Семейное образование что это такое


Что такое семейное обучение и в чем заключаются его преимущества?

Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это - база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей. Знания, полученные в детстве и юности, являются  фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым  следует уделить отдельное внимания. Проект InternetUrok.ru, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. InternetUrok.ru -  частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева. В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт – это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект «Домашняя Школа». Это - система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома. Суть семейного образования - изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они  различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение.Этот вид обучения разработан специально для детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно. Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н)[1].  В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении. Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения.    Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Дистанционное образование детей. Сегодня этот формат учебы может быть как частичным дополнением к посещению обычной школы, так и полноценной возможностью изучить всю программу вне рамок обычного учебного учреждения. Этот вариант обучения предполагает, что ребенок изучает информационные материалы, размещенные в специализированной онлайн-системе. Они могут быть представлены разными форматами: это и наглядные видеоуроки, текстовые конспекты с иллюстрациями, интерактивные тесты для проверки знаний. Важным моментом является то, что дистанционное семейное обучение  не лишает ребенка общения с учителями. Благодаря современным средствам голосовой и видеосвязи преподаватели могут «присутствовать» в доме ребенка,  при этом фактически находясь на удалении в тысячи километров от него.  Таким образом, в рамках данного формата ребенок получает абсолютно все, что ему требуется для всестороннего развития и обучения.

Семейное образование в России: история и современность

Семейное образование в России имеет давнюю историю. Очень распространённым оно было в XVIII–XIX столетиях. Приглашаемыми на дом преподавателями обычно являлись священнослужители и семинаристы, студенты и сотрудники университетов. Богатые дворянские семьи могли позволить себе воспользоваться  услугами репетиторов-иностранцев. 

Перерыв в традициях семейного образования произошел в 1917 году, когда произошла революция. В эпоху СССР семейное обучение было упразднено, все дети были обязаны посещать общеобразовательную школу. Исключение могло быть сделано только для ребят, которые не могли посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Как и сейчас,  в  советский период учащиеся активно пользовались услугами репетиторов, хотя они оказывались вне рамок официально разрешенной трудовой деятельности.

Но период новейшей истории России можно считать ренессансом традиций семейного домашнего обручения. В начале 90-х годов прошлого века такие виды образования, как семейное, экстернат и репетиторство получили новую жизнь.  Дети и их родители получили гораздо больше возможностей для выбора вида обучения и создания комфортных условий для занятий. Интерес к внешкольным формам учебы значительно возрос.

Сегодня семейное образование доступно каждому!

Сегодня в России семейное образование доступно каждой семье и каждому ребенку. Законом установлено, что родителям предоставляется право независимого выбора школы и способа получения образования их детьми. Все чаще семьи делают выбор в пользу удаленного обучения при помощи современных онлайн-систем.  В соответствии с законами РФ  не требуется каких-либо специфических условий для перевода на внешкольное образование.  Для учебы вне уроков в очном формате достаточно только согласия ученика и его родителей (или законных представителей). Конечно же, для перевода  на семейное обучение необходимо осуществить определенные административные процедуры.

Чем больше возможностей и вариантов выбора, тем лучше результат. Сейчас в России все больше семей готовы перевести ребенка на домашнее обучение, даже если у него есть все возможности посещать обычные очные уроки. Более того, все чаще обычное школьное образование частично дополняется домашним. Ребенку могут помогать репетиторы, также он может учиться в различных онлайн-школах.

В чем преимущества такого подхода к обучению и в каком случае он будет оптимальным вариантом?

Нередко считают, что на семейное обучение переводят только тех деток, которые имеют проблемы со здоровьем. Но на данный момент все больше детей и родителей выбирают домашний способ обучения исходя из его преимуществ, а не под давлением обстоятельств.

Среди преимуществ семейной формы обучения можно отметить следующие:

  • Ученик лучше справляется с программой образовательного курса. Это становится возможным благодаря тому, что в таком варианте получения знания обеспечивается индивидуальный подход с учетом особенностей и способностей конкретного ученика. В то же время в больших классах обычных школ у учителей просто нет возможности уделить много времени каждому ребенку;
  • ребенок меньше отвлекается на то, что ему не нужно или не интересно. Не во всех учебных заведениях преподавание ведется на высоком уровне, бывает так, что детям не интересно  учиться в конкретном классе и в конкретной школе. Регулярное посещение места, которое не нравится, может обернуться негативными эмоциями и снижением успеваемости.  Учеба на дому — это способ избавиться от  всех неприятных обстоятельств. Ребенок будет получать знания в комфортной обстановке, где ничто не помешает учебе;
  • дети на семейном обучении имеют больше возможностей для всестороннего развития. При такой форме обучения можно изучать интересные ребенку предметы углублённо. Также в образовательный курс можно включить ту информацию, которая отсутствует в школьной программе. 
  • ребенок тратит меньше времени и меньше устает.  Часто бывает так, что учащийся живет в удаленном населенном пункте и дорога до школы отнимают немало времени. Находясь на семейном обучении, ребенок может потратить сэкономленное время с большей пользой. Его можно потратить на дела, связанные как развлечениями, так и с развитием ребенка. 
  • исключаются возможности конфликтов с негативно настроенными сверстниками и старшеклассниками. Семейное обучение может быть оптимальным вариантом для детей, которые в силу особенностей характера испытывают трудности с адаптацией в коллективе; 
  • возможность составления гибкого графика занятий с учетом биологических ритмов учащегося. Это позитивно отражается на здоровье, самочувствии и работоспособности ребенка;
  • развитие интеллекта и креативных качеств мышления. Исключается стереотипный и шаблонный подход, препятствующий формированию индивидуальности;
  • развитие навыков самостоятельности, ответственности и организованности. Ребята, которые обучаются дистанционно при помощи современных онлайн-систем, сами  контролируют свое расписание.  Ребенок несет полную ответственность за свои результаты: у него нет возможности списать домашнее задание или подсмотреть результаты контрольной работы. Такой подход способствует формированию у ребенка навыков самостоятельности, дисциплинированности, умения планировать свое время.   Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что все эти качества понадобятся и во взрослой жизни – дальнейшей учебе и работе.        

Как видно, причины перехода на семейное образование могут быть самыми разными. У каждой семьи есть для этого свои основания. Важно лишь то, что современное законодательство разработано таким образом, чтобы выбор формы обучения не был принудительным и каждый нашел оптимальное решение.

Кому можно порекомендовать такую форму обучения?

Известно, что большая часть ребят соответствующего возраста посещают обычные школы. Но очень часто обучение в рамках стандартной концепции может быть неудобным.

Нередко обучение в домашних условиях выбирают для тех деток, которые не могут ходить в школу в силу проблем со здоровьем. Очень часто для таких ребят данный вариант обучения – единственная возможность получить аттестат. Государственные учреждения и частные организации заботятся о таких детях, благодаря чему они наравне со своими здоровыми сверстниками изучают школьный курс. В дальнейшем эти ребята могут поступить в престижный вуз, многие из которых предлагают возможность дистанционного обучения.

Но спектр причин, по которым многие семьи делают выбор в пользу семейного образования, не ограничивается медицинскими показаниями.  Во многих случаях домашнее обучение выбирают для одаренных детей. Такие ребята хотят изучать важные для них дисциплины углубленно. Нередко они осваивают программу, опережая своих сверстников, а на уроках эти дети просто скучают. Близкие таких ребят обычно хотят, чтобы дети учились у преподавателей – мастеров своей профессии. Уровень преподавания в школе по месту жительства может их не устраивать. В этом случае семейная форма образования будет самым подходящим вариантом.  Даже если семья живет в маленькой деревне или селе, где нет значительных образовательных возможностей, всегда можно воспользоваться преимуществами дистанционного обучения. В этом случае ребенок сможет учиться у лучших преподавателей и получить самый качественный багаж знаний.

Часто обучение в форме семейного образования выбирают и для ребят, которым сложно дается учеба или если ребенок плохо воспринимает объяснения учителя в школе.  Увы, не в каждом учреждении работают хорошие педагоги, которые смогут понятно объяснить непростые аспекты и заинтересовать детей предметом.    Причиной может быть и то, что у ребенка возникают конфликты с преподавателями и другими учениками в школе. В данном случае обучение в форме семейного образования также может стать оптимальным решением, которое убережет ребенка от возможных проблем такого типа. В итоге ребенок сможет избежать негативных обстоятельств и изучить школьный курс с хорошими отметками,  с отличным результатом пройти выпускные испытания.

Трудности с посещением занятий  в очной школе часто возникают и у ребят, которые на серьёзном уровне занимаются спортом или творчеством – пением, музыкой или другими видами искусства. Эти дети тратят много времени на тренировки и дополнительные занятия, ездят на состязания и конкурсы. Посещать занятия по фиксированному графику  им может быть трудно, и семейное обучение в таком случае будет оптимальным решением. При таком подходе можно составить гибкий график уроков, и у ребенка будет возможность уделить нужное время любимому занятию и не допустить снижения оценок по школьному курсу.

Обучение на дому – отличный вариант и для семей, которым в силу профессиональной деятельности приходится время от времени переезжать. В такой ситуации лучшим вариантом будет образование с использованием средств дистанционного обучения.  Благодаря такому решению удастся исключить проблемы, вызванные необходимостью поиска новых школ или репетиторов при очередном переезде. Кроме того, ребенку не придется каждый раз сталкиваться с проблемами, связанными с привыканием к коллективу в новой школе.

Семейная форма обучения подходит абсолютно всем семьям с прогрессивным взглядом на образование. Сейчас многие организации готовы помочь родителям при реализации данной концепции получения знаний. Правильный выбор центра семейного образования станет первой ступенькой к успешному обучению.

Подходы к организации семейного обучения

В некоторых случаях при переводе ребенка на семейную форму обучения родители сами преподают ему весь школьный курс. Разумеется, они как никто другой будут стремиться дать своим детям все самое лучшее из того, что есть в учебной программе. При этом родителям может быть непросто разобраться в аспектах всех разнообразных школьных дисциплин по причине отсутствия специального или педагогического образования. Кончено, можно воспользоваться помощью частных репетиторов. Но почасовая оплата их услуг может стать проблемой для семейного бюджета. Более того, поиск учителей может быть непростым, особенно в маленьком населенном пункте.  Важно отметить и то, что вы сможете удостовериться в качестве услуг преподавателя только после нескольких уроков. 

Но многих родителей, которые сделали выбор в пользу семейного обучения, порадует то обстоятельство, что им не потребуется заниматься поиском репетиторов или вникать в тонкости разделов алгебры, физики и других сложных предметов.  Достаточно воспользоваться всеми преимуществами современных систем онлайн-обучения.

Семейное образование с Домашней школой InternetUrok.ru: все возможности для покорения вершин знаний

Проект InternetUrok.ru c 2008 года является лидером среди видеуроков по школьному курсу и заслужил многие положительные отзывы. Специально для детей и родителей, выбравших семейную форму обучения, был разработан сервис «Домашняя школа», при помощи которого можно пройти всю школьную программу в режиме онлайн.  Что необходимо для начала учебы? – просто создайте свою учетную запись на сайте! Для того, чтоб у вас была возможность рассмотреть все преимущества нашего дистанционного центра семейного образования, первая неделя обучения доступна без оплаты. В Домашней школе можно изучать как отдельные предметы в дополнение к обычной школе, так и полностью перейти на удаленное обучение.

Как проходит учебный курс в Домашней школе?

Учебный процесс предусматривает несколько компонентов.  Ребята изучают видеоуроки по каждому разделу школьного курса. Они созданы в соответствии с образовательными стандартами, но все аспекты предмета представлены в самой понятной форме. Благодаря современной анимации физические закономерности, свойства геометрических фигур и другие составляющие программы представлены в самом понятном виде.

Видеоматериалы дополнены иллюстрированными текстовыми конспектами и интерактивными возможностями для контроля усвоения темы. Тесты и тренировочные программы помогут понять, какую информацию ученик усвоил хорошо, а где пока есть пробелы в знаниях.    Разнообразие форм подачи информации не даст детям заскучать, делает процесс обучения эффективным и интересным. Благодаря этому общеобразовательная программа намного проще усваивается даже теми детьми, которым тяжело дается учеба. 

Как и в стандартной школе, ребята выполняют контрольные и домашние работы, за них выставляются отметки, которые заносятся в удобный онлайн-журнал.   А благодаря удобной рассылке о наиболее значимых событиях близкие всегда будут в курсе успехов ребенка.

При помощи средств текстовой, голосовой и видеосвязи наши преподаватели консультируют учащихся, подробно разъясняют сложные нюансы в каждой теме. В основе работы - индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся на семейном обучении. В Домашней школе InternetUrok.ru работают учителя высокой квалификации – многие из них имеют ученую степень и являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства.

Сколько стоит семейное обучение в Домашней школе InternetUrok.ru?

Стоимость учебы в нашей онлайн-школе определяется форматом обучения и периодом оплаты. В любом случае благодаря доступным ценам такой вариант более выгоден, чем почасовая оплата недешевых уроков наемных репетиторов.

Доступна возможность выбора из двух форматов:

  • Формат  «Самостоятельный» - в данном варианте учащемуся будут доступны все информационные материалы (видеолекции, тесты и тренажеры для контроля знаний) для самостоятельного изучения. Рациональный выбор для детей, которые посещают обычное очное образовательное учреждение, но хотят изучать избранные дисциплины школьного курса дополнительно;
  • Формат «С учителем» - все возможности первого варианта, но также предполагается взаимодействие с преподавателем: проверка домашних заданий, консультации, ответы на вопросы. Этот вариант имеет большую стоимость, но при этом обеспечивается более качественное изучение предмета. Отлично подходит для детей на семейном обучении.    

Дистанционное обучение: большие возможности для большого будущего!

Хорошие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее. На сегодняшний день все больше семей делают выбор в пользу домашней формы обучения, осознаваем её множественные  преимущества. Современные технологии и образовательные методики обладают значительным потенциалом. Используйте все возможности современного мира, чтобы подарить ребенку успешное будущее. Выберите ли вы занятия в дополнение к посещению обычной школы или семейную форму образования – Домашняя школа InternetUrok.ru станет для вас надежным помощником!

interneturok.ru

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком. Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?». И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором. На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их. Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании. После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители. Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать. Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года. Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники. Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля. Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного. Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории. Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы. Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете. Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам. В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.
  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.
  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор. В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам. Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена. С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно. Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание. Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать. Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться. Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора. Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками. Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет. В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения. Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен. У него будет несколько возможностей пересдать его. Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

mel.fm

Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло - Православный журнал "Фома"

Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.

Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.

Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.

О том, как войти в реку

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.

Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!

А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.

Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.

Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!

Педагогом быть обязан

theloushe

Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.

Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.

Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.

Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.

Меньше да лучше

Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.

Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.

Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.

Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.

Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.

Научить учиться

Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.

На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.

Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!

Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.

Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!

Семейное означает превосходное

Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.

Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…

Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?

Учиться тому, что станет делом всей жизни

isabelle.puaut

У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.

Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!

К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.

Социальное против стадного

Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.

Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!

Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.

Стать семьей благодаря семейному обучению

nesson-marshall

Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.

Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.

Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.

По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.

А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.

Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.

Читайте по теме:
Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться
Как начать учиться дома: пошаговое руководство
Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование.

На заставке фрагмент фото J. Michel (aka: Mitch) Carriere

foma.ru

Семейное образование по новому Закону об образовании в 2019 году

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РФ

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

jurjur24.ru

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

                                                                                                                                              Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.   

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.  
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

                                                                                                                                               Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.   
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

                                                                                                                                          Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.  
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.  

       Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

externat.foxford.ru

«В школу не ходим, курс проходим за лето». Что такое семейное образование?

283 заявления о желании получать семейное образование поступило в управление образование Казани с начала года. Почему родители отказываются вести ребёнка в школу и как выстраивается в таком случае учебный процесс, выяснил «АиФ-Казань».

Кто такие «хоумскулеры»?

«В прошлом году старшему внуку надо было записываться в первый класс. Но во время первой встречи с педагогом в школе выяснилось, что он уже давно обогнал своих сверстников, — рассказывает Лариса Кузьмичёва. — За лето перелопатил 50 книг, читает не 30-40 слов в минуту, как принято в этом возрасте, а все 130! Играет в шахматы. Даже учителя удивились. На домашнем совете приняли решение о том, что ребёнку подойдёт семейное образование, и не пожалели».

«Причины выбора такой формы образования самые разные, большинство родителей просто не удовлетворены традиционной образовательной системой, её авторитарностью и отсутствием индивидуального подхода к ребёнку», — говорит руководитель центра семейного образования Катерина Чжао. Её саму к кардинальному решению подвигли другие причины — семья живёт в своём доме за городом, а возить детей на учёбу в Казань отнимает много сил и времени.

Катерина — мама троих детей, старшая дочь в этом году заканчивает второй класс, средняя — первоклассница. Обе находятся на семейном обучении. По словам мамы, первый год она занималась со старшей дочкой сама, за лето им удалось пройти программу всего учебного года. Второй год обучения девочка посещала семейную школу, где занятия проходят два раза в неделю. Когда Катерина впервые узнала о семейной форме обучения, восприняла её в штыки. Думала, как такое возможно, чтобы ребёнок все 11 лет сидел дома, как он обойдётся без социализации? На деле оказалось наоборот: прохождение программы занимает в разы меньше времени и сил, а высвободившиеся часы можно посвятить тем полезным увлечениям, которые интересны детям: кружки, спорт, творчество. Но переход на семейную форму обучения требует определённой дисциплины, соблюдения правил.

«В первую очередь родители сталкиваются с проблемой распределения и планирования своего времени, — говорит Катерина. — Вторая проблема — договориться со школой, потому что семейное образование только набирает обороты, и далеко не все школы имеют опыт работы с «семейниками», не все готовы принимать промежуточные аттестации у ребят. Многие отказываются».

Получив опыт, Катерина создала свой центр, который помогает родителям так называемых «хоумскулеров» (от английского home school — обучение дома) получить всю необходимую информацию. В её центре есть сервис дистанционной аттестации, родители могут «прикрепить» своих детей к общеобразовательной школе, минуя саму школу, здесь дети могут сдавать экзамены онлайн. На базе центра регулярно проводятся онлайн— и оффлайн-семинары для родителей о том, как стать «хоумскулером». В Телеграме даже есть свой чат о семейном образовании, в котором общаются 300 семей со всего Татарстана.

В чём разница?

Семейное образование часто путают с домашним. Но это не одно и то же. Домашняя форма предназначается для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, семейная же — это когда родители сами обучают своих детей. Но это не означает, что родителю придётся в одиночку взять на себя обучение. Так, в Казани наиболее популярна совместная организация учёбы детей родителями. Также можно нанимать репетиторов или приглашать педагога на дистанционные лекции по интернету. Во второй половине дня дети получают дополнительное образование — в секциях, кружках, в музыкальной или спортивной школе. Семейное образование имеет свободный статус по времени и темпам освоения материала. Однако раз в четверть дети проходят промежуточное тестирование в закрепленной школе.

Дети Айгуль Хасановой учатся онлайн в группах из пяти учеников. Занятия по основным предметам проходят трижды в неделю по четыре часа. Главный плюс, по мнению Айгуль, — индивидуальный подход преподавателя к ребёнку. «Учителя у нас более спокойные, всегда за инновации, стараются интересно и понятно преподать урок, доступно объяснить тему. Сыну такая форма образования тоже на пользу. Он растет самостоятельным, потому что планирует свое время: когда ему сделать уроки, что нужно подготовить, увлечённо берётся за мини-отчёты, которые ему задают, расставляет приоритеты. Дополнительно сын берет онлайн уроки арабского языка и занимается в спортивной секции», — рассказывает многодетная мама.

Сколько стоит?

Спрос на семейное образование рождает предложение. «АиФ-Казань» без труда нашёл в Интернете лицензированные онлайн-школы, предлагающие семейное обучение: индивидуальное и в группах. Стоимость такой услуги — от 400 до 7 000 рублей в месяц. Для оплаты можно использовать средства материнского капитала. У ребёнка на семейном обучении появляется индивидуальный куратор или тьютор, с которым можно обсудить организационные вопросы.

В основном, программа включает обучение основным предметам общеобразовательной школы. Однако встречаются и такие предметы, как ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Он помогает детям придумывать что-то новое, развивает логическое мышление.

По наблюдениям казанских педагогов, родители готовы перейти на дистанционное или семейное обучение, когда ребёнок уже получил основное общее образование (с 5 по 9 класс). В 10-11 классах он занимается только «своими» предметами, по которым нужно сдавать экзамены для поступления в вуз. Сдать остальные предметы в форме экстерната для таких детей не представляет сложности. Кстати, подобный индивидуальный образовательный маршрут иногда выстраивают в школе, когда ребёнок занят олимпиадной деятельностью.

«По закону допускается получение образования вне образовательной организации, то есть в форме семейного образования, а для старшеклассников — в форме самообразования (ст. 17 ФЗ от 29.12.2012 №273), — пояснили «АиФ-Казань» в управлении образования Казани. — Разрешается и сочетание различных форм. При этом родители или законные представители несут ответственность за освоение программ учеником в полном объёме.

При этом для него, как и для других форм образования, действует единый государственный стандарт. Школа, за которой закреплён ученик, контролирует освоение программы. Она определяет формы конт­роля, а также сроки проведения промежуточной аттестации. Экстерны имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах. Кроме того, они могут рассчитывать на получение социально-педагогической помощи и психолого-педагогической коррекции.

«Дом общения»

Заслуженный учитель РТ, победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2014» Алла Головенькина:

«Я бы не рискнула перевести своего ребёнка на семейное образование. Не потому, что мне некогда с ним заниматься или я не смогу это сделать. В школе дети не просто учатся и узнают какую-то новую информацию. Это некий дом общения, мир социализации, где ребёнок учится жить в гармонии с другими людьми, говорить, слушать и слышать, понимать, принимать, отстаивать и соглашаться, то есть получать разные формы коммуникации. Многие ребята бегут в школу встречаться с друзьями, им очень важно общение на переменах, в столовой, во время походов в спортзал. Школьный разновозрастной мир позволяет знакомиться как со сверстниками, так и с детьми другого возраста. Для ребёнка ценно общение с разными учителями, и с преподавателями одного того же предмета, ведь у каждого предметника свой подход к обучению.

При семейном образовании, даже если есть общение в кружках, то это малые группы, общение не так масштабно, как в школе. Недостаточная социализация, ограниченная миром семьи, на мой взгляд, главный минус семейного обучения».

Это интересно

Исторически в России институт семейного образования был достаточно развит. Дома обучались не только дети из высших сословий, но и многие ребята из простых семей, ведь учебных заведений не хватало. Их учили родители и старшие братья-сёстры.

К слову, Александр Сергеевич Пушкин был против такой системы. Он писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное». Но и «воспитание в частных пансионах не многим лучше. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное». После 1917 года обучение стало коллективным. На домашнее обучение переводили, как правило, лишь детей с заболеваниями.

Но были и другие случаи. Семейное образование в последних классах школы получил будущий инженер-конструктор Сергей Королёв. Его отчим и мать были учителями (вдобавок отчим имел инженерное образование). Ещё будучи школьником, Королёв выступал со своими чертежами по самолётостроению перед студентами вузов.

news.rambler.ru


Смотрите также