Телеконвертер что это такое


Как использовать телеконвертер

Что такое телеконвертер?

Телеконвертер (англ.сокр.ТС) - это дополнительная оптическая система, которая закрепляется между корпусом камеры и основным объективом. Цель телеконвертера - увеличить эффективное фокусное расстояние первичного объектива. ТС характеризуются кратностью увеличения, которая варьируется от 1,2х до 3,0х (наиболее распространенными являются 1,4х и 2,0х). Например, для телеобъектива с фокусным расстоянием 300 мм f/2.8 телеконвертер 2,0x удвоит фокусное расстояние и уменьшит максимальную диафрагму на два полных стопа, что в результате даст фокусное расстояние 600 мм f/5.6. Телеконвертеры оказывают такое же влияние на зум-объектив - весь диапазон зума будет увеличен, а максимальная диафрагма уменьшена. Например, 1,4-кратный ТС превращает объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм / 2,8 в объектив с 98-280 мм / 4,0. 

Телеконвертер состоит из нескольких оптических элементов. Обычно чем больше кратность увеличения, тем больше физический размер ТС. Его оптическая конструкция обычно включает стандартные линзы без оптических коррекций, что приводит к увеличению оптических аберраций. Производители стараются свести к минимуму их влияние путем включения в конструкцию ТС более сложных линзовых элементов, таких как асферические линзы. 

В телеконвертерах ограничено использование линз со экстранизкой дисперсией, отчасти из-за возможных проблем совместимости с основными объективами. Но иногда производители изготавливают ТС специально для одного объектива, и в таких случаях они могут включать любые подходящие элементы оптических линз. Одним из таких известных случаев является телеконвертер NIKKOR AF-S TC800-1.25E ED, который был разработан специально для экзотического объектива Nikon 800mm f/5.6E FL ED VR, и из-за этого телеконвертер TC800-1.25E ED нельзя приобрести отдельно, как другие обычные телеконвертеры. 

NIKON D700 + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 250, 1/2000, f / 5,6

Каждый производитель объективов также производит и телеконвертеры, наиболее распространены модели с кратностью 1,4x и 2,0x. Некоторые производители выпускают телеконвертеры с другой кратностью, но их использование и эффективность могут сильно различаться в зависимости от объектива. Например, Nikon и Hasselblad производят 1,7х телеконвертеры, Kinko создают ТС с гораздо большей кратностью в 3,0х.

К сожалению, телеконвертеры оказывают довольно сильное влияние на производительность объектива как с точки зрения общей резкости, так и с точки зрения скорости автофокуса, поэтому нужно быть очень осторожным при выборе устройства с кратностью более 1,4х. Для приближения к объекту иногда лучше обрезать изображение в постобработке, чем сделать то же самое с телеконвертером. 

Совместимость телеконвертера и объектива 

Хотя телеконвертеры обычно предназначены для работы с несколькими объективами, на рынке нет телеконвертеров, которые бы работали с любым объективом. И у Nikon, и у Canon довольно небольшие списки объективов, которые совместимы с их телеконвертерами. Большинство линз не предназначены для соединения с телеконвертерами. Одни имеют физические ограничения, такие как задний элемент, выходящий слишком близко к креплению камеры, а другие имеют оптические ограничения. Поскольку телеконвертеры в своем большинстве специально предназначены для профессиональных супертелеобъективов, большинство широкоугольных, стандартных и телеобъективов с ними не совместимы.

Однако есть исключения: некоторые макрообъективы, такие как Nikon 105mm f/2.8G VR, довольно хорошо работают с телеконвертерами Nikon. Важно отметить, что, за очень немногими исключениями, изготовленные одним производителем ТС предназначены для работы только с объективами этого же производителя. 

Использование ТС с зум-объективами 

Как правило, телеконвертеры работают намного лучше с супертелеобъективами, чем с зум-объективами. 

Для этого есть несколько причин:

  1. Зум-объективы медленнее, чем обычные, т.е. они получают меньше света для работы системы автофокусировки камеры. В результате это влияет как на общую скорость автофокусировки, так и на ее точность. Телеконвертеры могут значительно уменьшить максимальную диафрагму объектива, и даже полностью отключать возможности автофокусировки камеры.
  2. Очень трудно оптимизировать зум-объектив для равномерной работы на всех фокусных расстояниях, что при добавлении телеконвертера делает резкость неравномерной и непостоянной во всем диапазоне зума.
  3. С увеличением количества линз, перемещающихся группами при масштабировании, становятся еще более очевидными децентрирование линзы и другие оптические проблемы.

Однако есть случаи, когда телеконвертеры хорошо работают с зум-объективами. Например, известно, что Nikon 70-200mm f/2.8G VR II хорошо работает с TC-14E II / III, очень хорошо с TC-17E II, и если кто-то готов остановиться на диапазоне f/8 , то даже TC-20E III может быть весьма полезной комбинацией. 

NIKON D700 + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 500, 1/2000, f / 5,6

Плюсы и минусы использования телеконвертеров 

Очевидным преимуществом использования ТС является увеличение кратности оптики при относительно небольших финансовых затратах. Например, Nikon 300mm f/2.8G VR II - это отличный объектив, который хорошо работает со всеми тремя современными телеконвертерами Nikon: TC-14E III (1.4x), TC-17E II (1.7x) and TC-20E III (2.0x). С этими телеконвертерами объективы 300 мм f/2.8G могут трансформироваться в объективы 420 мм f/4, 510 мм f/4.8 и 600 мм f/5.6, что подходит для фотосъемки в спорте и дикой природе.

NIKON D700 + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 800, 1/2000, f / 5,6

Телеконвертеры 1.4x и 1.7x мало влияют на производительность и четкость автофокуса. Телеконвертер 2.0x ухудшает характеристики автофокусировки и особенно резкость, но без автофокуса объектив 300 мм сможет покрывать три дополнительных фокусных расстояния от 420 мм до 600 мм! 

Телеконвертеры фактически только увеличивают центральную часть кадра. Это означает, что телеобъектив с коротким минимальным фокусным расстоянием мог бы также использоваться для экстремальной съемки крупным планом или макросъемки. Например, Nikon 300mm f/4E PF ED имеет минимальное расстояние фокусировки 1,4 метра. Телеконвертер 1,7х значительно расширит радиус действия до 510 мм. 

NIKON D700 + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 800, 1/1000, f / 5,6

Влияние ТС на резкость и контрастность линз 

Телеконвертеры заметно влияют на общую резкость полученной комбинации. В случае объектива Nikon 70-200 мм f/2.8G VR II телеконвертер уменьшает резкость на 26%.

  • Nikon TC-14E ​​II (1,4x) - 5% потеря резкости
  • Nikon TC-17E II (1,7x) - 17% потери резкости
  • Nikon TC-20E III (2.0x) - 26% потеря резкости

И это на быстром объективе, который разработан, чтобы хорошо работать с телеконвертерами. При использовании тех же телеконвертеров на более медленных или старых объективах потери резкости будут еще больше. 

NIKON D3S + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 450, 1/1250, f / 5,6

Помимо потери резкости снижается общая контрастность объектива, что особенно заметно при использовании телеконвертеров 2,0x. 

Влияние ТС на производительность автофокуса

Телеконвертеры могут оказывать существенное влияние как на скорость автофокуса, так и на точность основного объектива и камеры, поскольку в систему автофокусировки камеры попадает меньше количества света.

NIKON D700 + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 800, 1/1250, f / 6,3

  • 1,4x ТС: минимальное влияние на скорость и точность автофокусировки для большинства объективов.
  • 1,7x ТС: влияние на скорость и точность автофокусировки зависит от основного объектива. Более медленные объективы f/4 могут плохо сочетаться с 1,7-кратным телеконвертером.
  • 2.0x ТС: Серьезное влияние на скорость и точность автофокусировки в большинстве объективов. Только некоторые объективы f/2.0 и f/2.8 хорошо работают с телеконвертерами 2,0x и только при ярком освещении.
  • 3,0x ТС и соединение нескольких ТС : функции автофокусировки отключены.

NIKON D700 + 70-200 мм f / 2,8G VR II @ 340 мм (1,7 x TC), ISO 800, 1/640, f / 5,0

ТС против удлинителей 

Не путайте с телеконвертерами удлинительные кольца. ТС всегда состоят из оптических линзовых элементов, удлинительные кольца или трубы представляют из себя физические крепления без какой-либо оптики, единственной целью которых является уменьшение минимального расстояния фокусировки. Поэтому удлинители используются для макросъемки, тогда как телеконвертеры используются для оптического приближения. 

NIKON D3S + 70-200 мм f / 2.8G VR II @ 400 мм (2.0x TC), ISO 800, 1/1250, f / 10.0

ТС и кадрирование в постобработке 

Иногда при использовании объективов с медленным зумом с ТС или при соединении нескольких ТС ухудшение качества изображения таково, что лучше будет обрезать изображения при постобработке. Если функции автофокуса сильно ограничены телеконвертером, лучше использовать ТС с меньшей кратностью или полностью отказаться от него. 

Солнечное затмение ILCE-9 + FE 100-400 мм F4,5-5,6 GM OSS + 2X телеконвертер @ 794 мм, ISO 100, 1/60, f / 13,0

NIKON D810 + 300 мм f / 4E FL VR @ 600 мм (2,0x TC), ISO 100, 1/100, f / 11,0

Часто фотографы избегают использования телеконвертеров 2,0x, но регулярно используют 1,4х, а иногда 1,7х ТС. Резкость и контрастность можно увеличить при постобработке, но проблемы с фокусировкой останутся.

Однако некоторые объективы работают нормально с телеконвертерами 2.0x. Например Sony FE 100-400mm f/4.5-5.6 GM OSS, который удивительно хорошо работает с 2,0х телеконвертером Sony. 

NIKON D750 + 300 мм f / 4E FL VR @ 600 мм (2,0x TC), ISO 3600, 1/1250, f / 9,0

NIKON D300 + 70-200 мм f / 2,8G VR II @ 280 мм (1,4x TC), ISO 800, 1/250, f / 6,3

ТС и кадрирование в камере 

Многие современные камеры предлагают съемку в режимах кадрирования (например, большинство полнокадровых фотокамер Nikon FX позволяют снимать в режиме кадрирования 1,5x DX).

Имеет ли смысл использовать режим кадрирования вместо телеконвертера?

NIKON D700 + 300 мм f / 4D AF-S @ 420 мм (1,4x TC), ISO 320, 1/1600, f / 5,6

Кадрирование в камере ничем не отличается от кадрирования в последующей обработке, поэтому оно не дает никаких дополнительных преимуществ, за исключением слегка увеличенной частоты кадров и меньших файлов.

NIKON D3S + 300 мм f / 2,8G VR II @ 500 мм (1,7 x TC), ISO 1600, 1/800, f / 8,0

Телеконвертер

Описанные в предыдущей статье переходные кольца, соединенные проводами, позволяют управлять объективом вне зависимости от того, где он установлен. Таким образом, мы теперь легко можем устанавливать насадки не только перед, но и за объективом. Первое, что приходит в голову, это использовать линзу Барлоу для изменения фокусного расстояния объектива. Отрицательная линза, располагаемая за объективом телескопа, вошла в историю по имени предложившего данную конструкцию в 1828 г. Питера Барлоу (Peter Barlow, 1776 — 1862). Роль Барлоу в физике и математике весьма значительна. Им были проведены исследования по магнетизму, девиации компасов, создан униполярный двигатель, математические таблицы основных функций (квадраты, обратные числа, корни и т.д.). Насколько значительным оказался именно его вклад в оптику, сказать однозначно трудно, поскольку комбинация из положительной и отрицательной линзы была известна еще за 200 лет до этого, в 1610 году некие голландцы создали зрительную трубу, узнав о существовании которой, ее повторил Галилей. И по имени которого она и вошла в историю. В трубе Галилея точки фокуса положительной и отрицательной линз совпадают. Афокальные насадки, устанавливаемые для изменения фокусного расстояния системы перед объективом, имеют оптическую схему именно трубы Галилея. В оптической системе Барлоу отрицательная линза может перемещаться. Можно сказать, что если взять трубу Галилея, сдвинуть окуляр и поставить получившуюся конструкцию вместо объектива в трубу Кеплера (в трактате «Диоптрики» (1611) Кеплер описал изобретённый им телескоп), то получится телескоп с переменным увеличением, т.е. для того, чтобы изменить фокусное расстояние, нам не надо изготовлять новую линзу с другой кривизной поверхности, а можно просто переместить компоненты относительно друг друга. В детстве у меня был оптический конструктор, состоявший из набора пластмассовых линз, который позволял легко создать трубу Кеплера, Галилея, микроскоп и многое другое. При этом прилагаемые оправы практически не позволяли ошибиться, и необходимая конструкция получалась абсолютно бездумно. Но самое интересное - в этом конструкторе был макет оптической скамьи, который позволял разместить линзы в произвольном порядке. Весьма вероятно, что за 200 лет, прошедших со времени труб Кеплера и Галилея до оптической системы Барлоу, кто-нибудь уже перетасовал имеющиеся у него линзы и опробовал подобную конструкцию. Но в историю она вошла как линза Барлоу, и датой ее создания считается 1828 год.

Не очевидно, что именно эта конструкция стала прямым предком фотообъективов с переменным фокусным расстоянием. Но их конструкторы безусловно знали, что, перемещая отрицательную линзу в телескопе, мы можем изменять его эффективное фокусное расстояние. Подробно расчет оптической схемы с использованием линзы Барлоу изложен в книге Сикорук Л.Л. «Телескопы для любителей астрономии», а именно в Главе 3.4. Замечу, что большинство современных объективов уже содержат в своей конструкции отрицательную линзу, которая используется для изменения фокусного расстояния системы. В телевиках это стремление к компактности, а в широкоугольниках, построенных по схеме обратного телеобъектива, это связано с необходимостью обеспечить большой рабочий отрезок. Подробнее об этом я десять лет назад писал в статье Зачем столько линз в объективе.

Кратко проиллюстрирую теорию:

Интерактивная схема, поясняющая работу телеконвертера. f1- фокусное расстояние объектива, f2 - фокусное расстояния линзы Барлоу, f - эквивалентное фокусное расстояние двух линз, d - расстояние между ближайшими главными плоскостями линз, М - масштаб увеличения (кратность телеконвертера), S0 - расстояние от линзы Барлоу до фокуса объектива, S - расстояние от линзы Барлоу до эквивалентного фокусного расстояния. Значения f1, f2 и S0 можно изменять. Для проведения вычислений с вновь введенными значениями по формулам приведенным справа надо нажать на стрелку. Линзу Барлоу можно перемещать стрелками внизу. Темно-серые фигуры, оконтуренные пунктирной линией, отображают оправу объектива и корпус аппарата с рабочим отрезком 44 мм.

В фотографии линза Барлоу известна под названием телеконвертера. Перемещение линзы ограничено в зеркальных камерах рабочим отрезком аппарата, и обычно не удается за счет перемещения одного оптического блока получить несколько телеконвертеров с разной кратностью увеличения фокусного расстояния. Тем более, что обычно для уменьшения аберраций используется не одиночная отрицательная линза, а комбинация из нескольких. Идея размещения этой линзы внутри удлинительного кольца для макросъемки тоже хорошо известна. Так, например, устроен МС двукратный конвертер К-6В. Фокусное расстояние примерно — 113 мм. Это значение я вычислил, исходя из толщины удлинительного кольца, равной 56,5 мм. На вышеприведенной схеме эта толщина соответствует разности S-S0=S0, поскольку кратность M=S/S0=2 и M=f2/(S0+f2), где f2 - фокусное расстояние линзы Барлоу, которое является отрицательной величиной, так как линза вогнутая. Телеконвертер К-6В. Отдельно оптический блок и удлинительное кольцо, которое служит ему оправой.

Однако если вынуть оптический блок из этого телеконвертера, то его не удастся установить между объективами Canon EOS и аппаратом, поскольку данная конструкция рассчитана на больший рабочий отрезок среднеформатных камер. Для 2-х кратного телеконвертера его фокусное расстояние должно быть больше рабочего отрезка и и меньше двух рабочих отрезков, в противном случае мы либо упремся в оправу объектива, либо корпус аппарата. А вот оптический блок от телеконвертера для практически любой 35 зеркальной камеры для наших целей подойдет. Телеконвертеры ТК-2 с резьбой М42 были выпущены в значительном количестве и продолжают выпускаться. ТК-2 и его оптическая схема

Именно его вначале я и планировал использовать как основу для своей конструкции. Однако визит в комиссионку показал,что более доступным по цене вариантом оказался KIRON MC7 2x TELECONVERTER FOR OLYMPUS/OM производства, сами понимаете, Япония. Расчетное фокусное расстояние -82 мм. Оправа представляла собой удлинительное кольцо длиной 41 мм с двумя байонетами ОМ и толкателем диафрагмы, к сожалению, закрепленным на оптическим блоке, а не а оправе кольца, т.е. после извлечения оптического блока использовать оправу как удлинительное кольцо с толкателем уже было нельзя. KIRON MC7 2x TELECONVERTER FOR OLYMPUS/OM

Однако поскольку аппаратов Olympus у меня нет, а механический толкатель в системе Canon заменяют провода, оправу с которыми я описал в предыдущей статье, осталось только сделать промежуточное кольцо с резьбой М42, внутрь него ввинтить оптический блок, а на него, в свою очередь, навинтить два переходных кольца, соединенных проводом.

Поскольку телеконвертер увеличивает фокусное расстояние, то я сразу озаботился креплением к штативу, сделав Г-образную опору. В результате я получил телеконвертер, который может быть использован с объективами Canon EOS, в основном, при ручной фокусировке и с электрическим управлением диафрагмой.

Толщина получившегося конвертера S-S0=40 мм, это дает нам кратность M=1,97, что подтверждается сравнением размеров на сделанных фотографиях. Поскольку диаметр диафрагмы остался неизменным, а фокусное расстояние удвоилось, то относительное значение тоже изменилось в два раза. Поскольку диафрагменные числа отличаются на корень квадратный, то при установке конвертера мы теряем две ступени, и объектив с относительным отверстием 1/2,8 превращается в объектив с относительным отверстием 1/5,6.

Фрагменты снимков

Объектив SOLIGOR 70-210 мм Фокусное расстояние объектива f1=210мм Диафрагма - f1/8 ISO-100

Без конвертера С конвертером

Выдержка - 1/250 с Относительное отверстие - 1/8

Ширина решетки кондиционера в пикселях - 50

Выдержка - 1/100 с Относительное отверстие - 1/16 Ширина решетки кондиционера в пикселях - 98 М=1,96

f=411 мм

Вышеприведенные снимки сделаны в JPEG, и с конвертером хорошо заметны хроматические аберрации. Если взять файл в сыром формате и конвертировать его в программе UFRaw, алгоритм AHD с использованием библиотеки LensFun для коррекции хроматических аберраций, то ситуация заметно улучшится.

Объектив SOLIGOR 70-210/2,8-4 является прямым потомком легендарного Vivitar 70-210/2,8-4 — одного из лучших объективов с переменным фокусным расстоянием семидесятых годов. Кстати отмечу, что первые объективы Vivitar были изготовлены фирмой Kiron, как и исследуемый телеконвертер. Если предок относился к сверхдорогим объективам, то потомок это уже ширпотреб и уступает и далекому предку, и многим современным объективам. Поэтому для оценки качества снимков я привлек еще Сanon 80-200/2,8L уже снятый с производства, но по-прежнему являющийся одним из лучших объективов в своем классе, и Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus с фиксированным фокусным расстоянием.

Фрагменты снимков без конвертера

f1/4

f1/5,6

f1/8

Canon EF 135 мм. f= f1=135 мм

1/1000 с

1/500 с

1/400 с

SOLIGOR 70-210/2,8-4. f= f1=124 мм

1/1000 с

1/500 с

1/400 с

Сanon 80-200/2,8L. f=f1=140 мм

1/1600 с

1/800 с

1/400 с

Фрагменты снимков с конвертером

f1/4=f/8

f1/5,6=f/11

f1/8=f/16

Сanon 80-200/2,8L+ТК. f1=80 мм; f=157 мм

1/400 с

1/200 с

1/100 с

SOLIGOR 70-210/2,8-4+ТК. f1=70 мм; f=137 мм

1/640 с

1/320 с

1/125 с

Canon EF 135 мм+ТК. f1=135 мм; f=265 мм

1/400 с

1/200 с

1/100 с

Сanon 80-200/2,8L+ТК. f1=143 мм; f=280 мм

1/500 с

1/250 с

1/100 с

SOLIGOR 70-210/2,8-4+ТК. f1=133 мм; f=260 мм

1/400 с

1/200 с

1/100 с

Как видно из приведенных фрагментов, при диафрагме f1/8 и меньше разница в классе объективов практически не заметна. Съемка велась в режиме приоритета диафрагмы и с автоматическим балансом белого. Погодные условия во время съемки менялись, что и отразилось на приведенных снимках.

Автофокус при опущенном зеркале за счет отдельных датчиков фокусировки, работающих на фазодетекторном методе (подробно в статье Андрея Паршева), возможен для отдельных объективов и в весьма ограниченных пределах. Подтверждение точной фокусировки вспыхивает, поскольку изображения, создаваемые разными участками объектива, совпадают, но мотор не может точно остановить объектив, поскольку рассчитывает перемещение для системы без линзы Барлоу, и он начинает судорожно дергаться туда-сюда вокруг точки фокусировки. Если использовать медленную фокусировку и, главное, основанную на оценке контраста в режиме живой картинки, то результат вполне удовлетворительный. Удобно также заниматься ручной фокусировкой, управляя объективом от компьютера, поскольку при больших увеличениях даже при жестком креплении к штативу ручная фокусировка вызывает сильное дрожание картинки, и работать неудобно.

Управление от компьютера позволяет реализовать и уж совсем экзотическую конструкцию: подсоединить объектив Canon EOS с байонетом Canon EOS к произвольной камере, и управлять фокусировкой с помощью компьютера.

Для нижеприведенной съемки Луны я использовал камеру Casio с объективом SOLIGOR 210 мм и вышеописанным телеконвертером. В качестве контроллера, сопрягающего объектив с компьютером, использовалась камера Canon EOS 1000D. Полностью управление этой конструкцией с помощью компьютера задействует практически все возможные средства коммуникации, так как камера Casio QV3000 управляется через последовательный порт, снятое изображение передается через USB, а текущее изображение поступает на экран компьютера по аналоговому видиоканалу и оцифровывается устройством видеозахвата. Статья «О внебрачных связях камеры и компьютера» сперва была опубликована в разделе Периферия и тогда это было некоторой натяжкой, однако оказалось, что камера действительно может быть примером некой суперпериферии, когда для получения качественного снимка приходится задействовать все ресурсы :-) Уменьшенное в два раза изображение, снятое объективом SOLIGOR 70-210 с телековертером. Сверху камера Canon 1000D, снизу Casio QV 3000.

Как работает телеконвертер. Обзор телеконвертера Soligor AF PRO 1.4x

Телеконвертер — это специальное устройство, которое помогает увеличить фокусное расстояние объектива.

Телеконвертер — статья от Радоживы

На самом деле, фокусное расстояние объектива — это физическая величина и ее увеличить просто нельзя. Но в связи с тем, что объектив с конвертором ведет себя уж совсем по другому, удобно говорить, что телеконвертор изменяет фокусное расстояние объектива.

Для чего нужен телеконвертер?

Ответ очень простой — для увеличения фокусного расстояния объектива. Например, у Вас есть теле объектив 55-200мм, и позарез нужно более сильное приближение. Выхода два — либо купить новый объектив, либо купить конвертер. С телеконвертером с кратностью 2х можно добиться фокусного расстояния в 400мм с этим же объективом. Это очень удобно. Телеконвертер можно использовать с любым объективом. Если у Вас несколько объективов, то можно увеличивать фокусное расстояние любого из них.

Как работает телеконвертер?

Телеконвертер фактически увеличивает изображение с центра картинки (с центра объектива). При этом получается видимое увеличение фокусного расстояния. Телеконвертер устанавливается между камерой и объективом. Обычно, я устанавливаю телеконвертер на объектив, а затем получившуюся связку устанавливаю на камеру. С одной стороны телеконвертер имеет точно такой разъем байонета, как и камера. С другой стороны имеет точно такой разъем крепления, как у объектива.

Разница в фокусном расстоянии в 1.4 раза. Место с которого снимали — одно и то же.

Кратность увеличения

Телеконвертеры в основном характеризуются кратностью увеличения. Например, самые распространенные телеконвертеры имеют кратность 1.4Х, 2Х, 3Х. Это означает, что при использовании объектива с конвертером фокусное расстояние такой связки увеличиться в 1.4 или 2 или 3 раза, в зависимости от телеконвертера.

Пример использования

Если я использую телеконвертер с кратностью 1.4х и с объективом 50-200мм, то в результате получится объектив с фокусным расстоянием 70-280мм. А если использовать конвертер 2Х с объективом 70-300мм, то получится объектив 140-600мм. А 600мм уже действительно впечатляет.

Внимание, учитывайте, что увеличивая фокусное расстояние, вы тем самым уменьшаете значение относительного отверстия. Если увеличение телеконвертера составляет 2х, то кроме увеличения фокусного расстояния объектива в два раза, точно так увеличится диафрагменное число в 2 раза. И внимание, подвох в том, что разница в свтосиле изменится не в 2 раза, а на 2 стопа — то есть в 4 раза.

Потому, телеконвертер с кратностью в 1.4х уменьшает светосилу в 2 раза (экспозиция при прочих равных падает на 1 стоп). Телеконвертер с кратностью в 2Х уменьшает светосилу в 4 раза (экспозиция при прочих равных падает на 2 стопа). А телеконвертер в 3Х уменьшает светосилу в 9 раз (экспозиция уменьшается на 3 с лишним стопа). Получается, что с телеконвертером с мощностю в 3х, фокусное расстояние увеличивается в 3 раза, но светосила падает в 9 раз. Падение светосилы равно квадрату кратности телеконвертера, например, с кратсностью 1.7Х светосила уменьшиться в 1.7*1.7=2,89 раза (фактически в 3 раза, ибо 1.7 примерно соответствует квадратному корню из 3). Такие тонкие хитрости можно редко где встретить, потому внимательно отнеситесь к потере светосилы при покупке телеконвертора.

Поясню более детально. Нам захотелось снимать луну, потому мы взяли телеконвертер кратностью 2х и поцепили его на объектив 300мм F5.6, после чего объектив превратился в 600мм F11.2. Если бы мы снимали луну на 300мм F5.6 и на каком-то одном значении ИСО, с пусть имели бы выдержку 1/80с. Снимая ту же луну на 600мм F11.2, мы получим выдержку 1/20с. Разница в выдержке составляет 4 раза, а разница в фокусном расстоянии — 2 раза. А для большого фокусного расстояния это очень критично и без штатива нам не обойтись. Про важность выдержки при больших фокусных расстояниях можете прочитать в статье как фотографировать с рук.

Вид объектива с установленным телеконвертером

Типы телеконвертеров

Конвертеры для фотоаппаратов бывают в основном двух видов — с поддержкой автофокусировки и без поддержки авто фокусировки. Оба типа можно одинаково хорошо использовать для получения фотографий. Единственное, конвертеры без поддержки авто фокусировки не позволят получить автоматическую фокусировку с Вашим объективом. У Nikon есть еще один тип конвертеров, которые поддерживают общения камеры с объективом, но для объективов с автофокусом но без мотора фокусировки — не могут обеспечить авто фокусировку. Также, хорошие телеконвертеры записывают в EXIF данные снимка увеличенное значение фокусного расстояния и диафрагмы, потому камера понимает, что диафрагма довольно маленькая при использовании телеконвертера, а фокусное расстояние большое.

Еще нюансы

Есть конвертеры, которые устанавливаются спереди объектива в качестве насадки. Чаще всего, такие конвертеры делают более широкий угол обзора. Часто используются на видеокамерах. Конвертеры могут устанавливаться на объектив последовательно и можно добиться просто супер огромного увеличения фокусного расстояния. Также, многие фотоаппараты не могут нормально наводится на резкость с диафрагмами ниже 5.6 — про это почитайте в спецификации вашего фотоаппарата. Например, Nikon D4 может фокусироваться на диафрагмах вплоть до 8.0

Полезные советы

Хороший телеконвертер стоит довольно дорого, потому, что он может изменить фокусные расстояния всех ваших объективов. Иногда лучше сразу купить хороший телеобъектив, нежели дешевый телеобъектив и дешевый телеконвертер. Обычно телеконвертер усиливает недостатки объективов, особенно внимательно нужно смотреть на усиление аберраций и падения резкости. Также, телеконвертер может изменить настройки баланса белого — изменить цветовую гамму, которую дает объектив.  Но, в то же время, телеконвертер может избавить картинку с объектива от излишней дисторсии.

На сколько сильно телеконвертер влияет на качество фотографии посмотрим на реальном примере телеконвертера

Обзор телеконвертера Soligor AF PRO tele-converter AFd 1.4x N/AFd

Обзор телеконвертера Soligor AF PRO tele-converter AFd 1.4x

Давайте теперь ознакомимся с работой телеконвертара на практике, и заодно сделаем для себя несколько выводов про качество моего Soligor 1.4X AF/D APO. Данный телеконвертер показал хорошее качество картинки при работе с разными объективами.

Два тестовых снимка на Soligor tele-converter 1.4x

Ниже приведены кропы (вырезки) частей снимка в пропорциях 1 к 1, чтобы можно было судить о резкости и ХА.

Кропы снимков для теста теле-конвертера

Тест проводился со штатива, наводка резкость через Live View, делалось несколько пробных снимков и выбирались лучшие для достижения максимально объективного вывода. Съемка делалась с помощью пульта ML-L3. Как видим, резкость пострадала. Также, учитывайте, что при изменении фокусного расстояния — изменяется композиция кадра и замер экспозиции будет другой, потому автоматика может показать уменьшение выдержки не ровно в 2 раза, а больше или меньше.

Достоинством данного телеконвертера является тот факт, что с помощью него будут фокусироваться почти все объективы без встроенного мотора фокусировки AF, так и все объективы со встроенным мотором AF-S. Я без проблем использовал данный телеконвертор с безмоторным объективом Nikon 50mm F1.8D AF. На скорость фокусировки телеконвертер практически не влияет, точно так же как и на правильную наводку на резкость. Телеконвертер также передает через рычажок прыгалки диафрагмы нужное значение от фотоаппарата. Конвертер очень легко становится и снимается с объектива и камеры, хорошо собран, маленький и увесистый.

Недостатком этого телеконвертера является не возможность умножения фокусного расстояния и диафрагмы на 1.4 для передачи их в камеру, потому камера видит, что на ней просто установлен родной объектив без какого-либо конвертера. Также,линзы отдают слегка желтым цветом, это искажает родную цветопередачу объектива.

Вот цены на ‘родные’ телеконвертеры: Все цены на TC-20E

Выводы

Телеконвертер — очень полезный инструмент для фотографа, которому нужны большие фокусные расстояния. Нужно помнить, кроме увеличения фокусного расстояния любого объектива, телеконвертер уменьшает светосилу объектива. Телеконвертер Soligor 1.4X AFD APO (с этого обзора) позволяет автоматически фокусироваться на любой объектив AF и AF-S от Nikon и имеет хорошую работоспособность.

Есть вопрос — задавайте в комментариях. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Телеконвертер - это... Что такое Телеконвертер?

Расположение телеконвертера на камере Внешний вид телеконвертера Canon. Советский двухкратный телеконвертер «К-1» Видоискатель камеры с 300-мм телеобъективом. Видоискатель камеры с 300-мм телеобъективом и 2-кратным телеконвертором.

Телеконве́ртер — оптическая система, устанавливаемая между корпусом фотоаппарата и съёмочным объективом для увеличения его фокусного расстояния.

К примеру, 2-кратный телеконвертер увеличивает центральный участок 12×18 мм картинки размера 24×36 мм. Таким образом, применение этого телеконвертера дает эффект использования объектива с вдвое большим фокусным расстоянием.

Отрицательной стороной использования телеконвертеров является заметное уменьшение относительного отверстия оптической системы. Численно относительное отверстие уменьшается кратно увеличению телеконвертера. На практике это означает, что использование 1,4× конвертера уменьшает относительное отверстие на 1 стоп, 2× — соответственно, на 2 стопа. Еще одной отрицательной стороной телеконвертера является его способность увеличивать аберрации самого объектива.

Телеконвертер дешевле, чем настоящий телеобъектив. Однако, при прочих равных, телеобъектив даёт лучшее качество изображения, чем неспециализированный объектив с телеконвертером.

Наиболее распространены телеконвертеры с кратностью 1,4× и 2×, реже встречаются 3-кратные.

Примеры использования:

Объектив → Телеконвертер ↓ Объектив 50 мм f/1,4 Объектив 135 мм f/2,8 Объектив 300 мм f/4   Объектив 1000 мм f/10
Без телеконвертера   50 мм f/1,4  135 мм f/2,8  300 мм f/4   1000 мм f/10 
С телеконвертером 1,4×   70 мм f/2    190 мм f/4    420 мм f/5,6 1400 мм f/14 
С телеконвертером 2×  100 мм f/2,8  270 мм f/5,6  600 мм f/8   2000 мм f/20 
С двумя телеконвертерами 1,4×  100 мм f/2,8  270 мм f/5,6  600 мм f/8   2000 мм f/20 
С двумя телеконвертерами 2×  200 мм f/5,6  540 мм f/11  1200 мм f/16  4000 мм f/40 

См. также

Литература

  • ГОСТ 25205-82 Фотоаппараты и съёмочные фотографические объективы. Термины и определения. М. Изд-во стандартов, 1983.(действующий)

Использование телеконвертера. Плюсы и минусы

Использование телеконвертера. Плюсы и минусы

  Телеконвертер – это оптическая система, которую устанавливают между объективом и корпусом фотоаппарата для увеличения фокусного расстояния. Это позволяет фотографировать сильно удаленные объекты, приближая их. Телеконвертеры различаются по кратности – силе действия. Чем больше кратность, тем сильнее они могут приблизить объект съемки. Двукратный телеконвертер, например, увеличит центральный участок изображения в два раза.

  Телеконвертер является хорошей альтернативой покупке нового объектива с большим фокусным расстоянием. Он универсален и эффективен, стоит дешевле, чем телеобъектив. А если у вас уже есть телеобъектив с фокусным расстоянием, например, в 200 мм, его можно легко увеличить до 400 мм. Это открывает новые удивительные возможности при фотосъемке. Порой телеконвертер можно использовать в качестве бинокля или подзорной трубы. Иногда встречаются даже трехкратные телеконвертеры, но двукратные и 1.4-кратные более удобны и распространены.

  Телеконвертер можно использовать с любым объективом. Это значит, что одним телеконвертером вы можете увеличивать фокусное расстояние сразу нескольких своих объективов. Это бывает особенно удобно при разноплановой съемке. Кстати, на один объектив можно ставить сразу несколько телеконвертером для огромного увеличения фокусного расстояния при съемке сильно удаленных объектов.

  Однако телеконвертер имеет и свои недостатки – он увеличивает аберрации самого объектива и чуть уменьшает качество изображения. Еще один недостаток телеконвертера – уменьшение светосилы объектива. 1.4-кратный конвертер уменьшит светосилу в два раза, двукратный - в четыре раза, а трехкратный – в восемь. Нужно это учитывать при выборе телеконвертера и при фотосъемке.

  Конвертеры для фотоаппаратов могут поддерживать или не поддерживать автофокусировку. На качество фотографий это не влияет. Просто тем фотографам, которые привыкли к автофокусировке, нужно будет учиться фокусировке ручной при покупке соответствующего телеконвертера, что в общем быстро и несложно.

  При использовании телеконвертера снимайте со штативом – при сильном приближении тяжело грамотно сфокусироваться и не размазать кадр. Некоторые фотоаппараты вообще не могут наводиться на резкость с диафрагмой ниже, чем 5.6. А снимать со штативом рекомендуется с любого телеобъектива.

  Хороший телеконвертер стоит довольно дорого. Возможно, лучше купить хороший телеобъектив, чем самый простой телеобъектив и дешевый телеконвертер. Телеконвертер, с одной стороны, усиливает недостатки объективов, с другой – универсален и удобен при работе с несколькими объективами.

 

Неоднозначный взгляд на телеконвертеры

Каждого фотографа рано или поздно посещают мысли о приобретении объектива с большим фокусным расстоянием, чем у него есть на данный момент. И, так как каждому человеку свойственно желание иметь лучшее, в скором времени, даже имея 70-200-мм объектив, вы захотите добавить к своему арсеналу 500 или даже 600 миллиметровый.

Если вы ищете доступный вариант увеличения фокусного расстояния объектива, то стоит внимательнее присмотреться к таким оптическим насадкам, как телеконвертеры. Они не только дешевле, но значительно легче и компактнее многих громоздких и тяжёлых объективов. Главное их преимущество состоит в том, что они увеличивают возможности объективов, которые уже имеются у вас в наличии. Тем не менее, и им присущи некоторые недостатки. Как правило, использование телеконвертера означает потерю резкости, особенно по краям изображения, снижение светосилы объектива и размытие от даже незначительного дрожания камеры.

Общие сведения

Телеконвертер, или как его часто называют экстендер, это оптическая насадка, которая устанавливается между объективом и корпусом камеры и используется для увеличения фокусного расстояния объектива. Чаще всего встречается два вида конвертеров, с кратностью 1.4х и кратностью 2х. Из-за внешней схожести телеконвертеры очень часто путают с удлинительными кольцами. В отличие от первых, удлинительные кольца полые и не содержат внутри никакой оптики. Их единственное назначение – увеличивать расстояние между самой камерой и объективом. Кольца в основном используют для более близкой фокусировки при макросъёмке.

Каковы плюсы?

Вполне очевидно, что самым большим плюсом в использовании телеконвертера является сам факт его способности увеличивать фокусное расстояние в 1,4 раза, 2 или даже в 3 раза. Применяя 1.4x-кратный конвертер вместе с 200 мм объективом, вы получаете новый максимальный показатель в 280 мм. Это на 40% больше, чем у вас было до этого. А 400-мм объектив с 2x-кратным телеконвертером даст вам 800 мм фокусного расстояния. Чтобы получить это число, нужно умножить фокусное расстояние объектива на коэффициент увеличения телеконвертера (400 × 2 = 800).

Увеличение фокусного расстояния позволяет делать такие снимки, которые иначе были бы невозможны по причине слишком большого расстояния до объекта съёмки. Так, фотографы, снимающие дикую природу, получают невероятные фото животных в их естественной среде обитания, только находясь на приличном удалении от них. Многие птицы и звери слишком пугливы или опасны, сфотографировать их с близкого расстояния часто не представляется возможным. Но, увеличивая фокусное расстояние, фотоохотник может отдалиться от пугливого объекта на приличную дистанцию и при этом не потерять в увеличении. Спортивным же фотографам это дает возможность запечатлеть во всех подробностях невероятный момент победы, даже если они находятся на другой стороне стадиона или стоят в стороне на безопасной дистанции.

   

Путешествие это определенно тот случай, когда телеконвертер будет как нельзя кстати. Если вы будете таскать с собой ещё один объектив, который может быть достаточно длинным и громоздким, то это не только доставит вам массу неудобств, но и в какой-то мере может ограничить ваши движения при съёмке. А лёгкий и компактный телеконвертер идеально подходит для быстрого перемещения из одного места в другое, не создавая при этом ощущения перегруженности оборудованием.

Ещё одним плюсом является то, что покупка телеконвертера потребует гораздо меньших инвестиций по сравнению с расходами на приобретение ещё одного длиннофокусного объектива. Телеконвертер является незаменимой вещью, особенно, если дело доходит до съёмки движущихся предметов, спортивных событий или фотоохоты, в общем, когда нет никакой возможности физически подобраться ближе к объекту съёмки.

Иногда наличие или отсутствие телеконвертера в значительной мере может повлиять на то, сможете ли вы снять удивительный кадр или нет. Если для вас вопрос резкости не так важен, как сам факт получения того или иного снимка, то несомненно телеконвертер это идеальный и вполне доступный способ увеличения фокусного расстояния вашей камеры.

Каковы минусы?

Любой телеконвертер, вне зависимости от его цены, будет оказывать определённое влияние на качество снимков. Увеличивая изображение, он способен не только усилить эффект всех ваших ошибок, но также подчеркнуть оптические аберрации применяемого объектива.

Первым недостатком использования телеконвертера является то, что он ограничивает количество света, попадающего в камеру. Это означает, что 1,4х-кратный конвертер уменьшает светосилу на одну ступень, а при использовании 2x-кратного телеконвертера происходит падение светосилы на две ступени. Это может наложить некоторые ограничения при ведении фотосъёмки в условиях низкой освещённости. Если света недостаточно, то следует использовать штатив и, вероятно, более медленную скорость затвора. Тем не менее, если света будет достаточно, например, в солнечный день, то, скорее всего, вы не ощутите никаких ограничений. Поскольку максимальная диафрагма объектива будет изменяться, вам нужно подобрать телеконвертер, который подходил бы для данного объектива. Например, лучше использовать 1.4x-кратный телеконвертер вместе с объективами f/4, а 2х-кратный телеконвертер с объективами f/2.8.

Всякий раз, при увеличении фокусного расстояния, вы будете получать ещё большее дрожание камеры. Но используя штатив и увеличив скорость затвора, имея при этом хорошее освещение и устойчивое положение, вполне реально добиться относительно чёткого изображения. Кроме того, чтобы полностью исключить любое дрожание камеры, установленной на штатив, необходимо выключить стабилизатор на объективе.

Также следует отметить, что телеконвертеры влияют еще и на работу автофокуса. На некоторых фотокамерах автофокус вовсе может не работать и придётся наводиться на объект вручную. Если даже вы никогда не пользовались ручной настройкой, то немного попрактиковавшись, вы быстро освоите это нехитрое дело. Ручная фокусировка позволяет лучше контролировать ход съёмки, и, как правило, в итоге вы получите именно те снимки, которые желаете.

В зависимости от объектива 

Каждый объектив будет по-разному «реагировать» на партнерство с телеконвертером. Качество изображения будет отличаться в зависимости от того, что вы используете: супер-телефото объектив, среднедиапазонный зум или широкоугольный объектив. С длиннофокусным объективом вы сможете достичь самого высокого качества изображения − особенно, если это телеобъектив премьер. Например, если вы установите 1.4x-кратный телеконвертер на 500мм объектив, то он вряд ли повлияет на качество снимков, в то время как, при добавлении того же телеконвертера к 100-400мм объективу, вы сможете получить только изображения среднего качества. Что касается объективов типа 24-70 f/2.8 зум, то телеконвертер, скорее всего, негативно повлияет на итоговую картинку.

Если ваш объектив высокого качества, то и телеконвертер должен ему соответствовать. В противном же случае потеря качества изображения вам гарантирована. Мой совет: не экономьте на телеконвертере! В конце концов, даже самый лучший телеконвертер намного дешевле, чем супер-телефото объектив.

При выборе телеконвертера обязательно стоит проверить совместимость телеконвертера с объективом, так как не вся оптика будет работать в паре. Обычно каждая фирма-производитель указывает в перечне совместимых только модели своих объективов.

На снимке ниже приведен хороший пример того, какого качества можно добиться, используя телеконвертер с супер-телефото объективом.

Снимок ниже был выполнен с использованием 100 мм  макро объектива и 2х-кратного телеконвертера. Хотя и присутствует небольшая потеря резкости, но, в принципе, с телеконвертером вполне реально добиться потрясающих изображений.

Тестирование экстендер 1.4x

Взглянув на следующие фотографии, вы увидите разницу между снимками, выполненными с использованием экстендера и без него. Эти фотографии были сделаны камерой Canon 5D MkII с объективом Canon EF f/2.8  70-200мм. При съёмке использовался 1.4x-кратный экстендер Canon EF. значения ISO для всех изображений составляют 1000.

70-200мм  при 200мм, f/3.5

 

70-200мм при 200мм с 1.4x-кратным экстендером (280мм), f/4.0

 

Теперь давайте сравним резкость этих изображения:  

Обратите внимание, что изображения, снятые с помощью экстендера, немного мягче. Если вы можете достичь такого же качества съёмки, не пользуясь экстендером, я бы рекомендовал поступать именно так. В этом случае вы сможете избежать потери чёткости. Помните, что многое также зависит и от объектива, который вы будете использовать при съёмке.

Кроме того, вы, наверное, заметили, что изображение, снятое с экстендером намного темнее. Этот снимок прекрасно показывает, как при использовании 1,4x-кратного конвертера, уменьшается светосила объектива и мы лишаемся одной ступени. Конечно же, всё это можно поправить, изменив необходимые настройки.

Увеличение изображения

Телеконвертеры увеличивают изображение, охватывая центральную часть сенсора камеры. Но при этом, свет, который проходит через телеконвертер, теряется.

Заключение

Если для вас принципиально важно высококачественное изображение на расстоянии, то мой вам совет: отдайте своё предпочтение длиннофокусному объективу, так как с ним, в отличие от конвертера  изображение будет более чётким и контрастным. Тем не менее, не стоит отказываться и от конвертера. Он занимает минимум места в вашей сумке, а пользы от него будет достаточно много. Так, он способен превратить 50мм объектив в 100-, 200-, или даже в 400-миллимитровый. А если добавить сюда ещё и кратность кропа в 1,6-2 раза, то можно получить достаточно хороший диапазон фокусных расстояний при сравнительно небольших затратах. В конце концов, ваш выбор должен зависеть от того, где вы будете использовать ваши снимки. Будут ли они  только для интернета? Или же вы собираетесь печатать их в большом размере?

Автор Antoinette Seaman


Смотрите также