Мечеть что это такое
Что такое мечеть, значение, зарождение в исламе и правила посещения :
Что такое мечеть? Религия ислам не предусматривает посредников между поклоняющимися и Господом. Для мусульман любое место, где настало время обязательной молитвы, является дозволенным, если оно не осквернено нечистотами. Однако, тяжким грехом, который приравнивается к вероотступничеству, является оставление пятикратной молитвы!
Основа религии, молитва
Так, для всех мусульман един закон Всевышнего. Ежедневная пятикратная молитва и в неделю один день считаются священными, этот день у мусульман - пятница. В пятницу все мужчины собираются в мечети для совершения пятничной молитвы, это тоже один из пунктов поклонения, предписанный им Господом и переданный пророком Мухаммедом. В мечети проходят молитвы не только пятничные. В любой день верующий может посетить это священное место поклонения для совершения обязательной и желательной молитвы.
Значение мечети в религии ислам
Итак, мечеть - это священное здание для богослужения мусульман. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом во время переселения из Мекки в Медину. До въезда в Медину пророк остановился в одном не слишком отдаленном месте под названием Куба, где дожидался двух своих сподвижников. Именно в этот период было начато масштабное строительство на то время благословенной мечети Аль-Куба. Эта великолепная мечеть сохранилась до наших дней.
Разностороннее предназначение мечети в Исламе
В те времена, еще с 620 годов по хиджре, мечеть являлась не только местом поклонения Аллаху, но и своего рода центром образования и продвижения религии Ислам. В принципе ясно, что такое мечеть, но вот все процессы, проходящие в ней, имели глубокие и мудрые решения. Например, бракосочетание и бракоразводный процесс. Так как в исламе развод считается неугодным Аллаху действием, то мусульмане всеми силами стремились сохранить рушившуюся семью, делая назидание супругам.
В плане обучения, в мечетях проходили не только лекции на религиозную тематику, но и уроки по различным вычислениям и общей математике. Путники могли найти в мечетях место для отдыха и ночлега. Так же проводились собрания жителей, такие собрания сохранились и по сей день. Жители решают важные вопросы касательно места их поселения или положения мусульман.
Дом Аллаха должен соответствовать этому великому толкованию!
Мусульманские мечети, фото которых восхищают даже иноверцев, располагают к посещению и радуют глаз многих, с каждым днем привлекая все больше внимания, поскольку в наше время редко встречается город, где не построена мечеть.
По своей архитектуре современная мечеть для мусульман удивляет восхитительными решениями в плане оформления и масштаба. Крыша мечети, как правило, представляет собой купол. Есть что-то схожее с церковью. Отличительной чертой мечети являются минареты. В зависимости от масштаба построения самой мечети, число минаретов варьируется от 2 и больше, однако не позволительно их возводить более 9. Одной из самых больших мечетей считается Аль-Харам. Эта мечеть построена вокруг одной из самых главных святынь в исламском мире, Каабы. Строительство и доработки в плане архитектуры в мечети Аль-Харам идут по сей день.
Правила и основы совершения молитв в мечети
В каждой мечети имеется угол для проведения проповедей, этот угол называется Минбар. Имам мечети каждую пятницу проводит наставляющие проповеди для мусульман. Также важным атрибутом любой мечети является Михраб, это угол, направленный в сторону Каабы. Во время совершения молитвы мусульмане встают строго по направлению к Каабе. Так повелено в исламе, совершать любую молитву необходимо, обратившись в сторону священной Мекки-Каабы.
Условия, которые необходимо выполнить для входа в мечеть
Во дворе мечети устанавливаются специальные раковины для совершения омовения, в больших мечетях таких раковин может насчитываться до 10 штук. Обустроены эти умывальные приспособления очень комфортно, дабы у верующего были все условия для полноценного омовения. Для мусульман вход в мечеть без омовения не приветствуется.
Внутренняя отделка мечетей восхищает изыском и красотой. Здесь есть многочисленные росписи на арабском ярким синим и красным цветом, узорные украшения в восточной тематике. В мечетях нет никаких изображений и ничего специфического, что могло бы отвлекать прихожан от основной духовной цели.
Пол в мечетях застелен коврами, поскольку молитву следует совершать без обуви. При входе в мечеть прихожане ее снимают и выставляют в ряд перед входом. Женщины наравне с мужчинами имеют право на посещение мечети, для женщин выстроен отдельный балконный этаж. С таких балконов можно наблюдать всю красоту мечети и одновременно соблюдать раздельное пребывание с мужчинами, как и положено в исламе. Возможно, после такого детального описания, у многих развеется вопрос о том, что такое мечеть, именно сейчас подходящее время найти ближайшую мечеть и понять, сколько мудрости и любви к Аллаху вкладывается в возведение этих зданий.
Разные мусульманские мечети, фото и описание их можно найти в интернете. Но для того чтоб понять масштаб этого религиозного возведения и его историческую и религиозную суть, нужно хотя бы раз посетить ее и окунуться в эту атмосферу.
Что такое мечеть для мусульман? Это намного больше, чем великолепная архитектура, это огромное духовное значение. Посещение мечети приносит мусульманам огромную пользу и награду от Аллаха.
МЕЧЕТЬ
МЕЧЕТЬ - в исламе главное культовое здание, место молитвы и собрания; центр религиозной, политической и общественной жизни мусульман.
Мечеть не имеет объекта ритуального поклонения (алтаря, статуи, иконы). Понятие «мечеть», собирательное в европейских языках, в лингвистическом многообразии исламского мира распадается на разные, не всегда синонимичные варианты, описывающие сооружения, различающиеся как по назначению, так и по архитектурной форме. «Масджид» в значении места поклонения происходит предположительно от арамейского msgd (зафиксировано в «элефантинских папирусах» V века до н. э. и набатейских надписях); в лексику доисламских арабов-бедуинов термин вошёл на том этапе, когда «палатка племени», маджлис (место собрания и совета), стала и племенным святилищем. В Коране этим словом обозначается место поклонения, неопределённое (9:18; 72:18) или заповедное - «харам аль-масджид» (2:144/149, 187/191, 192/196; по общему мнению, Кааба с окружающим священным участком); в отдельных случаях - доисламская постройка: святая гробница (18:20/21) или святилище единого Бога (2:108/114; 22:41/40). С развитием мусульманской обрядности слово «масджид» закрепилось за зданием для ежедневной 5-кратной ритуальной молитвы, любым молельным помещением, молитвенным ковром или циновкой.
После организации пророком Мухаммедом в 623-624 годах Мусаллы Двух праздников близ Медины местом проведения массовых молитвенных обрядов в дни годовых празднеств (Жертвоприношения и Разговенья) стала мусалла (место моления, от арабского «салат» - молитва; термин вошёл в употребление в доисламской Аравии в значении площадки для совершения молитвенного обряда под открытым небом). В мединской мусалле Мухаммед ввёл в обычай втыкать в землю копьё («аназа») для указания направления молитвы; позднее эта традиция привела к появлению михраба. До 622 года мусульмане молились, предположительно обратившись на восток, после переселения в Медину в первые 16-17 месяцев молящиеся обращались на север, к Дому Святыни - Байт-аль-Мукаддас, или аль-Кудс (Иерусалим); с 624 года у мусульман была введена священная ориентация на древнюю арабскую святыню - Каабу в Мекке.
Открытые Мечети - мусалла, намазга или намазгах (персидское - место молитвы), идгах (от «ид» - праздник, «гах» - место; Афганистан, Пакистан, Индия), рассчитанные на сбор всей общины города, обычно занимали участок за городскими воротами и представляли собой квадратную или прямоугольную площадь или платформу, посыпанную песком или гравием; в сложившемся виде имели стену с михрабом на стороне киблы - священной ориентации, переносной (реже стационарный) минбар - кафедру для чтения проповеди и/или дикку (платформа для муэдзина, передающего задним рядам молящихся действия имама), иногда - минарет.
Типология архитектуры мечети.
Архитектурные типы мечети складывались параллельно с формированием мусульманского образа жизни, в котором важнейшее значение приобрела еженедельная совместная молитва верующих и проповедь главы общины в «день сбора» - пятницу. Здание для коллективной молитвы получило название соборной (джами) или пятничной (джума) мечети. В первые века ислама соборная мечеть нередко исполняла также функции духовной школы, богословского центра, приюта паломников или суфиев, места погребения основателя (мечети-университеты - аль-Карауин в Фесе, середина IX века, аль-Азхар в Каире, 970-972 годы). Главная (или единственная) джами (джума) города получала статус Большой мечети. Основные принципы структуры мусульманского соборного здания определились в Медине, в процессе организации в 622 году и позднее места коллективных молений при Доме Мухаммеда (позднее Мечеть Пророка), планировка которого, по мнению английского учёного К.А.К. Крезуэлла, повторила схему доисламского жилища вождя племени. По сообщению Ибн Сада, биографа Мухаммеда, собственно мечетью служил примыкавший к дому с запада просторный двор, окружённый 7-метровой сырцовой стеной на каменном фундаменте, с 3 входами; на северной (в направлении к Иерусалиму), а затем и на южной, обращённой к Мекке стороне были созданы зоны тени - навесы из скреплённых глиной пальмовых листьев, положенных на стволы пальм. Композиция Мечети Пророка, сложившаяся к середине VII века, стала отправной точкой в развитии соборной мечети колонного, или арабского, типа. По её образцу устраивались походные мечети арабских отрядов: начертанный на земле квадрат с копьём, воткнутым на стороне киблы.
В новых городах Ирака (Басра, Куфа) и Египта (Фустат), обычно выраставших из арабского военного лагеря, молитвенные обряды поначалу совершались на площадке, ограниченной размеченными на земле контурами. Стационарные постройки впервые появились в 660-х годах (Большие мечети Басры и Куфы) и представляли собой ранние варианты колонной мечети: квадратный или прямоугольный двор, обстроенный по периметру галереями с плоскими балочными перекрытиями на столбах или колоннах; на обращённой к Мекке стороне опоры, поставленные в 5 или более рядов, создавали глубокую зону тени - молитвенный зал. Благодаря широкой расстановке опор пространство зала свободно просматривалось со всех сторон, и молящиеся отовсюду могли видеть имама, ведущего молитву. В завоёванных арабами городах Палестины, Сирии, Андалусии первые мечети устраивались в любых существующих зданиях (например, в Халебе в помещении городских ворот) или на площадях, позднее перестраивались из христианских церквей или возводились заново с частичным использованием древних построек.
В эволюции архитектурных типов мечетей нашли отражение социальные и политические процессы в жизни мусульманского общества, становление исламской идеологии и эстетики. Именно в мечети раньше и ярче проявились достижения собственно исламского зодчества, свидетельствующие об умелом использовании чужого опыта, изобретательности и мастерстве их создателей, об их успехах в области инженерного и оформительского искусства, о разнообразии технических приёмов и художественных стилей при сохранении общих, единых, всегда узнаваемых черт мусульманского молитвенного здания.
В формировании мечети колонного типа важнейшая роль принадлежит мечети Омейядов в Дамаске, мечети Аль-Акса в Иерусалиме и Мечети Пророка в Медине (707-709 годы), в которой впервые появились такие отличительные элементы соборной мечети, как михраб, минбар, купол и минарет. Государственное значение всех трёх религиозных центров первой мусульманской державы подчёркивал парадный декор: узорные облицовки мраморными плитами, золочёные резные капители, орнаментальные росписи, рельефы и оконные решётки, смальтовая мозаика с изображениями деревьев, фантастических растений, ваз, драгоценностей, дворцов. В конце VII - начале VIII веков к характеристикам Большой мечети добавились максура (участок вокруг михраба и минбара, отделённый от молитвенного зала передвижной деревянной решёткой или стационарной оградой для защиты главы общины от нападения) и Байт аль-Мал («Дом имущества», казнохранилище во дворе мечети; например, в Больших мечетях Куфы, Дамаска, Халеба). Тип колонной мечети получил классическое выражение в IX-X веках [Большие мечети Самарры и Джафарии в Ираке, Кордовы в Андалусии, Кайруана в Ифрикии (Тунисе) (все - IX век); мечети Амра ибн аль-Аса в Фустате (VII и IX веков; ныне в Каире), Ибн Тулуна (876-879 годы) и аль-Азхар (970-972 годы) в Каире в Египте]. Утвердилась схема проектирования мечети с соблюдением священной ориентации - киблы по главной оси, отмеченной на противоположных сторонах здания михрабом и минаретом, а также куполом. Редкие отступления от правила могли диктоваться особенностями земельного участка или геодезическими погрешностями, которые исправлялись последующей перестройкой здания или разметкой внутри зала. В странах Магриба и в Египте, например в эпоху Фатимидов (X-XII века), противоположную михрабу точку на сакральной оси стал отмечать монументальный портал (Большая мечеть Махдии в Тунисе, около 916 года; мечеть аль-Хаким в Каире, 990-1012 годы).
На Востоке исламского мира - в Иране, Закавказье, Средней Азии - колонную мечеть постепенно вытеснила мечеть айванного, или иранского, типа, который в основных чертах сложился к XII веку (Соборная мечеть Исфахана, IX-XX века): его формообразующими элементами стали айван (сводчатый, реже колонный) и чартак (персидское «чахар-так» - четыре арки: 4-арочный купольный павильон), унаследованные от дворцово-храмового зодчества эпохи Парфянского и Сасанидского царств. Композиция прямоугольного в плане здания с айванами в середине одного, нескольких или всех 4 фасадов внутреннего двора, обведённого купольными галереями на аркадах и обстроенного различными по назначению, размерам и форме помещениями, широко использовалась в планировке не только мечетей, но и медресе, госпиталей - маристанов, караван-сараев, суфийских обителей, дворцов. Восходящая к плану буддийских монастырей (по В.В. Бартольду) или к архитектуре жилого дома в Хорасане (согласно французскому исследователю А. Годару), 4-айванная композиция была воспринята (часто в преобразованном виде) мусульманскими зодчими по всей территории распространения ислама. В мечети иранского типа функцию молитвенного зала приобрёл возведённый на стороне священной ориентации так называемый айван киблы (медресе-мечеть Султана Хасана в Каире, 1356-1363 годы) или развивающее форму чартака монументальное здание с куполом и входным айваном внутри парадной портальной рамы - пештака (мечети Биби-Ханым в Самарканде, 1405 год, Калян в Бухаре, XV-XVI века). Наиболее эффектное и грандиозное решение тип иранской мечети получил в султанских и шахских джами Бухары, Самарканда, Герата, Исфахана, Тебриза в XV-XVII веках. В отличие от более ранних зданий с глухими наружными стенами, соборные мечети Тимуридов, Шейбанидов, Сефевидов, как и построенные по той же схеме большие медресе, получали красочное оформление фасадов, теперь обращённых на парадную городскую площадь нарядным монументальным порталом. Идея неограниченной власти монарха в этих грандиозных сооружениях нашла выражение не в изменении композиционно-планировочной схемы, а в увеличении масштаба объёмов, акцентирующих основные части здания так же, как и включение орнаментального цветного декора. С эпохи Тимуридов (1370-1507 годы) на Востоке исламского мира пештак с айваном, украшенным внутри сводом со сталактитами и многоцветным ковром из расписной и наборной керамики, стал обязательным и универсальным оформлением любого монументального здания с айванной композицией.
Архитекторами Османской империи, которые отказались от усвоенных культовым зодчеством Конийского (Румского) султаната вариантов колонной и айванной мечети и обратились к опыту византийского и армянского храмового зодчества, был разработан так называемый турецкий (османский) тип центрально-купольной мечети, идеально отвечающий задачам прославления власти султана «как тени Бога на земле». В создании наружного облика такой мечети главная роль отводилась выразительному кубовидному объёму молитвенного зала с вознесённым над «горой» полукуполов огромным шлемовидным центральным куполом и «почётным караулом» возведённых по углам мощных копьевидных минаретов. Вписанный в прямоугольник общей ограды мечети двор с фонтаном для омовений (нередко в виде купольного павильона) отделялся от молитвенного зала перекрытой куполами аркадной галереей с уподобленным михрабу пирамидальным сводчатым порталом, превратившись в подобие вестибюля. С противоположной от молитвенного зала стороны внутри ограды султанской мечети обычно устраивался погребальный сад с надгробиями и мавзолеями. Внутреннее пространство молитвенного зала турецкой мечети развивается не по горизонтали, как в зданиях колонного или айванного типа, а по вертикали, к гигантскому куполу, вознесённому на световом ожерелье из окон барабана. Ошеломляющий своей грандиозностью, пронизанный потоками света, расцвеченный росписями, витражами, узорными фаянсовыми облицовками интерьер османской мечети с необычайной художественной силой воплощает мусульманскую идею единства и единственности Бога и непостижимой красоты сотворённого им мира (мечети Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне; обе - архитектор К.М. Синан, XVI век). Тип центрально- купольной, или турецкой, мечети оказался наиболее востребованным в современном исламском мире.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Sauvaget J. La mosquée omeyyade de Médine. P., 1947
- Golvin L. La mosquée: ses origines, sa morphologie, ses divers fonctions. Alger, 1960
- Бартольд В.В. Ориентировка первых мусульманских мечетей // Бартольд В.В. Собр. соч. М., 1966. Т. 6
- Grabar O. La Grande Mosquée de Damas et les origines architecturales de la mosquée // Synthronon. Art et archéologie de la fin de l’antiquité et du moyen âge. P., 1968
- Hasan S.M. Glimpses of Muslim art and architecture. Dhaka, 1983
- Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. 600-1258. М., 1988
- Creswell K.A.C. A short account of early Muslim architecture. 2nd ed. Aldershot, 1989
- Hillenbrand R. Islamic architecture: form, function and meaning. Edinburgh, 1999
- Стародуб Т.Х. Мечеть. Термин и архитектурный тип // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 2006. Вып. 4
МЕЧЕ́ТЬ
На Востоке исламского мира – в Иране, Закавказье, Ср. Азии – колонную М. постепенно вытеснила М. айванного, или иранского, типа, который в осн. чертах сложился к 12 в. (Соборная мечеть Исфахана, 9–20 вв.): его формообразующими элементами стали айван (сводчатый, реже колонный) и чартак (перс. «чахар-так» – четыре арки: 4-арочный купольный павильон), унаследованные от дворцово-храмового зодчества эпохи Парфянского и Сасанидского царств. Композиция прямоугольного в плане здания с айванами в середине одного, нескольких или всех 4 фасадов внутр. двора, обведённого купольными галереями на аркадах и обстроенного различными по назначению, размерам и форме помещениями, широко использовалась в планировке не только М., но и медресе, госпиталей – маристанов, караван-сараев, суфийских обителей, дворцов. Восходящая к плану буддийских монастырей (по В. В. Бартольду) или к архитектуре жилого дома в Хорасане (согласно франц. исследователю А. Годару), 4-айванная композиция была воспринята (часто в преобразованном виде) мусульм. зодчими по всей территории распространения ислама. В М. иранского типа функцию молитвенного зала приобрёл возведённый на стороне священной ориентации т. н. айван киблы (медресе-мечеть Султана Хасана в Каире, 1356–63) или развивающее форму чартака монументальное здание с куполом и входным айваном внутри парадной портальной рамы – пештака (мечети Биби-Ханым в Самарканде, 1405, Калян в Бухаре, 15–16 вв.). Наиболее эффектное и грандиозное решение тип иранской М. получил в султанских и шахских джами Бухары, Самарканда, Герата, Исфахана, Тебриза в 15–17 вв. В отличие от более ранних зданий с глухими наружными стенами, соборные мечети Тимуридов, Шейбанидов, Сефевидов, как и построенные по той же схеме большие медресе, получали красочное оформление фасадов, теперь обращённых на парадную гор. площадь нарядным монументальным порталом. Идея неограниченной власти монарха в этих грандиозных сооружениях нашла выражение не в изменении композиционно-планировочной схемы, а в увеличении масштаба объёмов, акцентирующих осн. части здания так же, как и включение орнаментального цветного декора. С эпохи Тимуридов (1370–1507) на Востоке исламского мира пештак с айваном, украшенным внутри сводом со сталактитами и многоцветным ковром из расписной и наборной керамики, стал обязательным и универсальным оформлением любого монументального здания с айванной композицией.
Что такое мечеть?
Оживляет мечети Аллаха тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, выполнял молитву, давал очищение и не боялся никого, кроме Аллаха, – может быть, такие окажутся идущими верно! (Коран, 9:18).
Слово «мечеть» обычно употребляется для обозначения места молитвы мусульман, а происходит оно от арабского «масджид», что дословно означает «место земного поклонения» (во время акта ритуальной молитвы мусульмане касаются лбом земли). Поэтому любое место, где мусульмане молятся регулярно, можно назвать мечетью, а не только четырёхстенное специально построенное здание.
Таким образом, весь мир – мечеть, но в данном контексте «мечеть» представляет собой специально построенное здание для религиозных собраний. В этом смысле данное слово наиболее употребимо.
Мусульмане не принадлежат к мечети так, как христиане могут принадлежать к определённой церкви. Мусульманин может использовать сразу несколько мечетей, при этом естественно, что близость к месту жительства или работы влияет на выбор мечети.
Здание мечети и всё находящееся внутри посвящено Аллаху, эта Его собственность не может быть присвоена каким-либо человеком или организацией. Поэтому мечеть не продаётся, не закладывается и не сдаётся в аренду для какой-либо другой цели. Это не распространяется на здания, временно используемые в качестве мечети.
Не существует единого оформления для мечетей, но есть определённые особенности, которые должны обязательно присутствовать в каждой мечети. Одна стена в специально построенной мечети должна быть обращена к Каабе в Мекке (в Аравии). Эта стена имеет название михраб, во время молитвы люди должны стоять лицом к ней. Мусульмане всего мира молятся лицом к Каабе. Это объединяет мусульман и демонстрирует единство посвящения.
В мечети нет картин, статуй или фотографий живых существ. Обычно вы найдёте там стихи из Корана, выведенные арабской графикой, или, вероятно, картину Каабы. Также могут присутствовать написанные имена Аллаха и Его атрибуты (на арабской графике) и имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В любом случае всё должно быть просто и не отвлекать от основной цели мечети – богослужения.
Мечеть помимо специального места молитвы может быть и центром образования и социального благополучия, а также центром местной мусульманской общины.
Архитектура мечетей очень красива. Для неё характерны большие купола и минареты (башни). Купол Скалы – очень известная мечеть, ставшая символом святого города Иерусалима, другая святыня – Голубая Мечеть в Стамбуле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал мусульманам три мечети, имеющие особое значение, для совершения к ним паломничества: Кааба в Мекке; его (Пророка) мечеть в Медине и Масджид аль-Акса в Иерусалиме.
В немусульманских обществах бывает трудно получить разрешение на строительство мечетей, поэтому для совершения молитв мусульманскими общинами переоборудуются другие здания.
В Британии есть специально построенные мечети, наикрупнейшие из них расположены в Лондоне, Бирмингеме, Девсбури и Глазго. Большинство мечетей принимают прихожан и в немолитвенное время, наиболее крупные имеют возможность содержать мусульманские школы.
Что такое мечеть в исламе? - База ответов на любые вопросы
Несмотря на то, что ислам является самой молодой из мировых религий, число его приверженцев — мусульман — составляет около полутора миллиардов человек или, другими словами, примерно одну пятую часть всего современного человечества. Таким образом, по числу последователей ислам уступает только христианству, он широко распространен более чем в 120 странах мира, в 28 из которых является официальной религией. Ни одна из мировых религий не обходится без культовых архитектурных сооружений, предназначенных для совершения молитвенных ритуалов и проведения сопутствующих обрядов. Мусульманское молитвенное сооружение называется мечеть.
Что такое мечеть?
Мечеть в исламе выполняет приблизительно те же самые функции, что и церковь в христианстве: она служит для сбора верующих и совместного совершения молитв. Важной отличительной особенностью мечетей является запрет на культовые изображения, характерные для других авраамических религий. На стенах мечети не должно быть начертано ничего, кроме строк Корана — основного священного текста мусульман.
При мечетях часто работают медресе — учебные заведения, совмещающие функции средней школы и исламской духовной семинарии. Главная мечеть, именуемая Заповедной, находится в Мекке — городе, расположенном в Саудовской Аравии и являющемся целью паломничества мусульман всего мира.
Мечети делятся на несколько различных типов, отличающихся друг от друга по территориальному признаку:
— квартальная мечеть (предназначена для совершения ежедневной пятикратной молитвы);
— соборная джума-мечеть (в таких мечетях совершается так называемый джума-намаз или пятничная молитва — обязательная коллективная молитва, совершаемая по пятницам всей общиной совместно);
— кабире — центральная столичная мечеть;
— мусалла — праздничная загородная мечеть в виде открытой площади, предназначенная для богослужений в исламские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам (в более широком смысле словом «мусалла» называют молитвенный зал, расположенный в мечети любого типа).
Мечеть обычно представляет собой одно- или двухэтажное строение с куполом и одним или несколькими минаретами. Минаретом в исламской культовой архитектуре называют башню с винтовой лестницей, с которой муэдзин — служитель мечети — призывает мусульман на молитву. Наибольшее число минаретов — десять — имеет так называемая Мечеть Пророка, расположенная в Медине — втором священном городе мусульман — и являющаяся второй по значимости после Заповедной мечети.
Обязательным архитектурным фрагментом мечети является михраб — ритуальная ниша, расположенная в одной из стен и указывающая направление на Мекку. По своим функциям михраб подобен христианскому алтарю.
Поскольку перед выполнением намаза — канонической исламской молитвы — необходимо совершить ритуальное омовение, при входе в большинстве мечетей находятся так называемые хаузы — искусственные водоемы (часто с фонтанами), предназначенные специально для омовений.
Отличительным признаком соборной мечети является минбар — кафедра в виде высокого, богато убранного трона, с которой имам — исламский священнослужитель — произносит пятничную проповедь.
Правила посещения мечети
— Входить в мечеть полагается в одежде, соответствующей нормам шариата — комплекса предписаний, регламентирующих поведение мусульман. Если одежда посетителя не совпадает с допустимыми нормами, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб — широкую арабскую одежду в виде покрывающей голову накидки.
— Перед входом в молитвенный зал необходимо снять обувь.
— Перед намазом (молитвой) следует совершить ритуальное омовение.
— В мечети запрещено употреблять любую пищу или напитки.
— Находясь в мечети, нельзя фотографировать ритуальные действия мусульман (такие как омовение, молитва и т. д.).
— Вне часов молитвы делать в мечети фотоснимки обычно не возбраняется. — Перед входом в мечеть необходимо отключить телефон и другие мобильные устройства.
— Единственными животными, допускаемыми в мечеть, являются кошки.
МЕЧЕТЬ - это... Что такое МЕЧЕТЬ?
МЕЧЕТЬ — (араб. mesdjid, от sadchada молиться, поклоняться). Магометанский храм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЧЕТЬ [арабск. «место поклонения»] мусульманское культовое сооружение, храм. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Мечеть — Мечеть, Стамбул. МЕЧЕТЬ (от арабского масджид место поклонения), мусульманское культовое сооружение. С 7 8 вв. имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны по осям двора, а позже… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мечеть — (от араб. масджид место поклонения), мусульманское культовое сооружение. С VII VIII вв. развивались типы центрально купольной (мечеть Куббат ас Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный план, внутренний двор, окружённый… … Художественная энциклопедия
мечеть — Мечеть. Мечеть. Санкт Петербург. мечеть (проспект Максима Горького, 7), памятник архитектуры. Построена в 1910—14, завершена в 1920 (архитекторы Н. В. Васильев, С. С. Кричинский, при участии А. И. Гогена и народных мастеров из Средней Азии) … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Мечеть Ак — это часть ансамбля рядом с восточными воротами (Палван Дарваза) внутреннего города (Ичан Кала) в Хиве. Фундамент был заложен в 1647 году вместе с баней Ануш хана. Судя по надписи на дверях мечети, здание датируется 1838 1842 гг. Надписи… … Википедия
мечеть — См … Словарь синонимов
Мечеть — (проспект Максима Горького, 7), памятник архитектуры. Построена в 1910 14, завершена в 1920 (архитекторы Н. В. Васильев, С. С. Кричинский, при участии А. И. Гогена и народных мастеров из Средней Азии). Стилизована в формах архитектуры… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
МЕЧЕТЬ — (от араб. масджид место поклонения) мусульманское культовое сооружение. С 7 8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на… … Большой Энциклопедический словарь
МЕЧЕТЬ — МЕЧЕТЬ, мечети, жен. (от араб.). Магометанский молитвенный дом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕЧЕТЬ — МЕЧЕТЬ, и, жен. Мусульманский храм. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова