Дагерротип что это такое


Дагерротипия. История и технология.

В наши дни, фотография стала частью повседневной жизни общества и трудно представить, что пару веков назад все было иначе: мир без фотоаппарата и стремления к массовости. Но чем же обладали люди?

Ответ на этот вопрос вы найдете в рубрике «Страницы истории», первая статья которой перед вами и посвящена дагерротипии.

Дагерротип: история и человек.

Современный человек, подстегиваемый техническими способностями камеры, все чаще стремится к протокольной фиксации предметов и ускользающих моментов. Это рождает чувство вседозволенности, могущества и ощущение того, что технический прогресс и развитие искусства идут параллельно, и равными шагами, но это огромное заблуждение…

И молчаливые дагерротипы 30-50хх гг. 19 века способны это подтвердить. Достаточно посетить экспозицию, где выставлены данные работы, и задуматься над увиденным.

Знакомство с первыми (в истории человечества) фотографиями, оставляет в нашей голове короткий и парадоксальный вывод: эти старые и потертые фотокарточки ничуть не уступают в художественности своим современникам.

По технике исполнения, дагерротипы «не краснеют от стыда» и в целом — «поглощают» зрителя сильнее, чем современные аналоги. Дело в эффекте старины? — спросите вы. Возможно, но это лишь психологическое «вау», которое длится недолго.

Более интересны другие причины:

  • Уникальность снимка. Только оригинал, без возможности копии (разве только сканировать и переводить в пиксели на экране).
  • Отсутствие ретуши. Она попросту невозможна.
  • Динамический диапазон. От ослепительного белого, до глубокого бархатного черного.
  • Детализация, которая будоражит воображение и оставляет в стороне грубую цифровую эпоху…
  • Визуальное путешествие. Внимательно рассматривая дагерротипы, мы погружаемся в прошлое и видим: старинное ателье, в котором используется копфгалтер (устройство, приспособленное для фиксации головы клиента, т. к. выдержка в те годы была от 3 до 15 минут) и непонятный огромный «коробок», который и есть фотоаппарат 19 века.

И люди…

Да, не живые, но создающие момент своего присутствия. Суть этого эффекта восприятия кроется в процессе получения изображения: в дагерротипии нет посредника между объектом (на который воздействует свет) и полученным результатом; свет создает изображение другим путем, непривычным последующим принципам создания фотографии: частицы серебра лежат на поверхности пластины, а в бумажной фотографии они имеют склонность впитываться. Поэтому, когда смотришь на дагерротип, отражение света позволяет точнее пережить момент съемки.

О дагерротипах можно говорить очень много: о преимуществах и недостатках, но однозначно: в этих снимках есть свой неповторимый внутренний мир, чарующий зрителя и удерживающий за дагерротипом статус очень личной фотографии.

Технология.

Дагерротип — это медная пластина, покрытая тонким слоем серебра. Процесс создания требует много времени и сил:

  • Полировка металлической пластины (толстый лист меди, к которому припаивался тонкий лист серебра) до зеркального блеска.
  • Обработка (в темноте) полученной заготовки парами йода (именно так пластине придавали светочувствительность).
  • После этого пластина хранится в светонепроницаемой обертке и в темноте помещается в фотоаппарат. Объектив открывается на длительное, по современным меркам, время — от 3 до 15 (а то и 30) минут.
  • Скрытое изображение необходимо проявить и закрепить. Для этого пластина помещается в небольшую кабинку над контейнером с ртутью, которую спиртовкой (а ныне горелкой) нагревают до 67 градусов по Цельсию. Далее необходимо дождаться момента когда начнет образовываться ртутная амальгама на экспонированных частях пластинки. Это говорит о том, что йодид серебра разрушился и серебро превратилось в металл.
  • После этого пластина помещается в холодную воду, для затвердевания поверхности.
  • Для окончательной фиксации, необходимо поместить пластину в раствор гипосульфита натрия.
  • Далее необходимо промыть пластину, для прекращения действия фиксажа. И все, дагерротип готов. 🙂

Да, процесс сложный и вредный для здоровья. Но главное — высокая стоимость фотографии: из-за использования серебра, дагерротипы были доступны немногим.

Именно эти нюансы не давали покоя как общественности, так и заинтересованной сфере бизнеса: им требовалось что-то простое и безопасное, для массового производства и создания новой индустрии. И вскоре метод был найдет — амбротип.

Дагерротипию признали тупиковой ветвью развития фотографии, хотя Луи Дагер с самого начала хотел массовости и популярности. Он был, по своей сути, шоуменом. Но его изобретение сыграло с ним злую шутку: метод не позволял делать множество копий, да и процесс создания был весьма опасен и сложен.

Дагерротип в наши дни.

Дагерротипия не исчезла и заняла свое место в сфере искусства фотографии, найдя почитателей: среди фотографов и заказчиков.

Да, это определенная ниша, со своими особенностями, но при каждом погружении в мир серебра и йода, понимаешь: дагерротип намного ближе к искусству, нежели цифровая стерильная картинка.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш, Андрей Бондарь.

blog.andrewbondar.ru

Что такое дагерротип в фотографии и как его сделать?

Сегодня фотография стала делом обыденным, и сделать снимок можно всего за пару секунд. Однако история фотосъемки имеет долгий и тернистый путь, и первые предки современных цифровых изображений являлись сложным химическим и техническим процессом. Что такое дагерротип? Как проводились первые фотосессии? И кем были первые фотомодели?

Дагерротип - что это?

Задаваясь вопросом «что такое дагерротипия?», для начала нужно уточнить понятие самого дагерротипа.

  • Дагерротип - это самые первые фиксированные фотоснимки, которые значительно отличаются от современных печатных изображений и более похожи на зеркальное монохромное отображение.
  • Дагерротипия – это процесс фиксации изображения с натуры, основанный на световой чувствительности йодида серебра.

Дагерротип - история

В 18 веке интерес к фотографии был на самом пике. И даже если кому-то удавалось сделать фото, то закрепить его не получалось. Дагерротипия является главным открытием в истории фото, и возможным оно стало благодаря неуемному труду Луи Дагера, который провел множество опытов и экспериментов с различными химикатами, пока не нашел ту самую действующую технологию закрепления изображения.

Нельзя сказать, что все заслуги за это открытие принадлежат Дагеру, ведь львиную долю работы в этом направлении он проделал рука об руку с Жозефом Ньепсом. Однако за 4 года до открытия дегерротипа в 1833 году Ньепс умер, и Луи продолжил искать «формулу успеха» по уже имеющимся наработкам в одиночку, в чем и преуспел. А уникальная технология очень быстро распространилась по всему миру.

Первый дагерротип

Свои первые дагерротипы Луи Дагер сделал в 1837 году. Это было изображение его мастерской. Однако официальной первой фотографией с изображением живых людей стал снимок бульвара «дю Тампльс», сделанный в 1838 году. На переднем плане изображения можно увидеть фигурку чистильщика обуви и мужчины в сюртуке, однако других людей на всегда загруженном бульваре не видно. Данный факт объясняется тем, что первая камера дагерротип - камера–обскура, имела очень долгую выдержку, около получаса, и движущиеся объекты просто не фиксировались на фото.

Чтобы получить дагерротип, мастеру-фотографу нужно было немало потрудиться. Выдержка занимала много времени, а сам процесс съемки, проявки и фиксации фотографии был очень сложным:

  1. Основа дагерротипа – медная посеребренная пластина, которую непосредственно перед работой требовалось тщательно отполировать бархатной тканью.
  2. После этого в темном помещении с тусклым желтым светом отполированная пластинка проходила паровую обработку йодом или бромом и было видно, как она приобретает фиолетовый оттенок.
  3. Далее пластинку вставляли в аппарат для съемки, в котором выдержка осуществлялась посредством крышки и могла занимать до получаса. В процессе выдержки позирующим людям нельзя было пошевелиться.
  4. После завершения выдержки на пластине отражалось еще незаметное изображение, которое выявлялось при обработке парами ртути. Происходило это за счет реакции ртути и серебра, при контакте которых образовывалась амальгама, и чем дольше производилась выдержка, тем толще был ее слой.
  5. Завершающий этап – фиксация, заключалась в удалении серебряного напыления хлоридом золота. Делалось это для того, чтобы хрупкий слой амальгамы не разрушался.

Дагерротипия просуществовала всего 20 лет, после чего эту технологию сменили более доступные и усовершенствованные методы фотографической съемки. Однако сегодня некоторые любители ретро пытаются вернуть этот пережиток истории, но сделать это без специальной аппаратуры и химических препаратов, которые достать крайне сложно, практически невозможно.

Дагерротипы известных людей

В 19 веке дагерротип-фотография стала очень популярна у людей высшего общества. Моделями для дагеррофотосессий становились такие известные личности, как:

  • Сара Бернар;
  • Лев Толстой;
  • Наталья Гончарова;
  • Николай Гоголь;
  • Федор Тютчев.
МБР - что это, лучшие межконтинентальные баллистические ракеты мира

МБР – что это такое, какого класса и оснащения они бывают, какие страны владеют этим видом вооружения - все это интересно узнать тем, кто интересуется современными межконтинентальными баллистическими ракетами, самыми известными из которых являются «Сатана», «Воевода» и «Булава».

Что такое автожир и чем он отличается от вертолета??

Что такое автожир - это вопрос интересует не только любителей авиации и летательных аппаратов, но известно о нем не многим, поэтому узнать ответы на многие интересные вопросы относительно этого аппарата будет небезынтересно.

Что такое невозвратный билет на самолет?

Что такое невозвратный билет на самолет - это проездные документы, которые пассажир не сможет вернуть в кассы авиакомпании в случае отказа от полета. Неудобство компенсируется тем, что продаются они по низкой стоимости.

Настройка гитары – как настроить 6 и 12 струнную гитару?

Настройка гитары – важный момент, который нельзя пропустить, получив в руки новый инструмент. Существует несколько способов, как можно правильно произвести налаживание работы, чтобы все ноты звучали идеально.

kak-bog.ru

ДАГЕРРОТИП - это... Что такое ДАГЕРРОТИП?

  • дагерротип — а, м. daguerrétype m. 1. Снаряд, которым предметы, посредством солнечного света, переносятся изображением на доску. Даль. Октября 8 го, в Петербурге, г н Теремин, подполковник Путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагеротип, в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДАГЕРРОТИП — ДАГЕРРОТИП, дагерротипа, муж. (ист.). Снимок, сделанный по способу дагерротипии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Дагерротип — ■ Заменит живопись …   Лексикон прописных истин

  • дагерротипёр — а, м. daguerréotyper. Тот, кто фотографирует при помощи дагерротипа. Да если бы верность была художественным достоинством, то первым художником был бы дагерротипер или стенограф. 1857. К. С. Аксаков Обозр. соврем. лит ры. // А. Лит. критика 229 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Дагерротип — Пример дагерротипии: портрет Авраама Линкольна, 1864 Дагерротипия (дагеротипия)  фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения. Содержание 1 История …   Википедия

  • Дагерротип — м. 1. Способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, применявшийся до 50 х годов XIX в.; дагерротипия. 2. Снимок, сделанный таким способом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • дагерротип — дагерротип, дагерротипы, дагерротипа, дагерротипов, дагерротипу, дагерротипам, дагерротип, дагерротипы, дагерротипом, дагерротипами, дагерротипе, дагерротипах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • дагерротип — Это название первых (по качеству еще очень несовершенных) фотографий (ныне встречающееся в основном в специальной или исторической литературе) происходит от фамилии одного из создателей фотографии, французского изобретателя Дагера …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • Дагерротип —    древняя фотография, выполненная по технологии, при которой фоточувствительный слой йодистого серебра наносился на металлические пластины:    ஐ ... в пенсне с золотой оправой на шнурке, как бы сошедший с дагерротипа... Насморк …   Мир Лема - словарь и путеводитель

  • Daguerreotype фр. — Дагерротип …   Краткий толковый словарь по полиграфии

dic.academic.ru

Что такое дагерротип: описание технологии

История фотографического дела уходит своими корнями в сравнительно недалекое прошлое. Первые редкие фотоснимки появляются в XIX веке. Но только с началом XX столетия фотография занимает то место в культуре, которого она по праву заслуживает.

С этого момента фотографическая техника развивалась достаточно быстро. Со временем стеклянные пластинки заменила гибкая фотопленка; от черно-белых снимков человечество перешло к цветным. В конце прошлого столетия на смену пленочной технике пришли современные цифровые технологии. Теперь фотограф уже не зависит от того, догадался ли он захватить с собой в поездку лишние фотопленки. На диске его электронного фотографического аппарата может уместиться огромное число кадров.

А начиналась фотография с дагерротипа. Это был первый действенный способ, позволяющий перенести действительность на фото. Сам термин «дагерротипия» относится к технологическому процессу с использованием йодида серебра, где изображение запечатлевается при помощи особого прибора. Название технологии произошло от имени ее изобретателя, Луи Дагера.

Была у дагерротипии одна особенность – сам процесс отнимал слишком много времени, если сравнивать его с изготовлением современных фотографий. Это художественное удовольствие считалось отнюдь не дешевым. Позволить себе обзавестись дагерротипом могли лишь очень состоятельные люди.

Л.Н. Толстой. Дагерротип Шенфельдта. 1849 год.

К появлению дагерротипии и последующей фотографической техники причастны несколько независимых изобретателей. Уже в XVII веке стало понятно, что существует ряд веществ, которые обладают повышенной чувствительностью к свету. Такие вещества могли менять свою окраску под воздействием лучей и тем самым сохранять изображение.

Томас Веджвуд и Хамфри Дэви стали первыми исследователями, кому удалось получить приличное изображение объектов действительности. Правда, сделать это можно было лишь на незначительное время. В 1802 году была получена первая фотограмма. Для ее изготовления использовался сложный химический способ. Увы, картинка на первых этапах исследований пропадала почти сразу после возникновения. Закрепить изображение на длительное время не удавалось. Но опыты, проведенные первопроходцами, создали предпосылки для последующих открытий в области дагерротипии и фотографии.

Через два десятилетия наступил следующий этап. В 1822 году Жозеф Нисефор Ньепс изобрел гелиографию. Это изобретение стало следующим шагом к фотографии. Но полученные подобным способом изображения имели неустранимые на тот момент недостатки. На фото не отображались мелкие детали. Изображение получалось чрезмерно контрастным. Для непосредственного фотографирования гелиография не слишком подходила, но в дальнейшем этот метод нашел применение в типографическом деле, а также при изготовлении копий фото, полученных другими способами.

В гелиографии нашла применение камера-обскура. Это была обычная коробка, куда не мог проникнуть свет. В коробке было сделано маленькое отверстие: оно служило для переноса изображения на заднюю внутреннюю стенку коробки. В те годы требовалось несколько часов экспонирования, чтобы на покрытой битумом пластинке появилось изображение.

Именно способом гелиографии в 1826 году была получена одна из первых фотографий, на которой запечатлен вид из окна. Чтобы получить это изображение, понадобилось вести съемку на протяжении восьми часов.

В 1829 году Ньепс и Дагер приступили к совместной работе над развитием технологии гелиографии. К тому времени Луи Дагер уже был известным изобретателем. Он выполнил ряд успешных опытов по закреплению изображения. Впрочем, союз двух изобретателей не был прочным. Исследователи считают, что наибольшие вклад в фотографирование внес именно Ньепс, а не Дагер. Однако к 1829 году здоровье Ньепса пошатнулось. Ему требовался смышленый помощник, полный сил и веривший в успех предприятия. Дагер был хорошо знаком с технологическими процессами получения изображений. Он приложил немало усилий, чтобы поднять такие технологии на качественно новый уровень.

В итоге Ньепс передал Дагеру известные ему секреты фотографии, включая точные пропорции веществ в смесях, используемых в гелиографии. Партнеры активно работали над усовершенствованием способа, но в 1933 году Ньепс ушел из жизни. Дагер продолжает вести эксперименты: он активно пробует разные виды веществ, смешивая из в определенных пропорциях; вводит в процессы растворители; пробует использовать в технологии соединения ртути.

Еще в 1831 году Дагер выяснил, что высокой чувствительностью обладает йодистое серебро. Оказалось также, что проявить сделанное изображение можно посредством паров подогретой ртути. Дагер идет дальше: он обнаруживает, что смыть частицы йодистого серебра, которые свет не затронул, можно обыкновенной водой с солью. Таким способом оказалось возможным закрепить изображение на основе.

Главные открытия Луи Дагера на пути к созданию дагерротипии:

  • светочувствительность йодистого серебра;
  • проявка изображения парами ртути;
  • фиксация изображения посредством соли и воды.

В сравнении к современными технологиями фотографирования дагерротипия отнимала много времени, требовала ряда сложных приспособлений и некоторых веществ.

Для начала требовалось взять пару пластинок: тонкую – из серебра, потолще – из меди. Пластинки припаивались друг к другу. Ту сторону сдвоенной пластины, где было серебро, тщательно полировали, после чего пропитывали парами йодида. При этом пластина приобретала светочувствительность.

Теперь можно было приступать непосредственно к процессу фотографирования. Объектив массивной камеры требовалось держать открытым не менее получаса. Если делалось фото человека или группы людей, им необходимо была длительно время сидеть в полной неподвижности. В противном случае конечное изображение оказывалось смазанным.

Проявка фотоматериалов также требовала терпения и мастерства. Стоило фотографу допустить малейшую ошибку – и изображение оказывалось испорченным. Восстановить его было невозможно.

Как шел процесс проявки? Фотопластинку укладывали в контейнер под углом 45 градусов. Под пластинкой находилась ртуть. После нагревания ртути она выделяла пары. Изображение медленно начинало проявляться.

Теперь картинку требовалось окунуть в холодную воду – после такой процедуры она затвердевала. Затем особым раствором с поверхности смывались частицы серебра. Полученное изображение при этом закреплялось. С 1839 года Джон Гершель предложил использовать в качестве фиксирующего вещества гипосульфат натрия. В том же 1839 году Шевалье разработал конструкцию прибора для создания дагерротипа. В нем использовалась технология, позволяющая улучшить четкость фото. Серебряная пластина, на которую экспонировалась картинка, в этом устройстве помещалась в особую светозащитную кассету.

На тщательно отмытой от остатков ртути, соли и серебра пластинке получалось требуемое изображение. Однако рассмотреть такое примитивное «фото» можно было лишь при определенном освещении: в ярком свете пластинка отражала лучи, разобрать на ней нечего было нельзя.

Этапы создания дагерротипа:

  • полировка пластины;
  • сенсибилизация (повышение чувствительности) фотоматериала;
  • экспонирование;
  • проявление изображения;
  • закрепление изображения.

Дело Ньепса впоследствии продолжил его сын Исидор. Вместе с опытным Дагером он одно время рассчитывал продавать найденную идею. Однако установленная ими цена оказалась непомерно высокой. Публика к тому времени совершенно не представляла себе, что такое дагерротип. И не видела для себя выгоды от такой технологии.

В распространении дагерротипии принял участие физик Франсуа Араго. Он навел Дагер на мысль: а почему бы не продать изобретение правительству Франции? Изобретатель с энтузиазмом ухватился за эту идею. После этого дагерротипия стала быстро и успешно распространяться по миру.

Дагерротипы человека требовали длительного времени. А качество получаемых при этом изображений совершенно нельзя сравнить с четкими и качественными снимками, которые позволяет получить современная цифровая техника. Еще одна особенность дагерротипа состоит в том, что такое изображение невозможно копировать. Но это по тем временам был единственный способ, дававший возможность «остановить мгновение» и запечатлеть важные события.

www.kakprosto.ru

ДАГЕРРОТИП - это... Что такое ДАГЕРРОТИП?

  • ДАГЕРРОТИП — Прибор для дагерротипии (см. предыд. сл.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДАГЕРРОТИП изображение на металлическ. пластинке, полученное посредств. фотографии т. е. действия свита на слой йодистого… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • дагерротип — а, м. daguerrétype m. 1. Снаряд, которым предметы, посредством солнечного света, переносятся изображением на доску. Даль. Октября 8 го, в Петербурге, г н Теремин, подполковник Путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагеротип, в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Дагерротип — ■ Заменит живопись …   Лексикон прописных истин

  • дагерротипёр — а, м. daguerréotyper. Тот, кто фотографирует при помощи дагерротипа. Да если бы верность была художественным достоинством, то первым художником был бы дагерротипер или стенограф. 1857. К. С. Аксаков Обозр. соврем. лит ры. // А. Лит. критика 229 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Дагерротип — Пример дагерротипии: портрет Авраама Линкольна, 1864 Дагерротипия (дагеротипия)  фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения. Содержание 1 История …   Википедия

  • Дагерротип — м. 1. Способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, применявшийся до 50 х годов XIX в.; дагерротипия. 2. Снимок, сделанный таким способом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • дагерротип — дагерротип, дагерротипы, дагерротипа, дагерротипов, дагерротипу, дагерротипам, дагерротип, дагерротипы, дагерротипом, дагерротипами, дагерротипе, дагерротипах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • дагерротип — Это название первых (по качеству еще очень несовершенных) фотографий (ныне встречающееся в основном в специальной или исторической литературе) происходит от фамилии одного из создателей фотографии, французского изобретателя Дагера …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • Дагерротип —    древняя фотография, выполненная по технологии, при которой фоточувствительный слой йодистого серебра наносился на металлические пластины:    ஐ ... в пенсне с золотой оправой на шнурке, как бы сошедший с дагерротипа... Насморк …   Мир Лема - словарь и путеводитель

  • Daguerreotype фр. — Дагерротип …   Краткий толковый словарь по полиграфии

dic.academic.ru

Дагерротип - это зеркало с памятью, отражение истории и забытое искусство

Сложно представить современный мир без фотографии. Фотоаппараты из роскоши и профессионального инструмента превратились в обыденность, а современные гаджеты даже из ребенка способны сделать профессионального фотографа. И хотя современные способы получения фотографии невероятно далеки от самых ранних, дагерротипия, то есть ранний фотографический процесс, положила начало этому виду искусства.

Что такое дагерротип

Это не совсем фотография в привычном нам смысле, это больше похоже на отражение реальности. Дагерротип из-за наличия серебряной амальгамы называли зеркалом с памятью. Изображение на этом зеркале видно под определенным углом, причем под разными углами можно увидеть и негатив, и позитив. Благодаря этому создается уникальный эффект живого реалистичного изображения, что совершенно не передают репродукции старинных дагерротипов.

Кстати, последнее свойство дает простор для разного рода фальсификаций. Среди них дагерротип Пушкина - монохромный портрет поэта, якобы реальный и единственный прижизненный его снимок. Однако простое логическое сопоставление дат говорит о том, что это снимок подделка или, как сейчас говорят, фейк. Пушкин погиб на дуэли в феврале 1837 года, а первый дагерротипный снимок был получен во Франции всего на несколько месяцев раньше, а России и всему миру технология стала доступна только в 1839 году.

История создания

Первые снимки пытались делать уже в 18 веке, но, не зная способов закрепления изображения, фотографы теряли смысл своей работы. Только в 1837 году химик и изобретатель Луи Дагер после нескольких лет поисков открыл способность паров ртути проявлять изображение, сделанное камерой-обскурой. Назвал он первую фотографию своим именем и первый дагерротип (точнее, первый с изображением людей) он сделал в Париже весной 1838 года, запечатлев из своего окна бульвар дю Тампль.

Вдохновленный успехом, Дагер решил продавать возможность получения снимков по подписке, но цена ее была столь высока, что желающих не нашлось. Тогда Дагер продал свое изобретение французским властям. Те, в свою очередь, назначив Дагеру пожизненную пенсию, передали технологию широкой общественности и интересующиеся из разных стран стали приезжать во Францию, чтобы научиться ремеслу и искусству дагерротипии.

Технология получения дагерротипа

Чтобы получить снимок и мастеру, и позирующему приходилось немало потрудиться. Изначально дагерротип - это посеребренная пластина, которую нужно было отполировать. Делали это тщательно прямо перед началом фотографирования кусочками меха или бархата. Далее в совершенной темноте пластины обрабатывали парами брома или йода. При специальном желтом освещении было видно, как пластина постепенно меняет свой цвет и к моменту готовности становится светло-фиолетовой.

Далее пластина вставлялась в фотоаппарат и с помощью его крышки производилась выдержка, которая могла занимать до 15 минут. Если фотографировали людей, то все это время они стояли и сидели неподвижно, что было очень трудно, особенно при съемке на улице под ярким солнцем. Если снимали улицы или здания, то на дагерротипе отражались только те объекты, которые не слишком сильно двигались и перемещались. То есть дома, деревья, чистильщики обуви на углу улицы запечатлевались, а прохожие и проезжающие мимо экипажи нет.

По окончании выдержки на пластине появлялось скрытое, пока невидимое изображение, но позже оно проявлялось под парами ртути. Там, где ртуть соприкасалась с серебром, получалась амальгама и чем больше выдержка, тем больше ее слой. На последнем этапе химическими составами удаляли серебро, которое осталось светочувствительным, и покрывали дагерротип хлоридом золота. Без последнего этапа снимок был крайне недолговечен - полученный слой амальгамы был хрупок и мог разрушиться даже от прикосновения.

Дагерротип в России - история первых фотосъемок в России

Новшество распространилась очень быстро, в том же месяце, как Дагер и французское правительство рассказали о технологии, русский химик Иосиф Гамель представил новинку в Российской империи. Первый русский дагерротип - это изображение Исаакиевского собора. Вскоре после этого технология стала применяться повсеместно.

Дагерротипное ателье Петербурга, которое держали братья Цвернер было оборудовано по последнему слову техники - стеклянная крыша позволяла получить нужное освещение и выдержку, но защищало позирующих от слепящего солнца, работало сразу несколько камер-обскур, для антуража имелись разные фоны, мебель и безделушки и даже металлические подставки для головы, чтобы позировать в течение десятка минут было не так изнуряюще.

Современные дагерротипы

Всего двадцать лет просуществовала дагерротипия, вскоре ее сменили более совершенные технологии, однако и сегодня, спустя почти два столетия, к этому искусству возвращаются энтузиасты и любители ретро-фотографии.

Однако, воссоздать сегодня в 21 веке технологию непросто. Начиная с секретов и тонкостей мастерства, умерших вместе с фотографами, до химических законов, известных только ученым. Плюс ко всему - дагерротип это опасно и дорого. Любители в России отмечают и сложности с поиском материалов, например, купить составы для закрепления изображения в нашей стране просто невозможно. Поэтому в России на различных выставках и экспозициях и выдают за дагерротипы другие технологии, появившиеся гораздо позднее. А вот за рубежом такие мастера есть, это, например, Джерри Спаньоли, Чак Клоуз, Барбара Галассо и другие.

fb.ru


Смотрите также