Художественная обработка материалов что это такое


Технология художественной обработки материалов

Направление: 29.03.04

Краткое описание

Программа обучения предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать не только сложные комплексные задачи в области дизайна, искусства и технической эстетики, но и находить грамотные технологические пути их решения для последующего изготовления изделий из различных материалов. За время учебы приобретаются  практические навыки работы с различными материалами, применяемыми в декоративно-прикладном искусстве, а также знания о технологических процессах при производстве художественных изделий из металла, стекла, эмалей и других материалов.

Актуально

Программа готовит специалистов в области художественной обработки материалов, компетентных в вопросах эстетики, дизайна, материаловедения, технологий обработки, сочетающих способности художника, инженера и технолога.

Научная деятельность

Направления научной деятельности: разработка и применение новейших технологий обработки материалов с целью их использования при создании художественных изделий.

Лаборатории

Учебный процесс и научную деятельность обеспечивают специализированные учебные классы и лаборатории:

  • Классы рисунка, живописи, скульптуры и пластического моделирования
  • Лаборатория дизайна
  • Лаборатория визуализации и компьютерной графики
  • Экспериментальная лаборатория горячих эмалей
  • Лаборатория ковки и пластической обработки;
  • Лаборатория художественного литья;
  • Технологическая линейка специализированного цифрового оборудования для изготовления  изделий.

Международное сотрудничество

Студенты имеют возможность пройти семестровое обучение в зарубежных вузах-партнерах (Великобритания, Германия, Италия, Китай, Корея, США, Финляндия, Франция, Чехия, Япония).

Также студенты могут участвовать в различных международных проектах, стажировках, выставках, мастер-классах.

Основные дисциплины:

  • рисунок
  • цветоведение
  • композиция
  • скульптура и пластическое моделирование
  • компьютерные технологии
  • трехмерное твердотельное моделирование объектов
  • мастерство
  • художественное материаловедение
  • технология художественной обработки материалов
  • основы реставрации металлических памятников и предметов декоративно –     прикладного искусства
  • технологии нанесения покрытий
  • технологические процессы производства эмалей
  • технологическое оборудование
  • проектирование и изготовление художественных изделий.

Где работать?

Научно-производственные организации, компании, занимающиеся разными видами дизайна, ювелирные мастерские, реставрационные фирмы, предприятиях по выпуску изделий декоративно-прикладного искусства.

Куратор профиля:

Багаутдинов Анвар Ильгизович, специалист Экспериментальной лаборатории по горячей эмали.

По вопросам поступления: Кафедра «Инженерная графика и дизайн»

Гражданский пр. 28, каб 518. Тел. 8 (812) 534-13-85

e-mail: [email protected]

design.spbstu.ru

Художественная обработка различных материалов

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Введение

1.2 Художественная обработка древесины

1.3 Нестандартные приемы рисования в изобразительном искусстве

2. Технология изготовления художественного изделия из древесины на примере матрешки

2.1 Эскиз и описание внешнего вида изделия, выбор материалов

2.2 Технологическая схема изготовления матрешки

3. Экспериментальная работа по изучению художественной обработки древесины на внеклассных занятиях

3.1 Цели и методика организации экспериментальной работы

3.2 Реализация программы кружка по художественной обработке древесины на формирующем этапе эксперимента

3.3 Анализ и интерпретация результатов эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время возрастает интерес к изучению декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественной обработке различных материалов.

Изучение художественной обработки материалов формирует эстетический вкус учащихся, позволяет вооружать их техническими и технологическими знаниями, развивать трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду.

Художественной обработке могут подвергаться самые разнообразные материалы - древесина, металл, ткань, кожа, бумага, глина и т.д. Существует большое разнообразие техник и технологий, с помощью которых выполняется данный вид обработки материалов - резьба, роспись, инкрустация, маркетри, чеканка, плетение, оригами, папье-маше. В процессе изучения художественной обработки следует раскрыть многообразие видов художественной обработки материалов, ознакомить учащихся с историей их развития и технологией выполнения, научить приемам выполнения наиболее распространенных видов художественной обработки материалов, развивать эстетический вкус, воспитывать стремление совершенствовать знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе изучения предмета.

Существует достаточно большое количество популярной публицистической литературы по декоративно-прикладному искусству, вместе с тем методическое обеспечение процесса изучения художественной обработки материалов остается на низком уровне.

Таким образом, существует противоречие между возрастающим интересом к изучению художественной обработки различных материалов и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения данного процесса. Это противоречие обусловливает актуальность выбранной темы нашего дипломного исследования «Изучение художественной обработки различных материалов на внеклассных занятиях».

Цель дипломной работы - изучение технологических основ, разработка и экспериментальная проверка методического обеспечения художественной обработки различных материалов на внеклассных занятиях в школе.

Объект исследования - образовательный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - процесс художественной обработки различных материалов на внеклассных занятиях по технологии в школе.

Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: разработка и внедрение методического обеспечения художественной обработки различных материалов на внеклассных занятиях в школе позволит повысить эффективность формировании значимых личностных качеств школьников, таких как творческие способности, эстетический вкус и мотивацию достижения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи исследования:

1. выполнить анализ научной литературы с целью исследования технологических основ художественной обработки различных материалов;

2. разработать технологию изготовления художественного изделия из древесины;

3. разработать методическое обеспечение художественной обработки материалов на внеклассных занятиях в школе;

4. экспериментально проверить разработанное методическое обеспечение и его влияние на личностные качества школьников.

В дипломной работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы; моделирование; наблюдение; анкетирование; тестирование; изучение работ учащихся; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней школы.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что разработано методическое обеспечение художественной обработки материалов на внеклассных занятиях в школе.

Практическая значимость исследования определяется разработкой технологии изготовления художественного изделия из древесины, которое может быть использовано в качестве объекта труда на внеклассных занятиях в школе.

Структура дипломной работы включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложения. Текст занимает 61 страницу, содержит 9 таблиц и 15 рисунков. Список использованной литературы включает 36 источника.

1. Технологические основы художественной обработки различных материалов

1.1 Характеристика и классификация художественной обработки различных материалов

Художественная обработка различных материалов имеет целью изготовление изделий декоративно-прикладного искусства, имеющих как эстетическое, так и утилитарно-эстетическое назначение. При этом значительным разнообразием отличаются как материалы, используемые для изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, так и техники их выполнения (Приложение А).

Рассмотрим особенности художественной обработки различных материалов.

Художественная обработка бумаги осуществляется в технике оригами или папье-маше.

Оригами - японское искусство складывания из бумаги.

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубочайшую древность.

Начало этого искусства, как утверждают «японские хроники» («Нихончи») восходит к 610 году способ изготовления бумаги был завезён в Японию из Китая.

Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Коконы варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шёлковую вату, удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после отглаживания превращался в лист бумаги. Вскоре удалось заменить дорогое сырьё дешёвым - стеблями бамбука, древесной корой, коноплёй, тряпьём. Так был изобретён уникальный материал, который можно было складывать!

Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежегодно километры бумаги в рулонах, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Ваши». Они очень прочны - выдерживают несколько тысяч сгибов (обычная бумага начинает рваться гораздо быстрее) и поэтому нередко используются вместо стёкол в японских домах [1].

На бумаге «Ваши» после окончания первой Мировой войны подписан Версальский договор о мире. Японцы с большим уважением относятся к бумаге не только как к любому предмету, сделанному руками мастера, но и потому, что слово «камы» по-японски означает не только «бумага», но и «божество».

Для чего нужно оригами?

В Японии оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни наконец.

В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Оригами для британцев - ещё один вид клубной деятельности. Два раза в году они собираются вместе, посудачить о делах, услышать новые слухи и сплетни, попить с приятелями пива, посмотреть на новичков, неформально пообщаться друг с другом, а заодно и продемонстрировать свою новую работу или научиться складывать чужую.

В Америке дело обстоит точно так же, только поставлено все с американским размахом. Не сотня участников ориганских сборищ, а тысячи полторы со всех уголков света.

Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками, пошли своим путём: они используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной цветной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшения интерьера. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков [2].

Что же такое оригами в России? Это бумажные самолётики, гармошки, кораблики, курочки, пилотки и т.п. Достоверно известно, что ещё в XIX веке фигурки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II. Вопрос в том, достаточно ли разнообразны нынешние оригами -- по сложности, тематике, трудоёмкости и т.д. Достаточно ли их для того, чтобы системно изучать оригами как отдельный предмет и удовлетворять индивидуальные запросы учеников? Отметим, что необходимое и достаточное разнообразие является в кибернетике одним из важнейших признаков жизнеспособности (успешности) систем самого разного происхождения -- от технических до социальных.

Действительно, на 5-10 бумажных моделях сколько-нибудь основательный курс не построишь. Так и было до середины XX века, пока многие сотни известных в Японии моделей имели описания только на японском языке и пока один из японских рабочих оборонного завода, а по совместительству большой любитель оригами, не изобрёл графический язык описания последовательности складывания фигурок. Его имя -- Акира Йогиизава. Он наш здравствующий современник. В октябре 1999 г. Япония торжественно отметила его 88-летие (юбилей «Веци») большой выставкой изделий мастера.

Графический язык состоящий из нескольких видов линий и стрелок, оказался настолько доступным, лаконичным и полным, что перевод с японского стал не нужным. Результат изобретения обнаружился сразу. Искусство складывания быстро распространилось по всему миру. Миссионерские поездки Акиры Иошизавы и других японских мастеров в Европу и Америку имели колоссальный успех [3].

Условные обозначения, набор типовых приёмов складывания и заготовок (базовых форм) -- сделали оригами доступным и понятным каждому. Более того, подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания подавляющего большинства фигурок производятся по определённой стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесчисленного числа моделей оригами. Это очень роднит оригами не только с древней игрой, но и математикой. Соответственно оригами укрепляет основы абстрактного мышления, способность видеть зрительную схему задачи, достаточно длинную цепочку достижения результата, без чего маловероятно заинтересованно (и, соответственно, успешно) заниматься многими разделами математики, физики и т.п.

Впрочем, сама по себе идея складывания, разумеется, не новость. В культуре большинства народов Европы и Азии давно известно складывание тканей. Прежде всего в одежде: греческие -туники и индийские сари, разнообразные чалмы и тюрбаны, платья и воротники. Заметим, что испанцы, которые много веков назад складывали не только воротнички, но и бумажных птичек-- пахарит, до сих пор оспаривают у японцев право первенства на родину оригами. «Проснулись» и немцы: в середине XIX века их соотечественник Фридрих Фребель, более известный как создатель первых детских садов, впервые предложил ввести в широкую педагогическую практику изготовление фигурок из бумаги (хотя их чисто словесное описание на старонемецком, прямо скажем, не просто для восприятия).

Общечеловеческий характер этого вида искусства подтверждает и то, насколько быстро оно обретает национальный облик в той или иной стране. В России, например, уже в первые годы выпуска журнала «Оригами. Искусство складывания из бумаги» появились оригамские самовары и матрёшки, герои мультфильмов и народных сказок, составные (модульные) звёзды с оптическими эффектами (мы -- родина космонавтики). Б США и ЮАР большую популярность приобрело не совсем классическое модульное оригами, когда одну фигуру (например, кубик -- простой, или с разнообразными рельефами на гранях) складывают из нескольких (в данном случае -- 6 или 12) заготовок из бумаги -- модулей. В Бразилии и на юге Европы -- в Италии и Испании особенно увлеклись моделями бабочек и других насекомых.

Благодаря общепонятному графическому языку (можно сравнить с нотной грамотой, но несравненно более доступной), и поистине общемировым усилиям оригамистов ныне известны многие тысячи оригами самой разной тематической направленности, сложности, трудоёмкости. Все они публикуются в разнообразных книгах по оригами. Если ограничиться только литературой на русском языке, это «Зоопарк в кармане» (животные), «Ферма оригами (птицы и домашняя живность), «Волшебный сад оригами» и «Легенды о гнетах», «Дело в шляпе» (головные уборы), «Корабли и самолёты», «Кусудамы» (декоративные объемные шары, обычно на основе додекаэдра или куба с преобразованными гранями), «Полезные предметы и украшения для письменного стола», «Универсальный бумажный конструктор оригами», «Звёздное небо» (модели прозрачных звёзд), «Рождественское оригами» (фигурки звёзд, ангелов и других украшений для ёлки), «Игрушки-орига.мушки», «Русские народные сказки» (персонажи «Теремка», «Репки» и ряда других сказок, мультфильмов) и т.д. вплоть до «Банка оригами» где представлены модели для любителей складывать из заготовок нестандартной пропорции и денежных купюр [4].

Папье-маше как разновидность художественной обработки материалов в достаточно широко используется, например, для украшения интерьера.

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы дизайна интерьера. Отдавая дань моде, интерьер дома стали украшать различными фигурками, масками, статуэтками. Пустые стены выглядят неуютно, «шкафы-стенки» остались в прошлом, а украшения стен иногда приходятся не по карману. Вот мы и предлагаем вам без особых затрат воплотить в реальность мечту - создать свое эксклюзивное украшение при помощи папье-маше.

Папье-маше (франц. - жеваная бумага) - пластическая масса из размельченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками - наполнителями (мел. глина, гипс. клей) [5]. Папье-маше используется для формирования (с помощью деревянной или гипсовой модели) и прессования бытовых и художественных изделий. Из папье-маше делают архитектурные детали, орнаменты, наглядные пособия, муляжи, маски и прочее; особенно ценятся ларцы, шкатулки, портсигары и др. изделия. С XVI в. папье-маше известно в Европе, в XVIII в. делались лакированные табакерки, шкатулки, чернильные приборы, покрытые росписью. В России изделия из папье-маше стали в XVIII - XIX в.в. расписывать по покрывающему их лаку. В Федоскино с начала XIX в. славились так же крупные игрушки из папье-маше, которые производились в Сергиевом Посаде. Для того чтобы изготовить фигуру, нужны следующие материалы:

- клей ПВА (клейстер)

- тонкая мягкая бумага (можно использовать газетную)

- пластилин

- краски масляные или темпера

- любой жир (подсолнечное масло)

- кусок ДСП (если вы хотите сделать маску)

- скальпель Процесс изготовления изделия заключается в следующем:

1. Лепим форму.

На кусок ДСП накладываем пластилин по форме маски (если это маска), или просто вылепливаем форму для будущего изделия (здесь нужно применить фантазию). Для начала лучше форму делать несложной, например обтекаемую вазу.

2. Газетную бумагу рвем на куски (чем меньше кусочки, тем точнее вы повторите форму фигуры) и размачиваем в емкости с теплой водой.

3. Форму покрываем небольшим слоем жира и накладываем первый слой кусочками сухой бумаги.

4. Второй слой выкладываем мокрой бумагой, предварительно обильно смазанной клеем. Даем подсохнуть 1-1,5 часа в теплом помещении, 2-3 в холодном. И так выполняем 8-10 слоев. После выкладки последнего слоя форму нужно оставить для высыхания на одни сутки.

5. После того, как форма окончательно высохнет, скальпелем разрезаем форму на две или более частей (в зависимости от сложности формы) и аккуратно вынимаем пластилин.

6. Части заново собираем и накладываем еще 3 слоя измельченной бумаги, которыми скрепляем части.

7. После просушки в течение суток форму можно раскрашивать. Основной фон наносится тампоном или пульверизатором. После раскраски изделие можно покрыть лаком.

Таким образом, с помощью папье-маше можно получить разнообразные декоративные фигурки, игрушки и сувениры. Использование папье-маше не только позволяет разнообразить интерьер помещения, но и помогает выразить художественный замысел и настроение создателя.

Достаточно широк спектр техник художественной обработки текстильных материалов. Не останавливаясь подробно на их характеристике, ограничимся их представлением в приложении А.

К наиболее распространенным техникам художественной обработки древесины относятся резьба, маркетри, роспись, интарсия. Они будут подробно рассмотрены в следующем разделе нашей работы.

Техники художественной обработки металла - ковка, чеканка, насечка.

Ковка - способ обработки металла давлением при котором в результате многократного прерывистого ударного воздействия инструмента на заготовку, преимущественно нагретую, она приобретает заданные форму и размеры; производится на прессах, молотах или ковочных машинах. Основные технологические операции ковки: осадка, высадка, протяжка, обкатка, раскатка, прошивка [6].

Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки листового металла с помощью чеканов- металлических стержней с разнообразными формами рабочей части. Чеканка по золоту и серебру широко применялась народами Причерноморья и Кавказа задолго до нашей эры. В музеях страны можно встретить изумительные по красоте и технике исполнения чеканные украшения, выполненные скифскими мастерами VII-IV вв.до н.э. В домонгольской Руси было известно несколько разновидностей чеканных работ: плоскостные, рельефные композиции. Наиболее богатую форму орнаментации чеканка получает в ювелирных, культовых, бытовых и декоративно - прикладных произведениях искусств в XVIII - XIX вв., в период широкого дворцового строительства. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы. Временем расцвета старинных русских ремесел можно считать XVI - XVII века. В этот период в Ярославле, Казане и Костроме создаются выдающиеся произведения чеканки, черни, гравировки, эмали: великолепные серебряные и золотые чаши, братины, кубки, ларцы, рамы для зеркал. Рисунок покрывал нарядные доспехи, конскую упряжь. Кавказским чеканкам, ведущим свое начало от древнейшего искусства Сванетии и Хевсуретии, насчитывается более трех с половиной тысяч лет. Сохранились древние иконы, а также женские ювелирные украшения, браслеты, перстни, серебряные ожерелья. Искусство грузинской чеканки прошло через многие столетия, сохранив лучшие традиции древних мастеров. В XVIII - XIX вв. в Грузии в богатых домах были популярны серебряные сосуды для вина, на поверхности которых изображались сцены охоты. Традиционными сюжетами также были лань в когтях разъяренного барса, битва гуся с коршуном, зайцы, преследуемые собакой. Нередко воспроизводились народные празднества и свадьбы. В XVIII - XIX вв. привлекли внимание чеканные женские пояса, созданные в Якутии. Они состояли из 15-16 пластинок с полу геометрическим - полурастительным узором. Две или три более крупные пластинки были украшены сценами охоты или всадниками, львами и птицами. Сохранились бурятские ювелирные изделия тех времен в технике чеканки, гравировки, насечки, филиграни, черни, эмали, а также посуда - чаши, кувшины, блюда, курильницы, пуговицы. Якуты использовали сплавы из латуни и бронзы.

Чеканка - это не только плоскорельефные узоры на ювелирных изделиях или предметах быта. Техническую разновидность чеканки - дифовку (прием холодной обработки листового металла, производимой непосредственно ударами молотка) - использовали с давних времен для выколачивания щитов, шлемов, рыцарских лат. Позже этот способ стали применять при создании огромных монументальных скульптур.

Насечка - вид инкрустации металлом по металлу или «техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога» [7].

«Инкрустация» происходит от латинского слова incrustatio - покрытие слоем чего-либо. Оно употребляется в двух значениях. Во-первых, это техника декорирования изделий путем врезания в поверхность кусочков разнообразных материалов (металла, кости, перламутра и т.д.), отличающихся от декорируемой поверхности цветом или фактурой. Во-вторых, это самостоятельная область декоративно - прикладного искусства, включающая произведения, созданные в технике инкрустации. При этом врезные элементы и поверхность предмета должны составлять единую плоскость. Инкрустация по дереву насчитывает в своей истории много веков. Еще в Древнем Египте существовали специальные мастерские. На одной из фресок гробницы фараона Рехмира изображены четыре мастера, инкрустирующие ларец фигурками бога Осириса. Мастера Древнего Египта выполняли инкрустации из коры деревьев, кожи, радужных крыльев жуков, из древесины кедра и черного дерева, слоновой кости, фаянса, драгоценных камней, золотой фольги. Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в Ассирии и Вавилоне. В Средние века появилась особая разновидность инкрустации - чертозианская мозаика (от названия итальянского монастыря Чертоза Павийская, где расцвело это искусство). Она покрывала предметы мелким нарядным узором. Склеивали несколько длинных тонких брусьев разного сечения и цвета так, чтобы в торце полученного бруска образовался геометрический узор. Затем этот брусок распиливали поперек на тонкие пластинки, которыми оклеивали украшаемые плоскости. В чертозианской мозаике дерево соседствовало с перламутром, металлом и слоновой костью. Из русских мастеров инкрустации известны оружейники Московского Кремля Евтихий Кузовлев, Григорий и Леонтий Вяткины, создававшие свои произведения в XVII в. Художники орнаментировали ложа «винтованных пищалей» перламутром, слоновой и моржовой костью, золотыми гвоздиками. Среди изображений, врезанных в приклады, встречаются человеческие лица, всадники, звери, птицы, растения. Имея многовековую историю, искусство инкрустации успешно развивается и сегодня. Мастера Прибалтики предпочитают инкрустации деревянных изделий полированным и необработанным янтарем. Гуцульские умельцы сочетают резьбу по дереву с инкрустацией цветной (травленой и натуральной) древесиной, листовой медью, латунью, мельхиором, бисером, костью, перламутром, тонкой проволокой. На выставках встречаются сувенирные гуцульские топорики, разнообразных форм шкатулки и баклаги для вина, блюда и тарелки, рамки для фотографий и женские украшения. На протяжении многих лет существования промысла мастера делали вставки из серебра, меди, рога, слоновой кости, бирюзы. Сейчас они чаще используют серебристый мельхиор.

В современном прикладном творчестве находит широкое применение также художественная обработка других материалов: бисера (Приложение Б), кожи (Приложение В), глины (Приложение Г).

Бисер - «(от арабского бусра - стеклярус), мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на мелких предметах быта, женской одежде и т.п.». Бисер (бусины) -- маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку; «небольшие стеклянные, металлические или пластмассовые шарики со сквозным отверстием», форма бисера может быть различной: овальной, круглой, цилиндрической, с гранями.

Бисероплетение -- вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер [8].

Кожа - материал своеобразный. В своих весьма несхожих качествах, обработанная различными способами кожа может перевоплощаться. Кожа не сковывает процесс воплощения авторской идеи рамками какой-то определенной техники или жанра, не сопротивляется самовыражению, она как никакой другой материал позволяет применять уникально широкий спектр технологий.

Нельзя не отметить еще одно исключительное свойство кожи - она универсальна в плане сочетания с любым другим материалом. Существует даже предание о том, что в мастерских Фаберже работал удивительный мастер, который умел сочетать несочетаемое - кожу с драгоценными камнями.

От ювелирных украшений, костюма до интерьеров, решенных в коже, - вот возможности этого материала.

Итак, вас ожидает медленное начало, неуверенность, ошибки, но если вы полюбите этот удивительный материал - кожу, вас ждёт успех, радость творчества, возможность делать замечательные подарки своим друзьям, близким, любимым и себе.

Опоек - кожа молодого теленка, еще живущего на молоке матери. Наиболее ценная кожа, мягкая, эластичная, наполненная, с очень красивой мереёй.

Выросток - кожа теленка, перешедшего на растительный корм, качество ее хуже, ем у опойка. Готовая кожа ровная, толстая, с достаточно красивой мереёй, но не такая наполненная, как опоек (переплетенный волокон слабее). Как правило, из нее изготовляют обуви и кожгалантерейные изделия.

Яловка - кожа коровы. Шкуры особей женского пола обычно ценнее, чем мужских. Кожа получается изящнее, эластичнее и более упругой, лицевая сторона ровнее и красивее. Яловка пригодна для изготовления верха обуви, задников, легких ремешков и т.д.

Бычина - кожа молодого вола, кастрированного быка, стойкая и равномерно плотная. У старого животного кожа шеи и брюшной части утолщается, становится рыхлой. Бычину используют так же, как яловку.

Бугай - кожа хорошо развитой особи мужского пола, наиболее тяжелая, толстая среди кож из шкур КРС. Кожа бугая получается рыхлой и грубой. Чем старше животное, тем менее стойка его кожа. Такая кожа используется главным образом для технических нужд.

Конская кожа - по строению она во многом схожа с кожами из шкур КРС. Сличается она характерной мереёй и большой разницей в толщине между передней и хвостовой частью. Из конской кожи вырабатывают верх обуви, подкладочные и одежные кожи.

Свиная кожа - по своей структуре сильно отличается от шкур крупного рогатого кота. Она мягкая, пористая, но при соответствующей обработке из нее получают кожу [9].

Овчина - на строение овчины сильно влияет порода животного. У тонкорунных овец (мериносов) кожа тонкая, мягкого переплетения, но слабая и легкорвущаяся Скорняки для изготовления бекеш и тулупов используют шкуры грубошерстной породе овец, т.к. они прочнее и лучше выдерживают густые мелкие стежки, чем у овеі мериносов.

Козлина - по своей структуре значительно плотнее, чем овчина. По толщине козлина в основном равномерная, и даже самые плотные ее части мягкие и гладкие Кожа имеет красивую мерею. Как правило, козлина тонкая, но прочная.

Из глины с незапамятных времен строят дома, делают посуду, игрушки и музыкальные инструменты. Глина остается и сегодня незаменимым спутником человека.

Пригодную для лепки глину можно найти самим или купить в магазине для художников. Колбаска, скатанная из хорошей жирной глины, при перегибании не ломается и не растрескивается. Перед работой глину следует хорошо размять и удалить инородные примеси. При отсутствии глины для лепки годится и пластилин, только обжигать его не нужно.

В работе будем использовать приемы народных мастеров. Они просты, экономичны и выразительны. Возьмите небольшой комок глины. Скатайте из него шар. Пользуясь рисунками, слепите фигурку. Основа свистульки готова. Теперь слепите свисток. В теле фигурки необходимо создать углубление. Это камера-резонатор. Углубление можно выбрать стекой, или промять округлой палочкой. Теперь тонкой круглой палочкой через хвост проделайте отверстие по направлению к краю камеры-резонатора. Камеру закройте глиняной лепешечкой, оставив небольшое отверстие для выхода воздуха. Край лепешки следует слегка приплюснуть и зафиксировать напротив середины отверстия, чтобы струя воздуха легко рассекалась. Теперь фигурка засвистит. Чтобы украсить звук, проделайте в боках свистульки отверстия спичкой.

Добавив детали, придайте свистульке облик сказочного животного, птицы, дракона. Сушить изделия из глины надо в прохладном месте, прикрыв пакетом или коробкой. Это поможет избежать трещин. Через три-четыре дня фигурку можно выставить на воздух. Небольшие фигурки сушат семь-десять дней. Обжиг, можно сделать в школьной муфельной печи при температуре 700-800° С. Во время обжига важен плавный подъем температуры. После достижения нужной температуры печь отключают и оставляют в закрытом виде до полного остывания.

Затем при помощи красок придайте одухотворенность и законченность новому образу.

Для лепки применяют не только гипс, но и другие материалы: гипс, цемент, глину, пластилин, дерево, камень, кость, металл и т.д. [3, С. 169].

Получение гипсовых лепных украшений складывается из изготовления образца (модели), по которому будут формоваться отливки, и самой формы. Если есть готовая модель (образец карниза, розетки, гирлянды и т.п.), процесс лепки состоит в подготовке формы, заливке в нее формующей массы и укладке или утапливании в формовочной смеси образца, предварительно обработанного для нормального снятия его с формы.

При отсутствии моделей их делают из пластичных материалов, снимают с них оттиски и по ним готовят форму.

Например, изготовление розеток (Приложение Д), которые могут применяться, в частности, для украшения потолков, выполняется следующим образом.

Кроме гипсовых, деревянных и цементных моделей, можно применять модели из металла, камня, кости, пластилина и т.п.

С модели снимают оттиск на форму 1 раз, а дальше готовую форму заполняют составом и формуют отливку.

Модели могут быть готовыми, но можно их изготовить нестандартными, по собственному замыслу. Модели бывают плоскими или объемистыми. Плоские модели можно изготовить путем вытягивания шаблоном, для этого необходимо отформовать гипсовую плиту размерами 0,7x0,7x0,02 м. На эту плиту укладывается слой гипсового, глиняного или цементного раствора. В центре плиты укрепляется гвоздь; к нему с помощью проволоки или радиусной рейки крепится профильная доска, на конце которой закреплены салазки. Прижимая профильную доску к раствору, очерчивают круг. Чтобы отверстие в деревянной радиусной рейке не растачивалось, над отверствием с двух сторон крепят стальные пластинки.

Очерченный круг обычно бывает с незаполненной серединой в отличие от розетки, которую заполняют целиком.

Изготовление сложных розеток: на гипсовую плитку (чуть шире диаметра розетки) накладывают трафарет с рисунком розетки, припудривают вырезанные на трафарете отверстия и, сняв трафарет, острым ножом вырезают контур розетки. Готовят форму для отливок, смазывают ее 2--3 раза разделительным составом и формуют, заливая гипсовый раствор.

Пользуясь пластичными материалами (глиной, пластиком и т.п.), можно вылепить деталь с любым рисунком для оформления центра потолка.

В качестве формовочного материала для изготовления моделей барельефов и скульптур применяют материалы, заменяющие слоновую кость, его состав в процентах:

­ Столярный клей - 40 - 45%;

­ Сульфат бария - 2 - 5%;

­ Мел (зубной порошок) - 1,5 - 2%;

­ Олифа (натуральная) - 5 - 7%;

­ Вода - 45 - 55%.

Клей размачивают в воде, подогревают на водяной бане до полного исчезновения комков. В однородный клеевой раствор, перемешивая его, вводят порошкообразные наполнители, после чего добавляют олифу (ее можно заменить льняным или частично подсолнечным маслом). Полученную массу заливают в форму, после затвердения извлекают и выдерживают в течение часа в 20 % -ном растворе алюмокалиевых квасцов или крепком (40%-ном) растворе формалина. После этого отливку сушат и полируют. По внешнему виду она не отличается от изделий из слоновой кости.

Значительный интерес представляет плетение из различных древесных и растительных материалов: бересты, соломки, тростника, лозы и др. [10].

Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы.

Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт русского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетенных из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу.

Плетенные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях человеческой деятельности.

Ассортимент товаров очень велик: всевозможная мебель, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения - для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.).

Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого или шмыгованного), бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафия (луб игольчатой пальмы того же названия), луфа (растительная губка, добываемая в Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы) (Приложение Е).

Таким образом, материалы для художественной обработки отличаются очень большим разнообразием. Для того, чтобы выработать у учащихся навыки их обработки в ходе внеклассной работы, мы выбрали для практического выполнения изделий древесину и различные растительные материалы.

Поэтому рассмотрим более подробно разновидности обработки (резьбу, выпиливание, маркетри, роспись и т.п.) и технологические основы художественной обработки древесины.

1.2 Художественная обработка древесины

Наиболее распространенным видом художественной обработки древесины является резьба по дереву.

Изучение резьбы по дереву обычно начинают с геометрической резьбы, которая, является самым подходящим способом для украшения изделий в этой манере. Резьбы легче выполнять на плоскостной детали, размещая её на рабочем столе (верстаке).

Сначала поверхности деталей подгоняют и зачищают шлифтиком или циклей (у более твёрдых древесных пород). Для этой цели нельзя пользоваться шкуркой, так как абразивные зёрна, оставшиеся в древесине, могут затупить и испортить лезвие инструмента.

При работе деталь следует упирать в два бруска, расположенных под прямым углом (один ближе к исполнителю, - второй с правой стороны). Вначале размечают рисунок, наносят твёрдым карандашом линии, ограничивающие орнамент. После этого разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора. А поскольку последними одновременно могут быть углубления и оставшиеся между ними плоские поверхности, то нужно точно отметить, какие части (и в какую сторону) следует удалять. Как только будет приобретён некоторый опыт в работе, достаточно наносить лишь основные линии рисунка, а мелкие детали выполнять на глаз в соответствии с эскизом или образцом. Первым элементом геометрической резьбы, с которого начинают изучение техники её выполнения, обычно являются прямые двухгранные выемки. Из них можно образовать простой орнамент - сетку. Сначала прорезают выемки поперёк волокон древесины, затем вдоль. Так как при работе не требуется частая смена положения заготовки, её целесообразно фиксировать на верстаке клиньями. На первом этапе обучения необходимо различать три линии - среднюю и крайние - каждой выемке. Позже ограничиваются нанесением центральных рисок.

Работу начинают с прорезания средней линии. Косяком захватывают так, чтобы большой палец прилегал к рукоятке инструмента. Держа косяк вертикально, движением на себя углубляются в материал при проведении линий примерно на 3мм. Для подрезания наклонных сторон выемки инструмент ставят под углом 30-40° влево или вправо. Если прямые двугранные выемки выполняют ножом-резаком, последний держат как обеденный нож (указательным пальцем на обушке). Кончики выемок обрабатывают носком косяка или угловым резаком. Некоторые мастера советуют выполнять эти линии, держа резак двумя руками, но его придётся передвигать параллельно переднему краю верстака. Чтобы грани узора получились чистыми, выемку делают в два захода: сначала резец вводят в древесину неглубоко, а затем уже прорезают до необходимого размера.

Треугольная выемка (треугольники) - основной элемент геометрической резьбы, входящий в композицию многих орнаментов. Треугольники могут быть разные по форме, а их комбинации позволяют образовать различные геометрические фигуры, самые различные орнаментальные композиции -бордюры, розетки и т.д. Треугольники по форме различаются в зависимости от положения углубления: в центре, при вершине, у основания.

Виды резьбы

Существует множество видов резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная, скульптурная и т.д.

Мы с вами остановимся лишь на плосковыемчатой резьбе, поскольку все остальные виды для начинающего резчика слишком сложны.

Итак, плосковыемчатая резьба бывает двух видов: геометрическая и контурная.

Геометрическая резьба выполняется в виде трехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур -треугольников, ромбов, квадратов и прямоугольников. К элементам геометрической резьбы мы относим и скобчатую резьбу - прорезки -лунки, которые выполняются полукруглыми стамесками и ножом -косячком [11].

Самым сложным считается выполнение криволинейных трёхгранных выемок-лучей, образующих различные розетки, (круговой орнамент).

Контурная резьба считается самой простой по технике выполнения. В ней контурная обрисовка изображения линией - выемкой резко выражена. Чаще всего к контурной резьбе обращаются при выполнении растительных и животных мотивов. Для выполнения резьбы применяют ножи - косячки, резаки, стамески и клюкарзы.

Элементы композиции трехгранно - выемчатой резьбы.

Техника выполнения двух-, трёх- и четырёхгранно - выемчатой резьбы одинакова, поэтому достаточно рассмотреть её на примере одного элемента, хотя бы треугольника (Приложение Ж).

Предлагаемый вариант полочки для кухонных полотенец или рукавичек - прихваток представляет собой дощечку, верхний край которой фигурно вырезан. Он может быть самый разный. Дощечка имеет волнистый плавный край, средняя волна которого имеет несколько больший размер.

Для того чтобы дощечка была более декоративной, на ней выполняют узор в виде розеток, в технике геометрической резьбы. В этом случае желательно использовать древесину мягких пород: липу, осину, ольху. Можно использовать и хвойные породы: сосну, ель, пихту и др. Но резьбу на них выполнять труднее из-за скалываемости древесины. К нижнему краю дощечки крепится полочка( с помощью клея и шурупов, закручиваемых с обратной стороны). Крючки для подвески изготавливаются из проволоки толщиной 2 - 4мм и вставляются в предварительно просверленные отверстия. Крючки в них должны держатся плотно, не вращаясь. А для того чтобы этого добиться, нужно в отверстие вбить прямые проволочки и лишь после этого загнуть их вверх.

Для крючков лучше выбрать проволоку из цветных металлов или сплавов (медную, латунную, бронзовую). Её нужно будет перед вбиванием отшлифовать мелкозернистой шкуркой, отполировать на войлочном круге с пастой ГОН (или на кусочке войлока, кусочке от старого валенка) или просто суконной тряпочке, натёртой зелёной полировочной пастой (если пасты нет, на сукно насыпают немного зубного порошка и им натирают проволоку). После такой обработки проволока ярко блестит. Чтобы сохранить этот блеск, проволочные крючки нужно протереть лаком. Это можно сделать в процессе отделки всей полочки (рисунок 1).

Рисунок 1. Полочки для кухонных полотенец

Инструкционная карта практической работы

Художественная обработка материала с элементами ДПИ.

Оборудование, инструменты, приспособления и материалы: Верстак, освещение, струбцины, а также приспособления деревянные брусочки - державки, бруски-зажимы или скобок различных форм. Заточной станок, стол для заточки и правки инструмента.

Режущий инструмент: набор стамесок для резьбы по дереву.

Разметочный инструмент: столярный угольник, ерунок, рейсмус, циркуль с линейкой, циркуль - измеритель.

К вспомогательным инструментам относятся : киянка и инструмент для сверления.

Порядок выполнения:

1. Берём заготовку хвойных пород.

2. Наносим рисунок по шаблону.

3. Сверлим отверстия, опиливаем углы (рисунок 2).

Рисунок 2. Заготовка полочки.

4. Закрепляем заготовку на верстаке при помощи приспособлений.

5. Наносим виды узоров в геометрической резьбе (рисунок 3).

Рисунок 3. Виды узоров геометрической резьбы на полочке.

6. Начиная резьбу, ставят, носок - косячка в центр треугольника так чтобы пятка его была направлена в один из углов. Держа резец вертикально, нажимают на ручку и делают надрез от центра в угол.

7. Резание выполняется одной рукой, вторая рука держит заготовку.

8. Режут грани лучей от центра розетки движением к себе с наклоном косячка вправо и влево.

9. Все лучи по ширине и глубине должны быть одинаковыми.

10. Отделка изделий вручную (шлифуют, удаляют ворс и очищают от пыли). Резьбу с преобладанием плоской поверхности (геометрическую, контурную) шлифовку производят с помощью колодки со шкурками зернистостью 5 и 6 в направление вдоль волокон древесины.

Рисунок 4. Готовое изделие «Полочка для кухонных полотенец»

11. К нижнему краю дощечки крепится полочка (с помощью клея и шурупов, вкрученных с обратной стороны).

12. Крючки для подвески изготавливаются из проволоки толщиной 2-4мм и вставляются в предварительно просверленные отверстия. Крючки в них должны держатся плотно, не вращаясь. Для этого нужно в отверстие вбить прямые проволоки и лишь после этого загнуть их вверх.

13. Металл для крючков лучше использовать цветной (медь, латунь, бронзу).

14. Подготовка материала перед вбиванием (отшлифовать мелкозернистой шкуркой, отполировать с пастой ГОИ и др. способами).

15. Покрыть изделие лаком для мебели или восковой мастикой.

16. Крепится изделие к стене шурупами или с помощью «ушек».

Контрольные вопросы.

1. Какие приспособления применяют для закрепления заготовки.

2. Какими вспомогательными (измерительными) инструментами выполняют разметку орнаментов и узоров.

3. Какие режущие инструменты используют при геометрической резьбы.

4. Какие инструменты применяются для отделки изделия.

Интересным видом отделки древесины является маркетри - «вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (деревянная мебель, панно и т.д.)» [12].

Мозаикой называется орнаментальное или видовое изображение, набранное из кусочков одного или нескольких цветных материалов на какой-либо поверхности.

В мозаике могут употребляться самые различные материалы, в том числе и дерево. Набор из дерева занимает в мозаике особое место. Дерево использовалось человеком с древнейших времен для строительства и украшения быта. Богатство декоративных качеств древесины люди заметили давно, а способы обработки дерева для мозаичных работ, известные с давних пор, постоянно совершенствуясь, дошли до наших дней.

Мозаика из дерева относится к произведениям декоративно-прикладного искусства. Она служит для отделки предметов нашего быта: мебели, шкатулок и сувениров, наборных композиций и панно, портретов. Используя в работе разные породы древесины, естественную игру цвета и рисунок материала даже одной породы, можно достичь большой выразительности.

Мозаичные работы из древесины наиболее широко распространены и просты по технике выполнения. Научиться делать мозаику -- значит приобщиться к прекрасному, получить эстетическое наслаждение. Процесс создания мозаики тесно связан с рисованием, черчением и столярными работами. Это труд, от которого развивается чувство красоты и желание приносить людям радость. Освоив приемы работы и выполнив самостоятельно интересную мозаику, трудно остановиться. Как правило, появляется желание узнать больше об этом удивительном искусстве.

Мозаика из дерева может быть выполнена в виде инкрустации, I вместе с древесиной употребляются другие отделочные маты, а также в виде интарсии, маркетри при использовании мозаики только древесины.

Инкрустация -- наиболее известный вид мозаики художественного промысла. Под инкрустацией понимают мозаичное покрытие какой-либо поверхности набором из одного или различных материалов. Ее использовали для украшения изделий из а слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и камнями-самоцветами.

Все виды инкрустированных работ очень трудоемки, стация выполняется в технике врезания. По подготовленному рисунку вставки врезают в основу заподлицо с поверхностью без каких-либо щелей. Способ выпиливания вставок и врезания их в плоскость набора впервые применил француз-мастер художественной мебели Андре Шарль Буль -1732 гг. Мастерская Буля со временем стала крупным мебельным предприятием. Мебель в стиле «буль» была предметом роскоши и сейчас бережно хранится во многих музеях мира.

Техника «буль» заключается в том, что несколько пластинок различных материалов одинаковой толщины, например панцырь черепахи и металл, склеивают через бумагу, зажимают струбцинами и по нанесенному на верхней пластинке у выпиливают лобзиком. Выпиленные части пластинок одинаковое изображение в двух вариантах. Вставляя узор верхней пластинки в фон нижней и наоборот, можно гь различные наборы для покрытия деталей мебели или шкатулок.

Интарсия -- разновидность инкрустации, в которой материалом является только древесина различных пород. Интарсия мало отличается от инкрустации и способом изготовления. В интарсии в массиве изделия (стола, стула и т. д.) выбирается углубление по рисунку на толщину сделанного заранее набора мозаики из тонких пластинок древесины. Готовую мозаику ют в это углубление и тщательно зачищают. Техникаинтарсии так же, как и инкрустации, очень трудоемка и в настоящее время считается устаревшей. Она используется только реставраторами, которые восстанавливают изделия прежних мастеров, строго соблюдая все приемы их работы.

Маркетри -- вид мозаики, составленной из тонких пластинок ценных пород древесины, различных по цвету и текстуре. Мозаику маркетри можно использовать в интарсии, т. е. вклеивать ее в углубление, сделанное в изделии, но техника выполнения отличается от техники интарсии.

Мозаика маркетри получила наибольшее распространение при создании различных натюрмортов, композиций сказочного или патриотического сюжета, панно на тему морского или городского пейзажа и даже портретов.

Долгое время мозаика маркетри применялась очень редко. Пиленый шпон был слишком толстым (1,5--2 мм) для врезания. Приходилось использовать технику выпиливания. Лишь с появлением станков для производства строганого шпона толщиной 0,7--0,8 мм мозаика маркетри возродилась, получив большие преимущества по сравнению с инкрустацией и интарсией.

Мозаичный набор в технике маркетри может набираться из отходов ценных цветных пород древесины. В качестве инструмента используется специально заточенный нож [13].

Техника мозаики маркетри доступна для освоения, на выполнение набора уходит относительно немного времени. Изделия из этой мозаики красивы и долговечны, отделка набора вполне доступна и легко может быть восстановлена. Они хорошо сочетаются с современной мебелью в квартирах и общественных помещениях (Приложение З).

Большой интерес представляет роспись по дереву (Приложение И), которая может быть выполнена традиционно или с использованием нестандартных приемов, которые будут рассмотрены ниже.

1.3 Нестандартные приемы рисования в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве всегда было много направлений в живописи, разного рода течений, вносились новые, которые вносили и новую технику исполнения работы, т.к. пуантилизм, абстрагирование, авангардизм, гиперреализм и др. Художника зачастую сравнивают с ребенком и это не спроста. Ведь дети младшего возраста с легкостью, с огромной фантазией непринужденностью иногда сами придумывают все новые методы и приемы, которые помогают видеть мир их глазами.

В настоящее время большое внимание уделяется как нестандартным приемам, так и новым технологиям.

1. Пуантилизм (от фр. pointiller -- писать точками), пуантилизм (от фр. pointel -- письмо точками) -- художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников), наносимые на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре. Изобрел пуантилизм французский живописец Ж. Сера на основе научной теории дополнительных цветов. Оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный -- зеленый, синий -- оранжевый, желтый -- фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.

knowledge.allbest.ru

Технология художественной обработки материалов

Специалист по художественной обработке материалов.

Данная профессия сегодня обретает широкое общественное признание.

Технология художественной обработки материалов относится к области науки и искусства, которая включает совокупность средств, приемов и способов обработки различных материалов с целью создания, и реставрации художественно-промышленных изделий. Специалистов, обладающих эстетическим вкусом, способных самостоятельно разрабатывать художественные эскизы будущих изделий с учетом свойств материалов и технологии их изготовления, умеющих выбирать необходимое оборудование и организовывать производственный процесс, готовит кафедра технологии и дизайна по направлению «Технология художественной обработки материалов».

Технологи художественной обработки материалов – это творческие личности, имеющие высшее техническое образование, обладающие знаниями в области художественного дизайна и умеющие работать с различными материалами, способные создавать собственные уникальные дизайн-проекты, воплощать их в моделях и авторских произведениях, создавать эксклюзивные художественные изделия и изделия декоративно-прикладного назначения.

Какие дисциплины изучаются?

Для того чтобы стать профессионалом студенты, кроме традиционных технических дисциплин, изучают рисунок, живопись и цветоведение, пропедевтику, композицию, теорию и основы шрифта, дизайн, скульптуру и лепку, историю искусств, историю дизайна, историю стилей, а также непрерывно осваивают мастерство, своими руками изготавливая художественные изделия в течение всего процесса обучения.

В процессе обучения студенты создают оригинальные художественные изделия из металла, дерева, стекла, керамики, камня и других материалов, постоянно и успешно участвуют в многочисленных выставках, конкурсах различного уровня, в том числе Всероссийского и Международного. Это говорит о том, что студенты данного направления имеют достаточно высокий уровень подготовки в создании изделий декоративно-прикладного и художественного назначения и потенциально могут способствовать сохранению и развитию народных художественных промыслов, работать в различных сферах деятельности, связанной с художественной обработкой материалов.

Продолжение обучения.Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре.

Где работать?

Выпускники могут работать как на крупных предприятиях различного профиля, так и в малом и среднем бизнесе дизайнерами, технологами, конструкторами, менеджерами, ювелирами, полиграфистами, а также преподавателями в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

www.vyatsu.ru

Технология художественной обработки материалов 261400.62

Без профиля подготовки

Уровень образования: Бакалавриат

Код направления подготовки: 29.03.04Старый код: 261400.62

Группа направления (УГНП): «Технологии легкой промышленности»

Скачать стандарт ФГОС-3
Рейтинг специальностейМесто в рейтинге
32.8Все специальности187 из 264Технологии легкой промышленности3 из 5
Для друзей
Срок обученияНа базе 11 класса:
Вступительные экзамены

Прием абитуриентов в высшие учебные заведения России осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Согласно правилам приема в вузы, учебные заведения имеют право устанавливать не менее трех вступительных экзаменов (включая обязательный русский язык и профильный предмет) согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования и науки.

Прием абитуриентов в средние специальные учебные заведения проводится по результатам ГИА или ЕГЭ. Колледжи и техникумы имеют право устанавливать не менее двух вступительных экзаменов, одним из которых должен быть русский язык. Перечень вступительных испытаний в колледжи также устанавливает Министерство образования и науки.

1. Русский язык

2. Математика (профильный)

3. Химия

 или 

Физика

Дополнительный экзамен

Это экзамены, проводимые для абитуриентов при приеме на специальности, требующие наличия творческих, физических или психологических качеств. Перечень специальностей, при приеме на которые вузы и колледжи имеют право проводить дополнительные экзамены, утверждается Министерством образования и науки (Перечень для вузов и Перечень для ссузов).

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.

Дополнительные вступительные испытания творческой направленности проводятся в письменной или устной форме, форме прослушивания, просмотра, собеседования или иной, определяемой ежегодными правилами приема высшего учебного заведения.

Дополнительные вступительные испытания творческой направленности (экзамены или собеседовние по живописи, композиции, рисованию или черчению).

Будущая квалификация

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру.

Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень).

Бакалавр по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов»

Будущие профессии Конструктор | Кузнец | Проектировщик | Технолог
Чему научат?
  • Заниматься выбором материалов для изготовления художественно-промышленной продукции
  • Определять физико-химические, технологические и органолептические свойства выбранных материалов
  • Разрабатывать технологические процессы обработки выбранных материалов, включая расчет технологических параметров
  • Самостоятельно выбирать оборудование, оснастку и специальный инструмент для производства продукции
  • Организовывать контроль качества материалов, технологических параметров и готовой продукции
  • Разрабатывать художественные эскизы готовой продукции
  • Выбирать художественные критерии для оценки эстетической ценности готовой продукции, изготовленной из материалов различных классов
  • Реставрировать художественные объекты
  • Заниматься изготовлением художественных ансамблей из материалов разных классов
  • Оценивать художественную совместимость различных материалов
  • Проводить классификацию материалов и технологий для изготовления художественно-промышленных объектов по различным классификационным признакам
  • Проектировать художественно-промышленные объекты из материалов различных классов
  • Заниматься разработкой технологических параметров обработки художественно-промышленных объектов с учетом их эстетических свойств
  • Разрабатывать проекты участков и цехов для мелкосерийного производства
  • Заниматься организацией выпуска  мелкосерийных партий художественно-промышленной продукции
  • Руководить работой малых коллективов и контролировать их деятельность
Важные учебные предметыЖивопись и цветоведение | Композиция | Компьютерное проектирование | Метрология, стандартизация и сертификация | Покрытия материалов | Рисунок | Скульптура и лепка | Технология обработки материалов | Художественное материаловедение | ЭлектротехникаНайти специальности со схожими предметами
Практика студентов

Студенты в обязательном порядке проходят учебную (4 недели) и производственную (4 недели) практики, которые проводятся в  организациях, на кафедрах и в лабораториях вуза. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом учебной практики.

Итоговая аттестация студентов:
  • Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа)
  • Государственный экзамен (по решению вуза)
Вузы, в которых можно освоить специальность
МоскваРоссийский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
Похожие специальности
Поищем по тегам?технологическое образование, технологические специальности, техническое образование, технические специальности, профессия дизайнер, профессия технолог
Материал подготовлен сайтом www.moeobrazovanie.ruЛюбое использование материала страницы допускается только с письменного согласия редакции.

moeobrazovanie.ru

Сфера профессиональной деятельности:

Разработка, выбор материалов и расчет параметров технологических процессов, для изготовления и производства  художественно- промышленных изделий;  художественно-производственная (изготовление оригинальных художественно-промышленных изделий); организационно-управленческая (организация производства); научно-исследовательская (разработка планов и методик проведения исследований материалов и технологических процессов для создания художественно-промышленных изделий).

Объекты профессиональной деятельности:

Художественная и ювелирная продукция, изготовленная из материалов различных  классов (металлы и сплавы, дерево, керамика, камень, стекло, кость), обладающая функциональной значимостью, эстетической составляющей и новизной; технологические процессы (литье, чеканка, ковка, обработка резанием, поверхностная обработка, термическая обработка, химическая обработка); компьютерные технологии моделирования, проектирования, формой цветообразования готовой продукции; художественные приемы получения готовой продукции из различных материалов, обеспечивающие ее эстетическую значимость. Выпускники этой специальности работают на промышленных, ювелирных предприятиях, художественных и ювелирных мастерских, а также имеют возможность дальнейшего обучения в аспирантуре по специальности «Техническая эстетика и дизайн».

Профиль «Дизайн и производство художественных изделий из металлов»

Программа обучения по данному профилю  включает в себя фундаментальную подготовку по технологическим дисциплинам и хорошее художественное образование. Такое сочетание теоретических и практических дисциплин дает выпускникам навыки и знания, необходимые для последующей работы в проектных, художественно-реставрационных организациях, выставочных залах, салонах по созданию и производству художественно-декоративных изделий, научно-исследовательских учреждениях, а также для ведения собственного дела в условиях рыночной экономики. Важно то, что наряду с технологическими и техническими дисциплинами, введен комплекс художественных дисциплин: рисунок, живопись и цветоведение, скульптура, дизайн, мастерство, история искусств. Выпускники получают навыки инженера-технолога и художника. В процессе обучения студенты получают профессиональную творческую подготовку, необходимый объем знаний по художественному материаловедению, технологии создания и реставрации объектов дизайна, контролю качества и оценки художественных и ювелирных изделий, инженерно-технологическому оборудованию и информационным технологиям. Студенты регулярно принимают участие в различных Международных и Всероссийских научных конференциях. Для проведения учебных и производственных практик, а также НИР студентов, имеются специализированные аудитории, лаборатории, договора с предприятиями о трудоустройстве студентов на время прохождения практик.

esstu.ru

Технология художественной обработки материалов

Квалификация — бакалавр Срок обучения — 4 годаИнформация по профилю

Выпускники специальности готовятся к работе и работают на стыке искусства и техники, способны выполнить широкий спектр художественно — технических работ в области технологии ювелирной обработки изделий, а именно:

  • производство и тиражирование ювелирных изделий из различных материалов;
  • разработка новых видов ювелирной продукции;
  • компьютерный дизайн, создание ювелирных изделий с учетом эстетических требований;
  • создание авторских и реставрация уникальных изделий;
  • сохранение и развитие традиций народных промыслов.

Современный рынок требует специалистов, способных осуществлять деятельность не только в узконаправленной области, но и находить целостное решение общих задач. Сфера практической деятельности специалиста данного профиля достаточно широк и позволяет ему работать в различных областях и направлениях художественно-технического творчества.

Одним из таких направлений является расширение диапазона изучаемых видов материалов и технологий их обработки. Материалами, применяемыми для художественной обработки, могут быть не только металлы и дерево, наиболее подробно изучаемые сегодня, но также стекло, керамика, камень, нетрадиционные и ювелирные материалы.

Подготовка специалистов ведется по современным программам Photoshop, CorelDRAW, 3D-MAX, ArtCAM, PowerMill, Unigraphics. Это позволяет повысить уровень художественного мастерства специалистов, связанный с более грамотным графическим решением выполненных ими проектов, а также созданием рекламной информации о художественном изделии.

Контакты

Телефон Кафедра «Технология машиностроения»: 332-10-90, 242-27-77

samgtu.ru


Смотрите также