Дышло что это такое фото


Сбруя для лошадей: головная часть, из чего состоит, названия с фото

Качественные аксессуары очень важны при содержании лошадей, ведь эти трепетные животные прекрасно себя чувствуют не только при человеческой заботе и ласке, но и при использовании правильно подобранной упряжи. В этой статье мы рассмотрим, как правильно подбирать сбрую и запрягать коней.

Описание и функции сбруи

Сбруя — это все элементы, которые используются для седлания, запряжки и управления лошадью. Главное назначение упряжи — качественно и удобно для животного передавать его тягу для несения всадника или передвижения повозок разных типов. Для владельца амуниция его коня многие века считалась крайне важной, поэтому её подбору и настройке уделялось много времени. Сейчас ситуация намного проще: всю упряжь можно приобрести в специализированных торговых точках как поэлементно, так и в полном сборе. Основные компоненты сбруи:

  1. Хомут — является основной составляющей головной части и всей упряжи, передаёт тяговое усилие. Он состоит из верхней части — покрышки, ремня, клещей, подкладки на шею, хомутины и горта.
  2. Гужевые ремни (гужи, гужевые мочки) — соединяют оглобли с хомутом, на них держится и ободовый ремень.
  3. Дуга — прикрепляет гужи к оглоблям. В некоторых видах запряжки не является необходимым элементом.
  4. Седёлка — кожаная смягчающая подушка, которая амортизирует и помогает перенести перегрузку с плеч на спину животного во время езды по неровной дороге или пересечённой местности. Прокладывается под чересседельным ремнём, который держит оглоблю.
  5. Уздечка — ремни, надевающиеся на голову коня, к которым крепится управляющая система.
  6. Шлея — стопор системы, удерживающий хомут на месте.
  7. Подбрюшник — компенсирует резкие движения оглоблей и хомута, предотвращая травмы животного.
  8. Поводья, вожжи — элементы управления. За поводья лошадь ведут рядом с собой, а вожжи нужны для управления экипажем с повозки.

Важно! Подбор каждого элемента упряжи является сугубо индивидуальным для каждой лошади, так как любая ошибка может привести к серьезному травмированию животного и существенно снизит его тяговые качества.

История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту. Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

Виды сбруи

Упряжь делится на различные типы по количеству запрягаемых лошадей (от 1 до 8) и по применению (повседневная или парадная). Различают такие основные системы для управления лошадьми:

  • одноконная;
  • тачаночная;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная;
  • комбинированная;
  • цуг.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов запряжки лошадей.

Узнайте, как сплести недоуздок для лошади своими руками.

Одноконная

Данный вид сбруи делится на бездуговую и дуговую. В бездуговой нет хомута, вместо него используется шлея, передающая коню нагрузку от повозки. В состав этой разновидности амуниции входят оглобли и ремни: уздечка, вожжи, горты. Иначе такая система называется оглобельно-постромочная, при этом, зачастую, оглобли тут применяются более короткие и прикрепляются к седёлке, находящейся на спине лошади. Дуговая упряжь является классической европейской, выверенной веками — хомут, дуга, гужевые ремни, оглобли, седёлки, вожжи, уздечка. В данном случае оглобли крепятся к дуге.

Тачаночная

Устаревший вид сбруи, который применялся при запряжке лошадей для передвижения телеги (тачанки). В этом варианте упряжи система состояла из постромок, которые надевались на 4 животных, и общего дышла. Ошибочным будет мнение, что такой тип запряжки позволял развивать большую скорость. Относительно большой её можно было считать в начале прошлого века, да и то, всё зависело от загрузки транспортируемой телеги. Эта запряжка является вариантом постромочно-дышловой, когда к 2 животным, пристёгнутым к дышлу, постромками прикрепляются еще 2 коня по бокам.

Постромочно-дышловая

В таком варианте дышло жёстко крепится к оглоблям, что является универсальным вариантом для запрягания как 1, так и 2 лошадей. При помощи шлеи дышло фиксируется возле головы лошади, а пристёгнутый ремень крепит его к хомуту. При таком виде крепления все движения коня строго согласуются с последующими перемещениями телеги.

Такой вид упряжи при использовании двухколёсной повозки может травмировать питомца, так как нагрузка дышла на хомут оказывается слишком большой. Снизить давление можно при использовании седёлки с затяжкой ремней при помощи чересседельника.

Постромочная

Из названия понятно, что оглобли в такой упряжи отсутствуют, а управление животным производится при помощи ременной тяги. Такой вид управления очень неудобен и требует большой физической силы, так как удержать повозку и управлять ею даже на небольшой скорости очень сложно — норов коня и инерция могут привести к нежелательным последствиям.

Читайте подробнее о таких важных частях амуниции как стремена и вальтрап.

Также без поддержки управления оглоблей повозка постоянно стремится наехать на лошадь и путается у нее под ногами с угрозой травмировать. При такой способе запряжки повозка должна иметь средство торможения, что не всегда возможно реализовать.

Комбинированная

Этот вид упряжи используется в тех случаях, когда необходимо запрячь много лошадей — 6–8. При расстановке животных используется тактика, при которой более крупные и сильные особи ставятся вперёд, а лошади поменьше располагаются за ними. Комбинированная сбруя предполагает использование системы из дышла, постромок, оглобель. Отдельно стоит сказать об особенностях управления таким экипажем. Подбирать для него коней необходимо очень тщательно. Сильные и спокойные животные во главе «колонны» будут надёжно удерживать повозку, даже если более слабые, идущие сзади, начнут сбивать шаг.

В комбинированной запряжке участвуют 3 типа лошадей:

  • коренные — держащие направление и устойчивость экипажа;
  • пристяжные — пристёгиваются постромками в пару или тройку к коренным и отвечают за правильное движение во время поворота;
  • выносные — главная рабочая сила, ставятся впереди коренных и тянут всю систему в заданном направлении.

Цуг

Упряжка цугом в наше время не применяется ввиду своей архаичности. Исключения представляют исторические шоу, прогулочные кареты, съёмки эпизодов для фильмов. Система составлялась из 6–8 лошадей, которые запрягались друг за другом поодиночке или попарно. Такой способ был изобретён в Германии и близок к постромочно-дышловому: коренные особи запрягаются 1–2 парами, а все остальные пристёгиваются выносными. Из-за особенностей запряжки цугом вереница лошадей очень медленно передвигала повозку. Поэтому со временем от цуга отказались в пользу более скоростных упряжек.

Как правильно подбирать и запрягать коня в русскую сбрую

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее.

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы. Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

Узнайте, для чего нужна попона для лошади и как сделать ее своими руками.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

Упряжь лошадью красна: виды и строение сбруи

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Фото 1. Постромочно-дышловая запряжка коней Фото 2. Постромочно-оглобельная запряжка Фото 3. Тачаночная запряжка с четверкой Фото 4. Парный цуг Фото 5. Европейский оглобельно-постромочный экипаж

Видео «Курская мастерица шьет упряжь для лошадей»

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

Упряжь лошадью красна: все о конской сбруе

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

  • пары клещей;
  • подушки;
  • двух гужей;
  • хомутины;
  • покрышки;
  • супони;
  • горты;
  • подкладки.

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

Остальные части
  1. Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
  2. Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
  3. Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
  4. Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
  5. Уздечка – используется обычная трензельная.
  6. Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель). Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.

Часто вместе с дугой можно встретить слово «зга», это диалектное обозначение кольца на дуге, куда продевается повод. В современных дуговых упряжках зга не используется, а вожжи свободно располагаются по оба бока лошади.

Бездуговая постромочная одноконная упряжь

В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки. Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель. На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров. В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь. Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

Дышловая пароконная

В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник. В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади. Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

 Загрузка ...

Фотогалерея

Фото 1. Сбруя на вешалке Фото 2. Запряжка пароконная с дышлом Фото 3. Пароконный экипаж

Видео «Европейская упряжь под вагонет»

В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.

Что такое дышло? Смысловые значения данного слова

Наверняка каждый из нас слышал пословицу «Закон - что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Но не все знают, что такое дышло. Давайте вместе попробуем разобраться в значении этого слова и в том, где же оно применяется.

Определение

Для того чтобы понять, что значит дышло, нужно ознакомиться с определением данного слова. В наиболее распространенном смысле дышло понимается как оглобля, посредством которой повозка прикрепляется к лошади для дальнейшего передвижения. Существуют одиночные и парные дышла. Конструкция последнего выполнена таким образом, чтобы разделять лошадей в парной упряжке без потери тяговой силы.

Оно крепится к передней оси повозки. В русском языке данное слово считается заимствованным. Оно произошло от польского слова dyszel.

Также ответ на вопрос о том, что такое дышло, могут искать некоторые автолюбители. В качестве второго значения слова под дышлом понимают устройство, связывающее автомобиль с поворотной осью прицепа.

И в том, и в другом случае это устройство, соединяющее средство передвижения с прицепом/телегой. На практике конструкции дышла в прицепе и в упряжке незначительно отличаются друг от друга.

Применение дышла в домашнем хозяйстве

Знать, что такое дышло, нужно людям, имеющим в хозяйстве пару лошадей. При уборочных работах одной лошади бывает недостаточно. Для того чтобы запрячь двух лошадей в упряжку, применяют постромочно-дышловую запряжку. Дышло находится между лошадьми, к нему нужно пристегнуть каждую из них.

Постромочно-дышловая запряжка осуществляется следующим способом:

  1. Хомуты и уздечки необходимо надеть на каждую лошадь.
  2. Ставим лошадей так, чтобы дышло находилось между ними.
  3. Затем на дышло нужно надень нашильники и пристегнуть их на нагруднике каждой из лошади. Нашильники регулируют постромки и фиксируют на шее животного хомут.
  4. К хомуту прикрепляем нагрудники.
  5. И в самом конце нужно присоединить вожжи к уздечке.

Дышло в автомобильном прицепе

Что такое дышло в конструкции прицепа, знает не каждый опытный механик. Дышло – это рычаг, расположенный на передней части рамы прицепа.

Конструкция бывает А-образной и I-образной. Она может включать в себя:

  • Страховочный трос.
  • Узлы сцепки.
  • Складная подставка (у некоторых прицепов она не предусмотрена).
  • Опорное (подкатное) колесо.
  • Также на нем может быть закреплено запасное колесо.

Дышло прицепа несет на себе основную нагрузку. Поэтому чем больше масса перевозки прицепа, тем серьезней будет конструкция дышла. Если грузоподъемность прицепа небольшая, используется I-образная конструкция. Соответственно А-образная предназначена для перевозки более тяжелых грузов. Она не дает прицепу возможности раскачиваться при езде по ямам и неровному дорожному покрытию.

Помимо этого, конструкция дышла автомобильного прицепа может быть съемной или складной, что, в свою очередь, очень сильно помогает при хранении в помещениях небольшого размера.


Смотрите также