Евхаристии (престол), называемое Великий Вход.
  3. Проскомидийные поминовения.
  4. Целование мира – взаимное лобзание верующих.
  5. Чтение Символа веры.
  6. Песнопения и приготовление к причащению (чтение «Отче наш»).
  7. Причащение – сначала священнослужителей в алтаре, а затем верующих в храме.
  8. Пение гимнов, проповедь.
  9. Приложение к кресту.
  10. Раздача святой воды и просфор.
  11. Благодарственные молитвы.

Узнав, что такое обедня, естественно задаться вопросом - а почему же так важно было претенденту на французский престол быть участником таинства именно по католическому образцу, а не по протестантскому? Почему велись религиозные войны между сторонниками различных конфессий?

Неужели из-за того, что протестанты отрицают пресуществление и проводят литургию без пышного украшения храма и такого же обставления самого обряда, как у католиков? Конечно же, нет. В основе лежала борьба за власть между представителями отживающего феодального строя и зарождающегося буржуазного.

Обедня - это... Что такое Обедня?

Обедня Небесная литургия (икона, XVI век)

Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии.

Основные песнопения его ведут историю с глубокой древности. Как повествуют некоторые дошедшие до наших дней церковные предания и документы, уже в I веке существовало антифональное пение, евхаристическая молитва[1]; чуть позже были введены другие духовные песни и молитвы: «Святый Боже…» — с 438, Символ веры — в 510, «Единородный Сыне…» — с 536, «Да исполнятся…» — с 620, «Достойно есть…» — с 980 и т. д.

Литургическая символика

Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится жертва, и самой жертвой, приносимой за грехи мира. Вся же Евхаристия выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлиеме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т. д.

Топографический символизм

Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной» (PG,106,943A), то есть он является литургическим образом мира, близким к мимитическому подобию. В храме сконцентрированы «все красоты вселенной». Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях. Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире. «Если существует некоторое слияние противоположностей всего мира, дольнего и горнего — оно здесь» (Иоанн Геометр, PG, 106, 944B). По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх,— весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н. «топографического символизма», реальности высшего духовного порядка. Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлиемской пещерой и, одновременно, по Герману, местом погребения Христа (по Софронию Иерусалимскому — гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником. Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.

Церковь земная и небесная

Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли. Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас» (345 CD). Таким образом, по учению св.отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чем поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие…».

Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой. Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму. «Мне кажется,— писал св. Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа». Ту же мысль высказывает и св. Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрния к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».

Литургия как воспоминание

Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнезиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нем вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее ее. Так в «анамнезисе» литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню (в ней анамнезис — название ее части), «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мервых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» (PG, 98, 389D).

Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нем частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.

Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей (PG, 91, 705A-C). Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т. п.

Литургия византийского обряда

В византийском обряде (православие и греко-католицизм) в настоящее время служится три варианта литургии:

Помимо этого, в некоторых Поместных Православных церквах (напр. Иерусалимской и Элладской) единожды в год служится Литургия апостола Иакова в день памяти апостола Иакова - 30 апреля.

Последование Таинства Евхаристии

  • Входные молитвы и облачение. Проскомидия.
    • Входные молитвы;
    • Облачение;
    • Проскомидия;
    • Молитва приношения (древняя проскомидия).
  • Литургия верных.
    • Преуготовление;
    • Вход (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомидийные поминовения);
    • Целование мира и исповедание веры;
    • Св. возношение (анафора);
      • Начальный диалог;
      • Вводная часть («Свят, свят, свят»);
      • Воспоминание;
      • Призывание;
      • Ходатайство.
    • Приготовление к причащению (Отче наш);
    • Св. причащение;
      • Причащение в алтаре;
      • Причащение народа в храме;
      • Гимны поле причащения («Воскресение Христово видевше...»).
    • Благодарение после причащения;
    • Заключительные молитвы;
  • 33 псалом, во время Агапы;
  • Отпуст народа;
  • Многолетие.

Термину Литургия для определения главного публичного богослужения (как правило, евхаристического) отдавалось также предпочтение (вместо названия Месса) богословами лютеранской Реформации XVI в. Этим имелось в виду подчеркнуть правильность общинного характера такого богослужения в христианской Церкви, в противоположность практике служения римо-католических «частных» месс — которые служились священником в уединении, а также «шептанных» римо-католических месс, при которых хотя миряне возможно присутствовали, однако вся месса тихо произносилась священником без какого-либо их (или хора) участия. Название Литургия сохраняется для названия главного богослужения у лютеран. Такое лютеранское богослужение, в своей традиционной форме, в общем следует порядку обрядов до-тридентской римо-католической мессы, с включением дополнительно 5-10 гимнов и исключая элементы, неприемлимые для лютеран с точки зрения вероучения, а именно:

Чины лютеранских литургий исторически восходили по своей структуре к одной из двух отличных традиций — немецкой либо шведской, однако уже на раннем этапе возник довольно широкий спектр местных особенностей. После упадка в лютеранской богослужебной практике под влиянием рационализма и пиетизма в XVIII—XIX вв., в сер. XIX — нач. XX в. в лютеранстве многих стран (в том числе Российской империи) развивалось движение «литургического возрождения», способствовавшее возобновлению в лютеранском богослужении утраченных прежде элементов «кафолической» литургической преемственности Западной Церкви. Кроме того, в нач. ХХ в. вероисповедные критерии лютеранства были приложены на Зап. Украине для лютеранской редакции литургии Иоанна Златоуста — результатом чего стал лютеранский обряд литургии славяно-византийского происхождения.

Wikimedia Foundation. 2010.

ОБЕДНЯ - это... Что такое ОБЕДНЯ?

  • обедня — литургия, служба, матутина, богослужение Словарь русских синонимов. обедня сущ., кол во синонимов: 7 • богослужение (21) • …   Словарь синонимов

  • обедня — ОБЕДНЯ, арх., диал. – Обед. Почто кашевар к обедне не кличет? – нахмурив брови, посмотрел сын боярский на Кайгуль. – Ужо давно ись охота (2. 288). СРНГ 22. 27 28: обедня (во 2 м и 3 м знач.) «время обеда; обед» (новосиб., арханг.) …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ОБЕДНЯ — см. Литургия …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОБЕДНЯ — ОБЕДНЯ, и, род. мн. ден, жен. У православных: церковная служба утром или в первую половину дня, во время к рой совершается обряд причащения, литургия. Ранняя о. Пойти к обедне. • Всю обедню испортить кому (разг.) помешать в каком н. деле. | прил …   Толковый словарь Ожегова

  • обедня — кончилась • действие, субъект, окончание служить обедню • действие слушать обедню • восприятие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • обедня — обедня, род. мн. обеден, дат. обедням …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • обедня — и; мн. род. ден, дат. дням; ж. 1. Церк. Христианское богослужение, совершаемое утром или в первую половину дня; литургия. Ранняя, поздняя о. Пойти к обедне. Служить обедню. Отстоять, отслужить обедню. 2. Многочастное хоровое произведение… …   Энциклопедический словарь

  • Обедня — народное название литургии – церковной службы, совершаемой до обеда или сразу после него. Слово «обедня» произошло от слова «обед», обозначающего традиционный прием пищи в середине дня, между завтраком и ужином. Народ родил и иносказательное… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • обедня — ОБЕДНЯ, и, ж То же, что литургия. Отойдет обедня, а в церкви выстраивается длинная очередь людей, ждущих беседы с отцом Николаем (З. Масленникова) …   Толковый словарь русских существительных

  • обедня — и, ж.    Церковная служба у христиан, совершаемая утром или днем.    ► Обедня не начиналась, ждали Кирила Петровича. // Пушкин. Дубровский //; А разве вы не богомольны? заметила, пришептывая, Настасья Карповна. И сегодня к ранней обедне не пошли …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков


Смотрите также