Образовательный кластер что это такое


Что такое кластер в образовании - есть ответ

Одним из современных типов организации учебного процесса являются образовательные кластеры. Но прежде чем говорить о том, что такое кластер в образовании, следует разобраться с основным понятием. Кластер – это объединённые группы с объектами, которые связанны друг с другом и выделяются по какому-либо общему признаку.

Кластер в образовании – открытая система образовательных, производственных, научных, проч. органов с формами образовательной деятельности в определённых областях (нанотехнологии, робототехника, ресурсосбережение). Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы в системе.

В чём преимущества образовательного кластера?

Если с определением кластера в образовании всё понятно, то возникает следующий вопрос.

  1. Возможность использования ресурсов участников кластера (материальная база, кадры и проч.).
  2. Введение в сферу образования наиболее современного предметного и технологического содержания.
  3. Преемственность образования разных уровней.
  4. Построение индивидуальных траекторий профориентации.
  5. Непрерывное «погружение» обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.

Структура кластера в образовании

Чаще всего центральное и значимое место в кластере занимает университет, который объединяет учебные заведения и образовательную ситуацию. Это усиливает науку и её единство с практикой.

Взаимодействие членов образовательного кластера даёт такие возможности, как:

  • отбор и систематизирование содержания педагогического образования, учитывая интересы всех субъектов образовательного кластера;
  • организация многоуровневого и непрерывного профессионального образования;
  • после выпуска гарантия трудоустройства по выбранной специальности при ясной перспективе карьерного роста;
  • стимул к улучшению материальной базы образовательных заведений;
  • формирование и усовершенствование грамотного профессионализма;
  • стимуляция профессионального роста педагогов в образовательных учреждениях.

В высших и средних учебных заведениях педагогическими коллективами выполняются актуальные исследования, суть которых заключается в теории и практике образования и во внедрении полученных результатов в образование.

Оценка: 0,00 ( голосов: 0) Загрузка...

Феномен образовательного кластера

В конце 2011 года начался большой проект, который ведет НФПК (заказчик Минобр), посвященный исследованию предпосылок и формированию базовых инструментов развития образовательных кластеров. Я был приглашен как один из экспертов в этот проект. Мне кажется, что этот проект важный в том смысле, что вузы, по идее, должны быть одними из важнейших участников формирующихся кластеров. У нас же так получается не всегда. Слабая кооперация фирм с вузами и другими образовательными и научными учреждениями является недостатком, присущим многим формирующимся кластерам в России.

Анкетирование ЦКР, проведенное в конце 2011 года экспертами СОПС показало, что на данный момент данные центры практически не взаимодействуют с вузами. Соответственно, этот же недостаток (можно предположить) присущ и тем кластерам, которые они формируют.

Особенно этот парадокс заметен на фоне европейских кластерных программ, большая часть финансирования которых расходуется на совместные НИОКР проекты между бизнесом и научным сообществом.

Эту ситуацию во многом может переломить в лучшую сторону министерство Образования и науки. Необходимо предложить систему стимулов для вузов инициировать новые и участвовать в уже существующих кластерах, а также разработать основные модели, механизмы и правила функционирования вуза в кластере. Я полагаю, что это является одной из основных практических целей нашего проекта.

Я буду поднимать некоторые темы, и предлагать ряд интересных, на мой взгляд, материалов, связанных с этим важным проектом.

Вообще, планируется запуск портала, на котором будут размещены материалы, и на котором возможно будет обсуждать эти темы на базе сайта НФПК. Сейчас страница уже есть, а ее наполнение будет реализовано в ближайшие недели: http://clusters.ntf.ru/

Итак. Когда я начал работать в прошлом году над проектом, я сразу заметил, что в ТЗ упоминаются два понятия: кластер с участием вуза и образовательный кластер. Возник вопрос: это разные понятия, или синонимы?

Изучение зарубежного опыта дало основания полагать, что это разные термины. Здесь я хотел бы представить некоторый материал в доказательство этого тезиса.

I. Кластер с участием вуза.

Давайте сначала разберем понятие кластера с участием вузов. Честно говоря, под это понятие подходят практически все кластеры. Смотрите, например, один из рисунков Портера:

Рис. 1. Туристический кластер в Кэрнсе (Австралия).

Источник: Porter M. Chinese Competitiveness: Where Does The Nation Stand? 2004, http://www.isc.hbs.edu/pdf/CAON_China_2004.06.18.pdf

Вообще говоря, образовательные и научные организации являются неотъемлемыми участниками полноценного кластера. Сложно найти описание успешного в международном масштабе кластера, в котором не были бы представлены ни образовательные, ни научные учреждения. Более того, как правило, таких учреждений несколько.

Научные и образовательные учреждения в кластерах выполняют ряд важных функций, определяющих конкурентоспособность предприятий. Прежде всего, речь идет о разработке и внедрении новых технологий, обучении и повышении квалификации работников, консалтинге фирм в различных областях деятельности, совместном использовании объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием, центры трансфера технологий и пр.), аккумулировании и трансляции знания между фирмами кластера. Реализуя эти функции образовательные и научные учреждения получают доступ к финансированию исследований со стороны частных фирм, реализуют платные образовательные программы для сотрудников фирм в кластере, совершенствуют образовательные программы в целях их соответствия современным потребностям, организуют студентам практику и стажировки на предприятиях кластера, привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков из предприятий-участников кластера, а также повышают квалификацию сотрудников вузов на базе предприятий – участников кластера.

В случае если отраслевой кластер формируется в высокотехнологичных видах деятельности, то роль вузов и научного сообщества в нем существенно возрастает. В таких кластерах, часто вуз становится ключевым участником (ядром кластера).

Итак, кластер с участием вуза – это обычный полноценный кластер. Практически все кластеры, в которых участвуют, взаимодействуют (или планируют взаимодействовать при определенных условиях), исследуемые в рамках нашего проекта ведущие инженерные вузы России, попадают в категорию отраслевых кластеров.

II. Образовательный кластер

Что же такое образовательный кластер? Интуитивный ответ – это кластер, где вузы играют главную роль (являются ядром). Однако изучение вопроса опровергло это предположение.

Во-первых, есть кое-какая аналитика отечественных авторов. Например, его определение.

Образовательный кластер – совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. (Модель подготовки специалистов железнодорожного транспорта в рамках образовательного кластера в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта - филиале Иркутского Государственного Университета путей сообщения в г. Улан-Удэ. - [электронный ресурс]. URL: www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_999_1.doc (дата обращения 02.01.2010г.).

Такое же определение дано здесь: Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010

Анализ зарубежной практики показал, что понятие образовательного кластера существует и там (это вовсе не доморощенное понятие). Например, М. Портер анализирует образовательный кластер Массачусетса (там лидеры MIT и Гарвард)[1]. Данный кластер подробно описывается, анализируется его роль в образовательной сфере в стране (сравнение с другими штатами, прежде всего, Калифорнией) и другими странами.

Представлена следующая концептуальная схема образовательного кластера:

Рис. 2. Образовательный кластер в Массачусетсе.

Источник: Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, 2010

Кстати, поскольку я оценивал потенциал развития кластеров в субъектах РФ по методологии Портера, то карта кластеров отображает помимо прочих кластеров, еще и образовательные кластеры (образование и наука): см: http://www.promcluster.ru/index.php/mapcluster/100-educationandknowledge

Дальнейший анализ иностранных источников показал, что существуют не только исследования образовательных кластеров, но и опыт формирования таких кластеров.

Прежде всего, речь идет о французской программе, где было выделено 20 образовательных кластеров на национальном уровне. Данные кластеры включают в образовательные учреждения всех уровней (географически локализованные, прежде всего, и, иногда тематически определенные) – с упором на вузы. Образовательные кластеры во Франции, прежде всего, позволяют увеличить видимость (обозримость) вузов для иностранцев, за счет общего маркетинга, общего учета публикаций, присуждения степеней, общего позиционирования на рынке. Также речь может идти о взаимном предоставлении ресурса и пр. Соответственно, одна из главных целей – привлечение зарубежных студентов.

 Французы полагают, что их вузы слишком малы и незаметны по сравнению с ведущими мировыми вузами. Кстати, насколько я знаю это характерно и для нашей страны.

Есть и другой опыт, оставлю его за рамками. Главное, что я здесь хочу сказать, что есть устоявшееся понятие образовательного кластера и этот кластер специфичен, это совсем не кластер с участием вузом.

Главное отличие образовательного кластера заключается не столько в составе его участников (и в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и не в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера. Так, если в автомобильном кластере главным продуктом является автомобиль, а в химическом – продукция химической производства (упрощенно), то в образовательном кластере главный продукт – это образовательные услуги. Соответственно, если оценка роли автомобильного кластера в отраслевом развитии предполагает оценку роли компаний кластера в развитии автомобильной промышленности России, то оценка роли образовательного кластера предполагает оценку роли образовательных учреждений кластера (несмотря на присутствие других субъектов) в развитии образования (в общем объеме оказанных образовательных услуг). То есть образовательный кластер – это одно из возможных тематических направлений кластеризации организаций.

При этом, что важно, в образовательный кластер, входят множество образовательных учреждений различных уровней и специальности. Так в научно-образовательном кластере Казанского национального исследовательского технологического университета участвует Казанский нефтехимический колледж; в Полимерном кластере Санкт-Петербурга наравне с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики также участвуют СПбГУЭФ ВЭШ, СПбГУ, СПбГТИ (ТУ).

Реализация этого подхода иллюстрируется рисунком 3.

Рис. 3 Схема образовательного кластера.

Источник: Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010, с.28

Соответственно, если в обычных кластерах анализируется цепочка создания ценности (то есть производственный процесс, охватывающий множество фирм, связанных отношениями купли-продажи), то в образовательных кластерах вместо производственного процесса анализируется образовательный процесс, охватывающий разные ступени образования – от начального до высшего.

Что касается образовательных кластеров, то вузы в них играют главную роль, по определению. Образовательный кластер нацелен на совершенствование образовательного и научного процессов. Бизнес активность в данном случае – это фактор, повышающий качество образовательного процесса, а также в некотором смысле – продукт этого процесса (особенно, если речь идет об инновационных компаниях при вузах).

Отнесение кластера к отраслевому или образовательному зависит от ракурса исследования или целей формирования кластеров. Например, Саксониен анализировала высокотехнологичный кластер Массачусетса как отраслевой. Следовательно она (как и большинство авторов) делала акцент на компаниях, которые, хотя и связаны с вузами и научными разработками, являются самостоятельными коммерческими организациями, выпускающими конкретный продукт, а не образовательную услугу или НИОКР[2]. Соответственно, профиль кластера определяется по этому продукту (кластер медицинских технологий, военных разработок, и пр.). При таком акценте мы, прежде всего, анализируем фирмы, неважно какой вес имеют при этом вузы. Даже если вуз – гигант, а фирмы – мелкие. Вполне возможно, что большой вуз родит неуспешные фирмы и, наоборот, когда, казалось бы, не «ведущий» вуз будет окутан сетью фирм, старт-апов, спин-овов и пр., которые будут выпускать заметный и в регионе и в стране (может быть и в мире) продукт.

Этот же кластер М. Портер рассматривает как образовательный с двумя лидерами - MIT и Гарвардом[3] (смотрите рис. 2 выше).

Однако в разделении отраслевых и образовательных кластеров лежит не только академический интерес, но и практический замысел. Если рассматривается кластер как отраслевой с участием вуза, то в число приоритетных управленческих задач попадают задачи повышения образовательного уровня сотрудников на предприятиях кластера, формирование со стороны бизнеса запроса на НИОКР, задачи трансформации знаний, наработок, технологий, которыми обладает вуз в коммерчески успешный продукт и т.д. То есть решается задача повышения конкурентоспособности регионального бизнеса в кластере (что, в конечном счете, выгодно всем, в том числе и вузам). Если кластер рассматривается как образовательный, то в приоритете являются задачи повышения образования в регионе (не только высшего, но и начального профессионального, среднего профессионального), в решении которых участвует бизнес (как один из заказчиков образовательной и научной деятельности вуза).

В Российских регионах также замечены попытки формирования образовательных кластеров. Лидером в этой сфере является республика Татарстан. В Татарстане формируется 13 образовательных кластеров[4].

Одной из главных проблем, которые призваны решать образовательные кластеры в республике Татарстан – это проблема популяризации и развития рабочих специальностей. С этой целью к трем крупным вузам республики Татарстан – КФУ, КГТУ, КГТУ им. Туполева – присоединяются учреждения НПО и СПО. В итоге выпускники таких кластеров будут получать диплом университета (повышение престижа), а также обеспечение как можно большему числу учащихся возможность продолжения профессионального образования[5].

Помимо присоединения НПО и СПО к ведущим инженерным вузам, происходит вовлечение в процесс обучения крупнейших профильных предприятий с целью повышения качества подготовки специалисты.

Активную роль в формировании и развитии образовательных кластеров играет министерства республики Татарстан. Так, согласно подписанному соглашению, Министерство экономики и промышленности РТ совместно с Министерством труда и занятости Республики Татарстан будет проводить мониторинг республиканского рынка труда и определять текущую и прогнозную (до 10 лет) потребность отрасли в кадрах. Минэкономики предстоит ежегодно формировать государственный заказ для своей отрасли на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на основе заявок работодателей (заказчиком кадров)[6].

Формирование образования, схожего с образовательным кластером планируется в Белгородском государственном университете[7]. Среди инженерных вузов – участников исследования, образовательный кластер формирует МИРЭА[8].

Итак, получается, что отраслевой кластер и образовательный кластер – это разные кластеры. Точнее, образовательный кластер – это один из отраслевых кластеров, где отраслью является образование (если так можно сказать). При этом наличие вуза в кластере (даже если это вуз – ядро кластера) – не является достаточным критерием отнесения кластера к образовательному. Ключевым критерием является главный продукт кластера и, соответственно, процесс получения этого продукта (производственный или образовательный).

[1] Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, 2010, p.30

[2] Saxenian A. Inside-Out: Regional Networks and Industrial Adaptation in Silicon Valley and Route 128 // Cityscape: A Journal of Policy Development and Research • Volume 2, Number 2 • May 1996, pp. 41-60

[3] Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, 2010

[6] http://info.tatcenter.ru/article/46263/

[7] http://xn----btbghmvj3cf.xn--p1ai/niu/smi/news_detail.php?ID=10556

[8] За последние годы в университете создано девять научно-образовательных центров совместно с такими признанными научными центрами, как Российский научный центр «Курчатовский институт», Институт радиоэлектроники РАН, Физико-технологический институт РАН, НИИ «Полюс», Институт проблем технологий микроэлектроники и особо чистых материалов РАН. Это положило начало новому этапу совершенствования университетского комплекса - созданию многоцелевого научно-технологического кластера, что обеспечивает более эффективный обмен научно-технической информацией между структурными подразделениями, разделение труда при выполнении комплексных НИР и ОКР, совместное использование дорогостоящего научного и технологического оборудования, высокий уровень управленческих решений, динамическое распределение ресурсов.

Образовательный кластер как институт улучшения качества человеческого капитала (Фурин А.Г., 2014)

Критерием устойчивости социально-экономического развития любого государства является эффективная институциональная структура, позволяющая должным образом реагировать как на изменения, происходящие внутри страны, так и на конъюнктурные колебания в мировой экономике и быстро трансформироваться за счет инструментов инновационной политики. Подобные изменения позволяют добиться эффективного функционирования всех рынков.

Человек – «гвоздь» системы

Одним из приоритетных направлений инновационного развития государства является необходимость институциональных преобразований, направленных на создание оптимальных условий для формирования и воспроизводства человеческого капитала. На постиндустриальной стадии развития общества, получившей название «экономика знаний», в условиях построения социально ориентированной экономики рыночного типа производительные силы общества зависят от качества формирующего их человеческого капитала. Уровень человеческого ресурса в свою очередь оказывает воздействие на материальное благосостояние, уровень сбережения и потребления, качество и образ жизни. В экономической литературе под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые индивидуум целесообразно использует в той или иной сфере общественного производства. Наиболее часто встречающиеся понятия в определении термина «человеческий капитал» – это знания, умения, навыки, способности.

Изучение вопросов, связанных с повышением эффективности использования производительных сил общества, основой которых является величина и качество человеческого капитала, является не просто актуальным, а становится приоритетным направлением социально-экономических исследований.

В ходе реформ, происходящих в стране, уточняются функции и задачи государства, развивается адаптивность субъектов бизнеса к изменениям рыночной конъюнктуры, изменяется поведение и жизненные ориентиры человека, что в свою очередь инициирует необходимость изменений в институциональной структуре общества.

Эффективность функционирования субъектов бизнеса и государства неразрывно связана с человеческим ресурсом, поскольку человек является системообразующим «элементом» каждого института общества. В сложившихся условиях особую важность приобретает обоснование необходимости создания эффективного института общества, ориентированного на достижение качественно нового уровня в формировании человеческого капитала посредством создания измененной системы предоставления образовательных услуг. Здесь необходимы взаимная заинтересованность и совместная деятельность субъектов бизнеса и государства в создании образовательных программ, в профориентационной работе, в подготовке кадров, в трудоустройстве.

Целью исследования является теоретическое доказательство гипотезы о том, что образовательный кластер – это институт общества, ориентированный на формирование структурных элементов человеческого капитала в соответствии с потребностями рынка труда при непосредственном участии всех субъектов экономики.

Кластер – это совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц  [3]. Кластер (в экономике) – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

«Кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу»  [2].

Систематизация существующих подходов к трактовке кластера позволяет сформулировать определение в соответствии со спецификой социальной сферы.

Образовательный кластер – это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные заведения, органы государственного управления, бизнес, инфраструктурные компании), функционирующих в образовательной сфере на определенной территории (город, регион) и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образованности» человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе  [5].

Следовательно, одним из направлений инновационного развития общества является институциональное преобразование, направленное на формирование института образовательного кластера, в условиях которого возможна наиболее оптимальная реализация функций системы образования, эффективное формирование образовательного продукта и, как следствие, совершенствование человеческого капитала.

Взаимоотношения для достижения целей

Доказательство выдвинутой гипотезы о том, что образовательный кластер – это институт общества, будет осуществляться посредством сопоставления основополагающих характеристик категории «институт» с точки зрения экономической науки и основных характеристик образовательного кластера.

По мнению Д. Норта, «институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми»  [1]. В рамках данного исследования под институтом будут пониматься не только формальные и неформальные правила и механизмы, задействованные в процессе оказания образовательных услуг, но и в широком смысле организации и иные экономические структуры (в данной работе это образовательный кластер), в рамках которых происходит функционирование микроинститутов.

Фундаментальной причиной зарождения и трансформации любого института является появление у субъектов экономики потребности в наборе механизмов и правил, оптимизирующих их деятельность в рамках существующей экономической системы. Следовательно, у каждой подсистемы, организации, института имеется свое функциональное назначение, в частности основная роль образовательного кластера как институционального образования состоит в формировании и воспроизводстве человеческого капитала.

Потребность субъектов экономики в качественном предоставлении образовательных услуг, ориентированных на формирование знаний, отвечающих реалиям рынка труда, может стать основой появления образовательного кластера. При этом его создание как института, обеспечивающего качественный уровень продукта образования, не может быть спонтанным и должно стать результатом целенаправленных институциональных преобразований, основанных на формальных институтах регулирования.

На макро- и мезоуровнях субъектом, инициирующим такие трансформации, является государство, исполнительные функции которого передаются конкретным институтам законодательной и исполнительной власти. Несомненный интерес представляет взгляд профессора О.С. Сухарева относительно институционального планирования, элементы которого применяются в рамках данного исследования  [4]. В институциональной теории обычно выделяются следующие принципы институционального планирования: целевая заданность; определение области приложения; функциональная полнота; необходимое разнообразие; восприятие нормы; монетарное наполнение; устойчивость к изменениям. Применим данные принципы к планированию образовательного кластера как института, обеспечивающего необходимый уровень услуг образовательной сферы.

Создание любого института предполагает реализацию трех основных функций, направленных на достижение определенных целей.

1) Регулирование деятельности субъектов экономики. Целью образовательного кластера является повышение информированности субъектов экономики о порядке, способах, качестве и условиях предоставления образовательных услуг.

2) Создание возможностей для удовлетворения потребностей. Целью образовательного кластера является формирование элементов человеческого капитала (знаний, умений, навыков), в которых заинтересованы население и субъекты бизнеса. Достижение данной цели возможно посредством улучшения качества образовательных услуг; создания образовательного продукта, отвечающего требованиям рынка труда; комплементарного взаимодействия образовательных структур и фирм, ориентированного на подготовку и повышение квалификации профессиональных кадров.

3) Обеспечение устойчивости общественной жизни. Целью образовательного кластера является создание условий для достижения оптимального состояния как в сфере образования, так и на рынке труда за счет соблюдения интересов субъектов экономики, оптимизации внешних эффектов, снижения трансакционных издержек.

В экономической литературе при описании того или иного института авторами особое внимание уделяется характеристикам, раскрывающим сущность данного явления. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых позволил выявить четыре наиболее часто встречающихся параметра, по которым дается характеристика института. Заложив в основу исследования образовательного кластера полученные параметры, можно сформулировать функциональные характеристики данного института (см. табл.).

Таблица

Соотношение параметров категории «институт» и основных характеристик образовательного кластера

Параметры категории «институт»

Характеристики образовательного кластера

Обеспечение предсказуемости результатов деятельности

Сущностная характеристика образовательного кластера предполагает, что каждый потребитель, приобретая ту или иную образовательную услугу, с высокой степенью вероятности получит на «выходе» необходимые знания, которые, с одной стороны, будут соответствовать его ожиданиям, а с другой – будут востребованы на рынке труда

Использование института предполагает наличие системы стимулов у субъектов экономики

Качественное и своевременное получение образовательной услуги, результаты которой будут формировать необходимый уровень знаний, умений и навыков, является главным стимулом для населения и субъектов бизнеса в их стратегическом взаимодействии в рамках образовательного кластера

Институты обеспечивают свободу и безопасность действий каждого субъекта экономики

Взаимодействие образовательных учреждений и фирм «на входе», позволяющее скоординировать образовательный процесс под нужды реального сектора экономики и сформировать необходимое качество человеческого капитала, дает определенные гарантии безопасности «на выходе», поскольку предполагает большую вероятность быть востребованным на рынке труда

Институты сокращают трансакционные издержки

Получение образовательных услуг в рамках института образовательного кластера позволит минимизировать затраты информационных, материальных, временных, трудовых ресурсов как населения, так и субъектов бизнеса

Система отношений между образовательными учреждениями, предприятиями и населением в рамках образовательного кластера является новой формой хозяйствования, ориентированной на создание образовательного продукта с минимальными трансакционными издержками и полным соответствием требованиям, предъявляемым к человеческому капиталу со стороны потенциальных работодателей. Реализация данного проекта выведет на качественно новый уровень процесс предоставления образовательных услуг, тем самым повысив эффективность функционирования всех субъектов экономики.

Вывод

Таким образом, на основании произведенных сопоставлений принципов, функций, характеристик института в его классическом понимании с аналогичными параметрами исследуемого объекта, следует сделать вывод, что образовательный кластер является современным институтом, призванным существенно изменить особенности взаимодействия основных экономических агентов. Результат его деятельности должен соответствовать принципу эффективности, согласно которому человек или фирма стараются максимизировать свое удовлетворение или доход, выбирая соответствующую институциональную технологию.

Технология «Кластери» и её модификация

Елена Минаева Технология «Кластери» и её модификация

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА:

1 этап - посередине чистого листа  пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер в образовании может быть использован в трех аспектах:

- В представлении системы работы и социального партнерства учреждения (административный);

- В обобщении опыта работы педагога (самообразование);

- В организации образовательной деятельности педагога (образовательный).

Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом.

Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.

Только  от  активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении  в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

О проекте - Школьный инновационный кластер

В  Государственной  программе Российской Федерации «Развитие  образования на 2013-2020 годы»  определены  такие стратегические задачи модернизации российского образования  как: модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного  образования детей, направленных  на достижение современного качества  учебных результатов и результатов социализации; обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи.

Эти задачи в  Стратегии  развития системы  образования «Петербургская Школа  2020»  воплощены в  Миссии Петербургской Школы, которая  заключается в  обеспечении равенства  в доступности качественного  образования для разных и равных жителей  Санкт-Петербурга.   

В целях реализации миссии выделяются  и такие задачи как -    формирование «открытой школы», предполагающей развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании.    

Для достижения этой цели  по инициативе школы №531 Красногвардейского района создается   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  КЛАСТЕР  с участием бизнес-сообщества, науки, культуры, образовательных и других заинтересованных организаций ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО И ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА  РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  КЛАСТЕР  способствует  построению новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного  партнерства. В рамках КЛАСТЕРА  предполагается разработка новых технологических моделей реализации  образовательных программ  за счет взаимодействия  участников КЛАСТЕРА.   

Образовательный  кластер  обеспечивает переход на новую модель управления образовательным процессом на основе принципа модульной компоновки взаимодополняющих  образовательных  программ,  возможности совместной реализации образовательных программ, в том числе носящих дистантный характер, совместного использования  кадровых, материально-технических  и информационно-методических ресурсов.

  Новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования направлен на  обеспечение  доступности получения  качественного образования, преемственности основных образовательных программ    общего и  профессионального образования; создание  условий, обеспечивающих социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой деятельности.

На решение  названных выше задач и    направлена деятельность  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   КЛАСТЕРА. 

Образовательный кластер

Голдобина М.В.

Образовательный кластер // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика 114 и управление». 2015. № 9/2 (131). С. 114-132

УДК 65.016.4, 378.4

М.В. Голдобина*

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

В настоящее время идет процесс укрупнения вузов. Одним из методов интеграции является кластеризация образовательных учреждений. В статье приводится алгоритм создания кластера в сфере образования в Поволжье.

Ключевые слова: процесс, укрупнение, вузы, методы, интеграция, кластер, образовательные учреждения, алгоритм, формирование, сфера образования.

Одно из направлений развития конкурентоспособности региональных вузов на современном этапе — организация образовательного кластера. В рамках исследования мы предлагаем рассмотреть алгоритм создания Приволжского образовательного кластера. Ядром кластера должны выступить Казанский федеральный университет и Самарский национальный научно-исследовательский университет. Учитывая то, что в современных исследованиях образовательного процесса нет четкого определения и понимания сущности образовательного кластера, необходимо обозначить многоаспектность и комплексность данного понятия.

Существующие исследования отражают только отдельные направления взаимоотношений между субъектами, входящими в образовательный кластер, и не дают полной картины всех возможностей, которые предоставляет его создание [1]. С современных позиций компетентностного подхода к образованию можно дать определение образовательному кластеру как совокупности взаимосвязанных в общей деятельности по предоставлению образовательных услуг учреждений ВПО, государства, а также связанных с результатом данной деятельности инфраструктурных и иных организаций: поставщиков оборудования, образовательных технологий, энергетического комплекса услуг, представителей работодателей, организаций среднего и общего образования, научно-исследовательских организаций, объединяющихся с целью подготовки компетентного выпускника вуза, удовлетворяющего потребностям всех заинтересованных в его подготовке и будущей деятельности субъектов. В дальнейшем в рамках исследования под образовательным кластером будем понимать устойчивое территориально-отраслевое объединение учреждений высшего образования и организаций, объединенных инновационной программой внедрения передовых образовательных и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера.

Деятельность всех кластеров направлена на достижение следующих конкретных целей [2]:

— повышение возможностей всех образовательных учреждений, входящих в кластер, за счет консолидации общих ресурсов и возможностей синергетического эффекта;

— повышение конкурентоспособности учреждений и организаций кластера за счет внедрения и доступности новых технологий и других ресурсов;

— уменьшение затрат и повышение эффективности образовательных услуг за счет эффекта синергии и оптимизации в процессах предоставления данных услуг;

— консолидированное представление интересов всех участников кластера в государственных и муниципальных органах власти.

* © Голдобина М.В., 2015

Голдобина Марина Викторовна ([email protected]), кафедра экономики инноваций, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарубежный опыт организации образовательных кластеров показывает, что кластеры имеют возможность дополнительной стимуляции и значительного повышения качества образования и внедрения инноваций в образовательный процесс [3].

Образовательный кластер имеет следующие характерные черты:

— наличие горизонтальных связей и взаимодействия между всеми субъектами, входящими в кластер. В целом интеграции науки и образования позволят повысить качество предоставляемых образовательных услуг через совмещение научно-исследовательской деятельности с учебным процессом; подготовить высококвалифицированные кадры, способные к инновационной деятельности;

— наличие множества вертикальных связей: «вуз — организации-поставщики ресурсов»; «вуз — организации-работодатели».

Конечным результатом деятельности кластера в системе образования является подготовка выпускника требуемого качества, имеющего компетенции, удовлетворяющие работодателей, участников образовательного процесса.

Образовательный кластер — это эффективный инструмент замещения и распределения используемых ресурсов [4]. В своей основе он должен иметь и применять устойчивую систему распространения новых образовательных технологий, информации, знаний. Кластеры обеспечивают более дешевый доступ к специализированным и информационным ресурсам (новым технологиям, оборудованию, знаниям, возможности обучения у квалифицированных кадров). Это понижает уровень себестоимости подготовки студентов, проведения фундаментальных и прикладных исследований, организации и проведения учебного процесса, обеспечивает более высокий и более научный уровень подготовки и квалификации специалистов, что, в свою очередь, усиливает конкурентные возможности вуза на рынке образовательных услуг.

К преимуществам создания образовательных кластеров можно отнести следующие [5].

1. Для государства:

— формирование современного кадрового потенциала для инновационного развития экономики государства;

— уменьшение уровня безработицы среди населения за счет повышения востребованности выпускников вузов на рынке труда;

— в долгосрочной перспективе рост уровня человеческого капитала общества и повышение конкурентоспособности страны;

— возможность организовать в границах образовательного кластера центры инновационного роста государства.

2. Для бизнеса преимущества организации образовательного кластера заключаются в повышении эффективности функционирования, конкурентоспособности и устойчивости развития:

— участники кластера получают дополнительный доступ к передовой информации, знаниям, технологиям образования, производства и управления;

— предприятия вследствие их взаимодействия с системой образования получают квалифицированных выпускников, которые не нуждаются в повышении квалификации, что значительно повышает производительность труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Для рынка:

— возможность совершенствовать ценообразование образовательных услуг;

— использование наиболее гибких и оптимальных способов оказания современных образовательных услуг, которые отвечают требованиям работодателей.

4. Потребителям услуг кластер дает возможность более качественного предоставления образовательных услуг, увеличивая прикладную и усиливая научную составляющую всех образовательных процессов вузов, что позволяет более эффективно конкурировать на рынке труда.

116

Голдобина М.В.

Формирование и развитие образовательных кластеров обуславливается повышением уровня конкурентоспособности, которого могут достичь участники кластера, по сравнению с отдельно работающими вузами или иностранными учебными заведениями.

Осуществляя кооперацию усилий, все участники кластера получают довольно ощутимые выгоды за счет доступа к дополнительным ресурсам: кадровым инновационным, научно-технологическим, материально-техническим и производственным, а также возможность обмена опытом и создания единого информационного пространства. Кластер в сфере образования организовывает свою деятельность, опираясь на принципы сотрудничества, толерантности и получения дополнительных синергетических эффектов от взаимодействия участников.

В сложившихся условиях интеграции в сфере образования образовательный кластер может быть организован только в границах взаимовыгодного, конструктивного и долгосрочного взаимодействия на основе сочетания принципов свободы, инициативы в создании «снизу» и государственной поддержки в организации «сверху» [6]. Государственные органы управления играют довольно значимую роль в процессах кластеризации системы образования. На стадии организации, формирования и реализации образовательного кластера необходима сильная государственная поддержка, чтобы развить кластер и наладить его нормальное функционирование.

В качестве модели образовательного кластера в ПФО выбрана модель, позволяющая использовать компетентностный подход в региональных системах высшего образования с горизонтальной и вертикальной интеграцией (см. рис.).

Важным элементом в образовательном кластере являются механизмы финансирования. К числу наиболее значимых статей затрат относятся следующие [7]:

— затраты на организацию и построение кластера;

— затраты на инфраструктуру кластера;

— затраты на программы и проекты функционирования кластера.

На начальном этапе создание кластера может финансироваться из бюджетных средств или основным спонсором, заинтересованным в результатах деятельности кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфраструктура и отдельные программы финансируются в кластерах за счет взносов участников кластеров или участников программ и проектов, а также за счет бюджета.

Потенциальные возможности и перспективы создания образовательного кластера в Приволжском федеральном округе приведены в таблице.

Таблица

Возможности и перспективы создания образовательного кластера в Приволжском

федеральном округе

Организационные элементы кластера Содержание

Цель организации Повышение конкурентоспособности вузов и качества образовательных услуг

Основные задачи 1. Развитие системы образования в соответствии с мировыми тенденциями экономики и требованиями рынка труда. 2. Организация системы открытого и непрерывного ВПО. 3. Повышение знаний и компетенций выпускников и, как следствие, формирование инновационной экономики региона. 4. Консолидация усилий учреждений ВПО с предприятиями региона

Окончание таблицы

Конкурентные преимущества ПФО для формирования кластера 1. ПФО является одним из наиболее инновационно привлекательных регионов центральной части России. 2. Развитая логистика региона, выгодное географическое расположение, богатые природные ресурсы. 3. Наличие мощной промышленной базы. 4. Развитая рыночная инфраструктура, основными элементами которой являются техноцентры, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, Фонд содействия предпринимательству и развитию венчурных инвестиций. 5. Большая образовательная и научная база региона. 6. Образовательные учреждения региона готовят специалистов всех отраслей экономики. 7. Мощный научно-образовательный потенциал для организации образовательного кластера.

Участники о бразовательного кластера 1. Администрации 14 субъектов ПФО. 2. Ядро кластера: университеты (Казанский и Самарский). 3. Государственные и негосударственные вузы высшего профессионального образования 14 субъектов ПФО. 4. Предприятия различных отраслей экономики региона. 5. Частные слушатели. 6. Общественные организации: саморегулируемые организации, региональные союзы работодателей. 7. Предприятия инфраструктуры. 8. Банковская и финансовая сфера: - заинтересованные банки, - финансовые учреждения, - Торгово-промышленная палата, - центр занятости населения. 9. Инновационные организации, НИИ, сфера НИОКР.

Форма организации кластерного проекта 1. Контрактные отношения с государством. 2. Договорные формы сотрудничества участников кластера. 2. Концессионные соглашения. 3. Образовательные программы и проекты.

Основные источники финансирования 1. Государственный и региональный бюджет. 2. Инвестиции по федеральной целевой программе «Образование». 3. Инвестиции региональных организаций и предприятий. 4. Инвестиции участников кластера. 5. Целевые инвестиции институциональных инвесторов.

Ожидаемые результаты от реализации проекта 1. Повышение конкурентоспособности участников образовательного кластера ПФО в регионе, стране и мировом масштабе. 2. Повышение эффективности функционирования организаций -участников кластера. 3. Повышение производительности труда в организациях и на предприятиях региона. 4. Повышение качества образовательных услуг вузов. 5. Повышение уровня жизни населения и человеческого капитала.

Образовательный кластер в ПФО самостоятельно осуществляет выбор образовательных программ, разработку учебных планов, которые охватывают основные направления и специальности подготовки студентов для региона. Диверсифика-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство (Министерство образования и науки) Региональные органы власти Общественные организации

о о 8 >> § X 3 X

Р а Ь ю о о

Председатель Наблюдательного совета

Заместитель председателя — руководитель фининасового комитета

Стратегические партнеры

Заместитель председателя — руководитель управляющей компании

V

Поставщики ресурсов и технологий

Ядро к ластера

Казанский федеральный университет Самарский федеральный университет (проект)

Инновационные организации

Вузы и филиалы вузов 14 субъектов ПФО

Инфраструктура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИИ и научные организации

I

V

Вспомогательные п одразде ле ния

X

а С 5! о

м §

а

з «

й а

с >.

О

Г

Ьэ

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребители услуг

Рис. Образовательный кластер

ция системы образования в кластере позволяет учитывать потребности региональных рынков образовательных услуг и труда, создавать возможности для подготовки и переподготовки кадров для экономики региона [6].

С учетом возможного взаимного интереса участников рынков образовательных услуг и труда качественное высшее образование сегодня становится одной из важнейших сфер совершенствования конкурентоспособности образовательного кластера.

Библиографический список

1. Курносова Е.А. Экономические аспекты реализации инновационного процесса в разрезе региональной сферы услуг // Наука — промышленности и сервису. 2012. № 7. С. 103-106.

2. Курносова Е.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг на основе формирования инновационного поведения: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2009.

3. Курносова Е.А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: формирование инновационного поведения // Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 1. С. 598-607.

4. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов к оценке конкурентоспособности. Общественные науки. 2011. № 6. С. 386-393.

5. Монтлевич В.М., Сараев Л.А. Дискретная оптимизация: учеб. пос. Самара, 2009.

6. Сараев А.Л., Сараев Л.А. К расчету эффективной равновесной цены неоднородно распределенного конкурентного рынка // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10 (91). С. 129-135.

7. Парадигма интеграционного развития рынков труда и образовательных услуг: состояние, проблемы, перспективы: межвуз. сб. ст. / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011.

References

1. КитоБОУа E.A. Economic aspects of implementation of the innovation process in the context of regional service sector. Nauka — promyshlennosti i servisu [Science - to the industry and service]. 2012, no. 7, pp. 103-106 [in Russian].

2. Kurnosova E.A. Konkurentosposobnost' predpriiatii sfery uslug na osnove formirovaniia innovatsionnogo povedeniia. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk [Competitiveness of enterprises of the sphere of services on the basis of formation of innovative behavior. Extended abstract of Candidate's of Economics thesis]. Togliatti, 2009 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kurnosova E.A. Ensuring of competitiveness of enterprises of the sphere of services: formation of innovative behavior. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal [Russian economic internet-journal], 2009, no. 1, pp. 598-607 [in Russian].

4. Podbornova E.S., Tyukavkin N.M. Development of methodological approaches to the estimate of competitiveness. Obshchestvennye nauki [Social sciences], 2011, no. 6, pp. 386393 [in Russian].

5. Montlevich V.M., Saraev L.A. Discrete optimization: schoolbook. Samara, 2009 [in Russian].

6. Saraev A.L., Saraev L.A. On the calculation of effective equilibrium price of inhomogeneous distribution of a competitive market. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 10 (91), pp. 129-135 [in Russian].

7. The paradigm of integration development of labor markets and educational services: state, problems and prospects. Interuniversity collection of articles. N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011 [in Russian].

120

Голдобина М.В.

M.V. Goldobina*

EDUCATION CLUSTER

Currently, the process of integration of universities takes place. One of the methods of integration is clustering of educational institutions. The author presents an algorithm to create a cluster in the field of education in the Volga Region.

Key words: process, integration, high schools, methods, integration, cluster, educational institutions, algorithm, formation, sphere of education.

Статья поступила в редакцию 21/IX/2015. The article received 21/IX/2015.

* Goldobina Marina Viktorovna ([email protected]), Department of Economics of Innovations, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.


Смотрите также