Фам фаталь что это такое
Femme fatale или фам фаталь – кто они?
Французский язык подарил нам множество интереснейших терминов и всяческих концептуальных понятий. Вот только употреблять все эти термины необходимо к месту, а для этого нужно знать их значение. Так, мы уже разобрались с понятием enfant terrible или анфан террибль. Пришло время разобраться и с femme fatale.
Вкратце, фам фаталь используется для характеристики чарующей, влекущей и соблазнительной женщины, которая, однако, совсем не проста – она таинственна и неприступна, а ее чары весьма вероятно окажутся опасными и, возможно, даже смертельными. Не зря ведь она названа именно фам «фаталь», то есть женщиной фатальной, губительной и наконец, роковой. Кстати, на русский язык femme fatale, как правило, переводится как роковая женщина. Именно ее обаяние ослепляет неподготовленного зрителя, который уверен, что у данной леди определенно имеется тайна, и эта тайна увлекает. Фам фаталь может быть томной, может быть печальной, может быть распущенной и пьяной, но она никогда не становится простушкой, она никогда не дает постичь себя до конца и посему сохраняет загадку, а вместе с тем и привлекательность.

Кто может стать femme fatale? Честно – кто угодно. Часто говорят, что черты фам фаталь – это красота, очарование и сексуальная привлекательность. Но эти черты есть у многих, причем и у дам с низкой социальной ответственностью. Однако мы не станем называть их роковыми женщинами. Femme fatale – это стать, это позиция, идея, это талант и это интеллект – глупышка не может быть роковой женщиной. Тем не менее, быть загадочной, «сложной» и властной сможет почти что каждая – нужно лишь захотеть.
Кого можно считать femme fatale? Признаюсь, первой на ум приходит Настасья Филипповна. Героиня «Идиота» Достоевского. Дама представлена как максимально трагическая личность – какая конкретно трагедия ее постигла, неважно. Главное – антураж и драма. Князь, как известно, зовет ее замуж, но она отказывается – слишком уж она испорчена, чтобы связать себя с таким святым человеком. Испорченность – еще одна черта, надуманная или нет, но характерная для фам фаталь. Как выглядит Настасья Филипповна? Она красива. Она одета в черное шелковое платье. Уже этого достаточно. Однако образ дополнен ее темными волосами и темными же глубокими глазами. Она худая и бледная – femme fatale не бывают толстушками, извините (мы все здесь максимально толерантны, но факт - переубедите меня). Ее выражение лица высокомерно, хотя в душе она крайне тонко чувствующий человек. Ну, и да – в конце романа она умирает.

Из более классических женских образов к femme fatale отнесем образ Саломеи (тут можно обращаться к разным источникам, хоть к Новому завету, но интереснее все же почитать пьесу Оскара Уайльда). В ее образе, помимо уже перечисленных, проявляется еще одна важная черта роковой женщины – ее желание это закон. Саломея хочет танцевать танец семи покрывал – она танцует. Она хочет поцеловать Иоканаана – она его целует. Но только уже мертвого. Поскольку, получив отказ от Иоканаана, Саломея не удовлетворена – она хочет получить желаемое. И получает – отрубленную голову Иоканаана, губы которой она и целует. Саломее не нужно полцарства, которые обещал ей Ирод за танец, она хочет получить то, что хочет, - и тут уже неважно, что Ирод поскальзывается на крови, слышит за спиной шорох крыльев и одурманен луной. Будет так, как хочет она. И да, в конце она умирает.

Фам фаталь – это несложно. И это необязательно черные волосы, красная помада и томный взгляд. Зато фам фаталь – это всегда уважающая себя и свои желания, это та, что имеет опыт и не разменивается по мелочам. Кстати, не стоит считать, что фам фаталь – это мечта любого мужчины и что, надев подобную маску, вы станете грозой мужского населения района. Нет, напротив. Многие сторонятся и даже пугаются такого образа женщины, поскольку он сложен, он интеллектуален, на постижение этого образа нужно время, а кроме того, этому образу нужно соответствовать. Но решать именно вам – нужен вам этот гопник «с района» или нет.
Подписывайся и читай – становись загадочнее, будь дальше от народа.
Роковая женщина
Как правило, мужчины ее боятся. Но при этом всю свою жизнь сознательно ищут встречи с ней. С той, которая может привести их на край гибели в буквальном смысле.
Таких женщин называют «La femme Fatale» - фатальная, или роковая женщина.
Ближайшие синонимы слова фатальный - неизбежный, роковой, опасный, неотвратимый. То есть фатальная женщина та, от которой невозможно ни убежать, ни скрыться. И «остаться в живых», похоже, тоже не удастся.
Почему же мужчины любят таких, если в самом начале ясен исход?
Шесть признаков роковой женщины
- 1. Самостоятельная и независимая
Роковые женщины - самостоятельные и независимые. У них есть сила, пусть даже и небольшая.
Они не охотятся за мужчиной и не вверяют свою жизнь в его руки, не позволяя ему думать, что он имеет на них хоть какие-то права.
И они всегда готовы постоять за себя, когда мужчина переходит границу дозволенного.
Каждая женщина знает, чего хочет, но не идет на компромиссы, чтобы это получить.
У нее есть и ум, и проницательность, и твердый характер. При всем том она остается женственной.
Она не обманывает мужчин и ведет честную игру.
У нее есть одно качество, которого не хватает хорошим девушкам: рациональность.
Роковая женщина не отдается романтическим фантазиям. Она все просчитывает на несколько шагов вперед.
Выстраивает свои отношения шаг за шагом, и рок тут совершенно ни при чем.
Помимо этого, она обладает способностью противостоять давлению.
Если хорошая девушка отдает, отдает и отдает, пока запасы ее сил окончательно не иссякнут, женщина, обладающая трезвым умом, отлично знает, когда нужно потянуть одеяло на себя. И как отстоять свои позиции.
Она словно бросает мужчинам вызов, заставляет их пойти у себя на поводу, втягивает их в соревнование. И это делает ее особенно привлекательной в их глазах.
Ведь мужчинам нужен бой, покорение вершин, завоевание. Иначе вкус победы не ощутить.
Многие считают, что такое поведение присуще стервам. И в данном контексте это всего лишь описание характера, а не оскорбление.
Именно характер, присущий роковой женщине, играет ключевую роль. Потому что именно от него зависит успех в любви.
Уверенные, знающие себе цену, люди всегда привлекают к себе. Это правило работает абсолютно для всех - как для женщин, так и для мужчин.
Но поведение при этом (или демонстрация своих качеств) у разных полов, разумеется, различно.
Для уверенности в себе, повышения собственной самооценки до нормального уровня необходимы смелость и жесткость.
Свое мнение, свою позицию надо отстаивать, и делать это грамотно, не оскорбляя и не унижая окружающих (особенно мужчин, у большинства их которых чувство собственного достоинства крайне уязвимое, обостренно-болезненное).
Роковая женщина никогда не забывает о своих интересах, не живет чужой жизнью, презирает стереотипы. Именно это и делает ее такой интересной, неотразимой притягательной!
фото образ роковой женщины
Роковая женщина всегда разная, она может быть и отстраненной, казаться даже жестокой и тут же перемениться, став сердечной и мягкой.
Такая непредсказуемость - еще одна ловушка для мужчин.
Им же нужно во всем дойти до самой сути, разгадать секрет, и это удерживает их с силой и стабильностью земного притяжения.
Роковые женщины все это знают и умело манипулируют сильным полом. Причем делают это так ловко, как будто неосознанно.
И la femme fatale - редкий, исчезающий вид.
Но, скорее всего, женщины просто забыли об этих приемах. А если вспомнят и возьмут их себе на вооружение, вскруженных голов, разбитых сердец и отчаянных поступков станет гораздо больше.
И если кто-то спросит: «Зачем он это сделал?» ответ будет: «Cherchez la femme».
ОБРАЗ FEMME FATALE – драма с несчастливым финалом
Dr. Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды, руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»Femme Fatale, Роковая Женщина – таинственная, недоступная, одинокая, приносящая несчастье... Этот культовый имидж впервые появляется еще в середине XIX века. Но не в реальной жизни и не в моде, а в литературе.
Со страниц романов
Этот образ придумали французские писатели и драматурги. Они же дали ему имя – Femme Fatale. Это дама, встреча с которой становится роковой для героя сюжета: растраченная казённая касса, преступление, дуэль, тюрьма, самоубийство... Исход всегда фатальный, а не редко и летальный.
Но литературно-исторический персонаж и модный имидж – не одно и то же. С точки зрения сюжета к Роковым Женщинам можно было бы отнести и Клеопатру, приведшую к краху Антония, и набоковскую Лолиту, погубившую жизнь Гумберта, и Настасью Филипповну из романа «Идиот» Достоевского, и Лилю Брик, и Кармен, и даже Снежную Королеву, влечение к которой чуть было не стоило жизни мальчику Каю... В мировой литературе, кинематографе и в реальной жизни найдется немало вампиресс, светских львиц, стерв и скандальных теток, которые погубили жизни многих подкаблучников.
Совсем другое дело – модный имидж Femme Fatale. Для моды сюжета недостаточно, ей нужен визуальный образ. И он появляется уже в XX веке – в Голливуде 1920-30-х годов. А самое совершенное его воплощение создает шведская девушка Грета Гюставсон, вошедшая в историю под именем Греты Гарбо.
Garbo Fatale
Когда современные журналисты бесконечно повторяют переписанную друг у друга фразу: «Грета Гарбо – гениальная актриса XX века», создается впечатление, что они не видели ни одного ее фильма. На мой взгляд, актерская игра Гарбо была, мягко говоря, далека от гениальности: штампы, фальшь, искусственность. Но гениальным был ее образ. Ведь стильный имидж – это такое же произведение искусства как, скажем, картина, симфония или поэма. И это не меньший вклад в культуру цивилизации, чем талантливо сыгранная роль.Грета Гарбо играет плохо, но до чего же сама она хороша! Какая гармония аскетичных черт лица и изысканного ракурса, холодного взгляда и черной линии на усталых веках, низкого голоса и четко очерченных губ! Но главная заслуга Гарбо в том, что ей удалось выразить визуально весь диапазон ассоциативных характеристик имиджа Роковой Женщины: драму, одиночество, холод, недоступность, тайну и обреченность. Все это можно прочесть только лишь в ее лице, даже не вникая в сюжет. Да и сам этот диапазон ассоциаций был создан Гретой Гарбо. Поэтому не будет преувеличением сказать, что она является первой создательницей имиджа Femme Fatale.
До Греты Гарбо это словосочетание имело очень расплывчатый смысл, им называли любой женский образ, в котором была опасность, стервозность или вампиризм. Гарбо навела порядок и своим имиджем внесла в эти слова конкретное содержание. В ее исполнении Роковая Женщина в отличие от Женщины-Вамп, Светской Львицы или Классической Стервы не преследует корыстных целей, не использует мужчин ради денег или власти и не пьет их кровь. Она обрекает их на страдание, потому что сама обречена. А если она и бывает холодна или жестока, то вовсе не из-за дурного характера. В ее прошлом есть некая ужасная тайна, трагическая причина, заставившая ее стать такою. Рок, судьба, фатум.
Роковое влечение
Имидж Роковой Женщины трудно назвать сексапильным или обольстительным. Она холодна, но при этом парадоксально магнетична. Она влечет к себе не обещанием легких наслаждений, но интригующей тайной и предчувствием опасности. Иными словами, яркая неоновая надпись у входа в пропасть «Не приближайся – смертельно опасно!» является лучшей приманкой для романтически настроенных искателей приключений.
Фатальный конвейер
Благодаря Грете Гарбо имидж Femme Fatale становится фантастически популярным и вызывает массу подражаний. Прежде всего, в самом Голливуде – в имидже актрис 1930-х годов: Анны Стен, Таллулы Бэнкхед, Джоан Кроуфорд, Нормы Ширрер и, конечно, Марлен Дитрих. И хотя Дитрих в отличие от Гарбо не обладала безупречностью черт лица, именно она довела этот образ до культового совершенства.
Ради имиджа Femme Fatale, подчинившись диктату режиссера Йозефа фон Штернберга, Дитрих пришлось похудеть на десяток килограммов и сделать пластическую операцию. Кстати, фон Штернберг добавил к арсеналу визуальных средств Роковой Женщины еще один секрет – верхний свет в крупных планах. В луче направленного сверху жесткого света простоватые черты лица Марлен Дитрих превращались в безупречную холодную и таинственную маску.
Марлен ДитрихНо при этом имидж Дитрих не был точной копией Греты Гарбо. В ее исполнении Роковая Женщина приобретает оттенки рафинированной богемной изысканности и томной чувственности, а вместо мелодраматического страдания – какое-то удивительное только ей присущее декадансное безразличие. Ее чуть-чуть насмешливый взгляд будто говорил: «Нет смысла сопротивляться Року. Я обречена. И ты, полюбивший меня – обречен вместе со мной».
Популярность имиджа Femme Fatale привела его также в далекие от Голливуда европейские киностудии. Так, на немецких экранах этот образ воплотила звезда Третьего рейха, шведка по происхождению Цара Леандер. Свой визуально-ролевой образ она практически полностью позаимствовала у Греты Гарбо и Марлен Дитрих. Но в отличие от них Цара Леандер обладала редкой красоты вокалом – низким, чувственным, магнетичным – это позволило ей обогатить образ дополнительными красками и выгодно выделяло ее на фоне многочисленных заокеанских конкуренток.
Femme Fatale по-советски
Роковая Женщина появляется даже в советском кинематографе, правда всего один-единственный раз – в фильме «Цирк» 1936-го года в исполнении Любови Орловой. Поскольку советская труженица не могла быть роковой по определению, режиссеру Григорию Александрову пришлось создать для Орловой соответствующий персонаж: Мэрион Диксон – заграничная цирковая звезда с ужасной тайной в прошлом. Правда, сюжет этого фильма – чуть ли не единственный в истории пример, когда роман с Роковой Женщиной заканчивается хэппи-эндом: Femme Fatale выходит замуж, принимает советское гражданство и меняет имидж на более оптимистичный, маршируя в финальных кадрах фильма по Красной площади в спортивном костюме с песней «Широка страна моя родная».
Не только кинематограф, но и коммерческая мода 1930-х годов подхватывает и тиражирует этот имидж. Он появляется на обложках модных журналов, в рекламе одежды, косметики и духов, на почтовых открытках. Но в реальной жизни образ Femme Fatale «не прижился», ибо следовать ему было слишком хлопотно и непрактично. Зато стало модно воплощаться в Роковых Женщин на фотографиях для семейных альбомов, заимствуя макияжи, технику света, позы и ракурсы у Греты Гарбо, Марлен Дитрих и Любови Орловой.
Уйти, чтобы вернуться
Femme Fatale выходит из моды резко – в 1939-ом году, а виною тому – Вторая Мировая война. Вместо «Женщины, погубившей твою жизнь» в моду входит «Девушка, которая ждет тебя с фронта». Грета Гарбо покидает кинематограф, Марлен Дитрих перебивается ролями во второстепенных комедиях. На киноэкраны, в журналы мод и семейные альбомы приходит новый типаж – круглолицая простушка-хохотушка вроде Бэтти Грейбл в платье в горошек с рукавами-фонариками и в белых носочках. Роковая Женщина на многие годы становится синонимом старомодности.
Чтобы «старое» опять стало «новым» оно должно быть как следует забыто. Это происходит только к 1970-ым годам. Но к тому времени благодаря сексуальной революции человечество уже разучилось умирать от любви. Мелодраматические страсти довоенного кино у нового поколения вызывают лишь улыбку. Зато визуальный образ Femme Fatale опять начал казаться стильным, правда, исключительно в номинации «ретро».
В виде ностальгических стилизаций он опять вернулся в коммерческую моду и шоу-бизнес, где и по сей день занимает одно из самых почетных мест. Видеоклипы Мадонны, фотосессии с Надей Ауэрманн в исполнении Ричарда Аведона и Стивена Мейзеля, театрализованные показы мод Тьерри Мюглера, Джона Гальяно и Жан-Поля Готье без устали эксплуатируют образ Роковой Женщины, внося в него все новые и новые оттенки. Школы стилистов и фэшн-фотографов включают «зачет по Femme Fatale» в свои учебные программы. Что-ж, видимо магнетизм тайны, драмы и одиночества не утратил своей актуальности и в XXI веке.
Элементы визуального образа
Роль
Femme Fatale – один из редких примеров имиджа, в котором визуальный стиль прически, макияжа и одежды является вторичным по сравнению с ролевой составляющей. Она выражается в загадочных взглядах, томных позах, таинственных ракурсах, холодной мимике.Прическа
Цвет волос преимущественно светлый для придания образу хрупкости и женственности. Темный тон также возможен, но он добавит больше тайны и мистики. В форме прически возможны ретро мотивы довоенного гламура.Макияж
Основной тон – бледный, немного болезненный. Рисунок макияжа – чистый и элегантный. Тонкие брови, достаточно яркие губы, очерченные строгим контуром. Главный акцент в макияже – глаза. Они могут быть выделены дымчатыми тенями, накладными ресницами или черной подводкой.Гардероб
К одежде нет жестких требований, однако предпочтительны темные тона и строгие силуэтные линии – достаточно женственные, но без откровенных сексуальных акцентов. Очень важны детали – вуаль на лице, шляпа, бросающая тень на глаза, дымящаяся сигарета.фаталь - это... Что такое фаталь?
фаталь — с. Һәлакәтле, котылгысыз … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
амур фаталь — amour fatal. Роковая, неизбежная, гибельная любовь. Ее идея одна из тех, которые открывают нам главную любовь Ахматовой, амур фаталь. А. Найман Славный конец бесславных поколений. // Октябрь 1997 11 7 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
лом фаталь — См. Ом фаталь … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАМ ФАТАЛЬ — [фр. femme fatale < femme женщина + fatal фатальный, неотвратимый] очаровательная соблазнительница, связь с которой может иметь роковые последствия. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка
фам фаталь — сущ., кол во синонимов: 1 • соблазнительница (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ливр фаталь — * liver fatal. Роковая книга. Le livre fatal блуждала два столетия вдалеке от академий и университетов, попадая то в личное пользование, то в спецхран. А. Авилова Откровение огня. // Нева 1997 3 75 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ом фаталь — * l homme fatal. Это исступленная склонность к самолюбованию, эксцентричность, эта битва Эрнани, это ennui, скука, это taedium vitae, отвращение к жизни.. Это романтический герой бунтарь, l homme fatal, роковой человек, проклятая душа, Корсары,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
фам фаталь — * femme fatale. Роковая женщина. Томная соблазнительница, опасная и коварная, подчеркнуто женственная. Обычно брюнетка с глубоким взглядом темных глаз. Часто с трагической судьбой и роковыми тайнами. Подчеркивает одеждой сексуальную… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
флёр фаталь — * fleur fatale. Фатальный цветок. Именно он то и есть la fleur fatale, которого еще искал ваш прадедушка. 1927. Амфитеатров Жар цвет 436 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Убить Билла — Убить Билла. Фильм 1 Kill Bill: Vol. 1 … Википедия
Убить Билла. Фильм 1 — Kill Bill Volume 1 … Википедия
La femme fatale — роковая женщина
Женщина-вамп, роковая женщина, искусительница — называйте ее как хотите, но суть останется прежней. Сегодняшний материал Stylenews.ru посвящен именно ей — женщине, которая достигла пика в искусстве соблазнителя мужчин и вызова чувства зависти у других женщин.
Словарное определение лаконично и, в то же время, верно: «роковая женщина (фр. la femme fatale) — женский образ, заключающийся в сексапильности и умении манипулировать мужчинами посредством флирта». Согласны вы или нет, у большинства этот образ связан именно с такими ассоциациями, а у некоторых и воспоминаниями. . .
Алые губы, глубокое декольте, дорогой парфюм и взгляд охотницы — атрибуты femme fatale «на веки вечные» или наше время уже внесло в ее образ свои коррективы?
История знает множество примеров женщин, которые стали секс-символами своей эпохи: Лилит, Саломея, Мата Хари, Наталья Гончарова, Лиля Брик, Скарлет О’Хара(в исполнении Вивьен Ли), актрисы Рита Хейворт, Грета Гарбо, Джин Харлоу и Мэрилин Монро. До сих пор для многих нынешних девушек их образ, манера поведения, а порой и судьба являются идеалом.
Известные манипуляторы, хорошие актрисы и психологи, роковые женщины достигают вершин в искусстве флирта и никогда не бывают обделены вниманием мужчин.
Мата Хари, легендарная танцовщица и шпионка, известная многочисленными романами и покровительством самых влиятельных мужчин своего времени.

Мата Хари
Рита Хейворт, создавшая в романтической мелодраме «Джильда» образ раскованной, авантюрной и поистине роковой женщины, ставшая после выхода фильма настоящим секс-символом Америки.

Рита Хейворт
Шерон Стоун, снискавшая славу самой главной соблазнительницы киноэкрана первой половины 90-х годов.

Шерон Стоун
Ким Кэтролл, в нашумевшем «Сексе в большом городе», с ее вариантом femme fatale и именем, ставшим нарицательным — Саманта.

Ким Кэтролл
Итальянская богиня красоты, мечта миллионов мужчин, Моника Белуччи.

Моника Белуччи
Страстная и чувственная испанка Пенелопа Крус в созданных ею образах в «Манолете», «Не уходи», «Разомкнутых объятиях» и других фильмах.

Пенелопа Крус
Всем известные образы, всем известные «роковые женщины». С точки зрения психологов та, кем мечтают стать миллионы женщин, далеко не идеальна. Да, отрицать магнетическое обаяние femme fatale почти так же сложно, как отрицать ее сводящую с ума красоту, сильную энергетику в купе с невероятной харизмой, а также рядом положительных качеств, таких как умение добиваться поставленной цели, острый ум, умение слушать себя и свои желания.
Однако нередко роковая женщина становится заложницей собственного образа, и, как ни парадоксально, ей часто не хватает любви. Об этом говорит история Мэрилин Монро, которая, влюбив в себя столько представителей мужского пола, умерла несчастной, а в приватных беседах личному психотерапевту признавалась, что мужчины уже давно не видят в ней ничего, кроме красивого тела. Кроме того, такая женщина часто бывает одинока, потому что те кто, возможно, могли бы стать ее подругами, чувствуют конкуренцию и бояться идти с ней рядом, в данную минуту или по жизни. По словам психологов, она часто страдает, хоть и прячет подлинные эмоции под маской напускного безразличия — как известно, женщина-вамп почти синоним актрисы. Она играет, и мужчине остается немного вариантов: войти в эту игру и стать добычей или всеми силами противиться чарам соблазнительницы.
Точнее всего эта женщина определила себя в книге «Одиннадцать минут» Пауло Коэльо: «Я — Роковая Женщина, которая атакует неуверенных в себе мужчин и берёт инициативу на себя, так что им уже ничего не нужно делать и не о чем беспокоиться».
Femme Fatale: драма с несчастливым финалом
Femme Fatale, Роковая Женщина — таинственная, недоступная, одинокая, приносящая несчастье… Этот культовый имидж впервые появляется еще в середине XIX века. Но не в реальной жизни и не в моде, а в литературе.
Со страниц романов
Этот образ придумали писатели и драматурги. Они же дали ему имя — Femme Fatale. Это дама, встреча с которой становится роковой для героя сюжета: растраченная казеная касса, преступление, дуэль, тюрьма, самоубийство… Исход всегда фатальный, а нередко и летальный. Но литературный персонаж и модный имидж — не одно и то же. С точки зрения сюжета к Роковым Женщинам можно было бы отнести и Клеопатру, приведшую к краху Антония, и Лолиту, погубившую жизнь Гумберта, и Кармен, и Настасью Филипповну, и даже Снежную Королеву, влечение к которой чуть было не стоило жизни мальчику Каю… В мировой литературе, кинематографе и в реальной жизни найдется немало вампиресс, светских львиц, стерв и скандальных теток, которые погубили жизни многих подкаблучников.
Совсем другое дело — модный имидж Femme Fatale. Для моды сюжета недостаточно, ей нужен визуальный образ. И он появляется уже в XX веке — в Голливуде 1930-х годов. А самое совершенное его воплощение создает шведская девушка Грета Гюставсон, вошедшая в историю под именем Греты Гарбо.
Garbo Fatale
Когда современные журналисты бесконечно повторяют переписанную друг у друга фразу о том, что Грета Гарбо — гениальная актриса XX века, создается впечатление, что они не видели ни одного ее фильма. На мой взгляд, актерская игра Гарбо была, мягко говоря, далека от гениальности: штампы, фальшь, искусственность. Но гениальным был ее имидж. Ведь стильный имидж — это такое же произведение искусства, как, скажем, картина, симфония или поэма. И это не меньший вклад в культуру цивилизации, чем талантливо сыгранная роль.
Грета Гарбо играет плохо, но до чего же хороша она сама! Какая гармония аскетичных черт лица и изысканного ракурса, холодного взгляда и черной линии на усталых вéках, низкого голоса и четко очерченных губ! Но главная заслуга Гарбо в том, что ей удалось выразить визуально весь диапазон ассоциативных характеристик имиджа Роковой Женщины: драму, одиночество, холод, недоступность, тайну и обреченность. Все это можно прочесть только лишь в ее лице, даже не вникая в сюжет. Да и сам этот диапазон ассоциаций был создан Гретой Гарбо. Поэтому не будет преувеличением сказать, что она является первой создательницей имиджа Femme Fatale.
До Греты Гарбо это словосочетание имело очень расплывчатый смысл, им называли любой женский образ, в котором была опасность, стервозность или вампиризм. Гарбо навела порядок и своим имиджем внесла в эти слова конкретное ссодержание. В ее исполнении Роковая Женщина, в отличие от Женщины-Вамп, Светской Львицы или Классической Стервы, не преследует корыстных целей, не использует мужчин ради денег или власти и не пьет их кровь. Она обрекает их на страдание, потому что сама обречена. А если она и бывает холодна или жестока, то вовсе не из-за дурного характера. В ее прошлом есть некая ужасная тайна, трагическая причина, заставившая ее стать такою. Рок, судьба, фатум.
Роковое влечение
Имидж Роковой Женщины даже с натяжкой нельзя назвать сексапильным или обольстительным. Она холодна, но при этом парадоксально магнетична. Она влечет к себе не обещанием легких наслаждений, но интригующей тайной и предчувствием опасности. Иными словами, яркая неоновая надпись у входа в пропасть «Не приближайся — смертельно опасно!» является лучшей приманкой для романтически настроенных искателей приключений.
Впрочем, это описание не является пересказом сюжетов фильмов Греты Гарбо — это лишь ассоциации, которые вызывал у зрителей ее образ, одетый в костюмы и монологи Маты Хари, Маргариты Готье, Анны Карениной, балерины Грушинской или королевы Кристины. При этом главным элементом визуального облика Гарбо были не ее платья или прически, а глаза — точнее, макияж глаз. Четкая черная линия, проведенная по верхнему веку и на несколько миллиметров опускающаяся вниз у внешних уголков глаз. Именно в этих миллиметрах — секрет драматического магнетизма ее взгляда. Страдание, одиночество и изысканный холод были нарисованы на ее лице черным лайнером возле ресниц.
Фатальный конвейер
Благодаря Грете Гарбо имидж Femme Fatale становится фантастически популярным и вызывает массу подражаний. Прежде всего в самом Голливуде — в имидже актрис 1930-х годов: Анны Стен, Таллулы Бэнкхед, Джоан Кроуфорд, Нормы Ширрер и, конечно, Марлен Дитрих. И хотя Дитрих в отличие от Гарбо не обладала безупречностью черт лица, именно она довела этот образ до культового совершенства. Ради имиджа Femme Fatale, подчинившись диктату режиссера Йозефа фон Штернберга, ей пришлось похудеть на десяток килограмм и сделать пластическую операцию. Кстати, фон Штернберг добавил к арсеналу визуальных средств Роковой Женщины еще один секрет — верхний свет в крупных планах. В луче направленного сверху жесткого света простоватые черты лица Марлен Дитрих превращались в безупречную холодную и таинственную маску. Но при этом имидж Дитрих не был точной копией Греты Гарбо.
В ее исполнении Роковая Женщина приобретает оттенки рафинированной богемной изысканности и томной чувственности, а вместо мелодраматического страдания — какое-то удивительное, только ей присущее декадансное безразличие. Ее чуть-чуть насмешливый взгляд будто говорил: «Нет смысла сопротивляться Року. Я обречена. И ты, полюбивший меня, — обречен вместе со мной».
Femme Fatale по-советски
Популярность имиджа Femme Fatale привела его даже в советский кинематограф, правда всего один-единственный раз — в фильме «Цирк» 1936-го года в исполнении Любови Орловой. Поскольку советская труженица не могла быть роковой по определению, режиссеру Григорию Александрову пришлось придумать для Орловой соответствующий персонаж: Марион Диксон — заграничная цирковая звезда с ужасной тайной в прошлом. Правда, сюжет этого фильма — чуть ли не единственный в истории пример, когда роман с Роковой Женщиной заканчивается хэппи-эндом: Femme Fatale выходит замуж, принимает советское гражданство и меняет имидж на более оптимистичный.
Не только кинематограф, но и коммерческая мода 1930-х годов подхватывает и тиражирует этот имидж. Он появляется на обложках модных журналов, в рекламе одежды, косметики и духов, на почтовых открытках. Но в реальной жизни образ Femme Fatale не прижился, ибо следовать ему было слишком хлопотно и непрактично. Зато стало модно воплощаться в Роковых Женщин на фотографиях для семейных альбомов, заимствуя макияжи, технику света, позы и ракурсы у Греты Гарбо, Марлен Дитрих и Любови Орловой.
Уйти, чтобы вернуться
Femme Fatale выходит из моды резко — в 1939-ом году, а виною тому — Вторая Мировая война. Вместо «Женщины, погубившей твою жизнь» в моду входит «Девушка, которая ждет тебя с фронта». Грета Гарбо покидает кинематограф, Марлен Дитрих перебивается ролями во второстепенных комедиях. На киноэкраны, в журналы мод и семейные альбомы приходит новый типаж — круглолицая простушка-хохотушка вроде Бэтти Грейбл или Людмилы Целиковской, в платье в горошек с рукавами-фонариками и в белых носочках. Роковая Женщина на многие годы становится синонимом старомодности.
Чтобы старое опять стало новым, оно должно быть как следует забыто. Это происходит только к 1970-м годам. Но к тому времени благодаря сексуальной революции человечество уже разучилось умирать от любви. Мелодраматические страсти довоенного кино у нового поколения вызывают лишь улыбку. Зато визуальный образ Femme Fatale опять начал казаться стильным, правда, исключительно в номинации «ретро».
В виде ностальгических черно-белых стилизаций он опять вернулся в коммерческую моду и шоу-бизнес, где и по сей день занимает одно из самых почетных мест. Видеоклипы Мадонны, фотосессии с Надей Ауэрманн в исполнении Стивена Мейзеля, театрализованные показы мод Тьерри Мюглера и Джона Гальяно без устали эксплуатируют образ Роковой Женщины, внося в него все новые и новые оттенки. Школы стилистов и фэшн-фотографов включают «зачет по Femme Fatale» в свои учебные программы.
Что ж, видимо магнетизм тайны, драмы и одиночества не утратил своей актуальности и в XXI веке.