Андеграунд что это такое в рэпе


Что такое андеграунд в рэпе

За последние 50 лет в музыке плотно укоренилось понятие андеграунда. Под этим понятием понимают как исполнителей, не получивших широкой известности, ввиду нестандартности творчества, так и в целом тусовку, связанную с музыкой, которая известна лишь в узких кругах.

Сам рэп – относительно новое музыкальное направление. Этот стиль стал продолжением хип-хопа, родившегося на улицах афроамериканских кварталов в 70-х годах прошлого века.

Современный рэп-андеграунд

Быстрое распространение такой музыки было связано, прежде всего, с относительной простотой ее написания. Все, что было нужно для написания хип-хопа, а затем и рэпа – драм машина, и диджейское оборудование, позволяющее зацикливать заранее подобранные части известных композиций.

Эта музыка изначально была андеграундом как минимум потому, что писать ее начали люди, чаще всего не имеющие ни музыкального образования, ни денег на оборудование. Тексты в основном описывали жизнь в гетто, воспевали криминальные ценности, или призывали к переменам в обществе.

Интересный факт: хип-хоп-  и рэп-исполнителей стало существенно больше после отключения света по всему Нью-Йорку в 1977 году. Тогда сотни молодых черных музыкантов попросту разворовали оборудование из магазинов, и таким образом получили возможность развиваться в творческом плане.

С тех времен многое изменилось и сегодня рэп стал одним из самых популярных жанров как среди молодежи, так и у более старшего поколения. Прежде всего, в нем привлекает бунтарский дух, который уже был неотъемлемой частью рок-н-ролла, популярного ранее.

Сегодня существует масса исполнителей, которых принято относить к андеграунду. Многие из них обладают уникальным звучанием и пропитывают тексты глубокими мыслями, которые не оставят никого равнодушным. Но по тем или иным причинам, им не удается пробиться к широкому успеху, и они остаются в тени более крупных фигур мирового шоу-бизнеса.

Российский рэп-андеграунд

Все русские, как и зарубежные рэперы, прошли через этап неизвестности и творческого поиска и когда-то, в начале карьеры, были в андеграунде. Многие из них отличаются интересной манерой читки и глубокими текстами. Причины их мало известности разные – кто-то просто не думает о коммерческом успехе, кто-то пишет на спорные темы, непопулярные среди широкой общественности.

Ниже мы расскажем о наиболее ярких представителей русского рэп-андеграунда.

Бабангида

Основная концепция, которую данный исполнитель проносил через все свое творчество – отрицание устоявшихся образов шоу-бизнеса. О рэпере не известно ничего, кроме того, что зовут его Александр Бакулин и родился он в Калининграде. Даже редкие фотографии исполнителя на тематических сайтах не вызывают большого доверия у аудитории и вполне могут быть очередными фейками.

Исполнитель получил известность в узких кругах, но так и не выпустил ни одного полноформатного альбома. В 2013 году Бабангида прекратил творческую деятельность, хотя официально и не заявлял об этом.

Эрнесто Заткнитесь

Исполнитель, которому удается совмещать интересные мелодичные биты и сложную лирику текстов. При создании данного проекта Дмитрий Ромащенко задался целью стереть границы жанров и создать уникальный музыкальный образ, который нетипичен для нашей страны.

Принимал участие во многочисленных коллаборациях с различными исполнителями, на сегодняшний день выпустил 3 альбома, которые нашли своего слушателя, хотя и не приобрели широкой известности.

Кровосток

Группа, которая стала известна благодаря своим жестким, аутентичным и злободневным текстам, и монотонной манере читки. Группа нещадно пародирует отечественную реп сцену и высмеивает криминальные ценности, которые были популярны в русском рэпе образца двухтысячных годов.

Комбинация стильных минималистичных битов и абстрактной социальной сатиры, приправленной обилием ненормативной лексики, сделала группу популярной.

Кроме того, в последние годы рекламу группе сделали неоднократные иски, связанные с тематикой текстов, которые, по мнению многих инстанций, развращают молодежь и противоречат нормам морали.

Обладает

В своих треках высмеивает массовую культуру. Автор создает стилистически выдержанный продукт, который приходится по вкусу современному слушателю. Изначально не планировал всерьез заниматься музыкой, но после участия в нескольких рэп-батлах изменил свое мнение и начал выпускать треки.

Это далеко не весь список андеграунд-рэп исполнителей российской сцены. Есть множество талантливых отечественных исполнителей, о которых, к сожалению, так никто никогда и не узнает. Но радует, что благодаря интернету любой автор сможет найти своего слушателя.

За кем стоит андеграунд?

Источник: hophip

Внимание!!! Данная статья содержит «творчество» самых подземных представителей хип-хопа в России, а также большее количество мата, чем все остальные статьи данного ресурса вместе взятые и катастрофический объем сарказма.

Настоятельно рекомендуем запастись святой водой, иконами, заучить пару молитв и держать курсор мыши на крестике браузера. В противном случае вы рискуете призвать в свой мир ужасных демонов, неспокойных духов или заразиться приступами беспочвенной ненависти.

Давно собирался написать статью про андеграунд-рэп. Казалось бы, сценарий проще некуда: андеграунд – говно, уж лучше слушать Витю Ак. Но в процессе знакомства с представителями андера и их подземным творчеством пришлось пересмотреть свое мнение относительно данного направления в русском хип-хопе. И даже провести кое-какое расследование и выяснить за кем же стоит андеграунд, а точнее кто его делает и в каких целях.

Получился своеобразный бестиарий. Но прежде чем перейти к экспонатам, давайте разберемся, что же такое андеграунд вообще. Андеграунд – это творчество, которое противопоставляется массовой культуре. То есть весь хип-хоп, в принципе изначально подземный. Но ведь никого не удивишь выступлением рэперов по телевизору. Даже вновь объединившийся Центр, «музыка протеста, как и десять лет назад», успешно двигает свой протест на первом канале.

Те, кто только мечтает попасть на голубые экраны, обычно обзывает тех, кто уже попал, продажной попсой. Ну а они, не попавшие в телек, уж точно настоящий тру-рэп, подземка. Для них немыслимо «продаться», сделать рэп во имя выгоды. Но такие мысли обычно до первого хита. Как только их заметили, они резко перестают бояться заработать деньги. Кто-то в угоду славе начинает делать все подряд, лишь бы это было на данный момент популярно. Кто-то продолжает творить на своей волне, но все равно с оглядкой на слушателя, дабы не разочаровать его. Совсем уж единицы продолжают делать то, что нравится, не зависимо от того, что хочет слушатель.

Но это все просто рэп, не андеграунд. Потому что при упоминании этого слова у человека, который более или менее разбирается в рэпе, в голове всплывают образы конкретных личностей. Тех, кто вечно живет в подземке, а уж если выходит из нее, то только за тем, чтобы сделать подземным тот уровень, на котором он сейчас. Это те, кто якобы реально протестует, или просто высмеивает рэп во всех его проявлениях.

Но как оказалось, даже самый подземный андеграунд – понятие достаточно абстрактное, не имеющее строгих рамок и постоянного актерского состава, который с легкостью интегрируется в систему, против которой протестует.

Далее будем разбираться на примерах. Кстати, в этой статье собраны далеко не все представители андера, а только те, которые попали в поле зрения автора.

Красное дерево или же Михаил Краснодеревщик

Наверное, самый безобидный представитель андера на данный момент, потому что о нем ничего не слышно. Имеет один из лучших сайтов среди русских рэперов — krasnoederevo.com – котором и можно узнать все – от биографии и концертов, до творческих идеалов. Также, порывшись на рэп.ру можно найти интересное интервью семилетней давности.

Кровосток

Тоже имеет великолепный сайт – krovostok.ru.

Про Кровосток написано много различных хвалебных статей. Это наглядный пример того, что будет, если рэпом начнут заниматься художники и писатели. Вообще, особенность многих андеграунд-рэперов в том, что они пришли в рэп, будучи уже в зрелом возрасте.

Типичная история многих рэперов – начал слушать в детстве, увлекся, сам начал пробовать, вот теперь зарабатываю музыкой на хлеб (ну или просто она имеет большое значение в жизни). А андеграудщики? У кого бизнес свой, кто художник, просто ради интереса решили сделать что-то похожее на рэп. И понеслось.

Самое главное – не воспринимать их всерьез. Забавные придуманные рассказы под монотонно, почти гипнотически прочитанные унылый бит – вот гангста-рэп от Кровостока в исполнении Шила. Оригинально? Очень! Можно даже давать концерты без бэк-вокалиста:

Странно слышать отзывы, что Кровосток – это лучшее, что есть в русском рэпе, что он «убирает» всех своими текстами. Никого он не «убирает», создателям Кровостока попросту плевать на весь остальной рэп-движ. Все что сделал Шило для рэпа — сфоткался с Оксимироном.

Даже если рэпа вообще не было, интеллигенты Шило, Доктор Фельдман и диджей Полутруп придумали бы «художественный гангста-рок».

ТВЖ

Еще одна особенность андеграундщиков – называть свое творчество не рэпом, а чем-то более интересным. У ТВЖ например «ассоциативный стих». Вообще, читая интервью с участниками Трагедии Всей Жизни можно подумать, что они нормальные адекватные люди. Но находятся люди, которые серьезно воспринимают трэки ТВЖ, ища там сакральные истины и тайны мироздания. Хотя авторы прямым текстом говорят: «смысла в нашем действе искать не нужно».

Но куда там, истинные фаны не читают интервью, вот например мнение о самом харизматичном участнике ТВЖ – Раскольникове (орфография сохранена):

«Раскол — это как высотский, который переродился в наше время. Его не дано понять многим, точнее в наше время никто не может это делать, а те кто может те давно уже смотрят в завтрашний день мира хип-хопа в россии.»

Нет, я отказываюсь верить, что это написано на полном серьёзе. Да в Джонибое больше Высоцкого, чем в вашем Раскольникове! Высоцкий даже через десять реинкарнаций не стал бы напяливать на себя свиную голову и спускать штаны при виде объектива камеры.

Сам Раскольников, тем временем успешно катается на подлодке Азимут-звука, где под крылышком Слима выдает вполне интересные подземные вещи:

Бухенвальд Флава

Не знаю, круто или нет, но самое популярное видео с Бухенвальд Флава это версус Саша Скул vs Джон Рай. Хотя данное произведение выигрывает у него по всем параметрам.

Кроме посещения модных рэп-баттлов, Скул в своем творчестве пропагандирует здоровый образ жизни, толерантность и терпимость. Даже названия альбомов говорят сами за себя «Мой друг Гитлер», «Белая горячка». Это вам не унылый патриотичный хип-хоп от 25/17 или Грота, это суровый рэп из Сибири!

Блин, хотел же не скатываться в сарказм(

Kunteynir

Вот настала очередь самой подземной из андеграунд-групп.

Ребята из Kunteynir настолько суровы, что Ютуб блокирует их клипы. Но это не мешает им штурмовать новые рэп-олимпы и двигать свое позитивное и познавательное творчество в массы. А все потому, что их ведет сильный и несгибаемый лидер, которому не страшны ни тюрьма, ни полный зал людей, испытывающих к нему лютую ненависть. Герой андеграунда, рыцарь нечистот, Паша Техник. МС с богатым жизненным опытом, он расскажет и покажет вам, что такое жизнь, как быть сильным и как делать настоящий «авангардный рэп»!

Техник – провокатор (как и вышеперечисленные товарищи). Чтобы я не написал про него, похвалил, ужаснулся, попытался унизить – в любом случае он останется в плюсе, в любом случае я его попиарю. Ну, или он меня пропиарит.

Какое первое впечатление производит Техник? Безбашенный отморозок, вызывающий отвращение.

Но нет, снова обращаемся к интервью, там говорит сама адекватность. Он удивляется, что люди находят в его творчестве, ему даже страшно представлять, что кто-то вырос на его песнях.

Интересный феномен, стоит преодолеть брезгливость, возникающую при первом знакомстве с этим персонажем, то он начинает… нравиться! Ты пересматриваешь и угораешь с его версуса, ты до слез смеешься, репитя его видео-ответы и приглашения. Ты, начинаешь использовать его фразы вроде: «Эй, петушня, подтягивайтесь на концерт!».

Этот засранец в маске обезьяны начинает просто притягивать. Но все же ты прекрасно понимаешь, что Техник исключительно клоун. Мерзкий, противный, убогий, но смешной клоун. Ни в коем случае не музыкант и не рэпер.

Как говорит мой друг, если его можно считать эталоном, то только эталоном ебанутости.

И все, скажете вы, да тут же нет и половины наших любимых андеграунд-артистов?

Да, ребята все, тут и так материала достаточно, чтобы сойти с ума, получить контузию, разрыв барабанных перепонок, неизлечимую душевную травму, но что самое страшное – начать самому делать андеграунд. Кстати, кто не знает, фит с Пашей Техником стоит 2000 рублей.

Так что же такое андеграунд? Лучшее, что есть в хип-хопе, его авангардное направление? Музыка будущего? Или же бред сумасшедших? Или же стеб, но хорошо завуалированный и мало кому заметный?

Лично я склоняюсь к последнему. Если рэп вообще это цирк, то андер — цирк в кубе. Да, возможно, во многих подземных трэках присутствует и глубокий смысл и интересная философия, но их бывает очень трудно выделить из кучи грязи, в перемешку с которой они и подаются. Поэтому сам поиск чего-то интересного среди ужасного качества записи, мерзких сравнений и прочих фирменных атрибутов подземки — занятие очень сомнительное.

Немного про рэп андеграунд

Рэп, как и любая другая музыка, делится на стили . Некоторые существуют давно , а вот некоторые появились совершенно недавно . Сегодня мы хотим рассказать про рэп андеграунд , но перед этим кратко расскажем про основные четыре стиля рэп – музыки :

Это 70 -80- е года двадцатого столетия . Ещё этот стиль называют упрощенным .

Золотая середина хип – хопа . Стиль появился в девяностых годах прошлого века в Майами , Новом Орлеане и Атланте .

Этот стиль можно разделить на две категории : хардкор хип-хоп и хардкор гангста-рэп. Rap underground включает в себя практически все лирическое стереотипы , которые есть в рэп – музыке

4 . Pop-Rap.

Это гибрид хип-хоп бита и рэпа . Характерная черта этого стиля – мелодичное наполнение . Этот стиль отличается от остальных использованием в припевах композиций поп – стилей , потому его ещё считают менее агрессивным .

Rap underground

Стиль underground rap появился в восьмидесятых годах прошлого века . Тогда он был частью культуры хип-хоп . Как мы уже знаем , андеграунд рэп делится на две категории , которые схожи между собой тем , что не похожи на традиционный рэп . Они стремятся быть независимыми , чем и прославляют свою обособленность . Раньше категории Underground Rap ещё разделяли , но уже в начале девяностых годов прошлого века они стали синонимами .

Категории Underground Rap

Эта категория расширяет границы музыки . Он отличается от иных течений рэп – культуры интересными текстами .

В этой категории собраны абсолютно все лирические и музыкальные стереотипы , которые имеются в этом жанре .

Сходство категорий в том , что они мало подходят под традиционные и условные азы основной рэп – культуры . Можно даже сказать , что они больше прославляют свой – независимый статус .

Rap underground на крупных студиях записывают мало , чаще – хип-хоп . Но это никак не сказалось на популярности как одного , так и другого музыкальных стилей . Они звучат чаще всего одинаково .

Русский рэп андеграунд

В России проживает огромное количество меломанов и настоящих литературных маньяков . Как же удачно эти два пристрастия соединились в русском рэп андеграунде . Жесткая , интенсивная и эмоциональная поэзия , или даже сочетание поэзии с прозаичностью . Это – так называемый « прием естественного самовыражения » .

Чтобы познать Россию , необходимо вслушиваться в рэп тексты , в которых высмеивается московская роскошь и обколотая молодежь . Также Русский рэп андеграунд пополнился мотивом особой ненависти к полиции . Эта ненависть просто зашкалила , когда изрядно выпивший милиционер расстрелял в московском супермаркете случайных покупателей . Сегодня табуированных тем не существует , даже наоборот – в больших городах рэперы больше не бояться читать свои тексты , высмеивая власти .

Существует мнение , что рэп андеграунд в России стал пропагандой насилия , наркотиков и иной грязи . Но , так или иначе , каждый решает для себя сам – как воспринимать рэп андеграунд .

Дело в том , что рэп андеграунд – это не просто треки про наркотики и милиционеров . Рэп андеграунд – это изначально музыка , которая не рассчитана на массы , телевидение и радио . Это – музыка некоммерческого типа !

Хочется ещё отметить , что Русский рэп андеграунд значительно отличается от зарубежного рэпа . В первую очередь – языком исполнения . Некоторые люди считают , что русский рэп простой , банальный , примитивный и некачественный . Но нужно сказать об одном отличии , которое очень тесно связано с самим понятием андеграунд , которое весьма абстрактно .

Развитие рэпа в России . История

Рэп можно смело назвать ведущим музыкальным направлением нового поколения . В России этот жанр музыки появился относительно недавно , но история рэпа богата . Началась она в одном из подпольных американских клубов . Рэп – это субкультура хип-хоп, но большинство людей их очень часто путают . Рэп используют не только в хип – хопе и в R’n’B , его активно применяют и в поп – музыке .

Название « рэп » – это настоящий камень преткновения для музыкальных историков и критиков.

Версия первая: Рэп – это английское слово , которое означает « говорить » или « ударять » .

Версия вторая: « Рэп » созвучен с междометиями , которые можно услышать в речитативе , сопровождающем композиции .

Версия третья: Аббревиация , которая до сих пор несостоятельна , ведь при написании « Рэп » заглавной пишется только первая буква .

Помимо этих трёх постоянных вариантов , время от времени появляются новые варианты , из которых можно отметить « Ритм и Поэзия » . В России рэп появился в двадцатом веке где – то в восьмидесятых годах . Тогда его исполнял Сергей Минаев , но популярным он стал совершенно недавно благодаря активному развитию дискотек и деятельности диск – жокеев.

Видео6 Русский андеграунд РЭП

Андеграунд - это... Что такое Андеграунд?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Андегра́унд[1] или андергра́унд[1] (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму или не поддерживающих классические пути, не имеющих изначальной, сознательно выбранной, коммерческой направленности. Иногда может обозначать социальные и политические течения и группы[источник не указан 574 дня].

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой[источник не указан 550 дней].

Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века, по отношению:

  • к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии;
  • к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок.

Искусство андеграунда всегда было проникнуто духом диссидентства. Оно отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда – «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп. В СССР это понятие приобрело несколько иной смысл и более политизированные формы: в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андеграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Художественная оппозиция времен СССР: группы «Лианозовская» (Е.и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О.Рабин и др. (с 1956 до середины 1970-х гг.)), «Сретенский бульвар» (И.Кабаков, Э.Неизвестный, Ю.Соболев, Ю. Соостер и др. (с 1960 до середины 1970-х гг.)), «Коллективные действия» (А.Монастырский, Г. Кизельватер, И.Макаревич, С. Ромашко и другие (с 1975 г.)), «Мухоморы» (С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко и др. (с1978г)). Также в русле андеграунда развивалось и творчество некоторых художников, не примкнувших ни к каким объединениям (В.Сидур, А.Зверев, М.Шемякин), были и представители соц-арта такого же типа отношений (Э.Булатов, В.Комар и А.Меламид) Сюда же относятся и представители других движений авангардизма «(Группа авангардистов», «Чемпионы мира»).

Считалось, что после краха политической системы Советского Союза, а вместе с ней снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества, андеграунд как явление культурной жизни сошел на нет. Однако это не так. Запреты, этические и политические, а также соответствующие экономические факторы, существуют и ныне, а значит они порождают и будут продолжать порождать новый андеграунд. В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андеграунду[источник не указан 745 дней].

Содержание

  • 1 Примеры андерграунда
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Примеры андерграунда

Сформировавшиеся жанры андерграунд-культур, впоследствии ставшие самостоятельными:

См. также

  • Артхаус
  • Неофициальное искусство СССР

Примечания

  1. ↑ 1 2
    • Грамота.ру: Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.
    • Андегра́унд, андергра́унд // Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003. — С. 988

Андеграунд - что это такое?

15 августа 1990 года погиб Виктор Цой. Буквально недавно в нашей стране все помнили эту скорбную дату. Теперь творчество Цоя обзорно проходят в школе, упоминание его имени немыслимо без добавления слов «выдающийся» или «великий», а самого музыканта называют «самым ярким представителем русского андеграунда». Иногда даже последним. Что же тогда такое андеграунд в современной России, и есть ли он в ней вообще. Расшифровка такого понятия, как андеграунд даётся в словарях только с позиции культур двух цивилизаций – Соединённых Штатов Америки и Советского Союза.

Стиль андеграунд

Как это обычно бывает, у разнополярных элементов всегда оказывается что-то общее. В США это составная часть контркультуры, противопоставившая себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. В США тематику стиля андеграунда составляют: сексуальная революция, наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. У нас же как всегда всё сложнее и куда более интеллектуальней.

В СССР андеграундом называли совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. Что такое андеграунд для советского интеллигента или деятеля искусства. Определяющие понятия здесь, конечно, «самиздат», «диссидент», «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму». Для России литература – такой же культурообразующий фактор, что и религия.

Музыка андеграунд

Именно поэтому любое произведение русский менталитет воспринимает не иначе, как текст. Музыка андеграунд для нас – текст, изобразительное искусство – текст. Если на Западе всегда было в ходу такое понятие, как саунд, то для России звук, а точнее качество звука оказывалось не столь важным, в музыке мы хотели найти прежде всего текст, смысл, откровение, правду. Здесь борьба Востока и Запада всегда понималась как борьба между принципом содержания и принципом формы. Отсюда и постоянные дискуссии о «немузыкальности» русского языка и музыкальной вторичности русского рока.

Но дело как раз в том, что русский рок 70–80-ых и не ставил себе задачу быть музыкальным – он действовал, как бы это парадоксально ни звучало, не на уровне слуха, а на уровне слова, того литературного текста, который не слушают, а слышат, чтобы впитать в себя целиком и полностью. Тот русский рок и нёс смысл, откровение, истину. Тот русский рок и был для СССР тем литературоцентричным андеграундом, интеллектуальным протестом официозу. А «музыкальность» у нас никогда бы не прижилась, это всё внешнее.

 Внешний протест, протест формы – как раз прерогатива для США – Ирвин Вельш, Вильям Берроуз, Кустурица, Хантер Томпсон, «Sеx Pistols», «Velvet Underground» – эпатаж, стеб, атрибутика для андеграунда, рассчитанного сугубо на эстетический шок. Впрочем, для субкультуры, противопоставляющей себя всего лишь условностям культуры буржуазной, и не требуется большего, чем плодить условности иного порядка. Наше же подполье не только противопоставляло себя условностям строя и не искало способов бегства от общества, оно боролось. Андеграунд всегда выступает как оппонент массовой, общепринятой или официальной культуры, но при этом сам пытается занять её место.

Как правило, общество опять не устраивает такое положение дел и борьба начинается заново. Так было с джазом, затем с роком, затем дошла очередь и до андеграунд хип-хопа и рэп андеграунда. Отвергая старое, новое время требует для искусства нового языка. Советский же андеграунд парадоксален. Во-первых, он уже был массовым. Во-вторых, не принёс новых форм – только переосмысленное содержание. В-третьих, он так и не стал мейнстримом. Он легализовался, но легализовавшись – просто исчез.

Советский андеграунд

Интеллектуальный бунт завершился катастрофическим коллапсом. Советский андеграунд не смог существовать без соперничества с жёсткой официальной культурой – его собственная гибель была неизбежна одновременно с гибелью соцреализма. Эти отношения были подобны весу и противовесу – если нет одного, нет и другого. Вспомним, в конце концов, что именно в периоды усиления цензуры создавались наши лучшие произведения. Что значит андеграундом сейчас – слово не ушло из обихода, но это ещё не значит, что осталось само явление. Составляющие сегодняшней повседневности – «Бумер», «Бригада», «Парни из стали» и хрипатые мужики, по радио тоскующие о своём уголовном прошлом – теперь это почему-то называется «шансон».

Вот какой андеграунд стал мейнстримом, придя на смену официальной культуре, «скинутой с корабля современности». Что же касается русского рока, он тоже оказался за бортом. То обескровленное явление, которое именуют сегодня роком российским, лишено самого главного – литературной наполненности, текста в широком смысле. Прямая реализация принципа формы.

Русский андеграунд

Серьёзный интеллектуальный рок андеграунд теперь – свободное плавание таких, бесспорно, талантливых имён, как Умка, С.Калугин, А.Непомнящий и другие. Их не крутят по радио, но знают и слышат те, кто хочет услышать. Беда в том, что среди них нет лидера поколения, того, как бы пафосно это ни звучало, «певца революции». Поколение 90-ых – первое поколение, живущее без своего певца.

Российский андеграунд сегодня – это уже не протест прессингу официальной культуры, это сопротивление обывательщине. Он существует, но его не замечают, он до сих пор не пассивен, но в нём нет людей, способных повести за собой. Именно поэтому складывается впечатление, что его попросту нет. Наверное, Цой навсегда останется «самым ярким представителем русского андеграунда». И последним.

Сергей Печёнин.


Смотрите также