Гендерная школа что это такое


Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?

Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.

Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.

К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.

Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.

У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.

По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.

Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.

Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.

Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.

Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.  

Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.

В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.

Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.

Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».

А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.

Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.

Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.

В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.

Дата публикации 18.12.2017 Автор статьи: Маргарита Тимофеева

Гендерное обучение в России: за и против

*Техническая расшифровка эфира

Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. У микрофона Александра Хворостова. Это программа «Угол зрения» на радио «Соль». Поговорим мы с вами о раздельном обучении в школе. Тема нашей программы звучит так: «Гендерное обучение в России: за и против».

Все больше и больше школ России переходит на гендерное обучение, то есть когда создают классы только для мальчиков и только для девочек или даже целые школы. По этому поводу психологи считают, что гендерное обучение особо полезно детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием, успеваемостью, мол, мальчики и девочки должны воспитываться в абсолютно разной среде. Сегодня мы узнаем у экспертов их мнение. Кто-то за, кто-то против. Так вот, нужно ли гендерное обучение в России?

Если касаться немного истории вопроса, то в России такое раздельное обучение и воспитание существовало на протяжении достаточно многих лет, а может быть даже и веков. В Российской Империи раздельное обучение практиковалось почти во всех средних учебных заведениях. Исключение составляли только коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение. Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. В партийной программе РКП(б) говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить так называемое существовавшее до революции неравноправие мужчин и женщин. И в 1918 году в школах страны обязательное совместное обучение ввели. Просуществовало оно без малого 25 лет. В 1943 году в условиях Великой Отечественной войны было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах во многих союзных республиках, в Москве, в Ленинграде. А в 1954 году по постановлению совета министров СССР совместное обучение мальчиков и девочек восстановили.

В современной России, как я уже сказала, достаточно часто появляются школы с раздельным обучением. О возвращении старых традиций стали говорить достаточно часто. Мы сейчас попытаемся поговорить с директором одной из таких школ, которая уже практикует гендерное обучение. Поговорим мы с директором образовательной организации Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 6 города Благовещенска». Это Амурский край. Лицей №6 специализируется на гендерном обучении. Это школа еще духовно-нравственно-патриотического воспитания учащихся. Основана она была в 1912 году в честь празднования 100-летия со дня победы России в Отечественной войне 1812 года.

Пока мы связываемся с директором Еленой Игоревной Евглевской, могу сказать, как дела с гендерным обучением обстоят, например, за рубежом. В Америке сейчас, как и в России, растет повальное увлечение гендерным обучением. В Великобритании такое обучение было всегда. Правда, в последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать девочек и мальчиков отдельно. В Австралии в принципе мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям даже какую-то пользу.

Мы связались с Еленой Игоревной Евглевской. Здравствуйте!

Елена Евглевская: Добрый вечер! У нас вечер, у вас, наверное, день.

А.Х.: У нас еще день, да. Скажите, пожалуйста, что стало причиной перехода вашей школы к раздельному, гендерному обучению?

Е.Е.: Мы являемся инновационной площадкой с прошлого года. В нашем лицее 35 кадетских классов. Вы знаете, наверное, что кадетские корпуса ведут гендерное обучение. Мы изучили опыт многих корпусов и решили, что нам это тоже подходит.

А.Х.: А опыт каких школ вы изучали?

Е.Е.: Мы изучили пансион московский для девушек Министерства обороны. Уссурийский наш кадетский корпус. И наш амурский кадетский корпус.

А.Х.: А у вас все классы с гендерным обучением? Или есть все-таки с совместным?

Е.Е.: У нас на каждой параллели два класса смешанных и три – гендерное обучение.

А.Х.: Это с младшей школы и буквально до выпуска, да?

Е.Е.: В этом году мы открыли первые классы на первой ступени обучения, пятые классы на второй ступени обучения и десятые классы на третьей ступни обучения.

А.Х.: Я знаю, что у вас в разных классах разные учителя. Это у вас такой большой штат сотрудников или вам приходилось искать учителей специально?

Е.Е.: Штат сотрудников у нас довольно-таки большой. Дело в том, что, изучив все материалы, мы в пятые классы, у нас 4 гендерных класса, 2 класса мальчиков и 2 класса девочек. В классах мальчиков классные руководители мужчины, в классах девочек – женщины. В десятых классах то же самое. В первых классах мы определили учителя, который воспитывал мальчиков. Это педагог, у которого муж и два сына. Старались подбирать так, потому что психологически она уже готова к обучению мальчиков. А у девочек в начальной школе педагог, который воспитывает двух девочек, то же самое.

А.Х.: А программа обучения таких классов одна и та же?

Е.Е.: Программа во всех классах одна и та же. Но подходы, психологические подходы разные, конечно же.

А.Х.: Например? Увеличивается количество часов на одном предмете или как? В чем разность?

Е.Е.: Подходы разные. Если мальчику у нас необходим результат, а затем он исследовательски подходит к этому результату, то для девочки наоборот. Конечно, мы увеличили математику, физику. В начальной школе, конечно, нет. Робототехнику ввели для мальчиков. У нас есть еще ресурсный центр, где ребята после уроков, если это первая смена, или до уроков, если это вторая смена, занимаются судовождением, авиастроением. Эти предметы у нас уже очень хорошо развиты, где работают у нас мужчины. Тем более, у нас есть в наличии корабли. Полевая практика у нас на кораблях. Это подготовка мальчиков к судовождению. Мы работаем очень тесно с МЧС и ГИМС, с нашим знаменитым Дальневосточным военным училищем им. Рокоссовского. Офицеры приходят, у нас строевую проводят. Сегодня очень много семей, где женщины растят детей без отцов. Мы эту проблему очень хорошо решаем за счет того, что к нам приходят курсанты и офицеры, которые занимаются мальчишками.

Для девочек немножко попроще. Хореография у нас и для мальчиков, и для девочек вместе проводится. Для девочек это больше то, что понадобится им в хозяйстве. Это декупаж, вязание, изготовление каких-то сувениров, которые понадобятся не только по дому, но и для того, чтобы кого-то поздравить, какого-то привлечь. К тому же, и в тех, и в других классах ведется этика – как себя вести, как себя преподнести, как общаться с мальчиками. У них же только уроки раздельно. Все мероприятия проводятся совместно.

Конечно, мы сразу увидели, дисциплина и у мальчишек, и у девчонок. Мы же знаем, что девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если они проигрывают. А у мальчишек наоборот, соперничество, оно подстегивает, заставляет быстрее думать, искать ответ. Поэтому одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами. Часто по-другому строится и сам урок. Допустим, у нас биологию ведет Галина Ивановна Дьяченко. Она говорит: «Я рассказываю о растениях, девочки сразу приводят примеры из дома, а мальчишки только в космос у меня не летят, они совершенно по-другому думают, говорят». Посмотрим. Мы первый год начали работать. Я думаю, что у нас все получится. С удовольствием учителя идут на уроки и перерабатывают даже уже подготовленные уроки.

А.Х.: То есть вы только в этом году перешли на гендерное обучение, да?

Е.Е.: Да. В прошлом году мы готовились к гендерному обучению, мы защищали свои программы, изучали психологию. С нами работали психологи, мы изучали материал в интернете и по книгам. А с 1 сентября мы начали работать.

А.Х.: А как сами ученики? Они с радостью перешли на такое обучение? Или были какие-то волнения, неприязнь к этому решению?

Е.Е.: Если бы у них была неприязнь, у нас есть еще классы, в которых они могут совместно обучаться. Это во-первых. Во-вторых, у нас на этой же параллели есть классы, где они могут обучаться совместно.

А.Х.: А где больше учеников – в совместных классах или в раздельных?

Е.Е.: А раздельных класса на сегодняшний день пока больше учеников. Может быть, потому что это новое. Может быть, потому что родители дают нам возможность или поверили в нас, что мы сможем дать знания лучше. Потому что ведь материал дается для мальчиков одинаковый и для девочек по-другому совершенно. Младшие классы спокойно отреагировали. Мальчишки, которые пришли из детского сада, это первый класс, они говорят: «Нам без девчонок лучше». Это малыши. Пятые классы сегодня лидеры. Пока еще у них идет даже между классами соревнование, какой класс будет лучше. Вот это мы в первую неделю увидели. Для старшеклассниц – кто-то говорит, что лучше бы совместно было, потому что у них общие взгляды. Кому-то все равно. Кто-то не желает. Но чтобы переходы из одного класса в другой – пока этого не наблюдается. Из десятых у нас один класс мальчиков, один класс девочек и один класс смешанный. Возможность перейти – что из совместного в класс гендерного обучения, что наоборот – есть, это не возбраняется.

А.Х.: О каких-то результатах обучения пока рано говорить. А как насчет дисциплины? Лучше она стала, хуже или на том же уровне? Или у вас в принципе дети не опаздывают, ведут себя, как кадеты, правильно на уроках?

Е.Е.: Вообще-то да, у нас замечается, хоть мы и строем ходим, но у нас дисциплина, конечно, есть. Малыши уже присели, первоклашки. Их, во-первых, к дисциплине привела форма. Когда ребенок надевает форму, это его дисциплинирует. Малыши, конечно, у нас еще ходят без погон, потому что посвящение в кадеты у нас будет в октябре. Мы им пока только рассказываем кодексы кадетской чести, как нужно себя вести, помогать девочке, где-то ручку ей подать, как нужно на уроках себя вести. Мы сейчас объясняем им. В столовую они идут – строятся. На уроке они также сдают рапорт. Должны быть дисциплина. Но их уже посадили, ребятишек. То есть если в обычном классе, у нас три класса первых обычных и три класса гендерного обучения. В смешанных классах еще видим шевеление на уроках, хоть у них уроки адаптационные, по полчаса, то в этих классах уже ребятишки сидят. Дисциплина у них уже организовалась, они уже слушают учителя. Здесь как-то побыстрее мы присели.

В пятых у нас не было вообще проблем. Они сразу сели, сразу дисциплина у них. Они в форме уже ходят давно. И с десятыми тоже у нас проблем нет с дисциплиной. На уроки они не опаздывают

А.Х.: А родители смело ли отдали детей-первоклашек в такие раздельные образования? Как вы с ними разговаривали на эту тему? Как работали именно с родителями? Есть же и те, и те классы, да?

Е.Е.: Да, у нас три класса смешанных и три класса кадетских.

А.Х.: И как, смело отдавали или были те, кто сомневались и отдали ребенка все-таки в гендерный класс?

Е.Е.: Были такие, конечно. И те, кто сомневаются. Они сразу спросили: «Если нам не понравится, если что-то нас не устроит, мы можем перейти в другой класс?». Да, конечно, без проблем. Родитель уже успокоился тем, что если он будет недоволен обучением в этом классе и воспитанием в этом классе, то у них есть возможность перейти в любой класс совместного обучения.

А.Х.: Пока прецедентов таких не было, да?

Е.Е.: Пока нет.

А.Х.: Правда, обучение-то всего ничего длится.

Е.Е.: Конечно. Еще рано об этом говорить.

А.Х.: Планируете ли вы в дальнейшем всю школу перевести на гендерное обучение?

Е.Е.: Мы посмотрим этот год. Но я думаю, что в любое время и в любой год есть родители, которые за гендерное обучение. Если таких будет большинство, то мы перейдем на гендерное обучение. Если будут среди родителей, которые не пожелают, тогда мы не сможем все перейти. Я думаю, что если у нас половина в первых классах – гендерное обучение, это уже много. Если бы был 1 класс и 5 совместных, то можно было бы еще колебаться. А раз 3 класса гендерных и 3 совместных, это уже половина. В пятых классах 2 класса совместных и 4 гендерных, это больше половины. В десятых 1 совместный и 2 гендерных, это тоже больше половины. Я думаю, что мы сможем родителей убедить. Если мы детям дадим крепкие хорошие знания, и они смогут с ними поступать, то тогда, я думаю, нам пойдут навстречу родители. Тем более мы родителями всегда советуемся. Мы всегда спрашиваем, может, кто-то где-то нашел негатив, плюсы, минусы. Мы обязательно все обсуждаем с родителями. Авторитарно решения не принимаем. Я надеюсь, что все получится.

А.Х.: Мы желаем процветания вашей школе, побольше хороших умных выпускников, учеников. Мы благодарим вас за интервью.

Вообще, в России по статистике на сегодняшний день уже достаточно распространено такое обучение. В школах практически уже 64 регионов ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ. Кстати, не только школ, но и дошкольных учреждений. Сады в разных регионах России также перешли на гендерное обучение и воспитание.

Очень бы хотелось узнать мнение именно с психологической точки зрения. С этим вопросом, какие есть плюсы и минусы гендерного обучения с точки зрения психологии, мы обратимся к Анфисе Сергеевне Калистратовой, детскому и подростковому психологу. Здравствуйте!

Анфиса Калистратова: Здравствуйте.

А.Х.: Какие есть плюсы и минусы у гендерного обучения с точки зрения психологии?

А.К.: Давайте начнем с того, что школа – это социализация. Отработка некоторых навыков, умения учиться, умения коммуницировать с другими людьми, решать какие-то групповые вопросы, личностные, отношенческие. И обучение гендерное снимает вообще ряд вопросов с повестки дня. Например, отношения между мальчиками и девочками тут же снимаются. У ребенка нет возможности эти вопросы и отношения решать. Узнать, в чем разница между мной, если я девочка, и мальчиками, какие мы бываем, в чем особенности. Здесь эти вопросы вообще перед ребенком не встают. Я считаю, это минус. Но с другой стороны, если смотреть сейчас на количество информации, которая в школе дается, на многие задачи, которые ребенок вынужден решать в школе, я вижу это и как плюс, потому что это разгружает психику ребенка. Здесь палка о двух концах. Но вопрос встает остро только тогда, когда это дается в рамках традиции. У нас гендерное обучение было исторически заложено именно в отношении традиции. У нас даже дома были – женская половина и мужская. Посмотрите, как они обустроены – специфика, особенности. Того, что было на женской половине, не было на мужской. Учитывая даже нашу разницу в физиологии. А здесь у нас современный мир, очень много нюансов. Как это в семье дается уже.

А.Х.: А в более старшем возрасте? Подростки, пубертатный период, обостренное чувство реальности. В это время подросткам лучше учиться в гендерном классе или в классе совместного обучения?

А.К.: Принципиальной разницы для подростков здесь нет. Если брать дуалистический подход к обучению ребенка, то, о чем сейчас все школы говорят, то с точки зрения развития личности, роста, самостановления не имеет никакого значения, где ребенок учится. Вопрос только в том, нравится ему там учиться или нет. Бывает так, что ребенок в какой-то момент понимает, что ему хочется быть в разношерстной обстановке, и с мальчиками, и с девочками. А есть девочки или мальчики, которых устраивает вот такой способ. Тут же вопрос именно желания. А у нас очень часто детям не дают этой возможности – сказать «я хочу» или «не хочу». Считается, почему-то, что дети не могут хотеть, не понимают. Вот в этом грусть. В психологии, если смотреть именно с этого ракурса, то это не добро и не зло. Вопрос именно в том, что получает от этого ребенок. Все формы образования, которые есть, кому-то подходят, а кому-то нет. Здесь то же самое. Разные же формы есть обучения – заочное, дистанционное, дневное. Очень много споров на эту тему. А нужно смотреть просто на саму личность, как ей нравится. Я знаю детей, которые замечательно ходят в школы, им там безумно нравится, какие-то есть и проблемы, и задачи, но они прекрасно себя чувствуют.

А.Х.: А могут ли быть какие-то явные предпосылки, чтобы школа перешла на раздельное обучение?

А.К.: Как общественное явление распространенное?

А.Х.: Да.

А.К.: Нет, я не вижу никаких предпосылок. У нас, к сожалению, сейчас идет смесь такая в обществе разнообразных культур, традиций, взглядов. И если начинать надевать что-то одно, то, боюсь, можно столкнуться, во-первых, с противостоянием в отношении тех же родителей. Не принято, может быть, это даже, потому что у нас вопросы идеологии не решены. А уж как обучать девочек-мальчиков… Если будет конкретная идеология, под которую будет дана такая форма обучения, тогда, возможно, люди это воспримут. Но опять же, чтобы дать какую-то идеологию обществу, нужно время. Возвращаясь к вашему вопросу, есть ли предпосылки в обществе, я скажу, что нет. Этих предпосылок нет. Это в рамках только каких-то узких кругов, одной семьи или ряда семей, которые объединены определенными интересами, целями и задачами.

А.Х.: Есть же еще дошкольные образования гендерные. В данном случае, может быть, даже понятны опасения мам, которые отдают своих мальчиков или девочек в детские сады: мальчики там будут девочек задирать, они будут драться. Я понимаю, ребенка дошкольного возраста можно спросить, хочет он в гендерный садик или нет. Но ребенок в таком возрасте еще, может быть, не ответит. Родителям какой бы вы дали совет? Отправлять детей в такие детские сады или лучше не надо? Или надо посмотреть по поведению ребенка?

А.К.: Такие решения имеют основу. Либо это страхи, либо низкая информированность о детях, либо это какие-то традиции. Если это в отношении традиций, то все хорошо, все вкладывается, ребенок не выходит за пределы этих традиций, он в них воспитывается. Это своего рода семейная идеология, может быть, родовая идеология. А вот когда это продиктовано определенными страхами, эти страхи часто связаны с отсутствием информации. Приблизительно в период до 7-8 лет между девочками и мальчиками физиологически вообще никакой разницы нет. Что имеют в виду: обмен веществ, степень агрессии, степень подвижности, интеллект, рост интеллекта, возможность двигаться в развитии, умение читать, учить языки. Между девочками и мальчиками разницы здесь нет никакой. И девочки могут так же задираться. Я видела, девочки играют в машинки. Могут и бить мальчиков на площадке. Вопрос именно в том, что семья дает изначально. Если у вас есть какие-то страхи, вы попробуйте с ними поработать, снять их. А потом уже еще раз посмотрите на эти гендерные сады, нужен ли вам действительно этот садик или нет. Если страхи уже прошли, и вы все равно считаете, что садик хороший, вы видите в нем плюсы, тогда действуйте. По сути, это ваш ребенок, вы можете делать с ним все, что захотите.

А.Х.: Образно, фигурально выражаясь.

А.К.: Естественно. Ваша воля. Вы отвечаете за его рост и благополучие. Но если какие-то решения продиктованы страхом, вы не ждите, что из этого хорошее что-то получится, потому что там дальше будут выплывать нюансы. Будете все больше стараться контролировать ребенка, будут какие-то проблемы вылезать. Это же природа, это стихия. Ребенок – это вообще атомно-ядерная энергия, там очень трудно включать менеджмент и управлять. Там только договариваться.

А.Х.: А как же вот эти показатели? С переходом на гендерное образование школы говорят: «У нас увеличилась на 40% успеваемость мальчиков, потому что они лидеры». Мы связывались с директором такой школы, которая уже перешла на гендерное образование. И нам Елена Игоревна сказала, что девочкам преподают предметы, на которых надо делать руками что-то, вышивать, декупаж, основы этикета. Мальчики же у них занимаются судостроением, есть уроки роботостроения и т.д. Это все-таки случайность или психологическая закономерность?

А.К.: Я вижу в этом плюс для самих учителей. Разнополый класс предполагает более гибкую систему реагирования у самого преподавателя. Он здоровая зрелая личность с устойчивой психикой. У него проработаны все вопросы отношений со своим полом и с противоположным. Причем я говорю просто про преподавателя, без пола. Если у учителя есть какие-то вопросы в отношении другого пола, то гендерные классы ему позволяют лучше определить, где ему легче работать. И если руководство школы идет навстречу, то оно говорит, что да, пожалуйста, если тебе так удобнее, можешь работать с этими классами. Понятно, что они стремятся повышать уровень образования в таких школах. Потому что это необычно. А в простых школах, в разнополых такой возможности нет, и учителям приходится самим как-то решать эти вопросы. А если не решают, то там разные тоже нюансы, не буду озвучивать, какие бывают. Но сами гендерные классы облегчают работу учителям. Поэтому и результаты хорошие – потому что человек приходит в класс в комфортную обстановку, и только в комфортной обстановке можно что-то понимать, что-то изучать. Когда решаются эмоциональные вопросы, конфликты, «этот мальчик мне нравится, а этого вообще терпеть не могу». Так учитель приходит, настраивается на определенный лад, ему проще. Уже давно доказан факт, что образование и воспитание ребенка не приходит через какие-то программы или формы. Это все транслируется через личность учителя. Только так. Больше никак не происходит. Поспрашивайте у учеников, какой предмет нравится. Очень часто это связано с личностью учителя. Если учитель достоит уважения, может заинтересовать, слушает своих учеников – все, предмет самый лучший. Там и у детей высокие баллы, высокие показатели, успеваемость, самое главное, интерес высокий в этом предмете. Здесь, конечно, гендерные классы да, помогают.

А.Х.: Из-за самой легкой, хорошей атмосферы на уроках, да?

А.К.: Да. Потому что эту атмосферу создает преподаватель, взрослый человек. Я работала в школе и всегда удивляюсь преподавателям, которые говорят: у нас ужасный класс. Как – ужасный? Детей просто на это настраивают. И преподаватель уже сам, перед тем, как зайти в класс, думает: «О боже, опять этот ужасный класс». Он настроил себя и зашел. А если не настраивать себя и подумать, а что же эти ужасные дети хотят, и зайти туда с другой установкой, там очень много интересных сюрпризов сразу. Поэтому комфортную обстановку создает именно преподаватель.

А.Х.: То есть гендерное обучение – это неплохо, в общем и целом. Но повсеместно в России этого обучения не нужно.

Связь с Анфисой Сергеевной Калистратовой прервалась, к сожалению. Но у нас есть еще один эксперт, тоже психолог, и мы у нее спросим, нужно или нет повсеместное гендерное образование в России. Вообще, поискав материал к этой передаче, я наткнулась на разные комментарии по поводу раздельного обучения. Некоторые говорят, что мужчины и женщины – это совершенно два разных мира, у них по природе разные задачи, разные предназначения. Мужчины – это воины, охотники. А предназначение женщины – быть матерью. Поэтому обучение должно вестись по-разному для мальчиков и девочек. А некоторые, и таких большинство, к сожалению это или нет, я не знаю, высказывались резко отрицательно по поводу раздельного обучения мальчиков и девочек, назвав такое обучение очень однобоким. Весь в основном специалисты делают акцент на обучении точным наукам мальчиков и гуманитарным наукам девочек, тем самым отвергая в принципе идею, что девочка может быть, грубо говоря, технарем.

Сейчас мы поговорим с Любовью Александровной Ярко, психологом, консультантом центра «Целый мир». Здравствуйте!

Любовь Ярко: Да, здравствуйте.

А.Х.: Все мы знаем, что мальчики и девочки – это разные по своей натуре люди, существа, с психологической точки зрения и по другим аспектам. Откуда эти различия?

Л.Я.: Я думаю, что не то, что разные. На самом деле, в каждом человеке есть и женская составляющая, и мужская. Мне кажется, не стоит так разделять на мужское и женское, потому что любой человек разносторонний. Личность не может иметь только женские качества или только мужские. Любой человек может выполнять и мужскую функцию, и женскую функцию. Таких примеров огромное количество. Есть женщины-технари. Обычно говорят, что мужское – импульсивность, энергичность, какое-то целеполагание, движение. А женская функция – это пассивность, умение быть гибкой, находчивой. Мне кажется, нельзя говорить так, что только женщины могут быть пассивными или что только мужчины могут быть энергичными. Любой человек может быть таким. С этой точки зрения, я считаю, разделение по гендерному признаку школы и классов – это не совсем правильно. Например, я. Я – технарь по образованию. Первое мое образование – техническое, я инженер-системотехние. А второе образование психологическое. Прошло какое-то время, я перешла на другой тип образования. Я всегда разбиралась в технике. Я достаточно энергичная. Можно сказать, что у меня много мужских каких-то качеств. И вот я сейчас слышу о том, что разделение на классы по гендерному признаку. Это означает, что мы можем ограничить девочек и ограничить мальчиков и обучать их не исходя из того, что они могут от природы, не исходя из их предназначения или их способностей, а исходя из полового признака. Я считаю, что это заблуждение какое-то. Это мое сугубо личное мнение. Возможно, что в этом есть зерно какое-то рациональное.

А.Х.: То есть вы резко против раздельного обучения массово в российских школах, да?

Л.Я.: Массово да, массово, я считаю, не стоит этого делать. Очень хорошо, когда девочка склонна к рукоделию, то, что раньше было, до революции. Обучали, как быть женщиной, как женственно себя вести, этикету. А мужчин обучали военному дело. Я думаю, что это можно делать. Но не массово. Все равно всегда нужно исходить из самого человека, из того, к какому делу склонен ребенок. То есть смотреть, какие у него способности, таланты, как он проявляет себя. Я считаю, что нужно именно таким образом поступать.

А.Х.: А дошкольное образование нужно гендерное или тоже не нужно?

Л.Я.: Тоже не стоит отдельно обучать. Дети, когда обучаются, все равно интересуются. Ведь с 6 лет же ребенок начинает интересоваться другим полом. Это заложено природой. И если девочки будут отдельно, мальчики отдельно, у них будет повышенный интерес к другому полу. Если они вместе, то все нормально, нет никаких серьезных отклонений. Мое мнение, что нужно очень осторожно вводить это гендерное образование.

А.Х.: А, например, учреждения дополнительного образования? Можно переводить на гендерное обучение?

Л.Я.: Дополнительное образование – это какие-то отдельные факультативы, кружки. Дополнительное в принципе можно. Вы что конкретно имеете в виду?

А.Х.: Музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, театральные кружки.

Л.Я.: Нет, мне кажется, здесь тоже не стоит разделять. Если, допустим, кружок по вязанию – это больше девочки хотят. Или какие-то уроки женственности или уроки мужественности, то это да, здесь точно есть какое-то разделение. А музыкальные, театральные – я считаю, не должно быть разделения, потому что у любого человека могут быть какие-то артистические таланты, независимо от пола, и музыкальные способности, и художественные, независимо от этого.

А.Х.: А вот, например, ребенок все-таки учится в такой гендерной школе. Педагоги отмечают огромный рост по показателям в сфере обучения, 15 выпускниц с золотыми медалями и т.д. И вот такой ребенок поступает в ВУЗ. Каково ему будет после этого в ВУЗе? Будут ли какие-то препятствия? Или психика молодого человека достаточно гибкая, чтобы нормально принять вот эти реалии жизни?

Л.Я.: Статистические данные есть какие-нибудь? Потому что мне вот сложно говорить гипотетически, обсуждать этот вопрос. Если будут какие-то сложности, то есть работа психолога. Если ребенок достаточно гибкий, если его не просто обучали в таком классе, и все-таки он имел доступ к общению с представителями противоположного пола, я думаю, что здесь нет никаких серьезных вещей. Мне сложно сейчас отвечать теоретически на этот вопрос. Я не сталкивалась с такими детьми, ко мне такие не обращались.

А.Х.: Такой еще вопрос вам как практикующему психологу. Я – мама, стою перед выбором, отдать ребенка в гендерную школу или в школу с общим обучением. По каким признакам я могу понять, ребенок больше подходит для гендерного или для общего обучения? Может, ведет ребенок как-то себя, что его надо только в класс для мальчиков отдавать?

Л.Я.: Честно вам скажу, что для меня это очень сложный вопрос. Я не знаю, по каким признакам можно распределять. Потому что своих детей я все равно оцениваю по их способностям, по тому, что они хотят, по тому, какими я их вижу в будущем. То есть исходя из желаний ребенка, из его проявлений. Какой бы ни был маленький ребенок, он все равно проявляет свои способности, свой интерес – то ли ему рисование ближе, то ли музыка, или спортивные достижения у него. Всегда исходить нужно из интереса ребенка. Для родителей это очень большая ответственность будет, если родитель примет решение в гендерный класс отдать ребенка.

А.Х.: Получается, мне как маме нужно самой решать? В принципе, детям все равно, где учиться?

Л.Я.: Они же не знают, что для них лучше. Они хотят проявляться, обучаться, у них есть какие-то интересы. Это всегда видно. Если есть какой-то хороший отзыв о гендерном воспитании, можно попробовать, если мамы хотят этого, если они знают об этом все.

А.Х.: Для спокойствия самих же мам.

Л.Я.: Ну, беспокойство всегда есть. Даже если в обычную школу отдать ребенка, все равно беспокойство есть – какой уровень обучения, что там дают. Все равно это сразу видно.

А.Х.: Резюмируя, я так понимаю, что вы лично против гендерного обучения, и у нас в России массово не нужно вводить это обучение, как было до 1954 года?

Л.Я.: Я бы не сказала, что я прямо сильно против, потому что все, что предлагается, все, что существует, имеет место быть. И кому-то, наверное, это нужно будет. Может быть, для кого-то это будет даже очень хорошо. Ведь разные категории детей есть. Есть дети, плохо социально адаптированные, из не очень благополучных семей. Может быть, для них это будет лучший вариант. Для обычных детей – я считаю, не нужно их отдавать на гендерное обучение, потому что ребенок все равно учится у окружающей среды. Все равно он находится в этой среде, как бы мы ни разделяли, все равно он будет видеть и обучаться, исходя из того, что присутствует вокруг него.

А.Х.: Спасибо вам огромное за интервью.

Гендерная педагогика, конечно, набирает обороты. И здесь эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство разделенных школ, гимназий, лицеев, образовательных учреждений именно с углубленным изучением ряда предметов, там, где есть математические и гуманитарные классы. Ну, так чего бы и не быть там мальчуковым и девчачьим классам? Кроме того, учиться не в такой школе, как все, у нас в стране всегда было, конечно же, престижно. Единого мнения на этот счет нет. Я думаю, и не будет – сколько людей, столько и мнений. Тот, кто учится вместе, найдет много плюсов совместного обучения. А тот, кто учится раздельно, будет говорить о положительных тенденциях гендерного обучения. Кому-то в принципе не нравится учиться, и он испытывает трудности в любом классе. Каждый пусть сам выбирает то, что ему по душе.

Это была программа «Угол зрения». У микрофона Александра Хворостова. До свидания и до новых встреч в эфире!

Page 2

28 декабря 2017

Интересные открытия и разработки российских ученых, просветительские проекты, научные и околонаучные мифы — все, чем запомнится уходящий год.

Ведущие: Александра Хворостова

14 декабря 2017

Генетические мутации можно выявить в раннем возрасте, проведя специальное исследование, но их мало кто проводит. Также узнали, смогут ли ученые найти ген, отвечающий за здоровье человека, и зависят ли заболевания на генном уровне от территории проживания. Эксперт: Валерий Ильинский — генеральный директор, сооснователь медико-генетического центра Genotek.

Ведущие: Александра Хворостова

07 декабря 2017

Существует ли ген молодости и могла ли история про Бенджамина Баттона произойти в реальности? Эксперт: Елена Пастухова — к.б.н., доцент кафедры радиационной биологии Челябинского государственного университета.

Ведущие: Александра Хворостова

23 ноября 2017

На примере сказок про Иванушку-дурачка, Колобка и Курочку Рябу узнали, как менталитет влияет на отношение русских к производству, хозяйству, справедливости и труду. Эксперт: Ольга Рявкина — старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности Челябинского государственного института культуры.

Ведущие: Александра Хворостова

02 ноября 2017

Действительно ли продукты с ГМО так вредны, как об этом говорят? Также узнали о последних российских исследованиях в области генной инженерии. Эксперт: Александр Панчин — кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, член комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН.

Ведущие: Александра Хворостова

26 октября 2017

Почему взрослые не хотят брать на себя ответственность, и как вырастить самостоятельного человека. Эксперт: Андрей Цветков — доктор психологических наук, профессор, научрук Центра нейропсихологии «Изюминка».

Ведущие: Александра Хворостова

28 сентября 2017

Как кухонные разговоры о теориях и открытиях переросли в просветительское движение? Сегодня в рамках проекта «Курилка Гутенберга» 700 ученых на добровольных началах проводят научно-популярные лекции в 30 городах страны и мира. Эксперт: Роман Переборщиков — руководитель просветительского проекта «Курилка Гутенберга».

Ведущие: Александра Хворостова

14 сентября 2017

Может ли человек зарядить гаджет, и надолго ли хватит энергии его тела? Также узнали о перспективах использования альтернативных видов энергии в регионах. Эксперт: Валерий Спиридонов — инженер.

Ведущие: Александра Хворостова

24 августа 2017

У каждого есть возможность бороздить просторы Вселенной. Правда, в замороженном виде. И стоит это недешево. И гарантий, что потом вас разморозят, нет. Эксперт: Валерия Удалова — физик, социолог, генеральный директор компании «Криорус».

Ведущие: Александра Хворостова

17 августа 2017

Узнали, есть ли различия между мозгом мужчин и женщин, можно ли «отупеть» за две недели отпуска, а также зачем мозг «промывает» сам себя. Эксперт: Алексей Паевский — главный редактор портала «Нейроновости», научный редактор интернет- издания Indicator.Ru.

Ведущие: Александра Хворостова

10 августа 2017

Надо ли учиться подавлять эмоции и как добиться своей цели при помощи мимики и жестов? Практические советы экспертов об искусстве коммуникаций. Эксперты: Илья Степанов — сооснователь Исследовательского центра корпоративной безопасности, эксперт-практик в области распознавания лжи, эмоций и мимики, профайлер-полиграфолог, политтехнолог, руководитель московского представительства Центра психологической безопасности; Артем Павлов — психолог-физиогномист, экс-сотрудник специальных служб.

Ведущие: Александра Хворостова

03 августа 2017

По прогнозам футурологов, все страны ждет переход к тотальной демократизации. Также узнали о главных идеях трансгуманизма и развитии постчеловечества. Эксперты: Константин Фрумкин — координатор Ассоциации футурологов; Данила Медведев - футуролог, координатор Российского трансгуманистического движения.

Ведущие: Александра Хворостова

27 июля 2017

Эволюционирует ли человек сегодня и видели ли наши предки динозавров? Также узнали об идее установить интерактивную 3D-карту в Тюмени, которая поможет ориентироваться в городе инвалидам и иностранцам. Эксперты: Варвара Бахолдина — д.б.н., профессор кафедры антропологии Биологического факультета МГУ; Ирина Никулина — куратор добровольческих движений ТюмГУ (г. Тюмень).

Ведущие: Александра Хворостова

20 июля 2017

Почему Путина восхитила кепка-будильник для водителей, можно ли сделать сложнейшую операцию на мозге в воздухе и стоит ли доверять психологическим тестам из интернета. Эксперты; Владимир Статут — гендиректор компании ООО «Нейроматикс» (г. СПб); Андрей Машкин — врач-хирург, д.м.н. профессор, зам. главного врача по перспективному развитию Федерального центра нейрохирургии (г. Тюмень); Андрей Цветков — доктор псих. наук, профессор, научрук Центра нейропсихологии «Изюминка»

Ведущие: Александра Хворостова

13 июля 2017

Выяснили, что геральдические символы можно встретить практически на каждом шагу, и узнали о новой разработке томских ученых в области трансплантации органов. Эксперты: Ксения Станкевич — аспирант кафедры биотехнологии и органической химии ТПУ, г. Томск; Глеб Калашников — ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте РФ, кандидат исторических наук

Ведущие: Александра Хворостова

06 июля 2017

Почему медики пишут неразборчиво и о чем говорят наши рисунки на полях? Также узнали о новой разработке, избавляющей от фантомных болей. Эксперты: Сергей Сергеев - графолог-почерковед, Даниил Федулов - студент математического факультета ЯрГУ, г. Ярославль Магомед-Амин Идилов - студент химико-технологического факультета ЯГТУ, г. Ярославль Ольга Голубинская - кандидат медицинских наук, невролог, психотерапевт.

Ведущие: Александра Хворостова

29 июня 2017

Бывают ли сны вещими и как правильно засыпать при бессоннице? Также узнали, в каких профессиях необходимо быть пессимистом, а в каких — оптимистом. Эксперты: Оксана Назарова — врач-психотерапевт Центра медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха»; Евгений Осин — заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.

Ведущие: Александра Хворостова

15 июня 2017

Почему некоторые говорят «ложит», а не «кладет»? Что такое мертвый язык? И настанет ли то время, когда все люди на планете будут говорить на одном языке? Эксперты: Татьяна Волкова — руководитель Удмуртского центра билингвизма «Билингва», г. Ижевск; Игорь Шаронов — д.ф.н., профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ, декан факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.

Ведущие: Александра Хворостова

08 июня 2017

Применяя новые технологии и материалы, студенты и преподаватели донского вуза разрабатывают уникальные модели одежды для полностью или частично парализованных людей. Эксперты; Наталья Савельева — к.т.н., доцент кафедры «Конструирование, технологии и дизайна» ДГТУ (г. Шахты, Ростовская обл.); Сергей Добролюбов — океанолог, доктор географических наук, профессор, член РАН, декан географического факультета МГУ.

Ведущие: Александра Хворостова

01 июня 2017

Как привить ребенку любовь к науке и даже открыть в нем талант Кулибина или Ломоносова. Эксперты: Николай Ковылов — биолог, педагог, автор проектов «Испытатели природы» и «Что внутри?» (г. Сергиев-Посад); Евгений — редактор информационно-развлекательного шоу «Семен Ученый»; Марина Улыбышева — писатель, поэтесса, журналист.

Ведущие: Александра Хворостова

25 мая 2017

Узнали все о трансформере Оптимусе Геннадьевиче, а также спросили экспертов, что сегодня мешает развитию индустрии беспилотников и электромобилей в России. Эксперт: Геннадий Кочерга — каскадер Российского театра «Каскадер»; Самвел Аветисян — главный инженер проекта электромобиля на солнечных батареях Санкт-Петербургского технического университета Петра Великого; Антон Назаркин — директор по международному развитию, компания «VisionLabs».

Ведущие: Александра Хворостова

18 мая 2017

Человечество стоит на пороге тотальной роботизации. Как это может нас изменить, вытеснят ли машины людей из производства и зачем ребенку заниматься робототехникой? Эксперты: Александр Киселев — заместитель руководителя по информационным технологиям, региональный школьный технопарк АГАСУ (г. Астрахань); Эдуард Пройдаков — журналист, техник, специалист по робототехнике, создатель и директор «Российского виртуального компьютерного музея», IT-эксперт; Татьяна Волкова — робототехник, программист, преподаватель.

Ведущие: Александра Хворостова

11 мая 2017

Что такое детская амнезия и как правильно пользоваться памятью? Также узнали, существуют ли, на самом деле, внеземные цивилизации. Эксперты: Павел Балабан — д. б. н., член-корреспондент РАН, профессор, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН; Александр Соленый — геолог, участник объединения «Космопоиск».

Ведущие: Александра Хворостова

04 мая 2017

Узнали об уникальном подводном роботе, БАДах, программе распространения информации в соцсетях и потомках динозавров. Эксперты: Михаил Лактионов — директор Лаборатории подводной робототехники «Whale» (г. Волгоград); Евгений Абизов — д.ф.н., профессор кафедры фармации Института профессионального образования МГМУ им. И.М. Сеченова; Павел Скучас — палеонтолог, к.б.н., сотрудник СПбГУ; Александр Вишератин — исследователь НИИ Наукоемких Компьютерных Технологий Университета ИТМО.

Ведущие: Александра Хворостова

Полезное

Ученики школы для мальчиков в Англии

В последние годы в Британии появляется всё больше приверженцев идеи о раздельном образовании — не только в частном, но и в государственном секторе. Вот что заявил глава Ассоциации школ для девочек Алон Джонс — организации, объединяющей частные школы для девочек:

«Мальчики должны получать среднее образование отдельно от девочек, дабы избежать страха оконфузиться. Это поможет им справляться с экзаменационными испытаниями в возрасте от 11 до 16 лет». В своем интервью газете «Sunday Times» он добавил: «Если в классе много ярких, увлечённых учёбой, сосредоточенных и уверенных в себе девочек, это может подорвать самооценку у мальчиков, особенно у тех, кто не блещет способностями. В результате мальчишки не поднимают руку, дабы ответить на вопрос учителя, или демонстрируют незрелое поведение, лишь бы избежать насмешек.

Мальчики будут тянуть руку, если будут чувствовать себя в безопасности. Если они не будут опасаться насмешек и унижений. Как и девочки, мальчики подвержены страху».

Согласно статистике Департамента образования, обнародованной в октябре 2014 г., более 60% девочек получили, по меньшей мере, пять оценок C (удовлетворительно) и выше на экзаменах в госшколах, включая английский и математику. А вот среди мальчиков тот же показатель составил лишь 50,8%.

Джонс полагает, что во время важнейшего периода своего развития — полового созревания — мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Кстати говоря, именно этой идее следуют школы так называемой «бриллиантовой системы» («diamond» model): девочки и мальчики обучаются в них совместно до 11 лет, затем разделяются до 16 лет, соединяясь вновь в последних классах школы.

По мнению Джонса, введение однополых классов в государственных школах поможет избежать снижения успеваемости среди мальчиков. «Я верю, что каждая госшкола должна рассмотреть возможность раздельного обучения мальчиков и девочек, особенно таким предметам, как английский, математика и научные дисциплины».

Однако далеко не все представители образовательной системы Британии разделяют подобное мнение. К примеру, глава Ofsted — надзорного органа, оценивающего качество образования в английских школах — сэр Майкл Уилшоу заявил: «Мальчики и девочки преуспевают в учёбе больше в условиях смешанной школы… если это хорошо управляемая школа».

Убеждённых сторонников и той, и другой точек зрения немало. Но, если бы у гендерного образования не было неоспоримых плюсов, оно бы, без сомнений, перестало существовать. Однако однополые школы в Англии по сию пору процветают и пользуются огромной популярностью. Большинство подобных школ демонстрируют высокие академические результаты и относятся к школам селективного типа — то есть отбирают учеников на базе многоступенчатых испытаний.

А, стало быть, раз спрос по-прежнему высок, вряд ли гендерные школы исчезнут с лица земли.

ИСТОЧНИК RU-UK.NET

Мальчики — отдельно, девочки — отдельно. Полезно ли гендерное обучение

Сегодня гендерное обучение — скорее исключение из правил, чем тенденция. И все же в некоторых школах оно до сих пор сохранилось. Полезно ли разделять школьников? В этом вопросе попробовала разобраться психолог Мария Меркулова.

Отсутствуют образцы чисто мужского и женского поведения

Начнем с того, что раздельное обучение было традиционным для дореволюционной России. Совместные классы создали для того, чтобы устранить неравенство между мужчинами и женщинами. В наше время ситуация такова, что девушки посещают психологов и различные тренинги на тему «Как развить в себе женскую энергию» или «Как найти настоящего мужчину». Сильному полу на консультации приходится объяснять, что такое мужское поведение в отношениях и какие они, эти непонятные мужские обязанности. В общем, неравенство устранили с избытком! Хотя, следует признать, поняли это уже в 40-е, когда попытались опять перейти на раздельное обучение. Но через некоторое время снова вернулись к совместному. Мне кажется, это произошло в большей степени из-за нехватки средств, в тяжелое военное и послевоенное время. 

Нет конкуренции с одноклассниками другого пола

Как большой плюс отмечу, что в раздельных классах между мальчиками и девочками нет конкуренции. Они соревнуются только между собой. К сожалению, в нашем обществе часто приходится видеть, как женщины конкурируют с мужчинами в отношениях. У них это получается спонтанно, потому что с детства девочка делала это в школе и ее мама поступает так дома с папой. Хорошо, если в семье партнерские здоровые отношения, тогда еще есть шанс избежать подобного поведения. 

Уходит тревога из-за оценки противоположного пола 

В средней школе особую важность приобретает оценка противоположного пола. В гендерных классах нет тревоги по поводу того, «как меня сегодня оценят девочки или мальчики». Соответственно, и на самооценку это не влияет. Нет тревоги — лучше успеваемость.

Меньше шансов развить комплекс неудачника у мальчиков 

Следует также отметить, что психологически и физиологически мальчики-ровесники отстают от девочек. При совместном обучении и равном подходе это может развивать у мальчиков комплекс неудачника.

Легче учитывать особенности мальчиков и девочек

Подход в обучении должен быть разным, поскольку для мальчиков часто важны цели, а для девочек — сам процесс тоже имеет значение. Иногда даже большее, чем результат.

Для мужчины цель — зарабатывать деньги, он ищет возможности, как это делать, особо не размышляя, как он себя при этом чувствует. Для женщины чаще важно получать удовольствие от самого процесса зарабатывания. Ей важно, чем она занимается, что она при этом испытывает, комфортно ли ей. 

Проще дать нужный образец поведения в лице учителя

В школе, особенно в начальных классах, учитель — это авторитет для ребенка, даже больший, чем родители. Часто можно услышать от детей, когда родители вставляют свои замечания при выполнении домашнего задания: «А вот Мария Ивановна так сказала делать!». От личности учителя во многом зависит отношение ребенка к учебе, а значит, к труду, да и вообще к жизни. Учитель — образец поведения, эмоциональных реакций на какие-то события. И в этом случае желательно, чтобы перед мальчиками был образец мужского поведения. Учителю-мужчине в классе мальчиков просто будет легче завоевать авторитет, заинтересовать ребят, вызвать уважение к себе. А учителю-женщине, соответственно, в классе девочек легче создать доверительную атмосферу. 

Дети усваивают правильные сценарии поведения

В смешанных классах по статистике мальчики чаще являются нарушителями дисциплины: опаздывают, не делают уроки, списывают, перебивают учителя. Часто случается, что половина урока уходит на то, чтобы восстановить рабочий процесс, наказать виновных. Учитывая, что большинство учителей в школе — женщины, то получается, что регулярно мальчики испытывают на себе отрицательные эмоциональные реакции, а иногда и вербальную агрессию от учителя-женщины, которая уже изначально стоит в позиции «сверху». А девочки с той же частотой наблюдают, как будущие мужчины подвергаются таким воспитательным мерам. И, конечно же, запоминают такой сценарий поведения, при гендарном обучении подобные ситуации просто исключены.

Дети не получают знаний о том, как строятся отношения с противоположным полом 

Как минус можно отметить, что в раздельных школах дети не видят, а соответственно, не могут получить знания, навыки того, как строятся в коллективе отношения между мальчиками и девочками, а в будущем, соответственно, между мужчиной и женщиной. Эти знания могли бы помогать им потом в развитии своей профессиональной деятельности, при взаимодействии в коллективе. Такой опыт можно было бы еще получать в семье, где много детей, во дворе. Но сейчас дети очень заняты учебой. После школы почти все занимаются с репетиторами или посещают курсы для успешной сдачи экзаменов. Наши дети перестали общаться, дружить, гулять во дворе, ходить друг к другу в гости. Получается, что кроме школы они больше нигде и не общаются в смешанных коллективах.

Смотрите также:

Гендерный подход в обучении школьников

Дьячкова Н. А. Гендерный подход в обучении школьников // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 14-15. — URL http://moluch.ru/archive/79/13998/ (дата обращения: 22.10.2019).

В настоящее время активно обсуждается проблема гендерного подхода в образовании. Одним из факторов возрастания интереса к этому вопросу является то, что подрастающее поколение не может успешно выполнить социальные, общественные и семейные роли. В условиях изменения традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость поиска путей эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания.

И для того чтобы понять что же такое гендерный подход для начала нужно определить понятие «гендер». Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин.

Гендерный подход в обучении– это одна из составляющих личностно ориентированного подхода к обучению, учитывающая гендерные особенности учащегося и предполагающая на основании этого определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Таким образом, гендерный подход в образовании — это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно, и справиться со всеми трудностями социализации, важной частью которых является самоидентификация ребенка.

К принципам гендерного подхода относятся:

1)                 целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательном процессе, осуществление образовательной деятельности на основе их гендерных особенностей и возможностей при обучении конкретной дисциплине;

2)                 обеспечение необходимых условий для реализации потенциала женской и мужской индивидуальности, личности, ее функционирования как субъекта гендерных отношений в процессе обучения;

3)                 недопущение дискриминации в способностях девушек и юношей при обучении той или иной дисциплине.

Гендерный подход может быть реализован посредством организации процесса обучения (отбор форм, методов, приемов обучения); изменения содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы, составление заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся); создания школ раздельного и параллельно-совместного обучения. И в итоге с помощью дифференциации обучения и образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний.

Одной из задач гендерного подхода является обучение мальчиков и девочек взаимодополнять друг друга. Гендерный подход реализуется на том, чтобы не разделять их обучение, а подбирать к ним методы и приемы обучения. Осуществлять гендерный подход в обучении нужно с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе и пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами. Организуя обучение без учета гендерных особенностей воспитанников, преподаватели обрекают учеников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Гендерное воспитание и образование направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

У девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности. В статье Ирины Кравцовой «Гендерный подход в обучении и воспитании» констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

1)                 в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

2)                 в организации внимания;

3)                 в формах активации эмоций;

4)                 в мотивации деятельности и оценки достижений;

5)                 в поведении.

Существуют различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее схватывают новый материал; легче усваивают алгоритмы и правила; любят задания на повторение; чаще используют ближнее зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Мальчики, наоборот, труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. И поэтому чтобы дети лучше понимали, надо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее.

Большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. И поэтому учитель должен хорошо знать вопросы гендерного обучения. Под готовностью учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников понимает системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении [4].

Кроме того, существенным компонентом профессиональной подготовки современного педагога является гендерная компетентность, поскольку специфика модернизации педагогического образования обусловлена его ориентацией на личностно-развивающую парадигму, характерными особенностями которой является учет многообразия индивидуальных особенностей ученика при обеспечении и поддержке процессов его самопознания и самореализации.

Важность гендерной компетенции будущего учителя также обусловлена тем, что учителя являются основными агентами социализации в школе и оказывают большое влияние на формирование у учащихся представлений о качествах мужчин и женщин, их ролях, культуре их взаимоотношений, гендерной специфике профессиональной деятельности [6]

Таким образом, можно отметить, что гендерный подход в обучении имеет практическую значимость, но для того чтобы ее реализовать необходимо учитывать личностные способности ребенка. Гендерный подход при правильной организации процесса обучения способствует гармоничному развитию и самореализации личности.

Литература:

1.                  Бажанова В. Л., Пимкина С. В. Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru

2.                  Баурова Ю. В. Реализация гендерного подхода в общеобразовательном учреждении. http://edu.tltsu.ru

3.                  Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход.http://direktor.ru

4.                  Горшкова Т. А. «Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников». Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru

5.                  Кравцова И. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании.http://www.uchmet.ru

6.                  Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013, с. 558–562.

7.                  Перфилова Г. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании. [Электронный ресурс]. 2012. http://festival.1september.ru

Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, обучение, девочка, мальчик, подрастающее поколение, пол, прием обучения, роль, усвоение знаний.

Предлагаю рассмотреть гендерные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать при проектировании учебной деятельности.

Гендерный подход в обучении школьников.

Гендерные аспекты воспитания и обучения детей давнопривлекали внимание специалистов

Если раньше цели обучения определялись, как усвоение знаний, умений и навыков, или как

Основные термины (генерируются автоматически): мальчик, девочка, пол, особенность, игра...

В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей. Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в...

Методы и способы обучения девочек.

Стандарт 2 поколения предлагает нам ряд современных педагогических технологий и приемов работы.

Основные термины (генерируются автоматически): DIY, гендерный подход, учебный процесс, средство...

Гендерное обучение в училище основано на таких принципах. Демократичность. При таком подходе в обучении мальчики имеют равные права на получение знаний и участие в

Рассмотрим гендерный подход в обучении иностранных языков, в частности, английского.

А для этого современный учитель должен владеть методикой гендерного подхода к процессу социализации девочек и мальчиков.

Рекомендованное в методических пособиях содержание деятельности по «подготовке к половой роли» чаще всего сводится к морализаторству о...

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.

В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек...

Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, девочка, мальчик, пол, мужчина, гендерная педагогика, полная мера, мужское

Роль и сущность системного подхода в профессиональном образовании. Взаимодействие компетентностного подхода с другими...

Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость.

То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа». Таким образом, следование гендерным...

Предлагаю рассмотреть гендерные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать при проектировании учебной деятельности.

Гендерный подход в обучении школьников.

Гендерные аспекты воспитания и обучения детей давнопривлекали внимание специалистов

Если раньше цели обучения определялись, как усвоение знаний, умений и навыков, или как

Основные термины (генерируются автоматически): мальчик, девочка, пол, особенность, игра...

В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей. Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в...

Методы и способы обучения девочек.

Стандарт 2 поколения предлагает нам ряд современных педагогических технологий и приемов работы.

Основные термины (генерируются автоматически): DIY, гендерный подход, учебный процесс, средство...

Гендерное обучение в училище основано на таких принципах. Демократичность. При таком подходе в обучении мальчики имеют равные права на получение знаний и участие в

Рассмотрим гендерный подход в обучении иностранных языков, в частности, английского.

А для этого современный учитель должен владеть методикой гендерного подхода к процессу социализации девочек и мальчиков.

Рекомендованное в методических пособиях содержание деятельности по «подготовке к половой роли» чаще всего сводится к морализаторству о...

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.

В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек...

Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, девочка, мальчик, пол, мужчина, гендерная педагогика, полная мера, мужское

Роль и сущность системного подхода в профессиональном образовании. Взаимодействие компетентностного подхода с другими...

Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость.

То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа». Таким образом, следование гендерным...

Гендерное обучение

Клейн Екатерина Сергеевна/ Klein Ekaterina Sergeevna - учитель биологии МБОУ « СОШ № 99» г. Кемерово

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения уровня воспитания и уровня знаний обучающихся в современных условиях.

Abstract: The relevance of the topic chosen due to the need to improve the level of education and knowledge of students in modern conditions.

Ключевые слова: гендерное обучение, гендер, маскульность, буллинг, хейзинг.

Keyword: gender training, gender, maskulnost, bullying, huizinga.

В России сейчас модно апеллировать к тому, как воспитывали детей «наши предки». При этом молчаливо подразумевается, что «чужие» предки своих детей не воспитывали или воспитывали неправильно.

Так например, женское образование как самостоятельная отрасль образования, обусловленная гендерной сегрегацией и неравноправным общественным положением женщины, многие годы было маргинальным. В античном мире девочки воспитывались исключительно в семье. В Средние века, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, готовившие девочек к пострижению в монахини. Позже там стали воспитывать также знатных девочек, которых готовили к роли жен и матерей. Так было и в Киевской Руси. Первое женское училище при Андреевском монастыре в Киеве княжна-инокиня Анна Всеволодовна открыла в 1086 г. [2]

Но мы живём в цивилизованном мире, а признаком цивилизованного государства – равноправие граждан разного пола. После октябрьского переворота в России были приняты декреты о положении женщин, всеобщей грамотности и пр. Равенство еще раз подтверждено в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Статья 19 (часть 3) в разделе «Права человека» гласит: «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [1].

После октябрьского переворота юноши и девушки нашей страны начали учиться вместе. 16 июля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании мужских и женских гимназий. По разным причинам эксперимент себя не оправдал, и с 1 июля 1954 года школы объединили.

В последнее время появилось понятие «гендерное» обучение, многие ученые и общественные деятели стали ратовать за раздельное обучение детей разного пола. Этому вопросу посвящены публикации в СМИ, передачи на ТВ. 

Множество научных работ исследуют феномен появления изначальной женственности и мужественности. Взгляды физиологов, социологов, философов часто не совпадают, но ученые сходятся в одном: мужественность вторична и ее необходимо «создавать». Другими словами, если девочка с самого детства инстинктивно чувствует себя женщиной, то мальчику надо доказывать свою мужественность как окружающим, так и самому себе. Задача осложняется тем, что практически все, кто занимается воспитанием мальчиков, – женщины.

Так же усвоение мужской роли у мальчика затрудняется негативной реакцией взрослых на «мужские» качества: за них наказывают.

Разве современная школа воспитывает? Ребятам просто дают знания, не учитывая разницу в развитии мальчиков и девочек: до 14–15 лет девочки на год-два опережают мальчиков, у мальчишек из-за этого развиваются комплексы, которые они не могут преодолеть, даже став мужчинами. А если еще учесть, что преподают в школах в основном женщины и их методика преподавания рассчитана скорее на девочек, стоит ли удивляться, что наши мужчины «мельчают»? Отечественный идеолог раздельно-параллельного обучения доктор медицинских наук В.Ф. Базарный отмечает, что еще в древности люди осознали – мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских качеств возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. Иначе мужское начало неумолимо исчезает, а его место занимают инфантильность, неуверенность, комплексы.

Учителя замечают разницу в поведении первоклассников в первый же день занятий: если девочки обживают новое для них пространство школы, то мальчики – исследуют. Девочки и мальчики по-разному воспринимают новый материал, первым нужно неоднократно повторять, а вторые «схватывают на лету». Девочки более аккуратны, а мальчики небрежны при выполнении заданий. Трудно представить, что мальчик напишет сочинение в несколько страниц, а для девочек – это не проблема. Пики и спады работоспособности у них не совпадают. Ну и так далее. Нейрофизиологи давно нашли всему этому объяснение – важнейшие различия между детьми разного пола кроются в особенностях функционирования двух полушарий мозга. Конечно, мальчики и девочки бывают разными, и гендерный подход к обучению не исключает индивидуального подхода.

В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением. Мальчики и девочки учатся в разных классах, а все перемены, завтраки, праздники, внеклассные мероприятия у них общие. Негативных последствий пребывания в закрытых мужских или женских учебных заведениях здесь нет, а уроки построены по-разному для девичьих и мальчишечьих классов. Это и есть гендерное обучение.

Раздельное обучение – это не самоцель. Важно так выстроить процесс учебы, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать возможности, заложенные в них природой. [3]

 Плюсы и минусы гендерного обучения:

1. Современная школа как институт социализации мальчиков концентрирует в себе все проблемы и противоречия, ассоциирующиеся в массовом сознании с кризисом маскулинности.

2. Сложность, а то и прямая невозможность сочетания массовости образования с его индивидуализацией ставит школу перед лицом множества трудных дидактических, социально-педагогических и дисциплинарных проблем.

Авторитарная школа, как и авторитарная семья, явно не соответствует требованиям времени, а к переходу на более демократический стиль воспитания и обучения ни общество, ни школа, ни педагогическая наука не готовы.

3. Положение мальчиков в школе осложняется тем, что монолитная модель гегемонной маскулинности, на которую ориентируется большинство мальчиков, не дифференцирует конкретных, заведомо не совпадающих и, тем не менее, дополняющих друг друга вариантов, образцов и путей самореализации. За конфликтом прошкольных, ориентированных на учебу и образование ценностей, и антишкольного, оппозиционного пацанства стоят не столько гендерно-возрастные, сколько социально-экономические, классовые проблемы и различия.

4. Вопреки мнению ряда психологов и социологов, современная школа сознательно не благоприятствует ни девочкам, ни мальчикам, сенсационные учебные достижения девочек достигаются вовсе не за счет мальчиков, а путем их собственных усилий. Это частный случай глобального процесса ослабления гендерной поляризации. Но, как и в социуме, это нередко воспринимается как угроза привычному гендерному порядку и создает социально-психологическое напряжение.

5. Отставание от девочек по учебной успеваемости затрагивает болезненное самолюбие мальчиков, подрывает привычный образ мужского превосходства, снижает самоуважение и отвращает некоторых мальчиков от школы, толкая их на путь девиантного и противоправного поведения. Однако эти гендерно-возрастные процессы тесно связаны с социально-структурными и этнокультурными вариациями, без учета которых современная школа успешно работать не может.

6. Одна из самых драматичных, причем глобальных, мировых проблем современной школы – резкое ослабление в ней мужского начала вплоть до полного исчезновения мужчины-воспитателя. Попытки вернуть в школу мужчину-учителя блокируются низкой оплатой педагогического труда, с которой мужчина не может согласиться, гендерными стереотипами и идеологической подозрительностью, родительской ревностью, сексофобией и гомофобией, из-за которых интерес мужчины к детям автоматически вызывает подозрения в педофилии или гомосексуальности.

7. В школьных взаимоотношениях мальчиков с девочками и друг с другом действуют те же социально-психологические закономерности, что и в остальных детских и подростковых сообществах. Особенно важное социально-педагогическое значение имеет школьное насилие – буллинг (травля) и хейзинг (дедовщина), с которыми во всех цивилизованных странах, за исключением России, целенаправленно борются. Хотя по своим историческим истокам это поведение типично мальчишеское, его все чаще практикуют и девочки.

8. Все гендерные проблемы российской школы, начиная с различий в успеваемости мальчиков и девочек и кончая буллингом и хейзингом, – те же, что и в странах Запада. Но, вместо того чтобы ориентироваться в сложном современном мире, многие российские политики и идеологи, включая педагогов, мечтают о возвращении в идеализированное, чаще всего воображаемое прошлое. Ярче всего эта тенденция проявилась в спорах о совместном и раздельном обучении. В лучшем случае это означает потерю времени и денег, но чаще – усугубляет трудности страны и школы [3].

Литература


Смотрите также