Запасовка полиспастов монтажных что это такое


Полиспасты. Назначение и устройство

Полиспастами называют систему, образуемую подвижными и неподвижными блоками, которые соединяются между собой канатными (реже – цепными) передачами. Известные ещё в античные времена, полиспасты и сейчас являют собой устройство, без которого не может функционировать подъёмно-транспортная техника. По сути, за тысячелетия не очень изменились и составляющие этого механизма. Полиспасты, их назначение и устройство – вопросы, важные для эффективного использования всех конструкций механизмов подъёма.

Устройство полиспаста и условия его работы

Основная область применения полиспастов – стреловые механизмы кранов. Всё многообразие полиспастов может быть сведено к двум требованиям: либо увеличить силу (силовые полиспасты), либо поднять скорость (скоростные полиспасты). В подъёмных кранах чаще используются первые, а подъёмниках – вторые. Таким образом, схемы скоростных и силовых полиспастов взаимно обратные.

В состав полиспаста входят следующие составляющие:

  1. Блоки с неподвижными осями
  2. Блоки с подвижными осями.
  3. Обводные блоки.
  4. Обводочные барабаны.

Все вышеперечисленные элементы располагаются преимущественно в вертикальной компоновке, причём место размещения барабана зависит от наличия обводных блоков: сверху, если такие блоки отсутствуют, и снизу – если присутствуют.

Количество блоков с неподвижными осями всегда на один меньше, чем с подвижными. При этом общее количество блоков определяет (для силовых полиспастов) кратность увеличения суммарного усилия на механизме. Количество обводных блоков определяется размерами узла: с увеличением числа таких блоков усилие также увеличивается.

Силовые полиспасты, назначение и устройство которых характеризуется несколькими параметрами, важнейшим из которых является нагрузка, развиваемая в подъёмном механизме. Она увеличивается с увеличением расчётной грузоподъёмности крана, кратности устройства (количества ветвей каната, на которых подвешен груз) и КПД блока. КПД учитывает потери на трение в осевых опорах, а также потери, определяемые жёсткостью каната или цепи.

Полиспастов может быть несколько, тогда суммарная нагрузка на блок пропорционально уменьшается. Одинарные полиспасты конструктивно проще, но и наименее эффективны. В них один конец неподвижно закрепляется на неподвижном элементе, а второй – на барабане. При этом угол отклонения весьма ограничен из-за опасности схода каната с блока. Наличие обводного блока существенно улучшает условия работы механизма: нагрузка становится симметричной, что снижает износ каната, и увеличивает допустимую скорость вращения блоков. Устойчивость действия полиспаста зависит также от расстояния между обводным и основными блоками. С увеличением этого параметра надёжность полиспаста как функционального узла возрастает, хотя одновременно увеличивается (из-за наличия соединительной оси) и его сложность. Другими схемами полиспастов, применяемых на практике, являются:

  • Сдвоенные трёхкратные, когда в схеме присутствует три рабочих блока и два обводных;
  • Сдвоенные трёхкратные, снабжённые уравнительной траверсой. Вариант используется в грузоподъёмной технике, которая эксплуатируется в тяжёлых и особо тяжёлых условиях.

Эксплуатационные характеристики полиспастов и их выбор

На эффективность, которой обладают полиспасты, на их назначение и устройство в конкретном механизме влияние оказывают следующие факторы:

  1. Грузоподъёмность основного механизма, в составе которого работают данные узлы.
  2. Количество обводных блоков: с ростом их числа потери на трение возрастают.
  3. Углы отклонения канатов от средней плоскости барабана.
  4. Диаметры блоков.
  5. Диаметр каната/высота цепи.
  6. Материал каната.
  7. Характер опор (в подшипниках качения или скольжения).
  8. Условия смазки всех осей полиспаста.
  9. Скорость вращения блоков или перемещения тяговых канатов (в зависимости от назначения устройства).

Наибольшие потери в полиспастах связаны с условиями трения. В частности, КПД рассматриваемых механизмов, которые работают в подшипниках скольжения, в зависимости от условий их эксплуатации, составляет:

  • При неудовлетворительной смазке и при повышенных температурах — 0,94…0,54;
  • При редкой смазке – 0,95…0,60;
  • При периодической смазке — 0,96…0,67;
  • При автоматической смазке – 0,97…0,74.

Меньшие значения соответствуют полиспастам с максимально возможной кратностью. Потери на трение для узлов, которые работают в подшипниках качения, гораздо ниже, и составляют:

  • При недостаточной смазке и высоких температурах эксплуатации – 0,99…0,83;
  • При нормальных рабочих температурах и смазке – 1,0…0,92.

Таким образом, применяя современные антифрикционные покрытия контактной поверхности блоков, можно практически исключать потери на трение.

Углы отклонения каната, располагающегося на блоке/блоках полиспаста, определяют не только износ канатов и блоков, но и безопасность производственного персонала грузоподъёмного устройства. Объясняется это тем, что при превышении допустимых показателей сход каната с блока чреват производственной аварией. На данный параметр влияют материал канатов, профиль канавки барабана, а также направление навивки. Материалами канатов чаще всего служат типы ТЛК-О по ГОСТ 3079, ЛК-Р по ГОСТ 2688 и ТК по ГОСТ 3071. Третий тип имеет наименьшую жёсткость (не более 1,7), что положительно сказывается на предельно допустимом угле отклонения каната на полиспасте. Соответственно для канатов двух первых типов жёсткость достигает 2.

Нормальными углами отклонения от оси полиспаста считаются углы 7,5…2,50 (меньшие значения принимаются для максимальных соотношений диаметра блока к диаметру каната). Вообще при проектировании данных устройств это соотношение всегда стараются выбирать в диапазоне значений 12…40. Допустимый угол отклонения канатов из маложёстких материалов меньше: до 6,5…20.

ГОСТ допускает увеличение предельного отклонения, по сравнению с рекомендуемым не более, чем на 10…20% (зависит от режима работы грузоподъёмной техники). На уравнительном блоке допустимые углы отклонения могут увеличиваться, но не более, чем в 1,5 раза.

Для снижения углов отклонения на барабанах полиспастов изготавливают профильные канавки, причём угол их направления зависит от направления навивки. Поэтому барабаны в механизмах современной конструкции всегда выполняют с крестовым профилем, пригодным под оба типа навивки.

Запасовка полиспастов

Запасовка – технологическая операция изменения расположения основных грузовых блоков полиспаста, а также расстояний между ними. Целью запасовки является изменение скорости или высоты подъёма грузов путём определённой схемы прохождения канатов по блокам устройства.

Схемы запасовки определяются типом грузоподъёмной техники. Известно, в частности, что механизмы изменения вылета стрелы различны для ручной или электротали – с одной стороны, и для кранов – с другой. Поэтому для лебёдок запасовка производится изменением расположения оси направляющего блока, и предназначается только для изменения длины вылета стрелы. В грузовых кранах запасовкой исправляют возможную криволинейность перемещения груза. Кроме грузовых канатов, запасовку применяют также и для канатных устройств перемещения рабочей тележки.

Различают следующие схемы запасовок:

  1. Однократная, которая применяется для грузоподъёмных механизмов стрелового типа с гуськом. Крюк при этом подвешивается на одной нитке каната, последовательно проводится через все неподвижные блоки, после чего наматывается на барабан. Такой способ запасовки наименее эффективен.
  2. Двухкратная, которая может быть применена на кранах, как с подъёмной, так и балочной стрелой. В первом случае неподвижные блоки располагаются на головке стрелы, а противоположный конец каната закрепляется в грузовой лебёдке. Во втором случае один из концов каната закрепляют на корне стрелы, а второй последовательно пропускают через обводной барабан, блоки крюковой подвески, стреловые блоки, блоки оголовка башни и затем подводят к грузовой лебёдке.
  3. Четырёхкратная, используемая для механизмов большой грузоподъёмности. Здесь реализуется одна из схем, описанных выше, но отдельно по каждому из блоков крюковой подвески. Две рабочих ветви каната при этом направляются на блоки рабочей стрелы. Соединение смежных полиспастов производится через дополнительный неподвижный блок, который устанавливается на стойке платформы поворота крана.
  4. Переменная, суть которой состоит в изменении грузоподъёмности крана. При таком виде запасовки (она может быть и двух-, и четырёхкратной) возможно соответствующее увеличение массы поднимаемого груза. Для этого в подвижные блоки дополнительно устанавливают по одной или две подвижных обоймы. Удержание обойм производит сам грузовой канат из-за разницы в усилиях, которые создаются наличием крюковой подвески. Изменение кратности запасовки выполняется опусканием крюковой подвески на опору при продолжающемся сматывании каната.

Двух- и особенно – четырёхкратная запасовка позволяет производить безопасный подъём груза, который практически вдвое превышает тяговое усилие, развиваемое лебёдкой. При этом проворот канатов под нагрузкой исключается, что существенно снижает их износ.

Запасовка полиспастов монтажных что это такое

Полиспа́ст (др.-греч. πολύσπαστον от πολύσπαστος ) — натягиваемая многими верёвками или канатами таль, грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом или цепью, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст) [1] [2] .

Содержание

Общие сведения [ править | править код ]

Определение сопротивлений в неподвижных блоках.

Скорость каната при огибании неподвижного блока не меняется. При движении каната неподвижный блок приводится во вращение силами трения, возникающими между канатами и ручьём (канавкой) блока [2] . При этом натяжение S2 сбегающей ветви каната будет больше натяжения S1 набегающей ветви на сопротивление жёсткости каната и сопротивление трения в подшипниках блока:

  • Wж — сопротивление жёсткости каната, приведённое к ободу блока;
  • Wоп — сопротивление в подшипниках блока, приведённое к ободу блока [2] .

В этой формуле не учтено дополнительное сопротивление трения каната о реборду блока в момент набегания и сбегания каната, возникающее при отклонении каната от плоскости блока [2] . Вследствие жёсткости канат при набегании на блок не сразу входит в его ручей, а при сбегании не сразу приобретает прямолинейное положение [2] .

Силовые полиспасты [ править | править код ]

В силовом полиспасте груз подвешивается к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывается к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимается число ветвей каната, на которые распределяется груз).

Скоростные полиспасты [ править | править код ]

Скоростной полиспаст — по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывается к подвижной обойме, а груз подвешивается к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста получается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста [1] . Во многих кранах по конструктивным соображениям механизм подъёма груза расположен не над крюковой обоймой. В этом случае появляется необходимость в установке между полиспастом и барабаном неподвижных направляющих блоков [2] . Наибольшее применение в грузоподъёмных машинах находят:

  • Одинарные силовые полиспасты. В одинарных — один конец каната закреплён на барабане, другой на неподвижной части конструкции крана или крюковой обойме, барабан имеет нарезку в одну сторону [2] .

Отношение скорости в ветви (для одинарных полиспастов) каната, набегающей на барабан, к скорости подъёма груза называют кратностью полиспаста. Её обозначают буквой «а». Недостатком схем одинарных полиспастов является нежелательное изменение нагрузки, действующей на опоры барабана при подъёме или опускании груза [2] .

  • Сдвоенные силовые полиспасты. Сдвоенные: оба конца закреплены на барабане; барабан имеет нарезку в правую и левую стороны. Такие полиспасты можно рассматривать как два одинарных. Сдвоенный полиспаст имеет верхний блок, называемый уравнительным. Он предназначен для выравнивания длины ветвей каната при неравномерном их вытягивании. Уравнительный блок может быть заменён рычагом. При этом вместо одного каната устанавливаются два, что особенно выгодно в механизмах с большой кратностью, для которых требуются канаты большой длины. При чётной кратности уравнительный блок расположен на неподвижной оси, при нечётной кратности — на подвижной оси крюковой обоймы[2] .
Читайте также:  Как варить угловой шов электросваркой видео

В зависимости от вида грузозахватного устройства, типа крана и места установки грузовой лебедки (на грузовой тележке или на металлоконструкции крана) выбирается схема запасовки каната. Некоторые схемы запасовки каната были рассмотрены выше, на конкретных примерах.

На рисунке 5.6 представлен более широкий спектр схем запасовки канатов в грузоподъемных машинах. Основное деление происходит по типу полиспаста – одинарный или сдвоенный, и по кратности полиспаста.

При выборе схемы запасовки следует руководствоваться следующими рекомендациями:

• для стреловых и башенных кранов следует принимать простой (одинарный) полиспаст (рисунок 5.6, а…г), у которого одна ветвь каната навивается на барабан (а = 1), а вторая закреплена на металлоконструкции крана;

• для козловых и мостовых кранов следует принимать сдвоенный полиспаст (рисунок 5.6, д…п), в котором оба конца каната навиваются на барабан (а = 2);

• для кранов особых типов (например, бесконсольно-козловых) можно принимать специальные схемы запасовки канатов (см. рисунки 5.4 и 5.5).

Основной характеристикой полиспаста является кратность uп,которая зависит от его типа и грузоподъемности крана.

Кратность выбранного полиспаста uп определяется по таблице 5.1.

Рисунок 5.6 – Схемы запасовки каната

Таблица 5.1 – Рекомендуемая кратность полиспаста

грузо-подъемность, ткратность, uпгрузо-подъемность, ткратность, uпдо 1 т1; 2до 8 т22,25…6,32; 310…162; 38…163; 420…323; 420…325; 640…504; 5

К числу основных характеристик полиспаста относится КПД полиспаста, который определяется по зависимостям:

(5.1)

если канат сбегает с верхнего неподвижного блока;

(5.2)

если канат сбегает с нижнего подвижного блока.

В этих выражениях u п означает кратность полиспаста, ηбл – КПД отдельного блока; n – число направляющих (обводных) блоков.

КПД блока зависит от вида подшипников, состояния смазки и определяется опытным путем. Процесс определения КПД довольно сложная процедура, поэтому на практике пользуются таблицей 5.2 со значениями КПД.

Таблица 5.2 – Коэффициент полезного действия блока

Тип подшипникаУсловия работы
плохая смазка0,940,880,830,780,740,670,650,61нормаль. смазка0,960,920,880,850,810,780,750,72

плохая смазка0,970,940,910,890,860,830,810,78

нормаль. смазка0,980,960,940,920,900,880,870,85

КПД полиспаста в зависимости от кратности также можно выбирать из таблицы 5.3.

Таблица 5.3 – КПД крановых полиспастов

Читайте также:  Мебельный степлер гнет скобы что делать

Кратность полиспаста u п

234568Скольжения0,980,960,940,920,90,88Качения0,990,980,970,960,950,93

Выбор каната и элементов крюковой подвески

В качестве гибких элементов полиспастов обычно применяются стальные проволочные канаты типа ЛК-Р или ЛК-О (шестипрядные с линейным касанием проволок между слоями и органическим сердечником) с маркировочной группой проволок σв = 1570 МПа (см. приложение, таблица П.1, П.2, П.3).

Согласно ГОСТ 25835-83 «Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы», режимы работы механизмов грузоподъемных машин в зависимости от условий их использования подразделяются на шесть групп: от (1М) до (6М), каждая из которых определяется классом использования и классом нагружения. Класс использования отражает интенсивность использования механизма во время его эксплуатации.

В международном стандарте ИСО 4301/1 приведены классификационные группы режимов работы механизмов, которые обозначаются как М1, М2,…М8. Соответствие групп режимов работы механизмов по ГОСТ 25835-83 и по ИСО 4301/1 приведено в таблице 3.1.

Таблица 5.4 – Группа режимов и коэффициента использования

Канатов

Группа классификации (режима) механизма

Коэффициент использования канатов zp

по ИСО 4301/1по ГОСТ 25835-83M11M3,15M21M3,35M31M3,55M42M4,0M53M4,5M64M5,6M75M7,1M86M9,0

При подборе каната по заданной схеме полиспаста и грузоподъемности крана определяют силу максимального натяжения каната на барабане

(5.4)

где FQ – сила тяжести груза и крюковой подвески, определяемая по формуле

(5.5)

а – число ветвей каната, навиваемых на барабан; u п – кратность полиспаста; ηо – общий КПД полиспаста и обводных блоков:

(5.6)

где ηп – КПД полиспаста (таблица 5.3); ηб – КПД блока (таблица 5.2); n – количество направляющих (обводных) блоков в схеме запасовки каната.

Согласно международному стандарту ИСО 4301/1 диаметр каната dк выбирается по величине минимального разрывного усилия, рассчитываемого по формуле (5.7), и сравниваемого с разрывной силой каната F в целом (таблица П.1, П.2, П.3):

(5.7)

где F max – максимальное натяжение в ветви каната, наматываемой на барабан при подъеме груза; zр – минимальный коэффициент использования каната (минимальный коэффициент запаса прочности каната), определяемый по таблице 5.4.

После подбора каната определяется действительный коэффициент использования (запаса прочности) каната

(5.8)

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 1075 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Запасовка — полиспаст

Запасовка полиспастов выполняется следующим образом. В блоки вручную запасовывается вспомогательный канат диаметром 6 мм. Один конец вспомогательного каната соединяется с лебедкой, а второй с основным канатом. [2]

Запасовку полиспастов выполняют без закручивания канатов и перекосов нижних блоков. Полиспасты нагружают равномерно с малой скоростью. [3]

Запасовку полиспастов и последующую их нагрузку выполняют без закручивания тросов и перекосов нижних блоков. Полиспасты нагружают равномерно с малой скоростью. Перед работой проверяют исправность и надежность тормозов и безопасных ручек домкратов, целостность рам, опорных головок и нижних лап. Для увеличения опорной поверхности реечные и винтовые домкраты устанавливают с прокладками, а под гидравлические домкраты укладывают шпалы и шпальные клети. Прокладки и клети ставят перпендикулярно оси домкрата, которая должна совпадать с направлением перемещения конструкций или аппарата. Освобождение домкратов из-под поднятого груза и их перестановка допускаются лишь после надежного укрепления груза в поднятом положении. [4]

Читайте также:  Патрон самозажимной для шуруповерта

Запасовку полиспаста выполняют двумя способами. По первому способу, применяемому при оснастке многониточных полиспастов большой грузоподъемности, неподвижный блок без канатов поднимают в рабочее положение и закрепляют; нижний подвижный блок находится внизу. Затем через ручьи ( канавки) роликов верхнего и нижнего блоков последовательно пропускают канат. [5]

Схемы запасовки полиспастов даны на фиг. [6]

Схема запасовки полиспастов вант , грузоподъемность, количество роликов в блоках, количество рабочих ниток полиспастов, тип лебедок, их канатоемкость и тяговое усилие, длина тросов, полиспастов, грузоподъемность якорей назначаются по величине нагрузки и по схеме полиспаста. [7]

Производят запасовку полиспаста , состоящего в зависимости от массы рулонов из двух однорольных, двухрольных или трехроль-ных блоков. Один из них ( подвижный) крепят к оголовку стрелы, другой ( неподвижный) — к крюку тракторной лебедки или якорю. [8]

Производят запасовку полиспаста , состоящего в зависимости от массы рулонов из двух однорольных, двухрольных или трехроль-ных блоков. Один из них ( подвижный) крепят к оголовку стрелы, другой ( неподвижный) — к крюку тракторной лебедки или якорю. Канат строповки рулона крепят к оголовку стрелы. К нему же прикрепляют канат от страхового ( тормозящего) трактора, с помощью которого стрела после закрепления всех канатов выводится до опирания на рулон. После этого страховой канат перекрепляют к верхней части рулона, кольцевой строп подводят под вершину рулона ( на расстоянии 400 мм от верха), в петли стропа закладывают штуцера, на которые надевают канат строповки рулона. Затем лебедка, выбирая нить полиспаста, выводит стрелу к вертикали. По достижении стрелой 70 — 75 строповый и кольцевой канаты должны плотно охватить рулон, создавая через штуцеры строп-удавку. [9]

Производят запасовку полиспаста подъема башни , монтажными лебедками осуществляют подъем собранной части башни и затем устанавливают две следующие секции башни. [11]

Часто встречается запасовка полиспастов с использованием дополнительного верхнего отводного блока ( рис. 110, а), что дает возможность увеличить грузоподъемность полиспаста и уменьшить усилие в сбегающей нитке. Если при подъеме груза полиспаст имеет большую длину или много ниток, сматываемый канат может не поместиться на барабане лебедки. [13]

Часто встречается запасовка полиспастов с использованием дополнительного верхнего отводного блока ( рис. 86, а), что дает возможность увеличить грузоподъемность полиспаста и уменьшить усилие в сбегающей нитке. [15]

Запасовка полиспаста. КПД полиспастов

Запасовка полиспастов и КПД полиспастовЗапасовка полиспаста может быть выполнена двумя способами. Первый способ применяется для оснастки многониточных полиспастов, имеющих большую грузоподъемность. Он предусматривает поднятие до рабочего положения и закрепление неподвижного блока без использования канатов. В то же время нижний подвижный блок остается внизу. Затем осуществляется последовательное пропускание каната через ручьи роликов нижнего и верхнего блоков.

В соответствии с принятой схемой запасовки полиспаста происходит закрепление конца каната за верхний либо нижний блок. Значительно облегчают работу по запасовке полиспаста ручные рычажные лебедки. Они помогают пропускать канат через ручьи роликов. Иногда оснастка многониточного полиспаста осуществляется вручную с помощью вспомогательного тонкого легкого стального каната, имеющего диаметр 5 -6 мм. Один конец тонкого каната закрепляется к концу рабочего каната, а его второй конец прикрепляется на барабан лебедки. Узлы, соединяющие тонкий и толстый канат, должны обеспечивать свободное перемещение через ролики блоков.

Второй способ запасовки

Запасовка полиспастов по второму способу осуществляется на дощатом настиле либо бетонном полу. Далее готовая конструкция поднимается и закрепляется в нужном месте. При укладывании блоков в ряды и их закреплении соблюдается расстояние 3-4 м друг от друга. Канат протягивается к сбегающей нити ролика, ведущей к лебедке, и его концы закрепляются к любому блоку. Закрепившийся мертвой нитью полиспаст возвращается в исходное положение.

Иногда вспомогательный однорольный блок либо полиспаст небольшой грузоподъемности используется для поднятия одного верхнего неподвижного блока либо всего полиспаста. Сначала закрепляется вспомогательный блок, через которого пропускается канат с целью крепления основного блока полиспаста. На лебедку, помогающую поднимать полиспаст, закрепляется второй конец каната. Основной блок полиспаста закрепляется с подмостей либо из люльки. Согласно коэффициенту полезного действия простой полиспаст должен равняться созданию КПД всех блоков, находящихся в системе, а сложный полиспаст – созданию КПД простых полиспастов, в состав которых он входит.

Устройство, принцип работы и виды полиспастов, обзор систем.

Подъем тяжелого груза даже на небольшую высоту без применения специальных инструментов возможен не всегда. Речь идет не только про подъемные краны, автокраны и погрузчики — есть и другие приспособления для решения этой задачи.

Одним из механизмов для подъема грузов является полиспаст.

Что такое полиспаст, зачем он нужен и где применяется?

Полиспаст — блочная система с цепной или канатной передачей. Ее задача — упростить и ускорить подъем любого тяжелого груза, используя человеческую силу. Такие схемы (или их близкие аналоги) использовались еще до нашей эры — при строительстве египетских пирамид и Великой Китайской стены.

Стационарно подъемники применяются на складах и в производственных помещениях, в которых необходимо поднимать разные тяжести. Переносные блочные системы используются в строительстве, логистике, для спасательных работ.

Устройство и принцип работы

Полиспаст позволяет поднимать тяжесть, используя меньшее усилие человека. Принцип похож на действие рычага для подъема груза, только вместо рычага используется трос.

Конструктивно, самый простой полиспаст являет собой 1 блок и веревку. Ролик закрепляется над грузом (на потолке, балке, или перемещаемой специальной опоре). Один конец веревки с крюком спускается к грузу. Второй конец веревки человек держит в руках и тянет за него, поднимая тяжесть.

На выигрыш в силе влияют такие факторы:

  1. Количество роликов.
  2. Длина веревки.

1 блок увеличивает силу примерно в 2 раза (примерно — потому что какие-то потери спишутся из-за силы трения). То есть если человек без подъемника сможет поднять 30 кг на высоту 1 метр, то с полиспастом — это будут уже 60 кг. Если роликов будет больше — то и вес можно будет поднимать больший.

Что касается длины веревки: чем она длиннее, тем больше вес сможет поднять человек, но и тем больше времени на это придется тратить.

Виды полиспастов

Полиспасты делятся по нескольким признакам:

  1. По назначению. Бывают силовые, а бывают скоростные схемы. Силовые позволяют поднимать больше груза, но медленнее. Скоростные позволяют поднимать тяжесть быстрее, но «осилят» меньший вес.
  2. По количеству блоков. Самый простой вариант — 1 ролик. Но их может быть и 2, и 3, и 4, и больше. Чем больше их — тем больший вес получится поднять.
  3. По сложности схемы. Бывают простые схемы (когда ролики объединены последовательно 1 канатом) и сложные (когда используется 2 или больше отдельных полиспастов). Сложные системы более производительны, дают больше результата при меньшем количестве блоков. К примеру, если объединить 2 полиспаста (из 1 и из 2 блоков) — получится выигрыш в силе в 6 раз. Тогда как простая схема даст выигрыш в 6 раз только при использовании 6 роликов.

Что влияет на эффективность подъемника?

Выше упоминалась кратность (выигрыш в силе) очень приблизительная, округленная в большую сторону. На практике она меньше.

На эффективность подъемника (на то, какой точный выигрыш в силе он даст) влияют такие факторы:

  • количество блоков;
  • материал троса;
  • тип подшипников;
  • качество смазки всех осей;
  • диаметр и длина каната;
  • угол между канатом и средней плоскостью ролика.

Как крепится веревка к механизму?

Закрепить грузоподъемный механизм к тросу можно следующими способами:

  1. Узлами, связанными из репшнуров. Количество оборотов — 3-5.
  2. Зажимом общего назначения.

Что такое запасовка, как она делается и какой бывает?

Запасовкой называют изменение положения блоков и расстояния между ними. Ее проводят, чтобы изменить скорость или высоту подъема тяжести.

Схемы запасовки бывают:

  1. Однократная: крюк вешают за 1 канат, который затем проводится последовательно через каждый неподвижный блок и наматывается на барабан.
  2. Двукратная. Для балочных кранов 1 конец веревки крепят на корне стрелы, а второй конец пускают через обводной барабан, все блоки, после чего крепят к лебедке. Для подъемных кранов канат крепится к лебедке, а неподвижные блоки находятся на головке стрелы.
  3. Четырехкратная. Используется сочетание схем, перечисленных выше, для каждого блока крюковой подвески.
  4. Переменная. Подвижные ролики дополняются 1 или 2 подвижными обоймами.

Как сделать полиспаст своими руками?

Рассмотрим схему создания двукратного полиспаста.

Понадобится:

  • 2 втулки.
  • 2 ролика.
  • 2 обоймы.
  • Подшипники.
  • Крюк (чтобы цеплять груз).
  • Канат.

Пошаговая конструкция:

  1. Втулки, ролики и подшипники соединяются и вставляются в обойму. В результате получается 2 вращающихся блока.
  2. Трос пропускают через блок.
  3. Обойма с пропущенным канатом крепится к опоре, под которой будет располагаться груз.
  4. Второй конец каната пропускается через второй блок.
  5. Ко второй обойме крепят крюк.
  6. Оставшийся висеть конец каната фиксируют (за него необходимо будет тянуть для подъема груза).

После этого останется только закрепить груз (подцепить его крюком), и можно начинать подъем.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Запасовка полиспастов выполняется следующим образом. Р’ блоки вручную запасовывается вспомогательный канат диаметром 6 РјРј. РћРґРёРЅ конец вспомогательного каната соединяется СЃ лебедкой, Р° второй СЃ основным канатом.  [2]

Запасовку полиспастов выполняют без закручивания канатов Рё перекосов нижних блоков. Полиспасты нагружают равномерно СЃ малой скоростью.  [3]

Запасовку полиспастов Рё последующую РёС… нагрузку выполняют без закручивания тросов Рё перекосов нижних блоков. Полиспасты нагружают равномерно СЃ малой скоростью. Перед работой проверяют исправность Рё надежность тормозов Рё безопасных ручек домкратов, целостность рам, опорных головок Рё нижних лап. Для увеличения РѕРїРѕСЂРЅРѕР№ поверхности реечные Рё винтовые домкраты устанавливают СЃ прокладками, Р° РїРѕРґ гидравлические домкраты укладывают шпалы Рё шпальные клети. Прокладки Рё клети ставят перпендикулярно РѕСЃРё домкрата, которая должна совпадать СЃ направлением перемещения конструкций или аппарата. Освобождение домкратов РёР·-РїРѕРґ поднятого РіСЂСѓР·Р° Рё РёС… перестановка допускаются лишь после надежного укрепления РіСЂСѓР·Р° РІ поднятом положении.  [4]

Запасовку полиспаста выполняют РґРІСѓРјСЏ способами. РџРѕ первому СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ, применяемому РїСЂРё оснастке многониточных полиспастов большой грузоподъемности, неподвижный блок без канатов поднимают РІ рабочее положение Рё закрепляют; нижний подвижный блок находится РІРЅРёР·Сѓ. Затем через ручьи ( канавки) роликов верхнего Рё нижнего блоков последовательно пропускают канат.  [5]

Схемы запасовки полиспастов даны РЅР° фиг.  [6]

Схема запасовки полиспастов вант, грузоподъемность, количество роликов РІ блоках, количество рабочих ниток полиспастов, тип лебедок, РёС… канатоемкость Рё тяговое усилие, длина тросов, полиспастов, грузоподъемность якорей назначаются РїРѕ величине нагрузки Рё РїРѕ схеме полиспаста.  [7]

РџСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ запасовку полиспаста, состоящего РІ зависимости РѕС‚ массы рулонов РёР· РґРІСѓС… однорольных, двухрольных или трехроль-ных блоков. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… ( подвижный) крепят Рє оголовку стрелы, РґСЂСѓРіРѕР№ ( неподвижный) - Рє РєСЂСЋРєСѓ тракторной лебедки или СЏРєРѕСЂСЋ.  [8]

РџСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ запасовку полиспаста, состоящего РІ зависимости РѕС‚ массы рулонов РёР· РґРІСѓС… однорольных, двухрольных или трехроль-ных блоков. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… ( подвижный) крепят Рє оголовку стрелы, РґСЂСѓРіРѕР№ ( неподвижный) - Рє РєСЂСЋРєСѓ тракторной лебедки или СЏРєРѕСЂСЋ. Канат строповки рулона крепят Рє оголовку стрелы. Рљ нему же прикрепляют канат РѕС‚ страхового ( тормозящего) трактора, СЃ помощью которого стрела после закрепления всех канатов выводится РґРѕ опирания РЅР° рулон. После этого страховой канат перекрепляют Рє верхней части рулона, кольцевой строп РїРѕРґРІРѕРґСЏС‚ РїРѕРґ вершину рулона ( РЅР° расстоянии 400 РјРј РѕС‚ верха), РІ петли стропа закладывают штуцера, РЅР° которые надевают канат строповки рулона. Затем лебедка, выбирая нить полиспаста, выводит стрелу Рє вертикали. РџРѕ достижении стрелой 70 - 75 строповый Рё кольцевой канаты должны плотно охватить рулон, создавая через штуцеры строп-удавку.  [9]

РџСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ запасовку полиспаста подъема башни, монтажными лебедками осуществляют подъем собранной части башни Рё затем устанавливают РґРІРµ следующие секции башни.  [11]

Однорольный блок.  [12]

Часто встречается запасовка полиспастов СЃ использованием дополнительного верхнего отводного блока ( СЂРёСЃ. 110, Р°), что дает возможность увеличить грузоподъемность полиспаста Рё уменьшить усилие РІ сбегающей нитке. Если РїСЂРё подъеме РіСЂСѓР·Р° полиспаст имеет большую длину или РјРЅРѕРіРѕ ниток, сматываемый канат может РЅРµ поместиться РЅР° барабане лебедки.  [13]

Часто встречается запасовка полиспастов СЃ использованием дополнительного верхнего отводного блока ( СЂРёСЃ. 86, Р°), что дает возможность увеличить грузоподъемность полиспаста Рё уменьшить усилие РІ сбегающей нитке.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Что такое полиспаст, зачем и где его применяют?

Подъем тяжелого груза даже на небольшую высоту без применения специальных инструментов возможен не всегда. Речь идет не только про подъемные краны, автокраны и погрузчики — есть и другие приспособления для решения этой задачи.

Одним из механизмов для подъема грузов является полиспаст.

Что такое полиспаст, зачем он нужен и где применяется?

Полиспаст — блочная система с цепной или канатной передачей. Ее задача — упростить и ускорить подъем любого тяжелого груза, используя человеческую силу. Такие схемы (или их близкие аналоги) использовались еще до нашей эры — при строительстве египетских пирамид и Великой Китайской стены.

Стационарно подъемники применяются на складах и в производственных помещениях, в которых необходимо поднимать разные тяжести. Переносные блочные системы используются в строительстве, логистике, для спасательных работ.

Устройство и принцип работы

Полиспаст позволяет поднимать тяжесть, используя меньшее усилие человека. Принцип похож на действие рычага для подъема груза, только вместо рычага используется трос.

Конструктивно, самый простой полиспаст являет собой 1 блок и веревку. Ролик закрепляется над грузом (на потолке, балке, или перемещаемой специальной опоре). Один конец веревки с крюком спускается к грузу. Второй конец веревки человек держит в руках и тянет за него, поднимая тяжесть.

На выигрыш в силе влияют такие факторы:

  1. Количество роликов.
  2. Длина веревки.

1 блок увеличивает силу примерно в 2 раза (примерно — потому что какие-то потери спишутся из-за силы трения). То есть если человек без подъемника сможет поднять 30 кг на высоту 1 метр, то с полиспастом — это будут уже 60 кг. Если роликов будет больше — то и вес можно будет поднимать больший.

Что касается длины веревки: чем она длиннее, тем больше вес сможет поднять человек, но и тем больше времени на это придется тратить.

Виды полиспастов

Полиспасты делятся по нескольким признакам:

  1. По назначению. Бывают силовые, а бывают скоростные схемы. Силовые позволяют поднимать больше груза, но медленнее. Скоростные позволяют поднимать тяжесть быстрее, но «осилят» меньший вес.
  2. По количеству блоков. Самый простой вариант — 1 ролик. Но их может быть и 2, и 3, и 4, и больше. Чем больше их — тем больший вес получится поднять.
  3. По сложности схемы. Бывают простые схемы (когда ролики объединены последовательно 1 канатом) и сложные (когда используется 2 или больше отдельных полиспастов). Сложные системы более производительны, дают больше результата при меньшем количестве блоков. К примеру, если объединить 2 полиспаста (из 1 и из 2 блоков) — получится выигрыш в силе в 6 раз. Тогда как простая схема даст выигрыш в 6 раз только при использовании 6 роликов.

Выше упоминалась кратность (выигрыш в силе) очень приблизительная, округленная в большую сторону. На практике она меньше.

На эффективность подъемника (на то, какой точный выигрыш в силе он даст) влияют такие факторы:

  • количество блоков;
  • материал троса;
  • тип подшипников;
  • качество смазки всех осей;
  • диаметр и длина каната;
  • угол между канатом и средней плоскостью ролика.

Как крепится веревка к механизму?

Закрепить грузоподъемный механизм к тросу можно следующими способами:

  1. Узлами, связанными из репшнуров. Количество оборотов — 3-5.
  2. Зажимом общего назначения.

Что такое запасовка, как она делается и какой бывает?

Запасовкой называют изменение положения блоков и расстояния между ними. Ее проводят, чтобы изменить скорость или высоту подъема тяжести.

Схемы запасовки бывают:

  1. Однократная: крюк вешают за 1 канат, который затем проводится последовательно через каждый неподвижный блок и наматывается на барабан.
  2. Двукратная. Для балочных кранов 1 конец веревки крепят на корне стрелы, а второй конец пускают через обводной барабан, все блоки, после чего крепят к лебедке. Для подъемных кранов канат крепится к лебедке, а неподвижные блоки находятся на головке стрелы.
  3. Четырехкратная. Используется сочетание схем, перечисленных выше, для каждого блока крюковой подвески.
  4. Переменная. Подвижные ролики дополняются 1 или 2 подвижными обоймами.

Как сделать полиспаст своими руками?

Рассмотрим схему создания двукратного полиспаста.

Понадобится:

  • 2 втулки.
  • 2 ролика.
  • 2 обоймы.
  • Подшипники.
  • Крюк (чтобы цеплять груз).
  • Канат.

Пошаговая конструкция:

  1. Втулки, ролики и подшипники соединяются и вставляются в обойму. В результате получается 2 вращающихся блока.
  2. Трос пропускают через блок.
  3. Обойма с пропущенным канатом крепится к опоре, под которой будет располагаться груз.
  4. Второй конец каната пропускается через второй блок.
  5. Ко второй обойме крепят крюк.
  6. Оставшийся висеть конец каната фиксируют (за него необходимо будет тянуть для подъема груза).

После этого останется только закрепить груз (подцепить его крюком), и можно начинать подъем.


Смотрите также