Дизайн архитектурной среды что это такое кем работать


Дизайн архитектурной среды – что это такое, кем работать

Возникновение самостоятельного направления дизайн среды произошло в середине двадцатого века. Неразрывная связь с областью архитектуры и спецификой дизайнерских исследований дает возможность формировать гармоничное пространство для жизни человека.

Цель архитектурного дизайна

Цель дизайна, это применение разнообразных методов, современных материалов и технологий позволяющих вносить изменения в окружающую среду и предметы.

Создание комфортных и эстетичных условий для проживания в квартирах и домах и работы на предприятиях.

Человеку требуется комфорт и безопасность. Люди любят находиться в местах с красивым интерьером, удобных для работы и отдыха. Дизайнерский подход позволяет внести гармонию и законченность в оформление помещений. Это создает комфортные условия для работы персонала и приятного отдыха посетителей.

Направления развития дизайна и средства работы

Развитие дизайна архитектурной среды происходит в следующих направлениях:

  • Дизайнерские работы жилых помещений – оформление фасада здания, его внутреннего интерьера и ландшафта прилегающей территории.
  • Интерьер общественных помещений – офисов, банков, магазинов, заключается в создании соответствующего имиджа и привлекательности для клиентов.
  • Дизайн промышленных зданий и сооружений, это эргономический подход к созданию оптимальных условий производительной работы работников предприятий.
  • Дизайн выставок и выставочных стендов. Это правильное использование возможностей помещения для размещения предметов экспозиции, выгодное использование цвета и световых решений.

Процесс дизайна требует творческого подхода и соответствия требованиям заказчика. Для этого используются световые эффекты, гамма цветовых сочетаний, рисунок и фактура поверхностей. Работа дизайнера, это использование эргономических факторов, для создания необходимых условий работы и отдыха и эстетических условий, которые позволяют реализовать потребность заказчика в красоте.

Где работают специалисты дизайна архитектурной среды?

Выпускники факультета реализуют себя как:

  • дизайнеры интерьера;
  • светодизайнеры;
  • дизайнеры мебели;
  • реставраторы;
  • менеджеры архитектурных проектов.

Дизайнерам интерьера предстоит заниматься обустройством помещений с целью повышения их эстетики и внутренних работ по грамотному размещению предметов интерьера. Проектированием отделочных работ, освещения, вентиляции и акустики.

Обязанностями специалиста будет разработка решений по планировке объекта с учетом климатических условий, архитектурных задач и предназначением помещений. Составление технических заданий и проектной документации. Подбор необходимого оборудования и материалов. Ведение объекта на всех этапах работы.

Цель работы светодизайнера – это гармоничное сочетание возможностей освещения с пространством помещения, его поверхностями и цветом. Он руководствуется знаниями о возможностях, которые дает искусственное и дневное освещение. Понимает, как может свет влиять на восприятие текстурных поверхностей и форм предметов. Использует игру света в реализации цветовых решений.

Сфера деятельности, это интерьерное, архитектурное и ландшафтное освещение. От специалиста требуется четкое понимание архитектурного стиля и психологического воздействия света на организм человека. Знание стандартов и норм, связанных с вопросами освещения, а также технологий и оборудования в сфере светового дизайна.

Дизайнеры мебели – это специалисты с навыками конструкторов и дизайнеров. Они работают в составе дизайн-студий или в тесном контакте с ними. Основные заказы, это мебель соответствующая выбранному стилю заказчиков определенных размеров. Такие комплекты практически невозможно приобрести в готовом виде.

В задачи дизайнера входит разработка 3D-проекта, который состоит из чертежей, размерной сетки и виртуального изображения отдельных моделей заказанного комплекта.

Реставраторы архитектуры восстанавливают первоначальный внешний и внутренний вид сооружений с последующей консервацией, которая обеспечит сохранность объекта.

Менеджеры архитектурных проектов – это руководители среднего звена, ответственные за обеспечение и управление проектов, с целью сокращения сроков их реализации и уменьшения возможных рисков.

Чем привлекательна работа в архитектурном дизайне?

В первую очередь это профессия востребована на современном рынке труда. В отличие от рутинной работы, здесь присутствует постоянная новизна и возможность реализации творческого потенциала. И хороший бонус – высокая оплата, так как заказы по дизайну делаются достаточно состоятельными людьми.

Где изучать дизайн архитектурной среды

В России преподается специальность «Дизайн архитектурной среды», ее можно получить в 31 вузе. Как показывает статистика, у студентов она не очень востребована — может быть, из-за отсутствия интереса к направлению, сложности обучения или невысокой заработной платы — в среднем 60–80 тысяч рублей в месяц (по данным опубликованных в 2018 году вакансий).

За рубежом работать в архитектурной сфере гораздо престижнее: зарплата в 5 раз выше и практически все выпускники находят работу.

Статистика портала www.money.usnews.com

Рейтинг специальностей на портале www.vuzoteka.ru

Анна Гуляева,консультант по творческим специальностям

Образование в сфере дизайна архитектурной среды лучше получать в Италии — здесь зарождаются мировые тренды творческих направлений. В Милане учились Ренцо Пиано, Альдо Росси, Марио Беллини и другие известные архитекторы. Сегодня итальянские вузы дают не только передовое образование, но и стажировки в крупных компаниях, возможность трудоустройства, полезные связи среди однокурсников и профессионалов индустрии.

Дизайнер среды

Дизайнер среды — это специалист по комплексному дизайну пространства и интерьера, окружающего человека. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Дизайнер преобразует не только внешний вид окружающей среды и предметов, но и создаёт гармонию между их внутренней сутью и  функциональностью. Это относительно новая и очень перспективная профессия, возникшая на стыке двух традиционных наук — архитектуры и прикладного искусства.

Дизайн среды как отдельное направление возникло в середине 20 века, когда психологами было отмечено сильное воздействие окружающей среды на психику, эмоциональное состояние и даже мироощущение человека. Большинство населения России живёт в городах, поэтому так важно с помощью дизайнерских средств сформировать максимально приятные для жизни человека условия. Дизайн среды справедливо называют «искусством преображения среды обитания человека», а дизайнера среды — «творцом окружающего мира».

Дизайн среды в связи с этим развивается в трёх направлениях:

  • дизайн жилых помещений;
  • дизайн общественных помещений;
  • дизайн выставочных стендов.

Средства работы дизайнера — творческое применение цвета, освещения, рисунка, фактуры в оформлении пространства. Так, например, для создания спокойной и уютной атмосферы в домашних условиях дизайнеры чаще используют пастельные тона, приглушенный свет, мягкие линии. Но для оформления развлекательных заведений или выставочных стендов предпочтительнее насыщенные контрастные цвета, яркое освещение, бросающиеся в глаза формы. Дизайнерское оформление магазина требует чёткости и систематизации в навигации, чтобы покупатели легко ориентировались при поиске нужных товаров. И в следующий раз с удовольствием вернулись в этот магазин.

Всем этим премудростям дизайнеров среды обучают на специальных факультетах вузов или курсах. Профессиональная деятельность дизайнера среды учитывает и такие аспекты как  экономические, эргономические и стилистические. Эргономические факторы используются для создания комфортных условий и высокого качества деятельности. Эстетические - удовлетворяют потребность людей в красоте. Стилистические аспекты — индивидуальные потребности пользователей. 

Дизайн жилых помещений подразумевает не только  украшение дома, но и разработку и воплощение красивого и функционального интерьера, а также окружающего ландшафта. В данном случае дизайн призван обеспечить условия для расслабления и комфорта с учетом вкусов хозяев.

Дизайн общественных помещений — офисов, банков, магазинов, развлекательных заведений рассчитан на другое: максимально выделить престиж заведения и его высокий статус, быть ярким и привлекательным для большого количества людей, с целью приносить прибыль владельцам. Но здесь есть свои особенности. Банкам по статусу полагается быть солидными, строгими, внушающими доверие. Ресторанам и кафе предпочтительнее более фривольное оформление.

Дизайн выставочных стендов представляет собой особый архитектурный и декоративный стиль в духе тематики выставки, где большое значение имеют функциональное размещение экспонатов, световое освещение и цветовое решение.

Дизайнер среды — профессия творческая, но надо всегда помнить о том, что в этой сфере деятельности всё создаётся ради конкретного заказчика, а не только ради искусства. Во главе угла стоят вкусы и потребности человека. Дизайнер может только предлагать свои идеи и обсуждать их с заказчиком.

Особенности профессии

Деятельность дизайнера среды состоит из пяти основных этапов:

  1. Разработка концепции дизайн-проекта и составление технического задания.
  2. Подготовка рабочей документации.
  3. Подбор оборудования, отделочных материалов, освещения, мебели и т. п.
  4. Авторский надзор за выполнением отделочных работ по проекту.
  5. Декорирование помещений.

Каждый этап включает в себя множество видов работ. 

На первом этапе происходит:
  • разработка обмерочного плана и собственно обмерочные работы;
  • формирование опросного листа, составление техзадания;
  • разработка нескольких вариантов перепланировки и зонирования пространства, установки сантехники, оборудования, мебели.
На втором этапе подготовки рабочей документации составляются конкретные планы по:
  • расстановке мебели, сантехники;
  • демонтажу и монтажу перегородок;
  • схеме подключения электричества, размещения розеток и выключателей, приборов, верхнего света;
  • установке дверей;
  • утепленным и декоративным полам.
Третий этап включает в себя:
  • оформление спецификации мебели, светильников, сантехники, дверей, отделочных материалов;
  • составление сметы на все используемые материалы;
  • компьютерную визуализацию решений дизайн-проекта.
Четвертый этап

Четвертый этап заключается в надзоре за всеми видами работ по дизайн-проекту.

Пятый этап

Пятый этап - декорирование помещений — это последний штрих в работе, как вишенка на торте: целый комплекс работ, который включает выбор картин, ковров, текстиля, подушек, ваз, скульптур, сервизов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность  реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров среды высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.

Минусы:

Несовпадение вкусов заказчика и художественного видения дизайнера, необходимость долго убеждать заказчика в дизайнерском решении либо подстраиваться под его желания.

В период авторского надзора возникает необходимость посещать стройплощадки, которые по определению являются травмоопасными и возможно отравление строительной пылью.

Материальная ответственность профессии по подбору отделочных материалов накладывает дополнительные обязанности.

Место работы

  • дизайн-студии;
  • архитектурные организации;
  • мебельные салоны и магазины.

Важные качества

  • пространственное воображение;
  • развитый художественный вкус;
  • креативное мышление;
  • умение создавать интерьер по словесному описанию;
  • внимание к деталям;
  • абстрактное мышление;
  • чувство стиля, гармонии и симметрии;
  • коммуникабельность.
Профессиональные навыки:
  • знание художественных стилей, основ композиции, законов современного дизайна и закономерностей визуального восприятия;
  • владение технологиями цифрового проектирования и программами 3D Studio Max, V-ray, AutoCad, AchiCad, Maya, Adobe Photoshop;
  • знание теории и методов моделирования архитектурно-дизайнерского проектирования;
  • знание современных стройматериалов, конструкций и технологий;
  • владение разными средствами выражения архитектурных идей (графическими, вербальными, макетными, компьютерными, видео и т. д.).

Оплата труда

Ступеньки карьеры и перспективы

Перспективы карьерного роста дизайнера среды связаны с повышением квалификации в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации.

Профессиональный рост дизайнера среды может быть связан с получением опыта работы в крупных дизайнерских фирмах, приобретением авторитета у специалистов, после чего открываются широкие перспективы в плане создания собственного дела.

Интересные факты о профессии

Дизайн среды — это создание мощных художественно-психологических факторов, воздействующих на человека. Позитивный дизайн среды возвышает человека, негативный — унижает и разрушает (например, обстановка тюрем).

В современном мире дизайн среды должен нести высокое и прекрасное художественное содержание и позитивную созидательную энергию.

Основные принципы современного дизайна среды:

  • созидание позитивной среды, возвышающей человека;
  • каждый объект среды (здание, интерьер, элементы декора, вид из окна) должен быть генератором радости, вызывать положительные эмоции и чувства;
  • если существуют какие-то неизбежные неприятные моменты, принятие мер по их нейтрализации или снятию дискомфорта;
  • среда должна быть гибкой, легко адаптируемой под нужды человека, для которого она создаётся;
  • создание многовариантной среды, способной легко видоизменяться в соответствии с модой и техническим прогрессом;
  • среда по возможности должна быть универсальной: обязателен максимум свободных площадей (до 50% пространства помещения должно быть свободным); максимум розеток, электроразводок для моментальной смены обстановки в случае необходимости; минимум капитальных перегородок для перепланировки пространства;
  • упрощение всевозможных коммуникаций — транспортных, пешеходных, инженерно-технических, информационных;
  • устранение конфликта между Природой и техногенной средой;
  • максимально возможная гуманизация механических и тупых процессов труда, которые превращают человека в автомат.

Автор статьи: Флюра Ягофарова

Специальность "Дизайн архитектурной среды" (бакалавриат)

Дизайн архитектурной среды

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза

Дополнительным испытанием в московских вузах является экзамен по черчению.

Увлекательная и общественно полезная работа по созданию, преобразованию или сохранению архитектурной среды в первую очередь является проектной деятельностью. Но она предполагает также творческие навыки, так как в процессе создания проекта используются все доступные художественные средства.

Специальность 07.03.03. «Дизайн архитектурной среды» является сравнительно молодой. Она зародилась на границе архитектуры и дизайна. Это предполагает, что в проектировании максимально используются разнообразные методы, материалы и технологии, чтобы предметные формы составили гармоничное пространство для человеческой жизни.

Условия поступления

Основная цель обучения для студентов – стать специалистом, который будет ловко оперировать полученными знаниями и навыками. Но при этом от него требуется масштабность мышления, умение мыслить пространственно, погружаться в проект, не забывая о его различных составляющих. В основе всего лежит точность исчислений, поэтому у абитуриента обязательно проверяется уровень знания точных наук.

Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вузы:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • история.

Поскольку работа дизайнером архитектурной среды не обходится без творческой составляющей, дополнительно у бывшего школьника проверят его достижения в черчении, умение выполнять объемные геометрические композиции или же рисунки архитектурных деталей.

Будущая профессия

Молодой специалист сможет работать над задачами особого типа. В них требуется комплексный подход, синтез дизайна и архитектуры, использование различных методик, материалов и технологий. Для решения подобных вопросов нужна масштабная предпроектная работа с анализом, подсчетом экономической стоимости проекта. Выпускник курса одинаково успешно сможет реализовать себя в строительстве жилых, социально-культурных, индустриальных объектов.

Куда поступать

Для освоения этой профессии можно выбрать следующие вузы:

  • Российский университет дружбы народов;
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица;
  • Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
  • Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия.

Срок обучения

Длительность курса обучения бывает разной в зависимости от формы обучения. Бакалавром можно стать спустя пять лет на очном факультете. Заочная, смешанная либо вечерняя форма предлагает шестилетнюю учебу.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В комплекс изучаемых предметов входят:

  • физика архитектурная,
  • проектирование архитектурное и дизайнерское,
  • инженерные системы и оборудование,
  • конструкции в дизайне и архитектуре,
  • материалы и композиции,
  • экология среды,
  • предметное наполнение,
  • начертательная геометрия.

Приобретаемые навыки

Бакалавр по специальности 07.03.03 сможет владеть в полной мере такими навыками:

  1. Формирование архитектурно-дизайнерских идей.
  2. Решение пространственных задач по формированию среды: в природном комплексе, в помещении, в городе и другом населенном пункте.
  3. Создание проектов экстерьера и интерьера.
  4. Оформление садово-парковых ансамблей.
  5. Организация цветовой и световой среды.
  6. Поиск оптимальных материалов, технологий, выбор конструкций.
  7. Экономические расчеты, оценка стоимости проекта.
  8. Согласование проекта с инстанциями и заказчиком.
  9. Авторский надзор.
  10. Дизайн и реставрация исторической среды с использованием современных и исторических материалов.
  11. Разработка эксклюзивной мебели.
  12. Преподавание: занятия по теме для школ, профессиональных лицеев и колледжей.
  13. Свободное общение на иностранном языке.

Перспективы трудоустройства

Закончив бакалавриат по направлению «Дизайн архитектурной среды», можно рассчитывать на широкие перспективы в плане трудоустройства.

Выпускник может выбрать, кем работать, в зависимости от его талантов и понимания профессиональных задач. Он одинаково успешно войдет в коллектив государственной организации или частной фирмы. Это может быть мебельное производство, архитектурное бюро, мастерская дизайна.

Должности, которые сможет занимать бывший студент:

  • дизайнер-архитектор,
  • реставратор,
  • специалист по облицовке,
  • специалист по отделке,
  • дизайнер мебели,
  • дизайнер освещения,
  • дизайнер интерьера,
  • дизайнер ландшафта.

Уровень оплаты труда специалиста достаточно высокий. В государственных структурах можно рассчитывать на минимальную зарплату в 30 тысяч рублей. В частных фирмах минимум стартует от 50 тысяч. Многие дизайнеры предпочитают работать сдельно: тогда заработки выше, но не всегда стабильные. Чем известнее имя специалиста, тем больше он зарабатывает.

Преимущества обучения в магистратуре

Выбрав это увлекательное направление для обучения, можно продолжать освоение дизайнерской сферы в магистратуре. Это предполагает конкретную практическую работу, во время которой происходит наработка ценного опыта в процессе руководства проектными разработками и выполнения исследовательских поисков.

Также магистратура включает в себя тестирование и анализ пространства, его основные параметры и объекты. Студент учится оценивать проекты: насколько они прибыльные и окупаемые. Он знакомится с юридическими азами, которые необходимы в работе, участвует в спорах и обсуждениях, обучаясь их урегулированию и поиску компромиссного решения.

Профессия Дизайнер архитектурной среды

Дизайнер архитектурной среды — это специалист сферой деятельности которого является разработка предметно-пространственной модели архитектурного окружения с последующей полной интеграцией в нее объектов с различными функционально-коммуникационными особенностями.

  • Краткий обзор
  • Скачать резюме
Зарплата от 70 000 рублей
График работы Полная занятость
Образование Высшее Колледж Курсы
Спрос на рынке 26 открытых вакансий
Возраст кандидатов ~ 27 — 30 лет

Таблица 1. Краткий обзор профессии

К должностным инструкциям дизайнера архитектурной среды относят такие обязанности :

  • Коммуникативная составляющая между заказчиком и подрядчиком.
  • Реализация концепции проекта и технических заданий.
  • Компьютерное моделирование среды.
  • Адаптацию разнообразия элементов и материалов для реализации проекта в утвержденных рамках.
  • Курирование работы других специалистов, контроль над соблюдением технического задания и творческой идеи.

Средняя зарплата по России – 70 тыс. рублей.

Москва

В Москве специалист в данной профессии может зарабатывать от – 100 тыс. рублей.

СПБ

Зарплата дизайнера архитектурной среды в СПБ начинается от– 70 тыс. рублей.

Другие регионы

Варьируется от 25 до 200 тыс. рублей.

Средняя по СНГ

Заработная плата по вакансии составляет – 50 тыс. рублей.

В перспективе

Зарплата зависит от опыта, квалификации специалиста, региона и места работы. Можно получать до 200 тыс.

  • Россия 22
  • Москва 14
  • Беларусь 4
  • Минск 4
  • Томская область 2
  • Санкт-Петербург 2
  • Украина 1
  • Киев 1
  • Казахстан 1
  • Алматы 1
  • Новосибирская область 1
  • Свердловская область 1
  • Республика Татарстан 1
  • Вологодская область 1

Требования к кандидату:

  • высшее профильное образование;
  • знание основ колористики и дендрологии;
  • соответствующие личностные качества и профессиональные навыки;
  • знание основ экологии и эргономики.

Нужно получить высшее образование и пройти дополнительные курсы по узкому профилю. Специальность «Дизайнер архитектурной среды». Или можно получить смежное архитектурное или художественное образование и пройти дополнительные курсы подготовки для работы дизайнером архитектурной среды.

ВУЗ

Стоимость обучения / в год Время обучения

Бюджет

Московский архитектурный институт

280 000 рублей 5 год 13

Российский университет дружбы и народов

217 000 рублей 5 год

9

Российская международная академия туризма 217 000 рублей 5 год

нет

Таблица 2. Средняя стоимость обучения в год.

Средняя стоимость обучения 120 тыс. рублей.

Колледж

Стоимость обучения / в год Время обучения

Бюджет

Колледж архитектуры и строительства № 7

120 000 рублей 3 года 25
Московский колледж архитектуры и градостроительства 120 000 рублей 3 года

50

Таблица 3. Средние цены и условия прохождения курсов повышения квалификации.

Стоимость курсов зависит от продолжительности и спикеров. В среднем до 120 000 рублей за месяц.

Курсы

Цена Срок обучения

Online

obe.ru

190 000 рублей 1 год нет
shad.ru 98 000 рублей 9 месяцев

нет

Таблица 4. Стоимость курсов повышения квалификации

Профессиональные навыки и личностные качества:

  • знание теории дизайна, закономерностей восприятия;
  • знание основ композиции;
  • умение работать в компьютерных программах для моделирования;
  • умение презентовать проект, доступно описать;
  • знание особенностей, стоимости материалов, работ;
  • творческое, перспективное, пространственное мышление;
  • понимание особенностей благоустройства;
  • умение работать с фактурами, светом;
  • чувство вкуса, стиля;
  • клиентоориентированность;
  • умение найти индивидуальный подход;
  • стрессоустойчивость;
  • креативность;
  • внимательность;
  • коммуникабельность;
  • тяга к новому;
  • дисциплина, организаторские способности.

Средний возраст специалиста – 27 лет.

Рис. 2: Средний возраст

Опыт работы

Многие компании готовы принять специалиста без стажа, но большинство работодателей требуют наличия трудового опыта от года до трех лет.

Диаграмма 3. Необходимый опыт для трудоустройства

Условия работы

Специалист работает в офисе, удаленно или на фрилансе. В каждом случае необходимо периодически выезжать на объект, встречаться с клиентами, другими специалистами. Деятельность проходит в условиях повышенной ответственности.

Карьерный рост

Профессиональный рост подразумевает повышение квалификации, смену места работы, открытие своего дела.

Отзывы о вакансии

Игорь (26 лет):

«Это творческая, востребованная профессия. Специалисты отмечают, что привлекает разнообразие работы, возможность личностного, творческого роста, высокий доход, свобода для самореализации. К минусам профессии относится риск противоречия взглядов и вкусов заказчика и дизайнера. Нужно уметь находить компромиссы или уступать. Кроме того, работа предполагает материальную ответственность.»

Кем можно работать с образованием в данной специальности

Можно работать дизайнером жилых и общественных помещений, оформлять выставки. Или быть сотрудником дизайнерской студии, строительной организации, магазина, салона мебели. С таким образованием принимают на вакансию архитектора ландшафтов дизайнера интерьеров.

Открытые вакансии

«дизайн архитектурной среды»: обучение профессия и кем работать - Студиорум

Дизайн архитектурной среды подразумевает получение студентами навыков по проектированию, строительству жилых домов. Обучение доступно на бюджетной либо платной основе.

Что такое дизайн архитектурной среды

Подробнее рассмотрим особенности обучения. Такой курс, как “Дизайн архитектурной среды”,во многих учебных заведениях предлагают как вариант постдипломного дополнительного обучения. Диплом выдается стандартного образца, то есть полностью отвечает всем стандартам образования. В программе курса предполагается не только сам дизайн архитектурной среды, но и иные дополнительные дисциплины.

Продолжительность обучения

Кафедра дизайна архитектурной среды предлагает слушателям теоретические знания. Обязательным условием является применение при строительстве разных строительных и отделочных материалов. Предполагается также выполнение студентами практического дизайна архитектурной среды в виде проекта коттеджа.

Завершающий этап обучения предполагает дизайн архитектурной средыв комбинированном типе:

  • с комплексным архитектурно-дизайнерским проектом коттеджа и его интерьеров;
  • с полноценным ландшафтным дизайном земельного участка;
  • с экономическими расчетами по создаваемому проекту

Все обучение осуществляется за 7 месяцев.

Документы об обучении

Если вы желаете получить специальность “дизайн архитектурной среды”, факультет можно найти в нескольких вузах. Выбор государственного учреждения гарантирует получение официальных документов, а также удостоверения установленного образца о прохождении специальной подготовки.

О квалификации архитектора-дизайнера

Квалификацию “дизайн архитектурной среды” вузы предлагают получить на бюджетной или платной основе. Именно профильные учебные заведения позволяют готовить специалистов высокого уровня, которым присваивается квалификация «архитектор-дизайнер». Данная специальность указана в документе.

Профессионалы, у которых дизайн архитектурной среды – специальность, востребованы в разных областях строительства.

Что входит в квалификационную характеристику выпускника

Обладатели диплома со специальностью «Дизайн архитектурной среды» должны понимать, что именно архитектура является той областью деятельности человека, в которой присутствуют элементы и духовные, и материальные. Дизайнер обязан умело сочетать результаты научных исследований со сложившимися традициями, умело оперировать новыми материалами и технологиями.

О сферах профессиональной деятельности выпускников дизайнерских факультетов

В качестве объектов профессиональной деятельности дипломированных специалистов рассматривается новая либо реставрируемая (реконструируемая) среда. В качестве такой среды можно рассматривать квартал, отдельное здание, интерьер, город, комплексы производственного либо общественного назначения.

При создании таких объектов должны использоваться вербальные, объемные, цифровые модели.

Варианты профессиональной деятельности дизайнеров-выпускников

Фундаментальная и специальная подготовка, утверждённая Министерством образования РФ, предполагает несколько основных видов деятельности будущих специалистов:

  • проектно-исследовательскую;
  • научно-исследовательскую;
  • экспертную;
  • управленческую и организационную

Что касается конкретных видов деятельности, то они определяются с учетом содержания образовательной программы, выбранной учебным заведением.

О задачах профессиональной деятельности дизайнера

Выпускники, получившие квалификацию дизайнера, разрабатывают, а также осуществляют технические работы, связанные с разработкой проектов разного назначения, создания генеральных планов городов.

Именно дипломированный профессионал выполняет все согласования с государственными органами власти, вносит корректировки в планы проектов, а также следит за исполнением всех нормативов, принятых в строительной отрасли.

Выпускником дизайнерского вуза выполняется полный предпроектный анализ, работы по выявлению самого рационального и перспективного способа строительства.

Дизайнер обязан искать перспективные экономические, экологические, социальные, инженерно-конструктивные, композиционно-художественные решения по каждому индивидуальному проекту.

Именно выпускник дизайнерских кафедр отвечает за составление всех экономических и инженерных обоснований, проведение расчетов, подбор количества и состава оборудования.

Дизайнеры-архитекторы определяют объем монтажных и строительных работ, готовят материалы для того, чтобы заключить с заказчиком договор.

Кафедра дизайна архитектурной среды выпускает специалистов, которые способны выполнять рабочие чертежи, делать макеты, используя теоретические и практические знания по нескольким дисциплинам.

Заключение

Выпускник, имеющий в дипломе специальность «Дизайн архитектурной среды», старается систематически повышать уровень своих знаний, знакомится с отечественным и зарубежным опытом строительства и дизайна. Помимо строительства, выпускники таких кафедр могут выполнять реставрационные работы архитектурных объектов любой степени сложности.

Обладатель диплома дизайнера обязан владеть всеми приказами, постановлениями, распоряжениями, иными нормативными документами, без которых невозможно строительство и реставрация.

Основные квалификационные требования к выпускникам дизайнерских кафедр

Дипломированный специалист, имеющий квалификацию дизайнера либо архитектора, обязан решать следующие задачи: проводить исследования в сфере архитектуры, создавать и обосновывать архитектурные проекты и проектные концепции, разрабатывать собственные проекты, изучать проектную документацию. У всех выпускников есть возможность дальнейшего повышения квалификации, освоения смежных дисциплин по дополнительным программам.

Источник: http://.ru/article/235477/kak-poluchit-spetsialnost-dizayn-arhitekturnoy-sredyi

О кафедре «дизайн архитектурной среды»

Становление любой специальности (до момента стабильного развития) происходит в течение 25 лет. В историческом масштабе времени это всего лишь миг. 

В 1993-1994 гг. решался вопрос об открытии новой творческой специальности в Хабаровском государственном техническом университете.

На многочисленных заседаниях кафедр, методических семинарах обсуждались все направления в дизайне и, в результате, остановились на специальности «Дизайн архитектурной среды» по направлению «Архитектура». Это было всем ближе и понятнее.

Сложившейся педагогический состав кафедры «Основ архитектуры и изобразительного искусства» (заведующая кафедрой Лучкова Вера Ивановна) принимает историческое решение об открытии новой специальности. Первый набор состоялся в 1995 г. В то время существовали проблемы с набором на все специальности.

Конкурс при поступлении на специальности «Дизайн архитектурной среды» и «Архитектура» был 1 человек на место. Первая группа ДАС-51 быстро выучила слово «дизайнер» и поняла, «что архитектор – это престижно, дизайнер – это модно».

Обучение студентов несколько лет шло в режимах эксперимента и импровизаций – выбор тем курсовых и дипломных проектов, учебные практики, спецдисциплины. Значительную роль в становлении специальности сыграли ведущие преподаватели кафедры (Горсткова Е.И., Ерошенко Н.М., Хоменко Т.Л., Жуланов А.С.).

Структура кафедры была сложной – 1-3 курсы архитекторов, 1-6 курсы дизайнеров, в состав подразделения входили дизайнеры, архитекторы, художники. В конце ХХ века стала острая необходимость в реорганизации кафедр. В 2000 г.

образовались кафедры «Дизайн» (заведующая кафедрой Козыренко Наталия Ефремовна), «Архитектура» (заведующая кафедрой Кулинич Ирина Юрьевна), «Изобразительное искусство» (заведующая кафедрой Лебедева Галина Васильевна). 

В течение 8 лет сложился стабильный состав кафедры, состоящий из кандидатов наук, членов Союза архитекторов России. Престижным в последнее время стало после обучения оставаться работать на кафедре (Ильин К.С., Кикоть Е.А., Пятков С.В., Борисова О.В.).

О высоком профессиональном уровне преподавателей свидетельствуют многочисленные награды международных, всероссийских, региональных конкурсов. Преподаватели кафедры принимали участие в проектировании и строительстве Русской улицы в Даляне (авторский коллектив Лучкова В.И., Крадин Н.П., Козыренко С.М., Ризин А.В., КНР, 2000 г.

), участвовали в международных конкурсах на проектирование Русских дач и видовой площадке на Солнечном острове (Козыренко Н.Е., Ерошенко Н.М., Горсткова Е.И., Баклыская Л.Е., Рачек Е.П., Козыренко С.М., Кикоть Е.В., Коротких Д.В., Харбин, КНР, 2002 г.), на эскиз торгового центра района Сан Бэй (Козыренко Н.Е., Козыренко С.М.

, Харбин, КНР, 2005 г.), реконструкцию ресторана «Миниатюр» (Козыренко Н.Е., Лисик О., Харбин КНР, 2005 г.), проспекта Дружбы, гостиницы «Модерн», площади Наводнения (Козыренко Н.Е., Иванова А.П., Харбин, КНР, 2007-2008 гг.). Работа преподавателей отмечена на региональных фестивалях «Зодчество-ДВ» (Пятков С.В., Кикоть Е.В.

, Рачек Е.П.), правлением Хабаровского отделения Союза архитекторов России (Козыренко С.М.)

Традиции, сложившиеся при становлении специальности «Архитектура» были продолжены на новой кафедре.

Прежде всего, это тесная связь с отраслью – привлечение ведущих архитекторов и дизайнеров к работе Государственной аттестационной комиссии,  рецензирование выпускных квалификационных работ, проведение проектной практики в фирмах и проектных институтах города, проведение творческих Олимпиад по специальности и конкурсов на лучшие курсовые работы по архитектурно-дизайнерскому проектированию. Традицией стало завершать учебный год участием в региональном фестивале «Зодчество-ДВ» и начинать учебный год участием в международном смотре-конкурсе по специальности «Архит­ектура» и «Дизайн» (МООСАО).

Новым направлением кафедры «Дизайн» стало выполнение курсовых  и дипломных проектов по реальным заказам, участие в конкурсах на проектирования.

Наиболее крупные проектные работы совместно со студентами выполнены для ООО «Баярд» (входная группа в торговом центре на ул.

Пионерская), ООО «Аэрофлот» (операционный зал), администрации порта Ванино (Мемориальный комплекс «Я помню Ванинский порт»), ООО «Восторг» (торговый центр на ул. Суворова).

С 1997 г. на кафедре работает аспирантура по направлению 18.00.01. – история и теория архитектуры и градостроительства. Основные научные направления в работе кафедры – градостроительство в регионе в переходный период (Козыренко Н.Е.), стилистические особенности архитектуры на Дальнем Востоке и в северо-восточном Китае (Баклыская Л.Е., Иванова А.П.

, Охотникова Ю.В.), колористические особенности архитектуры (Горсткова Е.И.). По этим направлениям написано статьи, сделаны доклады и выступления на международных и российских конференциях. Научные исследования поддержаны Российским гуманитарным научным фондом и фондом междисциплинарных исследований в общес­твенных науках (Томский МИОН) – Козыренко Н.Е.

Значительную учебно-методическую помощь в становлении специальности «Дизайн архитектурной среды» оказывает Учебно-мето­дическое объединение (Московский архитектурный институт, кафедра «Дизайн»).

За последние пять лет выпущены учебники и учебные пособия по всем профессиональным и специальным дисциплинам. Председатель объединения доктор архитектуры, профессор Ефимов А.В.

принимает активное участие в работе кафедры – чтение лекций, участие в конференциях и в работе ГАК в качестве председателя. 

Кафедра поддерживает контакты с региональными дизайнерскими школами (Амурский государственный университет, Дальневосточный государственный технический университет, Якутский государственный университет и т.д.) – проведение учебно-методических семинаров, орга­ни­зация, проведение и участие в международных форумах («Новые идеи нового века» – Хабаровск, «Пигмалион», «АРХидея» – Владивосток). 

С 2004 г. началась подготовка к переходу к двухступенчатой системе образования по программам «бакалавриат» и «магистратура». Первый вы­пуск бакалавров состоялся в 2007 г. 

На основании решения Ученого совета университета №001/54 от 26 февраля 2013 года кафедра «Дизайна» была переименована кафедру «Дизайна архитектурной среды».

Источник: http://pnu.edu.ru/faculties/full_time/fad/d/about/

Специальность: 290200 «Дизайн архитектурной среды» Квалификация

Специальность: 290200 « Дизайн архитектурной среды»

Квалификация: Архитектор-дизайнер

Формы обучения: очная (6 лет)

Выпускающая кафедра: «Архитектура и дизайн»

Вступительные экзамены: Русский язык (ЕГЭ);

Математика (ЕГЭ);

Искусство (рисунок, композиция,

черчение)

Дизайн архитектурной среды – особый вид деятельности в области искусства проектирования процессов жизнедеятельности, формирования средового пространства, изобретение и проектирование элементов и систем оснащения и благоустройства, лежащий на стыке таких областей художественного творчества, как архитектура и дизайн.

Дизайн архитектурной среды – это проектирование комплексных средовых архитектурных объектов с позиции взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственным и социально-культурным окружением.

Дизайн архитектурной среды – область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры, синтезирующая в себе результаты, средства, способы и методы науки, техники, искусства, производства и потребления, и направленная на комплексное формирование среды внутренних пространств, зданий и сооружений, а также средового объекта в городе и на селе.

Объектом профессиональной деятельности специалистов дизайна архитектурной среды является предметно-пространственная среда обитания человека с ее компонентами (пространства городов и поселений с включенными в них архитектурными и дизайнерскими объектами и инженерными сооружениями, ландшафтно-рекреационных комплексов с их оборудованием и природным наполнением, интерьеры зданий и сооружений с их оборудованием), оснащенная в соответствии с функционально-техническими и эстетическими требованиями необходимыми дизайнерскими средствами и системами (акустика, колористика, освещение, температурно-влажностный режим, информация, объекты дизайна и др.); специализированные функционально-художественные комплексы оснащения природной, городской и интерьерной среды (информационные, коммуникационные, бытового комфорта т.д.), экспозиционные объекты различной значимости и типа, а также цифровые, вербальные, графические, объемные и другие модели этих объектов, необходимые для поиска методик и средств устойчивого развития среды.

Задачи профессиональной деятельности архитектора-дизайнера:

  • разработка архитектурной части комплексных проектов объектов различного направления;
  • проведение предпроектного анализа;
  • грамотное изображение архитектурного замысла;
  • руководство составлением необходимых технико-экономических обоснований и расчетов по объему строительно-монтажных работ;
  • определение сметной стоимости строительства;
  • участие в рассмотрении, согласовании и защите проектов в вышестоящих организаций, авторский надзор за строительством проектируемых объектов.

Виды профессиональной деятельности:

Архитектор-дизайнер в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

– проектную;

– научно-исследовательскую;

– художественно–эстетическую;

– коммуникативную;

– организационно–управленческую;

– критическую и экспертную;

– педагогическую.

Основные направления профессиональной деятельности выпускников и предполагаемые места работы:

-научно-исследовательская деятельность (научно-проектные институты);-исследовательско-проектная деятельность, в т.ч. проектирование проектно- пространственной среды городских ансамблей с применением существующих и перспективных средств оборудования и благоустройства, ландшафтного дизайна и способов вечернего освещения с учетом их роли в формировании художественного качества объектов и систем городской среды (архитектурные и дизайнерские проектные институты, архитектурные бюро и т.д.);-исследовательско-педагогическая деятельность (ВУЗы архитектурно-художественного профиля, довузовские центры по архитектурно-художественной подготовке, художественные школы, художественные училища);-коммуникативная – визуализация и презентация проектных решений, защита проектных материалов перед академическим и профессиональным сообществом, заказчиком и общественностью; -организационно-управленческая деятельность (органы архитектуры, департаменты по архитектуре и градостроительству администраций города и области);-экспертная деятельность (департаменты по архитектуре и градостроительству города и области).

По результатам обучения специалисты специальности «Дизайн Архитектурной среды» должны знать:

-основы системного и тематического методов художественно-дизайнерского проектирования;-основные принципы гармонического формообразования;-основные направления предпроектного анализа;-основы анализа прототипов и особенности анализа исходной ситуации без прототипов в условиях системного и тематического дизайнерского проектирования;-приемы исправления и преобразования композиционных схем при проектировании средовых объектов и систем;-особенности строения и функционально- художественной организации разных форм среды, приемы работы с ними;-основные методы эргономического анализа;-особенности организации среды для лиц пожилого возраста и инвалидов;-принципы и особенности применения новейших конструктивных и технологических решений оборудования в процессе дизайн-проектирования различных средовых объектов, закономерности влияния оборудования, его функциональных и морфологических особенностей, размеров и т.п. на предметно- пространственную среду таких объектов;-принципы и особенности применения новейших конструктивных и технологических решений в интерьерном проектировании, закономерности их влияния на архитектурно-дизайнерские особенности интерьеров разного класса и типа;-общую номенклатуру современных средств оборудования и благоустройства городской среды, тенденции их развития и особенности использования в средовых системах и объектах разного типа;-современные технические средства освещения архитектурно-градостроительных комплексов, их характеристики и режимы эксплуатации;-средства и приемы использования возможностей визуально-графического формирования архитектурной среды;-средоформирующие особенности графического дизайна.

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины: эстетика и архитектура; история искусств; история архитектуры и градостроительства; современная архитектура; современные проблемы истории и теории архитектуры и градостроительства.

Математические и Общепрофессиональные инженерно-технические дисциплины: высшая математика, информатика и видео – компьютерные средства архитектурного проектирования; строительная механика; начертательная геометрия; конструкции гражданских и промышленных зданий; архитектурное материаловедение, экология; архитектурная физика; основы геодезии, инженерное благоустройство территорий и транспорт; инженерное оборудование зданий; технология строительного производства; безопасность жизнедеятельности; экономика и организация архитектурного проектирования и строительства.

Изобразительные дисциплины: рисунок и проектная графика; живопись; скульптура и скульптурно-пластическое моделирование.

Архитектурно-проектные дисциплины: архитектурно-дизайнерское проектирование; объемно-пространственная композиция; социальные и экологические основы архитектурного проектирования; основы теории градостроительства и районной планировки.

Специальные дисциплины: основы технической эстетики; основы предпроектного анализа; основы художественного проектирования архитектурной среды; основы комплексного формирования и предметного накопления средовых объектов и систем; основы эргономики; архитектурная колористика; основы типологии технических решений оборудования; отделочные решения и композиция.

Источник: http://e.120-bal.ru/doc/14046/index.html

Специальность «Дизайн архитектурной среды»

Это первый в республике терминологический словарь-справочник в области архитектурного дизайна. Очевидно, что дизайн архитектурной среды — вид проектной деятельности. Дизайн архитектурной среды» является сравнительно молодой. В магистерских работах нашли отражение актуальные вопросы организации архитектурной среды с использованием средств архитектурного дизайна.

Предусмотрен увеличенный срок обучения на бакалавриате – 5 лет. Будущие бакалавры получают комплексные знания в области архитектуры и дизайна.

Осваивают современные компьютерные программы по дизайну и архитектуре. Учатся моделировать объемно-пространственные объекты среды с привязкой к градостроительной ситуации.

Практика проходит в дизайнерских и конструкторских бюро, архитектурных мастерских.

Работают в сотрудничестве с архитекторами и инженерами. Дизайнеры востребованы практически во всех областях: в интерьере, ландшафтном дизайне, на мебельных производствах и т.п.

В этом случае, заработки растут пропорционально «раскрученности» и известности мастера.

Характерным примером такого изменения стала в 50- х годах XX века Ульмская школа дизайна, в поле зрения которой была включена массовая индустриальная архитектура.

Осмысление тенденций учета в проек­ тировании «ценностей жизни» показало, что и архитектура, и дизайн давно ориентированы на средовой подход к формированию нашего окружения.

Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру. Увлекательная и общественно полезная работа по созданию, преобразованию или сохранению архитектурной среды в первую очередь является проектной деятельностью.

Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования

Она зародилась на границе архитектуры и дизайна. Молодой специалист сможет работать над задачами особого типа. В них требуется комплексный подход, синтез дизайна и архитектуры, использование различных методик, материалов и технологий. Решение пространственных задач по формированию среды: в природном комплексе, в помещении, в городе и другом населенном пункте.

Дизайн и реставрация исторической среды с использованием современных и исторических материалов. Закончив бакалавриат по направлению «Дизайн архитектурной среды», можно рассчитывать на широкие перспективы в плане трудоустройства.

Это предполагает конкретную практическую работу, во время которой происходит наработка ценного опыта в процессе руководства проектными разработками и выполнения исследовательских поисков.

Также магистратура включает в себя тестирование и анализ пространства, его основные параметры и объекты. С 2006года кафедра является выпускающей и в 2007г.

состоялся первый выпуск архитекторов по специализации «Урбодизайн».

Преимущества обучения в магистратуре

В 2011г. успешно состоялся первый выпуск 25 архитекторов-дизайнеров по этой специальности. С 2003г. кафедрой начата подготовка магистров и аспирантов в направлении «Архитектура».

Достойный вклад в работу кафедры вносят и приглашенные преподаватели. В 2013г. разработан и утвержден стандарт второго поколения — Образовательный Стандарт ОСВО 1-69 1 02 -2013. Высшее образование. Вторая концепция архитектурно — дизайнерского образования состоит в необходимости формировать архитектора-дизайнера в двух теснейшим образом связанных планах – в теоретическом и практическом.

Студенты участвуют в реальных и конкурсных проектах. 16 -18 декабря 2014г.

по приглашению кафедры состоялись лекции, мастер-классы итальянского архитектора-дизайнера Роберто Мальфатто, руководителя дизайн-студии «RMR-LAB» и «RM Progetti», профессора.

Данные методические указания предназначены для абитуриентов и слушателей подготовительных курсов, которые желают поступить на архитектурный факультет БНТУ, специальность «Архитектурный дизайн».

Дисциплины, входящие в курс обучения

Конспект лекций предназначен для магистрантов специальности 1 — 69 81 04 «Архитектурный дизайн».

Конспект содержит изложение современного опыта и тенденций развития архитектурного дизайна, современных тенденций развития средовых систем и средовых объектов.

В 2015году сотрудниками кафедры опубликовано 52 научных и учебных изданий (в том числе 2 монографии). Организация и участие в научном семинаре «Архитектурный дизайн общественных и жилых интерьеров.

Дипломное проектирование ведется по реальной тематике, связанной с дизайном архитектурной среды, в соответствии с утвержденной тематикой дипломного проектирования.

В начале XX века отделение массового промышленного производства элементов вещной среды от архитектурного творчества привело к возникновению дизайна.

Итак, дипломный проект «Дизайн архитектурной среды комплекса посольства Французской Республики в г. Минске».

Источник: http://amanfertul.ru/specialnost-dizayn-arkhitekturnoy/

Поделиться:

Нет комментариев


Смотрите также