День святого духа что это такое


День Святого Духа 2019: что за праздник, традиции и обычаи православия

День Святого Духа – праздник, который по православному церковному календарю отмечают на 51-й день после Пасхи

В 2019-м праздник День Святого Духа или Духов день выпадает на 17 июня.

Духов день – праздник, посвященный Святому Духу — Третьей Ипостаси Триединого Бога. Праздник День Святого Духа отмечают всегда в понедельник, на следующий день после Святой Троицы.

День Святого Духа западная и восточные церкви отмечают в разные дни. Например, католики празднуют его одновременно с Троицей, а православные на следующий день после Троицы.

День Святого Духа - праздник, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции.

Sputnik Грузия рассказывает, что за праздник День Святого Духа, а также о его традициях и обычаях.

Что за праздник

На учеников Христа, согласно Святому писанию, на пятидесятый день после Пасхи сошел Святой Дух. Он подарил апостолам возможность разговаривать на разных языках и исцелять больных, чтобы они смогли Слово Божье нести в разные страны и распространять новую веру.

Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух, был явлен миру в Духов день видимым образом — ветром, шумом с неба и огненными языками пламени. В честь этого явления установлен День Святого Духа на следующий день после Троицы.

В этот день в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу. Праздник был установлен в честь получения Моисеем заповедей, которые ему дал Бог на 50-й день после выхода евреев из египетского рабства.

Праздник особо почитался в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим стекался народ из разного рода и племени.

В Сионской горнице, где апостолы в постоянной молитве находились после Вознесения Христа, в третьем часу дня вдруг сделался шум с неба, как от сильного урагана, и на каждого апостола сошел Дух Святой в виде огненных языков, наполняя их души Собою.

Получив дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину от Самого Бога, апостолы отправились проповедовать в разные уголки мира. Только Иоанн Богослов из 12 апостолов умер своей смертью, остальных казнили.

День Святого Духа считается днем рождения Церкви. Начавшись когда-то в Сионской горнице с маленькой кучки людей – она существует уже почти две тысячи лет, в то время как с лица Земли исчезли целые государства.

Традиции и обычаи

День Святого Духа, как и многие православные праздники, имеет языческие корни. На Руси, по народному обычаю, в понедельник после Троицы категорически запрещалось работать. В частности, осуществлять сельскохозяйственные работы или даже втыкать в Землю колья.

В дохристианские времена, перед началом лета отмечали именины Земли – Люди считали, что в этот день Земля беременна будущим урожаем, поэтому народные обычаи и традиции запрещали ее трогать.

В День Святого Духа женщины, по традиции, совершали обряд кормления земли. Для этого под вечер они выходили в поле, расстилали скатерти и устраивали праздничный обед. Время от времени они раскладывали маленькие кусочки еды по полю и присыпали их сверху землей. В старину верили, что такой обычай усиливает плодородие.

В День Святого Духа, по традиции, обходили с крестным ходом распаханные поля, призывая благословение на Землю-именинницу. Этот обычай свидетельствовал о переплетении языческих и христианских традиций праздника.

В Духов день, по народной традиции, нельзя шить, убирать, стирать и так далее.

Православные, в День Святого Духа из храма забирали березовые ветки, освященные на Троицу, и ставили дома рядом с иконами. Этому обычаю следуют по сей день. Люди верят, что души умерших в этот день слетаясь на Землю, садятся на эти березовые ветки.

В День Святого Духа, по обычаю, собирали букеты из целебных трав — осоки, мяты, мелиссы. Люди считали, что освященные в церкви травы обладали особой силой.

В Духов день, по традиции, вся семья собирается вместе за большим, богато накрытым столом.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Что такое в православии День святого Духа

На Руси многие традиции, связанные с Духовым днем, не имеют ничего общего с истиным христианством. Все дело в языческих корнях этого праздника.

Восточные славяне верили, что у земли в Духов день именины, а также что она беременна будущим урожаем. В связи с этим в Духов понедельник запрещалось каким-либо образом «тревожить» или «ранить» землю — полагалось отдыхать, ходить в церковь и молиться. Причем запрещены были не только земляные работы, но и, как и во всякий большой церковный праздник, работы по дому (то есть уборка, стирка и т.д.).

Но, это еще не все запреты. С давних времен в Духов день и всю следующую за ним неделю запрещалось купаться. Считалось, что в этот период водоемами заправляют русалки, которые легко могут утащить ослушавшегося человека на дно.

Но не только запретами полон этот праздник. С этим днем связано и много традиций. Так, к примеру, у женщин в Духов день была своя почетная миссия — они должны были «накормить землю», чтобы усилить ее плодородие. Для этого устраивался «бабский пир»: под вечер хозяйки выходили в поле на своеобразный пикник, при этом периодически они прерывали трапезу и начинали раскладывать принесенные продукты на землю, чтобы та «поела».

Кроме того, в Духов день люди «слушали землю». Для этого люди вставали очень рано, еще до рассвета, выходили в поле и прикладывали ухо к почве в надежде, что в этот предрассветный час земля поведает им какую-нибудь тайну бытия.

Еще одна традиция Духова дня — совершение крестного хода вокруг полей (таким образом наши предки хотели призвать благословение на землю-матушку). Также обязательным пунктом праздничной программы во многих селениях было освящение колодцев (чтобы они не пересыхали в жаркую погоду, и у людей всегда была вода).

Стоит сказать, что некоторые народные обычаи Духова дня сохранились до настоящего времени. До сих пор особое внимание уделяется березовым веткам, освященным на Троицу: их и сейчас принято брать домой, чтобы поставить около икон (считается, что в Духов понедельник души умерших спускаются с небес на землю и садятся на ветки этого распространенного в наших широтах дерева).

В Духов день не забывают и об освященных накануне травах: их собирают, сушат, а потом в случае необходимости делают из них отвары и поют ими больных, чтобы те быстрее выздоровели. Вообще, в Духов понедельник всегда было принято собирать целебные растения, так как в этот день, как считалось, они обладают магической силой.

Кроме того, по традиции в Духов день семьи собираются за праздничными столами, на которых обязательно присутствуют караваи, пироги и блины. При этом не всегда эти застолья устраиваются дома, некоторые предпочитают выбираться с родными на природу.

Что это такое День Святого Духа в православии

В следующий за Троицей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. В нашей статье мы поговорим о том, что это за праздник и как он празднуется православными христианами.

Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы – сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

День Святого Духа в православии, коротко о празднике

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца.

Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури.

В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.

День Святого Духа в православии, что можно и нельзя делать в этот праздник

Православные христиане во второй день Троицы празднуют Духов день. Ниже мы поговорим о том, что можно и чего нельзя делать в этот день.

Считается, что в Духов день нельзя тревожить землю и выполнять работы в саду и огороде. Не рекомендуется копать землю, сажать растения, полоть грядки, выполнять любые работы, нарушающие целостность земного покрова. С давних времен сохранилось поверье, что это может навредить будущему урожаю. Также в этот день нельзя шить, красить, стирать, делать уборку.

Кроме этого, не стоит в этот день заготавливать березовые веники.

Однако, с давних времен в этот день ьыло принято собирать целебные травы. Согласно народным поверьям, все травы в этот день наполнены особой божественной силой и способны также вылечить, как и травы, которые были собраны на Троицу. Напомним, что в праздник Троицы травы освящают в церкви и хранять на протяжении целого года.

День Святого Духа. Духов день в 2019 году — 17 июня

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь - вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками...

День Святого Духа, Духов день — 17 июня в 2019 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Читайте также — Святой Дух

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

Читайте также — Святой Дух как Бог

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по:  Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

Читайте также про Духов день:

  • Православные отмечают Духов день
  • Дух Святой и дело Христово

Духов день (День Святого Духа)

Народный праздник Духов день (День Святого Духа) отмечается на 51-й день после Пасхи. В 2020 году он приходится на 8 июня.

История

Церковь установила этот праздник в память сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи. Он создан с целью донести до людей величие Святого и Животворящего Духа, который является источником всякой жизни. Он обладает всем тем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти. В едином Боге есть три лика – Отец, Сын и Святой Дух. Об этом говорит Православная Церковь.

В Библии больше всего упоминаний и размышлений о Святом Духе встречается у Иоанна. Но в день праздника церковь постановила чтение из 18 главы Евангелия от Матфея. В нем рассказывается притча о пастухе и отбившейся от стада овце, о человеколюбии и обличении. Также говорится о том, что истинным православным христианам дана власть судить мир и о том, как важна молитва для человека.

Традиции и обряды

В Духов день батюшки освящают колодцы. По поверью, именно там прячутся русалки после того, как выходят из водоемов. Кто опасается присутствия водяных духов в доме, выставляет на подворье стол с хлебом-солью. После окропления святой водой колодцев священник посещает жилища и кропит ею стены.

Девушки бросают в воду венки и гадают на счастье и удачу. Если венок идет ко дну – это не к добру, а если остается на поверхности – к удаче.

Самые старшие женщины устраивают обряд «кормления земли». Они расстилают скатерти на лужайках или полях и трапезничают. Через время прерываются, чтобы часть блюд разнести по разным местам и оставить на земле.

Русалки в Духов день покидают озера и реки. Они гуляют по просторам, одаривают влагой луга и поля. После этого побеги растут гуще и колосистее.

В день праздника на землю сходит священный очищающий огонь, от которого прячется вся нечистая сила. А Святой Дух спускается с небес еще накануне праздника. Он пребывает среди людей и заходит в дома.

Приметы

Какая погода в этот день, такими будут следующие шесть недель.

В Духов день нельзя говорить «за водой», иначе можно погибнуть от воды. Нужно произносить «по воду».

Запрещается что-то втыкать в землю или вырывать из нее.

Нельзя ловить отражение в воде – так можно потерять любовь.

День Святого Духа - это... Что такое День Святого Духа?

День Святого Духа, Духов день (в богослужебных книгах — Понеде́льник Свята́го Ду́ха, греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος) — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых (Деян.2:1-4). Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

Дата праздника является переходящей и всегда понедельник.

Новозаветный рассказ

Основная статья: Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»  (Деян.2:2-4).

Народные традиции

Основная статья: Духов день

В России в народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В Российской Федерации данный день, как понедельник, почти всегда — рабочий.

В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на всё оставшееся лето.

Государства, в которых День Святого Духа (понедельник) — выходной, нерабочий день

Примечания

  1. ↑ РЕЛИГАРЕ - На Украине религиозный праздник стал государственным выходным

  • День Святого Духа
  • Духов день // Российский Этнографический Музей


Смотрите также