Грайм что это такое


Стиль музыки грайм - история появления музыкального направления grime, фото и видео

“Грайм для меня это я и мои парни. Мы просто чиллим. Все что мы делаем — это грайм.”

JME

Грайм — жанр родившийся в нулевых на окраинах Лондона, на стыке классического юк-гэриджа, драм-н-бэйса и джангла. Вышедший из подвалов, гаражных студий, блоков социального жилья, соединивший в себе ломанный бит, агрессивный флоу (flow — ритмика читки), остросоциальные текста, жанр стал истинно британским ответом хип-хопу из-за океана.

Содержание

  • Grime 1.0
  • Grime = Crime
  • Grime 2.0
  • Видео о музыке в стиле Grime

Историю жанра принято делить на две волны — условные Grime 1.0 и Grime 2.0. Первая волна не принесла грайму глобальной известности, но вторая, начавшаяся в 2013-2014 годах, захлестнула все уголки земного шара. Канье Уэст выходит на одну сцену с легендами жанра, Скепта сотрудничает с Асап Роки и Ксавьером Вульфом, а его коллаборации с Nike собирают многочисленные кемпы.

Но обо всем по порядку.

Grime 1.0

Начавшись в конце 90-тых, когда Willey первым стал читать поверх джангл-музыки, первая волна грайма быстро захватила многих МС Туманного альбиона. Как и панк, грайм произрастал снизу, от людей, чей голос не был отражен в популярной культуре. Пытаясь быть услышанными, битмейкеры писали музыку без профессионального оборудования на старых компьютерах и игровых приставках, семплируя звуки индустриального Лондона, полицейские сирены и грохот выстрелов, а МС записывались в своих комнатах. Пиратские радиостанции, подпольные рэйвы и подвальные грайм-клэши — людям это нравилось, они доверяли историям, рассказанным в треках, ведь артисты читали по-английски, с английским акцентом. Формировалась идентичность британской уличной музыки, использующей местный слэнг и раскрывающей лондонские реалии. Сотни молодых парней смогли выйти из тени и рассказать всей британии о вещах, по-настоящему волнующих их.

Благодаря специфике бита и текстов казалось, что жанр никогда не выйдет из андерграунда. Однако в 2003 Dizzie Raskal выпускает свой альбом «Boy in da corner», звучание которого идеально подошло как для рэйвов, так и для обычного прослушивания и грайм выходит из подполья на британскую мейнстрим-сцену, захватывая клубы, радиоротацию и телевизор.

Grime = Crime

Как и любой подобный жанр, грайм-сцена была неразрывно связана с насилием и криминалом (не даром своеобразным символом жанра стали пальцы, сложенные в пистолет, отсылка к reload’ам, когда толпа, заведенная вайбом МС выхватывала пистолеты и начинала стрелять в воздух от возбуждения). Многие мероприятия накрывались полицией, артисты садились в тюрьму на долгие годы. В Англии за ношение огнестрельного оружия можно сесть на 5 лет, а до недавнего времени существовало такое понятие как IPP (Imprisonment for Public Protection) — заключение ради защиты общества, по сути, означало пожизненное. Многие люди, отсидев свой срок за ношение оружия, торговлю наркотиками, не могли выйти на свободу, так как полиция все еще считала их потенциально опасными для общества. Даже сейчас, когда IPP формально ушло в небытие, в Лондонских тюрьмах еще много заключенных, сидящих по два, по три, а то и по пять своих сроков.

Одновременно с зарождением грайм-сцены был организован отдел полиции Trident,он же «Трезубец», на счету которого множество отмененных рэйвов и выступлений. Также была введена скандально известная форма 696, обязующая владельцев площадки информировать Трезубец о предстоящем мероприятии. В ней необходимо было указывать почти все персональные данные артиста, тем самым устанавливая тотальный контроль за сценой. Существовала даже практика, когда полиция анализировала треки МС, и если его криминальные текста оказывались правдой, то артист оказывался за решеткой.

Даже отсидев свои сроки, исполнители не могут легально выступать, потому что Трезубец всячески препятствует выступлению. Так, например, легендарный Giggs, арестованный за ношение девятимилиметрового и вышедший из тюрьмы в 2003, вынужден выступать в качестве секретного гостя, выходя на сцену всего на несколько треков и после скрываться в неизвестном направлении.

На волне давления со стороны органов правопорядка сцена претерпевала изменения, со временем приведшее к тотальному упадку жанра. Некогда пионер Диззи, как и многие другие легенды, ушел в более попсовое звучание, открестившись от маргинального слова Grime и выступая вместе с Шакирой на MTV EVA в 2012.

Но грайм не умер. Перебравшись на просторы Soundcloud’а, музыканты все больше и больше экспериментировали со звучанием, а роль MC отошла на задний план. В 2013 году вышел сборник Grime 2.0, комментарий к которому очень четко характеризовал происходящее в жанре на тот момент: “В то время, как MC всеми силами искали способы продаться подороже, грайм-сцена развивалась усилиями изобретательных битмейкеров. Влияние хип-хопа, джангла, а также самой прогрессивной электроники было должным образом абсорбировано новым поколением битмейкеров”. Выход данного сборника является знаменательной вехой развития жанра, ведь именно с него принято отсчитывать вторую волну, открывшую для грайма весь мир.

Grime 2.0

Настоящий успех и выход в свет для жанра случился в 2015 году. Тогда поп-икона и мастер перфоманса Канье Уэст вышел на сцену BRIT Awards (важнейшей британской ТВ-премии) в окружении группы мужчин, одетых во все черное с огнеметами в руках и исполнил трек All Day. В толпе публика узнали грайм-ветеранов, таких как Skepta, JME, Stormzy, Novelist (которому на момент выступления было 18 лет) и многих других. После этого музыкальные издания заговорили о возрождении жанра.

Однако некоторых сей перфоманс шокировал, стоит вспомнить легендарное интервью девушки, вдохновившее Skepta на один из самых известных своих треков “Shutdown”: ”A bunch of young men all dressed in black dancing extremely aggressively on stage. It made me feel so intimidated and it’s just not what I expect to see on prime-time TV.”

Со своим Shutdown Skepta повел грайм в Америку, срывая sold-out’ы на каждом своем выступлении. Благодаря своей дружбе с Drake, который кстати сделал татуировку Boy Better Know (грайм-лейбл младшего брата Skepta – JME) жанр пробился и в американский мэйнстрим, став единственной британской музыкой, которой это удалось.

Последние три года грайм у всех на слуху, Stormzy становится четвертым исполнителем в истории, весь дебютный альбом которого «GANG SIGNS & PRAYER» попадает в top-100 британских чартов, фит Skepta и Asap Rocky держится в топе эплмьюзик, а икона американского андерграунда и отец клауд рэпа Xavier Wulf записывает со Skepta ремикс на свой легендарный Check it Out.

В России же интерес к грайму рос с 2015 года, когда московская группировка Zuluwarrior разбавила засилье техно в клубах сочными басовыми миксами, в которых успешно смешивался юкей гэрэдж, грайм и басслайн. Волну британской музыки быстро подхватили и вот уже сам Skepta выступает на Пикник-Афиши 2016, а хэдлайнером FACES&LACES; 2017 становится Giggs.

Сейчас грайм стал неотъемлемой частью современной культуры и проник почти во все ее области. Галереи вывешивают холсты с легендами жанра в аристократических нарядах (ссылка), а американские рэперы активно сотрудничают с британскими эмси. Скепта участвует в показах знаковых дизайнеров и уже третий раз выпускает коллаборацию с Nike. Так и Zuluwarrior, в этом году сделавшие со спортивным гигантом совместную коллекцию, посвящённую уличному футболу.

На наших глазах жанр растет и эволюционирует, захватывая все больше и больше медиа-пространства, что делает его чрезвычайно актуальным и заслуживающим внимания.

Видео о музыке в стиле Grime

На канале британского издания Vox вышло небольшое обзорное видео о музыке в стиле grime. Этот музыкальный жанр появился в начале 2000-х годов в Ист-Энде, восточной части Лондона, традиционно населенной бедными людьми и противопоставляемой фешенебельному Вест-Энду.

Грайм возник на стыке двух стилей – раггамаффина и гэриджа. Для него характерен темп примерно в 140 ударов в минуту, минималистский брейкбит, футуристические электронные звуки, глухие раскатистые басы и ярко выраженные малые барабаны. На эту музыку накладывается скоростной речитатив или пение в стиле современного ритм-н-блюза. Через тексты часто передается крайне мрачная и агрессивная атмосфера.

В ролике о грайме рассказчиком выступает радиоведущая Джули Аденуга, сестра Джозефа Джуниора Аденуги, который более известен под сценическим псевдонимом Skepta. Нигериец по происхождению, Скепта является известным английским MC, рэпером и грайм-исполнителем. Skepta был одним из родоначальников грайма, он занимается им с 2003 года, и в 2016 году выпустил четвертый альбом «Konnichiwa», который стал одним из наиболее успешных грайм-релизов в Великобритании и попал на 2-ю позицию в музыкальных чартах.

В видео также упоминается еще один яркий представитель грайма – Dizzee Rascal. Его дебютный альбом «Boy in da Corner», выпущенный в 2003 году, стал настоящим событием и удостоился престижной для Великобритании музыкальной премии Mercury Prize.

Джули Аденуга выбрана в качестве рассказчицы не только из-за родственных связей со Skepta. Дело в том, что основной способ распространения грайма – это именно потоковое вещание, в рамках которого исполнители представляют свои микстейпы. Большое значения для донесения грайма в массы имеет пиратское радио, то есть радиостанции, осуществляющие вещание в эфире без оформления лицензий.

Грайм - это... Что такое Грайм?

Грайм (англ. grime) — музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в восточном Лондоне (Ист-Энд) на стыке гэриджа и хип-хопа. Грайм характеризуется темпом около 138 ударов в минуту, минималистичным брейкбитом с ярко выраженными малыми барабанами, «консольными» футуристическими электронными звуками и глухими раскатистыми басами. Как правило, поверх этих музыкальных зарисовок, так называемых «риддимов», идёт скоростная ритмичная читка или пение в стиле современного ар-н-би; атмосфера треков часто очень мрачная и агрессивная. В период становления эту музыку также называли саблоу (sublow), эйтбар (8-bar) и эскибит (eskibeat). Нередко грайм-риддимы путают с дабстепом, другим преимущественно инструментальным ответвлением гэриджа, пришедшим с юга Лондона; в то же время дабстеп-композиции зачастую используют в качестве основы для вокальных грайм-треков — путём наложения поверх типичной читки.

Изначально термином грайм, несущим уничижительный оттенок (grime — грязь), обозначали новую волну гэриджа низкого качества от продюсеров из небогатых районов, пишущих свою музыку используя «базовые пакеты» таких программ для персональных компьютеров как FruityLoops и Reason, а также на дешёвых грувбоксах или вовсе на игровых консолях. Однако к 2002 году грайм оформился в цельную эстетическую форму. Композиции в этом жанре ротируются на музыкальных телеканалах и попадают в хит-парады. Некоторым представителям грайма удалось подписать контракты с крупными лейблами звукозаписи и спонсорские контракты с известнейшими компаниями спортивной одежды и обуви. В 2003 году ярчайший представитель грайма Dizzee Rascal стал обладателем престижной британской музыкальной премии Mercury Prize за свой дебютный альбом «Boy in da Corner».

Основной метод распространения грайма — это так называемые «микстейпы» и пиратское радио, хотя эта музыка представлена и на некоторых легальных альбомах и радиостанциях (Kiss 100, BBC 1Xtra, BBC Radio 1 и т. п.). Мощнейший рупор грайма — спутниковый телеканал Channel AKA (в прошлом — Channel U).

Основные представители

Наиболее известные представители грайма:

  • P Money
  • Kozzie
  • Foreign Beggars
  • Dizzee Rascal
  • Lady Sovereign (раннее творчество)
  • D Double E
  • Sway
  • Roll Deep
  • Kano
  • Professor Green
  • Wiley
  • Ghetts (ex Ghetto)
  • Lethal Bizzle
  • Scorcher
  • Virus Syndicate
  • Wretch 32
  • Durrty Goodz
  • Jamakabi
  • Skepta
  • JME
  • РотЗакрой
  • Bashy
  • Oxxxymiron
  • Chipmunk
  • Jammer
  • Killa P
  • Shizzle
  • Badness
  • Flowdan
  • Riko
  • Esco
  • Frisco
  • Bruza
  • Trim
  • Stylo G
  • Chronik
  • Devlin
  • Tinie Tempah

С чего начать знакомство с граймом

Skepta, JME, Kano, Novelist и другие величины жанра, а также издания, где о них можно читать

6 мая вышел новый альбом Skepta — пожалуй, самого важного сейчас британского грайм-исполнителя. Обойти его вниманием сложно: грайм продолжает набирать популярность, а в Москве последний год проходят регулярные грайм-вечеринки. В новом выпуске нашей образовательной рубрики мы решили рассказать, как появился грайм и на каких его представителей стоит обратить внимание в первую очередь.

Артём Чернов

основатель cообщества о грайме Zuluwarrior

Многие называют грайм британской версией рэпа, но это cовсем не так. Этот зародившийся на окраинах Лондона в начале 2000-х стиль — самобытное музыкальное направление. У истоков грайма стоят принесённые на территорию Британии выходцами с Ямайки рэгги и дэнсхолл, а также гэридж и драм-н-бэйс — чисто британские жанры.

Мрачный, тёмный звук грайма, агрессивная читка и звучание инструменталов, а также лирическое содержание треков сильно отличались от предшествовавшего ему клубного гэриджа. При этом они куда правдивее отображали жизнь музыкантов, создававших свою музыку на полуподвальных студиях и выступающих на пиратских радиостанциях. Для понимания, что из себя представляет грайм, к прослушиванию обязательны первые альбомы Wiley, Dizzee Rascal и Kano — пионеров жанра, стоявших у истоков. Из классиков необходимо отметить JME — младшего брата Skepta, сооснователя ведущей грайм-группировки Boy Better Know. А также D Double E, Footsie, P Money, Rude Kid, Spooky. Из представителей новой волны и молодого поколения выделяются Novelist, Stormzy, Faze Miyake и Murlo.

До наших дней грайм претерпел несколько этапов развития — это и подпольное время становления классического грайма, и клубно-попсовая эстетика, коснувшаяся многих грайм эмси в конце 2000-х: ведущие артисты выпускали совместные треки с Пи Дидди, Тайо Крузом, Армандом ван Хельденом и даже Шакирой. Сейчас грайм возвращается к своим истокам, к уличной истории, подчёркивая свою уникальность и самобытность.

В нашей стране грайм не особенно популярен. Если кто-то из исполнителей и на слуху, так это Skepta — самый раскрученный и мейнстримовый. Есть молодые продюсеры, создающие достойную музыку, которую включают в эфиры британских радиостанций, но здесь они по большому счёту никому не известны.

Что читать и смотреть о грайме

Как грайм стал главным жанром уходящего года

furfur.me

Ёмкий русскоязычный материал о том, что из себя представляет грайм вообще, что происходит с этим жанром сейчас и почему он становится популярным не только среди давних поклонников. Сюда же стоит идти за миксами с классическим и не очень граймом.

Дискуссия «Грайм и Америка»

Круглый стол Boiler Room о резком росте популярности грайма в США — стране, где до появления грайм-звёзд на одной сцене с Канье Уэстом английских эмси не очень-то воспринимали всерьёз. Дискуссия поможет разобраться в сложных отношениях грайма и рэпа и в общем расскажет о переменах в жанре. Для тех, у кого сложно со слуховым восприятием, у записи есть и расшифровка с примерами самых важных треков.

Серия Noisey London о становлении грайма

Один из выпусков проекта Noisey, в рамках которого журналисты издания Vice рассказывают о главных музыкантах того или иного города. В серии про Лондон рассказывают как раз о развитии грайма, затрагивая Giggs, Skepta, Jammer и других важных артистов жанра.

Поток Grime Ting на The Flow

the-flow.ru

Следить за новостями из мира грайм-музыки можно в специальном потоке Grime Ting на сайте The Flow. Короткие подборки о самом главном выходят примерно раз в месяц, чего вполне достаточно для тех, кто просто хочет оставаться в курсе музыкальной повестки.

Куда ходить в Москве

Вечеринки Zuluwarrior

vk.com

Грайм в Москве всё ещё не так популярен, как, скажем, техно, но постепенно набирает обороты. Первыми продвигать этот жанр стало движение Zuluwarrior с регулярными вечеринками в городских клубах. Организаторы отмечают, что прогресс уже налицо: если прошлым летом к ним ходили с десяток-другой друзей, то сейчас это пара-тройка сотен человек.

обложка: Vicky Grout/Boy Better Know

По ком звонит колокол: Как грайм стал главным жанром уходящего года

Итак, в 2013-2014 годах в грайме появились продюсеры, желающие поэкспериментировать с синтетическим звуком, эффектами выстрелов и семплами колоколов. Дело дошло до того, что оттенки грайма можно услышать даже на одном из последних треков Канье Уэста «All Day», с которым он и выступил на Brit Awards. Однако роль эмси, без которой грайм долгое время невозможно было даже представить, стала резко отходить назад, вплоть до полного её отделения от жанра.

«Если коротко, то с выходом сборника „Grime 2.0“ в 2013-м началась новая волна граймовых инструменталов, в ней акцент делается не на брутальность и т. п., а на атмосферность, там немало эмбиентной составляющей, — рассказывает Lord Ø, основатель лейбла Eco Futurism Corportaion, — потому что все эти новые граймописатели стали самодостаточными. Они больше не ориентируются на эмси, то есть теперь идёт смещение акцентов и эмси отходят на второй план, а если точнее, то это уже случилось».

Действительно, благодаря своей экспериментальности, новая волна грайма несколько изолировалась от традиционной сцены, а в своём звучании многие продюсеры оставили лишь самые базовые элементы грайма, начав скрещивать их с другими жанрами, тем самым оставляя меньше места эмси. Тут важно упомянуть передачу Boxed, которая выходит на Rinse FM каждое воскресенье с 2012 года. «Это полностью инструментал, — описывает свою программу один из основателей, Mr. Mitch. — Мы просто хотим подталкивать продюсеров и давать им свободу для экспериментов со звуком. Большая часть того, что мы играем, сделана не для эмси». В этом году команда Boxed отыграла большую вечеринку Boiler Room, где резидентов символично стилизовали под героев консольных «драчек», тем самым сделав кивок в сторону PlayStation, который внёс свою лепту в создание грайма как жанра и предоставил совершенно новую для того времени песочницу семплов. 

Среди других экспериментаторов-пионеров, которые активно делали треки как раз в начале новой волны грайма (то есть в 2013-2014 годах), на ум, помимо прочих, приходят Sd Laika с его экстремальной пластинкой That's Harakiri на Tri Angle, а также Mumdance, который, помимо выпуска полностью инструментальных композиций, работал и с эмси, образовав с Новелистом сложившийся дуэт. 

Зачастую такие эксперименты доводят до чего-то совершенно неожиданного. Например, британский лейбл Gobstopper, возглавляемый всё тем же Mr. Mitch, разоружил грайм настолько, что он зазвучал уже совершенно мечтательно и имеет такое же отношение к звучанию традиционного грайма, как российский лейбл Udacha — к звучанию традиционного техно. А участники объединения Classical Trax даже не стесняются делать граймовые ремиксы на «Candy Shop» Фифти Сента.

Отдельно стоит отметить Rabit и Lotic, чей подход к граймовому звучанию можно назвать скорее деконструктивистским. Кстати говоря, оба родом из далёкого от андеграундной клубной жизни Техаса, хоть и до недавних пор друг друга не знали. Издание Electronic Beats даже организовало с ними совместное интервью об этом, ловко назвав статью «Хьюстон, у нас проблема».  

Грайм: всё, что нужно знать о жанре, в одной картинке

Знаешь, что за этим жанром — будущее, но лень много читать? Тогда ознакомься с этой инфографикой

После выступления Канье на BRIT Awards в компании всего цвета грайм-сцены о жанре начали говорить буквально все профильные издания. Сразу несколько артистов готовят интригующие проекты — так, на новом альбоме Skepta «Konnichiwa» будет присутствовать уже упомянутый Канье Уэст и Earl Sweatshirt. К тому же, на прошлой неделе мы опубликовали сразу два сильных клипа от артистов данного жанра: Skepta «Shutdown» и Wiley «Chasing The Art».

The Guardian составили инфографику грайм-музыки. Мы её перевели. Пояснения читайте ниже.

No Hats No Hoods — главный грайм-лейбл Великобритании

N17, E7, E17 и прочее — postcode (почтовый индекс, почтовый код — как будет понятней, так и воспринимайте), указывающий на местонахождение той или иной команды. К примеру, Roll Deep из E3 — это значит, что команда представляет Bow, район с данным почтовым индексом.

«Bonkers» — один из самых известных треков в истории грайма, слушать здесь.

«German Whip» — прошлогодняя работа от Meridian Dan, Big H и JME. Повествует о дорогостоящих немецких авто. Слушать здесь.

«Braap» — характерное для жанра восклицание. Его можно услышать, к примеру, у Oxxxymiron — что также является отсылкой рэпера к данной культуре.

По теме

Грязь и правда улиц: 10 граймовых MC, за которыми нужно следить прямо сейчас


Смотрите также