Арт хаус что это такое


Арт-хаус - это... Что такое Арт-хаус?

Арт-ха́ус (англ. Art house, букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики[кто?] часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.

Обычно в таких фильмах кинематографисты осуществляют поиск новых форм художественной выразительности и расширение языка кино. Поэтому просмотр этих картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус-кино, как правило, ограничен[1]. Бюджеты и возможность приглашать знаменитых актёров также обычно скромнее, из-за чего создателям фильма приходится прибегать к нестандартным и творческим подходам. Как правило, это отличает артхаусные фильмы от развлекательного «мейнстримового» кино, которое нацелено в большей степени на развлечение и использует шаблонные сюжетные линии и персонажей.

Различия с мейнстримовым кино

По мнению исследователя кинематографа Дэвида Бордвелла, (статья 1979 г. под названием «Артхаус как проявление кино») голливудское кино использует сюжетную линию как основу, которая делит фильм на ряд эпизодов, каждый из которых движется к собственной цели. В замысле фильма обычно фигурирует один четко обозначенный главный герой и несколько явно второстепенных, а вся история развивается по принципу «вопрос-ответ», «проблема-решение» от начала и до пика, где происходит главное сюжетное событие. Фильм сопровождает музыкальная линия, призванная подсказать аудитории нужные эмоции в нужных местах, а монтаж делается гладким без пересечений. Мейнстримовые фильмы обычно используют узкий хорошо узнаваемый спектр характеров, сюжетов, съемочных мест и даже словарный запас героев укладывается в привычные рамки.

Напротив, в арт-кино, по мнению Бордвелла, сюжетная линия строится на основе реалистичности и авторского видения режиссёра. История делится на несколько эпизодов, между которыми ослаблена или отсутствует причинно-временная связь. Кроме того, значительное внимание уделяется внутренней драме персонажа: его самоидентификации, унаследованным социальным и сексуальным конфликтам, моральной дилемме или личностному кризису.

Хотя мейнстримовое кино также использует изображение моральной дилеммы и личностных кризисов, они, как правило, разрешаются до окончания фильма. В арт-хаусном кино эти сложные проблемы лишь исследуются, но без явного решения. Переживания главных героев, которых, как и в реальной жизни, могут мучать сомнения, преступные соблазны, враждебность окружающего мира, могут быть показаны в фильме в явном виде, в форме внутренних диалогов, мыслей вслух, фантазий и сновидений. В некоторых арт-фильмах авторы включают в сюжет, казалось бы, бессмысленные действия героев, призванные отразить сущность бытия.

Сюжетные повороты в арт-кино зачастую оказываются менее важны, чем наблюдение за развитием персонажей, исследование их идей, выраженных в богатых диалогах. Фильм может использовать необъясненные пропуски во времени, эпизоды, переставленные в нехронологическом порядке, длительные отступления от основной линии повествования, что подталкивает зрителя к собственному пониманию и интерпретации смысла.

В арт-фильме, как правило, прослеживается авторская манера подачи материала режиссёра, и нет четкого деления на «плохое» и «хорошее», а взамен зрителю предлагается самому найти ответы на вопросы «как именно история рассказана?», «почему именно в такой манере?».

Бордвелл заявляет, что арт-хаус — самостоятельный жанр кино, со своими собственными условиями. Теоретик кинематографа Роберт Стэм также считает арт-хаус отдельным жанром и считает, что фильм можно отнести к этой категории на основании его художественной ценности так же, как другие фильмы оценивают по бюджету («блокбастеры») или участию звезд (фильмы с Леонардо Ди Каприо).

Истоки

С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса, Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна, наметилось то, что называют языком кино; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.

Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа, сформировавшегося в 20-30-е годы XX века. Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и на серьёзное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии).

В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино (Cinéma Pur) также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.

Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США, где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (то есть не американского) и местного независимого производства.

Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США, чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл (Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром [фильма], со своими отдельными конвенциями». Сами же фильмы, снятые в жанре «арт-хаус», нельзя в большинстве случаев отнести ни к одному классическому жанру современного кинематографа.

В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.

Послевоенный период

В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d'Art et d'Essai). Членом CICAE является основанное в 1992 году объединение Europa Cinemas, в которое входят кинотеатры, поддерживающие европейское кино.

В России членами CICAE (через Europa Cinemas) являются московский кинотеатр «Пионер» и «35мм», петербургский «Дом Кино», нижегородский «Орлёнок» и калининградский «Заря».

См. также

Примечания

  1. ↑ Katz’s Film Encyclopedia

dic.academic.ru

Фильмы для умных: краткий ликбез по артхаусному кино – HEROINE

У артхауса репутация сложного, мрачного, умного кино «не для всех». Это правда лишь отчасти. Более того, даже у тех, для кого фильмы — исключительно развлечение, найдется любимая картина, которую можно отнести к категории артхаус. Рассказываем, что означает это понятие, как смотреть артхаусные фильмы и можно ли в них разбираться.

Главное, что нужно знать: артхаус – не конкретный жанр, а понятие, причем очень общее. С течением времени его критерии постоянно меняются. Отчасти поэтому, несмотря на то, что это слово слышал почти каждый, мало кто может внятно объяснить, что оно означает.

Противопоставление развлекательного и интеллектуального кино началось еще в 20-е годы прошлого века. Термин «артхаус» появился в США ближе к 50-ым – так называли кинотеатры, в которых показывали иностранные фильмы, американские независимые картины и классические довоенные ленты Голливуда.

Во второй половине 20-века в США под артхаусом чаще всего понимали европейское кино, но под эту категорию попадали также экспериментальные, короткометражные, порнографические, малобюджетные, независимые и другие фильмы.

Сегодня артхаусом называют в основном авторское, фестивальное кино. Есть несколько признаков, по которым можно определить артхаусную картину, но все они условны:

  • малобюджетное кино (хотя есть ленты с внушительным бюджетом);
  • авторское кино – в котором один человек является режиссером, сценаристом и полностью подчиняет себе весь съемочный процесс;
  • «кино не для всех». Это самое распространенное определение. Артхаусные фильмы принято считать исключительно интеллектуальными, сложными для восприятия. Многие картины именно такие, но не всегда. Есть авторские фильмы с понятным сюжетом без сложных аллюзий, например «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн.
  • фильмы, не попавшие в широкий прокат. В последнее время и этот критерий становится несостоятельным, особенно после двух работ Андрея Звягинцева, которые показывали в кинотеатрах, — «Левиафан» и «Нелюбовь».

Как видишь, любое из распространенных определений артхауса неполноценно. Каждый вкладывает свой смысл в это понятие. Режиссер Такеши Китано шутил, что сегодня артхаус – это все, что не похоже на «Мстителей». Пожалуй, единственное, с чем прочно связывают артхаусные фильмы, – личность автора.

Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства, – отмечает кинопрокатчик, продюсер, телеведущий Сэм Клебанов. — Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном.

Слова о том, что кто-то любит или не любит артхаус, разбирается или не разбирается в нем, не имеют смысла. К этой категории относят абсолютно разные фильмы: это может быть трагикомедия «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона или ужасы, как «Антихрист» Ларса фон Триера, социальная драма, игровое кино, да что угодно.

Рассуждать об отличительных чертах и предпочтениях можно лишь в контексте творчества конкретных режиссеров: восхищаться Балабановым, не понимать Тарковского.

Артхаус по-прежнему «кино не для всех», но при этом он настолько разнообразен, что каждый может найти в нем то, что ему понравится.

Самый простой способ быть в курсе новинок немейнстримного кино – следить за фестивалями. Помимо Берлинского, Каннского, Венецианского, есть еще много влиятельных конкурсов независимого кино. Чтобы совсем упростить себе задачу, можешь ориентироваться по призерам, хотя то, что фильм не оценили критики фестиваля, не всегда значит, что он плохой. Перед просмотром стоит обязательно почитать о режиссере и его работах. Здесь как с походом в музей – можешь пойти без подготовки и бессмысленно пялиться на непонятные картины, но лучше заранее познакомиться с художником, временем, в котором он творил, чтобы считать язык его творчества.

Читай рецензии, только профессиональных кинокритиков, а не авторов на «Кинопоиске». В случае с артхаусом спойлеры не только не портят впечатление, а часто помогают понять картину и обратить внимание на важные детали.

Если боишься, что из-за обилия теории не сможешь отличить свои настоящие впечатления от мнения критиков, сначала посмотри фильм, а потом читай о нем. Правда, после этого картину, скорее всего, придется еще раз пересмотреть, но так и должно быть – искусство требует интеллектуальной работы.

Что касается конкретных фильмов, несколько имен мы тебе уже перечислили. Классиков вроде Годара, Феллини, Бертолуччи ты без труда найдешь сама. А сориентироваться в русском авторском кино поможет наша статья.

Есть ли у тебя любимые фильмы, которые можно отнести к артхаусу?

heroine.ru

Путешествие в трансцендентальность: что такое артхаус

  • 17 ноября 2017
  • 6008
  • Марина Юсова
Ничто в кинематографе не порождает столько споров, эмоций (иногда — крайне негативных), ничто другое так не будоражит зрителей и не привлекает кинокритиков, как феномен авторского кино.   Кинокритики и простые смертные постоянно пытаются дать определение этому причудливому детищу кинематографа. Одни называют его «направлением, которое объединяет фильмы, претендующие на некий художественный поиск, новаторство в кинематографе» (цит. Википедия).

Другие относят сюда все фильмы, снятые маленькими киностудиями. Но все сходятся лишь в одном — авторское независимое кино не спутать ни с чем.

    Артхаус — это эксцентричное направление кинематографа, проекты в котором финансируются весьма неохотно. Проще говоря, это фильмы с большими амбициями и очень скромным бюджетом. Кадры из фильма «Заводной апельсин» (1962)   Феномен артхауса всегда вызывает эмоции, возможно чрезмерные. Почти каждый зритель будет иметь свое собственное мнение об этом течении. Это как феномен Стеклянного пляжа в Калифорнии. Одни придут и будут восхищаться причудливым видом, другие будут долго вспоминать, как давным-давно здесь была свалка, после которой осталось битое стекло, и как же это опасно. Одно и тоже явление вызывает противоположные суждения.

Атмосфера

  Трейлер к фильму «Куклы» (2002) Авторские фильмы, даже не очень удачные, отличаются особой атмосферой, стилем и ритмом, в них присутствует особая энергетика. Авторы всегда очень тщательно выстраивают не только видеоряд в своем фильме — они скрупулезно создают атмосферу внутри своего творения. Недаром японские режиссеры и сценаристы так органично вписались именно в это направление. Медитативная тягучая атмосфера, театральность — у них в крови.

Впрочем, возьмите любой фильм артхауса, будь то «Догвилль», «Куклы», «Мертвец» или «Малхолланд драйв» — такие разные произведения таких разных режиссеров, но каждый из них обладает своей неповторимой аурой, уникальной атмосферой, похожей на авторские духи, запах которых преследует зрителя даже после того, как он уже покинул кинотеатр.

 

Драматургия на пленке

  Трейлер к  фильму «Ищу друга на конец света» (2012)

Артхаус — это всегда театр. Красивое, яркое, драматичное действие запечатленное художником. Место действия в артхаусе, как и в театре, условно. Оно схлопывается до чувств главных героев, концентрируется на их маленьком мирке, где они прячутся от остального мира.

 
  Сравните:

— В высокобюджетном фильме-катастрофе «2012» главный герой в исполнении Джона Кьюсака спасает свою семью от надвигающегося апокалипсиса. Все его действия подчинены ситуации. Фильм держится на элементарной угрозе смерти, нависшей над главным героем. Сплошной экшн, сплошные спецэффекты, красота.

— Апокалиптический сюжет в артхаусе — фильм «Ищу друга на конец света». Здесь завязка — лишь предлог для возможно последнего путешествия главных героев. Немного юмора, масса рассуждений, рефлексия, ленивая любовная история и тосты с бокалами шампанского на фоне астероида, летящего к нашей планете. В общем, один сплошной драматический вопрос.

 
 
Любопытный факт: большинство состоявшихся режиссеров артхауса сами писали сценарии к своим фильмам. А некоторые, как, например, Ингмар Бергман, выпускали пьесы и реализовали свой драматический гений на театральных подмостках.  

Непредсказуемость

  Трейлер к фильму «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992)

Артхаус — в первую очередь экспериментальное кино. Именно поэтому у него всегда проблемы с финансированием. Канны могут рукоплескать Линчу на премьере «Дикие сердцем», а два года спустя в том же зале публика кричит «Бу!» и топает ногами, посмотрев «Твин Пикс: Сквозь огонь».

Настоящий художник найдет способ вас поразить. В финале скучный герой может застрелиться, жениться на порнозвезде или баснословно разбогатеть, продав антикварное кресло, о которое он спотыкался весь фильм. Финал истории предсказать почти невозможно.

Если у режиссера плохо с финансированием проекта, но его просто распирает от идей, которые ему до смерти хочется воплотить в жизнь — достаточно объявить, что он работает над фильмом в жанре артхаус, придумать несколько эффектных фишек — и его фильм будут обсуждать и непременно заметят. Артхаус — это сплошной бесконечный эксперимент с формой и содержанием.

 

Поэтичность

  Трейлер к фильму «Малхолланд драйв» (2001)

Если зритель добровольно пришел на сеанс авторского кино, он знает (хотя бы на уровне подсознания): в артхаусе любой герой, даже самый-самый главный — лицо второстепенное. Сюжет, персонажи, образы и приемы — всего лишь способ выразить нечто трансцендентальное, важное, наболевшее.

Именно здесь артхаус встречается с поэзией — любые образы, любая форма здесь лишь инструмент, способ передать «холодной» публике, которая случайно завернула в кинотеатр, некий трансцендентальный опыт. Вот настоящая причина провала амбициозных проектов авторского кино: если создатели лишь имитируют путешествие в трансцендентальность — их проект обречен. В авторском кино даже одна фальшивая нота может загубить всю картину.

Путешествие в трансцендентальность

  Трейлер к фильму  «Мертвец» (1995)

Вспомните свое самое ужасное путешествие — украли деньги, сломалась машина, попались ужасные попутчики, застряли на сутки в аэропорту из-за нелетной погоды. Как же это похоже на артхаус! Комфорт здесь никто не гарантирует. Порой даже авторы фильма не знают, чем закончится это путешествие.

Вспомним «Мертвеца» Джима Джармуша. Финал заявлен в самом названии фильма: мы знаем, что скромный бухгалтер, с громким именем бессмертного поэта, Уильям Блэйк, случайно оказавшись в постели с проституткой «в завязке», поймает пулю и умрет в финале.

Но зритель останется в зале, ведь герой не может путешествовать по Дикому Западу в компании индейца по имени Никто и не испытать нечто трансцедентальное перед смертью. Как и в жизни — человек не может просто так появиться на свет и уйти, ничего не испытав, не прикоснувшись хотя бы на миг к вечности.

Сюжеты, приемы и штампы

  Трейлер к фильму «Простая история» (1999) Помните знаменитую старую байку литературоведов — есть всего лишь три сюжета: история о Спасителе, о бесконечном путешествии Одиссея и бесконечная война Трои.

В артхаусе есть лишь один сюжет — путешествие в мир главных героев. А уж как зритель отправится в путь — вертолетом, самолетом, верхом на лошади или на газонокосилке — это уже решать создателям фильма.

Конечно, здесь есть свой собственный набор штампов, которые неоднократно высмеиваются в прессе. И правильно. Артхаус может быть кровавым, медитативным, истеричным, бессвязным, затянутым, но он не должен быть предсказуемым. На предсказуемость ни один авторский фильм не имеет права.

Клише, которые редко встретишь за пределами жанра:

1. Размытый сюжет.

2. Герой артхауса — страшный одиночка. Он может коллекционировать странные вещи (к примеру, гинекологические инструменты), у него может быть странное хобби, вроде таксидермии. Если у него есть питомец, то он просто обязан быть необычным (верблюд, осел, а если уж мартышка, то обязательно экзотического цвета — синяя, зеленая). Главное — герой артхауса работает на самой скучной монотонной и беспросветной работе, по сравнению с которой даже конец света вполне себе хэппи-энд.

3. Внутренняя драма и рефлексия главных героев на первом плане, в центре внимания. Трейлер к фильму «Догвилль» (2003) 4. Долгое многозначительное молчание в кадре. 5. Затянутая панорама. 6. Место действия в артхаусе — минимальные декорации, лишь фон для центральной драмы. Трейлер к фильму «Манхэттен» (1979)

Идеальное место действия в фильмах артхауса проще всего описать как «Богом забытая пустошь». Если Дикий Запад (Джим Джармуш, «Мертвец»), то до такой степени дикий, что и каннибализм тут не редкость. Если в фильме есть Манхеттен (Вуди Аллен, «Манхеттен»), то будьте уверены — через полчаса создатели уведут зрителя с шумных улиц самого населенного города Америки. Действие свернется, словно улитка, сосредоточившись на маленькой тихой квартирке, которая с легкостью может находиться в Пекине или в спокойном пригороде Рима.

И тому есть две причины — все уловки, приемы, которые использует режиссер и сценарист, работают лишь на то, чтобы заманить зрителя в маленький тесный уголок души главного героя. Трейлер к фильму «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990) Вторая причина — действие в авторском фильме, как театральное представление. «Весь мир театр». Дворцовые залы в фильме Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», заснеженные поля Японии в фильме Такеши Китано «Куклы» или квартирка в самом сердце Манхеттена: место действия в артхаусных фильмах — это всегда лишь декорации для маленькой пьесы, в которой фигурируют максимум три героя. 7. Время и пространство в авторских фильмах, как, собственно, и законы логики отступают на задний план. 8. Музыка почти всегда один из главных героев авторского кино. Она ведет зрителя через историю, иногда полностью подменяя собой рассказчика, многократно усиливая, гиперболизируя эмоциональный фон. Так же фильмы артхауса очень часто высмеивают за слишком экстравагантные, даже напыщенные названия, вроде «Чай с Муссолини», «Затаившийся тигр, летящий дракон», «Догвилль», «Побудь в моей шкуре», «Мандерлей», «Миссис Палфрей в Клейрмонте». Трейлер к фильму «Миссис Палфрей в Клейрмонте» (2005)

Некоторые приемы артхаусного кино перекочевали и в мейнстрим. Например, излюбленные в авторском кино необычные ракурсы съемок раньше встречались в картинах Квентина Тарантино, Гая Ричи, Дэвида Линча, Джима Джармуша — список можно продолжать бесконечно. Теперь же перевернутые и размытые кадры и брызги крови на камере есть даже в самых высокобюджетных фильмах Голливуда («Рыцарь дня», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер и принц-полукровка»), а также в популярных сериалах («Сверхъестественное», «Декстер», «Остаться в живых», «Мотель Бейтса» и т.д.).

 

Есть ли у артхауса будущее?

Артхаус — это игровая комната, в которой режиссер, сценарист, оператор и создатели спецэффектов могут чувствовать себя куда спокойнее, чем в жестких рамках высокобюджетного проекта, где каждый шаг просчитан и контролируется продюсерами. В авторском кино любой может поэкспериментировать с формой и содержанием, найти свой стиль и сюжеты для будущих проектов, поностальгировать, вволю посмеяться, поплакать и создать пародию. Даже на себя самого. Трейлер к фильму «Чай с Муссолини» (1999) Артхаус, к которому многие относятся весьма скептически или даже пренебрежительно, на самом деле крайне жизнеспособен и будет существовать до тех пор, пока существует мейнстрим. Здесь любой деятель кинематографа может снять с себя ярлык «успешного» режиссера блокбастеров или «автора мыльных опер» и побыть ребенком. Поиграть с формой, выбрать интересную историю, подобрать особую атмосферу, создать свой видеоряд и подходящую музыку. Рано или поздно автор покинет Дом творчества и порадует широкого зрителя сногсшибательным триллером, уморительной комедией или захватывающим высокобюджетным блокбастером, где сможет ввернуть наработанные приемчики. И, возможно, благодаря уловкам, полученным в артхаусе, авторы смогут пробудить в грядущих поколениях вкус к настоящему искусству. Так что не стоит ставить крест на всем направлении, лишь потому, что кому-то когда-то не пришелся по вкусу «Чай с Муссолини». Однажды, если повезет, разочарованный «холодный» зритель решится на путешествие в трансцендентальность, а начинающий Федерико Феллини возьмет зрителя с собой на незабываемую прогулку по ночному Лос-Анджелесу, утреннему Риму или благоухающим садам Испании.

Федерико Феллини (1940) А там — гулкие шаги по мостовой, прекрасная героиня, рассуждающая о высших материях, главный герой, совершающий странные и парадоксальные поступки или просто весь день напролет бесцельно бродящий по улицам города. Камера медитативно скользит по лицам в толпе. Восхитительная музыка за кадром. Добро пожаловать в причудливый мир артхауса! Обложка: Shochiku

Популярное Практика

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

Практика

Новый «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли поднял волну сравнений этого персонажа с другими его предшественниками. Предлагаем вместе проследить эволюцию визуального стиля Джокера

Правила профессии

Снимайте так, чтобы зрители услышали стук вашего сердца, научитесь делать кино без оператора и звукорежиссера: эти и другие правила режиссера Ким Ки Дука

Практика

Над визуальными эффектами к фильму работали 11 компаний, включая MR. X, Methods Studios и Halon. Удалось ли им добиться желаемой реалистичности, олдскульности и аналоговости картины? Разбираем наиболее захватывающие VFX-шоты картины режиссера Джеймса Грэя

Слова

Вышедшая в прокат картина «Акварель» определенно займет значимое место в истории кино. Режиссер-документалист Виктор Косаковский рассказал нам об особенностях ее создания: водный концепт, необходимость кадровой частоты 96 кадров в секунду и экстремальные съемки в шторм

tvkinoradio.ru

Что такое артхаус — OpenSpace.ru

Какого-то строгого научного определения термина «артхаус», увы, нет. Нет никаких красных флажков, которые бы огораживали территорию, где начинается артхаус. Граница очень размыта.
Читать!
Есть несколько разных определений. Одно, например, дает журнал Variety в своем Slanguage Dictionary: артхаус — это неанглоязычное и не мейнстримовское независимое кино, которое идет в специализированных кинотеатрах. Такое вот широкое определение, скорее из области кинопроката, индустрии, чем искусствоведения. Те же, кто пытается определить артхаус исходя из художественных особенностей фильмов, составляют целые списки условий, при соблюдении которых кино считается артхаусом — то есть искусством, а не циничным проектом по зарабатыванию денег. Этих признаков очень много, но ни один из них не является решающим. Пример: говорят, в мейнстримовском кино история — линейная, а в артхаусном — сложная, запутанная, нелинейная, в ней часто перепутаны местами прошлое и настоящее. Да, такое бывает, но есть и очень простые, линейные артхаусные истории — «Гавр» Аки Каурисмяки или почти все фильмы братьев Дарденн. Не скажешь, что в них нет сюжета.

Или утверждают, что мейнстрим и артхаус можно разделить по типу конфликта. В первом случае конфликты всегда внешние — человек против общества, человек против инопланетянина, человек против стихии. А в артхаусе они внутренние — человек против собственных разрушительных импульсов и желаний. Но на каждый такой пример можно привести контрпример! Можно вспомнить и артхаусные фильмы ужасов, и артхаусные боевики, и артхаусные sci-fi. Соответственно и в мейнстриме мы можем найти фильмы, скажем, с нелинейным повествованием. Никто же не будет утверждать, что Pulp Fiction — артхаус. И это, кстати, пример одного из многочисленных фильмов из серой зоны, которую называют или артстримом, или голливудским артхаусом. Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами.

Сейчас придумали еще один отличительный признак артхаусного кино — в нем, мол, обычно речь идет о конфликтах, обусловленных текущими политическими событиями или социальными проблемами, это кино, которое отличается особой симпатией к самым обездоленным, к социальным низам — как это происходит в «Розетте» или в фильме «Дитя». Опять же это нельзя назвать универсальным определением — кино о страданиях молодого аристократа вполне может быть артхаусным. Нельзя сказать, что в фильме Франсуа Озона «Бассейн» речь идет о социальных низах. Или в фильмах Висконти. Или в «Опасном методе» Кроненберга — там персонажи тоже вполне обеспеченные люди. В общем, все это не работает.

Читать текст полностью Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства. Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном. Из-за того, что артхаус настолько разнообразен, очень сложно представить себе и типичную артхаусную публику. Например, «Теорема» Пазолини явно апеллирует к достаточно узкой интеллектуальной прослойке, к людям, которым интересно разгадывать загадки, копаться в переплетении сложных смыслов. С другой стороны, то же «Дитя» братьев Дарденн или, например, фильм Ханы Махмальбаф «Будда рухнул от стыда» настолько просты, что не требуют от публики никакой подготовки. Они рассчитаны на любого зрителя, который тем или иным образом попал в кинотеатр. Когда я смотрел «Будда рухнул от стыда» в Риме, там ползала было детьми, которых привели на фестиваль из окрестных школ. Они все смотрели очень внимательно и очень эмоционально, было видно, что это кино — для них. Поэтому, когда мы говорим, что «артхаус — это кино не для всех», мы больше говорим об ожиданиях аудитории и поводах, по которым она идет в кинотеатр. Понятно, что в Москве на артхаусное кино выбирается достаточно специфическая публика.

Кино, которое считается мейнстримом в одной стране, может превращаться в артхаус в другой. Так, например, произошло с фильмами Лукаса Мудиссона Fucking Åmål и «Вместе». Каждая из этих картин становилась дома главным прокатным хитом года. «Вместе» шел первым в топе 10 самых прибыльных фильмов года в Швеции, а вторым шел «Гладиатор», и между первым и вторым местами разрыв был больше, чем между вторым и десятым.

Так называемая широкая аудитория артхаусное кино просто изначально не выбирает, она идет на фильмы, которые не требуют от зрителя никакой ответной работы, которые дают чистое, незамутненное развлечение. Но и большинство артхаусных картин тоже общаются со зрителем на уровне чувств, они не вводят никаких особенных образовательных цензов. Тут уместно вспомнить слова Ингмара Бергмана, который как-то сказал, что его фильмы должны взаимодействовать со зрителем эмоционально, а не интеллектуально. Поэтому если человек уж забрел на артхаусный фильм, то, как правило, он там для себя что-то находит. Прекрасную короткометражку об этом, кстати, сняли братья Коэн для альманаха «У каждого свое кино» — это новелла о ковбое, который забредает на фильм Нури Бильге Джейлана «Времена года» и выходит совершенно потрясенным.{-tsr-}То есть мы тут опять возвращаемся к определению индустрии: можно сказать, что артхаусное кино — это то кино, которое идет в кинотеатрах и залах, называющих себя артхаусными. Но сегодня и это определение будет размытым. Укрупнение сетей, появление мультиплексов тоже стирает эту грань. Часто артхаус показывают через стенку от голливудского блокбастера.Исчезнет ли термин «артхаус» в будущем в связи с новыми каналами распространения контента? Не думаю. Скорее наоборот: чем больше свобода выбора, тем больше нужда в ярлыках и метках, маяках и указателях. И таких ярлыков будет все больше: понятие артхауса будет дробиться, будет появляться «экстремальный артхаус», «интеллектуальный артхаус», такой артхаус, сякой артхаус.

Записал Василий Корецкий​

Комментарии

os.colta.ru

артхаус - это... Что такое артхаус?

  • Артхаус — (англ. Art house, букв. «дом искусств», «арт дома»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film»)  термин, обозначающий фильм, который будет смотреть катастрофическое меньшинство зрителей в этом самом массовом из искусств. Art… …   Википедия

  • Артхаус — (от английского art house, букв, дом искусств, музей) независимый, некоммерческий кинематограф. Назван так по месту демонстрации: арт хаузами в США называют кинотеатры при университетах и в музеях. Существует отлаженный артхаусный прокат.… …   Альтернативная культура. Энциклопедия

  • Артхаус Трафик — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Гильдия немецкого артхаус-кинематографа — (нем. Gilde deutscher Filmkunsttheater)  объединение, созданное в Германии для популяризации некоммерческого кино, независимого от сиюминутных политических и экономических интересов различных групп и корпораций. Настоящий статус… …   Википедия

  • Арт-хаус — (англ. Art house, букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film»)  фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы …   Википедия

  • Экспериментальный кинематограф — Постер к фильму Луиса Бюнюеля «Андалузский пёс» Экспериментальное кино (англ. Experimental film) область кинематографа в целом отличающаяся, и иногда выступающая против ко …   Википедия

  • Las Meninas (фильм) — Las Meninas Las Meninas Жанр авторское кино, психологическая драма …   Википедия

  • Игровое искусство — Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, изображать) отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe,… …   Википедия

  • Игровой фильм — Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, изображать) отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe,… …   Википедия

  • Кинематографист — Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, изображать) отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe,… …   Википедия

  • Кинематография — Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, изображать) отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe,… …   Википедия

complex_words.academic.ru

Что такое арт-хаус и кому он нужен

Характеристика фильма как арт-хаусного не говорит о нем почти ничего. Само понятие дискредитировано не меньше, а то и больше, чем пресловутый мейнстрим. О том, что такое арт-хаус, зачем он нужен и почему у него нет ни большого смысла, ни будущего, рассуждает историк кино Евгений Марголит.

Гении французской новой волны режиссеры Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер еще в бытность свою молодыми рассерженными критиками в киножурнале «Кайе дю Синема» (Les Cahiers du cinéma) изобрели термин «авторское кино». Их очень интересовала индивидуальность авторского почерка. Причем те, к кому они применили этот термин, и думать об этом не думали. Один из главных персонажей был Альфред Хичкок, который делал высочайшего класса жанровую продукцию и попутно решал разнообразные задачи, экспериментируя с формой. Классический вариант -- «Окно во двор». А что будет, если жестко ограничить движение камеры? А что будет, если детективную историю полнометражного фильма сложить из восьми кадров, как в «Веревке»? Действительно, его мир абсолютно индивидуален, но он же об этом не задумывается. Он же об этом не говорит: «Сделаю я эдакое высокохудожественное. Или, наоборот, сделаю я нечто суперкассовое».

[v1] На днях в мемуарах Сергея Соловьева нашел: Тарковскому незадолго до отъезда хочется, как по Достоевскому, переступить через себя и сделать фильм «с соплями», но такой, чтобы публика ломилась. Тарковский -- элитарнейший режиссер! Не просто типичный представитель авторского кино, а человек, который действительно осознает себя именно работающим в этом пространстве. Вдруг оказывается, что и у него желание расширить аудиторию появляется, но, может, потому это желание и не реализуется, что гений и талант -- вещи разные. Такие художники обречены, если угодно, быть элитарными, потому что они не способны внятно рассказать традиционную историю о том, кто куда пошел и что из этого вышло. И все это компенсируется уже другими, скажем так, органами творения. И получается гениально -- как «Рублев» и «Зеркало», как «Тени забытых предков» Параджанова. Но это совсем другое кино.

Создатель понимает, что нацелен на философское высказывание, ему необходим диалог. Условие нормального движения кинопроцесса -- это диалог художника-изобретателя и художника-приобретателя. Я люблю цитировать это деление Велимира Хлебникова. Искусству необходимы и те и другие. Находки изобретателей имеют смысл только тогда, когда они входят в язык массовой аудитории. Вот почему нынешнее понятие «арт-хаус» вызывает у меня глубокое недоверие -- потому что и мейнстрим, чисто коммерческая продукция, и арт-хаусная продукция закупорены друг в друге. Они друг от друга презрительно отворачиваются. Или же арт-хаус в своей постмодернистской версии что-то издевательски цитирует.

[v2] То, что в советское время кино называлось интеллектуальным, имело элементарную подоплеку. Речь шла о картинах, при просмотре которых можно было не только развлекаться, а еще и думать. Вдобавок появился длинный план, где якобы ничего не происходит и орган восприятия нужен несколько иной, чем, например, на фильмах Гайдая. Интеллектуальное кино учило рефлексии -- естественному состоянию человека в какой-то момент понимать, что есть «мы» и есть «я» и со своим «я» надо договориться, надо понять, кто ты такой. Это уже совершенно другой ритм, другой сюжет. Это волшебство началось с творчества Марлена Мартыновича Хуциева -- «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь». Подобная поэтика вызвана столь же злободневными, как и сегодня, проблемами окружающей реальности, а вовсе не желанием обратить на себя внимание, чем грешит современное кино без особых на то оснований. Вся новая эстетика в конечном счете продиктована одним -- страхом перед реальностью и нелюбовью к ней. И неверием в то, что кроме этой реальности есть еще какая-нибудь другая. Исходя из этого большинство современных авторов пытаются приспособиться к тому, что не любят. А что из этого может получиться? Или полюби даже это, или попытайся найти за пределами того, что, видимо, знаки того, что существует помимо. В этом смысле наш арт-хаус конформистский по сути своей.

Я не знаю про Запад, но у нас до конца 1960-х смотрели любое кино. Три четверти советской продукции окупалось. Выпускалось все. Власть кривилась и готовила какие-то постановления, но из рукава их не вынимала до начала 1970-х. И понятно почему. Потому что пошел зрительский спад. В 1960-х годах фильмы сложные по языку признавались серьезными, но при этом в кинотеатрах они спокойно собирали кассу. Зритель мог выбирать. И отношение к этим картинам было как к естественной части кинопроцесса, побуждающей к новым открытиям. В 1970-х, когда возникли проблемы коммерческого плана, все это кино было объявлено маргинальным. И Кира Муратова, и Герман, и Тарковский времен «Зеркала» -- считалось, что это кино не для всех, и на этом основании его спихнули в киноклубную аудиторию. Подобный кинематограф сам себя начинает ощущать не столько элитарным, сколько маргинальным. Он начинает закупориваться в себе. У Ираклия Квирикадзе, типичного персонажа подобного кинематографа, был знаменитый дебют-короткометражка «Кувшин» по Луиджи Пиранделло. Замечательный мастер, чтобы починить кувшин, вставить выпавший кусок, забирается внутрь. И он действительно приводит кувшин в порядок, но выбраться уже не может. И блистательное произведение приходится разбить. Это замечательный символ арт-хауса даже в тех случаях, когда его делают заведомо талантливые люди. Разбивать приходится потому, что развития нет, можно задохнуться.

Арт-хаус -- это прием

Есть возможность привлечь к себе внимание. Выдать некий нетрадиционный жест. «Вывести вещь из автоматизма, привычного восприятию», как говорил Шкловский. Но это первый этап. На приеме авангард, как правило, и зацикливается, потому что очень многие имеют легчайшую, элементарную возможность без затрат крови, и души, и всего прочего обратить на себя внимание. Вообще авангардистская продукция -- это, как правило, эксплуатация одного приема. Прием неожиданный, он не использовался раньше -- и это кажется интересным. И это прорыв. А что дальше?

Смотришь материал, экзотический, жизнь как она есть, причем в самых своих шокирующих проявлениях. Раз, два, три -- и приедается. Все строится на одном простом приеме -- отстранении. То есть у тебя в руках бинокль, ты берешь бинокль, поворачиваешь колесико, наводишь на резкость, приближаешь. Это средство для внимательного рассматривания. Можно сделать другое. Ты переворачиваешь бинокль и смотришь с противоположного конца. Все становится отдаленным -- совершенно неожиданный новый ракурс. Что дальше? Ты можешь почувствовать, что там происходит на расстоянии? Нет. И не надо чувствовать -- ты только наблюдатель. И после этого какое наслаждение, когда ты переворачиваешь бинокль обратно и используешь его по обычному назначению.

[v3] Я думаю, что арт-хаус -- это модификация авторского кино, наглухо закрытая система, которая означает свой набор приемов. Вот существует набор для мейнстрима. Вот существует набор средств для арт-хауса. Например, некоторая бессвязность композиции, со времен «Догмы» подчеркнутая небрежность ручной камеры, некая деформированность снимаемого пространства, вывернутое наизнанку цитирование классических кинообразцов. Но естественно, за всем этим предполагается некая многозначность и многозначительность. Но прием, который демонстративно берется безотносительно к материалу, это скучно и бессмысленно, а главное -- это еще не имеет отношения к искусству. Нужно найти собственную систему приемов, которая раскроет индивидуальность именно этого материала.

Снимается кино как будто с телефона, снимается так, что мы не понимаем, кто куда пошел и что из этого вышло. Тем не менее это не означает для нас, что автор не умеет работать, а это означает: «Я делаю арт-хаус». Также, если режиссер выбрал компьютерные технологии и монстров, он тем самым демонстрирует: «Я снимаю блокбастер, я делаю мейнстрим». При этом вопрос о качестве снимается. Возможно, потому, что кинопродукция становится одноразовой. Я вырос в мире, где популярные фильмы прошлых лет регулярно повторялись в кинотеатрах. Современный фильм демонстрируется с грохотом, нам сообщают, сколько миллионов зрителей его посмотрели, сколько миллионов долларов он собрал. Где вы его потом увидите, да и имеете ли вы желание его увидеть? Посмотрели и забыли. И в этом смысле разница между арт-хаусом и мейнстримом -- это только разница аудитории. Продюсеры арт-хаусного кино платят тем, кто позиционирует себя как элитарный режиссер, а продюсеры, нацеленные на кассовую суперприбыль, платят тем, кто собирается делать элементарную массовую продукцию. Это сейчас два сосуда, которые не сообщаются. Нет движения, развития не происходит. Поэтому все время сменяются названия, а движения кинопроцесса нет.

В какой-то момент закономерности в кино сломались

Дело в том, что то искусство кино, которое я преподаю своим студентам, оно осталось в прошлом веке. Это искусство, которое в какие-то моменты уходило на задний план, а в какие-то, что гораздо важнее, оказывалось наиболее универсальным художественным средством описания реальности, например в 1920-х и 1960-х годах. В 1920-х, когда был «Броненосец «Потемкин», в 1960-х, когда были «8 1/2». Циклы чередуются. Но в конце прошлого тысячелетия появились компьютерные технологии, и кино имеет сейчас дело прежде всего с ними. Это уже другой вид, еще не знаю, искусства или зрелища. Потому что кино, изобретенное братьями Люмьер, имело дело непосредственно с реальностью, было слепком с нее. Но то, что делается посредством компьютерных технологий, это совершенно другое. Это другой материал. Зрелище из этого получается головокружительное, а вот наполнится ли этот аттракцион художественными смыслами, станут ли компьютерные технологии художественными приемами -- этого я еще не знаю. Тут закономерности прекратились. Есть ли будущее у того кино на пленке, которое снимали Эйзенштейн, Феллини, Куросава? Будет ли иметь отношение то, что происходит сейчас, к кино?

[v4] Я своим студентам говорю: не с вас все началось и не вами, будем надеяться, закончится. Каждый из вас -- связующий мостик между прошлым и будущим. Настоящее всегда, как говорил Довженко, по дороге из прошлого в будущее. И только чувствуя свою принадлежность к некой культурной традиции, можно делать современную вещь. Причем совершенно не важно, речь идет о кино, театре, поэзии… Вне опоры на традицию получиться ничего не может. Подлинное новаторство всегда отталкивается от традиции. Если ты настоящий художник, можешь брать все, что угодно, как Александр Сергеевич Пушкин, который брал везде, где ему нужно было, -- и у своих современников строчки, и у каких-то малоизвестных английских драматургов. Главное, чтобы получилось, чтобы ты взял то, что тебе необходимо. Вся мировая культура строится на оглядках, на цитировании, на перекличках.

Как было у нас в начале 1990-х: 400 производственных единиц, а процесса нет, потому что ничего друг с другом не соотносится. Каждый не имеет в виду никого вокруг себя. Но кино существует, может, неосознанно, но ощущая перекличку со всем, что делается вокруг. Настоящее произведение искусства только так и создается.

Материал подготовлен при поддержке журнала «Сеанс».

Редакция благодарит сеть кофеен Coffee Bean за помощь в организации съемок.

www.infox.ru


Смотрите также