Саспенс что это такое


Приемы: Саспенс

  • 20 января 2017
  • 24368
  • Павел Орлов

Саспенс — это художественный эффект, предполагающий возникновение у зрителя продолжительного тревожного состояния, состояния неопределенности или «подвешенности». Франсуа Трюффо определял саспенс как «нарастание напряженного ожидания» перед каким-либо событием. Обеспечивается саспенс комплексом драматургических, визуальных и звуковых средств. Феномен саспенса тесно связан с возможностью кино вовлекать зрителя в экранное действие — эффект возникает, если зритель ассоциирует себя с героем, переживает происходящее с ним, как с самим собой. Как говорил Альфред Хичкок: «Саспенс без эмоции немыслим». Как правило, саспенс связан с мотивом опасности, а потому чаще всего встречается в таких жанрах, как фильм ужасов и триллер (впрочем, это не исключает возможности его использования в любых других жанрах и форматах, скажем, в комедиях или авторском кино). 

  Кадр из фильма «Хранитель времени» (Мартин Скорсезе, 2011) Хотя саспенс принято ассоциировать, прежде всего, с именем Альфреда Хичкока, прием широко использовался и до него и, разумеется, после. Первый пример саспенса можно обнаружить уже в картине, от которой принято отсчитывать начало истории кинематографа. В «Прибытии поезда» братьев Люмьер поезд неумолимо движется прямо на аудиторию. С учетом наивности раннего зрителя, эффект работал на ура — широко известны истории о том, как люди в ужасе вскакивали с мест, полагая, что экранный поезд наедет прямо на них. 

Кадр из фильма «Рождение нации» (Дэвид Уорк Гриффит, 1915)

Однако если Люмьеры добились саспенса, по сути, случайно, спустя несколько лет кинематографисты начали использовать эффект уже осмысленно, как художественный прием. Одним из первых, кто взял эту технику на вооружение, стал Дэвид Уорк Гриффит. В его картинах (например в «Нетерпимости») был распространен такой вид сюжетной кульминации, как «спасение в последний момент» — герой оказывался в опасной ситуации и в то мгновение, когда, казалось бы, все пропало, находил выход. Саспенс здесь возникал во время ожидания развязки, когда зритель томился вопросом, например, погибнет персонаж или все-таки спасется. Будучи первопроходцем в области киноязыка, Гриффит обеспечивал достижение саспенса использованием новых для того времени кинематографических приемов — драматичных крупных планов, деталей и параллельного монтажа. 

Кадр из фильма «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)

А затем пришел Хичкок. Он стал тем автором, который превосходно овладел мастерством саспенса и сделал прием неотъемлемой чертой своего режиссерского почерка. Хичкок тесно увязывал саспенс с драматургией и подчеркивал: чтобы эффект сработал, зрителя необходимо к нему подвести. «Публику следует по мере возможности наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов», — говорил режиссер. И в этом заключен еще один важный элемент приема — он провоцирует фантазию аудитории. То есть, имея определенные вводные, зритель додумывает, с чем же герою предстоит столкнуться, а значит — сильнее вовлекается в действие. Хичкок разнообразил и набор аудио-визуальных средств, которые способны усилить саспенс. Например, в его картинах нарастанию напряжения эффектно сопутствовали многочисленные детали, тикающие часы, биение сердца, нервное дыхание, длинные кадры, плавное панорамирование и так далее. Кроме того, Хичкок мастерски совмещал саспенс с черным юмором, когда, например, длительное тревожное ожидание разрешалось… ничем.  Сцена из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

После Хичкока саспенс стал одним из важнейших инструментов картин самых разных стилей и направлений. Оригинальные примеры использования саспенса можно найти в криминальных триллерах «нового Голливуда» («Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы), в приключениях (фильмы об Индиане Джонсе и парке Юрского периода Стивена Спилберга), в хоррорах (от классики Джона Карпентера и Дарио Ардженто до современных картин Джеймса Вана и мокьюментари в духе «Ведьмы из Блэр») и в комедиях (от «Голого пистолета» до «Очень страшного кино»). По-своему с техникой работают в современных сериалах, авторы которых увязывают саспенс с финальными клиффхэнгерами, то есть создают ситуацию напряженного ожидания, а разрешают ее лишь в следующей серии, а то и через пару лет в следующем сезоне (привет, «Шерлок»).

  Принято выделять два вида саспенса в кино.  Открытый саспенс Сцена из фильма «Человек, который слишком много знал» (Альфред Хичкок, 1955) Когда зритель знает, что герою угрожает опасность, а герой — нет. То есть саспенс возникает за счет сопереживания герою. Пример — мы знаем, что под сиденьем персонажа находится бомба. Другой пример — сцена из фильма Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал», где зрителю известно, что во время оперной постановки в определенный момент произойдет убийство. Закрытый саспенс Сцена из фильма «Охотник на оленей» (Майкл Чимино, 1978) Когда и зритель, и герой знают о существующей опасности, но никому не известно, где она таится. То есть саспенс возникает за счет неведения. Пример — в дом героя пробрался посторонний, но неизвестно, кто он и что ему нужно. Другой пример — знаменитая сцена с игрой в русскую рулетку из фильма Майкла Чимино «Охотник на оленей».

Как добиться саспенса?

Кадр из фильма «Подозрение» (Альфред Хичкок, 1941) Несколько основных принципов, которые необходимо соблюсти, если вы хотите добиться эффекта саспенса.

— не скупитесь на информацию и делайте действие как можно более простым и понятным. Зритель должен обладать достаточным знанием о возможной опасности для героя. Если что-то произойдет внезапно, то вы добьетесь эффекта кратковременного шока, но не саспенса. Хичкок говорил: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума».

— сохраняйте интригу. Хотя только что мы говорили о важности информированности зрителя, но все же он не должен знать одного — как разрешится саспенс: погибнет ли герой или спасется, а может быть и вовсе выяснится, что опасность была мнимой, а в действительности угрозы не было. Не случайно некоторые авторы определяют саспенс не иначе как «отсутствие определенности».

— не жалейте времени. Саспенс — эффект не мгновенный, а растянутый во времени. Зритель должен его «смаковать», а не мгновенно «проглатывать», и чем дольше вы нагнетаете интригу, чем дольше заставляете зрителя ждать, тем лучше (разумеется, в разумных пределах). Помните, что как только действие или событие в ожидании которого строится прием, произойдет, саспенс закончится. 

Кадр из фильма «Мизери» (Роб Райнер, 1990)

— опасность должна быть реальной. Александр Митта замечает: «Чем сильнее враг, тем сильнее саспенс. Чем меньше шансов на спасение, тем сильнее саспенс». Угроза, подстерегающая героя, должна быть действительно опасной для него. Если герою ничего не стоит ее преодолеть, саспенс не возникнет — зритель должен чувствовать реальность риска. 

— помните об эмоциональном сопереживании. Чтобы возник эффект саспенса, необходимо, чтобы зритель испытывал к герою симпатию, сочувствовал ему, переживал за него. Если симпатии к герою нет — саспенс не родится.

Кадр из фильма «Не тот человек» (Альфред Хичкок, 1956)

— создавайте правильную атмосферу. «Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят. Лестницы, которые скрипят и могут обрушиться под героем», — говорил Хичкок. Иными словами, усилить саспенс помогает подходящая тревожная аудио-визуальная атмосфера, в которой происходит действие.

— фокусируйтесь на деталях. Все тот же Хичкок эффектно усиливал саспенс, знакомя зрителей с большим количеством говорящих деталей: реакциями героев, поворотами ключей, характером шагов и так далее. Правильно подобранные подобные мелкие вещи не только оттягивают вожделенный момент разрешения саспенса, но и провоцируют интерес, усиливают внимание зрителя.

Популярное Практика

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

Практика

Новый «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли поднял волну сравнений этого персонажа с другими его предшественниками. Предлагаем вместе проследить эволюцию визуального стиля Джокера

Правила профессии

Снимайте так, чтобы зрители услышали стук вашего сердца, научитесь делать кино без оператора и звукорежиссера: эти и другие правила режиссера Ким Ки Дука

Практика

Над визуальными эффектами к фильму работали 11 компаний, включая MR. X, Methods Studios и Halon. Удалось ли им добиться желаемой реалистичности, олдскульности и аналоговости картины? Разбираем наиболее захватывающие VFX-шоты картины режиссера Джеймса Грэя

Слова

Вышедшая в прокат картина «Акварель» определенно займет значимое место в истории кино. Режиссер-документалист Виктор Косаковский рассказал нам об особенностях ее создания: водный концепт, необходимость кадровой частоты 96 кадров в секунду и экстремальные съемки в шторм

Саспенс - это... Что такое Саспенс?

Саспе́нс (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при описании бытовых и жизненных ситуаций. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу, видеоиграм и изредка к литературе: словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах и в фильмах ужасов.

Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.

См. также

  • Фильм ужасов
  • Боевик
  • Фантастика

Литература

  • Митта А. Кино между адом и раем. — Подкова, 1999.

Ссылки

  • Подробно об эффекте саспенса

Что такое саспенс? - Уроки Кино

Саспенс (в англ. языке suspense — беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere — подвешивать, т.е. изначально саспенс — это некое «подвешенное состояние») — по определению Франсуа Трюффо (французский режиссер, выпустивший в 1966 году после 52-часового интервью с Альфредом Хичкоком книгу «Кинематограф по Хичкоку») это «нарастание напряженного ожидания».

Это особое состояние беспокойства, тревоги, которое возникает у зрителя при просмотре фильма. В «саспенсовые» моменты зритель как никогда оказывается вовлеченым в происходящее на экране, он переживает так, как будто ему, а не эранному герою угрожает опасность, как будто он непосредственный участник тех событий, которые разворачиваются в фильме.

Для создания атмосферы саспенса на экране Хичкок использовал специальные приемы — крупные планы, дробный монтаж, игру со временем — сжатие и растягивание его, он большое внимамние уделял соответсвующему музыкальному сопровождению

Одним из главных принципов создания саспенса является оттягивание того момента, когда произойдет ожидаемое событие. По этому поводу Хичкок всегда приводил пример с бомбой, на котором ясно показывал разницу между саспенсом и шоком.

Допустим, что зрители наблюдают на экране такую картину. Люди сидят за столом, о чем-то мирно беседуют, вдруг происходит взрыв — оказывается под столом была бомба! Зритель поражен, но лишь на несколько секунд. Это шок. Теперь предположим, что зритель знает, что под столом заложена бомба и что взорвется она, к примеру, в 14.00.

И теперь если чередовать кадры, на которых показывать сидящих за столом людей, не подозревающих об угрожающей им опасности, а потому мирно беседующих, бомбу, находящуюся под столом, часы, на которых сначала беспятнадцати два, затем бездесяти и т.д., то зритель волей-неволей будет вынужден переживать за судьбу героев уже несколько минут. А особо эмоциональные могут даже крикнуть что-нибудь вроде: «Да хватит болтать, под столом бомба!» Это и есть саспенс.

Хичкок говорил следующее: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызвает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим.

Публику следует по мере возможностей наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов.

Саспенс нередко ослабляется за счет того, что сюжет недостаточно понятен публике. Скажем, если по вашему недосмотру два актера носят похожие костюмы, зритель может их перепутать; если место действия недостаточно точно обозначено, зритель может чего-то недопонять.

А если решающая сцена происходит не в тот момент, когда ее ожидают, ее эмоциональный эффект резко снижается. Так что быть ясным, постоянно уточняя все детали — чрезвычайно важно.

Хичкок всегда сознательно жертвовал правдоподобием в пользу эмоциональности и интересности фильма. Он говорил: «Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Мое кино — кусок пирога. … Требовать от рассказчика, чтобы он строго придерживался фактов, столь же смешно, как настаивать на том, чтобы живописец сохранял верность натуре. Во что в конечом итоге выльется такая живопись? — В цветную фотографию.

Я не собираюсь снимать «куски жизни», удовольствие такого рода люди могут получать дома, на улице да и у любого кинотеатра. Зачем же за это деньги платить? Но я избегаю и безудержной фантазии, потому что зрители должны иметь возможность отождествить себя с персонажами. Создать фильм — это прежде всего рассказать историю.

История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобожденная от наиболее скучных подробностей?»

Второй термин который ввел  кинорежиссёр Альфред Хичкок в широкий оборот Макгаффин.

МакГаффин – это вещь, которую хочет иметь каждый и, получая, обретает силу. Его содержание может быть неизвестно, но всем известно о его существовании.

В интервью Трюффо называет макгаффин своего рода дыркой от бублика (a McGuffin is nothing at all). «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать» , — говорит Хичкок, добавляя, что в хорошем макгаффине всегда присутствует элемент непрояснённости.

«Snatch». Макгаффин — огромный алмаз, украденный из Антверпена.. . Ситуация аналогична — все хотят им владеть — он вечно меняет хозяев и из за него появляются проблемы даже у собачки

«РокНРолльщик». Макгаффин — счастливая картина Омовича, которая меняет владельцев и нам за весь фильм её так ни разу и не покажут

саспенс - это... Что такое саспенс?

  • САСПЕНС — (англ. suspense, букв. беспокойство, тревога ожидания, напряжение), в кинематографе сюжетное напряжение. Особенно характерен для детектива, триллера и фильма ужасов. Атмосфера саспенса создается сочетанием многих средств, в том числе операторской …   Энциклопедический словарь

  • саспенс — сущ., кол во синонимов: 5 • напряжение (45) • напряженность (51) • неоп …   Словарь синонимов

  • Саспенс — (англ. suspense  неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere  подвешивать)  состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при… …   Википедия

  • саспенс — іменник чоловічого роду стан непевності, тривоги рідко …   Орфографічний словник української мови

  • САСПЕНС В КИНО — (англ. suspense, букв. беспокойство, тревога ожидания, напряжение), в кино сюжетное напряжение. В той или иной степени саспенс является необходимым элементом почти любого жанрового фильма, но особенно характерен для детектива, триллера и фильма… …   Энциклопедия кино

  • САСПЕНС. СЕВЕР-ЮГ — «SUSPENS. СЕВЕР ЮГ», Россия, САМО (Самара), 1995, цв., 95 мин. Фильм путешествие. Концептуальная драма, история без прошлого и будущего, которую можно изложить так: «Когда человек засыпает, к нему приходит Хранитель его души и уводит душу в… …   Энциклопедия кино

  • Хичкоковская блондинка — «Хичкоковская блондинка» (англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde)  высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950 х… …   Википедия

  • Сад наслаждений (фильм) — Сад наслаждений The Pleasure Garden Жанр триллер Режиссёр Альфред Хичкок В главных ролях Майлз Мэндер, Джон Стюарт, Георг Шнелл Длительность 75 мин …   Википедия

  • Хэллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр …   Википедия

  • Хэллоуин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хэллоуин (значения). О ремейке 2007 года см. Хэллоуин 2007. Хэллоуин Halloween …   Википедия

Саспенс: что это такое и какие книги в этом жанре читать

07.12.2018

Саспенс — это состояние тревожного удивления, беспокойства. Этот термин применяется к кинематографу (например, Альфред Хичкок хорошо разбирался в саспенсе и умел напугать зрителя). Саспенс — это то состояние, когда шепчешь герою «Не ходи туда!» или же «Обернись!» Все мастера кино в жанре ужаса или триллера хорошо используют этот прием, именно из-за него зрители дрожат, прикрывают глаза ладошками и отворачиваются, когда уже не могут выдерживать напряжения. Саспенс — это буквально осязание ужаса.

Постепенно из кино прием саспенса перекочевал в литературу. Он встречается редко, но книги таких писателей незабываемы. К примеру, английская писательница, работающая в жанре психологического триллера, Дафна Дюморье освоила этот прием в своих книгах с лихвой. «Ребекка», «Птицы» и другие произведения остаются в памяти после прочтения надолго, несмотря на ничем не примечательную детективную линию. Дюморье умела напугать читателя, не зря по ее книгам снимал кино сам Хичкок, ценитель саспенса. 

Из современных авторов в жанре саспенса работает писательница с удивительным именем, которое ей дали родители-хиппи, Нова Рен Сума. Она пишет книги в жанре young adult, преподавала литературное мастерство и знает, как создать захватывающий роман с атмосферой мистики и тревожащего беспокойства. Ее последний роман «Воображаемые девушки», вышедший в издательстве Like Book, покорил читателей запутанным сюжетом с нотками мистики и магического реализма. Это роман о двух сестрах, отправившихся на вечеринку у озера и оказавшихся в шокирующей ситуации. Ночная вода манит и очень привлекательна. Согласившись на предложение сестры Руби искупаться, Хлоя даже не предполагала, что найдет в воде труп девушки Лондон Хейз. Так и не оправившись от шока, Хлоя уезжает из города, но спустя время, мучимая расставанием с любимой сестрой, возвращается. И кого она встречает первой на улице родного городка? Ту самую Лондон. Что это: галлюцинация или реальность? Может быть, Хлоя сходит с ума. За ответами она идет к Руби, но там что-то отчаянно скрывает.

Два других романа Новы Рен Сумы, опубликованные на русском языке, — тоже абсолютно дикие, напряженные и мрачные истории. «17 потерянных» — история девушки Лорен Вудман, обладающей сверхспособностью. Она умеет видеть пропавших людей. Последняя девушка, которая появляется в ее видениях, — семнадцатилетняя Эбби Синклер. Все говорят, что она по своей воле сбежала из летнего лагеря. Но Лорен знает, что это не так. А роман «Стены вокруг нас» и вовсе скатывается к первобытному страху и ужасам: сюжет этой книги вертится вокруг тюрьмы для подростков на севере штата Нью-Йорк. Несправедливо осужденная четырнадцатилетняя балерина Ори Сперлинг попадает в это отвратное место, где царит жесткая дисциплина и вечные унижения. Но она даже не знает, что ждет ее, когда наступит август. Именно в этот месяц каждый год мистическим образом открываются замки на тюремных камерах и начинается то, что долго еще будет мучить души свидетелей этих событий. 

Каждый роман Новы Рен Сумы — это страшилка, рассказанная на ночь, текст с двойным дном, который можно рассматривать под разными углами. Запутанный сюжетный лабиринт каждого произведения предполагает как реалистичную разгадку, так и мистический вариант развития событий. Финал приоткрыт, чтобы читатель сам мог додумать концовку, посмотрев на произведение с разных сторон. Этот элемент дает некую свободу, Нова Рен Сума как бы делает читателя своим соавтором. Но главного у писательницы не отнять — в процессе чтения несколько раз захочется инстинктивно закрыть глаза или заглянуть на последнюю страницу. Чувство саспенса неумолимо подстегивает и заставляет трепетать от беспокойства.

саспенс - это... Что такое саспенс?

  • САСПЕНС — (англ. suspense, букв. беспокойство, тревога ожидания, напряжение), в кинематографе сюжетное напряжение. Особенно характерен для детектива, триллера и фильма ужасов. Атмосфера саспенса создается сочетанием многих средств, в том числе операторской …   Энциклопедический словарь

  • саспенс — сущ., кол во синонимов: 5 • напряжение (45) • напряженность (51) • неоп …   Словарь синонимов

  • Саспенс — (англ. suspense  неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere  подвешивать)  состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при… …   Википедия

  • саспенс — (англ. suspence внушение) жанр кино, фильм в котором чуство страха сопряжено с тягучим ожиданием чего л. рокового и непридвиденного. Мастером саспенса был Альфред Хичкок Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • саспенс — іменник чоловічого роду стан непевності, тривоги рідко …   Орфографічний словник української мови

  • САСПЕНС В КИНО — (англ. suspense, букв. беспокойство, тревога ожидания, напряжение), в кино сюжетное напряжение. В той или иной степени саспенс является необходимым элементом почти любого жанрового фильма, но особенно характерен для детектива, триллера и фильма… …   Энциклопедия кино

  • САСПЕНС. СЕВЕР-ЮГ — «SUSPENS. СЕВЕР ЮГ», Россия, САМО (Самара), 1995, цв., 95 мин. Фильм путешествие. Концептуальная драма, история без прошлого и будущего, которую можно изложить так: «Когда человек засыпает, к нему приходит Хранитель его души и уводит душу в… …   Энциклопедия кино

  • Хичкоковская блондинка — «Хичкоковская блондинка» (англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde)  высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950 х… …   Википедия

  • Сад наслаждений (фильм) — Сад наслаждений The Pleasure Garden Жанр триллер Режиссёр Альфред Хичкок В главных ролях Майлз Мэндер, Джон Стюарт, Георг Шнелл Длительность 75 мин …   Википедия

  • Хэллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр …   Википедия

  • Хэллоуин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хэллоуин (значения). О ремейке 2007 года см. Хэллоуин 2007. Хэллоуин Halloween …   Википедия


Смотрите также