Сильфида что это такое


Сильфы (сильфиды) - духи воздуха

- 9838

Когда древние мудрецы говорили, что сильфы (сильфиды) живут в элементе воздуха, они имели в виду не столько естественную атмосферу Земли, сколько некую эфирную духовную субстанцию.

В то время считали, что сильфы обитают на облаках или в окружающем воздухе, но их настоящим домом являются вершины гор.

В этом отношении они больше напоминают фей, но с несколько иной организацией и предназначением. Внешне сильфы выглядят как красивые девушки с прозрачными с радужным отливом крыльями, похожими на крылья стрекоз; именно их почему-то чаще всего путают с фейри из кельтских преданий.

По сути, крылья этих существ выполняют лишь декоративную функцию, поскольку для полета они не нужны. Длинные волосы могут быть как обычного цвета, так и любого другого: голубого, лилового или зеленого. Сильфы носят легкие свободные накидки, обычно того же оттенка, что и волосы.

Они дружелюбны и любопытны. Все они от природы способны к левитации, умеют становиться невидимыми, наделены способностями к магии, особенно связанной со стихией воздуха. Они неожиданно появляются и тут же исчезают с быстротой молнии.

Сильфы редко спускаются на землю. Они живут либо высоко в горах, где строят жилища в гротах, пещерах, либо в ветвях высоких деревьев, на которых вьют гнезда. Они не слишком ценят богатство, хотя любят красивые и диковинные вещи.

У сильфид нет мужчин, они ищут себе пару среди других рас, предпочитая эльфов. Свив гнездо, сильфа откладывает в него большое яйцо, и через 6 месяцев на свет появляется новорожденная сильфочка. Живут сильфы невероятно долго, почти вечно и никогда не стареют — всегда выглядят молодыми и удивительно привлекательными.

Многие полагали, что сильфы, саламандры и нимфы были причастны к оракулам древних; и, возможно, они были как раз теми, кто говорил из глубин земли и с воздушных высот. Древние греки считали, что каждому из «корней», или стихий, на которые они делили Вселенную, принадлежат особые духи.

А в XVI веке швейцарский алхимик и врач Парацельс придал этой идее новый смысл, дав духам собственные имена: гномы — это духи земли, нимфы — духи воды, саламандры — огня, а сильфы, или сильфиды, — духи воздуха. Все эти названия греческого происхождения. В принципе сильфы занимают промежуточное положение между сверхъестественными и естественными существами, благодаря чему о них всегда помнили романтические поэты и писатели.

Считалось, что сильфы могут принимать человеческий облик в уменьшенном виде, правда, на очень короткое время. К людям они обычно относятся с интересом и нередко принимают их в свое общество. Говорили, что некоторым посчастливилось даже пожить некоторое время среди этих существ. Сами сильфы тоже время от времени спускаются на землю.

Примятая трава на зеленых лужайках носит следы их волшебных танцев при луне.

Некоторые полагали, что именно сильфы были музами; эти духи собирались вокруг фантазий мечтателя, артиста, поэта и вдохновляли его тайным знанием красоты и чудес природы. Они пробуждали тягу к новым знаниям и давали вдохновение, очищая и возвышая творческий разум.

Характер у сильф радостный, изменчивый, эксцентричный. Редкие качества, отмеченные у гениальных людей, происходят как раз от сотрудничества с сильфами, но при этом отмечаются их непоследовательность и непостоянство. «Дети воздуха» не имеют своего дома и бродят с места на место, являя собой стихийных духов-кочевников, невидимых, но вездесущих сил в разумной активности Вселенной.

Их работе мы обязаны появлением и слабого дуновения, и мощнейших ураганов. Сильфам древние приписывали работу по моделированию снежинок и собиранию облаков. Последнее они совершали с помощью духов воды — ундин, поставлявших влагу.

Некоторым сильфам приходится часто заниматься проблемами людей, облегчая их боль и страдание, кроме того, одной из их забот является помощь только что умершим детям. Они также играют роль временных ангелов-хранителей. Согласно древним верованиям, каждому человеку предназначена определенная сильфа.

Она помогает поддерживать наше ментальное тело. Поэтому более всего на этих духов воздействуют наши мысли. Они помогают усвоению организмом кислорода из воздуха, которым мы дышим. Нечистоплотность и курение влияют на их состояние и искажают качество их воздействия на нашу жизнь.

Сильфы хорошие помощники в охране дома и собственности. Их энергия может быть столь сильной, что грабители побоятся даже появляться поблизости. Сильфы активны, подвижны, у них очень быстрые движения и речь. Их трудно заметить, поскольку они невероятно изменчивы. Они умны, проницательны, но могут быть и бесстрастными, отчужденными. К ним обращаются за помощью в разрешении вопросов, связанных с информацией и интеллектом.

Есть у сильфид и более важное предназначение. Дело в том, что человеку, обладающему астральным зрением, земная атмосфера может казаться наполненной сгустками кроваво-коричневого тумана. Эти астральные сгустки представляют собой не что иное, как скопления отрицательной энергии, излучаемой в пространство сознаниями большинства представителей человечества.

Низкий духовный уровень людей, их алчность, зависть, ненависть друг к другу наполняют астральные и эфирные слои планеты удушающим коричневым газом, чрезмерные скопления которого нарушают равновесие природных стихий и провоцируют различные катаклизмы — землетрясения, наводнения, ураганы и т. п.

Неустанный труд воздушных элементалей спасает планету и человечество от многих неведомых нам опасностей. Романтичные, веселые маленькие создания в действительности продлевают жизнь Земле, спасая ее и саму Природу от конгломератов отрицательной энергии.

Впрочем, многие формы существования и творчества сильф трудно передать словами или образами, а некоторые невозможно даже понять, поскольку их пребывание в земном пространствует практически недоступно человеческому разумению и логическому осмыслению.

slawa.su

Кто это - сильфы: невидимый воздушный народ

Сильфы – это мифические существа, олицетворяющие стихию Воздуха. Считается, что первым их ввел в магическую практику средневековый алхимик Парацельс. Хотя он, скорее, просто дал имя и определил внешнюю форму духов, которыми человечество всегда населяло стихии вокруг себя. Из нашей статьи вы узнаете, кто это – сильфы, и какими способностями они обладают.

Сильфы в мифологии

В существование духов воздуха человечество верило всегда. Даже название «сильф» – это идея средневекового врача и алхимика Парацельса. За свою жизнь он многое сделал для развития науки того времени, а, в частности, – медицины и химии, но все же смотрел на мир глазами человека Средневековья, верящего в существование различных мистических существ.

Гармония четырех элементов

Согласно Парацельсу, все в этом мире состоит из пребывающих в гармонии четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. У каждого элемента есть существо-покровитель – своеобразная персонификация неживой природы в виде живого волшебного существа – духа, фантома. Этих духов сам Парацельс называл «саганами», а в нынешней магической практике их принято звать «стихиалями» или «элементалями»:

  • сильф – это дух, соответствующий стихии Воздуха;
  • гном – элементаль Земли;
  • саламандра – дух Огня;
  • ундина – олицетворение Водной стихии.

Каждый из элементалей обладает уникальными качествами и характеристиками, сродни четырем типам темперамента. Из них сильфы – это наиболее непостоянные (ветреные), но заодно и наиболее проницательные создания, а гномы – флегматичные обитатели подземелья. Вспыльчивые, но быстро отходящие саламандры схожи с холериками, а эмоциональные ундины отвечают за сферу чувств и гибкость ума.

Невидимый дух сильф - это...

Люди нуждаются в том, чтобы сильфы имели определенную форму. Большую часть своего существования они остаются невидимыми, растворяясь в среде своего обитания: воздухе или эфире. Но когда сильф решает материализоваться, то воплощается в виде небольшого утонченного существа, похожего на человека, но еще более изящно сложенного. У них тонкие длинные фигуры, узкие миндалевидные глаза и заостренные уши. Образ сильфов, созданный Парацельсом, повлиял на всю европейскую мифологию. Сильфы – это те же эльфы или фэйри, без которых не обходится ни одно современное фэнтези. Выдумка Парацельса и народный фольклор смешались в единый образ, и обрели популярность в кино и литературе.

Считается, что у сильфов за спиной есть небольшие тонкие крылья, похожие на стрекозьи, но они носят скорее символическую функцию: духу воздуха не нужны крылья, чтобы летать. Сильфам приписывают разные размеры. Иногда их изображают маленькими, как фей, иногда – ростом с человека (во всяком случае, не выше). Возможно, сильфам даже подвластно изменение видимой формы.

Балет «Сильфида»: история создания

По одной из версий, среди народа сильф не было существ мужского пола, что побуждало их искать себе пару среди людей. На основе этой легенды была создана одна из наиболее старых балетных постановок – «Сильфида». За основу этого балета взято произведение французского писателя времен Наполеона, Шарля Нодье. Первая постановка «Сильфиды» была создана в 1832 году стараниями французского композитора Жана Шнейцхоффера и хореографа итальянского происхождения Филиппо Тальони.

В 1836 году балетмейстер из Дании, Август Бурнонвиль, захотел создать собственный балет под музыку Шнейцхоффера. Но Парижская опера не пожелала отдавать то, что считала принадлежащим ей по праву, и запросила слишком высокую цену за нотные записи композитора. Тогда Бурнонвиль решился на создание отдельного произведения и обратился за помощью к композитору Герману Левенскольду. Так, была создана новая версия балета, и именно она сохранилась до наших дней. Хореография же первоначальной версии, созданная Тальони, к сожалению, утрачена.

Сюжет балета «Сильфида»

События истории о Сильфиде происходят в Шотландии, накануне свадьбы главных героев – Джеймса и Эффи. Казалось бы, ничто не может помешать счастью молодой пары: все приготовления закончены и вот-вот начнется праздник. Но неожиданно в жизнь Джеймса вмешивается Сильфида – магическое создание в виде юной девы. Она быстро очаровывает юношу вечером перед свадьбой, целует и исчезает. Тогда же в сюжете появляется и колдунья Мэдж, предсказавшая Эффи, что она выйдет замуж за друга Джеймса по имени Гюрн, а сам Джеймс полюбит другую. Рассердившийся Джеймс, к радости Эффи, прогоняет Мэдж. Но в день самого празднества Сильфида снова появляется и похищает кольцо, предназначенное невесте. Джеймс бросается в погоню за ней, оставляя невесту и гостей в недоумении.

Во втором акте действие перемещается в заколдованный лес, где обитает Сильфида со своими сестрами и колдунья Мэдж. Джеймс все еще пребывает в бесконечной погоне за Сильфидой, которая хоть и проявляет к нему симпатию, однако не дается даже в объятия. Тогда Мэдж предлагает Джеймсу заарканить Сильфиду волшебным шарфом, чтобы та утратила крылья. Вот только вместе с крыльями Сильфида потеряла и жизнь. Заканчивается балет тем, что Джеймс лежит поверженный горем у ног Мэдж.

fb.ru

"Сильфиды" - это... Что такое "Сильфиды"?

  • СИЛЬФИДЫ — СИЛЬФЫ И СИЛЬФИДЫ мнимые гении, мифологические существа, населявшие воздух; первые мужеского и вторые женского пола, по средневековой поэтической мифологии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Сильфиды — см. Мертвоеды …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сильфиды — мн. Семейство жуков, питающихся трупами; мертвоеды. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Сильфиды в мифологии — см. Сильфы …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СИЛЬФЫ, СИЛЬФИДЫ — (от фр. sylphe, sylphide) в средневековых поверьях, у алхимиков духи воздуха, мифические легкие, воздушные существа мужского и женского рода, олицетворяющие стихию воздуха. Однако какими либо сверхъестественными качествами или владением магией не …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • Сильфида (балет) — Сильфида La Sylphide …   Википедия

  • сильфида — ы, ж. silphide f., нем. Sylphide. 1. Жен. к сильф. Мифические духи женского пола, им приписывают красоту и крепкое любовное влияние. Михельсон 1883. Духи женского пола, обитающие в воздухе и всегда готовые к услугам людей. Павленков 1911. Декабрь …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Тальони — (Taglioni)         Мария (23.4.1804, Стокгольм, 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета. Одна из видных танцовщиц балетного театра эпохи романтизма. Училась у своего отца, известного балетмейстера Ф. Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене.… …   Большая советская энциклопедия

  • Сильф — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Русский балет Дягилева — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Август Маке. Русский балет (1912) …   Википедия

balet.academic.ru

Сильфида (балет) - это... Что такое Сильфида (балет)?

Сильфида (фр. La Sylphide) — романтический балет в двух действиях.

История

Мария Тальони (Сильфида) и Мазилье (Джеймс) (Louis Maleuvre) Эффи — Лиз Нобле (Louis Maleuvre)

Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822). Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони состоялась в 1832 году в Гранд-Опера в Париже. Главную партию исполнила дочь Ф. Тальони, известная балерина Мария Тальони, Эффи — Лиз Нобле, в других партиях Жозеф Мазилье, Жорж Эли, Луиза Эли[1]. Затем балет был показан в лондонском Ковент-Гардене 26 июля 1832 года, 18 сентября 1837 года — в Санкт-Петербурге, а 19 мая 1841 года — в миланском «Ла Скала».

Вторая известная нам версия появилась 28 ноября 1836 года в Королевской опере в Копенгагене. Музыка была написана Херманом Лёвенскьольдом (норв. Herman Løvenskiold), обогатившим партитуру исконными шотландскими мелодиями, хореография принадлежала датскому балетмейстеру Августу Бурнонвилю и основывалась на первоначальной версии Тальони. Главную партию исполнила семнадцатилетняя Люсиль Гран, роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. Данная постановка вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира. Однако её появление было чистой случайностью. По иронии судьбы, изначально Август Бурнонвиль планировал показать оригинальную версию балета в исполнении Датского королевского балета, однако Парижская опера заломила столь высокую цену за партитуру Шнейцхоффера, что Бурнонвиль был вынужден обратиться к другому композитору.

Действующие лица и исполнители

  • Сильфида — дух воздуха
  • Анна — вдова фермера
  • Джеймс — сын Анны
  • Эффи — племянница Анны и невеста Джеймса
  • Нэнси — подруга Эффи
  • Гюрн — крестьянин
  • Мэдж — колдунья
  • Другие персонажи: сильфиды, шотландские крестьяне, старики, дети, ведьмы, звери

Сюжет

Действие 1

Молодому шотландцу Джеймсу, накануне его свадьбы с Эффи, является Сильфида — пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, полюбившей его, пытается поймать её, но она исчезает. Когда собираются гости, Сильфида появляется вновь — невидимая никому, кроме Джеймса. Колдунья Мэдж предсказывает Эффи совсем другого жениха — Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять её чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.

Действие 2

Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у неё в руках длинный прозрачный шарф. Царство сильфид в зачарованном лесу. Джеймс следует за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать её. Она возникает перед ним, подает воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать её, но она недосягаема. Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет свои крылья и не может улететь. Но и жить она тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака… Вдали проходит свадебное шествие — это Эффи и Гюрн… Джеймс понимает, что потерял земное счастье в погоне за призрачной мечтой.

Известные исполнительницы роли Сильфиды

XIX век XX век XXI век

Примечания

  1. ↑ Кружась в сказочном танце… // автор Дмитрий Бабиченко

dic.academic.ru

сильфида - это... Что такое сильфида?

  • СИЛЬФИДА — франц. sylphide, вероятно от лат. sylvanus, лесной бог. Элементные воздушные духи женского пола. Им приписывали красоту и кроткое любовное влияние. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней …   Словарь иностранных слов русского языка

  • сильфида — ы, ж. silphide f., нем. Sylphide. 1. Жен. к сильф. Мифические духи женского пола, им приписывают красоту и крепкое любовное влияние. Михельсон 1883. Духи женского пола, обитающие в воздухе и всегда готовые к услугам людей. Павленков 1911. Декабрь …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сильфида — (иноск.) граціозная, воздушная, красавица (намекъ на мифологическихъ сильфидъ, духовъ, обитающихъ воздухѣ. Ср. Вы сами знаете давно... Что нѣжнымъ взоромъ вы Армида, Что легкимъ станомъ вы Сильфида. А. С. Пушкинъ. Ушаковой. Сильфы и Сильфиды… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • СИЛЬФИДА — СИЛЬФИДА, сильфиды, жен. (от греч. silphe моль, мотылек). 1. То же, что сильф, но представляемое существом женского рода (книжн.). || перен. Об изящной, с легкой фигурой, женщине (книжн. устар.). «Легким станом вы сильфида.» Пушкин. 2. только мн …   Толковый словарь Ушакова

  • сильфида — сущ., кол во синонимов: 1 • дух (136) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • сильфида — (иноск.) грациозная, воздушная, красавица (намек на мифологических сильфид, духов, обитающих воздух Ср. Вы сами знаете давно... Что нежным взором вы Армида, Что легким станом вы Сильфида. А.С. Пушкин. Ушаковой. Сильфы и сильфиды обитающие в… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Сильфида — ж. жен. к сущ. сильф Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сильфида — сильфида, сильфиды, сильфиды, сильфид, сильфиде, сильфидам, сильфиду, сильфид, сильфидой, сильфидою, сильфидами, сильфиде, сильфидах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • сильфида — сильф ида, ы …   Русский орфографический словарь

  • сильфида — ы; ж. [франц. sylphide] Трад. поэт. В кельтской и германской мифологии, в средневековом фольклоре многих европейских народов: бесплотное существо в образе женщины, олицетворяющее стихию воздуха. Танцующие сильфиды. Грациозная с. Лёгкая, как с.… …   Энциклопедический словарь

orthographic.academic.ru

Балет «Сильфида»: интересные факты, видео, содержание, история

Ж.М. Шнейцхоффер балет «Сильфида»

Судьба балета «Сильфида» причудлива, как и рассказанная в нем легенда. Подобно его главной героине — неуловимой деве воздуха, балет на протяжении 185 лет то исчезал, то возвращался на сцену. Но в истории театра «Сильфида», которую называют «старшей сестрой Жизели», всегда будет стоять особняком. Она совершила настоящую революцию в балете. Неслышной поступью Сильфиды на балетную сцену вспорхнула эпоха романтизма, потеснив старые представления о танцевальном искусстве и сформировав каноны классического балета, каким мы его знаем сегодня.

Краткое содержание балета Шнейцхоффера «Сильфида» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Джеймс молодой шотландский фермер
Анна мать Джеймса
Сильфида дева воздуха
Мэдж старая лесная колдунья
Эффи девушка, на которой собирается жениться Джеймс
Гурн крестьянин

Краткое содержание «Сильфиды»

Молодой шотландский фермер Джеймс заканчивает приготовления к своей свадьбе. Утомленный предсвадебными хлопотами, он присаживается отдохнуть, и тут передним возникает прекрасное видение - дух воздуха Сильфида. Красота, нежность и грация девушки очаровывают Джеймса. Он стремится прикоснуться к ней, удержать ее, но все ее попытки тщетны — Сильфида исчезает. Джеймс грезит незнакомкой, его мысли целиком поглощены ею, и даже появление Эффи, его невесты, не способно вывести молодого фермера из глубокой задумчивости. Вокруг него кипит веселье и праздничная суета, в разгар которой появляется лесная колдунья Мэдж. Она предсказывает, что ожидаемая свадьба не состоится, а Эффи выйдет замуж за крестьянина Гурна. Раздосадованный Джеймс выставляет колдунью за дверь и спешит успокоить невесту. Но перед ним вновь возникает нежная, манящая за собой Сильфида и, не в силах противостоять ее хрупкому очарованию, Джеймс бросается за ней.

В лесу он почти настигает девушку, но, как только ему кажется, что он ее поймал, она вновь ускользает от него. Отчаявшийся Джеймс обращается за помощью к колдунье. Она, затаив в душе злобу на молодого человека, делает вид, что хочет ему помочь и дает ему волшебный шарф, который он должен накинуть на плечи своей возлюбленной, тогда она навсегда останется с ним. Джеймс следует совету колдуньи, но едва шарф касается плеч Сильфиды, она умирает. До Джеймса доносится звук колоколов, возвещающих о бракосочетании Эффи и Гурна, и он начинает осознавать, что в погоне за призрачной мечтой утратил реальное счастье.

Продолжительность спектакля  
I Акт II Акт
50 мин. 50 мин.

 Фото:

 

 

Интересные факты:

  • Именно «Сильфиде» современные балерины обязаны появлением пуантов. Мария Тальони, исполнявшая главную партию в этом балете, впервые в истории танцевального искусства поднялась на полупальцы, чтобы придать образу главной героини невесомость и воздушность. Кроме того, для танцовщицы был придуман костюм, ранее не использовавшийся — с открытыми плечами и лифом и многослойной пышной газовой юбкой, который в балете стали называть пачкой.
  • В 1965 г. в Дании была выпущена почтовая марка с изображением датской балерины Маргрете Шанне в роли Сильфиды.
  • Слово «сильфида» употреблялось еще в античности. Но во французском языке оно стало известно только на заре XVII века благодаря знаменитому швейцарскому медику и философу-мистику Парацельсу, который упоминал его в своих рукописях.
  • В Петербурге Мария Тальони после своих выступлений в «Сильфиде» стала настоящим кумиром публики. После отъезда танцовщицы ее балетные туфли были куплены за 200 рублей, разыграны в лотерею, разрезаны и съедены под соусом поклонниками.
  • Среди почитателей таланта Марии Тальони было немало ее знаменитых современников — Белинский, Гоголь, Герцен, Огарев.

  • «Сильфида» стала первым балетом, в котором танцевальный рисунок кордебалета в некоторых фрагментах полностью повторял па балерины. Такой «множественный» эффект усиливал впечатление от танца солистки.
  • Роль Джеймса была одной из самых любимых партий танцовщика Рудольфа Нуреева.
  • В 1860-м Мария Тальони стала заниматься с юной солисткой Гранд-опера Эммой Ливри, которой прочили славу новой Сильфиды. Однако спустя неполных три года трагический случай оборвал жизнь балерины. Пламя газового рожка, который использовался в спектакле, перекинулось на пачку Сильфиды. Эмма погибла от тяжелых ожогов:
  • Первой русской Сильфидой стала балерина Екатерина Санковская. Ее Сильфида отличалась от тальониевской большей эмоциональной выразительностью, и неслучайно: в юности балерина брала уроки актерского мастерства у знаменитого актера Михаила Щепкина.
  • Композитору Левенскольду, написавшему второй вариант партитуры «Сильфиды», на момент создания будущего шедевра классической балетной сцены был всего 21 год.
  • В 1984 году на «Лентелефильме был снят фильм-балет «Сильфида». Главные роли в нем исполнили солисты Ленинградского театра оперы и балета им. С.И. Кирова (ныне - Мариинского) Ирина Колпакова и Сергей Бережной. В 2004 г. вышла французская телеверсия балета «La sylphide».
  • У писателя Владимира Одоевского есть фантастическая повесть «Сильфида». Предполагают, что ее замысел был навеян шумным успехом балета и одухотворенным образом Марии Тальони.
  • В русском языке слово «сильфида» обрело переносный смысл. Так стали называть женщин, обладающих особым изяществом, тонкой и легкой фигурой.

История создания «Сильфиды»

Литературным прообразом «Сильфиды» стала новелла французского писателя Шарля Нодье «Трильби, или Дух Аргели», повествующая о том, как жена рыбака влюбилась в фантастическое существо — эльфа. Эта романтическая история вдохновила знаменитого итальянского балетмейстера Филиппо Тальони на создание балета. Либретто он написал в соавторстве с оперным певцом Адольфо Нурри. Правда, в их версии первоначальный сюжет новеллы был изложен с точностью до наоборот — герой влюбляется в призрачную девушку. Такая трансформация была вполне объяснима, если учесть, что у обоих либреттистов были свои мотивы сделать именно героиню существом из потустороннего мира. Тальони задумал поставить балет специально для своей дочери Марии — балерины техничной, но лишенной актерского дарования, поэтому образ Сильфиды как нельзя более соответствовал ее натуре. Солист оперы Нурри работал с Марией в театре и искренне восхищался талантом танцовщицы. За музыкой к балету Тальони обратился к композитору Ж.М. Шнейцхофферу.

Репетиции проходили сложно. Желая добиться эффекта призрачности, эфемерности царящего на сцене действа, Тальони не только придумал совершенно особый танцевальный язык и рисунок, но и насытил постановку техническими эффектами, что создало дополнительные трудности танцовщикам и едва не привело к травме самой Марии. Зато результат превзошел все ожидания.

Постановки

Премьерный показ «Сильфиды» прошел 12 марта 1832 года на сцене Гранд-опера в Париже и имел грандиозный успех. Идея невозможности сосуществования мира грез и реальной жизни, воплощенная в фантастически воздушном танце Марии Тальони, нашла восторженный отклик у зрителей. Спектакль с триумфом обошел сцены крупнейших театров Европы.

В 1937 году Филиппо и Мария Тальони прибыли на гастроли в Россию. Для своего знакомства с петербургской публикой они взяли «Сильфиду». 6 сентября 1837 года балерина вышла на сцену Мариинского театра в своей коронной партии, и с этого момента в России началась эпоха Тальони. О ней говорили, ей подражали, ею восхищались. В этом же году состоялась премьера «Сильфиды» в Большом театре. Главную роль в нем исполнила молодая московская балерина Екатерина Санковская.

Во второй половине XIX века балет постепенно исчез из репертуара и только в 1892 году Мариус Петипа вернул его на петербургскую сцену, поставив для танцовщицы Варвары Никитиной.

В 1925 г. Большой театр увидел второй акт «Сильфиды» в постановке Василия Тихомирова. Сильфиду танцевала любимица московской публики Екатерина Гельцер, но сам спектакль был абсолютно чужд идеологии молодой советской России и снова канул в небытие на долгих полвека.

Аналогичная участь ждала «Сильфиду» и на зарубежных театральных подмостках. Остается только гадать, дожил бы до наших дней один из самых старых классических балетов, если бы не преданный поклонник «Сильфиды», современник Тальони - датский танцовщик и хореограф Август Бурнонвиль. Впервые увидев балет в Париже, он загорелся идеей поставить «Сильфиду» на сцене Копенгагенского королевского театра. Первоначально в его намерения входило показать «Сильфиду» датскому зрителю в оригинальной версии Тальони. Но цена за партитуру Шнейцхоффера оказалась непомерно высокой, и Бурнонвиль пошел другим путем. Он заказал новую музыку к «Сильфиде» своему соотечественнику — композитору Герману Левенскольду.  Молодой композитор подошел к делу творчески. Узнав, что в основу балета легли старинные шотландские легенды, он органично ввел в партитуру шотландские народные мелодии, придав тем самым балету яркий национальный колорит. Премьера датской «Сильфиды» состоялась в 1836 году, и с тех пор балет бережно передается датскими артистами из поколения в поколение. Именно этим объясняется тот факт, что «Сильфида» Бурнонвиля, в отличие от постановки Тальони, не исчезла, а благополучно пережила все потрясения XX века и сегодня украшает репертуары многих театров.

В России «Сильфиду» увидели вновь в 1975 году. Балетмейстер из Дании Эльза-Марианн фон Розен, считающаяся исключительным знатоком хореографического стиля Бурнонвиля, осуществила постановку балета на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр).

Сегодня в театрах можно увидеть обе версии балета. В Большом театре «Сильфиду» в хореографии Бурнонвиля поставил датчанин Йохан Кобборг. В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко с успехом идет спектакль, созданный Ф.Тальони и реконструированный французским постановщиком Пьером Лакоттом.

«Сильфида» недаром считается спектаклем для гурманов балетного искусства. В нем все вызывает восхищение и дарит эстетическое наслаждение — от утонченного хореографического рисунка до костюмов, изысканных в своей простоте. А занимательный сюжет, в котором фантасмагория тесно переплетается с действительностью, и переживания главного героя, перед которым стоит проблема выбора, делают балет простым и понятным даже для неискушенного зрителя.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть балет «Сильфида» Шнейцхоффера

soundtimes.ru


Смотрите также