Лекотека что это такое


Что такое лекотека? Или дошкольное образование для всех! – Ребенок в детском саду

Подготовила — Надежда Кузьмина

К нам в редакцию поступил вопрос от Романа с просьбой рассказать о лекотеках Москвы, куда обращаться и так далее. Признаться, мы сами были не в курсе вообще, что это такое и как работает. Думаем, что узнать об этом будет интересно всем, ну и просьбу Рома мы постарались выполнить.

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Основной целью такого дошкольного образования, является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры.

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

Немного истории дошкольного образования и лекотеки

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры. Это общественная инициатива, поддерживаемая государством. Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF). В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка № 9 г. Москвы.

Материальная база лекотеки должна включать в себя:

  • оборудование для развития общих движений
  • игрушки для развития движений рук и ручных навыков
  • игрушки для развития тактильного восприятия
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия
  • игрушки для развития слухового восприятия
  • игрушки для развития мышления
  • игрушки для развития речи и языка
  • средства для развития альтернативной коммуникации
  • игрушки для социально – эмоционального развития
  • материалы для изобразительного творчества
  • средства для музыкального развития
  • книги для детей
  • книги для родителей
  • фонотека
  • видеотека
  • выставка самодельных игрушек
  • компьютерные игры
  • специальное оборудование для детей с нарушением движений

Как принять участие в лекотеке (дошкольное образование)

Обычно дети направляются в лекотеки из поликлиник, больниц, генетических центров, обществ инвалидов и социальных служб. Проблемы, которые у них имеются, самые разные. Это может быть и ДЦП, умственные недостатки, общие нарушения психического развития, нарушения речи, движений, сенсорики. Комиссию для лекотеки можно пройти тут: ГБОУ ЦППРиК «Исток», г. Москва, ул. Парковая 3-я, 50а, +7 (499) 165-42-21.

Где найти лекотеку

  • Детский сад компенсирующего вида №605. Открытое шоссе, д. 26а, корп. 1. Тел.: (499) 966-33-75, (499) 966-70-49.
  • ГУ САО Лекотека психолго-медико-социального центра помощи детям. Ул. Часовая , д.5А +7(495) 1520251, (495) 152-4224, [email protected], http://www.lekoteka.ru
  • Лекотека на базе начальной школы – детского сада компенсирующего вида №1853 (10 микрорайон).
  • ВАО, Новогиреево, детский сад № 1602, группа для детей с нарушениями в развитии, в т.ч. с ДЦП, ул.Молостовых, д.96, тел. 302-0119, 307-61-38
  • Коррекционный детский сад №1371 для детей с задержкой психического развития, Свободный проспект, д.96. Директор Евдокимова Ирина Васильевна, тел. 300-44-11, 307-84-05
  • Детский сад компенсирующего вида № 2196 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Психолого-медико-социальный центр «Росток», тел.: (095) 152-02-51, 152-42-24
  • Детский сад компенсирующего вида №865, г. Москва, ВАО, ул.Хабаровская, д. 12, (495) 467-59-10

Справки по тел. 537-3602. Контактный телефон: 531-77-26.

Для справки:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ от 10 августа 2006 г. N 497

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» приказываю: 1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования (приложение). 2. Начальникам окружных управлений образования рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, открыть лекотеки как структурные подразделения государственных образовательных учреждений. 3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету (В.В. Рубцов) и государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (Е.И. Булин-Соколова) организовать курсы повышения квалификации для специалистов лекотек. 4. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (Е.И. Булин-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению лекотек. 5. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (Е.И. Булин-Соколова) провести семинары для методистов окружных научно-методических центров, специалистов окружных управлений образования и заведующих дошкольными образовательными учреждениями «Организация функционирования лекотек». 6. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы Никоненко Е.В. ввести в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные штатные единицы для организации работы лекотек.

7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексанину.

Руководитель Департамента Л.П. Кезина

Приложение к приказу Департамента образования города Москвы

от 10 августа 2006 г. N 497

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность лекотек государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее — лекотеки), создаваемых на основании п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве». Лекотека является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей. 1.2. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). 1.3. Основными задачами лекотеки являются: — реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно; — проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; — обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; — проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития; — психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей); — помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком; — подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; — поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

1.4. Лекотека может открываться при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования, оборудованных для реализации ее деятельности помещений.

2. Организация деятельности лекотеки

2.1. Занятия с детьми в лекотеке проводятся в индивидуальной и групповой формах. Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми: — 2 человека — для детей со сложным дефектом; — 6 человек — для детей с изолированным дефектом. В работе группы участвуют родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу могут проводить педагог-психолог, дефектолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов. 2.2. Индивидуальная работа специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с детьми проводится в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми в лекотеке составляет до 1 часа. В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце учебного года. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком — 1 час. 2.3. С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде педагогом-психологом или социальным педагогом 2 раза в год осуществляется выезд на дом воспитанников продолжительностью до 3 часов. 2.4. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) на дом. Продолжительность домашнего визита специалиста составляет от 2 до 3 часов (1 час на занятие с ребенком, от 1 до 2 часов на консультирование родителей (законных представителей). 2.5. Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультации составляет 1 час 30 минут.

2.6. Продолжительность групповой работы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с родителями (законными представителями) составляет 2 часа и проводится 1 раз в неделю.

3. Образовательный процесс

3.1. Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ, рекомендованных органами управления образованием (с учетом методических рекомендаций по составлению программ в лекотеках). 3.2. Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др. 3.3. Организация коррекционно-образовательного процесса лекотеки регламентируется годовым планом государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно. 3.4. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, социальные и медицинские работники. 3.5. Прием (отчисление) в лекотеку регулируется уставом государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, с особенностями, установленными настоящим Положением. 3.6. В лекотеку принимаются дети от 2 месяцев до 7 лет по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения окружной психолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровья ребенка.

3.7. Для организации деятельности лекотеки в штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, вносятся изменения путем введения дополнительных штатных единиц:

  • руководитель структурного подразделения — 1 ст.;
  • медсестра — 0,25 ст.;
  • педагог-психолог- 1,5 ст.;
  • учитель-дефектолог — 0,5 ст.;
  • учитель-логопед — 0,5 ст.;
  • специалист — 1 ст.;
  • социальный педагог — 0,5 ст.;
  • помощник воспитателя — 1 ст.

Данные штатные единицы определяются из расчета на 12 детей для лекотеки, являющейся структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

Что такое лекотека

Слово «лекотека» произошло от шведского «leсo», что значит «игрушка», и греческого «theke» — «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская лекотека была открыта в 1980 году, сейчас в США развита сеть лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей. Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. В лекотеках США предполагается вовлечение в игровую деятельность всех желающих членов семьи.

В Санкт-Петербурге и Москве лекотеки активно вошли в сферу услуг, поддерживающих детей с проблемами в развитии. По определению А.М.Казьмина, профессора, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета,— это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся и психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями. Если в первоначальном варианте модели «Российской лекотеки» (2000г.) акцент ставился на игровых и технических средствах, важных для развития ребёнка, то сегодня лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Лекотеки Новосибирской области — это службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, с использованием игротерапевтических приёмов. Лекотеки работают в структуре комплексных или территориальных центров социального обслуживания населения.

Основные функции этих служб:

  • психолого-педагогическая поддержка ребёнка и его семьи;
  • обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, методам его воспитания и развития;
  • коррекция родительско-детского взаимодействия;
  • психокоррекция и психопрофилактика нарушений в развитии;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности в игровой форме.

Специалисты лекотек уверены, что взрослые, воспитывающие ребёнка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребёнка.

Задачи, которые стоят перед специалистами лекотек:

  • подбор адекватных средств общения с ребёнком;
  • выявление уровня актуального развития детей;
  • развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации;
  • улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей;
  • формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;
  • формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
  • вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи;
  • помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

Лекотека - что это такое? Центр "Лекотека"

Многие родители, услышав от врачей, что их ребенок - инвалид, не знают, что делать дальше. Многие воспринимают это как личное оскорбление, начинают стесняться, бояться. Конечно же, они продолжают любить своих деток, но не знают, как их обучать и как правильно развивать. К сожалению, немногие знают, что подобные проблемы решает лекотека. Что это такое, как она сказывается на развитии ребенка?

Определение понятия

Лекотека - это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Уникальным является то, что она направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. А это очень важно для семьи. В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».

Центр «Лекотека» создается для таких детей, которые не имеют возможности вместе с другими посещать школы или сады. Им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Кроме того, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение семьи. С этой целью разработаны специальные программы, которые учитывают особенности психофизического развития детей и их индивидуальные потребности.

Необходимо подчеркнуть, что создается лекотека для детей-инвалидов и тех малышей, которые имеют различные отклонения в эмоциональном, физическом и психическом состоянии. Здесь организовано пространство для детей, которые имеют задержку в развитии, есть специальная территория со множеством игрушек. Последние помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, сенсорику и моторику, а также активизируют познавательные процессы. Существует и специальная фонотека, которая направлена на всестороннее развитие детей. Многие возьмутся утверждать, что сейчас в продаже есть множество игрушек, поэтому вовсе не обязательно посещать такие учреждения. Однако большинство родителей не знают, что делать с таким материалом.

История лекотеки

В 1963 году в Швейцарии начала действовать описываемая структура. В России она возникла только в 2001 году. Сегодня в Москве находится одно из самых крупных подразделений. Следует отметить, что существует лекотека в ДОУ и как отдельная самостоятельная единица. Возникла она в связи с проблемами, которые существуют на сегодняшний день. С каждым годом число детей-инвалидов растет. Во многих регионах нашей страны, к сожалению, нет подразделений, которые могли бы выполнять подобные функции. Если детям с ДЦП ныне уделяют внимание, то тем, кто имеет проблемы со зрением и слухом, деваться некуда. Специалистов практически нет. Недостаточно одних занятий с дефектологом или логопедом. Для того чтобы помочь таким малышам, нужно создать комплекс мер, который будет направлен на то, чтобы помогать ребенку, имеющему задержку в физическом или психическом развитии.

Детям, которые имеют проблемы в интеллектуальном, психическом и физическом плане, существенную помощь окажет лекотека. Что это такое, для какого возраста она рассчитана? Уже годовалый малыш может начинать занятия в подобных центрах. Здесь пространство организовано правильно, все игрушки направлены на развитие ребенка. Работают врачи узкой специализации: нарколог, психотерапевт, социальный педагог, педагог-организатор, психолог и прочие. В определенное время родители вместе со своими малышами приходят в центр, где специалисты обучают их тому, как правильно развивать детей и играть с ними.

По окончании курсов участникам выдаются пособия для выполнения домашних заданий. После ребенок вновь возвращается на занятия. При необходимости создается дополнительный курс. Специалисты обучаются в Москве. Там им объясняют, как работает лекотека, что это такое, как правильно организовать всестороннее развитие и поддержку детей и их семей.

Базовые концепции

Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг. Элизабет Ньюсон - британский психолог - изложила некоторые теоретические основы. Она издала книгу «Игрушки и Игрушки», в которой активно дискутирует на тему игры и ее влияния на общее развитие и формирование личности.

Формирование службы в ДОУ

Во многих дошкольных учреждениях нашей страны начинает функционировать лекотека. Что это такое, уже знает множество семей, которые имеют детей с ограниченными возможностями. Здесь специальным образом подбираются игрушки, учитывающие все потребности малыша.

Специалисты очень внимательно работают над тем, чтобы все изделия имели требуемые коммуникативные, физические, интеллектуальные и сенсорные характеристики.

Сегодня часто можно встретить детей, которые имеют дефицит внимания. У них наблюдаются признаки аутизма или гиперактивности. Для них все характеристики в игрушке должны быть тщательно сбалансированы. Прекрасно подойдут радиоуправляемые модели. Они очень просты в использовании, визуально и с помощью звуков стимулируют малыша и подсказывают, как действовать. Такой материал дает возможность очень просто установить причинно-следственные связи, учит ориентироваться в пространстве и оперировать понятиями «вправо-влево», «назад-вперед». Вскоре малыш начинает понимать отношения «над-под».

Важно отметить, что в процессе игры ребенок развивает мелкую моторику пальцев, учится правильно планировать свои действия. Результат сразу же обрабатывается, отслеживается объект и концентрируется внимание на правильности его движений.

Таким образом, мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.

Работа с родителями "Что такое лекотека"

Что такое «Лекотека»?

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.

Само слово лекотека (произ. от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище) - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Иными словами она подразумевает индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки, является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Посещать такие учреждения могут малыши

от 2 месяцев до 7 лет.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям.

Обучение проходит в форме игры.

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА - основной метод лекотеки

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности.

Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

  • специальное оборудование для детей с нарушениями движений;

  • оборудование для развития общей подвижности;игрушки для развития ручных навыков;

  • игрушки для развития тактильного восприятия;

  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

  • игрушки для развития слухового восприятия;

  • игрушки для развития мышления;

  • игрушки для развития речи и языка;

  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

  • игрушки для игры с водой;

  • игрушки для игры с сыпучими материалами;

  • материалы для изобразительного творчества;

  • музыкальные игрушки;

  • книги для детей;

  • фонотека;

  • видеотека;

  • компьютерные игры;

  • книги для родителей;

  • средства для развития невербальной коммуникации;

  • выставка самодельных игрушек;

  • специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка. Предоставление средств Лекотеки во временное пользование может осуществляется при наличии в Лекотеке дубликатов. Обычно это делает специалист после ТИС, при этом он подбирает средства, необходимые малышу, демонстрирует варианты игры с ребенком его родственникам или няне.

Лекотека может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования и т.п.

Основные формы работы Лекотеки

Консультация (К)

Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Диагностический игровой сеанс (ДИС)

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

Терапевтический игровой сеанс (ТИС)

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Групповой родительский тренинг (ГРТ)

В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Самым главным принципом работы лекотеки является взаимодействие с родителями.

Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

Родители – полноправные участники абилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;

  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированного плана;

  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;

  • обучаются приёмам формирования в семье абилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Обучение и воспитание детей с ДЦП затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с церебральным параличом в нашей лекотеке являются:

  • развитие двигательной активности,

  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

  • развитие сенсорных эталонов,

  • развитие познавательной деятельности,

  • формирование продуктивных видов деятельности,

  • формирование конструктивных навыков и умений,

  • развитие личности ребёнка с двигательными нарушениями.

Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку.

Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник.Лекотека реализует психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В психолого-педагогическое сопровождение входят такие направления работы, как:- психолого-педагогическое изучение особенностей развития ребенка с целью определения его возможностей и способностей;- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры;- воспитание, развитие и обучение ребенка по специально для него разработанной программе;- подбор индивидуальных техник при формировании у ребенка средств коммуникации, игровой и познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности;- оказание психологической помощи семье, гармонизация детско-родительских отношений;- обучение родителей методам игрового взаимодействия с ребенком и методам общения с ним;

- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Организация работы лекотеки.Занятия с детьми проводятся в индивидуальной,малогрупповой (2-3 ребенка) и групповой формах.

Наполняемость групп при организации групповой работы от 2 до 6 детей.Дети посещают лекотеку по индивидуальным графикам. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком до 30 минут. Время активной фазы занятия рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Структура индивидуального занятия состоит из активной фазы (коррекция, обучение), общения с ребенком и специальных упражнений, способствующих активизации интеллектуальной деятельности ребенка или снятию психоэмоционального и физического напряжения.

Общая продолжительность занятий составляет от 1 часа до 2 часов в день в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и сложности нарушения развития. Работу с ребёнком или группой могут проводить одновременно два разных специалиста.

Как правило, занятия проводятся при непосредственном участии в них родителей ребенка. На занятиях они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребенком. В некоторых случаях, например, когда при решении педагогической задачи от ребенка требуется проявление самостоятельности, отдельные занятия могут проводиться без присутствия родителей.

Каждые два месяца консилиум специалистов лекотеки оценивает динамику развития детей. Полученные результаты служат основанием для коррекции индивидуальных образовательных программ.

Плата за посещение лекотеки не взимается.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕКОТЕКИ НА БАЗЕ ДОУ (Автор: Гродина Татьяна Францевна) - Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕКОТЕКИ НА БАЗЕ ДОУ

Гродина Татьяна Францевна.

Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида», старший воспитатель, педагог-психолог, [email protected]

Аннотация. В статье представлен опыт создания службы лекотеки на базе дошкольной образовательной организации. Описаны этапы работы, проблемное поле создания службы в современном детском саду. Представлен опыт работы по внедрению инклюзивного образования в дошкольной организации.

Ключевые слова: лекотека, дети с ОВЗ, инклюзивное образование.

THE EXPERIENCE OF THE LEKOTEKA CREATION

ON THE BASIS OF ChEE

Grodina Tatyana Frantsevna.

Novosibirsk, MKChEE «Kindergarten № 262 combined type», senior teacher, teacher-psychologist, [email protected]

Abstract. The article presents the experience of creating a lekoteka service on the basis of preschool educational organization. The stages of work, a problem field of service creation in a modern kindergarten are described. The implementation experience of inclusive education in preschool organization is presented.

Key words: lekoteka, children with disabilities, inclusive education.

В настоящее время коренным образом изменяется система и содержание образования в нашей стране. Сегодня никого не удивляет организация такой службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, как лекотека.

В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».

Лекотеки создается для таких детей от 1,5 до 7 лет, которые не имеют возможности вместе с другими посещать детские сады или школы. Но в тоже время им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Уникальным является то, что направлена она не только на работу с детьми, но и с их родителями. А для семьи это очень важно.

Предпосылками внедрения проекта открытия лекотеки является опыт дошкольного образовательного учреждения по разработке сопровождения инклюзивного образования. Актуальность выбора данного направления работы обусловлена ростом процента детей, имеющих ограниченные возможности здоровья не только для освоения программ образования, успешной социализации и интеграции в детское сообщество, но даже не позволяющие в целом посещать дошкольное образовательное учреждение.

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Закон об образовании РФ [1], ФГОС ДО РФ [2]) дает дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребенок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии в ДОУ условий для коррекционной работы.

Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и образования, обучающихся с ОВЗ – это одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, принятой Правительством РФ в 2015 году [3]. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры дошкольных организаций. В частности, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования детей с ОВЗ, инвалидностью.

Целевой аудиторией деятельности лекотеки являются дети со сложными нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами (дети с расстройством аутистического спектра (РАС), дети с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дети с тяжелыми сенсорными нарушениями, дети с болезнью Дауна), их семьи, нуждающиеся в грамотном медико-психолого-педагогическом сопровождении, а также и педагоги ДОУ.

Традиционно, в рамках лекотеки, оказывается профессиональная помощь всеми необходимыми специалистами ребенку и его родителям (законным представителям) по вопросам организации процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей с особыми потребностями.

Организация лекотеки на базе ДОУ начинается с создания нормативно-правового обеспечения его деятельности. Издается приказ по учреждению, согласно которому определяется состав специалистов центра «Лекотека», включающий педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Руководство лекотекой возлагается на старшего воспитателя. Все специалисты должны соответствовать требованиям к уровню образования и направлению подготовки, а руководитель лекотеки – иметь степень магистра в области психологии.

Лекотека подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития, не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.

Следующим шагом в обеспечении деятельности лекотеки на базе ДОУ является методическое оснащение службы – создание программ деятельности специалистов лекотеки (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). На основе научно-методических разработок и рекомендаций, имеющихся в литературе, создается база диагностических методик, комплексов игр и упражнений для детей с ОВЗ для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы в рамках лекотеки.

Третьим шагом в запуске лекотеки должна стать подготовка материально-технического оснащения службы. Для этого в ДОУ необходимо организовать условия для создания кабинетов, приобретение оборудования, утверждение кадрового состава. Для детей с ОВЗ и их родителей создаются все необходимые условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли получить квалифицированную помощь специалистов учреждения.

Специальные помещения, выделенные и оформленные, предназначены: для индивидуальной работы с ребенком и его семьей; для групповой работы с детьми; для проведения групповых родительских тренингов; для работы с педагогами ДОУ.

Для оказания образовательных услуг должны быть дополнительные помещений: музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет ИЗО-деятельности, кабинеты узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога).

Последний шаг при запуске работы службы – распространение информации о работе лекотеки: через информирование родителей детского сада, создание и распространение буклетов, презентации проекта.

На сегодняшний день в рамках работы центра «Лекотека» проведена работа с воспитанниками детского сада, которые по причине сложности дефекта не могут посещать детский сад постоянно на равных условиях с другими детьми и лекотека для данных детей и их семей явилась вариантом получения квалифицированной помощи и сопровождения специалистов.

Таким образом, организация и запуск службы лекотеки на базе ДОУ имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью нормативно-правовой, методической, материально-технической и кадровой подготовки учреждения.

Проблемным полем деятельности лекотеки является недостаточная распространенность информации об особенностях такой формы помощи среди семей детей с ОВЗ, что при всей востребованности пока не позволяет запустить их в полном объеме.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/

Лекотека - сказочный мир детства – Ребенок в детском саду

Автор статьи — педагог-психолог Шмаль Светлана Викторовна, СП Лекотека ГБОУ детский сад № 865 (г. Москва). 

Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку»(собрание) развивающих игр и игрушек. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек».

Наша лекотека открылась в детском саду № 865 в 2008 году, и с тех пор дети, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья, с удовольствием приходят на занятия к нам.

Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями в физическом и/или психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.

Каждый ребенок уникален, но иногда детям нужна особенная помощь. Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У таких детей имеются специфические проблемы, ограничивающие их способности к развитию.

Эту помощь и поддержку оказывают специалисты нашей лекотеки: педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.

Педагоги нашей лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) многое дается гораздо труднее, чем другим. Зачастую они не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира.

Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать ребенка с ОВЗ; определить мотивацию ребенка исходя из его интересов.

Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. Родителей знакомят с задачами каждого занятия в детском саду, проводится обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.

На подгрупповых занятиях родители учатся приемам установления эмоционального контакта ребенка со сверстниками, организации эмоционально практического взаимодействия ребенка с другим детьми, учатся наблюдать за детьми и «подключать» своего ребенка к действиям партнера по игре. Родители «особенных детей» счастливы, когда видят, что ребенку приятно, что он весел и доволен.

Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе.

Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник

Основной метод работы нашей лекотеки – это игра.

С ребенком нужно делать все через игру. Д. Б. Эльконин.

Мы проводим как индивидуальные, так и групповые игровые сеансы с детьми (в присутствии родителей и с их участием).

Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю. Продолжительность игрового сеанса составляет 60 минут. Дети, как и другие воспитанники детского сада, принимают активное участие в конкурсах и досугах, посвященных праздникам.

Основная цель, которую мы ставим перед собой — создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Так, в ноябре 2012 года наша воспитанница участвовала в районном фестивале детского и молодежного творчества «Гольяновские дарования» в номинации декоративно-прикладное искусство и получила грамоту за рисунок на тему: « Мама, папа, я — спортивная семья».

Способствуем сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.

Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня.

Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование DUSIMA, направленное на:

  • развитие тактильно-двигательного восприятия;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;
  • экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;
  • экспериментирование: оптические эффекты;
  • художественное творчество,
  • развитию координации движений.

Оборудование включает в себя такие разделы, как:

  • Пишем и рисуем на песке.
  • Я и мой волшебный дом.
  • Сортировка.
  • Мягкие забавы.
  • Игры для развития и коррекции: шарик в лабиринте, зоопарк из Тарамбуко, магнитный лабиринт, мольберт гонщик, Формидо, игровой стол для занятий с водой и песком, материалы Никитиных и М. Монтессори, кубики логические, кубики напольные, «кочки на болоте», кукольный театр, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое.

Нашу лекотеку посещают дети с различными нарушениями в развитии, и каждому из них мы стараемся дать возможность ощутить собственную значимость, включая в процесс сопровождения точечную инклюзию: наши детки участвуют в досугах, праздниках совместно с другими воспитанниками.

Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

В следующем учебном году двое наших воспитанников идут в общеобразовательные школы, двое — в детские сады, и мы за них очень рады.

Завершить свою статью я хотела бы словами В. А. Сухомлинского :

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

В нашей лекотеке рады принять Вас и Вашего ребенка!

Вас ждут:

  • Сеансы индивидуальной и групповой игротерапии.
  • Сеансы музыкотерапии и движения под музыку.
  • Дидактические игровые занятия с целью формирования у ребенка новых навыков и знаний, предпосылок к учебной деятельности.
  • Специалисты нашей лекотеки, имеющие углубленные знания во многих областях психологии, медицины и специальной педагогики. Ориентированы в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей, владеют навыками практической работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Наши координаты:

Адрес: Москва, район Гольяново, ул. Хабаровская, д. 12, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 865 СП «Лекотека».

Задать свои вопросы вы можете по телефонам: 8-909-670-27-05 , 8-916-887-68-28.


Смотрите также