Сельсины что это такое
Сельсин - это... Что такое Сельсин?
Система из двух простых сельсинов
Фотография сельсинаСельсин — индукционная машина системы индукционной связи. Сельсинами (от англ. self-synchronizing) называются электрические микромашины переменного тока, обладающие свойством самосинхронизации. Сельсин передачи работают по принципу обычной механической передачи, только крутящий момент между валами передаётся не зубьями шестерён, а магнитным потоком без непосредственного контакта.
В различных отраслях промышленности, в системах автоматики и контроля часто возникает необходимость синхронного и синфазного вращения или поворота двух и более осей, механически не связанных друг с другом (например, на РЛС — радиолокационных системах с вращающейся антенной). Такие задачи решаются с помощью систем синхронной связи.
Простейший сельсин состоит из статора с трёхфазной обмоткой (схема включения — треугольник или звезда) и ротора с однофазной обмоткой. Два таких устройства электрически соединяются друг с другом одноимёнными выводами — статор со статором и ротор с ротором. На роторы подаётся одинаковое переменное напряжение. При таких условиях вращение ротора одного сельсина вызывает поворот ротора другого сельсина. При повороте одного из сельсинов (сельсин-датчика) на определённый угол в нём наводится ЭДС, отличная от первоначальной. Поскольку сельсины (их роторы) соединены, то эта же ЭДС будет возникать и во втором сельсине (сельсин-приёмнике) и по правилу левой руки он отклонится от первоначального положения на тот же угол.
Типы и режимы работы
Сельсины и системы дистанционной передачи угла поворота подразделяются на две группы: трёхфазные силовые и однофазные.
Трёхфазные сельсины
Трёхфазные сельсины применяются в системах, где требуется обеспечить синфазное и синхронное вращение двух двигателей (валов), находящихся на расстоянии друг от друга.
Однофазные сельсины
Однофазные сельсины могут работать в двух режимах.
- Индикаторный режим. Сельсин-датчик принудительно поворачивается на определённый угол, а сельсин-приёмник устанавливается в соответствующее ему положение.
- Трансформаторный режим. Сельсин-датчик принудительно поворачивается на определённый угол, а на выходе сельсин-приёмника формируется напряжение, являющееся функцией угла рассогласования между ними.
Для обоих режимов существуют схемы включения:
- парная (датчик и приёмник),
- многократная (датчик и несколько приёмников),
- дифференциальная (два датчика и приёмник).
Недостатки, решения
- Невысокая точность синхронизации, когда сельсин находится под нагрузкой. Для этого в передающей цепи применяют пару сельсинов — «грубый» и «точный» (последний установлен через редуктор и за один оборот основного вала делает несколько оборотов). Если сигнал с грубого сельсина слабее некоторого порога, автоматика передаёт в линию сигнал с точного.
- Не нагруженный исполнительными механизмами сельсин колеблется с частотой переменного тока — приходится использовать демпферы.
В современных устройствах сельсины всё чаще заменяются энкодерами. И только там, где простота, надёжность и ремонтопригодность важнее точности (например, в авиации), сельсины всё ещё остаются незаменимыми.
См.также
Литература
- Арменский Е. В., Фалк Г. Б. Электрические микромашины: Учебн. пособие для студентов электротехнических специальностей вузов. — 3-е, перераб и доп. — М.: Высшая школа, 1985. — 231 с. — 22 000 экз.
- Электротехнические изделия / Под общ. ред. профессоров МЭИ (Гл. ред. И. Н. Орлов). — М: Энергоатомиздат, 1986. — 712 с.
- Электровоз ВЛ80С. Руководство по эксплуатации / Н. М. Васько. — М: Транспорт, 2001. — 454 с.
Сельсины - назначение и конструкция
Содержание:
Среди множества электрических машин существует особая разновидность, с помощью которых в синхронных системах осуществляется дистанционная передача угла. Они известны как сельсины, назначение и конструкция этих устройств разделяет их на датчики и приемники.
Общее устройство сельсина
Данные системы способны синхронно и плавно передавать на расстояние необходимые угловые величины. Механическая связь между ними отсутствует, а все передачи выполняются за счет электрических соединений, выступающих в качестве линий связи. Мощность таких приборов находится в пределах от нескольких ватт до 1 кВт, поэтому они могут использоваться для решения многих технических задач.
В конструкцию каждого сельсина входит статор и ротор с обмотками переменного тока. В соответствии со своими особенностями, эти устройства конструктивно могут состоять из следующих элементов:
- Обмотка с одной катушкой на статоре и с тремя – на роторе.
- Обмотка с тремя катушками на статоре и с одной – на роторе.
- Обмотка с тремя катушками на статоре и с тремя – на роторе.
Как видно из представленной схемы, сельсины, задействованные в схемах автоматических регулировок, разделяются на следующие категории:
- Сельсин-датчики.
- Сельсин-приемники.
- Дифференциальные сельсины.
Основной функцией этих устройств является синхронный поворот или вращение двух или нескольких осей, не имеющих между собой механической связи. Аппарат, механически связанный с ведущей осью, считается датчиком, а другой такой же прибор, соединенный с ведомой осью называется приемником. Когда ротор датчика поворачивается на какой-то угол, то ротор приемника синхронно выполняет поворот на такой же угол.
Каждый сельсин имеет обмотки, разделяющиеся на первичную – обмотку возбуждения и вторичную – обмотку синхронизации. В зависимости от количества фаз первичной обмотки, устройства могут быть одно- или трехфазными. Вторичная обмотка практически всегда выполняется в трехфазном варианте.
Расположение первичной и вторичной обмотки не влияет на принцип работы сельсин-устройств. Тем не менее, обмотку синхронизации принято устанавливать на статоре, а обмотку возбуждения на роторе. Такое размещение позволяет снизить количество контактных колец и повысить общую надежность устройства.
Принцип действия различных схем
Принцип действия системы наглядно виден на схемах, представленных на рисунке. На схеме «а» датчик и приемник подключены через статорные однокатушечные обмотки к единой сети переменного тока, а обмотки ротора с тремя катушками соединяются друг с другом. Получается система «датчик-приемник». При повороте ротора сельсин-датчика на какую-либо величину угла, ротор приемника повернется на точно такой же угол.
Основой синхронной связи является электромагнитная индукция. Под действием переменного тока обмотки статора, в роторной обмотке индуктируются токи, на величину которых оказывает влияние расположение обмоток статора и ротора относительно друг друга.
Когда роторы в обоих сельсин-устройствах располагаются одинаково относительно статоров, токи в проводах, соединяющий роторы будут при общем равенстве противоположны между собой. Поэтому в каждой катушке ток будет равен нулю. Следовательно валы сельсинов находятся в состоянии покоя и их вращающий момент также равен нулю.
При повороте ротора сельсин-датчика на какой-то угол, данное равновесие токов нарушается и на валу приемника появится вращающий момент. Его ротор будет вращаться до полного исчезновения неравновесия токов. Это неравновесие исчезнет, когда ротор сельсин-приемника примет такое же положение, что и ротор датчика.
В автоматическом регулировочном режиме довольно часто требуется работа приемника в режиме трансформатора. На схеме «б» видно, что ротор приемника закреплен неподвижно, а обмотка статора отключена от сети. Далее в ней будет индуктироваться ЭДС под влиянием тока, протекающего по обмоткам ротора. Величина этого тока будет зависеть от положения ротора датчика. То есть величина ЭДС ротора приемника будет находиться в пропорции с углом поворота сельсин-датчика. В исходном положении оба ротора смещаются на 90 градусов между собой, поэтому ЭДС на роторе датчика будет равна нулю. Таким образом, поворот ротора датчика вызовет индукцию ЭДС на роторе приемника, пропорциональной углу рассогласования обоих роторов.
Схема «в» отображает работу дифференциального сельсина, который используется для контроля разницы углов поворота сразу двух осей. Два датчика располагаются на двух отдельных валах с одинаковыми скоростями вращения. Третий сельсин-датчик является дифференциальным, а его угол поворота представляет собой разницу между углами поворота датчиков.
Конструктивные особенности
Конструктивно синхронизирующие сельсины могут быть контактными и бесконтактными. В первом случае соединение роторной обмотки с внешней электрической цепью осуществляется с помощью щеток и контактных колец. Устройство контактных сельсинов напоминает асинхронный двигатель с маломощным фазным ротором.
Статоры и роторы таких сельсинов считаются неявнополюсными, а обмотки – распределенными. На роторе располагается обмотка возбуждения, к которой электрический ток подведен посредством двух контактных колец. Некоторые виды устройств имеют явно выраженные полюса статоров и роторов, что существенно повышает их синхронизирующий момент.
В процессе эксплуатации сельсинов контактные кольца постепенно изнашиваются и требуют замены. Этот фактор считается единственным серьезным недостатком данных устройств. Бесконтактные сельсины, назначение и конструкция которых предполагает отсутствие контактных элементов, имеют две обмотки, размещенные на статоре. Сам ротор представляет собой цилиндр, изготовленный из ферромагнитного материала. Специальная алюминиевая прослойка разделяет ротор на два полюса, изолированных друг от друга.
В торцах устройства установлены сердечники, для изготовления которых использовалась листовая электротехническая сталь. Поверхность этих сердечников со стороны внутренней части размещается над ротором. Наружная поверхность смыкается со стержнями внешнего магнитопровода.
Однофазная обмотка возбуждения представляет собой двухдисковые катушки, расположенные по обеим сторонам статора, между обмоткой синхронизации и сердечниками.
Во время работы бесконтактного сельсина происходит замыкание импульсного магнитного потока в магнитной системе. Одновременно он соединяется с трехфазной синхронизирующей статорной обмоткой. Весь путь замкнутого магнитного потока обозначен на рисунке прерывистой линией.
При повороте ротора ось магнитного потока изменяет свою позицию по отношению к синхронизирующим обмоткам. Поэтому ЭДС, возникающая в фазах синхронизирующей обмотки, находится в прямой зависимости от поворота ротора. В этом заключается принцип работы таких приборов.
Существенным недостатком бесконтактных сельсинов считается слабое и малоэффективное использование активных материалов. Масса таких моделей примерно в 1,5 раза превышает контактные конструкции, в основном из-за существенных воздушных зазоров. В результате, бесконтактные сельсины отличаются более высокими токами намагничивания и рассеивающими потоками.
Сельсины. Виды и режимы работы. Принцип действия и особенности
Во многих технологических процессах в промышленности, а также в системах автоматизации требуется синфазное и синхронное вращение осей, которые не связаны между собой механическим путем. Подобные задачи способны решить системы синхронной связи, которые называются сельсины.
Они обладают способностью самостоятельной синхронизации, и используются в синхронных системах передачи угла вращения на расстоянии в качестве приемников и передатчиков.
Виды синхронной связи
Системы синхронной связи делятся на два вида.
Система синхронного вращенияЭта система выполнена на двух равных асинхронных электродвигателях с фазным ротором. Обмотки роторов между собой соединены, а обмотки статора подключены к одной сети переменного трехфазного тока.
Система синхронного поворотаРабота системы основана на специальных микромашинах индукционного вида (сельсинах), которые обладают свойством самосинхронизации.
Сельсины делятся по количеству фаз на два вида:- Трехфазные сельсины по своей конструкции не имеют отличия от асинхронных электродвигателей. Такие модели не нашли широкого применения в основном из-за разности моментов синхронизации во время поворота ротора.
- Однофазные сельсины имеют устройство, аналогичное конструкции маломощных синхронных машин. Их обмотка возбуждения работает от переменного тока.
Режимы работы
В автоматических системах синхронный поворот производится в двух различных режимах.
Индикаторный режим
На рисунке «а» показана схема индикаторного режима. Ведомая ось О2 соединена с ротором сельсина-приемника «П». Такую схему используют при малой величине момента торможения на ведомой оси, чаще всего, когда на оси закреплена индикаторная стрелка.
Обмотки возбуждения подключены в общей цепи, а обмотки синхронизации объединены линией связи. Магнитные потоки, образованные обмотками приемника и датчика, создают в 3-х фазах обмоток электродвижущую силу.
При наличии между роторами угла рассогласования в обмотках возникает ток, который создаст в приемнике и датчике с помощью потока возбуждения моменты разного направления, сводящие к нулю угол рассогласования.
Чаще всего ротор датчика заторможен. Вследствие этого его момент синхронизации действует на механизм поворота ведущей оси. Момент приемника воздействует на ротор и поворачивает его синхронно с ротором датчика на такой же угол.
Трансформаторный режимЭлектрический сигнал о рассогласовании роторов поступает на усилитель, а затем на исполнительный мотор, поворачивающий ротор приемника и ведомую ось для устранения рассогласования.
Режим трансформатора используют в таких ситуациях, когда на ведомую ось приложен большой момент торможения, другими словами, для поворота некоторого механизма. В этом режиме обмотка датчика, связанного механическим путем с ведущей осью, подключается к сети питания однофазного тока, а обмотка приемника к усилителю, который подает напряжение на управляющую обмотку исполнительного электрического двигателя. Обмотки синхронизации 2-х сельсинов объединены линией связи.
Переменный ток образует в обмотке возбуждения датчика импульсы магнитного потока, который создает электродвижущую силу в синхронизирующей обмотке. Обмотки приемника и датчика соединены, поэтому по ним будет проходить ток и в приемнике образуются импульсы магнитного потока.
При наличии рассогласования роторов этот поток создает в возбуждающей обмотке электродвижущую силу, образует на выходе напряжение, которое подается на усилитель, а затем на обмотку статора исполнительного мотора. Вследствие этого ведомая ось поворачивается вместе с ротором приемника. После устранения рассогласования напряжение на выходе обнуляется, и ведомая ось прекращает свое вращение.
В трансформаторном режиме погрешность работы сельсина определяется технологическими и конструктивными особенностями: разбросом параметров приемника и датчика, неравномерностью магнитной проводимости, несимметричностью изготовления обмоток.
Передача угла в этом режиме имеет эксплуатационные погрешности, которые образуются вследствие влияния условий работы на сельсин-приемник. Если изменить сопротивление нагрузки в управляющей цепи обмотки сельсина-приемника, то это отразится на его работе.
Схемы, возможные для работы обоих режимов, делятся на три группы:- Датчик и один приемник.
- Датчик с многими приемниками.
- Один приемник и два датчика.
Конструктивные особенности
Моторы по устройству можно разделить на два вида:- Контактные с обмоткой ротора, соединенной с внешней цепью с помощью контактных колец и щеток.
- Бесконтактные, не имеющие контактных элементов.
Их устройство аналогично конструкции асинхронных маломощных электродвигателей с фазным ротором. Статор (1) и ротор (2) являются неявнополюсными, вследствие чего обе обмотки (3, 4) являются распределенными. Возбуждающая обмотка находится на роторе. Питание к этой обмотке подходит по двум кольцам (5).
Некоторые модели сельсинов выполнены с ротором и статором, имеющим явно выраженные полюсы. Это дает возможность увеличить момент синхронизации. В качестве недостатка контактных видов сельсинов следует назвать наличие контактных элементов (колец).
Бесконтактные сельсиныВ сельсинах, не имеющих контактных компонентов, обе обмотки находятся на статоре. Ротор выполнен в виде цилиндра (6) из материала с ферромагнитными свойствами. Ротор разделен на два изолированных полюса с помощью алюминиевой прослойкой (7).
С торцов сельсина находятся сердечники в виде тора (1), изготовленные из электротехнической листовой стали. Внутренняя часть поверхности сердечников находится над ротором. К наружной поверхности подходят стержни внешнего магнитопровода (4). 1-фазную обмотку возбуждения изготавливают в виде 2-х дисковых катушек (2), находящихся по разным сторонам статора между сердечниками и обмоткой синхронизации.
В процессе функционирования сельсина импульсный магнитный поток замыкается в магнитной системе. При этом он соединяется с 3-фазной синхронизирующей обмоткой на статоре. Штриховой линией на рисунке показан путь замыкания магнитного потока.
Во время поворота ротора меняется позиция оси магнитного потока относительно синхронизирующих обмоток. Вследствие этого электродвижущая сила, возникающая в фазах синхронизирующей обмотки, будет напрямую зависеть от поворота ротора, по аналогии с работой контактных сельсинов.
В качестве недостатка бесконтактных моделей сельсинов можно отметить менее эффективное применение активных материалов. Их вес в 1,5 раза выше контактных конструкций. Это можно объяснить значительными воздушными зазорами. Из-за этого сельсины имеют повышенные токи намагничивания и рассеивающие потоки.
Требования к сельсинам- Динамическая и статическая точность.
- Способность к самостоятельной синхронизации в диапазоне одного оборота.
- Сохранение заданной точности и свойства самостоятельной синхронизации при повышенных оборотах вращения с несколькими приемниками.
Что такое сельсин?
Для дистанционной передачи различных измерений и показаний, команд, а также для дистанционного и автоматического управления на судах широко применяют системы синхронной передачи, выполненные на базе однофазных электрических машин (сельсинов).Рис. 1. Контактный сельсин:
1 — ротор; 2 — первичная обмотка; 3 — успокоительная обмотка; 4 — статор; 5 — трехфазная обмотка; 6 — контактные кольца
Сельсины по конструктивному исполнению делятся на контактные и бесконтактные. В системах синхронных передач их применяют в качестве датчиков и приемников. Сельсин представляет собой асинхронную машину с первичной однофазной обмоткой возбуждения и трехфазной вторичной обмоткой синхронизации. Контактные сельсины На судах широко применяют в качестве датчиков контактные сельсины серии «Нептун» типа ДН-500. К такому сельсину одновременно можно подключить до 10 приемников. Однофазная первичная обмотка сельсина (рис.1) расположена на явнополюсном роторе, а трехфазная вторичная — на статоре. Концы первичной обмотки присоединены к выводам через два контактных Кольца и медно-графитные щетки, сидящие в гнездах пластмассовой траверсы.Концы трехфазной обмотки соединены непосредственно с выводами. В пазы полюсных выступов ротора уложена успокоительная обмотка, предназначенная для гашения колебаний ротора относительно его синхронного положения. Эта обмотка состоит из двух отдельных короткозамкнутых витков, ось которых сдвинута относительно оси обмотки возбуждения на 90°.
Существенным недостатком контактных сельсинов является наличие скользящего контакта, что в значительной степени уменьшает их надежность, поэтому на современных судах в качестве сельсинов-приемников широко применяют бесконтактные сельсины типа БС-500.
Бесконтактные сельсины
По принципу действия бесконтактные сельсины аналогичны контактным. Разница заключается в том, что у бесконтактных сельсинов однофазная первичная и трехфазная вторичная обмотки расположены на статоре, а ротор имеет специальную конструкцию. У бесконтактного сельсина (рис. 2) в пазах статора уложена вторичная трехфазная обмотка. Ротор имеет форму барабана с двумя явно выраженными полюсами П1 и П2, набранными из листов электротехнической стали. Средняя часть ротора выполнена, из немагнитного материала. На внешнем неподвижном магнитопроводе, набранном из листов электротехнической стали, размещена первичная однофазная обмотка.Магнитный поток Ф, созданный первичной обмоткой, проходит через внешний магнитопровод, воздушный зазор δ2, полюс П2 ротора, воздушный зазор δ1, в точке А статора разветвляется и двумя ветвями идет в верхнюю половину статора до точки В, где соединяется и проходит через воздушный зазор 6i к полюсу П1 ротора, и далее через зазор δ1 возвращается во внешний магнитопровод. Таким образом первичная и вторичная обмотки оказываются во взаимно перпендикулярных плоскостях. Поток первичной обмотки непосредственно не пересекает вторичную обмотку, минуя ротор, поэтому э. д. с. вторичной обмотки зависит от положения ротора.
Рис. 2. Бесконтактный сельсин:
1 - магнитопровод; 2 — ротор; 3 — статор; 4, 5 —трехфазная и однофазная обмотки
Сельсины могут работать в индикаторном, трансформаторном и дифференциальном режимах. При работе в индикаторном режиме первичные обмотки датчика и приемника включены в сеть, а вторичные — соединены между собой встречно. При повороте ротора датчика на определенный угол под действием уравнительных токов ротор приемника разворачивается точно на такой же угол.В трансформаторном режиме ротор приемника заторможен, а первичная обмотка, отключенная от сети, используется как вторичная обмотка трансформатора. Величина и фаза э. д. с. этой обмотки зависят от угла и направления поворота ротора датчика,
В дифференциальном режиме в качестве приемника используется сельсин с трехфазными первичной и вторичной обмотками. Обе обмотки подключены к трехфазным вторичным обмоткам двух датчиков. Угол поворота ротора приемника определяется суммой или разностью углов поворота роторов датчиков.
⇒ВНИМАНИЕ⇐
- Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
- Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
- Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
- Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.
⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓
Сельсин - это... Что такое Сельсин?
Электрическая машина, позволяющая осуществлять угловое перемещение вала какого-либо устройства или механизма в соответствии с угловым перемещением другого вала, механически не связанного с первым. По принципу действия С. представляет собой поворотный трансформатор, у которого при вращении ротора происходит плавное изменение взаимной индуктивности между его обмотками — однофазной первичной (обмоткой возбуждения) и трёхфазной вторичной (обмоткой синхронизации). В зависимости от выполняемых функций (в системах «передачи угла») различают С.-датчики (СД), С.-приёмники (СП) и дифференциальные С. Ротор СД механически связывается с поворачивающим валом, а у СП, электрически связанного с СД, поворот ротора синхронно и синфазно повторяет поворот ротора СД. С помощью дифференциального С. алгебраически суммируют угловые перемещения двух механически не связанных между собой валов. В одном из простейших случаев как СД, так и СП имеет однофазную обмотку, расположенную на роторе, и трёхфазную обмотку, соединённую звездой (см. Треугольником и звездой соединения) и расположенную в пазах статора. Однофазные обмотки подключаются параллельно к общей сети переменного тока, а трёхфазные соединяются друг с другом. Если роторы СД и СП занимают такие положения, при которых в их обмотках синхронизации возникают равные по величине, но противоположно направленные эдс, ток в цепи синхронизации отсутствует и никаких вращающих моментов, действующих на роторы, нет. При повороте ротора СД в цепи синхронизации возникают отличные от нуля суммарная эдс и ток. За счёт взаимодействия магнитных потоков обмоток возбуждения с током в обмотках синхронизации в каждой из машин возникают вращающие моменты; в СП этот момент стремится повернуть ротор на угол, равный углу поворота ротора СД, т. е. перевести ротор в такое положение, при котором эдс, наводимые в обмотках синхронизации, вновь выравниваются.В дифференциальном С. обе обмотки трёхфазные, причём одна из них соединена с трёхфазной обмоткой одного СД, а другая — с трёхфазной обмоткой другого СД. Если связать роторы дифференциального С. и одного из СД с первичными валами, то угол поворота ротора второго СД будет равен сумме углов поворота первичных роторов, а если с первичными валами связать роторы СД, то угол поворота ротора дифференциального С. будет равен разности углов поворота роторов СД.
С. подразделяют на контактные и бесконтактные. В контактных С. одна из обмоток расположена на роторе, в связи с чем последний имеет контактные кольца для соединения с другими обмотками. В бесконтактных С. обе обмотки расположены на статоре, причём ось обмотки возбуждения перпендикулярна оси обмотки синхронизации; для связи потока возбуждения с обмоткой синхронизации используют подвижной магнитопровод (ротор) специальной формы, дающий возможность изменять направление магнитного потока в пределах 90°.
Лит.: Свечарник Д. В., Дистанционные передачи, 3 изд., М. — Л., 1974.
Ю. А. Хохлов.
Устройство и принцип действия сельсинов
Индукционные системы синхронной передачи названы так потому, что в качестве датчиков и приемников они используют индукционные микромашины переменного тока - сельсины.
Сельсины имеют две обмотки: возбуждения и синхронизации.
Сельсины по конструкции делятся на контактные и бесконтактные, однофазные и трёхфазные
В зависимости от расположения этих обмоток различают сельсины контактные и бесконтактные.
Контактные сельсины в свою очередь могут быть двух видов:
1. с однофазной обмоткой на статоре и трехфазной обмоткой на роторе;
2. с однофазной обмоткой на роторе и трехфазной обмоткой на статоре.
У бесконтактных сельсинов обе обмотки расположены на статоре.
У контактных сельсинов первого вида на статоре имеются два явно выраженных полюса , на которых размещена обмотка возбуждения. Эта
обмотка получает питание от сети переменного тока напряжением 36, 45, 110, 115 и 127 В частотой 50, 400 и 500 Гц ( в зависимости от типа сельсина )
Ротор выполнен с неявно выраженными полюсами. В пазы ротора укладывается трехфазная обмотка, соединяемая обычно по схеме «звезда». На роторе расположены три контактных кольца со щетками на них, предназначенные для электрической связи с другими сельсинами.
Контактные сельсины второго вида имеют обращенную конструкцию, т.е. в пазах сердечника статора уложена трехфазная обмотка, а на роторе с явно выраженными полюсами расположена однофазная обмотка.
Эти сельсины имеют ряд технических и эксплуатационных преимуществ по сравнению с сельсинами первого вида, а именно:
- меньшее число контактных колец ( два вместо трех );
- синхронизирующий момент в 1,5 раза больше, чем у сельсинов первого вида.
У бесконтактных сельсинов отсутствуют контактные кольца и щетки, так как у них и однофазная первичная, и трехфазная вторичная обмотки расположены на неподвижном статоре, а ротор представляет собой специальную конструкцию в виде двух постоянных магнитов, разделенных немагнитным материалом.
На рис. 11.1 показаны магнитные системы различных сельсинов.
Рисунок 11.1. Магнитные системы контактных сельсинов с первичной однофазной обмоткой на статоре (а), на роторе (б) и бесконтактных сельсинов (в), (г):
1- статор; 2 - полюсы; 3 - ротор; 4 - пазы; 5 - пазы в роторе для короткозамкнутой обмотки; 6 — внешний неподвижный магнитопровод; 7 - немагнитный ротор; 8 - вторичная трехфазовая распределительная обмотка: P1, P2 - постоянные магниты; δ , δ - воздушные зазоры; Ф — поток возбуждения
Принцип действия индукционной синхронной передачи рассмотрим на простейшем примере, когда к датчику подключен один приемник (рис. 16.6 ).
Рисунок 11.2. Схема индукционной системы синхронной связи
Обмотки возбуждения сельсинов - датчика ОВ и приемника ОВ - подключены к общему источнику однофазного переменного тока постоянной частоты. Протекающий по этим обмоткам переменный ток возбуждения вызывает одинаковые во времени ( синфазные ) изменения магнитных потоков Ф возбуждения обоих сельсинов.
В исходном ( согласованном ) положении роторов трехфазные обмотки сельсинов имеют одинаковое пространственное положение относительно обмоток возбуждения. Поэтому в одноименных фазах трехфазных обмоток сельсинов будут индуктироваться одинаковые по величине и совпадающие по фазе э. д. с.
В соединительных проводах, связывающих между собой попарно одноименные фазые обмотки, э.д.с. этих обмоток находятся в противофазе и ток между ними отсутствует. При повороте ротора сельсина – датчика его фазные э.д.с. изменятся, т.е. равновесие между одноименными э.д.с. обоих сельсинов нарушится. В результате в проводах потекут уравнительные токи. При этом взаимодействие токов ротора с магнитными потоками статоров вызовет появление электромагнитных моментов.
У сельсина – датчика этот момент направлен против внешней силы, повернувшей ротор, т.е. стремится вернуть ротор в исходное положение. Однако этот ротор не может вернуться в исходное положение, т.к. он повернут, например, баллером руля
В то же время такой момент у сельсина – приемника имеет противоположное направление и поворачивает ротор этого сельсина в ту сторону, в которую был повернут ротор сельсина – датчика. На оси этого ротора закреплена легкая стрелка, которая поворачивается, указывая угол поворота ротора сельсина – датчика .
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 2
Машинным телеграфом называется устройство, предназначенное для дистанционной передачи команд из рулевой рубки в машинное отделение об изменении режима работы судовой силовой установки и передачи ответов об исполнении команд.
Конструктивно машинный телеграф состоит из следующих основных приборов: передатчика-приемника, устанавливаемого в рулевой рубке и на крыльях мостика; приемника-передатчика, расположенного в ЦПУ или МО; аппаратуры сигнализации.
На исполнительном посту ( ЦПУ или МО ) устанавливается приемник-передатчик, совмещающий приемник команд и датчик ответа о принятом приказе. На шкале прибора написаны такие же команды, что и на приборе командного поста.
Приемник-передатчик отличается от передатчика-приемника тем, что в нем отсутствует освещение шкалы ( в машинном отделении светло ) и имеется система, которая автоматически включает звуковые и световые сигналы для привлечения внимания команды и отключает приборы сигнализации после передачи правильного ответа.
Основными элементами судовых телеграфов переменного тока являются индукциионные приборы синхронной связи - сельсины. В качестве сельсинов-датчиков используются контактные сельсины с однофазной обмоткой на роторе, в качестве приемников - бесконтактные сельсины.
Рисунок 11.3. Элементная схема машинного телеграфа
Посты управления ПУ1 - ПУЗ устанавливаются в рулевой рубке и на крыльях ходового мостика. Центральным является пост ПУ1 в рубке, где размещен датчик Д1 (передатчик приказаний) синхронной связи, поворот которого можно осуществлять посредством механической передачи с любого из трех постов управления. Датчик Д1 соединен линией связи с приемником синхронной связи П1 (приемник приказаний ), расположенный в машинном отделении.
При подаче команды поворотом датчика Д1 стрелка приемника П1 устанавливается в положение, соответствующее той или иной команде.
В этом случае включается сигнальное устройство СУ, в которое входят ревун Р, сигнальная лампа Н и трещотки Тщ. Рукоятка датчика Д2 (передатчик ответа) ставится обслуживающим персоналом в машинном отделении в положение, повторяющее положение стрелки приемника П1, что свидетельствует о приеме команды к исполнению.
Датчик Д2 соединен линией связи с приемниками П2 (приемник ответа) постов управления ПУ1 - ПУЗ. Поворот датчика Д2 вызывает перемещение стрелок приемников П2 и установку их в положение, соответствующее поданной команде (стрелки совмещаются с рукоятками постов управления ПУ1 - ПУЗ).
При совмещенном положении рукоятки датчика Д2 и стрелки приемника П1 сигнальное устройство СУ выключает звуковую и световую сигнализацию ( ревун Р, лампу Л и трещотки Тщ).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 3
Котельный телеграф устанавливается для связи вахтенного поста машинного отделения с постом котельного отделения по передаче приказаний об изменении режима работы котлов.
Приборы котельного телеграфа крепятся к переборкам и имеют некоторое конструктивное отличие от приборов машинного телеграфа, но принципиальная электрическая схема аналогична рассмотренной схеме.
Рулевой телеграф предназначен для передачи приказаний о перекладке руля из рулевой рубки в румпельное отделение при аварийном управлении рулем.
Указатели положения пера руля предназначаются для контроля о положении пера руля.
Конструктивно указатель положения пера руля состоит из следующих основных приборов: датчика, установленного в румпельном отделении, и приемника, расположенного в рулевой рубке .
Датчик приводится в движение баллером руля.
Внутри датчика размещен сельсин-датчик, ротор которого связан с баллером руля.
Внутри приемника находится сельсин-приемник, на оси ротора которого закреплена стрелка, скользящая вдоль шкалы при повороте пера руля.
Шкала приемника имеет деления 40º - 0 - 40º и надписи «Лево руля» и «Право руля». Цена деления шкалы - 1º.
Фактическое положение пера руля определяется положением стрелки, закрепленной на подвижной части рулевой машины. При повороте пера руля стрелка скользит вдоль шкалы с делениями. Шкала нанесена на бронзовой полосе-линейке, закрепленной на неподвижной части корпуса рулевой машины.
Электрические сигнальные устройства и приборы
К электрическим сигнальным устройствам и приборам относятся:
- акустические приборы, которые, в зависимости от тональности звука, делятся на звонки, колокола громкого боя, ревуны и трещотки;
- оптические приборы, включающие сигнальные лампы;
- нумераторы;
- прерыватели световой сигнализации;
- замыкатели и извещатели ( например, пожарные извещатели ).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 4
Электрические звонки бывают двух типов:
- работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ);
- работающие на «короткое замыкание» (типа ЗВКФ).
Рисунок 12.1. Схемы электрических звонков: а – на обрыв; б – на короткое замыкание
При работе на обрыв (рис. 12.1, а) контакт прерывателя S разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С.
В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. 12.1, б), при притягивании якоря катушки электромагнита L шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого, звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором R или сигнальной лампой.
Ревуны и трещотки устроены так же, как и звонки.
В ревунах ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.
У трещотки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 5
Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигналов во всех таких местах.
По Правилам Регистра, звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах: в машинных помещениях; в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2; в коридорах жилых, служебных и общественных помещений; на открытых палубах; в производственных помещениях.
Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин аварийного распределительного щита.
Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной аккумуляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей авральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии. Емкость батареи должна соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин
Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием независимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.
Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом, чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, установленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией. В машинно-котельных отделениях устанавливаются колокола громкого боя с дополнительной световой сигнализацией.
Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности приборов других видов сигнализации.Звуковые сигналы (за исключением колокола) должны иметь частоту сигнала от 200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулирования частоты звуковых сигналов в указанных пределах.
Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюсного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несения вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.
Если авральный сигнал не слышен из рулевой рубки или из поста, с которого он подается, после замыкателя должна быть установлена сигнальная лампа, информирующая о приведении в действие авральной сигнализации. Замыкатели должны иметь надписи, указывающие их назначение.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 6
В схеме пожарной сигнализации ( рис. 16.14 ) используются датчики-извещатели, контакты которых замкнуты при нормальной температуре.
Рисунок 12.4. Схема пожарной сигнализации
При пожаре сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле, конденсатор, лампа, сигнализирующая о пожаре, и два выключателя. Рядом с щитом установлен звонок.
Питание схемы пожарной сигнализации обеспечивается от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24 В через групповой щит.
При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.
На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели SI, S2 должны быть постоянно включены (рис. 12.4 ). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле Л7, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей, соединенных последовательно. Реле Л7 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы HI и звонка Н2. Схема находится под напряжением и постоянно готова к действию
При повышении температуры воздуха в машинном отделении до 70 °С один или несколько извещателей, находящихся наиболее близко от очага повышенной температуры, срабатывают.
Размыкается цепь питания катушки реле K1 на ЩПС. Реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях питания сигнальной лампы и звонка. Лампа включается, а звонок звонит.
Подача сигнала «Пожар» продолжается до тех пор, пока температура воздуха в машинном отделении не станет ниже 70 °С и извещатель снова не замкнет свои контакты в цепи катушки реле К1.
Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.
Наличие в схеме питания и исправность реле, звонка и лампы проверяют размыканием выключателя S1 цепи катушки реле. При выключении катушки реле К1 его контакты замыкаются и подается сигнал «Пожар», как и в случае автоматического срабатывания пожарных извещателей.
Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора.
Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 7
Трюмная сигнализация предназначена для оповещения о недопустимом повышении уровня воды под сланями. В качестве сигнализаторов используются мембранные датчики-сигнализаторы, которые устанавливаются в непосредственной близости от днища трюма.
Давление столба воды, поступившей в трюм, вызывает деформацию мембраны, которая через толкатель передает движение на замыкающие контакты электрической цепи сигнализации. В рулевой рубке на коммутаторе трюмной сигнализации появляется световой сигнал. Принимаются меры по откачке воды.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 8
Машинные телеграфы должны быть оборудованы визуальной сигнализацией о наличии напряжения в цепи питания и звуковой сигнализацией об исчезновении напряжения в цепи питания.
Машинные телеграфы, установленные в рулевой рубке, должны иметь шкалу с регулируемой освещенностью.
Машинные телеграфы должны получать питание от главного распределительного щита или от щита навигационных устройств.
Если на судне применен объединенный пульт управления судном, машинный телеграф может получать питание от этого пульта.
Установка датчика машинного телеграфа в рулевой рубке должна быть такой, чтобы при передаче приказаний о ходе судна оперативная рукоятка прибора перемещалась в том же направлении, что и судно. Вертикальное положение рукоятки должно соответствовать команде «стоп».
При установке машинных телеграфов, устройств дистанционного управления главными двигателями и винтами регулируемого шага на наклонных моделях пультов управления рукоятка в положении «стоп» должна быть установлена перпендикулярно к плоскости пульта и фиксироваться точно в этом положении.
При наличии двух машинных телеграфов и более, расположенных в непосредственной близости друг к другу (на одной палубе), телеграфы должны обеспечивать передачу команды с любого из них и получение ответа на все одновременно без дополнительных переключений.
Переход на телеграфы, расположенные на другой палубе или в другой части судна, должен осуществляться при помощи переключателей, расположенных на ходовом мостике.
Каждый машинный телеграф должен иметь звуковое сигнальное устройство, обеспечивающее подачу звукового сигнала на ходовом мостике и в машинном помещении при подаче команды и ответе об исполнении. При неправильном ответе действие звукового сигнального устройства прекращаться не должно.
Два независимых средства связи должны предусматриваться между постом управления на ходовом мостике и тем местом в машинном помещении или ЦПУ, из которого обычно осуществляется управление главными механизмами. Одним из этих средств должен быть машинный телеграф, обеспечивающий визуальную индикацию команд и ответов, как в машинном помещении, так и на ходовом мостике и оборудованный звуковым сигналом, хорошо слышимым в любом месте машинного помещения при работающих механизмах и по тону звука отличающимся от других сигналов в данном машинном помещении.
По крайней мере, одно средство связи должно быть предусмотрено между постом управления на ходовом мостике и любым другим постом, из которого возможно управле
ние главными механизмами и движителями.
Допускается установка одного переговорного устройства на два поста управления, расположенными близко друг к другу.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 9
При отсутствии других видов парной переговорной связи должна быть предусмотрена независимая парная телефонная связь между рулевой рубкой и постами управления главными механизмами, между рулевой рубкой и радиорубкой.
При наличии на судне закрытого или открытого центрального поста управления должна быть обеспечена парная переговорная связь между ЦПУ и рулевой рубкой, а также между рулевой рубкой и местными постами управления главными механизмами и движителями.
Для этой цели могут использоваться либо независимые парные телефонные связи, либо парная телефонная связь между рулевой рубкой и центральным постом управления с параллельно подключенными и установленными на местных постах управления телефонами.
Кроме устройств связи, указанных выше, должна быть предусмотрена отдельная система телефонной связи рулевой рубки с основными служебными помещениями и постами: баком, ютом, постом наблюдения на мачте, румпельном отделением, помещениями, в которых расположены аварийный распределительный щит, гирокомпас, станция объемного пожаротушения, гребные электрические двигатели, а также с другими помещениями, в которых размещены устройства, обеспечивающие безопасность плавания судна.
Должна быть предусмотрена телефонная связь между центральным постом управления главными механизмами или местным постом управления главными механизмами и жилыми помещениями механиков.
Вместо телефонов для этих целей допускается использовать двустороннее громкоговорящее устройство.
При наличии независимой парной переговорной связи между рулевой рубкой и указанными помещениями дополнительные средства связи можно не устанавливать.
Системы служебной связи должны обеспечивать возможность вызова абонента и четкое ведение переговоров в условиях специфического шума у мест расположения оборудования связи. При установке аппаратов служебной телефонной связи в помещениях с большой интенсивностью шума должны быть приняты меры для шумопоглощения или предусматриваться дополнительные телефонные трубки.
Для устройств связи должны быть предусмотрены источники питания, которые обеспечивают их работу при отсутствии питания от основных источников энергии.
Повреждение или отключение одного аппарата ,не должно нарушать работоспособности других аппаратов.
Телефоны, предусмотренные для парной переговорной связи между рулевой рубкой и центральным постом управления или между рулевой рубкой и местными постами управления главными механизмами и движителями, должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией о вызове, как в центральном посту управления, так и в машинном отделении.
Двусторонняя громкоговорящая установка может быть самостоятельной или совмещенной с командно-трансляционным устройством.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 10
Суда, на которых объявление аврала голосом или иным средством не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди, должны оборудоваться электрической авральной сигнализацией, обеспечивающей хорошую слышимость сигналов во всех таких местах.
Звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах:
- в машинных помещениях;
- в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2;
- в коридорах жилых, служебных и общественных помещений;
- на открытых палубах;
- в производственных помещениях.
Система авральной сигнализации должна питаться от судовой сети, а также от шин аварийного распределительного щита.
Допускается питание авральной сигнализации от судовой сети и от отдельной аккумуляторной батареи при наличии устройств для автоматического переключения цепей авральной сигнализации на аккумуляторную батарею. В этом случае не требуется питания от аварийного и переходного источников электрической энергии.
Система авральной сигнализации должна обеспечиваться непрерывным питанием независимо от того, находится батарея аккумуляторов в положении зарядки или разрядки.
В случае применения отдельной аккумуляторной батареи для авральной сигнализации допускается питать от нее также другие устройства внутренней связи и сигнализации, если емкость батареи достаточна для одновременного питания всех потребителей в течение не менее 3 ч, а также, если эти устройства выполнены таким образом, что повреждение одной цепи ненарушает работы других цепей, если для этих устройств не предусмотрено более длительного времени питания.
Звуковые приборы авральной сигнализации должны располагаться таким образом, чтобы, сигнал был четко слышен при шуме в данном помещении. Звуковые приборы, установленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией.
Тональность приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности приборов других видов сигнализации.
Авральная сигнализация должна приводиться в действие при помощи двухполюсного замыкателя с самовозвратом из рулевой рубки и из помещения, предназначенного для несения вахтенной службы при стоянке в порту, если оно имеется.
Если авральный сигнал не слышен из рулевой рубки или из поста, с которого он подается, после замыкателя должна быть установлена сигнальная лампа, информирующая о приведении в действие авральной сигнализации. Замыкатели должны иметь надписи, указывающие их назначение.
В цепях системы авральной сигнализации не должны устанавливаться другие коммутационные устройства, кроме замыкателя. При установке на распределительном щите системы авральной сигнализации выключатель должен иметь блокировку во включенном положении или предохраняться другим способом от доступа к нему посторонних лиц.
Допускается использование промежуточных контакторов, включаемых замыкателем, но не более одного контактора в каждом луче.
Звуковые приборы, замыкатели и распределительные устройства системы авральной сигнализации должны иметь хорошо видимые отличительные обозначения.
При установке на судне звуковых приборов авральной сигнализации необходимо, чтобы сеть состояла не менее чем из двух лучей, включаемых одним замыкателем, с таким расположением звуковых приборов, чтобы в помещениях с большей площадью (машинных и котельных помещениях, цехах по обработке продуктов промысла и лова и других) устанавливались звуковые приборы от разных лучей.
Правила технической эксплуатация систем служебной внутренней связи и авральной сигнализации
В перерывах между телефонными соединениями аппараты безбатарейной телефонной связи должны находиться в положении готовности к приему вызова всеми сигналами, установленными в данном телефонном пункте.
Все переключатели должны находиться в исходном положении, а микротелефонные трубки должны быть установлены на аппараты. Натяжение и перекручивание шнуров не допускаются.
Действие телефонов парной связи «мостик-машина» необходимо проверять ежедневно; остальных телефонов безбатарейной связи - не реже одного раза в месяц.
Во время стоянок судна старший электромеханик должен принять меры по подключению судовой автоматической телефонной станции (АТС) к береговой телефонной сети (при наличии соответствующих береговых устройств для подключения).
Действие звонковой сигнализации необходимо проверять:
- авральной - не реже одного раза в 10 дней и перед выходом судна в рейс с предварительным уведомлением вахтенного помощника.
- обиходной и вахтенной - не реже одного раза в месяц.
Примечание. Использование авральной сигнализации не по прямому назначению запрещается;
Требования Правил Регистра к сигнализация обнаружения пожара и сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения
Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие суда: пассажирские; грузовые валовой вместимостью 500 рег. т и более; все суда, на которых в машинных помещениях категории А отсутствует постоянная вахта.
В помещениях, защищенных спринклерной системой, установка сигнализации обнаружения пожара не требуется.
На судах, указанных выше, автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие помещения (кроме помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда):
- все жилые и хозяйственные (кроме сангигиенических, саун и провизионных кладовых);
- кладовые судовых запасов взрывчатых веществ, кладовые легко воспламеняющихся и горючих материалов, сварочные мастерские;
- посты управления (за исключением ЦПУ, аккумуляторных и агрегатных);
- недоступные грузовые помещения на пассажирских судах;
- грузовые помещения судов, перевозящих не навалочные опасные грузы, включая суда валовой вместимостью менее 500 рег. т;
- помещения специальной категории;
- закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки ( типа ро-ро );
- закрытые грузовые помещения, приспособленные для перевозки автотранспорта с топливом в баках;
- коридоры, трапы и пути эвакуации в районе жилых помещений на пассажирских судах со спринклерной системой и на грузовых судах при конструктивной противопожарной защите по способам 1С и II С;
- помещения инсинераторов ( устройств для сжигания жидких и твердых отходов );
- пожароопасные зоны (такие, как места расположения или выгородки сепараторов, установок жидкого топлива и т.п.), не находящиеся под непрерывным наблюдением с места несения вахты в машинных помещениях категории А с постоянной вахтой;
В системах автоматической сигнализации обнаружения пожара могут применяться извещатели, срабатывающие под влиянием теплового или дымового эффекта либо действующие на других принципах, одобренных Регистром.
Световые извещатели могут применяться только в дополнение к дымовых или тепловым.
Тепловые извещатели в помещениях с нормальной температурой воздуха должны срабатывать в интервале температур 54...78°С, а в помещениях с высокой температурой воздуха, таких, как некоторые районы машинных помещений категории А, сушильные, камбузы, сауны и т.п. — в интервале 80...100°С при скорости повышения температуры не более 1 °С/мин.
Извещатели, устанавливаемые в дымоходах и воздуховодах котлов, должны срабатывать при температуре, превышающей максимальную рабочую температуру дымовых газов на 100° С.
Тепловые извещатели должны надежно работать при температуре по крайней мере на 5 °С выше температуры настройки чувствительного элемента.
В помещениях, указанных в п. .9, должны устанавливаться дымовые извещатели, срабатывающие до того, как плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 12,5% на 1м, но не раньше, чем плотность дыма достигнет значения, при котором ослабление света превысит 2% на 1м.
Дымовые извещатели, устанавливаемые в машинных помещениях категории А, должны срабатывать при такой плотности дыма, при которой ослабление света достигает не более 50% на 1 м.
В машинных помещениях категории А могут также применяться извещатели, обнаруживающие очаг пожара по появлению пульсаций температуры (теплоимпульсные). Извещатели должны быть настроены на частоту пульсаций температуры от 1,9 - 2,3 Гц и выше и срабатывать при превышении амплитуды на (2±0,5)°С независимо от температуры помещения.
Автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы после испытаний на срабатывание они возвращались в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.
Извещатели должны устанавливаться в каждом защищаемом помещении, ограниченном переборками, палубами и выгородками, в верхней части таким образом, чтобы обеспечивался беспрепятственный приток к ним продуктов сгорания. Эти извещатели должны быть защищены от ударов и подобных повреждений. Извещатели, установленные на подволоке, должны отстоять от переборок не менее чем на 0.5 м.
При защите машинных помещений теплоимпульсными извещателями максимальная площадь палубы, обслуживаемая извещателем, должна составлять 50 м , а расстояние между центрами— не более 6 м.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 11
Извещатели ручной пожарной сигнализации должны быть предусмотрены на судах, которые оборудованы автоматической сигнализацией обнаружения пожара.
На судах извещатели ручной пожарной сигнализации должны быть установлены в следующих местах:
- в коридорах жилых, служебных и производственных помещений;
- в вестибюлях;
- в общественных помещениях площадью более 150м2;
- в машинных помещениях категории А, а также в центральных постах управления;
- в производственных
- в помещениях специальной категории;
- у выходов из жилых и машинных помещений в грузовые помещения для автотранспорта с топливом в баках.
Извещатели должны быть расположены в легкодоступных местах и быть хорошо заметными.
На пассажирских судах в пределах одной главной вертикальной противопожарной зоны должно быть установлено не менее одного извещателя с каждого борта на каждой палубе с таким расчетом, чтобы в пределах одной главной вертикальной противопожарной зоны расстояние между извещателями не превышало 20 м.
На прочих судах внутри жилых и служебных помещений должно быть установлено по одному извещателю на каждой палубе, а если длина коридора более 20 м, должно быть два извещателя на каждой палубе, установленных в коридорах разных бортов по возможности в противоположных частях помещений.
Если жилые и служебные помещения расположены в разных районах по длине судна (например, в средней части и в корме), извещатели должны быть расположены в каждом районе на каждой палубе в указанном количестве.
Для ручной пожарной сигнализации допускается использование лучей автоматической пожарной сигнализации.
Все извещатели ручной пожарной сигнализации должны быть окрашены в красный цвет и достаточно освещены в нормальных и в аварийных условиях. Кнопка извещателя должна находиться под стеклом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 12
Система сигнализации обнаружения пожара, работающая на принципе анализа воздуха, поступающего из защищаемых помещений в приемное устройство сигнализации, вместе с вентиляторами должна получать питание от основного и другого независимого источников электрической энергии.
Приемное устройство сигнализации обнаружения пожара, кроме дымовой, должно быть сконструировано таким образом, чтобы:
- любой сигнал или повреждение одной цепи не влияли на нормальную работу других цепей;
- сигнал обнаружения признаков пожара преобладал над другими сигналами, поступающими на приемное устройство, и позволял определить расположение помещения, из которого поступил сигнал обнаружения признаков пожара;
- цепи контактных датчиков сигнализации обнаружения признаков пожара работали на размыкание. Допускается применение контактных датчиков, работающих на замыкание, если они имеют герметизированные контакты, а цепь их непрерывно контролируется для обнаружения повреждения;
- имелась возможность контроля его работы.
Правила технической эксплуатации систем сигнализации обнаружения пожара и систем сигнализации о пуске системы объемного пожаротушения
Использование систем сигнализации обнаружения пожара и предупреждения о вводе в действие средств объемного пожаротушения (углекислым газом и т. п.) производится вахтенным помощником.
При наличии автономных систем сигнализации в машинных помещениях контроль за их работой осуществляется вахтенным механиком.
Системы сигнализации обнаружения пожара и предупреждения о вводе в действие средств объемного пожаротушения должны постоянно находиться в действии. Вывод из действия систем (частично или полностью) для устранения неисправностей или выполнения ТО допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника.
При нахождении на борту пассажиров или опасных грузов вывод из действия систем не допускается.
При вводе в действие системы сигнализации обнаружения пожара необходимо:
- осмотреть приборы, входящие в состав систем, и убедиться, что все органы управления находятся в исходных положениях;
- проверить величину напряжения, подав питание на систему от основного, а затем от резервного источника питания (аккумуляторной батареи);
- проверить исправность лучей.
При использовании систем необходимо ежедневно проверять:
- величину напряжения питания;
- выборочно величину контрольного тока в лучах;
- исправность сигнальных ламп в ручных пожарных извещателях.
Во время грузовых операций второй помощник должен принимать меры по обеспечению сохранности пожарных извещателей в трюмах.
При вводе в действие дымосигнальных установок необходимо:
- продуть трубопровод воздухом, минуя контролирующую аппаратуру;
- проверить работу вентиляторов их поочередным включением;
- проверить свечение ламп и чувствительность прибора;
- проверить имитацией срабатывание установок.
Проверку величины напряжения источников питания, действующих систем предупреждения (сигнализации) о вводе в действие средств объемного пожаротушения необходимо выполнять ежедневно.
Проверку систем в действии (путем имитации) необходимо проводить в соответствии с инструкциями по эксплуатации перед выходом судна в рейс и во время учебных тревог, но не реже одного раза в 10 дней. Проверка должна выполняться по согласованию с капитаном или вахтенным помощником совместно с механиком по заведованию.
Контрольные вопросы
1.Для чего предназначены устройства внутрисудовой связи?
2.Объясните структурную схему электрической связи. Какие устройства и линии входят в её состав?
1. Каковы требования, предъявляемые к телефонной связи?
2. По каким признакам классифицируются системы телефонной связи?
3. В чем заключается различие между ручной и автоматической телефонной связью?
4. Для чего предназначены служебная и обиходная телефонная связь?
5. Каким образом системы телефонной связи делятся по способу питания микрофонных цепей?
6. Какие виды служебной телефонной связи применяют на судах? В чем состоятих достоинства?
7. Объясните устройство и принцип действия системы прямой телефонной связи.Каковы ее достоинства? Какие служебные помещения соединяются при помощи систем прямой телефонной связи?
8. Объясните устройство и принцип действия системы телефонной связи с командным коммутатором. Каковы ее достоинства? Какие служебные помещения соединяются при помощи таких систем?
9. Как работает структурная схема автоматической телефонной связи ?
10. Каково назначение шнурового комплекта? От чего зависит количество этих комплектов?
13. Каково назначение сигнально-вызывного устройства системы АТС?
15. Какие основные операции выполняет автоматическая телефонная связь?
16. Что такое система синхронной связи? Какие электрические машины используются в ней? Каковы достоинства систем синхронной связи?
17. Объясните устройство и принцип действия контактных сельсинов с однофазной обмоткой на статоре; на роторе. Сравните свойства этих двух типов сельсинов
18. Объясните устройство и принцип действия бесконтактных сельсинов. Каковыдостоинства этих сельсинов?
19. В чем заключается принцип действия индукционной синхронной связи? Как направлены моменты роторов сельсина-датчика и сельсина-приемника по отношению к моменту внешних сил приложенных к ротору сельсина-датчика? Каковы источники внеш
них сил?
20. Каково назначение машинного телеграфа?
21. Какие приборы расположены внутри передатчика-приемника машинного телеграфа? Внутри приемника-передачика? Для чего предназначены эти приборы и в каких судовых служебных помещениях они установлены?
24. Каково назначение котельного телеграфа? В каком судовом помещении он расположен и куда передает команды?
25. Каково назначение рулевого телеграфа? В каком судовом помещении он расположен и куда передает команды? В каком случае он используется?
26. Для чего предназначены указатели положения пера руля? В каких судовых помещениях они устанавливаются?
27. Какие приборы относятся к судовым электрическим сигнальным устройствам и приборам?
28. Объясните принцип действия схем электрических звонков, работающих на обрыв; на короткое замыкание
29. Объясните принцип действия судовой служебной сигнализации. Какие приборы находятся на командном посту системы? На исполнительном посту? Каковы источники питания служебной сигнализации?
30. Каковы источники питания авральной сигнализации?
31. В каком случае звуковые приборы авральной сигнализации дублируются световыми?
32. Из какого судового помещения приводится в действие авральная сигнализация? При помощи какого устройства?
33. Приведите основные сведения о пожарной сигнализации. Что такое коммутатор станции пожарной сигнализации? В каком судовом помещении он устанавливается?
34. В каких случаях на лицевой части коммутатора станции пожарной сигнализации изображается силуэт судна?
35. Каким образом классифицируются по принципу действия датчики-извещатели пожарной сигнализации?
36. Какие виды автоматических пожарных извещателей используют на судах? Чем отличаются эти виды?
37. Объясните принцип действия дымовых ( ионизационных ) извещателей пожара
38. Объясните работу схемы пожарной сигнализации. Каким образом электрически соединены контакты пожарных извещателей? В каком состоянии эти контакты находятся в отсутствие пожара?
39. Каковы источники питания электрической авральной сигнализации?
40. Кто и каким образом приводит в действие электрическую авральную сигнализацию?
41. Как часто надо проверять действие элементов и систем связи и сигнализации?
42. В каких судовых помещениях должна устанавливаться автоматическая сигнализация обнаружения пожара?
43. Каковы требования Правил Регистра к местам установки извещателей пожара?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: