Семейное обучение что это такое


Семейное образование так же бессмысленно, как и государственное

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской «Начальной школы здоровья», размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители — это навсегда. Быть родителем — гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром. И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём. Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу — что делать?

Вакцинация против оспы.

Источник: Википедия

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов. Специалисты — педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон. Не все родители — специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями — поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое — школьные годы, второе — как оценит ваши старания ребёнок. Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю. Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов. К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок — это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно — будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Счастливая американская семья на постере 50-х годов XX века.

Источник: flickr

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет. В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме — нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно — помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания — оно МЕТАпредметно, его основа — математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой. 

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг — ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма. Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Характеры математических знаков и самодельные спицы

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Источник: ganzomag.com

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей. А если нет — присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну. Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это — жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей — это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Как перейти на семейную форму обучения?

Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно. Закон «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка. Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях. Как перейти на семейное обучение? В какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации? По каким программам обучать ребенка? и т. д. Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

Где найти информацию о семейном образовании?

Существует ли специальная процедура перевода ребенка на семейную форму образования?

Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку. При переходе с одной формы получения образования на другую родители должны:

  1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.
  2. Родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования (п. 5ст.63 Закона). Чаще всего это орган управления в сфере образования.

Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной.

Как и где пройти аттестацию ребенку, который находится на семейном обучении?

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы (п.1 ст.58 Закона). Такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся (ст.33–34 Закона). Под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию экстерном родители должны написать заявление в организацию, где ребенок будет проходить аттестацию. После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации (ч.1 ст.53 Закона).

Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности (п.10 ст.58 Закона). Если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

Особенности обучения в форме семейного образования.

Стоит отметить важные нюансы, которые необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования.

  • Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей (п.3 ст.22 Закона).
  •  Учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается.
  •  Обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта (ст.35 Закона).
  • Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию. 
  • Право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

С другой стороны ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации. Родителям необходимо выстраивать обучение таким образом, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детьми.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.08.2015
  •   Все консультации автора

Чем семейное обучение отличается от домашнего

Сегодня хочу развеять очередной стереотип о том, что ребенок на семейном обучении — это запертый в четырех стенах, перед телевизором, не умеющий общаться.

Кстати, меня однажды спросили: “А как ваши дети на семейном обучении научатся общаться с плохими людьми?”

В тот момент я впала в ступор. Потому что вначале мне хотелось сказать: “А зачем моим детям общаться с плохими людьми?” и продолжить о том, что одна из причин ухода из школы была как раз свести к минимуму подобное общение.

Я вообще не хочу, чтобы мои дети общались с плохими людьми.

Продолжу. Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.

Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа.

Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.

Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.

На домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.

Плюс — ребенок учится практически индивидуально с учителями. Минус — ребенок часто заперт в четырех стенах.

За период работы в школе у меня было несколько “домашников”. Все они уже были учениками старшей школы.

Обычно ребята проводили почти все время дома.

А родители принимали минимальное участие в обучении детей, лишь подсчитывая, все ли дни и уроки были “отведены” или им что-то “недодали”.

Основное отличие домашнего обучения от семейного — ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.

Программу составляет школа, обучают педагоги. Обучение происходит либо на дому, либо по договоренности родители приводят ребенка в школу в определенное время после уроков.

Но это бывает редко, потому что родителям от банального “лень” до “у нас вообще-то включено обучение на дому”. И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.

Кроме того, слышали ли вы о том, что “у семи нянек дите без глаза”?

Так иногда случается на домашнем обучении.

Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба — не отвечает никто. Ребенок оказывается банально “упущенным”…

Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.

Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.

И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали “постольку поскольку”, совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.

Семейное обучение — абсолютная противоположность.

Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.

Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности спихнуть на то, что “плохой учебник”, “плохо объяснили”, «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т.п.

Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.

При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники — все это ложится на плечи родителей.

Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.

Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.

Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую.

Прошу сразу заметить, я к таковым не отношусь и твердо убеждена в необходимости получения детьми обязательного образования.

Мои дети прикреплены к школе и сдают в срок положенные аттестации, корпя над полученными заданиями.

Однако, мне очень нравится быть свободной, выбирать учебники и путешествовать, не вставать утром по будильнику, не лечить детей от принесенной в дом инфекции от одноклассников, не отмечать нужное количество клеточек.

Мои дети умеют общаться, и в состоянии на английском языке без психологических барьеров объяснить, что у них захлопнулся ключ в номере и им нужна помощь, попросить воду без льда, а рис без перца.

Попросить прохожего нас сфотографировать и рассказать о своей сестренке.

Они с увлечением изучают как пойманный краб съел моллюска и считают в столбик шестизначные примеры, вычисляют периметр комнаты и площадь Москвы и делают многое-многое другое.

Разве что, они не умеют общаться с плохими людьми…

Если Вы окончательное решение переходить на семейное обучение — приглашаем Вас на однодневный тренинг “Семейное обучение без мучения”

За один день мы передадим Вам весь наш опыт семейного обучения с двумя детьми

Вы узнаете:

  • Законодательную и нормативную базу. Что должно Вам государство и школа, а что нет
  • Оплата за семейное обучение
  • Как перейти на семейное обучение. Алгоритм
  • Режим семьи и ребенка на семейном обучении
  • Плюсы и минусы семейного обучения
  • Как делегировать ребенку обучение?
  • Социализация ребенка.
  • Организация аттестаций
  • Дистанционная аттестация. Возможно ли и как?
  • Возможные проблемы на семейном обучении и пути решения
  • Как организовать занятия и подготовить ребенка к аттестации?
  • Взаимодействие со школой и отделом образования
  • Ресурсы для семейников, которое помогут учиться и учить
  • Именно этот опыт позволил нам прожить всю зиму в Азии и сдать итоговые работы за 2 и 4 класс без проблем

Именно этот опыт позволит Вам избежать тех ошибок, которые стоили нам миллионы нервных клеток

Именно этот опыт позволит Вам перейти на семейное обучение и сделать его удовольствием, а не мучением

Присоединяйтесь прямо сейчас

Узнать все о семейном обучение за 1 день>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Плюсы и минусы семейного образования – как организовать обучение в семье?

Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?

Часто родители сталкиваются с выбором: отдать ли ребенка в обычную школу, либо обучить его дистанционно, дома. В России «семейное образование» стало популярным. Все больше родителей решают, что домашнее обучение лучше школьного.

Разберемся, как организовать семейное обучение, что для этого нужно, и стоит ли.

Содержание статьи:

Закон о семейном образовании в России – перспективы

В России родители имеют полное право обучать своего ребенка дома. Этот факт доказывает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят 29 декабря 2012 года. Согласно ему, родители могут выбрать определенную программу обучения – и, конечно же, будет учитываться мнение вашего сына или дочери. Обязательно, чтобы несовершеннолетнее лицо смогло получить основное общее образование — неважно, в какой форме.

Решение о домашнем полном или частичном образовании должны принимать не только родители или опекуны ребенка, но и директор школы, классный руководитель. Только с их согласия вы сможете перевести его, причем не имеет значения, в каком классе он обучается. Детям лишь придется проходить ежегодную аттестацию, которая будет показывать их полученные знания в домашней обстановке.

Отметим, что любой ученик может окончить школу экстерном, то есть — заранее. Есть возможность окончить школу за 3 года. Например, ваше чудо обучается дома и числится в 9 классе. Он может сдать выпускные экзамены за 11 класс и спокойно поступать в высшее учебное заведение.

Родители несут ответственность за детей. Именно вы отвечаете за своего ребенка, за его развитие, за самочувствие. Если ему плохо в школе, то смело переводите его на дистанционное обучение.

Плюсы и минусы семейного обучения ребенка – к чему готовиться родителям?

От того, что ваш ребенок будет учиться дома, есть весомые преимущества.

Перечислим плюсы:

  • Индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.
  • Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам. Просыпаться тогда, когда хочет. Учиться в определенное время, когда это получается лучше всего.
  • Родители и учителя смогут выявить таланты ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодиться в будущем. Может, ваш ребенок склонен к математике, начните развивать его в информационной сфере. Приучайте к компьютеру, либо обучайте экономике. В том случае, если ваша кроха обожает читать, отлично справляется с грамматикой, развивайте ее, придерживаясь творческих специальностей.
  • У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах, – языки, архитектуру, искусство и т.д.
  • Домашнее обучение поможет ребенку в будущем справиться с трудным выбором профессии.
  • Можно освоить школьную программу менее чем за 10 лет и сдать экзамены экстерном.
  • Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам (например, встать возле парты при звонке).
  • На ребенка никто не будет влиять, конечно же, кроме родителей и преподавателей.
  • Возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.
  • Обучению не будут мешать сверстники. Он будет огражден от них. Внимание будет уделяться только ему. Знания будут даваться легко и быстро.
  • Возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции.
  • Родители смогут контролировать процесс развития ребенка. Могут следить за его состоянием здоровья.
  • Кроме того, они смогут определять его питание, ведь в школьной столовой, как правило, выбора не дают.

От домашнего обучения у ребенка могут появиться и некоторые проблемы.

Перечислим явные недостатки «семейного» образования:

  • Ребенок будет чувствовать себя отчужденно Ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. От этого ваше чудо с трудом начнет привыкать к жизни в коллективе, когда придет время, и начнет привязывать к себе шаблонный образ «белой вороны».
  • Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого бы вы хотели видеть Запомните, чтобы быть лидером, личностью не нужно сбегать от реальной жизни в обществе. Следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.
  • Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю Ребенок должен уметь общаться, находить общий язык с ребятами разного возраста и разных социальных групп.
  • Обучение влияет и на характер Может вырасти эгоист. Человек привыкает к избранному отношению. В коллективе ему будет сложно привыкнуть к тому, что он такой же, как и все. Второй случай – вырастает избалованная, наивная девочка, которая не привыкла к жизни, знает, что все ей сойдет с рук, даже если поступит как-то не так. Как найти правильный путь в воспитании?
  • Ребенок не привыкает к дисциплине, а она требуется каждому.
  • За детьми на домашнем обучении требуется постоянный контроль Родители должны трать на них почти все свое время.
  • Могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах Родители не всегда могут дать должное образование.
  • Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
  • У вашего сына или дочки не будет опыта, необходимого для самостоятельной жизни.
  • Вы ограничите ребенка при навязывании своих взглядов, жизненных и религиозных ценностей.
  • Родители должны знать, что хорошее образование высоко цениться, поэтому придется потратить много денежных средств.

Только взвесив все «за» и «против», принимайте решение о переводе.

Как организовать «школу» для ребенка дома?

Поначалу вы почувствуете некоторые трудности в обучении ребенка дома.

Но, если следовать некоторым принципам, то семейное образование станет в радость и родителям, и детям:

  1. Чтобы выработать дисциплину, приучите детей вставать утром, завтракать и заниматься. Только тогда у вас будет свободное время на отдых, хобби и любые другие занятия.
  2. Для обучения должна быть выделена специальная комната. Конечно же, для старшеклассника важно иметь свой угол, где его никто не отвлекал бы. А вот малышей не следует заставлять выполнять задания, сидя за столом. Возможно, им захочется полежать на полу, на кровати.
  3. Не стоит выделять определенное время на какой-либо предмет. Если ребенок хочет рисовать, пусть рисует, если хочет выводить прописи, пусть выводит. Главное – дайте ему определиться с любимыми занятиями, а дальше – направляйте и развивайте его таланты.
  4. Все же стремитесь выработать недельное расписание и следуйте ему. Важно, чтобы ребенку нравились предметы, которые ему преподают.
  5. Старайтесь уделять внимание и тому, в чем одет ребенок. Если его будет отвлекать что-то, он вряд ли сосредоточится на учебе.
  6. В том случае, когда к ребенку приходят преподаватели, проследите за их отношением к нему. Посмотрите, как сын, дочка относятся к постороннему, поговорите, если возникнут трудности, постарайтесь объяснить, что учитель – не чужой человек. Важно, чтобы между ребенком и преподавателем были доверительные отношения, и никто его не ругал за непонимание какой-либо мелочи.
  7. Выбирайте квалифицированных специалистов, которые смогут дать высокое и лучшее образование вашим детям.
  8. Старайтесь находить учебники одного автора. Каждый придерживается своей методики обучения.

Аттестация ребенка в семейном образовании – как и где он получит аттестат?

Образовательное учреждение, за которым закреплен ребенок, обучающийся дома, должно проводить промежуточную и государственную итоговую аттестации. Это необходимо для отчетности, а также оценки знаний ребенка, получающего семейное образование.

Как правило, промежуточную аттестацию проводит завуч по учебной части, либо учителя, преподающие в школе. Ничего в аттестации страшного нет, она может проходить, как в устной, так и в письменной форме.

В том случае, если у ребенка преподает учитель из школы, за которой он закреплен, то это еще лучше. Ваше чадо не будет бояться, а придет в школу как на обычный урок.

Что касается государственной итоговой аттестации, то ее в обязательном порядке также должны пройти все обучающиеся, независимо от того экстерном или нет оканчивает школу ребенок. Именно результаты ГИА или ЕГЭ помогут ему дальше получить образование, причем аттестат ребенок получит такой же, как и обычные учащиеся школ, но только с пометкой об экстернате.

Проводится итоговая аттестация в любом учебном заведении, которое назначит министерство образования. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:   (2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Что такое семейное образование?

В наши дни школьник может обучаться несколькими способами. Один из них — семейное образование. В России об этом слышали многие, и те, кто перевел ребенка на такую систему, отзываются только положительно. Как гласит статистика, в США дети, которые были на семейном обучении, показали на 30–37% лучшее знание материала, чем обычные школьники. Поэтому неудивительно, что такой метод набирает обороты в нашей стране.

Информация для родителей

Согласно российским законам ученик может получать знания в школе или на домашнем обучении. Есть шанс, что ребенок освоит общеобразовательную программу самостоятельно при помощи педагогов, которые приходят на дом, или с помощью собственных же родителей. При этом школьник обязан проходить госаттестацию.

Семейное обучение очень эффективно, потому что к школьнику применяется индивидуальный подход. Не зря говорят, что стать родителями — это большая ответственность. Ведь помимо всех остальных задач, им еще нужно решить, где и как будет учиться их ребенок. Обязательным в этом вопросе является мнение школьника. Формы подачи информации могут быть разными. Наиболее простой и действенный метод — это обучение через Интернет, то есть дистанционно. Чтобы школьник проходил программу дома необходимо:

  • Заявление от родителей.
  • Медицинская справка.
  • Желание самого ученика.

Как проходит этот процесс?

Если брать во внимание семейное современное обучение дистанционно, то видно множество преимуществ. Одно из них — непосредственный родительский контроль. Вы не будете волноваться, что ребенок остался с чужим человеком наедине. Тем более частные преподаватели в большинство случаев завышают цену и вписывают вас в тот график, который удобен им.

Онлайн-обучение не требует больших физических затрат и умственных нагрузок. Школьник общается с преподавателем через Интернет, учитель объясняет тему и дает задания. Ребенок может задавать любые вопросы по теме и получит на них внятные развернутые ответы. Часто в обычных учебных заведениях педагоги не объясняют что-то отдельно одному школьнику, поскольку в их внимании нуждается каждый ученик,, как следствие,  учащийся начинает все меньше разбираться в теме и в предмете в целом.

Также немалое значение имеет темп, с которым ученик усваивает информацию, у каждого он свой. Онлайн-преподаватель определяет все особенности ребенка и адаптирует способ подачи информации. После окончания учебы школьник получает аттестат, как и другие дети.

Как проходит процесс перевода школьника на другую форму обучения?

Первоочередная  задача родителей состоит в том, чтобы известить соответствующие органы о своем решении. Если ребенок уже получает образование в учебном заведении, необходимо обратиться к ее директору с заявлением о переводе. По закону эту процедуру можно сделать в любом классе. В таком случае ученик будет вычеркнут из школьных списков.

Также у ребенка есть возможность вернуться в школу на любом этапе. В целом семейное обучение будет эффективнее, чем обычное. Наши педагоги сделают для этого все возможное.

Семейное образование в России: формы организации, плюсы и минусы

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Когда можно не ходить в школу и за это ничего не будет?

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение (буллинг, насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также:  Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также:  Особенности адаптации первоклассников к школе

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

Для детишек с некоторыми заболеваниями, которые ограничивают посещение школы, допускается частичное посещение занятий. Такое домашнее обучение с частичным посещением учебного заведения помогает детям не сильно отстать от своих сверстников. А при улучшении состояния здоровья ребенок может снова вернуться в школу полностью.

Дистанционное обучение

Все более популярным видом обучения на дому сегодня становится дистанционное обучение. Такое образование отлично подходит не только для больных детей. Им могут воспользоваться и те, кто пожелает заниматься с более квалифицированными педагогами или живет далеко от школы. Также его можно рассматривать не только в качестве полной замены обучению в школе, но и как способ получать дополнительные знания к школьной программе.

Детали подобного метода обучения согласовываются с администрацией школы. Общение с преподавателями и обучение происходит дистанционно, контрольные и тестирование проводятся в режиме онлайн.

Экстернат

Эту форму обучения можно рекомендовать детям, которые проходят школьную программу намного быстрее своих сверстников. Ребенок может сразу сдать экзамены за несколько лет обучения, минуя промежуточные испытания и контрольные.

Домашнее обучение: плюсы и минусы

Идея организовать семейное обучение, на первый взгляд, многим кажется заманчивой и очень привлекательной. Еще бы, ведь можно наконец-то забыть об изрядно надоевшей школе и уроках. Но есть одно НО! Всю ответственность за результаты обучения ребенка на дому в виде заветного аттестата после итоговой аттестации родителям придется взвалить на свои плечи.

Для этого помимо массы свободного времени потребуется самостоятельно выбирать образовательную программу, давать задания, объяснять ребенку непонятный материал. А если таковых способностей у родителей не окажется, придется прибегнуть к помощи педагогов и репетиторов, услуги которых совсем не дешевы.

И еще, образование в индивидуальном порядке предполагает свободный график, что может стать хорошей лазейкой для не очень старательных и ответственных учеников: зачем делать что-то сегодня, если это можно сделать завтра. Вряд ли с таким настроем удастся освоить программу.

Из тех, кто уже попытался перейти на домашнее обучение, не все родители и дети справились со свалившейся на них ответственностью и свободой. И все-таки, если вы верите в свои силы и возможности своего ребенка, ничто не мешает вам пополнить ряды творческих, всесторонне развитых пап и мам, стремящихся создать для своих детей благоприятные условия для получения лучшего образования и гармоничного развития.

Специалисты с качественным образованием и высоким уровнем квалификации нужны везде и всегда. А углубленное изучение каких-либо предметов в домашних условиях поможет развить индивидуальные способности и, возможно, станет той первой ступенью к выдающимся результатам в будущей профессии.

Плюсы и минусы домашнего обучения очевидны (рекомендую почитать подробнее об анскулинге). И только семье решать: учиться детям в школе или попытаться освоить не совсем привычную форму обучения.


Смотрите также