Петанк что это такое


Игра петанк: что это такое, как играть, правила и особенности

Петанк – национальное достояние Франции. Игра там пользуется такой же популярностью, как и Эйфелева башня. В России данный вид спорта не так распространен, однако все чаще появляются желающие научиться играть в эту интересную игру.

Петанк имеет свои правила и особенности, которые нужно знать каждому игроку.

Реквизит игры

Для петанка игроки используют снаряды, которые подразделяются на две категории:

  1. Любительские. Шары изготавливаются без соблюдения строгих правил, поэтому имеют невысокую стоимость. Их используют исключительно для досуга, а не для профессиональной игры – любительские шары отлично подходят для соревнований с друзьями или семьей.
  2. Профессиональные. Подвергаются тщательной проверке на каждом этапе изготовления – шары должны полностью соответствовать стандарту, который к ним предъявляет Международная Федерация. Проверке подлежат вес, размер, баланс и твердость металла. Каждый снаряд должен иметь гладкую поверхность, на которой указывают серийный номер и другие параметры. Нередко профессиональные игроки делают гравировку своего имени или псевдонима.

Реквизиты для игры петанк

Шары состоят из двух кованых стальных полушарий. Диаметр снарядов подбирается исходя из размера руки.

Перед покупкой рекомендуют посмотреть шары разных диаметров, чтобы найди оптимальный вариант

Неправильно подобранный снаряд может испортить все впечатление от игры, поэтому к покупке необходимо отнестись ответственно.

Помимо основных шаров в игре используют маленький деревянный шарик-кошонет. Его стараются окрашивать в яркие цвета, чтобы он выделялся на поле.

Площадка для игры

Петанк – универсальная игра: ее можно проводить на любой площадке с твердым и нескользящим покрытием. Для любительских соревнований лучше всего подходят небольшие участки длиной от 10 м и шириной 4 м. При этом на площадке не должно быть посторонних предметов, чтобы снаряды ни за что не цеплялись.

Профессиональные состязания проводятся на специальной территории с ограждением. Длина участка должна составлять минимум 15 м, а ширина – 5 м. Для игры выбирают площадки с плотным слоем гранитной пыли или гравия.

Площадка для игры в петанк

Правила игры

Чтобы играть в петанк, необходимо запомнить основные правила:

  1. В игре участвуют 2 команды. Они могут включать от 1 до 3 человек.
  2. Для состязания используют не более 12 шаров. Если в командах один или два человека, то каждый игрок может использовать по 3 шара, а если три участника – то по 2 снаряда.
  3. С помощью жребия определяют, какая команда сделает первый бросок – чаще всего подбрасывают монетку. После этого первая группа должна начертить на земле ровный круг диаметром около 45 см.
  4. Каждая команда использует разные шары, чтобы их можно было различать.
  5. Игрок начинающей команды встает в круг и бросает кошонет на расстояние 6-10 м. Главное – не попасть в какое-либо препятствие. При этом участник должен находиться внутри круга до тех пор, пока деревянный шарик не остановится.
  6. Для продолжения игры любой представитель из команды делает первый бросок шаром, стараясь попасть как можно ближе к кошонету. Уходить за пределы круга нельзя.
  7. Вне зависимости от результата второй бросок делает противник. Его задача – попасть как можно ближе к кошонету или выбить шар соперника.
  8. Следующий бросок должен сделать игрок той команды, у которой шар находится дальше от деревянного шарика. Попытки будут осуществляться до тех пор, пока один из снарядов не приблизится к кошонету. После этого бросок делает противник.
  9. В случае, когда у одной команды закончились снаряды, бросать свои шары будут соперники.
  10. Как только все снаряды окажутся на поле, проводится подсчет баллов.
  11. Выигрывает та команда, чьи шары оказались ближе к кошонету.

Каждый опытный игрок имеет свои приемы, которые помогают ему выигрывать в соревновании

Хитрости игры

Существует несколько хитростей, которые не запрещены правилами игры:

  1. Самая простая и эффективная тактика – размещение снаряда максимально близко к кошонету. Для этого шары необходимо бросать за снаряды соперника.
  2. Не менее эффективный способ – выбивание шаров противника. Чтобы сделать это, нужно набраться опыта и изучить основные законы физики.
  3. Также можно выбивать кошонет. Это рекомендуется делать только в том случае, если у соперников не останется снарядов для бросков.

Игра в петанк

Петанк – гордость Франции. Увлекательная игра с простыми правилами не требует от игроков особой физической подготовки. Чтобы достичь успеха, необходимо выучить основные правила, набраться опыта и развить хороший глазомер – только в таком случае игроки могут рассчитывать на победу.

Еще больше информации о том, как играть в петанк, вы узнаете, посмотрев видео:

sunmag.me

Традиционная французская игра петанк

«Ничто не может помешать кому-либо играть в эту игру. Она подходит для любого возраста, как для молодых, так и для старых…» Франсуа Рабле (1494-1553 гг.)

Зима доживает свои последние недели и скоро ей на смену придут теплые дни. Все мы опять сможем проводить много времени на свежем воздухе. Если для вас выезд за город не очередной повод залить глаза, а что то большее, то тогда мы расскажем вам об одной очень старой, но очень интересной игре, которая сможет украсить ваш отдых с друзьями. Эта игра имеет название «петанк».

Суть игры состоит в том, что игроки делятся на 2 команды и кидают по очереди шары к мишени, выигрывает та команда чьи шары будут ближе к битку. Но о правилах немного позже, сначала коротко об истории игры.

Само слово «петанк» (petanque) пришло к нам из Прованса – на местном диалекте «pеd tanco» означает «ноги вместе» это напоминало игрокам о том, что при броске нельзя переступать нарисованный на песке круг.

В похожую на петанк забаву играли еще в Древнем Египте, именно оттуда солдаты Македонского привезли ее в Древнюю Грецию.

Уже в средние века игру эту стали называть «буле» и она очень часто подвергалась запретам, потому как тогда шары весили гораздо тяжелее, чем нынешние и очень часто игры заканчивались увечьями и даже смертью.

Годом основания игры многие считают 1907г.,именно с этого времени петанк не претерпел никаких изменений и дошел до наших дней. В начале прошлого века самая популярная площадка для любительской игры в петанк находилась в Париже, перед кафешантаном, где заправляла веселая Фанни. Если некая команда проигрывала со счетом 13:0, всем ее участникам полагалось целовать хохотушку в предназначенное для сидения место. Традиция сохраняется и по сей день.

Среди поклонников петанка были и есть Андре-Мари Ампер, Жорж Сименон, Джина Лоллобриджида, Роберт Де Ниро. Бросанием шаров снимал стресс Конрад Аденауэр, тайская принцесса-мать Шринагариндра играла в петанк каждый день, даже когда ей исполнилось девяносто лет, а лидер «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер однажды за одну партию выиграл у двух своих соотечественников, усомнившихся в его мастерстве, 19 тысяч долларов.

Игра по своей сути чем то напоминает бильярд только на земле, играть в неё сможет абсолютно каждый не смотря на возраст. Советуем всем оценить эту действительно увлекательную игру и при желании можно устроить небольшой турнир. Дерзайте.

P.S. Немного о правилах:

Для начала по жребию одной из команд бросается кошонет, тот самый маленький деревянный шарик на расстояние от 6 до 10 метров с точки броска. Это делается из очерченного от руки на земле круга диаметром примерно 45 см. Все последующие броски осуществляются также из этого круга.

Таким образом, вы определили месторасположение мишени, которой в этой игре является кошонет. Далее по очереди по одному участнику из каждой команды совершают броски металлических шаров с таким расчетом, чтобы их шар лег ближе к кошонету, чем шар противника.

Та команда, чей шар окажется дальше от “мишени” совершает следующий бросок. И продолжает броски до тех пор, пока их шар не окажется ближе или у них не закончатся все шары. В итоге переход хода всегда осуществляется к той команде, чей шар лежит дальше от кошонета.

Подсчет очков ведется по окончанию шаров у обеих команд. Команде победителю начисляется столько очков, сколько ее шаров находится ближе к кошонету, чем ближайший шар противника.

stoneforest.ru

Краткие правила

Впрочем, если не лень, то тоже посмотрите - не все можно передать словами...

1. В игре принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами.

2. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром 30-50 см или использует круг-шаблон.

3. Игрок первой команды бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров, но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.

4. После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды (не обязательно тот, кто бросал кошонет) бросает первый шар, стараясь разместить его как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга.

5. После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар так, чтобы в результате шар его команды оказался ближе к кошонету, чем любой шар соперника. Для этого можно просто бросить шар ближе к кошонету или выбить шар противника или изменить положение кошонета.

6. Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету.

7. Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница (та, чей шар оказывается ближе всех к кошонету) получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды. Вторая команда в этом раунде очков не получает.

В примере на рисунке, команда, играющая черными шарами имеет 3 шара расположенных ближе к кошонету чем самый близкий шар команды, играющей белыми шарами, и таким образом получает 3 очка.

8. Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда - победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд.

Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков

www.petanque.ru

Онлайн страхование спортсменов для тренировок и соревнований

Петанк – игра, которая пришла к нам из французского Прованса. Ее название происходит от французского словосочетания, переводимого на русский язык как «ноги вместе». В самом названии заложено основное правило игры: при броске шара ноги игрока не должны отрываться от земли и переступать очерченный круг. Еще до приобретения популярности во Франции игры, похожие на петанк, были распространены в Древней Греции, а также в Древнем Риме. В наше время петанк в России особенно популярен на пляжах в летнее время года.

Как играть в петанк

Суть игры заключается в том, что игроки, разбитые на команды, кидают металлические шары на специальной площадке, размеры которой 15 м на 4 м. Площадка может быть песчаной, из гравия, грунтовой и т.д. Главной задачей игры является зарабатывание большего количества очков,  которые начисляются в зависимости от того, насколько металлические шары петанк упали близко с так называемым кошонетом. Это деревянный маленький шарик, выполняющий роль мишени или ориентира. Его диаметр составляет 3 см, а диаметр металлических шаров 7,5-8 см. Вес металлического шара около 600-800 г. На шарах, как правило, выгравированы вес и название компании-производителя. В магазинах можно встретить набор петанк по 3, 4 шара, но чаще всего по 6 или 8 шаров.

Количественный состав игроков в команде может быть как одиночным (тет-а-тет), 2 человека (дуплет) или 3 (триплет). Никаких возрастных рамок для игры в петанк нет.

Петанк правила игры

  1. Если команда состоит из 1-2 игроков, то каждый их них использует три шара, если же из 3-х – то два. Максимально в игре может быть задействовано не более 12 шаров.

  2. Для того чтобы определить, какая команда бросает шар первой, кидают жребий. Победившая команда должна начертить на площадке круг диаметром примерно 30-50 см. Можно использовать специальный шаблон.

  3. Игрок из круга бросает деревянный кошонет на расстояние не менее 6 м, максимальная дистанция - 10 метров.

  4. После этого любой из членов первой команды бросает металлический шар. Задача: бросить как можно ближе к кошонету. При этом ноги не должны выходить за пределы круга, а пятки отрываться от земли.

  5. После первого броска соперника игрок второй команды становится в круг и бросает шар, стараясь кинуть его ближе к кошонету или сбить шар оппонента.

  6. Следующий бросок делает та команда, чей шар дальше от кошонета.

  7. После того, как шары у команд закончились, идет подсчет очков, которые зачисляются по количеству мячей, брошенных как можно ближе к кошонету. Игра ведется до 13 очков.

Бочче и петанк отличия

Эти два вида игры с мячом очень похожи друг на друга как правилами, так и местом проведения. Однако все же существует ряд различий. В петанке шары выполнены из металла, в бочче они могут быть полимерными или из дерева. В петанке площадка меньше по размеру, в бочче она больше и ровнее. В боче также, в отличие от петанка, присутствует элемент эстафеты.

Пляжный петанк – прекрасная возможность весело и увлекательно провести досуг во время отдыха на водоеме, поддерживая при этом свою физическую форму.

www.goprotect.ru

Петанк - это... Что такое Петанк?

Пета́нк (фр. Pétanque от Pied Tanque — дословно «ноги вместе») — провансальский национальный вид спорта, бросание шаров.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Описание

Кошонет и шар

Цель игры состоит в том, что игроки двух команд на площадке размером 15 на 4 м по очереди бросают металлические шары, стараясь как можно ближе положить свой шар рядом с маленьким деревянным шаром — кошонетом (фр. cochonnet — поросенок). При этом металлический шар может задеть кошонет, или сбить шар соперника, чтобы оттолкнуть его. Главное чтобы в конце гейма один или несколько шаров твоей команды оказались ближе к кошонету, чем шары соперника. За каждый такой шар начисляется одно очко. Игра продолжается до 13 очков (кубок мира — 15).

Правила игры в петанк в чём-то имеют сходство с кёрлингом.

Играть в петанк можно на любой площадке: песчаной, грунтовой, гравийной и т. д.

Размеры и вес шаров:

  • кошонет — 30 мм,
  • металлические — 70,5—80,0 мм, вес — 650—800 г.

Количество игроков не меньше двух, играют равными составами. Возрастных ограничений нет.

История

Петанк на свежем воздухе

Игры, похожие на петанк, существовали ещё в Древней Греции и Древнем Риме. В Элладе обычно использовали круглые камни и упражнялись в дальности броска, а римляне бросали окованные железом деревянные шары на точность попадания.

После падения Римской империи эта игра была забыта и возродилась в средние века под названием фр. «bouleurs». Она стала настолько популярна, что в XIV веке был введён запрет на эту игру, чтобы подданные занимались более полезными упражнениями: фехтованием или стрельбой из лука.

Известен такой курьёз: в 1792 году в Марселе при игре в шары погибло 38 человек. Дело в том, что на территории монастыря, где проходила игра, размещался пороховой склад, а в качестве шаров игроки использовали пушечные ядра[источник не указан 298 дней]. По одной из версий во время игры ядро высекло из каменного пола искру и вспыхнули частички пороха, по другой — одно из ядер оказалось пороховой гранатой.

Несмотря на запреты, игра дожила до наших дней. В различных формах, под разными названиями она существует в различных странах Средиземноморья и в Великобритании. В том виде, в котором он известен в наши дни, петанк появился в 1907 году.

В настоящее время игроки в петанк объединены в Международную федерацию, в России также есть национальная федерация петанка.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Международные правила

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Статья 1 – Состав команд

Петанк - вид спорта, в котором: 3 игрока играют против трех (триплеты).

Также допустимы следующие варианты:

- 2 игрока играют против двух (дуплеты),

- 1 игрок играет против одного (тет-а-тет)

В триплетах каждый из игроков использует по 2 шара.

В дуплетах и играх тет-а-тет - по 3 шара.

Другие варианты недопустимы.

Статья 2 – Характеристики разрешенных шаров

В петанк играют шарами, разрешенными МФП и имеющими следующие характеристики:

(1) Шары должны быть металлические.

(2) Диаметр шара должен быть не менее 7,05 см и не более 8,00 см.

(3) Шары должны весить не менее 650 и не более 800 гр. Марка изготовителя и вес шара должны быть выгравированы и четко видны в любой момент.

В соревнованиях юниоров (до 11 лет) допустимо использование шаров весом 600 гр и диаметром 65 мм при условии, что они изготовлены лицензированным производителем.

(4) Шары не должны быть заполнены песком или свинцом. Нельзя никаким образом изменять шары. Категорически запрещено закаливать шары с целью изменения твердости.

Однако допускается нанесение на шары в соответствии со спецификацией производителя имени и фамилии (либо инициалов) игрока, а также различных логотипов, инициалов и акронимов.

Статья 2a – Наказания за нестандартные шары

Любой игрок, нарушивший условие (4), немедленно дисквалифицируется вместе со всей командой.

Если шар не является подделкой, но имеет заводской брак, либо изношен, не проходит официальную проверку или не соответствует требованиям (1), (2) или (3), игрок должен его заменить. При желании можно заменить весь комплект.

Все претензии команд, касающиеся этих трех пунктов, должны быть поданы до начала игры. Поэтому игроки должны быть уверены, что их шары и шары противников соответствуют вышеизложенным требованиям.

Претензии, касающиеся пункта (4), могут быть поданы в любое время на протяжении всей игры, но в перерыве между геймами. Если претензия по поводу шаров противника подается после третьего гейма или позже и оказывается необоснованной, к счету команды или игрока противника добавляется 3 очка.

Судья или жюри могут в любое время потребовать проверки шаров любого игрока (игроков).

Статья 3 – Разрешенные кошонеты

Кошонет должен быть сделан из дерева или синтетического материала с маркировкой производителя и соответствовать стандартам МФП. Диаметр кошонета должен быть 30 мм (погрешность: +/- 1 мм).

Кошонет может быть окрашен в любой цвет, но он не должен притягиваться магнитом.

Статья 4 – Лицензии

Перед началом соревнования каждый игрок должен предоставить свою лицензию. Он также обязан предоставлять ее по просьбе судьи или противника, только если она не находится у Судейской Коллегии.

ИГРА

Статья 5 – Площадка и дорожки

Играть в петанк можно на любой дорожке. Площадка для игры состоит из произвольного числа дорожек, обозначенных линиями (веревками), размеры которых не должны препятствовать нормальному течению игры. Линии (веревки), обозначающие дорожки, не являются линиями аута, за исключением тех, которые служат внешними границами площадки.

По решению организационного комитета или судьи могут попросить команды играть на размеченной площадке. В этом случае последние, для Национальных Первенств и Международных Соревнований, должны иметь минимальный размер: 15 м в длину х 4 м в ширину. В других соревнований Федерации могут разрешить отклонения от этих минимальных размеров, но не менее 12 м х 3 м.

Когда территория дорожки ограждена, ограждение должно находиться на расстоянии не менее одного метра от внешней границы площадки.

Игра продолжается до 13 очков. На квалификационных соревнованиях и в групповых турнирах допускается игра до 11 очков.

Некоторые соревнования могут проводиться с ограничением времени. В этих случаях они всегда проводятся на размеченных площадках, все границы которых являются линиями аута.

Статья 6 – Начало игры – Характеристики круга

Команды должны бросить жребий, чтобы решить, какая из команд будет выбирать дорожку и бросать кошонет.

Если дорожка была определена организаторами, кошонет бросают на этой дорожке. Команды, участвующие в игре, не имеют право перемещаться на другую дорожку без разрешения судьи.

Любой игрок команды, выигравшей жеребьевку, выбирает стартовую позицию и очерчивает круг либо кладет круг-шаблон такого размера, чтобы любой игрок мог встать в него обеими ногами. При этом диаметр круга должен быть не менее 35 см и не более 50 см. Круг-шаблон должен сохранять форму и иметь внутренний диаметр 50 см (погрешность: +/- 2 мм).

Решение использовать круги-шаблоны принимается организационным комитетом, который и обеспечивает ими участников.

Круг должен находиться на расстоянии не менее 1 метра от любых предметов, и, при игре на неразмеченных дорожках, не менее 2-х метров от ближайшего игрового круга.

Команда, которая собирается бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные рядом с используемым кругом.

Зона внутри круга может быть полностью очищена от гравия/гальки и т.п. в течение гейма, но по окончании гейма все должно быть возвращено на место.

Круг не является аутом.

Ноги игрока во время броска должны полностью находиться внутри круга, не должны касаться очерченной линии и отрываться от земли по тех пор, пока шар не коснется земли. Никакие части тела игрока не должны касаться земли за пределами круга.

В качестве исключения инвалиды с повреждением нижней конечности имеют право поставить только одну ногу в круг.

Игрок, бросающий шар из инвалидной коляски, должен поставить коляску таким образом, чтобы хотя бы одно колесо (со стороны бросающей руки) не выходило за пределы круга.

Бросок кошонета одним из членов команды не подразумевает, что именно он должен бросить первый шар.

Статья 7 – Допустимая дистанция для броска кошонета

Брошенный кошонет считается в игре, если бросок соответствует следующим условиям:

(1) Расстояние от кошонета до внутреннего края круга составляет:

6 м - 10 м - для юниоров (15-17 лет) и взрослых (старше 17 лет).

Для соревнований более молодых игроков может быть предписаны более короткие дистанции.

(2) Круг расположен на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия.

(3) Кошонет находится на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия и от ближайшей линии аута.

(4) Игрок видит кошонет, не выходя из круга и находясь в прямом положении с максимально расставленными ногами внутри круга. В спорных ситуациях судья решает, виден ли кошонет. Апелляции к решению судьи в данном вопросе недопустимы.

В следующем гейме кошонет должен быть брошен из круга, расположенного на месте нахождения кошонета в момент окончания предыдущего гейма, за исключением следующих случаев:

круг будет находиться на расстоянии менее одного метра от любого препятствия.

кошонет нельзя бросить на любую разрешенную дистанцию.

В первом случае игрок должен начертить или разместить круг таким образом, что бы он находился на требуемом расстоянии от препятствия.

Во втором случае игрок отходит назад по линии игры предыдущего гейма до тех пор, пока новая позиция не будет удовлетворять условиям правил броска кошонета. Это правило применяется только в случае, если кошонет нельзя бросить на максимальное расстояние в каком-нибудь другом направлении.

Если после трех последовательных бросков кошонета одной и той же командой его положение все еще не соответствует требованиям, бросок переходит к другой команде, у которой также имеется три попытки и возможность передвинуть стартовый круг в соответствии с правилами, описанными в предыдущей Статье. После этого круг нельзя больше передвинуть, даже если бросок повторно переходит к первой команде.

На эти три броска отводится максимум 1 минута.

Команда, потерявшая право броска кошонета после первых трех попыток, тем не менее бросает шар первой.

Статья 8 – Требования к брошенному кошонету

Если брошенный кошонет остановлен судьей, игроком, зрителем, животным или другим движущимся объектом, он считается вне игры и должен быть брошен еще раз. Этот бросок не считается одной из трех попыток, данных команде.

После броска кошонета и первого шара оппонент имеет право обжаловать позицию кошонета. Если возражение принято, шар и кошонет бросаются еще раз.

Кошонет перебрасывается только в случае обоюдного согласия команд либо в случае принятия такого решения судьей. Команда теряет право броска кошонета, если продолжает играть после принятия такого решения.

Если же оппонент уже бросил шар, то кошонет считается в игре, и дальнейшие возражения не принимаются.

Статья 9 – Выход кошонета из игры

Кошонет считается находящимся в ауте в следующих случаях:

(1) Когда кошонет выходит за линию аута (даже если потом возвращается обратно). Кошонет, находящийся на линии аута, остается в игре. Он выходит из игры только в случае полного пересечения линии, т.е. когда кошонет полностью находится в ауте при вертикальном рассмотрении. Если кошонет свободно плавает в воде (луже), он считается находящимся в ауте.

(2) Когда кошонет находится на дорожке, но не виден из круга, согласно Статье 7. При этом кошонет, скрытый за другим шаром, считается в игре. Для выяснения положения кошонета судья может временно передвинуть шар.

(3) Когда кошонет перемещается на расстояние более 20 м (для взрослых и юниоров) или более 15 м (для более молодых игроков), либо менее 3 м от игрового круга.

(4) При игре на размеченной дорожке – когда кошонет пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, или когда он пересекает торцевую линию дорожки.

(5) Когда кошонет не найден в течение 5 минут после броска.

(6) Когда между кошонетом и игровым кругом находится неигровая зона.

(7) Когда в играх с ограничением времени кошонет покидает дорожку.

Статья 10 – Устранение препятствий

Игрокам категорически запрещено убирать, перемещать или затирать любые препятствия в пределах дорожки.

При этом игрок, готовящийся к броску кошонета, может трижды опробовать место желаемого приземления своим шаром (не стучать, а слегка дотрагиваться, чтоб определить плотность).

Перед броском игрок либо член его команды может заровнять один какой-либо след, оставшийся после одного из брошенных ранее шаров.

За несоблюдение вышеописанных правил игрок будет подвергаться наказаниям, описанным в Статье 34 «Дисциплина».

Статья 10а – Замена шаров или кошонета

Игрокам запрещено менять кошонет либо шары во время игры, за исключением следующих случаев:

(1) Если кошонет либо шар не найдены в течение 5 минут после броска.

(2) Если кошонет либо шар разбит, в этом случае их позиции фиксируются по наибольшему осколку. Если еще остались несыгранные шары, вышеупомянутый кошонет или шар сразу же (после необходимых измерений) заменяют на другой такого же или близкого диаметра. В следующем гейме игрок может поменять свой комплект шаров на новый.

КОШОНЕТ

Статья 11 – Кошонет спрятанный и перемещенный

Если в ходе игры кошонет оказывается закрыт листвой, бумагой и т.п., эти объекты удаляются.

Если кошонет переместился, например, под действием ветра или наклона площадки, или смещен судьей, игроком, зрителем, случайно вышедшим на площадку, шаром или кошонетом с другой дорожки, животным или любым другим подвижным объектом, то его возвращают на исходную позицию, если она была маркирована.

Во избежание разногласий игроки должны помечать (маркировать) положение кошонета. Претензии по отношению к шару или кошонету, чьи положения не были помечены, не принимаются.

Если кошонет был перемещен игровым шаром, он остается в игре на новом месте.

Статья 12 – Перемещение кошонета на другую дорожку

Если во время гейма кошонет перемещается на дорожку, на которой проходит другая игра, кошонет считается в игре, если не нарушаются условия Статьи 9. Это условие справедливо как для размеченных, так и для неразмеченных дорожек.

Игроки, использующие этот кошонет, для продолжения своей игры должны дождаться окончания игры, проходящей на чужой территории.

В этом случае игроки должны проявить терпение и учтивость.

В следующем гейме кошонет бросают на своей дорожке из круга, который чертят, соблюдая условия Статьи 7.

Статья 13 – Правила, действующие при выбивании кошонета в аут

Если во время игры кошонет выходит в аут, то существует три варианта:

(1) Если у обеих команд остаются шары, объявляется ничья.

(2) Если шары остались только у одной команды, то ей засчитывается столько очков, сколько шаров у нее осталось на руках.

(3) Если ни у одной команды не осталось шаров, объявляется ничья

Статья 14 – Положение кошонета после постороннего вмешательства

(1) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен зрителем или арбитром, то он остается на новой позиции.

(2) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен игроком, находящимся на дорожке, то его оппонент имеет право:

(а) оставить кошонет на новой позиции;

(б) вернуть его на первоначальную позицию;

(в) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции (1) до места, где он остановился (2) (после точки 2), на расстоянии не более 20 м от круга (15 м для более молодых игроков) в зоне видимости (может быть принято решение что кошонет в ауте и следует начать новый гейм).

Пункты (б) и (в) действуют только в случае, когда кошонет был маркирован. В противном случае кошонет остается на том месте, где остановился.

Если кошонет был сбит и пересек границу дорожки, а затем вернулся на нее, он объявляется вне игры и вступает в силу Статья 13.

ШАРЫ

Статья 15 – Бросок первого и последующих шаров

Игрок команды, выигравшей жеребьевку или предыдущий гейм, бросает первый шар следующего гейма.

После этого шар бросает игрок команды, не получившей очко в последнем гейме (проигравшей).

Игрокам запрещено рисовать или использовать любые другие предметы для обозначения линии броска либо точки приземления шара. Во время броска своего последнего шара игрок не может держать во второй руке какой-либо шар.

Шары бросаются только по одному.

Разыгранный шар нельзя бросить повторно. Исключение составляет случай, когда шар был остановлен или отклонен от курса (между игровым кругом и кошонетом) шаром или кошонетом с другой дорожки, животным или любым другим движущимся объектом (футбольным мячом, т.п.), а также в случае, описанном во втором абзаце Статьи 8.

Запрещено смачивать шар или кошонет.

Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. Наказания за нарушение данного правила описаны в Статье 34.

Если первый брошенный шар оказывается вне игры, игру продолжает оппонент, при условии, что на дорожке больше нет шаров.

Если после шута или пойнта на дорожке не осталось шаров, то вступает в силу Статья 28.

Статья 16 – Поведение зрителей и игроков во время игры

Во время броска шара зрители и другие игроки должны соблюдать тишину.

Оппоненты не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут стоять между кругом и кошонетом.

Оппоненты должны находиться за кошонетом или за игроком (за кругом), сбоку от направления броска и на расстоянии не менее 2-х метров (от кошонета или круга).

Игроки, не соблюдающие эти правила, удаляются с соревнования, если после предупреждения судьи продолжают нарушать данные правила.

Статья 17 – Тренировочные броски и шар, пересекший границу дорожки

Игрокам не разрешается делать пробные броски во время игры. Игроки, нарушившие данное правило, попадают под действие Статьи 34.

Во время игры шар, пересекающий границу дорожки, считается находящимся в игре, за исключением случаев описанных в Статье 18.

Статья 18 – Шары вне игры

Любой шар, полностью пересекший линию аута, считается вне игры.

Шар, расположенный на линии аута, находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения линии, т.е. когда шар полностью находится в ауте при вертикальном рассмотрении. То же правило касается и случаев, когда, при игре на размеченной дорожке, шар пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, и когда он пересекает торцевую линию дорожки.

В играх с ограничением по времени на размеченной дорожке шар выходит из игры, если он пересекает линию, очерчивающую дорожку.

Если шар возвращается на дорожку из-за наклона площадки или в результате столкновения с другим объектом, он остается вне игры и немедленно удаляется с дорожки. Любой объект, который был смещен этим шаром, возвращается на свою позицию.

Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с дорожки, в противном случае, как только следующий шар будет брошен командой противника, он остаётся в игре.

Статья 19 – Остановленный шар

Любой шар, остановленный или смещенный зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.

Любой брошенный шар, остановленный или случайно смещенный игроком той же команды, выбывает из игры.

Любой шар, остановленный или случайно смещенный игроком-оппонентом, по решению игрока, бросившего шар, будет либо брошен заново, либо останется на месте.

Если выбитый шар был остановлен или случайно смещен игроком, (любой команды), то оппонент имеет право:

(1) оставить его на том месте, на котором он остановился.

(2) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции до места, где он остановился, дальше места его остановки, но в пределах площадки и только в случае, если первоначальная позиция была зафиксирована.

Любой игрок, намеренно остановивший шар, должен быть дисквалифицирован вместе со своей командой.

Статья 20 – Время на бросок

С момента броска кошонета у каждого игрока есть 1 минута для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента окончания измерений.

Это правило распространяется и на бросок кошонета - у игрока есть 1 минута на три попытки.

Все игроки, не соблюдающие эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34.

Статья 21 – Перемещение шаров

Если шар сдвинут, например, под действием ветра или наклона площадки, он должен быть возвращен на свою первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом.

Во избежание разногласий игроки должны помечать положение шаров.

Претензии относительно не помеченных шаров не рассматриваются. Если команды не могут договориться и разногласия остаются, то окончательное решение остается за судьей

Если шар был перемещен другим игровым шаром, он остается в игре на новой позиции.

Статья 22 – Игра чужими шарами

Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен, после проведения замеров.

В случае повторения этой ситуации в течение игры бросок аннулируют, и все, что шар сместил, возвращается на свои места.

Статья 23 – Шар, брошенный с нарушением правил

Любой шар, брошенный с нарушением правил, считается вне игры, и все, что он сместил, возвращается (если было помечено) на прежнее место.

Однако оппонент может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар как действительный. В этом случае брошенный шар и все, что он сместил, остается на новой позиции.

НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 24 – Временное смещение шаров

Для проведения измерений разрешено временное смещение шаров и любых предметов, расположенных между кошонетом и шарами, после маркировки их положения.

После проведения измерений все объекты возвращаются на свое место. Если объект нельзя передвинуть, то измерения производятся с помощью специальных измерительных инструментов.

Статья 25 – Проведение измерений

Измерения производятся игроком, бросившим последний шар, или одним из членов его команды. После этого оппоненты имеют право произвести свои измерения. На какой бы позиции ни находился шар, в любое время на протяжении гейма судья может быть призван для вынесения решения, и оно будет окончательным.

Измерения должны производиться соответствующим оборудованием, которое должна иметь каждая команда.

Запрещено проводить измерения с помощью ступней. Игроки, которые не соблюдают эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34 «Дисциплина».

Статья 26 – Удаленные шары

Игрокам запрещено удалять игровые шары с площадки до завершения гейма.

Все шары, удаленные с площадки до достижения соглашения о числе набранных очков, считаются попавшими в аут. В этом случае никакие претензии не принимаются.

Статья 27 – Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений

Если во время измерений один из игроков сдвигает измеряемые шары или кошонет, то считается, что его шар находится дальше шара противника.

Во время завершающих гейм измерений, до достижения соглашении о числе набранных очков, один из игроков сдвинет кошонет, его оппонент может оспорить несколько очков.

Если во время измерений судья сдвигает или перемещает кошонет или шар, он должен принять объективное решение.

Статья 28 – Равноудаленные шары

Если два ближайших шара, принадлежащие командам-оппонентам, равноудалены от кошонета, то возможны три случая:

(1) когда у команд больше нет шаров, объявляется ничья. Кошонет бросает команда, бросавшая его в предыдущем гейме.

(2) когда у одной из команд остались шары, она разыгрывает их и получает столько очков, сколько ее шаров окажется ближе к кошонету по сравнению с шарами противника.

(3) когда у обеих команд есть шары, первой бросает команда, бросавшая последний шар. Затем очередь переходит к команде противника и так далее поочередно, пока одна из команд не получит очко. Если шары останутся только у одной команды, то действуют правила, описанные выше.

Если после окончания игры все шары находятся в ауте, то объявляется ничья.

Статья 29 – Удаление мусора для проведения измерений

Любой мусор, приклеившийся к шару или кошонету, должен быть удален до проведения измерений.

ДИСЦИПЛИНА

Статья 30 – Претензии игроков

Чтобы претензия игрока была рассмотрена, ее необходимо предъявить судье. Претензии, предъявленные после окончания игры, к рассмотрению не принимаются.

Каждая команда ответственна за проверку команды-оппонента (лицензии, правомерность участия, дорожка, шары, и т.д.).

Статья 31 – Штрафы за отсутствие команды или игрока

Во время жеребьевки и объявления результатов жеребьевки игроки должны находиться у стола Судейской коллегии. Через 15 минут после оглашения этих результатов (после команды к началу игры), команда, отсутствующая на площадке, штрафуется на 1 очко, которое присуждается оппонентам. В играх, ограниченных по времени, это время составляет 5 минут.

После этого штраф увеличивается на 1 очко за каждые 5 минут отсутствия.

Те же штрафы применяются и во время турнира, после каждой жеребьевки, а также в случае повторного начала игры или перерыва (по любым причинам).

Команда, не прибывшая на площадку в течение 1 часа с начала игры, снимается с соревнований.

Команда может начать игру без недостающих игроков, но не может использовать шары этих игроков.

Без разрешения судьи игрок не имеет права отсутствовать на игре или покидать игровую площадку. В играх с ограничением времени игрок, желающий покинуть площадку, должен предварительно бросить все свои шары в текущем гейме. Если разрешение не было получено, вступают в силу условия, описанные в статье 31 и 32.

Статья 32 – Опоздание команды или игрока

После того, как игра началась, прибывший игрок не может принимать участия в этом гейме, но может присоединиться в начале следующего гейма.

Если игрок опаздывает более, чем на 1 час, он не допускается к участию в этой игре.

Если команда опоздавшего игрока одерживает победу, то он имеет право принять участие в последующих играх, если он был изначально внесен в список команды.

Если соревнования проходят в группах, опоздавший игрок может принять участие в следующей игре, каким бы ни был результат первой игры.

Гейм считается начатым, когда кошонет введен в игру в соответствии с правилами.

Статья 33 – Замена игроков

Замена игрока в дуплетах или одного из двух игроков в триплетах разрешается только до официального объявления о начале соревнований (до свистка, выстрела, устного объявления и т.д.) и при условии, что игрок не был предварительно зарегистрирован в другой команде в этих же соревнованиях.

Статья 34 – Наказания

Игрок, виновный в нарушении правил, подвергается одному из следующих наказаний:

(1) Предупреждение.

(2) Изъятие игрового шара.

(3) Изъятие двух игровых шаров.

(4) Снятие игрока с игры.

(5) Снятие команды с соревнования.

(6) Снятие обеих команд с соревнования.

Статья 35 – Неблагоприятные погодные условия

При неблагоприятных погодных условиях игра продолжается до окончания гейма либо до тех пор, пока судья, совместно с жюри, не решит прекратить или отменить ее в случае форс-мажора.

Статья 36 – Новый круг соревнований

Если после объявления начала нового круга соревнований некоторые игры не завершились, судья может посоветоваться с оргкомитетом и принять решение, необходимое для нормального продолжения соревнований.

Статья 37 – Отсутствие спортивного духа

Команды, демонстрирующие отсутствие спортивного духа или неуважение к оппонентам, публике, оргкомитету и судье, дисквалифицируются. Это может привести к обнулению результатов игры, а также к наказаниям, описанным в статье 38.

Статья 38 – Нарушение правил поведения игроками

Игрок, виновный в нарушении правил или в демонстрации агрессии по отношению к члену оргкомитета, судье, другому игроку или зрителю, подлежит наказанию в зависимости от серьезности вины:

(1) Снятие с соревнования.

(2) Изъятие лицензии.

(3) Конфискация наград и призов.

Штраф, наложенный на игрока, может быть наложен и на его команду.

Первое наказание налагает судья. Второе наказание - жюри.

Третье налагается Оргкомитетом, который в течение 48 часов высылает сообщение о своем решении в Организационный Комитет Федерации.

Во всех случаях председатель Комитета Федерации принимает окончательное решение.

Все игроки должны быть одеты соответствующе. Игроки, не соблюдающие эти правила, будут дисквалифицированы после предупреждения судьи.

Статья 39 – Обязанности судей

Обязанностью судьи является руководство ходом соревнования и гарантия соблюдения правил игры и регламента соревнований. Судьям разрешено дисквалифицировать любого игрока или команду, отказывающуюся выполнять его решения.

О всех зрителях, имеющих действующую или временно приостановленную лицензию, которые своим поведение мешают игре, судья может сообщить представителю Федерации. Этот представитель, в свою очередь, вызывает виновников в Дисциплинарный Комитет, который принимает решение о мере наказания.

Статья 40 – Состав жюри соревнования и их обязанности

Все случаи, не описанные в правилах, рассматриваются судьей, который может направить их в жюри. Состав жюри - от 3 до 5 человек. Решения жюри не подлежит обжалованию. Если у жюри мнения разошлись, то решение принимается Председателем жюри.

www.petanque.ru


Смотрите также