Тотальная афазия что это такое
Тотальная афазия, как самое тяжелое состояние нарушения речи
Тотальная афазия — это такое состояние, при котором отмечается полное отсутствие понимания речи и ее произношения. Это чаще всего происходит сразу после инсульта, когда поражение мозга имеет большое распространение. С таким больным полностью утрачивается не только речевой контакт, но и жестовой.
Причины заболевания
По своей сути тотальная афазия является сочетанием моторной и сенсорной афазии при поражении в бассейне средней мозговой артерии, иногда причиной возникновения заболевания может служить окклюзия сонной артерии.
Если поражение наступило в результате опухолевого процесса, то изменения отмечаются в зонах Брока и Вернике, а это означает нарушение всех возможных функций речи.
Первый этап после сильной травмы головного мозга также часто бывает представлен тотальной афазией.
Злокачественная опухоль при ее разрастании, а также, если она локализуется в коре, очень быстро приводит к нарушениям речевых функций, в том числе и глобального характера. При доброкачественном новообразовании этот процесс менее выражен.
Как проявляется тотальная афазия
У большинства таких больных либо речь абсолютно отсутствует, либо они произносят только отдельные простые слова. Чаще всего при таком изменении проявляются и другие симптомы — правосторонняя гемиплегия, нарушение чувствительности и проблемы с отведением глаз влево с выпадением полей зрения (гомонимная гемианопсия).
Сразу после инсульта у больного отсутствует намеренное воспроизведение звуков, но сохраняется возможность издавать стон или кашлять. Сопровождают такое состояние выраженная рассеянность сознания, постоянная склонность ко сну, нежелание выполнять какие-либо действия, даже при осознании их необходимости.
Сразу после острого инсульта больного может сопровождать сопорозное состояние, при котором диагностировать какие-либо другие нарушения, в том числе и речевые, не представляется возможным.
В резидуальной фазе заболевания симптоматика остается прежней, может отмечаться незначительная речевая динамика. Иногда возникают отдельные звуки или речевой эмбол. Автоматическая, номинативная речь отсутствуют. Нет также и отраженного вида речи. Больной не понимает обращенных к нему слов, изредка могут улавливать особо значимые для них некоторые моменты и выполнять одну или две простые просьбы. Жесты для больного с таким диагнозом, как тотальная афазия после инсульта, также мало что значат. Чтение и письмо для него недоступно.
При всех тяжелых расстройствах больной не теряет умения двигать губами или языком и при этом находится в полном сознании. Он постоянно повторяет один и тот же набор слов. Наука до сих пор не может объяснить тот феномен, что чаще всего используются бранные слова.
Родственникам следует помнить, что больной афазией, даже в ее тяжелейшем проявлении не является человеком с психическими отклонениями. Поэтому отношение должно обязательно сохраняться на прежнем уровне. Изоляция для такого человека грозит гибелью!
У правшей выраженное поражение наблюдается в зоне левого полушария, а у левшей — наоборот. Тенденция к медленному восстановлению речи наблюдается в основном при отклонениях, связанных с сосудистой патологией.
Методы лечения при тотальной афазии
При попытках восстановить утраченные функции многие практикующие специалисты отмечают уникальные способности человеческого организма к восстановлению. Это же можно отметить и по отношению к головному мозгу.
При тотальной (глобальной) афазии больные нуждаются в полноценной реабилитации. Начало лечения заключается в приложении максимальных усилий для сокращения границ патологического очага и восстановления минимальных навыков коммуникации. После того, намечается улучшение, и тотальная афазия сменяется на другой вид нарушения, менее грубый, необходимо начинать занятия с логопедом.
Это может продолжаться довольно длительное время для того, чтобы получить эффективный результат. Продолжать занятия нужно и в домашних условиях, не менее трех часов в день.
Для каждого больного расписываются специалистом специальные упражнения. Иногда помогает компьютерная терапия. Родственникам и близким людям разъясняется их поведение по отношению к больному и помощь, которая от них требуется.
(голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ
В остром периоде инсульта тотальная афазия проявляется в виде полного отсутствия всех видов экспрессивной и импрессивной речи. У большинства больных отсутствует способность намеренного продуцирования звуков, в то время как ненамеренная фонация при кашле, стоне сохраняется. Речевой и жестовой контакт с больным практически невозможен.
Резидуальный период. Указанная симптоматика сохраняется, как правило, и в резидуальной фазе инсульта. Речевая динамика очень незначительная. Может появиться нечленораздельная звуковая продукция и речевой остаток в виде эмбола. Автоматизированная, отраженная и номинативная речь отсутствует.
Понимание речи грубо нарушено, по иногда больные улавливают смысл простых и значимых для них вопросов, выполняют одну-две простые инструкции. Понимание жестовых инструкций также грубо нарушено. Чтение и письмо отсутствуют (даже энграммное). Выявляются выраженные нарушения орального праксиса. Нередко наблюдаются различной степени выраженности нарушения конструктивного праксиса, пальцевого гнозиса и праксиса позы пальцев.
Тотальная афазия представляет собой сочетание нескольких форм афазии и возникает при обширных очагах размягчения в лобно-центральных, височных и теменных областях левого полушария головного мозга (у праворуких).
Источник: А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы, 2004 г
больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Чтение и письмо невозможны.При всех формах афазии необходимо лечение основного заболевания и проведение длительных занятий с логопедом. Афазия не является психическим расстройством, и больные, страдающие ею, не подлежат лечению у психиатров.
Источник: Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы, 2009 г
Этим термином обозначают обычно сочетания моторной и сенсорной афазии – больной не понимает обращенной к нему речи и сам в то же время оказывается неспособен к активному произнесению слов и фраз. Развивается чаще при обширных инфарктах мозга в бассейне левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с выраженным гемипарезом или гемплегией на стороне субдоминантного полушария.Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г
Афазия после инсульта: виды, лечение
Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.
Из-за чего при инсульте возникает афазия
В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.
Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).
Как распознать афазию
Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.
Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:
- непонимание обращенной речи;
- непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
- жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
- забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.
При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.
Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:
- может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
- начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
- говорит медленно, тщательно подбирая слова;
- заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.
Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:
- человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
- ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.
Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.
Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.
Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.
Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:
- Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
- Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
- Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.
Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.
Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.
Третий «большой» вид афазии, наряду с сенсорным и моторным типом, это – тотальная афазия. Она характеризуется нарушением и понимания, и воспроизведения речи. Данное состояние можно заподозрить по таким симптомам:
- в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
- такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
- пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.
Как лечить афазию
Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:
- ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
- достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
- обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
- устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.
По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.
Терапия должна быть:
- начата как можно раньше;
- проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
- направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.
В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.
Рассмотрим каждый вид терапии подробно.
Медикаментозное лечение
Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:
- «Церебролизин» («Семакс»);
- «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
- «Сомазина» («Цераксон»);
- препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
- витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».
Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.
Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.
Физиотерапия
Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:
- иглорефлексотерапия;
- электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
- воздействие на кору мозга магнитным полем.
Занятия с логопедом
Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.
Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:
- Строить с больным диалог.
- Добиваться понимания.
- Тренировать чтение.
- Вспоминать навыки письма.
Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.
Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.
Примеры упражнений:
- Раздувание щек.
- Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
- Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
- Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
- Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
- Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
- С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
- Цоканье языком по нёбу.
- Изображение поцелуев.
- Произношение простых привычных слов.
С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.
При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».
Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.
После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.
Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.
Занятия с психотерапевтом
Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.
В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.
Альтернативные методы лечения
В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:
- Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
- Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.
Что делать в домашних условиях
После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:
- прием медикаментов в таблетках;
- упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
- проговаривание скороговорок;
- при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.
С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.
Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.
Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.
Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции
Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.
В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.
Что такое афазия и ее разновидности
Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.
При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.
Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:
- Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
- Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.
В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.
Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.
Причины появления симптома
Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:
- Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
- Закрытая или открытая травма ЦНС.
- Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
- Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
- Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
- Состояние после операции на головном мозге.
Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.
Механизм развития моторной афазии
В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.
Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.
Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.
При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.
Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.
Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений
Существует 4 степени тяжести симптома:
- Легкая.
- Умеренная.
- Выраженная.
- Тотальная.
При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.
Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.
Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.
Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.
Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий
При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.
Дисфазия Брока (моторная) | Дисфазия Вернике (сенсорная) |
Больной запинается, говорит прерывисто | Речь быстрая и плавная |
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация) | Персеверация не характерна |
Нарушен синтаксис и грамматика | Синтаксис и грамматика сохранены |
Больной неправильно произносит звуки | Пациент придумывает новые слова |
Понимание речи не нарушено | Дефект понимания письма и говорения |
После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).
Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.
Дисфазия у детей
Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:
- Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
- Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
- Недоедание во время беременности или дефицит йода.
- Родовая травма.
- Асфиксия при прохождении по родовым путям.
- Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
- Аутизм.
У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.
Диагностика речевых расстройств
В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.
В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:
- Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
- Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
- Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
- Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
- Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
- Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.
Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде
В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.
В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.
Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.
Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств
Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.
Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.
Афферентная моторная афазия | |
Грубые нарушения речи |
|
Нарушения средней тяжести |
|
Расстройства легкой степени |
|
Эфферентная моторная афазия | |
Грубые нарушения речи | Методика соответствует таковой при афферентной дисфазии |
Нарушения средней тяжести |
|
Расстройства легкой степени |
|
Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.
Афазия
Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ, гортани). Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, абсцессах, черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения — алексией, письма — аграфией, счета — акалькулией. В зависимости от зоны поражения развиваются различные формы афазии.
Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.
Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.
Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.
При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.
При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.
При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.
Афазия (от греч. aphasia — утрата речи) — нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П. Павлов), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).
Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи — понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.
Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия — нарушение чтения, аграфия — нарушение письма).
Исследование афазических нарушений. Устная речь. Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) — так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная — заменой слов в предложении.
Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.
Понимание устной речи. Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.
Чтение. Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.
Синдромы афазии. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.
Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом — нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова — наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.
Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.
При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.
Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.
Топикодиагностическое значение афазических синдромов. Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности. При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.
Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия — при поражении угловой извилины (поле 39).
Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия — систематические упражнения в речи и письме.
Тотальная афазия: причины, описание симптомов и прогнозы на восстановление
Тотальная афазия после инсульта является полной утратой речевых функций. Происходит это из-за того, что повреждается кора головного мозга. То же явление может произойти из-за опухоли в мозгу, травмы. Прогноз тотальной афазии после инсульта будет определяться местоположением поражения. Степень тяжести у данной патологии также бывает различной. Порой артикуляция затрудняется незначительно, а иногда человек перестает понимать речь либо утрачивает способность выражать мысль.
Формы
Первое время после повреждения больной чаще всего страдает от полной утраты речи. Это наиболее тяжелая форма афазии – тотальная. Симптомы проявляются в непонимании человеческой речи. Иногда болезнь сменяется более легкими формами – сенсорной либо моторной. В таких случаях пациент распознает слова, все осознает, но сам выражается лишь посредством «эмбола» - это один и тот же звук, порой интонации меняются.
Семантическая форма проявляется в нарушениях деятельности затылочной области. В итоге человек не понимает сложных предложений, взаимосвязи между ними в тексте.
Амнестическая форма характерна для тех, у кого повреждена височная зона. Пациенты понимают речь в целом, однако утрачивают способность распознать ряд предметов.
Афферентная афазия характеризуется тем, что пациент путает похожие буквы, может переставлять звуки в слогах. Динамическая форма проявляется в понимании речи, попытках ответа, однако слова расставляются неправильно, и в итоге фраза становится бессмысленной. Человек это осознает, но явления подобного рода неподвластны ему.
Афазия Брока встречается у тех, кто утратил нормальную деятельность в определенном участке головного мозга – центре Брока. Он обеспечивает согласованность артикуляции. В итоге человек способен воспроизводить отдельные слова, расставляет паузы, и ему тяжело переключаться с одного слога на другой. В письменной речи также встречаются похожие явления. При этом пациент нередко произносит рядом слова, значение которых противоположно. Он часто зацикливается на одном и том же звуке.
Сенсорная форма
Сенсорная афазия проявляется в отсутствии понимания речи. При этом пациент не понимает и себя, и окружающих, но говорить все еще способен. Такое нарушение встречается, когда повреждается височная доля мозга. Обычно пациент весьма активно говорит, но не понимает, что именно.
Патология проявляется в постоянном бреду от больного – он может изобретать новые слова, менять слова местами. Предложения его попросту не связаны друг с другом. Вторая разновидность той же формы проявляется в непонимании окружающих – больной слышит звуки, но не понимает, что они значат.
Для данной формы характерна утрата собственной речи при том, что человек все осознает, различает слова окружающих. Патология встречается, если повреждается лобная доля мозга. Пациент едва ли способен произнести хоть слово, он может выдавать лишь слоги. Речь его едва ли различима, но он использует жесты, благодаря чему кто-то может его понять. Диалог в таком случае возможен, поскольку сам человек все понимает.
Лечение
Даже в случае тотальной афазии лечение чаще всего бывает успешным. Имеются отдельные программы по возвращении пациенту речевых функций. Подбираются они в соответствии с индивидуальными особенностями человека.
Лечение стало возможным благодаря воздействию непосредственно на поврежденные области мозга, которые и выступают в роли причины нарушений. В случаях, если у пациента выявляются признаки тотальной афазии, его тут же отправляют к логопеду.
Группа риска
Чаще всего патология встречается у лиц пожилого возраста. Это следствие наиболее тяжелых болезней мозга – инсульт, опухоль, травма. В детском возрасте тотальная афазия возникает при органических поражениях головного мозга. Как правило, происходит это уже после того, как ребенок овладел речью. В итоге человек страдает от распада речи, которая уже была сформирована ранее. Чаще всего заканчивается процесс инвалидностью.
При диагнозе «тотальная афазия» в жизни пациента появляется множество трудностей. Обычно он теряет работу, ему тяжело в быту. Ему становится сложно понимать людей, выражать собственные желания. В итоге он становится агрессивным, раздражительным.
Диагностика
Диагностирует подобные недуги невролог. Прежде всего, он собирает у пациента жалобы. Также необходим неврологический осмотр для выявления опущения уголков губ, нарушений в движении языка, определения подвижности конечностей.
Дополнительная диагностика заключается в проведении томографии – в ходе такого исследования выявляются патологические изменения тканей мозга. Проводят и электроэнцефалографию, определяя самые активные участки мозга. Ангиография направлена на анализ проходимости сосудов.
Дополнительное лечение
В зависимости от особенностей тотальной афазии у конкретного пациента лечение может дополняться хирургическим вмешательством – к примеру, удалением опухоли, кровоизлияния. Необходимы и лекарственные препараты – ноотропы, ангиопротекторы. Реабилитацию проводят, включая в нее методы ЛФК, физиотерапию.
Вторая стадия лечения включает услуги логопеда. Именно он подберет все необходимые упражнения для того, чтобы речь восстановилась как можно быстрее.
Важно, чтобы терапия начиналась как можно скорее. Упражнения выполняются на ежедневной основе. Корректируется как устная, так и письменная речь. В редких, исключительных случаях афазия исчезает сама, даже без лечения. Но на это никогда не стоит рассчитывать. Как правило, лечится патология на протяжении долгого времени, это требует труда, и если условие выполняется, исцеление будет возможным.
Гемиплегия
Весьма похожи тотальная афазия, гемиплегия. Последняя характеризуется параличом – при такой патологии человек теряет способность двигать конечностями. Очень часто данные болезни идут рука об руку. Перенесший тяжелую болезнь утрачивает и речь, и способность двигать конечностями.
Первые действия
В случаях, когда человек старается что-то сказать родным, а выходит лишь что-то бессвязное, никому не понятное, либо слова выдаются абсолютно не подходящие для ситуации, это и есть афазия. Причина заключается в отмирании определенных клеток головного мозга, которые отвечали за речь. И для того, чтобы пациент не оказался в затяжной депрессии, не предпринял попытку покончить с собой из-за собственных переживаний, к лечению необходимо приступать как можно скорее. По большей части лечением заниматься будут родственники больного.
Человеческий мозг обладает несколькими взаимосвязанными центрами, которые и отвечают за речь. Каждый центр отвечает за свою отдельную функцию – за понимание речи, воспроизведение слов, анализ услышанного. Центры головного мозга связываются между собой благодаря нервным окончаниям. Находятся они в разных частях головного мозга. Некоторые центры расположены симметрично – в обоих полушариях. Но некоторые встречаются лишь в одной доле.
При инсульте происходит отмирание определенного участка головного мозга. В случаях если поврежденными оказываются нервные окончания, которые и обеспечивают связь между различными зонами головного мозга, и происходит тотальная афазия. Порой нарушения касаются лишь письменной речи – в таком случае их называют алексией, аграфией.