Клиппер что это такое


Чайные клипера

03.01.2017

Вот удивительно, как обычный для нас повседневный продукт сумел отказать влияние на развитие кораблестроения. Да, самый обычный чай, импортируемый из Индии и Китая в европейские страны, стал причиной развития быстрых судов, именуемых чайными клиперами, и появления чайных гонок.

Разумеется, кораблестроители и торговцы в первую очередь преследовали коммерческие цели с надеждой разбогатеть, но в результате весь мир получил целую плеяду быстрых судов, часть из них известна современным людям как исторические парусники, бороздившие морские просторы с грузом на борту.

Под парусами с грузом чая

В начале 19 века среди жителей Европы и США распространилась мода на чайные посиделки, и ароматный товар стал очень востребованным. Но была одна загвоздка: обычный торговый корабль тратил на доставку ценного груза больше года. За это время чайный лист сильно отсыревал, впитывал морскую соль и в результате приходил в негодность.

Пришлось купцам, стремящимся наладить быструю доставку чайного листа, решать проблему со скоростью торговых судов. И выход был найден. На верфях Балтимора стали строить специальные быстроходные суда, получившие название «чайные клиперы». Чуть позже быстроходные корабли начали сходить с верфей Великобритании. 

Первые клиперы начали бороздить просторы морей и океанов в двадцатые годы девятнадцатого века, но настоящий «золотой век» этих судов пришелся на 50-60-е годы.

Это были узкие шхуны с обтекаемым корпусом и большим количеством парусов. Водоизмещение новых судов колебалось от 10000 до 40000 тонн. При постройке клипера применялась формула: длина в шесть раз больше ширины корпуса.

Этот принцип построения корпуса получил наименование «бегущая длина». Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами.

К сожалению, в девятнадцатом веке еще не было возможности снимать яркие моменты жизни и выкладывать видео в Интернет, так что мы можем только догадываться, как великолепно выглядел несущийся под всеми парусами клипер. Очевидцы говорят, что корабль был похож на огромное белое облако, разрезающее морские воды.

Дизайн и количество парусов потрясают воображение! Клипер средней руки имел основные паруса: нижний, нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели, плюс королевский, небесный и лунный паруса (лунный еще называли «небоскребом»). Но еще были дополнительные боковые паруса – добавочные лисели и стаксели, крепящиеся при попутном ветре.

Существенные преобразования произошли в вопросах механической оснастки судов. Дело в том, что команда матросов, управляющих клипером, численно сократилась, а парусов стало больше. Суда оснастили лебедками, помпами с механизмом и рулевыми приводами. В результате кропотливой работы корабельных дел мастеров со стапелей сходили быстрые, легкие и достаточно прочные суда.

Чайные регаты девятнадцатого века

Разумеется, это не были регаты в современном понимании. Вернее можно сказать, что чайные гонки, ставшие популярными в середине 19 века, можно сравнить с современными безостановочными регатами. Длились эти соревнования в среднем сто дней, и все это время команда (с редкими перерывами на сон и еду) гнала клипер к порту назначения.

«Гончие псы океана» - так моряки прозвали английские клиперы, «летающие» за чаем и обратно. Когда приходила пора собирать урожай чая, клиперы выстраивались в дельте рек и ожидали баржи с ценным грузом.

Команда перегружала товар в трюмы и как можно быстрее устремлялась в порт приписки. Клиперы соревновались друг с другом в скорости, ведь в конце пути победителя ждал солидный денежный приз.

Маршрут чайной гонки включал переход из Индийского океана в Атлантический, минуя мыс Доброй Надежды, потом суда устремлялись к берегам Великобритании. За время, проведенное в трюме клипера, чайный лист доходил до кондиции и был готов попасть к обожающим чаепитие англичанам.

Купцы платили капитану, первым начавшему выгружать товар, премию в 100 фунтов, команде первого клипера – 10 шиллингов. Чайные гонки проводились несколько лет подряд, стали популярным развлечением для лондонцев и даже имели некий тотализатор.

Кстати, чай – это не единственный груз, который доводилось перевозить чайным клиперам. Легкие и быстроходные суда оценили контрабандисты и старатели, спешившие заработать на золотой лихорадке, разгоревшейся в Калифорнии.

Легкие суда быстро перемещались по морю, доставляя пассажиров на место в кратчайшие для тех времен сроки. В середине века клиперы разлетались как горячие пирожки, а их фрахт приносил очень хорошие деньги.

Капитаны и команда чайного клипера были уважаемыми людьми, по популярности сравнимыми с современными футбольными командами. Но вся их слава и надежда на премию меркли, когда на горизонте появлялась «царица морей» – легендарный клипер «Катти Сарк».

Названный в честь ведьмы в «короткой рубашке» парусник построили, чтобы отнять лавры у клипера «Фермопилы». Трехмачтовый корабль имел 29 парусов и был самым быстрым в своей эпохе, он перемещался из Китая в Лондон за рекордные 67 дней.

А бушприт, украшенный фигурой ведьмы, с конским хвостом в руке, сигнализировал, что обогнать это судно никак не удастся. Кстати, клипер «Катти Сарк», единственный дожил до 21 века. Восстановленная легенда стала музеем. 

К легендарным чайным клиперам относятся «Ариэль», «Тайпинг», «Лайтнинг», «Титания», «Сэр Ланселот», «Морская ведьма» и «Летящее облако».

Почти 80 лет клиперы быстро и эффективно выполняли свою миссию по доставке чайного листа из Азии в Европу. Парусные гонки самых красивых и быстрых судов девятнадцатого века навсегда вошли в историю мореплавания. А «Катти Сарк» и в 21 веке остается самым популярным и узнаваемым чайным клипером.

Эпоха легендарных судов, летавших по волнам с полными трюмами чая, закончилась перед самым началом 20 века, принесшего человечеству новые изобретения и ценности. Основной причиной упадка стало открытие Суэцкого канала. Однако чайные клиперы навсегда останутся яркой страницей в истории судоходства.

proboating.ru

клипер - это... Что такое клипер?

  • Клипер — Клипер: Клипер (парусное судно)  тип быстроходных парусных судов. Клипер (КА)  многоразовый космический летательный аппарат, проектировавшийся в НПО «Энергия». Clipper  язык программирования. Клипер (самолёт)  летающая лодка… …   Википедия

  • КЛИПЕР — быстроходное парусное судно. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КЛИПЕР род парусного судна, имеющего весьма быстрый ход. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КЛИПЕР — (Clipper) военный корабль парусного флота, отличавшийся острым образованием корпуса и относительно большим ходом при сравнительно небольшом водоизмещении (от 600 до 1500 т). К. предназначались для несения дозорной, разведочной и посыльной службы …   Морской словарь

  • Клипер — пилотируемый корабль многоразового использования, который начали разрабатывать во время кризиса программы Шаттл . О проекте стало известно в феврале 2004 года. Российские конструкторы отказались от идеи скопировать устройство американских… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • КЛИПЕР — (от англ. clipper или голл. klipper) быстроходное морское парусное (или парусно паровое) судно (3 4 мачты) с острыми обводами и развитой парусностью. В 19 в. служили для перевозки ценных грузов (чая, пряностей, шерсти) и пассажиров, а также для… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КЛИПЕР — КЛИПЕР, клипера, муж. (голланд. klipper) (мор.). Быстроходный трехмачтовый парусный корабль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КЛИПЕР — КЛИПЕР, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. Быстроходное морское парусное (или парусно паровое) судно. | прил. клиперный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КЛИПЕР — муж. большое мореходное судно, устройством между корабля и фрегата. Клиперный, к клиперу относящийся. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • клипер — сущ., кол во синонимов: 3 • клиперок (1) • клиппер (3) • судно (401) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • клипер — клипер, мн. клипера, род. клиперов и клиперы, клиперов …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Клипер (КА) — «Клипер»  многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз». Макет на авиавыставке в Ле Бурже В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен… …   Википедия

dic.academic.ru

Клипер (парусное судно) - это... Что такое Клипер (парусное судно)?

Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса.

Катти Сарк в сухом доке в Гринвиче

Первые клиперы появились в США. В начале XIX века так называли ту разновидность шхун и бригантин, что строилась в городе Балтиморе. Острые обводы корпуса, увеличенная остойчивость, наклоненные к корме мачты, большая площадь парусов позволили клиперам развивать отличную скорость, превосходно удерживать курс, но за это пришлось заплатить уменьшением объёма грузовых трюмов и увеличением осадки. Особенностью парусного вооружения клиперов являлись разрезные марсели, облегчавшие управление, ватерсейли, а также лиссели на выстрелах рей, что значительно увеличивало парусность. Высокая скорость также достигалась за счёт увеличенного отношения длины к ширине корпуса: в среднем не менее чем 6:1 (у «Лорд оф зе Айлс» (1853) — 6,9:1), в то время как на обычных парусных судах этот показатель варьировался от 3:1 до 4:1. Балтиморские клиперы активно применялись в качестве коммерческих рейдеров, для контрабанды и прорыва блокады, для перевозки африканских рабов.

В 1833 году на воду был спущен крупный трехмачтовый балтиморский клипер «Энн Мак-Ким». Он и стал непосредственным предшественником классических клиперов. В 1845 году был построен клипер «Рэйнбоу» («Радуга»), который показал невиданную скорость, а за год до него «Хокуа», два последних и называют первыми настоящими клиперами.

Чайные гонки

Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозимый на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма. В 1834 году Ост-Индская компания потеряла монополию на торговлю с Китаем. В 1849 году было отменено действие кромвелевского Навигационого Акта. И в этом же году в первом же рейсе в Гонконг американский клипер «Ориенталь» на обратном пути затрачивает 81 день. В следующем году — 80 дней. После этого английские купцы зафрахтовывают его на перевозку в Лондон. В 1850 году на выполнение этого перехода клипер затратил 97 суток. На верфи в Блэкуолле с него сняли мерку (пример промышленного шпионажа). Уже в следующем году с шотландской верфи Худа в Абердине вдогонку американцам сходят клиперы «Сторнэуэй» и «Кризелайт». В 1852 году с верфи Грина в Блэкуолле сходит построенный по чертежам разработанным с «Ориенталя» — клипер «Челленжер».

«Гончие псы океана» — такое прозвище получили клиперы на Британских островах — доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца.

Количественно ещё долгое время американский клиперный флот превосходил английский и в течение ещё нескольких лет на долю американских судов доставалась большая прибыль (англичанам приходилось фрахтовать американские суда). В 1856 году началась война с Китаем.

С 1860 года американские клиперы не фрахтовались англичанами, и клипер «Флайинг Клауд» был последним американским судном, доставившим чай в Лондон. Начиная с 1859 года регулярно проводились гонки чайных клиперов. Самая яркая из них прошла в 1866 году. 28 мая 1866 года с рейда города Фучжоу (Китай) стартовали 16 клиперов. После длинного пути 5 сентября клиперы «Тайпин» и «Ариэль» с разницей в 20 минут ошвартовались у причальной стенки в лондонском порту. По этому поводу была большая шумиха в прессе, и владельцы «Тайпина», получив премию, разделили её с владельцами «Ариэля». А капитан «Тайпина» свою личную премию разделил с капитаном «Ариэля».

Неполный перечень участников гонки[1]

Название судна 1859 1861 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872
Ариэль 1 1 x x lost
Блэк Принс x x
Зайба x x
Катти Сарк x 3 last
Леандр x 3
Лейлу x x 1
Серика 3 x x x x
Спиндрифт 2 x
Сэр Ланселот x 3 1 x
Тайпин 2 x x x x
Тайцин x x last 2
Титания x 3 x 1 x
Файери Кросс x x x
Фермопилы 2 x 2 3
Фолкен x x x x 1
Форуорд Хо x last
Флайнг Спэр x x
Чайнамен x x
Челленджер last last
Эллен Роджер x x
Янцзы x x x
Всего участвовало 5 5 16 17 12 14 14 8 8

Клипер отсутствует в таблице, если участвовал менее чем двух гонках x — участвовал «n» — место

lost — «Ариэль» во время очередной «чайной гонки» пропал, и о его судьбе, как и о судьбе экипажа, ничего не известно.

«Катти Сарк» — единственный сохранившийся представитель великолепной плеяды «гончих псов океана» (и самый известный в мире). По пропорциям, конструкции и размерам корабль почти в точности соответствует непревзойденному скороходу — клиперу «Фермопилы». Клипер «Катти Сарк» построили в 1869 году на шотландской верфи «Линтон энд Скотт» по специальному заказу судовладельца Джона Уиллиса, для участия в чайных гонках.

Клипер «Forteviot»

С 1870 года «Катти Сарк» эксплуатировалась на «чайной» линии, но показанные результаты оценивались как средние. Наивысшим достижением стало третье место в гонке 1871 года, когда «Катти Сарк» пропустила вперед только легендарных «гончих» — «Титанию» и «Фермопилы».

Закат

1860 году пароход «Скотленд» совершил первый рейс из Шанхая в Ханькоу. 1863 году пароход «Роберт Лоу» доставил из Ханькоу в Лондон груз, большей частью которого был чай. Вероятно в 1867 году «Агамемнон» преодолел путь из Ливерпуля до Шанхая за 80 суток, а обратно — за 86 суток. В этом же году к нему присоединились «Аякс» и «Ахилл» («Оушн Стим Компани»).

В 1869 году был открыт Суэцкий канал, и для пароходов путь значительно сократился. Они стали приходить первыми, возить лучший груз, получать большую прибыль, большим парусникам пришлось уйти на другие маршруты.

В российском флоте числился один «чайный клипер» — «Великая княжна Мария Николаевна» — английский клипер «Хесперус» с железным корпусом, купленный в 1899 г. и переданный Одесскому училищу торгового мореплавания (исчез около 1917 г.). Кроме того, винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенные для действий на Тихом океане (преимущественно для охраны границ).

Ссылки

  1. ↑ Lindsay W.S. «History of Merchant Shipping and Ancient Commerce» London 1876, vol III

dic.academic.ru

КЛИПЕР - это... Что такое КЛИПЕР?

  • Клипер — Клипер: Клипер (парусное судно)  тип быстроходных парусных судов. Клипер (КА)  многоразовый космический летательный аппарат, проектировавшийся в НПО «Энергия». Clipper  язык программирования. Клипер (самолёт)  летающая лодка… …   Википедия

  • КЛИПЕР — быстроходное парусное судно. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КЛИПЕР род парусного судна, имеющего весьма быстрый ход. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КЛИПЕР — (Clipper) военный корабль парусного флота, отличавшийся острым образованием корпуса и относительно большим ходом при сравнительно небольшом водоизмещении (от 600 до 1500 т). К. предназначались для несения дозорной, разведочной и посыльной службы …   Морской словарь

  • Клипер — пилотируемый корабль многоразового использования, который начали разрабатывать во время кризиса программы Шаттл . О проекте стало известно в феврале 2004 года. Российские конструкторы отказались от идеи скопировать устройство американских… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • КЛИПЕР — (от англ. clipper или голл. klipper) быстроходное морское парусное (или парусно паровое) судно (3 4 мачты) с острыми обводами и развитой парусностью. В 19 в. служили для перевозки ценных грузов (чая, пряностей, шерсти) и пассажиров, а также для… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КЛИПЕР — КЛИПЕР, клипера, муж. (голланд. klipper) (мор.). Быстроходный трехмачтовый парусный корабль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КЛИПЕР — муж. большое мореходное судно, устройством между корабля и фрегата. Клиперный, к клиперу относящийся. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • клипер — сущ., кол во синонимов: 3 • клиперок (1) • клиппер (3) • судно (401) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • клипер — клипер, мн. клипера, род. клиперов и клиперы, клиперов …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Клипер (КА) — «Клипер»  многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз». Макет на авиавыставке в Ле Бурже В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен… …   Википедия

dic.academic.ru

Клипер - это... Что такое Клипер?

  • КЛИПЕР — быстроходное парусное судно. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КЛИПЕР род парусного судна, имеющего весьма быстрый ход. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КЛИПЕР — (Clipper) военный корабль парусного флота, отличавшийся острым образованием корпуса и относительно большим ходом при сравнительно небольшом водоизмещении (от 600 до 1500 т). К. предназначались для несения дозорной, разведочной и посыльной службы …   Морской словарь

  • Клипер — пилотируемый корабль многоразового использования, который начали разрабатывать во время кризиса программы Шаттл . О проекте стало известно в феврале 2004 года. Российские конструкторы отказались от идеи скопировать устройство американских… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • КЛИПЕР — (от англ. clipper или голл. klipper) быстроходное морское парусное (или парусно паровое) судно (3 4 мачты) с острыми обводами и развитой парусностью. В 19 в. служили для перевозки ценных грузов (чая, пряностей, шерсти) и пассажиров, а также для… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КЛИПЕР — КЛИПЕР, клипера, муж. (голланд. klipper) (мор.). Быстроходный трехмачтовый парусный корабль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • КЛИПЕР — КЛИПЕР, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. Быстроходное морское парусное (или парусно паровое) судно. | прил. клиперный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • КЛИПЕР — муж. большое мореходное судно, устройством между корабля и фрегата. Клиперный, к клиперу относящийся. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • клипер — сущ., кол во синонимов: 3 • клиперок (1) • клиппер (3) • судно (401) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов

  • клипер — клипер, мн. клипера, род. клиперов и клиперы, клиперов …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Клипер (КА) — «Клипер»  многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз». Макет на авиавыставке в Ле Бурже В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен… …   Википедия

dic.academic.ru

Чайные клипера

Сегодня — Международный день чая. Повод вспомнить о чайных клиперах…

Текст: Сергей Балакин

Американский клипер «Флайинг Клауд». Художник Antonio Jacobsen

Термин «клипер» появился в США – им в начале XIX века стали называть особую разновидность шхун, строившихся в городе Балтиморе. Эти суда отличались необычно острыми обводами корпуса, большой килеватостью, а также сильно наклоненными в корму мачтами с увеличенной площадью парусов. Они обладали отличной скоростью хода, хорошо всходили на волну и были устойчивы на курсе в свежую погоду, за что пришлось заплатить уменьшением объёма грузовых трюмов и увеличением осадки. Их прозвище – клипера – произошло от английского слова «to clip», в переводе означающего «срезать», «сокращать». По одной версии, имелось в виду уменьшение продолжительности рейса, по другой – способность «срезать волну», то есть мчаться по верхушкам волн. Так или иначе, но любая из трактовок слова «клипер» подчеркивает его быстроходность.

Шхуна «Прайд оф Балтимор» — современная реплика балтиморского клипера

«Балтиморские клипера» быстро облюбовали контрабандисты, пираты и работорговцы, а во время войны с Англией в 1812-1814 годах они служили своего рода прорывателями блокады, легко уходившими от погони. Как правило, это были небольшие двухмачтовые суда с оснасткой марсельной шхуны. Но в 1833 году появился более крупный (вместимостью 493 рег. т) «балтиморский клипер» «Энн Мак-Ким» — трёхмачтовое судно с прямыми парусами. Именно этот парусник стал непосредственных предшественником классических клиперов.

В 1844 году в Нью-Йорке был спущен на воду быстроходный трехмачтовый парусник «Хокуа» с очень острыми образованиями корпуса и новой формой форштевня; в следующем году там же построили его усовершенствованный вариант – «Рэйнбоу» с ещё более острыми обводами в носовой части. «Рэйнбоу» («Радуга») показал невиданную доселе скорость хода; его обычно и называют первым настоящим клипером.

Барк «Хокуа» — родоначальник семейства американских чайных клиперов

Начало «золотой лихорадки» подхлестнуло строительство быстроходных судов. В далёкой Калифорнии нашли золото, и туда в надежде разбогатеть устремились сотни тысяч людей. Цены на фрахт достигли небывалых высот – крупный парусник иногда окупался за один рейс. Особенно велик спрос был на клипера. Ещё бы – если совсем недавно плавание из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг Южной Америки считалось удачным, если продолжалось 160 дней, то бостонский клипер «Си Уитч» («Морская ведьма») в 1850 году преодолел этот маршрут за 97 дней! Со стапелей Нью-Йорка и Бостона один за другим спускались на воду новые клипера, причем пальма первенства в этом деле постепенно перешла к бостонскому судостроителю Дональду Мак-Кею. В 1852 году им был создан подлинный шедевр – клипер «Соверен оф зе Сиз» («Повелитель морей» – так же когда-то назывался знаменитый английский линкор). Внушительный по размерам корабль (его длина составляла 80,8 м, ширина – 13,4 м, осадка – 7 м, водоизмещение – 2420 т) обладал очень изящным корпусом с острым, как бритва, форштевнем и огромной площадью парусов. О великолепных ходовых качествах судна свидетельствует такой факт: однажды оно за сутки прошло 411 миль – средняя скорость в 17,1 узла для того времени казалась просто невероятной.

Модель клипера «Соверен оф зе Сиз»

В то время как в США строились отличные клипера, англичане довольствовались так называемыми «блэкуоллскими» фрегатами – надежными торговыми парусниками, сходившими со стапелей верфи в Блэкуолле. Но в декабре 1850 года в Лондон впервые вошёл американский клипер «Ориент», построенный в Нью-Йорке в 1849 году и совершивший переход из Гонконга в Англию за невероятно короткое время – 97 суток. Англичане, обследовав судно, были поражены плавностью его обводов. Осознав, насколько клипер превосходит их «блэкуоллские» фрегаты, они тщательно обмерили судно и сделали его подробные чертежи. И немедленно заложили парусники «Сторновэй» и «Кризелайт». Так было положено начало новому кораблестроительному буму на островах «туманного Альбиона» — у британских судовладельцев клипера стали пользоваться огромным спросом.

«Блэкуоллский» фрегат

Теоретический чертёж первого английского клипера «Сторновэй»

Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозившийся на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев, а то и более, и при этом терял свои качества – отсыревал и пропитывался запахами трюма. «Гончие псы океана» – такое прозвище получили клипера в Англии – доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца. Поэтому в 1850-е годы развернулась жёсткая конкурентная борьба между английскими и американскими владельцами клиперов за право перевозить чай в Европу. В конце концов победу одержали англичане: они научились строить великолепные суда на собственных верфях и управлять ими лучше американцев. К 1860 году заокеанские конкуренты были вытеснены с «чайных» линий.

Выдающиеся образцы клиперов «владычицы морей» – «Челленджер» (1852 г.), «Лорд оф зе Айлс» (1853 г.), «Файери Кросс» (1860 г.), «Тайпинг» (1863 г.), «Ариэль» (1865 г.), «Фермопилы» (1868 г.) и другие. Первые из них были деревянными; начиная с «Тайпинга» наиболее популярными стали композитные суда, то есть имевшие железный набор корпуса и деревянную обшивку. В подводной части во избежание обрастания все клипера покрывались медными листами.

Клипер под всеми парусами. Художник Montague Dawson

В 1866 году состоялась «Великая гонка» чайных клиперов, вызвавшая небывалый ажиотаж. Умело поданное прессой, это событие не оставило равнодушными даже самых далёких от моря жителей английской глубинки. Гонка превратилась в своего рода тотализатор – на парусники ставили, как на скаковых лошадей.

К 28 мая погрузка чая на суда закончилась, и все 16 клиперов, находившихся на реке Мин, начали движение к рейду города Фучжоу. Среди участников гонки были и уже зарекомендовавшие себя скороходы — такие как «Файери Кросс», «Тайпинг», «Серика», «Флайинг Спар» – и новички, совершавшие первый рейс – «Ариэль», «Тайцинг», «Чайнамэн» и «Ада».

Лидеры состязаний определились быстро – ими стали «Файери Кросс», «Тайпинг», «Ариэль» и «Серика». В острейшей борьбе они то отставали, то нагоняли друг друга. Обогнув Африку, три первых клипера пересекли экватор одновременно! Финиш тоже поразил всех: первым в Англию через 99 суток после выхода прибыл «Ариэль», через 10 минут — «Тайпинг» и ещё через четыре часа — «Серика». Шедший в течение долгого времени первым «Файери Кросс» в итоге стал лишь четвёртым, а «хвостист» «Тайцинг», наоборот, сделал фантастический рывок и пришел пятым. Капитаны и команды кораблей-победителей получили солидные премии и всеобщую известность.

«Ариэль» лидирует в гонке чайных клиперов. Художник Jack Spurling

«Чайные регаты» англичане организовывали почти ежегодно с 1859 по 1872 год. Их фаворитами в разное время становились «Сэр Ланселот», «Титания», «Лейлу», «Фермопилы» и другие. Знаменитый «Ариэль», дважды становившийся абсолютным победителем гонок, в 1872 году бесследно исчез в океане – что с ним случилось, мы, наверное, уже не узнаем никогда…

Клипер «Сэр Ланселот»

В 1868 году на верфи шотландского города Абердин был построен один из лучших в истории клиперов – «Фермопилы». Принято считать этот корабль верхом совершенства парусной эпохи. Идеально подобранные пропорции рангоута, изящный корпус со стремительными обводами и плавной погибью палубы вызывали восхищение у всех, кому доводилось видеть его воочию. Особую изысканность клиперу придавала и необычная окраска – тёмно-зелёный борт, золотой бархоут, белые мачты, реи и бушприт. Носовая фигура изображала героя сражения при Фермопилах – вождя спартанцев Леонида. Длина судна составляла 64,7 м, ширина – 11 м, осадка – 6,4 м; чистая вместимость – 948 регистровых т. Его трюмы могли принять до 1000 т груза и 250 т твёрдого балласта.

Клипер «Фермопилы»

«Фермопилы» остался в истории как один из самых лучших ходоков парусной эпохи. В 1868-1871 годах он дважды проходил путь от Лондона до Мельбурна за 60 дней, побив продержавшийся 15 лет рекорд, установленный американским клипером «Джеймс Бейнс» (63 дня). Кроме того, в активе «Фермопил» ещё как минимум два непревзойдённых результата: переход из Мельбурна в Шанхай за 28 дней и из Шанхая в Лондон за 91 день. Любопытно, что секрет успеха клипера заключался не в высокой скорости в свежую погоду (в этом отношении «Фермопилы» не был рекордсменом), а наоборот, в его способности ловить самый малый ветер. По словам английского историка и знатока парусного флота Бэйзила Лаббока, «Фермопилы» развивал ход  в 7 узлов, когда по его палубе можно было ходить с зажжённой свечой.

Клипер «Фермопилы». Художник Montague Dawson

В 1869 году на шотландской верфи «Линтон энд Скотт» по заказу судовладельца Джона  Виллиса был построен легендарный клипер «Катти Сарк». Виллис, будучи в свое время капитаном, преследовал вполне конкретную цель – он хотел победить в «чайных» гонках, и потому в конструкции судна всё было подчинено достижению максимальной скорости. В аристократическом семействе клиперов «высшей лиги» парусник выделялся лишь несколько изменённой формой кормы да необычным названием — «Катти Сарк» в переводе с шотландского означает «Короткая рубашка».

«Катти Сарк» — единственный представитель «высшей лиги» чайных клиперов, доживший до наших дней

С 1870 года «Катти Сарк» эксплуатировалась на «чайной» линии, но показанные ею результаты можно оценить лишь как средние. Наивысшим достижением стала гонка 1871 года, когда парусник пришёл третьим, пропустив вперёд  только легендарных «гончих» – «Титанию» и «Фермопилы». Зато в следующем году клипер оказался последним. Правда, в той гонке ему катастрофически не везло: во время рейса шторм дважды ломал судну руль. На первом этапе плавания «Короткая рубашка» долгое время шла первой, и если бы не эти поломки, она могла бы стать бесспорным победителем.

Модель клипера «Катти Сарк»

Малоизвестный факт: были и русские чайные клипера, перевозившие чай из Китая в Санкт-Петербург. Принадлежали они Российско-Американской компании и плавали под её флагом. Один из них — клипер «Камчатка», построенный в 1853 году.

С продажей Аляски в 1867 году Российско-Американская компания прекратила своё существование. К сожалению, связанная с ней интереснейшая страница истории отечественного мореплавания сегодня практически забыта

Грузовой парусник «Камчатка» Российско-Американской компании

Ещё один представитель семейства «гончих псов океана» — английский «Хесперус» — был куплен в 1899 году для Одесского мореходного училища и учебным судном «Великая княжна Мария Николаевна». «Хесперус», построенный в 1873 году, около двух десятилетий эксплуатировался на австралийской линии. Хотя особых рекордов за ним не значится, его ходовые качества всё же можно считать очень неплохими: однажды он преодолел путь из Лондона в Мельбурн за 81 день. А обводы корпуса клипера были просто великолепны – его капитан Д.А.Лухманов (будущий капитан первого советского «Товарища» и автор замечательной книги «Солёный ветер») вспоминал, что «на протяжении всех восьмидесяти шести метров его длины не было места, где метровая линейка могла бы совершенно плотно прилечь к днищу». Неудивительно, что даже при уменьшенном рангоуте «Великая княжна Мария Николаевна» легко развивала ход до 13 узлов. Бывший клипер нёс службу на Чёрном море до 1913 года.

Клипер «Хесперус». Художник Jack Spurling

ocean-media.su


Смотрите также