Информационно коммуникационные технологии что это такое


Статья "Информационно-коммуникационные технологии в системе образования"

Информационно-коммуникационные технологии

в системе образования

Дятлова В.С.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2]

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

  • повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

  • применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;

  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [3]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  • комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). []

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;

  • технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

  • раскрытия творческого потенциала обучающихся;

  • освоения студентами  современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

  • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

  • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

  • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

  • при фронтальной  либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала. Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию. 

Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;

  • говорение;

  • чтение;

  • письмо.

Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;

  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;

  • подтверждает мысль;

  • побуждает к действию;

  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;

  • новый собеседник;

  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;

  • потребность использования речи;

  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;

  • игровая;

  • трудовая.

Единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;

  • мотивируется общение;

  • презентуется (преподносится) речевой материал;

  • приобретаются речевые навыки;

  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;

  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;

  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями. []

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

[III]

Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.  Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.

Список литературы:

1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.

2. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.

3.Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

Интернет ресурсы:

I. http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809

II. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/kommtechno.htm

III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ

Татьяна Якшимбетова Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.

Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно- образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

• Преобразование предметно-развивающей среды

• Расширение возможности познания окружающего мира

• Использование новой наглядности

Использование ИКТ в ДОУ

как средство сопровождения ООП

как средство интерактивного обучения

Разработка системы с включением ИКТ

как средство взаимодействия с социумом

как средство взаимодействием с семьями воспитанников

Направления деятельности

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Работа по самообразованию

Значение использования ИКТ

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за»

обеспечивают личностно-ориентированный подход

способствует интеллектуальному росту ребенка;

рано развивается так называемая «знаковая функция сознания»;

улучшаются произвольная память и внимание;

формируется познавательная мотивация;

моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

умение самостоятельно приобретать новые знания

развития произвольной моторики пальцев рук

Аргументы «против»

воздействие электромагнитного излучения монитора;

сидячее положение в течение длительного времени;

и как следствие этого –появление утомления,

нервно-эмоциональное напряжение

Области применения ИКТ для развития дошкольников:

1. Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования. Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к НОД

2. Использование компьютера для ведения документации

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

3. Использование развивающих компьютерных программ

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Преимущества использования компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

4. Использование мультимедийных презентаций

Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, являются прекрасными помощниками при проведении НОД. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

осуществление полисенсорного восприятия материала;– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи педагога, проводящего НОД, мультфильмы и т. д.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий. Так же предоставляется возможность полностью выстроить ход непосредственно-образовательной деятельности на слайде, что позволяет сэкономить время, облегчает использование материала для развития словесно-логического мышления, как кроссворды или ребусы.

Современное общество – информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационных технологий

Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.

В заключение, хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает

и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:

-        формирование устойчивой мотивации;

-        активизация мыслительных способностей учащихся;

-        привлечение к работе пассивных учеников;

-        повышение интенсивности учебного процесса;

-        обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;

-        обеспечение учебного процесса современными материалами;

-        приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;

-        реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

-        активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

-        обеспечение гибкости процесса обучения.

В педагогической практике существует следующая классификация средств ИКТ по области методического назначения.

Рис. 1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения

В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

В педагогической практике предлагается двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя:

1)      уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности):

-                   владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации;

-                   умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами;

-                   умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер и т. д.

2)      деятельностный уровень (реализованная деятельность) — эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов.

Деятельностный уровень можно разделить на подуровни:

-                   внедренческий — включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

-                   творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня функциональной грамотности на деятельностный уровень? Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов необходимо реализовывать в рамках отдельно взятого учебного заведения. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Важную роль играет методическое сопровождение использования ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ (проведение семинаров, мастер- классов, вебинаров и т. д.).

Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — педагога и учащихся, учеников между собой — и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».

В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной и иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека.

От работы за компьютером появляются побочные эффекты:

-        дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию;

-        компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, может снизить функционирование некоторых видов памяти, способствовать росту эмоциональной незрелость, безответственности;

-        психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние;

-        виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности.

Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Литература:

1.                  Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70.

2.                  Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30.

3.                  Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.

4.                  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.

5.                  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.

6.                  Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.

7.                  Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Информационно-коммуникативные технологии в современном образовании

УДК 159

Тужикова Елена Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [email protected]

Информационно-

коммуникативные

ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Elena S. Tuzhikova

candidate of psychological sciences,

the associate professor at the Department of

organizational psychology

Russian State Pedagogical University of

A.I. Herzen

[email protected]

Information and

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN E-LEARNING

Аннотация. Статья посвящена современным информационным и коммуникативным технологиям в образовательной среде. Рассматривается вопрос использования программных средств ИКГ в образовательном процессе, способствующий развитию образовательной мотивации студентов. Возможности предоставления студентам свободы выбора темпа, последовательности и уровня сложности изучаемого материала. Корректная организация текущего контроля преподавателя за ходом работы студентов в индивидуальной и групповой работе в автоматизированных обучающих системах, что дает возможность параллельного использования образовательных программных средств ИКГ на аудиторных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, образовательные программы, автоматизированные обучающие системы.

Annotation. The article is devoted to modern information and communication technologies in the educational environment. The author discusses the use of software information and communication technologies in the educational process, contributing to the educational development of students’ motivation. The opportunities giving students the freedom to choose the pace, sequence and level of complexity of the studied material are described. Correct organization of the current teacher's control over the progress of students in individual and group work in learning systems enables concurrent use of educational software information and communication technologies in class and in extracurricular work independently.

Keywords: eeducational environment, information and communication technologies, educational programs, automated training systems.

Информатизация образования является актуальным и значимым вопросом в современном мире и отмечается как одна из приоритетных задач современного общества. Это обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, интеграцию информационных технологий с развитием всех сфер жизнедеятельности и дает возможность доступа любого члена общества к источникам достоверной информации. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала личности.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психо-

лого-педагогических целей обучения, воспитания.

Важная роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования, особенно высшей школе как основному источнику квалифицированных, высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) занимают особое положение в образовании.

Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к происходящим социальным изменениям. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информатизации образования.

296

В высшем образовании активно внедряются информационно-коммуникационные технологии,

способствующие интенсивному развитию учебного программного обеспечения, позволяющее успешно решать многие задачи современной образовательной системы, что, в свою очередь, создает доступность образования, разнообразие форм представления учебного материала, возможности использования новых технологий и методов обучения [1].

Необходимо отметить, что вопросы использования ИКТ в образовании изучались достаточно долго, начиная с 70 гг. XX века. В научных работах накоплен значительный опыт по применению информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе вуза.

Вопрос использования ИКТ в образовательном процессе вуза исследовали многие отечественные ученые: Ю.В. Карякин, С. В. Панюкова, В.П. Кулагин, ВБ. Найханов, ВБ. Овезов, ИБ. Роберт, ГБ. Кольцова, Э.М. Фаустова, ВБ. Юрасов и др. [5].

Обобщая данные работы, можно выделить, что информационно-компьютерные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации как важнейшее средство в достижении эффективного результата в педагогической деятельности. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория технологии приобретает на современном этапе общественного развития доминирующее, системообразующее значение. Таким образом, под современными информационнокоммуникационными технологиями понимают различные способы создания, фиксации, переработки и распространения информации.

Регулярное использование ИКТ в образовательном процессе позволяет не только по-новому представлять текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, но и обогащать методические возможности преподавателя, придавать лекционному материалу современный уровень, активизировать творческий потенциал студентов и способствовать воспитанию интереса к предмету. Технологическая культура предполагает психологическую, личностную и профессиональную готовность преподавателя к построению функционального педагогического процесса, отвечающую заданным целям и дающую эффективный результат.

Исследователи КБ. Кечетников, ГА. Краснова, А. А. Мицель, П. Монастырев, АБ. Кузнецов, занимающиеся разработкой программных средств ИКТ, отмечают следующие технические требования к образовательным программным средствам ИКТ:

• обеспечение профессиональной направленности образовательных программных средств ИКТ;

• учет модальности восприятия;

• гипертекстовое представление информации;

• использование интерактивного диалога;

• использование технологий моделирования;

• оперативная оценка действий пользователя.

Таким образом, реализация идей современного образования требует разработки специальных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративнообъяснительных методов и механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия. Особое внимание в процессе обучения уделяется влиянию новых средств обучения на личность обучаемого. Студент в новых условиях является не просто потребителем учебной информации, а представляет собой генератор новых для себя знаний.

В современных исследованиях, посвященных новым ИКТ в образовательной среде, отечественными учеными [3,5] предлагаются различные классификации, где программные средства дифференцируются следующим образом.

По функциональному назначению: электронные учебники; автоматизированные обучающие системы (АОС); экспертные обучающие системы (ЭОС); программы-тренажеры; программные средства для контроля и тестирования; базы данных учебного назначения. В общем, данный вид программных средств позволяет сообщать знания, формировать умения и навыки учебной или практической деятельности, закрепления материала, а также систематизации информации.

По способу представления информации: образовательные программные средства ИКТ, предоставляющие информацию в вербализованной форме (в виде текста); образовательные программные средства ИКТ, в которых информация представлена в виде гипертекста; образовательные программные средства ИКТ с использованием технологии мультимедиа; образовательные программные средства с использованием технологии «виртуальная реальность». К данному типу средств можно отнести средства, представляющие демонстрационные материалы, имитационные, где представляет аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик, а также лабораторные средства, которые позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.

По методическому назначению: проблемно-

ориентированные образовательные программные средства ИКТ; объектно-ориентированные образовательные программные средства ИКТ; предметно-ориентированные образовательные программные средства ИКТ; «полифункциональные образовательные программные средства ИКТ», которые способны осуществлять пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

297

ставление материала с учетом модальности восприятия, обеспечивать возможности контроля и самоконтроля, включать необходимую справочную информацию, средства для закрепления полученных знаний и умений, интерактивный диалог, проблемное изложение материала. К данному типу можно отнести средства ИКТ, носящие моделирующий характер явлений, объектов или процессов с целью исследования и изучения, а также учебно-игровые средства, предназначенные для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Отдельными видами для рассмотрения применения ИКТ в образовательном процессе можно отнести дистанционные технологии обучения, которые зародились в начале 20-го столетия. Под дистанционной технологией обучения (образовательного процесса) понимается совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [4]. При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии обеспечивают доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала и оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого материала на сайтах, пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, вебинары. Несмотря на методическую обеспеченность системы дистанционного обучения, необходимым и важным условием его реализации является самообучение.

Необходимо подчеркнуть важную составляющую ИКТ - мультимедиа. На сегодняшний день уже трудно представить обучение без технологии мультимедиа, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме. Понятие мультимедиа и средства мультимедиа тесно связаны с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации. Мультимедиа представляет спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. В настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения.

Таким образом, средства ИКТ представляют собой средства, направленные на совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения и продуктивности

самоподготовки студентов. Индивидуализация работы самого преподавателя позволяет усиливать мотивации к обучению, дает возможность привлечения студентов к исследовательской деятельности и обеспечивает гибкость процесса обучения, что, в свою очередь, позволяет учитывать факторы развития мотивации в учебной деятельности использования ИКТ в образовательном процессе [5].

Использование программных средств ИКТ в образовательном процессе способствует развитию образовательной мотивации студентов при соблюдении определенных педагогических условий [2, 4, 5]. Отмечается необходимость учета уровня актуального развития и компьютерной компетентности студентов для осуществления корректного выбора образовательных программных средств ИКТ, осуществления адаптации программных средств ИКТ к целям образовательного процесса, возможности предоставления студентам свободы выбора темпа, последовательности и уровня сложности изучаемого материала, корректной организации текущего контроля преподавателя за ходом работы студента, а также организация коллективной и групповой деятельности студентов, создание благоприятного психологического климата на занятии с использованием образовательных программных средств ИКТ. Необходима возможность параллельного использования образовательных программных средств ИКТ на аудиторных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе.

Для достижения эффективности образовательного процесса, в частности в плане развития образовательной мотивации, могут использоваться различные средства.

Создание собственно учебных компьютерных средств развивалось на основе идеи программированного обучения. И в настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы по различным учебным дисциплинам, которые включают в себя комплекс учебно-методических материалов и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Автоматизированные обучающие системы обычно базируются на инструментальной среде -комплексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности:

- педагог вводит разностороннюю информацию в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

- студент в соответствии со сценарием работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;

- автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому студенту или назначать автоматически последовательность и темп изучения учебного материала;

298

- работа студента протоколируется, информация заносится в базу данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогу и студенту предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования ИКТ в современном образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности

Литература:

1. Бородина В.А. Психология чтения в психологопедагогическом и библиотечно-информационном образовании // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: «Аверс Пресс», 2003. С. 145-148.

2. Захарова ИТ. Информационные технологии в образовании. М. : Академия, 2003. 192 с.

3. Кулагин В.П. Информационные технологии в сфере образования / В.П. Кулагин, В.В. Найха-нов, Б.Б. Овезов, И.В. Роберт, Г.В. Кольцова, ВТ. Юрасов. М. : Янус-К, 2004. 248 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / ЕЮ. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.Ю. Моисеева, АТ. Петров. М. : Академия, 2001. 272 с.

5. Роберт ИТ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М. : ИИО РАО, 2010.

мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебном процессе высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают обучающим доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

Literature:

1. Borodin V.A. Psychology reading in psychological, educational, library and information education // Problems of systemogenez in educational and professional activities. Yaroslavl: Avers Press, 2003. P. 145-148.

2. Zakharova I.G. Information technologies in education. M. : Academy, 2003. 192 p.

3. Kulagin V.P. Information technologies in education / V.P. Kulagin, V.V. Naikhanov, B.B. Ovezov,

I.V. Robert, G.V. Kol'tsov, V.G. Yurasov. M. : Yanus K, 2004. 248 p.

4. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system / E.S. Polat, M.Yu. Buharkina, M.Yu. Moiseeva, A.E. Petrov. M. : Academy, 2001. 272 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Robert I.V. Modern information technologies in education: teaching problems; prospects. M. : 11E REA, 2010.

299

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

Оразгалиева М.Д.

Научный руководитель- М.З Джанбубекова,д-р пед.наук

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с данной проблемой. Чаще всего в литературе встречается понятие “информатизация образования”.

Информатизация образования – это комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на это основе существующих и появление новых образовательных моделей

Цели информатизации образования:

  • повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг;

  • подготовка участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе;

  • повышение эффективности функционирования и потенциала развития системы образования.

Также в данном вопросе следует говорить о таком понятии, как ИКТ-компетентность учителя.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ - грамотности.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

В педагогической практике мы находим следующее определение ИКТ-компетентности учителя: комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, а эффективность результатов работы учителя в условиях информатизации образования зависит от того, насколько у него эти качества развиты.

ИКТ-компетентность учителя развивается и формируется в процессе обучения, повышения квалификации и самообучения информатике как способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

  • формировать информационную культуру у детей;

  • активизировать познавательный интерес;

  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Видеомагнитофон, DVD плейер

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Фотоаппарат

  • Видеокамера

  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • Фотографии;

  • Видеоролики;

  • Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

  • Презентации (электронные книги, электронные выставки);

  • Детские развивающие компьютерные игры;

  • Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Преимущества использования интерактивных материалов:

  • Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

  • Позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

  • Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

  • Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

  • При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);

  • Использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

  • Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

  • Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

  • Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  • Создание дидактических игр

  • Подбор дополнительного познавательного материала

  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов Казахстана и зарубежья

  • Оформление групповой документации, отчетов

  • Создание презентаций в программе Рower Рoint.

Литература:

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

2.Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. –96 с.

3.Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

4. Джанбубекова М. З. Жаһандану жағдайында болашақ бастауыш мектеп мұғалімін кәсіби іс-әрекетке даярлаудың педагогикалық негіздері - Алматы, 2010. – 287 б.

5.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989.

6.Кайдарова А.Д. Становление и развитие содержания высшего педагогического образования в Республике Казахстан: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01. – Алматы, 2007..

Информационно-Коммуникативные Технологии в образовании

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение, интернет. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Информационно-Коммуникативные Технологии в образовании

ИКТ, в целом, это обобщающее понятие, включающее в себе набор методов и способов сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные и коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют не только внешние факторы, такие как повсеместная информацизация общества, необходимость подготовки специалистов высочайшего класса, но и то, что все больше школ и иных учебных заведений оснащаются современной компьютерной техникой, новейшими программными продуктами, которые стимулируют современного учителя к самосовершенствованию и самовыражению. Ведь уже не секрет, урок с использованием ИКТ интересен, занимателен и заставляет учащихся отвлечься от рутинного овладения предметом, позволяя ему быть не только реципиентом, но и моделировать ситуацию, быть ее активным участником, что приводит к отличным результатам в овладении предметом. ИКТ позволяет ввести и развивать новые учебные дисциплины и направления в обучении напрямую не связанных с информатикой, позволяет интегрировать те предметы, которые, казалось бы несовместимы.

Но есть и иная сторона всеобщей информатизации. В современном мире на детей обрушивается огромный поток информации, не умея быстро сконцентрировать своё внимание, отсеять второстепенное и запомнить нужное дети становятся невнимательными и более рассеянными, у них пропадает интерес и мотивация к обучению. Психологи утверждают: «Лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!», но для успешной реализации данного выражения, нам, учителям, необходимо не только качественно научить, но еще и обучить тому, где и как можно найти необходимую информацию. Мы постоянно сталкиваемся, что подростки имеют огромную зависимость от компьютерных игр, которая реально стала бичом конца 20 века. Повсеместная увлеченность компьютерными играми привело к тому, что подростки просто не заинтересованы в обучении и изучении нового. Подростки все чаще живут в виртуальных мирах, где им комфортно и удобно, где они могут себя представить супер-героями. А мы, если хотим общаться на одном языке, просто обязаны «изучить их язык» и обучить правильно их использовать полученную информацию. Второй не менее важной проблемой, я считаю то, из-за индивидуалицации обучения, что считается огромным преимуществом, у ребенка сводится к минимуму живое общение со сверстниками, учителями. Постоянное обучение в форме компьютер-ученик может привести к тому, что из-за нехватки живого общения, ребенок не сможет правильно формировать свою устную речь.

Интернет, как одно из средств ИКТ, также является реальным помощником, клондайком информации и мощнейшим инстументом в обучении. Но при неправильном использовании, он также может стать не развивающей, а тормозящей силой. Не секрет, что в Интернет огромное количество готовых рефератов, готовых домашний заданий, сочинений, а это не может быть движущей силой, т. к. это не может способствовать познавательной активности и эффективности обучения учащихся.

Поэтому я считаю, только правильно дозированное и грамотно предствленное использование ИКТ может стать реальным помощником в обучении. И только в этом случае, оно может стать не только мотивацией к обучению, но и стать реальным воспитательным процессом становления самостоятельной личности.

В настоящий период развития информацизации образования главенствующим направлением является то, необходимо перейти от технических аспектов работы с компьютером к обучению правильного обора и корректного использования электронных образовательных ресурсов. Современному педагогу просто необходимо быть специалистом по применению новых технологий в своей педагогической деятельности.

 Более ста лет назад, известный американский изобретатель , после изобретения первого звукозаписывающего устройства - фонографа, заявил, что с появлением возможностей записи, хранения и воспроизведения звука решены все проблемы образования. Однако и сегодня, очевидно, что не все подобные проблемы решены полностью.

В разные годы в школьное образование проникали разнообразные средства, появление которых поднимало на качественно новый уровень информационное обеспечение системы обучения, что всякий раз положительно сказывалось на эффективности подготовки специалистов.

Какой же он, урок 21 века? Конечно же, интересный. Конечно же, информативный. Конечно же, современный. Что может помочь учителю решить эту серьезную задачу? Естественно компьютерные технологии. Научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгся в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть следует включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера.

Использование ИКТ на уроках делает урок интересным. Более эмоционально окрашенным, а главное, может снять напряжение даже при изучении сложнейших тем по любым предметам. Ведь гораздо интереснее увидеть математическую фигуру в 3-х мерном пространстве, когда ее можно повращать и увидеть со всех сторон, как будто вы ее держите в руках, или «разрезать» ее на черчении. Или увидеть результат химического опыта при помощи моделирования смешивания тех или иных реактивов. На уроках географии можно реально посетить города, увидеть то, о чем ранее можно было увидеть только на страницах учебника. И так можно продолжать до бесконечности.

Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия - как умения читать, писать и считать.

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми, особенно в младшем школьном возрасте, мы должны помнить заповедь «Не навреди!».

«В 1999 году в Британии опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9—10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10—11 лет для ребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры».

Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок в школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Для меня, учителя иностранного языка, использование информационно коммуникативных технологий открывает новые возможности в преподавании моего предмета, т. к. используя ИКТ на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

1.  электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

2.  интерактивные доски, карты и атласы,

3.  электронные энциклопедии и справочники,

4.  тренажеры и программы тестирования,

5.  образовательные ресурсы сети Интернет,

6.  DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

7.  видео и аудиотехника,

8.  электронные презентации,

9.  интерактивные конференции и конкурсы,

10.  материалы для дистанционного обучения,

11.  научно-исследовательские работы и проекты.

12.  дистанционное обучение.

Использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Изучение английского языка, да и любого иного предмета, с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, услышать речь носителей языка, пообщаться со своими сверстниками-носителями языка и т. д.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.

А сейчас хотелось бы остановиться более подробно на наиболее часто используемых ИКТ на уроках английского языка.

Виды ИКТ и способы их использования

Использование мультимедийного проектора, мультимедийной доски.

Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями - обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания.

Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий?

1.Размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче.

2.Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо.

3. Учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением.

4.Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т. п.

Используя мультимедийную доску, ребенок может не только увидеть и воспринять информацию, но и стать активным его творцом.

На начальном этапе данный вид информационных технологий может использолваться для введения, семантизации и первичной автоматизации лексических единиц. Автоматизация лексических единиц в однообразных речевых ситуациях. Развитие речевых умений чтения и аудирования.

В средней, старшей школе, можно использовать для введение в новую тему, представление дополнительного материала по изучаемой теме.

Компьютерная Презентация

Презентация, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц, картинок.

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Чаще всего, я использую такие типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

На начальном этапе, т. е. 3-4 класс, этот вид можно использовать для введения, семантизации и первичной автоматизации лексических единиц, грамматического материала, создания презентаций учащимися (проекты), побуждения к речи на основе простых речевых образцов и изученных лексических единиц, контроля изученного материала. В средней школе можно использовать в качестве введения в тему и мотивацию для ее изучения. В старшей школе - создание презентаций учащимися для развития и контроля всех видов речевой деятельности.

И последнее что необходимо отметить: используя презентации, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

Электронные учебники

Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

На начальном этапе обучения электронные учебники можно использовать для введения и контроля отдельных лексических единиц и их отработку речевых образцах.

В средней и старшей школе электронные учебники будут полезными для развития и контроля всех видов речевой деятельности, самостоятельной коррекции знаний с учителем после уроков, внеурочной деятельности, самостоятельной работы и подготовки к выпускным экзаменам и централизованному тестированию.

Электронные словари и энциклопедии

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.

Все современные электронные словари используют звуковые средства для воспроизведения произношения.

Чаще всего мы используем следующие словари:

1. Prompt (осуществляет перевод предложений, фраз, словосочетаний с русского на английский и с английского на русский)

2. Lingvo (англо-русский, русско-английский словари различной тематики и направлений, интегрированные в одну оболочку с возможностью тренажера)

3. Alternative English Dictionary (постоянно обновляющийся словарь английского сленга)

4. New Words in English (словарь неологизмов английского языка).

Для перевода с помощью какого-либо из перечисленных словарей необходимо ввести переводимое слово (фразу, предложение и т. п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей, например, google translator, представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т. д., при выполнении упражнений по обучению чтению на предтекстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе учащегося.

Электронные энциклопедии расширяют привычные рамки энциклопедий. Статьи энциклопедий, связанные между собой гиперссылками, могут быть реальными помощниками в обучении, т. к. содержат огромное количество информации на любую тему.

Электронные словари и энциклопедии больше будут уместными на среднем и старшем этапах обучения. В этом случае можно использовать адаптированные издания для развития навыка чтения, самостоятельного углубления знаний в области лексики и грамматики, а также лингвострановедческой информации. Особенно на старшем этапе, будут полезными неадаптированные издания для развития навыка чтения, самостоятельного углубления знаний в области лексики и грамматики, а также лингвострановедческой информации, которая просто необходима для успешной сдачи централизованного тестирования.

Электронное тестирование

При помощи различных программных оболочек любой учитель может создать тест, требуемый программному материалу, либо речевой деятельности. Особенно популярной программой является HOTPOT.

Чем же отличается обычное тестирование, от компьютерного. Ребенок более раскрепощен перед экраном компьютера, чем перед стандартным листком бумаги, он не боится сделать ошибку, т. к. он знает, что он всегда может вернуться и исправить ее. А для учителя, использование данного вида контроля, либо тренировки не только экономит время на проверку работ, а еще и позволит оперативно провести анализ ошибок и правильно сориентировать и скорректировать свою работу.

Для учеников младших классов лучше всего подойдет тестирование с простым понятным интерфейсом. На среднем и старшем этапах тесты по всем видам речевой деятельности и он-лайн тесты.

Интернет- ресурсы

В моей ситуации это больше напоминает самообразование, когда дети используют Интернет-ресурсы дома, при подготовке домашнего задания.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу и т. д.

Наличие личного сайта помогает мне быть в более тесном контакте с моими учениками и их родители, т. к. родители всегда оперативно получают информацию об успеваемости, домашнем задании, дополнительных занятиях. Также ребята могут с легкостью найти необходимый материал по грамматике, чтению, страноведению.

При наличии компьютерного класса для проведения уроков английского языка, подключенного к сети Интернет, можно на уроках решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной и устной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, можно направить работу на изучение возможностей Интернет - технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, что опять-же является определенной мотивацией к изучению иностранного языка, а также огромнм подспорьем для подготовки к централизованному тестированию.

Аудио-Видео ресурсы

Аудио и Видео ресурсы всегда привлекают внимание детей. Дети с интересом смотрят и слушают про различные страны, традиции других народов. Ученики младших классов с удовольствием поют песенки, имитируют героев диалога. Ученикам среднего и старшего звена очень нравится озвучивать фильмы, мультфильмы.

На начальном этапе аудио ресурсы необходимы для проведения физкультминутки, автоматизации лексических единиц. На среднем и старшем этапах можно проводить уроки развития навыка аудирования при помощи несложных аутентичных текстов, аутентичных текстов разного содержания, уроки на основе современных песен, для отработки лексики, грамматики.

Видео ресурсы также можно использовать на различных этапах обучения. Но особенно полезными они будут для среднего и старшего звена, например для развития навыка аудирования, развитие навыка говорения, для представления лингво-страноведческого материала.

Дистанционное обучение

Одним из видов работы можно назвать использование дистанционного обучения. Сегодня существуют различные программные оболочки, которые позволяют не только создавать элементы урока, но и целые уроки. Такой системой, наиболее популярной, является система MOODLE, с помощью которой можно создавать уроки не только на уровне класса, школы, а всей глобальной сети Интернет. Что в свою очередь может помочь в овладении программного курса тех детей, которые по той или иной причине не могут посещать обычные занятия в школе.

Использование Информационно-Коммуникационных технологий по видам речевой деятельности.

Использование ИКТ при обучении фонетике

На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая сторона владения языка повлияет на правильное восприятия языковых единиц и формирования общей культуры речи. При правильном формировании фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на иностранном языке, что является неотъемлимой частью грамотного овладения устной речью.

Что же мы можем использовать на данном этапе. При отработке фонетической стороны я использую презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком.

При отработке звуков, можно использовать программы-тренажеры, которые ведут контроль за произношением слова и ребенок не сможет перейти к на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно.

Использование ИКТ в обучению чтению.

На данном этапе очень помогают гипер-тексты. Гипер-текст это возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте.

На начальном этапе, можно использовать различные тренажеры с упражнениями типа «вставь пропущенную букву, найди одинаковую букву, раздели слова по правилам чтения и т. п.»

Очень хорошо себя зарекомендовало электронное тестирование. Ребенок читает текст и выполняет тесты тренировочного, либо контролирующего характера. Обычно дети не боятся таких тестов, т. к. у нет психологического дискомфорта перед компьютером, как перед тетрадью для контрольных работ.

Использование ИКТ в обучению грамматике.

Используя ИКТ на уроках при отработки грамматики, я сделала вывод, что дети гораздо быстрее усваивают полученную информацию наглядностью, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда ребенок видит ситуацию он ее проживает и оказывается в ней. Детям также очень нравиться работать с песнями, когда надо при прослушивании вставить пропущенное слово (на начальном этапе можно дать выбор слов), грамматическую структуру.

И опять же система упражнений и тестов, в электронном варианте реально экономит время за счет отсутствия необходимости переписывания упражнения, что даст больше времени на реальную отработку грамматических структур и явлений.

Использование ИКТ в обучении устной речи и аудированию

При обучении устной речи можно использовать задания типа «напиши звуковое письмо своему другу», «запишите интервью со звездой», «озвучьте мультфильм, фильм». Учащиеся всегда с радостью воспринимают такие задания, т. к. каждый из них хочет оказаться на месте известного артиста, актера, режиссера.

При обучению аудированию можно использовать аутентичные адаптированные и неадаптированные тексты, радиотрансляции из Интернет, проводить индивидуальный контроль, используя как электронные тесты, так и тесты он-лайн.

Заключение

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка:

а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности

б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров

д.) совершенствования лексико-грамматических навыков, путем тренировки при помощи программ, игр, тестов.

С внедрением ИКТ в процесс обучения, прежде всего, необходимо отметить повышение положительной мотивации учащихся. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютер помогает повысить интерес к изучению любого предмета. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т. е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче.

Следующий, очень немаловажный фактор—это успешное использование индивидуальной формы работы. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы ребенок творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Что касается результативности, выяснилось то, что те ученики, которые систематически работали с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах.

В заключении хочется сказать вот что, XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, компьютер никогда не сможет заменить учителя, но он может быть реальным помощником.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Панюкова и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 1998, 225 с.

Интернет-источники:

2.  ito. /2008/Moscow/III/5/III-5-8004.html

3.  www.


Смотрите также