Мистерия что это такое


МИСТЕРИЯ - это... Что такое МИСТЕРИЯ?

  • Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно …   Литературная энциклопедия

  • Мистерия —     МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… …   Словарь литературных терминов

  • МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мистерия — См …   Словарь синонимов

  • МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… …   Современная энциклопедия

  • МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… …   Энциклопедия культурологии

  • мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мистерии - это... Что такое Мистерии?

Посвящение в дионисийские таинства. Фреска виллы Мистерий, Помпеи.

Мисте́рии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века до н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV века до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.

Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» (греч. τελεταί όργια) у греков, инициациями (лат. initiatio) у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (греч. ὄργια). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляли существенное содержание мистерий. Сюда присоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в «действиях» (греч. δρώμενα) и «словах» (греч. λεγόμενα) мистерий, под которыми подразумевался богослужебный ритуал мистерий, с его зрелищами, песнопениями, музыкой и оркестикой. Самое проникновение в мистериях для участников в них было постепенное «посвящение»; обыкновенно различались две степени — предварительное посвящение, делавшее участника мистом (греч. μύστις), и окончательное созерцание мистерий (греч. έποπτεία), делавшее его эпоптом («созерцающим»). Лишь последний мог сделаться мистагогом (греч. μυστᾰγωγός), то есть быть руководителем других в мистериях. Учение, проводившееся в мистериях, было, по-видимому, более одухотворенным и отчасти спекулятивным, в сравнении с народной верой; оно не проповедовалось догматически, но проводилось в сознание участников мистерий путем различных зрелищ и драматических действий.

Строгая тайна вменялась в обязанность участникам мистерий. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные, происходившие согласно государственным установлениям (например, Элевсинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы и др.).

Важнейшие мистерии

Элевсинские мистерии

Совершались ежегодно в честь Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Коры (Персефоны — богини плодородия и царства мёртвых), в Элевсине; местом происхождения их считают Древний Египет; в Греции они были известны ещё в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Эвмолпидов и Кириков (см. Эвмолп). Важнейшими лицами при мистериях были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др.

Посвящаться могли все эллины, без различия общественного положения, пола, племени или государства, позже доступ получили и римляне. Лица порочные и преступники не могли быть посвящены. Желающий посвятиться брал в руководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым мистериям, затем уже к великим; между этими двумя посвящениями существовал промежуток не менее года. Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшные звуки. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями, но тем не менее производили подавляющее впечатление. Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери, за которыми стояли статуи и жертвенники; при ярком свете факелов посвящаемым представлялись украшенные роскошными одеждами изображения богов. С Элевсинсими мистериями соединены были афинские малые и великие мистерии. Первые состояли, главным образом, в очищении водой Илисса; в состав вторых входили торжественные процессии в Элевсине, очищения морской водой, мистические обряды в храме Деметры в присутствии одних лишь посвященных, и состязания. Драматические представления воспроизводили перед мистами весь миф о Деметре; при этом им показывались священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны (греч. τά άπόρρητα, «запретные»), то есть, вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу. В своё время римский император Нерон объявивший себя божеством при жизни пытался пройти посвящение, однако ему неоднократно было в этом отказано.

Самофракийские мистерии

Связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.

Критские мистерии

Мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов. Они были открыты для всех.

Орфические мистерии

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий

Являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе.

Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднества в честь Котито, Кибелы и др.

Исследования

До начала XIX века учёные видели в мистериях эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck’а («Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis», Кенигсберг, 1829) доказало связь мистерий с обычным культом богов у древних греков. Русский учёный Н. И. Новосадский пришёл к заключению, что в Элевсинских мистериях проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия.

См. также

  • Вакханалии
  • Дионис
  • Экстаз
  • Мистерия

Литература

  • Petersen, «Der geheime Gottesdienst bei den Griechen» (Гамбург, 1848);
  • Haupt, «De mysteriorum Graecorum causis et rationibus» (1853);
  • Rinck, «Ueber die ethische Bedeutung der griechischen Mysterien» («Verhandl. d. Basl. Phil. Vers.», 1847), Du Prel, «Die Mystik d. alten Griechen» (1888);
  • I. Preller, «Demeter u. Persephone» (1837);
  • H. И. Новосадский, «Елевсинские мистерии» (СПб., 1887);
  • A. Nebe, «De mysteriorum E leusiniorum tempore et administratione publica» (1886);
  • E. Rohde, «Psyche» (1890—93);
  • Virgili A., Culti Misterici ed orientali a Pompei (Roma, 2008);
  • Rubensohn, «Die Mysterienheiligthümer in Eleusis und Samothrake» (1892);
  • Aurich, «Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum» (1894).
  • Овсянико-Куликовский Д. Н., «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности». Одесса, 1883.

Ссылки

МИСТЕРИЯ

/ Ориг.: mysterium, μυ-στήριον - та­ин­ст­во, тай­на; со­глас­но другой эти­мо­ло­гии, ministerium - цер­ков­ная служ­ба

МИСТЕ́РИЯ (лат. mysterium, от греч. μυ-στήριον - та­ин­ст­во, тай­на; со­глас­но другой эти­мо­ло­гии, от лат. ministerium - цер­ков­ная служ­ба) жанр сред­не­ве­ко­во­го те­ат­ра (XIV-XVI века), инс­це­ни­ров­ка биб­лей­ских (из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов) и агио­гра­фических сю­же­тов.

Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ла во Фран­ции и в Анг­лии, бы­ла рас­про­стра­не­на так­же в Гер­ма­нии, Ита­лии и Ис­па­нии.

Литератуную ос­но­ву боль­шин­ст­ва мистерий со­став­ля­ли еван­гель­ские опи­са­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, со­бы­тий Стра­ст­ной не­де­ли и Вос­кре­се­ния. Из Вет­хо­го За­ве­та осо­бен­ной по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сю­же­ты о Со­тво­ре­нии ми­ра, гре­хо­па­де­нии, Все­мир­ном по­то­пе, Каи­не и Аве­ле, Ав­раа­ме и Исаа­ке.

Во второй половине XIV века на­ча­ли скла­ды­вать­ся так называемые мис­те­ри­аль­ные цик­лы, ох­ва­ты­вав­шие со­бы­тия свя­щен­ной ис­то­рии от Со­тво­ре­ния ми­ра до Страш­но­го су­да.

В сред­ние ве­ка тер­мин «мистерии» су­ще­ст­во­вал толь­ко во Фран­ции и Ка­та­ло­нии; в Анг­лии он во­шёл в упот­реб­ле­ние лишь в XVIII веке и обо­зна­чал мис­те­ри­аль­ные цик­лы, до это­го мистерии ото­жде­ст­в­ля­ли с ми­рак­ля­ми; в ос­таль­ных стра­нах мистерии не вы­де­ля­ли сре­ди про­чих «ду­хов­ных игр».

Мистерия воз­ник­ла в ре­зуль­та­те раз­ви­тия и по­сте­пен­но­го об­мир­ще­ния ли­тур­ги­че­ской дра­мы. Пер­во­на­чаль­но мистерия бы­ла се­ри­ей так называемых жи­вых кар­тин, со­про­во­ж­дае­мых сло­вес­ным ком­мен­та­ри­ем. В середне XV века поя­ви­лись диа­ло­ги в фор­ме рит­ми­зованной про­зы на народных язы­ках с эле­мен­та­ми ла­ты­ни.

В пе­ри­од сво­его рас­цве­та (середина XV-XVI веков) мистерия пред­став­ля­ла со­бой мно­го­фи­гур­ную ком­по­зи­цию с раз­ветв­лён­ным сю­же­том, ко­ли­чест­во уча­ст­ни­ков ко­то­рой ис­чис­ля­лось сот­ня­ми, а объ­ём тек­ста до­сти­гал не­сколь­ких де­сят­ков ты­сяч сти­хов. По­ста­нов­ка митсерии осу­ще­ст­в­ля­лась на ос­но­ве сце­на­рия, вклю­чав­ше­го в се­бя пе­ре­чень дей­ст­вую­щих лиц, клю­че­вые ре­п­ли­ки, план сце­ны, ре­мар­ки с де­таль­ным опи­са­ни­ем ми­зан­сцен, жес­тов, ре­к­ви­зи­та и т. д. Ав­то­ра­ми мистерии вы­сту­па­ли учё­ные го­ро­жа­не (тео­ло­ги, юри­сты, вра­чи), при­да­вав­шие свя­щен­но­му тек­сту свет­скую трак­тов­ку и за­ни­ма­тель­ность. Письменная фик­са­ция мистерии про­ис­хо­ди­ла обыч­но че­рез 2-3 де­ся­ти­ле­тия по­сле пер­вой по­ста­нов­ки и но­си­ла по не­об­хо­ди­мо­сти из­би­ра­тель­ный ха­рак­тер.

Наи­бо­лее ран­ние из­да­ния мистерии от­но­сят­ся к середине XV века. К началу XVI века кор­пус мис­те­ри­аль­ных тек­стов пол­но­стью сло­жил­ся.

Со­хра­ни­лись тек­сты «Ар­рас­ской мис­те­рии» Эс­та­ша Мер­ка­де (1425 год), «Мис­те­рии Стра­стей Гос­под­них» Ар­ну­ля Гре­ба­на (1452 год; обе - во Фран­ции), так называемый Йорк­ский цикл мис­те­рии Стра­стей Хри­сто­вых (48 пьес не­из­вест­ных ав­то­ров, поставлен ме­ж­ду 1376 и 1580 годами), Чес­тер­ский цикл мис­те­рии Пя­ти­де­сят­ни­цы (1422 год - по­сле 1521 года; оба - в Анг­лии) и многие другие.

Мистерии бы­ли при­уро­че­ны к цер­ков­ным и свет­ским празд­ни­кам, фи­нан­си­ро­ва­лись городскими вла­стя­ми и цер­ков­ным со­ве­том и ра­зыг­ры­ва­лись с ран­не­го ут­ра до позд­не­го ве­че­ра на про­тя­же­нии 3-4 дней (на ран­нем эта­пе) ли­бо по несколько ча­сов в день в про­дол­же­ние многих не­дель. Ор­га­ни­за­ци­ей мистерией за­ни­ма­лись городские це­хи, с XV века - так­же ак­тёр­ские брат­ст­ва; ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ло «Брат­ст­во Стра­стей Гос­под­них», в 1401- 1548 годы об­ла­дав­шее мо­но­поль­ным пра­вом на по­каз мистерий в Па­ри­же. В пред­став­ле­ни­ях уча­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ни­ки, клир, мо­на­хи.

При по­ста­нов­ке мистерии ис­поль­зо­ва­лось три ти­па сце­ны: пе­ре­движ­ная, коль­це­вая и сис­те­ма т. н. бе­се­док. В пер­вом слу­чае ак­тё­ры «во­зи­ли» отдельные эпи­зо­ды мистерии по ули­цам го­ро­да, ра­зыг­ры­вая их на пе­ре­движ­ных плат­фор­мах (пед­жен­тах, от лат. pa­gina - стра­ни­ца; осо­бен­но ха­рак­тер­ны для Анг­лии), пред­став­ляв­ших со­бой двухъ­я­рус­ные по­воз­ки: на ниж­нем яру­се, за­кры­том от зри­те­лей, ис­пол­ни­те­ли пе­ре­оде­ва­лись, на верх­нем - иг­ра­ли. Коль­це­вой по­мост с обо­зна­чен­ны­ми на нём ячей­ка­ми ми­ро­зда­ния - т. н. мес­тами (loci; рай, ад, Гол­го­фа, храм, дво­рец и т. д.) воз­во­ди­ли на сту­пе­нях со­хра­нив­ших­ся ан­тич­ных ам­фи­те­ат­ров. «Бе­сед­ки» (так­же «па­виль­о­ны», «па­лат­ки», «до­ми­ки») со­ору­жа­ли на городской пло­ща­ди и в ин­терье­рах хра­мов, рас­по­ла­гая их в со­от­вет­ст­вии с се­ман­ти­кой сим­во­ли­зи­руе­мых ими мест в ие­рар­хическом по­ряд­ке по ле­вую или пра­вую сто­ро­ну от Рас­пя­тия, слу­жив­ше­го уни­вер­саль­ной точ­кой от­счё­та.

Для мистерии ха­рак­тер­ны цик­ли­за­ция сю­же­тов, мно­го­слой­ность струк­ту­ры дра­ма­тического дей­ст­вия, пе­ре­ме­жав­ше­го­ся ин­тер­ме­дия­ми; ко­ме­дий­ная раз­ра­бот­ка жан­ро­вых эпи­зо­дов и сцен с уча­сти­ем дья­во­ла, кон­тра­сти­ро­вав­ших сво­им ко­миз­мом с са­краль­но­стью основну дей­ст­вия; тен­ден­ция к ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции в трак­тов­ке ко­мических пер­со­на­жей и вто­ро­сте­пен­ных дей­ст­вую­щих лиц; си­муль­тан­ная ор­га­ни­за­ция сце­нического про­стран­ст­ва и по­ли­цен­трич­ность дей­ст­вия, про­ис­хо­див­ше­го од­но­вре­мен­но в раз­ных «мес­тах»; со­че­та­ние ка­но­нических ми­зан­сцен и ко­ди­фи­ци­рованных жес­тов с ак­тёр­ской им­про­ви­за­ци­ей, оби­лие сце­нических эф­фек­тов (фей­ер­вер­ки, на­вод­не­ния, воз­не­се­ние ге­ро­ев в рай и низ­вер­же­ние в ад и т. п.), для обес­пе­че­ния ко­то­рых при­ме­ня­лась специальная ма­ши­не­рия (ры­ча­ги, бло­ки, трю­мы и др.).

По об­раз­цу ре­лигиозной мистерии соз­да­ва­лись так­же мистерии свет­ско­го со­дер­жа­ния, по­свя­щён­ные ис­то­рическим и по­лу­ле­ген­дар­ным со­бы­ти­ям: французские мистерии «Оса­да Ор­леа­на» (1429 год), «Раз­ру­ше­ние Трои» (1452 год) и др.

На мис­те­ри­аль­ной сце­не воз­ник­ли мо­ра­ли­те и фарс.

Влия­ние мистерий про­сле­жи­ва­ет­ся в английской ели­за­ве­тин­ской дра­ме и испанском те­ат­ре «зо­ло­то­го ве­ка» (дра­мы П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки).

В XIX веке к фор­ме мистерий об­ра­ща­лись Дж. Бай­рон («Ка­ин», 1821 год) и В.К. Кю­хель­бе­кер («Ижор­ский», части 1-2, изданы в 1835 году; часть 3, издана в 1939 году).

В первой половине XX века пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки воз­ро­дить мистерии как жанр дра­ма­тической ли­те­ра­ту­ры: «При­шед­ший» (1903 год) А. Бе­ло­го, «Бла­гая весть Ма­рии» (поставлен в 1912 году; окон­ча­тель­ная редакция - 1948 год) П. Кло­де­ля, «Убий­ст­во в со­бо­ре» (1935 год) Т.С. Элио­та, «То­мас Кран­мер, ар­хи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский» (1936 год) Ч. Уиль­ям­са, «Ан­на» и «Сол­да­ты» (обе изданы в 1947 году) Е.Ю. Кузь­ми­ной-Ка­ра­вае­вой и др. При­мер пе­ре­ос­мыс­ле­ния жан­ра мистерий в но­вом ис­то­рическом кон­тек­сте - «Мис­те­рия-буфф» (поставлена в 1918 году, вторая редакия - в 1921 году) В.В. Ма­я­ков­ско­го.

Исторические источники:

Mystères inédits du quinzième siècle, pub­liés pour la première fois... / Par A. Jubi­nal. P., 1837. Vol. 1–2;

Dodsley R. A select collection of old English plays. 4th ed. L., 1876. Vol. 15.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Woolf R. The English mystery plays. L., 1972; Емель­я­но­ва Т.В. Жанр сред­не­ве­ко­вой мис­те­рии // Стра­ни­цы. М., 1997. Т. 2. № 4
  • Runnalls G.A. Études sur les mystères. P., 1998 (bibl.)
  • Runnalls G.A. Les mystères dans les pro­vinces françaises. P., 2003
  • Ко­ля­зин В.Ф. От мис­те­рии к кар­на­ва­лу: Те­ат­раль­ность не­мец­кой ре­ли­ги­оз­ной и пло­щад­ной сце­ны ран­не­го и позд­не­го сред­не­ве­ко­вья. М., 2002

МИСТЕРИЯ - это... Что такое МИСТЕРИЯ?

  • Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно …   Литературная энциклопедия

  • Мистерия —     МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… …   Словарь литературных терминов

  • МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мистерия — См …   Словарь синонимов

  • МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… …   Толковый словарь Ушакова

  • МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… …   Современная энциклопедия

  • МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… …   Энциклопедия культурологии

  • мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИСТЕРИЯ - это... Что такое МИСТЕРИЯ?

  • Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно …   Литературная энциклопедия

  • Мистерия —     МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… …   Словарь литературных терминов

  • МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мистерия — См …   Словарь синонимов

  • МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… …   Толковый словарь Ушакова

  • МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… …   Энциклопедия культурологии

  • мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв.

Мистерия возникла из более раннего (9–13 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение – бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым «проваливание в ад» или «вознесение на небеса»). Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях). Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.

Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.

Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в «братства», профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника, эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.

Вклад мистерии в историю развития театрализованных праздников и зрелищного искусства в целом очень велик. Кроме популяризации театра как вида искусства, мистерия фактически положила начало возникновению театральной самодеятельности. В мистерии возникли и другие жанры средневекового театра – моралите и фарс. И, наконец, именно в недрах мистерии зародились многие театральные профессии, помимо актерских – от сценографов до постановщиков трюков, и даже продюсеров, осуществляющих всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.

Татьяна Шабалина

Литература:

История западно-европейского театра под ред. С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956 Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991

Проверь себя! Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?


Смотрите также