Двойной обгон что это такое


Разрешен ли двойной обгон

Правила совершения обгона, а так же существующие запреты на выполнение данного маневра регламентируются Правилами дорожного движения, установленными Постановлением Правительства №1090.

Что такое двойной обгон, и в каких ситуациях можно прибегать к выполнению этого маневра в соответствии с действующими правилами, читайте далее.

Что это такое

В соответствии с действующими Правилами движения обгоном автомототранспортного средства называется особый вид опережения движущегося впереди автомобиля (иного вида транспорта) с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и обратным возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может быть совершен в отношении одного или более транспортных средств, движущихся по одной полосе.

Правила выполнения обгона, а так же ситуации, при которых совершение данного маневра запрещено, указываются в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Правил не предусмотрено.

Однако принято считать, что двойным обгоном являются следующие действия:

  • обгон автотранспорта, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон автомашин за автомобилем, совершающим аналогичный маневр.

Схемы

Для наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схематических изображений указанных действий:

  1. Двойной обгон, осуществляемый в порядке опережения обгоняющего автотранспорта:
  2. Двойной обгон за автотранспортом, который в свою очередь совершает обгон другого транспортного средства:

Итак, двойной обгон не подразумевается прямо действующей редакцией ПДД, но в соответствии с теми или иными статьями правил можно самостоятельно определить в каких ситуациях разрешено, а в каких запрещено совершать маневры, указанные на рисунках.

В каких случаях запрещается

По правилам движения выполнение обгона сопровождается:

  • включением сигнала поворота;
  • выездом на встречную полосу движения;
  • объездом или опережением автотранспорта, движущегося по своей полосе;
  • возвратом на свою полосу.

Выполнение данного маневра должно производиться в условиях достаточной видимости и без образования помех в движении иного автотранспорта (статья 11.1).

Обгон запрещено выполнять в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  • впереди движущееся транспортное средство приступило к обгону другого автомобиля (мотоцикла, автобуса, грузовика и так далее);
  • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал поворота налево для выполнения обгона, поворота или разворота;
  • автотранспортное средство, следующее сзади, приступило к выполнению маневра «Обгон»;
  • автомобиль, совершающий обгон, не может, не создавая помех другим видам транспортных средств, вернуться в занимаемую сторону (начальную полосу, из которой водитель приступил к обгону).

Данные правила означают, что обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

На рисунке представлена рассмотренная ранее ситуация. Желтый автомобиль приступил к выполнению обгона синего автомобиля. В это же время красная автомашина пытается совершить обгон и желтого и синего автомобиля, что прямо запрещается правилами (пункт 11.2).

В соответствии со статьей 11.4 ПДД обгон запрещается выполнять:

  • на железнодорожных переездах и за 100 м до них. Такое правило введено из-за увеличения опасности в связи с движением поездов;
  • на регулируемых перекрестках, так как светофоры (сигналы регулировщика), как правило, разрешают одновременное движение во встречных направлениях;
  • на нерегулируемых перекрестках при движении автомобиля по второстепенной дороге (второстепенной является дорога, на которой установлен знак «Уступи дорогу»), так как преимущественное право продолжить движение без помех имеют автотранспортные средства, которые осуществляют движение по главной дороге;
  • на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а так же в тоннелях;
  • на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другим автотранспортом, но и человеком;
  • в зоне действия знака «Обгон запрещен» или на участке дороги, где разделение между полосами обозначено сплошной линией;
  • на опасных участках или в зоне с плохой видимостью.

Поскольку впереди идущий автомобиль при совершении двойного обгона друг за другом ограничивает видимость водителя, то и совершение данного маневра так же запрещено действующими правилами.

Рассмотренная ситуация представлена на рисунке. Красный автомобиль, движущийся первым, выполняет обгон двух синих автотранспортных средств в соответствии с правилами.

Второй красный автомобиль так же совершает обгон, то так как видимость на проезжей части ограничена первым автомобилем, то вторая автомашина не имеет права выполнять данный маневр (статья 11.4).

Где не запрещен

Существуют ли ситуации, при которых выполнение двойного обгона разрешается?

Ранее в правилах движения определение «Обгон» имело несколько иную трактовку, по которой опережение с выездом на встречную полосу могло осуществляться только в отношении одного автомобиля, то есть одновременный обгон нескольких транспортных средств был запрещен.

В настоящее время такое действие правилами не запрещается. Однако среди водителей бытует мнение, что одновременное опережение двух и более автомототранспортных средств так же считается двойным обгоном.

На рисунке показано, что красный автомобиль обгоняет сразу два синих автотранспортных средства.

Правило двойного обгона в этой ситуации не запрещает выполнение маневра, так как строго соблюдаются все условия (препятствий на полосе встречного направления не существует, зона видимости достаточно, обгон производится в месте, не запрещенном правилами).

Следует так же различать такие понятия как «Обгон» и «Опережение». Если для обгона автотранспорта не требуется выезд на встречную полосу движения, то такой обгон является опережением.

Для выполнения маневра «Опережение» нет таких строгих ограничений, как для обгона. При опережении впереди идущего автотранспорта водитель должен убедиться в отсутствии препятствий для совершения маневра.

Опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если иной транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение можно осуществлять:

  • по нескольким полосам одновременно, то есть при выполнении этого маневра не следует опираться на правило, запрещающее обгон автомобиля, которым совершается аналогичный маневр;
  • по одной полосе вслед друг другу, то есть в отличие от обгона опережение может производиться несколькими автомашинами одновременно.

Штрафы

Любое несоблюдение правил движения, установленных действующим законодательством, может привести к возникновению аварийной ситуации или ДТП с причинением вреда транспорту, жизни и здоровью людей.

Поэтому за несоблюдение ПДД Административным Кодексом (КоАП) предусмотрено соответствующее наказание, которое может заключаться в наложении штрафных санкций или лишения права на дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Фиксацией нарушений занимаются сотрудники ГИБДД:

  • при личном дежурстве на определенном участке проезжей части;
  • с использованием камер фото или видео слежения, установленных вдоль дорог общего пользования.

Какое наказание может быть применено к водителю, который нарушил установленные правила обгона?

Вид и размер наказания представлены в таблице:

Описание правонарушения Статья КоАП Наказание
Обгон на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге (не предоставление преимущества транспорту, имеющему такое право) 12.13 Штраф – 1 000 рублей
Не использование световой сигнализации перед началом выполнения обгона 12.14 часть 1 — предупреждение; — штраф 500 рублей
Выезд на полосу или трамвайные пути для совершения маневра «Обгон» при наличии запрета на такое действие 12.15 часть 4 — штраф в 5 000 рублей; — лишение прав на 4 – 6 месяцев
Повторное правонарушение, предусмотренное статьей 12.15 часть 4 12.15 часть 5 Лишение прав на срок до 12 месяцев. Если правонарушение выявлено камерами фото или видео фиксации, работающими в автоматическом режиме, то лишение прав заменяется штрафом в размере 5 000 рублей, так как отсутствует возможность определения личности водителя, управлявшего транспортным средством в момент совершения правонарушения
Несоблюдение требований, которые установлены дорожными знаками или разметкой (обгон автотранспорта в зоне действия запрещающего знака) 12.16 часть 1 — предупреждение; — штраф 500 рублей

При выполнении обгона требуется правильно оценить дорожную ситуацию и определить скорость движущихся попутно и во встречном направлении транспортных средств, так как некорректная оценка ситуации может привести к дорожной аварии.

Видео: Нарушение ПДД -обгон по встречной и двойной обгон.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

avtopravozashita.ru

Двойной обгон: что такое, картинка, штраф по ПДД

Для водителей есть одно неписаное правило — «Не уверен — не обгоняй!». Об этом не стоит забывать и, соответственно, не создавать себе лишних препятствий на дороге. Тем более, не зря житейская мудрость говорит — «поспешай, не торопясь». Но в том и состоит закавыка, что очередные непредвиденные обстоятельства заставляют человека торопиться и нарушать правила движения. Нередко даже приходиться совершать двойной обгон. И, как результат — происходит дорожно-транспортное происшествие.

Необходимость в проведении опережения и обгона

Обгон — это взаимодействие трёх последовательных движений автомобиля на дороге.

Машина перестраивается на движение вперёд по встречной полосе, идёт на объезд и занимает прежнее место в полосе. Такое передвижение совершается на дороге часто. И владельцам автотранспорта надо быть уверенным в том, когда можно это делать, а в каком случае — нельзя. Ошибка автомобилиста обойдётся ему серьёзным штрафом. Более того, автовладельца могут лишить водительских прав на долгое время.

Есть водители с солидным водительским стажем, которым трудно различить понятия — опережение и обгон. Но неправильное понимание этих терминов ведёт к частым разбирательствам с инспекторами и даже — авариям.

Опережение связано с продвижением транспорта по дороге с превышением скорости рядом двигающихся автомобилей. В этом варианте не происходит выход на встречную полосу. И, в отличие от обгона, опережение возможно проводить как с левой, так и с правой стороны.

Автомобилистам надо правильно разбираться в том, что такое двойной обгон. В том случае, когда он совершается следом за объезжающим авто, процесс называют «паровозиком» или «гуськом» и считают двойным обгоном.

Как правило, это разрешается автомобилю, выехавшему первым. Практически все остальные участники движения, которые следуют за первым, уже нарушают правила. Они и создают «паровозик».

Полотно дороги слабо просматривается, водители не оценивают ситуацию и происходит дорожно-транспортное происшествие.

Как правильно выполнить

Чтобы ездить правильно, нужно соблюдать не только правила, но и быть внимательным.

  1. Обгонять ТС надо в полной уверенности, что в поле зрения нет запрещающего знака или разметки.
  2. Целесообразно проверять наличие на полосе машин и места для манёвра.
  3. Затем водителю следует включить левый поворотный сигнал, понизить передачу, но при этом повысить обороты двигателя и до упора нажать на педаль газа.

Теперь водитель, выезжающий на встречную, не подрезает машину на обгоне, а проезжает чуть-чуть вперёд.

Правила об обгоне

Картинки двойного обгона в учебнике по вождению покажут любому водителю, как правильно совершать движения по манёвру. Зная пункт 11 ПДД, перед началом обгона обязательно нужно быть предельно уверенным, что на встречной полосе нет транспорта. Правила не включают в себя такого понятия, как двойной обгон.

Но в них прописано, что подобный вид маневрирования не проводят в случае, если:

  • впереди идущий автомобиль не включил левый поворотный сигнал и начал выезжать для обгона машины, находящейся перед ним;
  • движущееся за ним авто приступило к обгону;
  • будет невозможно завершить перестановку без помех для обгоняемого авто.

Нужно следить, чтобы своими манёврами не создать препятствий остальным участникам дорожного движения.

Когда запрещено и когда разрешено обгонять

Не все водители дисциплинированны. Многие считают личные желания и стремления преимуществом перед другими автовладельцами и ездят так, как считают нужным, а не по правилам.

Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:

  1. Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
  2. Действие происходит на пешеходных дорожках.
  3. Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
  4. Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.

Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:

  • возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
  • вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
  • вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
  • при движении по мосту;
  • на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
  • на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
  • при наличии свободного места на встречной полосе;
  • если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
  • при движении впереди машины с включённым левым поворотом.

Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.

Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.

За что штраф

В Правилах дорожного движения не предусмотрен штраф именно за двойной обгон. Но, совершая такой опасный для жизни вид перестроения, владельцы авто могут нарушить другие правила, в результате чего нарушителям будет предъявлен штраф по статье 12.15 КоАП.

Какие нарушения может совершить водитель?

  1. Препятствие объезжается по встречной полосе.
  2. Также предполагается наказание за обгон в случае, если после него владелец авто не возвращается на прежнее место, а обгоняет следующую машину. Водитель вынужден будет оплатить штраф или лишиться прав вождения транспортного средства.

За очередное повторение произведённых ошибок, нарушитель лишается водительского удостоверения на длительный срок. При случае, если момент нарушения снят системами видеонаблюдения, то будет наложен штраф по ч.5 статьи.

Объезд колонны

Согласно п. 1.2 Правил ПДД, образованная на дороге колонна представляет собой группу авто, состоящих из нескольких ТС, которые движутся по одному ряду, включив фары ближнего света. Машины сопровождаются автомобилями с проблесковыми маячками красного и синего цветов.

Колонну определяют по следующим признакам:

  • в одном ряду движутся не менее трёх ТС;
  • в начале колонны движется автомобиль ПС с включёнными огнями;
  • автомобиль сопровождения окрашен в цвет, определяющий ведомство, к которому он относится.

В Правилах указано, что машины, входящие в состав колонны, включают ближний свет. При отсутствии автомобиля сопровождения, обгон колонны будет производиться согласно инструкции.

Обгон путём пересечения сплошной линии

Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.

В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.

Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.

При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.

Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.

Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.

Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.

Можно ли произвести обгон трамвая без нарушения закона

Трамвайный путь имеет одну полосу в каждом направлении движения. В п.9.6 Правил движения ясно прописано, что маневрирование и пересечение встречных путей транспортом разрешается. Таким образом, пересечение не является выездом на встречную полосу. А трамвайные пути не являются разделительной полосой.

Начиная маневрировать, водитель должен быть уверенным в незанятости полосы и дорожного пространства для такого действия. У него должно быть не только достаточно места для движения, но и времени, для того, чтобы не создавать помех другим автомобилистам.

Обгон трамвая не запрещается, и в инструкциях нет дорожных знаков и разметок, запрещающих обгонять движущийся трамвай. Но практика показывает, что обычно трамвай обгоняется по встречным путям, за что «лихачи» и лишаются прав управления автомобилем.

Хотелось бы обратить внимание на участки дорог, где совершение подобных перестроений заканчивается летальным исходом. К этому числу причисляются эстакады, мосты, тоннели. Они не менее опасны, чем движение по встречной полосе. Иногда мосты строят так, что их трудно различить издали. Много водителей, начинающих обгон, завершают его в затруднённых для проезда местах. В обязательном порядке там установлены указатели, в частности, знак обгона. Он пронумерован, как 3.20. На табличке изображаются 2 машины, из них — левая красного цвета.

Двойной обгон опасен, так как он сопряжён с другими нарушениями, к примеру, выездом на встречную полосу. Итогом таких манёвров на дороге может быть не только штраф, но и авария с пострадавшими.

Совершая двойной обгон, обязательно учитывать скорость двигающегося впереди ТС, техническое состояние дорог, возможности автомобиля для совершения манёвра. За такое нарушение правил вождения владельцу транспортного средства грозит штраф до 5000 рублей либо лишение водительских прав на полгода. Чтобы проконтролировать степень ответственности участников дорожного движения, было бы неплохо установить в салоне автомобиля видеорегистратор, который будет фиксировать весь путь.

avtoved.com

Что такое «Двойной обгон»?

Добрый день, уважаемые автолюбители!

Многим среди водителей знакомо такое понятие как «Двойной обгон» и все понимают что совершать такой маневр запрещено. Но известно ли, что из себя такой «двойной обгон» представляет по Правилам дорожного движения?

Давайте сначала посмотрим каким текстом Правил дорожного движения такой маневр запрещен:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Как видете термина «Двойной обгон» в пдд не существует, а есть запрет на выполнение маневра, в случае если транспортное средство впереди производит объезд или обгон.

  • Вспомним, что является обгоном:

    «Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

    Первая ситуация — обгон при объезде препятствия, запрещенный маневр очевиден. Во втором случае осуществляется обгон транспортных средств, движущихся впереди, в том числе и транспортного средства уже осуществляющего обгон — нарушение п.11.2 ПДД сомнений не вызывает.

    Следует учесть, исходя из определения «обгон» маневр опережения белого автомобиля отдельным обгоном не является, а является составной частью обгона, начатого при опережении серого автомобиля. Т.е. в данном случае п.11.2 необходимо применять до начала обгона(выезда на встречную полосу), и выполнять обгон запрещено, вне зависимости от того будет совершено опережение белого автомобиля или нет. Разберем это в третьем примере.

    Третья ситуация, так называемый обгон «паровозиком»: Эта ситуация трактуется водителями неоднозначно, по мнению одних, такой маневр не запрещен, так как в начале обгона транспортное средство, движущееся впереди (серый автомобиль) маневров не совершает, другие же считают, что белый автомобиль также движется впереди и выполнять обгон запрещено.

    Похожая статья:  Обгон транспортной колонны по Правилам дорожного движения

    Посмотрим как на схеме выглядит обгон «паровозиком»: Как видно, состав нарушения п.11.2 ПДД образуется уже при опережении и избежать этого нарушения не возможно, пока белый автомобиль не завершит обгон. Соответвтсенно и начинать в таком случае обгон запрещено.

    Но тут же возникает справедливый вопрос, до какого расстояния белый автомобиль считается движущимся впереди? И когда же можно начинать обгон, не нарушая п.11.2 ПДД? Прямого ответа Правила дорожного движения не дают, но для определения этого расстояния можно сослаться на первое общее правило обгона:

    11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

    Согласно этому правилу водитель обязан изначально определить безопасную зону от начала до самого завершения обгона, то есть до возврата в свою полосу. Таким образом транспортные средства, не входящие в эту зону непосредственного отношения к обгону не имеют, соответственно и применение правил обгона в рамках совершаемого маневра по отношению к ним не требуется. Ну и конечно же не стоит забывать о самом важном неписаном правиле: «Не уверен — не обгоняй!»

    Дорог вам без препятствий!

    ruspdd.ru

    Кто-то гонит: челябинцу грозит лишение прав за выезд на встречку в разрешённом месте

    Проблема возникла из-за попутного автомобиля, который тоже совершал обгон

    Проблема возникла из-за попутного автомобиля, который тоже совершал обгон

    Фото: читатель сайта

    Челябинец Валерий ездил по делам в район Нижнего Тагила, где пошёл на обгон в разрешённом месте, что хорошо видно на записи. Но инспекторы ГИБДД вменили автомобилисту нарушение, за которое грозит лишение прав на срок до полугода. Самое интересное, что речь не о «ментовском беспределе», а о довольно коварном пункте правил, который мало кто помнит. В ситуации разбирался 74.ru.

    Обгон вслед за другой машиной могут посчитать нарушение пункта 11.2 ПДД и наказать лишением прав. Видео: читатель сайта

    Двойной обгон — лишение

    Валерий ехал в хвосте вереницы машин, разбавленной большегрузами. Дорога в этом месте прямая и слегка «вогнутая», что обеспечивало идеальную видимость встречной полосы. На всей дистанции обгона осевая линия была прерывистой.

    Экипаж ГИБДД двигался навстречу Валерию. С небывалой расторопностью инспекторы остановили его и вменили нарушение пункта 11.2 ПДД и наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП: штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев.

    Что такое пункт 11.2 ПДД?

    Этот пункт запрещает обгон «ситуативно», например, если автомобиль впереди также вышел на обгон или объезжает препятствие.

    Большинство водителей, даже если помнит этот пункт, интерпретируют его как запрет на обгон «паровозиком», то есть двумя машинами впритык друг к другу. Это действительно опасно.

    Классический обгон «паровозиком», когда передняя машина полностью блокирует обзор. Видео: Дорожные происшествия/Youtube.com

    Также есть точка зрения, что пункт 11.2 запрещает двойной обгон, как на старом советском плакате, где изображена действительно безумная ситуация: красный автомобиль обгоняет синий, а синий в это время обгоняет грузовик.

    Старый плакат, предупреждающий об опасности «двухэтажного» обгона

    Старый плакат, предупреждающий об опасности «двухэтажного» обгона

    Суть проблемы

    К сожалению, пункт 11.2 сформулирован размыто, и встречаются его «экстремальные» интерпретации. Согласно им, любая машина впереди, совершающая обгон, запрещает нам выезд на встречную полосу.

    Так, посмотрев видео с регистратора Валерия, представитель Комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов пришёл к выводу:

    — Нарушение явное — расстояние между обгоняющими машинами навскидку метров 40. Правила запрещают обгон, если впереди идущее транспортное средство производит обгон или объезд, потому что за ним может быть встречный автомобиль, и водитель не успеет среагировать. На трассах это достаточно частый сценарий возникновения опасных ситуаций и лобовых ДТП.

    Обгон вслед за другим автомобилем привёл к перевороту. Видео: Mens Chann/Youtube.com

    Тогда возникает вопрос: а на каком минимальном расстоянии от нас должен обгонять автомобиль впереди, чтобы мы могли безопасно выехать на встречную полосу? Ведь в ПДД нет никаких инструкций на этот счёт.

    — Критерия и вправду нет, — соглашается Дмитрий Ларионов. — Технически инспектор может оформить нарушение, даже если впереди совершался обгон в километре от нас. Но я ни разу не слышал, чтобы они заходили так далеко.

    Фактически критерий — даже не само расстояние, а степень загромождённости обзора на встречную полосу. Но это слишком неуловимый показатель.

    Если оценивать манёвр Валерия субъективно, Toyota Auris перед ним была на расстоянии нескольких корпусов и за счёт постоянного смещения не создавала «слепое пятно». Но если следовать формулировке пункта 11.2 «в лоб», получается, что он был нарушен.

    Так какой совет можно дать водителям?

    — Боюсь, в таких ситуациях они действуют на свой страх и риск, — подытоживает Дмитрий Ларионов.

    Во время обгона важно соблюдать безопасную дистанцию. Видео: Yamaha YBR 125. Minsk.DNEPR. мотоцикл друг человека/Youtube.com

    Судебная практика изменилась

    Автоюрист Лев Воропаев также подчеркивает «субъективность» трактовки этого пункта правил, что не позволяет дать однозначную рекомендацию водителям.

    — Судебная практика в последнее время изменилась, — говорит он. — Раньше суды квалифицировали данное нарушение по части 1 статьи 12.15 КоАП, то есть наказывали штрафом в 1500 рублей. С недавних пор некоторые суды стали использовать четвёртую часть этой статьи, которая предполагает наказание вплоть до лишения прав.

    Эксперт отмечает, что практика по вопросу окончательно не сформировалась, и встречаются совершенно разные решения. Например, Свердловский облсуд в июле этого года дал такую интерпретацию пункта 11.2 ПДД (дело № 4а-396/2018): «Пункт 11.2 Правил дорожного движения Российской Федерации запрещает водителю выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. По смыслу указанной нормы водителю запрещено выполнять обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия». То есть фактически речь идёт о ситуации, изображенной на советском плакате.

    Но, случается, российские суды занимают жёсткую позицию, исходя из полного запрета обгона вслед за другим автомобилем.

    — Какой-либо конкретики о расстоянии, на котором должны находиться друг от друга обгоняющие автомобили, нет, — объясняет Лев Воропаев. — Всё зависит от оценок сотрудников ГИБДД и судей. Как правило, суды первой инстанции полностью поддерживают решения инспекторов ГИБДД, а далее у водителя остаётся возможность доказывать невиновность в судах высших инстанций.

    Как обгонять, чтобы не лишили

    Итак, правила однозначно запрещают «двухслойный» обгон и обгон «паровозиком», когда одна машина дышит в затылок другой. Но как быть с пограничными ситуациями, как на видео Валерия?

    — Нарушения нет, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — Случалось, что водителей привлекали за нарушение пункта 11.2, но за обгон одной и той же машины на близком расстоянии друг от друга. Абсурдно вырывать пункт 11.2 из контекста: его нужно рассматривать совместно с пунктом 11.1, который требует убедиться, что встречная полоса свободна на расстоянии, достаточном для обгона. И если обгоняющая впереди машина находится на большой дистанции от нас, безопасность манёвра обеспечивается, и нарушения нет.

    Юрий Панченко советует Валерию обратиться к эксперту и получить заключение, что его манёвр был безопасен: не было ограничений видимости и рискованного сокращения дистанции до автомобиля впереди. Эксперт также отмечает, что помимо радения о безопасности в задачу властей входит увеличение пропускной способности дорог, и чересчур рьяное наказание водителей лишь усугубляет ситуацию.

    Тем не менее полной однозначности в трактовке таких нарушений нет, поэтому имейте в виду подводные камни ПДД, а точнее, их вольные интерпретации.

    Page 2

    74.ru

    Двойной обгон: что это такое и как за него наказывают

    Для начала разберемся с терминами. Вот уже несколько лет в российских ПДД термин «обгон» обозначает исключительно маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Все, что происходит в рамках своей, правой половины дороги, считается опережением, а понятия «обгон справа» (который прежде был запрещен) ныне не существует. Опережения никак не регламентируются Правилами, а потому могут происходить так, как удобно водителям. Что на мой взгляд неправильно, но это тема для отдельного разговора.

    Двойным обгоном многие ошибочно называют обгон нескольких транспортных средств подряд, двигающихся в одной полосе друг за другом. Этот маневр Правилами не запрещен. Если, конечно, будут соблюдены все остальные требования 11-го раздела этого документа. А именно: не будет создано помех встречным машинам и попутным при возвращении в полосу, обгоняющий не «разорвет» организованную колонну и не выйдет на встречку в том месте, где это запрещено. Иначе говоря, обогнать двух и более тихоходов сразу можно.

    На самом же деле двойной обгон — это обгон транспортного средства, которое само уже выполняет аналогичный маневр. Учитывая, что действие по определению сопряжено с выездом на встречную полосу, выглядит подобный поступок крайне безрассудным. Хотя бы потому, что обгоняют в подавляющем большинстве случаев на дорогах с одной полосой в каждую сторону. Где уж там уместиться в ширину трем транспортным средствам? Однако на практике такое все же случается.

    Наказание за двойной обгон прямо прописано в КоАП. ПДД запрещают выполнять обгон, если «транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия». Санкция по статье 12.15.4 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев. При повторном нарушении в течение года расстаться с правами придется уже на 12 месяцев.

    Справедливости ради отметим: немало двойных обгонов получаются вынужденными, когда перед уже вышедшей на встречную полосу машиной высовывается еще один обгоняющий. Тот, кто начал выполнять маневр первым зачастую не тормозит, а уклоняется левее и проскакивает вперед. В этом случае нарушителем оказывается тот, кто вышел на обгон позже. Он нарушил требования раздела 11.2 ПДД: обгон запрещен, если «следующее за ним транспортное средство начало обгон». В этом случае наказание следует по той же статье КоАП 12.15.4: 5000 рублей или от четырех до шести месяцев без прав за «выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления».

    zabarankoi.mirtesen.ru

    Двойной обгон в 2019 году - что это такое, ПДД, штраф

    Обгон — это один из наиболее часто совершаемых маневров на дороге. И вместе с тем один из самых опасных. Не говоря уже о двойном обгоне.

    Каждый водитель должен знать, как и когда его можно совершать, а когда такой маневр категорически запрещен. В таком случае ему не придется оплачивать достаточно крупный штраф или жертвовать своими правами.

    Что это такое

    Обгон — опережение автомобилей путем выезда на встречную полосу и возвращением обратно на свою.

    Двойным обгоном считается:

    • объезд впередиидущего транспортного средства, которое уже обгоняет другое ТС;
    • выезд на встречную для обгона нескольких ТС без возврата на свою полосу;
    • объезд других машин двумя и более автомобилями.
    Автомобиль белого цвета совершает обгон двух авто (серого и желтого), движущихся по правой стороне дороги. Если красный автомобиль начнет в это же время объезжать белый, он нарушит пункт 11.2 действующих правил. В нем говорится, что запрещено производить обгон уже совершающего объезд транспортного средства.

    Когда совершается обгон одного или ряда транспортных средств следом за объезжающим авто по встречной полосе, это называется «паровозиком» или «гуськом» и считается двойным обгоном.

    Он разрешен только для того автомобиля, который выехал на встречную первым. А следующие за ним двигаются с нарушением правил, так как они «паровозик» и создали. К тому же, они не видят полотно дороги, не в состоянии оценить ситуацию и могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.

    Выезд на встречную для опережения сразу нескольких автомобилей не запрещен правилами, а значит, разрешен. Если перед этим водитель убедился в безопасности такого действия. В случае совершения ДТП во время двойного обгона водителя подвергнут наказанию. Значит, осуществляемый маневр являлся опасным.

    Что говорится в ПДД

    Согласно пункту 11 действующих правил водитель перед началом маневра должен убедиться в том, что встречная полоса свободна для выезда, и он не будет создавать препятствий для остальных членов дорожного движения.

    В правилах дорожного движения не существует термина «двойной обгон».

    Там написано, что водителям не разрешается обгонять движущееся впереди них транспортное средство в случаях:

    • если оно само совершает обгон, а также объезд препятствий;
    • передний автомобиль включил левый поворотный сигнал и начал выезд для опережения машины, едущей перед ним;
    • транспортное средство за ним приступило к обгону;
    • невозможно будет завершить маневр без помех обгоняемому авто.
    Водитель впередиидущей машины не должен создавать трудностей для обгона, в частности, увеличивать скорость движения.

    Кроме того, двойной обгон будет запрещен в тех же случаях, что и обычный, а именно:

    • если происходит на регулируемом перекрестке, при движении по второстепенной дороге на нерегулируемых перекрестках;
    • на обозначенных пешеходных переходах;
    • при подъезде к железнодорожным переездам, начиная от ста метров и менее;
    • в тоннелях, при завершении автомобилем крутого подъема, во время опасного поворота, в зоне пониженной видимости.

    Если на автодороге осложнен встречный разъезд, уступить обязан водитель с той стороны, где находится это препятствие. В присутствии знаков «крутой спуск» или «крутой подъем» уступает движущаяся вниз машина.

    Как правильно выполнить

    Действия водителя перед началом:

    1. Перед выполнением такого маневра необходимо убедиться, что нет запрещающего это знака или разметки (сплошной , двойной сплошной).
    2. Затем проверить наличие транспортных средств на полосе, по которой будет совершен маневр. Оценить, достаточна ли дистанция для обгона, не совершает ли подобное действие сзади- или впередиидущее транспортное средство.
    3. Далее необходимо включить левый поворотный сигнал, понизить передачу, повысить обороты двигателя, до упора нажать на педаль газа.
    4. Выехать на встречную полосу. Не подрезать обгоняемую машину, а проехать еще немного вперед.
    5. Потом включить правый поворотный сигнал и вернуться на покинутую ранее полосу.
    6. Выключить правый поворотный сигнал.
    7. Продолжить движение, повысив передачу.

    Включенный поворотный сигнал не дает абсолютно никаких преимуществ при движении и от ответственности при аварийных ситуациях не избавляет.

    Если водитель увидел, что у ТС впереди мигает левый поворотник, он должен отложить свою попытку и снизить скорость. Следует подождать, пока авто завершит обгон еще одного участника движения, скорость которого меньше.

    Кроме того, передняя машина может начать поворачивать налево или приготовиться к повороту. Для предотвращения ДТП ее категорически запрещается обгонять.

    Если маневр совершает транспортное средство сзади, нельзя ему мешать. Не стоит не только вилять на дороге и увеличивать скорость, но и понижать ее. Ведь водитель может передумать совершать обгон и попытаться вернуться на свою полосу.

    В идеале, водитель обгоняемого ТС должен помочь второму быстро и безопасно завершить начатое действие.

    Иногда большегрузный автомобиль или автобус не пропускает следующую за ним машину, нарушая тем самым ПДД. В этом случае необходимо быть начеку. Возможно, это попытка предотвратить дорожное происшествие, ведь оттуда значительно дальше и лучше видна дорога.

    Если водитель обгоняемой машины обнаружил помеху, которая не видна обгоняющему, необходимо предупредить о ней: посигналить, включить левый поворотный сигнал или стоп-сигналы. В редких случаях можно создать препятствие, переместив авто на левую полосу.

    Если водитель понимает, что не сможет совершить маневр, не мешая другим автомобилям, осуществляющим встречное или попутное движение, то не стоит совершать маневр с риском для себя и других.

    Если передвигающееся спереди транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным переходом, то следующему нужно сделать то же самое. Скорее всего, по нему идут люди. Так что лучше не рисковать и не начинать обгон.

    Нельзя забывать, что обгон на самом пешеходном переходе, даже по которому не движутся пешеходы, запрещен с 2014 года.

    Специально для обгоняющих водителей были разработаны следующие рекомендации:

    • расстояние между машинами должно быть не менее 1,5 метров;
    • скорость обгоняющего авто должна быть больше на 15-20 км/ч;
    • водителя обгоняемого транспортного средства желательно предупредить сигналом;
    • при подъезде к автомобилю, чтобы не ослепить водителя, переключить фары в ночное время с дальнего света на ближний, а днем наоборот.

    Остальные транспортные средства должны держаться правой стороны, ближе к обочине.

    В случае подозрения на возможность аварии водитель должен переместить машину ближе к обочине, снизить скорость, уступив место обгоняющему спереди. Или повысить скорость, уступив место сзади.

    Штраф за нарушение

    Неправильное осуществление обгона связано с огромным риском для всех участников движения. Это является самой частой причиной аварий на наших дорогах: лобового столкновения и тяжелых травм, вплоть до летального исхода.

    Наказание осуществляется правилами не за сам обгон, а за маневр с нарушением ПДД. За это законом предусмотрено лишение водительского удостоверения от четырех до шести месяцев или денежное взыскание в размере 5000 рублей.

    Такой штраф грозит за обгон:

    • автомобиля, у которого включен левый поворотник;
    • если по встречной полосе движется транспортное средство;
    • при пересечении сплошной разметки;
    • на перекрестках по второстепенной дороге;
    • на пешеходном переходе;
    • на опасных поворотах и т.д.

    За повторное нарушение срок лишения повысится до года. Если его зафиксировала видеокамера, то «повезет» больше — нужно будет отдать всего пять тысяч.

    Если водитель при совершении двойного обгона не уступил пешеходу дорогу на пешеходном переходе, он вынужден будет заплатить 1500 рублей.

    Для водителей, препятствующих опережению какими-либо действиями, предусмотрен штраф от одной до полутора тысяч рублей.

    В законе указано, что автомобилист может нарушить ПДД, например, пересечь сплошную, в случае, если это поможет избежать столкновения.

    Правила дорожного движения были придуманы для сохранения безопасности движения на дорогах. Поэтому водители обязаны их знать и соблюдать. И хотя в правилах нет понятия «двойной обгон», на практике водители его совершают.

    Машина на определенное количество времени попадает на встречную полосу, и чем оно короче, тем меньший риск будет для водителя и пассажиров. И, конечно совершать маневр следует только при отсутствии встречного транспорта.

    Видео: ПДД: Обгон, опережение, встречный разъезд

    Внимание!

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    bibiguru.ru


    Смотрите также