Что такое референдум это


Референдум - это... Что такое Референдум?

Рефере́ндум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Плебисцит

Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

см. также: Плебисцитарная демократия

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).

С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

Референдумы в современном мире

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года, когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон России о референдуме

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.[1]
Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»[2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

См. также

  • Агитация по вопросам референдума

Референдумы в Европе

Референдумы в остальном мире

  • Австралийский референдум (1999)
  • Референдум о независимости Южного Судана

Примечания

  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.

Что такое референдум и для чего он проводится? - База ответов на любые вопросы

Самые важные вопросы, относящиеся к общественной или политической жизни государства, могут быть вынесены на референдум. Так называется форма волеизъявления граждан, выраженная в виде голосования. Подобный способ узнать мнение жителей страны используется достаточно редко, поэтому многие люди даже не знают, что такое референдум и для чего он необходим.

Что означает слово «референдум»?

Термин «референдум» связан с латинским глаголом refero, который переводится как «то, что следует вернуть». Он имеет тот же смысл, что и плебисцит, и в современном понимании ведет свою историю от существования Римской республики, в которой проводились так называемые Плебейские советы.

В наше время «референдум» и «плебисцит» обычно используются как синонимы, хотя в некоторых странах эти два термина имеют разные обозначения в зависимости от их правовых последствий.

Что такое референдум?

Референдум – это всенародное голосование и важный демократический институт, который указывает на прямое правотворчество жителей данного государства. Он позволяет гражданам стать непосредственными участниками в принятии решений, касающихся судьбы страны в целом и каждого человека в отдельности.

Условия проведения референдума закреплены в Конституции и нормативных актах, а его характер может быть обязательным (императивным), принимаемым к исполнению законодательными органами, или в форме опроса (консультативным) – для выяснения позиции граждан. Иногда бывает так, что волеизъявление народа не исполняется властью. Например, во время референдума в 1991 году, когда решался вопрос о сохранении Советского Союза, 76% жителей страны высказались за его дальнейшее существование, однако правящая верхушка СССР не посчитала необходимым выполнить народную волю на законодательном уровне.

Какие бывают виды референдума?

В зависимости от вопроса, который выносится на голосование, референдум бывает двух видов – законодательный и конституционный. Во время законодательного опроса людям предлагают выразить свое мнение относительно каких-либо проектов законов.

При конституционном референдуме граждане должны выразить свою волю в отношении поправок в действующую Конституцию или принятия ее нового проекта. В частности, в России подобное голосование проходило в 1993 году, в результате чего более 58% жителей государства поддержали новый Основной закон.

Согласно российскому законодательству, дополнительно на референдум могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения либо продления полномочий президента, принятия срочных мер по безопасности граждан, изменения состава органов власти в федеративных округах и некоторые другие. Исходя из места проведения выделяют общенациональный референдум, в рамках которого вопрос задается всем жителям страны, и местный, относящийся только к проживающим на определенной территории – в федеративном округе, области, другой административной единице.

В последнем случае свое волеизъявление могут выражать только те люди, которые являются жителями именно этого субъекта государства. Так, примером местного референдума вступает голосование в Крыму в 2014 году, во время которого решался будущий статус полуострова.

Независимо от вида голосования, вопрос, который задается на референдуме, должен быть четко сформулированным и не подразумевать двоякого ответа.

Для чего проводится референдум?

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти. Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Что такое Референдум

13Апр

Референдум – это процесс прямого волеизъявления народа, который осуществляется непосредственно путем личного голосования, а не через избранного представителя.

Референдумы  в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать петицию с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса. Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов. Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Требования к референдуму.

Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума. Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки. Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомится, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения. При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов. Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан. Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам.

Все «за» и «против».

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями. Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Понятие «референдума». Предмет и виды референдумов

Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Признаки:

1.Референдум – это форма прямого волеизъявления.

2.Референдум – это форма волеизъявления граждан.

3.Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.

4.Цель: принять определенные решения.

5.Обязателен механизм голосования.

6.Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.

Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.

Этапы развития института референдума:

1.До Первой Мировой войны.

1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.

2.Между двумя Мировыми войнами.

Этап демократизации избирательного законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.

3.После окончания Второй Моровой войны.

Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.

Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:

1.Обширность территории государства.

2.Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.

3.Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.

История нормативного регулирования:

В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.

В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.

В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».

Практика проведения референдумов в России:

На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.

Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.

12 декабря 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.

Виды референдумов:

I. По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):

· Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;

· Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;

· Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;

· Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.

II. По территориальному признаку:

· Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;

· Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;

· Местный.

III. От времени их проведения:

· До принятия закона парламентом;

· После принятия закона парламентом.

IV. По юридическим последствиям:

· Консультативный;

· Императивный.

V. По способу проведения:

· Обязательные (по вопросам, указанным в законе);

· Факультативные.

VI. По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

1. Выдвижение инициативы о проведении референдума.

2. Этап сбора подписей.

3. Принятие решения о назначении референдума.

4. Стадия подготовки к проведению референдума.

5. Стадия голосования и определения результатов.

Основания:

1. Федеральный Конституционный закон о референдуме предусматривает инициативу проведения референдума у двух миллионов граждан, имеющих право участия в референдуме, при обязательном условии: на территории одного субъекта проживают не более 10 % инициаторов референдума.

2. Инициатива проведения референдума принадлежит Конституционному собранию (ч.3 ст.135)

Алгоритм проведения первой стадии:

Ст.14 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

I. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

1. гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме (число граждан закрепляется в законе субъекта РФ).

2. общественным объединениям при условии:

· оно должно быть обязательно зарегистрировано в органах юстиции;

· в уставе должна быть предусмотрена возможность участия в выборах и референдумах;

· инициатива должна быть выдвинута не раньше года со дня регистрации объединения.

3. избирательным объединениям – это такое общественное объединение, которое может состоять из нескольких общественных объединений.

а.Подача заявления инициативной группы: в РФ в инициативной группе должно быть 100 человек для федерального референдума; например, для местного референдума в Воронежской области в инициативной группе должно быть 20 человек.

б.Обращение инициативной группы в избирательную комиссию субъекта РФ с ходатайством о регистрации этой группы.

Комиссия принимает решение о регистрации группы с извещением соответствующих должностных лиц (либо отказывает в регистрации). Группа считается созданной с момента выдачи Регистрационного свидетельства и выдает подписные листы установленного образца. Это свидетельство действует в течение определенного срока, в течение которого группа имеет право собирать подписи.

II. Сбор подписей.

Обязательна проверка Конституционным Судом достоверности документов и соблюдения их Конституции РФ (ст.12 ФКЗ «О референдуме»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

Референдум РФ назначает Президент. Референдум субъекта РФ назначает представительный законодательный орган субъекта РФ. Местный референдум – референдум в муниципальном образовании. Он назначается представительным органом местного самоуправления.

Если представительные органы затягивают решение о назначении референдума, то возможен вариант обращения в суд, и тогда суд назначает референдум.

IV. Организационные действия.

Этапы:

· Составление списков избирателей.

Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляется главой муниципального образования и уточняется участковой избирательной комиссией. Впервые по новому закону в списки участников референдума включаются иностранцы, если на основании международного договора РФ они имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местного референдума (т.е. имеют право участия только на уровне муниципального образования).

· Формирования участков референдума.

Участки референдума – это места, на которых граждане организуются для проведения голосования.

· Организация деятельности комиссий по проведению референдума.

Виды комиссий по проведению референдума основываются на избирательных комиссиях (см. «комиссии о выборах»).

V. Стадия голосования и определения результатов.

Эта стадия возникает с момента прихода на избирательный участок.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 4

Избирательная система имеет два смысла:

· В широком смысле это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти, местного самоуправления и высших должностных лиц, а также организаций, возникающих при этом процессе.

· В узком смысле это способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.

Существуют два типа избирательных систем:

· при мажоритарной избирательной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей;

· пропорциональная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Достоинство мажоритарной системы:

Мажоритарная система обладает преимуществом по связи избирателей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает избирателей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий

Недостаток мажоритарной системы:

При мажоритарной системе отсутствует единый перспективный план развития всей территории, депутатом от которой он является.

Достоинство пропорциональной системы:

Представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории.

Недостаток пропорциональной системы:

Пропорциональная система ослабляет личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.

Именно поэтому, по мнению ученых, для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих двух систем.

Мажоритарная система имеет три разновидности:

1.Относительно большинства (получение большинства голосов относительно другого кандидата).

2.Абсолютного большинства (50% + один голос).

3.Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов избирателей).

Пропорциональная избирательная система имеет огромное количество разновидностей.

После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует два вида списков:

1.Жесткие (жесткая очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу).

2.Гибкие (список может быть изменен внутри самих кандидатов).

Новый федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» вводит в обязательном порядке пропорциональную систему выборов депутатов представительных органов.

Избирательное право имеет два значения:

· Субъективное избирательное право закреплено в статье 32 Конституции: избирать и быть избранными.

· Объективное избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующая определенные периоды выборов депутатов законодательных представительных органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.

Существует три уровня относительно самостоятельных нормативных массивов избирательного права:

1.Федеральный.

2.Субъекта федерации.

3.Муниципальный уровень.

Избирательное право регулируется следующими законами:

Конституция РФ (ст. 32 и т.д.), федеральные законы (ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ» 1999 года, ФЗ «О выборах» 1999 года и т.д.), Указы Президента, судебные решений Конституционного Суда РФ, Конституции, уставы и законы субъектов, нормативные акты избирательных комиссий, нормативные акты местного самоуправления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 5

Принципы проведения выборов закреплены в статье 3 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:

1.Всеобщее избирательное право.

2.Равное избирательное право (каждый избиратель имеет один голос).

3.Прямое избирательное право.

4.Тайное голосование.

5.Свободное и добровольное участие в выборах.

6.Периодичность проведения выборов.

7.Подлинные и нефальсифицированные выборы.

8.Принцип проведения выборов с участием иностранцев в исключительных случаях по международному договору.

Существует ряд цензов в избирательном законодательстве:

1.возрастной (избиратель – 18 лет, депутат Государственной Думы – 21 год, Президент РФ – 35 лет);

2.оседлости (ч.2 ст.81 Конституции РФ, 10 лет проживания в РФ);

3.гражданство;

4.языковой (требование знания языка субъекта РФ);

5.образовательный (наличие у кандидата высшего образования);

6.ценз судимости;

7.предыдущего избрания (ограничение занятия выборной должности в течение нескольких сроков подряд).

Субъекты избирательного процесса.

К субъектам, которые участвуют в избирательном процессе, относятся избиратели, избирательные объединения и блоки, избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, органы государственной власти, должностные лица и наблюдатели. Избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Избирательное объединение – это политическая партия, имеющая право участвовать в выборах в соответствии с федеральным законом. К избирательным объединениям относятся также и региональные объединения и представительства. Они имеют право участвовать в выборах на соответствующем уровне. Избирательным объединением при проведении выборов в органы местного самоуправления являются иные общественные объединения. Для этого общественного объединения в уставе должна быть указана цель участия в выборах. Все эти организации должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования.

Избирательный блок – это несколько объединений, объединившихся в период предвыборной кампании с целью идти на выборы с единой программой и списком.

Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 6

I. Назначение выборов.

Выборы объявляются (ст.10):

· Президентом РФ;

· Высшим должностным лицом субъекта федерации.

Если должностное лицо не объявило выборы, то объявление осуществляется Центральной избирательной комиссией либо избирательной комиссией субъекта РФ.

Если избирательная комиссия по каким-либо причинам также не объявила о начале выборов, то они назначаются судом.

II. Образование избирательных округов и участков.

III. Формирование избирательных комиссий.

IV. Формирование списков избирателей.

Списки избирателей обновляются дважды в году главой Администрации муниципального образования (ст.16). Основанием для регистрации является факт нахождения постоянного места жительства на территории муниципального образования.

V. Выдвижение кандидата в депутаты(ст. 33, 34, 48).

VI. Сбор подписей в пользу того или иного кандидата.

VII. Проведение агитационной кампании.

VIII. Финансирование выборов.

Порядок создания избирательных фондов (ст.58). Кандидат уведомляет избирательную комиссию о создании своего фонда. Источники избирательных фондов:

· собственные средства кандидата (избирательного объединения, блока);

· средства, выделенные кандидату избирательным объединением, блоком;

· добровольные пожертвования граждан;

· добровольные пожертвования юридических лиц;

· средства, выделенные избирательной комиссией.

Запрещено использование пожертвований иностранных граждан, иностранных государств, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, несовершеннолетних, юридических лиц с участием иностранного капитала (от 30% и более), международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, муниципальных учреждений, юридических лиц, имеющих долю муниципальных (государственных) учреждений (от 30% и более), воинских учреждений, анонимных жертвователей, юридических лиц, которые были зарегистрированы менее, чем за год до голосования.

IX. Организация и порядок голосования.

X. Подсчет голосов избирателей и установление результатов выборов.

XI. Обжалование нарушений избирательных комиссий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 7

Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов.

Виды избирательных комиссий:

· Центральная избирательная комиссия РФ.

Является главенствующей и осуществляет работу по подготовке и реализации выборов. В комиссию входит 15 человек: 5 человек назначается Президентом РФ, 5 человек назначает Государственной Думой и 5 человек предлагается Советом Федерации (10 членов Центризбиркома назначаются из числа членов фракций в Государственной Думе). Главная функция: осуществление контроля за соблюдение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

· Избирательные комиссии субъектов РФ.

Закон Воронежской области «Об избирательной комиссии Воронежской области» от 22 июня 2000 года. Избирательная комиссия формируется также на основании предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению мандатов в Федеральном Собрании РФ и в законодательном представительном органе субъекта РФ. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, избирательного объединения и блока. Эти политические объединения не вправе предлагать несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 от общего числа членов избирательной комиссии.

Избирательные комиссии по своей сущности являются государственно-общественными, так как:

1.Они выполняют функции, возложенные на них государством.

2.В них принимают участие государственные служащие.

Избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий – 4 года. Большинство членов избирательной комиссии устанавливаются субъектом РФ (от 10 до 14 человек). Формирование осуществляется законодательным представительным органом субъекта и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным представительным органом субъекта, а половина – высшим должностным лицом субъекта РФ (Главой Администрации).

· Избирательные комиссии муниципальных образований.

Срок полномочий – 4 года. Схема избрания в члены избирательной комиссии аналогична избирательной комиссии субъекта РФ.

· Окружная избирательная комиссия.

Избирательный округ – это территория, которая образована в соответствии с законом и на которой гражданами РФ избирается депутат либо выборное должностное лицо. Одномандатным называется такой округ, на котором избирается один депутат. Многомандатный округ – поименное избрание нескольких депутатов. Единый избирательный округ – вся территория, на которой проводятся выборы. Окружная избирательная комиссия организует работу с кандидатами в депутаты: регистрация кандидатов, выдача удостоверений, организация мероприятий для каждого конкретного депутата, связанного со встречей с избирателями и выступлениями в СМИ, контроль использования фондов избирателей, принятие жалоб на работу нижестоящих комиссий.

· Участковая избирательная комиссия.

Центр по работе с избирателями. Она проверяет списки избирателей, вносит в них исправления, передает жалобы, следит за правильностью проведения агитации и в день голосования работает с наблюдателями. Передает результаты голосования по участку в окружную избирательную комиссию, которая подводит и итоги по голосованию.

· Территориальная избирательная комиссия.

Территориальная комиссия (например, районная, городская) существует для связи участковых комиссий с вышестоящими комиссиями и контролю за ними. Территориальная комиссия осуществляет перевозку бюллетеней и всей информации, полученной в участковых комиссиях, до вышестоящей комиссии (например, муниципальной).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 8

Общественное объединение – это важнейший элемент гражданского общества, созданный с целью удовлетворения интересов граждан и реализации целей общественного объединения.

Статья 3 федерального закона определяет содержание конституционного права на объединение:

1.право на создание общественного объединения;

2.право на вступление в существующее общественное объединение;

3.право воздержаться от вступления в любое объединение;

4.право на свободу деятельности в рамках устава;

5.право на выход из объединения;

6.право на роспуск (ликвидацию) общественного объединения.

Признаки общественных объединений:

1.добровольное формирование;

2.построение на самоуправлении;

3.некоммерческое формирование;

4.создание по инициативе граждан, имеющих общность интересов;

5.направлено на достижение целей, в которых заинтересовано и государство.

Выделяются следующие субъекты общественных объединений: учредители (организаторы общественного объединения), члены (заинтересовавшиеся и вступившие в него) и участники (поддерживающие деятельность, но не являются участниками) общественного объединения.

Организационно-правовые формы – способ внутреннего структурирования, избранный среди закрепленных в законе самим объединением на основе его потребностей, целей и задач, определяющий весь механизм принятия решений и порядок управления имуществом.

Формы общественных объединений:

1. Общественная организация (ст.8) всегда основана на членстве и создана на основе совместной деятельности для защиты общих интересов граждан. Членами могут быть физические и юридические лица. Обязательно членство. Руководство съезд, конференция или общее собрание.

2. Общественное движение (ст.9) состоит из участником, не имеющих членства.

3. Общественный фонд (ст.10). Цель общественного фонда: формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений с целью использования этих средств на общественно полезных нужды.

4. Общественное учреждение (ст.11) создается с целью оказания конкретных видов услуг, отвечающих интересам участников этого объединения.

5. Орган общественной самодеятельности (ст.12) создается с целью совместного решения социальных проблем, возникающих у граждан, как правило, по месту жительства, работы или учебы.

6. Политическая партия (ст.12-2).

Принципы создания и деятельности общественных объединений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 9

Основными принципами являются:

1. добровольность предполагает, что в общественные объединения вступают только по желанию участников;

2. равноправие означает, что граждане, участвующие в общественном объединении, равноправны и что все объединения по своему статусу одинаковы;

3. самоуправление;

4. законность.

Взаимоотношения государства и общественного объединения осуществляются на основе трех принципов (ст.17):

· разграничение деятельности государственных органов и общественных объединений;

· правовой запрет на вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений;

· государственная политика поддержки развития общественных объединений (предоставление государственных грандов, заключение договоров на выполнение поручений, государственные заказы).

У общественных объединений есть две обязанности: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать органы, которые принимали решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Ответственность за нарушение закона об общественных объединениях.

Определяется равенство оснований ответственности субъектов, действующих в сфере этого закона. Все общественные объединения, чьи права нарушаются, имеют право обращаться в судебные органы или с жалобой в административные органы.

Ответственность за нарушение законом организацией несет руководитель (или руководители) общественной организации (ст.41).

Существует возможность приостановления деятельности общественного объединения при условии нарушения Конституции или законов (до 6 месяцев).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 10

1. Манифестации – это открытые проявления свободы мысли и слова, имеющие целью воздействовать на государственные органы для решения вопросов жизнедеятельности общества путем согласования и формирования мнения граждан и его публичного выражения. Манифестации – это средство обратной связи между гражданином и государством. Право на манифестации объединяет в себе право на митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Указ Президента 1992 года изменил существующую ранее разрешительную систему на систему согласовывающую (информационную).

Митинг – это массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций и событиям общественно-политической жизни.

Демонстрация – это форма непосредственной демократии, которая публично выражается группой лиц общественно-политическое настроение с использованием наглядной форма агитации (транспарантов, лозунгов, плакатов и т.д.).

Шествие – это организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью проявления внимания к какой-либо общественной проблеме.

Пикет – это массовое собрание граждан направленных на блокирование какого-либо здания (сооружения) с целью воспрепятствования в его проникновение.

Во всех случаях эти все формы имеют одну цель: обратить внимание государственной власти на какое-либо общественное явление и заставить принять решение в интересах данной группы.

2. Собрания (сходы) граждан.

Функции собраний:

· совещательная;

· информационная;

· контрольная;

· организационная;

· распорядительная;

· образовательная.

Собрания могут принимать разнообразные решения: политические, экономические, социальные и т.п. Например, принятие резолюций, выдвижение кандидатов, принятие законопроекта, избрание руководящего органа.

3. Народная инициатива – это такой юридический институт, который объединяет граждан для принятия решений, имеющих юридические значение: рассмотреть на заседании представительного органа государственной власти.

Виды народной инициативы:

· законодательная;

· корректирующая состав представительного органа;

· инициирующая проведение референдума.

4. Отзыв выборных лиц предполагает ответственность выборных должностных лиц за действия, противоречащие выборному званию. Отзыв депутата, высшего должностного лица субъекта РФ, муниципального образования – это разновидность конституционной ответственности.

5. Обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Все граждане в случае нарушения их прав могут обратиться в судебные органы с требованием восстановления нарушенных прав или устранения препятствий к осуществлению этих прав.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 11

Конституционные гарантии развития в России рыночной экономики.

Экономический строй – это хозяйства и собственности, который признаются господствующими в данном государстве.

Конституционный институт основ экономического строя – это система взаимосвязанных конституционных норм в рамках исключительного ведения РФ и субъектов, регулирующих важнейшие отношения в сфере собственности и обращения материальных и духовных благ, основанная на общих принципах и объективных закономерностях экономического развития страны. Результатом должного конституционного регулирования является установление конституционного публичного экономического порядка.

Конституционный публичный экономический порядок – это состояние общественных отношений в сфере экономики, образуемое в результате целенаправленного правового регулирования, итогом которого выступает оптимальное обеспечение экономической безопасности страны, частных прав в публичных интересах, вмешательства государства в экономику.

Экономическая безопасность государства – это состояние экономики, обеспечивающее достаточны уровень социального, политического и оборонного развития страны.

Единое экономическое пространство – это принцип конституционного регулирования общественных отношений, представляющий собой объединение географических, экономических, политических и культурных факторов развития общества, обеспечивающее правовое регулирование со стороны государства.

Гарантии экономики (ст.8):

1.Единство экономического пространства;

2.Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3.Свобода экономической деятельности.

Конституционные гарантии развития рыночной экономики – это требования Конституции ко всем органам государственной власти и их должностным лицам не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров и услуг. Гарантия такого перемещения состоит в обеспечении правового режима, одинакового для всех предпринимателей на всей территории России.

Формы собственности в Российской Федерации.

1.Частная;

2.Государственная;

3.Муниципальная;

4.Иные формы собственности.

В 1998 (14.04.1998 г.) году был принят Федеральный Закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 12

Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством.

Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со своей волей и интересами.

Содержание основ правового статуса личности включает в себя:

1.принципы взаимоотношений государства и личности;

2.гражданство РФ;

3.основные права и свободы человека и гражданина;

4.основные обязанности человека и гражданина;

5.гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Условия реализации основ правового положения личности:

1.материальные;

2.политические;

3.для граждан закреплен принцип «разрешено все, что не запрещено»;

4.социально-культурные условия: знания, информированность о наличии прав и свобод, возможность применять информацию, правосознание.

Декларация прав человека 1991 года. Принципы взаимоотношения личности и государства.

Принципы пронизывают все права человека. Ими являются:

1.Провозглашение человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2).

2.Равноправие (ст.6, 19):

· равенство перед законом и судом;

· независимо от национальности, языка, религиозных мировоззрений и т.д.;

· мужчин и женщин.

3.Соответствие статуса личности общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.15, 17).

4.Неотчуждаемость основных прав и свобод.

5.Принадлежность каждому прав и свобод человека от рождения – естественный характер прав и свобод.

6.Не нарушение прав и свобод человека, аналогичных прав других лиц.

7.Непосредственно действующий характер прав и свобод человека и гражданина (ст.18).

8.Ограничение прав человека возможно только на основании ст.55 Конституции РФ.

Гражданство российской федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 13

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Понятие «гражданства» как юридической категории:

1.Гражданство – это институт конституционного права.

Институт гражданства – это совокупность законодательный актов и иных подзаконных актов, регламентирующих сущность гражданства, а также порядок приобретения и утраты гражданства.

2.Правовое состояние.

Правовое состояние – это такая связь лица с государством, когда не требуется постоянно доказывать существование правоотношения. Правоотношение «срабатывает» в момент разрыва правового состояния.

3.Субъективное право (ст.6 ч.3 Конституции РФ).

Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

4.Правоотношение.

Гражданство как правоотношение есть регулируемая законом совокупность прав и обязанностей каждой стороны, направленной на приобретение или утрату гражданства.

5.Юридический факт.

Это означает то юридическое событие, которое обладает юридическими последствиями.

Принципы гражданства РФ.

1.Единство российского гражданства.

Означает, что гражданство РФ является единым и равным по отношению ко всем гражданам независимо от субъекта РФ.

2.Каждый гражданин имеет равные права независимо от оснований приобретения гражданства.

Равный статус граждан независимо от того, родился ли он или приобрел гражданство.

3.Сохранение при проживании граждан за пределами РФ.

4.Гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст.4 ФКЗ).

5.Сохранение гражданства при расторжении и заключении брака.

6.Недопустимость выдачи российского гражданина иностранному государству.

7.Принцип приоритета международного права в регулировании отношений гражданства.

8.Принцип поощрения приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

К гражданам РФ (ст.5) относятся лица, имевшие гражданство на день вступления в силу закона и те, кто приобрели гражданство в соответствии с настоящим законом.

Двойное гражданство закрепляется в статье 6 ФКЗ (ст. 62 Конституции РФ): приобретение иного гражданства не влечет прекращение гражданства РФ, но в законе закрепляется приоритет гражданства РФ перед иным гражданством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 14

1.По рождению (ст.12).

В мире существуют два принципа: крови и почвы. Россия придерживается принципа крови.

2.В результате приема в гражданство (ст.13, 14).

В общем порядке имеют право приобрести дееспособные лица, достигшие 18 лет. Условия: проживание на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (т.е. не покидать территорию РФ более чем на 3 месяца в течение одного года); требование соблюдения Конституцию и законодательство; наличие законного источника к существованию; владение русским языком.

В некоторых основаниях 5-летний срок сокращается до одного года при следующих условиях: наличие родства с гражданами РФ, состояние в браке с гражданином РФ, наличие статуса беженца, предоставление политического убежища и т.п.

В упрощенном порядке условиями являются: содержание нетрудоспособного родителя; проживание в составе СССР и т.п.

3.По результатам восстановления в гражданстве (ст. 15).

Лица, имевшие гражданство РФ.

4.По иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором.

В случае усыновления, опеки и попечительства.

Основания отклонения заявления о приеме на гражданство (ст.16): например, использование подложных документов, состояние в военной службе иного государства и т.д.

Основания и порядок прекращения гражданства.

1.Выход из гражданства (по собственному волеизъявлению, ст.19).

Отказ в выходе из гражданства: невыполнение обязательств, установленных федеральным законом; привлечение к уголовной ответственности либо имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда; гражданин не имеет иное гражданство.

2.Оптация (ст.21).

При перемещении границ государства жители территории имеют право выбирать гражданство.

3.Отмена решений по вопросам гражданства (гл.4).

Гражданство детей и гражданство родителей.

Глава 5 исходи из принципа крови. Если же оба родителя меняют гражданство, что ребенок также изменяет гражданство. Если же один из родителей изменяет гражданство, то если он проживает на территории РФ, то ему предоставляется гражданство РФ и т.п.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве.

Глава 6 ФКЗ предусматривает следующие органы:

1.Президент РФ.

2.МВД РФ (ст.30).

3.МИД РФ (ст.31).

Производство по делам о гражданстве.

Впервые в ФКЗ определен процесс подачи заявлений, сроки, порядок обжалования и т.п. (гл.4).

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 15

Система прав и свобод человека – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействующих между собой составляя новое качество, которое присуще только этой системе. Система прав человека – это основа нашего общества и государственного строя. Система прав и свобод человека характеризуется определенной группировкой и порядком расположения в устанавливаемой государством Конституции. Это имеет не техническое значение, а отражает сущностную концепцию правового статуса личности, которую вырабатывает государство, общество и личность.

Гражданские (личные) права и

Свободы человека и гражданина.

Гражданские (личные) права – это права, которые понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от государства.

Особенности:

1.Эти права и свободы относятся к человеку, а не к гражданину, поэтому не зависят от наличия гражданства (ст.20 Конституции РФ).

2.Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3.Они связаны с его индивидуальной частной жизнью, и поэтому необходимы для охраны жизни и достоинства человека.

Права:

· Право на жизнь (ст.20).

· Право на человеческое достоинство (ст.21).

· Право на безопасность (ч.2 ст.21).

· Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22).

· Право на неприкосновенность частной жизни (ст.23).

· Право на тайну переписки и т.д. (ст.23).

· Право на информацию (ч.1 ст.24, ч.4 ст.29).

· Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права человека (ч.2 ст.24).

· Неприкосновенность жилища (ст.25).

· Право на определение своей национальной принадлежности (ч.1 ст.26).

· Право на пользование родным языком (ч.2 ст.26).

· Свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч.1 ст.27).

· Свобода въезда и выезда за пределы РФ (ч.2 ст.27).

· Свобода совести (ст.28).

· Свобода мысли и слова (ст.29).

· Свобода на объединения (ст.30).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Смотрите также