Ткань холст что это такое


Холст - что это за ткань, какие добавки добавляют в натуральный материал, какой вид ткани можно использовать для живописи

Холст – ткань с характерным перпендикулярным переплетением нитей. Традиционным сырьем для материи выступает лен или конопля. Позднее холстину стали изготавливать и из других натуральных и даже синтетических волокон.

Известен холст с незапамятных времен. Еще в Древнем Египте из него шили туники. В России вплоть до начала 20-го века холстина оставалась основным материалом для одежды среднего и низшего класса. Теперь его чаще применяют для декорирования интерьеров, пошива полотенец, занавесок, изготовления обуви. Рабочая одежда из холста не редкость и сегодня: материал очень прочен, стоек к износу и не боится многочисленных стирок.

Интерес к материалу возник вновь на волне моды на натуральные ткани и приглушенные естественные цвета.

Особенности и характеристика ткани холст

Характеристики холстины зависят от качества и толщины нитей. Тонкое полотно ткали для обрядовых полотенец, праздничных рубашек, толстое – для рабочей одежды, парусов, мешков. Однако при всем разнообразии видов и применения, холст сохраняет некоторые свои качества неизменными.

По внешнему виду ткань практически не отличалась от льняной ткани, но была дешевле.

Состав: какие добавки добавляют в натуральную ткань

Лен – первое волокно, которое использовали для получения ткани. Ну а первым материалом стал холст. Позднее он стал изготавливаться из конопляных волокон. Позднее стали использовать и другие волокна – джут, хлопок и даже синтетические волокна. Про разновидности тканей из коленкора читайте тут.

По составу разделяют на 3 группы:

  1. Традиционный – небеленое полотно только из натуральных волокон.
  2. Синтетический – изготавливается из полипропилена, полиэстера, полиамида. От натурального холста ткань отличает исключительная стойкость к действию воды.
  3. Смесовой – в состав входят как натуральные, так и искусственные нити.

К холстине стали относить материи с полотняным переплетением, но отбеленные и более тонкие: парусину, двунитку, миткаль. Однако настоящей холстиной – неотбеленным полотном, они не являются.

Качество и свойства холщового материала

Отличительный признак любого типа – плетение нитей. Оно образует характерную фактуру тканей, более толстую и грубую, чем была нить. Плетение очень простое с технологической точки зрения, поэтому материя доступна по стоимости. Про описание ткани район узнайте здесь.

Стойкость и плотность к износу определяет толщина нити и характер плетения. Толстые и короткие волокна ткут в 1 нитку, более тонкие и длинные – в 2, так получают двунитку. Чтобы увеличить плотность, сплетают 3 и даже 4 нити.

До начала 20-го века праздничная одежда из холста передавалась по наследству.

Льняные материи – белые или серебристые, конопляные – желтоватые, коричневые, джут придает материалу зеленоватый горчичный оттенок.

Для одежды чаще используют отбеленное или гладкокрашеное полотно.

Преимущества и недостатки холстового волокна

Холщовая ткань как грубая, так и тонкая обладает множеством достоинств:

  • материал не изнашивается и выдерживает неограниченное число стирок, более того, после каждой стирки становится мягче;
  • ткань не растягивается, не меняет цвет, на ней не появляются катышки;
  • материал гигроскопичен, поэтому очень приятен в носке даже при некоторой грубости;
  • натуральная холстина, как и биоматин, гипоаллергенна и не накапливает электричества;
  • слабо впитывает грязь и легко отстирывается.

Недостатки ткани связаны с ее фактурой:

  1. Холстина груба, даже тонкая. Кожу она не раздражает, но такие прикосновения не всем приятны.
  2. Натуральный цвет неравномерен, грязноват, текстура плохо сочетается с современными тканями.

Производство и изготовление материала

Холст – тканая материя. Сырьем для него выступает растительное волокно, которое на фабрику поступает в виде спрессованных кип. Процесс изготовления ткани из него включает 3 ряда операций:

  1. Прядение – кипы разрыхляют, очищают от мусора, треплют. На прядильном станке из коротких волокон скручивают более длинные нити. Затем материал вычесывают, выравнивают и подкручивают на крутильной машине. Так получают ровницу. Крученую холстину вытягивают и наматывают на бобины.
  2. Ткачество – на ткацком станке из полученной пряжи ткут холст. Порядок переплетения нитей задается программой или вручную.
  3. Отделка – включает разные операции. Например, с помощью отваривания полотно избавляют от любых примесей, мерсеризация придает ему блеск и гладкость, беление обеспечивает белый цвет готовому холсту.

Технология получения синтетического заметно отличается. Нити получают путем продавливания через фильеры жидкого или полужидкого исходного сырья. Ткут ткань также, как и натуральный.

Разновидности, какой холстинный материал используют для живописи

И качества, и назначение материи зависит от природы используемого сырья. По этому признаку ткани разделяют на несколько видов. Про описание ткани дублерин, и для чего она применяется, читайте по этой ссылке.

Льняной

Сырьем служат листья льна. Нити,получаемые из них, прочные и длинные. Льняные ткани не подвержены структурным изменениям, сохраняют зернистость и не вытягиваются.

Полотно используют для пошива одежды, причем не только рабочей или этнической, но и для производства картинного холста самого высокого качества.

Различают 2 основных вида льняного:

  1. Материал из пряжи длинного волокна –включает более ровную по толщине нить, что обеспечивает зернистость и равномерность.
  2. Ткань из очеса – короткого волокна,включает утолщения, узлы, утончения. Применяется для производства сумок, обуви, упаковок.

Бортовка

Суровое неотбеленное полотно, изготавливаемое из короткого волокна и очеса. Из-за малой длины нитей материя более склонна к деформации, к тому же обрабатывается кислотой, что тоже снижает прочность. Бортовка не годится для отшива одежды или производства картинного: из-за неравномерности ткань с трудом поддается грунтовке и неравномерно впитывает краски. Как выглядит и что шьют из креп-сатина расскажет этот материал.

Свое применение бортовка находит как подкладочный и уплотняющий материал.

Четкость силуэта классического пиджака или пальто, посадка одежды на фигуру обусловлена жесткостью фиксирующей прокладки. Бортовка отлично справляется с этой ролью.

Чтобы увеличить плотность и жесткость ткани, при изготовлении добавляют конский и верблюжий волос, шерсть. Такая подкладка не теряет форму даже при намокании или при стирке.

Пеньковый

Получают из конопляной пряжи. По прочности материал сравним с льняным, однако имеет характерный серый, желтоватый или зеленоватый оттенок. Признаком низкого качества выступает коричневый или желтоватый оттенок. Из-за этого в живописи пеньковые практически не используются.

Пеньковая холстина используется в основном для технических нужд: холстинный мешок, сумки в этническом стиле, разнообразная упаковка.

Для одежды такой цвет мало подходит. Он выступает материалом для характерных интерьерных деталей в стиле эко, этнических стилях.

Джутовый

Изготавливается из волокон джута по обычной технологии. Джутовая пряжа хрупка, соответственно,материал получается легкий, мягкий, сильно склонный к деформации. Увеличить плотность плетения с тем, чтобы получить более прочную ткань, не имеет смысла.

Джутовая холстина применяется только для отшива одежды. Материал имеет мягкий светло-желтый цвет и красивый блеск. Кроме того, ткань легче и приятней на ощупь.

Хлопчатобумажный

Нити хлопчатника заметно ровнее, чем льняные. Это обеспечивает большую ровность самой ткани, с одной стороны, и утрату выразительной фактуры, с другой. Хлопковое полотно тонкое и мягкое, но не такое интересное, как льняное.

Для картин используют только самый плотный вариант – с показателем более 220 к/куб. см, и все равно, такой холст считают неподходящим для серьезных работ. Хлопок боится влаги, склонен к плесневению и гниению. Для одежды хлопчатобумажная ткань подходит больше. Естественный цвет полотна – белый с кремовым оттенком, что делает его прекрасным материалом для постельного белья.

Синтетический

Сырьем обычно служит полиэстровое волокно. Нити очень ровные, структура получается однородной, а материал почти гладким. Искусственное полотно не гниет, не деформируется, не растягивается, исключительно устойчиво к действию воды. Однако, как холст ведет себя по прошествии 50 лет неизвестно, поэтому, как основа для картин он применяется редко.

Структура полиэстрового полотна слабо заметна.

Для одежды, особенно этнической,выпускают ткань,которая имитирует фактуру льняного – канвас, например. Про описание ткани тиар читайте в этой статье.

Комбинированный

Сочетает натуральные и искусственные нити. Чаще всего речь идет о полульняных полотнах, где лен комбинируют с лавсаном или полиэстром. Цвет холстины светлее: нити лавсана белые, а льна сероватые.

В живописи комбинированные стараются не использовать. Натуральные и синтетические волокна по-разному поглощают грунтовку и краску, и холст окрашивается неравномерно. Для одежды и обуви такой вариант вполне годится. Хотя синтетические волокна снижают гигроскопичность материи, они же обеспечивают большую эластичность и легкость. Гладить ткань намного проще.

Сфера применения: что шьют из ткани

Применение ткани определяет ее плотность и природа нитей:

  1. Холстина высокой плотности грубая на ощупь, тяжелая, плохо поддается окрашиванию и чаще всего бывает натурального цвета. Из нее изготавливают мешки, парусину, упаковку разного вида, а также декоративные сумки и некоторые предметы интерьера. Кроме того, плотный холст более 7 веков используется в живописи, как основа для картин.
  2. Материал средней плотности намного мягче, лучше впитывает влагу, проще поддается окрашиванию. Для одежды такие качества являются достоинством, а для упаковки – недостатком. Для картин холст с плотностью менее 220 г/куб. см тоже не годится.
  3. Холстина низкой плотности – изготавливается из тонких нитей. Отбеливается практически всегда. Материя тонкая и легкая, используется для отшива не только взрослой, но и детской одежды вплоть до распашонок для младенца.
Из тонкой холстины получают превосходное постельное белье и полотенца.

Рекомендации по уходу за холстиной

Холст – ткань очень непритязательная. Уход за ней определяется назначением изделия и плотностью материала:

  1. Мешковину и бортовку не стирают. Изделия из них просушивают и вытряхивают.
  2. Одежду, аксессуары, постельное белье стирают и гладят при высоких температурах. При необходимости применяют жесткие режимы стирки.
  3. Синтетическое полотно стирают при температуре не более 30 С и гладят как смесовую ткань.
  4. Льняной и в особенности хлопчатобумажный холст может сесть после стирки. При необходимости изделие растягивают во время глажки.

Нельзя использовать отбеливатели при стирке. Материал меняет цвет и становится более хрупким.

Видео

Как сделать холст своими руками смотрите в видео:

Выводы

  1. Холст – ткань из льняного, конопляного и даже искусственного волокна с полотняным плетением.
  2. Материал отличается прочностью и долговечностью. Он практически не изнашивается и не изменяется со временем.
  3. Существует множество видов холстины: разной плотности, с разным плетением из волокон разного происхождения. Их свойства различны.
  4. Уход за холщовыми изделиями крайне прост. Материал легко переносит многочисленные стирки и не нуждается в деликатной химчистке.

Холщовая ткань: описание, особенности, применение, уход, холст, чем отличается

Не все материалы широко используются для пошива одежды, даже с натуральным составом. Что из себя представляет холщовая ткань? Эту материю еще называют мешковина, а спектр ее применения охватывает декорирование интерьера, рукоделие и хозяйственные нужды. Давайте разбираться в составе, свойствах и правилах ухода за этим материалом.

Описание, применение

Холщовая ткань, холщовка, или холстина — материя с грубым перпендикулярным переплетением волокон, которое сразу бросается в глаза. Производится из натурального сырья и считается одним из самых безопасных.

Нити для холщовки получают из льна — первого волокна, из которого стали производить ткани. Альтернативное сырье — хлопок, джут, конопля, синтетические материалы (полиэстер, полипропилен, полиамид) или их смеси. Холстина на основе синтетики не считается классической, она просто имитирует текстуру (например, ткань канвас).

Интересный факт: К холщовке можно отнести группу материалов: бязь, мешковину, миткаль. Однако традиционная холстина — это полотно, не подвергавшееся отбеливанию.

Натуральный цвет холщовки — серебристый, коричневый или желтоватый, в зависимости от исходного сырья. Полотна отбеливают либо сохраняют им естественный цвет. Встречаются и ярко окрашенные варианты с принтами.

Сейчас холщовка — это материал для декорирования интерьера (занавески, скатерти, полотенца). Она подходит для создания фона, на котором выигрышно смотрятся предметы. Эту особенность используют на выставках и в различных композициях, в фотографировании. Из холстины шьют текстильную обувь, некоторые виды одежды (например, в этническом стиле), материалы для транспортировки (мешки). Ткань незаменима для рукоделия.

История материала

Технология создания холстины известна со времен Древнего Египта. Из ткани первоначально шились плотные туники, портки, домашний текстиль, рабочая одежда. Материал как нельзя лучше подходит для этих целей: он крепкий, дышащий, выдерживает множество стирок и неблагоприятные воздействия окружающей среды.

Холстину применяли для изготовления парусов, обуви, сумок, использовали как упаковку. В зависимости от толщины, на Руси из нее делали тонкие обрядовые полотенца и грубую одежду для труда.

Холст — однокоренное слово для холщовки, и это не случайно. Полотна для художников и эта грубая материя являются родственникам, но у холста более плотное переплетение нитей. Холстина употребляется в живописи с начала 16 века.

Свойства: плюсы и минусы

Рассмотрим положительные свойства холста, сделанного из натурального сырья:

  • высокая прочность;
  • долговечность, практичность, устойчивость к неблагоприятным условиям;
  • экологичность, гипоаллергенность;
  • воздухопроницаемость;
  • термоизоляция;
  • гигроскопичность;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • невысокая цена;
  • устойчивость к сминанию;
  • декоративность (холстина очень красива в качестве праздничной упаковки сладостей, чая и сувениров);
  • не накапливает статическое электричество;
  • не скатывается.

Совет! Льняные матери не обязательно утюжить, их можно опрыскивать водой. Через некоторое время складки расправляются сами.

К недостаткам ткани относятся:

  • жесткость,
  • грязный натуральный оттенок.

Есть несколько свойств, которые можно отнести как к положительным, так и отрицательным. Например, свойство впитывать влагу является плюсом для клинингового текстиля и пошива спортивной и рабочей одежды или обуви, но минусом для упаковочного материала. Натуральный цвет долгое время считался непривлекательным, но современные модные тенденции ввели его в тренд.

Синтетические аналоги также прочные и долговечные, но не обладают свойствами теплоизоляции. Они плохо впитывают влагу (это тоже может быть как плюсом, так и минусом), теряют прочность и плавятся при высокой температуре.

Как ухаживать

Правила ухода зависят от состава материи и ее предназначения:

  1. Грубую мешковину не стирают, только при необходимости просушивают и вытряхивают пыль.
  2. Натуральные тонкие образцы из льна и хлопка хорошо выдерживают стирку и глажку на высоких температурах. Возможна усадка изделий. Рекомендуется крахмалить текстиль: так он будет хорошо держать форму.
  3. Синтетические и смесовые ткани стирают при температуре не выше 30 градусов. Утюжат их на низкой температуре.
  4. Использование отбеливателей допустимо.
  5. Полотна с низкой плотностью после каждой стирки становятся мягче.

При выборе материи главный критерий ее качества — прочность. Популярность холщовой ткани объяснима: она натуральная, прочная, гигроскопичная, имеет декоративный внешний вид. Правильный уход гарантирует долгую службу холстины, независимо от его состава.

Холст - это... Что такое Холст?

Холст — в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины.

В традиционных культурах — конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи. Холст из конопли, имеющий желтоватый цвет, был более распространен в средней полосе России, так как конопля лучше произрастала в сложных природных условиях. Он обычно толще и грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустойчивость. В народе ткали холст разных по качеству сортов: для тонких обрядовых полотенец, праздничной или рабочей одежды. У многих народов России он имел ширину 36-38 см, что определялось возможностями ручного ткачества на домашних станках. Этот размер являлся своеобразным модулем для раскройки элементов традиционной народной одежды (остова, боковин, рукавов и др.)[источник не указан 501 день].

В настоящее время холст применяется для пошива верхней одежды, обуви, спецодежды и рабочих рукавиц, а также в качестве скатертей, мебельной обивки, основы для гобеленов и обшивки для посылок и багажных тюков[источник не указан 501 день].

Использования холста

Древнегреческий историк Геродот отмечал, что «фракийцы (жители Восточных Балкан) изготовляют из конопли даже одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит — льняные ли они или из конопли». Вплоть до ХХ в. такие холсты изготовлялись также и в России. В настоящее время их производство осваивается западноевропейскими текстильщиками[источник не указан 501 день]. В прошлом из пеньки получали более тонкую пряжу, из которой можно было ткать постельный и бельевой холст[источник не указан 501 день].

В странах Западной Европы холст стал употребляться для живописи с начала XVI века. Впервые холстом стали пользоваться в значительных количествах флорентийсткие и венецианские живописцы, а вслед за ними холст проник и к художникам северных школ — фламандцам, голландцам, германцам.[1] В России холст стал использоваться со второй половины XVII века. Холст может быть натянут на деревянный подрамник или наклеен на картон[источник не указан 501 день].

В древнерусском искусстве есть примеры использования холста в качестве основы для небольших, чаще двухсторонних, икон — так называемые «полотенца». В XX веке их принято называть «таблетками». Основа для таблетки обычно состоит из двух склееных между собой кусочков холста (иногда между ними имеется слой бумаги)[источник не указан 501 день]. Затем склеенный холст покрывался с двух сторон толстым слоем левкаса. Хлопчатобумажный холст — проклеенный и загрунтованный — превосходная основа для серьёзной живописи маслом[источник не указан 501 день]. Если вы хотите использовать хлопок в качестве основы для живописи, приобретайте его в художественных салонах, а не в магазинах тканей[источник не указан 501 день].

Примечания

  1. ↑ Ю. И. Гренберг Технология станковой живописи.

  • Энциклопедия конопли (ХОЛСТ)
  • Описания видов холстов

Холст для рисования: важные вещи простыми словами

Уважаемые друзья, подписчики и посетители блога!

Если вы заглянули на эту страничку, значит, интересуетесь, какой же холст для живописи лучше всего  подобрать для работы. В какой бы технике вы не писали, в масляной или акриловой, принцип выбора холста один! В этой статье я расскажу вам простыми словами о видах и разнообразии, о преимуществах и недостатках, короче все-все о холстах для рисования.

История холстов

Вероятно, вы знаете, что художники не всегда использовали для живописи холст. Были времена, когда картины писались на деревянной поверхности, проще говоря, на доске. Представьте, даже известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи написана на деревянной доске из тополя!

Изображение Джоконды на доске из тополя

Конечно, с тех пор все изменилось! Большинство картин солидного возраста давно переведены на холст реставраторами того времени. Да, есть и такая технология в реставрации картин! О таком способе сохранения мировых шедевром, я обязательно напишу  в отдельной статье! А знаете ли вы, что старые мастера пользовались специальной оптикой для рисунка? Что это за чудо-приспособление, читайте в отдельной статье. 

И вот когда появился холст, его достоинства сразу оценили любители живописи. Ведь как бы отлично не было высушено и подготовлено дерево, при повышенной влажности оно неизбежно деформировалось, и картина, увы, теряла свой вид! Чтобы вас не расстраивать таким фактом, скажу, что не все картины деформировались!  Правильное хранение и умеренная влажность , значительно снижали риск деформации доски.

А еще одно преимущество – это то, что стоимость холста намного ниже, чем деревянной доски. Картину на холсте удобнее и легче перевозить, можно даже свернуть в рулон при надобности. И конечно, самое главное достоинство холста – это замечательная поверхность, на которой живопись выглядит более выразительно и сочно. 

На фото я в выставочном зале старых мастеров в Токио, Японии. Там можно увидеть как шедевры на холсте, так и на доске, как и в любом музее изящных искусств. Если вас интересует страна восходящего солнца, то приглашаю вас в видео -путешествие по музеям Токио и Киото.  Там вас ждут и другие приятные сюрпризы!

В Западной Европе живописцы стали писать картины на холсте с начала 16 века. Причем первоначально холст появился в Италии, а затем уже фламандские и голландские художники тоже смогли оценить преимущества холста для живописи. В России для живописных работ полотно стали использовать чуть позже. Уж очень не хотели наши живописцы переходить на новую, мягкую и не прочную на вид поверхность:)

Виды холстов для рисования

Современным художникам еще легче! В магазине художественных товаров имеются холсты уже готовые к живописи, на подрамниках: купил, принес домой и рисуй.

А также продаются холсты в рулонах, которые надо прикреплять на подрамник. Как правило, все холсты, в том числе и в рулонах, продаются уже грунтованными. Перед работой холст натягивается на подрамник или фиксируется на картоне. Для тех, кто не имеет возможность купить готовый холст или предпочитает  самостоятельно сделать его своими руками, я напишу в следующей статье.

По виду материала холсты могут быть: — льняные — хлопчатобумажные — синтетические — комбинированные

— из джута, рогозы…

Какой холст лучше? 

Теперь давайте разберемся, какой же холст  подойдет лучше для определенных техник,  так сказать, все плюсы и минусы.

1. Льняные холсты

Холст из льняного волокна — самый популярный и востребованный материал. Он очень прочный, устойчивый к растягиванию и провисанию, что немаловажно. Может иметь различную поверхность: от грубой рельефной текстуры до гладкой и ровной. Миллионы шедевров мировой живописи написаны именно на льняном холсте!

Холст французского производителя Лен/Lin

Недостатков у этого вида холста практически нет. Тем более что выпускаются они для разных живописных «задач». Вот, например, для небольших картин с детальной прорисовкой и миниатюр лучше выбрать мелкозернистый холст из льняных нитей. Он идеально подходит для многослойной живописи

Среднезернистые холсты иногда называют универсальными, потому что они подходят для большинства живописных работ. Формат картины при этом может быть средним или большим. Кстати, для начинающих художников тоже рекомендуется среднезернистый холст как оптимальный вариант.

Среднезернистый льняной холст

Холст художника, пишущего в технике пастозной живописи,  крупными мазками, чаще всего крупнозернистый. Холст с крупнозернистой структурой сохраняет фактуру переплетений на уже готовом произведении. Думаю, вы обращали внимание на такие картины.

Есть холсты с еще более выраженными переплетениями нитей, так называемые рогожки или репинские.

Холст из ткани рогожка

Если внимательно рассмотреть это полотно, то можно увидеть, что его «рисунок» состоит из 4 вертикальных, 4 горизонтальных нитей. Как правило, это холст для очень больших картин, он очень прочный и фактурный.  В принципе, это грубая ткань из натуральных волокон растения Рогоза

На заметку: для картины большого формата надо выбирать крупнозернистый или среднезернистый холст, чтобы избежать деформации полотна под тяжестью красок.

2. Хлопчатобумажные холсты

Холст из хлопка не менее популярен чем льняной. Как и его соратник выше, бывает мелкозернистый, среднезернистый и крупнозернистый. Также замечу, что у любой ткани для художественного холста помимо зернистости ткани, имеется и плотность. На это нужно обращать внимание при покупке холста. Толщина нити, особенности плетения и плотность ткани— важные характеристики качества холста!

Хлопчатобумажная ткань обладает несколькими весомыми преимуществами. Во-первых, хлопок дает очень ровную поверхность, ведь иногда для работы именно это и необходимо! А еще я вам скажу, что на таком холсте приятно работать, поэтому его можно рекомендовать для начинающих художников и учебных работ. Прекрасная альтернатива льну!

Холст французского производителя Хлопок/Coton

Во-вторых, хлопковый материал холста значительно дешевле льняного. Это преимущество не для всех очень значимо. Большинство художников стремятся выбрать дорогие исходные материалы, не скупясь на средствах.  Главное- качество материала для холста, без прогнивших нитей и плохой грунтовки… с качественными холстами и красками приятнее работать, да и результат работы будет отличным на долгие годы!

Некоторые художники утверждают, что недостаток хлопчатобумажного холста – это провисание от повышенной влажности или под тяжестью красок. Позволю себе не согласиться, так как для большинства картин я использую именно coton, то есть хлопок. Если правильно выбирать холст и обращать внимание на качество подрамника и натяжку ткани, то в принципе, ничего не провисает. Скорее всего, такой незначительный недостаток появиться у тех, кто работает в пастозной технике. Там краски щедро, апликационно накладываются… тоже самое касается и живописи мастихином.

На заметку 1: если вы остановили ваш выбор на хлопчатобумажном полотне для живописи, покупайте его в магазинах для художников. Специально для рисования изготавливается более плотная, необработанная реактивами материя.

На заметку 2:   если ткань провисла, что в принципе, может случится с любой материей, то натянуть ее можно снова. Просто положите картину на стол и намочите хорошо ткань с обратной стороны. После высыхания, ткань снова натянется как струна.

3. Синтетические холсты.

Холсты из химических волокон так же имеют свои преимущества и недостатки. Самый большой плюс в том, что синтетика не боится влаги. Кроме того, холсты из синтетических нитей отлично держат форму, обладают абсолютно гладкой поверхностью и не провисают под весом красок. Холстами из синтетики не пользуюсь лишь только потому, что у нас их нет в продаже. Хотя ради сравнения с другими материями стоит попробовать…

4. Комбинированные холсты

В настоящее время в магазинах для художников продаются холсты из смешанных нитей, например, полульняные (лен+полиэстер, лен+полиэфир или лен+хлопок+синтетика). Эти холсты более светлые, чем льняные, и достаточно прочные.

Примеры комбинированных холстов

Комбинированная ткань хорошо себя зарекомендовала, но иногда встречаются мнения, что разного вида нити по разному впитывают краску и атмосферную влагу. Это приводит к деформации и быстрому разрушению живописного слоя картины. Не буду ни утверждать ни оспаривать, но знаю, что многие иностранные производители продают такие холсты и на них есть спрос.

5. Джут

С недавнего времени в магазинах для художника можно увидеть холсты из волокон натурального растения Джут.  По плотности и грубости напоминает рогожку….Вы встречали его ранее в виде канатов или мешков. Как вы уже догадались, зернистость холста  очень крупная, грубоватая. Многим художникам нравятся такие рельефные поверхности  и мазок  здесь получается интересный.

Холст из волокон Джута

По мимо холстов на подрамнике, встречаются и другие варианты. Например, мои подписчики спрашивают: а можно использовать для работы холст на картоне? и чем он лучше холста на подрамнике? 

Конечно, можно! Кому то это покажется удобнее, чем стандартный холст. Холсты на картоне тоже могут быть из разного вида нитей, они предназначены для любого вида красок. Их достоинство в том, что они прочнее, то есть жестко крепятся к картонной основе. Это удобно для начинающих художников, а также для желающих порисовать на пленэре. Холст на картоне значительно дешевле, чем на подрамнике, но качество живописи от этого не страдает.

Пример холста на картоне

На фото вверху одна из моих  мини-работ, выполнена на холсте, который приклеен на картон. Другие примеры картин, а также росписи стен и мебели можно посмотреть в моей Виртуальной Галерее. 

Еще один эконом-вариант – это холст на оргалите. ДВП или оргалит, это листовой материал, похожий на очень плотный картон. Он очень прочный и долговечный, поэтому холст на оргалите —  это оптимальный вариант для написания выставочных картин, которые часто «путешествуют».

Пример картины на оргалите

Также можно писать прямо на оргалите, как на фото вверху. Здесь я писала маслом на прогрунтовоном листе ДВП в технике Ванитас, натюрморт с черепом, который просуществовал  в живописи не так долго. Немало художников, которые работают исключительно мастихином и любят оргалит за то, что он плотный, устойчивый и не прогибается под мастихином.

Вывод: материал для холста может быть натуральный, синтетический или комбинированный. Плотность материи и зернистость также учитываются при покупке. Если есть возможность, то покупайте холсты иностранных производителей, они изготовлены качественнее: ткань не расползается от начала гниения и подрамники не искажены. Выбирайте холст исходя из ваших предпочтений в технике. О самых популярных техниках в масляной живописи читайте здесь.

Какой бы холст вы не выбрали,  главное, чтобы красочный слой плотно и надежно удержался на правильно прогрунтовоном и проклееном холсте. Чтобы не пришлось спустя годы реставрировать свою картину! Небольшие восстановительные работы, можно сделать своими руками, если не большие разрушения красочного слоя.

Надеюсь, такие подсказки в выборе холстов будут вам полезны. Ведь, согласитесь, от правильно подобранного холста зависит качество картины, ее живописность и приятный, творческий ход работы.

Если вы интересуетесь всему Арт-новому и современному, рекомендую вам прочитать философскую статью о Развитии современной живописи с примерами работ

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Холщовая ткань — это какая?

Текстильная промышленность не стоит на месте. Создаются новые высокотехнологичные и функциональные ткани. Но мода, как известно циклична. Еще недавно холщовая ткань не пользовалась популярностью. Использование ограничивалось пошивом рабочей одежды и парусов. Также из нее шили холщовые мешки. Сейчас же, она встречается даже в коллекциях таких известных дизайнеров, как DG и Valentino. Чем вызван такой интерес? Возможно повальной модой на экологичность и натуральность.

Холщовая ткань: что это такое и как производится

holst-1holst-2

Ткань холст имеет грубый неотделанный вид. Создается с помощью полотняного переплетения, которое видно сразу. Сырье для пряжи может быть растительного или искусственного происхождения. Встречаются и смесовые волокна.

В качестве растительного сырья используют лен, джут, коноплю. Основой искусственных волокон является полиэстер, полиамид, полипропилен. Смесовые же варианты совмещают и натуральные и искусственные нити. Синтетическое сырье – это скорее отхождение от правил и имитация, нежели традиция. По составу и свойствам они совершенно разные, а единственное, что их объединяет – одинаковый внешний вид и структура.

Традиционный холст – ткань, которую не подвергали окрашиванию и отбеливанию. В чистом виде она получается грубой, суровой и неподходящей для пошива одежды. Поэтому ее чаще стали отбеливать. Естественный же цвет холщовки – коричневый, горчичный, серебристый. Это зависит от того сырья, которое было задействовано при производстве.  Читайте про: Ткань прошва: что это и где ее используют..  Сейчас встречается холщовая ткань, окрашенная в разные цвета и со всевозможными принтами. Это только повышает ее спрос и расширяет возможности для использования.

Свойства

Материя была незаслуженно забыта, ведь у нее есть масса преимуществ:

  • Практичность и большой срок службы. Ткань выдержит многочисленные стирки, не пожелтеет со временем и сохранит первоначальный вид и свойства на протяжении многих лет;
  • Устойчивость к истиранию и растяжению. Прочность достигается, за счет качества нитей и полотняного переплетения;
  • Ткань из растительных волокон безопасна и подходит даже для людей, склонных к аллергическим реакциям;
  • Ткань «дышит», а переплетение и состав нитей этому способствует. Воздух свободно циркулирует, поэтому материал хорошо держит тепло зимой, а летом в нем не жарко;
  • Гигроскопичность. Отлично поглощает влагу, благодаря своей натуральности. Это свойство будет актуально летом и в рабочей одежде;
holst-3holst-4
  • Холщовка устойчива к загрязнениям, соответственно не требует щепетильного ухода. Ее даже не обязательно гладить. Достаточно просто спрыснуть водой и заломы расправятся сами;
  • Не образует катышки со временем;
  • Лен в составе исключает появление статического электричества. Именно поэтому к одежде не липнет пыль и загрязнения и она дольше остается чистой;
  • Лен – антибактериальный материал, который не подвержен плесневению. Если он присутствует в составе, то холст будет обладать теми же качествами;
  • Плохо мнется ;
  • Окрашивание долго держится;
  • Бюджетная стоимость.

Из минусов можно отметить лишь пару пунктов, но и они довольно относительны:

  • Холщовая ткань на порядок жестче других натуральных материалов, но даже это можно преподнести как преимущество. Дизайнерам будет где разгуляться и проявить фантазию для создания интересных форм;
  • Осыпаемость;
  • Довольно неэстетичный и грязноватый натуральный цвет, но и здесь можно поспорить. Интересные и самобытные холщовые мешочки создаются именно из неотбеленного материала.

Где применяется

Данная статья опубликована на сайте textiletrend.ru. Если вы видите эту статью на другом сайте, значит ее украли.

Изначально ткань использовалась для пошива всевозможного текстиля: полотенца, одежда, белье, занавески, головные уборы. Создавались из нее и более масштабные вещи, например, паруса, обувь, сумки.

Сейчас, мы не испытываем дефицита, поэтому новые ткани практически вытеснили холщовку из нашего обихода. Но все же, есть такие области, где заменить ее не хотят, например:

  • Одежда в этническом стиле – этот недорогой и натуральный материал любят многие модельеры. Его используют для создания отдельных коллекций и пошива такой обуви, как эспадрильи. Любители фотосессий в славянском стиле шьют наряды из холста. Да и просто на жаркое лето можно приобрести стильный комбинезон или костюм из этой ткани;
  • Hand made – пожалуй, самая распространенная область применения этого материала. Рукодельницы шьют холщовые мешочки, декоративные думочки, сумки, полотенца, кукол, рождественские принадлежности и другие элементы декора. Выглядит все это оригинально и создает особую атмосферу.
holst-5holst-6  Читайте про: Все виды подкладочных тканей.. Многие не знают, для чего нужен холщовый мешок, что это такое и где используется. Холщовый мешочек применяют для самых разных целей. Он входит в состав некоторых крестильных наборов для хранения рубашки, пеленки и других принадлежностей. В таких мешочках продаются сборы трав, украшения, руны. Кто-то покупает их просто для упаковки подарков или для интерьера.
  • Шторы – такие шторы делают акцент на уют и натуральность интерьера. Чаще всего в таком помещении использован минимализм, а в качестве материала стен преобладает дерево. Светлые молочно-кремовые тона делают комнату воздушной;
  • Мешки для хранения и транспортировки сыпучих грузов.

Где купить

Как и любая другая ткань, холщовка продается в специализированных магазинах и в интернет-группах.  В интернет-магазине есть возможность не только сэкономить, но и выбрать расцветку на свой вкус. Именно там представлены нестандартные цвета.

Небольшая подборка магазинов:

  1. ПОШВУ http://poshvu.ru/cat/88-lnyanye-tkani/
  2. Купава http://www.kupava43.ru/catalog/kholsty_bortovka_meshkovina/
  3. LINENMILL HOME http://iz-lna.ru/catalog/ecotkan

Как ухаживать

Уход зависит от вида ткани, вида окрашивания и назначения:

  • Грубый холст не стирают, а лишь встряхивают пыль и просушивают;
  • Натуральную отбеленную ткань со льном в составе можно стирать на высоких температурах – до 60°С. Не исключена усадка. Если изделие не держит форму – накрахмальте;
  • Отбеливатели использовать нельзя;
  • Холщовую ткань с синтетикой в составе стирать при 30 градусах, а гладить в деликатном режиме;
  • Сушить в расправленном виде, не допуская сминания;
  • Хранить лучше в хлопковых пакетах, чтобы изделие не пропитывалось посторонними запахами.

Холщовая ткань снова вышла на рынок, и пользуется популярностью, как среди рукодельниц, так и среди любителей всего натурального. Именно поэтому встречаются подделки даже столь недорогой ткани. Будьте внимательны при выборе.

   

© 2019 textiletrend.ru

Холщовая ткань, что это такое: состав и свойства

Историки доказали, что первым растительным волокном, из которого начали изготовлять ткань, был лен. И сейчас, когда порой бывает трудно запомнить названия текстильных новинок с поражающими воображение свойствами, старое доброе холщовое полотно продолжает нести свою службу и пользоваться заслуженным спросом. Более того, на фоне повышенного внимания к натуральности и экологической чистоте, льняной холст переходит в разряд элитных тканей, а его структура имитируется при создании смесовых и синтетических материалов.

Что такое холст?

Первоначально так называли льняное полотно традиционного переплетения, которое различали по толщине и степени отбеливания. Наиболее высоко ценился тонкий белый лен, который еще в древние времена использовался для одеяний знати и верховных жрецов. Технология создания льняных холстов была известна еще в древнем Египте, а наиболее старый образец ткани, изготовленной в Европе, относят к VIII веку до нашей эры. В России и странах северной Европы изготовляли также конопляные полотна. Вплоть до позапрошлого века холсты разного вида относились к самым ходовым товарам, и даже использовались в виде денежного эквивалента, например, при налогообложении крестьянских хозяйств. Кроме того, этот термин стал применяться в живописи, и до сегодняшнего времени «холстом» называют картину, написанную масляными красками. Что же касается текстильной отрасли, то определение «холщовая ткань» в настоящее время применяется к достаточно плотным материалам, сотканным методом полотняного переплетения, которые могут быть отбеленными или сохранять естественный цвет нитей. В качестве сырья для них используют:

  • лен;
  • хлопок;
  • джут;
  • коноплю;
  • синтетические материалы (полиамидные, полипропиленовые, полиэфирные);
  • смеси вышеуказанных волокон.

Домотканые холсты имеют ширину чуть меньше 40 см, полотна, изготовленные промышленным способом, могут быть любой ширины (чаще всего 90 см). В настоящее время в категорию холстов изготовители и продавцы могут зачислять большую группу тканей, включая мешковину, бязь и др. Однако традиционный холст – это суровое, то есть неотбеленное полотно из растительных волокон, в том числе миткаль, двунитка, парусина и т.п. Часто этот материал является полуфабрикатом для получения тканей, известных под названием бязь, ситец и др.

В настоящее время изготовляются смесовые и даже полностью синтетические материалы, по виду похожие на суровое полотно, например, канвас. Это слово является буквальным переводом слова «холст» или «полотно», однако современный канвас – это полностью синтетическая ткань, имитирующая цвет и переплетение традиционного материала с таким названием.

Основными свойствами натуральных холстов являются:

  • прочность и долговечность;
  • термоизолирующие и терморегулирующие свойства
  • экологичность и натуральный состав;
  • гипоаллергенность;
  • хорошая способность пропускать воздух;
  • гигроскопичность;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • практичность.

В то же время эта ткань достаточно жесткая, а ее серо-бежевый цвет долгое время считался не очень эстетичным (хотя сейчас, наоборот, перешел в разряд стильных брендов). Тем не менее, полотно низкой и средней плотности очень комфортно в носке. При этом с каждой стиркой оно становится вся более мягким и белым (хотя и не следует забывать об усадке). Что же касается способности впитывать влагу, которая является привлекательной для одежды и клинингового текстиля, то она превращается в недостаток, если холст используют для упаковки.

Холщовые материалы, изготовленные из смесового или синтетического сырья, отличаются прочностью и долговечностью. Однако они проигрывают натуральным полотнам по теплоизолирующим свойствам, при высокой температуре теряют прочность и могут плавиться, к тому же не впитывают влагу – что, в зависимости от области применения, может быть как достоинством, так и недостатком.

Области применения холщовых тканей

За тысячелетия своего существования использование холстов претерпело большие изменения. Вплоть до XIX столетия льняные, хлопковые и даже конопляные полотна были универсальным текстилем для разнообразной одежды, белья, полотенец, покрывал, занавесей. Из них изготовляли паруса, емкости для перевозки груза, сумки, обувь, головные уборы и многое другое. В настоящее время многообразие искусственных и синтетических волокон, а также технологий создания материалов из них практически вытеснило холст из гардероба, оставив его только для вещей этнического стиля. Кроме того, различные разновидности сурового полотна используются для рабочей одежды и аксессуаров, особенно предназначенных для производственного процесса при высоких температурах, а также в качестве обтирочного и клинингового материала.

Льняное полотно остается любимым материалом вышивальщиц и находит применение в создании вышитой одежды, аксессуаров, а также столового белья, штор, занавесей, различных предметов домашнего убранства. Холст используют как основу для создания картин, а также для декорирования студий, художественных выставок и салонов, поскольку он создает очень выигрышный фон для различных экспозиций. Благодаря жесткой структуре холщовое полотно находит применения в качестве формообразующих прокладок при шитье одежды (бортовка), а также для изготовления текстильной обуви.

Отдельной областью применения холста является изготовление из него мешков. Их используют для транспортировки и хранения сыпучего груза, в том числе для денег при инкассации, мелких почтовых отправлений, таких продуктов, как крупы, мука, соль и т.д. В этих случаях предпочтительнее использовать синтетические ткани, которые являются влагоустойчивыми и не подвержены гниению. Распространенным брендом последних лет стало изготовление холщовых мешочков для фирменной и сувенирной упаковки различных бакалейных товаров, сладостей, посуды, игрушек и т.п.

Особенности ухода

Правила ухода за холщовыми материалами зависят от того, какой является их фактура и какое сырье входит в их состав. Грубый холст, который используют для упаковки, навесов и т.п., как правило, не стирают, а при необходимости вытряхивают от пыли и хорошо просушивают. Хлопковые и льняные ткани средней и малой плотности прекрасно переносят все режимы стирки, кипячение и утюжку при высокой температуре, однако следует помнить о возможности их усадки и желательности подкрахмаливания. Они не боятся отбеливателей, хотя и не нуждаются в них. Что же касается смесовых и синтетических материалов, температура их стирки не должна превышать 30 градусов, а утюжку производят в режиме «Синтетика».


Смотрите также