Авионика что это такое


Авионика

Page 2
Page 3
Page 4
Page 5
Page 6

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 7
Page 8
Page 9

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 10

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 11

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 12
Page 13

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 14

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 15

Авионикой принято обозначать весь комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолетов. Очень часто параллельно со словом «авионика» используется аббревиатура БРЭО, что расшифровывается как бортовое радиоэлектронное оборудование. Базовыми элементами электронного оборудования являются системы навигации, коммуникации и управления. Что касается оборудования управления, то это очень большое количество систем, начиная от поисковых прожекторов и заканчивая современными радарами.

В отечественной авиации принято разделять специалистов по силовым установкам и самолету. Соответственно, одни занимаются авиационными системами, а другие – радиоэлектронным оборудованием.

SSJ-100 авионика

ВВС Российской Федерации имеет четкое деление бортового оборудования на БРЭО и авиационное оборудование. БРЭО создано для излучения или приема радиоволн. Что касается авиационного оборудования, то это приборы, механизмы, агрегаты, которые в своей работе используют электрический ток, но при этом радиоволны отсутствуют. Также военные летательные аппараты могут быть оснащены электронным оружием, но они являются отдельной частью оборудования.

В отечественном авиастроении понятие «авионика» практически не используется, поскольку принятым считается обозначение БРЭО – бортовое радиоэлектронное оборудование – и АО – авиационное оборудование.

История развития авионики

Само понятие «авионика» начало использоваться в западных странах с 1970 года. Именно в это время электроника достигла высокого технического уровня, что позволило использовать электронные системы на бортах летательных аппаратов. В эти годы были созданы первые бортовые компьютеры для самолетов. Кроме этого, начали использовать большое количество автоматических систем контроля и управления.

Изначально авионику и электронное оборудование для автоматизации начали заказывать военные для выполнения большого круга военных задач и повышения точности выполнения боевых миссий. В итоге боевые машины стали настолько зависимы от бортового электронного оборудования, что полеты выполнялись в зависимости от выбранных режимов электронного управления. За счет усовершенствования самолетов БРЭО также не отставало в развитии. На сегодняшнее время бортовое оборудование занимает немалую часть материальных затрат на изготовление самолетов. Так, например, при изготовлении самолетов типа F-14 20% общей стоимости всего самолета отведено на авионику. Подобные системы широко применяются и в гражданской авиации, что позволяет автоматизировать и упростить процессы управления машиной.

Современный состав авионики самолетов

Оборудование для управления летательным аппаратом:

  • Система навигации.
  • Система индикации.
  • Система связи.
  • Система, осуществляющая управление полетом, типа FCS.
  • Система, отвечающая за предупреждение столкновения в воздухе, типа TCAS.
  • Общая система управления.
  • Оборудование метеонаблюдения.
  • Оборудование регистрации всех параметров полета. Это бортовые самописцы и средства контроля.

 Оборудование управления вооружением:

  • Сонары.
  • Электронно-оптическое оборудование.
  • Радары.
  • Системы для поиска и фиксации цели.
  • Аппаратура для управления вооружением.

Интерфейсы в авионике

Всемирно принятые стандарты коммуникации:

  • MIL-STD-1553.
  • ARINC 664.
  • ARINC 629.
  • AFDX.
  • ARINC 717.
  • ARINC 708.
  • ARINC 429.
  • ADN.

Конструктивы:

  • MicroPC.
  • PC/104Plus.
  • PC/104.

Шины расширения:

Детали и компоненты самолета тут

Page 16
Page 17
Page 18
Page 19
Page 20
Page 21
Page 22
Page 23

Сообщение в блоге

АОПА-Россия

АОПА-Россия

АОПА-Россия

Page 24
Page 25
Page 26

Авионика - что это такое, новые технологии

Современная авиация растет и расширяется стремительными темпами. Сегодня лайнеры, поднимающиеся в небо, мощны, красивы и выносливы. Управление ими, естественно, тоже претерпело серьезные изменения. Сегодня появляются новые термины, которые для обывателя не совсем понятны. Так, например, что такое автопилот, все знают, но не имеют представления, что это такое – авионика.

История создания

Термин «авионика», как отмечают специалисты, заимствован из английского языка. Сегодня он крайне популярен у тех, кто занят в сфере авиации. Сегодня авионика – это все электронные системы, которые есть на борту самолета. Причем имеются в виду, как самые сложные их варианты, так и простейшие.

Слово происходит от сочетания двух терминов – авиация и электроника. Также ее иногда называют БРЭО, т.е. бортовое радиоэлектронное оборудование. По сути своей под этим термином скрывается комплекс всех систем электронного характера – это системы коммуникации, навигации, отображения разными устройствами и управления ими.

Как говорят специалисты по электронике, называть БРЭО авионикой неправильно. Ведь БРЭО – это оборудование, которое излучает радиоволны, а авиационные приборы этого не делают. Правильным считается следующее деление:

  1. Оборудование воздушного судна
  2. БРЭО – оборудование, что ответственно за прием или излучение в процессе работы радиоволн
  3. Авиационное оборудование (АО) – оборудование, содержащее электронные составляющие, которые используют электроток, но при этом не используют радиоволны

Сам термин появился в 70-х годах 20 века. Именно в этот период появились интегральные технологии и компактные, но отличающиеся высокой производительностью компьютеры на борту самолетов. Кроме того, были разработаны и внедрены принципиально новые автоматизированные системы контроля. Управлять судами стало проще.

Изначально авионика, как и многое другое, была разработана для военных. И сегодня она продолжает там широко применяться. По некоторым данным, доля затрат на информационную составляющую самолета составляет 20% от стоимости лайнера. Сегодня же авионика перешла и на гражданскую авиацию. При этом стоит понимать, что термин этот негласный – ни в одних документах найти его нельзя.

Состав авионики

Сегодня под понятие авионики на борту самолета попадает целый комплекс систем. В их числе:

  • Навигационные варианты
  • Индикация
  • Связь
  • Система, ответственная за полет
  • Система, предупреждающая о риске столкновения в воздухе
  • Управления
  • Метеонаблюдения
  • Самописцы, наблюдающие за всем происходящим на борту, и прочие средства контроля

Если отдельно выделять военные лайнеры, то авионика в них дополнительно представлена такими системами, как:

  • Сонары
  • Радары
  • Фиксация и поиск намеченной цели
  • Управление оружием

Как может применяться — примеры

Как это работает, многим не всегда сразу понятно. Так, например, система связи позволяет искать потенциально уязвимые и незащищенные места в работе лайнера. При обнаружении каких-либо неполадок или неисправностей ими займутся соответствующие специалисты авиапрома – они обнаружат их и устранят.

Система навигации, отвечающая всем современным стандартам, должна помочь пилоту в направлении самолета по заданному маршруту. Также она работает во время выполнения различных маневров, когда лайнер заходит на посадку. Точность расчетов позволяет принимать более адекватные ситуации решения. Кроме того, такой вариант предупреждает, если у пилота глаз замылился, и он что-то делает не так.

Оборудование, предназначенное для регистрации параметров полета – крайне необходимая система на борту современных воздушных лайнеров. Самописцы фиксируют все происходящее в самолете, при необходимости с них можно считать информацию и дать оценку действиям экипажа. Кроме того, такие варианты помогают записывать условия, происходящие на борту, чтобы позже можно было в полной мере их оценить и понять, какие ошибки были допущены. Ярким примером деятельности таких систем на борту самолета являются черные ящики лайнера.

Система метеонаблюдения помогает видеть, как меняется погода за бортом. Ведь за счет высокой скорости ветра и изменения ландшафтов в тех или иных местностях она может меняться крайне быстро. А это оказывает непосредственное влияние на полет. Во-первых, самолет может попасть в сильную зону турбулентности без анализа данных по состоянию и движению воздуха. Во-вторых, грозовые облака, в которые может попасть лайнер, не спрогнозировавший свой курс, могут стать причиной катастрофы. Системы метеонаблюдения дают возможность пилотам своевременно реагировать на изменения условий полета.

Новые технологии в авионике

Все системы и варианты управления не стоят на месте. В том числе и развитие авиационного оборудования. Сегодня инженеры могут работать с микроскопическими и невидимыми глазу частицами, подобными атому. И сегодня на первый план выходит молекулярно-инженерная микротехнология. Но чтобы она стала реальностью и начала работать, надо развивать соответствующие методы.

Развитие микроэлектроники приведет к усложнению схем и уменьшению размеров рисунка. И тут потребуются технологии для создания и обработки рисунков с очень высокой разрешающей способностью. Рисунок будет проявляться под действием света, рентгена, электронных пучков и т.д.

Есть вероятность того, что в ближайшие годы ученые определятся с тем, как работать с интегральными схемами с мельчайшими размерами ряда деталей в них. Их число в одной схеме достигнет по площади несколько квадратных миллиметров, в которых будут заключены десятки миллионов деталей. Планируется изменить и основные материалы – использовать не только кремний, но и иные варианты.

С такими системами самолеты будут работать еще более точно и правильно. У современных же лайнеров появится большее число возможностей.

Авионика – что это такое

(Никто не голосовал) Загрузка...

Термин «авионика» является заимствованным из английского языка и в нашей стране не является популярным даже у авиационных специалистов. Термином этим принято обозначать все электронные системы – от самых сложных до простейших, установленные на борту самолета.

Современная авиационная техника требует качественного и высокопрофессионального подхода к вопросам технического обслуживания и ремонта. Ведь от безупречной работы оборудования зависит комфорт и безопасность пассажиров и экипажа самолета, а также правильная организация непрерывности полетов воздушных судов.

В отечественной авиации принята такая классификация оборудования на борту воздушного судна:

  • оборудование летальных аппаратов;
  • БРЭО – оборудование, которое в процессе функционирования излучает или принимает радиоволны;
  • авиационное оборудование – содержит электронные составляющие, использующие электрический ток и не использующий радиоволны.

Немного истории

В семидесятых годах прошлого века термин «авионика» впервые вошел в лексикон специалистов западных стран. Развитие электроники достигло достаточно высокого уровня, позволяющего использовать ее достижения в авиационной промышленности.

Первые бортовые компьютеры и электронные системы контроля и управления оказались незаменимыми помощниками в организации полетов воздушных судов.

Более активно новые технологии внедрялись в военной авиации. И очень быстро развитие этого направления привело к тому, что боевые самолеты стали своеобразной платформой для различных датчиков и электронных систем.

На сегодняшний день порядка 80 процентов затрат на производство военного самолета – это затраты на авионику. Но и в гражданской авиации стоимость электронного оборудование составляет значительную часть сметы затрат на производство воздушного судна.

Современный состав авионики воздушного судна

  • Система связи – в этом компоненте найдены потенциально уязвимые места и специалисты авиапрома заняты их устранением.
  • Система навигации современного уровня помогает пилоту в ведении самолета по заданному маршруту и в маневрировании при заходе на посадку.
  • Оборудование для регистрации параметров полета. Бортовые самописцы позволяют проанализировать правильность действий экипажа, условия полета и особенности функционирования оборудования на борту воздушного судна.

Перечень этот далеко не полный, но дает общее представление и понятие о смысле, вкладываемом в понятие «авионика».

Системы управления боевым самолетом. Ударная сила:

Твитнуть

6.Определение понятия авионика

Авионика (от авиация и электроника, оно же БРЭО — бортовое радиоэлектронное оборудование) — совокупность всех электронных систем, разработанных для использования в авиации в качестве бортовой электроники. На базовом уровне это системы коммуникации, навигации, отображения и управления различными устройствами — от сложных (например, радара) до простейших (например, поискового прожектора полицейского вертолёта). В отечественной системе гражданского воздушного флота принято деление на специалистов АиРЭО (Авиационное и радиоэлектронное оборудование) и на специалистов по самолёту и двигателю (СиД).

Термин «авионика» появился на Западе в начале 1970. К этому моменту электронная техника достигла такого уровня развития, когда стало возможно применять электронные устройства в бортовых авиационных системах, и за счет этого существенно улучшать качественные показатели применения авиации. Тогда же появились и первые бортовые электронные вычислители (компьютеры), а также принципиально новые автоматизированные и автоматические системы управления и контроля.

Первоначально основным заказчиком и потребителем авиационной электроники были военные. Логика развития военной авиации быстро привела к ситуации, когда военные ЛА не могут не только выполнять боевые задачи без использования электронных технических средств, но даже и просто летать на требуемых режимах полёта. Сейчас стоимость систем авионики составляет большую часть общей стоимости летательного аппарата. К примеру, для истребителей F-15E и F-14 стоимость авионики составляет около 20 % от общей стоимости самолёта. В настоящее время электронные системы широко применяются и в гражданской авиации, например, системы управления полетом и пилотажно-навигационные комплексы.

Системы, обеспечивающие управление самолётом[править | править вики-текст]

Системы связи

Системы навигации

Системы индикации

Системы управления полетом (FCS)

Системы предупреждения столкновений (TCAS)

Системы метеонаблюдения

Системы управления самолётом

Системы регистрации параметров полета (средства объективного контроля, или бортовые самописцы)

7.Структура и состав авионики

8.Новые технологии в авионике и авиастроении

9. Физические свойства объектов с ограниченным количеством атомов и молекул. Интегральные технологии.

До последнего времени технология основывалась на удалении лишнего материала из заготовки подобно тому, как скульптор удаляет куски мрамора, создавая задуманный образ. На смену такому процессу пришла молекулярно-инженерная технология, которая позволит строить приборы атом за атомом по аналогии с тем, как дом складывают по кирпичику. Уже сейчас молекулярно-инженерная технология находит применение, например, в производстве приборов на основе молекулярных пленок, молекулярно-лучевой эпитаксии, ионно-зондовой и электронно-стимулированной управляемой имплантации. Для того чтобы молекулярно-инженерная микротехнология стала реальностью, следует развивать соответствующие методы.

Использование в технологическом производстве лучевых методов (электронно-лучевых, ионно-лучевых, рентгеновских) совместно с вакуумной технологией позволяет получать приборы с размерами элементов до 10–25 нм. Переход в этот диапазон требует решения фундаментальных вопросов, связанных с новыми физическими принципами работы приборов и ограничениями, свойственными планарным процессам.

Вследствие большой напряженности электрического поля, возникающего в приборах с такими малыми размерами, механизмы переноса дырок и электронов принципиально изменяются Скорость электронов становится очень большой. Время между двумя столкновениями сильно уменьшается. Появляется возможность открытия новых физических явлений и построения приборов на их основе. Естественно, что эволюция технологических методов будет способствовать широкому проникновению научных принципов в разработку интегральных схем и поиску физических эффектов для их построения.

С развитием новых технологических процессов размеры рукотворных структур становятся соизмеримыми с бактериями, вирусами, макромолекулами.

В результате взаимодействия ускоренных пучков ионов с веществом можно направленно изменять их физико-химические и электронно-физические свойства, что позволяет получать приборы с заданными характеристиками.

Сфокусированные ионные потоки – это уникальный инструмент для прецизионной обработки всех известных материалов. Такой метод позволяет создавать принципиально новые конструкции приборов. Разрабатываются различные ионно-лучевые установки. Рентгеновские установки позволяют реализовать тиражирование изображений с субмикронными размерами элементов, недоступных световой оптике. Современная технология осаждения тонких пленок позволяет с точностью до 10 нм (это только на два порядка больше диаметра атома) выдерживать размер микроэлектронного прибора в измерении, перпендикулярном плоскости подложки. Формирование с такой же точностью рисунка на плоскости значительно сложнее. Оно обычно осуществляется с помощью процесса литографии на основе технологии печати.

С развитием микроэлектроники происходит усложнение схем и уменьшение размеров рисунка. Реализуется возможность получения линий шириной 0,5 мкм с допусками 0,1 мкм. Для выполнения этих требований необходима разработка систем формирования (синтезирования) рисунка с очень высокой разрешающей способностью. Рисунок синтезируется экспонированием (светом, рентгеновским излучением, электронным или ионным пучком с последующим проявлением скрытого изображения) соответствующих участков тонкого слоя резистивного материма, нанесенного на пластину, например, кремния.

Одновременно идет поиск новых применений субмикронной литографии. Обнаружено, что можно регистрировать световой поток не с помощью фотодиода или другого подобного прибора, а с помощью проводников, чередование которых идет с шагом, кратным длине волны света, а свет падает вдоль этой решетки. Прибор работает как антенна, в элементах которой наводится электрический ток. Размеры элементов такого приемника таковы, что они не могут быть изготовлены традиционным способом фотолитографии. На помощь приходит микролитография – электронная, ионная и рентгеновская.

Ожидается, что в ближайшее время промышленность освоит интегральные схемы с миниатюрными размерами отдельных деталей 0,2–0,3 мкм (200– 300 нм). Число таких элементов в схеме – полупроводниковой пластине площадью несколько квадратных миллиметров – достигнет десятков миллионов, т. е. увеличится по крайней мере в 1000 раз. Возможности интегральных схем при этом возрастут не в 1000 раз, а гораздо больше. Предполагается, что в ближайшие годы число элементов на кристалле достигнет 7 млрд, правда, такой прогноз называют осторожным.

Сейчас основной материал полупроводниковых приборов – кремний. Переход к наноэлектронике заставляет обратиться и к другим материалам: арсениду галлия, фосфиду индия, кадмий – ртуть – теллуру и др.

Один день из жизни авионика

«Сегодня прилетел вертолет с дефектом», – примерно с этих слов начинается день авионика ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» Евгения Саламахина. На поиски дефекта может уйти много времени, но в этом и драйв: диагностика требует и полученного опыта, и накопленных знаний.

Авионик – это западное определение, чтобы было понятнее, это инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию. Евгений еще в школе понял, что хочет работать с радиооборудованием, долго над этим не задумывался, но однозначно знал, что хочет стать инженером:

– Мне хотелось попасть в авиацию, и инженерная специальность показалась мне достаточно интересной, поэтому я целенаправленно выбрал эту профессию.

Обучался в Академии гражданской авиации в Алматы с 2004 по 2008 год. Но для того чтобы осуществлять работу по устранению неполадок авиационного и радиоэлектронного оборудования, необходимо иметь свидетельство авиационного персонала, которое выдается Комитетом гражданской авиации. Это свидетельство Евгений получил после того, как прошел курсы первоначального переучивания в Германии на этот тип воздушного судна. Получил допуск на самостоятельное техническое обслуживание, на основании этого имеет право выполнять данные виды работ.

На работу Евгений добирается на служебном автотранспорте, что очень удобно, учитывая удаленность расположения. По прибытии в ангар первым делом все работники переодеваются в форму, а в 9.00 начинается брифинг. Руководство озвучивает план мероприятий на день, какие работы будут производиться и кто ответственный.

Сегодня прилетел вертолет с дефектом, связанным с радиооборудованием, неисправность находили в соответствии с руководством по техническому обслуживанию.

– Поскольку мы меняли балку, чтобы проверить радиооборудование (к примеру, заходит самолет на посадку, оно показывает отклонение от полосы), то в данный момент производится демонтаж балки. Отсоединяем антенну, установленную на балке, от оборудования, теперь нужно проверить исправность этого оборудования, – говорит Евгений.

Евгений поясняет свои дальнейшие действия:

– С помощью оборудования Navigation Communication Test Set (прибор для проверки радиооборудования) я буду имитировать сигналы системы посадки. Включаю электрооборудование вертолета, включается все приборное и радиооборудование, можно слышать связь с диспетчерами. Перед использованием оборудования запускаем встроенный контроль, чтобы проверить контрольно-проверочное оборудование на исправность.

– На этом вертолете установлен GNS-430 – это комплексный прибор радиосвязи и радионавигации. Поскольку неисправность была в одном из этих блоков GNS-430, то была необходимость отстыковать балку, чтобы проверить исправность антенны и кабеля, ведущего к антенне. В качестве заключительных работ нужно проверить радиооборудование с помощью контрольно-проверочного оборудования, что я сейчас и делаю.

– В данный момент я выставляю частоту, на которой вещает прибор для приема частоты бортового оборудования. Затем имитирую сигналы курсового радиомаяка, который показывает направление посадки. По прибору выставляю 30 градусов, меняю поочередно по заданному пределу и смотрю соответствие того, что выдает прибор, и что принимает бортовое оборудование.

– В данном случае был дефект, связанный с блоком, отвечающим и за радиосвязь, и за радионавигацию. После того как устранили дефект, для проверки выходили на связь с диспетчером, а навигационную часть проверили с помощью контрольно-проверочной аппаратуры. Параметры совпадают, оборудование исправно, можно оформлять техническую документацию. Техническое обслуживание считается выполненным, – поясняет Евгений.

В этой работе не бывает неожиданностей, все работники заблаговременно знают, какое судно и когда придет, заранее подписываются все нужные документы. В авиакомпаниях, как оказалось, рабочий процесс другой. До «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» Евгений работал в авиакомпании, где сотрудники не могли знать заранее, какую работу будут проводить.

По словам Евгения, самое интересное и одновременно самое сложное в его работе – это поиск и устранение неисправностей. На поиск может уйти много времени, но это как раз помогает применить все свои знания.

А самое сложное оборудование – это автопилот и система регистрации параметров, то, что называется черным ящиком, потому что там много параметров, и летчикам все не видно, и многие могут не догадываться о неисправности, некоторые дефекты можно выявить только при расшифровке полетной информации.

Автопилот и система регистрации – самое сложное в любой авиационной технике. В автопилоте очень много режимов и датчиков, описать дефект достаточно трудно, по механической части дефект очевиден, но с неисправностью автопилота возникает много вариантов, что могло вызвать неисправность.

В свободное время Евгений любит читать научные труды, статьи технического характера и энциклопедии. В школьные годы занимался стрельбой, сейчас же на спорт времени нет, но и аэродромная жизнь не дает особо расслабиться, поэтому даже занятия спортом не нужны.

Пока в своей семье Евгений единственный, кто выбрал профессию, связанную с авиацией. Кто знает, может, он станет родоначальником новой трудовой династии?

Справка: ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» входит в ФНБ «Самрук-Казына». АО «Самрук-Казына» – холдинг по управлению государственными активами Республики Казахстан, находящийся под контролем правительства, созданный для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики. Всего в группу компаний холдинга входит 583 дочерних и зависимых компаний: АО «НК «КазМунайГаз», АО «Казахтелеком», АО «Казпочта», АО «Эйр Астана», АО «НК «Казахстан Инжиниринг» и другие.

АВИОНИКА

Авторы: В. И. Штейнберг

АВИО́НИКА (от авиация и электроника), комплекс электронных бортовых устройств, устанавливаемый на летательном аппарате (ЛА) – самолёте, вертолёте и др., формирующий для экипажа и автопилота информацию, необходимую для управления полётом и обеспечения его безопасности. Термин «А.» появился в начале 1970-х гг., когда с развитием электронной техники и появлением бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) и бортовых вычислительных комплексов стало возможным размещать принципиально новые автоматизированные системы на ЛА, обеспечивающие его управление как в военной, так и в гражданской авиации. Это прежде всего системы связи, навигации, индикации, управления полётом, предупреждения столкновений, метеонаблюдения, регистрации параметров полёта, включая средства объективного контроля (бортовой накопитель). Для военных самолётов это также и системы управления вооружением, включающие радиолокационные станции (радары), акустические системы (сонары), электронно-оптические средства обнаружения целей, средства радиоэлектронной борьбы. В комплекс авиационных средств поиска и обнаружения подводных лодок включается гидроакустическая, магнитометрическая и ИК-аппаратура. На авиационных комплексах радиолокационного дозора и наведения устанавливается специальный приёмо-передающий центр для обмена информацией с автоматизированной системой управления вооружённых сил. Воздушные пункты управления (ВзПУ) оснащаются специальными средствами связи и автоматизации процессов управления. Бортовые вычислительные комплексы ВзПУ включают десятки высокопроизводительных БЦВМ, обеспечивающих автоматизированную связь и управление войсками всех видов вооружённых сил.

Современные ЛА не могут выполнять поставленные задачи без использования электронных технических средств. Стоимость систем А. составляет бóльшую часть общей стоимости ЛА и достигает, например, для военных самолётов 5-го поколения около 80% от общей стоимости самолёта. Системы управления полётом и пилотажно-навигационные комплексы стали неотъемлемой частью гражданской авиации.

Дальнейшее развитие А. связано с научно-техническими достижениями в электронике и постоянно растущими требованиями к авиационной технике и направлено на решение проблемы передачи интеллектуальных функций человека электронно-вычислительным системам с переходом от автоматизированных к полностью автоматическим системам, к электронным системам робототехники.


Смотрите также