Мхк урок что это такое


Урок МХК в современной школе

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати – тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока МХК (8 класс) по теме "Вводный урок. Что изучает МХК?"

План-конспект урока МХК по теме:

«Вводный урок. Что изучает МХК?»

Учитель: Короткова Елизавета Романовна

План урока:

  1. Знакомство с предметом «МХК»

  2. Что такое культура?

  3. Почему «мировая» художественная культура?

  4. Кто такой художник?

  5. Что такое МХК?

Цели и задачи:

Цели: изучить понятие «Мировая художественная культура»; усвоить значение терминов «культура», «материальная культура», «духовная культура», «художник», «художественная культура» и др.

Задачи: мотивировать учащихся на активную учебную деятельность по новому предмету; заинтересовать в получении новых знаний; активизировать исследовательскую деятельность через привлечение иллюстративного материала и дополнительной информации.

Ход урока:

I. Орг. момент

Перекличка. Учитель отмечает отсутствующих учеников.

II. Актуализация знаний

(На слайд выводится портрет Антуана де Сент-Экзюпери и его цитата: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного и того же корабля» (с) Антуан де Сент-Экзюпери)

Учитель: Прежде чем мы перейдём к непосредственному изучению новой темы, давайте обратим внимание на слайд. О чём говорит нам эта цитата известного французского писателя?

(ответы учеников)

Учитель: Верно! Антуан де Сент-Экзюпери хотел сказать нам о том, что человечество едино. И его объединяет многое: планета, на которой мы все живём, и которую должны всеми силами беречь и сохранять; а также наша общая история, наше прошлое, которым мы дорожим и бережно передаём из поколения в поколение. «Планета людей» хрупка и по-прежнему хранит в себе много тайн и загадок. Каждый из народов, живших и живущих на Земле по-настоящему интересен и до конца не познан.

На уроках МХК – Мировой художественной культуры – мы с вами не просто заглянем в мир человеческого культурного наследия, но и постараемся понять его сущность через лучшие творения человечества. Приобщение к культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой цивилизации, но и её своеобразие, характерные закономерности развития.

Тема нашего урока звучит так: «Вводный урок. Что изучает МХК?».

(запись темы в тетрадь)

III. Изучение нового материала

Учитель: Итак, сегодня мы должны узнать, что такое Мировая художественная культура. Как вы думаете, что означает этот термин? Выскажите своё мнение.

(Ответы учеников)

Учитель: Молодцы, ваши ответы близки к правильному определению. Но прежде, чем понять, что такое мировая художественная культура, давайте разложим этот термин на части. Произведём анализ каждого слова. И начнём мы с культуры.

Что такое культура? Кто может дать наиболее понятное определение культуры?

(ответы учеников)

Учитель: во всех ваших ответах есть что-то общее, что может подвести нас к правильному определению.

Само слово «культура» имеет несколько десятков значений, и все они правильны. На разных этапах человеческой истории «культура» понималась по-разному. Первоначально оно понималось как возделывание и обработка почвы. То есть, ассоциировалась с земледельческим трудом. Затем этот термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. Римский мыслитель и оратор Цицерон противопоставлял культуру, как умственную деятельность человека, варварскому невежеству. У просветителей XVIII века «культура» приравнивалась к «разумности» в общественном и политическом устройстве общества, измерялась достижениями в области науки и искусства.

Итак, происходит термин «культура» от латинского Cultura (лат.) – «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание (опыта прошлых поколений)». Давайте пометим это в ваших тетрадях.

(запись в тетрадях)

Учитель: Но давайте, всё же, выведем современное определение термина культура. Перед вами различные определения культуры. Выберите наиболее полное определение. Объясните, почему вы выбрали именно его.

(На слайд выводятся определения «культуры»)

  • уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности;

  • наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещённого человека;

  • просвещённость, образованность, начитанность;

  • выращивание, культивирование какого-либо растения;

  • совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

(ответы учеников)

Учитель: Хорошо, а теперь давайте запишем определение, которым мы будем оперировать на уроках МХК.

Культура – то, что создано людьми за всю историю человечества, все материальные и духовные ценности.

(запись в тетради)

Учитель: А теперь, исходя из определения культуры, давайте с вами подумаем, какие существуют формы культуры?

Ответы учеников: Культура духовная и культура материальная.

Учитель: А что же такое духовная культура? Как вы это понимаете?

(Ответы учеников)

Учитель: в сферу духовной культуры входит всё нематериальное творение человечества. То, что мы не можем потрогать.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Это – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Давайте постараемся привести примеры проявления духовной культуры. Подумайте, что мы можем отнести к духовной культуре?

Примеры: сказки, эпос разных народов, песни, книги, музыка, танцы, философские идеи, национальный костюм, традиции, храм/церковь/мечеть/синагога, обычаи, религиозные обряды, тяпка/грабли/лопата, чайный сервиз, молитвы, законы.

(ответы учеников)

Учитель: А теперь нам нужно узнать, что же такое материальная культура. Ведь, она является второй формой культуры. Как вы понимаете это определение?

(ответы учеников)

Учитель: давайте запишем определение, которое вы видите на слайде: Материальная культура – это совокупность физических объектов, созданных людьми. Это – предметы человеческого труда, результат которого – вещи, артефакты.

(запись в тетрадь)

То есть, примерами материальной культуры могут стать искусственно созданные человеком предметы. Они помогают ему приспосабливаться к окружающей среде, адаптировать её под себя.

Теперь, чтобы лучше понять, как же могут сосуществовать две такие разные формы культуры, обратимся к примерам материальной и духовной культуры из жизни. Посмотрите на слайд (изображение – танцующие люди/пара; свадьба; книги; диски). Что вы видите?

(ответы учеников)

Учитель: что из этого вы бы отнесли к духовной, а что к материальной культуре?

Ответы учеников: материальная культура – костюмы танцоров; духовная культура – танец.

Ответы учеников: материальная – свадебные костюмы, свадебные украшения, посуда, мебель; духовная – свадебный обряд, церемония.

Ответы учеников: материальная – книга; духовная – произведение/рассказ/стихи/сказки/народный фольклор/всё что угодно.

Ответы учеников: материальная – диски; духовная – музыка/компьютерые игры/фильмы.

Учитель: Теперь нам нужно усвоить, почему же именно «мировая» художественная культура – предмет нашего интереса? Как вы думаете, зачем нужно изучать культуры разных народов?

(ответы учеников)

Учитель: у каждого народа есть своя культура, но эти культуры взаимодействуют, взаимообогащаются. Теперь давайте зададимся вопросом, а кто же такой художник? Почему культура «художественная»?

Художник – человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком плане – деятель искусства. Это мастер художественного творчества.

(запись в тетрадь)

А теперь давайте дадим определение художественной культуры. Что такое художественная культура?

Художественная культура – это совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.

(запись в тетради)

Это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её продукт и процесс. То есть, художественная культура – значит выраженная по-своему, с авторским видением, совершенно отличным от других.

А теперь пришло время дать определение МХК, собрав воедино все наши знания, полученные на уроке.

Мировая художественная культура - это совокупность художественных культур разных стран и народов мира на всех этапах истории человечества.

(Запись в тетрадь)

IV. Заключение. Итоги урока

(1 вопрос – один ученик)

Подводя итоги урока, давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Что такое культура? Какие формы культуры вы знаете?

  2. Как вы понимаете, что значит «мировая» культура?

  3. Кто такой художник? Приведите примеры.

  4. Перечислите проявления художественной культуры

  5. Что такое мировая художественная культура?

  6. Каково место культуры в жизни общества?

Составим синквейн сегодняшнего урока

первая строка – 1 слово (существительное);

вторая строка – 2 слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – 3 слова, глаголы;

четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно 4-х) слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слово-резюме или словосочетание, отражающее сущность темы.

(запись синквейна в тетрадях)

V. Домашнее задание:

Откроем дневники. Запишем домашнее задание:

  1. Повторить записи в тетради.

  2. По желанию: составить кроссворд с максимальным количеством слов и терминов по теме первого урока (не менее 5 слов).

Литература:

  1. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 7—9 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. — 15-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013.

  2. Сергеева Г. П. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009.

  3. Вачьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного [Текст] / А. М. Вачьянц. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

infourok.ru

Разработка урока по МХК "Введение в предмет МХК"

Тема урока. Введение. «Проявленная ценность», или О том, зачем чело-век создает произведения искусства.

Урок-презентация

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами изучения курса «Мировая художественная культура», а также с основными проблемами, кото-рые будут рассмотрены на уроках.

Задачи урока: проанализировать понятия «культура», «искусство», «худо-жественная культура»; формировать у школьников умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, вести диалог.

План урока: определения понятия «культура», материальная, духовная культура. Культура как система; человек и культура. Мировая художественная культура; архитектура, живопись, скульптура, искусство.

Доска: Эпиграфы:

Тот, кому природа начинает открывать свои

тайны,чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица

Цель творчества – самоотдача.

Б. Пастернак

В подлинной культуре ничего не умирает…

Ю. М. Лотман

Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном отношении и интеллектуальной сфере.

Материальная культура - все, что создано человеком в результате его хозяйственной деятельности (орудия труда, жилища, одежда).

Духовная культура - результаты научной деятельности человека, вопло-щенные в виде теорий, символов, понятий (наука, искусство, просвещение).

Задание. Самостоятельно распределить предметы по разрядам: одни – к ма-териальной культуре, другие – к духовной. Перечень на доске: автомобиль,

ваза, пальто, картина, телевизор, перстень, стол, пианино, скульптура, подсвеч-ник, стул.

Мировая художественная культура – это множество культур народов ми-ра, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического разви-тия человеческой цивилизации.

Искусство - умение, мастерство, создание чего-либо нового, оригинально-го, не похожего на то, что уже создано другими.

Архитектура - искусство строить и украшать здания.

Живопись – вид ИЗО , произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Скульптура – вид ИЗО, произведения которого имеют объемную форму; различают круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.

Ход урока

Подумайте и ответьте на вопросы:

Кто такой культурный человек?

Что такое культура?

Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.

Теперь необходимо определить важное для нас понятие – «культура». С не-запамятных времен оно восходило к слову «культ», то есть «поклонение, по-читание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непости-жимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом об-ществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.

Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатыва-ние» Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесен римля-нами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души.

У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противополож-ность невежеству и бескультурью варваров. У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и ис-кусств. В XIX веке, что свидетельствует из словаря В. И. Даля, оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образова-ние умственное и нравственное».

Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толко-ваний. Например:

- «возделыание» и облагораживание природы;

- «память человечества»;

- творчество;

- уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умствен-ной деятельности;

- наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

- просвещенность, образованность, начитанность.

После этого проводится эвристическая беседа, в ходе которой учащимся предлагаются следующие вопросы:

Существыют ли общие характеристики культуры, объединяющие перечисленные определения?

Почему, на ваш взгляд, не существует единого определения культуры?

Какое из перечисленных определений понятия «культура» является, на ваш взгляд, наиболее емким и почему?

В заключении проведенной беседы школьники приходят к выводу о том, что общие характеристики существуют. Так, из каждого определения понятия «культура» следует, что культура не существует вне человека и его деятель-ности, также как и нет человека вне культуры.

В широком смысле слова под культурой понимают совокупность дости-жений человечества в производственном, общественном отношении и ин-теллектуальной сфере. По широте деятельности человека культуру делят на материальную и духовную.

К материальной культуре относят все, что создано человеком в результа-

те его хозяйственной деятельности, а к духовной культуре относят результа-

ты его научной деятельности, воплощенные в виде теорий, символов, понятий.

Задание. Самостоятельно распределить предметы по разрядам: одни – к ма-териальной культуре, другие – к духовной. Перечень на доске: автомобиль,

ваза, пальто, картина, телевизор, перстень, стол, пианино, скульптура, подсвеч-ник, стул.

Что такое культура, мы с вами определили, а что такое мировая худо-жественная культура?

Мировая художественная культура – это множество культур народов ми-ра, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического разви-тия человеческой цивилизации.

Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искус-ства (литературные (искусство слова) и музыкальные (искусство звука) произ-ведения, архитектура (искусство строить и украшать здания), скульптура, жи-вопись), творчески воспроизводящих действительность в художественных об-разах. Но что значит творчески воспроизводить действительность? Явля-ется ли искусством простое ее копирование, точное, подобное фотографи-ческому снимку, отражение окружающего мира?

Вовсе нет.

Что такое искусство?

У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерс-тво, знание дела – например, искусство шитья. Самое дело, требующее такого умения, тоже называют искусством – например, военное искусство.

Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу и музыку, архитектуру, ИЗО и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство…

Кто такой художник? Что такое искусство?

Вы скорее всего представили себе человека, кистью и красками создающего картину. В действительности же значение слова «художник» гораздо шире – так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов, ак-теров кино и театра, режиссеров; есть художники-фотографы и художники-камнерезы.

Художник – человек особый, он творит мир в соответствии с личными пре-дставлениями о нем. Чувства, мысли и переживания, преломленные в его соз-нании, рождают неповторимые художественные образы. Они создаются в ре-зультате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиден-ного и услышанного. Художник смотрит на жизнь пристрастно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способна творить чудеса…

А когда появилось искусство?

Очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели рисовать – учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тысяч лет назад!

Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света (1) египетские пирамиды (единственное из чудес света, дошедшее до нас); 2) висячие сады Вавилона; 3) храм Артемиды в Эфесе; 4) статуя Зевса в Олимпии; 5) мавзолей в Галикар-насе; 6) колосс Родосский; 7) александрийский маяк ) или поэмы Гомера.

Эпоха Возрождения – время творчества Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. А XIX век – время рождения киноискусства, которое всем знакомо и очень многими любимо.

Стихотворение В. Боровицкой:

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетели столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны – время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушкин –

Все забудут потомки – и возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

Учащиеся подводятся к пониманию того, что не следует отождествлять понятия «культура» и «искусство».

Работа по эпиграфам к уроку.

Тот, кому природа начинает открывать свои

тайны,чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица

Объясните, как вы понимаете эти слова? Аргументируйте свой ответ.

Цель творчества – самоотдача.

Б. Пастернак

В подлинной культуре ничего не умирает…

Ю. М. Лотман

Что мы подразумеваем под подлинной культурой? Разделяете ли вы точку зрения Лотмана и Б.Пастернака?

Выводы из беседы.

Культура создается человеком. Она развивает его творческие силы, требует самоотдачи, иногда даже подвига. Идеалы культуры всегда возвышают человека. Достижение идеалов – смысл жизни человека.

Культура, созданная человеком, способна в свою очередь преобразовать и его самого. Как вы понимаете смысл данного тезиса?

Литература:

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Солодовников Ю. А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в МХК»: 9 класс. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.

  3. Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 2005. – 397 с.

  4. Я познаю мир. Мировая художественная культура: Дет. Энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 398 с.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетели столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны – время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушкин –

Все забудут потомки – и возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

В. Боровицкая

infourok.ru

Искусство ставить вопросы: что мешает МХК стать важнейшим предметом в школе

Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы — кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.

Одно решение для трёх парадоксов 

Книги об искусстве в свободном доступе

Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.

Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.

Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема — совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств? 

И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.

Это предмет о связях, общих категориях, стилях, а если говорить точнее — о мировоззрении той или иной эпохи.

Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков. 

Само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов.

Получается, что само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много. 

Фидий + Модильяни = ?

Что вы знаете об искусстве ХХ века?

Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:

«Зачем ты поменял местами эти изображения? Почему ты считаешь, что эти две картины написаны одним и тем же художником»?

А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы. 

Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.

Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства. 

А вот и пример того, как можно исследовать региональные и исторические особенности храмов.

Страх и хитрость уроков в музее

Необычные профессии: историк моды

И всё же едва ли не важнейшим элементом для предмета МХК остаются уроки в музее. 

Для многих стран посещения музея учителем с детьми давно стали приятной, а главное — обычной практикой. Скажем, в Испании такие группы пускают совершенно бесплатно. Для нас же, к сожалению, пока это очень сложный процесс. 

Сперва, по нормам безопасности, для школьной группы нужно определить сопровождающих. И если раньше ими могли быть волонтеры из родительской среды, то сейчас это разрешено только работникам школы. Стоит ли говорить, как сложно найти свободных учителей, которые в удобное для вас время поедут в музей? 

Затем, попав на место, вы сталкиваетесь с требованием дополнительной оплаты за то, чтобы провести в стенах музея для класса свою лекцию. То есть учитель заранее помещается музейщиками в роль конкурента, несущего ересь и попусту заполняющего залы.

Так что если вам удалось сводить каждый свой класс в музей два раза за весь учебный сезон — это подвиг! 

Но мы все обязаны идти по этому трудному пути. Чтобы дети встретились с памятниками, стоит решиться на хитрость. Подробно об иезуитских способах проникновения в музей я расскажу на курсе, но ключевой момент в них один — нужно перевести школьную экскурсию в формат контрольной работы. 

Всё гениальное просто: вы заранее распределяете с детьми какие-нибудь пары для сравнения из одного или нескольких залов. После чего у музейных работников не остаётся возможности сказать вам слово поперёк —  ваши дети тихо ходят и пишут на листочках. А тем временем вы достигаете желаемого результата, потому что они вдумчиво общаются с определённой группой памятников и при этом видят достаточно большой художественный контекст.

Всё гениальное просто: нужно перевести школьную экскурсию в музее в формат контрольной работы.

Школьники относятся к контрольным работам серьёзно, стараются описать больше деталей — а чтобы их заметить, приходится многократно возвращаться к одному объекту. Это учит ребят, растущих в современной культуре клипового сознания, тому, что произведения искусства нужно смотреть долго. Поэтому, конечно, нужно стремиться ездить на архитектурные объекты и ходить в музеи. Только тогда история искусства воспринимается как живой предмет и увлекательная наука,  а не странный труд учёных, сидящих в пыльных кабинетах.

Из школы в профессию и обратно. Кто удовлетворит растущий спрос на знания? 

Как театральная педагогика помогает в школе

На мой взгляд, очень важно рассказывать о профессиях, связанных с искусством — искусствоведах закупочной комиссии, галерейщиках, кураторах. Если есть возможность, здорово будет пригласить реставратора иконописи, когда вы рассказываете про иконы.

Удивительным образом сегодня в нашей стране эта область стала считаться женской, хотя все ведущие зарубежные учёные — мужчины.

Поэтому важно открывать этот предмет для всех, объяснять, что есть разделы истории искусств, которые теснейшим образом связаны с другими дисциплинами, например с химией, физикой и ручным трудом. 

Очень важно рассказывать не только о самом искусстве, но и профессиях, с ним связанных.

Поднять учебный интерес к МХК у способных детей на уровень первичной профессиональной увлечённости помогли бы специализированные конкурсы или летние школы, но их пока нет. Пожалуй, единственной соревновательной площадкой для нас остается Всероссийская олимпиада школьников. На ней я замечаю оптимистичную тенденцию последних лет: задания от проверки случайного нахватанного знания уходят в сторону анализа. Это один из важнейших показателей развития предмета: педагогическая экспертная оценка начинает работать лучше. Но до появления профессионального сообщества нам всё ещё далеко.

Во многом поэтому преждевременен и разговор о ЕГЭ по МХК. Учителя предметов-аббревиатур пока не вырабатывают общих критериев оценивания и методов контроля знаний. И главная причина этому — критическое отсутствие кадров.

Преподавателями МХК в школе часто оказываются случайные люди: как правило, ими становятся любые педагоги гуманитарного цикла, учителя музыки для младших классов или даже люди, ведущие уроки технологии.

Кто из них достаточно квалифицирован, чтобы дать детям понимание базовых архетипов сознания, научить видеть связи в различных мировоззрениях?  

Между прочим, наша культура уже давно не вербальна, люди с каждым годом получают всё больше информации с помощью визуальных каналов. Так что предмет МХК сейчас должен быть очень и очень востребован, только этого почему-то никто пока не понимает. Мы только по привычке продолжаем говорить, что у нас литературоцентричное сознание, как у людей XIX века. На самом деле это далеко не так: мы постоянно заняты восприятием и истолкованием визуальных образов.

А в силу того, что люди сейчас читают существенно меньше, возникает очень сложная проблема — эмоцию или мысль при виде изображения они не могут перевести в слова.

Получается два разных текста: картинка, ощущение от которой нужно выразить на языке с вербальным кодом. Этому переводу, оказывается, теперь очень сложно научиться. Раньше мы этого не чувствовали. И тут нет никакого другого пути, кроме как пробовать делать это снова и снова. 

Следите за набором курса «Мировая художественная культура в задачах». 

2 декабря 2015, 12:10 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

МХК. Вводный урок.docx - План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"

(На слайд выводятся определения «культуры») уровень, степень развития какой­либо сферы хозяйственной илиумственной деятельности; наличие условий жизни, соответствующих потребностямпросвещённого человека; просвещённость, образованность, начитанность; выращивание, культивирование какого­либо растения; совокупность достижений человеческого общества впроизводственной, общественной и духовной жизни. (ответы учеников)Учитель: Хорошо, а теперь давайте запишем определение, которым мыбудем оперировать на уроках МХК. Культура – то, что создано людьми за всю историю человечества, всематериальные и духовные ценности.(запись в тетради)Учитель: А теперь, исходя из определения культуры, давайте с вамиподумаем, какие существуют формы культуры? Ответы учеников: Культура духовная и культура материальная.Учитель: А что же такое духовная культура? Как вы это понимаете?(Ответы учеников)Учитель: в сферу духовной культуры входит всё нематериальноетворение человечества. То, что мы не можем потрогать. Духовная культура ­ это совокупность нематериальных элементов:нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы,мифы, язык, знания, обычаи. Это – сфера человеческой деятельности,охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.Давайте постараемся привести примеры проявления духовнойкультуры. Подумайте, что мы можем отнести к духовной культуре? костюм, Примеры: сказки, эпос разных народов, песни, книги, музыка, танцы,традиции,обряды,философскиехрам/церковь/мечеть/синагога,тяпка/грабли/лопата, чайный сервиз, молитвы, законы. религиозные национальный обычаи,идеи, (ответы учеников)Учитель: А теперь нам нужно узнать, что же такое материальнаякультура. Ведь, она является второй формой культуры. Как вы понимаете этоопределение?(ответы учеников)Учитель: давайте запишем определение, которое вы видите на слайде:

Материальная культура – это совокупность физических объектов,

znanio.ru

Как и зачем развивать художественный вкус школьников или как сделать МХК реально полезным в школе

В сегодняшних реалиях школы задача педагога, преподающего МХК, выдать максимум бесполезных фактов за минимум времени. Поэтому предмет выхолащивается, из него исчезают многие ценностные идеи, а содержание сводится просто к набору интересных или не очень фактов. «В средние века жил интересный художник Иероним Босх… «Божественная комедия» Данте Алигьери положила начало эпохе Просвещения… театр был создан в Древней Греции».

Нужен ли обучающему этот набор фактов? Вероятнее всего вы скажете «нет». И мы полностью с этим согласны.

Получается, что предмет есть, содержание есть, а вот польза от него минимальна. На деле же задачей педагога, преподающего мировую художественную культуру, является воспитание эстетического вкуса, знакомство обучающихся с тем, как жили и чем дышали ушедшие эпохи.

Картина: Верещагин В. П. Осада Троце-Сергиева монастыря

1. Сделайте занятия более деятельностными

В этом вам помогут интересные продуктивные задания, которые будут стимулировать мыслительную деятельность обучающихся, их мотивацию по отношению к предмету, развивать отдельные виды мышления. Черпать вдохновение для составления заданий вы можете на массовом открытом онлайн курсе «МХК в задачах» на портале Лекториум (https://www.lektorium.tv/mooc2/26273). Здесь вы узнаете, как типологизировать задания на МХК, каким образом составлять стилистические разборы, как формулировать интригу внутри задания. Курс будет определенно полезен тем, кто хочет попробовать новое в преподавании предмета. Много для себя найдут и педагоги истории, русского языка, литературы и ОРКСЭ.

2. Использовать увлекательные дополнительные материалы

Сегодня Интернет пестрит разнообразными красивыми и интересными материалами по истории искусств, и их можно и нужно использовать в образовательном процессе. Однако помните, что урок МХК не должен превращаться в просмотр документального фильма про Леонардо да Винчи. Нельзя все 45 минут предлагать детям просто смотреть фильм. Ведь после просмотра они мало что запомнят. Включайте отрывки из этих фильмов либо короткие видеолекции, которые можно найти на замечательном гуманитарном ресурсе — Арзамас. Постарайтесь найти кабинет, оборудованный проектором и интерактивной доской, и демонстрируйте красивые картины на большом экране. Нельзя воспитать эстетический вкус посредством маленьких картинок в учебнике. Ведь в них нельзя различить детали, такие важные в художественном искусстве.

3. Шокируйте детей фактами

Самое главное в начале занятия сформировать познавательный интерес. Добиться этого можно, рассказав про самые необычные ситуации, которых полно в истории искусств. Например, художники и типографы, которых сжигали в Средние Века, вызовут неподдельный интерес, или факт о том, что многие писатели XIX и XX века испытывали болезненную тягу к наркотическим веществам, станет темой для последующего обсуждения.

Ян Матейко, Люблинская Уния

4. Создавайте проблемные ситуации

История искусств скрывает множество тайн и секретов. Исчезнувшие картины, сожженные дотла рукописи, драгоценные камни, которые несут в истории заметный след, чудеса света, которые носят практически мифический характер. Предложите обучающимся на занятии не просто познакомиться с творчеством Леонардо да Винчи, а разгадать его загадку. Расскажите, что Н. В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Уверены, что это не оставит ребят равнодушными, а проблемная ситуация, подкрепленная виртуальным путешествием в Лувр, наверняка, сильно заинтересует ребят.

Кстати, виртуальные путешествия по мировых художественным музеям не выдумка. Есть Интернет-ресурсы, которые позволяют пройтись по залам и коридорам музея и ознакомиться с картинами и особенностями музея.

Одним из таких ресурсов может быть: http://mylouvre.su/виртуальный-лувр/

Все это возможно и совершенно бесплатно.

И. Е. Репин, Парижское кафе

5. Используйте кейс-технологии и проектные методы

Количество часов на изучение МХК в школе очень мало, поэтому здесь как нельзя кстати приходятся продуктивные технологии самостоятельной работы. Например, разбор исторических кейсов, где нужно сравнить творчество двух архитекторов или художников, помимо этого, отлично работает проектная деятельность. Здесь главное выстроить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут. Заинтересовала архитектура? Будет проект по ней. Больше интересна живопись? Найдется тема и в этом направлении. Искусство слова не оставляет равнодушным? Оживим «Общество мертвых поэтов».

6. Используйте игровые технологии

Дух соперничества, вкус победы, ритм игр, цель — все это и многое другое делает игровые технологии одними из самых эффективных в образовании. А раз это так, то педагогу МХК просто необходимо их использовать. На уроке можно организовать интересный брейнквиз, поделив класс на 2 большие группы. Или предложить ребятам игру «Оценщики». Суть игры заключена в том, что после обобщенного прохождения эпох и направлений в художественном искусстве, ребятам предлагается отнести анонимную картину какому-либо автору, направлению, эпохе, а затем предложить наиболее вероятную цену на аукционе. Ребят делят на несколько групп по 3–5 человек, где они с помощью коллективного обсуждения принимают решение о картине, а затем дают свой вердикт. Выиграет та команда, которая больше всего приблизилась к реальной оценке картины.

Замок Гарибальди

7. Проводите интегрированные уроки

Ресурсы МХК невероятно велики, ведь искусство зародилось вместе с человеком и сопровождало его на протяжении всего его развития и продолжает это делать. Любая деятельность человека нередко понимается как деятельность искусства, а значит связать содержание различных, казалось бы, предметов можно и нужно. Это станет одним из средств формирования целостной картины мира. А соединять можно многое: не только историю мира и литературу. Начните изучение Индии в современности с освоения Тадж-Махала, биологию с творчества абстракционистов, а математику с фантазий Л. Кэролла (Алиса в стране чудес).

МХК не бесполезная часть образовательной программы, которую вам «впихнули» в дополнительную нагрузку. Чтобы развивать гармоничную личность, нужно развивать все ее составляющие. Только тот, кто знаком с творчеством, умеет его понимать, способен создать что-то новое. А значит в основе обучения в школе должны быть не 4, а 5 столпов: наука, технологии, инженерия, искусство и математика*.

*STEAM – это аббревиатура (science, technology, engineering, art and mathematics), возникшая в американской педагогике в противовес государственной образовательной политике, которая поддерживала развитие технических дисциплин для создания конкурентоспособной экономики. Без творческой составляющей – искусства – человек не способен создать что-то новое. Поэтому в аббревиатуру вписали еще компонент – Art.

diso.ru


Смотрите также