Хупа у евреев что это такое


Обряд «Хупа» на еврейской свадьбе

Сама «хупа» напоминает о даровании Торы, когда евреи «встали у подножья горы». Существует старинный обычай ставить «хупу» под открытым небом, напоминая тем самым, что Всевышний обещал Аврааму: «Взгляни на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать?.. Столь же многочисленным будет потомство твоё!» То же самое заверение — что народ Израиля будет многочисленным, словно звёзды на небе, — было повторено Ицхаку и Яакову.

Итак, под «хупой» стоит жених, а справа от него — невеста. Очень распространён обычай, согласно которому невеста вместе с «шошвиним» семь раз обходит вокруг жениха, прежде чем встать возле него. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.

Сказали наши мудрецы: «Тот, кто не является специалистом в кидушин, пусть не занимается ими». Поэтому церемонию обручения предоставляют вести опытному, авторитетному раввину, который в совершенстве знает закон и является доверенным лицом жениха.

После благословения над бокалом вина («нет радости без вина, как сказано: “и вино возвеселит сердце человека”»), раввин произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими жёнами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин».

Жених и невеста отпивают из бокала, над которым раввин уже произнёс благословение также и за них. Затем свидетелей «кидушин» приглашают подойти поближе, чтобы они видели все детали обряда: как жених надевает невесте обручальное кольцо, произнося: «Ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». (Заметим, что жених надевает невесте кольцо именно на указательный палец).

Затем раввин зачитывает «ктубу» (брачный договор), жених правой рукой подаёт её невесте, а та принимает её, также правой рукой.

В израильском раввинате заведён хороший обычай: копию «ктубы», заверенную подписями тех же свидетелей, сдают в раввинат на хранение. Если оригинал «ктубы» затеряется, на основе этой копии супруги смогут получить новый экземпляр «ктубы».

А теперь наступает черёд семи благословений:

1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».

2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший всё во славу Свою».

3. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека».

4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека по образу Своему, по образу и подобию Своему сотворил Ты его и воздвиг для него из плоти здание вечное. Благословен Ты, Г-сподь, создавший человека».

5. «Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости её сыновья. Благословен Ты, Г-сподь, радующий Сион сыновьями».

6. «Возвесели же дружную любящую пару, как веселил Ты в древности в райском саду сотворённого Тобою. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту».

7. И последнее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший веселье и радость, жениха и невесту, ликование, пение, торжество и блаженство, любовь и братство, мир и дружбу. Да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующие возгласы в честь женихов, стоящих под хупою и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха с невестой».

Молодожёны снова отпивают вино, и жених правой ногой разбивает бокал.

В Теилим 137 говорится о клятве, которую дали изгнанные из Иудеи после разрушения Первого Храма: «Если забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет моя правая рука. Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим во главу веселья моего». «Глава веселья» — это ли не веселье в честь создания новой еврейской семьи? Поэтому именно в этот момент мы вспоминаем, что Храм наш разрушен, что большая часть нашего народа всё ещё пребывает в изгнании… Поэтому именно в этот момент жених разбивает красивый бокал — в знак нашей скорби, в знак того, что радость наша не полна.

(Заметим, что в некоторых общинах разбивают стакан сразу после обручения — прежде, чем зачитывают «ктубу»).

Церемония «кидушин» завершается в особой комнате, которую называют хэдер а-ихуд, «комната уединения». Свидетели «кидушин» провожают молодожёнов в эту комнату — где они в первый раз уединятся уже как муж и жена. Там они также едят лёгкий ужин после поста, когда немного утихает волнение, вызванное торжественной церемонией. Это уединение молодожёнов завершает процесс «кидушин». (В некоторых сефардских общинах молодые уединяются после свадебного пира).

Особенное значение мы придаём тому, чтобы веселить жениха и невесту. И выражается это не в обильном меню или шумном оркестре… Веселье должно быть искренним, перед женихом и невестой танцуют и поют от всего сердца. В Талмуде подробно говорится о различных видах веселья, мы же ограничимся одной лишь цитатой: «Как танцуют перед невестой? Поют перед ней: невеста прекрасная и милая». Цель этого — сделать невесту ещё желанней её жениху и осветить начало их совместного пути.

toldot.ru

Хупа. Брак в иудаизме

  • Концепция брака в иудаизме

Брак как исполнение Божественного предназначения и обретение целостностиБрак: мистическая интерпретацияМуж и жена; Бог и народ Израиля

  • Еврейская свадьба: законы и обычаи

Еврейская свадьба. Краткое описаниеПомолвка (Тноим)Назначение времени свадьбыМиква Место проведения свадьбыКтубаСвидетелиКабалат панимБадекенишХупаКидушин — церемония бракосочетания под хупойНадевание кольцаРазбивание бокалаТрапеза Свадебная неделя

Концепция брака в иудаизме

Брак как исполнение Божественного предназначения и обретение целостности

«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответствующую ему... И навёл Господь Бог крепкий сон на Адама, и взял одну из сторон его... И перестроил Господь Бог сторону, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз — это кость от кости моей и плоть от плоти моей... Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью» (Тора, Брейшит 2)

Итак, создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения практических нужд, но и как реализация Божественного предназначения, исполнение Божественного повеления, направленного на восстановление целостности человека. Более того, на основании сказанного там же в Торе (Брейшит 1): «Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК» еврейские мудрецы заключают: тот, кто ещё не создал семью, не является «человеком» в полном смысле слова (Талмуд, трактат «Йевамот»).

Комментарий Сфорно добавляет по этому поводу: «Человек в каждом своём действии стремится достичь совершенства, заложенного в самой его природе, в самой идее сотворения человека. А суть этого совершенства такова, что муж и жена существуют только как одно целое». Это телесное единство, о котором сказано: «и будут они единой плотью» и которое реализуется в «сотворении» новой жизни, объединяет человека с Творцом. Об этом сказано в Мидраше: «Трое участвуют в создании человека: отец и мать дают ему тело, а Всевышний даёт ему душу». Поэтому Хава при рождении сына говорит: «Обрела я человека вместе с Господом» (Брейшит 4).

Брак: мистическая интерпретация

В Талмуде об отношениях мужа и жены говорится следующее. В еврейском слове иш — «муж» — содержится одна из букв Имени Всевышнего — йод (י), связанная с мужским началом. А в слове иша — «жена» — содержится другая буква из Имени Творца — эй (ה), символизирующая женское начало. Остальные общие для этих слов буквы — алеф (א) и шин (ש) — составляют слово эш  — «огонь». Смысл этого такой: когда муж и жена, иш и иша, живут по законам Торы, — Создатель с ними. Но если они не соблюдают ее заповеди, изгоняя Имя Создателя из своего союза, то остается лишь пламя, сжигающее обоих.

Муж и жена; Бог и народ Израиля

Священное писание проводит аналогию между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Бога с народом Израиля, с другой стороны. Так, в книге пророка Йермияу Всевышний, обращаясь к народу Израиля, говорит: «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную». В книге пророка Ошеа Бог обращается к народу Израиля с такими словами: «Я обручу тебя Мне навеки... и познаешь Господа».

Дарование Торы в еврейской традиции уподобляется свадьбе. Суть свадебного обряда в создании семьи — еще одной частички большого еврейского мира. А сущность сотворения мира — это объединение Б-га со Своим народом: еврейский народ и Творец Мира объединили свои судьбы. Во время объединения у горы Синай Б-г вручил нам Свою Тору — законы и обязательства. Жених дает невесте Ктубу — брачный контракт, документ, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене. Всевышний объявил евреев Своим народом. И жених надевает кольцо на палец невесте, объявляя ее «своей».

Еврейская свадьба: законы и обычаи

Еврейская свадьба. Краткое описание

Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу — свадебный балдахин. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.

Под хупой совершается обряд обручения — Кидушин, — который ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. При этом он произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему.

Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктуберасписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.

Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд.

За этим следует праздничное застолье.

В течение семи дней после свадьбы устраивают праздничные трапезы для жениха и невесты с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе.

Перед церемонией бракосочетания уже должна быть составлена Ктуба.

Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.

Помолвка (Тноим)

Еврейская помолвка называется Тноим, что буквально означает «условия». Помолвка знаменует окончательную договоренность между женихом, невестой и их родителями о свадьбе. Эту договоренность принято закреплять в письменном виде. При этом жених совершает киньян — символическое действие (поднятие какой-либо вещи, например, носового платка), обозначающее окончательность его решения.

Кроме того, во время помолвки оговаривается доля материального участия родителей в проведении свадьбы и обеспечении молодоженов всем необходимым. Как правило, устанавливается и приблизительный срок свадьбы. Если документ не пишется, то все эти договоренности оглашаются устно.

После оформления Тноим и их оглашения мать жениха и мать невесты разбивают тарелку. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию, таким же необратимым должен быть только что совершённый процесс обручения. И как невозвратимо откололись от тарелки осколки, так же невозвратимо «откололись» жених (от всех других женщин, кроме своей будущей жены) и невеста (от всех других мужчин, кроме своего будущего мужа).

После этого устраивается небольшое застолье в кругу родственников и близких друзей.

Несмотря на символическое значение Тноим, договоренность о свадьбе является, по сути, договором о намерениях и не накладывает никаких окончательных обязательств.

Назначение времени свадьбы

Существуют некоторые даты, когда проводить свадьбу нельзя. Это:

  • шабат (с захода солнца в пятницу и до выхода звезд в субботу)
  • йом тов (еврейский праздник, когда запрещена работа), включая «холь а-моэд» (полупраздничные дни): Рош а-Шана, Йом-Кипур, Шавуот, вся неделя Суккот, все неделя Песах
  • дни постов: 9-е Ава, 17-е Таммуза, 3-е Тишрей («Пост Гедалии»), 10-е Тевета, 13-ое Адара («Пост Эстер»)
  • особые траурные периоды: дни Омера — от начала Песах до Шавуот (кроме Лаг ба Омера) и дни «бейн а-Мецарим» между 17-м Таммуза и 9-м Ава

До свадьбы невеста должна окунуться в микву — бассейн для ритуального окунания — и стать «чистой». Окунание возможно только в тот период, когда у невесты нет менструации, что также необходимо учитывать при назначении даты свадьбы.

Миква

Перед свадьбой невеста должна окунуться в воды ритуального бассейна, микву. Правила окунания достаточно сложны, и для их правильного соблюдения следует тщательно изучить соответствующие разделы еврейского закона.

Более подробно смотрите здесь.

Место проведения свадьбы

Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. В Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение — Хупа-зал. Банкет может, в принципе, проходить в любом месте — ресторане, клубе или банкетном зале гостиницы. Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, праздничную трапезу лучше устроить в ресторане при синагоге, поскольку там для вас будет приготовлена кашерная, т.е. разрешенная еврейским законом пища, что в Петербурге является большой редкостью.

Одежда

Разумеется, одежда и жениха с невестой, и гостей должна быть праздничной. Мужчины во время церемонии должны быть с покрытой головой. Для этого подойдет кипа (ермолка) или любой другой головной убор. Кипу можно купить в магазине «Кошер» при синагоге.

Свадебное платье невесты традиционно шьется из белой ткани или, по крайней мере, не должно быть темным. Белый цвет — символ безгрешности и чистоты, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи. Покрой и фасон свадебного платья может быть любым при условии соблюдения еврейских законов о скромности: без глубокого декольте или разрезов снизу, рукава должны прикрывать локти, а юбка — колени, ткань не должна быть прозрачной.

То же самое относится и к одежде всех остальных участниц свадебной церемонии.Не считается предосудительным выйти замуж в платье, взятом напрокат.

Неделя до свадьбы

Перед свадьбой жених и невеста какое-то время не должны видеться. В зависимости от обычая, это время варьируется от одной недели до одного дня. Встречаются они уже под хупой. Перед тем, как лицо невесты закрывают фатой, жених заглядывает ей в лицо, чтобы убедиться, что перед ним его избранница.

В течение нескольких дней до свадьбы, а также всей свадебной недели, молодая пара считается «королевской четой». Поэтому на протяжении всего этого времени новобрачных непременно должен кто-нибудь сопровождать.

В субботу, предшествующую хупе, во время утренней молитвы жениха вызывают к Торе. В честь него присутствующие в синагоге поют веселый напев, а из женского отделения его осыпают сладостями, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой.

Принято также в эту субботу в синагоге устраивать Кидуш при большом стечении народа. Жених использует эту возможность, чтобы продемонстрировать свои познания в Торе: произносит речь, посвященную какой-либо проблеме в понимании текста Торы.

Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Суббота перед свадьбой называется Шабат кала («Суббота невесты»), или Форшпиль.

Пост жениха и невесты

Для жениха и невесты день их хупы подобен Йом-Кипуру — дню искупления. Закон предписывает жениху и невесте в этот день поститься. Пост жениха и невесты должен продолжаться до окончания церемонии хупы.

Ктуба

Перед началом свадьбы составляют и подписывают Ктубу — брачный договор. Обычно это делают незадолго до начала свадебной церемонии. Подписание Ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями.

Ктуба — это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, Ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».

Функция Ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. Ктуба — это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».

Текст Ктубы составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Страны Израиля в эпоху мудрецов. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой стандартный, красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности. При составлении Ктубы и ее оглашении раввин переводит текст на язык, понятный жениху и невесте.

Перед подписанием Ктубы раввин, составляющий Ктубу, оглашает ее текст целиком, и перед тем, как документ будет подписан, жених подтверждает свои обязательства совершением киньяна в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в Ктубе. Киньян — действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продается или передается, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продает» невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в Ктубе, а для большей верности ставит подпись под текстом Ктубырядом с подписями свидетелей. В качестве свидетелей не могут выступать родственники жениха или невесты.

Ктубу зачитывают публично сразу после того, как жених передает невесте кольцо. После оглашения жених отдает ее невесте. Невеста должна бережно хранить этот документ. 

Текст Ктубы

____ дня недели и ____ числа _______ месяца в _______ год от сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в городе,____________свидетельствуем, что (имя) ______, сын (имя)_________, сказал девице (имя)___________, дочери (имя)____________: «Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля — а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар — двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире». И эта девица, госпожа (имя)___________, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье — всего (количество)__________. И соизволил жених, господин (имя)____________, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в (количество)__________, итого — ____________. И так сказал раби (имя)____________, жених: «Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой Ктубы и прибавки к этой Ктубе, и даже этот плащ на моих плечах — залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века». Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе принял на себя раби (имя)_________, жених, со всей строгостью подобных документов (Ктуба и прибавка к Ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта* и не как бланк документа**.И мы приняли киньян на это от раби __________, жениха, для госпожи __________, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, — вещью, пригодной для совершения киньяна***; и все это твердо и непоколебимо.

И всё это верно, ясно и подлинно (подпись — имя), свидетель (подпись — имя), свидетель И я, жених, принимаю на себя всё вышесказанное и подписываюсь в этом сегодня.

(подпись) 

*Асмахта — не вполне искреннее обязательство, данное в расчете на благоприятное стечение обстоятельств, которые, однако же, в действительности складываются иначе.

**Бланк документа — написанный ради тренировки или для другой цели, но не по поручению лица; обязывающегося выполнять то, что перечисляется в этом документе.

***Киньян — здесь процедура, которая по закону Торы придает юридическую силу заключенному союзу. 

Свидетели

Для составления Ктубы и самой церемонии бракосочетания необходимы два свидетеля. Они должны удовлетворять следующим условиям: быть мужчинами, евреями, религиозными (т.е. «соблюдающими») и взрослыми (согласно еврейскому закону совершеннолетие — это 13 лет.) Свидетели должны не опоздать и прийти заранее, чтобы участвовать в составлении Ктубы и поставить свои подписи.

Кабалат паним

Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей — Кабалат паним. Накрывают стол с легкими закусками и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии молодые не должны встречаться друг с другом, Кабалат паним проводят в двух разных местах — отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.

Бадекениш — закрывания лица невесты

Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обрядБадекениш — покрыть лицо невесты фатой. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания свадьбы. Далее следуют остальные мужчины.

Люди, сопровождающие жениха и невесту, называютсяшошвиним. Считается, что жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста — царице, поэтому их должна сопровождать свита. Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям — самым близким людям бракосочетающихся. Если же родителей нет, выбирают чету других, близких и любимых людей. Желательно, чтобышошвиним были женаты в первом браке — это добрый признак для молодых.

Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой.

Подойдя к невесте, жених берет откинутую назад фату и закрывает ею лицо невесты.

Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.

Затем жених со своей «свитой» направляется к хупе и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже.

Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними.

Невеста вместе с сопровождающими семь раз обходит вокруг жениха. Семь обходов, проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира, цельность Творения. Затем невеста становится по правую руку от жениха. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой. 

Хупа

Хупа — свадебный балдахин — это кусок ткани, устанавливаемый на четырех шестах, либо талит,- большое молельное покрывало, которое держат натянутым за углы (иногда для поддержания углов используют специальную конструкцию на возвышении, а иногда его просто держат четверо — по числу углов — высоких и сильных гостей). Как правило, Хупа устанавливается под открытым небом. Под этим балдахином, собственно, и происходит обряд бракосочетания, поэтому говорят: «поставить хупу», «стоять под хупой». Непосредственно под хупой стоят жених и невеста, их родители и раввин, проводящий свадьбу.

Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту. 

Кидушин — церемония бракосочетания под хупой

Кто проводит церемонию По давно сложившейся традиции, кидушин — свадебную церемонию — проводит раввин общины, или тот, кому раввин это поручит.

Музыка во время церемонии Не существует раз и навсегда установленного правила о том, должна ли звучать музыка во время свадебной церемонии. Часто музыка сопровождает выход невесты, когда ее ведут под хупу, и завершение свадебной церемонии под хупой. Большинство пар выбирают традиционную еврейскую музыку.

Надо ли платить за проведение свадьбы? Проведение свадьбы — это важная заповедь, поэтому платы за это не берут. Но не возбраняется дать цдаку, пожертвование на благотворительные цели. Можно спросить совета у раввина, который будет проводить свадебную церемонию, на что стоит пожертвовать.

Начало церемонии Раввин, проводящий церемонию, произносит благословения над бокалом вина: (1) «Благословен Ты Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».

(2) «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими женами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!»

Жених и невеста отпивают из бокала вина, над которым раввин произнес благословение.

Надевание кольца

Затем свидетелей кидушин приглашают подойти поближе, чтобы они видели, как жених надевает невесте обручальное кольцо. Жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно достаточной стоимости. Перед тем, как надеть кольцо, жених произносит: АРЕЙ АТ МЕКУДЕШЕТ ЛИ БЕ-ТАБААТ ЗО КЕ-ДАТ МОШЕ ВЕ-ИСРАЭЛЬ

«Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля»

Кольцо надевают на указательный палец правой руки (но носят на безымянном). Свидетели провозглашают 3 раза: «Освящена»: «мекудешет, мекудешет, мекудешет !» Остальные повторяют за ними. С этого момента молодые считаются мужем и женой.

Обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без вырезанных на нём узоров, букв и символов. Обручальное кольцо нельзя одалживать или брать напрокат, оно должно быть собственностью жениха. Положено, чтобы стоимость кольца была не меньше прута — монеты наименьшего достоинства во времена Талмуда, стоимость которой равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, мудрецы установили раз и навсегда, что кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений. По еврейскому закону, обручальное кольцо должна носить только женщина, но не мужчина, поэтому то кольцо, которое жених надевает на палец невесте, на еврейской свадьбе — единственное.

Вручение Ктубы

Затем раввин, проводящий церемонию (или человек, делающий это по поручению раввина), оглашает текст Ктубы. После этого жених вручает Ктубу невесте.

Шева брахот — Семь благословений

Наливают второй бокал вина и произносят шева брахот — семь свадебных благословений. Иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей-мужчин. Следует решить заранее, кому предоставить право произнести эти благословения.

После каждого благословения все отвечают «амен». Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна — десяти мужчин-евреев.

Благословение первое:БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЕЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ БОРЕ ПРИ А-ГАФЕН«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший виноградный плод [вино]!»

Благословение второе:БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ ШЕ-А-КОЛЬ БАРА

«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший всё во славу Его!»

Благословение третье:БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ ЙОЦЕР А-АДАМ«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, создавший [первого] человека!»

Благословение четвёртое:БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ АШЕР ЙАЦАР ЭТА-АДАМ БЕ-ЦАЛЬМО БЕ-ЦЕЛЕМ ДМУТ ТАВНИТО ВЕ ИТКИН ЛО МИМЕНО БИНЬЯН АДЕЙ АД. БАРУХ АТА АДОНАЙ ЙОЦЕР А-АДАМ«Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, Который создал человека по Своему образу; по образу подобия Своего, и построил ему из его же плоти [Хава из ребра Адама] здание навеки. Благословен Ты, Господь, создавший человека!»

Благословение пятое:СОС ТАСИС ВЕ-ТАГЕЛЬА-АКАРА БЕ-КИБУЦ БАНЕА ЛЕТОХА БЕСИМХА. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ЦИОН«Пусть возрадуется и возликует бездетная [Иерусалим] когда соберутся там в радости сыновья её. Благословен Ты, Господь, радующий Сион её сыновьями!»

Благословение шестое:САМЕАХ ТЕСАМЕАХ РЕИМ АУВИМ КЕ-САМЕХАХА ЙЕЦИРА БЕ-ГАН ЭДЕН МИКЕДЕМ. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ХАТАН ВЕ-ХАЛА«Дай же радость нежно любящим — как радовал Ты сотворённого Тобою в Райском Саду в древности. Благословен Ты, Господь, радующий жениха и невесту!»

Благословение седьмое:БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ АШЕР БАРА САСОН ВЕ-СИМХА, ХАТАН ВЕ-ХАЛА ГИЛА РИНА ДИЦА ВЕ-ХЕДВА ААВА ВЕ-АХАВА ВЕ-ШАОЛМ ВЕ-РЕУТ. МЕРА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ ЙИШАМА БЕ-АРЕЙ ЙЕУДА У-ВЕ-ХУЦОТ ИЕРУШАЛАИМ КОЛЬ САСОН ВЕ-КОЛЬ СИМХА КОЛЬ ХАТАН ВЕ-КОЛЬ КАЛА КОЛЬ МИЦЕЛОТ ХАТАНИМ МЕ-ХУПАТАМ У-НЕАРИМ МИ-МИШТЕ НЕГИНАТАМ. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ХАТАН ИМ ХАЛА «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший веселье и радость; жениха и невесту; ликование, пение, торжество и блаженство; любовь, и братство, и мир, и дружбу! Господь, наш Бог, да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос из-под свадебного балдахина и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Господь, радующий жениха с невестой!»

После последнего из благословений жених и невеста пьют вино — уже как муж и жена.

Затем отец невесты даёт жениху выпить из бокала, и точно так же мать жениха даёт выпить из бокала невесте.

Разбивание бокала

После того, как прочитаны семь свадебных благословений, в завершение церемонии под хупой жених разбивает ногой стеклянный бокал (который для безопасности обычно заворачивают в бумагу или кладут в пакет). Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме.

Раввин Ури Суперфин. Об обычае разбивать стакан на еврейской свадьбе

Уединение

Сразу после церемонии хупы свидетели провожают молодоженов в комнату, где они в первый раз уединятся на некоторое время. Там они едят легкий ужин после поста. Уединение, символизирующее брачное соединение, завершает процесс кидушин, придавая ему необходимую полноту.

Факт уединения должен быть засвидетельствован достойными свидетелями. В течение всего времени уединения в комнату никто не имеет права входить.

Трапеза

Трапеза не обязательно должна следовать непосредственно за хупой. Можно провести хупу в синагоге, а трапезу устроить в другом месте.

Начинается трапеза с благословения над халами — праздничными хлебами.

Особое значение во время трапезы придается тому, чтобы веселить жениха и невесту. Перед женихом и невестой поют, танцуют, стараются порадовать их, кто как может.

По еврейскому закону, мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой, чтобы мужчины и женщины не видели друг друга.

По завершении свадебной трапезы произносят благословение после еды и снова повторяют «Семь Благословений», которые уже читали под хупой.

Подарки

Принято, что родители невесты в день хупы дарят жениху новый талит, в который на следующее утро, к молитве Шахарит жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек.

А жених дарит невесте сидур, молитвенник, украшенный инициалами невесты, букет (который будет в руках невесты во время свадьбы) и духи.

Еврейская традиция никак не регламентирует подарки остальных родственников и гостей. Обычно молодым дарят то, что может пригодиться им в хозяйстве и обустройстве дома. 

Свадебная неделя

Если невеста ранее не состояла в браке, на протяжении шести дней после свадьбы принято устраивать для новобрачных трапезы, во время которых произносят семь свадебных благословений. Это делается в напоминание о том, что после женитьбы Якова на Лее прошло семь дней, прежде чем он взял в жены Рахель. Цель этого обычая — дать возможность услышать свадебные благословения тем, кто не попал на свадьбу. Поэтому необходимо, чтобы каждый день, кроме субботы, на трапезе присутствовал хотя бы один новый приглашенный. Для произнесения свадебных благословений необходимо присутствиеМиньяна (десяти мужчин). Эти трапезы обычно устраивают родственники и друзья жениха и невесты.

В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот.

Практические советы:

  • Подготовьте заранее стеклянный бокал, который жених должен разбить на свадьбе, и заверните его в прочный пакет, фольгу или платок (чтобы осколки не разлетелись). Практика показывает, что более чем в половине случаев жениху не удаётся с первого удара разбить бокал (наверное, от волнения). Никакой дурной приметы в том нет, но всё-таки проследите, чтобы бокал был из обыкновенного, а не утолщённого (и не тонкого, чтобы не было слишком много осколков), стекла.
  • Платье невесты стоит весьма дорого и не каждому по карману (при этом, что особенно обидно, используется только раз в жизни). Есть многочисленные ателье, где можно взять очень красивое свадебное платье напрокат. Тем, кому и это дорого, рекомендуем обратиться в специальные религиозные благотворительные фонды — «Гмах», где можно получить платье за ещё более низкую плату.
  • Продумайте заранее, кому предоставить право сказать семь благословений под хупой. Это, как правило, самые близкие родственники или наиболее уважаемые из приглашённых. Если они не знают иврит, подготовьте заранее русскую транслитерацию соответствующего благословения.
  • Если даже жених плохо знает иврит, ему полезно заранее выучить наизусть брачную формулировку, произносимую перед надеванием кольца на палец невесты: АРЕЙ АТ МЕКУДЕШЕТ ЛИ БЕТАБААТ ЗО КЕДАТ МОШЕ ВЕИСРАЭЛЬ

Как организовать свадьбу в Петербурге

Следует иметь в виду, что, согласно еврейскому закону, браки заключаются только между евреями по материнской линии. Если Вы хотите организовать свадьбу по еврейскому обряду, Вам нужно записаться на прием к раввину Певзнеру. Необходимо принести с собой на прием документы, подтверждающие еврейство: свидетельства о рождении будущих супругов и их матерей. Вам предложат посетить занятия по основам еврейской семьи и брака, окажут помощь в установлении даты свадьбы и организации хупы, проконсультируют по всем вопросам. Сама Хупа будет проходить в Синагоге. У Вас есть возможность устроить кашерную трапезу для своих гостей в ресторане «Лехаим». Обращайтесь в Информационный отдел Синагоги по телефону +7 (812) 713-81-86

На тему еврейской свадьбы читайте также:

Главный раввин Петербурга: стоит ли торопиться с поиском своей половинки?

sinagoga.jeps.ru

Eврейская свадьба — Хупа

Что такое Еврейская свадьба — Хупа? Еврейская свадьба — чем она отличается от бракосочетаний других народов?

Еврейское знакомство — шидух

Помолвка по-еврейски — эйрусин

Посвящение — кидушин

Брачное обязательство — ктуба

Атрибуты еврейской свадьбы — фата, кольцо, шошвиним

Первые семь дней — шева брахот

Разговор о еврейском понимании брака стоит начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а), что «в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику», а у первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона [1]. Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.

Очень интересны составные части еврейской традиции бракосочетания: помазание лба жениха пеплом в знак траура о разрушении Храма, обход невестой, ведомой своей мамой и матерью жениха, семь раз вокруг жениха, стоящего под хупой, чтение ктубы — брачного письменного обязательствабудущего мужа перед невестой и, наконец, кульминация — одевание кольца на указательный палец невесты со словами «Ты посвящаешся мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».

Не только название «венчание», но и практически все внешние составляющие еврейского церемониала через христианство вошли в культуру стран, где мы с вами родились. Благословения на вино, которые у окружающих нас народов трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного стакана женихом — в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак» и т.д. Вот только внутреннее содержание Хупы, озаряющей будущий еврейский дом святостью Торы, перенести на чужую почву вряд ли возможно…

В чём же величие жениха, стоящего под хупой? Когда мы говорим «жениха», то мы, конечно же, имеем в виду и невесту. Одна из семи брахот (благосвовений), говорящихся на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Речь идёт не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, чаще упоминаем мужчину.

Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а)влияющий и (б)принимающий это влияние. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» недостатки одного могут быть скомпенсированы преимуществами другого.

В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе.

Конечно же, путь к совершенству не лёгок, а порой даже очень тяжёл. Я слышал как-то от рава Эзриеля Таубера, что семейная жизнь подобна шлифовке алмаза. Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если шлифовальный камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза — один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее — отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой. Поэтому с самого начала Б-г делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину.

Мы желаем вам побыстрее найти свою половину и, с Б-жьей помощью, приблизиться с ней к совершенству, ибо самосовершенствование, согласно Иудаизму, является целью нашего земного существования.

[1] Сейчас мы, евреи, не одеваем венков во время хупы в знак траура о разрушении Храма. Но раньше над головами жениха и невесты держали и венки .

toldot.ru

Еврейская энциклопедия: хупа

Хупа (от названия свадебного балдахина) – еврейская свадьба, церемония бракосочетания. Иудаизм считает брак необходимым состоянием для любого человека. При том, что в древние времена полигамия была не редкостью, нормой брака всегда считалась моногамия. В книгах пророков отношения между Б-гом и Израилем часто сравниваются с отношением жениха к невесте или супружескими отношениями, что также говорит в пользу моногамного брака, так как понимается связь Б-га с одним избранным народом.

В талмудические времена инициаторами брака были родители жениха и невесты, но бывало, что учитывали и мнение невесты. Довольно часто встречались и браки по любви. Существовал запрет на вступление в брак с неевреем. В частности, этот запрет объяснялся опасением проникновения в еврейскую среду обычаев идолопоклонства, которые присутствовали тогда у всех народов, а также стремлением избежать возможной ассимиляции евреев. Благословением считалось большое количество родившихся в браке детей. Понятие развода также имело место быть. Развод можно было получить в случае серьезных проблем в семье, а если, к примеру, вскрылся факт измены жены, то расторжение брака неизбежно.

Что касается безбрачия, то Талмуд не только не поддерживает такое состояние, но и считает его крайне противоестественным. Считалось, что именно неженатый человек способен совершить грех, потому что у него есть время на греховные мысли, а также его жизнь не наполнена радостью и благословением. Неженатый мужчина воспринимался как неполноценный человек, а если он был коэном, то ему было запрещено выполнять функции первосвященника в Йом-Кипур.

Одновременно сексуальное желание не воспринималось чем-то порочным и постыдным, так как в рамках брака оно направлено на благие цели, а именно на создание своего дома, женитьбы и рождение детей.

Брак имеет такое большое значение, что ради женитьбы мужчине позволено продать свиток Торы, а для женщины считается большим несчастьем быть незамужней. Считалось также, что меркантильный интерес не должен руководить человеком при вступлении в семейный союз.

С начала ХІ века у ашкеназских евреев появился строгий запрет на многоженство, а в общее правило вошли возрастные сроки для вступления в брак, описанные мудрецами Торы. При том, что получить развод было делом не таким уж и сложным, к нему прибегали крайне редко. Это связано, прежде всего, с социальной замкнутостью еврейской общины, которая всегда считала семью основой еврейского образа жизни.

Культурные и социальные изменения со временем повлияли на увеличение случаев разводов среди евреев, а также на количество смешанных браков. К тому же перестали соблюдаться принятые возрастные сроки для вступления в брак, а городские еврейские жители стали меньше заводить детей. До сих пор эта тенденция сохраняется среди европейских и американских евреев.

Перед непосредственным вступлением в брак парень и девушка получали статус жениха и невесты после провозглашения акта помолвки, которым и скреплялось обоюдное желание сторон стать супругами. Акт помолвки, или шиддухин, и сейчас используется среди ортодоксальных евреев. В нем не только закрепляется намерение пары вступить в брак, но и ряд условий, касающихся предстоящего брака.

Сам же обряд помолвки носит название киддушин, который является частью свадебного обряда. Проведение обряда киддушин без предшествующего ему шиддухина считалось распущенностью. При этом обряд шиддухин никоим образом не изменяет личный статут сторон, а считается лишь одним из условий к его изменению. Иногда принято составлять письменный документ, тнаим, содержащий время и место будущей свадьбы, а также финансовые обязательства сторон. В ходе составления тнаим существует традиция разбивать тарелку.

Помолвку до сих пор продолжают считать одной из важных частей бракосочетания, хотя по Галахе ее значение второстепенно. По мнению Виленского Гаона Элиягу бен Шломо Залмана, расторгнуть помолвку хуже, чем жениться, а затем развестись. Сегодня представители ряда еврейских общин также стараются не рассматривать в качестве жениха или невесты того, чья помолвка была расторгнута.

После помолвки перед свадьбой жениху и невесте было принято обмениваться подарками. Невеста, как правило, получила в дар наряд и украшения, а жених – талит или расшитый руками невесты мешочек для талита.

Жениха вызывают в синагоге к Торе в ближайшую субботу перед свадьбой, а пока он к ней подходит, его осыпают пшеницей, рисом, конфетами и орехами. Новоиспеченного мужа снова вызывают к чтению Торы уже в следующую субботу после свадебного торжества.

У невесты же есть другие обряды: накануне свадьбы она должна окунуться в микву. У ашкеназов принято, если невеста сирота, то она должна за неделю до свадьбы посетить могилы родителей. Принято также, чтобы жених и невеста не виделись и не общались напрямую неделю до свадьбы. Жених с невестой накануне свадьбы добавляют к полуденной молитве чтение покаянных молитв, которые читаются в Йом-Кипур, так как считается, что во время церемонии бракосочетания молодые получают прощение за свои прошлые грехи.

С талмудических времен известен определенный канон проведения церемонии бракосочетания. Так, этот канон состоит из двух частей: киддушин и ниссуин. После киддушина парень и девушка еще не стают мужем и женой, но их точно нельзя считать холостыми. Акт киддушин, согласно Талмуду, можно провести тремя способами. Первым из них является кесев (деньги), в ходе которого жених при наличии двух свидетелей дает невесте деньги или, как чаще всего бывает, их эквивалент в виде обручального кольца, и произносит необходимые слова. Второй способ, штар (контракт), предполагает получение невестой из рук жениха брачного контракта, в который вписаны имена молодоженов, а также слова «Ты посвящаешься мне этим договором по закону Моше и Израиля». Проведение акта киддушин третьим способом, биа (сожительство), означает обращение мужчины к женщине: «Ты посвящаешься мне этим сожительством по закону Моше и Израиля». Это делается также в присутствии двух свидетелей. В результате подтверждённый факт сожительства дает право молодой паре получить статус супругов.

Сегодня распространен первый способ проведения акта киддушин.

Вторая часть бракосочетания, ниссуин, заключается в подведении невесты под хупу (балдахин), где стоит жених, как и положено, в присутствии двух правомочных свидетелей. Под хупой и проводится непосредственно само бракосочетание.

В постталмудический период было решено объединить киддушин и ниссуин в один обряд. Причиной этому, судя по всему, стало неустойчивое и опасное положение евреев. В числе других изменений: чтение дополнительных молитв, речь раввина, ведущего церемонию, а в последнее время – чтение молитв, в которых просят спустить благословения новобрачным.

Сегодня провести церемонию бракосочетания можно в любом месте. Сефарды обычно проводят церемонию прямо в синагоге, где потом накрывается праздничная трапеза, тогда как у ашкеназских евреев принято ставить хупу под открытым небом. Хупу можно ставить в любой день, за исключением субботы, праздников, между 17 Тамуза и 9 Ава, в период счета омера.

В день бракосочетания молодоженам принято держать пост. Что касается одежды жениха и невесты, то в этом вопросе нет четких законов. Невеста, как правило, облачена в белый наряд, а ее голова покрыта фатой. Жених, принадлежащий к определенной ашкеназской ортодоксальной общине, надевает белое одеяние под названием китл, а в других общинах принято надевать талит.

Для того чтобы церемония бракосочетания была проведена с соблюдением всех правил, ее проводит раввин. На обряде должен присутствовать миньян, а также два правомочных свидетеля, которые не являются родственниками между собой или молодоженов.

Церемония бракосочетания начинается с составления брачного контракта (ктубы). Обычно в заранее подготовленный текст контракта остается вписать сумму, которую при разводе муж должен выплатить жене. После чего жених совершает киньян (приобретение), а именно принимает из рук раввина недорогой предмет (как правило, носовой платок), поднимает его, а затем снова возвращает раввину. Таким образом, жених обязуется выполнять все, что указывается в ктубе, после чего свидетели подписывают ктубу.

Когда ктуба подписана, жених вместе с сопровождающими идет к невесте. Подойдя к ней, жених опускает ей на лицо фату, а раввин зачитывает слова благословения.

Затем отцы жениха и невесты берут под руки жениха и ведут его под хупу, где он должен стоять лицом в сторону Иерусалима. Если же свадьба происходит в Иерусалиме, то он стоит лицом к Храму. Невеста приходит под хупу вслед за женихом. Она идет в сопровождении своей матери и матери жениха, которые в одной руке несут зажжённые свечи. Если нет специального балдахина, хупы, олицетворяющий шатер жениха, где в талмудические времена проводился обряд киддушин, то вместо него используется талит, который несколько мужчин держат над головами молодоженов. В ашкеназской общине невесту семь раз обводят вокруг жениха, после чего она становиться рядом с ним.

Обряд под хупой начинается с произнесением раввином благословения над бокалом вина (биркат эрусин). После этого жених принимает из рук своего отца бокал вина и отпивает из него немного. Невеста, в свою очередь, отпивает из этого же бокала, переданного ей от своей матери. В некоторых общинах жених и невеста перенимают бокал с рук раввина.

После обряда с вином на указательный палец правой руки невесты жених надевает кольцо, одновременно проговаривая определенные слова, предусмотренные киддушином. Причем жених должен произносить эти слова медленно и отчетливо, слово в слово повторяя за раввином.

Затем раввин или какой-нибудь почетный гость зачитывает перед всеми текст ктубы. Принято зачитывать арамейский оригинал ктубы, а после -  перевод ее основного содержания на тот язык, на котором общаются члены общины. Озвучив текст ктубы, раввин или гости по очереди произносит над бокалом семь свадебных бенедикций (шева брахот). После чего жениху снова подают бокал вина, чтобы он сделал из него глоток. На этот раз бокал подает ему отец невесты, а мать жениха дает пригубить с этого же бокала своей невестке. За этим следует разбитие бокала, которое совершает жених правой ногой. Раввин же после этого зачитывает биркат-коганим. Отмечается, что у восточных евреев была традиция у жениха и невесты во время хупы незаметно наступить на ногу друг другу. Считалось, что первый наступивший на ногу будет главным в семье.

В завершении новоиспеченные муж и жена уходят в отдельную комнату, чтобы ненадолго побыть наедине и хоть немного перекусить, так как до этого они весь день соблюдали пост. Обычай называется ихуд (уединение). После него переходят к свадебной трапезе, танцам и веселью.

ujew.com.ua

Еврейская свадьба — Хупа

По материалам ЖЖ Ури Калюжного

Разговор о еврейском понимании брака можно начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленького шатра.

Многие считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (Талмуд, Бава Батра 75а), что в будущем сделает Всевышний семь хуп каждому праведнику, а у первого человека Адама, в Раю, было аж (!) десять хуп. Очевидно, что речь тут идёт не о свадьбах — правильно сказать, что хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней (вспомните, например, как выглядел римский Пантеон). Заметьте, что и русское слово «венчание» происходит от слова «венец», корона.

В чём же величие жениха и невесты, стоящих под хупой? Одна из семи брахот (благословений), произносимых на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Благословение относится не к моменту рождения, а именно к моменту свадьбы. Во время хупы «сотворяется» человек. То есть, с точки зрения иудаизма, только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание.

Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а) влияющий и (б) принимающий это влияние. Человек создан подобно Творцу — быть влияющим. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Каждый человек, мужчина и женщина, способен «влиять», но есть моменты, когда он влиять не может и вынужден получать влияние извне. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» рождается «новый человек», ибо недостатки одного из супругов могут быть компенсированы достоинствами другого.

В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе.

Конечно же, путь к совершенству не лёгок, а порой даже очень тяжёл. Я слышал как-то от рава Эзриеля Таубера, что семейная жизнь подобна шлифовке алмаза. Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если шлифовальный камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза — один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее — отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой. Поэтому с самого начала Б-г делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину.

Надо стараться найти свою половину и, с Б-жьей помощью, приблизиться с ней к совершенству, ибо самосовершенствование, согласно иудаизму, является целью нашего земного существования.

toldot.ru

Мазаль Тов: Как празднуют традиционную еврейскую свадьбу

Я никогда раньше не была ни на одной свадьбе. А тут меня сразу пригласили на традиционную еврейскую свадьбу, где невестой была дочь главного раввина Москвы Эсти Гольдшмидт, а женихом - Арвен Шайнин. Свадьба была назначена на вторник. Дело в том, что у ортодоксальных пар принято играть свадьбу только в будние дни, в отличие, например, от русских, которые зачастую празднуют по субботам. Еврейская же свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата, который начинается на закате в пятницу и длится до заката субботы, а также за исключением еврейских праздников, например еврейского Нового года.

Меня сразу предупредили по поводу наряда - платье должно покрывать локти и колени. Для гостей был свой дресс-код. Невеста решила одеть всех гостей в красное. Однако, как я потом узнала, в Талмуде сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, поскольку это притягивает внимание и, в конечном счете, может привести к разврату. Получается, что ношение одежды красного цвета является нарушением запрета одеваться нескромно. Несмотря на это, большинство гостей соблюли дресс-код и порадовали молодую пару.

Церемония бракосочетания была назначена на 17.00, но гостей собирали уже в 16.00. Мы приехали пораньше. Дождь лил не переставая, поэтому часть гостей толпилась внутри Хоральной синагоги на Китай-городе, а другая - снаружи под крышей. В это время в Большом Молельном зале шла молитва. Поэтому нас сразу пригласили в ресторан «Римон», который находится на втором этаже. Там гостей ждали кошерные угощения и еврейская музыка. Через некоторое время в зале появилась невеста в роскошном белом платье и села на красиво украшенный стул в центре зала (этот стул ассоциируется с троном, так как в день свадьбы невеста - это царица). Затем гости начали поздравлять девушку. У меня назрел вполне логичный вопрос: «А где, собственно, жених?». - «Он подписывает договор об обручении и брачный договор на мужской половине», - подсказал мне мой сосед.

Пока невеста принимает поздравления от гостей на женской половине, тем временем на мужской жених с раввинами подписывает документы. Сначала «тнаим» - договор об обручении, а затем «ктубу» - брачный договор. Документ об обручении оформляется и подписывается непосредственно перед актом бракосочетания. В это же время в молельном зале мать жениха и мать невесты вместе разбивают тарелку в память о разрушении Храма Иерусалимского. Это действие несет и символический характер: как разбитую тарелку больше невозможно полностью восстановить, так и испорченные отношения не возродить. После этого происходит подписание ктубы, то есть, брачного контракта. В этом документе перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. На мужскую половину меня, конечно же, не пустили, поэтому об этом я узнала из рассказа своего коллеги.

Спустя примерно час музыка на женской половине стала громче и в зал зашел жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним (прием гостей перед церемонией бракосочетания), чтобы совершить обряд «бадекен» (покрытие) в присутствии свидетелей. Этот обряд является частью церемонии «хупа» (бракосочетания). Покрывая лицо невесты, жених как бы показывает, что он берет на себя обязанность заботиться о ней. Обычай этот восходит к изречению «Девушка выходит покрытой». Согласно древней традиции европейских евреев, фата закрывала лицо невесты полностью. Поэтому свидетели должны были удостовериться, что скрывающаяся за ней девица является той самой невестой. «Дабы избежать повторения истории, произошедшей с нашим праотцем Яковом, взявшем в жены Лею вместо Рахель», - пояснили мне позже.

Пока гости поздравляли молодых, я познакомилась с Шимоном Левиным - заместителем главного раввина Москвы. Он мне рассказал о том, что перед свадьбой огромную роль играет подготовка к этому важному дню. «По обычаю, жених и невеста не должны видеть друг друга до свадьбы неделю, чтобы они успели соскучиться друг по другу. Кроме того, в день свадьбы у жениха и невесты искупаются все грехи, поэтому они постятся до церемонии бракосочетания. Что же касается самого дня бракосочетания, то есть особая молитва, которую невеста читает перед Хупой. В этой молитве она просит о самом сокровенном и может помолиться за каждого желающего. Обычно у невесты есть список людей, которые попросили ее помолиться за них под Хупой», - рассказывает Шимон Левин.

После церемонии «бадекен» все спустились на первый этаж в Большой Молельный зал на главную церемонию бракосочетания, которая называется «Хупа». Хупа - это четыре высоких столбика, покрытых сверху куском материи - балдахином. Традиционное сооружение, в котором и совершается обряд бракосочетания жениха и невесты. Существует мнение, что хупа символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. И неспроста ткань, наброшенная на четыре подставки, не покрывает полностью это сооружение. В этом можно усмотреть аллегорию с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и ненастьям и надо быть готовым ко всем превратностям судьбы. Другая версия гласит, что хупа знаменует собой комнату в доме жениха, куда будет после приведена невеста, чтобы соединиться с молодым мужем. А открытые стены символизируют гостеприимность жениха и невесты.

Во время молитвы в Молельном зале мужчины сидят внизу, а женщины наверху. В день свадьбы женщинам разрешается спуститься вниз. Однако мужчины и женщины все равно сидят отдельно - мужчины слева, женщины - справа. Заняв свое место в женской половине, я почувствовала, будто нахожусь на съемках какого-то фильма: гости встречают невесту, идущую к алтарю под руку со своим отцом. Пока все ждали невесту, я разглядывала наряды и прически еврейских женщин. И заметила, что многие из них были в париках. Позже я выяснила, что замужние еврейские женщины должны носить или плотно прикрывающий волосы головной убор, или... парик, который приравнивается к головному убору.

Через полчаса после того, как организаторы рассадили всех гостей, под музыку начала выходить семья жениха. Они выходили под песню «Заклинаю вас, дочери Иерусалима». Эта песня составлена на слова из книги «Песнь песней», в которой говорится о любви девушки, разыскивающей своего возлюбленного. Она просит дочерей Иерусалима сказать ее возлюбленному, если они его найдут, как ее сердце страдает от любви к нему. Согласно толкованию еврейских мудрецов, смысл этой Книги заключается в аллегорическом повествовании об отношениях любви между Богом и Его народом.

Следом за ними вышла семья невесты под звуки песни «Вечер роз». Это современная израильская песня, слова к которой написал Моше Дор. Она построена на основе текста из Книги «Песнь песней». Слова: «Вечер роз, выйдем в сад. Мирра, благовония и босвеллия – настил ногам твоим». В конце выходит жених под песню «Древо жизни она». В этой песне говорится о том, что Тора подобна древу жизни для тех, кто держится за нее. Песня произносится при возвращении свитка Торы в священный ковчег во время молитвы в синагоге. Так как балдахин хупы находится перед священным ковчегом, жених вспоминает об этой песне.

После того, как все родственники и жених зашли в зал, гости замерли в ожидании выхода невесты. И вот под песню «Войди с миром», слова которой взяты из последнего абзаца песни «Леха доди», написанной раввином Шломо Алькабецом из Цфата, выходит невеста в роскошном белоснежном платье. Все достали уже заранее приготовленные телефоны и начали снимать. Признаться, я тоже не удержалась. Кстати, эту песню поют в синагоге в пятницу вечером. Слова песни уподобляют отношения между Шабатом и еврейским народом отношениям жениха и невесты. Восходящая звезда, ученик школы Лаудер Эц-Хаим Максимилиан Хинанашвили прекрасно ее исполнил. Мелодия взята из песни «Кон те партиро» («Ухожу с тобой») Франческо Сантори, в ознаменование того, что невеста уходит с женихом.

И вот жених и невеста стоят под Хупой. По традиции первым под Хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Затем невеста обходит семь раз вокруг жениха под песню «Барух аба» (Благословен входящий). Слова псалма из молитвы «Алель»: «Благословен входящий во имя Господа». Эта мелодия восходит к традициям испанских и португальских еврейских общин, в память о предках семьи Гольдшмидт из Голландии.

Про этот обычай я раньше ничего не слышала. Поэтому спросила у раввина, что он означает. «У этого обычая есть целый ряд причин. Первая из них заключается в том, чтобы показать, что хупа проходит под Божественным покровительством, поскольку Всевышний раскрывается в семи небесах. Кроме того, этот обычай символизирует желание жениха и невесты стать мужем и женой, а то, что обходит жениха именно невеста, делается для того, чтобы указать на особый высокий статус женщины в иудаизме - семью они строят вместе, но обходит именно она», - рассказал Шимон Левин.

Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит невесте кольцо и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на указательный палец в присутствии двух свидетелей. Этот обряд называется «кидушин». Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу.

«Дело в том, что согласно Торе активная сторона в заключении брака - это мужчина. Женщина соглашается выйти замуж. Принимая от жениха кольцо, она, тем самым, как бы соглашается выйти за него замуж», - рассказывает раввин.

Затем идет чтение ктубы и благословения родственниками и гостями, которые выражают благодарность Творцу за создание мужчины и женщины, а также за создание союза между ними. Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазаль тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.

«Стакан разбивают в память о разрушенном Иерусалимском Храме. В момент наивысшей радости мы как бы говорим себе, что наше счастье неполное и мы ждем, когда Храм в Иерусалиме будет отстроен», - рассказывает Шимон Левин.

Церемония завершается в небольшой комнате «хадар йихуд», где молодожены уединяются в сопровождении свидетелей. Там, как правило, для молодых накрыт легкий ужин, так как до Хупы жених и невеста не брали в рот ни крошки. В этой комнате жених и невесте в первый раз уединяются уже как муж и жена. Эта часть церемонии называется «йихуд». Она показывает, что теперь пара действительно состоит в браке.

После торжественной церемонии бракосочетания гости отправились на праздничный банкет. Свадебная церемония представляется радостным празднованием с национальными танцами и песнями. В ортодоксальных общинах мужчины и женщины сидят и танцуют по отдельности. Из угощений многие выбирают кошерную пищу, однако менее ортодоксальные могут заказать рыбное или вегетарианское меню. Мне посоветовали обязательно попробовать гефилте фиш - фаршированную рыбу. И, конечно же, то, без чего не обходится ни одна еврейская свадьба, — традиционный танец Хора, во время которого молодоженов поднимают на стульях и чествуют, как царя с царицей. «На самом деле, это просто красивый обычай. Думаю, что у него нет особых причин», - рассказал Шимон Левин.

У иудеев существует заповедь веселить жениха и невесту. Все поют и танцуют вокруг новобрачных. Говорят, что тот, кто наслаждается свадебной трапезой и не веселит жениха и невесту, поступает неверно. И, наоборот, тот, кто веселит жениха и невесту, удостаивается мудрости Торы. Его сравнивают с тем, кто приносит благодарственную жертву в Храме и отстраивает разрушенный Иерусалим. Даже если человек только находится в месте, где устраивают свадьбу и не участвует в самой трапезе, в любом случае обязан принять участие в веселье. Поэтому скучать нам не пришлось. Однако, вспомнив в начале 12-го о том, что завтра рабочий день, мы решили поехать по домам, остальные же гости праздновали до утра.

Татьяна Поддубская

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

mir24.tv


Смотрите также