Метрополитен что это такое


МЕТРОПОЛИТЕН - это... Что такое МЕТРОПОЛИТЕН?

  • Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г …   Википедия

  • Метрополитен —         метро (франц. mйtropolitain, буквально столичный, от греч. metrуpolis главный город, столица), городская внеуличная (главным образом подземная) железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Первая линия метрополитена была… …   Художественная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (англ., от греч.). Городская железная дорога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. метрополитен (фр. metropolitain) метро городская подземная (в туннелях), надземная (на эстакадах) или проходящая .по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • метрополитен — см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. метрополитен сущ. • метро • подземка …   Словарь синонимов

  • метрополитен — а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain а, покупали билеты.., спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (французское metropolitain, буквально столичный, от греческого metropolis главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена… …   Современная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (метро) вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕТРОПОЛИТЕН — [тэ], метрополитена, муж. (франц. métropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Метрополитен —       имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М., в которых предлагалось разгрузить Невский проспект, соединив между собой вокзалы города, относятся к 1889. В 1901 инженер Печковский представил проект комбинированной подземно надземной… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Метрополитен —         метрo (фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), городская скоростная внеуличная жел.… …   Геологическая энциклопедия

метрополитен - это... Что такое метрополитен?

  • Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г …   Википедия

  • Метрополитен —         метро (франц. mйtropolitain, буквально столичный, от греч. metrуpolis главный город, столица), городская внеуличная (главным образом подземная) железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Первая линия метрополитена была… …   Художественная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (англ., от греч.). Городская железная дорога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. метрополитен (фр. metropolitain) метро городская подземная (в туннелях), надземная (на эстакадах) или проходящая .по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • метрополитен — см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. метрополитен сущ. • метро • подземка …   Словарь синонимов

  • метрополитен — а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain а, покупали билеты.., спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (французское metropolitain, буквально столичный, от греческого metropolis главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена… …   Современная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (метро) вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕТРОПОЛИТЕН — [тэ], метрополитена, муж. (франц. métropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Метрополитен —       имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М., в которых предлагалось разгрузить Невский проспект, соединив между собой вокзалы города, относятся к 1889. В 1901 инженер Печковский представил проект комбинированной подземно надземной… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Метрополитен —         метрo (фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), городская скоростная внеуличная жел.… …   Геологическая энциклопедия

МЕТРОПОЛИТЕН - это... Что такое МЕТРОПОЛИТЕН?

  • Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г …   Википедия

  • Метрополитен —         метро (франц. mйtropolitain, буквально столичный, от греч. metrуpolis главный город, столица), городская внеуличная (главным образом подземная) железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Первая линия метрополитена была… …   Художественная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (англ., от греч.). Городская железная дорога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. метрополитен (фр. metropolitain) метро городская подземная (в туннелях), надземная (на эстакадах) или проходящая .по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • метрополитен — см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. метрополитен сущ. • метро • подземка …   Словарь синонимов

  • метрополитен — а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain а, покупали билеты.., спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (французское metropolitain, буквально столичный, от греческого metropolis главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена… …   Современная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (метро) вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Метрополитен —       имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М., в которых предлагалось разгрузить Невский проспект, соединив между собой вокзалы города, относятся к 1889. В 1901 инженер Печковский представил проект комбинированной подземно надземной… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Метрополитен —         метрo (фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), городская скоростная внеуличная жел.… …   Геологическая энциклопедия

МЕТРОПОЛИТЕН

Содержание статьи

МЕТРОПОЛИТЕН, или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта. Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью. В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах – также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах.

После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира. В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве. Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.

Технические средства.

Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами. На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах. В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии.

Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов.

Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения. Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры. На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.

История возникновения метро.

Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863. Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890. Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км.

К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой. В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский «У-бан». В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть «метро».

Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города.

В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка «эл» (от «элевейтед») в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина. В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904. В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.

МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА

Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.

США.

Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления.

Ньюйоркский метрополитен – самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. – в год. Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности. Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 – под землей.

Великобритания.

Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.

Франция.

Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами. Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч. Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.

Япония.

Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, – самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно. Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины. В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.

СНГ.

Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн. пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского. Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.

Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).

Германия.

Наиболее протяженные метрополитены в Германии – берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км. Гамбургский «У-бан», открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское – в 1975. В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.

Швеция.

Стокгольмская «Т-бана» с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.

Дания.

Копенгагенское метро «Эс-тоге» было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, – 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.

Испания.

Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год – более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.

Канада.

Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, – самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское – около 175 млн. пассажиров в год.

Мексика.

Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.

Норвегия.

Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.

Италия.

Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.

Венгрия.

Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.

Другие страны.

Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов – в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.

метрополитен - это... Что такое метрополитен?

  • Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г …   Википедия

  • Метрополитен —         метро (франц. mйtropolitain, буквально столичный, от греч. metrуpolis главный город, столица), городская внеуличная (главным образом подземная) железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Первая линия метрополитена была… …   Художественная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (англ., от греч.). Городская железная дорога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. метрополитен (фр. metropolitain) метро городская подземная (в туннелях), надземная (на эстакадах) или проходящая .по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • метрополитен — см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. метрополитен сущ. • метро • подземка …   Словарь синонимов

  • метрополитен — а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain а, покупали билеты.., спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (французское metropolitain, буквально столичный, от греческого metropolis главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена… …   Современная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (метро) вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕТРОПОЛИТЕН — [тэ], метрополитена, муж. (франц. métropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Метрополитен —       имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М., в которых предлагалось разгрузить Невский проспект, соединив между собой вокзалы города, относятся к 1889. В 1901 инженер Печковский представил проект комбинированной подземно надземной… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Метрополитен —         метрo (фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), городская скоростная внеуличная жел.… …   Геологическая энциклопедия

Метрополитен – это так привычно, и так необычно

Для жителя мегаполиса метрополитен – это привычный способ передвижения на работу, в гости или просто на прогулку. Никто и не задумывается, какова история создания метрополитена, что означает это слово и как оно произошло. Узнать об этом будет очень познавательно и интересно.

А что же это такое?

Метрополитен – это один из видов городского общественного транспорта, работа которого осуществляется за счет движения поездов по рельсам. Рельсовые трассы проходят, как правило, под землей. Но есть такие виды метрополитенов, в которых движение комбинированное: часть пути поезд следует в тоннеле, а часть рельсовой трассы проходит по земле. Движение в метро стабильно частое, чтобы поезда успевали справляться с нагрузкой в виде большого количества людей. В часы повышенного пассажиропотока интервалы между движением поездов сокращаются, чтобы избежать толпы. Скорость поездов может варьироваться в зависимости от страны, города и прочих факторов. Существуют как высокоскоростные поезда, так и с обычной скоростью.

Признаки метро

Метрополитен - что это такое? Главные признаки, отличающие подземку от других видов общественного транспорта, ввел Роберт Швандлем, который создал целый сайт и написал несколько книг, посвященных метрополитену.

Признаки метрополитена:

  • поезда метро можно встретить только в городах;
  • поезда обязательно должны быть оснащены электрическим приводом;
  • используется для больших потоков пассажиров;
  • рельсовая трасса строго отделена от других видов транспорта и нигде с ними не пересекается;
  • уровень перрона и пола в вагоне совпадает (этот признак второстепенный).

Парадокс в том, что если следовать всем этим признакам, то метро в Лондоне в первые годы своего существования не подходило под определение «метрополитена» по причине того, что поезда в нем передвигались на паровой тяге.

Семантика слова

Приведем несколько значений слова метрополитен из разных словарей.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:

Метрополитен – это подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова:

Метрополитен – это подземная, наземная или надземная (на эстакадах) городская электрическая железная дорога.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой:

Метрополитен – это вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги (обычно подземной).

Как видно из описания, значение слова соответствует вышеописанным признакам метрополитена: везде указывается на электрическую железную дорогу.

Происхождение слова

Название «метрополитен» (метро, подземка) общепринято в большинстве стран. Происхождение слова связано с компанией, которая построила первую железную дорогу в Лондоне. Компания носила название Metropolitan Railway, что означает «столичная железная дорога».

В 1900 году в главном городе Франции произошло открытие первой линии метро. Компания, которая эксплуатировала дорогу, называлась Compagnie du chemin de fer Métropolitain de Paris. Входы и выходы со станций обозначали словом Métropolitain, отсюда и французское происхождение слова «метрополитен». В русском языке слово «метро» принадлежит к среднему роду, но еще до 20-х годов XX века употреблялось в мужском роде.

История подземки

Как было сказано ранее, первую железную дорогу построили в Лондоне: на улицах было слишком много гужевых повозок, и метро стало решением этой проблемы. Рельсовая трасса протяженностью 6 километров была сооружена и открыта в 1863 году. Железнодорожные компании частично финансировали ее, так как нужен был постоянный доступ к центру Лондона.

В 1890 году в английской столице открыли первую рельсовую трассу на электрической тяге. Подземные линии пользовались большим спросом среди населения, поэтому их нужно было как можно быстрее расширять. Так, спустя 10 лет на электрическую тягу было поставлено около 200 километров рельсовой дороги.

В Европе также занимались строительством метрополитена, к началу XX века было сооружено множество коротких подземных линий. Первая смешанная сеть рельсовых дорог появилась в городе Глазго в 1880 году, линии были с канатной и паровозной тягой.

В 1896 году на европейском материке открыли первый метрополитен в Будапеште, протяженность его была всего 3,7 километра. А в 1902 году в Берлине запустили «У-Бан», так называлось метро.

Первый метрополитен в США – это Тремонтстритская подземка, - был открыт в Бостоне в 1897 году. Его протяженность составляла всего два километра, но это значительно освободило город от трамваев.

Самым длинным по протяженности метрополитеном в мире считается американская подземка в Нью-Йорке. Общая длина рельсовой трассы составляет 1 355 километров, а количество станций метрополитена равно 468. Нью-Йоркское метро необычно тем, что более трети маршрутов идут не под землей, а на поверхности, хотя они и никак не пересекаются с остальным общественным транспортом. Ежедневно метро пользуются более пяти миллионов человек.

Токийское метро занимает первое место по загруженности среди метрополитенов мира. В схеме метро Токио довольно сложно разобраться обычному туристу: здесь тринадцать линий, на которых организованы 290 станций. В Токио метро пользуются даже чиновники и люди, имеющие не один автомобиль в своем распоряжении, потому как этот вид общественного транспорта признан самым быстрым и позволяет избежать пробок.

Интересный факт: в метрополитене Токио есть женский вагон, который расположен в конце состава, и там почти никогда не бывает давки.


Смотрите также