Пав профилактика что это такое


ПАВ - Вредные привычки - Здоровый образ жизни

Психоактивное вещество(ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание, в русском языке часто называются наркотиками.

Нейротропные средства — обширная группа лекарственных средств, оказывающие действие на нервную систему: центральную и периферическую. Могут угнетать или стимулировать передачу нервного возбуждения в различных отделах (центральной) нервной системы, понижать или повышать чувствительность нервных окончаний в периферических нервах, воздействовать на разные типы рецепторов синапсов.

Синий: Стимулирующие центральную нервную систему вещества.

Красный: Депрессанты (успокоительные средства).

Зелёный: Галлюциногены.

Розовый: Нейролептики.

Вторичные группы:

Голубой: Пересечение стимулирующих (Синий) и психоделических галлюциногенов (Зелёный) — Психоделики со стимулирующим эффектом

Жёлтый: Пересечение депрессантов (Красный) и диссоциативных галлюциногенов (Зелёный) — Диссоциотивы с успокаивающим эффектом

Светло-фиолетовый: Пересечение стимулирующих (Синий) и нейролептиков (Розовый) — Антидепрессанты без седативного эффекта

Малиновый: Пересечение депрессантов (Красный) и нейролептиков (Розовый) — Антидепрессанты и антипсихотики с седативным эффектом.

Третичные группы:

Пурпурный: Пересечение стимулирующих (Синий) и депрессантов (Красный) — Пример: никотин.

Белый: Пересечение стимулирующих, депрессантов и галлюциногенов — Пример: ТГК.

Дымно-голубой: Пересечение стимулирующих, психоделических галлюциногенов и нейролептиков — Пример: эмпатогены-энтактогены.

Персиковый: Пересечение депрессантов, диссоциативных галлюциногенов и нейролептиков

Четвертичные группы:

Светло-розовый: Центр заключает в себя пересечение всех четырёх секций (стимулирующие, нейролептики, депрессанты, галлюциногены) — Пример — Марихуана, содержащая и ТГК и каннабидиол.

Классификации по силе воздействия на психику.

Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, активная доза равна 100 микрограммам, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. Таким образом, психоактивность ЛСД в десятки тысяч раз выше чем психоактивность этанола. В зависимости от особенностей метаболизма индивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса.

Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются героин, кокаин и никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны.

Кофе и чай, содержащие пурины, оказывают лёгкий стимулирующий эффект. Под «лёгкими наркотиками» обычно подразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики.

Формирование зависимости

Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением. Хотя действие веществ на человека очень индивидуально, можно сказать, что наиболее быстро из распространённых веществ зависимость формируется при приёме героина, никотина и «винта» (кустарно приготовленного стимулятора первитина и его производных), также можно выделить психостимуляторы кокаин и амфетамин, вызывающие психическую (но не физическую) зависимость.

Физиологическая зависимость формируется, когда организм привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает их эндогенную выработку, таким образом при прекращении поступления вещества в организм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в этом веществе. Физическая зависимость от психологической отличается тем, что в результате замещения собственных нейромедиаторов экзогенными снижается их продукция в организме.

Механизм формирования зависимости может быть связан как с самим веществом, так и с его метаболитами, например героин путём удаления ацетил групп метаболизируется в морфин, воздействующий на опиоидные рецепторы. Алкоголь воздействует на нервную систему, напрямую соединяясь с рецепторами . Никотин и амфетамины стимулируют выброс эндогенного адреналина.

Психологическая зависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими человека к повторению опыта их употребления. Под действием опиатов человек может не чувствовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторов является повышение самооценки и энергичности. Однако зависимость может формироваться и при употреблении других веществ, например диссоциативов, которые вызывают распад сознания (в трип-репортах сообщается даже о переживаниях смерти под их действием); переживания и визуальные эффекты от психоделиков часто вообще не могут быть описаны как приятные, тем не менее при частом употреблении эти вещества могут вызывать разрыв с реальностью, связанный с эскапистским характером психоделического опыта. Интоксикация каннабисом помогает от депрессии, при этом постоянному употреблению марихуаны или замещающих её смесей сопутствует ряд психосоциальных проблем

Что такое Спайс?

Спайсом называют любой вид растения, обработанный синтетическим канабиойдом JWH-018. Спайс используется в качестве курительных смесей и ароматических трав. Вред, который наносят здоровью курение гашиша и конопли несоизмерим с вредом, который может случиться при курении спайса.

Наркологи единогласно причисляют спайс к тяжелым наркотикам, потому что это – продукт химии, и он наносит колоссальный вред психическому и физическому здоровью человека. В 2008 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола — основного действующего вещества марихуаны.

Последствия курения «спайса»

Психика человека. Спайсы имеют очень сильное влияние на психику человека. Их частое и длительное употребление приводит сначала к психическому стационару, а затем в могилу. Вначале пагубного пути курения, постепенно снижаются важные психофизиологические функции: память, интеллект, внимание. В конечном итоге, курение приводит к слабоумию.

Физическое здоровье курильщика находится в зоне постоянного риска. Страдают все без исключения органы тела и их функции. Но самое губительное действие спайсы оказывают на печень, легкие, сердечно-сосудистую и половую системы. В ходе многолетних опытов и исследований на животных синтетических канабиойдов, было установлено, что в организме неминуемо развиваются раковые клетки. То есть, у человека, в течение 5 лет с момента начала употребления спайса начинает развиваться рак легких. Под действием химических веществ сильно страдает сердце. Нередки случаи сердечных приступов и остановки сердца при передозировке. Также курильщика начинают преследовать постоянные боли и покалывания в сердце.

Репродуктивная система. Мужчины, употребляющие спайс, страдают импотенцией. Женщины, употребляя данный наркотик, могут стать бесплодными, у них нарушается цикл менструации и происходит гормональный сбой. Поэтому последствия курения спайса страшны в любых проявлениях.

Мозг. Орган, на который спайс оказывает самое сильное влияние – мозг. Химический яд заставляет резко сужаться капилляры, мозг перестает насыщаться кислородом в нормальном количестве. В результате клетки погибают, а человек ощущает состояние легкости и беззаботности. Практически все последствия употребления спайса становятся хроническими и каждодневными: головные боли, тошнота, рвота, нервозность, тревога, депрессия, приступы страха, галлюцинации.

Употребление спайса приводит к тому, что человек «превращается в овощ». Все синтетические вещества и JWH-018 настолько сильны, что после первого употребления спайса, наступают мощнейшие галлюцинации. Бывали случаи, что люди, которые находились под воздействием спайса, бросались под машину или прыгали с балконов. Поэтому вред курения спайса неописуемо велик.

Состав и действие на организм

В соответствии с описанием на упаковке, в состав курительной смеси Спайс входит композиция из нескольких растений, среди которых есть обладающие психоактивным действием. В частности, это Шалфей Предсказателей, Голубой Лотос, Гавайская Роза.

Уже позже, когда были проведены исследования, в порошке был обнаружен целый ряд каннабиоидов – синтетических аналогов веществ, которые содержатся в конопле. Оказывается, производитель дополнительно наносил на травяную смесь синтетические психоактивные вещества, запрещенные на территории большинства развитых стран мира.

Но почему же они не были выявлены сразу? Почему же наркотик Спайс свободно продавался под видом «безобидного кайфа»?

Во-первых, синтетические вещества, которые были введены в состав курительной смеси, имели новую химическую формулу. О них попросту не знали. И для того, чтобы их запретить, нужно было разработать новые документы и обновить официальные списки запрещенных средств.

Во-вторых, в качестве «прикрытия» выступали относительно безопасные психоактивные вещества, которые содержались в смеси трав. Никому и в голову не приходило искать в Спайсе что-то еще. Но и «безопасные» растения в составе смесей, как оказалось впоследствии, совсем небезопасны.

В-третьих, в составе смеси присутствуют балластные компоненты, которые затрудняют выявление наркотиков. Например, в качестве такого балласта использовался витамин E.

Как понять, что человек употребляет Спайс?

Если человек курит нерегулярно, принимает наркотик относительно редко и в небольших дозах, то узнать об этом очень сложно. Это можно сделать либо обнаружив у него саму смесь, либо после проведения специальных анализов. Также можно застать человека в состоянии наркотического опьянения.

Можно проконтролировать сайты, которые посещает человек. Часто спайсы продаются через интернет под видом благовоний, приправ, солей, ароматический смесей и пр.

При формировании психической зависимости первым тревожным сигналом должна стать повышенная раздражительность и нервозность, которые раньше не отмечались, частые депрессии. Зависимого выдают покрасневшие, как будто после долгой бессонницы, глаза.

При формировании физической зависимости нарушается мышление и интеллект. Длительный перерыв между приемами вызывает ломку с тяжелыми последствиями: сильная тошнота, рвота, бессонница и отсутствие аппетита и др.

Признаки употребления Спайса :

1. Возникают зрительные и слуховые галлюцинации. При закрытых глазах человек, употребляющий СПАЙС, видит различные яркие образы, слышит звуки и речь.

2. Нарушение сознания и мышления. Человек в состоянии наркотического опьянения после употребления Спайса теряет связь с реальностью, перестает ощущать

собственное тело. Нередки случаи полной потери сознания.

3. Неосознанные действия. Например, употребляющий СПАЙС, может ходить кругами или по определенной траектории, натыкается на разные предметы.

4. Амнезия. После того, как состояние опьянения проходит, человек не может вспомнить, что он делал, и что в это время происходило вокруг.

5. Красные глаза – также признак человека, употребляющего спайс.

Последствия употребления спайса

Спайс, как и конопля, не вызывает моментальной наркотической зависимости.

Сначала формируется психическая зависимость. Во время употребления курительной смеси человек ощущает чувство эйфории, у него приподнято настроение, ему кажется, что его возможности практически безграничны. Со временем при длительных перерывах между приемами отмечается депрессия, нервозность, сниженное настроение.

Известны и случаи физической зависимости от Спайса с настоящими ломками, хотя они и встречаются реже, при длительном употреблении больших доз. Спайс действует негативно практически на все органы и системы.

Вот лишь наиболее серьезные последствия его употребления:

он вызывает нарушения со стороны сердца и сосудов, со временем развивается сердечная недостаточность;

нарушение функции печени;

разрушение клеток головного мозга, нарушение мышления и других функций центральной нервной системы.

Наркотик спайс был запрещен в России в 2008 году. Он исчез с прилавков магазинов, но его можно приобрести нелегально. Существует множество социальных сообществ, которые пытаются наравне с силами правопорядка искоренить это зло из нашей жизни раз и навсегда. Однако пока предпринятых мер по уничтожению наркотической заразы под именем спайс не достаточно - тысячи молодых людей продолжают губить свои жизни…

Программа профилактики злоупотребления ПАВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Есинская средняя общеобразовательная школа

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на Педагогическом Совете Директор школы

Приказ № ____ «___ »__________________ ___________Л.Н.Боргоякова

«_____»_______________ 2016г.

Программа профилактики

употребления ПАВ

«Здоровый человек - Здоровая нация»

(Срок реализации программы 3 года)

с. Полтаков, 2016

Содержание

  1. Характеристика проблемы

  2. Пояснительная записка

  3. Задачи, решаемые данной программой

  4. Теоретические основы педагогической профилактики

  5. Технологии профилактики употребления ПАВ в школе

  6. Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

  7. Мероприятия по осуществлению программы

  8. Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в школе

  9. Ожидаемые результаты

  10. Литература

Характеристика проблемы

Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Пояснительная записка

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мире. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых, происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.

  • Формирование культуры здоровья школьников.

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

  • Формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  • Содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  • Выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни.

Задачи, решаемые данной программой:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.

4. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

5. Создать благоприятный психоэмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

6. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

7. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

8. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

9. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

10. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

11. Воспитание негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции, предотвращение незаконного оборота алкогольной продукции среди несовершеннолетних.

12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Исполнители программы: зам. директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог, Совет по профилактике, методическое объединение классных руководителей, методические объединения педагогов – предметников.

Срок реализации программы 3 года – 2016-2019гг

Этапы реализации программы

Название этапа

Направление деятельности

Планируемые результаты

1. Этап сбора и анализа информации

Информационно-аналитическая

Выявление актуальности данной проблемы в школьной среде.

2. Этап планирования, организации, координации

Организационно-исполнительская

Разработка и планирование комплекса мероприятий, а также назначение ответственных лиц при введении данной программы.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

Контрольно-диагностическая

Мониторинг эффективности программы при помощи опроса, анкетирования и диагностики учащихся и родителей.

4. Этап регуляции и корректировки

Регулятивно-корректировочная

В результате мониторинга в случае необходимости коррекция программы для достижения наибольшей эффективности.

Теоретические основы педагогической профилактики

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность. Как гласит русская народная мудрость, «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».

Целями первичной профилактической деятельности в школе является:

  • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

  • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в использование ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;

  • Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;

  • актуальность - содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ и формирование отношения к ним;

  • опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;

  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;

  • при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).

Общая логика построения целевой программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие целевой программы, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих ее и оценивающих ее эффективность.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

Информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

Организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Педагогическая профилактика как основной структурный и

содержательный компонент системы профилактики

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения к формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

  1. непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

  2. создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

  • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,

  • воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися.

  • разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Такие формы деятельности педагогов, школьного психолога, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

  • интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

  • целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

  • системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

  • комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

  • безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

  • возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.

Мероприятия по осуществлению программы

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

1. Мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению.

2. Участие в спортивных соревнованиях по настольному теннису.

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Учитель физической культуры

1. Просмотр видеофильма о влиянии ПАВ на организм школьника.

2. Психологическая диагностика на раннее выявление зависимостей у подростков при помощи теста-опросника «ДАП-П» (9-11класс)

3. Родительское собрание «Профилактика наркомании в детской среде»

Октябрь

Зам.дир. по ВР

Педагог-психолог

Кл. руководители

Соц. педагог

  1. Тренинг с детьми «группы риска» по профилактике ПАВ «Да здравствует жизнь!»

Ноябрь

Педагог-психолог

Классные руководители

1.Конкурс плакатов о вреде курения (5-11 класс)

2.Конкурс рисунков о вреде курения (1-4 классы)

Декабрь

Зам.дир. по ВР

Кл. рук.

  1. Классные часы о ЗОЖ

  2. Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках»

Январь

Классные рук.

Мед.раб.

  1. Акция «Здоровье»

  2. Презентация о здоровом образе жизни классного коллектива ( 1-11 классы)

Февраль

Кл.рук.

Зам.дир. по ВР

  1. Просмотр видеофильмов о влиянии ПАВ на организм человека.

Март

Зам.дир. по ВР

1.Повторный мониторинг обучающихся 5-11 классов по выявлению предрасположенности к аддиктивному поведению.

2. Организация и проведение всемирного дня здоровья

Апрель

7 апреля

Педагог-психолог

Зам.дир по ВР

1.Общешкольная акция «Школа-территория безопасности»

2.Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками», Подготовка памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привыче

Курс классных часов

1. Что такое ВИЧ и СПИД?

2. Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний

3. Определение здорового образа жизни.

4. Определение химической зависимости.

5. Традиции и табакокурение.

6. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие).

7. Курение. Влияние на организм.

8. Правда об алкоголизме.

9. «Сказка о вредных привычках» (для начальной школы)

10. Энергетические напитки: За и Против.

11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.

12.Алкоголь и алкогольная зависимость.

13.Пресс-конференция «Курение – «За» и «Против»

14. ПАВ и последствия их употребления

Профилактика

Тренинги с подростками и их родителями по профилактике употребления ПАВ (8-11 классы)

Май

Зам.дир. по ВР

В течение года

В течение года

Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

Педагог-психолог, соц. педагог.

Оценка эффективности профилактики

употребления ПАВ в школе

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

  • диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

  • отбора - выявление эффективных мероприятий, проведенных классными руководителями, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

  • коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

  • прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.

При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям программы, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.

При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития,

определяющих риск употребления ПАВ: степень специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ - «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Литература

1. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов

2. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов

3. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,

4. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,

5. А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)

6. «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,

7. «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной

8. А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов

9. Учебно-методическое пособие для учителей «Здоровье» для 1-11 классов под ред. В.Н.Касаткиной.

Типы и виды ПАВ, их свойства. Признаки употребления ПАВ. Последствия употребления ПАВ

Все химические соединения растительного или синтетиче­ского происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызы­вают приятные или необычные состояния сознания.

Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится особен­но опасным для здоровья человека и общества, вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальным законодательным актом оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но еще и социальное, юридическое. Некото­рые лекарственные препараты, а также вещества, содержащие аро­матические углеводороды, алкоголь, никотин, не относящиеся по законодательству к наркотическим и употребляемые для достижения комфортного психического состояния, называются токсикоманическими средствами.

В нашей стране к наркотическим средствам отнесены:

   опий и его производные (морфин, героин, промедол, кодеин, синтетические опиаты - морфин, метадон);

   некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);

   галлюциногены или психоделические средства: гашиш, ана­ша, марихуана, ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилоцибин (финоциклидин);

   психостимуляторы с галлюциногенным компонентом (экстази).

Токсические средства:

   разнообразные растворители, лаки, клеи, содержащие арома­тические углеводороды (бензол, толуол);

   снотворные медицинские препараты (седуксен, реланиум, реладорм, тазепам, люминал, фенобарбитал);

   галлюциногенные медицинские препараты (циклодол, паркопан, тремблекс, кетамин, калипсол).

   Алкоголь, табак.

Опиаты

Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» дей­ствием. К этой группе относятся природные и синтетические веще­ства, содержащие морфиноподобные соединения. В большинстве случаев вводятся внутривенно. Все природные наркотические сред­ства опийной группы получают из мака. Наиболее распространен­ный в Петербурге опийный наркотик - героин. Это вещество, полу­чаемое из морфина с самого начала создавалось как наркотик. По­этому наряду с очень сильным и ярко выраженным наркотическим эффектом оно обладает крайне высокой токсичностью и способ­ностью быстро (2-3 месяца) формировать физическую зависимость. Героин курят, нюхают и вводят внутривенно.

В незаконном обороте находятся две разновидности героина - белый и коричневый. Пер­вый используется для инъекций, второй - для приема другими спо­собами. Единица измерения массы этого наркотика на рынке - «чек», 0,1 грамма. Этого количества героина достаточно для приготовле­ния нескольких доз. «Чеки» обычно расфасовываются наркоторговцами в маленькие кусочки фольги. Наряду с героином в Петербурге распространены еще несколько наркотиков-опиатов:

   маковая соломка - измельченные и высушенные части стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат). Соломка используется для приготовления раствора ацетилированного опия;

   ацетилированный опий - готовый к употреблению раствор, полученный в результате ряда химических реакций. Имеет темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса;

   опий-сырец - специально обработанный сок растений мака, используется как сырье для приготовления раствора ацетилированного опия. Вещество, напоминающее пластилин. Цвет - от белого до коричневого. Продается небольшими кусочками-шариками;

   метадон - сильный синтетический наркотик опийной группы. Продается в виде белого порошка или готового раствора. В некото­рых странах разрешен как средство заместительной терапии при лечении опийной наркомании. В России полностью запрещен.

Общие свойства опиатов.

Вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Реакция на первый прием может быть различной - от острого жела­ния повторить прием, до отравления и крайне негативных ощуще­ний. Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного-двух) приемов возникновению сильнейшей психиче­ской и физической зависимости.

Крайне разрушительно действует на организм.

Признаки опьянения наркотиками опийной группы:

   бледность кожных покровов,

   необычная сонливость в самое разное время,

   медленная, «растянутая» речь, часто «отстает» от темы и на­правления разговора,

   добродушное, покладистое, предупредительное поведение,

   человек будто находится в задумчивости,

   стремится к уединению в тишине, в темноте, несмотря на время суток,

   очень узкий зрачок, не реагирующий на изменения освещения,

   снижение остроты зрения при плохом освещении,

   снижение болевой чувствительности.

Действие наркотика продолжается в течение 6-12 часов. Обязательный компонент опийной наркомании – появление физической зависимости. Если употребление опиатов уже вошло в си­стему (стало периодичным, с определенными интервалами между приемами наркотика), то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром.

Его проявления:

   беспокойство, напряженность, раздражительность;

   в легкой форме при наличии слабой физической зависимости напоминает ОРЗ, внезапно начинается и также внезапно про­ходит;

   резкое и сильное расширение зрачков, покраснение глаз, сле­зотечение, насморк и чихание;

   желудочные расстройства;

   бессонница;

   ломота и сильные боли во всем теле (у наркоманов «со ста­жем»).

К признакам систематического употребления можно отнести:

   резкие и частые смены настроения и активности вне зависимо­сти от ситуации,

   нарушение режима сна и бодрствования,

   неестественно узкие зрачки,

   необъяснимые частые недомогания, циклическая смена состо­яний, характеризующих опьянение и абстиненцию.

Наркотики опийной группы распространены в нашем городе. С появлением героина доступ к опийным наркотикам стал намного проще - в отличие от других наркотиков этой группы героин прода­ется готовым к употреблению. Опийная наркомания - одна из са­мых тяжелых и опасных. Очень трудно поддается лечению.

Последствия употребления опиатов:

   огромный риск заражения СПИДом и гепатитом из-за исполь­зования общих шприцев,

   поражения печени из-за низкого качества наркотиков: в них остается уксусный ангидрид, который используется при при­готовлении,

   сильное снижение иммунитета и, как следствие, подвержен­ность инфекционным заболеваниям,

   заболевание вен,

   разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена,

   импотенция,

   снижение уровня интеллекта,

   очень велика опасность передозировки с тяжелыми послед­ствиями, вплоть до смерти.

Социальные последствия:

разрушение социальных связей, потеря семьи, друзей, потеря работы, деградация личности, ослабление воли, потеря свободы и полное подчинение наркотику.

Препараты конопли (каннабиоиды)

   Конопля произрастает в регионах с умеренно теплым климатом. Чем южнее выращено растение, тем больший наркотический эф­фект вызывает изготовленный из него наркотик. В наш город ко­нопля в основном поступает с Украины, из Средней Азии и с юга России.

   Марихуана. Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть ко­нопли. Светлые, зеленовато-коричневые размолотые листья и цве­тущие верхушки конопли. Может быть плотно спрессована в комки. Этот наркотик курят, смешивая с табаком. Чаще всего используют пустые гильзы от «Беломора». Марихуана продается в Петербурге чаще всего в высушенном, сильно измельченном виде. Расфасована, как правило, в спичечные коробки или в похожую тару.

   Гашиш. Смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли - темнокоричневая плотная субстанция, похожая на пластилин. Гашиш курят с помощью специальных приспособлений. В Петербурге в чистом виде встречается редко. Действие наркотика наступает через 10-30 минут после курения и может продолжаться несколько часов. Все производные конопли относятся к группе нелегальных наркотиков и в России полностью запрещены.

Признаки употребления препаратов конопли.

Не все получают от употребления препаратов конопли одина­ковые ощущения. Наряду с очень приятными, могут возникать и крайне негативные. Это зависит от настроения, общего состояния, индивидуальных особенностей организма. Характерно состояние силь­ного голода и жажды, покраснение глаз.

Прием небольшой дозы приводит к возникновению приятных ощущений, расслабленности, удовлетворенности. Это состояние может сопровождаться обостренным восприятием цвета, звуков, по­вышенной чувствительностью к свету из-за сильно расширенных зрачков. В таком состоянии стороннему наблюдателю иногда прак­тически невозможно распознать наркотическое опьянение по пове­дению, помогают сделать это лишь внешние признаки.

При приеме большой дозы - заторможенность, вялость, сбив­чивая речь у одних может сочетаться с агрессивностью, немотиви­рованными действиями у других. Для гашишевого опьянения свойственно состояние безудержной веселости. Расстроена коорди­нация движений, нарушается восприятие размеров предметов и их пространственных отношений. Например, опьяневший боком прохо­дит через достаточно широкую дверь и нагибается, находясь в ком­нате с высоким потолком. Иногда могут возникать галлюцинации, что приводит к возникновению страхов, паники. В помещении надолго остается характерный запах жженной травы. Сохраняет этот запах и одежда.

Последствия употребления.

В результате долгого употребления обязательно формируется психическая зависимость. Скорость формирования зависимости и ее тяжесть могут быть разными у разных людей: влияет возраст, частота употребления, особенности организма.

На стадии зависимости курение не приносит удовлетворения, но становится необходимым. Отсутствие ожидаемого эффекта приво­дит к тому, что для его получения начинают применять алкоголь (вместе с наркотиком) или более тяжелые наркотики.

Состояние абстиненции напоминает похмелье, сопровождается вспыльчивостью, раздражительностью, нарушениями режима сна.

Психостимуляторы

Наркотики, обладающие психостимулирующим, «возбуждающим» действием. Наркотики этой группы очень широко распространены в Петер­бурге. Их употребление наиболее опасно в подростковом возрасте, так как разрушительные последствия для психики наступают очень быстро.

К этой группе относятся вещества:

амфетамины. В большинстве случаев вводятся внутривенно. Эти наркотики получают из лекарственных препара­тов, содержащих эфедрин (солутан, эфедрина гидрохлорид). В при­роде эфедрин содержится в растении «эфедра». В нашем регионе амфетамины встречаются чаще всего в следующих формах:

Эфедрон - готовый к употреблению раствор, полученный в ре­зультате химической реакции. Имеет розоватый либо прозрачный цвет и характерный запах фиалки.

Первитин - готовый к употреблению раствор, полученный в ре­зультате сложной химической реакции. Маслянистая жидкость, име­ющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок.

Эфедрин - кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедры. Он применяется в лечебных целях, а также используется для приготовления эфедрона и первитина чаще всего путем манипу­ляций с лекарственными препаратами. Готовые к употреблению кри­сталлы желтоватого цвета. Их вдыхают или курят.

Общие свойства амфетаминов.

Вызывают состояние эйфории, повышенной возбудимости. Ре­акция на первый прием может быть различной - от острого желания повторить прием, до отравления и крайне негативных ощущений. Крайне разрушительно действуют на организм.

Признаки употребления:

   излишняя двигательная активность,

   болтливость,

   деятельность носит непродуктивный и однообразный ха­рактер,

   отсутствует чувство голода,

   нарушается режим сна и бодрствования,

   появляется сильное сексуальное раскрепощение.

Действие наркотика продолжается 2-12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика.

Амфетаминовая наркомания имеет характер «запойной» или «сес­сионной» - периоды употребления наркотика сменяется «холод­ными» периодами, продолжительность которых со временем сокра­щается.

Состояние абстиненции характеризуется сильнейшими деп­рессивными и дистрофическими расстройствами. Появляется повы­шенная сонливость. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность. Со временем появляется необоснованная тревожность и подозрительность. Возможны попытки суицида.

Последствия употребления амфетаминов:

   нервное истощение,

   необратимые изменения головного мозга,

   поражения сердечно-сосудистой системы и всех внутренних органов,

   огромный риск заражения СПИДом и гепатитом из-за исполь­зования общих шприцев,

   поражения печени из-за низкого качества наркотиков - в них остается йод, марганцовка и красный фосфор, которые исполь­зуются при приготовлении наркотика,

   сильное снижение иммунитета и, как следствие, подвержен­ность инфекционным заболеваниям,

   очень велика опасность передозировки с тяжелыми послед­ствиями, вплоть до смерти.

«Экстази» - общее название для группы синтетических нарко­тиков-стимуляторов. У некоторых из них присутствует галлюциногенный эффект. Пользуются большой популярностью во всем мире. Первый препарат этого ряда был синтезирован в конце прошлого века. В 30-х годах широко применялся в медицинских целях для лечения депрессивных состояний - в США, Швеции, Великобрита­нии. Вскоре из-за обнаружения у препаратов этой группы свойства вызывать привыкание и разрушительно действовать на функции ЦНС, его медицинское применение было прекращено.

Опыты на животных показали, что даже при недолговременном употреблении «экстази» убивает клетки мозга, вырабатывающие серотонин - вещество, с помощью которого мозг контролирует пе­репады настроения.

Белые, коричневые, розовые и желтые таблетки или разноцвет­ные, часто с рисунками, капсулы содержат около 150 мг препарата. В нашем городе распространяются во многих ночных клубах и на дискотеках - он позволяет танцевать помногу часов. Популярны среди школьников, старшеклассников.

«Экстази» - дорогой наркотик, и обычно его потребители пере­ходят на систематический прием героина или амфетаминов.

Симптомы опьянения.

Наркотическое действие препарата продолжается от 3 до 6 ча­сов. Возбуждается центральная нервная система, повышается тонус организма, увеличивается выносливость, физическая сила. Ускоря­ются все реакции организма. Под действием этого наркотика при­нявший его может выдерживать экстремальные эмоциональные и физические нагрузки, не спать, не чувствовать усталости. За ис­кусственный «разгон» организма приходится расплачиваться: после прекращения действия наркотика наблюдается состояние апатии, подавленности, сильной усталости, сонливости. Это состояние мо­жет продолжаться несколько дней, так как организму требуется восстановить израсходованные силы.

Последствия употребления «экстази».

Быстро возникает психическая зависимость - без препарата человек не способен к продуктивной деятельности. Со временем «под­качка» требуется для выполнения вполне обычной работы.

Употребление приводит к физическому и нервному истощению, ресурсы организма быстро исчерпываются. Сильно страдает нервная система, сердце, печень. Длительное употребление приводит к дист­рофии внутренних органов. Препарат влияет на генетический код и будущее потомство. Истощение психики приводит к тяжелейшим депрессиям, вплоть до самоубийства.

Медицинские данные свидетельствуют: 70% больных, поступаю­щих в клиники с первоначальным диагнозом «острый психоз», при­нимали «экстази»; 80% опрошенных страдают от резких перепадов настроения; 70% одержимы навязчивыми идеями и регулярно впа­дают в депрессию; 35% признались в том, что у них случаются при­ступы немотивированного панического страха.

В настоящее время среди школьников среднего возраста сфор­мировалась достаточно обширная группа потенциальных потребите­лей «экстази» - они уже находятся на стадии социальной зависимо­сти от наркотика и ждут возможности включиться в процесс его употребления. Это является частью молодежной субкультуры.

Кокаин – мелкий порошок белого цвета, в зависимости от разновидности может напоминать соду («чистый кокаин) или стиральный порошок («крек»). При попадании на язык вызывает его онемение. В отличие от других психостимуляторов, кокаин чаще всего вдыхают носом через трубочку. Самый дорогой из всех наркотиков.

Симптомы опьянения и  последствия употребления аналогичны экстази.

Галлюциногены

   ЛСД. Синтетический наркотик. Бесцветный порошок без запаха или прозрачная жидкость без запаха. Этой жидкостью пропитывают раз­рисованную яркими рисунками бумаги или ткань. Затем пропитан­ную основу разрезают на кусочки - дозы.

   Псилоцин и псилоцибин. - наркотические вещества, обладающие галлюциногенным эффектом. Содержатся в грибах-поганках. Их внешний вид: бледно-бежевый цвет, тонкая, длинная и кривая нож­ка, островерхая шляпка-колокольчик. Напоминают ложные опята. Эти грибы в больших количествах вырастают в нашем регионе в августе-октябре. Высушенный гриб содержит в среднем 0,2-0,4 процента псилоцибина. Для наступления наркотического эффекта достаточно принять 2 грамма сухих грибов. Наибольшей популяр­ностью псилоцибиновые грибы пользуются у подростков среднего возраста. Главная опасность этого наркотика - в его доступности.

Признаки опьянения.

Повышенная частота пульса, повышенное давление, расширение зрачков, дрожание рук, сухость кожи.

Наркотическое опьянение сопровождается изменением восприя­тия внешнего мира, нарушениями ощущения своего тела, нарушени­ями координации движений. Полностью утрачивается самоконтроль.

Употребление влечет необратимые изменения в структурах го­ловного мозга. Возникают психические нарушения различной степе­ни тяжести, вплоть до полного распада личности.

Даже однократный прием ЛСД может привести к изменению генетического кода и необратимо повредить головной мозг. Психи­ческие нарушения неотличимы от заболевания шизофренией. Нар­котик накапливается в клетках мозга. Оставаясь там длительное время, он может и спустя несколько месяцев вызывать те же ощуще­ния, что и непосредственно после приема.

Ингалянты

В эту группу входят летучие вещества наркотического действия (ЛВНД). Они содержатся в препаратах бытовой химии: красителях, растворителях, клее, бензине.

Сами по себе ЛВНД к наркотикам не относятся. Опьяняющее действие возможно, если количество вещества, поступившее в орга­низм, очень велико. В этом случае опьянение - один из симптомов отравления токсинами ЛВНД.

Состояние характеризуется возникновением галлюцинаций, не­адекватным поведением, нарушением координации движений. При употреблении ингалянтов легко получить очень тяжелое отравление со смертельным исходом.

При длительном употреблении ЛВНД в результате постоянной «подпитки» организма ядовитыми веществами довольно быстро раз­виваются осложнения:

• токсическое поражение печени через 8-10 месяцев;

• необратимое поражение головного мозга, срок развития 10-12 месяцев;

• частые и тяжелые пневмонии.

Результат - изменения характера, отставание в психическом развитии, снижение иммунитета. Длительное употребление ведет к инвалидности. ЛВНД в основном употребляют подростки млад­шего и школьного возраста.

            Использованные материалы

Конспект статьи "Профилактика употребления ПАВ через преподавание биологии"

Профилактика употребления ПАВ

через преподавание биологии

Русских О.Н. учитель биологии,

МБОУ «СОШ № 62»

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “пагубные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования. Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы,в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами. Которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к пагубному давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от негативного влияния психоактвных веществ. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы образования.

Следует отметить, что все ПАВ имеют биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

На уроках, материал которых направлен на гигиену и профилактику заболеваний различных систем и органов человека, большое значение имеют сведения о непосредственном вреде, который наносят психоактивные вещества здоровью человека. Эта констатация фактов требует определенного психологического подкрепления с помощью бесед о причинах появления вредных привычек и профилактике их появления. Известный факт, что школьный учитель может заниматься лишь только первичной профилактикой.

Первым этапом первичной профилактики обучения навыков использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе, - знаний о риске, связанном с табакокурением, алкоголем и наркоманией, о ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на уроках и классных часах групповые дискуссии и консультации. В то же время одного только знания не достаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от той, или иной привычки. Известно, что более 90 % школьников 9-10 лет не только знают, что курить вредно, но и горячо обсуждают курение. Тем не менее, став подростками, начинают курить. При проведении уроков биологии, направленных на профилактику употребления ПАВ очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка и то, какая группа является для него референтной. Так в младшем школьном возрасте это – родители, в подростковом – сверстники.

Инициативная группа учащихся 8 -11 классов провели анкетирование своих сверстников и ответить на вопрос: «Откуда вы получаете информацию о вреде употребления ПАВ?» Было опрошено 34 человека.

Данные приводятся в таблице 1

Вопрос

ответы

1.

Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков?

-

СМИ

17 %

-

Компания

15 %

-

Школа (уроки биологии, химии, ОБЖ и т.д.)

40%

-

Семья

28 %

Обработка анкеты.

Меня порадовали ответы старшеклассников о том, что 40 % получают информацию о вреде ПАВ именно в школе. 15 % учащихся обсуждают данную тему в своей компании. 17 % опрошенных получают информацию о вреде наркомании из средств массовой информации. 28 % родителей учащихся обсуждают данную информацию в семье.

Также, на одном из уроков, используя групповую форму работы, юношам 9- 11- х классов анонимно были заданы несколько интересных вопросов.

Анкета № 2. «Отношение юношей к девушкам, употребляющим ПАВ»

Были опрошены юноши 9 - 11 классов в количестве 26 человек

Таблица 1.

Вопрос

Ответ

1.

Компания, в которой ты гуляешь, девушки курят «травку». Как ты к этому относишься?

76 %

24 %

2.

Девушка, с которой ты встречаешься, курит «травку». Как ты к этому относишься?

37 %

63 %

3.

Представь, что твоя жена курит «травку». Как ты к этому относишься?

14 %

86 %

Диаграмма 2. «Отношение юношей к девушкам, употребляющим ПАВ»

№ вопросов

Обработка Анкеты 2( анкеты были обработаны прямо во время уроков биологии)

Анкета 2 проводилась также анонимно.

На мой взгляд, получены очень интересные ответы. 76 % юношей совершенно все равно курят в их компании девушки или нет. Только 24 % опрошенных ответили, что они отрицательно относятся к девушкам, которые употребляют ПАВ. 63 % лиц мужского пола не желают, что бы «его девушка курила», а 37 % человек относятся положительно.

Меня очень порадовали ответы юношей об их отношении к будущей жене, если она будет употреблять ПАВ.(86% опрошенных человек ответили так.) Огорчает, что 14 % юношей даже не задумываются над здоровьем будущего ребенка, а может быть, и не хотят об этом думать в столь молодом возрасте.

Для многих девушек результаты были настоящим открытием.

Государственная программа по биологии в курсе 8 класса «Человек и его здоровье» (название говорит само за себя) предусматривает ознакомление учащихся со всеми системами органов организма человека, поэтому через урок, используя различный формы, учитель имеет возможность ненавязчиво объяснять, о негативном влиянии на организм человека ПАВ. Проанализировав программу по биологии за курс 8 класса, я выбрала , те темы уроков, где можно вести разговор о профилактике употребления ПАВ, рассказать о их негативном влиянии на изучаемые (на данном уроке) системы органов.

Таблица № 2. «Вопросы профилактики ПАВ на уроках биологии»

класс

Тема

Знания

8 класс

1.Состав и строение крови

Заболевания крови. Профилактика ВИЧ, СПИД

2.Вредные привычки человека. Охрана здоровья.

Влияние вредных привычек на организм человека в целом

3. Гигиена дыхательной системы.

Изменения в легких под влияние употребления ПАВ

4.Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Влияние употребления ПАВ на ССС

5.Иммунитет.

Влияние вредных привычек на иммунитет человека

6. Влияние употребления ПАВ на нервную систему.

Заболевания нервной системы, связанные с употреблением ПАВ

7. Развитие и размножение человека

Факторы здоровья, факторы риска заражения инфекциями, передающимися половым путем.

8.Строение и значение пищеварительной системы.

Влияние употребления ПАВ на пищеварительную систему человека

9.Психология человека.

Изменение психологии человека под влиянием употребления ПАВ

При изучении пищеварительной системы учитель раскрывает влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения: алкоголь – яд, отнимающий у клеток кислород и воду. Алкоголь обжигает и отравляет слизистую оболочку желудка и всего пищеварительного тракта, затрудняет переваривание пищи в желудке, особенно белков. Часто после употребления алкоголя люди испытывают тошноту, и желудок вследствие отравления реагирует рвотным рефлексом. Процесс переработки алкоголя в организме связан с энергетическими затратами, при этом расходуется значительное количество кислорода (у человека, особенно у ребенка может возникнуть симптом «нехватки воздуха» – он начинает задыхаться), выделяется большое количество тепла (что нарушает терморегуляцию). Основные усилия по обезвреживанию алкоголя берут на себя печень и почки, но к сожалению при этом разрушаются и повреждаются их клетки. Для осознания учениками вреда, который психоактивные вещества наносят печени, необходимо знание о строении и функциях этого самого большого органа человеческого тела. Клетки печени перерождаются в жировые и соединительнотканные. А печень – это химическая лаборатория нашего организма, защищающая от шлаков (отходов), образующихся в результате обработки продуктов питания. Кроме этого, печень способствует переработке продуктов питания в вещества, необходимые организму. Печень регулирует содержание сахара в крови. Алкоголь часто является причиной самого страшного ее заболевания – цирроза печени, когда печень почти не функционирует, и происходит отравление организма, нередко кончающееся смертью. В современном мире требуется введение в школьные курсы биологии сведений о таком опаснейшем заболевании человека, как гепатит. Необходимо проинформировать учащихся о способах передачи, симптомах болезни, последствиях и особенное внимание уделить профилактике.

Курение табака также оказывает отрицательное влияние на органы пищеварения. Поражаются зубы, портится и разрушается эмаль. Спазмы кровеносных сосудов под влиянием никотина ухудшают секрецию всех пищеварительных желез. Пища плохо переваривается и застаивается в желудке. Изо рта курящего исходит неприятный запах. Не случайно говорят: «Поцеловать курящего – то же самое, что вылизать пепельницу». Даже одна сигарета способна вызвать у начинающего курильщика спазмы желудка и боли в области живота. Симптомами отравления никотином служат головная боль, тошнота, рвота, слюнотечение, холодный пот, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость. Сюда можно добавить чувство страха, шум в ушах, учащение пульса и другие расстройства деятельности организма. Наиболее серьезные нарушения происходят в растущем организме подростка. На этом же уроке можно разобрать вопрос: «Почему опасно пробовать на вкус незнакомые вещества?» Надо обратить внимание учащихся, что лекарство, которое прописано другому человеку, может повредить. Опасно употреблять неизвестные вещества, особенно предложенные незнакомыми людьми или людьми, которым нельзя полностью доверять.

Никотин, особенно в больших дозах, подобен известному яду – кураре, парализующему нервную систему. Поэтому, хотя никотин действует гораздо слабее кураре, спортсмены-курильщики никогда не смогут достичь тех результатов, которые они могли иметь в спорте, если бы не отравляли свой организм никотином.При изучении нового материала о профилактике почечных заболеваний (выделительная система) учитель рассказывает, что к заболеваниям почек предрасполагают: сильное переохлаждение нижней половины тела, особенно поясничной области; наличие в организме очагов хронической инфекции (больные зубы, хроническое воспаление миндалин и т.д.), потребление острой, богатой пряностями пищи; особенно вредным для почек является употребление спиртных напитков и других психоактивных веществ.

На уроках, посвященных нервной системе, происходит ознакомление с понятием «наркотики». Наркотики – вещества, оказывающие специфическое воздействие на центральную нервную систему (возбуждающее или успокаивающее, вызывающее галлюцинации и расстройства и т.д.), что является причиной их немедицинского потребления. Потребление наркотиков имеет большие негативные личные и социальные последствия. Поэтому такие вещества признаются наркотическими и в установленном законом порядке вносятся в список наркотических средств. Наркомания – болезнь, вызываемая систематическим употреблением психоактивных веществ. Наркомания связана с физической и психической зависимостью от этих веществ. Потребление таких веществ, как табак и алкоголь также оказывает специфическое влияние на ЦНС и ведет к возникновению физической и психической зависимости. Эти вещества относят к группе психоактивных веществ (ПАВ). При употреблении ПАВ происходит разрушение нервных клеток. Это является причиной многих заболеваний, изменяет характер человека, нарушает психические процессы и является причиной смерти. Употребление ПАВ связано с нарушением ряда законов. В первую очередь – уголовного кодекса, который запрещает изготавливать, приобретать, хранить, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать их употреблять кому бы то ни было. Есть правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным (психоактивные вещества и наркотики не разрешается назначать тем, у кого нет определенных заболеваний, например никто не выпишет снотворных больному гриппом). Существуют правила для торговли, запрещающие продавать сигареты и алкоголь несовершеннолетним, правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем, профессиональные правила, запрещающие пить и принимать наркотики капитанам судов, машинистам, летчикам и всем тем, от которых зависит жизнь других людей: милиционерам, военным, авиадиспетчерам, хирургам и т.д. Эти правила приняты не случайно.

При изучении гигиены органов дыхания важно отметить, что вещества табачного дыма очень вредны для организма и в первую очередь для органов дыхания. В табачном дыме содержится до 4 000 различных химических веществ, часть из которых наносит большой вред здоровью. Многие из них являются канцерогенными, т.е. способствуют возникновению злокачественных опухолей. Среди них никотин, синильная кислота, мышьяк, аммиак и др. Табачный дым воздействует на поверхность бронхов и легких, вызывает их заболевание (воспаление), откладывается на их поверхности, и в результате нарушается их работа. Всем известен, например, «кашель курильщика» (кашель по утрам, когда человек просыпается). Самым неприятным изменением является развитие под влиянием табака рака легких, когда происходят необратимые нарушения работы легких, ведущие к гибели человека.

Курение является одной из причин хронических бронхитов, эмфиземы (болезненного расширения тканей) легких. Эти и другие болезни связаны с курением. Причем негативный эффект, который оказывает сигарета на человека, состоит из двух элементов: вред от дыма, вдыхаемого курильщиком во время затяжки, и дыма от сигареты, который из воздуха, окружающего курящих, попадает в их легкие. Вдыхаемый через сигарету дым некоторым образом фильтруется, а дым вокруг курильщиков представляет собой еще более вредную смесь. Об этом следует задуматься тем, кто часто находится в компании курящих людей. Сигаретный дым воздействует на слизистые стенки дыхательных путей и приводит к сужению сосудов. Это вызывает защитную реакцию в виде кашля. Он может быть очень сильным и привести к расстройству дыхания и в ряде случаев к его остановке. Не лишним будет разобрать вопрос: «Почему опасно нюхать, глубоко вдыхать неизвестные вещества?»

И так при изучении следующей системы органов необходимо обращать внимание на влияние употребления ПАВ на организм человека

Вывод:

Школьные уроки биологии это идеальное место, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни у большого контингента детей разного возраста. Школа должна помочь будущим взрослым научиться сохранять свое здоровье и здоровье будущих детей, избегать разрушительных вредных привычек.

Источники:

1.http://licey2-angarsk.ru/education/e-workfllow/profilak/urokibiologi

2. http://www.zor-da.ru/muz/metodichsekie-materialy/metodicheskie-materialy-po-organizatsii-raboty-v-uchebnykh-zavedeniyakh-po-profilaktike-upotrebleniya-psikhoaktivnykh-veschestv/

3. http://kvdtablog.herebank.com/?page=besedy_po_pav_na_urokah_biologii

МОУ "СОШ №13" — Наш Адрес: 307170, Российская Федерация, Курская область, город Железногорск, ул. Энтузиастов, дом 6

О НЕДОПУЩЕНИИ НЕЗАКОННЫХ СБОРОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В период со 1 по 16 октября специалисты Управлений Роспотребнадзора по Курской области по телефонам «горячих линий» проконсультируют граждан по вопросам, касающимся профилактики гриппа. Специалисты расскажут, где можно сделать прививку, как правильно подготовиться к вакцинации, можно ли совмещать прививку против гриппа с другими прививками, озвучат правила использования масок и другие меры […] Всероссийский экономический диктант 2019 Проверь себя и подготовься к Всероссийскому экономическому диктанту 2019 13 сентября учащиеся и учителя МОУ «СОШ № 13» приняли участие во Всероссийской образовательной акции по информационным технологиям «ИТ-диктант». Учащиеся школы могли пройти тестирование в он-лайн режиме как в школе (10 классы), так и дома. Диктант охватил самые разнообразные направления информационных технологий: работа с операционными системами и прикладными программами, использование […] Информационное письмо комитета образования и науки Курской области о возможных фактах мошенничества Просмотреть ВСЕРОССИЙСКИЙ ДИКТАНТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Всероссийская образовательная акция по информационным технологиям «ИТ-диктант» пройдет во всех регионах страны 13 сентября. Мероприятие приурочено ко Дню программиста в России: праздник ежегодно отмечается в 256-й день года, что символизирует множество значений, которые можно выразить при помощи восьмиразрядного байта. ИТ-диктант – это набор тестовых заданий […]     Торжественный праздник «День знаний»   День знаний стал для нас самым большим праздником года, ведь в этот день рождаются новые надежды и замыслы. Как приятно всем вместе, одной дружной семьей, вновь собраться в родной школе в этот сентябрьский день!  С большим удовольствием директор школы -Якунин Василий Иванович и […] Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи. В представленном документе общеобразовательным организациям с целью профилактики возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации учащимися, за исключением детей, […] 30 августа в 11:00 по московскому времени Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева ответит на актуальные вопросы, касающиеся российской системы общего образования, в рамках традиционной встречи с родителями школьников в преддверии нового учебного года. Общение пройдёт в формате прямого диалога и телемостов. На связь с центральной площадкой в Санкт-Петербурге – […] Областное родительское собрание с участием председателя комитета образования и науки Курской области в формате видеоконференции с прямым включением муниципальных образований. Трансляция начнется 20 августа в 16:00 В целях укрепления традиций школы и  активизации детского общественного объединения «ПИОНЕР»  20мая 2019г. — прошла торжественная линейка, посвященная Дню пионерии.                                                             […]


Смотрите также