Мистерия что это такое
МИСТЕРИЯ - это... Что такое МИСТЕРИЯ?
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов
МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка
мистерия — См … Словарь синонимов
МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Современная энциклопедия
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии
мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мистерии - это... Что такое Мистерии?
Посвящение в дионисийские таинства. Фреска виллы Мистерий, Помпеи.Мисте́рии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.
Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века до н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV века до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.
Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» (греч. τελεταί όργια) у греков, инициациями (лат. initiatio) у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (греч. ὄργια). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляли существенное содержание мистерий. Сюда присоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в «действиях» (греч. δρώμενα) и «словах» (греч. λεγόμενα) мистерий, под которыми подразумевался богослужебный ритуал мистерий, с его зрелищами, песнопениями, музыкой и оркестикой. Самое проникновение в мистериях для участников в них было постепенное «посвящение»; обыкновенно различались две степени — предварительное посвящение, делавшее участника мистом (греч. μύστις), и окончательное созерцание мистерий (греч. έποπτεία), делавшее его эпоптом («созерцающим»). Лишь последний мог сделаться мистагогом (греч. μυστᾰγωγός), то есть быть руководителем других в мистериях. Учение, проводившееся в мистериях, было, по-видимому, более одухотворенным и отчасти спекулятивным, в сравнении с народной верой; оно не проповедовалось догматически, но проводилось в сознание участников мистерий путем различных зрелищ и драматических действий.
Строгая тайна вменялась в обязанность участникам мистерий. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные, происходившие согласно государственным установлениям (например, Элевсинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы и др.).
Важнейшие мистерии
Элевсинские мистерии
Совершались ежегодно в честь Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Коры (Персефоны — богини плодородия и царства мёртвых), в Элевсине; местом происхождения их считают Древний Египет; в Греции они были известны ещё в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Эвмолпидов и Кириков (см. Эвмолп). Важнейшими лицами при мистериях были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др.
Посвящаться могли все эллины, без различия общественного положения, пола, племени или государства, позже доступ получили и римляне. Лица порочные и преступники не могли быть посвящены. Желающий посвятиться брал в руководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым мистериям, затем уже к великим; между этими двумя посвящениями существовал промежуток не менее года. Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшные звуки. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями, но тем не менее производили подавляющее впечатление. Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери, за которыми стояли статуи и жертвенники; при ярком свете факелов посвящаемым представлялись украшенные роскошными одеждами изображения богов. С Элевсинсими мистериями соединены были афинские малые и великие мистерии. Первые состояли, главным образом, в очищении водой Илисса; в состав вторых входили торжественные процессии в Элевсине, очищения морской водой, мистические обряды в храме Деметры в присутствии одних лишь посвященных, и состязания. Драматические представления воспроизводили перед мистами весь миф о Деметре; при этом им показывались священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны (греч. τά άπόρρητα, «запретные»), то есть, вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу. В своё время римский император Нерон объявивший себя божеством при жизни пытался пройти посвящение, однако ему неоднократно было в этом отказано.
Самофракийские мистерии
Связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.
Критские мистерии
Мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов. Они были открыты для всех.
Орфические мистерии
Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалийЯвлялись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе.
Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднества в честь Котито, Кибелы и др.
Исследования
До начала XIX века учёные видели в мистериях эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck’а («Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis», Кенигсберг, 1829) доказало связь мистерий с обычным культом богов у древних греков. Русский учёный Н. И. Новосадский пришёл к заключению, что в Элевсинских мистериях проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия.
См. также
- Вакханалии
- Дионис
- Экстаз
- Мистерия
Литература
- Petersen, «Der geheime Gottesdienst bei den Griechen» (Гамбург, 1848);
- Haupt, «De mysteriorum Graecorum causis et rationibus» (1853);
- Rinck, «Ueber die ethische Bedeutung der griechischen Mysterien» («Verhandl. d. Basl. Phil. Vers.», 1847), Du Prel, «Die Mystik d. alten Griechen» (1888);
- I. Preller, «Demeter u. Persephone» (1837);
- H. И. Новосадский, «Елевсинские мистерии» (СПб., 1887);
- A. Nebe, «De mysteriorum E leusiniorum tempore et administratione publica» (1886);
- E. Rohde, «Psyche» (1890—93);
- Virgili A., Culti Misterici ed orientali a Pompei (Roma, 2008);
- Rubensohn, «Die Mysterienheiligthümer in Eleusis und Samothrake» (1892);
- Aurich, «Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum» (1894).
- Овсянико-Куликовский Д. Н., «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности». Одесса, 1883.
Ссылки
МИСТЕРИЯ
/ Ориг.: mysterium, μυ-στήριον - таинство, тайна; согласно другой этимологии, ministerium - церковная служба
МИСТЕ́РИЯ (лат. mysterium, от греч. μυ-στήριον - таинство, тайна; согласно другой этимологии, от лат. ministerium - церковная служба) жанр средневекового театра (XIV-XVI века), инсценировка библейских (из Ветхого и Нового Заветов) и агиографических сюжетов.
Наибольшее развитие получила во Франции и в Англии, была распространена также в Германии, Италии и Испании.
Литератуную основу большинства мистерий составляли евангельские описания Рождества Христова, событий Страстной недели и Воскресения. Из Ветхого Завета особенной популярностью пользовались сюжеты о Сотворении мира, грехопадении, Всемирном потопе, Каине и Авеле, Аврааме и Исааке.
Во второй половине XIV века начали складываться так называемые мистериальные циклы, охватывавшие события священной истории от Сотворения мира до Страшного суда.
В средние века термин «мистерии» существовал только во Франции и Каталонии; в Англии он вошёл в употребление лишь в XVIII веке и обозначал мистериальные циклы, до этого мистерии отождествляли с мираклями; в остальных странах мистерии не выделяли среди прочих «духовных игр».
Мистерия возникла в результате развития и постепенного обмирщения литургической драмы. Первоначально мистерия была серией так называемых живых картин, сопровождаемых словесным комментарием. В середне XV века появились диалоги в форме ритмизованной прозы на народных языках с элементами латыни.
В период своего расцвета (середина XV-XVI веков) мистерия представляла собой многофигурную композицию с разветвлённым сюжетом, количество участников которой исчислялось сотнями, а объём текста достигал нескольких десятков тысяч стихов. Постановка митсерии осуществлялась на основе сценария, включавшего в себя перечень действующих лиц, ключевые реплики, план сцены, ремарки с детальным описанием мизансцен, жестов, реквизита и т. д. Авторами мистерии выступали учёные горожане (теологи, юристы, врачи), придававшие священному тексту светскую трактовку и занимательность. Письменная фиксация мистерии происходила обычно через 2-3 десятилетия после первой постановки и носила по необходимости избирательный характер.
Наиболее ранние издания мистерии относятся к середине XV века. К началу XVI века корпус мистериальных текстов полностью сложился.
Сохранились тексты «Аррасской мистерии» Эсташа Меркаде (1425 год), «Мистерии Страстей Господних» Арнуля Гребана (1452 год; обе - во Франции), так называемый Йоркский цикл мистерии Страстей Христовых (48 пьес неизвестных авторов, поставлен между 1376 и 1580 годами), Честерский цикл мистерии Пятидесятницы (1422 год - после 1521 года; оба - в Англии) и многие другие.
Мистерии были приурочены к церковным и светским праздникам, финансировались городскими властями и церковным советом и разыгрывались с раннего утра до позднего вечера на протяжении 3-4 дней (на раннем этапе) либо по несколько часов в день в продолжение многих недель. Организацией мистерией занимались городские цехи, с XV века - также актёрские братства; широкую известность получило «Братство Страстей Господних», в 1401- 1548 годы обладавшее монопольным правом на показ мистерий в Париже. В представлениях участвовали ремесленники, клир, монахи.
При постановке мистерии использовалось три типа сцены: передвижная, кольцевая и система т. н. беседок. В первом случае актёры «возили» отдельные эпизоды мистерии по улицам города, разыгрывая их на передвижных платформах (педжентах, от лат. pagina - страница; особенно характерны для Англии), представлявших собой двухъярусные повозки: на нижнем ярусе, закрытом от зрителей, исполнители переодевались, на верхнем - играли. Кольцевой помост с обозначенными на нём ячейками мироздания - т. н. местами (loci; рай, ад, Голгофа, храм, дворец и т. д.) возводили на ступенях сохранившихся античных амфитеатров. «Беседки» (также «павильоны», «палатки», «домики») сооружали на городской площади и в интерьерах храмов, располагая их в соответствии с семантикой символизируемых ими мест в иерархическом порядке по левую или правую сторону от Распятия, служившего универсальной точкой отсчёта.
Для мистерии характерны циклизация сюжетов, многослойность структуры драматического действия, перемежавшегося интермедиями; комедийная разработка жанровых эпизодов и сцен с участием дьявола, контрастировавших своим комизмом с сакральностью основну действия; тенденция к индивидуализации в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц; симультанная организация сценического пространства и полицентричность действия, происходившего одновременно в разных «местах»; сочетание канонических мизансцен и кодифицированных жестов с актёрской импровизацией, обилие сценических эффектов (фейерверки, наводнения, вознесение героев в рай и низвержение в ад и т. п.), для обеспечения которых применялась специальная машинерия (рычаги, блоки, трюмы и др.).
По образцу религиозной мистерии создавались также мистерии светского содержания, посвящённые историческим и полулегендарным событиям: французские мистерии «Осада Орлеана» (1429 год), «Разрушение Трои» (1452 год) и др.
На мистериальной сцене возникли моралите и фарс.
Влияние мистерий прослеживается в английской елизаветинской драме и испанском театре «золотого века» (драмы П. Кальдерона де ла Барки).
В XIX веке к форме мистерий обращались Дж. Байрон («Каин», 1821 год) и В.К. Кюхельбекер («Ижорский», части 1-2, изданы в 1835 году; часть 3, издана в 1939 году).
В первой половине XX века предпринимались попытки возродить мистерии как жанр драматической литературы: «Пришедший» (1903 год) А. Белого, «Благая весть Марии» (поставлен в 1912 году; окончательная редакция - 1948 год) П. Клоделя, «Убийство в соборе» (1935 год) Т.С. Элиота, «Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский» (1936 год) Ч. Уильямса, «Анна» и «Солдаты» (обе изданы в 1947 году) Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и др. Пример переосмысления жанра мистерий в новом историческом контексте - «Мистерия-буфф» (поставлена в 1918 году, вторая редакия - в 1921 году) В.В. Маяковского.
Исторические источники:
Mystères inédits du quinzième siècle, publiés pour la première fois... / Par A. Jubinal. P., 1837. Vol. 1–2;
Dodsley R. A select collection of old English plays. 4th ed. L., 1876. Vol. 15.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Woolf R. The English mystery plays. L., 1972; Емельянова Т.В. Жанр средневековой мистерии // Страницы. М., 1997. Т. 2. № 4
- Runnalls G.A. Études sur les mystères. P., 1998 (bibl.)
- Runnalls G.A. Les mystères dans les provinces françaises. P., 2003
- Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М., 2002
МИСТЕРИЯ - это... Что такое МИСТЕРИЯ?
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов
МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка
мистерия — См … Словарь синонимов
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова
МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Современная энциклопедия
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии
мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МИСТЕРИЯ - это... Что такое МИСТЕРИЯ?
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов
МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка
мистерия — См … Словарь синонимов
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии
мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МИСТЕРИЯ
МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв.
Мистерия возникла из более раннего (9–13 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение – бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым «проваливание в ад» или «вознесение на небеса»). Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях). Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.
Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.
Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в «братства», профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника, эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.
Вклад мистерии в историю развития театрализованных праздников и зрелищного искусства в целом очень велик. Кроме популяризации театра как вида искусства, мистерия фактически положила начало возникновению театральной самодеятельности. В мистерии возникли и другие жанры средневекового театра – моралите и фарс. И, наконец, именно в недрах мистерии зародились многие театральные профессии, помимо актерских – от сценографов до постановщиков трюков, и даже продюсеров, осуществляющих всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.
Татьяна Шабалина
Литература:
История западно-европейского театра под ред. С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956 Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Проверь себя! Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?