Профессиональное образование что это такое


Профессиональное образование - это... Что такое Профессиональное образование?

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

Ускорение темпов развития экономики (в частности — промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих.

Нивелирование кадрового дефицита — одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

  • усовершенствование материальной базы,
  • создание ресурсных центров,
  • привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,
  • формирование системы «социального заказа».

Государственной статистикой учитываются:

1) число учреждений начального профессионального образования;

2) численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движения учащихся, приём и выпуск.

3) численность учащихся, в том числе по полу, отраслевой специализации.

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 декабря 2011.

dic.academic.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности; общепрофессиональная и специальная подготовка будущего специалиста.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на начальное, среднее и высшее.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

овладение определенными знаниями, навыками и способами деятельности по конкретной профессии и специальности.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям для выполнения специализированных функций в сфере оплачиваемого труда. Специфика профессионального образования, по сравнению с общим образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, т. к. содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

процесс формирования и обогащения установок, знаний, умений и навыков, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Применительно к образованию взрослых термин употребляется в трех значениях: 1) учебная деятельность, сопряженная с выполнением специализированных функций в системе технологического разделения труда; включает четыре компонента: а) расширение и углубление фундаментальных знаний, составляющих теоретические основы профессии; б) приращение знаний по специальным дисциплинам, относящимся к определенным областям профессиональных знаний; в) освоение новых прикладных знаний и ноу-хау; г) совершенствование навыков выполнения трудовых операций; 2) система учреждений, предназначенных для повышения профессиональной квалификации и для освоения новых видов трудовой деятельности; 3) имеющееся у человека понимание сути дела, а также его знания, умения и навыки, составляющие способность к выполнению специализированных функций в сфере оплачиваемого труда.

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей

подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной области деятельности. Как и общее образование, профессиональное ориентируется на развитие личности, но специфич. цель состоит в адаптации учащихся к особенностям избранной сферы труда в интересах реализации способностей и интересов личности. П. о. отличается от общего характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, к-рые согласуются с избранными профессией и специальностью.

Система П. о., обеспечивая квалифи-кац. структуру экономически активного населения (см. в ст. Квалификация), формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хоз. процессы, состояние культуры и науки в отд. стране. См. Профессионально-техническое образование, Среднее профессиональное образование, Высшее образование.

В Рос. Федерации подготовка квалифициров. рабочих и служащих в проф. уч. заведениях осуществляется на базе основной школы без получения ср. образования (срок обучения 1—2 года); на базе ср. школы (1—2 года); на базе основной школы с получением ср. образования (3—4 года). Объемы общеобразоват. и проф. подготовки содержатся в модели уч. плана для учреждений П. о., к-рый составляется на основе Гос. стандарта П. о. Так, для обязат. обучения на базе основной школы с получением ср. образования в зависимости от профессии предусматривается 4418—5744 ч, из. них 30—33% на общеобразоват. подготовку. Удельный вес гуманитарного цикла предметов составляет 710-$00 ч, а естеств.-научного — 500—680 ч. На факультативные курсы выделяется 464—614 ч. В общеобразоват., общетехн. и проф. циклах значительно возросло гуманитарное содержание предметов.

Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра функций П. о. и его трансформации из способа простого воспроизводства рабочей силы в источник возрождения и роста экономически и социально активных групп населения, способных действовать в условиях мелкого и ср. предпринимательства, а также самозанятости в сфере услуг, малого бизнеса, торговли и т. п.

Обязат. минимум содержания каждой осн. проф. образоват. программы (по конкретной профессии, специальности) определяется гос. образоват. стандартами. По закону Рос. Федерации «Об образовании» (1992; 1996) образоват. стандарты включают федеральный и нац.-региональный компоненты. Гос-во в лице Федеральных (центр.) органов власти и управления устанавливает федеральные компоненты стандартов П. о., определяющих обязат. минимум содержания образоват. программ, и макс, объем уч. нагрузки обучающихся, необходимый уровень подготовки выпускников. Региональный компонент П. о. отражает специфику конкретного труда с учетом его национальных, природно-кли-матич. и иных особенностей. Для учащихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться спец. уч. программы.

Предполагается, что Гос. образоват. стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже 1 раза в 10 лет.

П. о. обеспечивают гос. и негос. уч. заведения, получившие лицензию и прошедшие аккредитацию. Возможно получение П. о. с отрывом (преимущественно) и без отрыва от произ-ва, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. По ряду профессий и специальностей обучение без отрыва от произ-ва не допускается. Лица с отклонениями в развитии и инвалиды могут учиться как в обычных, так и в спец. профильных учреждениях П. о. В учреждения П. о. могут поступать лица, уже имеющие к.-л. квалификацию.

Реформирование проф. школы России на практике осуществляется путем изменения прежней ее организации, жестко управляемой из центра, в гибкую систему оказания проф. образоват. услуг, отвечающую требованиям совр. экономики.

Учреждения П. о. перешли к конкурсному отбору учащихся, вариативным программам образования, реформам финансирования и т. п. Федеральные органы управления образованием приобретают в этих условиях координирующие и науч.-метод. функции. Важное значение имеют сотрудничество гос-ва, предпринимателей, профсоюзов, уч. заведений с заказчиками и привлечение инвестиций в П. о.

Координац. основой взаимодействия всех гос. и обществ. ин-тов, заинтересованных в профессионализации населения, является Гос. стандарт П. о. В мировой практике сложились разл. подходы к стандартизации П. о. В одних странах такие стандарты отсутствуют и осуществляется непосредственный и разнообразный по формам контроль за подготовкой кадров со стороны заказчиков, в других — стандарты рассматриваются как способ обострения здоровой конкуренции на рынке труда и стимул повышения квалификации кадров. Европ. страны с 80-х гг. предпринимают попытки сближения систем образования и повышения квалификации работающих для создания общего и свободного рынка труда.

Для России в условиях интенсивной миграции населения гос. стандарты по профессиям особенно важны. Гос-во, принимая на себя обязанность защиты прав человека на труд, распространяет эту функцию и на сферу проф. подготовки. Министры образования СНГ подписали соглашение (1993) о взаимном признании квалификац. документов на терр. СНГ. Гос. стандарт П. о. обеспечивает признание дипломов о П. о. на всей терр. России, а также др. странами на основе договоров.

Стандарт нач. П. о. базируется на утвержденном пр-вом России в 1994 новом перечне профессий, к-рый в России включает 257 (вместо прежних 1200) профессий. В Германии, напр., аналогичный перечень содержит 480 в основном интегрированных профессий, охватывающих 63 сферы деятельности, в Великобритании разрабатывается номенклатура профессий, к-рая, по предварит. оценкам, охватывает 160 профессий, в Финляндии все отрасли экономики представлены 25 уклонами, каждый из к-рых включает неск. профессий (всего 270).

В рос. перечне употребляется и понятие «специальность», к-рая рассматривается как конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии (ок. 600). Перечень основывается на европ. системе П. о. и включает вторую, третью и четвертую ступени квалификации, подлежащие гос. регулированию. Первая ступень не включена, т. к. подготовка по этим профессиям может проводиться в разл. формах ускоренного обучения. Для овладения профессиями второй ступени достаточен уровень осн. общего образования, для третьей — ср. общего образования, для четвертой — ср. спец. образования. Получение профессии второй и третьей ступени соответствует начальному, а четвертой — среднему или повышенному П. о. Интеграция рабочих профессий со ср. спец. образованием — специфич. черта новой рос. системы П. о.

Подготовку техников-мастеров производств. обучения осуществляет ок. 50 индустриально-педагогических учебных заведений (см. также Инженерно-педагогическое образование). Действуют Рос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников проф.-тех. образования (осн. в 1958, С.-Петербург) и его филиалы в др. городах, а также ин-ты усовершенствования учителей, спец. отделения и курсы при отраслевых вузах.

Н.-и. и метод. работу в области П. о. в России ведут Ин-т проф. образования Мин-ва общего и проф. образования Рос. Федерации в Москве, Ин-т проф.-тех. образования РАО в С.-Петербурге, а также науч.-метод. центр ср. проф. образования и НИИ высш. школы.

Издаются отраслевые журн. «Профессионал», «Специалист» и бюллетень «Высшая школа».

Лит. Смирнов И. П., Реформа проф. образования в России, Бюллетень ЮНЕСКО, Париж, 1995. И. П. Смирнов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. П.о. создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества. П.о. - одно из фундаментальных прав личности (закреплено в Декларации прав человека), обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни. В России П.о. базируется на принципах демократизма, непрерывности и преемственности, общедоступности, светскости и поликультурности, рационального соотношения государственного и общественных начал в подготовке специалистов, связи основного и дополнительного П.о. и др. Сложились различные подходы к определению П.о. Под ним понимают: а) целенаправленный педагогический процесс профессионального обучения и воспитания; б) целенаправленный, осуществляемый государством и обществом процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; в) систему П.о., сеть профессиональных учебных заведений - от элементарных курсовых форм до высшего и послевузовского образования; г) профессиональную подготовку и наличный уровень компетентного владения той или иной программой П.о. Понятие П.о. включает в себя сложившиеся исторически типы П.о.: ремесленное, профессионально-техническое образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование. В Законе РФ об образовании (1992) зафиксированы соответствующие уровни: начальное, среднее и высшее П.о. Определились также различные отраслевые и межотраслевые виды П.о.: университетское, педагогическое, техническое, военное, ветеринарное и др. В реальной практике П.о. полифункционально и выполняет следующие функции: экономическую - расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы с учетом потребностей общества, формирование рынка труда и оказание образовательных услуг, воздействие на социально-экономические процессы и развитие науки, техники, производства, культуры и образования; социальную - подготовка специалистов, передача профессионального опыта одних поколений другим, формирование социально-профессиональной структуры населения и создание условий для его социальной и профессиональной мобильности; педагогическую - воспитание и развитие личности средствами приобщения к профессии и формирование основ профессиональной культуры, профессиональное обучение и воспитание подрастающих поколений на базе основного образования, подготовка, повышение квалификации и переподготовка взрослого населения; цивилизационную - поддержание и упрочение сложной структуры современной цивилизации и уровня мирового и отечественного экономического и социального развития, обеспечение научного и технического прогресса и общественного благосостояния; культурологическую - трансляция, сохранение и совершенствование общей, интеллектуальной и профессионально-трудовой культуры общества; гуманитарную - создание условий для осуществления права личности на профессию и профессиональную занятость, равноправия мужчин и женщин в сфере профессий, а также социальная защита людей с нарушениями в психофизическом развитии и инвалидов с детства; психологическую - создание условий для формирования и развития личности профессионала, ее ценностных трудовых установок. Педагогические аспекты П.о. являются предметом профессиональной педагогики - отрасли педагогической науки, изучающей общие методологические, теоретические, исторические, методические и технологические основания образовательного процесса на всех уровнях П.о. и во всех типах профессиональных учебных заведений. Исторически развивались научные дисциплины, изучающие частные и специфические закономерности П.о.: профессионально-техническая педагогика как теория профессионально- технического образования; педагогика среднего специального образования и педагогика высшей школы, теория и методика П.о. В отдельных профессиональных областях складывались военная, музыкальная, художественная и другие педагогики, теория и методика педагогического образования, производственная педагогика и др. Общее и профессиональное образование исторически взаимосвязаны как два иерархических преемственных процесса социализации личности. Процесс постоянного усложнения человеческой деятельности обусловил выделение П.о. из состава общего образования, с одной стороны, и замену им ученичества и детского труда как ранних форм трудовой социализации и приобщения к профессии, с другой. Общее образование при этом является не только базисом П.о., но и входит в его состав, обеспечивая непрерывность овладения основами общечеловеческой культуры. В новых типах средних общеобразовательных учреждений (лицеи, кадетские корпуса, колледжи) П.о. составляет один из блоков учебного плана, входя т.о. в состав общего образования. Вследствие дифференциации образования выделились самостоятельные социальные институты П.о. - университеты, училища, курсы и т.д., образовавшие систему П.о. П.о. как система имеет двойную классификацию. Критерием классификации по вертикали является уровень и сложность стандартных профессионально-образовательных программ и общеобразовательных баз. Уровню или стандартному образовательному цензу соответствуют типы образовательных учреждений начального, среднего и высшего П.о.: училища, лицеи, гимназии, корпуса, институты, университеты, академии и др. Критерием классификации по горизонтали являются области профессиональной деятельности и соответствующие виды П.о. - архитектурное, горное, педагогическое, техническое, художественное, медицинское и т.п. Одна из характеристик П.о. - непрерывность и преемственность, проявляется в синтезе вертикальной и горизонтальной классификаций и возникновении его следующих преемственных блоков: начальное (базовое) техническое - среднее техническое - высшее техническое; среднее медицинское - высшее медицинское и т.п. Эти блоки в современной практике образуют учебно-производственные комплексы, как правило, при высших учебных заведениях. Система дополнительного П.о. возникла как форма получения профессии вне учебного заведения (домашнее, семейное образование, ученичество, курсовая система на производстве, дополнительное образование взрослых) и как форма повышения квалификации специалистов среднего звена. С 60-х гг. 20 в. условия социального и технического прогресса обусловили потребности общества в создании системы дополнительных услуг П.о. С этой целью стали разрабатываться дополнительные образовательные программы для каждого уровня профессиональной подготовки, реализуемые через разные типы профессиональных учебных заведений по очной, вечерней и заочной (в т.ч. дистанционной; см. Дистанционное обучение) формам обучения, а также через курсовую систему предприятий, различные учебные центры занятости, профориентации и др. Самостоятельным элементом этой системы является послевузовское профессиональное образование. Ведущей современной тенденцией является дифференциация (фуркация) старшей ступени средней общеобразовательной школы и создание самостоятельных профильных учебных заведений (лицеи и колледжи, профильные классы), выполняющих функцию допрофессиональной подготовки и ориентированных на продолжение обучения в высших профессиональных учебных заведениях. Характер П.о. как процесса трансляции социально-трудового опыта поколений и формирования специалиста определяется выбором традиционных или инновационных концепций образовательного процесса. Долгое время в мире преобладала технократическая концепция П.о., приоритетом которой были узко понимаемые потребности государства, политики, экономики, производства и отдельного предпринимателя, а практическими целями - формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков в узкой сфере специальности. Гл. внимание уделялось выбору технологий профессионального обучения. При этом игнорировались особенности и интересы личности, которая рассматривалась лишь как один из элементов этого процесса. Альтернативой является гуманистическая концепция образовательного процесса, ведущая начало от Д. Дьюи и Г. Кершенштейнера. Согласно этой концепции, образовательный процесс должен ориентироваться на создание условий для активного участия субъекта в овладении профессией и культурой труда, на гуманизацию П.о., на удовлетворение общих и профессиональных интересов и индивидуальных потребностей личности. В Рос. Федерации содержание П.о. зафиксировано в документах Министерства образования РФ: государственный образовательный стандарт, профессионально-квалификационные характеристики (или профиль подготовки специалиста), учебные планы и программы. Учебный план строится с учетом единства профессиональной, общеобразовательной и культурологической подготовки будущего специалиста, рационального соотношения фундаментальной и практико-ориентированной подготовки, связи федерального и национально-регионального компонентов содержания образования, а также наличия инвариантного содержания базового (основного) образования, обеспечивающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса через систему специализаций, курсов, факультативов, спецкурсов, спецсеминаров и т.п. См. также Высшее профессиональное образование,История образования в России, Начальное профессиональное образование, Профессионально-техническое образование, Среднее профессиональное образование

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

didacts.ru

профессиональное образование - это... Что такое профессиональное образование?

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности. Как и общее образование, П. о. ориентируется на развитие личности; специфическая цель приспособление учащихся к особенностям избранной… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготавливающее к какой либо профессии; в частности ремесленное, художественное, техническое и сельскохозяйственное образование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Профессиональное образование — процесс или/и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности... Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 N 215 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ… …   Официальная терминология

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс трудовой подготовки личности, обеспечивающий ее ориентацию в мире профессий и овладение конкретной специальностью. В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. зафиксированы соответствующие уровни… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В РФ основной путь получения П.о. обучение в профессионально техническом, среднем специальном учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего… …   Юридическая энциклопедия

  • Профессиональное образование —     социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и …   Педагогический терминологический словарь

  • Профессиональное образование — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Профессиональное образование (также профессионально техническое образование)  система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально… …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготовка специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определённой области деятельности. Как и общее образование, профессиональное ориентируется на развитие личности, но специфич. цель состоит в адаптации учащихся к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • профессиональное образование — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования  обучение в профессионально технических, средних специальных учебных заведениях (на… …   Энциклопедический словарь

normative_reference_dictionary.academic.ru

Виды профессионального образования в РФ :

Профессиональное образование представляет собой систему подготовки кадров высокой квалификации на производстве, а также в училищах профессионально-технического профиля. Каковы особенности данного направления?

Профессиональная программа образования способствует решению задач постепенного повышения общеобразовательного и профессионального уровней тех учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов определенной квалификации.

Виды

Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.

К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.

Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.

В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.

Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.

Формы

Учреждения профессионального образования предлагают различные формы обучения для своих слушателей: очная, вечерняя, заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.

В нашей стране на данный момент предусмотрены следующие виды высшей ступени обучения:

  • бакалавриат (4 года);
  • специалитет (5 -5,5 лет);
  • магистратура (6 лет).

Государственное профессиональное образование на каждом уровне предполагает постоянное повышение квалификации служащего, рабочего, специалиста с учетом модернизации образовательных стандартов.

Факторы, влияющие на качество подготовки

Есть ли какие-то критерии для оценки качества? Как должно быть организовано профессиональное образование? Профессиональное обучение зависит от следующих факторов:

  • социальной и профессиональной ориентации;
  • состояния технической и материальной образовательной базы;
  • методов и программы обучения, информационной обеспеченности;
  • кадрового состава преподавателей;
  • финансового обеспечения;
  • конкуренции на рынке труда, социально-психологического климата внутри коллектива.

Специфика образования

Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.

В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.

В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.

Компоненты образования

В системе российского образования есть следующие компоненты:

  • федеральные государственные требования и стандарты;
  • программы разной направленности, уровней, видов;
  • органы управления на разных уровнях, а также консультационные органы;
  • общественные объединения, предприятия, на базе которых осуществляется производственная практика.

Остановимся подробнее на всех видах профессионального образования.

СПО

Среднее образование - это составляющая системы профессионального образования. Его предназначение в удовлетворении запросов общества и потребностей личности. В наши дни данная ступень охватывает 22% населения Российской Федерации. В социальной и экономической сфере задействовано порядка 20 миллионов специалистов со средним профессиональным образованием.

Согласно международной стандартной классификации образования, эта ступень соответствует практик-ориентированному доуниверситетскому обучению.

Его реализация осуществляется по основным двум программам: повышенного и базового уровня. После освоения первого этапа, выпускник получает квалификацию «техник».

При повышенном уровне профессионального среднего образования предполагается существенное расширение и углубление подготовки в сравнении с базовым вариантом.

Важные моменты

Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».

Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.

Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.

Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).

Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.

Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).

В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.

Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)

В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.

Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).

Специфика среднего профессионального образования в РФ

В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.

Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.

В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.

Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.

Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.

Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.

Специфика высшего образования

Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.

Само учебное заведение, а также его филиалы имеют право по ФЗ «Об образовании» реализовывать программы общего начального, среднего, полного, начального и среднего профессионального обучения. Также у образовательных учреждений этого типа есть право на реализацию дополнительного профессионального обучения (при наличии государственной лицензии).

Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учебная нагрузка по отдельным дисциплинам, содержание программ, требования к уровню подготовки — все это указано в новых образовательных федеральных стандартах, специально разработанных для данной ступени.

Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.

Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.

Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).

Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.

Подведем итоги

В настоящее время многие молодые люди осознают значимость получения качественного профессионального образования. Они осознают, что от того, насколько ответственно человек относится к выбору специальности, будет зависеть трудоустройство, размер заработной платы, социальный статус.

Среди последних тенденций необходимо отметить повышение интереса среди молодых людей к среднему профессиональному образованию. Многие юноши стремятся поступить после завершения обучения в школе в колледжи и техникумы, функционирующие при поддержке крупных производственных компаний.

businessman.ru

Среднее профессиональное образование - это... Что такое Среднее профессиональное образование?

Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования.

Среднее профессиональное образование в России

Образовательные учреждения СПО

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)[1]:

7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;
  • Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО)
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Приём в образовательные учреждения СПО

Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование: закон «О воинской обязанности и военной службе» [2] не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, не обучающимся в вузах; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшее образование.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112[3] (в редакции от 18.05.2006[4]). С 1 января 2010 года. при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355[5].

Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием

Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).

  1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
  2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
  3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Уровни профессионального образования                                                                                

Если ты усвоишь, какие бывают уровни профессионального образования, в чем их отличия, то сможешь понять, реально оценить свои возможности, на какой уровень ты сможешь претендовать.

В настоящее время произошли большие изменения в системе профессионального образования. Теперь существуют два основных уровня профессионального образования.

Профессиональное обучение предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Среднее профессиональное образование

Высшее образование

Подготовка квалифицированных рабочих, служащих

Бакалавриат

Подготовка специалистов среднего звена

Магистратура

 

Специалитет

Среднее профессиональное образование

(техникум, колледж)

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу нового «Закона об образовании РФ» профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

  • программы подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные организации могут реализовывать:

  • основные общеобразовательные программы основного общего образования (9 классов);

  • основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих:

  • для лиц, не имеющих основного общего образования (база 8 класса);

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам и получивших свидетельство об обучении.

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения. 

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих   определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств, в некоторых учреждениях проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности. О возможном сокращении срока дальнейшего обучения необходимо выяснять заранее.

1. По некоторым специальностям набор ведется только окончивших 11 классов (например, в педагогическом и медицинском колледжа).

2. Для учащихся 9-х и 11-х классов организованы подготовительные курсы.

3. Существуют различные форму получения образования: дневная, вечерняя, заочная.      

В соответствии с новым Законом об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут поступать в образовательные организации СПО только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.  

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение второго начального профессионального образования и профессиональной подготовки в государственных образовательных организациях Ярославской области без взимания платы. Порядок предоставления социальной услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в сфере образования (ст. 66 закона ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»).

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена  впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно (п. 5 статьи 68 ФЗ от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Высшее образование

(институт, академия, университет)

К  освоению программ  бакалавриата  или  программ специалитета  допускаются  лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Прием на  обучение  за  счет  бюджетных ассигнований  по  программам  бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе:

- на базе  среднего  общего  образования  – на  основании  результатов  ЕГЭ  и  (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией ВО; 

- на базе  СПО  или  ВО  –  по  результатам вступительных  испытаний,  форма  и перечень которых определяются организацией ВО или на основании результатов ЕГЭ.

Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные  вступительные испытания,  проводимые  организацией ВО самостоятельно:

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ;

2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным  предметам  в  форме государственного  выпускного  экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Правилами предусмотрена  возможность  проведения в  вузах  дополнительных вступительных испытаний  профильной  направленности в  случае,  если  конкурс  на соответствующее направление  подготовки  (специальность), проводимый  на  основании результатов ЕГЭ,  не  обеспечивает  возможность отбора  лиц,  наиболее  способных  и подготовленных к освоению образовательной программы ВО. Дополнительные вступительные испытания проводятся по профильному общеобразовательному предмету.

Организация ВО может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования  дополнительные  вступительные испытания  творческой  и  (или) профессиональной  направленности: творческое  испытание,  профессиональное испытание, собеседование.

В рамках контрольных цифр приема выделяются:

- квота приема на обучение детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, которым  не противопоказано  обучение  в  соответствующих образовательных  организациях, детей-сирот и  детей,  оставшихся  без  попечения родителей (квота  устанавливается организацией ВО в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр по каждой специальности и (или) направлению подготовки);

- квота целевого приема на обучение; 

- места для приема на обучение лиц, постоянно проживающих в Крыму.

Поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего  образования  и  участвовать  в конкурсе  не  более  чем  по  3  специальностям и  (или) направлениям  подготовки  в каждой  из  указанных  организаций.  В заявлении  поступающий указывает приоритетность поступления на обучение по различным условиям поступления. 

Категории граждан,  которые  имеют  особые  права при  приеме  на  обучение  по программам бакалавриата  и  программам  специалитета, определены  законодательством  РФ (п. 33 – 42 Порядка). Особые права и преимущества предоставляются победителям и призерам олимпиад  школьников  при  наличии  у них  результатов  ЕГЭ  не  ниже  количества баллов, установленного  организацией ВО.  В  2016 г.  победителям  и  призерам олимпиад  школьников необходимо  набрать не  менее  75  баллов  по  ЕГЭ,  тогда  как в  2015  г.  достаточно  было  сдать экзамен на 65 баллов.

Поступающие  на обучение  вправе  представить  сведения о  своих  индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение (п. 43 – 47 Порядка). В 2016 г.  дополнительные  баллы  могут  быть начислены  за  наличие  диплома  о среднем профессиональном  образовании с  отличием,  аттестата  о  среднем  общем образовании  с отличием  (золотой  или серебряной  медали),  золотого  значка ГТО,  призовых  мест  на олимпиадах, участие  в  волонтерской  деятельности и  др.  Вузы  будут  самостоятельно решать, учитывать итоговое сочинение выпускников при поступлении или нет. Перечень учитываемых индивидуальных достижений  и  порядок  их  учета устанавливаются  организацией  ВО самостоятельно. 

При поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (Постановление Правительства  РФ  от 14.08.2013  N 697),  поступающий  представляет оригинал  или  копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра.

Что важно спросить в профессиональной образовательной организации?

1. Где находится ваше учебное заведение?

2. По каким специальностям в нем обучают?

3. Какова продолжительность обучения?

4. Каков конкурс по специальностям при поступлении?

5. Есть ли ограничения в приеме по состоянию здоровья?

6. Обучение платное или бесплатное?

7. Кто имеет льготы при поступлении?

8. Какие документы нужно представить в приемную комиссию?

9. В какие сроки можно подать документы?

10.В какой форме и по каким предметам проводятся вступительные испытания?

11. Имеются ли подготовительные курсы и какова стоимость обучения на курсах?

12. Можно ли параллельно получить вторую специальность?

13. Каков размер стипендии и условия ее получения?

14. Имеется ли общежитие?

15. На каких предприятиях проходит производственная практика?

16. Оказывают ли по окончании обучения содействие в трудоустройстве?

17. Где работают ваши выпускники?

18.Сколько зарабатывают специалисты по окончании Вашей профессиональной образовательной организации?

19. Когда проходят Дни открытых дверей?

www.b17.ru


Смотрите также