Конструирование и моделирование что это такое


Техническое конструирование и моделирование

Конструирование техническое – создание различных изделий определенного назначения с составлением  их проектов (графических изображений, технических и экономических расчетов и т.п.), проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей, изготовлением образцов, исследованием их соответствия техническому заданию и оценкой качества.

Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предметы, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом  будущего творческого проекта.

Конструирование ведется по определенному техническому заданию, которое формулирует конкретные условия и требования качеству готового изделия при его использовании по назначению.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению. Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это задача добиваться, чтобы изделия имели красивый внешний вид, красивую, рациональную отделку и были удобны в пользовании.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.

Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.

Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

Экономичным считают изделие с малым расходом материалов, которое при использовании не требует дополнительных расходов.

Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.

Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

Обучение учащихся элементам технического конструирования имеет целью сообщение учащимся первоначальных знаний о содержании и особенностях организации разработки устройства (конструкций), способов и приемов изготовления несложных изделий из распространенных материалов, простейшая механическая обработка которых доступна детям указанного возраста. В процессе обучения элементарному техническому конструированию происходит  развитие конструкторских способностей детей, совершенствуются общетрудовые политехнические умения и навыки, трудовая культура учащихся, растет их интерес к самостоятельному решению доступных им задач конструирования различных изделий.

Работа по техническому конструированию, так  же как и работа по техническому моделированию способствует расширению политехнического кругозора школьников развитию их пространственных представлений, обогащает их речь. Особенно большое значение имеет работа младших школьников по техническому конструированию для подготовки их к урокам технологии в последующих классах школы.

Чтобы научиться создавать конструкции изделий учащиеся должны упражняться в конструировании, учиться решать конструкторские задачи. Эффективнее идет процесс конструирования, технического моделирования, если учитель разрабатывает требуемую конструкцию вместе с детьми, наглядно показывая все основные этапы поисков рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов, отбора наилучшего по ряду качественных показателей.

Конструирование изделий на уроках труда может организовываться и производиться различно. Наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий следующие: Конструирование под диктовку учителя.  Учитель показывает поочередно конструкции деталей изделия, демонстрирует приемы их изготовления и соединения, порядок отделки, изготовленного изделия, приемы его наладки, регулирования, использования по назначению. Учащиеся в данном случае занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя. Такая работа мало способствует развитию самостоятельности, активности инициативы, творчества. Конструирование по аналогии.  После того как учащиеся под руководством учителя изготовили учебное изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия. Например, учащиеся выполнили модель куба из тонкого картона, а затем им дается задание изготовить модель параллелепипеда (изготовить развертку, провести склеивание и оклеивание моделей). Конструирование по образцу, который демонстрируется в готовом виде. Учащиеся анализируют конструкцию этого образца, выясняют из каких деталей она состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, в сборке и отделке изделия. Конструирование по устным, письменным или графическим описаниям изделия, включающим общее технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, габариты, предлагаемый для изготовления материал, общие требования конструкции и пр.). Конструирование по собственному замыслу  на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, имеющийся у них инструменты и усвоенные ранее приемы труда. Конструирование на свободную тему  с соблюдением единственного условия: ограничением времени проведения работы (например, один урок). Конструирование в коллективе из двух-четырех человек  с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

Конструкция – общая схема устройства и действия работы конкретной машины, сооружения, отдельного узла или их модели, макета, дающая представление о форме, величине и взаимном расположении их частей, их взаимодействии, способах и порядке сборки и разборки, материалах, из которых они изготовлены, и т.п. Знание конструкции изделия, его назначения и способов, условий использования – непременные условия успешности его изготовления.

На уроках технологии ознакомление учащихся с конструкциями учебных изделий проводится по образцам, графическим изображениям, устным и письменным описаниям или по совокупности этих видов инструктажа, объяснения задач изготовления изделия. Изучение конструкций изделий проводится в неразрывной связи с изучением технологических операций, приёмов изготовления деталей, их сборки и проверки качества, соответствия полученному заданию.

Конструкция изделия – форма, размеры, способы соединения и особенности взаимодействия отдельных деталей и узлов изделия. Конструкция изделия определяет его соответствие назначению: удобство пользования изделием, его габариты (размеры), массу, надёжность и долговечность в эксплуатации, внешний вид, возможность выполнения ремонта. В зависимости от назначения и условий использования изделия эти показатели могут изменяться в значительных пределах. Для одних изделий важно, чтобы они были максимально портативными, удобоносимыми и лёгкими. Другие изделия должны быть особо прочными, и для их изготовления подбирают материалы соответствующей прочности. Конструкции третьих изделий должны предусматривать возможность быстрой замены отдельных деталей с целью ремонта износившихся. К изготавливаемым ёлочным игрушкам и украшениям нет смысла предъявлять требование прочности – они должны быть затейливые по форме, нарядные.

Конструкции макетов должны давать представление о внешнем виде соответствующего объекта, а конструкции технических моделей – о принципах действия.

Конструкторы детские – наборы стандартных деталей, предназначенные для изготовления детьми различных изделий: моделей машин и механизмов, приборов, аппаратов, макетов сооружений, предметов домашнего обихода и т.п.

Используя наборы этого типа, манипулируя деталями, проводя работу по сборке тех или иных конструкций, учащиеся совершенствуют элементарные умения и навыки сборки и разборки, выполнения их наладки, использования их в игровой деятельности. Кроме того, они получают общее представление о содержании и организации сборочных операций на производстве. Одновременно дети в интересной и увлекательной форме, в процессе активной деятельности практически знакомятся с назначением, особенностями устройства и действия наиболее распространённых машин, механизмов, инженерных сооружений, игровых аттракционов. Всё это способствует общему и техническому развитию учащихся, активизации их интереса к технике, производству, трудовой деятельности людей.

По содержанию и назначению в трудовой и игровой деятельности детей детские конструкторы подразделяют обычно на три группы:

— сборно-разборные модели определённых конструкций (например, автомашина, часы, жилой дом);

— тематические конструкторы, предназначенные для сборки нескольких моделей на одну тему (например, авиаконструктор, автоконструктор, электроконструктор, архитектурно-строительный конструктор);

— схематические общетехнические наборы деталей, из которых можно монтировать бесконечное количество моделей и макетов машин, механизмов, сооружений, предметов быта, игрушек. Особенность последней группы наборов состоит в том, что при конструировании и изготовлении различных объектов из деталей наборов учащиеся имеют возможность дополнять свои модели самодельными деталями из бумаги, картона, тонкой жести, листовой пластмассы, плёнок. Это создаёт дополнительные стимулы и возможности совершенствования умения конструировать, разрабатывать приёмы изготовления недостающих деталей, порядок сборки изделий.

Каждый набор включает печатный альбом – руководство, в котором приводятся сведения о номенклатуре, внешнем виде, назначении и количестве деталей, составляющих набор, об инструментах, которые используются при проведении сборочных работ, представлены примеры типичных конструкций элементарных соединений деталей и более или менее сложных узлов, а также краткие рекомендации по приёмам выполнения трудовых операций монтажа и демонтажа изделий.

Основную часть каждого альбома составляют рисунки рекомендуемых к изготовлению моделей. Объекты, предлагаемые для изготовления, располагаются на страницах альбома в порядке постепенного возрастания сложности их выполнения.

Моделирование — вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты — изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник. Изготовление модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Абсолютное подобие не обязательно, но модель должна отражать (имитировать) существенные черты объекта-оригинала. Модели могут быть:

— полные (полное подобие);

— неполные (неполное подобие);

— приближённые (некоторые стороны объекта не моделируются совсем).

Презентации по легоконструированию и робототехнике:

ЛЕГО педагогика         Скачать .pptx

Основы конструктивизма         Скачать .pptx

Проектная деятельность с ЛЕГО         Скачать .ppt

Научно-исследовательская работа в школе с ЛЕГО         Скачать .pptx

STEM         Скачать .pptx

Основы алгоритмизации         Скачать .ppt

Табличная организация данных.  Массивы         Скачать .ppt

Массивы на EV3         Скачать .pptx

Что такое моделирование и как его можно применить в шитье

При изучении шитья и кроя, у новичка, рано или поздно, возникают вопросы – что такое моделирование, зачем оно нужно и как его можно применить в шитье?

“…Моделирование относится к области прикладного искусства, занимающегося созданием моделей или образцов одежды…”

Именно моделирование, позволяет значительно расширять границы шитья!

В глобальном смысле, моделирование – это изучение и построение моделей различных предметов и явлений.

А моделирование одежды…

это создание эскизов швейных изделий, учитывающее характеристики используемых материалов, назначение изделия и фигуры человека.

Если проще – нужно изучить фигуру и создать подходящую модель.

Процесс моделирования отвечает на вопросы:

Для кого? Для чего?Из чего?

Это значит, если вы хотите самостоятельно создать модель, которая понравилась, нужно:

  • знать особенности фигуры;
  • иметь представление куда и с чем её можно носить;
  • а также, какие материалы подойдут для выбранной модели.

Определившись с ответами на данные вопросы, можно приступать к практической части моделирования.

Процесс создания модели делится на два основных этапа:

  1. Работа над композицией, созданием эскиза/рисунка;
  2. Выполнение композиции в материале,

В свою очередь, второй этап создания модели это:

  • Разработка чертежа и лекал;
  • Раскрой;
  • Пошив.

На первом этапе можно довериться работе профессионального дизайнера, используя уже созданный эскиз или модель с картинки (хотя, зная приемы моделирования, вам, наверняка, захочется придумывать модели самостоятельно – это проверенный факт!)…

Второй этап требует, не только знания видов и способов моделирования, но и грамотного применения их.

Различают два вида моделирования:

Творческое моделирование основано на разработке моделей/коллекций “с нуля”. Чаще всего, коллекции разрабатываются на основе одной тематики. Например, используются исторические материалы, народное творчество, архитектура, мода различных эпох.

Великолепные примеры творческого моделирования можно наблюдать в коллекциях известных дизайнеров.

Валентин Юдашкин. Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу

Карл Лагерфельд – коллекция одежды Chanel, которую дизайнер посвятил легендарной Коко.

В творческом моделировании, не используют рисунки с журналов мод или других источников.

Процесс творческого моделирования определяется общим замыслом модельера/дизайнера при разработке моделей, с учетом направлений современной моды,  желания любителей красиво одеваться и географического расположения.

То есть, придумывая образ будущей модели “из головы”, а не копируя его с понравившейся картинки, вы занимаетесь творческим моделированием!

А вот,  техническое моделирование – это перенос модели с рисунка или фото из журнала мод на чертеж, с использованием разных способов и законов моделирования.

Другими словами, техническое моделирование – это воплощение идеи/мысли/образа “в жизнь”,т.е. непосредственное создание модели.

Наиболее известны и популярны три способа технического моделирования:

  • Муляжный;
  • Графический;
  • Шаблонный.

Муляжный способ – получение модели с помощью наколки.

Создание модели одежды и получение разверток ее деталей, в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования (муляжирования) изделия на фигуре человека или на манекене.

Главным образом, применяется для уточнения формы деталей (например, воротник, манжета и т.д.) и при сложных покроях одежды.

Приемы муляжного метода используются при проведении примерок в процессе изготовления одежды.

Этот способ берет свое начало с давних времен и до сих пор не теряет актуальности. Особенно его любят дизайнеры.

Графический способ технического моделирования основывается на геометрических ортогональных преобразованиях: переносе, симметрии и повороте.

Разработку моделей производят при помощи  предварительного расчета, то есть, путем непосредственного конструирования. Сразу учитываются пропорции рисунка/эскиза и снятые с фигуры мерки.

При графическом методе моделирования строят перемещаемый участок детали, полностью сохраняя его размеры.

Существуют два способа построения равных геометрических фигур: способ засечек и способ перпендикуляров.

Для новичка в шитье и конструировании графический способ моделирования может показаться сложным.

Но, если у вас математических склад ума и вы обожаете строить чертежи, он вам понравится.

Шаблонный способ технического моделирования наиболее распространен и прост.

При шаблонном способе моделирования модель создается на базе типовой конструкции, путем разреза лекал и развода его от осевой линии.

Шаблонный метод позволяет быстро выполнить несколько переносов и поворотов одного и того же участка чертежа, разрезанного на части, что необходимо при создании складок, фалд, драпировок.

Суть способа в том, что:

  • Из бумаги вырезают шаблон, точную копию основной детали базовой основы;
  • На шаблон, в соответствии с моделью, наносят новое положение элемента;
  • Шаблон разрезают по линии нового положения;
  • Исходные линии элемента закрывают/перемещают;
  • При этом определяется новое положение элемента;
  • Контур трансформированного шаблона очерчивают, уложив на плотную бумагу, получая новое лекало.

Способ шаблонов проще, чем графический, дает хорошие результаты и потому широко используется в техническом моделировании.

При выполнении моделирования шаблонным способом следует помнить об эстетичности и плавности оформляемых новых линий конструкции.

Также, есть ряд важных обязательных условий, которые следует соблюдать при использовании шаблонного способа.

В рамках одной ознакомительной публикации, данную тему не освятить.

⇒Но, начав изучать основы моделирования, а главное, научившись грамотно применять его приемы, вы точно найдете это занятие увлекательным!⇐

Ведь, используя проверенную основу и навыки моделирования, можно создавать обновки хоть каждый день.

Кстати, на сайте есть несколько статей и видео о применении некоторых приемов моделирования:

Моделирование и пошив платья — сарафана из купонной ткани

Болеро с рукавом реглан. Моделирование, пошив.

Моделирование юбки с рельефами. Технология пошива юбки.

Детский сарафан. Моделирование.

Изучайте и применяйте моделирование для расширения ваших швейных возможностей, это на самом, деле интересно и увлекательно.

Создав однажды СВОЮ модель, вам непременно захочется повторить результат!

С верой в Ваш успех и пожеланиями удачи, Елена Красовская https://shjem-krasivo.ru/

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

      Художественное конструирование как метод моделирования женской одежды. В этом разделе большое внимание уделяется художественному конструированию, которое способствует развитию у учащихся 5—9 классов пространственного воображения, образного мышления, эстетического вкуса, что помогает выполнению творческих проектов. На этот раздел в 5—9 классах отводится следующее количество учебных часов:

      Класс .....................................................     5      6    7    8    9

      Количество учебных часов ..................    8    10    8    8    4

      Конструирование одежды заключается в разработке чертежей деталей изделия и изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива одежды. Моделирование — разработка или выбор фасона, который воплощается в эскизах и моделях одежды. Эскиз — это плоскостное изображение, воплощение на бумаге или картоне замыслов художника. В эскизе художник-модельер определяет характер, пластику линий, общее цветовое состояние, намечает конструкцию и назначение моделей одежды.

      Продуктом работы создателя костюма является модель, новый по виду, форме и материалу образец одежды.

      Моделирование одежды — это прием художественного конструирования, позволяющий проверить проектные предложения на объемных изображениях определенного масштаба — макетах и моделях.

      Художественное конструирование — это непрерывный процесс формирования (вылепливания) образного представления объемно-пространственной формы будущего изделия и всех необходимых конструктивных линий на нем в соответствии с требованиями эскиза новой, желаемой модели. Оно состоит из двух частей: определения принципа и характера формы вещи (эскиз) и технической разработки, результатом которой являются чертежи деталей, а также изделий в целом.

      Метод художественного конструирования применяют при создании разнообразных видов одежды.

      Для процесса художественного конструирования, для преобразования чертежей конструктивных основ существуют технические приемы (рис. 13): разводка частей составных деталей одежды (параллельная и радиальная) для преобразования форм, размеров и объемности, образования складок, сборок, фалд и т. д.; перевод вытачек и швов; изменение конфигурации срезов составных частей одежды; формирование нового кроя составлением конструктивных частей.

Рис. 13. Конструирование одежды

      Основными принципами художественного конструирования являются: образность — соответствие формы художественному содержанию; коммуникативность — соответствие формы духовным возможностям и потребностям человеческого восприятия, т. е. читаемость форм; пластичность — соответствие выразительности формы материалу; техничность — соответствие выразительности формы технологии; организованность — соответствие выразительности формы (композиции) приемам пространственной организации материала.

      Степень соответствия этим принципам определяет художественность формы.

      Методы получения деталей конструкции: муляжный, расчетно-масштабный, расчетно-аналитический (графический). В истории создания объемной формы одежды из плоского материала известно несколько методов получения деталей конструкции.

      Одним из первых был создан муляжный метод. При этом методе не производилось никаких расчетов, а для получения деталей конструкции на фигуру человека накладывали кусок ткани (реже бумагу), с помощью вытачек, складок, разрезов ему придавали желаемую форму и очерчивали контуры деталей. Затем ткань снимали и все нанесенные контуры деталей, вытачек, складок, разрезов наносили на бумагу. Форму деталей изделия уточняли при примерке.

      В настоящее время муляжный метод применяется при изготовлении одежды по заказу, при пошиве сценических костюмов.

      В промышленности он иногда используется при конструировании одежды сложных форм, чаще всего женских платьев.

      В начале XIX в. появляются многочисленные расчетные методы конструирования. Эти методы создавали мастера-закройщики, каждый из них опирался на свой опыт работы.

      Методы основывались на несложных расчетах и снятии индивидуальных мерок.

      Наиболее распространенные расчетные методы — масштабный и расчетно-мерочный. В дальнейшем расчетные методы стали использоваться при массовом производстве одежды. Индивидуальные мерки фигуры были заменены зависимостями от ведущих размерных признаков — обхвата груди и роста.

      Дальнейшее совершенствование методов получения деталей одежды привело к возникновению так называемых расчетно-аналитических методов конструирования. Эти методы позволяют обеспечить наиболее точное построение деталей конструкции, представляющих собой геометрические развертки сглаженных контуров фигуры человека с необходимыми прибавками на свободное облегание и движение с помощью математических формул на основе использования антропологических измерений на плоскости чертежа. Математические формулы обеспечивают возможность получения с помощью лекал (выкроек) деталей смежных размеров и ростов путем технического размножения.

      В 1978—1981 гг. ЦНИИШП разработал методики конструирования мужской, женской и детской одежды, использующие расчетно-аналитический (расчетно-графический) метод.

      Предварительно снимаются мерки и определяются конструктивные прибавки для определенной формы силуэта. Построение чертежа цельнокроеной основы конструкции начинают с построения базовой сетки чертежа с прямого угла, а затем определяют основные горизонтальные и вертикальные линии.

      По расчетной формуле определяют ширину изделия (ВВ1) и глубину проймы (В1Г): ВВ1 = Сб + Пб, где Сб — полуобхват бедер, Пб — прибавка к бедрам; В1Г = Опл + Попл, где Опл — обхват плеча, Попл — прибавка к обхвату плеча.

      При таком виде построения учитываются как индивидуальные мерки: Сб; Диз — длина изделия; Опл, так и аналитические: ширина (7,0 см) и глубина горловины спинки (3,0 см) и переда (6,0 см).

      Это общие размеры данных участков, выведенные с помощью антропологических измерений фигур людей определенного возраста.

      Чертежи конструкций строятся без припусков на швы и подгибы. Затем на бумагу переводятся контуры всех деталей и вырезаются выкройки. Для множества методик расчетно-графической системы характерно то, что основой любой выкройки является чертеж, который выполняется по меркам, полученным непосредственно измерением индивидуальной фигуры или на основе размерных стандартов женских фигур.

      Снятие мерок. Форма и размеры фигуры человека определяются основными морфологическими признаками, которые являются исходными данными при расчете и построении конструкции одежды.

      Согласно данным советского антрополога П. Н. Башкирова, в антропологии приняты следующие основные типы пропорций тела человека: долихоморфный — длинные конечности и короткое узкое туловище; брахиморфный — относительно короткие конечности и длинное широкое туловище; мезаморфный — занимает промежуточное положение между этими двумя типами пропорций.

      В процессе моделирования и конструирования одежды важное значение имеют вопросы предварительного изучения разновидностей фигур по осанке, так как от ее правильного определения и точного получения основных размерных признаков во многом зависит качество посадки изделия на фигуре человека.

Рис. 14. Различные виды телосложения: а — сутулое; б — нормальное; в — перегибистое

       Осанка — это характеристика вертикального равновесного положения тела человека в положении стоя или при ходьбе. По осанке фигуры разделяют на нормальные, сутулые, перегибистые (рис. 14). Это необходимо учитывать при моделировании и конструировании одежды.

       Следует помнить, что некоторые размеры тела человека изменяются в течение суток: рост человека больше утром, чем вечером; область талии меняется после принятия пищи.

      Сантиметровую ленту, которая сохранилась в таком виде до наших дней, изобрел в 1810 г. французский портной. Это лента из прорезиненной ткани длиной 1 м 50 см, шириной 2,0 см, с металлическими заклепками на концах.

       В конструировании одежды одним из основных, наиболее ответственных и сложных процессов является получение размерных признаков фигуры человека (снятие мерок). Из этого следует, что необходимо опираться на основные антропометрические точки (рис. 15).

Рис. 15. Антропометрические точки

      Антропометрические точки соответствуют ясно выраженным и легко фиксируемым образованиям скелета (шероховатостям, буграм, отросткам костей и т. д.), очерченным границам на мягких тканях, специфическим кожным образованиям. Большинство этих точек является классическими, которые помогают исключить ошибки при снятии размерных признаков, что очень важно для учащихся 5—9 классов:

      верхушечная а — наивысшая точка темени при постановке головы в положение глазнично-ушной горизонтали;

      шейная б — вершина остистого отростка седьмого шейного позвонка;

      основания шеи в — расположена на пересечении линии обхвата шеи с вертикальной плоскостью, рассекающей плечевой скат пополам;

      ключичная г — высшая точка грудинного конца ключицы;

      верхнегрудинная д — точка расположена в центре яремной вырезки грудины не глубоко в направлении ее заднего края;

      среднегрудинная е — точка средней линии грудины на уровне сочленения ее с верхним краем хрящей четвертых ребер;

      плечевая окромиальная ж — наиболее выступающая в сторону точка бокового края акромиального отростка лопатки;

      плечевая з — точка расположена на пересечении верхненаружного края акромиального отростка лопатки с вертикальной плоскостью, рассекающей область плечевого сустава пополам;

      лучевая и — верхняя точка головки лучевой кости наружной стороны;

      шиловидная ш — нижняя точка шиловидного отростка лучевой кости;

      сосковая к — наиболее выступающая вперед точка грудной железы, сформированной корсетным изделием;

      подвздошная передняя л (остисто) — наиболее выступающая вперед точка верхней передней оси подвздошной кости;

      коленная м — центр коленной чашечки;

      передний угол подмышечной впадины н — наивысшая точка дуги, образованной передним краем подмышечной впадины при опущенной руке (точка скрыта небольшой кожной складкой, которую нужно расправить для определения вершины дуги);

      задний угол подмышечной впадины о — наивысшая точка дуги, образованной задним краем подмышечной впадины при опущенной руке (точка скрыта небольшой кожной складкой);

      ягодичная п — наиболее выступающая назад точка ягодичной мышцы;

      точка высоты линии талии р — расположена на наиболее вдавленной части боковой поверхности туловища посредине расстояния между нижним ребром и гребнем подвздошной кости.

      Правила снятия мерок. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линии груди, линия талии, линия бедер, линия колен. Мерки снимают по правой стороне фигуры. Сначала снимают мерки обхватов, а затем — длин.

      При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На «манекене» должна быть легкая одежда. Стоять надо прямо, без напряжения. Талию предварительно опоясывают шнурком. Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры. Обхваты записываются буквой О, полуобхваты — буквой С, ширины — буквой Ш, длина изделий — буквами Дл (табл. 4).

      В каждом классе учащиеся снимают только те мерки, которые необходимы для построения чертежа. Учащимся 5—7 классов при использовании готовых выкроек из журналов мод необходимо снимать мерку роста (от макушки до пяток вертикально).

      Для учащихся более старшего возраста подбирают выкройку по мерке Cг II — полуобхват груди II, определяющей размер фигуры.

      Для построения чертежей деталей изделия используют не только размерные признаки индивидуальной фигуры, но и прибавки на свободное облегание фигуры (конструктивные прибавки), которые закладываются непосредственно в чертеж.

      Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизами моделей, учитывать толщину ткани.

      Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки, например Пб — прибавки к бедрам. Чем объемнее изделие, тем больше прибавка; прилегающий силуэт требует меньшей прибавки для построения чертежей. Прибавки постоянны для всех индивидуальных фигур для определенного вида силуэта одежды. При выполнении практической работы по снятию размерных признаков на уроке учащиеся разбиваются на пары, а для проверки измерений меняются на другие пары и повторно снимают мерки. Результаты, которые вызывают сомнения, т. е. получены различные измерения, должны быть проверены учителем.

4. Мерки

Мерка

Буквенное обозначение

Назначение мерки

Снятие мерки

Мерки для плечевых изделий

Полуобхват груди II

Сг II

Определение размера фигуры

Горизонтально на уровне подмышечной впадины, впереди через выступающие точки груди, сзади на уровне выступающих частей лопаток

Полуобхват талии

Ст

Определение ширины изделия по линии талии

Горизонтально вокруг талии

Полуобхват бедер

Сб

Определение ширины изделия по линии бедер

Горизонтально вокруг бедер с учетом выступа живота

Обхват плеча

Опл

Определение глубины проймы, ширины рукава

На уровне подмышечной впадины, горизонтально вокруг руки

Длина спины до талии

Дтс

Определение линии талии и бедер

От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, определяющего линию талии

Длина цельнокроеного рукава

Дл.рук

Определение длины рукава

От основания шеи по плечу до желаемой длины

Обхват запястья

Озап

Определение ширины рукава

Вокруг запястья руки

Рост

— 

Для подбора выкройки из журнала мод

Вертикально от макушки до пяток

Мерки для поясных изделий

Длина брюк (шорт)

Дп.бр (Дл.ш)

Определение длины брюк (шорт)

От линии талии по боку до требуемой длины

Длина юбки

Дл.юб

Определение длины юбки

Сзади посредине от линии талии до предполагаемой длины

Высота сидения

Всид

Определение глубины среднего шва для брюк

В сидячем положении, от линии талии по боку до плоскости стула

Полуобхват ноги вверху

Снв (Д.п.з.я)

Определение ширины брюк

Горизонтально вокруг ноги, вверху

Обхват щиколотки

Ощ

Определение ширины брюк внизу

Вокруг ноги, непосредственно над внутренней лодыжкой

Моделирование одежды для начинающих

Моделирование одежды – процесс создания новых деталей гардероба, которые отличаются по фасону, отделке и другим параметрам. Это творчество, подкрепленное специальными знаниями, позволяющими воплощать в жизнь самые смелые идеи как профессиональных, так и начинающих модельеров. Моделирование одежды по силам даже тем, кто не имеет многолетнего опыта, но стремится создавать не просто вещи, а нечто новое, интересное и необычное.

Заниматься моделированием в действительности не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Модель любой сложности возможно получить, грамотно изменяя конструктивные линии базового лекала или выкройки-основы. Важно только иметь хорошую базовую выкройку и понимать назначение и принцип «действия» каждой конструктивной линии.

Создание новых моделей – это не громоздкие, непонятные для начинающих формулы, а чистое творчество, которое опирается на набор основных приемов. Понимание основ моделирования открывает принципиально новые возможности в пошиве одежды, позволяет превратить скучное вычерчивание линий в увлекательный процесс по конструированию оригинальных моделей.

wordpress.com

Азы моделирования

Если сразу принять факт, что любую вещь можно сшить на основе базовой выкройки, откроются самые широкие горизонты. Многие новички считают, что для платьев разного фасона необходимы отдельные выкройки. Разумеется, такая задача покажется сложной и трудоемкой. Каждый раз составлять новое лекало сложно даже опытной швее. Поэтому так важно понимать, что абсолютно все модели, к примеру, платьев моделируются на базе выкройки-основы.

Построенная в соответствии с отдельными параметрами, она становится своего рода оттиском тела. Значит, каждая вещь, сшитая по такому лекалу, будет иметь идеальную посадку. Простой пример наглядно демонстрирует, как из одного базового лекала создают различные модели платьев.

Разная длина рукава или его полное отсутствие, видоизмененная горловина, дополнительные элементы, различная отделка и материалы – и никто не сможет упрекнуть вас в однообразии. При желании можно поэкспериментировать с длиной изделия, выбрать другой силуэт, внести асимметрию и многое другое. Все это позволяет получать новые платья, точно соответствующие особенностям фигуры.

Выкройка-основа

Начинающему модельеру важно знать, из каких линий состоит базовая выкройка и по какому принципу они «работают». Понимание этих основ позволяет дать полную свободу фантазии и создавать оригинальный, носибельный гардероб. Так можно вникнуть в суть построения даже замысловато скроенной вещи. Чтобы ближе ознакомиться с элементами выкройки-основы, для большей наглядности лучше использовать чертеж платья.

rlfilm.ru

На рисунке представлены полочки или половины деталей переда и спинки. Каждый конструктивный элемент полочек имеет свое назначение.

Пройма

Базовая выкройка должна содержать предельный размер проймы рук. То есть, нужно создать размер и изгиб проймы, исходя из параметров тела. В идеале, пройма не должна врезаться в области подмышки, перекашиваться, тянуть. Дальше можно как угодно менять ее конфигурацию и размер, но меньше базового значения получаться она не должна.

rlfilm.ru

Советы по моделированию одежды для начинающих при построении проймы спинки

  • Линию проймы опускают ровно до линии груди (ЛГ).
  • Высота равна ¼ ПОГ + 7 см.
  • Крайняя точка располагается посередине всей проймы (на ЛГ).
  • Нижняя треть проймы идет дугой к серединной точке.

Построение проймы переда

  • Высота равна ¼ ПОГ + 5 см.
  • Имеет верхний (отклоняется в сторону на 0,1 мерки ПОГ) и нижний изгиб (на уровне нижней трети).

Вытачки

На рисунке ниже отмечены красным 2 талиевые и 2 плечевые вытачки. Они помогают точно «посадить» изделие и сформировать привлекательный силуэт.

rlfilm.ru

При пошиве платья из стрейчевых тканей использование вытачек необязательно. Тянущийся материал хорошо повторяет изгибы и сжимается в области талии и плеч.

Во многих моделях не найти такую плечевую вытачку на передней полочке. Для большего удобства и привлекательности ее часто переносят одним из способов, показанных ниже.

vplate.ru

На этапе создания базовой выкройки грудная вытачка обозначается на плече для более удобного построения чертежа. Затем ее можно без труда перенести (к линии талии, к боковому срезу), исходя из особенностей выбранного фасона.

Острие грудной вытачки всегда должно располагаться на вершине груди. Это позволит избежать перекосов в данной области и обеспечит необходимое прилегание.

Вытачки спины

При построении плечевой вытачки на спине важно знать, что:

  • удаленность вытачки от края горловины – 4 см;
  • боковины вытачки имеют равную длину (по 6 см), хотя одна из них наклонная, а другая – перпендикулярная;
  • ширина постоянная – 1,6 см.

Линия груди

Линия груди – одна из основных линий, на которую опираются модельеры при создании изделий разнообразных фасонов. При построении многих элементов выкройки достаточно ориентироваться на ЛГ, а не вычерчивать их посредством сложных вычислений.

rlfilm.ru

Особенности конструирования платья

  • Талиевая вытачка передней полочки рисуется за 4 см до ЛГ.
  • Плечевая вытачка переда заканчивается на этой линии.
  • Нижние точки проймы тоже лежат на линии груди.

Линия талии

Эта линия имеет определяющее значение при построении талиевых вытачек на обеих полочках. Она удалена от шейного позвонка на мерку, равную длине спины. Точка пересечения с ЛТ – место наибольшего расширения вытачки.

rlfilm.ru

Линия талии, как и линия бедер, на задней полочке прямая, а на передней имеет небольшой прогиб. Он позволяет учесть округлость в области живота, которая обусловлена физиологией женского тела (присутствует даже у самых стройных барышень).

Линия бедер

По линии бедер (ЛБ) вычерчивается расширение подола (в среднем по 1,5 см с каждой стороны). При увеличении перепада между объемом груди и окружностью бедер этот показатель также растет. Расширение необходимо для того, чтобы обеспечить хорошую посадку по фигуре и избежать перекоса во время ходьбы.

rlfilm.ru

Когда для пошива платьев берутся стрейчевые материалы, такое расширение тоже обязательно. Иначе придется постоянно одергивать подол, стремящийся к талии. Передвигаться в таком наряде неудобно, да и вид у него будет не очень эстетичный.

ЛБ удалена от ЛТ на половину мерки длины спины.

Простой способ моделирования

Вооружившись выкройкой-основой платья, знаниями о назначении ее конструктивных линий, а также учитывая свойства выбранного материала, можно смело переходить к моделированию. Лучше начать с простого и поэкспериментировать с силуэтом.

Ход работы

  1. Сильно прилегающий силуэт позволит подчеркнуть привлекательность изгибов тела. Для пошива таких платьев следует выбирать ткани с эластичными волокнами. Ткань должна тянуться лишь немного (не как стрейч). В таком случае прибавку на свободу облегания делать не нужно. Ширина выкройки и ПОГ груди будут равны.
  2. Платье с прилегающим силуэтом можно кроить из обычных нетянущихся тканей. Надбавка на свободу прилегания составляет 3 см.
  3. Полуприлегающий силуэт позволяет аккуратно скрыть некоторые недостатки фигуры, не превращая изделие в нечто бесформенное. Потому такие фасоны пользуются особой популярностью среди женщин разного возраста. При пошиве полуприлегающего силуэта делают надбавку на свободу прилегания, равную 4-5 см (1 см на спинку, 1,5 см на проймы, остальное – на зону груди).
  4. Прямой силуэт подразумевает надбавку в размере 6-7 см.

Муляжный метод моделирования

Если в моделировании одежды можно идти дальше и создавать более сложные элементы гардероба, стоит ближе познакомиться с муляжным методом. Его также называют методом наколки и макетированием одежды. С помощью этой методики модельеры создают задуманные образы непосредственно на манекене или человеке. Достаточно ткани, раскроенной по базовому лекалу (цельного куска или отдельных отрезов), и булавок, чтобы сотворить новое изделие с идеальной посадкой по фигуре.

fike-studio.ru

Муляжный метод выгодно отличается наглядностью и простотой исполнения. Потому к нему прибегают не только профессионалы, но и новички в швейном деле. Метод наколки обеспечивает полную свободу для фантазии и воплощения идей. Раскладывая ткань на манекене, вы сможете создавать сложные модели, не нарушая конструктив основных линий.

mebel-v-krasnoyarsk.ru

Способы макетирования

  1. Скалываются отдельные отрезы ткани квадратной или прямоугольной формы. Преимущества – меньший расход ткани, простое построение детальной выкройки.
  2. Соединение при помощи булавок различных элементов будущего изделия. Рукава, спинка, лиф, воротник скалываются непосредственно на модели.
  3. Макетирование выполняется при помощи цельного отреза ткани, из которого модельер формирует сложные конструкции.

Заключение

При моделировании одежды разных фасонов нет необходимости каждый раз создавать индивидуальную выкройку. Достаточно однажды сконструировать выкройку-основу, чтобы в дальнейшем использовать ее в различных вариациях. Это будет ваша база для конструкции любой сложности. Моделируйте ее под выбранный фасон, не затрачивая время на ненужные чертежные работы.

При наличии базового лекала плечевых изделий можно без труда смоделировать различные изделия с минимальными конструктивными изменениями, а именно – платье, топ, жилет, блузку, жакет и многое другое. Вы сами будете выбирать модели, тип материала, длину изделий, форму рукава, вырез горловины.

При помощи базовой выкройки создают разнообразную одежду, даже если отсутствуют профессиональные знания в области моделирования и пошива. Можно забыть об ателье и о покупке новой одежды в магазинах. Так появляется возможность самостоятельно создавать стильные вещи для своего гардероба.

Конструирование одежды. Конструирование и моделирование одежды

Процесс изготовления одежды увлекателен, и каждый из нас может найти в нем много интересного для себя. Чтобы изготовить предметы гардероба, применяются конструирование и моделирование одежды.

Процесс создания одежды

Сначала одежда моделируется, а конструирование одежды является вторым этапом в ее создании. Этот процесс позволяет составить чертеж будушего изделия и изготовить лекала, по которым будет происходить раскрой. Лекала представляют собой шаблоны деталей одежды, которые выполняются из картона, бумаги, пленки, обоев и других материалов.

Существуют различия в конструировании одежды для массового и индивидуального пошива. При массовом пошиве предъявляются такие требования: одежда должна изготавливаться по точному расчету, лекала должны быть правильными. Конструирование мужской одежды предполагает, что изготовленная продукция будет хорошо сидеть на теле, будет комфортной при носке и за ней будет легко ухаживать, она будет хорошо сидеть на фигуре человека.

Моделирование

Основой изготовления качественных швейных изделий является моделирование. Это искусство, которое требует специальных познаний, и многие стремятся его освоить.

Конструирование и моделирование одежды непосредственно работает с внешним видом человека. Не секрет, что с помощью правильно подобранного костюма можно значительно изменить восприятие личности.

Моделирование начинается с подготовки. На этом этапе художник-модельер решает, кто будет носить эту модель одежды, для чего она предназначена, какие материалы будут использоваться для ее изготовления. Определившись с ответами на эти вопросы, художник создает эскиз.

Ко всем эскизам существуют определенные требования. Это четкость и законченность, полное воплощение художественного замысла. Также, если модель будет производиться в условиях швейного предприятия, есть смысл выяснить, насколько рентабельно будет ее производить. А уже после этого начинается конструирование одежды. Такова последовательность творческого процесса.

Методы конструирования одежды

Творческий процесс создания одежды имеет глубокие корни. Известно, что конструирование одежды имеет многовековую историю, и на протяжении столетий разрабатывались разные его методы. Существуют две большие группы методов конструирования одежды: приближенные и инженерные.

Приближенные методы тоже могут быть разными. Самыми старинными из них считаются муляжные, когда измерения производятся на фигуре человека или с помощью манекена.

Надо сказать, что конструирование одежды в привычном нам понимании стало складываться только в двадцатом веке, до этого точных измерений для посадки на фигуре просто не существовало. Одежда создавалась с помощью складок и сгибов.

Методы конструирования одежды получили свое развитие в начале девятнадцатого века, когда лондонский закройщик Мишель придумал первую «сетку» для чертежей одежды. Он применил принцип масштаба: исходный рисунок делился на клетки с одинаковой стороной, и по желанию его можно было увеличивать или уменьшать. В 1840 году возникла известная система кроя Г. А. Мюллера, который использовал для построения чертежа принцип сферической тригонометрии.

В 1959 году конструирование и моделирование одежды изучала центральная опытно-техническая швейная лаборатория, которая и применяла расчетно-аналитический метод. Недостаток его состоит в том, что графические построения в нем громоздкие, точность построения основы относительная, сложно выбирать прибавки на свободное облегание.

Современные методы конструирования

В последние годы все большее распространение получают инженерные методы. Многие считают, что в будущем все измерения будут проводиться с помощью 3D манекена. Такой метод будет включать в себя метод развертывающихся поверхностей, метод секущихся поверхностей, метод триангуляции.

Сейчас для конструирования одежды широко используется система автоматизированного производства (САПР). Она основывается на методиках, которые в свое время разработал Михаэль Мюллер, известный немецкий портной. Сейчас используется также система кроя Любакс, которая предполагает визуальное измерение фигуры перед построением выкройки.

Конструирование детской одежды

Детская одежда конструируется по тому же принципу, что и одежда для взрослых, но она требует познаний в сфере физического и психологического развития ребенка. В разработке концепции детской одежды принимают участие не только художники и модельеры, но и врачи-педиатры, воспитатели и учителя.

При моделировании и конструировании детской одежды большое значение имеет соотношение разных частей тела ребенка. Поэтому всех детей, для которых создается одежда, условно делят на пять групп.

Это ясельная группа (возраст до 3 лет), дошкольная группа (до шести лет), младшая школьная группа, в которую входят дети от семи до одиннадцати лет, подростковая группа, в которую входят дети от двенадцати до пятнадцати лет. Есть и юношеская группа, в которую входят дети от шестнадцати до восемнадцати лет.

К детской одежде есть целый ряд требований. Она должна согревать в холод и охлаждать в жару, должна защищать от непогоды. В связи с тем, что дети быстро изнашивают одежду, рекомендуется шить ее из недорогих материалов. Для создания детского костюма часто используется народное творчество, это неиссякаемый источник вдохновения для мастеров-модельеров.

Лекала как единица измерения

Главной единицей измерения в моделировании и конструировании считается лекало. Они бывают следующих видов: лекала-оригиналы, контрольные и рабочие.

Основой создания любого костюма является базовое лекало. Опытный специалист может по первому взгляду определить фирму-производителя одежды, учитывая качество базового лекала. Лекала создаются с учетом всех особенностей человеческой фигуры.

Сейчас при создании лекал специалисты обращаются к современным технологиям, в особенности к компьютерам. Использование компьютеров при изготовлении лекал имеет свои преимущества. Так, это возможность точно приспособить лекала к особенностям той или иной фигуры, это возможность показать результат работы клиенту на любом этапе. Такой вид лекала можно использовать гораздо дольше, чем бумажные, они не изнашиваются и не подлежат замене.

Лекало, изготовленное в электронном виде, дает возможность проводить виртуальную раскладку материала на ткани, что может упростить процесс раскроя.

Моделирование от Burda Moden

Разные системы моделирования и конструирования одежды так и не помогли создать одежду, удобную для большинства населения. И тогда на помошь пришел журнал Burda Moden.

Журнал заявил о себе в такой сфере, как конструирование женской одежды. Он вышел на модную арену в период после Второй мировой войны. В это время далеко не у всех женщин были деньги, чтобы покупать новую красивую одежду, при этом все хотели стильно выглядеть.

В 1950 году журнал Burda Moden вышел в свет и сразу привлек к себе внимание. Сейчас он сохраняет популярность, это вызвано тем, что журнал отражает современные тенденции в мире моды. При этом все модели приспособлены к реальной жизни, и вы сразу можете пошить модель и использовать ее.

Техническое моделирование и конструирование

Формы и методы работы по начальному техническому моделированию

Техническое моделирование и конструирование

Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам и младшим школьникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, зарождается и развивается интерес к определенным объектам техники. Подобный вид технической деятельности характерен для школьников 9-10 лет.

Модели могут быть подвижными (воспроизводить действие действительного объекта) и неподвижными. На примере различных детских игрушек можно показать как неподвижные, так и упрощенные подвижные модели.

Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловатых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города.

В чем заключается сущность процесса конструирования? Это такой вид творческой деятельности, когда вначале в голове должен возникнуть образ будущего, еще не существующего сооружения, после чего его воплощают в реальность, создавая объект из подходящих материалов. [6]

Процесс технического моделирования можно расчленить на несколько этапов:

1. Определение объекта моделирования;

2. Подготовка рабочих чертежей;

3. Составление плана работы, подбор материала;

4. Исполнение намеченного плана;

Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию школьников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых учителей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».[6]

Условно конструирование можно разделить на несколько этапов:

  1. Выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.

  2. Определение путей решения технической задачи.

  3. Исполнение намеченного плана. Здесь учащиеся самостоятельно подбирают необходимые материалы, инструменты и выполняют практическую работу по подготовленной документации- чертежу, эскизу, техническому рисунку, т.е. воплощают в реальность мысленный образ, возникший в начале работы.

Функцией руководителя во время творческой работы детей является косвенное и перспективное управление деятельностью ребят, также слежение за выполнением правил техники безопасности. Причем помощь ребятам оказывается исключительно по их просьбе и только при невозможности качественного оказания помощи другими ребятами. Это позволяет обучающимся самостоятельно обогатиться новыми знаниями, сформировать способы деятельности, предоставляет им возможность самореализации, т. е. способствует саморазвитию.

В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.

Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.

Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.

Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели. Модели могут быть подвижными и неподвижными.

Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.

Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии.

На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.

Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом, реализуются принципы научности и доступности.

Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.

В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Машины, механизмы, оборудование постоянно совершенствуются, обновляются, модернизируются. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.


Смотрите также