Дизайн окружающей среды что это такое
Дизайн окружающей среды - Дизайн пространства
Нередко, проезжая мимо частных домов или коттеджей, можно заметить удивительной красоты природные и неприродные творения дизайнерской мысли на их территории. Сразу же возникает желание заиметь себе такой же дворик. Давайте же рассмотрим что это и как получить его с минимальными затратами денег и времени.
В общих чертах дизайн окружающей среды – это облагораживание места, где живет человек. Это может быть квартира или участок перед домом. Как раз второй вариант и относится к разновидности дизайна наружной окружающей среды. Его, как правило, проектируют ландшафтные дизайнеры и архитекторы, которые учитывают при проектировании очень много нюансов. Самый главный из них – пожелание заказчика. Современные технологии позволяют в максимально короткие сроки построить приблизительный 3D макет будущего дворика. Делается это до мельчайших подробностей, а затем наступает самый длительный период – выращивание. Именно выращивание, потому что на бетонные тротуары и белые фонтаны горожанин насмотрелся вдоволь, а здесь ему хочется наслаждаться прекрасным зеленым лужком при виде из окна.
Достижения в области садоводства помогают значительно ускорить процесс, так что уже за один только летний сезон все приживется и будет радовать своего хозяина многие годы при должном уходе. Ландшафтные архитекторы всегда предоставляют возможность регулярного ухода, если у вас нет времени. Особенно важная пора для такого дворика – осень и весна. В это время растения особенно уязвимы и нужно постоянно за ними следить.
Положительные моменты в создании уникального дизайна
Действительно качественный дизайн окружающей среды наружного типа может оказать много положительного влияния на своего владельца. Особенно резко заметны изменения у эстетов, любящих все яркое, неординарное и свежее.
Красивый дворик повышает самооценку хозяина, особенно если ухаживает он за ним сам. Также это благотворно влияет на здоровье, ведь просто выйти на улицу в солнечный денек и полежать на травке – просто божественно. Особенно чувствительны у городских жителей ступни.
Утром, при небольшой росе, стоит только ногам коснуться травы и по телу пробегает мелкая дрожь. Это дрожь удовольствия, поскольку таких ощущений ступни не испытывали очень давно. Деловые встречи на летнем дворе также очень благотворно влияют на их результат, так что можно смело утверждать, что дизайнерская работа по созданию дизайна окружающей среды – дело весьма полезное.
Бакалавриат — Дизайн среды — Обучение дизайну интерьера и дизайну среды — Профиль Школы дизайна НИУ ВШЭ — ВУЗ
Подробнее об условиях поступления
Собеседование
Собеседование проводится индивидуально и предполагает интерактивный диалог членов приемной комиссии с абитуриентом. Для успешного прохождения собеседования вы должны быть готовы назвать не менее двух запомнившихся вам авторов или артефактов / или стилевую тенденцию, художественное направление, характерные для нижеперечисленных периодов истории искусства и культуры, и уметь дать им краткую характеристику: Античность, Раннее Средневековье, Высокое Средневековье, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век.
Творческий проект
При подготовке творческого проекта необходимо выбрать один из профилей обучения и в соответствии с ним выполнить серию работ (от 6 до 12), объединенных одной темой, связанных единой конепцией и единым стилистическим решением.
Темы проектов для поступления на все профили (кроме профиля «Дизайн и современное искусство») выбирается абитуриентом самостоятельно и должна раскрыть его/ее творческий потенциал и уровень художественного мышления. Школа дизайна предлагает возможные, но не обязательные темы. Если поступающие выбирают для своего проекта отличную от предложенных тем, то, при условии сохранения принципа серийности, концептуальности и единства стиля комиссия рассмотрит такой проект наравне со всеми.
Перед началом работы абитуриентам предлагается выбрать практическое назначение проекта. Например, жилые интерьеры (спальни, детские комнаты, гостиные, ванные комнаты, бильярдные комнаты, кают-компании космического лайнера и др.), общественные пространства (офисы, бары, рестораны, гостиницы, веранды и террасы, концертные залы, выставочные и музейные пространства и др.), ландшафты (садовые пространства, парковые пространства, городские пространства и др.).
На выбранную тему абитуриенты должны выполнить проект, например:
- предметно-пространственные композиции (6-12 композиций, выполненных в любом материале);
- серия изображений, визуализирующих пространство (6-12 изображений);
- серия эскизов декораций к одному или нескольким спектаклям (6-12 изображений);
- макеты декорации;
- эскизы или макеты серии элементов интерьера (6-12 эскизов или макетов);
- серия изображений для оформления фасадов (6-12 изображений);
- серия предметов (6-12 предметов).
Каждый проект должен быть подготовлен специально для вступительных испытаний в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Не разрешается предоставлять на просмотр проекты, выполненные для вступительных экзаменов в другие вузы, а также дипломные работы, выполненные для колледжей и других учреждений СПО.
16 дизайнерских проектов, которые уже решают мировые экологические проблемы
Проблемы экологии во всём мире нарастают до тревожных масштабов. Экологический дизайн предлагает проекты спасения — это биоразлагаемый дождевик, теплица на солнечных батареях, автомобильная дорога из пластика, система, очищающая океан от миллионов тонн мусора, и многое другое
Если в России проходит неделя или форум дизайна, в программе вы, скорее всего, не найдёте ни одного выступления, посвящённого экологии. Эта сфера в нашей стране по-прежнему не в числе приоритетных, и мало кто задумывается, какие перспективы ждут нас через сто или двести лет. Поэтому большое внимание было приковано к редкому событию — мастер-классу директора Московского музея дизайна Александры Саньковой «Дизайн и экология. Может ли дизайн спасти мир?» Он состоялся 28 ноября в рамках организованного ГПБУ «Мосприрода» фестиваля «IV Московская экорезиденция волонтёров и городских активистов». Участники мероприятия встретились для обмена опытом, получения новых знаний и презентаций инновационных проектов в области экологии. Разговор не шёл о задачах планетарного масштаба, а оставался в русле ежедневного выбора каждого человека, каждой семьи. Подробнее об этом нам рассказала сама Александра Санькова.
— В Европе и в Америке есть очень много некоммерческих организаций, занимающихся защитой окружающей среды, и все они работают с дизайнерами. Дизайнеры же, в свою очередь, сами активно сотрудничают с экологами, ставят перед собой задачи, решение которых способствовало бы сохранению окружающего мира. Природные ресурсы не вечны, пора переходить на новые источники энергии. Однако все разработки должны быть экологичны, привлекательно выглядеть и недорого стоить. Если предлагаемая солнечная батарея будет оцениваться в несколько тысяч евро, то, безусловно, ни один потребитель, даже очень серьёзно относящийся к охране окружающей среды, не сможет позволить себе её купить.
Всегда проще запускать новую инициативу на базе платформы. Такая международная платформа под названием What design can do? («Что способен сделать дизайн?») создана голландцем Рихардом ван дер Лакеном, графическим дизайнером, который уже много лет организует дискуссии, конкурсы и круглые столы. Каждый раз он находит новых партнёров и спонсоров. Естественно, любой производитель и переработчик природных ресурсов, в особенности производители коммерческих товаров, заинтересованы показать, какие они молодцы, как они дружат с природой, как заботятся о человечестве. Потому что им необходимо оправдать ту эксплуатацию ресурсов, на которой строится их деятельность — и, безусловно, им необходимо продемонстрировать, что они не пренебрегают социальной ответственностью.
Платформа аккумулирует экологические проекты, а дизайнеры, подающие заявки, с её помощью предлагают идеи партнёрам и ищут деньги.
Ещё один кейс — теплица, созданная дизайнером Марьян ван Аубел. В теплицу также встроены солнечные батареи. Посредством встроенных элементов она обогревает сама себя и позволяет не тратить много энергии на то, чтобы произвести один продукт.
Уже давно остро стоит проблема снабжения питьевой водой населения в африканских странах. Итальянский архитектор Артуро Виттори (Arturo Vittori) придумал необычный водосборник — Warka Water. Конденсирующаяся влага собирается в башне и направляется в водозаборник по тонким структурным переплетениям. Таким образом можно набирать воду для довольно большой группы людей.
Проект Twenty No Water, Just The Bare Necessities показывает, как можно минимально использовать воду. Если выпаривать жидкость из еды и химикатов, то перевозить их в сухом виде станет удобнее, они будут занимать намного меньше места.
Ещё одна важная тема — проектирование жилья в зонах бедствия: в той местности, где происходят цунами и прочие природные катаклизмы, возникают экологические катастрофы. Когда случается что-то по-настоящему серьёзное, население годами живёт во временных строениях и палатках, ожидая, когда будут возведены новые дома. Важно сделать временные дома конструктивно лёгкими, простыми в монтаже и транспортировке, пригодными для проживания на долгий срок, экологичными и гигиеничными. Срок службы такого дома — от 50 до 70 лет.
В Голландии дизайнеры, преподающие в вузах, всегда ставят в план занятий проекты, разрабатываемые в сотрудничестве с экологическими организациями. В России пока нет такой практики. Между тем студенты — это огромная творческая сила, способная решить множество проблем, была бы только правильно поставлена задача. Например, дизайнеры-выпускники Баухауза разработали биоразлагаемые дождевики из бумаги. Проект фэшн-дизайнера Аниэлы Хойтинк — ещё один эксперимент голландцев. В академии дизайна Эйндховена научились «выращивать» одежду из грибных нитей, которая разлагается естественным образом.
Две девушки-дизайнеры в рамках своей разработки исследовали образцы песчаной почвы со всего мира и используя разные составы наладили производство стекла и керамики без применения редкого белого песка. У них получилась потрясающая коллекция.
Для каждой культуры и каждой страны сегодня актуальна тема переработки пластика. Пластик — это то, что тотально засорило и океаны, и землю. С пластиковыми отходами пытаются бороться: инженеры создают разные приспособления, чтобы вылавливать мусор с поверхности океанов и перерабатывать его. Дизайнеры, в свою очередь, размышляют над тем, как можно переработанный пластик применять в дальнейшем.
К примеру, проект Джессики ден Хартог — это создание модного текстиля на основе пластика. Дейв Хаккенс придумал аппарат, в который как в мясорубку можно засовывать пластиковые бутылки и аналогичные им отходы, из них будет получаться жидкая масса определённого цвета, которая твердеет на выходе, а потом из неё можно изготавливать различные предметы.
Когда дизайнер работает над продуктом массового потребления, он должен учитывать много факторов, включая и конечного потребителя, и заказчика, и материалы, и экологичность производства. К сожалению, российским дизайнерам, особенно промышленным, не до социальной ответственности — если только речь не идёт о предметах, выпускающихся маленькими тиражами или в единичном экземпляре, как в ремесленном производстве. Например, Денис Милованов изготавливает деревянные чаши, скамьи и мебель из бревён — всё вручную. Это не просто экологичное производство, но и продукт, который выглядит очень классно, а делается в Подмосковье. Такие работы тоже можно подвести под категорию «экологический дизайн».
Для меня экодизайн — это в первую очередь то, что можно либо переработать в домашних условиях, либо сделать самому, утилизировав мусор, который накопился в семье. Либо это должны быть вещи, в производстве которых была сделана ставка на экологичность, минимальное потребление энергии, «чистые» материалы. Например, продукция компании «Шуша» — игрушки из дерева с использованием экологически чистых красок.
Ещё один пример отечественного экологического дизайна — компания MATÜ, производящая экошубы и пальто из натуральной овечьей шерсти. С материалами и моделями дизайнеры работают в Москве. Для производства используют только натуральные компоненты, прежде всего стриженую овечью шерсть, полученную гуманным путём и посаженную на трикотажную основу способом вплетения. Спустя много лет такую шубу можно будет утилизировать без вреда для природы. MATÜ — официальный представитель WWF в России в рамках кампании «Мода за природу».
Отличный вариант переработки пластика — использование его в строительстве дорог. С помощью формованного пластика можно делать модульные структуры, из которых будут как тетрис складываться дороги, где уже изначально заложены полости для труб водоотвода и водопровода, электросетей.
В Америке уже существует подобные производство — заводы, которые перерабатывают пластик и делают из него доски для наружного применения, причалов, настилов, открытых террас. Получаются разноцветные доски для причалов, практически вечные. Для настилов в мокрых зонах, в открытых пространствах, для изготовления уличных скамеек — это лучший материал.
Когда мы отправляем остатки еды в измельчитель в раковине, она идёт по трубам, потом воду нужно очищать. Мусорный бак Zera Food Recycler делает из отходов готовый грунт для цветов, а если добавить химикат, то из этой массы получится удобрение.
Ещё один проект — модульные респираторы для детей Woobi Play. Более 300 миллионов детей живут в зонах, где превышен уровень токсинов и выхлопных газов в атмосфере. Поэтому дизайнеры создали респиратор многоразового использования, который просто собирается и так же просто моется.
Ocean Cleanup — экспериментальный проект. Разработчики собрали деньги при помощи фандрайзинга и построили станцию, которая, если разместить её на стыке океанических течений, сама будет собирать в сети дрейфующий пластик, не потребляя при этом никакой энергии. Автору проекта всего 23 года! Сейчас эта технология апробируется.
Узнать о том, что происходит в сфере дизайна и экологии, помогают выставки и конкурсы. Например, экологический дизайн и социальные инициативы в сфере дизайна поддерживает датский международный конкурс INDEX Design Award. Здесь как на биеннале можно увидеть самые передовые технологии из разных стран. Конкурс INDEX Design Award существует уже 15 лет.
Раз в два года жюри отмечает лучших дизайнеров мира; кроме того, в рамках конкурса существуют номинации, связанные с архитектурой, с образованием, с развитием местных сообществ. Патронирует конкурс датское королевское семейство. Церемонию обязательно посещают король и королева: для них это не только семейное, но и репутационное дело — поддерживать экодизайн, направленный на улучшение качества жизни. На конкурсе, например, был представлен проект детских очков, которые можно производить в странах с низким достатком: они очень симпатичные и при этом дешёвые — стоят максимум 10 долларов. Ещё один конкурсант представил проект по воссозданию экосистем GreenWave — и смог использовать для этого целое побережье в Северной Америке.
Победители в каждой номинации получают премию в размере 100 000 евро.
Я уверена: дизайн нужен для того, чтобы улучшать людям жизнь, делать проще быт. Дизайн — это функция, эргономика и эстетика. И в России подобные наработки велись давно. Например, в архиве Московского музея дизайна есть интересный проект, созданный в середине 1980-х. В то время массово внедрялись дизайн-программы. Одна из них называлась «ВТОМАР» («Вторичные материальные ресурсы») и представляла собой систему средств для сбора и утилизации отходов. С 1985 года ситуация с раздельным сбором отходов у нас так и не изменилась, но есть надежда, что экологический дизайн сможет сделать прорыв как в технологическом развитии, так и в психологии человека, который станет улучшать окружающий его мир здесь и сейчас.
Редакция благодарит Татьяну Зборовскую, предоставившую материал для публикации.
Предыдущая статьяКакие существуют отрасли дизайна
Хотя видов дизайна существует немало, и с каждым годом создается все больше новых, количество основных его отраслей совсем немногочисленно. В частности, можно выделить три основных направления: промышленный дизайн, графический и архитектурный.
Данная отрасль также называется промдизайном, предметным или индустриальным дизайном. Среди разновидностей этой сферы можно назвать: транспортный дизайн, дизайн мебели, бытовой техники и т.д.
Эта отрасль появилась в 18 веке, и ее создателем считается Джозайя Уэджвуд, английский художник и мастер декоративно-прикладного искусства. Активное развитие промышленного дизайна приходится на вторую половину 20 века, то есть, на тот период, когда началось визуальное оформление продукции, и стало бурно развиваться маркетинговое направление.
Дизайнеры промышленной сферы ставят перед собой цель оформить окружающие человека предметы и одновременно с этим наделить их наибольшей функциональностью. Ведь именно от того, насколько изделие необходимо человеку, настолько оно эстетично выглядит и насколько им удобно пользоваться зависит его успех на рынке и востребованность среди покупателей.
Эта отрасль считается наиболее распространенной и универсальной. Именно с результатами графического дизайна люди сталкиваются каждый день. Хотя официально это направление оформилось в 1964 году, когда прошел Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна, его истоки можно увидеть еще в наскальной живописи древнейших племен.
Целью графического дизайна является повышение уровня гармоничности окружающей среды, улучшение эффективности коммуникационного воздействия. Графический дизайн отвечает за создание индивидуальных внешних характеристик предмета, за эмоциональное воздействие на людей. Есть несколько разновидностей этой отрасли дизайна. В частности, к ней относятся: полиграфический дизайн, веб-дизайн, мобильный дизайн, дизайн шрифтов, плакатов и пр.
Третьей отраслью является архитектурный дизайн, или дизайн интерьера. Он напрямую связан с проектированием и гармонизацией окружающих человека сооружений. Эта отрасль дизайна сильнее прочих отразила влияние различных стилей (модерн, конструктивизм, минимализм, барокко, хайтек и пр.)
Архитектурный дизайн содержит в себе великое множество более мелких отраслей. К ним относятся: интерьерный дизайн, дизайн производственной среды, дизайн городской среды, ландшафтный дизайн, цветовой дизайн, интерактивный дизайн и др.
Дизайн среды. Высшее образование
























































































Дизайнеры среды занимаются комплексным проектированием: от дизайна интерьеров жилых и общественных помещений, декорирования пространства до ландшафтного благоустройства. Для профессиональной работы и реализации проектов с учетом эргономических, стилистических и экономических факторов, необходимо обладать комплексными знаниями.
Программа бакалавриата «Дизайн среды» дает практические и теоретические знания для воплощения креативной идеи в планирование трехмерного пространства, помогает развивать абстрактное и образное мышление, взглянуть на профессию под нестандартным углом.
Учебная программа включает следующие профессиональные дисциплины: пропедевтика, проектирование, макетирование, строительное черчение, архитектурно-дизайнерское материаловедение, конструирование в дизайне среды, эргономика, дизайн и декоративно-прикладное искусство в дизайне среды, ландшафтное проектирование, свет в дизайне среды, типология форм архитектурной среды и дизайн городской среды.
Учебный процесс
Дизайнеры работают в различных сферах, для работы на высоком профессиональном уровне требуются знания из разных областей графического, светового, промышленного дизайна. Благодаря новаторской методике, сочетающей лучшие традиции российского высшего образования и современные мировые тенденции в подготовке дизайнеров среды, перед студентами открываются широкие возможности для реализации своих идей.
Практика
Ключевым моментом успешного обучения является активное участие в реальных проектах. Студенты могут выбрать, где они будут проходить практику: в архитектурных бюро, проектно-строительных компаниях или государственных учреждениях. Работая с заказчиком, будущие дизайнеры приобретают необходимый опыт и знания в области бизнес-планирования.
Мероприятия
Студенты принимают участие в архитектурных выставках, разрабатывают и реализуют проекты, связанные с благоустройством городской среды в Москве и Московской области (Фестиваль дизайнерских решений «Изменяя Жизнь города», конкурс молодых дизайнеров «Креата», международный конкурс «Террадек. Террасы в ландшафтном дизайне», международный форум « Дни фахверковой архитектуры в Москве»). Также студенты постоянно приглашаются для оформления социально значимых мероприятий, таких как международный кинофестиваль «Кино без барьеров», ежегодный благотворительный детский «Бал цветов» и многих других.
Более подробно о мероприятиях в наших социальных сетях Facebook, В Контакте, Instagram.
Наши выпускники
По окончании обучения наши студенты востребованы в ведущих архитектурных и дизайн-бюро, строительных и проектных фирмах, в общественных организациях, занимающихся благоустройством городской среды.
Диплом
При успешном окончании программы обучения и прохождении всех испытаний государственной итоговой аттестации выпускник получает диплом государственного образца с присвоением квалификации «Дизайнер».
Грант ректора и бюджетные места
Студентам, набравшим при поступлении более 250 баллов (не менее 160 баллов ЕГЭ по русскому языку и литературе и 90 баллов по творческому испытанию), а также окончившим учебный год очной формы обучения на отлично, предоставляются бюджетные места в рамках программы «Грант ректора».
Поступление
Для поступления на программу бакалавриата «Дизайн среды» необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти творческое испытание.
Для успешного прохождения творческого конкурса необходима начальная художественная подготовка. При её отсутствии вы можете записаться на подготовительные курсы.
Для интенсивной подготовки к творческому экзамену предусмотрен двухмесячный курс (июнь-июль). Для учеников 11-го класса разработан курс продвинутого уровня, а для учеников 9-10 классов открыт курс начального уровня, позволяющий заложить основу для дальнейшего развития.
Спасибо! Сообщение отправлено. Мы ответим вам на указанную почту в ближайшее время.
Вы можете задать интересующий вопрос в форме обратной связи или звоните нам +7 (495) 684-25-30
7 принципов, которыми живет дизайн окружающей среды + 3 примера реализации - Дизайн пространства
Дизайн окружающей среды – тренд ХХI века, который позволяет сделать проживание в большом городе комфортным. Для этого используются принципы-постулаты.
7 принципов, которыми живет дизайн окружающей среды
1. Максимальное количество розеток, чтобы можно было менять обстановку, не переживая: «А как мне теперь подключить компьютер?»;
2. Максимум пространства. Интерьер должен дышать свободой, и больше 50% площади — оставаться незанятой;
3. Минимум перегородок. Отказаться от капитальных стен, расставить функциональную мебель и переносные ширмы;
4. Внимание к каждому предмету интерьера, искреннее желание сделать его «генератором радости»;
5. Формирование гибкой среды, где будет приятно и комфортно работать;
6. Попытка «помирить» техногенное и природное;
7. Душа в каждом объекте, гуманизация «бездушных» конвейерных трудовых процессов.
Кому уже удалось создать настоящие произведения искусства в дизайне? Специально для вас мы подготовили сочную подборку проектов.
Автобусы с газонами на крыше. Phyto Kinetic
Проект создан, чтобы улучшить городскую экосистему. Автор идеи – «ландшафтный художник», который живет в городке Бескано (Испания). В университете он увлекался биологией, но после защиты диплома его страстью стал ландшафтный дизайн. Встреча с эко-дизайнером Алексом Пьигом (Alex Puig) была судьбоносной, а результатом работы творческого дуэта стало создание автобуса с газоном на крыше.
Корейский нано-сад – огород на вашей кухне
Слово «огород» тут же ассоциируется с дачей, домиком в деревне и загородным отдыхом. Но 4 дизайнера из Кореи создали инновационную кухню-теплицу Kitchen Nano Garden. Теперь выращивание овощей и фруктов в условиях квартиры реально! Как реальной стала трансформация кухни в теплицу.
Природная больница в Буркина-Фасо
Дикая Африка, прожженная солнечными лучами. 2013 год. В диких условиях открывает двери больница Opera Village of Laongo – место, которое прозвали шедевром эко-дизайна. Здание лечебницы выполнено в стиле классической африканской культуры, а окна выполнены в форме живописных картин.
Дизайнеры продолжают удивлять и будоражить умы, создавая уникальные проекты. А мы описываем их в наших статьях. Приходите же к нам за интересными новостями и новыми открытиями в области дизайна.