Октоих что это такое


Октоих

Окто́их (от греч ὀκτώ — восемь, и ἦχος — голос, — осьмогласник, восьмигласный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели (см. богослужебные круги). Вместе с Триодью и Минеей Октоих охватывает круг изменяемых песнопений на весь год. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. 

Богослужебный церковный год разделяется на два главных периода: период пения Октоиха и период пения Триоди. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех святых (1-е Вс. после Пятидесятницы) и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В Неделю же пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включ-но). 

Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. Октоих 1491г. является первенцем славянского книгопечатания.

Существуют два вида октоиха: богослужебный, содержащий словесные тексты песнопений, и певческий – с записью напевов воскресных песнопений.

azbyka.ru

Октоих

О.А. Крашенинникова

Октоих (греч. Octoechos Осмогласник), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы.

Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в Рождественский пост, 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники, а также их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные дни.

С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым и усопшим.

^ История византийского Октоиха

В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.

В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5—7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным) циклам; 2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха Иоанна Дамаскина; 3) в 9—11 вв. в Константинополе Октоих Иоанна Дамаскина был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами Феодора Студита († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого (886—913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913—959), стихирами Павла Амморейского († 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.

В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13—14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.

^ Избрный Октоих

Избрный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13—14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.

^ Параклитик

Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Избрного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник ангелам, во вторник Иоанну Предтече, в среду пресв. Богородице или Кресту, четверг апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу Кресту, в субботу пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.

^ Шестоднев

Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1—8 гласов и седмичные по одной из каждого гласа (в понедельник первого гласа, во вторник второго, в среду третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.

^ Богородичник

В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1—8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 — начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.

^ Литература:

Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 1860. С. 190-216, 275-277; То же: Репринт. М., 1995.

Hoeg C., Tillyard H. J. W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940-1949. P. 1-2.

Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.

azbyka.ru

Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

  1. в дни предпразднеств и попразднеств;
  2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
  3. в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
  4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

1. Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник

1-й умилительный

2-й бесплотным

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас».

Вторник

1-й покаянный

2-й св. Иоанну

«Помилуй мя Боже, помилуй мя»

«Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас».

Среда

1-й Кресту

2-й Богородице

«Слава Господи, Кресту Твоему честному»

«Пресвятая Богородице, спаси нас»

Четверг

1-й святым апостолам

2-й свт. Николаю

«Святии апостоли молите Бога о нас»

«Святителю отче Николае моли Бога о нас»

Пятница

1-й Кресту

2-й Богородице

см. Среда
Суббота

1-й всем святым

2-й мертвенный

«Вси святии молите Бога о нас»

к 1-му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев».

ко 2-му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих».

Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».

Стихиры на стиховне: на утрени 1-я стихира без стиха

2-я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3-я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.

2. Литургия

Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3-го антифона «Во Царствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.

Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.

Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.

Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.

Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

4. Повечерие

Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;

2. стихиры на стиховне.

2. Великая вечерня

1. стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;

2. стихиры на стиховне;

3. воскресный тропарь с Богородичном.

3. Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

4. Полунощница

Канон Святой Живоначальной Троице.

5. Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы.

2. Ипакои

3. Степенны антифоны.

4. воскресный прокимен на утрени.

5. в 1-м и 5-м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»

6. Каноны на воскресной утрени:

Название канонов Припевы к тропарям канона
1-й Воскресный «Слава Господи, святому воскресению Твоему»
2-й Крестовоскресный «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению»
3-й Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас».

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1-м, 3-м, 5-м гласам), во 2-м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2-м, 4-м, 6-м).

6. Литургия

Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.

Приложения Октоиха

  1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
  2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира постоя перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
  3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.
  4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
  5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
  6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
  7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.
  8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
  9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
  10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
  11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
  12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
  13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.

azbyka.ru

Октоих: что это такое?

Без чего не может обойтись богослужение? Что создает на службе особую, торжественную атмосферу общения с Богом? Иконы, свечи, возгласы священника, запах благовоний — и, конечно же, музыка песнопений. Как устроена богослужебная музыка и как связан с ней загадочный Октоих — в отрывке из книги Марии Красовицкой «Как устроено богослужение Церкви».

Первое, что дополняет неизменяемые тексты, — это богослужения седмичного круга (которые сменяются каждую неделю) и книга, содержащая тексты праздников этого круга, — Октоих. Слово это переводится как «осьмогласник». Книга Октоих разделена на восемь симметричных частей.

Октоих с древними нотами над текстом песнопений

Восемь — число священное, число полноты, знак будущего века, и оно связано с византийской музыкальной системой восьми ладов, состоящей из четырех основных ладов и четырех производных, плагальных.

Эта ладовая система уже не восстановима в своем оригинальном виде: дело в том, что музыкальные рукописи старше XII века не поддаются расшифровке, поскольку они содержат не сами мелодии, а лишь напоминания известных в те времена мотивов и музыкальных оборотов. И поэтому древнее византийское пение нам совершенно недоступно.

Однако в православном богослужении музыкальная стихия соединена со стихией словесной. Церковь, используя свой вековой опыт, прекрасно отдает себе отчет в том, что у человека рациональное и эмоциональное восприятие очень связаны, и на эмоции богослужение воздействует, прежде всего, через музыку, хотя, конечно, и освещение храма имеет большое значение, имеют большое значение благовония, важно и осязание — когда держишь ветки вербы, легче входишь в ту радость встречи Спасителя, которую чувствовали отроки, срывающие ветки при входе Христа в Иерусалим. Очень по-разному, через разные органы чувств должна входить в человека радость церковного праздника.

И есть в богослужении рациональная составляющая: что человек знает, что человек понимает и что нового он узнает — каждый раз! — о том или ином празднике. А история Церкви очень богата, святых очень много, и поэтому можно десятки лет ходить в храм, участвовать в богослужении и всегда узнавать новое. Слава Богу, темы наших богослужебных собраний неисчерпаемы: как неисчерпаемо Священное Писание, так оказывается неисчерпаемым Священное Предание.

Итак, глас — это система одновременно музыкальная и поэтическая. Тексты богослужебные сообщают нам очень важные вещи о Боге (это догматика), о земной жизни Спасителя (это пересказ Священного Писания), о святых (это своеобразная агиография, то есть описание жизни святых), об истории Церкви (так, в основе многих христианских праздников события гораздо более поздних, чем евангельские, времен из жизни Церкви — например, Воздвижение Креста Господня, память Вселенских Соборов).

Все это должно быть сказано очень красиво, должно запомниться, и потому со временем богослужение облекается в совершенно особенную форму — стихотворную. Церковная гимнография — это поэзия, и зачастую поэзия очень высокого уровня, хотя большинство текстов, которые мы поем, являются переводами с греческого языка, а перевод всегда менее точен, чем оригинал, но бывают и очень удачные по своим литературным качествам переводы. Кроме того, службы создавались и поныне создаются и на церковнославянском языке.

Но в восприятии богослужения музыкальный элемент неотделим от словесного его наполнения, и каждый глас Октоиха представляет собой музыкально-поэтическую общность. Не нужно думать, что глас как система распевов назначался произвольно для каких-то текстов, — мол, при ином стечении обстоятельств эти тексты могли бы распеваться на другие гласы, исполняться на другие распевы. Нет. Каковы бы ни были исторические обстоятельства формирования гласовой системы и какими бы случайными они нам ни показались, нужно, проникая в сам принцип устроения богослужения, понимать, что слово неотделимо от музыкальной краски и музыкальная краска возникает в службе только в связи с определенным словом.

Почему это важно? Вроде бы просто восемь разных систем напевов (гласы) — причем системы весьма условные, поскольку лады византийской музыки, из которых гласы и возникли, на сегодня полностью утрачены. Даже традиционные монастырские распевы, которые мы сейчас имеем — валаамский, Оптиной пустыни, — отстоят от Византии так же далеко, как одна планета от другой: сегодня совершенно другая музыка, другое время, другой музыкальный язык. Но все-таки эти напевы с ходом времени хотя бы в сознании людей объединяются в некоторую общность, и между ними определенный общий знаменатель существует.

Таким образом, мы в Октоихе имеем восемь — по количеству гласов — абсолютно симметричных и самостоятельно значимых частей, которые сменяют друг друга, условно говоря, в течение двух месяцев (если принять месяц за четыре седмицы).

Один глас звучит на протяжении одной богослужебной седмицы, и устроена она очень интересным и исключительным образом.

Каждый глас начинается в день воскресный (а воскресенье в богослужении, как мы помним, начинается, как и всякий богослужебный день, накануне, то есть в субботу вечером): в субботу вечером, на вечерне, звучат песнопения нового гласа и нового раздела Октоиха. Воскресный день по-церковнославянски называется неделя. Это праздник.

Но, конечно же, вершина и одновременно основа этого величайшего дня — это воскресное богослужение. Устроено оно исключительным образом, и разговор об Октоихе — это, прежде всего, разговор о воскресном богослужении. За воскресным днем следуют пять будних, или седмичных, дней — понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Это дни, которые кажутся очень простыми, совсем не праздничными по сравнению с воскресеньем — так оно велико и высоко, — но у них тоже есть свои вершины: это среда и пятница (по-церковнославянски — «пяток»). Это дни, когда вспоминаются страдания Спасителя, Его распятие и особенным образом прославляется Божия Матерь. Тексты, посвященные Божией Матери, как раз и помещаются в Октоихе в день воскресный, в среду и пятницу. Господская тема всегда будет сопровождаться Богородичной темой.

Понедельник, вторник и четверг тоже имеют свои богослужебные темы, и существуют они не как некоторая россыпь, нелогичное собрание текстов, а как продолжение, производные от воскресного дня.

О том, какие бывают службы и какие смыслы таят богослужебные книги, читайте в книге «Как устроено богослужение Церкви» Марии Красовицкой.

nikeabooks.ru

Октоих - это... Что такое Октоих?

Октоих, изданный в 1630 году Львовским православным братством

Окто́их (греч. Ὀκτώηχος «восьмигласник», «голос») — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие».

Составлен в начале VII века; в VIII веке отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскином.

Октоих восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название Тропологий (Τροπολόγιον). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) и Октоих (тексты седмичного круга). На ранней стадии развития осмогласные комплекты седмичных песнопений получили название Октоих или Параклит (по некоторым текстам, обозначенным как «молебные», παρακλητικόι). Оба названия - Октоих и Параклит - в ранней литургической практике могли применяться для собраний текстов с одними и теми же посвящениями, но также могли интерпретироваться по-разному в различных местных традициях. Древнейший дошедший до наших дней Октоих (только тексты, фрагментарно, без музыкальной нотации) был составлен в конце VIII - начале IX веков; ныне известен как Параклит монастыря монастыря Св. Екатерины на Синае с сигнатурой Sinait. gr. 776. Древнейший русский Параклит (с музыкальной нотацией), составленный не позднее 2-й половины XII веке в Великом Новгороде, хранится ныне в РГАДА под сигнатурой Тип. 80.

Октоих в богослужении Русской Церкви

Богослужебная книга под данным названием значительно отличается по своему содержанию в Церкви Греческой и Русской.

В первой она содержит изменяемые молитвословия для служб воскресных дней (Недель) восьми гласов. Полный же вариант обычно именуется Παρακλητική.

В Русской Церкви Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов для каждой из восьми недель (седмиц) восьминедельного круга восьмигласника. То есть, каждый из восьми разделов Октоиха (гласов) содержит особые песнопения для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу. Это песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней (Недель), кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы единым мелодическим способом, одним напевом, то есть «гласом».

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определенное время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определенном году, указано в Пасхалии зрячей.

Ссылки

Литература

  • Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит XII века: Византийские источники и типология древнерусских списков. Москва, 2009.

Ссылки

dic.academic.ru

Октоих

Октоих — это церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и Литургии, а для недель, кроме того, малой вечерни и полунощницы.

Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы одним напевом (слав. – «глас«), в Октоихе. называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих» (греч. «окто» – восемь, «икос» глас).

Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. К той и другой части присоединяется Канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрени в праздники великих святых.

В обеих частях Октоих печатаются указания о совершении общественных богослужений, что составляет также содержание 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й глав Типикона. Перед последованием субботы первого гласа помещается глава о том, как совершается последование об усопших, что является содержанием 14-й главы Типикона, при этом печатаются и самые молитвословия панихиды.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей Всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определенное время.

Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определенном году, указано в Пасхалии зрячей. В ней при ключевой букве показано, в какое число месяца в данном году начнется каждый столп Октоиха При этом следует помнить, что столпы Октоих ведут счет с Недели Всех святых, а поэтому до Недели Всех святых нужно искать столпы гласов под ключевой буквой, которая относится к предыдущему году.

Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, а по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели Всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные.

Богословско-литургический словарь

Читайте также:

Что такое гласы (глас 4, глас 8 и т.д.) ?

dishupravoslaviem.ru


Смотрите также