Тарикат что это такое


Что такое тарикат. Дозволенность тарикатов в исламе

Тарикат – метод духовного совершенствования и познания религии в исламе, практикуемый представителями такого исламского течения, как суфизм.

Слово «тарикат» в переводе с арабского означает «путь». Последователи суфизма характеризуют тарикат как путь, который приближает раба к Господу путём самосовершенствования и очищения сердца от всего негативного. При этом, согласно суфизму, требуется наличие определённого духовного наставника – шейха, который станет наставлять своего ученика на протяжении пути его совершенствования. Ученик же, в свою очередь, должен беспрекословно следовать всем указаниям своего устаза.

На сегодняшний день существует множество различных тарикатов (иногда их отождествляют с братствами), каждый из которых обладает собственной жесткой иерархией и цепочкой наставников, восходящей, по словам представителей этих тарикатов, к самому Пророку Мухаммаду (с.г.в.).

Остановимся подробнее на наиболее крупных из них.

1. Кадирийский тарикат

Основателем тариката является исламский правовед Абдуль-Кадир Гилани, чья родословная, как считается, восходит к праведному халифу Али ибн Абу Талибу (р.а.). Кадириты известны тем, что они проповедуют произнесение громкого зикра – слов поминания Аллаха.

Последователи данного течения в наши дни проживают на территории некоторых государств Ближнего Востока и Африки.

2. Накшбандийский тарикат

Основоположником выступил бухарский суфийский богослов Мухаммад Бахауддин Накшбанди аль-Бухари. Данный тарикат цепочкой наставников восходит к первому праведному халифу Абу Бакру ас-Сиддыку (р.а.), а также четвёртому праведному халифу Али ибн Абу Талибу (р.а.).

Учение данного тариката отвергает практику громкого поминания Всевышнего, музыкального сопровождения публичных собраний. Кроме того, Накшбанди был уверен, что благодать не передаётся от шейха, а даруется человеку Всевышним. К тому же он выступал против накопления богатства суфиями и проповедовал добровольную бедность.

На сегодняшний день тарикат получил распространение среди последователей суфизма в регионах Поволжья и Северного Кавказа, а также на территории государств Центральной Азии, Индии, Турции.

3. Рифаийский тарикат

Рифаийский тарикат является одним из древнейших во всём мусульманском мире. Корнями он уходит к правоведу Ахмаду ар-Рифаи. Согласно учению данного тариката, самоочищение верующий должен совершать путём произнесения зикров, сопровождающихся игрой на бубнах. Также широко распространена практика затворничества на протяжении сорока дней, в течение которых верующие занимаются поклонением Господу.

Сторонники течения проживают в ряде арабских государств, а также в странах Южной Азии и Турции.

4. Каландарийский тарикат

Учение данного тариката, основанного Джамалуддином Мухаммадом ас-Саваджи, наоборот, подразумевает отрицание практики уединений и в то же время практикуется уклонение от участия в коллективных молитвах, бродяжничество, существование за счёт подаваемой милостыни. Кроме того, члены каландарийского тариката уделяют особое внимание внешнему виду и своему поведению, которые должны выделять их от окружающих. Представители данного направления проживают на территории Турции, Сирии и Египта.

5. Ясавийский тарикат

Данный тарикат получил широкое распространение среди тюркских народов Средней Азии. Путь самосовершенствования, согласно учению Ахмеда Ясави, состоит из четырёх основных этапов:

- шариат;

- тарикат;

- хакикат (освобождение от неверия);

- магрифат (абсолютное знание).

Как уже было сказано ранее, следования тарикатам придерживаются исключительно последователи суфизма. Другие же течения в исламе считают подобную практику противоречащей исламу.

Во-первых, противники суфизма считают, что разделение на множество различных тарикатов вносит раскол в религию, а также приводит к фанатизму в следовании учениям своих братств, в то время как Аллах в Своей Книге призывает к единству.

Во-вторых, практику тарикатов противники называют нововведением, не имеющим никакого отношения к пути Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его сподвижников.

Кроме того, некоторые правоверные мусульмане подвергают критике отдельные тарикаты за наличие практик, противоречащих исламу, таких как особые песнопения, танцы, самоизоляция и так далее.

Путь приближения к Аллаху - Тарикат

Суфизм или просто тарикат - это область исламской науки, которая занимается - лечением и избавлением человеческой души от плохих качеств и пороков.

Тарикат - это один из путей, приближающий к Всевышнему. И тарикат призывает строить всю свою жизнь согласно Шариату. Шариат подробно описывает, как мусульманину устроить жизнь, в нём есть предписания на все случаи жизни: правила молитвы, работы, отдыха, отношений с окружающими, поведение в тех или иных ситуациях и т.п., вплоть до утреннего подъёма и вечернего отхода ко сну.

Но, несомненно, лучше, когда человек, даже занимаясь мирскими делами, поминает Всевышнего. А этому учит суфизм (тарикат, тасаввуф). Учёные Ислама считают, что ничто из созданного Аллахом не достойно того, чтобы занимать наши мысли, вытесняя мысли об Аллахе. Один из величайших шейхов накшбандийского тариката Мухаммад-афанди говорил: «Мирской деятельностью пускай занимаются руки, но не сердце».

А тарикат не призывает ни к чему иному, кроме поклонения Всевышнему так, как Он требует от нас, т.е. с искренностью. Когда у Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) спросили, что такое ихсан, он сказал: «Поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь, хоть ты Его не видишь, воистину Он тебя видит». Поэтому намаз, который совершается с мыслями об Аллахе от начала до конца, будет искренним, но так у нас не бывает. А если сказать о людях тариката, то они не только в намазе, но во всех состояниях бывают в хузуре, т.е постоянно чувствует взор Всевышнего над ними и их сердца постоянно поминают Аллаха. Это же и есть то, что от нас требуют Ислам.

Поэтому хотелось бы пояснить о пользе приобретения наставника. Наставник - это тот, кто прошёл путь познания Всевышнего, исходящий от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Первое, что необходимо для человека, который изъявил желание и вступил на путь познания Всевышнего после того, как покаялся - учитель-наставник, который наставит его на истинный путь. Ведь человек, который ни разу не прошёл этот путь, не знает, кого или что встретит он на этом пути. Другое дело, если он пойдёт за тем, кто знает, где какие опасности, будет подсказывать, что он должен взять в начале, а что по дороге. На пути познания Всевышнего есть опасности, которых не избежать без знающего. Например, хитрости сатаны, который каждый раз хочет сбить с истинного пути. И гордость, показуха, зависть, все сердечные болезни и препятствия со стороны родных и близких, проблемы материальные и физические. Как избавиться от этих болезней, если не обращаться к тому, кто разбирается в них? Поэтому необходим наставник. От степени вероубеждённости и чистоты сердца зависит сохранность частей тела от недостойного. При выполнении обязательных предписаний Шариата наиболее сильным средством для очищение сердца является поминание Всевышнего. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) научил своих сподвижников поминанию Всевышнего посредством передачи от сердца к сердцу (талкин). Таким образом, этот способ передачи зикра дошёл и до нас.

Большинство алимов утверждают, что суфийский путь обязателен, поскольку тот, чья цель – жить, следуя Шариату, совершенствуясь и познавая Всевышнего, не сможет обойтись без тариката, подобно тому, как искатель жемчуга не сможет достичь свои цели, не нырнув в море. Суфизм или просто тарикат - это область исламской науки, которая занимается - лечением и избавлением человеческой души от вышеназванных болезней. Докторов этой медицины называют устазами, шейхами, муршидами или просто духовными наставниками. Самым главным из докторов был наш любимый Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Он говорил: «Я послан для совершенствования человеческой нравственности». И до Судного дня, не прерываясь, будет продолжаться сильсила (цепь) любимцев Аллаха, шейхов и последним из них, по словам выдающего шейха имама Раббани, будет имам Махди, который объявится ближе к концу света.

Крупнейший исламский учёный, богослов-имам ибн Хаджар аль-Хайтами пишет, что наука ихсан - это наука тасаввуф (суфизм). Суфизм фактически является тем, что приводит человека к ихсану.

Один из самых выдающихся и общепризнанных учёных современности, Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути пишет, что ихсан или суфизм или просто тарикат является сердцем Ислама, жемчугом, спрятанным в сердце мусульманина. Если же не будет ихсана, то Ислам превращается в традиции и обычаи, остаётся только одна форма-видимость, но не будет содержания.

Но после того как ты захотел вступить на путь познания Всевышнего и взял наставника, то тебе следует обязательно знать нижеследующие условия для своего же блага.

Первое, что надо сделать человеку, который взял себе наставника: он должен быть убеждён в том, что он любимец Аллаха, полностью предавшись ему во всём и следовать за ним во всех состояниях. Вручить себя ему и быть крепко убежденным, что он твой путеводитель в приближении к Аллаху. И быть убеждённым в том, что если бы не он, то я не дошёл бы до познания Аллаха. И чтоб ты знал, что он более жалостлив по отношению к тебе, чем ты сам. И он никогда не прикажет что-то делать или оставить, если нет взамен лучшего. Разумно ли, если человек обратился к врачу и врач, осмотрев его, пропишет нужные лекарства, а больной после этого будет упорствовать и скажет, что врач не прав? Будет ли он здоров от того, что посетил врача?

Уважение и любовь к шейху – приводит к любви к Аллаху. Будь рядом с ним, находясь в полном молчании с закрытыми глазами, смиренно обратив своё сердце к сердцу шейха, чтобы получить благодать. Будь уверен, что перед тобой наместник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и поэтому веди себя возле него так, как вёл бы себя возле Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Учёными называют тех, кто познал Аллаха и ведёт себя согласно своим знаниям. Они оставляют всё запретное и выполняют повеление Господа своего, остерегаясь гнева Его.

Не отправляйся к шейху, забыв об Аллахе, с мыслями о мирских заботах. Недопустимо быть плохого мнения о нём, не следует возражать ему, отрицать его или иметь намерение испытать его или испытать ненависть, иначе его сердце закроется для тебя, и ты лишишься взора Всевышнего.

Если ты будешь человеком, который не убеждён в этом и не будешь стараться соблюдать хотя бы малую часть этих необходимых адабов, то любовь твоя, которую ты оспариваешь - это ни что иное, как чистое лицемерие. И ты не получишь никакой пользы из общения с ним, даже если будешь дружить с ним тридцать лет.

Пусть Всевышний поможет нам понять суть тариката и придерживаться его. И пусть поможет нам соблюдать адаб к своему наставнику! Амин.

Тарикаты и опасность следования им

Тарикаты и опасность следования имhalibi wrote in ru_muslimaSeptember 23rd, 2011 Источник: http://muslimka.ru/forum/index.php?showtopic=3204Суфизм: делится на множество различных тарикатов, не поддающихся подсчету – как накшбандийский, шазилитский, кадиритский, тиджанийский, рифа’итский, ‘убудийский, мавлявитский и т.д., и чем больше времени проходит, тем больше появляется разных ответвлений и новых имен. Даже кадиритский тарикат, принесенный в Чечню Кунта-Хаджи, который в его время был единым тарикатом, теперь разделился на 32 тариката. Все эти тарикаты названы по имени их основателей. Накшбандийский – по имени своего основателя Мухаммада Бахау-д-дина-шаха Накшбанда, кадиритский – по имени ‘Абду-ль-Кадира аль-Джиляни. ‘Убудийский тарикат назван по названию аварского села ‘Убуда в Дагестане, откуда был родом основатель этого тариката Мухаммад-хаджи аль-‘Убуди(?). А шазилитский – назван по имени Абу-ль-Хасана аш-Шазили, рафи’итский – по имени Ахмада ар-Рифа’и – так далее, до бесконечности. Ни один их этих тарикатов не был известен во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и в лучшие века после него. На это указывает то, что в словах предков, дошедших до нас, не содержится упоминания этих тарикатов и их названий, но каждый их них появился и приобрел имя с появлением его основателя. Последователи этих тарикатов называют себя по названию тариката, к которому принадлежит каждый из них, последователи накшбандийского тариката – накшбандийцами, кадиритского – кадиритами, ‘убудийского – ‘убудитами. И каждый из них отличается от других своим особым названием. Последователи каждого тариката, при всем их множестве, утверждают, что они на Истинном Пути, и что их тарикат передавался по цепочке шейхов, которая восходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а от него – к Джибрилю (мир ему), а от него – к Аллаху. Превыше Аллах того, что они говорят!  Что же касается их отношения к остальным тарикатам, то здесь их позиции различаются. Одни говорят, что все они – ложные, кроме того тариката, последователями которого они являются. Другие говорят, что они тоже являются истинным, поскольку число путей к Аллаху соответствует числу вздохов творений. И какой бы путь к Аллаху ты не избрал и по правилам какого бы тариката ты не поклонялся Аллаху, ты поступаешь правильно, если только намерение твое искрение, и не вредит различие тарикатов, обрядов поклонения, зикров и вирдов, и у каждого шейха свой путь в воспитании мюридов, свой зикр, свой «шариат», и все эти пути ведут к одной цели и эта цель Аллах. Ахлю-с-Сунна: отрицают существование множества «путей» (тарикат) в Исламе. У Ислама – один путь, это путь, по которому следовал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники после него, и это путь Корана и Сунны. Сказал Всевышний: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (Йусуф, 108). И сказал Он: «Воистину, эта ваша религия (или община) – религия (или община) единая. Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (Пророки, 92). Предает Ибн Мас’уд: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начертил нам рукой линию и сказал: «Это – Прямой Путь Аллаха». И начертил линии справа и слева от нее и сказал: «Это – пути, среди которых нет ни одного, на котором бы не сидел Шайтан, призывая к нему». После чего прочитал Слова Всевышнего: «Таков Мой Прямой Путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его Пути» (Скот, 153)». Поистине, множество тарикатов и принадлежность к ним приводит к разделению мусульман на партии и их фанатичной приверженности тем, к кому они себя относят, и это совершенно очевидно. А Ислам запретил разделение и причислил его к деяниям многобожников. Сказал Всевышний: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе, и не разделяйтесь» (Семейство ‘Имрана, 103). И сказал Всевышний Аллах: «… и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Румы, 31-32). Как же может существовать множество путей к Аллаху, по числу душ творений, когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сыны Израилевы разделились на семьдесят две общины (секты), а моя Умма разделится на семьдесят три общины, все они (попадут) в Огонь, кроме одной». Люди спросили: «Что это за община?». Он сказал: «(Это) то, на чем я и мои сподвижники». И как может быть у каждого шейха свой зикр и свой «шариат», когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто сделал дело, которое не соответствует нашему делу, оно будет отвергнуто». Если бы все обстояло так, как утверждают суфии и было бы разрешено каждому человеку поминать Аллаха и поклоняться ему, как он желает и как представляется ему наилучшим, не ограничиваясь тем, с чем пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)… То какая польза от обучения Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) своей Уммы способу совершения зикров и обрядов поклонения? И зачем он сказал: «Молитесь, как вы видите, что молюсь я»?  Что же касается присвоения себе имен, так что каждая партия отличается от других своим особым названием, то это Ахлю-с-Сунна тоже отвергают. Они не принимают другого названия для мусульман, кроме того, которым назвал их Аллах и которым назвал их Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах назвал нас в Коране мусульманами (муслимун). Сказал Всевышний: «Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране)» (Хадж, 78). И назвал нас Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) джама’атом (аль-джама’а). Сказал он: «Иудеи разделились на семьдесят одну группу. Христиане разделились на семьдесят две группы, а моя Умма разделится на семьдесят три группы, все они (войдут) в Огонь, кроме одной, это – джама’ат (аль-джама’а)». Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а считают, что присвоение различных названий в религии является причиной разобщения мусульман в их религии. Поскольку если каждый из них относит себя к одному их этих новоизобретенных названий, то название это непременно будет любимее для него, чем все остальные. И, как следствие, все относящееся к этому названию дороже для него, чем то, что относится к другим названиям. А это и есть начало разделения, и дело не ограничится этим, но они постепенно дойдут до фанатичной приверженности своему тарикату и своим братьям по этому тарикату. И, в конце концов, дело дойдет до того, что они начнут враждовать друг с другом и даже сражаться между собой, как это, к сожалению, происходит сегодня. Среди суфийских тарикатов есть такие, представители которых говорят: «Наш тарикат не является тарикатом в известном суфийском понимании, но это тарикат, придерживающийся Сунны и отдаляющийся от нововведения (бид’а)». Между мной и одним из последователей ‘убудийского тариката в Дагестане состоялся разговор на эту тему. Зовут его Абу Бакр, из села ‘Урата. Он сказал: «Наш тарикат есть ни что иное, как соблюдение Сунны, что же, он не является дозволенным, даже будучи таковым?». Я сказал: «Есть ли у вас название, которое отличает вас от других мусульман?». Он ответил: «Да, мы – ‘убудиты». Я сказал ему: «Есть ли у вас шейх, с которым вы связаны, и вирды которого исполняете?». Он ответил: «Да, это Мухаммад-Хаджи аль-‘Убуди». Я сказал ему: «Значит (ваш тарикат) не разрешен, даже если вы придерживаетесь Сунны и отдаляетесь от нововведений, но при этом отличаетесь от других особым названием, а это не разрешено». Он спросил: «Почему?». Я сказал: «Во-первых, потому что вы никогда не сможете объединить всех мусульман мира под этим названием, а если вы этого не сделаете, у других появятся другие названия, присущие только им. Распространятся партии и попадут под определение, приводимое в аяте «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (Скот, 59). Во-вторых, вы взяли себе название, которое не упоминается ни в Коране, ни в Сунне. Добавь к этому, что ваш тарикат не является чистой Сунной, как вы утверждаете, но он, подобно другим суфийским тарикатам, содержит в себе противоречия Сунне, даже если они и менее значительны, чем в других тарикатах». И я привел ему некоторые противоречия Сунне, о существовании которых в их тарикате я знаю, в качестве примера. Что же касается того, что мы стали известны среди людей под названием «ваххабиты», то это не мы так себя назвали, но наши противники, которые желают опорочить нас и выдумывают для этого прозвища, которыми мы не довольны. Мы, Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а, отвергаем это название «ваххабит», не поддерживаем его и не принимаем. 

Так суфии дают нам и себе прозвища, разрушающие опору мусульман, разбивающие их единство, и последствия этого коснутся их, а не нас, поскольку постановление аята «… и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» (Комнаты, 11) распространяется на них, а не на нас. 

32-й урок.Тарикат

Ислам - это религия, проповедующая покорность Всевышнему Аллаху – Создателю и Господу всего сущего, Владыке Судного дня. Всевышний в Коране говорит, что Он создал джиннов и людей лишь только для того, чтобы они поклонялись Ему. Это означает, что мусульмане должны строить всю свою жизнь согласно Шариату. Шариат подробно описывает, как мусульманину устроить свою жизнь, в нем есть предписания на все случаи жизни: правила молитвы, приема пищи, работы, отдыха, отношений с окружающими, поведения в тех или иных ситуациях и т.п., вплоть до утреннего подъема и вечернего отхода ко сну. Но, несомненно, лучше, когда человек, даже занимаясь мирскими делами, все время помнит о Всевышнем Аллахе. Этому учит суфизм (тарикат, тасаввуф). Ученые Ислама считают, что ничто из созданного Аллахом не достойно того, чтобы занимать наши мысли, вытесняя мысли о Нем. Один из величайших дагестанских шейхов накшбандийского тариката Мухаммад-афанди (да будет свята его душа!) говорил: «Мирской деятельностью пусть занимаются руки, но не сердца». Так что же такое тарикат? Алимы утверждают: «Тарикат – это суть и основа Ислама, это дорога, особый путь, которого придерживается стремящийся к познанию Аллаха». Мусульманин, имеющий знания об Исламе, никогда не станет утверждать, что суфизм раньше не существовал или что он появился позже. Потому что на суфизме основывается само возникновение и начало Ислама. Наука тасаввуфа требует от мусульманина тренировки своего тела, цель которой – выработка наилучших качеств личности, соответствующих предписаниям Всевышнего, а также очищения сердца и тела от всего отрицательного. Сердце оберегает все остальные части тела от совершения плохих деяний. От степени вероубежденности и чистоты сердца зависит сохранность частей тела от недостойного. При выполнении обязательных предписаний Шариата наиболее сильным средством для очищения сердца является поминание Всевышнего (зикр). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)научил своих сподвижников (асхабов) поминанию Всевышнего (зикру) посредством передачи его от сердца к сердцу (талкин). Таким образом, еще с тех времен этот способ передачи зикра дошел до нас. В достоверном хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение)передал своим сподвижникам два способа совершения зикра: коллективный и индивидуальный. Сподвижник Шаддад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы находились рядом с Пророком (мир ему и благословение), и он спросил меня: «Есть ли среди нас кто-нибудь посторонний (еще не принявший Ислам)?». Я ответил, что нет. Тогда Пророк (мир ему и благословение) велел закрыть дверь и внушил (талкин) всем зикр «Ля иляха илляллах». Затем он промолвил: «Господи! Ты направил меня с этими словами, и повелел мне повторять их, и обещал Рай тому, кто будет произносить их. Поистине, Ты верен Своему обещанию». Затем он воздал хвалу Господу и обратился к нам: «Благая весть для вас: Аллах простил вам грехи!» С тех пор всегда существовали люди, обучающие зикру посредством внушения (талкин), существуют они и сегодня. Существуют также хадисы, повествующие об обучении зикру каждого в отдельности. Один из таких хадисов гласит: «Сподвижник ‘Али попросил Пророка (мир ему и благословение)наставить его на путь, наиболее приближающий к Аллаху, наиболее доступный для людей и наиболее ценный перед Всевышним. Тогда Пророк (мир ему и благословение)ответил: «И я, и те пророки, которые были до меня, не знали более ценных слов, чем «Ля иляха илляллах». Затем он добавил: «Если все семь небес и все семь земель поставить на одну чашу весов, а на другую поставить «Ля иляха илляллах», то вторая чаша перетянет». Он также сказал: «‘Али, Конец Света не наступит до тех пор, пока на Земле будет хотя бы один человек, произносящий слово «Аллах». ‘Али спросил его: «О Пророк Аллаха! Как же мне произносить это слово?» Тогда они оба закрыли глаза, и Пророк (мир ему и благословение)внушил Али этот зикр». Другой способ совершения зикра, при котором не задействованы язык и уста, а только сердце, был передан Пророком (мир ему и благословение)Абу Бакру ас-Сиддику . Он получил название накшбандийского. Зикр, произносимый устами, переданный Пророком (мир ему и благословение)сподвижнику ‘Али, называется шазалийским. Алимы утверждают, что эти два вида зикра являются основой всех тарикатов. Перечисленные виды зикра были получены ангелом Джибрилем (мир ему) от Аллаха и внушены (талкин) Пророку (мир ему и благословение). После этого Пророк (мир ему и благословение) внушил его другим. Он не говорил ничего от себя, от своего нафса или по своей прихоти, но передавал все, основываясь на откровении от Всевышнего и о том свидетельствует Коран. Обратите внимание, Аллах отправляет к пророкам с откровениями ангела Джибриля (мир ему). Разве это означает, что Создатель не мог без посредничества ангела Джибриля передать Своим посланникам знания и Священные Писания? Пусть над этим задумаются те, кто называет тарикат нововведением. Если даже тарикат и был бы нововведением, как можно порицать его, если, следуя ему, человек совершенствует свой образ жизни и нрав, приближая его к образу жизни и нраву самого Пророка (мир ему и благословение). Большинство алимов утверждают, что суфийский путь обязателен, поскольку тот, чья цель – жить, следуя Шариату, совершенствуясь, познавать Всевышнего, не сможет обойтись без тариката, подобно тому, как искатель жемчуга не сможет достичь своей цели, не нырнув в море. Невозможно увидеть и распознать душу без ее телесной оболочки, ибо душа – это божественная тайна, которая принадлежит скрытому от человека миру (‘алям-уль-малякут). К примеру, без души тело мертво. Даже если это очень здоровое и сильное тело, не лишенное ни одной необходимой для его существования части, оно не может называться полноценным человеком, пока в нем не будет души. Если же душу и тело соединить в одно целое, тогда получится живой человек. При этом порой даже очень слабые, болезненные и внешне искалеченные люди приносят некую пользу. А какая же польза от мертвого, хотя внешне здорового и совершенного тела, в котором нет души? Подобно тому, как без души невозможно оживить тело, так и для того, чтобы оживить Шариат, необходим тарикат. Тарикат служит Шариату, украшает его и является инструментом, совершенствующим его. Для того, чтобы очистить сердце человека от болезней, препятствующих приближению ко Всевышнему, таких как зависть, совершение деяний напоказ, желание прославиться, любовь к мирским благам и возвеличиванию, а также другие запретные деяния, необходимо искать духовного наставника. В Коране и хадисах Пророка (мир ему и благословение)утверждается, что использование лекарств для лечения упомянутых выше болезней и очищения сердца от них является обязательным. Эти болезни станут причиной мук человека на Том свете. Утверждается также, что тот, кто не следует за духовным наставником и не очищает свое сердце, является ослушавшимся Всевышнего и Его Пророка (мир ему и благословение), поскольку человек не в силах самостоятельно, без помощи определенных для этой цели людей (ахл-уль-иршад) очистить свое сердце от перечисленных выше болезней. Для убедительности к сказанному можно привести следующую аналогию. Духовный наставник, или просто устаз, подобен агроному, который выращивает плодовые деревья, периодически производя прополку, очищая поле от вредных сорняков, камней, обеспечивая и обогащая их необходимыми удобрениями, поливая время от времени, для того чтобы деревья окрепли и выросли и, наконец, стали плодоносить. Таким же образом устаз воспитывает и своего мюрида, постоянно указывая ему правильный путь, избавляя и очищая его сердце от отрицательных качеств и воспитывая в нем положительные качества. В этом и заключается смысл воспитания. Именно поэтому недруги Ислама основной упор в своей идеологии делают на борьбу с тарикатом, его шейхами и их последователями. Они понимают, что, разрушая путь, ведущий к Ихсану, уничтожают саму религию. Явная и открытая многовековая борьба с Исламом не увенчалась успехом. Потому что, если даже срубить ствол дерева, то корни дадут новые побеги. А новоявленные эмиссары, распространители так называемого «истинного» или «чистого» Ислама (ваххабиты) подобны тем садовникам, которые окапывают деревья, усердно ухаживая за ними, но при этом поливают их серной кислотой, которая губит всю внутреннюю систему, дабы деревья никогда не плодоносили. Существуют разные пути тариката. В каждом из них существуют особые задания (вирды), способы обучения, которые должны соответствовать их описанию в книгах тариката. У каждого суфийского пути существуют свои имамы, подобно тому, как существуют имамы мазхабов Шариата. Например, имамом накшбандийского тариката является Мухаммад ан-Накшбанди аль-Бухари, имамом шазалийского тариката – Абу аль-Хасан аш-Шазили, имамом кадирийского тариката является ‘Абд-уль-Кадир Гилани, зухдийского тариката – аль-Газали и т.д. Название тарикатов могут меняться. Например, накшбандийский тарикат первоначально назывался сиддикским, ибо после Пророка (мир ему и благословение)первым этот путь продолжил Абу Бакр ас-Сиддик. Затем этот тарикат стал называться тайфурийским. Название накшбандийский тарикат окончательно закрепилось за ним, став распространенным в наше время, хотя позже его называли и халидийским, и махмудийским. Каждый тарикат должен иметь цепочку наставников, начиная с самого Пророка (мир ему и благословение)и заканчивая последним живым носителем этого учения – шейхом. Для тех, кто берется обучать тарикату, самым важным требованием является принадлежность к этой цепочке. Смысл слова «сильсила» (цепь) заключается в том, что все звенья этой цепи непрерывно связаны друг с другом. Чтобы пояснить, приведем пример: для того, чтобы в наши дома поступало электричество, необходимо, чтобы первоначально оно поступило на общий трансформатор, а уже оттуда происходит ее распределение по домам. При этом трансформатор, в свою очередь, необходимо подключить к электростанции. Только в этом случае домашние электроточки – лампочки, розетки, выключатели и т.д., если они в исправном состоянии, по воле Аллаха, будут получать электричество, и дом будет освещен. Именно этот пример мы имели в виду, говоря об особом пути (тарикате). Как мы уже подчеркнули, несмотря на то, что путей тариката много, цель у всех одна – познание Аллаха. К примеру, чтобы совершить паломничество в святые места, одни летят на самолетах, другие едут автобусами, третьи – на легковых машинах, некоторые отправляются пешком и т.д. Каждый отправляется в путь согласно своим возможностям и предначертанным ему Аллахом путем. Но каким бы путем они туда ни добрались, цель у всех одна – совершение обязательного паломничества. Так же и у тарикатских направлений цель одна – стремление к познанию Всевышнего и только. Шариат – это законы Аллаха и правила служения Ему, которые Всевышний довел до человечества через пророков и ниспосланные им откровения в Священных Писаниях. Если же говорить о разнице между Шариатом и тарикатом, то, поистине, они являются одним и тем же, и разницы между ними как таковой нет. Тарикат это основа Ислама. Несомненно, что Шариат – это слова, то, что провозглашается устами; тарикат – это соблюдение телом того, что провозгласили уста; хакикат – это состояние души, которое возникает в результате соединения Шариата и тариката; познание Аллаха (ма‘рифа) является основной целью служения Ему, познание Аллаха посредством истинных знаний. Омовение и очищение, согласно Шариату, осуществляется водой, в случае ее отсутствия – землей (таяммум). В тарикате же омовение осуществляется посредством оберегания своего нафса от следования за страстями. А в хакикате омовение осуществляется путем очищения сердца от всего, кроме Аллаха.

Из всего этого следует, что для того, чтобы совершаемый нами намаз стал истинным, в нем должны соединиться воедино Шариат, тарикат и хакикат. Все это говорит о тесной связи между Шариатом и тарикатом в служении Всевышнему.

Новые слова: зикр, талкин, накшбандийский тарикат, шазалийский тарикат, кадирийский тарикат, зухдийский тарикат, сильсила, ма‘рифа, имам Мухаммад ан-Накшбанди, Абу Хасан аш-Шазили, Абдуль-Кадир Гилани, имам аль-Газали.

Вопросы для самопроверки: Как называется способ совершения зикра, который был поручен Пророком (мир ему и благословение)Абу Бакру ? Как называется способ совершения зикра, который был поручен Пророком (мир ему и благословение)халифу Али ? Обязательно ли следовать духовному наставнику? Почему?

Каково самое важное требование, предъявляемое духовному наставнику, который обучает людей тарикату?

Задание: Выучите наизусть, что такое сильсила. Запомните приведенные имена имамов тариката.

Тарикат - это... Что такое Тарикат?

Тарикат путь тасаввуфа, духовного возвышения, аскетизма. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордена, которые заявили о себе как о системном учении, приблизительно, начиная с 5 века хиджры. Они, на протяжении длительного времени, имели большое влияние на общественную жизнь мусульманского мира. Первоначально сторонники мусульманского аскетизма шли путем духовного возвышения и борьбы со своими страстями во имя будущей жизни после всеобщего воскресения. Затем мусульманские аскеты объединились в тарикаты, центрами которых стали многочисленные обители рибаты, текке и завии. Появились специальные учителя духовного пути - шейхи (муршиды). Тарикаты проповедуют путь духовного очищения и преданного служения Аллаху, практикуют отшельничество и аскетизм. Каждый из суфийских орденов имеет свой путь (тарику) постижения Истины. Суфийские ордена сыграли большую роль в деле пропаганды Ислама и его распространении среди различных народов. Например, североафриканские альморавиды (мурабуты) и альмохады (муваххидиты) внесли большой вклад в дело исламского просвещения и исламизации многих народов африканского континента, а также длительное время противостояли Реконкисте в Испании. Большую роль в истории Ислама и исламского просвещения народов, тарикаты играли в Малой Азии, Египте, Центральной Азии, Африке и других регионах исламского мира. Все тарикаты делятся на три категории:

1. Айар, последователи которого на индивидуальном уровне стремятся достигнуть духовного возвышения путем совершения многочисленных дополнительных намазов-нафиля;

2. Абрар, последователи которого стремятся вести борьбу за духовное очищение общества; 3. Шуттар, последователи которого в своей духовной практике предпочитают методы религиозных трансов, «опьяняющей любви» к Аллаху. Первыми организованными тарикатами в исламском мире были последователи Абд аль-Кадира аль-Джилани (кадириты) и Ахмада ар-Рифаи (рифаиты). Отличие тарикатов от мазхабов состоит в том, что мазхабы занимаются проблемами вероучения и права, а тарикаты - духовной практикой. Последователи тарикатов, которые в вероучении и праве следуют путем суннитских мазхабов являются суннитскими. Имеются также и шиитские тарикаты.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы:

Тарикат - значение

ТАРИКАТ - это путь к Богу, особый метод, направленный на развитие в человеке внимания к внутренней духовной стороне богослужения, чтобы за внешней обрядовостью мюрид, стремящийся к Аллаху, не забывал об истинной цели своих духовных усилий, ведь усердие в религии может зародить в сердце верующего самодовольство, гордыню, зависть, тщеславие, что в духовном смысле не менее губительно, чем совершение явных грехов, человеку трудно самостоятельно не то, чтобы излечиться, но даже распознать в себе эти грехи, и здесь нужен духовный наставник, достигший совершенства на этом пути и получивший право на наставничество.

Тарикату следуют многочисленные суфийские ордена, которые заявили о себе как о системном учении, приблизительно, начиная с 5 века хиджры. Они, на протяжении длительного времени, имели большое влияние на общественную жизнь мусульманского мира. Первоначально сторонники мусульманского аскетизма шли путем духовного возвышения и борьбы со своими страстями во имя будущей жизни после всеобщего воскресения. Затем мусульманские аскеты объединились в тарикаты, центрами которых стали многочисленные обители рибаты, текке и завии. Появились специальные учителя духовного пути — шейхи (муршиды). Источник - Эзотерика. Живое Знание

Тарикаты проповедуют путь духовного очищения и преданного служения Аллаху, практикуют отшельничество и аскетизм. Каждый из суфийских орденов имеет свой путь (тарику) постижения Истины. Суфийские ордена сыграли большую роль в деле пропаганды Ислама и его распространении среди различных народов. Например, североафриканские альморавиды (мурабуты) и альмохады (муваххидиты) внесли большой вклад в дело исламского просвещения и исламизации многих народов африканского континента, а также длительное время противостояли Реконкисте в Испании. Большую роль в истории Ислама и исламского просвещения народов, тарикаты играли в Малой Азии, Египте, Центральной Азии, Африке и других регионах исламского мира.

Все тарикаты делятся на три категории:

  • Айар, последователи которого на индивидуальном уровне стремятся достигнуть духовного возвышения путем совершения многочисленных дополнительных намазов-нафиля;
  • Абрар, последователи которого стремятся вести борьбу за духовное очищение общества;
  • Шуттар, последователи которого в своей духовной практике предпочитают методы религиозных трансов, «опьяняющей любви» к Аллаху.

Первыми организованными тарикатами в исламском мире были последователи Абд аль-Кадира аль-Джилани (кадириты) и Ахмада ар-Рифаи (рифаиты). Отличие тарикатов от мазхабов состоит в том, что мазхабы занимаются проблемами вероучения и права, а тарикаты — духовной практикой. Последователи тарикатов, которые в вероучении и праве следуют путем суннитских мазхабов являются суннитскими. Имеются также и шиитские тарикаты.


Смотрите также